Требования охраны труда перед началом работ.


Глава 1. Общие требования по охране труда

1. К управлению трактором допускаются лица, возраст которых соответствует установленному законодательству, прошедшие медицинское освидетельствование в установленном порядке и не имеющие противопоказаний к выполнению данного вида работ, прошедшие обучение по программе подготовки трактористов, аттестованные квалификационной комиссией и получившие удостоверение установленной формы.

Перед допуском к самостоятельной работе тракторист должен пройти стажировку в течение первых 2-14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) под руководством опытного тракториста, назначаемого приказом по предприятию (подразделению).

2. Периодическое медицинское освидетельствование тракторист проходит в порядке, установленном Минздравом. В отдельных случаях при наличии медицинских показаний, а также при индивидуальном подходе к допуску срок переосвидетельствования может быть сокращен, но не менее чем до одного года.

3. Повторную проверку знаний безопасных методов работ тракторист должен проходить не реже одного раза в 12 месяцев.

Внеочередную проверку знаний тракторист проходит в следующих случаях:

при перерыве в работе по специальности более одного года;

по требованию вышестоящей организации, ответственных лиц предприятия;

при переходе с одного предприятия на другое;

4. Тракторист должен пройти инструктажи по безопасности труда:

при приеме на работу – вводный и первичный на рабочем месте;

в процессе работы не реже одного раза в б месяцев – повторный;

при введении в действие новых или переработанных правил, инструкций по охране труда, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, нарушении требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме или аварии, перерывах в работе более чем 30 календарных дней – внеплановый;

перед производством работ, на которые оформляется наряд-допуск – целевой.

Книги по аттестации рабочих мест по условиям труда в , «Бамбук» (Украина)

5. Оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшения своего здоровья.

6. Тракторист должен:

знать требования, изложенные в «Правилах дорожного движения», технологических картах, инструкции завода-изготовителя по эксплуатации трактора и инструкции по охране труда;

иметь четкое представление об опасных и вредных производственных факторах, связанных с выполнением работ, основные вредные и опасные производственные факторы: движущиеся средства, повышенная загазованность воздуха рабочей зоны, химические опасные и вредные производственные факторы, пониженная или повышенная температура воздуха рабочей зоны, повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте, недостаточная освещенность рабочей зоны, эмоциональные перегрузки, монотонность труда.

знать требования пожаро- и электробезопасности при выполнении работ и уметь пользоваться средствами пожаротушения;

пользоваться при выполнении работ средствами индивидуальной защиты, выдаваемыми в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами, бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты:

комбинезон х/б (костюм х/б) Ми – 12 мес.;

кепи – 12 мес.;

ботинки кожаные (сапоги кирзовые) Ми – 12 мес.;

рукавицы комбинированные Ми – до износа.

зимой дополнительно:

куртка х/б на утепляющей прокладке Тн – 36 мес.;

брюки х/б на утепляющей прокладке Тн – 36 мес.;

сапоги кирзовые утеплённые Тн20 – 24 мес.

уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему;

выполнять правила внутреннего трудового распорядка;

знать санитарно-гигиенические условия труда и соблюдать требования производственной санитарии.

7. Тракторист не должен подвергать себя опасности и находиться в местах производства работ, которые не относятся к непосредственно выполняемой им работе.

8. О каждом несчастном случае на производстве пострадавший или очевидец немедленно должен сообщить непосредственному руководителю работ, который обязан:

организовать первую помощь пострадавшему и его доставку в медицинский пункт;

сообщить о случившемся руководителю подразделения;

сохранить до начала работы комиссии по расследованию обстановку на рабочем месте и состояние оборудования таким, каким они были на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих работников и не приведет к аварии.

9. Обо всех замеченных неисправностях механизмов, приспособлений, приборов и инструмента тракторист должен сообщить непосредственному руководителю работ и до их устранения к работе не приступать.

10. Тракторист несет ответственность за:

выполнение требований технологических карт, инструкции завода-изготовителя по эксплуатации трактора и инструкции по охране труда, правил пожаро- и электробезопасности;

соблюдение установленного порядка производства работ;

соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;

соблюдение «Правил дорожного движения»;

исправность и сохранность закрепленного за ним трактора;

аварии, несчастные случаи и другие нарушения, причиной которых явились действия тракториста, нарушающего требования технологических карт, инструкции завода-изготовителя по эксплуатации трактора и инструкции по охране труда.

11. За нарушение трудовой дисциплины, несоблюдение требований нормативно-технических документов по охране труда тракторист привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь.

12. Тракторист, появившийся на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, не допускается в этот день к работе.

13. Тракторист обязан выполнять работу, обусловленную трудовым договором.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

14. Организация рабочего места тракториста должна обеспечивать безопасность выполнения работ.

Рабочее место тракториста не должно загромождаться посторонними предметами. Рычаги и место управления необходимо содержать в чистоте. Запрещается складировать на полу кабины инструмент, спецодежду, обтирочные материалы и другие предметы.

15. Перед началом работы тракторист обязан:

привести в порядок и надеть спецодежду;

проверить наличие документа на право управления трактором;

ознакомиться с записями в журнале приемки и сдачи смены;

проверить техническое состояние трактора ;

проверить наличие средств пожаротушения, медицинской аптечки, термоса с питьевой водой;

убедиться в наличии набора исправного инструмента и необходимых приспособлений;

ознакомиться с условиями производства и характером работ и получить разрешение непосредственного руководителя работ на производство работ.

16. При проверке технического состояния трактора тракторист должен произвести его тщательный осмотр при неработающем двигателе, при этом особое внимание обратить на:

состояние тормозов;

надежность действия всех механизмов управления;

состояние ходовой части – крепление колес, катков и ленты гусеничного хода;

уровень масла, топлива и наличие охлаждающей жидкости в системе охлаждения (при необходимости – долить);

отсутствие течи масла и топлива из системы смазки и топливопроводов;

состояние осветительных приборов, средств сигнализации;

наличие и исправность ограждений движущихся, вращающихся частей;

изоляцию электропроводов и надежность контактов – во избежание важного пожара от искрения неисправных контактов;

отсутствие на вращающихся частях посторонних предметов;

надежность крепления всех узлов трактора;

состояние тягово-сцепных устройств;

исправность навесного оборудования (при его наличии).

17. Работа двигателя и всех механизмов трактора должна быть проверена на холостом ходу.

18. Если при осмотре и опробовании трактора не было обнаружено неисправностей или они были устранены трактористом, трактор может быть пущен в работу.

Глава 3. Требования по охране труда при выполнении работы

19. Приступая к работе, тракторист должен:

убедиться, что все рычаги управления находятся в нейтральном положении;

осмотреть место работы и убедиться в отсутствии в зоне работ открытых траншей подземных коммуникаций (газопроводы электрокабель, кабели связи и др.), наземных постоянных и временных сетей электропередач;

убедиться в отсутствии людей в непосредственной близости от трактора;

подать звуковой сигнал и, выдержав паузу не менее 30 с, пустить трактор в работу.

20. При пуске двигателя необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

в случае ручного пуска пускового двигателя завести узел пускового шнура в паз на маховике пускового двигателя и намотать шнурка канавку маховика по направлению часовой стрелки, затем резким рынком потянуть на себя конец шнура за ручку, взяв ее пальцами руки с одной стороны без обхвата. Запрещается: наматывать шнур на руку, так как при обратном вращении маховика шнуром может повредить руку; стоять в плоскости вращения маховика при работе пускового двигателя;

при запуске пускового двигателя пусковой рукояткой держать ее так, чтобы все пальцы были с одной стороны рукоятки. При удержании рукоятки в обхват можно получить травму.

21. Во время работы трактора тракторист должен:

при подъезде к прицепному оборудованию следить за тем, чтобы между ним и трактором никого не было;

подъезжать на тракторе к прицепному оборудованию (транспортным средствам) для их прицепки плавно на возможно малой скорости;

сцепку выполнять без посторонней помощи, используя инвентарную подставку;

прицепку (отцепку) прицепного оборудования к трактору производить только при заглушенном двигателе;

следить за состоянием трактора, навесного или прицепного оборудования. При возникновении перебоев в работе двигателя, шума или стука, обнаружении других неисправностей необходимо заглушить двигатель, рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение и принять меры к устранению неисправностей;

не допускать нагрузок, опасных для прочности узлов и устойчивости трактора;

при работе на склонах проявлять особую осторожность. Уклоны на подъемах и спусках не должны превышать предельных значений, указанных заводом-изготовителем в инструкции по эксплуатации;

не производить изменение колеи трактора на спусках и подъемах, а также в глубокой колее;

ослаблять зимой во время работы натяжение гусеничных лент трактора;

при продольном движении трактора по свеженасыпанному грунту во избежание сползания под откос не приближаться к бровке ближе, чем на 1 м;

приступать к работе, не связанной непосредственно с работой экскаватора или крана, только после того, как ковш экскаватора будет опущен на землю, а стрела крана повернута в противоположную сторону по отношению к участку, на котором должна выполняться работа.

22. При кратковременной остановке трактора следует перевести двигатель на малые обороты, рычаг переключения передач – в нейтральное положение.

23. При длительных стоянках и технических перерывах навесное оборудование необходимо опускать на землю.

24. Трактористу запрещается:

передавать управление трактором другим лицам;

оставлять без присмотра трактор с работающим двигателем; перевозить в кабине трактора посторонних лиц (если это запрещено заводом-изготовителем) и использовать навесное оборудование для перевозки людей и грузов;

выходить из кабины во время его движения; находиться во время грозы в кабине трактора, под трактором, прицепным или навесным оборудованием, а также прислоняться к ним.

25. При буксировании необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

буксировать и вытаскивать трактором застрявшие машины и механизмы с помощью жесткого буксира длиной 4 м., без рывков и под руководством руководителя работ или мастера. Если вместо жесткого буксира применяется стальной канат длиной 4-6 метров, то заднее стекло кабины трактора необходимо защитить решеткой;

буксировку тракторов производить с помощью тракторов, мощностью равной или превышающей мощность буксируемой машины;

при совместной работе двух и более тракторов расстояние между тракторами должно быть не менее 2 метров.

26. При использовании трактора на транспортных работах необходимо:

установить колеса трактора на максимальную ширину колеи;

определить количество прицепов в тракторном поезде исходя из тяговой мощности трактора и дорожных условий;

убедиться в исправности тракторного прицепа. Платформа прицепа не должна иметь поломанных брусьев и досок; состояние бортов должно исключать возможность выпадения груза при движении; боковые и задние борта должны быть на прочных петлях и иметь запоры, исключающие возможность самопроизвольного открывания;

транспортные прицепы надежно сцепить с буксирным устройством трактора и, кроме того, соединить страхующих тросом;

сблокировать педали тормозов и при необходимости отрегулировать тормоза на одновременность действия;

проверить затяжку гаек крепления дисков передних и задних колес;

убедиться в наличии и исправности стоп-сигнала, указателя поворота номерных знаков на тракторе и прицепе;

убедиться в исправности тормозов прицепа . Тракторные прицепы должны иметь тормоза, управляемые из кабины трактора и обеспечивающие: торможение прицепа на ходу; включение тормоза при отрыве прицепа от трактора; удержание прицепа во время стоянки на склонах и предупреждение толкающего действия прицепа на трактор при резком изменении скорости движения или движения под уклон;

проверить работу тормозов тракторного поезда в движении.

27.. Перед выездом тракторного поезда тракторист должен ознакомиться с особенностями маршрута, связанными с дорожными и погодными условиями.

28.Во время погрузочно-разгрузочных работ трактористу запрещается:

находиться в кабине трактора, на прицепе при погрузке груза механизированным способом;

находиться в зоне возможного падения груза.

29. Грузы, перевозимые на тракторных прицепах, должны быть надежно укреплены во избежание их смещения и возможного падения при перевозке.

Навалочный груз не должен возвышаться над бортами тракторного прицепа (стандартными или наращенными) и должен располагаться равномерно по всей площади прицепа.

30. Перевозку труб и секций тракторным поездом следует осуществлять с соблюдением следующих требований:

трубы и секции должны быть надежно укреплены на тракторном поезде;

передние и задние концы секций должны быть закреплены ограничителями против продольного смещения и закрыты пробками от засорения труб грязью или снегом;

передние подсанки должны быть соединены с трактором жесткой тягой (дышлом); передние и задние подсанки разрешается соединять между собой как жесткой, так и гибкой тягой;

трубы или секции при развозке вдоль трассы следует укладывать на расстоянии не менее 1,5 м от бровки траншеи;

люди не должны приближаться к движущемуся тракторному поезду ближе, чем на 2 м;

при движении трактора в пределах трассы с высокой травой, кустарником и другой растительностью во избежание наезда на людей необходимо подавать сигнал.

31. Скорость и порядок движения тракторных поездов на дорогах карьера устанавливаются администрацией предприятия с учётом местных условий, качества дорог и состояния транспортных средств. Работая в карьере, обязаны соблюдать установленную скорость и порядок движения, согласно разработанной и вывешенной на видном месте схеме:

при погрузке тракторов экскаваторами должны выполняться следующие условия: ожидающий погрузки трактор должен находиться за пределами радиуса действия экскаваторного ковша плюс 5м и становиться под погрузку только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора;

находящийся под погрузкой трактор должен быть заторможен и поставлен на ручной тормоз с включенной скоростью;

погрузка в кузов должна производиться только сбоку и сзади;

перенос экскаваторного ковша над кабиной трактора запрещается;

находящийся под погрузкой трактор должен быть в пределах видимости машиниста;

нагруженный трактор должен начинать движение только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора;

при погрузке в подвижной состав машинистом экскаватора должны подаваться сигналы:

«стоп» — один короткий;

разрешающий подачу транспортного средства под погрузку, начало погрузки – два коротких;

об окончании погрузки и разрешение отъезда транспортного средства – один продолжительный.

Таблица должна быть вывешена на платформе,

32. При использовании трактора на транспортных работах запрещается:

перевозить людей на прицепах и полуприцепах;

езда накатом на тракторе с прицепом (выключение муфты сцепления или коробки передач), особенно при спусках;

работа с прицепами, необорудованными автономными тормозами. Если конструкцией прицепа не предусмотрены тормоза, то прицеп должен быть обеспечен тормозными башмаками. Агрегатировать такой прицеп разрешается только с гусеничным трактором;

производить расцепку-сцепку при движении трактора;

при движении трактора переходить на прицеп и обратно.

33. Передвижение трактора на производственной территории должно осуществляться согласно установленным на видных местах схемам движения.

34. При движении трактора в населенных пунктах и по автомобильным дорогам тракторист должен соблюдать “Правила дорожного движения”.

Запрещается движение на машинах на гусеничном ходу или с металлическими шипами по автомобильным дорогам общего пользования с усовершенствован покрытием.

35. Переезд трактора через железнодорожные пути должен производиться по специально построенным переездам, исключающим возможность повреждения железнодорожного полотна. После проезда неохраняемого переезда тракторист обязан остановить трактор и убедиться в исправном состоянии железнодорожного пути на переезде в отсутствии на рельсах посторонних предметов, торфа или грязи.

36. При проезде по обочинам дорог и оврагов тракторист не должен наезжать на кустарники, копны сена во избежание наезда на случайно оказавшихся там людей.

37. Канавы, бугры и другие препятствия необходимо преодолевать под углом, на малой скорости, избегая резких толчков и больших кренов трактора (особенно с навесным оборудованием).

38. Переезжать реку вброд разрешается только в местах с каменным песчаным дном и в том случае, если уровень воды в месте переезда не превышает верхнего полотна гусеницы или оси задних колес колесного трактора.

Движение необходимо производить на первой скорости без остановок и поворотов.

39. При проездах на тракторе вдоль осушительной сети и выработанных карьеров запрещается приближаться на расстояние от края гусеницы менее 1 м к картовому каналу и менее 2 м к валовому или коллекторному каналам, и выработанному карьеру.

40. Переезд трактора через каналы разрешается только по мостам, ширина и грузоподъемность которых равна или больше соответственно ширины и массы трактора и навесного оборудования.

41. Передвигаться по заснеженной дороге в зимнее время следует на 1 или 2 скорости, что увеличивает сцепление с дорогой.

42. Передвижение трактора по автомобильным дорогам под действующими линиями электропередачи допускается при условии, если расстояние по вертикали между нижними проводами и самой верхней частью трактора (прицепа с грузом) будет не менее указанных:

Напряжение воздушной линии, кВ до 20 35-110 150 220 330 500

Наименьшее расстояние, м 2,5 2,5 3,0 3,5 4,0 4,5

Передвижение трактора вне дорог под действующими линиями электропередачи разрешается, если габариты трактора или тракторного поезда с грузом имеют высоту от отметки земли не более 3,5 м.

43. При переезде трактора с одного объекта (участка) на другой тракторист должен следовать по маршруту, указанному непосредственным руководителем работ.

Навесное оборудование должно быть поднято в транспортное положение и надежно зафиксировано.

44. Техническое обслуживание трактора необходимо проводить на специально отведенной ровной горизонтальной площадке, свободной от посторонних предметов.

45. При проведении технического обслуживания тракторист должен соблюдать следующие требования безопасности:

техническое обслуживание проводить при неработающем двигателе, кроме случаев, которые предусмотрены инструкцией завода-изготовителя;

не допускать нахождения посторонних лиц на тракторе и возле него;

применять исправный ручной инструмент и приспособления;

во время работы не оставлять инструмент на гусеницах;

при мойке и очистке трактора не допускать слива отработанного масла, рабочих жидкостей и других нефтепродуктов на площадку (землю);

производить смазку механизмов трактора согласно указаниям инструкции завода-изготовителя;

при замене или доливке масел и жидкостей в агрегаты сливные и заливные пробки отвертывать и завертывать только предназначенным для этой цели инструментом;

применять гаечные ключи, соответствующие размеру гаек. Запрещается отворачивать гайки с помощью зубила и молотка;

во избежание ожогов рук и лица горячей водой и паром открывать пробку радиатора на горячем двигателе осторожно, после некоторого охлаждения жидкости в радиаторе, надев рукавицы или накрыв тряпкой (ветошь), и держать лицо сбоку от направления ветра;

осмотр аккумуляторных батарей производить осторожно, так как электролит, попадая на кожу, вызывает ожоги.

46. При применении этилированного бензина необходимо соблюдать особую осторожность, так как несоблюдение правил обращения с ним приводит к острому и хроническому отравлению организма. Нельзя допускать засасывания этилированного бензина через шланг ртом. При заправке следует применять заправочные средства, исключающие протекание и проливание бензина, при этом надо пользоваться резиновыми перчатками и находиться с наветренной стороны во избежание попадания паров бензина в дыхательные органы.

47. При использовании в качестве охлаждающей жидкости антифриза необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

необходимо проверить, нет ли в системе охлаждения течи, и при наличии – устранить ее;

заправку системы охлаждения двигателя антифризом следует производить только при помощи специально предназначенной для этой цели посуды (ведра с носиком, бачки, воронки);

на таре из-под антифриза, заполненной или порожней, должна быть нанесена надпись “ЯД”;

при заправке антифризом необходимо применять меры, исключающие попадание в. него нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива, масла и т.п.), так как они во время работы приводят к вспениванию антифриза;

при заливке антифриза необходимо становиться так, чтобы пары и брызги относились в сторону;

во избежание отравления запрещается перелив антифриза через шланг путем засасывания антифриза ртом;

после каждой операции с антифризом необходимо тщательно мыть руки водой с мылом;

запрещается применять тару из-под антифриза для перевозки и хранения пищевых продуктов.

48. Трактористу запрещается:

эксплуатировать трактор при наличии течи в топливных и масляных системах. При обнаружении течи следует немедленно остановить двигатель, устранить подтекание топлива и только после этого продолжать работу;

производить смазку, подтягивать резьбовые соединения, регулировать агрегаты, узлы и механизмы, навешивание оборудования при работающем двигателе;

регулировать подъем и опускание рабочих элементов при включенном вале отбора мощности;

пользоваться открытым огнем при осмотре топливных баков, проверке уровня электролита в банках аккумуляторов;

заправлять трактор горючим при нагретом двигателе до его охлаждения;

во время заправки трактора горючим курить и пользоваться открытым огнем;

оставлять в кабине загрязненные маслом и топливом использованные обтирочные материалы (ветошь, концы и т.п.).

Глава 4. Требования по охране труда по окончании работы

49. По окончании работы тракторист обязан:

поставить трактор в отведенное для стоянки место;

выключить двигатель, перекрыть подачу топлива;

очистить трактор от грязи, вытекшей смазки и осмотреть все механизмы трактора;

сообщить непосредственному руководителю работ или лицу, ответственному за исправное состояние трактора, обо всех неполадках, выявленных при проведении работ;

привести в порядок рабочее место. Использованные обтирочные материалы отнести в отведенное для хранения место;

снять спецодежду в специально отведенном месте.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

50. При возникновении пожара вблизи места производства работ тракторист обязан:

вывести трактор в безопасное место (при необходимости);

остановить трактор, выключить двигатель, перекрыть подачу топлива;

поставить рычаги управления в нейтральное положение;

принять меры по ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения. Воспламенившиеся горюче-смазочные материалы следует тушить огнетушителем, забрасывать песком, землей или прикрывать войлоком (брезентом и т.п.). Запрещается тушить горящее топливо водой. При воспламенении электропроводов тракторист должен принять меры к отключению их от источника тока и применить углекислотные или порошковые огнетушители;

сообщить о случившемся непосредственному руководителю работ;

если невозможно устранить пожар собственными силами, сообщить непосредственному руководителю работ и вызвать пожарную охрану.

51. При разрушении металлоконструкций, опрокидывании трактора тракторист обязан немедленно сообщить о случившемся руководителю работ и обеспечить сохранность обстановки аварии (несчастного случая), если это не представляет опасности для жизни и здоровья окружающих.

52. В случае ДТП тракторист обязан действовать в соответствии с «Правилами дорожного движения».

53. При несчастном случае (травмирование, ожог, отравление, внезапное заболевание ) тракторист обязан оказать доврачебную помощь пострадавшему.

Обращаем ваше внимание, что другие материалы по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях вы можете скачать в разделе «Охрана труда ».

Инструкция №___

ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда
для тракториста

Инструкция составлена в соответствии с «Типовой инструкцией по охране труда для машинистов-трактористов колесного тягача» ТОИ Р-15-034-97.

1. Общие требования охраны труда

1.1. Для выполнения обязанностей тракториста могут быть приняты работники:

  • не моложе 18 лет;
  • имеющие соответствующую профессиональную подготовку.

Прошедшие:

  • обязательный предварительный медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний;
  • вводный инструктаж;
  • вводный инструктаж по пожарной безопасности;
  • первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;
  • обучение безопасным методам и приемам труда;
  • проверку знаний требований охраны труда;
  • аттестацию на знание практических навыков безопасного производства работ, правил дорожного движения и имеющие удостоверение на право управления трактором;
  • обучение и проверку знаний по электробезопасности на соответствующую группу, в качестве оперативно-ремонтного персонала при выполнении работ, связанных с эксплуатацией электрооборудования;
  • обучение по пожарно-техническому минимуму.

1.2. Тракторист должен проходить:

  • повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте не реже чем через каждые три месяца;
  • стажировку от 2 до 14 смен;
  • внеплановый и целевой инструктажи: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, — 30 календарных дней);
  • периодический медицинский осмотр.

1.3. Тракторист обязан:

  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
  • соблюдать требования настоящей Инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
  • соблюдать требования безопасного выполнения работ при эксплуатации оборудования;
  • использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной и коллективной защиты;
  • незамедлительно сообщать непосредственному руководителю о произошедших с ним или другими работниками несчастных случаях, травмах, неисправностях оборудования и т. д.

1.4. Тракторист должен:

  • уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
  • знать местоположение средств оказания доврачебной помощи, первичных средств пожаротушения, главных и запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожара;
  • применять в процессе своей работы оборудование, инструменты и средства малой механизации по назначению, в соответствии с инструкциями завода-изготовителя;
  • выполнять только порученную непосредственным руководителем работу и не передавать ее другим без разрешения непосредственного руководителя;
  • во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать присутствия на рабочем месте лиц, не имеющих отношения к работе;
  • содержать рабочее место, в том числе и проходы к рабочим местам, в чистоте и порядке, при обнаружении захламления рабочей зоны необходимо обеспечить ее уборку.

1.5. Тракторист должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать разрешается только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок (кулеров).

1.6. Тракторист обязан выполнять свою работу в соответствии с трудовым договором, должностной инструкцией. В своей работе необходимо неукоснительно действовать в соответствии с установленными правилами внутреннего распорядка дня. Запрещается оставаться на территории предприятия по окончании продолжительности рабочей смены.

1.7. Основными опасными производственными факторами при выполнении работ могут быть:

  • физические перегрузки;
  • пониженная температура воздуха в производственных помещениях и сооружениях;
  • повышенная температура воздуха в производственных помещениях и сооружениях;
  • опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
  • локальная вибрация;
  • общая вибрация;
  • вдыхание паров продуктов сгорания при работе двигателя;
  • производственный шум;
  • движущиеся части механизмов трактора;
  • участники дорожного движения.

1.8. На основании п. 4 Приложения № 1 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.06.2009 № 357н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» трактористу положены следующие средства индивидуальной защиты:

Наименование

Срок использования

костюм хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюм из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий

1 шт. на год

ботинки кожаные с жестким подноском или сапоги кожаные с жестким подноском

1 пара на год

перчатки трикотажные с полимерным покрытием

12 пар на год

каска защитная

1 шт. на 3 года

подшлемник под каску

1 шт. на год

очки защитные

до износа

вкладыши противошумные

до износа

1 шт. на год

Зимой дополнительно:

костюм на утепляющей прокладке

1 шт. на 2,5 года

валенки с резиновым низом или ботинки кожаные утепленные, с жестким подноском

1 пара на 3 года

подшлемник утепленный (с однослойным или трехслойным утеплителем)

1 шт. на год

перчатки с защитным покрытием, морозостойкие, с шерстяными вкладышами

1 пара на год

жилет сигнальный 2 класса защиты

1 шт. на год

1.9. В случае получения травмы работником ему в обязательном порядке оказывается первая помощь, а в последующем организовывается доставка пострадавшего работника в медицинское учреждение.

1.10. Лица, допустившие невыполнение или нарушение настоящей Инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

1.11. Контроль за выполнением мероприятий, изложенных в настоящей Инструкции, работником осуществляет непосредственный руководитель.

2. Требования охраны труда перед началом работ

2.1. Надеть спецодежду, спецобувь. Застегнуть спецодежду на все пуговицы, не допуская свисающих концов одежды, убрать волосы под головной убор. Проверить отсутствие в одежде острых, колющих и режущих предметов. Надеть специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты.

2.2. Пройти предрейсовый медицинский осмотр, получить путевой лист.

2.3. Тракторист обязан тщательно осмотреть внешний вид трактора, узлы и агрегаты машины, проверить систему тормозов и рукояток управления, звуковую и световую сигнализацию, заправку водой, топливом и смазкой, наружное освещение.

2.4. После осмотра трактора и устранения неисправностей запустить двигатель вхолостую на 3-5 минут, а затем проверить работоспособность систем и узлов трактора.

2.5. Перед запуском двигателя тракторист обязан убедиться:

  • в том, что рычаги управления коробкой перемены передач, гидросистемой, валом отбора мощности и рабочими органами находятся в нейтральном или выключенном положении;
  • в отсутствии людей в зоне возможного движения машины или агрегата, а также под трактором и под агрегатируемой с ним машиной;
  • в надежности соединения пускового шнура с маховиком, а также в том, что для движения руки имеется достаточно свободного места (при отсутствии стартера с аккумулятором).

2.6. При запуске пускового двигателя запрещается:

  • ставить ногу на опорный каток, гусеничный ход и находиться у заднего колеса;
  • наматывать пусковой шнур на руку;
  • стоять в плоскости вращения маховика пускового двигателя.

2.7. При наличии течи горючего в системе питания запрещается запускать двигатель.

2.9. Запускать двигатель трактора, находящегося в закрытом помещении, разрешается только при включенной вытяжной вентиляции. Длительная работа двигателя в закрытом помещении допускается только с выводом выхлопных газов за пределы помещения.

2.10. Перед началом движения трактора к прицепным агрегатам (машине) тракторист должен дать звуковой сигнал, убедиться в отсутствии людей между трактором и агрегатом и только после этого начать движение. Подъезжать к агрегату следует задним ходом на низшей передаче, плавно и без рывков. При этом тракторист обязан наблюдать за командами прицепщика, ноги держать на педали муфты сцепления и тормоза, чтобы в случае необходимости обеспечить экстренную остановку трактора.

2.11. В момент движения трактора к прицепному агрегату (машине) прицепщик не должен находиться на пути его движения. Соединять или расцеплять прицепное устройство разрешается только при полной остановке трактора по команде тракториста.

2.12. Во время соединения или расцепления машины тракторист обязан установить рычаг переключения коробки перемены передач в нейтральное положение, а ногу держать на тормозе.

2.13. Тормозная система прицепной машины должна быть подключена к трактору. Транспортное средство должно дополнительно соединяться с трактором страховочной цепью (канатом).

2.14. На машинах, работающих от вала отбора мощности трактора, защитный кожух карданного вала должен быть зафиксирован от вращения, а на тракторе и машине должны быть установлены защитные ограждения, перекрывающие воронки защитного кожуха на величину не менее 50 мм.

2.15. В зимнее время для заправки системы охлаждения трактора должны применяться низкозамерзающие жидкости или вода. Применять для заправки системы охлаждения дизельное топливо или другие жидкости не допускается.

2.16. В зимнее время при запуске двигателя в радиатор необходимо заливать горячую воду, а в картер — подогретое масло.

2.17. Подогревать двигатель паяльной лампой, горящим факелом и другими источниками открытого пламени запрещается.

2.18. Учитывая, что низкозамерзающие жидкости ядовиты, заливка и переливание их должны производиться механизированным способом с применением индивидуальных средств защиты.

2.19. Применение низкозамерзающих жидкостей допускается только после инструктажа тракториста по правилам безопасного обращения с ними.

2.20. Перед выездом с базы механизации или с объекта механик обязан проверить техническое состояние трактора и сделать соответствующую запись в сменном журнале учета работы. К работе допускаются трактора в технически исправном состоянии. Перечень неисправностей и предельных состояний узлов и систем, при которых запрещается работа трактора, указан в эксплуатационной документации (паспорте) завода-изготовителя.

2.21. Въезд на территорию строительной площадки трактора, принадлежащего специализированной организации, допускается с разрешения администрации стройплощадки (мастера или прораба) и после получения инструктажа трактористом по безопасной работе трактора на стройплощадке.

2.22. По прибытии на место работы тракторист обязан ознакомиться под подпись с технологической картой или схемой, поручаемой руководителем работы. При наличии источников повышенной опасности к работе можно приступать только при наличии наряда-допуска и после получения целевого инструктажа, при котором руководитель работ обязан указать характер опасного или вредного производственного фактора, границы опасной зоны и конкретные меры по безопасности выполняемой работы. Проведение целевого инструктажа регистрируется в наряде-допуске на производство работ.

2.23. Обо всех обнаруженных недостатках в работе тракторист обязан сообщить непосредственному руководителю работ.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. В процессе работы тракторист обязан соблюдать требования правил эксплуатации оборудования, используемого на данном виде работ, применять безопасные способы и приемы выполнения работ, выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен.

3.2. Не поручать свою работу необученным и посторонним лицам.

3.3. К работе на оборудовании допускаются работники, прошедшие специальное обучение и проверку знаний в установленном порядке. Передавать управление и обслуживание оборудования не обученным работникам, оставлять без присмотра работающее оборудование, требующее присутствия персонала, запрещается.

3.4. Включение, запуск и контроль за работающим оборудованием должны производиться только лицом, за которым оно закреплено.

3.5. Порученную работу тракторист обязан выполнять в строгом соответствии с технологической картой, схемой или устным указанием непосредственного руководителя работ (мастера или прораба).

3.6. Во время работы на территории строительной площадки перемещение трактора должно осуществляться по схеме, указанной у въезда на стройплощадку и обозначенной дорожными знаками. Скорость движения трактора вблизи места производства работ не должна превышать 10 км/ч на прямых участках и 5 км/ч на поворотах.

3.7. Работа трактора вблизи ЛЭП и других источников повышенной опасности должна производиться в строгом соответствии с требованиями безопасности, изложенными в наряде-допуске.

3.8. Передвижение трактора через естественные, а также через неохраняемые железнодорожные переезды допускается только после обследования состояния пути движения. При необходимости путь движения должен быть спланирован и укреплен с учетом требований, указанных в паспорте машины.

3.9. Перемещение трактора по льду допускается только в том случае, если оборудована ледовая переправа, согласно соответствующим требованиям безопасности.

3.10. При значительной толщине снежного покрова тракторист должен вести машину с равномерной скоростью на пониженной передаче, стараясь по возможности не делать переключения передач и резких поворотов.

3.11. В гололед трактор должен быть снабжен противоскользящими цепями или быстросъемными ледовыми шипами.

3.12. Работа трактора на откосах и косогорах, крутизна которых превышает допустимую по техническому паспорту машины, не разрешается.

3.13. Спуск со склона необходимо производить на первой передаче. При этом запрещается выключать сцепление, двигаться накатом, использовать увеличение крутящего момента, переключать передачи, производить резкое торможение, останавливать трактор на крутых склонах или ездить поперек них.

3.14. Во время перерывов в работе трактор необходимо установить на ровной площадке, затормозить, рычаги органов управления поставить в нейтральное положение, перевести двигатель на малые обороты.

3.15. Оставлять без надзора трактор с работающим двигателем запрещается.

3.16. Перемещение, установка и работа трактора вблизи выемок (котлованов, траншей, канав и т. п.) разрешаются только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном проектом производства работ.

3.17. Запрещается передвижение трактора в опасных зонах, создаваемых другими опасными производственными факторами (грузоподъемные краны, строящиеся здания, ЛЭП и др.). Эти зоны на стройплощадке ограждаются сигнальными ограждениями и обозначаются надписями и знаками.

3.18. При отсутствии ограждений и знаков, определяющих границы опасных зон, тракторист обязан уточнить их у непосредственного руководителя работ.

3.19. Нахождение в кабине трактора, а также на участке производства работ лиц, не связанных с выполнением технологического процесса, не допускается.

3.20. Количество людей, перевозимых на тракторе, определяется количеством мест в кабине.

3.21. Буксировать и вытаскивать трактором автомашины и другие агрегаты допускается с помощью жесткого буксира и под руководством мастера или прораба.

3.22. Допускается при буксировке применять стальной канат при наличии решетки на заднем стекле кабины трактора и отсутствии людей в зоне трактора и буксируемого механизма.

3.23. Крышку радиатора на перегретом двигателе во избежание ожога необходимо открывать в рукавицах плавно для постепенного стравливания пара. При этом лицо тракториста должно быть повернуто в сторону от радиатора.

3.24. В темное время суток трактор должен работать со всеми источниками света, предусмотренными конструкцией машины.

3.25. Выходить из кабины управления и входить в нее, регулировать двигатель, смазывать и крепить узлы во время движения трактора запрещается. Смазку, крепление и регулировку узлов и систем трактора следует производить при выключенном двигателе.

3.26. Запрещается выпрыгивать из кабины трактора. Спуск осуществлять строго по лестницам, трапам.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. В случае появления задымления или возгорания немедленно прекратить работу, отключить электрооборудование, вызвать пожарную охрану, сообщить непосредственному руководителю и администрации организации, принять меры к эвакуации из помещения. При ликвидации загорания необходимо использовать первичные средства пожаротушения, принять участие в эвакуации людей. При загорании электрооборудования применять только углекислотные или порошковые огнетушители.

4.2. В случае получения травмы работник обязан прекратить работу, поставить в известность непосредственного руководителя и вызвать скорую медицинскую помощь или обратиться в медицинское учреждение.

4.3. Если на металлических частях оборудования обнаружено напряжение (ощущение тока), электродвигатель оборудования гудит, в случае появления вибраций или повышенного уровня шума, при резком нагревании и плавлении электропроводов, искрении электрооборудования, обрыве заземляющего провода необходимо остановить работу оборудования, доложить о случившемся непосредственному руководителю. Без указаний руководителя к работе приступать запрещено.

4.4. Во всех случаях отправления предоставить пострадавшему покой и как можно скорее обратиться за медицинской помощью.

4.5. При попадании вредных веществ через дыхательные пути необходимо удалить пострадавшего из зоны заражения на свежий воздух, уложить его, желательно в теплом месте, расстегнуть одежду, пояс.

4.6. При попадании вредных веществ на кожу снять зараженную одежду, тщательно обмыть загрязненные участки кожи большим количеством воды. При попадании в глаза тщательно и обильно промыть струей проточной воды.

4.7. При попадании вредных веществ в желудочно-кишечный тракт дать выпить несколько стаканов теплой воды или 2 %-ного раствора пищевой соды.

4.8. При поражении электрическим током необходимо освободить пострадавшего от действия тока путем немедленного отключения электроустановки рубильником или выключателем. Если отключить электроустановку достаточно быстро нельзя, необходимо пострадавшего освободить с помощью диэлектрических перчаток или сухого деревянного предмета, при этом необходимо следить и за тем, чтобы самому не оказаться под напряжением. После освобождения пострадавшего от действия тока необходимо оценить его состояние, вызвать скорую медицинскую помощь и до прибытия врача оказывать первую доврачебную помощь.

5. Требования охраны труда по окончании работ

5.1. По окончании работы тракторист обязан:

  • поставить трактор в отведенное место, выключить муфту сцепления, рычаг переключения скоростей перевести в нейтральное положение, выключить двигатель, включить стояночный тормоз и прекратить подачу топлива;
  • очистить трактор от грязи, пыли, вытекающей смазки и осмотреть состояние его механизмов;
  • устранить обнаруженные неисправности и отрегулировать при необходимости механизмы управления муфты и тормоза;
  • смазать механизмы трактора согласно требованиям инструкций завода-изготовителя;
  • в холодное время года слить воду из радиатора и трубопровода. Это достигается работой двигателя в течение нескольких минут после слива воды;
  • убрать инструменты и приспособления в отведенные места, привести в порядок рабочее место, очистить проходы, эвакуационные выходы;
  • сдать рабочие места непосредственному руководителю. Сообщить ему о выполненных задачах, а также обо всех замеченных в ходе работ неисправностях;
  • снять рабочую одежду, обувь, убрать их в предназначенные для хранения места;
  • вымыть руки и лицо с мылом, по возможности принять душ.

Охрана труда при работе на тракторе


Работать трактористом разрешается только лицам, достигшим 17-летнего возраста, прошедшим медицинский осмотр, специальное обучение и получившим удостоверение на право управления трактором.

Все трактористы-машинисты должны периодически проходить медицинские осмотры и инструктажи по технике безопасности.

Состояние тракториста во время работы оказывает серьезное влияние на ее результат и безопасность. Часто возникает необходимость в самый короткий срок принять решение для выполнения той или иной операции в сложившейся обстановке. От правильного выбора этого решения порой зависит безопасность самого тракториста и людей, оказавшихся в данный момент в непосредственной близости от трактора.

На функциональное состояние тракториста (насколько он быстро и правильно отреагирует в сложной производственной ситуации) оказывают влияние многие факторы: плохой или недостаточный по продолжительности сон, общее состояние здоровья, прием медикаментов, употребление алкоголя и др. Особенно опасно принимать перед работой или во время работы алкоголь. Алкоголь, как и всякий другой наркотик, действует на центральную нервную систему человека и в первую очередь на кору головного мозга, угнетая его деятельность. Человек под влиянием алкоголя теряет способность контролировать свои поступки и правильно оценивать окружающую обстановку.

Учитывая особую опасность управления транспортными средствами, к которым относится и трактор в состоянии опьянения, Президиум Верховного Совета РСФСР издал Указ «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». В этом Указе предусмотрено, что за управление транспортным средством в состоянии опьянения, а также за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, налагается штраф в размере ста рублей или лишение права на управление транспортным средством на срок от одного года до трех лет. Если таких нарушений было два в течение одного года, то водитель (тракторист) попадает под уголовную ответственность и наказывается лишением свободы до одного года или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом в размере трехсот рублей с лишением права управления транспортным средством на срок от трех до пяти лет.

Те же действия, совершенные лицом, ранее судимым за аналогичное преступление, влекут за собой лишение свободы до трех лет с лишением прав на управление транспортными средствами на срок до пяти лет.

Одежда тракториста и головной убор должны быть чистыми, хорошо подогнанными по размеру и росту, не иметь развевающихся и свисающих концов. Одежда не должна стеснять движений тракториста и должна обеспечивать тепловой режим тела, соответствующий температуре окружающего воздуха. Обувь должна быть с жесткой подметкой и низким каблуком.

Техническое состояние трактора и его влияние на безопасность работы. Безопасность работы на тракторе в значительной степени зависит от технического состояния его механизмов и отдельных устройств. Своевременное и тщательное проведение технического обслуживания трактора повышает условия безопасной работы на нем.

Причинами несчастного случая и аварии во время работы трактора могут быть нарушения регулировки и неисправность механизмов управления поворотом, тормозов, ходовой части, электрооборудования и др. Поэтому согласно существующим правилам к работе допускается только полностью исправный трактор.

Проведение технического обслуживания. Место, где проводится техническое обслуживание, должно быть чистым, с плотным полом и иметь хорошее освещение и вентиляцию, а в зимнее время и нормальную температуру воздуха.

Особую опасность для здоровья человека представляют соединения окиси углерода и окиси азота, содер-жашиеся в отработавших газах двигателя. Поэтому работа двигателя трактора в закрытом помещении совершенно недопустима.

Нельзя использовать для мойки деталей этилированный бензин, так как он содержит свинец, который, постепенно накапливаясь в организме человека, приводит к тяжелой болезни.

При работе с гаечными ключами следует применять только такие, которые по своему размеру подходят под размер отвертываемых гаек или винтов. Нельзя применять какие-либо подкладки или усилители к ключам.

Ручки ключей и другого инструмента должны быть гладкими, чистыми, без трещин и заусенцев.

Движение руки с ключом при затяжке гаек должно иметь направление «на себя», а не «от себя», иначе при срыве ключа с гайкой возможно травмирование руки.

Глава 1. Общие требования по охране труда

1. К управлению трактором допускаются лица, возраст которых соответствует установленному законодательству, прошедшие медицинское освидетельствование в установленном порядке и не имеющие противопоказаний к выполнению данного вида работ, прошедшие обучение по программе подготовки трактористов, аттестованные квалификационной комиссией и получившие удостоверение установленной формы.

Перед допуском к самостоятельной работе тракторист должен пройти стажировку в течение первых 2-14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) под руководством опытного тракториста, назначаемого приказом по предприятию (подразделению).

2. Периодическое медицинское освидетельствование тракторист проходит в порядке, установленном Минздравом. В отдельных случаях при наличии медицинских показаний, а также при индивидуальном подходе к допуску срок переосвидетельствования может быть сокращен, но не менее чем до одного года.

3. Повторную проверку знаний безопасных методов работ тракторист должен проходить не реже одного раза в 12 месяцев.

Внеочередную проверку знаний тракторист проходит в следующих случаях:

при перерыве в работе по специальности более одного года;

по требованию вышестоящей организации, ответственных лиц предприятия;

при переходе с одного предприятия на другое;

4. Тракторист должен пройти инструктажи по безопасности труда:

при приеме на работу – вводный и первичный на рабочем месте;

в процессе работы не реже одного раза в б месяцев – повторный;

при введении в действие новых или переработанных правил, инструкций по охране труда, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, нарушении требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме или аварии, перерывах в работе более чем 30 календарных дней – внеплановый;

перед производством работ, на которые оформляется наряд-допуск – целевой.

Книги по аттестации рабочих мест по условиям труда в , «Бамбук» (Украина)

5. Оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшения своего здоровья.

6. Тракторист должен:

знать требования, изложенные в «Правилах дорожного движения», технологических картах, инструкции завода-изготовителя по эксплуатации трактора и инструкции по охране труда;

иметь четкое представление об опасных и вредных производственных факторах, связанных с выполнением работ, основные вредные и опасные производственные факторы: движущиеся средства, повышенная загазованность воздуха рабочей зоны, химические опасные и вредные производственные факторы, пониженная или повышенная температура воздуха рабочей зоны, повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте, недостаточная освещенность рабочей зоны, эмоциональные перегрузки, монотонность труда.

знать требования пожаро- и электробезопасности при выполнении работ и уметь пользоваться средствами пожаротушения;

пользоваться при выполнении работ средствами индивидуальной защиты, выдаваемыми в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами, бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты:

комбинезон х/б (костюм х/б) Ми – 12 мес.;

кепи – 12 мес.;

ботинки кожаные (сапоги кирзовые) Ми – 12 мес.;

рукавицы комбинированные Ми – до износа.

зимой дополнительно:

куртка х/б на утепляющей прокладке Тн – 36 мес.;

брюки х/б на утепляющей прокладке Тн – 36 мес.;

сапоги кирзовые утеплённые Тн20 – 24 мес.

уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему;

выполнять правила внутреннего трудового распорядка;

знать санитарно-гигиенические условия труда и соблюдать требования производственной санитарии.

7. Тракторист не должен подвергать себя опасности и находиться в местах производства работ, которые не относятся к непосредственно выполняемой им работе.

8. О каждом несчастном случае на производстве пострадавший или очевидец немедленно должен сообщить непосредственному руководителю работ, который обязан:

организовать первую помощь пострадавшему и его доставку в медицинский пункт;

сообщить о случившемся руководителю подразделения;

сохранить до начала работы комиссии по расследованию обстановку на рабочем месте и состояние оборудования таким, каким они были на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих работников и не приведет к аварии.

9. Обо всех замеченных неисправностях механизмов, приспособлений, приборов и инструмента тракторист должен сообщить непосредственному руководителю работ и до их устранения к работе не приступать.

10. Тракторист несет ответственность за:

выполнение требований технологических карт, инструкции завода-изготовителя по эксплуатации трактора и инструкции по охране труда, правил пожаро- и электробезопасности;

соблюдение установленного порядка производства работ;

соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;

соблюдение «Правил дорожного движения»;

исправность и сохранность закрепленного за ним трактора;

аварии, несчастные случаи и другие нарушения, причиной которых явились действия тракториста, нарушающего требования технологических карт, инструкции завода-изготовителя по эксплуатации трактора и инструкции по охране труда.

11. За нарушение трудовой дисциплины, несоблюдение требований нормативно-технических документов по охране труда тракторист привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь.

12. Тракторист, появившийся на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, не допускается в этот день к работе.

13. Тракторист обязан выполнять работу, обусловленную трудовым договором.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

14. Организация рабочего места тракториста должна обеспечивать безопасность выполнения работ.

Рабочее место тракториста не должно загромождаться посторонними предметами. Рычаги и место управления необходимо содержать в чистоте. Запрещается складировать на полу кабины инструмент, спецодежду, обтирочные материалы и другие предметы.

15. Перед началом работы тракторист обязан:

привести в порядок и надеть спецодежду;

проверить наличие документа на право управления трактором;

ознакомиться с записями в журнале приемки и сдачи смены;

проверить техническое состояние трактора ;

проверить наличие средств пожаротушения, медицинской аптечки, термоса с питьевой водой;

убедиться в наличии набора исправного инструмента и необходимых приспособлений;

ознакомиться с условиями производства и характером работ и получить разрешение непосредственного руководителя работ на производство работ.

16. При проверке технического состояния трактора тракторист должен произвести его тщательный осмотр при неработающем двигателе, при этом особое внимание обратить на:

состояние тормозов;

надежность действия всех механизмов управления;

состояние ходовой части – крепление колес, катков и ленты гусеничного хода;

уровень масла, топлива и наличие охлаждающей жидкости в системе охлаждения (при необходимости – долить);

отсутствие течи масла и топлива из системы смазки и топливопроводов;

состояние осветительных приборов, средств сигнализации;

наличие и исправность ограждений движущихся, вращающихся частей;

изоляцию электропроводов и надежность контактов – во избежание важного пожара от искрения неисправных контактов;

отсутствие на вращающихся частях посторонних предметов;

надежность крепления всех узлов трактора;

состояние тягово-сцепных устройств;

исправность навесного оборудования (при его наличии).

17. Работа двигателя и всех механизмов трактора должна быть проверена на холостом ходу.

18. Если при осмотре и опробовании трактора не было обнаружено неисправностей или они были устранены трактористом, трактор может быть пущен в работу.

Глава 3. Требования по охране труда при выполнении работы

19. Приступая к работе, тракторист должен:

убедиться, что все рычаги управления находятся в нейтральном положении;

осмотреть место работы и убедиться в отсутствии в зоне работ открытых траншей подземных коммуникаций (газопроводы электрокабель, кабели связи и др.), наземных постоянных и временных сетей электропередач;

убедиться в отсутствии людей в непосредственной близости от трактора;

подать звуковой сигнал и, выдержав паузу не менее 30 с, пустить трактор в работу.

20. При пуске двигателя необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

в случае ручного пуска пускового двигателя завести узел пускового шнура в паз на маховике пускового двигателя и намотать шнурка канавку маховика по направлению часовой стрелки, затем резким рынком потянуть на себя конец шнура за ручку, взяв ее пальцами руки с одной стороны без обхвата. Запрещается: наматывать шнур на руку, так как при обратном вращении маховика шнуром может повредить руку; стоять в плоскости вращения маховика при работе пускового двигателя;

при запуске пускового двигателя пусковой рукояткой держать ее так, чтобы все пальцы были с одной стороны рукоятки. При удержании рукоятки в обхват можно получить травму.

21. Во время работы трактора тракторист должен:

при подъезде к прицепному оборудованию следить за тем, чтобы между ним и трактором никого не было;

подъезжать на тракторе к прицепному оборудованию (транспортным средствам) для их прицепки плавно на возможно малой скорости;

сцепку выполнять без посторонней помощи, используя инвентарную подставку;

прицепку (отцепку) прицепного оборудования к трактору производить только при заглушенном двигателе;

следить за состоянием трактора, навесного или прицепного оборудования. При возникновении перебоев в работе двигателя, шума или стука, обнаружении других неисправностей необходимо заглушить двигатель, рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение и принять меры к устранению неисправностей;

не допускать нагрузок, опасных для прочности узлов и устойчивости трактора;

при работе на склонах проявлять особую осторожность. Уклоны на подъемах и спусках не должны превышать предельных значений, указанных заводом-изготовителем в инструкции по эксплуатации;

не производить изменение колеи трактора на спусках и подъемах, а также в глубокой колее;

ослаблять зимой во время работы натяжение гусеничных лент трактора;

при продольном движении трактора по свеженасыпанному грунту во избежание сползания под откос не приближаться к бровке ближе, чем на 1 м;

приступать к работе, не связанной непосредственно с работой экскаватора или крана, только после того, как ковш экскаватора будет опущен на землю, а стрела крана повернута в противоположную сторону по отношению к участку, на котором должна выполняться работа.

22. При кратковременной остановке трактора следует перевести двигатель на малые обороты, рычаг переключения передач – в нейтральное положение.

23. При длительных стоянках и технических перерывах навесное оборудование необходимо опускать на землю.

24. Трактористу запрещается:

передавать управление трактором другим лицам;

оставлять без присмотра трактор с работающим двигателем; перевозить в кабине трактора посторонних лиц (если это запрещено заводом-изготовителем) и использовать навесное оборудование для перевозки людей и грузов;

выходить из кабины во время его движения; находиться во время грозы в кабине трактора, под трактором, прицепным или навесным оборудованием, а также прислоняться к ним.

25. При буксировании необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

буксировать и вытаскивать трактором застрявшие машины и механизмы с помощью жесткого буксира длиной 4 м., без рывков и под руководством руководителя работ или мастера. Если вместо жесткого буксира применяется стальной канат длиной 4-6 метров, то заднее стекло кабины трактора необходимо защитить решеткой;

буксировку тракторов производить с помощью тракторов, мощностью равной или превышающей мощность буксируемой машины;

при совместной работе двух и более тракторов расстояние между тракторами должно быть не менее 2 метров.

26. При использовании трактора на транспортных работах необходимо:

установить колеса трактора на максимальную ширину колеи;

определить количество прицепов в тракторном поезде исходя из тяговой мощности трактора и дорожных условий;

убедиться в исправности тракторного прицепа. Платформа прицепа не должна иметь поломанных брусьев и досок; состояние бортов должно исключать возможность выпадения груза при движении; боковые и задние борта должны быть на прочных петлях и иметь запоры, исключающие возможность самопроизвольного открывания;

транспортные прицепы надежно сцепить с буксирным устройством трактора и, кроме того, соединить страхующих тросом;

сблокировать педали тормозов и при необходимости отрегулировать тормоза на одновременность действия;

проверить затяжку гаек крепления дисков передних и задних колес;

убедиться в наличии и исправности стоп-сигнала, указателя поворота номерных знаков на тракторе и прицепе;

убедиться в исправности тормозов прицепа . Тракторные прицепы должны иметь тормоза, управляемые из кабины трактора и обеспечивающие: торможение прицепа на ходу; включение тормоза при отрыве прицепа от трактора; удержание прицепа во время стоянки на склонах и предупреждение толкающего действия прицепа на трактор при резком изменении скорости движения или движения под уклон;

проверить работу тормозов тракторного поезда в движении.

27.. Перед выездом тракторного поезда тракторист должен ознакомиться с особенностями маршрута, связанными с дорожными и погодными условиями.

28.Во время погрузочно-разгрузочных работ трактористу запрещается:

находиться в кабине трактора, на прицепе при погрузке груза механизированным способом;

находиться в зоне возможного падения груза.

29. Грузы, перевозимые на тракторных прицепах, должны быть надежно укреплены во избежание их смещения и возможного падения при перевозке.

Навалочный груз не должен возвышаться над бортами тракторного прицепа (стандартными или наращенными) и должен располагаться равномерно по всей площади прицепа.

30. Перевозку труб и секций тракторным поездом следует осуществлять с соблюдением следующих требований:

трубы и секции должны быть надежно укреплены на тракторном поезде;

передние и задние концы секций должны быть закреплены ограничителями против продольного смещения и закрыты пробками от засорения труб грязью или снегом;

передние подсанки должны быть соединены с трактором жесткой тягой (дышлом); передние и задние подсанки разрешается соединять между собой как жесткой, так и гибкой тягой;

трубы или секции при развозке вдоль трассы следует укладывать на расстоянии не менее 1,5 м от бровки траншеи;

люди не должны приближаться к движущемуся тракторному поезду ближе, чем на 2 м;

при движении трактора в пределах трассы с высокой травой, кустарником и другой растительностью во избежание наезда на людей необходимо подавать сигнал.

31. Скорость и порядок движения тракторных поездов на дорогах карьера устанавливаются администрацией предприятия с учётом местных условий, качества дорог и состояния транспортных средств. Работая в карьере, обязаны соблюдать установленную скорость и порядок движения, согласно разработанной и вывешенной на видном месте схеме:

при погрузке тракторов экскаваторами должны выполняться следующие условия: ожидающий погрузки трактор должен находиться за пределами радиуса действия экскаваторного ковша плюс 5м и становиться под погрузку только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора;

находящийся под погрузкой трактор должен быть заторможен и поставлен на ручной тормоз с включенной скоростью;

погрузка в кузов должна производиться только сбоку и сзади;

перенос экскаваторного ковша над кабиной трактора запрещается;

находящийся под погрузкой трактор должен быть в пределах видимости машиниста;

нагруженный трактор должен начинать движение только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора;

при погрузке в подвижной состав машинистом экскаватора должны подаваться сигналы:

«стоп» — один короткий;

разрешающий подачу транспортного средства под погрузку, начало погрузки – два коротких;

об окончании погрузки и разрешение отъезда транспортного средства – один продолжительный.

Таблица должна быть вывешена на платформе,

32. При использовании трактора на транспортных работах запрещается:

перевозить людей на прицепах и полуприцепах;

езда накатом на тракторе с прицепом (выключение муфты сцепления или коробки передач), особенно при спусках;

работа с прицепами, необорудованными автономными тормозами. Если конструкцией прицепа не предусмотрены тормоза, то прицеп должен быть обеспечен тормозными башмаками. Агрегатировать такой прицеп разрешается только с гусеничным трактором;

производить расцепку-сцепку при движении трактора;

при движении трактора переходить на прицеп и обратно.

33. Передвижение трактора на производственной территории должно осуществляться согласно установленным на видных местах схемам движения.

34. При движении трактора в населенных пунктах и по автомобильным дорогам тракторист должен соблюдать “Правила дорожного движения”.

Запрещается движение на машинах на гусеничном ходу или с металлическими шипами по автомобильным дорогам общего пользования с усовершенствован покрытием.

35. Переезд трактора через железнодорожные пути должен производиться по специально построенным переездам, исключающим возможность повреждения железнодорожного полотна. После проезда неохраняемого переезда тракторист обязан остановить трактор и убедиться в исправном состоянии железнодорожного пути на переезде в отсутствии на рельсах посторонних предметов, торфа или грязи.

36. При проезде по обочинам дорог и оврагов тракторист не должен наезжать на кустарники, копны сена во избежание наезда на случайно оказавшихся там людей.

37. Канавы, бугры и другие препятствия необходимо преодолевать под углом, на малой скорости, избегая резких толчков и больших кренов трактора (особенно с навесным оборудованием).

38. Переезжать реку вброд разрешается только в местах с каменным песчаным дном и в том случае, если уровень воды в месте переезда не превышает верхнего полотна гусеницы или оси задних колес колесного трактора.

Движение необходимо производить на первой скорости без остановок и поворотов.

39. При проездах на тракторе вдоль осушительной сети и выработанных карьеров запрещается приближаться на расстояние от края гусеницы менее 1 м к картовому каналу и менее 2 м к валовому или коллекторному каналам, и выработанному карьеру.

40. Переезд трактора через каналы разрешается только по мостам, ширина и грузоподъемность которых равна или больше соответственно ширины и массы трактора и навесного оборудования.

41. Передвигаться по заснеженной дороге в зимнее время следует на 1 или 2 скорости, что увеличивает сцепление с дорогой.

42. Передвижение трактора по автомобильным дорогам под действующими линиями электропередачи допускается при условии, если расстояние по вертикали между нижними проводами и самой верхней частью трактора (прицепа с грузом) будет не менее указанных:

Напряжение воздушной линии, кВ до 20 35-110 150 220 330 500

Наименьшее расстояние, м 2,5 2,5 3,0 3,5 4,0 4,5

Передвижение трактора вне дорог под действующими линиями электропередачи разрешается, если габариты трактора или тракторного поезда с грузом имеют высоту от отметки земли не более 3,5 м.

43. При переезде трактора с одного объекта (участка) на другой тракторист должен следовать по маршруту, указанному непосредственным руководителем работ.

Навесное оборудование должно быть поднято в транспортное положение и надежно зафиксировано.

44. Техническое обслуживание трактора необходимо проводить на специально отведенной ровной горизонтальной площадке, свободной от посторонних предметов.

45. При проведении технического обслуживания тракторист должен соблюдать следующие требования безопасности:

техническое обслуживание проводить при неработающем двигателе, кроме случаев, которые предусмотрены инструкцией завода-изготовителя;

не допускать нахождения посторонних лиц на тракторе и возле него;

применять исправный ручной инструмент и приспособления;

во время работы не оставлять инструмент на гусеницах;

при мойке и очистке трактора не допускать слива отработанного масла, рабочих жидкостей и других нефтепродуктов на площадку (землю);

производить смазку механизмов трактора согласно указаниям инструкции завода-изготовителя;

при замене или доливке масел и жидкостей в агрегаты сливные и заливные пробки отвертывать и завертывать только предназначенным для этой цели инструментом;

применять гаечные ключи, соответствующие размеру гаек. Запрещается отворачивать гайки с помощью зубила и молотка;

во избежание ожогов рук и лица горячей водой и паром открывать пробку радиатора на горячем двигателе осторожно, после некоторого охлаждения жидкости в радиаторе, надев рукавицы или накрыв тряпкой (ветошь), и держать лицо сбоку от направления ветра;

осмотр аккумуляторных батарей производить осторожно, так как электролит, попадая на кожу, вызывает ожоги.

46. При применении этилированного бензина необходимо соблюдать особую осторожность, так как несоблюдение правил обращения с ним приводит к острому и хроническому отравлению организма. Нельзя допускать засасывания этилированного бензина через шланг ртом. При заправке следует применять заправочные средства, исключающие протекание и проливание бензина, при этом надо пользоваться резиновыми перчатками и находиться с наветренной стороны во избежание попадания паров бензина в дыхательные органы.

47. При использовании в качестве охлаждающей жидкости антифриза необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

необходимо проверить, нет ли в системе охлаждения течи, и при наличии – устранить ее;

заправку системы охлаждения двигателя антифризом следует производить только при помощи специально предназначенной для этой цели посуды (ведра с носиком, бачки, воронки);

на таре из-под антифриза, заполненной или порожней, должна быть нанесена надпись “ЯД”;

при заправке антифризом необходимо применять меры, исключающие попадание в. него нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива, масла и т.п.), так как они во время работы приводят к вспениванию антифриза;

при заливке антифриза необходимо становиться так, чтобы пары и брызги относились в сторону;

во избежание отравления запрещается перелив антифриза через шланг путем засасывания антифриза ртом;

после каждой операции с антифризом необходимо тщательно мыть руки водой с мылом;

запрещается применять тару из-под антифриза для перевозки и хранения пищевых продуктов.

48. Трактористу запрещается:

эксплуатировать трактор при наличии течи в топливных и масляных системах. При обнаружении течи следует немедленно остановить двигатель, устранить подтекание топлива и только после этого продолжать работу;

производить смазку, подтягивать резьбовые соединения, регулировать агрегаты, узлы и механизмы, навешивание оборудования при работающем двигателе;

регулировать подъем и опускание рабочих элементов при включенном вале отбора мощности;

пользоваться открытым огнем при осмотре топливных баков, проверке уровня электролита в банках аккумуляторов;

заправлять трактор горючим при нагретом двигателе до его охлаждения;

во время заправки трактора горючим курить и пользоваться открытым огнем;

оставлять в кабине загрязненные маслом и топливом использованные обтирочные материалы (ветошь, концы и т.п.).

Глава 4. Требования по охране труда по окончании работы

49. По окончании работы тракторист обязан:

поставить трактор в отведенное для стоянки место;

выключить двигатель, перекрыть подачу топлива;

очистить трактор от грязи, вытекшей смазки и осмотреть все механизмы трактора;

сообщить непосредственному руководителю работ или лицу, ответственному за исправное состояние трактора, обо всех неполадках, выявленных при проведении работ;

привести в порядок рабочее место. Использованные обтирочные материалы отнести в отведенное для хранения место;

снять спецодежду в специально отведенном месте.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

50. При возникновении пожара вблизи места производства работ тракторист обязан:

вывести трактор в безопасное место (при необходимости);

остановить трактор, выключить двигатель, перекрыть подачу топлива;

поставить рычаги управления в нейтральное положение;

принять меры по ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения. Воспламенившиеся горюче-смазочные материалы следует тушить огнетушителем, забрасывать песком, землей или прикрывать войлоком (брезентом и т.п.). Запрещается тушить горящее топливо водой. При воспламенении электропроводов тракторист должен принять меры к отключению их от источника тока и применить углекислотные или порошковые огнетушители;

сообщить о случившемся непосредственному руководителю работ;

если невозможно устранить пожар собственными силами, сообщить непосредственному руководителю работ и вызвать пожарную охрану.

51. При разрушении металлоконструкций, опрокидывании трактора тракторист обязан немедленно сообщить о случившемся руководителю работ и обеспечить сохранность обстановки аварии (несчастного случая), если это не представляет опасности для жизни и здоровья окружающих.

52. В случае ДТП тракторист обязан действовать в соответствии с «Правилами дорожного движения».

53. При несчастном случае (травмирование, ожог, отравление, внезапное заболевание ) тракторист обязан оказать доврачебную помощь пострадавшему.

Обращаем ваше внимание, что другие материалы по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях вы можете скачать в разделе «Охрана труда ».

ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ТРАКТОРИСТА

«Беларусь»

ИОТ______________2000

г.Москва

2001 г.

УТВЕРЖДЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

Председатель комитета профсоюза Начальник Люблинской дистанции

Н.Н. Жихорев

от «____»________________ 2001г. «____»____________2001г .

протокол №__________________

ИНСТРУКЦИЯ №

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ТРАКТОРИСТА

«Беларусь»

    ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

      К самостоятельной работе на тракторах допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальную подготовку, имеющие удостоверение на право управления той или иной машиной, выданное квалификационной комиссией, а также прошедшие вводный инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте необходимо проводить при каждом изменении условий работы, но не реже двух раз в год.

      Прежде чем приступить к работе, тракторист обязан тщательно осмотреть машину и убедиться в ее исправности.

      Запрещается выезжать на работу при наличии каких-либо неисправностей машины: у трактора при неисправности двигателя, рулевого управления и ходовой части, муфты сцепления, тормозного устройства, муфты управления; топливных баков, топливопроводов и карбюраторов (подтекание топлива), прицепного устройства, а также при отсутствии крыльев (щитков) у колесных тракторов.

      Каждый трактор должен быть закреплен приказом (распоряжением) за определенным машинистом.

      Запрещается приступать к работе на незакрепленной машине или на машине, закрепленной за другим машинистом.

      При использовании машин должна быть обеспечена обзорность рабочей зоны с рабочего места машиниста. В том случае, когда машинист управляющий машиной не имеет достаточного обзора или не видит рабочего подающего ему сигналы, между машинистом и рабочим сигнальщиком необходимо устанавливать двухстороннюю радиосвязь.

      Тракторист в своей работе должен использовать следующие СИЗ:

полукомбинезон хлопчатобумажный;

рукавицы комбинированные.

Зимой дополнительно: куртку и брюки на утепленной подкладке, валенки с резиновым низом..

      Для безопасной работы в темное время суток машины должны быть оснащены исправными светильниками (фарами).

      Все прицепные машины к трактору (тягачу) должны быть снабжены жесткими сцепками, исключающими возможность набегания прицепных машин на трактор (тягач).

      Запрещается во время работы смазывать и крепить детали, заправлять, регулировать и очищать от грязи тягач и прицепные машины.

      При ремонте двигателя запрещается выполнять какие-либо ремонтные работы под тракторами и прицепными машинами.

      Открывать крышку радиатора неохлажденного двигателя следует обязательно в рукавицах или используя концы и ветошь.

      При открывании крышки радиатора лицо необходимо держать подальше от заливной горловины радиатора и находиться с наветренной стороны. Необходимо также соблюдать осторожность при сливе горячей воды из радиатора.

      Во время работы на машиниста трактора могут воздействовать следующие вредные производственные факторы:

Повышенные уровни шума и вибрации;

Движущиеся транспортные средства, механизмы;

Недостаточная освещенность в темное время суток.

      Запрещается во время работы двигателя регулировать натяжение ремня вентилятора и производить какие-либо ремонтные работы.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...