Условия получения материнского капитала. Оформление материнского капитала


МАТЕРИНСКИЙ (СЕМЕЙНЫЙ) КАПИТАЛ

Понятие, лица, порядок и условия получения материнского (семейного) капитала

В России в середине 2000-х гг. руководство страны связало задачи семейной политики со стимулированием женщин к рождению большего числа детей. В качестве ключевой меры, призванной побудить женщин к рождению (как минимум) второго ребенка, в 2006 г. была провозглашена программа материнского (семейного) капитала. «Введение данной меры знаменовало переход к новому этапу российской семейной политики, характеризующемуся изменением символических и материальных отношений между семьей (женщиной) и государством» Бороздина Е.А., Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Указ. статья.-С. 109..

Отправной точкой для введения программы материнского капитала стало Послание В.В. Путина к Федеральному собранию 10 мая 2006 г. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2006 г. // Российская газета.-11.05.2006.. Одной из ключевых мер решения демографических проблем было названо стимулирование рождаемости, а именно, введение мер государственной поддержки молодых семей (в первую очередь, женщин), которые принимают решение родить ребенка. Послание Президента РФ 2006 г. определило демографическую ситуацию в стране как критическую, после чего Правительством РФ и были разработаны и внедрены в широкую практику две социальные инновации: материнский капитал и родовые сертификаты. Совокупность предложенных нововведений включала в себя увеличение пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, компенсацию затрат на дошкольное воспитание детей, развитие репродуктивного здравоохранения. При этом в качестве главной меры, призванной побудить женщин к рождению, как минимум, двух детей, был назван материнский капитал.

Это нововведение - материнский капитал - как правовое понятие появилось в российском законодательстве после принятия Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // «Собрание законодательства РФ».-2007.-№ 1 (1 ч.).-Ст. 19; 2012.-№ 31.-Ст. 4322. (далее - Закон о поддержке семей).

Государственная поддержка оказывается женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.; женщинам, родившим (усыновившим) третьего и последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчинам, являющимся единственными усыновителями второго, третьего или последующих детей, ранее не воспользовавшимся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г. Если указанные лица умерли либо их право на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по иным основаниям, то право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает соответственно у отца (усыновителя) ребенка либо у ребенка (детей в равных долях) Части 3, 4, 5 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // «Собрание законодательства РФ».-2007.-№ 1 (1 ч.).-Ст. 19; 2012.-№ 31.-Ст. 4322..

Заметим, что в Законе о поддержке семей право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) не только у женщин, но и у мужчин. В частности, такое право имеют мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего и последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 г. Часть 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // «Собрание законодательства РФ».-2007.-№ 1 (1 ч.).-Ст. 19; 2012.-№ 31.-Ст. 4322.. В случае смерти матери, объявления её умершей, лишения родительских прав, а также в случае отмены усыновления соответствующее право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает у отца (усыновителя) ребенка. Таким образом, и мужчина, и женщина в принципе обладают равными правами в данной сфере.

Появление в нашей стране программы материнского капитала не могло не оказать влияния на правовую систему. Рассматривая материнский капитал через призму отрасли права социального обеспечения, необходимо определить его место в системе видов социального обеспечения, то, насколько он вписывается в сложившуюся систему социального обеспечения. При этом следует исходить из того, что любая отрасль права в своей основе имеет основополагающие начала, которые определяют строение всей отрасли и определяют содержание ее норм. Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.

Т.С. Гусева указывает на влияние демографической функции права социального обеспечения на структуру отрасли. Новые ориентиры влекут изменение институциональной структуры отрасли права: появление новых институтов, существенное обновление прежних. При этом усложняются существующие институты системы права социального обеспечения, которые уже сложились на момент актуализации демографической функции - пенсии, пособия, социальное обслуживание, государственная социальная помощь. Изменения демографической функции влекут структурные преобразования отрасли законодательства. Введение законодателем дополнительных мер поддержки семей с детьми повлекло «появление в структуре института пособий и социальных выплат нового подинститута - материнский (семейный) капитал» Гусева Т.С. Материнский (семейный) капитал: пути повышения эффективности правового регулирования // Семейное и жилищное право.-2012.-№ 6.-С. 34. (подчеркнем, что не стоит путать материнский капитал и выплаты при рождении ребенка, пособия на ребенка, детские компенсации).

Некоторые исследователи (А.Н. Ахмедшина, Ю.Б. Корсаненкова) придерживаются точки зрения, что материнский (семейный) капитал является новым видом социального обеспечения: «…эта мера является абсолютно новым видом обеспечения как по содержанию, так и по условиям предоставления. В частности, до настоящего времени социальное обеспечение предоставлялось в виде денежных выплат (пенсии, пособия) либо услуг натурального характера (протезирование), а материнский капитал нельзя получить в деньгах, хотя он выражен в рублях» Ахмедшина А.Н. Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения // Журнал российского права. - 2009. - № 1. - С. 16; Корсаненкова Ю.Б. Социальная поддержка семей с детьми: реальность и перспективы.-М.: Волтерс Клувер, 2010.-С. 78..

Но имеется и другое мнение. Так, Т.С. Гусевой обосновано, что целевой характер использования этой денежной выплаты сближает материнский (семейный) капитал с таким видом социальных выплат как субсидии, сходными чертами является безналичная форма предоставления и финансирование социальной выплаты из бюджетных средств, правильнее было бы для обозначения данной выплаты использовать понятие «многоцелевая субсидия» Гусева Т.С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и пра- ктические проблемы. Дисс. … докт. юрид. наук.-М., 2012.-С. 125..

Т.С. Гусева определяет место норм, регулирующих отношения по поводу предоставления материнского (семейного) капитала в системе отрасли права социального обеспечения, полагая, что они «объединены в подинститут, который является составной частью института социальных выплат» Гусева Т.С. Указ. статья.-С. 35..

Представляется важным рассмотреть некоторые правоотношения, возникающие в связи с материнским капиталом. Например, отношение по выплате из бюджета средств материнского капитала в погашение ипотечного кредита. Оно может быть рассмотрено как простое правоотношение, субъектами которого являются государство в лице органов Пенсионного фонда РФ (ПФР) и банк, получающий в погашение кредита средства материнского (семейного) капитала. Основаниями его возникновения будет являться юридический состав: кредитный договор на приобретение жилья, наличие задолженности по кредитному договору, наличие государственного сертификата на материнский (семейный капитал), предъявление сертификата в органы Пенсионного фонда РФ с целью погашения кредитного договора, право собственности на приобретенное жилое помещение у лица, которому принадлежит сертификат, обязательство лица, которому принадлежит жилое помещение, оформить указанное жилое помещение в общую собственность. Однако в развернутом виде такое правоотношение будет являться комплексом целого ряда простых правоотношений, в частности:

Отношения по получению сертификата,

Отношения по получению кредита на недвижимость,

Отношения по погашению кредита на недвижимость средствами материнского капитала.

Сегодня данная мера стимулирования процесса повышения рождаемости (материнский капитал) во многом подвергается критике. Действительно, материнский капитал как мера социальной поддержки семей с детьми имеет некоторые стороны, значительно снижающие его эффективность.

Материнский капитал вступает в противоречие с сильной дискриминацией желаемого репродуктивного поведения: «Многодетным семьям приписываются негативные ярлыки, которые не всегда совпадают с реальным положением вещей: такие семьи зачастую ассоциируются с бедностью, низким социальным статусом, невысоким интеллектуальным развитием. … Материнский капитал стимулирует развитие традиционной, патриархальной, детной или даже многодетной семьи, поскольку его использование эффективно в большинстве случаев при наличии в семье мужчины-кормильца» Грек Н.В. Указ. соч.-С. 39..

Указывается, что «эта мера не подкреплена государственным обеспечением равных возможностей в воспитании детей» См. там же.. Кроме того, «она не встроена в общий неолиберальный институциональный дизайн социальной политики, предполагающий минимизацию государственных поддержек и целевую помощь слабо защищенным группам, В результате, материнский капитал все более воспринимается как идеология (а то и лозунг)…» Бороздина Е.А., Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Указ. статья.-С. 112..

Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на двух обстоятельствах:

Рождение (усыновление) второго и последующего ребенка;

Период времени, в течение которого это произошло, - с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г.

Иные обстоятельства не учитываются, например нуждаемость семьи в мерах дополнительной государственной поддержки. У семьи, в которой родились двое детей до указанной даты, право на такие дополнительные меры поддержки не возникает, и в отношении этой семьи появляется «узаконенное неравенство», так как у нее уровень социального обеспечения будет ниже, чем у семьи, в которой ребенок родился на несколько дней позже. На этот недостаток Закона о поддержке семей также обращали внимание в юридической литературе. По мнению К.В. Бубона, положения Закона о поддержке семей противоречат Конституции РФ, согласно которой граждане России от рождения приобретают равные права, в том числе в сфере социальной поддержки; «кроме того, нет возможности объяснить, почему один ребенок имеет преимущество при оплате образования перед другими детьми, более того, родиться в той или иной семье и (или) срок отнюдь не его заслуга» Бубон К.В. Узаконенное неравенство или кому нужен Закон о материнском капитале // Адвокат.-2006.-№ 3.-С. 49..

Семья, состояние которой характеризуется в настоящее время в России низким уровнем экономической, социальной и правовой защищенности, является основным звеном воспроизводства человеческого капитала и нуждается в продуманной и системной поддержке со стороны государства и общества. Семья и ее интересы должны стоять в центре социально-педагогической политики государства. Лишь такой подход позволит ослабить негативные последствия реформирования общества. В нашей стране общественные институты, способствующие приспособлению семьи к изменившимся условиям, не в силах обеспечить условия по расширенному воспроизводству и накоплению человеческого капитала. Ряд шагов, предпринятых в течение последних лет на уровне Правительства РФ, «направлен на создание экономических условий, достаточных для формирования человеческого капитала на уровне семьи, но, к сожалению, только из числа детей, рожденных после 1 января 2007 г.» Адзиев Х.Г. Семейная политика Российской Федерации // Социально-гуманитарные знания.-2011.-№ 4.-С. 149..

Согласно Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР в 1991 г. Ст. 26 Постановления ВС РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР.-1991.-№ 52.-Ст. 1865., граждане при наступлении определенных обстоятельств имеют право на социальное обеспечение. Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституционный Суд РФ высказал свою позицию по этому вопросу: гражданка Г., родившая третьего ребенка в 2004 г., в жалобе оспаривала конституционность отдельных положений Закона о поддержке семей, в т.ч. и применение Закона о поддержке семей к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. По мнению заявительницы, ограничение ее права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал объективно не оправдано и нарушает принцип равенства всех перед законом, что не соответствует ст.ст. 19, 38, 55 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы по причине неподведомственности поставленного в ней вопроса. По его мнению, решение вопроса о действии закона во времени, в том числе о придании ему обратной силы, является прерогативой законодателя, а конкретные меры социальной поддержки семьи и детей в соответствии со ст. 39 Конституции РФ устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2007 № 534-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Галаховой Оксаны Борисовны на нарушение ее конституционных прав положениями Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс (официальный сайт) Точка доступа: www. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=1478;dst=0;ts=CE2C52EC6FF1482C7A86232DDC11065B;rnd=0.8427114344667643. Дата обращения: 29.05.2012..

Но в судебной практике встречаются примеры, когда фактически рождение ребенка имело место до 1 января 2007 г. Так, Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.06.2011 № 4-В11-15 было признано право гражданки получить сертификат, даже если ее ребенок был рожден до 1 января 2007 г. Гражданке было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Причина -- ее второй ребенок был рожден до 1 января 2007 г. Судебная коллегия по гражданским делам сочла, что оснований для отказа не было, и пояснила следующее: «Закон о дополнительных мерах господдержки семей, имеющих детей, предусматривает, что право на такие меры возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года. Между тем в рассматриваемом случае нужно было учитывать, что второй ребенок истицы был рожден преждевременно (в связи с экстренными медицинскими показаниями), т.е. по причинам, не зависящим от нее. В случае благоприятного исхода беременности ребенок должен был родиться после 1 января 2007 года». С учетом этого, по мнению коллегии, не было оснований для того, чтобы лишить истицу права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Бюллетень Верховного Суда РФ.-2012.-№ 3.-С. 12..

Отметим также, что на настоящий момент никак не определен вопрос о судьбе материнского капитала в случае распада семьи. Например, супруги расторгли брак, возникают вопросы о том, с кем будут проживать дети, и о разделе совместно нажитого имущества. В частности, сертификат выдан матери детей, а дети согласно соглашению либо судебному решению будут проживать с отцом.

Здесь могут быть, по крайней мере, такие пути решения проблемы:

При установлении режима средств материнского капитала как меры поддержки женщины супруг не может претендовать на них,

Если же рассматривать их как средство поддержки семьи, то он может поднять вопрос и о его доли, в частности при направлении капитала на улучшение жилищных условий.

Здесь может быть и третье решение проблемы: «право на семейный капитал следует за детьми, т.е. с кем проживают дети, тому и принадлежит право на распоряжение им» Гусева Т.С. Указ. статья.-С. 36..

Более подробное определение субъекта права на материнский капитал необходимо и по следующей причине. Например, женщина, родившая (усыновившая) детей и получившая право на меры дополнительной государственной поддержки и реализовавшая это право, умирает либо у нее это право прекратилось по другим основаниям Часть 3 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // «Собрание законодательства РФ».-2007.-№ 1 (1 ч.).-Ст. 19; 2012.-№ 31.-Ст. 4322.. Дети остались без родительского попечения и могут быть усыновлены, возникнет ли в этом случае у женщины (семьи), их усыновившей, право на материнский капитал? В случае положительного ответа в отношении тех же детей повторно возникнет право на материнский семейный капитал, но такое решение не будет соответствовать сути социального обеспечения.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщины, родившей (усыновившей) 2-го ребенка начиная с 1 января 2007 г., и может быть реализовано не ранее чем по истечении 3-х лет со дня рождения (усыновления) 2-го ребенка. Из этого следует, что право на материнский капитал зависит только от количества рождений (усыновлений) детей, а не от реального количества живых детей. На практике это может привести к ситуациям, когда будут поддерживаться семьи, которые в соответствии с целями Закона о поддержке семей не должны иметь права на поддержку.

Например, женщина родила двух детей, но один из них умер, тем не менее при рождении второго ребенка и истечении трех лет после его рождения она входит в круг лиц, имеющих право на материнский капитал. Несмотря на исключительность таких случаев, считаем неоправданным «привязывать» право на получение материнского капитала к количеству рождений детей. Подобная ситуация может возникнуть и при отмене усыновления, если женщина уже получила сертификат, а может, и реализовала это право. Следует признавать право на материнский капитал только при наличии живых детей к моменту реализации права на распоряжение капиталом. При этом в отношении второго (последующего) ребенка нужно предусмотреть положение о достижении им трехлетнего или другого возраста, который необходимо определить исходя из цели принятия Закона о поддержке семей.

Вместе с тем, несмотря на имеющуюся критику отдельных положений Закона о поддержке семей, тем не менее, после сообщения Президента РФ В.В. Путина о том, что действие материнского капитала продлится лишь до 2016 г., депутаты Государственной Думы РФ задумались о вновь открывшихся проблемах демографического кризиса. Многие депутаты считают, что отсутствие материнского капитала серьезно скажется на демографической ситуации в стране, так как с 2017 г., при отсутствии финансовой помощи, россиянки опять станут меньше рожать.

По словам заместителя председателя думского Комитета по вопросам семьи, женщин и детей И. Соколовой, отмена материнского капитала снова поставит Россию в сложную демографическую ситуацию. Ввиду этого, в Государственной Думе РФ сегодня разрабатывается предложение по продлению действия материнского капитала хотя бы еще на 9 лет, до 2025 г. И. Соколова не отрицает, что средства, выделяемые на материнский капитал, наносят значительный ущерб областным бюджетам, поэтому распорядилась о подготовке альтернативных способов стимуляции рождения 2-го и 3-го ребенка Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации [Электронный ресурс] // http://www. duma.gov.ru/. Дата обращения: 29.05.2012..

Проект федерального бюджета на 2014 г. не обошел стороной индексацию материнского капитала. На 2014 г. в бюджет заложено более 140 млрд. рублей на эти цели См. Кузьмин И.Ю. Вопросы подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов // Бюджетный учет.-2012.-№ 8.-С. 8; См. также: Постановление Правительства РФ от 20.07.2007 № 457 (ред. от 25.03.2013) «Об утверждении Правил перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ».-2007.-№ 30.-Ст. 3946; 2013.-№ 13.-Ст. 1559..

Сегодня во многих субъектах РФ введены в действие Законы, регламентирующие право на получение регионального материнского капитала. Предоставляется он только гражданам РФ, имеющим регистрацию по месту жительства на территории субъекта РФ, выплачивающего региональный материнский капитал. Размеры сумм капитала в каждом регионе разные, так же как и цели, на которые этот капитал можно потратить. «Разнится и количество детей в семье, за рождение (усыновление) которых выдается сертификат на региональный материнский капитал, в каких-то регионах уже за рождение (усыновление) второго ребенка, в каких-то - третьего» Бондарева Э.С., Фильчакова С.Ю., Черняк Л.Ю. Правовое регулирование предоставления материнского (семейного) капитала многодетным семьям в субъектах Российской Федерации // Вестник института законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского.-2012.-№ 2.-С. 32..

Региональный материнский капитал в Волгоградской области Закон Волгоградской области от 27.02.2012 № 6-ОД «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 08.08.2005 № 1097-ОД "О дополнительном единовременном денежном пособии при рождении ребенка" и Закон Волгоградской области от 10.04.2007 № 1442-ОД "О социальной поддержке семей с детьми в Волгоградской области"» // Волгоградская правда.-01.03.2012. выплачивается в случае рождения в семье после 1 января 2012 г. третьего и последующего ребенка. Размер регионального капитала составляет 40 789 рублей. Выплачиваться региональный материнский капитал будет в виде единовременной выплаты по достижении третьего или последующего ребенка двухлетнего возраста.

Пособия будут ежегодно индексироваться. Использовать региональный материнский капитал семья может на свое усмотрение. В данном случае администрация области не наложила ограничений на области применения регионального родового сертификата. В областном бюджете на 2012 - 2013 гг. заложена сумма в размере 181 608.6 тыс. рублей на выплаты пособий и регионального материнского капитала, аналогичная сумма планируется и на 2014 г., именно на этот год придутся первые выплаты регионального материнского капитала в Волгоградской области.

Отметим, однако, что на совещании у Президента РФ В.В. Путина, посвященном вопросам демографической политики, Волгоградская область прозвучала в числе тех регионов, где областные власти установили незначительный размер материнского капитала. Как сообщает ИА «Высота 102» со ссылкой на стенограмму заседания, речь идет о региональном материнском капитале, который выплачивается дополнительно к федеральному.

В частности, Владимир Путин заявил, что «в большинстве субъектов Федерации введён региональный материнский капитал, при этом его размер от региона к региону, к сожалению, отличается - и отличается значительным образом, в разы… Учитывая эффективность такой меры, как материнский капитал, просил бы глав регионов подумать, что можно сделать в этом направлении дополнительно» Президент Владимир Путин потребовал от регионов увеличить размер материнского капитала [Электронный ресурс] // http://v102.ru/news/38354.html/ Дата обращения: 29.05.2012..

Итак, материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Законом о поддержке семей. Это форма государственной поддержки семей, имеющих детей. Осуществляется с 2007 г. при рождении (усыновлении) 2-го (3-го или последующего - только если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки) ребёнка в период с 01.01.2007 по 31.12.2016, имеющего российское гражданство. В соответствии с действующим законодательством, право на получение материнского капитала имеют: женщина, имеющая гражданство РФ, родившая (усыновившая) 2-го или последующих детей начиная с 01.01.2007; мужчина, имеющий гражданство РФ, являющийся единственным усыновителем 2-го или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2007; отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства РФ в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, смерти, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении ребенка (детей) умышленного преступления; несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребенок до достижения им 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем). В подтверждение права на получение средств материнского капитала выдается сертификат государственного образца.

капитал правовой семейный

Основанием для назначения материнского капитала является рождение или усыновление третьего и последующих детей в семьях, имеющих гражданство Российской Федерации и постоянно проживающих на территории Самарской области.

Типичными претендентами на получение семейного капитала являются женщины, которые имеют гражданство Российской Федерации, родившие (либо усыновившие) третьего ребенка после 30 ноября 2011 года. Но в отдельных случаях семейный капитал может быть выдан отцу, а не матери. Рассмотрим, кто имеет право на выдачу семейного капитала.

Право на выплату семейного капитала при рождении либо усыновлении третьего ребенка и последующих детей, имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, возникает у следующих категорий граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Самарской области:

1) женщин, родивших либо усыновивших третьего ребенка и последующих детей после 30 ноября 2011 года;

2) мужчин, которые являются единственными усыновителями третьего ребенка и последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу после 30 ноября 2011 года;

3) мужчин, являющихся отцами либо усыновителями третьего ребенка и последующих детей, в том случае, если единовременную денежную выплату, то есть семейный капитал не получили женщины (матери ребенка либо детей) по причине смерти женщины, объявления её умершей, лишения женщины родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением либо усыновлением которого возникло право на единовременную денежную выплату, совершения женщиной в отношении своего ребенка или детей умышленного преступления, которое относится к преступлениям против личности.

При возникновении права на семейный капитал у лиц не учитываются те дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав либо в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

Право на единовременную денежную выплату - семейный капитал, возникает при рождении либо усыновлении третьего ребенка и последующих детей вне зависимости от времени, которое прошло с момента рождения либо усыновления предыдущего ребенка (детей), и реализуется только один раз.

Предоставление семейного капитала возможно только с момента достижения третьим ребенком возраста одного года.

Усыновителям, которые имеют право одновременно на единовременное пособие при усыновлении или удочерении ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, и право на единовременную денежную выплату (семейный капитал), предоставляется выплата только по одному из указанных оснований по выбору усыновителя.

Предусматривается несколько способов получения семейного капитала: лично либо через законного представителя (в том случае, если документы предоставляются представителем, но тогда его полномочия должны подтверждаться документами, которые оформляются в соответствии с требованиями законодательства).

Семейный капитал назначается органом, осуществляющим социальную поддержку населения по месту жительства. Назначение единовременной денежной выплаты (семейного капитала) осуществляется на основании следующих основных документов:

1) заявления о назначении единовременной денежной выплаты (семейного капитала) в письменной форме с указанием направления расходования средств;

2) документа, удостоверяющего личность заявителя (для представителя заявителя - документа, удостоверяющего личность, и доверенности);

3) свидетельства о рождении детей;

4) документа, подтверждающего факт совместного проживания на территории Самарской области ребенка (детей) с заявителем;

5) справки органа, осуществляющего социальную поддержку населения по месту жительства другого родителя (усыновителя), о неполучении им единовременной денежной выплаты (семейного капитала);

6) копий вступивших в законную силу решений суда об усыновлении (удочерении) ребенка (детей).

Так же необходимо предоставить документы, чеки, которые подтверждают, куда были направлены средства.

Документы, которые необходимы для назначения единовременной денежной выплаты (семейного капитала), могут быть представлены как в подлинниках, так и в копиях, которые заверяются в установленном порядке.

Представленные документы не должны содержать подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных всевозможных не оговоренных исправлений.

Следует помнить, что для назначения регионального семейного капитала не нужен государственный сертификат как для федерального материнского капитала, где государственный сертификат, который подтверждает право на дополнительные меры государственной поддержки, является одним из обязательных условий предоставления.

Но в случаях не соблюдения правил подачи документов, возможен и отказ в назначении единовременной выплаты (семейного капитала). Такими основаниями являются, во-первых, несоответствие статуса лица, который обратился за назначением денежной выплаты, во-вторых, если заявитель предоставил документы, которые неправильно оформлены либо утратили силу, в-третьих, несоблюдение установленных сроков обращения за назначением единовременной денежной выплаты (семейного капитала).

При одобрении предоставления единовременной денежной выплаты (семейного капитала), должностное лицо органа, осуществляющего социальную поддержку, Является ответственным за финансовое обеспечение социальных выплат, на основании представленных данных он подготавливает распоряжение о перечислении денежных средств для выплаты единовременной денежной выплаты, которое подписывается руководителем, ответственным за финансовое обеспечение министерства (уполномоченным лицом), далее оно регистрируется в журнале регистрации распоряжений и передается вместе с одним экземпляром статистических данных должностному лицу министерства, который является ответственным за перечисление денежных средств. Далее средства можно получить либо на почте, либо в банке.

Оформить семейный капитал семьи в Самарской области также можно через региональный портал государственных услуг.

На региональном портале государственных и муниципальных услуг Самарской области - pgu.samregion.ru также появилась возможность оформить документы на денежное пособие (семейный капитал).

Теперь на региональном портале заявитель имеет возможность подать заявление на получение единовременного пособия. Регистрация заявления о предоставлении данной услуги, поступившего в электронной форме через портал, будет осуществляться в день его поступления. То есть сразу же после того как заявление поступило в орган социальной защиты и было зарегистрировано, заявителя немедленно уведомляют об этом и информируют о времени приема, и месте куда он должен принести оригиналы документов. На дальнейшую организацию межведомственных запросов, для получения документов, которые необязательны для предъявления заявителем, органу отведено 10 рабочих дней. С учетом принятия положительного решения о выплате должностное лицо передает всю необходимую информацию в электронном виде в Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области для организации выплаты единовременной денежной выплаты (семейного капитала). После принятия Министерством документов в работу в течение 30 дней оно обязано произвести все мероприятия по подготовке выплаты. В итоге, 4 рабочих дня дается органам на подготовку к выплате на почте или в кредитной организации и перечисление денежных средств.

Таким образом, при данной процедуре заявителю предстоит только один визит в органы социальной защиты - для подачи оригиналов документов, а далее посещение почты либо банка для получения денежных средств.

В ходе проведения семинаров по пенсионной реформе сайт ставит своей целью раскрыть весь потенциал имеющихся на сегодняшний день способов приумножения активным гражданином размера своего будущего пенсионного капитала.

К таким инструментам приумножения капитала можно отнести:

Рассмотрим, как могут использовать для приумножения своего будущего пенсионного капитала инструмент «материнский капитал» — государственную поддержку семей с детьми — матери двоих и более детей. Реализатором данной госфункции является Пенсионный фонд России.

1. Понятие материнского капитала

2. Порядок получения материнского капитала

3. Возможности использования материнского капитала

1. Понятие материнского капитала

Материнский (семейный) капитал – это средства федерального бюджета, передаваемые в Пенсионный фонд России (ПФР) с целью поддержки семей, имеющих детей.

Материнский капитал может быть использован для улучшения жилищных условий семей, получения образования детьми или для формирования будущей пенсии матери.

Согласно Федеральному закону № 256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – 256-ФЗ), материнский капитал предназначен для семей, у которых в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2018 года появился (появится) второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети). Речь идет как о рождении, так и об усыновлении второго, третьего и последующих детей (далее — второго ребенка).

Получателями материнского капитала могут быть:

  • женщина, имеющая российское гражданство и родившая (усыновившая) второго ребенка;
  • отец (усыновитель) второго ребенка в случае прекращения согласно 256-ФЗ права на материнский капитал у женщины;
  • мужчина, имеющий российское гражданство и являющийся единственным усыновителем второго ребенка;
  • ребенок (дети в равных долях), если он еще не является совершеннолетним или учится в образовательном учреждении, но при этом не старше 23 лет, при прекращении права на материнский капитал у отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем) в установленных законом случаях.

Согласно 256-ФЗ, размер материнского капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции. Однако в 2017 году его размер не был проиндексирован и остался на уровне размера 2016 года в 453 026 рублей. Для лиц, уже распорядившихся частью средств, размер оставшейся суммы также должен увеличиваться с учетом инфляции.

Процесс получения данной государственной льготы можно условно подразделить на три этапа:

1) получение права на материнский капитал: появление в семье второго ребенка в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2018 года;

2) получение государственного сертификата на материнский капитал: срок обращения за сертификатом не ограничен;

3) распоряжение государственным сертификатом на материнский капитал: срок распоряжения не ограничен.

2. Порядок получения материнского капитала

Правом на получение материнского капитала можно воспользоваться один раз.

В подтверждение права на получение материнского капитала выдается государственный сертификат на материнский капитал (далее — сертификат). Срок обращения за сертификатом после появления второго ребенка не ограничен.

Для получения сертификата необходимо сделать следующее:

1) оформить в ЗАГСе свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка;

2) подать в ПФР заявление о выдаче сертификата и заверенные копии:

  • документа, удостоверяющего личность заявителя и место его жительства;
  • документов, подтверждающих рождение (усыновление) детей;
  • документа, подтверждающего российское гражданство ребенка (детей), рожденного (усыновленного) после 1 января 2007 года;

3) дождаться по почте уведомления о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата. Срок рассмотрения документов – один месяц с даты их подачи;

4) получить сертификат в ПФР.

3. Возможности использования материнского капитала

Средства материнского капитала можно получить только по безналичному расчету.

Для использования материнского капитала необходимо подать в ПФР заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского капитала.

Средства материнского капитала могут быть направлены на следующие цели:

1) улучшение жилищных условий: приобретение (строительство) жилого помещения и погашение кредита на жилье;

2) получение образования ребенком (детьми) в любом российском образовательном учреждении;

4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

Распорядиться средствами материнского капитала можно не ранее, чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго ребенка. Исключением является направление средств на погашение кредита на приобретение (строительство) жилого помещения.

Средствами материнского капитала можно распоряжаться в полном объеме либо частями, направляя его на различные цели.Также можно сначала распорядиться капиталом частично, а оставшейся частью распорядиться позднее.

Также осенью 2016 года владельцы сертификатов (вне зависимости от того, сколько времени прошло со дня появления второго ребенка) имели возможность получить единовременную выплату из него в размере 25 000 рублей (или в размере фактического остатка, если он составляет меньшую сумму). Заявление необходимо было подать не позднее 30 ноября 2016 года.

Если женщина не распоряжалась материнским капиталом до выхода на пенсию, она вправе учесть эти средства в составе пенсионных накоплений при назначении ей накопительной пенсии.

Средства материнского капитала могут направляться на формирование (далее - пенсии) матери. В этом случае средства материнского капитала включаются в состав ее .

Пенсионные накопления могут учитываться и инвестироваться как в ПФР, так и в (НПФ). По результатам инвестирования пенсионных накоплений начисляется инвестиционный доход.

Средства материнского капитала (или их часть), первоначально направленные на формирование пенсии, могут быть перенаправлены до момента ее назначения на другие цели.

Порядок направления средств материнского капитала на формирование пенсии в НПФ предусматривает следующие действия:

1) получение сертификата;

2) заключение с НПФ (ОПС) и подача в ПФР заявления о переходе в данный фонд;

3) подача в ПФР:

  • заявления о распоряжении капиталом (направлении средств (части средств) на формирование пенсии);
  • сертификата;
  • страхового свидетельства ОПС владельца сертификата;
  • документа, удостоверяющего личность, место жительства владельца сертификата.

В течение месяца ПФР принимает решение о переводе средств в НПФ, после чего в течение месяца осуществляется перевод.

Таким образом, если иные вопросы семьи решены, материнский капитал может стать инструментом повышения будущей пенсии матери.

ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года.

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения.

Материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет ПФР на реализацию дополнительных мер государственной поддержки.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у следующих граждан РФ независимо от места их жительства: 1)

женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; 3)

мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры господдержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1.01.2007.

При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

Право женщин на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства РФ или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также, если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом РФ, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.

В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка, обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида независимо от его организационно-правовой формы (за исключением дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет. Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.

В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Информация о лице, содержащаяся в регистре, относится к персональным данным граждан и является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет ПФР и его территориальными органами.

Лица, имеющие право на получение материнского капитала вправе обратиться в территориальный орган ПФР за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на него путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Территориальным органом ПФР выносит решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата в месячный срок с даты приема заявления, после чего в течение пяти дней направляет соответствующее уведомление лицу, подавшему заявление о выдаче сертификата.

Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются: 1)

отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом; 2)

прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным законом; 3)

представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки; 4)

прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме. 5)

нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении; 6)

указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом; 7)

указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении; 8)

ограничения лица, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке); 9)

отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.

По достижении ребенком (детьми) совершеннолетия либо по приобретении им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия законные представители обязаны передать сертификат ребенку (детям).

Материнский (семейный) капитал устанавливается на 01.01.2011 г.

В размере 365698,4 рублей. Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год; уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом.

Право на дополнительные меры государственной поддержки может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, право на который возникло у ребенка, оставшегося без попечения родителей и находящегося в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется ребенком не ранее достижения им совершеннолетия либо приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: 1)

улучшение жилищных условий; 2)

получение образования ребенком (детьми); 3)

формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин.

Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может

осуществляться одновременно по нескольким направлениям.

Направление средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

Приобретаемое с использованием средств материнского (семейного) капитала жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации и оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) и иных совместно проживающих с ними членов семьи с определением размера долей по соглашению.

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть использованы на исполнение связанных с улучшением жилищных условий или могут направляться на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты по 31 декабря 2010 года.

Направление средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми).

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории РФ: -

на оплату платных образовательных услуг; -

на оплату образовательных услуг, оказываемых негосударственными образовательными учреждениями; -

на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством РФ.

Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства материнского капитала, на дату начала обучения не должен превышать 25 лет.

Средства материнского капитала по представленному женщинами заявлению о распоряжении могут направляться на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" и ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

Женщины, выбравшие направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии, до дня назначения накопительной части трудовой пенсии вправе отказаться от использования средств по указанному направлению при условии осуществления их использования по другому направлению, предусмотренному законом.

Женщины, не принявшие решение о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, вправе при назначении накопительной части трудовой пенсии учесть средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в составе пенсионных накоплений.

Правила отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Вопросы для самоконтроля 1.

Субъекты права на дополнительную помощь в соответствии с ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». 2.

Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и правила его выдачи. 3.

Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал. 4.

Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала. Порядок рассмотрения заявления о распоряжении. 5.

Направление средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий. 6.

Направление средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми). 7.

Направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии.

Предусмотренный механизм получения данного пособия предполагает получение родового сертификата, который устанавливает возможность предоставления данной социальной выплаты. При этом ежегодная не влечет за собой необходимость переоформления документа, поскольку сертификат устанавливает сам факт наличия права на выплату, а не ее размер.

Установлен законный порядок и процедура получения материнского капитала, предусматривающий уведомление о праве на предоставление материнского капитала с обязательным приложением всех необходимых правоустанавливающих документов.

Заявителю необходимо документально подтвердить гражданство, адрес прописки, а также факт рождения ребенка и принадлежности его к гражданству России. При этом, место проживания ребенка не имеет значения, на основании правоустанавливающего и наличия гражданства возможно перечисление выплаты за пределы России.

Необходимо отметить, что правом воспользоваться данной выплатой могут исключительно граждане Российской Федерации.

На лиц без гражданства, налоговых резидентов Российской Федерации, лиц, получивших разрешение на временное проживание, действие выплаты не распространяется.

К тому же законом не отнесены факты наличия вида на жительство в Российской Федерации, предоставления политического убежища или присвоения статуса беженца к основаниям предоставления капитала. Также ограничение по субъектному составу имеют и лица, в установленном законом порядке лишенные родительских прав.

При соблюдении требований, предъявляемых к заявителю, после обработки документов будет выдан документ, подтверждающий право получить данную выплату. Следует иметь в виду, что правом на получение капитала можно воспользоваться единственно.

Чтобы подробно узнать о том, где получить материнский капитал, перейдите .

Срок

Срок обращения за правоустанавливающим документом, как и срок распоряжения, капиталом ничем не ограничен. Кроме того, не установлен и минимальный или максимальный лимит возраста первого ребенка, из чего следует, что получение выплаты можно осуществить в любое время после рождения первого ребенка, в случае появления второго.

Максимальный срок распоряжения капиталом также не ограничен, поскольку использования его в качестве вклада в накопительную часть будущей пенсии родителя имеет неопределенный временной промежуток.

Кому выплачивают материнский капитал? Его может получить:

Мать, родившая или прошедшая процедуру усыновления на второго ребенка.

Отец, являющийся единственным усыновителем второго ребенка или принявший право на получение выплаты в связи с утратой его у родившей или прошедшей процедуру усыновления на второго ребенка женщины. Утрата данного права может наступить вследствие лишения родительских прав в установленном порядке, объявлении умершей или без вести пропавшей, а также физической смерти.

Если право на получение выплаты было утрачено обоими родителями, в порядке перехода его получает несовершеннолетний ребенок, либо совершеннолетнее лицо, проходящее обучение на очной форме обучения.
Так, право на получение капитала не переходит по наследству к другим родственникам, им нельзя распорядиться иначе, чем по целевому назначению.

Целевое использование средств

Материнский капитал не является простым грантом или субсидией, поскольку действует в рамках определенной программы. Распорядиться им возможно лишь при соблюдении целевого назначения использования средств.

В виду того, что капитал является средством поддержки семьи, его использование предполагает общесемейные цели, идущие во благо жилищным интересам семьи, комфорту ребенка и стабильности семейного бюджета.

К целевым направлениям распоряжения капиталом относят:

Приобретение жилья или земельного участка под объект индивидуального строительства. При этом, строительство может быть как индивидуальным – выполненным собственными силами, так и с привлечением строительной организации. При привлечении строительной организации необходимо предоставить в пенсионный фонд все необходимые документы, подтверждающие данный факт.

Восстановление, ремонт ветхого жилья, улучшение жилищных условий, реконструкция и перепланировка уже имеющегося жилого объекта. К реконструкции не относится использование заемных средств, предоставленных на потребительские нужды, расходованных на ремонт или отделку жилых помещений.

Возмещение суммы затрат, произведенных на одну из выше указанных целей. Для реализации этой цели необходимо иметь документы финансовой отчетности, подтверждающие факт затрат. А если вам необходимо , тогда читайте это.

Внесение суммы выплаты как первого взноса по кредиту на строительные или жилищные нужды, вступление в долевое строительство, ипотеку. При данном целевом использовании также необходимо представить документы финансовой отчетности.

Погашения основного долга по кредиту на строительные или жилищные нужды, ипотеке полностью или в соразмерной части.

Оплату части взноса в жилищном или строительном кооперативе. К вложению в кооператив стоит отнестись с долей ответственности, поскольку вложение доли в натуре влечет не только получение имущественной выгоды и участия в строительстве, но и обязанность отвечать по текущим обязательствам, вложенным имуществом.

Оплата образовательных услуг любого характера, в том числе и на оплату ежемесячных платежей за содержание в школе, детском саду, яслях. Может использоваться по достижению ребенком возраста для поступления в высшие учебные заведения.

Вклад капитала в формирование накопительной части пенсионных начислений родителя. Формирование пенсии за счет капитала возможно путем перечисления суммы, как в государственный, так и в любой негосударственный пенсионный фонд.

Иные условия реализации целевого капитала не предусмотрены.

Кому платят материнский капитал и на какие нужды? Приглашаем посмотреть видео.

Какие нужны документы для получения материнского капитала?

К заявлению необходимо обязательно приложить следующий пакет документов для оформления материнского капитала:

  1. Лично подписанное заявление о распоряжении средствами капитала. При невозможности подписать лично, необходимо нотариально удостоверить документ.
  2. Документ, устанавливающий право на получении капитала, или его заверенная копия.
  3. Полис пенсионного страхования заявителя.
  4. Документы, удостоверяющие личность заявителя, его гражданство и прописку.

Дополнительно необходимо представить документы, подтверждающие намерение осуществить распоряжение капиталом в соответствии с целевой программой, а именно: документы подтверждающие приобретение жилья, земельного участка (предварительный договор, соглашение сторон), бумаги, подтверждающие факт произведенных затрат на улучшение жилищных условий, ремонта или приобретения жилья, кредитный договор, договор ипотеки, квитанции об оплате образовательных или иных сопутствующих услуг: оплаты содержания ребенка в дошкольном учреждении, школе, университете, общежития при университете.

Использование капитала на несколько целей

Следует иметь в виду, что капитал можно использовать для реализации как одной, так и нескольких предусмотренных целей. Так, можно условно разделить средства, предоставленные программой на несколько необходимых мероприятий, например улучшение условий жилья и накопительную часть пенсии, оплату части кредита и получения образовательных услуг.

Получить эквивалент денежных средств, предусмотренных сертификатом, в наличности не представляется возможным. Фактически, заявитель не видит указанных средств, но имеет право распорядиться ими в соответствии с целевым назначением. Его нельзя разместить на депозитный счет или потратить на потребительские нужды, или покупки мебели.

Исходя из общих правил, распоряжение капиталом возможно лишь по достижению ребенком трехлетнего возраста, исключением можно считать расходование средств на погашение основного долга по обязательствам по кредиту на жилищные или строительные нужды.

Строго запрещается использовать капитал с целью вывода его в наличном эквиваленте путем совершения фиктивных сделок.

Что касается требований к сделкам, совершаемым родителями, при намерении использовать капитал, необходимо отметить, что сделку может совершить как лично заявитель, так и его законный супруг, однако, этот факт требует документального подтверждения.

Некоторые особенности использования капитала

При погашении капиталом части основного долга стоит учесть, что погашение будет производиться именно в счет погашения основной части задолженности, при этом погашение не распространяется на проценты по обязательству. Для реализации капитала подобным образом следует представить справку из кредитной организации о состоянии задолженности по кредитному обязательству на дату обращения.

Обращение с заявлением о выплате капитала подается в территориальный уполномоченный пенсионный фонд, где специалист даст подробные разъяснения по всем вопросам, касающимся предоставления капитала, поможет составить заявление на распоряжение средствами и укажет на недостатки, если таковые имеются.

Являясь средством социальной поддержки, капитал не подлежит налогообложению, кроме того, его выплата не считается доходом родителя, оформившего на себя его выплату, и не влияет на предоставленных льгот и субсидий, как, например, субсидия на оплату коммунальных услуг.

Следует отметить, что стимулирующая выплата такого характера помогает в распределении финансовой нагрузки, а также способствует существенному росту погашения ипотечных обязательств.

При составлении собственного бюджета, следует уделить особое внимание распределению материнского капитала, так как неверно просчитанные действия могут значительно ухудшить финансовые условия семьи. Так, при получении ссуды на потребительские или неотложные нужды, средства из которой пошли на проведение ремонтных работ, стоит иметь в виду, что в данном случае будет иметь место реконструкция, а не на строительные или жилищные нужды.

В связи с тем, что ошибочно можно не правильно распорядиться имеющимися средствами, следует внимательно подойти к расчету финансовых операций, подлежащих возмещению за счет капитала.

Хотите получить ? неплохое желание!

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...