Теория и практика экспертизы копий почерковых объектов - sudexpert. Система судебно-экспертных учреждений мвд рф Приказ 7 мвд экспертной деятельности


Сегодня Профсоюз обратился с письмом к начальнику московского Главка следующего содержания:

Уважаемый Анатолий Иванович!

Ранее мы уже обращались к Вам с просьбой разобраться в ситуации связанной с увольнением Артемова Александра который проходил службу в должности инспектора полка ДПС ГИБДД УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве (письмо от 16.04.2015 исх. № 034). На данное письмо мы получили формальный ответ за подписью начальника УРЛС Горшкова О.В. от 15.05.2015 исх. № 7/48-П-41, в котором нам сообщается, что представленная информация не нашла своего объективного подтверждения и нарушений в ходе проведения служебной проверки и увольнения сотрудника не выявлено.

Однако в ходе судебного процесса, проходящего в Таганском районном суде по иску Артемова А.А., стали известны обстоятельства, говорящие против утверждения Горшкова О.В. и которые не могли быть не замечены должностными лицами, проводящими проверку по нашему обращению, если вообще такая проверка проводилась.

Так, представителем УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве, в подтверждение своих доводов о виновности Артемова, в суд были представлены в качестве доказательства справки об исследовании образцов почерка гражданки Паскаль № 163 от 30 января 2015 года и сотрудника Артемова №635 от 31 марта 2015 года. При этом перед экспертом были поставлены совершенно одинаковые вопросы: «кем, - Паскаль А.В. или иным лицом выполнены подписи в постановлении об административном правонарушении и, соответственно, кем, - Артемовым А.А. или иным лицом выполнены подписи в постановлении об административном правонарушении».

В момент ознакомления с результатами исследования в суде выясняется любопытный факт - данные исследования проводились в одном экспертном подразделении, а именно во 2-м отделе ЭКЦ ЦАО ГУ МВД России по г Москве, но, видимо из-за того, что исследование проводилось в разное время, специалист Н.Н. Кисилева сделала разные выводы. В первом случае, когда необходимо было исследовать образцы почерка Паскаль и наказать неугодного сотрудника, который добросовестно исполнял свои служебные обязанности, специалист однозначно установила, что подписи в графах постановления выполнены не Паскаль, а иным лицом. Во втором случае, когда необходимо было провести исследование образцов почерка Артемова и установить его виновность или невиновность в уголовно наказуемом деянии, видимо из-за большей ответственности, специалист установила, что ответить на вопрос: Артемовым или иным лицом выполнена подпись в постановлении- не представилось возможным из-за относительной краткости и простоты строения сопоставимых частей исследуемой подписи и образцов, ограничившие объем графической информации для идентификации.

Оба исследования утверждались заместителем начальника ЭКЦ - начальником 2-го отдела майором полиции Р.М. Песчановым. Такое положение вещей, позволяет предположить, что специалисту поступали указания от руководства, об определенном действии или бездействии,в зависимости от обстоятельств.Так же приведенный факт заставляет задуматься об объективности других исследований проведенных в ЭКЦ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве, в которых решался вопрос о привлечении граждан к уголовной ответственности или освобождения от таковой (наркотики, мошенничество, кражи, оружие).

Проведенное исследование образцов почерка госпожи Паскаль и его выводы послужили основанием для ложного обвинения Артемова в совершении дисциплинарного проступка и последующим увольнением сотрудника со службы в органах внутренних дел, а так же для организации проверки в рамках статей 144-145 УПК РФ.

Так же сообщаем Вам, что на следователя МРСО Замоскворецкое Иванова Д.Е. проводящего доследственную проверку в отношении Артемова, со стороны руководства, так же оказывалось давление и принуждение к привлечению последнего к уголовной ответственности. Несмотря на такое давление Иванов принял решение об отказе в возбуждении уголовного дела, однако, для того, что бы данный факт не мог быть использован Артемовым в суде ИО руководителя МРСО Замоскворецкое ст. лейтенант Буренин Е.И. принял решение о его отмене по формальным основаниям. Данное решение в настоящее время обжалуется в СУ по ЦАО г. Москвы.

В связи с вышеизложенным-

Просим:

  1. Провести служебную проверку по приведенным в обращении фактам;
  2. Привлечь виновных должностных лиц к ответственности, в том числе за совершение действий повлекших существенное нарушение прав и свобод Артемова А.А. гарантированных Конституцией РФ (право на труд);
  3. Провести проверку всей служебной деятельности ЭКЦ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве, с последующей аттестацией специалистов и руководства на пригодность к замещению должностей в ОВД.

О мерах и решениях, принятых по настоящему обращению, просим уведомить Профсоюз письменно, в установленный законом срок.

Приложение:

  1. Аудиозапись разговора ИО начальника МРСО Замоскворецкое Е.И. Буренина с Артемовым А.А., где первый говорит о том, что СЛЕДОВАТЕЛЮ Иванову БЫЛО ДАНО УКАЗАНИЕ о возбуждении уголовного дела, а тот вынес отказной!!!
  2. Справки об исследовании.

Председатель

Координационного Совета М.П. Пашкин

Произошедшие за последние пять лет изменения нормативно-правового регулирования в области борьбы с преступностью, введение в действие новых Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, принятие Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», безусловно, нашли свое отражение и в организации деятельности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел. Характер правовых норм, установленных Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и УПК РФ, потребовал более четкого организационного разделения субъектов судебно- экспертной деятельности и участников уголовного судопроизводства, выполняющих функцию обвинения. Сегодня активное использование криминалистических средств и методов становится одной из наиболее результативных форм борьбы с преступностью. В России ежегодно свидетелями выступают около 10 миллионов человек. Из этого количества примерно четверть подвергается угрозам и насилию и меняет свои показания. Это одна из причин, заставляющая постоянно искать пути повышения более эффективного использования вещественных доказательств в расследовании преступлений. В результате на протяжении последних лет отмечается устойчивое увеличение объемов экспертно-криминалистической работы, повышение ее результативности. Экспертами ЭКП ОВД ежегодно выполняется около 80% криминалистических экспертиз по уголовным делам, находящимся в производстве правоохранительных органов. Практически все осмотры мест происшествия по тяжким преступлениям против личности проводятся с участием экспертно-криминалистической службы органов внутренних дел Российской Федерации. Применение криминалистических средств и методов на сегодняшний день способствует созданию объективной доказательственной базы по более чем 2/3 (более 70%) всех раскрытых преступлений. Одна из основных задач ЭКП ОВД — это эффективное применение криминалистических средств и методов при производстве следственных действий, важнейшим из которых является осмотр места происшествия. За последние 5 лет повысился уровень криминалистического обеспечения осмотров мест происшествий, сохранились положительные тенденции их результативности. Указанный период характеризуется ростом участия специалистов ЭКП в осмотрах мест происшествий на 25%. Благодаря тесному взаимодействию со следственными и оперативно- розыскными подразделениями полнее стали использоваться изъятые при осмотрах следы и другие вещественные доказательства. Положительные тенденции по результативности участия специалистов- криминалистов в осмотрах мест происшествий повлияли на увеличение количества проводимых экспертиз и исследований. Так, количество выполненных экспертиз с 1998 года по настоящее время возросло на 50%, исследований по оперативным материалам — на 80%. Как уже отмечалось, рост числа зарегистрированных преступлений за последние годы, повышение требований нового УПК РФ к порядку формирования доказательственной базы, активизация усилий по укреплению взаимодействия служб и подразделений обусловили увеличение объемов работы ЭКП ОВД России практически по всем направлениям экспертной деятельности. Указанные проблемы были рассмотрены на коллегии МВД России от 24 декабря 2002 года № 5 км/2 «О состоянии и мерах по повышению эффективности деятельности экспертно-криминалистических подразделений в борьбе с преступностью». В рамках реализации решений данной коллегии ЭКЦ МВД России осуществлен комплекс организационных мероприятий, в том числе и по упорядочению и переработке нормативно-правовой базы, регламентирующей экспертно-криминалистическую деятельностьРешение Коллегии МВД России от 24 декабря 2002 г. № 5 км/2 «О состоянии и мерах по повышению эффективности деятельности экспертно-криминалистических подразделений в борьбе с преступностью», утв. приказом МВД России № 79 от 4 февраля 2003 г.. Проведена реорганизация ЭКП ОВД России, сформированы экспертно-криминалистические центры при МВД, ГУВД, УВД 85 субъектов Федерации, 20 УВДТ, УВД (ОВД) на режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях. Утверждены новые нормы положенности ЭКП ОВД и новые должностные оклады начальствующего состава экспертно-криминалистических центров в соответствии с приказами МВД России № 1120-02 г., № 366-03 г., № 985-03 г. Переработаны системы учета и оценки деятельности ЭКП ОВД, формы статистической отчетности ЭКП, периодичность и порядок ее выдачи в ЭКЦ МВД России и ОВД субъектов Российской Федерации. Введение в практику ЭКП новых и совершенствование имеющихся направлений экспертных исследований способствуют неуклонному возрастанию значения результатов экспертиз в раскрытии и расследовании преступлений. В настоящее время в ЭКЦ при МВД, ГУВД, УВД выполняются разнообразные виды экспертиз — криминалистические, взрывотехнические, генотипоскопические, фоноскопические, геммологические, пожарно-технические, бухгалтерские, экспертизы в сфере компьютерных технологий и т.д., что позволяет службам, задействованным в раскрытии и расследовании преступлений, иметь научно обоснованную и аргументированную поддержку в формировании следственных версий, проведении оперативно-розыскных мероприятий, установлении истины по уголовному делу. Наряду со ставшими традиционными криминалистическими экспертизами, которые проводятся практически в каждом МВД, ГУВД, УВД, в последние годы появляются и развиваются новые виды экспертиз, потребность в которых вызвана меняющимся характером преступности, увеличением числа таких преступлений, как похищение людей, терроризм, вымогательство, криминальные взрывы, подделка и изготовление вредных для здоровья продуктов питания, в области компьютерных технологий. В первую очередь, это — взрывотехнические, фоноскопические, одорологические, генетические, компьютерно-технические экспертизы, исследования контрафактной продукции и ряд других. Сегодня в органах внутренних дел выполняется 24 вида экспертиз, из них 17 относятся к специальным, годовые объемы работ по которым постоянно растут. Так, в Центре и практически во всех ЭКЦ системы внутренних дел выполняются физико-химические, пищевые и автотехнические экспертизы, в 66 региональных центрах — взрыво- и пожарно-технические, в 47 — биологические, в 17 — организованы лаборатории по производству генотипоскопических экспертиз, общеизвестных как ДНК-экспертизы, в 4 — отделения исследования запаховых следов. Кроме того, в 58 регионах созданы медико-криминалистические группы для идентификации неопознанных трупов. Сейчас на различных стадиях формирования находятся подразделения судебно-экономических экспертиз, способные проводить исследования по всем направлениям, включая производство судебно-бухгалтерских, налоговых, финансово-аналитических и финансово- кредитных экспертиз. Необходимо отметить, что, несмотря на развитие специальных видов экспертных исследований, использование традиционных видов экспертиз в обозримом будущем не потеряет свою актуальность. Об этом свидетельствуют статистические данные. Так, установлению причастности лица к совершению преступлений способствовали результаты почти 70 процентов выполненных традиционных криминалистических экспертиз. При этом нагрузка на одного эксперта составила более ста экспертиз. По результатам только дактилоскопической экспертизы в минувшем году дана информация о возможной причастности к совершению преступлений более 30 тыс. лиц, по 14,5 тыс. преступлений уголовные дела направлены в суд. Например, именно с помощью дактилоскопической экспертизы удалось раскрыть «громкое» убийство бывшего депутата Государственной Думы Сергея Юшенкова. Решающее место в комплексе антитеррористических мероприятий имеет использование возможностей взрывотехнических, фоноскопических, баллистических, дактилоскопических экспертиз, а также экспертно-криминалистических учетов, картотек и коллекций ЭКП ОВД России. В ЭКП 74 МВД, УВД субъектов Российской Федерации имеются 160 специалистов-взрывотехников, прошедших специальную подготовку. В настоящее время в Центре создана и пополняется коллекция образцов взрывотехнических устройств, содержащая порядка 3 тыс. объектов; подготовлены учебные пособия и методические рекомендации, в том числе по расчету поражающих факторов взрыва, исследованиям ВВ и ВУ как промышленного, так и самодельного изготовления. По заданию и при непосредственном участии специалистов Центра разработана и принята на вооружение органов внутренних дел передвижная взрывотехническая лаборатория, укомплектованная всем необходимым для качественного осмотра и исследования места взрыва. При раскрытии и расследовании преступлений террористического характера результативно используются записи телефонных переговоров, заявлений террористов, членов организованных преступных групп. Сегодня стало реальным создание фонотеки голосов террористов, вымогателей, похитителей людей и других категорий преступников. Расширяется спектр, совершенствуются технологии автоматизированных систем ведения картотек следов и объектов, изъятых с мест нераскрытых преступлений. Ежегодно результаты проверок по экспертно-криминалистическим учетам способствуют раскрытию и расследованию полумиллиона преступлений. В результате проверок следов и объектов в 2003 г. по экспертно- криминалистическим учетам получена розыскная информация по более чем 400 тыс. преступлений. В последние годы хорошие результаты по установлению лиц, совершивших тяжкие преступления, дает внедрение в экспертную практику автоматизированных программных комплексов. Так, развитие автоматизированных дактилоскопических идентификационных систем (АДИС) в настоящее время выходит на уровень создания региональных и межрегиональных комплексов с объемами баз данных в несколько миллионов дактилокарт. С начала 2000 г. АДИС «Дельта-С» с объемом банка данных около 2 млн. дактилокарт находится в совместной эксплуатации ГУВД г. Москвы и ГУВД Московской области. В результате по 1000 уголовным делам на сегодняшний день идентифицированы лица, причастные к совершению преступлений, установлена личность более 1500 неопознанных трупов. В ЭКП МВД, ГУВД, УВД действуют порядка 400 таких систем, в составе которых функционируют более 980 компьютеров. В 2001 г. на базе ГУ ЭКЦ МВД России началось формирование централизованной дактилоскопической картотеки следов рук, изъятых с мест нераскрытых особо тяжких и тяжких преступлений межрегионального и серийного характера (ЦДС). Основной целью создания ЦДС является повышение эффективности использования дактилоскопических учетов ЭКП ОВД России для раскрытия и расследования межрегиональных и серийных преступлений, прежде всего по таким видам, как терроризм, хищение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, организация преступного сообщества, убийства и т.п. На 1.04.2004 г. массив содержал информацию в виде 8000 карточек. Целенаправленная работа осуществляется Центром в рамках борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия, а также в раскрытии преступлений, совершенных с его применением. Продолжается формирование всероссийского банка данных экспериментального отстрела производимого в Российской Федерации и закупаемого за рубежом нарезного огнестрельного оружия. По состоянию на 1.04.2004 г. на учет ФПГТ поставлены пули и гильзы, стреляные из 976 779 единиц служебного и гражданского оружия с нарезным стволом. Основными задачами, решаемыми Центром, являются совершенствование правового регулирования и организационно-методическое руководство всеми ЭКЦ, а также организация, проведение и координация прикладных научных исследований. Как уже отмечалось, получают развитие новые виды экспертиз, в том числе и ДНК-анализа и компьютерно-технических, как в Центре, так и на местах. Проведение такого рода исследований требует высокой профессиональной подготовки, а в ряде случаев — детального научного подхода. Научные исследования ведутся по трем направлениям: разработка основ деятельности экспертно-криминалистический подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в борьбе с преступностью, разработка и совершенствование методик криминалистических исследований, а также разработка информационного и компьютерного обеспечения применения экспертно-криминалистических методов и средств. Кроме того, немалый практический интерес представляют ведущиеся в НИЛ ЭКЦ работы по криминалистическому исследованию героина, комплексному экспертно-криминалистическому исследованию фальсифицированной табачной и алкогольной продукции, изучению возможности повышения доказательственной значимости результатов ДНК-анализа при раскрытии и расследовании преступлений, а также по системе подготовки собак-детекторов запаховых следов человека. Сегодня в подразделениях Центра трудятся четыре доктора наук, шестнадцать кандидатов наук, еще четырнадцать сотрудников учатся в адъюнктуре. В прошлом году в Центре проводились научные исследования в соответствии с рабочими программами и календарными планами по 14 (15 в АППГ) темам плана НИР-2004 г.: из них 8 тем — переходящих из плана НИР-2003 г. и 6 — вновь открытых в 2004 г. Всего на сегодняшний день в экспертно-криминалистических подразделениях в системе МВД России трудятся свыше 14 тыс. человек. Кадры для ЭКП ОВД готовят Московский и Санкт-Петербургский университеты МВД России, Волгоградская и Нижегородская академии МВД России, Саратовский юридический институт МВД России, а также другие ведомственные вузы. В настоящее время проводится кардинальная реструктуризация центральных исполнительных органов государственной власти, в том числе она коснулась МВД России и соответственно нашей службы. В этой связи необходимо отметить, что в последние 15-20 лет по инициативе отдельных ученых и руководителей Министерства юстиции поднимается на самом высоком уровне вопрос создания единой государственной экспертной службы при Минюсте. Иными словами, это ведомство претендует на монополию проведения всех видов экспертиз. ЭКЦ МВД России не поддерживает данную позицию по следующим причинам. Экспертная служба МВД России, существующая уже 85 лет, насчитывает более 14 тыс. специалистов. Для сравнения: в Минюсте России таковых — 1,5 тыс. плюс 1 тыс. внештатных частнопрактикующих экспертов, делающих экспертизу на платной основе; в Комитете по Госнаркоконтролю России насчитывается 2-2,5 тыс. специалистов. Объем работ экспертных подразделений органов внутренних дел превышает объем работы экспертных учреждений системы юстиции не только по абсолютной величине (причем на порядок), но и по нагрузке на одного эксперта. При значительно меньших сроках производства экспертиз обеспечивается должное качество их производства. В МВД России создана и совершенствуется система профессиональной подготовки экспертов. Три высших учебных заведения МВД России осуществляют подготовку экспертных кадров для органов внутренних дел по специальности «Судебная экспертиза», чего нет ни в одном правоохранительном ведомстве, имеющем экспертные учреждения. Нет их и в Минюсте России. В настоящее время все экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (независимо от ведомственной принадлежности их инициатора) в экспертных подразделениях органов внутренних дел проводятся на безвозмездной основе. В экспертных учреждениях системы юстиции под предлогом высокой нагрузки производство экспертиз нередко поручается внештатным экспертам и осуществляется на платной основе. Это обстоятельство приводит к тому, что все чаще судьи, следователи прокуратуры и других ведомств назначают экспертизы не в учреждения системы юстиции, а в экспертные подразделения органов внутренних дел. За последний год выполнено более 100 тыс. таких экспертиз. Экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел созданы во всех субъектах Российской Федерации и представлены в 85% городских и районных ОВД. При этом 72% личного состава работают именно в городском и районном звене. Минюст России не обладает такой сетью экспертных учреждений. Создание аналогичной сети, объем и количество требуемой штатной численности экспертного состава и материально-техническое обеспечение их деятельности, включая помещения, оборудование, расходные материалы, потребуют колоссальных затрат из федерального бюджета. Следует учитывать, что штатная численность и основная часть технических средств экспертных подразделений органов внутренних дел не могут быть переданы подразделениям Минюста и останутся в органах внутренних дел для ведения экспертно-криминалистических учетов, участия в осмотрах мест происшествий, других следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях. Кроме того, представляется, что сосредоточение функции производства судебных экспертиз в рамках одной, пусть и «государственной», службы поставит под сомнение реализацию основных принципов уголовного процесса, а именно, принципов состязательности и равноправия сторон судопроизводства. Это исключит возможность выбора экспертного учреждения. Повторные экспертизы будут назначаться все в ту же единственную «государственную» службу, при этом возникает опасность распространения корпоративных подходов к оценке спорных заключений экспертов. В настоящее время экспертные системы развиваются с учетом задач и направлений деятельности своих ведомств, многообразие которых обеспечивает активное совершенствование практически всего спектра экспертных средств и методов. Аналогичные ведомственные системы успешно действуют в составе правоохранительных органов ведущих зарубежных стран. Такой подход полностью согласуется с положениями ст. 11 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Вместе с тем формирование единой политики в области развития государственной судебно-экспертной деятельности, укрепление взаимодействия государственных судебных учреждений в решении имеющихся проблем организации производства судебных экспертиз, совершенствовании экспертных методик представляются актуальными. На наш взгляд, эти вопросы могут и должны находить свои решения в работе Межведомственного координационно-методического совета, созданного 6 лет назад, членами которого являются руководители и ведущие ученые всех государственных экспертных учреждений страны, Генеральной прокуратуры и Верховного Суда Российской Федерации. На сегодняшний день эффективность деятельности экспертных подразделений определяется не столько принадлежностью к тому или иному ведомству, сколько уровнем квалификации специалистов и финансированием этой сферы. Сегодня на суде нередко выступают со своими заключениями эксперты и МВД России, и ФСБ России, и Минюста России, что говорит об объективности и состязательности самого процесса выявления истины. Здесь будет уместно упомянуть, что в мировой судебно-криминалистической практике фактически ни в одной развитой стране мира нет аналога Единой экспертно-криминалистической службе. Наоборот, во многих государствах Европы и Америки созданы по пять шесть ведомств, которые имеют своих экспертов. И это правильная, востребованная жизнью практика. В рамках международного сотрудничества осуществляется активное взаимодействие с ведущими европейскими криминалистическими учреждениями. Это и обмен интересующей информацией по различным направлениям криминалистики, это и организация совместных семинаров и стажировок специалистов для обмена опытом работы, ознакомление со структурой и организацией деятельности зарубежных коллег, а также передовыми методами производства криминалистических экспертиз и исследований. В рамках созданной в 1993 г. Европейской сети криминалистических учреждений (ЕСКУ), объединившей усилия ведущих криминалистических учреждений стран Европейского сообщества, ЭКЦ МВД России в 1994 г. был принят в состав ЕСКУ на равных с другими странами правах. Это позволяет нам принимать непосредственное участие в деятельности рабочих групп и комитетов ЕСКУ по исследованиям ДНК-анализа, наркотических веществ, лакокрасочных покрытий автомобилей, судебному анализу речи и звука, новым криминалистическим информационным технологиям. Такое взаимодействие дает возможность поддерживать экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел на соответствующем мировому научно-методическом уровне, экономить силы и средства при разработке новых методик проведения исследований, получать необходимую информацию по наиболее актуальным проблемам криминалистики на безвозмездной основе, а также осуществлять исследования вещественных доказательств, в том числе и по конкретным уголовным делам, на базе лучших европейских криминалистических лабораторий при отсутствии методических или технических возможностей в России. Автор: В. В. Мартынов — начальник Экспертно-криминалистического центра МВД России, кандидат технических наук.

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


Для реализации функций судебно-экспертных учреждений в системе органов внутренних дел созданы экспертно-криминалистические подразделения (ЭКП). Они организованы во всех республиканских, краевых, областных центрах, городах областного значения, в городах, населенных пунктах районного значения, а также в управлениях (отделах) внутренних дел на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях.

ЭКП осуществляют свою деятельность на основании Инструкции по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации и в соответствии с Перечнем родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации.

Стоимость от 8 000 руб. за 1 объект исследования
Срок от 2-3 дней

В экспертно-криминалистических подразделениях выполняются судебные экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, подследственных органам внутренних дел: дактилоскопические, трасологические, почерковедческие, технические исследования документов, автороведческие, лингвистические, фоноскопические, видеотехнические, баллистические, портретные, холодного оружия, веществ, материалов и изделий, биологические, пищевых продуктов, почвенно-ботанических объектов, автотранспортные, пожарно-технические, взрывотехнические и др.

Наряду с производством судебных экспертиз сотрудники экспертно-криминалистических подразделений выступают в качестве специалистов в уголовном процессе, принимая участие в проведении следственных действий, и прежде всего в осмотрах мест происшествий. Кроме процессуальной деятельности, они проводят в установленном порядке экспертные исследования по заданиям подразделений органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; ведут экспертно-криминалистические картотеки и коллекции, разрабатывают совместно с другими подразделениями мероприятия по повышению эффективности их использования в выявлении, предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений.

Экспертно-криминалистические подразделения оказывают практическую и методическую помощь следственным, оперативным подразделениям, органам дознания в организации использования криминалистических средств и методов, обеспечении их сотрудников информацией о возможностях экспертно-криминалистических подразделений в борьбе с преступностью.

Экспертно-криминалистические подразделения осуществляют также профилактическую деятельность, выявляя на основе анализа материалов экспертной практики и иных форм своей деятельности условия, способствующие совершению преступлений, и разрабатывая предложения, направленные на их устранение. Экспертно-криминалистические подразделения образуют единую самостоятельную службу органов внутренних дел. В органах внутренних дел функционируют параллельные системы экспертных подразделений - территориальная и на транспорте. Системы связаны между собой отношениями взаимодействия. Структура ЭКП соответствует структурам органов внутренних дел, в которые они входят.

Высшим организационно-методическим уровнем экспертно-криминалистической службы является Экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России. Средним уровнем территориальных подразделений являются экспертно-криминалистические центры в самостоятельном субъекте Российской Федерации - области или республике; к первичному или низшему звену относятся отделы, отделения, группы в районных (городских) отделах внутренних дел.

Система экспертно-криминалистических подразделений на транспорте совпадает со структурой этих органов внутренних дел, высшим уровнем для них являются соответствующие отделы ГУВД. Согласно Уставу государственного учреждения Экспертно-криминалистического центра МВД России основными задачами являются:

1) организационно-методическое руководство экспертно-криминалистическими подразделениями министерств внутренних дел республик, управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

2) непосредственное использование сотрудниками Центра специальных познаний в деятельности органов внутренних дел по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений;

3) организация, проведение и координация прикладных научных исследований;

4) совершенствование правового регулирования деятельности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел.

При реализации задачи по непосредственному использованию специальных знаний Центр:

Выполняет криминалистические экспертизы, исследования для Следственного комитета при МВД России и подразделений центрального аппарата МВД России; проводит для органов внутренних дел повторные, наиболее сложные, требующие применения уникальной аппаратуры или разработки новых методик экспертизы и исследования;

Обеспечивает участие сотрудников Центра, а в необходимых случаях сотрудников ЭКП органов внутренних дел в качестве специалистов в следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых подразделениями МВД России;

Осуществляет сертификационные испытания на соответствие криминалистическим требованиям ручного огнестрельного, холодного, в том числе метательного, оружия, боеприпасов, а также экспертную оценку бланков ценных бумаг;

Ведет федеральные экспертно-криминалистические картотеки и коллекции: пуль, гильз и патронов, изъятых с мест нераскрытых преступлений; пуль, гильз, поступающих по результатам контрольных отстрелов оружия; образцов ручного огнестрельного, холодного, в том числе метательного, оружия; поддельных бумажных и металлических денег; поддельных документов, выполненных с использованием средств полиграфии; бланков ценных бумаг; образцов боеприпасов. В Центре могут создаваться и другие виды картотек, натурные коллекции, предназначенные для раскрытия преступлений.

Экспертно-криминалистическая служба органов внутренних дел имеет три основных и два промежуточных структурных звена. При этом по вертикали осуществляется организационно-методическое руководство профессиональной деятельностью службы, по горизонтали - организационное управление со стороны руководства органов внутренних дел. Все формы и виды управления исключают вмешательство в процессуальную деятельность сотрудников службы.

Высшее звено службы - ЭКЦ МВД России осуществляет организационно-методическое, а при необходимости и научно-методическое руководство деятельностью нижестоящих ЭКП, организует и проводит профессиональную подготовку экспертов; организует повышение квалификации, переподготовку руководителей и экспертов ЭКП, осуществляет контроль качества профессиональной подготовки и деятельности экспертов - сотрудников ЭКП.

Среднее звено службы представляют экспертно-криминалистические центры республиканских, краевых, областных, Москвы и Санкт-Петербурга, а также транспортных органов внутренних дел. На этом уровне в подразделениях проводятся все виды судебных экспертиз по принятому в органах внутренних дел профилю, а также все виды экспертно-криминалистической деятельности. Ряд ЭКП этого звена - базовых - выполняет функции межрегиональных экспертных подразделений. Они проводят экспертизы по естественнонаучным и инженерно-техническим направлениям как для своего региона, где они дислоцированы, так и для "куста" обслуживаемых регионов.

В подразделениях среднего звена ведутся региональные учеты следов и других вещественных доказательств, изъятых с мест нераскрытых преступлений, а также созданы информационно-справочные коллекции объектов, обычно выступающих в качестве вещественных доказательств в данном регионе; ведется работа по осуществлению следственных действий с участием специалистов. Экспертно-криминалистические подразделения среднего звена ведут организационно-методическую работу, первичную профессиональную подготовку сотрудников нижестоящих подразделений.

Первичное звено службы составляют экспертно-криминалистические подразделения (отделы, отделения, группы или лаборатории) органов внутренних дел в городах областного и районного значения, районов городов, а также на железнодорожном транспорте. В них проводятся в основном традиционные криминалистические экспертизы: дактилоскопические, трасологические, технического исследования документов и холодного оружия, реже почерковедческие.

Ряд ЭКП выполняют функции межрайонных и создаются либо для экспертно-криминалистического обеспечения деятельности органов, не имеющих в своем составе соответствующих подразделений, либо для выполнения отдельных видов экспертно-криминалистической деятельности (выезды на места происшествий, производство отдельных видов экспертиз) по поручению органов, возможности экспертно-криминалистических подразделений которых ограничены. Межрайонные подразделения организуются в составе существующих районных криминалистических подразделений, организационно подчиняются начальнику экспертно-криминалистического подразделения соответствующего субъекта Федерации.

Наряду с экспертной работой межрайонными подразделениями ведется учет следов и других вещественных доказательств, изымаемых с мест нераскрытых преступлений, осуществляется работа по применению технико-криминалистических средств и методов в борьбе с преступностью на территории (транспортной магистрали), закрепленной за ГРОВД, ОВДТ. В экспертно-криминалистической службе функционирует система повышения профессионального уровня экспертов и качества экспертиз: каждый сотрудник, занимающий должность эксперта, должен иметь свидетельство на право самостоятельного производства определенного вида экспертизы.

Значительная роль при этом отводится судебным экспертам и специалистам ЭКП, призванным непосредственно применять специальные знания в уголовном процессе при производстве судебных экспертиз, при участии в производстве следственных и иных процессуальных действий, при рассмотрении уголовных дел в суде.

Экспертно-криминалистическая служба ОВД представляет собой систему структурно самостоятельных подразделений, независимых в своей судебно-экспертной деятельности от органов дознания и предварительного следствия, в число которых входят ЭКЦ МВД России, 92 ЭКЦ в составе МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, УТ МВД России по ФО, ЛУВДТ МВД России.

Экспертно-криминалистические подразделения ОВД являются ведущей базовой системой государственных экспертных учреждений и обеспечивают более 90% потребности судебных и правоохранительных органов в использовании достижений современной криминалистической науки и техники в расследовании преступлений.

Основными направлениями деятельности экспертно-криминалистических подразделений, определенными Законом РФ о полиции (п. 18 ст. 12), Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв.

Указом Президента РФ от 19.07.2004 N 927 (подп. 6, 28 п. 8 (в ред. от 02.01.2011)*(2)), являются:

Проведение экспертиз по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях;

Научно-технические исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности;

Формирование и использование в раскрытии преступлений экспертно-криминалистических учетов;

Участие в качестве специалистов при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

Разработка и внедрение в практическую деятельность ОВД новых экспертно-криминалистических методов и средств.

К основным функциям экспертно-криминалистических подразделений ОВД относятся:

Государственная судебно-экспертная деятельность, применение технических средств и специальных знаний в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве, по делам об административных правонарушениях;

Применение технических средств и специальных знаний в оперативно-розыскной деятельности;

Участие в осуществлении государственной геномной регистрации и государственной дактилоскопической регистрации;

Проведение экспертных исследований в целях обеспечения доказательств в соответствии с Законом о ГСЭД;

Участие в деятельности по предупреждению преступлений;

Оказание содействия избирательным комиссиям, комиссиям референдума при осуществлении их полномочий в ходе реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав.


МВД России и ОВД на постоянной основе реализуется комплекс мер по штатному и материально-техническому укреплению экспертно-криминалистических подразделений и улучшению труда экспертов.

За последние пять лет штатная численность экспертно-криминалистических подразделений ОВД возросла почти на 3 тыс. человек, в 2010 г. уменьшилась на 795 ед., что связано с реформированием органов внутренних дел, и на сегодняшний день насчитывает более 15 тыс. специалистов, из них около 70% - в звене горрайлинорганов.

В современных условиях сотрудники органов предварительного расследования не могут работать в "одиночку", раскрывая преступления только с помощью "дедуктивного" метода. Большое значение в раскрытии преступлений оказывает эффективная организация взаимодействия между подразделениями, участвующими в расследовании.

Взаимодействие ЭКП ОВД с оперативными подразделениями МВД России, органами следствия и дознания осуществляется по следующим основным направлениям:

Совместное участие в осмотрах мест происшествий в составе следственно-оперативных групп;

Производство экспертиз и исследований по заданиям органов предварительного расследования, оперативных подразделений, органов прокуратуры;

Осуществление проверок по экспертно-криминалистическим учетам;

Повышение профессионального уровня - проведение занятий, семинаров, круглых столов, лекций;

Проведение совместных совещаний по актуальным вопросам взаимодействия при раскрытии и расследовании преступлений;

Совершенствование и разработка новых криминалистических средств и методов.

В ЭКП выполняется более 2,5 млн. экспертиз и исследований в год - это более 80% всех проводимых экспертиз по расследуемым уголовным делам. Работа специалистов ЭКП на сегодняшний день способствует созданию надежной доказательственной базы по 75% всех расследованных преступлений.

Структура экспертно-криминалистических подразделений в настоящее время представляет собой систему, которую можно разделить на три уровня.

Низовыми элементами этой системы являются территориальные подразделения экспертно-криминалистических центров МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, УТ МВД России по ФО, ЛУВДТ МВД России, осуществляющие экспертно-криминалистическое сопровождение деятельности городских, районных и линейных органов внутренних дел и расположенные на их территории.

Территориальные подразделения ЭКЦ на уровне городских и районных ОВД включают в свой состав отделы (10 и более человек), отделения (не менее шести человек). Как правило, этими подразделениями производятся наиболее простые криминалистические экспертизы и исследования. В наиболее крупных из подразделений имеются химико-физические лаборатории. Одним из основных направлений деятельности экспертов этих подразделений является участие в производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, особое место среди которых занимают осмотры мест происшествий.

В территориальных городских и районных подразделениях ведутся учеты следов рук, подошв обуви, орудий взлома, протекторов шин транспортных средств, изъятых с мест нераскрытых преступлений. По решению руководства отдела внутренних дел исходя из штатной численности экспертно-криминалистического подразделения и оперативной обстановки на обслуживаемой территории могут формироваться и другие экспертно-криминалистические учеты.

На втором уровне - экспертно-криминалистические центры МВД республик, ГУВД, УВД краев и областей России, УВДТ МВД России, УТ МВД России по ФО, ЛУВДТ МВД России.

Экспертно-криминалистические центры МВД, ГУВД, УВД являются основным звеном в экспертной деятельности. ЭКП ОВД в своей работе руководствуются действующими законами и иными правовыми актами РФ, законами и правовыми актами республик в составе Российской Федерации, нормативными документами МВД России, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ по субъектам РФ, а также указаниями и методическими рекомендациями ЭКЦ МВД России, ЭКЦ ОВД региона.

К этому уровню относятся и подразделения, имеющие в своем составе базовые межрегиональные отделы (отделения) естественно-научного направления и обеспечивающие выполнение заданий ОВД, входящих в зону их обслуживания. Каждое из таких подразделений обслуживает от двух до девяти ОВД. Наряду с выполнением сложных или комплексных экспертиз эти подразделения ведут методическую работу и подготовку экспертных кадров.

В ОВД непосредственную организацию экспертно-криминалистической деятельности осуществляют министры внутренних дел, начальники главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам РФ, начальники управлений внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, руководители ЭКП во взаимодействии с руководителями подразделений, в деятельности которых используются экспертно-криминалистические средства и методы.

На высшем уровне системы - ЭКЦ МВД России является головным экспертным подразделением системы МВД России по осуществлению функций Министерства по организации экспертно-криминалистической деятельности.

В целях обеспечения задач по организации экспертно-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений ЭКЦ МВД России осуществляет:

Организационно-методическое руководство экспертно-криминалистическими подразделениями МВД республик, главных управлений, управлений внутренних дел краев, областей, автономных образований, г. Москвы и Санкт-Петербурга;

Непосредственное использование сотрудниками ЭКЦ специальных знаний в деятельности ОВД по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений;

Организацию, проведение и координацию прикладных научных исследований;

Меры по совершенствованию правового регулирования деятельности экспертно-криминалистических подразделений ОВД.

ЭКЦ МВД России образован в 1991 г. в результате слияния Экспертно-криминалистического управления и Всесоюзного научно-криминалистического центра МВД СССР. С момента создания ЭКЦ МВД России принимает целенаправленные меры по совершенствованию деятельности экспертно-криминалистических подразделений ОВД.

За последние пять лет Центром проведена существенная переработка нормативной правовой базы, непосредственно касающейся экспертно-криминалистической службы, которая приведена в соответствие с российским законодательством. Для решения наиболее важных вопросов практической и научной деятельности ЭКП в ЭКЦ действуют Научно-практическая секция ЭКЦ МВД России Совета МВД России по науке и передовому опыту, ученый и методический советы.

В ЭКЦ МВД России выполняются экспертные исследования по всем экспертным специальностям, проводимым в системе ОВД, в том числе требующим применения сложного уникального оборудования.

В целях раскрытия особо тяжких и тяжких преступлений, совершенных в различных субъектах РФ, в ЭКЦ МВД России функционируют федеральные учеты:

Централизованная дактилоскопическая картотека следов рук, изъятых с мест нераскрытых особо тяжких и тяжких преступлений межрегионального и серийного характера;

Пуль, гильз и патронов со следами оружия, изъятых с мест происшествий;

Контрольных пуль и гильз служебного и гражданского оружия, утраченного (похищенного) оружия;

Поддельных денег, ценных бумаг и документов, выполненных полиграфическим способом;

Активно ведется работа по подготовке и повышению профессионального мастерства экспертных кадров. Важная роль в деле подготовки сотрудников ЭКП ОВД отводится ЭКЦ МВД России. Здесь имеется современное криминалистическое оборудование, работают высококвалифицированные специалисты, которые могут в полной мере передать свои умения и знания при подготовке экспертов. В ЭКЦ МВД России организована Центральная экспертно-квалификационная комиссия.

В целях совершенствования профессиональной подготовки экспертных кадров ЭКЦ МВД России активно участвует в работе Учебно-методического объединения образовательных учреждений профессионального образования в области судебной экспертизы, действующего на базе Саратовского юридического института МВД России, в состав которого входят представители учебных заведений, осуществляющие подготовку специалистов по специальности "Судебная экспертиза", ведущие ученые в данной области.

В настоящее время в экспертно-криминалистической службе трудятся десятки дипломированных специалистов, кандидатов и докторов наук различных отраслей знаний. В структуре ЭКЦ имеется научно-исследовательская лаборатория, основной задачей которой является разработка эффективных технико-криминалистических средств и методов раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.

Разрабатываются и внедряются средства и методы криминалистического исследования взрывных устройств, огнестрельного оружия и следов их применения, наркотических средств и психотропных веществ, запаховых следов человека, фонограмм голоса телефонных "террористов", ДНК биологических следов, фальсифицированной алкогольной и табачной продукции, компьютерных программ, измененных маркировочных обозначений автотранспорта и др. Решаются вопросы внедрения автоматизированных комплексов и создания банков данных указанных объектов криминалистического исследования. В региональные экспертно-криминалистические подразделения направляется около 10 тыс. экземпляров научно-методической и справочной литературы в год.

В условиях проведения курса на усиление государства и одновременное укрепление защиты прав и свобод граждан, усиление социальной защиты населения, развитие демократических институтов и повышение эффективности деятельности правоохранительных органов повышается роль судебно-экспертных учреждений страны в уголовном судопроизводстве.

Основной задачей экспертно-криминалистической службы на современном этапе является решение ключевых, наиболее важных проблем использования экспертно-криминалистических средств и методов в борьбе с преступностью при совершении таких преступлений, как терроризм , экстремизм , незаконный оборот оружия и наркотиков, организованная и экономическая преступность, коррупция; раскрытии и расследовании тяжких и особо тяжких преступлений; совершенствовании профилактической деятельности.

В учреждениях ОВД выполняются 27 видов экспертиз, из них 20 - специальных видов. Наряду со ставшими традиционными криминалистическими экспертизами (дактилоскопические, баллистические, трасологические, почерковедческие, исследования документов и ценных бумаг), которые проводятся в каждом подразделении МВД, ГУВД, УВД, развиваются и появляются новые специальные виды экспертиз. Совершенствование имеющихся и введение в практику новых направлений экспертных исследований вызваны меняющимся характером преступности.

Если в первые годы деятельности криминалистических подразделений в них выполнялись в основном традиционные криминалистические экспертизы, то сейчас спектр проводимых в регионах экспертных исследований расширяется, в первую очередь по направлениям экономических, фоноскопических, компьютерных, лингвистических, автотехнических экспертиз, а также экспертиз наркотических средств, спиртосодержащих жидкостей, маркировочных обозначений автотранспортных средств, запаховых следов, исследованию ДНК и др.

За последние пять лет в МВД России, ГУВД, УВД по субъектам РФ организовано более 200 новых лабораторий специальных видов экспертиз, в том числе создана система подразделений судебно-экономических экспертиз, лабораторий ДНК-анализа, практически решена задача автоматизации ведения ручных дактилоскопических картотек.

В настоящее время в ОВД создана необходимая лабораторная база для проведения ДНК-анализа и ведения учета данных ДНК биологических следов по нераскрытым тяжким и особо тяжким преступлениям. Всего функционируют 33 лаборатории, оснащенные 35 автоматизированными комплексами для проведения ДНК-анализа. На региональном и федеральном уровнях ведется учет данных ДНК биологических объектов, изъятых с мест совершения нераскрытых преступлений.

Федеральный закон от 03.12.2008 N 242-ФЗ "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации" способствует повышению качества расследования и уровня раскрываемости преступлений против личной безопасности граждан, а также повышению уровня организации и эффективности работы ОВД по розыску без вести пропавших граждан и установлению личности неопознанных трупов.

ЭКЦ МВД России принимает активное участие в реализации Программы МВД России "Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел", утв. приказом от 20.05.2008 N 435. Современные программно-технические комплексы позволяют модернизировать уже имеющиеся и разрабатывать новые методики экспертных исследований. В рамках Программы централизовано внедряются современные средства автоматизации работы экспертно-криминалистических учетов - это системы межрегиональных автоматизированных банков данных дактилоскопической информации федеральных округов и федеральной АДИС-ГИАЦ, сети программно-технических комплексов АДИС регионального уровня; системы автоматизации экспертно-криминалистических учетов ОВД (автоматизация баллистических учетов; фоноскопических учетов; учета ДНК биологических следов с мест преступлений).

По результатам реализации Программы осуществляются задачи постепенного перехода к полномасштабной автоматизации проверок лиц и объектов по банкам данных криминалистически значимой информации на основе новых информационных и телекоммуникационных технологий для повышения полноты учета и оперативности использования имеющейся в ЭКП ОВД криминалистически значимой информации о следах и объектах по совершенным преступлениям.

Успешно решаются вопросы формирования единой политики в области развития государственной судебно-экспертной деятельности, укрепления взаимодействия государственных судебно-экспертных учреждений в решении имеющихся проблем организации производства судебных экспертиз, совершенствования экспертных методик. ЭКЦ МВД России является членом Федерального межведомственного координационно-методического совета по проблемам экспертных исследований, в задачи которого входят: формирование единых подходов к правовому, научно-методическому обеспечению, профессиональной подготовке и аттестации специалистов, технической политике, метрологическому обеспечению, организации контроля качества работы специалистов в государственных судебно-экспертных учреждениях и подразделениях.

Активно осуществляется международное сотрудничество по линии экспертных подразделений. В рамках сотрудничества происходит обмен интересующей информацией по различным направлениям криминалистики, проводятся совместные семинары и стажировки специалистов с международными экспертными организациями. Уровень научных и методических разработок российских криминалистов признается во всем мире.

Одним из ключевых факторов достижения доверия населения является решение такой задачи, отнесенной к компетенции ОВД, как обеспечение принципа неотвратимости наказания за противоправные деяния. Обеспечить решение этой задачи без внедрения в практическую деятельность новейших достижений науки и техники представляется весьма проблематичным и попросту невозможным.

Для повышения эффективности экспертно-криминалистической деятельности в борьбе с преступностью ЭКЦ МВД России разработана Концепция развития экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел России на 2006-2015 годы. Главной целью развития ЭКП является всестороннее и оперативное обеспечение потребностей ОВД в эффективном применении современных экспертно-криминалистических средств и методов в целях предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений.

Концепцией предусматривается:

Повышение эффективности управления ЭКП;

Совершенствование правовой и информационно-методической базы функционирования ЭКП;

Улучшение работы с экспертными кадрами и закрепление их в ОВД, повышение уровня профессионализма и научной организации их труда;

Укрепление взаимодействия с другими подразделениями ОВД, судебно-экспертными учреждениями и правоохранительными органами, в том числе в рамках реализации федеральных и региональных программ по борьбе с преступностью (ее видами);

Расширение и углубление взаимовыгодных международных связей;

Доведение до нормативного уровня штатного, финансового и материально-технического обеспечения ЭКП.

Уголовно-процессуальное законодательство и ведомственные нормативные акты, регулирующие деятельность сотрудников экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел, участвующих в расследовании преступлений

Деятельность сотрудников ЭКП ОВД РФ, участвующих в расследовании уголовных преступлений, регулируется нормами, закрепленными уголовно-процессуальным и другим законодательством, а также нормативными правовыми актами МВД России. Безусловное соблюдение закона является необходимым условием работы сотрудников ЭКП с доказательствами и другими объектами, связанными с событием преступления.

Правовой основой деятельности сотрудников ЭКП в расследовании уголовных преступлений являются УПК, Законы о полиции, об ОРД, о ГСЭД, а также нормативные акты МВД России: Наставление по организации экспертно-криминалистической деятельности. Инструкция по организации производства судебных экспертиз (регулируют деятельность сотрудников ЭКП ОВД, носят ведомственный характер и направлены на полное обеспечение обязательного исполнения ими требований уголовно-процессуального законодательства с учетом особенностей их профессионально-служебных функций).

Уголовно-процессуальное законодательство предоставляет следователю и другим полномочным лицам право обращаться к сведущему лицу любого ведомства при необходимости участия специалиста или эксперта в расследовании уголовного дела. Обязанность и право сотрудников ЭКП участвовать в уголовном процессе специально закреплены в Законе о полиции (проводить в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности (п. 18 ст. 12)); а также в приказе МВД России от 11.01.2009 N 7 (п. 3-3.3, 5-5.2 и др.).

В качестве основных задач ЭКП ОВД закрепляют применение криминалистических средств и методов по заданиям судов, руководителей следственных и оперативных аппаратов, подразделений дознания, следователей, дознавателей для обнаружения, фиксации, изъятия и исследования вещественных доказательств, в том числе производство экспертиз и участие сотрудников ЭКП в качестве специалистов в процессуальных действиях. Инструкция по организации производства судебных экспертиз определяет условия и порядок производства судебных экспертиз в ЭКП ОВД РФ в соответствии с требованиями законодательных и нормативных правовых актов РФ (п. 1).

Закон об ОРД и Наставление по организации экспертно-криминалистической деятельности устанавливают обязанности и права сотрудников ЭКП относительно участия в раскрытии преступлений в непроцессуальных (оперативных) формах. Статья 6 Закона об ОРД закрепляет право должностных лиц органов осуществлять и решать задачи оперативно-розыскной деятельности, используя помощь специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а п. 10 Наставления - возможность ЭКП применять экспертно-криминалистические методы и средства по заданиям оперативных подразделений.

Приказ МВД России от 9 января 2013 г. N 2
"Вопросы определения уровня профессиональной подготовки экспертов в системе МВД России"

С изменениями и дополнениями от:

1.2. Положение о Центральной экспертно-квалификационной комиссии Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 2).

2. ЭКЦ МВД России, начальникам управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации, начальникам образовательных организаций системы МВД России, осуществляющих обучение по специальности "Судебная экспертиза", организовать изучение и обеспечить выполнение требований настоящего приказа.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственных за деятельность соответствующих подразделений МВД России.

______________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2291.

Регистрационный N 28236

Заново утверждено Положение об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки в системе МВД России.

Первая - эксперты с высшим профессиональным образованием или средним специальным экспертным образованием, прошедшие последующую подготовку по конкретному виду экспертной специальности.

Вторая - выпускники образовательных учреждений Министерства, получившие диплом гособразца по специальности 031003.65 "Судебная экспертиза".

С целью аттестации и пересмотра уровня подготовки создаются Центральная экспертно-квалификационная комиссия, экспертно-квалификационные комиссии управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных управлений Министерства, министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений Министерства по иным регионам, экспертно-квалификационные комиссии образовательных учреждений.

Также заново утверждено Положение о Центральной экспертно-квалификационной комиссии.

Она определяет базовые комиссии по конкретным специальностям, рецензирует заключения экспертов, ведет учет экспертов, которым дано право самостоятельно проводить судебные экспертизы, а также подтвердивших уровень подготовки, рассматривает вопросы о лишении экспертов указанного права и др.

Решения центральной комиссии являются обязательными для исполнения прочими комиссиями.

Приказ, которым утверждались прежние положения, признан утратившим силу.

Приказ МВД России от 9 января 2013 г. N 2 "Вопросы определения уровня профессиональной подготовки экспертов в системе МВД России"

Выбор редакции
Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...

Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...