Требования к участникам закупки. Когда можно установить дополнительное требование к участникам Требование к опыту работы в аукционе


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по

Кемеровскойобласти по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии: Стельмах С.В. - заместителя руководителя
Кемеровского УФАС России;

Членов Комиссии: Лыжина Д.А. - начальника отдела контроля в сфере

Коломиец А.А. - специалиста-эксперта

Щегловой Е.Р. - ведущего специалиста-эксперта

отдела контроля в сфере закупок;

при участии:

От ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД Российской Федерации по Кемеровской области заместитель контрактного управляющего <…> (паспорт),

От ООО КлассикСтрой <…> (по доверенности),

Представители ООО «Алакс», МОД «Эффективные закупки», ИП Варламова, надлежащим образом уведомленные, явку представителей к назначенному времени не обеспечили.

Рассмотрев дело № 184/З-2015, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Управлением капитального строительства г. Белово законодательства в сфере закупок при проведении аукциона в электронной форме №.0339100011315000049 на право заключить государственный контракт по капитальному ремонту помещений первого и второго этажей здания, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Веры Волошиной, д. 24, общей площадью S=1022,7, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

установила:

13.04.2015 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО «Алакс» (вх. № 1998э от 27.05.2015г.) на действия заказчика - ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД Российской Федерации по Кемеровской области при проведении аукциона в электронной форме № 0339100011315000049 на право заключить государственный контракт по капитальному ремонту помещений первого и второго этажей здания, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Веры Волошиной, д. 24, общей площадью S=1022,7.

По мнению ООО «Алакс», извещение о проведении аукциона в электронной форме содержит информацию о коде ОКПД данной закупки 45.21.12.140, который, в свою очередь, входят в группировку 45 "Работы строительные" ОКПД.

Частью 2 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ предусматривается, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

В части 3 статьи 34 ФЗ-44 Указано: Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 ст.31 ФЗ-44, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Частью 4 ст.31 ФЗ-44 указано: В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков , исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015г. №99 установлено, что к участникам закупки предъявляются дополнительные требования согласно Приложения 1 к данному Постановлению.

Согласно п.2 Приложения 1 к Постановлению №99 для Выполнения работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей, Заказчик обязан установить требование к участникам закупки:

При этом, в подтверждение соответствия данному требованию участник закупки во второй части заявки должен предоставить следующие документы:

Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Заказчик разместил заказ на выполнение работ под кодом 45.21.15.160, начальная (максимальная) цена контракта составляет 14 000 000 рублей, т.е. соответствует Требованиям Постановления №99 от 04.02.2015г. Таким образом, Заказчик обязан в документации установить требование к участником - наличие опыта исполнения и потребовать во вторых частях заявок выше указанные документы.

В п.5 Раздела 1 Общие сведения Документации Заказчиком указано: К участникам закупки заказчик устанавливает следующие обязательные требования:

Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, если такое требование установлено в Информационной карте ;

В п.10 Раздела 1 Общие сведения Документации Заказчиком указано: Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и сведения:

Документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 закона №44-ФЗ (при наличии таких требований) , или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 9 части 1 статьи 31 закона №44-ФЗ;

В информационной карте документации больше нет ни в одном пункте требований Заказчика к участникам закупки, т.о., исходя из п.5 и п.10 документации Заказчик установил только одно требование к участникам аукциона о соответствии п.1ч.1 ст.31 ФЗ-44 - наличие Свидетельства СРО.

В нарушение ч.4 ст.31 ФЗ-44 Заказчиком в документации не установлены требования к участникам аукциона о соответствии их ч.2 ст.31 ФЗ-44 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015г. №99.

Б) Данное требование установлено в нарушение ч.4 ст.31 ФЗ-44 и Постановления Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015г. №99. Согласно требований Закона, Заказчик вправе установить только требование:

Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных - работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится настоящая закупка.

В п.10 Документации Заказчик требует предоставить в составе заявки:

Документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 закона №44-ФЗ (при наличии таких требований), или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами №44-ФЗ;

Исходя из данного требования, участник закупки должен продекларировать о соответствии требованиям всем указанным пунктам, начиная с третьего и заканчивая девятым (кроме п.6) ч.1 ст.31 ФЗ-44. Однако п.8 ч.1 ст.31 ФЗ-44 указывает на обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

Объектом закупки данного аукциона не являются права на результаты интеллектуальной деятельности, в связи с этим, требование о предоставления в составе второй части заявки декларирования о соответствии п.8 ч.1 ст.31 ФЗ-44 является не законным.

4. В п.60 Перечня материалов Технического задание Заказчиком установлено следующее требование к Шпаклевке: Прочность сцепления с бетоном более 0,5 Мпа.

Прочность сцепления измеряется в мегапаскалях (МПа - две заглавные первые буквы), Заказчик указывает Мпа (одну заглавную букву), такой единицы измерения не существует, что вводит участников закупки в заблуждение, не позволяет правильно заполнить первую часть заявки и нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

5. Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом) установлены Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013г. №1063.

Согласно п.4 указанного постановления - За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

За непредоставление информации предусмотренной п. 4.6.2. Контракта, Государственный заказчик взываем с Подрядчика пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора/контракта, заключенного Подрядчиком с Субподрядчиком. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

Во-первых, в проекте контракта отсутствует п.4.6.2., что не позволяет определить, за что Заказчик будет взыскивать пеню.

Во-вторых, установление на Подрядчика пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора/контракта, заключенного Подрядчиком с Субподрядчиком нарушает ч.8 ст.34 ФЗ-44.

6. В отношении электронного аукциона был сделан запрос на разъяснения положений документации следующего содержания:

Добрый день!

41 Прибор контрольно-приемный: «Сигнал-20М» или эквивaлент. Предназначен для автономной работы и работы в составе ИСО "Орион". Количество шлейфов сигнализации не менее 20. Количество паролей пользователей не более 64. Количество программ управления по каждому выходу не менее 37.

Количество программ управления по каждому выходу не менее 37. Емкость внутреннего буфера более 512 событий

В нарушение требований частей 2 и 3 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ и положений Приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»при начальной максимальной цене контракта превышает 10 000 000 руб. предоставления дополнительных требований к наличию опыта работы строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка

28.05.2015 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ИП Варламовой и МОД «Эффективные закупки», содержащие примерно одинаковые доводы, а именно:

1. Заказчик в нарушение требований п.2 ч.1 ст.64 Федерального закона №44-ФЗ не указал в документации требования к содержанию и составу заявки на участие в таком аукционе, а именно, какие документы (информацию) должен предоставить в составе второй части заявки участник закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. №99.

2. Заказчик в нарушение требований п.2 ч.1 ст.64 Федерального закона №44-ФЗ ФЗ не указал в документации требования к содержанию и составу заявки на участие в таком аукционе, а именно, Заказчик не конкретизировал, какую информацию должен предоставить в составе первой части заявки участник закупки.

3. Заказчик в нарушение требований ч. 1 ст. 33 Федерального закона №44-ФЗ в п.41 «Перечень и характеристика используемых материалов», указал: «Прибор контрольно-приемный: «Сигнал-20М» или эквивaлент... Емкость внутреннего буфера более 512 событий...» установленное Заказчиком требование противоречит действительным характеристикам прибора контрольно-приемного: «Сигнал-20М» (http://www.opt-tech.ru/catalog/otech/priem-contr/orion/signal_20m/?mode=printversion). Описание объекта закупок не носит объективного характера, позволяющего понять потребности Заказчика.

4. Заказчик в нарушение требований ч. 1 ст. 33 Федерального закона №44-ФЗ в п.54 «Перечень и характеристика используемых материалов», указал:

5. Заказчик в нарушение требований п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона №44-ФЗ в п.107 «Перечень и характеристика используемых материалов» использовал не стандартные обозначения, касающиеся технических характеристик объекта закупки, а именно к55 …».

6. В пунктах 84-91 технического задания заказчик не установил единиц измерения Муфта РРRS, наружная резьба 20*1/2, Угольник РРRS диаметр 20, Тройник РРRS диаметр 20, Тройник РРRS 25*20*25, что указывает на недостоверность размеров.

28.05.2015 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО «Классик Строй», считающего, что по пунктам 9 Автоматический выключатель», 32 «Ящики с понижающим трасформатором, 96 «Грунтовка ГФ-021» содержатся наименования используемых товаров, в которых отсутствуют ссылки на использование товарных знаков, что указывает на нарушение требований законодательства, поскольку сопровождение словами «или эквевалет» необходимо лишь указания на товары с товарными знаками, тогда как в указанных пунктах товарные знаки не упоминаются.

В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 года N 2019-р.

В указанный Перечень включен, в том числе, код "Работы строительные (кроме кода 45.12)" со сноской <6> : За исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей. С соблюдением указанных правовых норм заказчиком был выбран способ данной закупки в виде аукциона в электронной форме.

Согласно требованиям частей 2 и 3 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов , дополнительные требования , в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что работы, являющиеся предметом данной закупки, согласно ОКПД относятся к коду 45.21.15.160, который входят в группировку 45 "Работы строительные" ОКПД.

Пунктом 2 Приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее Перечень) при начальной максимальной цене контракта превышает 10 000 000 руб. предоставления дополнительных требований к наличию опыта работы строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.

Из буквального толкования положений пункта Перечня следует, что Заказчик обязан предъявить дополнительные требования к участникам закупки к наличию опыта работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе.

Кроме этого, Комиссия Кемеровского УФАС России считает необходимым отметить следующее.

Принимая во внимание размер начальной максимальной цены контракта, а также финансовые риски, которые может понести Заказчик при ненадлежащем исполнении участником закупки контракта, дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, установленные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также при наличии документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям», являются дополнительной гарантией исполнимости заключаемых контрактов, могут быть подтверждены исключительно копиями документов о ранее исполненном (исполненных) контрактом (контрактами), договором (договорах) и актом (актами) выполненных работ; копией акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или копией акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.

Следовательно, Заказчику предоставляются дополнительные гарантии надлежащего и своевременного исполнения контракта. Согласно требованиям части 4 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования . По смыслу указанных нормативно-правовых документов, в соответствующих положениях аукционной документации должны быть установлены не только отсылочные положения к указанному Правительственному постановлению, но и указываться перечень подтверждающих соответствующий опыт работы документов.

Формулировки пункта 29 Информационной карты не позволяют Комиссии Кемеровского УФАС России прийти к выводу об определении для участников закупки о предоставления в составе Второй части заявки копий документов о ранее исполненном (исполненных) контрактом (контрактами), договоре (договорах) и акте (актами) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и т.п. документов.

Поскольку необходимость предъявления дополнительных требований предусмотрена указанными выше правовыми актами, Комиссией Кемеровского УФАС России устанавливаются нарушения требований части 4 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

Доводы жалобы ООО «Алакс» и ИП Варламовой в указанной части признаются Комиссией Кемеровского УФАС России обоснованными.

Заказчиком в Извещении установлено Требование к участникам о наличии финансовых ресурсов для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 1 части 2 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ).

А) Данное требование не установлено в Документации, что вводит участников аукциона в заблуждение и не позволяет точно определить, какие документы необходимо предоставлять в подтверждение данного требования;

Б) Данное требование установлено в нарушение ч.4 ст.31 ФЗ-44 и Постановления Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015г. №99. Согласно требованиям Закона, Заказчик вправе установить только требование:

Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных - работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится настоящая закупка.

Заказчиком в Извещении установлено Требование к участникам о наличии финансовых ресурсов для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 1 части 2 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ).

А) Данное требование не установлено в Документации, что вводит участников аукциона в заблуждение и не позволяет точно определить, какие документы необходимо предоставлять в подтверждение данного требования;

Б) Данное требование установлено в нарушение ч.4 ст.31 ФЗ-44 и Постановления Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015г. №99. Заказчик вправе установить только требование:

Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных - работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится настоящая закупка.

Частью 6 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ предусматривается, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона. Доводы жалобы ООО «Алакс» в указанной части признаются Комиссией Кемеровского УФАС России обоснованными, заказчик - нарушившим требования части 6 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно требованиям части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ аукционной документацией предусматривается подтверждение участником закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 закона №44-ФЗ (при наличии таких требований), или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 9 части 1 статьи 31 закона №44-ФЗ. Исходя из данного требования, участник закупки должен продекларировать свое соответствие требованиям всем указанным пунктам, начиная с третьего и заканчивая девятым (кроме п.6) ч.1 ст.31 ФЗ-44.

Пунктом 8 части 1 статьи 31 ФЗ-44 указывает на обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма. Отсутствие в качестве предмета данной закупки использование прав на результаты интеллектуальной деятельности предполагают за собой отсутствие необходимости со стороны участника закупки предоставления в составе второй части заявки декларирования о соответствии п.8 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ. Следовательно, не является нарушение требований ФЗ № 44-ФЗ ссылки заказчика на нормы общего характера для подтверждения (декларирования) участия в настоящей закупке на обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, поскольку из информационной карты аукциона или иных положений аукционной документации не следует обязательность предоставления в составе второй части заявки декларирования о соответствии п.8 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ. Доводы жалобы ООО «Алакс» в указанной части признаются Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованными.

В соответствии с частью 1 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки .

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В п.60 Перечня материалов Технического задание Заказчиком установлено следующее требование к Шпаклевке: Прочность сцепления с бетоном более 0,5 Мпа.

Прочность сцепления измеряется в мегапаскалях (МПа - две заглавные первые буквы), Заказчик указывает Мпа (одну заглавную букву), такой единицы измерения не существует, что вводит участников закупки в заблуждение, не позволяет правильно заполнить первую часть заявки и нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ. Доводы жалобы ООО «Алакс» в указанной части признаются Комиссией Кемеровского УФАС России обоснованными.

В пункте 41 технического задания устанавливаются требования к Прибору контрольно-приемному: «Сигнал-20М» или эквивaлент. Предназначен для автономной работы и работы в составе ИСО "Орион". Количество шлейфов сигнализации не менее 20. Количество паролей пользователей не более 64. Количество программ управления по каждому выходу не менее 37. Емкость внутреннего буфера более 512 событий . Напряжение питания от 10,2 до 28 В. Потребляемый прибором ток, в дежурном режиме при питании 24 В - от 200 мА до 400 мА; при питании 12 В - от 300 мА до 600 мА. Ток нагрузки шлейфа 3 мА. Управление 5-ю релейными выходами типа "сухой контакт" три реле 28 В 2A / 80 В 0,1 A - на переключение, два реле 28 В 10A - на замыкание логика управления выходами программируется. Рабочий диапазон температур не менее -30 не более +50°С. Габаритные размеры 215-247х150-180х38-48 мм.

ИП Варламова, МОД «Эффективные закупки» и ООО «Алакс» ссылаются на невозможность предоставления предложения по указанному пункту при наличии характеристики товара, выраженной словами: «

В подтверждение невозможности предоставления товара с указанными характеристиками в материалы дела представлены описания характеристик с сайта «ОПТ-Течь.ру», где характеристика емкости внутреннего буфера составляет 512 события, что составляет меньше указанной характеристики в техническом задании. Из предоставленного представителем заказчика описания соответствующего прибора в котором также указывается: характеристика емкости внутреннего буфера составляет 512 события.

Т.е. анализ требования к характеристике прибора приводит к выводу о невозможности его предоставления с характеристикой «Емкость внутреннего буфера более 512 событий». Последнее нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ. Доводы жалобы ООО «Алакс», ИП Варламовой, МОД «Эффективные закупки» в указанной части признаются Комиссией Кемеровского УФАС России обоснованными

В пунктах 84-91 технического задания заказчик не установил единиц измерения Муфта РРRS, наружная резьба 20*1/2, Угольник РРRS диаметр 20, Тройник РРRS диаметр 20, Тройник РРRS 25*20*25, т.е. не установил объективных показателей единиц измерения указанных материалов. Последнее нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ. Доводы жалобы ИП Варламовой в указанной части признаются Комиссией Кемеровского УФАС России обоснованными

Заказчик в характеристиках используемого товара: «Трубы электротехнические D = 25 внутренний диаметр от 14,1 до 18,3 ...». По данным производителей гладких жестких труб для диаметра D = 25 внутренний диаметр трубы составляет не менее 21 мм (http://www.elektro-master.ru/materials/trubapvc.htm#tab1). Описание объекта закупок не носит объективного характера, позволяющего понять потребности Заказчика.

Заказчик в характеристиках используемого товара: «Кабеля» в п.107 «Перечень и характеристика используемых материалов» использовал нестандартные обозначения, касающиеся технических характеристик объекта закупки, а именно «Кабель ВВГ … Номинальное напряжение не менее 0,6 к55 …».

В материалы дела представителем заказчика представлено извещение о внесении изменений в аукционную документацию, в которых были исправлены указанные опечатки в соответствии с требованиями производителей труб и кабеля, что указывает на отсутствие нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 33 и необоснованность доводов жалобы МОД «Эффективные закупки» в указанной части.

Согласно п.4 Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013г. №1063 установлены основания привлечения в к ответственности за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

В нарушение ч.8 ст.34 ФЗ-44 Заказчик в п. 6.6. Проекта контракта устанавливает следующий размер штрафа:

За непредоставление информации, предусмотренной п. 4.6.2. Контракта, Государственный заказчик взыскивает с Подрядчика пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора/контракта, заключенного Подрядчиком с Субподрядчиком. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

Во-первых, в проекте государственного контракта отсутствует п.4.6.2., что не позволяет определить, за что Заказчик будет взыскивать пеню.

Во-вторых, установление ответственности Подрядчика в виде пени в размере одной трехсотой, действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора/контракта, заключенного Подрядчиком с Субподрядчиком, нарушает требования ч.8 ст.34 ФЗ-44. В указанной части доводы жалобы ООО «Алакс» признаются обоснованными.

По порядку соблюдения требований части 8 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ Комиссия Кемеровского УФАС полагает, что в 4.6.2. контракта следует указывать все шкалы взыскиваемых штрафов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013г. №1063, в том числе в части шкал, предусматривающих отвественность при цене менее 3 млн. руб.

Доводы жалобы ООО «КлассикСтрой» о том, что по пунктам 9 Автоматический выключатель», 32 «Ящики с понижающим трасформатором, 96 «Грунтовка ГФ-021» технического задания содержатся наименования используемых товаров, в которых отсутствуют ссылки на использование товарных знаков, что указывает на нарушение требований законодательства, поскольку необходимо сопровождение словами «или эквивалент». Необходимость указания товаров с товарными знаками с обязательным сопровождением словами «или эквивалент», не исключает того, что когда как в указанных пунктах товарные знаки не упоминаются, сопровождать их словами «или эквивалент» необязательно.. Пункт 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ не предусматривает запрета сопровождения наименований материалов или торговых марок материалов словами «или эквивалент». Доводы жалобы ООО «КлассикСтрой» признаются по указанным основаниям необоснованными.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Кемеровского УФАС России

РЕШИЛА:

1 . Признать жалобу ООО «Алакс» на действия заказчика - ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД Российской Федерации по Кемеровской области при проведении аукциона в электронной форме № 0339100011315000049 на право заключить государственный контракт по капитальному ремонту помещений первого и второго этажей здания, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Веры Волошиной, д. 24, общей площадью S=1022,7 частично обоснованной (в части указания на нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, частей 4 и 6 статьи 31, частей 5, 8 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ).

2. Признать жалобу ООО «КлассикСтрой» на действия заказчика - ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД Российской Федерации по Кемеровской области при проведении аукциона в электронной форме № 0339100011315000049 на право заключить государственный контракт по капитальному ремонту помещений первого и второго этажей здания, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Веры Волошиной, д. 24, общей площадью S=1022,7 необоснованной.

3. Признать жалобу МОД «Эффективные закупки» на действия заказчика - ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД Российской Федерации по Кемеровской области при проведении аукциона в электронной форме № 0339100011315000049 на право заключить государственный контракт по капитальному ремонту помещений первого и второго этажей здания, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Веры Волошиной, д. 24, общей площадью S=1022,7 частично обоснованной (в части указания на нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 4 статьи 31, частей 5, 8 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ).

4. Признать жалобу ИП Варламовой на действия заказчика - ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД Российской Федерации по Кемеровской области при проведении аукциона в электронной форме № 0339100011315000049 на право заключить государственный контракт по капитальному ремонту помещений первого и второго этажей здания, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Веры Волошиной, д. 24, общей площадью S=1022,7 частично обоснованной (в части указания на нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ).

5. Признать заказчика - ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД Российской Федерации по Кемеровской области нарушившим требования пункт 1 части 1 статьи 33, частей 4 и 6 статьи 31, частей 5, 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

6. Выдать предписание об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок:

7 . Передать материалы дела 184 /3-2015 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

В части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством РФ дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны со своей стороны устанавливать такие дополнительные требования.

Из этой статьи вы узнаете:

  • какие дополнительные требования к участникам процедур могут быть установлены;
  • нарушения заказчиков, которые выявляет ФАС России;
  • неустановление доптребований при выполнении строительных работ;
  • неустановление доптребований к закупкам свыше 10 млн руб.;
  • неустановление доптребования к участникам электронного аукциона;
  • неустановление группы строительных работ для подтверждения соответствия;
  • практические примеры ненадлежащего исполнения требований контракта.

Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство РФ имеет право устанавливать определения поставщиков, в т. ч. к наличию:

  • финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  • опыта работы, связанного с предметом контракта, деловой репутации; оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта на праве собственности или ином законном основании;
  • необходимого количества специалистов и определенного уровня квалификации.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее — Постановление № 99) заказчики устанавливают следующие дополнительные требования к участникам закупок:

  • наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ не менее трех лет до даты подачи заявки на участие.

При этом стоимость ранее исполненного контракта должна составлять не менее 20% НМЦ контракта, на право заключить который проводится закупка.

Для подтверждения соответствия указанному требованию участнику достаточно представить в составе заявки на участие в закупке копию контракта, акт выполненных работ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в Постановлении № 99).

Заявка на участие в закупке может содержать такие документы, как копии нескольких контрактов, акты выполненных работ, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Однако обязательным является наличие в составе заявки хотя бы одного контракта (договора) стоимостью не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка. Наличие такого контракта, а также акта выполненных работ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является условием допуска к участию в соответствующей закупке.

Неустановление доптребований при выполнении строительных работ

В письме Минэкономразвития России от 21.05.2015 № Д28и-1287 указано, что закупка строительных работ, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) ОКПД, с НМЦК свыше 10 млн руб. должна осуществляться путем проведения электронного аукциона с обязательным установлением дополнительного требования в соответствии с п. 2 приложения № 1 к Постановлению № 99.

Вместе с тем нередко встречаются ситуации, когда заказчиком в аукционной документации на закупку строительных работ (если НМЦК превышает 10 млн руб.) не устанавливаются дополнительные требования к участникам закупок, несмотря на прямое указание закона о том, что это обязанность, а не право заказчика.

Неустановление доптребований к закупкам свыше 10 млн руб.

При рассмотрении дела от 01.06.2015 № П-339/15 Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок установлено, что согласно извещению об аукционе: код по ОКПД 45.23.11.190; НМЦК составляет 1 205 930 093,81 руб.

При этом в документации об аукционе заказчиком не были установлены дополнительные требования к его участникам в соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, что нарушает требования законодательства.

Примером аналогичного нарушения также может послужить дело от 24.07.2015 № П-489/15, в рамках которого выявлено, что извещение об аукционе содержит следующие сведения: код по ОКПД — 45.45.13.190; НМЦК — 89 935 669,16 руб.

Неустановление группы строительных работ для подтверждения соответствия

Согласно требованию Закона о контрактной системе, а именно п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 64, заказчик должен установить в извещении о проведении закупки, документации о закупке группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям п. 2 приложения № 1 к Постановлению № 99.

Используются следующие группы строительных работ:

  • работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Пример 1

Примером ненадлежащего исполнения требований ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе может, в частности, служить решение по делу № П-43/15, согласно которому контрольным органом установлено следующее.

В соответствии с извещением о проведении аукциона код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 45.21.15.150 «Общестроительные работы по возведению прочих зданий, не включенные в другие группировки», при этом НМЦК по аукциону превышает 10 000 000 руб. и составляет 417 253 731 руб.

Согласно п. 1.9 раздела «Информационная карта» документации об аукционе к участникам аукциона установлены дополнительные требования относительно наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих (относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% НМЦК, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что документация об аукционе не содержит определения соответствующих строительных работ (не определена группа работ) в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие предъявляемым требованиям в соответствии с п. 2 приложения № 2 Постановления № 99».

Пример 2

Аналогичное нарушение было также выявлено в действиях заказчика при рассмотрении жалобы на положение документации о проведении аукциона по делу от 28.05.2015 № К-1023/15:

«В соответствии с извещением о проведении аукциона заказчиком, уполномоченным органом установлен код ОКПД 45.23.11.120 „Работы общестроительные по устройству оснований покрытий автомобильных дорог III-IV категорий“, при этом НМЦК по аукциону превышает 10 000 000 руб. и составляет 2 760 090 610 руб.

Согласно п. 17 ч. II „Информационная карта электронного аукциона“ документации об аукционе установлено: „Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% НМЦК, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

  • работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
  • работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)“.

Таким образом, на заседании Комиссии установлено, что документация об аукционе не содержит определения соответствующих строительных работ в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие предъявляемым требованиям в соответствии с п. 2 приложения № 2 Постановления № 99».

Пример 3

Решением от 06.08.2015 по делу № К-947/15 Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок в действиях заказчика выявлено нарушение ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении дополнительного требования к участнику аукциона в соответствии с постановлением Правительства № 99. А именно «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе.

Работы должны соответствовать коду ОКПД 45.24.12.120 «Работы общестроительные по строительству грунтовых плотин, дамб», что не предусмотрено требованиями Постановления № 99.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что надлежащим исполнением требований Закона о контрактной системе является установление заказчиком в документации об аукционе одной из двух групп строительных работ, указанных в Постановлении № 99.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В этой статье мы с вами поговорим о требованиях, которым должен соответствовать участник для того, чтобы принять участие в госзакупках. Требования к участникам закупки установлены в статье 31 44-ФЗ. Данные требования подразделяются на единые (общие) и дополнительные . Ниже мы подробно рассмотрим все эти требования, а также поговорим о том, каким образом участник должен подтвердить свое соответствие им.

К единым (общим) требованиям относятся:

1) соответствие требованиям установленным к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

приложением копии лицензии, допуска СРО или сертификата соответствия.

2) непроведение ликвидации (банкротства, конкурсного производства) участника закупки;

Как подтверждается соответствие требованию участником: декларированием.

3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном КоАП РФ, на дату подачи заявки на участие в закупке;

Как подтверждается соответствие требованию участником: декларированием.

4) отсутствие у участника закупки недоимки по обязательным платежам в бюджеты РФ в размере более чем 25% от балансовой стоимости активов участника;

Как подтверждается соответствие требованию участником: декларированием.

5) отсутствие у участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (это касается физического лица (ИП), директора, главного бухгалтера и учредителей юр. лица);

Как подтверждается соответствие требованию участником: декларированием.

6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (это частный случай, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты);

Как подтверждается соответствие требованию участником: декларированием.

7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов и близких родственных связей;

Как подтверждается соответствие требованию участником: декларированием.

8) участник закупки не является офшорной компанией.

Как подтверждается соответствие требованию участником: предоставлением выписки из ЕГРЮЛ в составе заявки (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора).

Помимо вышеперечисленных единых (общих) требований Заказчик вправе установить требование об отсутствии в информации об участнике закупки. Я не случайно выделил в тексте слово «вправе», т.к. установка данного требования это право Заказчика. Но как показывает практика, данное требование установлено практически в каждой проводимой закупке. Поэтому это требование смело можно отнести к единым (общим) требованиям.

Как подтверждается соответствие требованию участником: декларированием.

Думаю, что с едиными (общими) требованиями все понятно. Теперь давайте с вами поговорим о дополнительных требованиях к участникам. Что это за требования и в каких случаях они устанавливаются?

Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения:

  • конкурсов с ограниченным участием;
  • двухэтапных конкурсов;
  • закрытых конкурсов с ограниченным участием;
  • закрытых двухэтапных конкурсов
  • аукционов.

Также Правительство РФ вправе установить дополнительные требования к участникам закупок:

  • аудиторских и сопутствующих аудиту услуг;
  • консультационных услуг.

Такие требования установлены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (ред. от 02.07.2015) «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

К дополнительным требованиям относятся:

1) наличие у участника закупки финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Как подтверждается соответствие требованиям участником: приложением подтверждающих документов.

Ниже на рисунке в схематичной форме представлены требования к участникам закупки.

Информация об установленных единых (общих) и дополнительных требованиях указывается Заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. Т.е. ещё на этапе изучения документации о закупке вы будете точно знать, какие требования к участнику закупки установлены Заказчиком.

Важно также помнить, что:

Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок помимо тех, что предусмотрены 44-ФЗ;

Указанные единые (общие) и дополнительные требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок;

Комиссия Заказчика по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным единым (общим) требованиям, т.е. участнику достаточно будет просто продекларировать соответствие установленным единым (общим) требованиям, а задача Заказчика их проверить (образцы соответствующих деклараций Вы сможете найти ) ;

Если Заказчиком установлены дополнительные требования (финансовые ресурсы, оборудование, опыт, квалификация), то в этом случае участник закупки обязан документально подтвердить соответствие этим требованиям;

Отстранение участника закупки от участия или отказ от заключения контракта с победителем осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует установленным требованиям или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

На этом сегодня все. До встречи в новых статьях! Если у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях к данной статье.


Участники допускаются к торгам, только если они соответствуют определенным положениям. 44-ФЗ выделяет две группы условий: основные для всех закупок и дополнительные для специализированных заказов. Но в каких случаях заказчик может установить эти дополнительные требования к участникам аукциона и конкурсных процедур?

Общие положения

Дополнительные — это условие допуска поставщика к торгам, устанавливаемое в целях выявления наиболее квалифицированного исполнителя при проведении заказов специализированного характера.

Для доптребований существуют два обязательных условия:

Когда устанавливаются дополнительные требования

Установлены следующие случаи (Постановление от 04.02.2015 №99):

1. Работы по сохранению объектов культурного наследия, реставрация музейных, особо ценных и редких документов, а также работы, услуги, где необходим допуск подрядчиков к учетным базам данных вышеуказанных объектов.
2. Работы строительные (кроме буровых и разведочных работ), если начальная цена более 10 млн. руб.
3. Воинские морские и речные перевозки.
4. Техническое обслуживание, ремонт железнодорожного подвижного состава Вооруженных сил РФ и подведомственных Минобороны организаций.
5. , имеющие технически сложный, инновационный, высокотехнологичный характер (к примеру, изготовление оборудования для объектов атомной энергетики, строительство особо опасных, уникальных объектов, если цена для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн. рублей и др. согласно Приложению № 2 Постановления № 99).

Какими документами подтвердить

Заказчику нет необходимости разрабатывать собственные доптребования. Постановление Правительства от 04.02.2015 №99 содержит не только исчерпывающий перечень случаев их установления, но и наименование требования, а также список документов, которыми участники торгов подтверждают свое соответствие.

Дополнительные требования можно разделить на следующие основные группы:

  1. Аналогичный предмету закупки . Заказчик должен установить условие о предоставлении поставщиком в составе заявки копий контрактов, актов (в отдельных случаях разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства).
  2. Имущество и оборудование, необходимое для исполнения договора. В подтверждение соответствие поставщик может предоставить как официальные документы органов власти (выписка из реестра прав на недвижимое имущество), документы учета (инвентарные карточки формы ОС-6), договора сделок, так и вправе предоставить оформленный в свободной форме акт (справка, письмо, перечень оборудования с указанием производственных мощностей). Особенностью некоторых заказов является предоставление специальных документов, таких как свидетельства на судно, о праве плавания под Государственным флагом РФ или иного государства, право на оформление уведомления на выполнение ремонта вагонов и др.
  3. Квалифицированные специалисты. Устанавливается требование о предоставлении справки о наличии штата специалистов, имеющих специальное образование и опыт работы, предоставление копий трудовых книжек, дипломов.
  4. Финансовые ресурсы для исполнения контракта и деловая репутация. На сегодняшний день Правительство не установило таких доптребований при проведении торгов.

Документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям, рассматриваются на первом этапе двухэтапного конкурса, при проведении в конкурсе с ограниченным участием, и при рассмотрении вторых частей заявок в случае закупки способом электронного аукциона.

О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, ...

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"


В документе учтено:
(оставлено без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016 года N АПЛ16-490).
____________________________________________________________________


В связи с поступающими вопросами о применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление N 99), принятого в реализацию положений части 2 статьи 31 и части 2 статьи 56 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Минэкономразвития России и ФАС России сообщают следующее.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ , установлены в .

В приложении N 2 к постановлению N 99 определены предусмотренные частью 2 статьи 56 Закона N 44-ФЗ случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, в которых заказчик осуществляет закупку путем проведения конкурса с ограниченным участием, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием.

Частью 4 статьи 31 Закона N 44-ФЗ предусмотрена обязанность заказчика установить указанные дополнительные требования к участникам закупок.

Следует учесть, что постановление N 99 не устанавливает требований к выбору заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для осуществления указанных в приложениях N 1 и N 2 закупок товаров, работ, услуг, поскольку способ определяется заказчиком в соответствии с частью 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ .

Учитывая, что частью 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ предусмотрены такие виды аукциона, как аукцион в электронной форме и закрытый аукцион, дополнительные требования, согласно приложению N 1 к постановлению N 99 , устанавливаются к участникам закупки, осуществляемой путем проведения как закрытого аукциона, так и аукциона в электронной форме.

1. При осуществлении закупки работ строительных необходимо руководствоваться следующим.

1.1. Дополнительные требования к участникам закупки работ строительных установлены в пункте 2 , а также в пункте 5 . При этом требования к участникам такой закупки устанавливаются заказчиком в документации о закупке в зависимости от объекта закупки, размера начальной (максимальной) цены контракта и способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В приложении к настоящему письму приведена таблица способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и установления дополнительных требований при осуществлении закупок работ строительных.

1.2. Дополнительным требованием к участникам закупки работ строительных, указанных в пункте 2 приложения N 1 , а также в пункте 5 приложения N 2 к постановлению N 99 , является наличие опыта исполнения контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Для подтверждения соответствия указанному требованию участник представляет в составе заявки на участие в закупке копии контракта, акта выполненных работ, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в постановлении N 99).

Заявка на участие в закупке, в соответствии с положениями постановления N 99 , может содержать копии нескольких контрактов, актов выполненных работ, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию в отношении нескольких объектов.

Однако обязательным является наличие в составе заявки участников закупки хотя бы одного контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, в отношении одного объекта. Наличие такого контракта, а также акта выполненных работ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в постановлении N 99) является условием допуска к участию в соответствующей закупке.

1.3. Согласно примечанию к пункту 2 приложения N 1 к постановлению N 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Таким образом, при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, указанных в пункте 2 приложения N 1 к постановлению N 99 (в том числе по текущему ремонту), участник закупки признается соответствующим дополнительным требованиям при наличии совокупности следующих условий:

____________________________________________________________________
Абзац четвертый подпункта 1.3 пункта 1 настоящего письма признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части слов "(в том числе по текущему ремонту)" - решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2016 года N АКПИ16-574 .
Решение оставлено без изменения - определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016 года N АПЛ16-490 .
____________________________________________________________________

участником закупки представлено подтверждение исполнения одного контракта за последние три года на выполнение исключительно работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту. При этом подтверждение опыта исполнения контракта (договора) выполнением иных работ строительных (например, по текущему ремонту) не допускается;

участником закупки подтвержден опыт выполнения работ строительных по одному объекту строительства, аналогичному объекту, выполнение работ строительных по которому является объектом закупки, а именно: в случае осуществления закупки работ строительных по объекту капитального строительства, подтверждением наличия опыта будет являться выполнение работ строительных по объекту капитального строительства; в случае осуществления закупки работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства, - выполнение работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства.

пунктом 6 части 5 статьи 63 , частью 3 статьи 64 Закона N 44-ФЗ , устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к постановлению N 99 .

1.4. Дополнительным требованием к участникам закупки работ строительных, указанных в пункте 5 приложения N 2 к постановлению N 99 , является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.

Таким образом, при закупке работ по строительству любого из указанных объектов к участникам закупки устанавливается требование о наличии опыта выполнения работ строительных любого из указанных в данном пункте объекта (особо опасного, технически сложного объекта капитального строительства или искусственного дорожного сооружения). При закупке работ по реконструкции - требование о наличии опыта выполнения работ по реконструкции любого из указанных в данном пункте объекта, а в случае закупки работ по капитальному ремонту - требование о наличии опыта выполнения работ по капитальному ремонту любого из указанных в данном пункте объекта.

При этом заказчик, в соответствии с , устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке соответствующий объекту закупки вид работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 5 приложения N 1 к постановлению N 99 .

2. Дополнительным требованием к участникам закупки в случаях, установленных постановлением N 99 , является наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.

Учитывая, что объем выполняемых работ, оказываемых услуг определяется заказчиком в соответствии с имеющейся потребностью, заказчик вправе установить в документации о закупке необходимые для исполнения соответствующего контракта одно или несколько требований из вышеперечисленных, то есть о наличии недвижимого имущества и (или) оборудования, и (или) технических средств.

При этом, в случае установления в документации о закупке требований о наличии оборудования и (или) технических средств, такие требования не должны повлечь необоснованное ограничение количества участников закупки, например, путем установления требований о наличии у участников закупки оборудования, технических средств определенных марок и (или) моделей, определенного товарного знака и (или) производителя.

3. Документом, подтверждающим соответствие участника закупки указанному в пункте 1 приложения N 1 и в пункте 5 приложения N 2 к постановлению N 99 требованию о наличии на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, может являться копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке.

Пунктом 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.

Таким образом, если участник закупки представляет в составе заявки в качестве подтверждения соответствия дополнительному требованию о наличии недвижимого имущества копию договора аренды недвижимого имущества, такой договор должен быть заключен на срок исполнения контракта, на право заключения которого проводится закупка, но не менее 2 лет. Кроме того, представляемый договор аренды должен содержать сведения о его регистрации.

4. Дополнительным требованием к участникам закупки услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, указанных в пункте 6 приложения N 2 к постановлению N 99 , в случае если начальная максимальная цена заключаемого контракта превышает 500 тыс. рублей, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора с бюджетным учреждением) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе, цена которого не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.

Учитывая положения пунктов 7 , 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ , документом, подтверждающим соответствие указанному дополнительному требованию, является один государственный или муниципальный контракт либо один договор, заключенный с бюджетным учреждением.

В соответствии со статьей 25 Закона N 44-ФЗ при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Контракт с победителем либо победителями заключается каждым заказчиком. Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1088 "Об утверждении правил проведения совместных конкурсов и аукционов" (далее - Правила).

В соответствии с Правилами начальная (максимальная) цена контракта, указываемая в извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, при этом обоснование такой цены содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика.

Таким образом, при закупке услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов в соответствии с пунктом 6 приложения N 2 к постановлению N 99 , путем проведения совместного конкурса с ограниченным участием сумма всех начальных (максимальных) цен контрактов, заключаемых заказчиками, должна превышать 500 тыс. рублей. В указанном случае документом, подтверждающим соответствие участников закупки требованиям постановления N 99 , является один государственный или муниципальный контракт либо один договор, заключенный с бюджетным учреждением, стоимостью не менее 20 процентов суммы всех начальных (максимальных) цен контрактов (договоров) заказчиков, на право заключить которые проводится совместный конкурс с ограниченным участием.

Вместе с тем, в соответствии с частью 2.1 статьи 56 Закона N 44-ФЗ , заказчик вправе осуществить закупку услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, в том числе путем проведения электронного аукциона без установления дополнительных требований, предусмотренных пунктом 6 приложения N 2 к постановлению N 99 .

5. Дополнительным требованием к участникам закупки работ и услуг, указанных в пункте 1 приложения N 1 к постановлению N 99 , является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

Таким образом, к участникам закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации устанавливается требование о наличии опыта исполнения одного контракта на выполнение любых работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

К участникам закупки работ по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, устанавливается требование о наличии опыта исполнения одного контракта на выполнение работ по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.

К участникам закупки работ по реставрации документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, устанавливается требование о наличии опыта исполнения одного контракта на выполнение работ по реставрации документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов.

При этом заказчик, в соответствии с частью 5 статьи 56 Закона N 44-ФЗ , устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке соответствующий объекту закупки вид работ, услуг, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 1 приложения N 1 к постановлению N 99 .

Учитывая положения частей 2 , 2.1 статьи 56 Закона N 44-ФЗ , заказчик вправе осуществить закупку работ и услуг, указанных в пункте 1 приложения N 1 к постановлению N 99 , путем проведения электронного аукциона. При этом, учитывая положения части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ , заказчик обязан установить дополнительные требования, указанные в приложении N 1 к постановлению N 99 , как при осуществлении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием, так и электронного аукциона.

Заместитель Министра
экономического развития
Российской Федерации
Е.И.Елин

Статс-секретарь заместитель
руководителя Федеральной
антимонопольной службы
А.Ю.Цариковский

Приложение. Таблица способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и установления дополнительных требований при осуществлении закупок строительных работ

Приложение

Объект закупки

Начальная (максимальная) цена контракта

до 10 млн. рублей

свыше 10 млн. рублей до 150 млн. рублей (для государственных нужд), до 50 млн. рублей (для муниципальных нужд)

свыше 150 млн. рублей (для государственных нужд), свыше 50 млн. рублей (для муниципальных нужд)

работы строительные, включенные в код 45 (кроме кода 45.12) ОКПД
(за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального

приложения N 1 к постановлению N 99

электронный аукцион с установлением дополнительных требований в соответствии с п.2 приложения N 1 к постановлению N 99

строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения)

работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав

электронный аукцион без установления дополнительных требований

электронный аукцион с установлением дополнительных требований в соответствии с п.2 приложения N 1 к постановлению N 99

электронный аукцион с установлением дополнительных требований в соответствии с п.2 приложения N 1 к постановлению N 99

автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения

открытый конкурс без установления дополнительных требований

открытый конкурс без установления дополнительных требований

конкурс с ограниченным участием с установлением дополнительных требований в соответствии с п.5 приложения N 2 к постановлению N 99




Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (с изменениями на 22 августа 2016 года)

Название документа: О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (с изменениями на 22 августа 2016 года)
Номер документа: АЦ/45739/15

23275-ЕЕ/Д28и

Вид документа: Разъяснение ФАС России (Федеральной антимонопольной службы)

Письмо ФАС России (Федеральной антимонопольной службы)

Письмо Минэкономразвития России

Принявший орган: ФАС России (Федеральная антимонопольная служба)

Минэкономразвития России

Опубликован: Ценообразование и сметное нормирование в строительстве, N 10, 2015 год
Дата принятия: 28 августа 2015
Дата редакции: 22 августа 2016
Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...