Уголовное право как дисциплина. Уголовное право как отрасль права, закона, практики при менения, наука и учебная дисциплина


Уголовное право как отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначение и применение наказания,устанавливает основания привлечения к уголовной ответственности и наказания, либо освобождения о неё. Уголовное право как отрасль права среди смежныж отраслей подразделяются по предмету и методу правового регулирования. Уголовное право как и другие отрасли как определеннве совокупности юридических норм и институтов отличаются не тем, что они регулируют, а как они регулируют.

Уголовный закон как источник уголовного права является единственным источником уголовного права. В нем содержатся уголовно-правовые нормы. Правоприменительные акты, обычаи, и судебный прецедент не признаются источниками уголовного права.

Практика применения уголовного права это реализация норм уголовного права, с соблюдением уголовно правовых запретов и исполнение обязывающих предписаний. В иных случаях из страха наказания.

Уголовное право как наука изучает уголовное право как одну из отраслей права, постоянно развивающаяся система знаний о преступлении и наказании. Так же изучает историю уголовного права, и зарубежных стран. Как наука уголовное право рассматривается в трудах философов, юристов. Уголовное право как наука из системы юридических наук тесно связана с конст. правом, теория государства и права, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право, административное право, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная бухгалтерия, криминология. Уголовное право неразрывно связано с такими гуманитарными науками как философия, история, социология, логика. Особенно необходимо подчеркнуть значение логики в данном случае. Квалификация преступлений представляет собой систему логических операций в результате которых частное явление – конкретное преступление подводиться под определённую норму уголовного закона, которая по своему объёму характеризует все преступления данного характера.

Уголовное право как учебная дисциплина дает знания о преступлении и наказании, как о предмете изучения науки уголовного права. Изучение науки уголовного права начинается с изучения теории гос-ва и права, конст. права, истории гос-ва и права.

2. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА - исходные начала, основополагающие идеи, закрепленные в уголовном законодательстве и воплощаемые в практике его применения. В действующем УК закреплены принципы: законности (ст. 3); равенства граждан перед законом (ст. 4); вины (ст. 5); справедливости (ст. 6); гуманизма (ст. 7).

Принцип законности, преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые по- следствия определяются только Уголовным кодексом. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.



Принцип равенства заключается в том, что лица, со- вершившие преступления, равны перед законом и подле- жат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии с принципом вины лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

Принцип справедливости предполагает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Принцип гуманизма состоит в том, что уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

13. УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН - это обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, принятый высшими органами государственной власти РФ либо всенародным голо- сованием (референдумом), состоящий из норм, определяющих преступность и наказуемость деяний.



Толкование уголовного закона - это уяснение содержания закона с целью его правильного применения.

Легальное толкование дается законодателем (так называемое аутентическое толкование) или уполномоченным на то органом (легальное толкование в узком смысле),

Научное толкование - профессионалами в области уголовного права.

Судебное - судом, применяющим норму УК при рассмотрении конкретного уголовного дела (так называемое казуальное толкование).

По приемам (способам) толкование бывает:

Грамматическом толковании для уяснения смысла нормы закона используются правила лексики, орфографии, морфологии, синтаксиса и пунктуации русского языка.

Систематическое толкование предполагает сопоставление между собой норм уголовного права или других отраслей права.

Историческое толкование преследует цель выяснения причин принятия нормы, поэтому предполагает обращение к социальным, экономическим, политическим и правовым условиям принятия данной нормы.

Объему толкование бывает:

Буквальным называется толкование закона в точном соответствии с его текстом (буквой).

Расширительном толковании норме придается более широкий смысл.

Ограничительном - более узкий, чем это следует из бук- вального текста закона.

Уголовное право – ϶ᴛᴏ наука, изучающая уголовное право как одну из отраслей права и представляет собой постоянно развивающуюся систему знаний о преступлении и наказании.

Наука уголовного права изучает так же историю уголовного права и уголовное право зарубежных стран.

Наука уголовного права в собственном ее смысле и современном понимании возникает на рубеже 18 и 19 веков. В древнем мире отдельные вопросы уголовного права рассматривались в трудах отдельных философов и юристов, но специальных исследований, посвященных уголовному праву не было. Вот к примеру, в трудах знаменитого греческого философа Платона содержатся отдельные мысли о сущности и целях наказания, о предупредительном воздействии законов, о мотивах преступления и т. п. Аналогичное можно сказать и об уголовно-правовых идеях Аристотеля. Много интересных соображений о преступлении и наказании содержится в трудах выдающегося римского юриста Цицерона, историка Тациана, философа Сенеки, по϶ᴛᴏв Виргилия Платва, Луцилия, Овидия и др. Ряд отрывков, из не дошедших до нас трудов римских юристов Павла, Ульпиана и Модестина были включены в книги 47 и 48 Дигест Юстиниана. В качестве учебных пособий в те далекие времена использовалась книга 4 Институций Юстиниана и книга 3 Институций Гая. В средние века, с возникновением в 12 веке в Италии Болонского университета уголовное право преподавалось, но не в качестве самостоятельной научной дисциплины, а как составная часть канонического и римского права. Толкованием уголовно-правовых норм занимались глоссаторы, кᴏᴛᴏᴩые не разрабатывали, а исключительно комментировали нормы канонического и римского права. Вообще уголовное право средневековья находилось в полной зависимости от церкви. Глоссаторы давали в обобщенной форме ранее высказанные мнения по тому или иному вопросу уголовного права, а также разъясняли основные положения обычного права. Коментаторское постижение вопросов уголовного права обусловило его в самостоятельную учебную дисциплину, а в самом начале 15 века в Венеции выходит книга Альберта Гиндина «Трактат о преступлениях», представляющий собой рассуждения о природе некᴏᴛᴏᴩых преступлений в уголовном судопроизводстве. В ϶ᴛᴏй книге содержится и изложение отдельных вопросов общей части уголовного права: умысел, неосторожность, покушение. Глоссаторское направление просуществовало до середины 18 века. Среди многочисленных представителей глоссаторского направления, особого внимания заслуживают трактаты в области уголовного права итальянца Фаринауци и немцев Карпцова и Берлиха. Заслуга данных авторов состоит по сути в том, что хотя они не разработали систематических основ науки уголовного права, но рассматривали многие вопросы общей части уголовного права применительно к конкретным случаям судебной практики. Карпцов до середины 18 века считался крупнейшим авторитетом и отцом немецкой науки уголовного права. К трудам по уголовному праву указанного периода следует так же отнести, так называемые консультативные заключения юридических факультетов 17 века в Германии, игравших большую практическую роль, особенно в виде публиковавшихся сборников решений. Наибольшую научную ценность представляют заключения Тюбингенского университета.

Глоссаторская юриспруденция оказала определенной влияние на уголовное законодательство Священной Римской империи, в частности на такой ключевой в 16 веке законодательный акт, содержащий вопросы уголовного права и уголовного судопроизводства, как Каролина (принят в 1532г.) Заслуга глоссаторов в области развития науки уголовного права заключалась в том, что они в значительной степени и с большей широтой, чем римские юристы, разработали вопросы как общей, так и особенной части уголовного права; такие как состав преступления, покушение, умысел и неосторожность, случай, возраст уголовной ответственности и влияние на нее душевных болезней, опьянения, виды наказаний и виды конкретных преступлений. Этим они содействовали дальнейшему развитию науки уголовного права.

На рубеже 17 и 18 веков, идейное и общественное движение в странах Европы и Америки. Связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений, именуемое «просвещением». Эпоха Просвещения пробудила уголовно-правовую мысль, направленную на коренные преобразования в области уголовного и уголовно-процессуального законодательства и опирающуюся на требования разума, гуманности и новые политические идеалы. Выдающиеся философы и юристы: Локк, Руссо, Монтескье, Вольтер, Пуффендорф, Томазий, Вольф и др., опираясь на идеи естественного права, выдвигали уголовно-правовые требования диктуемые разумной природой человека. Вот к примеру, выдающийся английский философ Джон Локк к прирожденным и естественным правам человека относил ϲʙᴏбоду и равенство. «Обиды и преступления, - повествовал он, - равны, совершаются ли они носителем короны или каким - либо незначительным крестьянином». Звание преступника и число его приближенных не означает различия не означает различия в преступлении, если только не отягощает его». Локк требовал, также пропорциональности между тяжестью наказания и тяжестью преступления, кᴏᴛᴏᴩое впоследствии было развито Ч. Беккария. Локк обращал внимание на то, сто еще в естественном состоянии один человек может наказать другого не произвольно, «а воздать ему так, как ϶ᴛᴏ диктует спокойный разум и совесть, пропорционально его поступку». Этот же принцип он распространял на отношения между людьми в государстве. Локк также утверждал, что только закон может быть мерилом правильного и дурного и только из закона каждый может знать, что ему полагается. Иначе говоря, сам закон определяет, что будет преступным и какие наказания можно к преступнику применять. Не стоит забывать, что важной задачей уголовного закона по мнению Локка должна являться защита частной собственности. Во Франции ϶ᴛᴏго периода передовые уголовно-правовые идеи выдвигались в трудах Монтескье, Вольтера, Бриссо и Беккария.
Стоит отметить, что основные уголовно-правовые идеи Монтескье, основоположника просветительно-гуманистического направления в уголовном праве, высказаны в его знаменитой книге «О духе законов» (1748г.) и могут быть сведены к следующим основным принципам: наказание должно ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать природе преступления; наказание в ϲʙᴏих размерах не должно превосходить требования необходимости. В последнем положении содержится зародыш принципа экономии репрессии. Просветительно-гуманистическое направление в уголовном праве в наиболее отчетливой и завершенной форме было выражено в знаменитой книге Ч. Беккария «О преступлении и наказании». Идеи просветительно-гуманистического направления легли в основу европейских уголовно-правовых систем, в частности, были отражены в французском уголовном кодексе 1810 г. Все реформирование уголовного законодательства первых трех четвертей 19 века проходило под эгидой классического направления в уголовном праве, ярчайшими представителями, кᴏᴛᴏᴩого являлись А. Фейербах, Г. Штюбель, К. Грольман. Классическое направление в уголовном праве акцентировало внимание на преступлении и наказании в отрыве данных явлений от самой социальной действительности. Материал опубликован на http://сайт
Во второй половине 19 века побудет антропологическое направление, подвергшее жестким атакам классиков. Представители ϶ᴛᴏго направления обратили серьезное внимание на необходимость изучения личности преступника и причин преступности. В трудах представителей ϶ᴛᴏго направления Ч. Ломброзо, Э. Ферри, Ф. Лист, Г. Тард, Принс и др. развивались идеи, сочетающие положительные моменты с отрицательными.

В России наука уголовного права возникла в начале 19 века, но бурно стала развиваться в 60-е годы, в условиях пореформенной России. Подавляющее большинство отечественных криминалистов А.Ф. Кистяковский, Н.С. Таганцев, Н.Д. Сергиевский, П.П. Пустороелев придерживались идей классического направления в уголовном праве. И.Я. Фойницкий, С.В. Познанцев сочетали идеи классического направления с социологическим, Д.И. Дриль придерживался взглядов антропологов и социологов. Видными представителями социологического направления были М.Н. Гернет и А.А. Пионтковский.

Важно заметить, что одним из самых видных российских учёных в области науки уголовного права будет В.Н. Кудрявцев. Стоит заметить, что он будет признанным авторитетом в таком направлении науки уголовного права как теория квалификации преступлений.

Как было отмечено выше развитие уголовного права как самостоятельной науки приходится на 18 век, что было обусловлено потребностями буржуазного общества. Стоит заметить, что она начала ϲʙᴏё развитие, выделившись наряду с другими юридическими науками из науки всех наук – философии, из кᴏᴛᴏᴩой в то же время выделялись такие науки как социология, политология и т.д. По϶ᴛᴏму взаимосвязь науки уголовного права с другими юридическими и гуманитарными науками обусловлена исторически.

Уголовное право как наука входит в общую систему юридических наук и тесно связана с такими науками как конституционное право, теория государства и права, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право, административное право, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная бухгалтерия, криминология.

Уголовное право неразрывно связано с такими гуманитарными науками как философия, история, социология, логика.
Стоит отметить, что особенно необходимо подчеркнуть значение логики в данном случае. Квалификация преступлений представляет собой систему логических операций в результате кᴏᴛᴏᴩых частное явление – конкретное преступление подводиться под определённую норму уголовного закона, кᴏᴛᴏᴩая по ϲʙᴏему объёму характеризует все преступления данного характера.

Уголовное право как учебная дисциплина даёт студентам знания о преступлении и наказании как предмете изучения науки уголовного права. Изучение науки уголовного права начинаетсятрадиционно после изучения таких юридических дисциплин как теория государства и права, конституционного права, истории государства и права, кᴏᴛᴏᴩые закладывают основы понятийного аппарата будущего юриста.

Всеобщая история государства и права. Под ред. К.И. Батыра М. 1999г.

Всеобщая история государства и права. Под ред. З.С. Черниловского М. 1999 г.

Всеобщая история государства и права. Под ред. К.И. Батыра М. 1999

Понятием уголовного права обозначают также и учебную дисциплину, которая преподается в учебных заведениях юридического профиля и изучается студентами и слушателями, обучающимися в них.

Уголовное право как учебная дисциплина - это совокупность расположенного соответствии со структурой УК учебного материала, в котором рассматриваются теоретические положения, раскрывающие содержание уголовно-правовых норм и позволяют студентам усвоить сумму знаний, необходимых для обоснованной уголовно-правовой оценки совершенного преступления в качестве лица, применяющего уголовный закон (например, следователя, адвоката, прокурора, судьи).

Учебный курс (дисциплина) уголовного права Украины состоит из курсов Общей и Особенной частей уголовного права. Сначала изучается курс Общей части уголовного права Украины, а затем, после усвоения общих положений о преступлении и наказании, изучается курс Особенной части.

Порядок и последовательность изложения вопросов Общей части уголовного права принято именовать системой курса Общей части уголовного права. Система курса Общей части уголовного права в основном определяется системой действующего уголовного законодательства. Завершается изучение этого курса знакомством с общими положениями уголовного права зарубежных стран.

Знание уголовного права является основой профессиональной деятельности для таких категорий юристов, как следователь, сотрудник оперативных служб милиции, прокурор, адвокат, судья.

Однако и для юристов, специализирующихся в трудовом, жилищном, банковском, налоговом, брачном праве и т.д., которые принимают участие в рассмотрении гражданских дел (например, по искам предприятий), знание уголовного права имеет не второстепенное значение. Практика доказывает, что иногда участники гражданских споров переступают грань дозволенного и совершают преступления. Юрисконсульту, судьи хозяйственного суда, нотариусу необходимо четко отличать гражданско-правовое правонарушение (деликт) от преступного деяния. Видеть, например, когда нарушение банковских правил перерастает в похищении имущества, действия наследников приобретают признаков преступного подлога документов и др.

Оперативные работники и следователи, которые не должном уровне усвоили положения уголовного права, могут не уделять внимания сбору доказательств, характеризующих необходимые признаки соответствующего преступления. А это приводит к неправильному применению закона оправдания подсудимого, виновного в совершении преступления, осуждение невиновного, инкриминирования лицу более тяжкого или менее тяжкого преступления по сравнению с тем, который им совершено на самом деле. Изучение уголовных дел свидетельствует, что ошибки при квалификации преступлений - самый распространенный вид ошибок в следственной и судебной практике.

Разоблачение преступления, розыск преступников и сбору доказательств совершенного преступления определяется именно признакам преступления, установленного уголовным законом. Уголовное право имеет значения базовой дисциплины для других юридических дисциплин криминального цикла - уголовного процесса, криминалистики, криминологии, оперативно-розыскной деятельности и некоторых других. Для правильного и эффективного расследования дела надо четко знать, что и кого искать, в чем и кого надо разоблачить, какие доказательства для этого надо найти и т.д. Без таких знаний правоохранительная деятельность даже при условии совершенного владения тактикой допроса, техникой осмотра места происшествия, психологией преступника и т.д может быть направлена на решение второстепенных вопросов, не имеющих прямого отношения к признаков конкретного преступления.

Например, не обладая знаниями относительно состава преступления и расследуя дело об убийстве, следователь может не уделить должного внимания установлению и доказательства мотивов действий лица, которую задержали на месте преступления с ножом и следами крови жертвы на своей одежде. Как результат - лицо, что убила человека из хулиганских побуждений (п. 7 ч. 2 ст. 115 УК - закон за это преступление предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от десяти до пятнадцати лет или пожизненное лишение свободы), может быть осуждена за умышленное убийство, совершенное в состоянии сильного душевного волнения (ст. 116 УК наказания в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишения свободы на тот же срок) или даже будет оправдана как такая, которая якобы действовала в состоянии необходимой обороны.

Изучение курса Общей части уголовного права обусловливает необходимость использования (кроме учебника) УК, других нормативно-правовых актов, научно-практических комментариев УК, постановлений Пленума Верховного Суда Украины, монографий, учебных пособий, научных статей из уголовно-правовых проблем.


1. Уголовное право Украины. Общая часть: Учебник. Ю. В. Александров
2. Глава I ПОНЯТИЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА § 1. Уголовное право как отрасль законодательства
3. § 2. Уголовное право в системе права Украины
4. § 3. Уголовное право и политика государства в сфере противодействия преступности
5. § 4. Наука уголовного права
6. § 5. Уголовное право как учебная дисциплина
7. Глава II ЗАКОН ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ЕГО ТОЛКОВАНИЯ § 1. Понятие закона об уголовной ответственности
8. § 2. Структура закона об уголовной ответственности
9. § 3. Толкование закона об уголовной ответственности
10. Глава III ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ § 1. Действие закона об уголовной ответственности во времени
11. § 2. Действие закона об уголовной ответственности в пространстве
12. Глава IV ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ § 1. Понятие и признаки преступления
13. § 2. Криминализация общественно опасных деяний. Декриминализация деяний
14. § 3. Малозначительность деяния
15. § 4. Отличие преступлений от других правонарушений и от правомерного поведения. Совокупность преступлений и других правонарушений
16. § 5. Классификация преступлений и ее значение
17. Глава V УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ее ОСНОВАНИЕ § 1. Понятие уголовной ответственности и ее реализация
18. § 2. Основания уголовной ответственности
19. Глава VI СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ЕГО ВИДЫ § 1. Понятие и значение состава преступления
20. § 2. Элементы состава преступления и их признаки. Обязательные и факультативные признаки состава преступления
21. § 3. Виды составов преступления
22. § 4. Состав преступления и квалификация преступления
23. Глава VII ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ § 1. Понятие объекта преступления
24. § 2. Виды объектов преступления
25. § 3. Предмет преступления
26.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Наука уголовного права - отрасль юридической науки, представляющая собой систему взглядов, идей, представлений об уголовном законе, его социальной обусловленности и эффективности, закономерностях и тенденциях его развития и совершенствования, о принципах уголовного права, истории и перспективах его развития, о зарубежном уголовном праве. Предмет науки уголовного права, естественно, шире предмета уголовного права как отрасли права.

В качестве мировоззренческой и идеологической основы науки уголовного права ныне все определеннее выступают общечеловеческие ценности в иерархии “личность - общество - государство”, в частности, основные права и свободы человека и гражданина, гражданское общество, демократическое правовое государство и другие идеи, определяющие основы конституционного строя РФ.

Методологической основой науки уголовного права служит диалектический (философский) метод познания - использование в уголовно-правовых исследованиях законов и категорий материалистической диалектики, т.е. за исходное начало берутся самые общие вопросы теории развития и наиболее общие законы развития. Методологическое значение для науки уголовного права имеет также общая теория права .

Основными методами уголовно-правовых исследований являются формально-юридический, социологический, исторический, сравнительно-правовой. Кроме них используются и другие методы. Причем все методы используются не изолированно, а в определенной совокупности.

Формально-юридический метод основан на правовом нормативизме и предполагает использование правил логики и грамматики, известных положений юридической науки и практики для комментирования и систематизации уголовно-правовых норм, их толкования, определения уголовно-правовых понятий. Формально-юридическое толкование уголовно-правовых норм - неотъемлемая составная часть их применения.

Социологический метод заключается в проведении конкретно-социологических исследований уголовно-правовых норм, преступлений и наказаний как социальных явлений в их реальном бытии. Если формально-юридический метод помогает уяснить, что представляет собой норма уголовного права и преступление как юридические понятия, то социологический метод способствует определению их социального содержания. Социологический метод выражается, например, в опросах (анкетировании, интервьюировании, экспертных оценках) различных категорий лиц - населения, сотрудников правоохранительных органов, осужденных и других по тем или иным вопросам уголовного права. Социологический аспект в значительной мере предполагает изучение материалов судебной, следственной и оперативной практики. Без социологического метода нельзя обойтись при изучении социальной обусловленности уголовно-правовой нормы и преступления, эффективности уголовного закона. Социологический метод служит также основной уголовно-правового прогнозирования и правотворчества.

Исторический (историко-правовой) метод заключается в исследовании уголовно-правовых институтов, норм и понятий в их историческом развитии: как они зародились, какие этапы проходили и чем стали теперь. Данный метод позволяет проследить историческую преемственность в уголовном праве, что имеет значение и для прогнозирования. Историко-правовой метод необходим для углубленного изучения уголовного права и уголовно-правовой науки (прежде всего отечественных, а также зарубежных).

Сравнительно-правовой метод заключается в анализе институтов, норм и понятий российского уголовного права в сопоставлении с аналогичными положениями уголовного права зарубежных стран. Это позволяет заимствовать (не механически) зарубежный опыт в интересах развития российского уголовного права, расширить правовой кругозор, постепенно двигаться по пути сближения правовых систем. Особого внимания в данном отношении заслуживают перспективы унификации уголовного законодательства стран СНГ.

Наука уголовного права выполняет свойственные всякой науке функции - познавательную, объяснительную, прогностическую, преобразовательную. Она питает уголовную политику, законотворческую и правоприменительную практику, юридическое образование передовыми идеями, концепциями, обобщениями, результатами исследования актуальных проблем (выводами, предложениями, рекомендациями). Тем самым она позитивно влияет на развитие и совершенствование уголовного законодательства и практики его применения. Однако не менее важна и обратная связь - научное изучение законотворческой, правоприменительной и правоохранительной практики, без чего наука уголовного права превратилась бы в схоластику. Несомненно, верен известный афоризм – “практика без науки слепа, наука без практики мертва”.

Наука уголовного права тесно связана со смежными науками - криминологией, уголовно-исполнительным правом, уголовным процессом, криминалистикой и др. Эта связь проявляется во взаимном использовании результатов научных исследований, комплексных исследованиях, совместном решении стыковых проблем и др.

Уголовно-правовые исследования в системе ФСБ России наряду с общей имеют и специфическую направленность, определяемую потребностями (актуальными проблемами) практической деятельности органов ФСБ (контрразведывательной, оперативно-розыскной, следственной), а также потребностями профильной подготовки кадров для органов ФСБ.

Особенностями этих исследований являются: их относимость к сфере обеспечения государственной безопасности; определение их рамок подследственностью и иной компетенцией органов ФСБ; обусловленность их профиля реализацией институтов и норм уголовного права посредством деятельности и в деятельности органов ФСБ; сочетание фундаментального и прикладного аспектов; связь со специальными дисциплинами; общая ориентация на полную реализацию норм уголовного права и на связь с правовой системой РФ. Перечисленные особенности в своей совокупности выражают профильный подход к уголовному праву.

Уголовное право как учебная дисциплина является необходимым, обязательным компонентом высшего юридического образования независимо от профиля (широкого или специального) и независимо от специализации (гражданско-правовой, государственно-правовой и любой другой). Это общепрофессиональная дисциплина по специальности “юриспруденция”.

В специализированных вузах правоохранительных органов и спецслужб, к которым относится и Академия ФСБ, курс уголовного права, кроме того, входит в число профильных дисциплин . Обычно он отличается предметным профилированием (акцентированием и отбором тем) в зависимости от ведомственной сферы деятельности. Но в целях усиления практической направленности обучения необходимо и межпредметное (интегрированное) профилирование с учетом специализаций обучающихся (конкретной сферы реализации уголовно-правовых норм) особенно по отношению к оперативно-розыскной деятельности. При этом курс уголовного права имеет и фундаментальное, и прикладное значение .

В Академии ФСБ России с учетом очередности изучения правовых и специальных дисциплин курс уголовного права доводится до полного профилирования через соответствующие спецкурсы на завершающем этапе обучения (в процессе специализации, а также выполнения выпускных квалификационных (дипломных) работ). Главная цель профилирования уголовного права - способствование выработке умения искать и находить обоснованное решение не только типовых задач, но и нестандартных практических проблем, возникающих в контрразведывательной, оперативно-розыскной и следственной деятельности органов ФСБ, делая это на основе и с использованием фундаментальных и прикладных знаний уголовного права, интегрированных (взятых в совокупности) с соответствующими знаниями других юридических и специальных дисциплин.

Значение уголовного права для высшего профессионального образования оперативных работников, следователей и юрисконсультов органов ФСБ объективно обусловлено местом и ролью данной отрасли права в деятельности соответствующих подразделений органов ФСБ, наделенных в пределах своей компетенции и правоохранительными полномочиями. С учетом этого уголовное право вноситься на экзамены итоговой государственной аттестации выпускников Академии - оперативных работников и следователей.

В науке существует много способов определения понятий. Наиболее универсальным является определение через "род и видовые отличия" - указание на то, до какого ближайшего более широкое, то есть родовое, понятие принадлежит означаемое и по каким признакам оно отличается от родственных видовых понятий. За такого подхода, например, сапоги можно определить как обувь (родовое понятие) с голенищами (видовые признаки, которые характеризуют специфику этого вида обуви, его отличие от других видов обуви). При этом главную роль в определении играет, во-первых, установление того, какое понятие является родовым и, во-вторых, определение существенных, необходимых и достаточных видовых признаков, совокупность которых характеризует данное понятие.

Относительно уголовного права, то определенные трудности возникают при определении ближайшего родового понятия. Это обусловлено сложностью и многоаспектностью понятия уголовного права, которое одновременно выступает как:

1) отрасль права;

2) отрасль законодательства;

3) вид правоприменения;

4) отрасль юридической науки;

5) учебная дисциплина.

Все перечисленные понятия являются родовыми относительно понятия уголовного права. Соответственно, можно определять: чем является уголовное право как отрасль права; что такое уголовное законодательство; что представляет собой правоприменительная практика в сфере уголовного права; что является наукой уголовного права; что такое уголовное право как учебная дисциплина.

При этом все аспекты понятия уголовного права объединяет их общий предмет.

Предмет уголовного права

Под предметом обычно понимают то, на что направлена творческая, практическая, познавательная деятельность. Относительно предмета права - это то, что в последнее регулируется, регламентируется, исследуется, изучается.

Предмет уголовного права выдающиеся мыслители прошлого очерчивали чрезвычайно кратко и емко - это преступление и наказание. Именно так называется одна из первых теоретических работ, в которой заложены основы современного демократического и гуманистического уголовного права - книга выдающегося итальянского гуманиста и просветителя Чезаре Беккариа "О преступления и наказания", которая вышла в свет в 1764 году. Такой же есть и название романа одного из литературных гениев - русского писателя Федора Достоевского "Преступление и наказание", впервые опубликованного в 1886 г. Подавляющее большинство современных авторов также отмечают, что уголовное право - это право, которое имеет своим предметом преступление и наказание.

Такой подход является безусловно правильным, он акцентирует внимание на том, что уголовное право ориентировано на репрессии, принуждение в отношении лиц, которые нарушают его запреты. В то же время, он недостаточен, поскольку сущность уголовного права, его назначение этим не исчерпываются. Ведь уголовное право, определяя круг запрещенных деяний и наказаний за их совершение, одновременно устанавливает и границы дозволенного, является мерилом того, насколько свободна личность в своем поведении. Все, что не подпадает под уголовно-правовой запрет - не определено в законе как преступление, - разрешено, по крайней мере с позиций этой отрасли (хотя и может составлять менее тяжкое правонарушение). Недаром еще со времен Великой французской буржуазной революции о уголовный кодекс говорили как о кодексе свободы. Кроме указанного есть еще ряд аспектов "нерепресивного" проявления уголовного права. В нем:

Устанавливаются основания и условия освобождения лица от уголовной ответственности и наказания, что возможно с учетом конкретных обстоятельств дела;

Предусмотрено применение за совершение преступлений не уголовного наказания, а некоторых альтернативных мер медицинского и воспитательного характера. В современный период актуализируется вопрос о применении и других, так называемых мер безопасности, за совершение преступления;

Определяются обстоятельства, при которых деяние, содержащее отдельные признаки преступления (в частности такое, каким вызванная смерть или телесные повреждения, значительный материальный ущерб) не признается преступлением в связи с его вимушеністю или полезностью для общества. Имеется в виду причинение вреда в состоянии необходимой обороны, при задержании преступника и т.д.

Таким образом, можно констатировать, что предметом уголовного права являются:

1) преступление;

2) наказание;

3) меры, альтернативные наказанию;

4) основания и условия освобождения от уголовной ответственности или от наказания за преступление;

5) обстоятельства, исключающие преступность деяния, содержащего отдельные признаки преступления.

Отмечено выше многоаспектность понятия уголовного права позволяет уточнить и развить представления о его предмете.

Предметом уголовного права как отрасли права являются нормы, которые регламентируют общественные отношения, складывающиеся в связи с существованием указанных выше феноменов. Относительно содержания и назначения этих норм и соответствующих уголовно-правовых отношений в теории существует большое разнообразие взглядов. Одни ученые считают, что уголовно-правовые нормы адресованы всем гражданам, другие - что только тем, кто нарушает закон. Высказывается и мнение, что уголовно-правовые нормы устанавливают правила поведения для компетентных государственных органов, которые уполномочены на реализацию уголовной ответственности. Подробнее эти вопросы освещены в последующих разделах этого труда.

Уголовный закон имеет своим предметом нормативно-правовой акт, регламентирующий преступление, наказание и другие указанные выше явления. Он состоит из статей, объединенных в другие структурные единицы - разделы, части. Характеристика уголовного закона будет раскрыта в одном из следующих разделов.

Предметом правоприменения в сфере уголовного права выступают правила применения статей уголовного закона, а также других нормативно-правовых актов, в которых изложены уголовно-правовые нормы, к конкретному случаю. Любой закон, в том числе и уголовный, не применяется сам по себе. Его применение осуществляется благодаря целенаправленной деятельности уполномоченных государственных органов - органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры и суда. Такая правоприменительная (точнее - "законозастосовна") деятельность осуществляется с соблюдением специальных правил. Однако они, как правило, не регламентированы в самом законе.

Известно, что жизнь всегда богаче закона, в жизни постоянно случаются случаи, не охваченные правовыми нормами, или же наоборот, две или больше нормы в той или иной степени могут быть применены к одной ситуации. В ходе применения выявляются недостатки уголовно-правовых норм - пробелы в уголовно-правовой регламентации общественных отношений, случаи коллизии и конкуренции статей уголовного закона и статей других актов. Поэтому при применении положений уголовного закона на практике вырабатываются критерии установления содержания оценочных понятий, правила квалификации преступлений, уточняются соотношения между отдельными нормами - круг типичных случаев, охватываемых той или иной нормой, выясняется содержание определенных понятий, которые содержатся в нормах.

Практика выявляет недостатки закона. Трудности в применении норм, распространенность ошибок, устраняются вышестоящими инстанциями (изменение квалификации, вида и размера ранее назначенного наказания и т.п.), необходимость вдаваться в разъяснения по поводу применения норм свидетельствуют о ненадлежащем качестве действующего законодательства. Вместе с тем, отмеченные явления могут быть обусловлены и состоянием практики - ненадлежащей профессиональной подготовкой дознавателей, следователей, прокуроров, судей, их коррумпированностью.

Под практикой правоприменения в сфере уголовного права не следует понимать индивидуальные решения в конкретных делах - не существует практики следователя Петра или судьи Ивана. Практика - это позиции, которые формируются в течение более или менее длительного времени и отличаются стабильностью, те, которых в типичных ситуациях придерживаются преобладающее большинство работников правоприменительных органов. Таким образом, практика - это положения, которые отражают закономерности, которые выявляются в ходе массовых актов правоприменения.

Положение практики применения уголовного закона существуют в виде как негласных, так и письменных предписаний. В первой форме-это положения, которые передаются из уст в уста, от старших и более опытных работников до начинающих, распространяются среди коллег одного уровня. Несмотря на то, что прецедент в Украине формально не играет роли источника уголовного права, фактически опыт успешного "прохождение" аналогичных дел имеет значение ориентира для принятия таких же решений.

Во второй форме практика особенной части уголовного права Украины - это:

Постановления Пленума Верховного Суда Украины или Высшего специализированного суда Украины из тех или иных категорий уголовных дел;

Обобщение практики применения уголовно-правовых норм в отношении определенных категорий преступлений;

Письма, разъяснения, ответы на вопросы, поступающие в руководящие правоохранительных органов;

Методические указания по расследованию, рассмотрению отдельных категорий уголовных дел.

Указанные писаны (формализованные) и неписаные (неформализованные) источники относятся к предмету правоприменения в сфере уголовного права. Следует иметь в виду, что источники, в которых выражена позиция практики, имеют лишь рекомендательный характер, не вправе претендовать на роль акта обязательного толкования уголовного закона.

практикой Сформулированы положения, которые выдержали проверку временем, подтверждены теоретическим анализом, нередко воплощаются в законе, становятся правовыми нормами.

Предмет уголовного права как учебной дисциплины

Предмет соответствующей учебной дисциплины может быть более или менее широким в зависимости от типа учебного заведения, уровня подготовки студентов. Университетский курс уголовного права Украины предусматривает изучение:

2) практики применения уголовно-правовых норм;

3) истории уголовного права;

4) уголовного законодательства зарубежных государств;

5) проблем совершенствования статей уголовного закона и практики их применения;

6) соотношение уголовной и других видов юридической ответственности за однородные правонарушения.

Изучение курса уголовного права Украины направлено на то, чтобы познать закономерности, которые существуют в области противодействия преступности, уяснить не только решение относительно общественно опасных посягательств могут быть приняты на основании существующих норм, но и понять, почему законодатель криминализирует декриминализует определенные деяния, ориентироваться во всей системе действующих норм и правоприменительной практике, быть готовым уяснить содержание и применить законодательные новеллы. Поэтому в ходе изучения уголовного права Украины главное внимание должно уделяться вопросам социальной обусловленности уголовной ответственности за отдельные посягательства, разграничению преступлений, сравнению тех или иных институтов как в рамках украинского законодательства, так и с правом других государств, достижениям и недостаткам правоприменительной практики. Только тот юрист, который глубоко изучил теорию вопроса, легко воспринимает и ориентируется в изменениях в законодательстве, умеет реагировать на общественные потребности и одновременно сопротивляться постороннему влиянию при квалификации и назначении наказания.

Должное внимание учебной дисциплине - криминальному праву Украины - должны уделять не только те, кто связывает свое будущее с работой в правоохранительных органах или судах, но и студенты, которые планируют работать в органах государственной власти, заниматься правовым обслуживанием предпринимательства, оказанием юридической помощи отдельным гражданам и т.д. Знание положений, которые охватываются предметом этой дисциплины, поможет избежать ошибок самым, уберечь от совершения преступлений коллег, клиентов.

Предмет науки уголовного права

Наука уголовного права Украины, как и любая отрасль науки, изучающая закономерности, существующие в сфере предмета ее ведения. Предметом же науки уголовного права Украины являются главным образом те же общественные явления, составляющие предмет соответствующей учебной дисциплины. Кроме того в предмет науки входят методологические проблемы (совокупность методов, приемов научного познания явлений и процессов окружающего мира).

Но, при учебная дисциплина оперирует устоявшимися, как правило, общепризнанными положениями, то наука ориентирована на познание доселе неизвестного, на выявление ранее не познанных закономерностей, которые существуют в сфере противодействия преступлениям, в меньшей степени - на обоснование, систематизацию тех выводов и рекомендаций, которые производит практика, вытекающих из исторического и зарубежного опыта, и т.д.

Выбор редакции
Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...

Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...