Телемедицина: дистанционные медосмотры водителей. Проведение предрейсового медицинского осмотра водителей Проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей


Предрейсовый осмотр водителей

Штрафы за нарушение правил предрейсового осмотра водителей

За отсутствие у водителя справки о готовности к совершению рейса или нарушение процедуры проведения медицинского осмотра согласно статье 11.32 КоАП РФ предусмотрены следующие штрафы:

  • 1000–1500 рублей - для водителя;
  • 2000–3000 рублей - для медработника, проводящего осмотр;
  • 30 000–50 000 рублей - для организации, юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Не рискуйте жизнью сотрудников и автолюбителей, сохранностью груза, репутацией компании – не допускайте отправления водителей в рейс без предварительного медицинского освидетельствования.

Хотите избежать серьезных затрат на осмотр шоферов? Как это сделать Вы узнаете чуть ниже – обязательно прочитайте материал до конца.

Какими могут быть основания для отстранения водителя от работы?

  • Алкогольное опьянение
  • Подозрение на заболевание или обострение хронического недуга (повышение температуры, слабость, плохое самочувствие, головная боль, зубная боль, боль в области живота, грудной клетки и т.д.)
  • Учащенное сердцебиение или давление, обычно не характерное для данного водителя

При успешном прохождении осмотра в путевом листе транспортного средства ставится соответствующий штамп, а водитель допускается к рейсу. В штампе указываются фамилия медицинского работника, проводившего осмотр водителя, время и дата освидетельствования.

Традиционные способы предрейсового медицинского осмотра

Иногда предприятие выделяет для проведения медицинского освидетельствования помещение на территории и нанимает в штат медика, чаще – отправляет водителей на осмотр в специализированные медицинские учреждения. Какой вариант выгоднее и удобнее? Что касается первого случая: не каждая организация финансово «потянет» покупку или аренду дополнительной площади, а также приглашение врача на постоянную ставку и лицензирование. В свою очередь транспортным компаниям, выбравшим второй метод осмотра водителей, придется заняться поиском клиники, предлагающей услуги по приемлемым ценам, а потом – самостоятельной доставкой шоферов в медицинские центры.

Рабочий день водителя должен начинаться с предрейсового освидетельствования. Как проходит традиционный осмотр у врача?

  1. Визуальная оценка состояния и поведения водителя.
  2. Выслушивание жалоб водителя при их наличии.
  3. Измерение давления, пульса.
  4. Проверка на алкогольное или психотропное опьянение.
  5. Выдача медицинского заключения.

Что такое дистанционный осмотр водителей?

Телемедицина развивается, и сегодня все более популярным становится дистанционный медицинский осмотр водителей. Как происходит освидетельствование? Шофер самостоятельно производит измерения перед терминалом, который сохраняет данные на сервере и отправляет их удаленному медицинскому сотруднику. Водители, чьи показатели оказываются в норме, получают подпись в путевой лист и допускаются к работе.

Обычно для дистанционного медицинского осмотра водителей используется комплекс следующего оборудования и программного обеспечения:

  • Компьютер
  • Алкотестер
  • Тонометр
  • Аналитическое ПО
  • Сетевые решения
  • и т.д.

Требования к компаниям, занимающимся предрейсовым осмотром шоферов

Осмотр водителей (как традиционный, так и дистанционный), будучи отдельным видом медицинской деятельности, требует от врачей специализированного образования, подтвержденного дипломом или сертификатом.

Медицинская организация, привлеченная к осмотру водителей, должна иметь лицензию, даже если данный вид деятельности является для нее единственным.

Если в штате организации есть врач, работающий по трудовому договору, необходимо иметь лицензированный кабинет.

С 2018 года медработники получат возможность удаленно проводить осмотры водителей при помощи разрабатываемой системы удаленного контроля за состоянием работников на транспорте «Электронный путевой лист». Их смысл будет заключаться в возможности проверке состояния здоровья, проведение тестов на состояние алкогольного опьянения и наркотики. Подписываться под результатами проведенных исследований врачи будут при помощи электронной цифровой подписи. С такой новаторской инициативой выступил .

Главным локомотивом распространения «электронных путевых листов» станет борьба с их незаконным оформлением, а также возможностью быстрых проверок информации о проведении медосмотра водителями.

Завершение разработки новой системы намечено на декабрь 2017 года. С 2018 года она должна вступить в действие. На данном этапе ведется подготовка технико-экономического обоснования внедрения системы, ведется решение вопроса порядка проверки ЭПЛ надзорными органами, подсчитывается стоимость его введения и эффективность.

Что означает удаленный медосмотр? Технически это скорее всего будет оформлено в качестве специализированных терминалов, при помощи которых можно будет провести заборы необходимых анализов, проверить давление, температуру и снять другие параметры с водителя. Кабинеты проверки будут установлены на территории .

«Мы уверены, что с принятием закона о телемедицине в первой половине 2017 г. станет привычным дистанционный медицинский осмотр, проходящий без физического присутствия врача на пункте контроля. Такие удаленные пункты оснащаются современными средствами контроля и видеонаблюдения, что позволяет повысить надежность и сделать удобнее прохождение тестов» , прокомментировала ситуацию вокруг телемедицины член подгруппы «Интернет+Город», Ольша Валаева.

Помимо технических аспектов, влияющих на внедрение новой технологии, разумеется будут изменены нормативно-правовые основы по осуществлению контрольно-надзорной деятельности.

По традиции больным местом транспортного отдела являются предрейсовые медицинские осмотры, без отметки о которых в путевом листе водитель не может выйти в рейс.

Осуществление каких действий в России поможет облегчить участь водителей и руководителей компаний?

Набирает обороты развитие такой отрасли как телемедицина, это понятие включает в себя использование информационно-коммуникационных технологий для удаленных консультаций с врачами и мониторинга показателей здоровья. Компактные портативные устройства и медицинские терминалы становятся все более распространены и в России. С учетом того, что разнообразные фитнес-браслеты и мобильные приложения уже пользуются большим спросом среди населения, знакомство с телемедициной постепенно переходит из области фантастики в реальную возможность.

Как это работает?

На данный момент уже существуют устройства, которые помогают врачам оперативно фиксировать и обрабатывать большие объемы информации о состоянии здоровья водителей. Требования, описанные в приказе Минздрава « Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных медицинских осмотров » , можно осуществить благодаря использованию телемедицины. Жалобы водителей, результаты измерения температуры тела, артериального давления, пульса и определения алкогольного или наркотического опьянения, регулярно заносятся в электронный журнал, что помогает сохранять показатели каждого водителя и обращать внимание на отклонение от нормы. При ведении журнала в электронном виде записи должны подтверждаться электронной подписью медработника.

Почему телемедицина может стать эффективнее обычных медосмотров водителей?

Часто медосмотры водителей проводятся формально, а в некоторых случаях и не проводятся вовсе - водитель с заранее подготовленным путевым листом отправляется на смену. Кроме того, бывают случаи, когда водителям приходится ехать в другой конец города только ради подписи на путевом листе. Вождение зачастую способствует возникновению стресса, поэтому мнимое избавление от проблемы медосмотров, усиленное влиянием человеческого фактора при их формальном проведении, может привести к ДТП по причине плохого самочувствия водителя. В свою очередь, дистанционные осмотры с помощью телемедицинских приборов сэкономят время водителей и медперсонала.

Существует ли законодательная база для телемедицины?

1 декабря президент России Владимир Путин выступил с ежегодным посланием Федеральному собранию, при этом значительное внимание он уделил развитию телемедицины. Законопроект « Об использовании телемедицинских технологий удаленным способом при проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств » все еще находится на рассмотрении, но может быть принят уже в первой половине 2017 года.

Таким образом, пока не внесены изменения в законодательство, нужно использовать телемедицинские технологии не вместо традиционных осмотров врачами, а в качестве инструмента автоматизации медицинских осмотров, который поможет:

    сократить затраты времени на проведение медосмотров водителей,

    снизить влияние человеческого фактора при проведении медосмотров,

    регулярно и оперативно отслеживать динамику состояния здоровья водителей,

    перевести документы в электронный вид,

  • предоставить простой доступ руководителей к данным о состоянии здоровья водителей.

В условиях ежедневно увеличивающегося количества автомобилей и как следствие, повышения аварийной опасности на дорогах, особое внимание уделяется состоянию здоровья водителей. Нахождение за рулем ТС водителя в алкогольном опьянении – одна из частых причин дорожно-транспортных происшествий. Проведение медицинского осмотра водителей – одна из самых эффективных предупредительных мер по предотвращению ДТП. Как организовывается процедура проведения осмотра, кто может осуществлять проверку водителей, кому необходимо проходить такой осмотр?

Периодичность и особенности проведения медицинских осмотров

Предрейсовый осмотр каждого водителя обязаны проводить все индивидуальные предприниматели и юридические организации, в штате у которых есть водители (или если они сами являются ими). Предрейсовые медицинские осмотры следует осуществлять до начала рабочей смены водителей в течение всего периода их работы.

Послерейсовые осмотры проводятся также на протяжении всего времени трудовой деятельности водителей, если они занимаются перевозками опасных грузов или пассажирскими перевозками. В обоих случаях время осмотра включается в рабочее время водителя .

Результаты медицинского осмотра требуется заносить в специально оформленный журнал. Рекомендуемая Миндзравом форма учета медосмотров не является обязательной, поэтому работодатель вправе на своей организации утвердить собственную форму документа.

Подтверждение прохождения водителем медосмотра служат отметки в путевом листе , содержащем данные о водителе – ф.и.о. и дата и время осмотра. Путевые листы регистрируются в журнале, и в течение пяти лет эти данные хранятся в организации.

Требования к месту проведения послерейсового и предрейсового медицинского осмотра

Для проведения медицинского осмотра организации необходимо выделить помещение, состоящее как минимум из двух комнат и оснастить их специальным оборудованием. Первая комната нужна для проведения самого осмотра, вторая для исследования биологических сред.

В помещении должны быть:

  • чемоданчик врача для оказания неотложной медицинской помощи;
  • кушетка медицинская;
  • стулья (минимум 2), письменный стол, шкаф для одежды, лампа настольная, сейф;
  • алкотестер, экспресс-тесты на наркотическое и алкогольное опьянение;
  • термометр, устройство для измерения давления;
  • шпатели медицинские;
  • стол для медицинских приборов.

Исправность систем водоснабжения, отопления, освещение – также обязательное условие.

Процедура прохождения медицинского осмотра

В процессе осмотра водителя медицинский работник выясняет его общее самочувствие.

Действия медработника:

  • оценивает реакцию зрачков на свет;
  • обращает внимание на походку;
  • осматривает состояние кожи на наличие следов от инъекций, расчесов;
  • измеряет давление и пульс;
  • обращает внимание на преобладающий фон настроения (апатия, тревога, раздражительность) и в случае значительной выраженности того или иного состояния указывает это в журнале;
  • наблюдает за характером речи водителя.

Во время осмотра имеют значение такие факторы, как возраст водителя, принадлежность к одной из групп риска, условия и характер работы, стаж.

Если в ходе осмотра у специалиста появилось подозрение на наличие алкоголя в крови водителя , он обязан провести тест на трезвость одним из разрешенных способов и в обязательном порядке составить протокол обследования.

Полученные данные служат основание для вынесения одного из следующих заключений:

  • трезв (признаков употребления не выявлено);
  • состояние одурманивания (имеются отклонения в состоянии водителя при отсутствии или сомнительности лабораторного подтверждения);
  • алкогольное опьянение (лабораторное подтверждение);
  • факт употребления алкоголя (запах перегара или алкоголя изо рта водителя, положительный результат теста).

В случае подтверждения подозрений медицинского работника и выявления признаков воздействия лекарственных веществ или иных препаратов, отрицательно сказывающихся на работоспособности, признаков временной нетрудоспособности, проба на наркотики, алкоголь или психотропные вещества дала положительный результат, то водитель не допускается управлению транспортным средством .

При отсутствии признаков заболеваний, жалоб, нарушений режима отдыха и труда, доказательств употребления алкогольных, наркотических или психотропных веществ, водитель имеет право отправляться в рейс. О прохождении медосмотра ставится отметка в путевом листе, указывается точное время и дата, данные и подпись медицинского работника.

Основания для отстранения от работы водителя

Отклонения в состоянии здоровья водителя, являющиеся причинами для отстранения от работы:

  • алкогольное или наркотическое опьянение;
  • нехарактерное для осматриваемого водителя изменение давления;
  • наличие симптомов острого заболевания;
  • уменьшение или повышение частоты сердечных сокращений;
  • обострение хронического заболевания;
  • нахождение под действием психотропных препаратов.

Кто может проводить медицинский осмотр водителей?

Контроль организации медицинского осмотра, осуществляет руководство компании на основе методического руководство территориального лечебно-профилактического учреждения.

ИП или юридические лица могут принять на работу медицинского работника. Проводить подобные осмотры может не каждый врач, а лишь тот, кто получил специальное удостоверение и прошел необходимое обучение. Кроме этого, потребуется организовать медпункт и оборудовать его согласно требованиям.

Если нет возможности взять в штат специалиста, необходимо заключить договор с медицинским учреждением, имеющим лицензию, разрешающую заниматься такой деятельностью. В этом случае медицинский работник сам будет выезжать в определенное время к месту работы водителей либо водители должны будут проходить осмотр на территории медицинского учреждения.

Дисциплинарную ответственность за качество проведенного медицинского осмотра и выдачу заключения о допуске к управлению ТС несет медицинский работник.

Правила прохождения медицинских осмотров для водителей установлены Федеральным законом N 196 – ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Кто должен проходить периодический медосмотр?

Предрейсовый осмотр обязаны проходить лица, работающими водителями также ИП, управляющие самостоятельно транспортным средством, на котором организовываются перевозки. Под данное требование не попадают водители экстренных служб, выезжающие по вызовам.

Ответственность за неисполнение требований по обязательному медосмотру водителей

Поскольку предрейсовый осмотр – не просто формальность – это важная и необходимая процедура, обеспечивающая безопасность на дороге, за уклонение от проведения предусмотрены серьезные наказания вплоть до привлечения к уголовной ответственности .

Штрафы за нарушение:

  • юридические лица обязуются заплатить до ста тысяч рублей;
  • должностные лица, ответственные за состояние ТС – от двадцати тысяч рублей.

Если в результате серьезной аварии был нанесен вред жизни или здоровью людей, а в ходе проверки выяснится, что водитель не прошел предрейсовый осмотр, тогда виновные лица будут привлечены к уголовной ответственности.

Предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей обеспечивают безопасность движения на дороге и относятся к мероприятиям по охране труда. Обязанность в проведении подобных процедур возложена на работодателя. Для медосмотра организация должна оборудовать специальный кабинет либо обратиться к помощи учреждений, имеющих лицензию, разрешающую заниматься подобной деятельностью. В случае игнорирования подобных требований, администрация организации будет привлечена к уголовной ответственности.

Одобрен законопроект о телемедицине

Правительственный законопроект, позволяющий дистанционно общаться с врачом и ставить диагнозы, Госдума приняла в первом чтении 15 июня 2017 года.

Авторы законопроекта предлагают разрешить оказывать медицинские консультации с помощью дистанционного общенния как пациента с врачом, так и врачей между собой. Правила проведения таких консультаций будет утверждать уполномоченный орган власти. Для организации процесса предлагается создать Единую государственную систему в сфере здравоохранения. Такая система обеспечит взаимодействие всех медицинских организаций, а также позволит собрать в одном месте электронные медицинские карты пациентов и выделять лиц, больных отдельными заболеваниями. По итогам электронного общения с врачами, можно будет получать справки, медицинские заключения, а также рецепты на лекарства. Между тем, полной заменой обычной медицине такое нововведение не станет.

При этом, как заявил глава профильного комитета Госдумы по охране здоровья, дистанционные консультации не снимают ответственности с врачей за недобросовестное выполнение своей работы. «Это совершенно не убирает такого понятия как ответственность лечащего врача, который и сейчас принимает решения, исходя из мнений консультантов, но именно он несет ответственность за качество лечебно-диагностического процесса», — отметил депутат. Кроме того, по его словам, наиболее важными вопросами в теме телемедицины сегодня становится сохранение личных данных пациента.

Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрив проект Минздрава об использовании информационно-телекоммуникационных технологий в здравоохранении, лабирует возможность после его принятия оказывать медицинскую помощь и проводить мониторинг состояния здоровья пациента (водителя) «путем проведения консультаций, обеспечивающих дистанционное взаимодействие врачей между собой, врача и пациента или его законного представителя».

Еще в апреле в Госдуму был внесен альтернативный проект, который готовили эксперты Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) и Института развития интернета. Изначально тексты проектов значительно отличались, но в ходе консультаций Минздрав также согласился на дистанционную диагностику, осмотр и выписку рецептов.

Его проект предусматривает создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Она позволит взаимодействовать информационным системам клиник, больниц и органов власти, сформирует медкарты пациентов в электронном виде и обеспечит ведение федеральных регистров лиц, больных отдельными заболеваниями. Также документ вводит возможность выдачи медицинских рецептов и справок в форме электронного документа.

По прогнозу дорожной карты подгруппы «Интернет+медицина» в рамках рабочей группы у помощника президента Игоря Щеголева, в 2018 году 25% государственных медицинских организаций смогут внедрить телемедицинские технологии и будут оказывать помощь дистанционно, такие услуги будут доступны для 20% жителей труднодоступных регионов России. Ранее в послании к Федеральному собранию 1 декабря 2016 года президент РФ Владимир Путин предложил в течение двух лет подключить к высокоскоростному интернету все российские больницы и поликлиники.

Основное действующее законодательство:

    Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями)

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ

    Письмо Минздрава и Минтранса РФ от 20.01.2002 г. «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения»

    Приказ Минздрава РФ от 14.07.2003 г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (с изменениями и дополнениями)

    Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»

    Приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

Основные положения Проекта:

Документ дает определение телемедицине: «Телемедицинские технологии - комплекс организационных, технических и иных мер, применяемых в процессе оказания медицинской помощи пациенту с использованием процедур, средств и способов передачи данных по каналам (линиям) связи, обеспечивающих достоверную идентификацию участников информационного обмена - врача (медицинского работника), пациента (его законного представителя)».

Телемедицина применяется для дистанционного взаимодействия медработников: чтобы принять решение по вопросам осмотра, профилактики, диагностики и пр., для проведения консилиумов и принятия иных медицинских решений, а также для общения врача с пациентом: для консультаций, мониторинга состояния здоровья и оценки необходимости очного приема, говорится в документе.

Все общение происходит через Интернет, с соблюдением законодательства об охране персональных данных; правила взаимодействия «утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

Законопроект предполагает создание «федеральных регистров лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями». Ведение региональных сегментов таких регистров должны осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Также намечено создание национальных научно-практических медицинских центров на базе ведущих научных медицинских организаций — для «совершенствования организации и оказания медицинской помощи по соответствующим профилям, развития науки и инноваций в сфере здравоохранения, обеспечения системы здравоохранения высококвалифицированными медицинскими работниками».

Отдельно в документе описаны информационные системы в сфере здравоохранения. Они включают Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) и иные медицинские ИС, в которых осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление информации об органах, организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и об осуществляемой ими деятельности в сфере охраны здоровья.

В законопроекте перечислены сведения, которые поставщики информации должны предоставлять в ЕГИСЗ, отмечена необходимость взаимодействия между Единой системой и иными ИС в автоматическом режиме. Разработка и ведение единых форматов информационного обмена данных в сфере охраны здоровья должен осуществлять «уполномоченный федеральный орган исполнительной власти». Доступ к информации должен быть разграничен, с учетом положений действующего законодательства о защите персональных данных и конфиденциальной информации.

Функционирование ЕГИСЗ осуществляется с использованием в том числе инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций, говорится в документе.

Организации частной системы здравоохранения обязаны будут предоставлять данные в ЕГИСЗ с января 2018 года — если самостоятельно не решат начать это делать раньше.

Напомним, что вопросы телемедицины параллельно прорабатывают Институт развития Интернета (ИРИ) и Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ): в августе прошлого года ИРИ предложил перейти от лицензирования медучреждений к лицензированию врачей и разрешить им консультировать по Интернету. Следом и ФРИИ подготовил текст законопроекта, касающегося дистанционного консультирования граждан по вопросам медпомощи.

Электронный путевой лист водителя

Дополнительный проект носит название «Электронный путевой лист». Речь идёт о создании специальных пунктов контроля, на которых физическое присутствие врача не потребуется.

Предполагается, что такие пункты будут оборудованы современными средствами контроля и видеонаблюдения, что исключит возможность фальсификации результатов. Дистанционный медосмотр предполагает проведение тестов на алкоголь и наркотики. Кроме того, будут измеряться давление и температура тела водителя для определения его состояния.

Новая система «Электронный путевой лист» позволит медикам дистанционно осматривать профессиональных водителей перед выходом в рейс.

Данные планы содержатся в проекте «дорожной карты» по развитию и внедрению индустриального интернета в отрасли реального сектора экономики. Система будет создана до конца 2017 года и начнёт работать в 2018 году.

Напомним, путевой лист — это документ учёта работы водителя и пробега, маршрута автомобиля, выдаваемый водителям коммерческих транспортных средств. Сейчас он выдаётся в бумажном виде, часто ежедневно. Главным пунктом для допуска водителя на рейс является «проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя».

Удалённые пункты осмотра будут оснащаться современными средствами контроля и видеонаблюдения. Допуск водителя к работе может осуществляться врачом с помощью ЭЦП. Минстранс уже поддержал создание государственной информационной системы «Электронный путевой лист».

Выбор редакции
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...

Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...

Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...
Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...