Техника безопасности при проведении слесарных работ. Общие правила техники безопасности при выполнении слесарных работ Техника безопасности при слесарно сборочных работах


Несчастные случаина производстве – ушибы, ранения и т. д. – называются производственным травматизмом, который чаще всего происходит по двум причинам: вследствие недостаточного освоения работающими производственных навыков и отсутствия необходимого опыта в обращении с инструментом и оборудованием; из-за невыполнения правил безопасности труда и правил внутреннего распорядка.

1.2.1. Безопасные условия труда

Основными условиями безопасной работы при выполнении слесарных операций являются правильная организация рабочего места, пользование только исправными инструментами, строгое соблюдение производственной дисциплины и требований безопасности.

Ниже приводятся краткие правила безопасности труда.

До начала работы необходимо:

Надев спецодежду, проверить, чтобы у нее не было свисающих концов; рукава надо застегнуть или закатать выше локтя;

Проверить слесарный верстак, который должен быть прочным, устойчивым и соответствовать росту рабочего; слесарные тиски должны быть исправны и прочно закреплены на верстаке; ходовой винт должен вращаться в гайке легко; насечка на губках тисков должна быть качественной;

Подготовить рабочее место; освободить нужную для работы площадь, удалив все посторонние предметы; обеспечить достаточную освещенность; заготовить и разложить в соответствующем порядке требуемые для работы инструмент, приспособления, материалы и т. п.;

Проверить исправность инструмента, правильность его заточки и доводки;

При проверке инструмента обратить внимание на то, чтобы молотки имели ровную, слегка выпуклую поверхность, были хорошо насажены на рукоятки и закреплены клином; зубила и крейцмейсели не должны иметь зазубрин на рабочей части и острых ребер на гранях; напильники и шаберы должны быть прочно насажены на рукоятки;



Проверить исправность рабочего оборудования и его ограждения;

Убедиться, что все вращающиеся части станков и механизмов, а также обрабатываемые заготовки с выступающими частями, имеют защитные ограждения.

Во время работы необходимо:

Прочно зажимать в тисках деталь или заготовку, а во время установки или снятия ее соблюдать осторожность, так как при падении деталь может нанести травму;

Опилки с верстака или обрабатываемой детали удалять только щеткой;

При рубке металла зубилом учитывать, в какую сторону безопасно для окружающих направить отлетающие частицы и установить с этой стороны защитную сетку; работать только в защитных очках; если по условиям работы

Нельзя применять защитные очки, рубку выполнять так, чтобы отрубаемые частицы отлетали в ту сторону, где нет людей;

Не пользоваться при работах, случайными подставками или неисправными приспособлениями;

Не допускать загрязнения одежды керосином: бензином, маслом.

По окончании работы необходимо:

Тщательно убрать рабочее место;

Уложить инструмент, приспособления и материалы на соответствующие места;

Во избежание самовозгорания промасленной ветоши и возникновения пожара убрать ее в специальные металлические ящики с плотно закрывающейся крышкой.

1.2.2. Противопожарные мероприятия

Источниками возникновения пожара могут быть: токи короткого замыкания, образующие электрическую дугу; перегрев электрических сетей и электрооборудования; теплота, образующаяся при трении дисков, подшипников, ременных передач; искровые разряды статическое электричества; пламя; лучистая энергия; искры.

Причиной возникновения пожара может быть воспламенение производственных отбросов, промасленной ветоши, пакли, бумаги и других материалов, используемых для очистки механизмов, в результате неосторожного обращения с огнем. Пожары также возможны в результате самовозгорания твердого минерального топлива, промасленной ветоши, сложенной в кучи.

Основное предупредительное мероприятие против пожаров – это постоянное содержание в чистоте и порядке рабочего места, осторожное обращение с огнем, нагревательными приборами и легковоспламеняющимися веществами. Нельзя допускать скопления у рабочего места большого количества легковоспламеняющегося производственного сырья, полуфабрикатов и др. Отходы производства, особенно горючие, складывают в отведенном для них месте.

По окончании работы рабочее место должно быть приведено в полный порядок. Промасленные обтирочные материалы убирают в специальные ящики. Сосуды с легковоспламеняющимися жидкостями, а также баллоны с газами переносят в места их постоянного хранения. Должны быть, выключены все электроприборы и осветительные точки, за исключениемдежурных ламп.

Простейшие противопожарные средства и инвентарь – ящики с песком и лопатами, кульки с песком, пожарный кран, насосы, огнетушители – должны быть всегда в наличии и исправны.

При возникновении пожара необходимо выключить все электроустановки, немедленно по телефону (42-80, 01) или специальным сигналом вызвать пожарную команду и принять меры к тушению пожара собственными силами с помощью имеющегося противопожарного оборудования и инвентаря.

При пожаре нельзя выбивать стекла в окнах, так как это увеличивает приток воздуха, способствуя усилению огня. В случае пожара необходимо сохранять спокойствие и беспрекословно выполнять распоряжения руководителей.

Порядок выполнения работы

1) Познакомиться с оборудованием слесарных мастерских, организацией рабочего места слесаря.

2) Изучить требования техники безопасности при выполнении работ в слесарных мастерских.

1) Эскиз слесарного верстака с указанием его основных компонентов.

2) Классификация, назначение и устройство тисков с указанием их основных частей.

Вопросы для самоконтроля

1) Каковы основные принципы организации рабочего места слесаря?

2) Из каких основных элементов состоит слесарный верстак?

3) Какие преимущества и недостатки конструкции стуловых тисков вы знаете?

4) Из какого материала изготавливают корпус поворотных тисков с параллельными губками.

5) Каковы требования техники безопасности при выполнении работ в слесарных мастерских?


Практическое занятие №2

РАЗМЕТКА

Цель работы – ознакомиться с назначением, основными видами разметки, применяемыми оборудованием и инструментом, техникой безопасности при выполнении разметки.

Общие сведения

Разметкой называется операция нанесения на обрабатываемую заготовку разметочных линий (рисок), определяющих контуры будущей детали или места, подлежащие обработке. Выполнение разметки необходимо для того, чтобы знать, где и до каких размеров вести обработку заготовки .

Разметку выполняют точно и аккуратно, потому что ошибки, допущенные при разметке, могут привести к тому, что изготовленная деталь окажется бракованной. Может быть и наоборот: неточно отлитую и поэтому забракованную заготовку можно исправить тщательной разметкой, перераспределив припуски для каждой разметочной поверхности.

Точность, достигаемая при обычных методах разметки, составляет примерно 0,5 мм. При точной разметке ее можно повысить до сотых долей миллиметра.

Разметка применяется преимущественно в единичном и мелкосерийном производстве.

В зависимости от формы размечаемых заготовок и деталей, разметка делится на плоскостную и пространственную (объемную).

Плоскостная разметка

Плоскостная разметка, выполняемая обычно на поверхностях плоских, деталей, на полосовом и листовом материале, заключается в нанесении на заготовку контурных параллельных и перпендикулярных линий (рисок), окружностей, дуг, углов, осевых линий, разнообразных геометрических фигур по заданным размерам или контуров различных отверстий по шаблонам.

Для выполнения разметки используются разметочные плиты, подкладки, поворотные приспособления, домкраты и др.

На разметочной плите устанавливают подлежащие разметке детали и располагают все приспособления и инструмент. Разметочная плита отливается из мелкозернистого серого чугуна. В нижней ее части имеются ребра жесткости, предохраняющие плиту от возможного прогиба под действием силы тяжести самой плиты и размечаемые деталей. Верхнюю рабочую поверхность и боковые стороны плиты точно обрабатывают на строгальных станках и затем шабрят.

Поверхность плиты всегда должна быть сухой и чистой. После работы плиту обметают щеткой, тщательно протирают тряпкой, смазываю маслом для предохранения от коррозии и накрывают деревянным щитом. Не менее одного раза в неделю плиту промывают скипидаром или керосином. Нельзя передвигать по плите размечаемые заготовки во избежание появлению забоин и царапин.

Необработанные заготовки устанавливают не непосредственно на плиту, а на специальные подкладки или домкраты.

Применяемые при разметке инструменты и приспособления передвигают по плите плавно. Рабочую поверхность плиты рекомендуется натирать графитовым порошком.

Перед разметкой необходимо обязательно выполнить выверку установленной заготовки с помощью специальных подкладок, призм и домкратов.

Инструмент, применяемый при разметке.

Чертилка – слесарный инструмент, применяющийся для нанесения линий (рисок), путем царапания предварительно подготовленной поверхности (окрашенной или обмеленной). Чертилка круглая представлена на рис. 2.1.

Кернер – слесарный инструмент, применяющийся для нанесения углублений (кернов) на предварительно размеченных линиях (керны делают для того, чтобы риски были отчетливо видны и не стирались в процессе обработки детали). Кернеры изготавливают из инструментальной углеродистой или легированной стали У7А, У8А, 7ХФ или 8ХФ. Рабочую часть кернеров (конус) термически обрабатывают на длине 15 – 30 мм, до твердости НRС 55 – 59, а ударную часть – на длине 15 – 25 мм до твердости НRС 40 – 45. Средняя часть кернера имеет рифление (накатку) для удобства работы. Различают кернеры: обыкновенные, специальные, пружинные (механические), электрические и др.

Обыкновенный кернер (рис. 2.2)представляет собой стальной стержень длиной 100, 125 или 160 мм и диаметром 8, 10 или 12 мм; его боек имеет сферическую поверхность.

Циркуль – слесарный инструмент, который используют для разметки окружностей и дуг, деления отрезков и окружностей, а также для геометрических построений. Циркулями пользуются и для переноса размеров с измерительных линеек на деталь.

Разметочные циркули бывают простыми или с дугой, точными (рис. 2.3, а)и пружинными (рис. 2.3, б). Простой циркуль состоит из двух шарнирно соединенных ножек – целых или со вставными иглами (рис. 2.3, в); нужный раствор ножек фиксируется винтом.

Анализ производственного травматизма на предприятии показал, что наиболее часто травмы происходят по организационным причинам: неудовлетворительного состояния рабочего места, отсутствия индивидуальных средств защиты, несоответствия квалификации рабочего сложности выполняемой работы.

Работы на слесарном участке в первую очередь связаны с возможностью получения травм. Большое количество слесарно-механического оборудования требует от рабочих соблюдения правил техники безопасности и повышенного внимания при выполнении работ. Большинство травм на слесарном участке возникает при неправильном использовании инструмента. Уменьшение количества подобных травм возможно при более четком соблюдении требований производственной дисциплины.

Слесарь-механик по обслуживанию и ремонту автомобилей выполняет работы по разборке, ремонту, сборке узлов автомобилей, проведению профилактических работ с применением специального инструмента.

При работе слесаря-механика по обслуживанию и ремонту автомобилей опасными производственными факторами могут быть:

ь опасность падения в смотровые ямы;

ь падение различных предметов при работе в смотровых ямах;

ь недостаточная освещенность;

ь возможность получения ожога при работе с горячими мастиками или паяльной лампой;

ь опасность наезда транспортных средств;

ь опасность поражения электрическим током.

К работе слесарем-механиком по обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр, обученные безопасным методам и приемам работы, а также обученные приемам оказания доврачебной помощи пострадавшим от несчастных случаев, сдавшие экзамен в квалификационной комиссии предприятия и проинструктированные по технике безопасности. Допуск к самостоятельной работе оформляется приказом по предприятию.

Слесарю-механику по обслуживанию и ремонту автотранспорта полагаются следующие средства индивидуальной защиты: костюм хлопчато-бумажный, ботинки кожаные, рукавицы комбинированные, очки защитные, каска защитная.

Слесарь-механик по обслуживанию автомобильного транспорта обязан выполнять правила внутреннего трудового распорядка.

Лица, не выполняющие требования данной инструкции. Нарушают производственную дисциплину и привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Требования безопасности перед началом работ:

ь Приступая к работе после отпуска, а также при получении работ. не входящих в круг обязанностей. Необходимо требовать от руководителя дополнительного инструктажа.

ь Необходимо правильно одеть полагающуюся по нормам чистую и исправную спец. одежду, спец. обувь. Волосы необходимо убрать под головной убор, не держать в карманах одежды металлических предметов с острыми концами. Спецодежда должна быть застегнута на все пуговицы и не должна иметь развивающихся концов. Запрещается засучивать рукава спецодежды.

ь Получить задание от руководителя работ.

ь Подготовить исправные средства индивидуальной защиты. При работе в смотровой яме надеть защитную каску.

ь Подготовить рабочее место к безопасному ведению работ, оно должно быть чистым и не иметь посторонних предметов, с достаточным освещением. Напряжение переносного освещения -12В.

ь Проверь исправность инструмента, приспособлений, ограждений, шлангов.

Требования безопасности во время работы:

ь Работать только на том оборудовании, к которому есть допуск, выполнять только ту работу, которая поручена руководителем.

ь При мойке машин пользоваться прорезиненным фартуком и резиновыми сапогами. Поливочный шланг должен быть исправным.

ь запрещается работать в смотровой яме, если в ней имеется вода.

ь При обслуживании при ремонте автотранспорта запрещается наступать на оборванные концы электропроводов, которые касаются земли, а также на обрывки проволок, тросы. Соприкасающиеся с этими проводами, а также прикасаться к ним.

ь Запрещается применять для отмывки деталей ацетон, бензол, дихлорэтан.

ь В качестве обтирочного материала применять хлопчатобумажные или льняные ткани.

ь Запрещается одновременно проводить ремонтные работы на двигателе или др. узлах машины с одновременной ее отмывкой.

Требования безопасности в аварийных ситуациях:

ь При обнаружении дефектов оборудования, представляющих опасность для жизни людей и целостности оборудования. немедленно приостановить работы и доложить руководителю работ.

ь При аварийных ситуациях приостановить работы, выйти из опасной зоны. При опасности возникновения несчастного случая принять меры по его предупреждению, о случившемся доложить руководителю работ.

ь При возникновении пожара немедленно вызвать пожарную охрану, удалить в безопасное место людей и по возможности горючие вещества, приступить к тушению огня имеющимися первичными средствами пожаротушения. Доложить руководителю о пожаре.

ь Оказать доврачебную медицинскую помощь пострадавшим при травмировании, внезапном заболевании, о несчастном случае поставить в известность руководителя работ.

Меры безопасности по окончании работ:

ь После работы в смотровой яме удалить все материалы, инструмент и все посторонние предметы.

ь Очистить инструмент, приспособления, средства индивидуальной защиты и убрать их в отведенное для них место.

ь Снять спецодежду, убрать в шкаф.

ь Вымыть руки теплой водой с мылом или принять душ.

Монтажно-демонтажные работы должны выполняться только вполне исправным инструментом определенного назначения.

Гаечные ключи должны точно соответствовать размерам гаек и болтов и не иметь выработки зева и трещин. Во избежание несчастных случаев сдваивание гаечных ключей или применение рычага для удлинения плеча недопустимо.

Тяжелые работы по снятию и установке агрегатов следует выполнять с применением специальных подъемных приспособлений, захватов и съемников; обвязывания при этом агрегатов веревкой допускать нельзя.

Для выполнения слесарных работ следует применять только вполне исправные инструменты.

Бойки молотков, кувалд и затылки зубил или крейцмейселей не должны иметь заусенцев и быть сборными. Длина зубила и крейцмейселя должна быть не менее 125 мм.

Во избежание соскакивания ножовки при распиливании металла вначале следует делать неглубокую канавку при помощи трехгранного напильника, а затем производить распиливание.

При работе зубилом необходимо применять защитные очки и становиться так, чтобы отлетающие куски металла не могли поранить окружающих. При работе на верстаках, установленных один против другого, между работающими должна быть поставлена металлическая сетка.

Нельзя работать напильниками, не имеющими деревянных ручек.

При заточке инструментов на точильных станках необходимо надевать предохранительные очки. Точильный круг обязательно должен быть закрыт защитным кожухом.

При работе электродрелью следует обращать внимание на ее заземление и целость изоляции электрического шнура. Работать с электродрелью необходимо в резиновых перчатках, а под ноги стелить резиновый коврик.

При работе на сверлильном станке нельзя держать руками металлические детали; их нужно закреплять в тисках. Необходимо тщательно убирать волосы под головной убор, нельзя выдувать стружку ртом, нельзя останавливать рукой вращающийся патрон со сверлом.

Обо всех неполадках, обнаруженных во время работы и о принятых мерах по их устранению доложить руководителю работ.

Представляем вашему вниманию инструкции по технике безопасности для учащихся при работе в слесарной и столярной мастерских, кабинете кулинарии и мастерской по обработке тканей. Каждая из них содержит перечень общих требований безопасности, которые следует соблюдать в конкретном помещении, требования безопасности перед началом, в процессе проведения и после завершения занятия, а также требования безопасности в аварийных ситуациях, которые могут возникнуть в данной мастерской. Последнее отличает представленные инструкции от тех, которые несколько лет назад публиковались на страницах нашего журнала. Надеемся, что этот материал поможет вам в проведении работ по обновлению локальной нормативной базы школы. Другие инструкции по технике безопасности вы можете найти на диске «Охрана труда», выпущенном Издательской фирмой «Сентябрь».

Инструкции по технике безопасности для учащихся при работе в мастерских

А.И. Ломов, почетный работник общего образования РФ

Инструкция по технике безопасности в слесарной мастерской

1.1. К занятиям в слесарной мастерской допускаются учащиеся 5–11-х классов:

1.2. Опасными факторами в слесарной мастерской являются:

физические (опасное напряжение в электрической сети, движущиеся части машин и механизмов, острые кромки, заусенцы на поверхностях заготовок, инструментов, приспособлений и оборудования, шум, вибрация, повышенная температура заготовок и поверхностей оборудования, система вентиляции, режущие, пилящие, колющие инструменты, технические средства обучения (ТСО), неисправная или не соответствующая требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 мебель);

химические (пыль, вредные химические вещества, выделяемые при обработке металлов);

психофизиологические (напряжение внимания).

1.3. При работе в слесарной мастерской должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный и берет, рукавицы, защитные очки.

Проверить состояние верстаков: их поверхность должна быть горизонтальной, обита листовой сталью, без выбоин и заусенцев;

\ убедиться в исправности защитных экранов;

Проверить исправность необходимого для работы ручного слесарного инструмента и убедиться в том, что его состояние соответствует следующим требованиям безопасности:

Рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия гладкие, без трещин;

3.1. Во время занятий необходимо соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации оборудования, механизмов и инструментов, не подвергать их механическим ударам, не допускать падений.

Прочно закреплять обрабатываемую деталь в тисках при ручной резке металлов ножовкой;

Контролировать правильность регулировки натяжения ножовочного полотна;

3.3. Учащимся запрещается:

Производить резку, правку листового металла без рукавиц во избежание травм рук острыми кромками металлических листов;

Закрывать оборудование и механизмы бумагами и посторонними предметами;

Производить очистку поверхности с применением кислот и щелочей;

Сливать в канализацию кислоты, щелочи и их растворы;

Выполнять какие-либо действия без разрешения учителя (иного лица, проводящего занятия);

4.1. При возникновении чрезвычайной ситуации (появлении посторонних запахов, задымлении, возгорании), обнаружении обрыва проводов питания или нарушения целости их изоляции, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появлении запаха гари, посторонних звуков в работе оборудования и механизмов немедленно прекратить работу, сообщить об этом учителю или иному лицу, проводящему занятия, и действовать в соответствии с его указаниями.

5.2. убрать с помощью щетки-сметки стружку и опилки с рабочего места;

6. Заключительные положения

Инструкция по технике безопасности в столярной мастерской

1. Общие требования безопасности

1.1. К занятиям в столярной мастерской допускаются учащиеся 5–11-х классов:

Не имеющие медицинских противопоказаний для занятий в слесарной мастерской;

Прошедшие инструктаж по технике безопасности;

Ознакомленные с инструкциями по эксплуатации оборудования и приспособлений.

1.2. Опасными факторами в столярной мастерской являются:

физические (опасное напряжение в электрической сети, движущиеся части машин и механизмов, острые кромки, заусенцы на поверхностях инструментов, приспособлений и оборудования, заусенцы и сколы заготовок, шум, вибрация, повышенная температура поверхностей оборудования, система вентиляции, режущие, пилящие, колющие инструменты, технические средства обучения (ТСО), неисправная или не соответствующая требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 мебель);

химические (пыль);

психофизиологические (напряжение внимания).

1.3. При работе в столярной мастерской должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный и берет, защитные очки.

1.4. Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения, место нахождения аптечки и уметь оказывать первую доврачебную помощь.

1.5. Рабочие места и рабочие зоны должны иметь достаточное освещение, при этом свет не должен слепить глаза.

1.6. Для смены и очистки рабочих приспособлений и механизмов, уборки рабочих мест необходимо использовать вспомогательные инструменты (ключ, крючок, щетка, скребок и т.п.).

1.7. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить учителю или иному лицу, проводящему занятия.

1.8. Учащимся запрещается без разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия, подходить к имеющемуся в мастерской оборудованию и пользоваться им, трогать электрические разъемы.

1.9. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с положением о поощрениях и взысканиях для учащихся.

2. Требования безопасности перед началом занятий

2.1. Перед началом занятий учащийся должен:

Надеть спецодежду, заправить волосы под головной убор, приготовить средства индивидуальной защиты;

Подготовить рабочее место, убрав все лишнее с верстаков, а портфель или сумку в специально отведенное место;

Используемые инструменты и приспособления, заготовки разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание;

Проверить состояние верстаков, их поверхность должна быть горизонтальной, без выбоин и заусенцев;

Убедиться в исправности защитных экранов;

Проверить исправность тисков и убедиться в том, что:

Подвижные части тисков перемещаются без заеданий, рывков и надежно фиксируются в требуемом положении;

На рукоятке тисков не имеется забоин и заусенцев;

Тиски оснащены устройством, предотвращающим полное вывинчивание ходового винта из гайки;

Проверить исправность ручного столярного инструмента и убедиться в том, что его состояние соответствует следующим требованиям безопасности:

Бойки молотков имеют гладкую поверхность без скоса, сколов, выбоин, трещин и заусенцев;

Рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия гладкие, без трещин, имеют по всей длине в сечении овальную форму;

Отвертки имеют исправные рукоятки, прямой стержень, их рабочая часть - ровные плоские боковые грани, без сколов и повреждений.

2.2. Обо всех замеченных нарушениях, неисправностях и поломках учащийся должен немедленно доложить учителю или иному лицу, проводящему занятия.

2.3. Запрещается приступать к работе в случае обнаружения несоответствия рабочего места установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.

3. Требования безопасности во время занятий

3.1. Во время занятий учащемуся необходимо соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации оборудования, механизмов и инструментов, не подвергать их механическим ударам, не допускать падений.

3.2. При работе учащийся обязан:

Поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте;

Выполнять работу только исправным, хорошо заточенным инструментом;

Использовать защитные очки при работе инструментом ударного действия;

Прочно закреплять обрабатываемую деталь в тисках при ручной резке древесины ножовкой;

Использовать для работы лучковую пилу с хорошо разведенным полотном и надежно закрепленным шнуром, обеспечивающим необходимое его натяжение;

При запиливании материала ножовкой применять направитель для опоры полотна инструмента;

Технологические операции (пиление, обтесывание, долбление и т.п.) выполнять на верстаке в установленных местах, используя специальные упоры и приспособления;

Очищать струги (рубанок, фуганок, и т.п.) от стружки только деревянными клиньями;

Использовать рабочий инструмент только по прямому назначению;

При работе напильником держать пальцы рук на его поверхности.

3.3. Учащимся запрещается:

Допускать скапливание посторонних предметов на рабочих местах;

Захламлять верстаки отходами и стружкой;

Сдувать стружку и опилки или убирать их руками;

Производить уборку над и под работающим оборудованием или в непосредственной близости от движущихся механизмов;

Вытирать рубильники и другие выключатели тока;

Заходить и протягивать руки за ограждения как действующего, так и бездействующего в данный момент оборудования;

Собирать в один ящик тряпки, отходы бумаги и промасленную ветошь;

Очищать струги (рубанок, фуганок, и. т.п.) от стружки руками;

Выносить из мастерской и вносить в нее любые предметы, приборы и оборудование без разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия.

3.4. Обо всех неполадках в работе оборудования и механизмов необходимо ставить в известность учителя или иное лицо, проводящее занятия.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении чрезвычайной ситуации (появлении посторонних запахов, задымлении, возгорании), обнаружении обрыва проводов питания или нарушения целости их изоляции, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появлении запаха гари, посторонних звуков в работе оборудования и механизмов, немедленно прекратить работу, сообщить об этом учителю или иному лицу, проводящему занятия, и действовать в соответствии с его указаниями.

4.2. При получении травмы сообщить об этом учителю или иному лицу, проводящему занятия.

4.3. При необходимости помочь учителю или иному лицу, проводящему занятия, оказать пострадавшему первую помощь и оказать содействие в отправке пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании занятий

По окончании занятия учащийся обязан:

5.1. привести в порядок рабочее место только при отключении всех токонесущих устройств;

5.2. убрать с помощью щетки стружку и опилки с рабочего места;

5.3. привести в порядок использованное в работе оборудование и приспособления;

5.4. убрать в отведенное место инструменты;

5.5. тщательно вымыть руки с мылом;

5.6. при обнаружении неисправности оборудования, приспособлений и инструментов проинформировать об этом учителя или иное лицо, проводящее занятия;

5.7. покинуть мастерскую только с разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия.

6. Заключительные положения

6.1. Проверка и пересмотр настоящей инструкции осуществляются не реже одного раза в пять лет.

6.2. Инструкция должна быть досрочно пересмотрена в следующих случаях:

При пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

При изменении условий обучения в конкретном помещении;

При внедрении новой техники и (или) технологий;

По результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев;

По требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральной инспекции труда.

6.3. Если в течение пяти лет со дня утверждения (введения в действие) настоящей инструкции условия труда не изменялись, то ее действие автоматически продлевается на следующие пять лет.

6.4. Ответственность за своевременное внесение изменений и дополнений, а также пересмотр настоящей инструкции возлагается на заведующего мастерской.

Инструкция по технике безопасности в кабинете кулинарии

1. Общие требования безопасности

1.1. К занятиям в кабинете кулинарии допускаются учащиеся 5–11-х классов:

Не имеющие медицинских противопоказаний для занятий в кабинете кулинарии;

Прошедшие инструктаж по технике безопасности;

Ознакомленные с инструкциями по эксплуатации оборудования и приспособлений.

1.2. Опасными факторами в кабинете кулинарии являются:

физические (опасное напряжение в электрической сети, движущиеся части машин, механизмов и бытовых электроприборов, шум, вибрация, повышенная температура поверхностей оборудования и приспособлений, горячие жидкости, система вентиляции, режущие и колющие инструменты, стеклянная, фаянсовая и керамическая посуда, технические средства обучения (ТСО), неисправная или не соответствующая требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 мебель);

химические (пыль, продукты горения готовящейся пищи);

психофизиологические (напряжение внимания).

1.3. Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения, место нахождения аптечки и уметь оказывать первую доврачебную помощь.

1.4. Рабочие места и рабочие зоны должны иметь достаточное освещение, при этом свет не должен слепить глаза.

1.5. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить учителю или иному лицу, проводящему занятия.

1.6. Учащимся запрещается без разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия, подходить к имеющемуся в мастерской оборудованию и пользоваться им, трогать электрические разъемы.

1.7. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с положением о поощрениях и взысканиях для учащихся.

2. Требования безопасности перед началом занятий

2.1. Перед началом занятий учащийся должен:

Надеть спецодежду (халат или фартук хлопчатобумажный, косынка или колпак), заправить волосы под головной убор;

Проверить правильность установки стола, стульев;

Учебники, используемые инструменты и приспособления, продукты разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание;

2.2. Обо всех замеченных нарушениях, неисправностях и поломках учащийся должен немедленно сообщить учителю или иному лицу, проводящему занятия.

2.3. Запрещается приступать к работе в случае обнаружения несоответствия рабочего места установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.

3. Требования безопасности во время занятий

3.1. Во время занятий учащийся обязан:

При приготовлении пищи на электроплите пользоваться только эмалированной посудой;

При пользовании режущими инструментами соблюдать максимальную осторожность. Картофель чистить желобковым ножом, рыбу - скребком, мясо проталкивать в мясорубку деревянным пестиком. Передавать ножи и вилки только ручкой вперед. Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты нарезать на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания. Пальцы левой руки должны быть согнуты и находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа;

Соблюдать осторожность при работе с ручными терками. Плотно удерживать обрабатываемые продукты (фрукты, овощи и т.д.), не обрабатывать слишком маленькие части;

3.2. При работе с горячими жидкостями (вода, жир и др.) учащийся обязан:

Следить, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через край;

Своевременно убавлять огонь или выключать плиту;

Крышки горячей посуды брать полотенцем и снимать от себя;

Сковородку ставить и снимать сковородником с деревянной ручкой.

3.3. Кроме того, во время занятий учащийся обязан:

Соблюдать настоящую инструкцию и инструкции по эксплуатации оборудования и инструментов;

3.4. Учащимся запрещается:

Прикасаться к нагретым элементам оборудования и электрическим разъемам;

Допускать скапливание посторонних предметов на рабочем месте;

Вытирать рубильники и другие выключатели тока;

3.5. Обо всех неполадках в работе оборудования необходимо ставить в известность учителя или иное лицо, проводящее занятия.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При обнаружении неисправности в работе оборудования и бытовой электротехники (нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции, появлении посторонних звуков и т.п.) немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю или иному лицу, проводящему занятия, и действовать в соответствии с его указаниями.

5. Требования безопасности по окончании занятий

По окончании занятия учащийся обязан:

5.4. привести в порядок использованную бытовую электротехнику;

5.5. убрать в отведенное место колющие и режущие инструменты, используемую посуду и бытовую электротехнику;

5.6. покинуть кабинет только с разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия.

6. Заключительные положения

6.1. Проверка и пересмотр настоящей инструкции осуществляются не реже одного раза в пять лет.

6.2. Инструкция должна быть досрочно пересмотрена в следующих случаях:

При пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

При изменении условий обучения в конкретном помещении;

При внедрении новой техники и (или) технологий;

По результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев;

По требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральной инспекции труда.

6.3. В случае, если в течение пяти лет со дня утверждения (введения в действие) настоящей инструкции условия труда не изменялись, то ее действие автоматически продлевается на следующие пять лет.

6.4. Ответственность за своевременное внесение изменений и дополнений, а также пересмотр настоящей инструкции возлагается на заведующего кабинетом.

Инструкция по технике безопасности в мастерской по обработке ткани

1. Общие требования безопасности

1.1. К занятиям в мастерской по обработке ткани допускаются учащиеся 5–11-х классов:

Не имеющие медицинских противопоказаний для занятий мастерской по обработке ткани;

Прошедшие инструктаж по технике безопасности;

Ознакомленные с инструкциями по эксплуатации оборудования и приспособлений.

1.2. Опасными факторами в мастерской по обработке ткани являются:

физические (опасное напряжение в электрической сети, движущиеся части машин и механизмов, шум, вибрация, повышенная температура поверхностей оборудования и приспособлений, система вентиляции, режущие и колющие инструменты, технические средства обучения (ТСО), неисправная или не соответствующая требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 мебель);

химические (пыль);

психофизиологические (напряжение внимания, нагрузка на глаза).

1.3. При работе в мастерской по обработке ткани должна использоваться следующая спецодежда: халат или передник хлопчатобумажный, косынка или колпак.

1.4. Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения, место нахождения аптечки и уметь оказывать первую доврачебную помощь.

1.5. Рабочие места и рабочие зоны должны иметь достаточное освещение, при этом свет не должен слепить глаза.

1.6. Для смены игл и других рабочих органов швейных машин, очистки приспособлений и механизмов, уборки рабочих мест необходимо использовать вспомогательные инструменты (ключ, крючок, щетка, скребок и т.п.).

1.7. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить учителю или иному лицу, проводящему занятия.

1.8. Учащимся запрещается без разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия, подходить к имеющемуся в мастерской оборудованию и пользоваться им, трогать электрические разъемы.

1.9. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с положением о поощрениях и взысканиях для учащихся.

2. Требования безопасности перед началом занятий

2.1. Перед началом занятий учащийся должен:

Надеть спецодежду, заправить волосы под головной убор;

Проверить правильность установки стола, стула;

Подготовить рабочее место, убрав все лишнее со стола, а портфель или сумку в установленное место;

Учебники, используемые инструменты и приспособления, материал, необходимый для работы, разместить таким образом, чтобы исключить их падение;

Не включать оборудование и приспособления в электрическую сеть мокрыми и влажными руками.

2.2. Обо всех замеченных нарушениях, неисправностях и поломках учащийся должен немедленно доложить учителю или иному лицу, проводящему занятия.

2.3. Запрещается приступать к работе в случае обнаружения несоответствия рабочего места установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.

3. Требования безопасности во время занятий

3.1. Во время занятий учащемуся необходимо:

Соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации оборудования, механизмов и инструментов, не подвергать их механическим ударам, не допускать падений;

Следить за исправной работой оборудования и механизмов, целостностью изоляции и заземления.

3.2. При работе с иголками и булавками учащийся обязан:

Шить с наперстком;

Хранить иголки и булавки в определенном месте (специальной коробке, подушечке и т.д.), не оставлять их на рабочем месте (столе), ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот, не пользоваться ржавыми иголками;

Выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.

3.3. При работе с ножницами учащийся обязан:

Хранить ножницы в определенном месте (коробке);

Соблюдать осторожность;

Класть их сомкнутыми остриями от себя.

3.4. При работе на швейной машине учащийся обязан:

Не наклоняться близко к движущимся частям машины;

Не держать пальцы рук около лапки во избежание прокола их иглой;

Перед стачиванием убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва изделия.

3.5. При работе с утюгом учащийся обязан:

Не оставлять включенный электроутюг в сети без присмотра;

Ставить утюг на асбестовую, мраморную или керамическую подставку;

Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура;

Отключать утюг только за вилку.

3.6. Учащийся в мастерской по обработке ткани обязан:

Находиться на своем рабочем месте;

Неукоснительно выполнять все указания учителя или иного лица, проводящего занятия;

Соблюдать правила эксплуатации оборудования и инструментов;

Соблюдать осторожность при обращении с оборудованием и инструментами;

Не допускать попадания влаги на поверхность электрического оборудования;

Постоянно поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте.

3.7. Учащимся запрещается:

Прикасаться к нагретым элементам оборудования, электрическим разъемам, проводам и другим токоведущим частям, находящимся под напряжением;

Выполнять любые действия без разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия;

Работать на оборудовании, механизмах и использовать бытовые электроприборы в случае их неисправности, искрения, нарушения изоляции и заземления;

Закрывать оборудование, механизмы и бытовые электроприборы бумагами и посторонними предметами;

Допускать скапливание посторонних предметов на рабочем месте;

Производить самостоятельно вскрытие и ремонт оборудования и механизмов;

Оставлять без присмотра включенное оборудование, приспособления и бытовые приборы;

Производить уборку над и под работающим оборудованием, бытовыми электроприборами или в непосредственной близости от их движущихся частей;

Вытирать рубильники и другие выключатели тока;

Выполнять какие-либо действия без разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия;

Выносить из кабинета и вносить в него любые предметы, приборы и оборудование без разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия.

3.8. Обо всех неполадках в работе оборудования и механизмов необходимо ставить в известность учителя или иное лицо, проводящее занятия.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При обнаружении неисправности в работе оборудования и бытовой электротехники (нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции, посторонних звуков и т.п.) немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю или иному лицу, проводящему занятия, и действовать в соответствии с его указаниями.

4.2. При возникновении чрезвычайной ситуации (появлении посторонних запахов, задымлении, возгорании) немедленно сообщить об этом учителю или иному лицу, проводящему занятия, и действовать в соответствии с его указаниями.

4.3. При получении травмы сообщить об этом учителю или иному лицу, проводящему занятия.

4.4. При необходимости помочь учителю или иному лицу, проводящему занятия, оказать пострадавшему первую помощь и оказать содействие в его отправке в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании занятий

По окончании занятия учащийся обязан:

5.1. отключить электропитание в последовательности, установленной инструкциями по эксплуатации на оборудование, приспособления и бытовую электротехнику с учетом характера выполняемых работ;

5.2. привести в порядок рабочее место только при отключении всех токонесущих устройств;

5.3. при обнаружении неисправности мебели, оборудования, бытовой электротехники проинформировать об этом учителя или иное лицо, проводящее занятия;

5.4. привести в порядок использованную в работе бытовую электротехнику;

5.5. убрать в отведенное место колющие и режущие инструменты, использованную в работе бытовую электротехнику;

5.6. покинуть кабинет только с разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия.

6. Заключительные положения

6.1. Проверка и пересмотр настоящей инструкции осуществляются не реже одного раза в пять лет.

6.2. Инструкция должна быть досрочно пересмотрена в следующих случаях:

При пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

При изменении условий обучения в конкретном помещении;

При внедрении новой техники и (или) технологий;

По результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев;

По требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральной инспекции труда.

6.3. Если в течение пяти лет со дня утверждения (введения в действие) настоящей инструкции условия труда не изменялись, то ее действие автоматически продлевается на следующие пять лет.

по охране труда при проведении занятий в кабинетах технологии учебных мастерских 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 1.1. К занятиям в учебных мастерских ...
  • Положение о порядке обучения и проверки знаний об охране труда руководителей и специалистов системы Министерства общего и профессионального образования РФ

    Документ

    С электрооборудованием Инструкция по охране труда для учителя трудового обучения ИНСТРУКЦИЯ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ 1. Общие требования по пожарной безопасности ...

  • Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда для работников стационарных и передвижных автозаправочных станций, нефтебаз, складов гсм

    Методические рекомендации

    ... по требованию работника, ответственного за проведение зачистки, начальника цеха, представителя службы техники безопасности ... ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА 1.1. Настоящая инструкция предусматривает общие требования по ... в мастерской следует... слесарно - ...

  • Инструкция по охране труда при работе в слесарной мастерской

    Инструкция

    ... Инструкция по охране труда при работе В СЛЕСАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ ИОТ- 011-09 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ Действие настоящей инструкции ... учащимися требований соответствующих инструкций по технике безопасности при занятиях в слесарной мастерской , при...

  • При выполнении слесарных работ возможны несчастные случаи в результате неправильной организации труда плохого состояния инструмента или при нарушении правил безопасной работы. Ручной и механизированный инструмент, применяемый при слесарных, ремонтных, сборочных операциях, а также при производстве строительно-монтажных работ, сравнительно быстро изнашивается, и поэтому необходим постоянный контроль за его состоянием.

    Перед работой рабочий должен внимательно и тщательно проверить и подготовить к работе инструмент, приспособления и убедиться в их исправности. Нельзя пользоваться незнакомым, случайным, непроверенным и некачественным инструментом. Необходимо особо осторожно обращаться с заточенным инструментом во избежание порезов.

    Особое внимание должно уделяться рациональной организации рабочего места слесаря. Как правило, работа должна выполняться на верстаке. Рациональный тип верстака для выполнения слесарных работ показан на рис. 9.

    Рис. 9. Верстак для выполнения слесарных работ

    Слесарный верстак должен быть оборудован предохранительной сеткой для защиты людей, находящихся поблизости, от возможных ранений отлетающими кусками обрабатываемого материала. При рубке металла в тисках обрабатываемую деталь нужно устанавливать так, чтобы куски металла отлетали в сторону защитной сетки. При выполнении слесарных работ не в мастерской, а в производственных помещениях или на монтажных площадках следует применять переносные верстаки. На полу у рабочих мест должны быть установлены деревянные решетки.

    Обрабатываемые детали очищают от грязи и масла в керосине или специальными растворами для горячей промывки (например, на 1 л воды 7 г каустической соды, 11 г кальцинированной соды, 9 г фосфорнокислого натрия и 1,5 г жидкого мыла при температуре 60—80 ° C). Этот раствор причиняет ожоги, поэтому при работе с ним необходимо надевать резиновые перчатки и защитные очки. После промывки деталей их сушат горячим воздухом.

    Зубила, применяемые для рубки металла, должны иметь длину не менее 150 мм. Молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую поверхность бойка. Длина рукоятки слесарного молотка должна быть 300—400 мм. Небольшое утолщение на конце рукоятки предохраняет молоток от выскакивания из рук при взмахе и ударе.

    Хвостовики напильников закрепляют в деревянных ручках. Во избежание раскалывания деревянные ручки снабжают металлическими кольцами.

    При выполнении слесарных работ широко используют ручные машины, относящиеся к одному из наиболее распространенных средств малой механизации. С их помощью можно механизировать практически любые технологические операции, выполняющиеся вручную.

    Анализ условий эксплуатации ручных машин различных типов позволил выбрать оптимальные с точки зрения эргономики формы их рукояток. Установлено, что для ручных машин направленного действия (рубильные молотки, сверлильные машины, отдельные типы гайковертов) наиболее приемлема рукоятка пистолетного типа. Ее поперечное сечение имеет форму прямоугольника с овальными короткими сторонами. Для ручных машин ненаправленного действия (шлифовальные машины, щетки) целесообразна круглая форма сечения рукоятки.

    Ручные (переносные) электрофицированные инструменты (электродрели, электрогайковерты, шлифовальные и полировальные машинки, электропояльники, резьбонарезатели, вибраторы и т. п.) применяются на напряжение не выше 42 В. Токоведущие части штепсельных соединений, предназначенные для подключения электроинструментов и ручных (переносных) электросветильников, должны быть недоступными для прикосновения.

    Электроинструмент должен иметь порядковый номер и паспорт. Перед выдачей его рабочему проверяют отсутствие замыкания на корпус, исправность заземляющего провода, затяжку винтов, крепящих узлы и детали, целостность изоляции и др. При обнаружении каких-либо неисправностей инструмент выдавать рабочему запрещается.

    В процессе работы при обнаружении каких-либо неисправностей в электроинструменте или в переносных светильниках следует немедленно прекращать работу. При прекращении подачи напряжения или при перерыве в работе электроинструмент отсоединяется от электросети. Нельзя допускать соприкосновения электропроводов и кабелей с металлическими, горячими, масляными и влажными поверхностями или предметами.

    Запрещается передавать электроинструмент другим лицам хотя бы на непродолжительное время. Запрещается также разбирать электроинструмент и самим производить какой-либо ремонт, в том числе ремонт проводов и контактных соединений; держаться за провод электроинструмента во время работы; касаться вращающегося режущего инструмента; удалять стружку или опилки до полной остановки инструмента.

    Капитальный и планово-предупредительный ремонт пневматического инструмента на предприятии (в цехе) Производится централизованно согласно инструкции завода — изготовителя инструмента. Ремонт этого инструмента на месте производства работ запрещается. Качество ремонта проверяется ОТК: при проверке определяются амплитуды вибрации рукоятки и корпуса инструмента, полученные результаты записываются в паспорт инструмента.

    Ручные пневматические инструменты (клепальные и рубильные молотки, сверлильные и шлифовальные машинки) должны быть обязательно оборудованы эффективными глушителями шума выхлопа сжатого воздуха. Клапаны в закрытом положении не должны пропускать воздух.

    По окончании работы необходимо привести в порядок рабочее место. Инструмент не следует оставлять на рабочем месте, его необходимо убрать в шкаф. Нельзя мыть руки в масле, керосине, бензине и вытирать их концами обтирочного материала, загрязненными стружкой. Электро- и пневмоинструмент следует сдать в инструментальную кладовую, где проверяют его исправность, а также измеряют параметры шума и вибрации.

    Основные требования. Техника безопасности труда включает комплекс мероприятий организационно-технического характера, направленных на создание безопасных условий труда. Систематическое изучение рабочими безопасных методов работы является важным условием предупреждения несчастных случаев на производстве.

    Знаниями по технике безопасности труда рабочий должен овладеть до того, как он приступит к работе. Инструктаж по технике безопасности труда подразделяется на пять видов: вводный инструктаж (предвари- тельный); инструктаж на рабочем месте; повседневное наблюдение за приемами работы с текущим инструктажем; инструктаж при переводе с одной работы на другую; повторный, периодически проводимый инструктаж.

    Bee виды инструктажа дополняют друг друга и при правильной их организации обеспечивают усвоение всеми рабочими правил и методов безопасности работы.

    Большое значение имеет наглядная пропаганда техники безопасности труда и промышленной санитарии: плакаты, предупредительные знаки, инструкции, беседы и консультации по охране труда. При обучении рабочих безопасным методам работы необходимо систематически проверять знания ими правил техники безопасности.

    Безопасная работа слесаря-сборщика в первую очередь зависит от его рабочей одежды. Рабочая одежда должна быть специального покроя, с плотно прилегающими манжетами рукавов. Захват одежды различными подвижными частями механизмов чаще всего приводит к несчастным случаям на производстве. Наибольшую опасность в этом отношении представляют зубчатые, ременные, винтовые и другие передачи. Волосы слесаря- сборщика должны быть убраны под головной убор.

    В сборочных цехах, где много транспортных средств, перемещающихся в различных направлениях, особенно внимательным надо быть к сигналам. Ходить в цехе можно только по специальным проходам.

    Слесарь-сборщик работает совместно с рабочими других профессий, поэтому ему необходимо знать основные правила техники безопасности для рабочих этих профессий. При освоении новых^ инструментов слесарь- сборщик должен пройти соответствующий инструктаж по технике безопасности.

    Свое рабочее место слесарь-сборщик обязан содержать в чистоте и порядке. Захламленность рабочего места может стать причиной несчастного случая. Слесарь- сборщик должен пользоваться исправными инструментами и приспособлениями, постоянно следить за их состоянием. При заточке режущего инструмента следует находиться справа или слева от вращающегося круга. Для защиты глаз от мелких частиц абразива заточку производят в защитных очках; заточка на весу категорически запрещается. При этом затачиваемый инструмент должен плотно прилегать к специальному подруч-; нику. Губки тисков и других зажимных устройств, лапки съемников, гайки не должны иметь вмятин и забоин*

    Кроме соблюдения техники безопасности, важным уеловием высокопроизводительной работы является соблюдение правил личной гигиены и промышленной са нитарии.

    При подъеме и переноске деталей при сборке подро стки от 16 до 18 лет могут поднимать предметы массой до 16 кг-юноши и до 10 кг - девушки.

    Производственные помещения должны быть просторными, сухими, светлыми с температурой воздуха 291..:293 К (18...20°С), а состояние рабочих мест должно соответствовать санитарным нормам.

    Техника безопасности при работе с кислотами и другими вредными веществами. При выполнении некоторых операций (паяние, лужение) слесарь-сборщик пользуется различными кислотами и другими вредными веществами. Обращение с ними требует строгого соблюдения правил техники безопасности.

    Кислоты хранят в небольших количествах в разведенном состоянии и в специально оборудованном помещении. Выдавать огне- и взрывоопасные и вредные для здоровья материалы и вещества, наполнять ими сосуды, приборы и т. д. можно только в специально отведенных местах, оборудованных средствами защиты. При попадании кислоты на кожный покров или в глаза следует немедленно промыть пораженные участки обильной струей воды (в течение 15...20 мин) и обратиться в мед-: пункт.

    Концентрированные кислоты при соприкосновении с воздухом выделяют ядовитые испарения. Наиболее ядовитые пары (мышьяковистый водород, окись азота и др.) выделяются при погружении обработанных луже-* нием или паянием металлов в кислоты. Эти операции необходимо производить в специально отведенных помещениях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией. При выполнении работ, связанных с использованием смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ),_ в состав которых входят различные масла, керосин, щелочи, скипидар, необходимо избегать попадания этих жидкостей на кожу. Поэтому станкц должны быть оборудованы специальными защитными экранами. Для защиты кожи рук от разъедающих жидкостей, растворителей и масел их смазывают мазями на жировой основе до и после работы.

    I Особое внимание необходимо уделять борьбе с про- изводственной пылью, являющейся одной из причин профессиональных заболеваний. Пыль состоит из минеральных и металлических частиц. Она образуется при затачивании инструмента, сухом шлифовании, зачистке заготовок деталей металлическими щетками и т. д. Специальная местная пылеулавливающая вентиляция, обработка материала с увлажнением позволяют избежать отрицательного воздействия пыли на организм человека.

    Техника безопасности при работе с инструментом электрического действия. При выполнении слесарно-сборочных операций часто пользуются различными инструментами электрического действия. Работа с ними требует соблюдения правил техники безопасности. Корпуса электроинструментов и оборудования с целью защиты от поражения электрическим током должны быть заземлены. Электроинструменты включают в электрическую сеть при помощи специального шлангового кабеля, имеющего отдельное заземление. Присоединение кабеля к сети осуществляют только через штепсельную розетку, которая должна иметь гнездо для заземления.

    Индивидуальными средствами защиты при работе с электроинструментом являются: резиновые перчатки, калоши, изолирующие коврики,.подставки. Перед началом работы необходимо проверить электроинструмент на соответствие его напряжению в сети, исправность ограждающих и защитных устройств, заземления и за- нуления, а также надежность закрепления инструмента в патроне (сверло, зубило, шлифовальный круг и т. д.). Двигатель инструмента отключают при всех перерывах в работе, а также при переносе его с одного места на другое. Кабель электропитания не должен запутываться или попадать под какие-либо предметы. Переносные осветительные приборы питаются от напряжения 36 В.

    Техника безопасности при работе с инструментами пневматического действия. В сборочных цехах широко используется инструмент, привод которого осуществляется сжатым воздухом давлением 0,4...0,8 МПа (4...8 кг/см2). Струя сжатого воздуха при таком давлении представляет большую опасность. При случайном попадании струи сжатого воздуха в ухо, рот или нос может произойти разрыв внутренних органов. Пневматический инструмент подсоединяют к шлангам только при отсутствии подачи воздуха, при этом вентиль должен быть закрыт, Категорически запрещается зажимать шланг с целыо прекращения подачи воздуха, а также сдувать потоком воздуха металлическую пыль и стружку.

    Противопожарные мероприятия. Одним из условий безопасности работы является соблюдение правил пожарной безопасности. Основная причина пожаров в производственных помещениях - халатное отношение к хранению воспламеняющихся производственных отходов (масляных тряпок, пакли, бумаги), неосторожное обращение с открытым пламенем при выполнении различных технологических операций (сварке, газовой резке и т. д.), неисправность электропроводки и электрооборудования вследствие нарушения теплового режима работы сушильных камер.

    На рабочих местах нельзя иметь излишних запасов горюче-смазочных материалов. Все воспламеняющиеся материалы необходимо хранить в отдельной металлической таре с крышкой в специальных помещениях. Курить следует только в специально отведенных для этого местах. После работы необходимо проверять состояние электрорубильников и осветительных приборов (за исключением дежурных электроламп).

    Слесари-сборщики и другие рабочие при пожаре должны действовать в соответствии с инструкцией. Например, горящие нефтепродукты лучше тушить, накрыв их брезентом, засыпав песком и т. д. Горящее электрооборудование необходимо засыпать песком или заливать токонепроводящими жидкостями, например четы- реххлористым углеродом. Пользоваться водой.или ее растворами категорически запрещается.

    Правила личной гигиены включают следующие меры предосторожности: 1) не мыть руки в масле, эмульсии, керосине, СОЖ, других технических жидкостях; 2) не принимать пищу на рабочем месте; 3) не хранить личную одежду на рабочем месте; 4) по окончании работ со свинцом, баббитом и подобными веществами, особенно перед едой, необходимо тщательно вымыть руки и прополоскать рот; 5) после смены принять душ или вымыть лицо и руки теплой водой с мылом.

    Выбор редакции
    В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

    Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

    Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

    Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
    Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
    Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
    В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
    Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
    Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...