Варнава гефсиманский нод подготовительная группа. Святой преподобный Варнава Гефсиманский (1906), основатель Иверского Выксунского монастыря


17 февраля / 2 марта Церковь чтит память преподобного старца Варнавы Гефисманского - духовника Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры.


Преподобный Варнава Гефсиманский, в миру Меркулов Василий Ильич, родился 24 января 1831 года в селе Прудищах Венёвского уезда Тульской губернии, последним, 7-м, ребенком у крепостных крестьян Ильи и Дарьи Меркуловых. Родители нарекли его в честь святого Василия Великого. Как вспоминал о своем детстве старец, был он шустрым и подвижным. Добродетельная жизнь родителей - особенно матери, будущей его постриженницы - стала основой душевного и духовного воспитания. С раннего возраста вместе со старшими ходил на богослужения, стараясь на память учить молитвы. Благочестивые родители отдали своего отрока в школу псаломщиков, где тот изучал Часослов и Псалтирь. Однажды во время приступа тяжелой болезни удушливый кашель заставил его приподняться на постели, и в этот момент отрок увидел юношу в светлом одеянии, который, перелистывая книгу, ласково и кротко смотрел на него. Явление ангела подтвердилось мгновенным исцелением – боль утихла, словно и не было болезни. По свидетельству матери, мальчик еще дважды избежал гибели благодаря помощи Божией: остался живым под колесами экипажа и после падения с печи. С наступлением отрочества Василий стал серьезен, избегал шумных игр.

В 1840 году помещик продал семью Меркуловых в село Наро–Фоминское Московской губернии. Новый владелец приказал обучить Василия слесарному делу. В свободное от ремесла время отрок посещал располагавшуюся недалеко от их дома Зосимову пустынь, где познакомился с отшельником – монахом Геронтием, который вскоре стал его духовником.

В 1850 году мать отправилась с ним на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру. Там, по воспоминаниям старца Варнавы: "по окончании службы в Троицком соборе, подошел я приложиться к мощам преподобного Сергия и, когда прикладывался, почувствовал великую радость на душе. То было тогда для меня не объяснимо, но так сильно охватило меня всего, что тут же у раки угодника Божия, окончательно решил, если Богу угодно будет, поступить под покров его обители."

В 1851 году юноша ушёл в Лавру. Вскоре в обитель прибыл и его наставник, монах Геронтий, в схиме Григорий, у которого Василий стал келейником. В 1852 году, по благословению своего духовного наставника, Василий перешел в располагавшийся в трех верстах от Лавры Гефсиманский скит. Духовный отец благословил его на послушание старцу монаху Даниилу. Старец Даниил обучал его полному отвержению своей воли: по воспоминаний старца Варнавы "без благословения старца я ничего не мог делать, иначе батюшка строго взыскивал с меня за своеволие."

Только 17 ноября 1856 года Василий получил от помещика отпускную грамоту, после чего 23 декабря 1857 года он стал послушником.

Несколько лет пробыл на слесарном послушании в Лавре. Позже был приставлен к свечному ящику, также получил благословение читать в церкви Апостол и поучения из Пролога.

В 1859 году был переведен в Пещерное отделение Гефсиманского скита - будущий Черниговский скит - в котором и остался до своей кончины. Здесь ему приходилось водить богомольцев по пещерам, одновременно он исполнял послушание келейника у своего старца монаха Даниила.

С благословения своего старца Василий посещал и первого своего наставника - схимонаха Григория, который скончался в 1862 году. Перед кончиной старец Григорий возвестил ему волю Божию: принять на себя подвиг старчества после смерти обоих своих наставников. При этом он подал ему две большие просфоры и завещал ученику своему: "Сим питай алчущих, словом и хлебом, тако хощет Бог!" В конце беседы старец Григорий открыл своему ученику еще одно Божие предназначение: им должна была быть основана женская обитель, притом далеко от Москвы. Старец сказал своему духовному чаду, что Сама Царица Небесная попечется о будущей обители, укажет и место ее. Во имя Её и должна быть освящена обитель.

В конце 1863 года Василий впервые отправляется в село (ныне город) Выксу Нижегородской губернии - отыскивать место будущей обители. В версте от села он избрал уединенное место и долго горячо молился здесь, потом сотворил поклоны на все четыре стороны, вкопал на месте будущей обители крест, а на месте святого алтаря водрузил сломанную ветку. Вскоре по его желанию место было освящено принесением туда местночтимой чудотворной Оранской иконы Божией Матери.

28 ноября 1863 года, накануне молебна Оранской иконе, иеромонаху Иову из Оранского Богородицкого монастыря, было дано чудесное видение и заверение Самой Божией Матери о будущей обители. Новая Иверская обитель началась в 1864 году с богадельни. В дальнейшем старец организовал пожертвования для будущей обители, непосредственно руководил как строительством, так и духовной жизнью монастыря, составил его устав, по нескольку раз в год посещал обитель, переписывался с насельницами, совершал постриг послушниц.

20 ноября 1866 году, после смерти старца Даниила, послушник Василий был пострижен в монашество строителем Гефсиманского скита иеромонахом Анатолием с наречением в честь святого апостола Варнавы.

29 августа 1871 года был рукоположен во иеродиакона в Николо-Угрешском монастыре епископом Дмитровским Леонидом (Краснопевковым). 20 января следующего года был рукоположен во иеромонаха в Высокопетровском монастыре епископом Можайским Игнатием (Рождественским).

24 января 1873 года лаврский наместник преподобный Антоний (Медведев) утвердил отца Варнаву народным духовником Пещерного отделения Гефсиманского скита. Вскоре он также стал и братским духовником пещер, а в 1890 году - духовником всего скита.

В окормлении иноков преподобный проявлял рассудительность и внимание к каждому насельнику, "принимал на себя несение немощей своих духовных чад."

Вместе с келейником жил в домике при пещерах, ежедневно принимал от пятисот до тысячи чел. К прозорливому старцу Варнаве приходили паломники со всей России, он помогал людям каяться, давал душеспасительные советы, по его молитвам исцелялись страждущие. Чаще всего старец советовал больным теплее молиться и чаще приступать к принятию Святых Таин Христовых. Кроме того, советовал воздерживаться от излишеств во всём. Паломники отмечали особую "духовную трезвость", "мягкость" и осторожность в его пастырской практике. По молитвам подвижника разрешались семейные неурядицы, происходило множество исцелений. Легкие болезни он советовал исцелять строгим постом ("хлеб да вода не сделают вреда"), при тяжелых заболеваниях иногда сам рекомендовал тех или иных врачей.

Одним из самых ярких случаев связанных с преподобным старцем было исцеление крестьянина М.Я. Сворочаева. Однажды к старцу приехала жена разбитого параличом крестьянина Михаила Сворочаева, она просила помолиться о несчастном, который вот уже десять лет как прикован к постели. Старец Варнава благословил женщину и сказал: "Молись раба Божия, молись: Господь милостив – встанет твой муж..." Вернувшись домой, женщина восславила Господа: исцеленный муж вышел встречать её на крыльцо.

Старец также проявлял дар прозорливости. К примеру, когда послушник Захарий - будущий старец Троице-Сергиевой Лавры - прибыл из паломником в Гефсиманский скит, старец вызвал его из толпы и назвал "лаврским монахом".

Сохранилось предание, что в январе 1905 года страстотерпец царь Николай II посетил старца. Старец Варнава не только подтвердил уже известное государю пророчество о предстоявшей мученической судьбе, но и благословил его принять эту участь, укрепив в нем волю к несению своего креста, когда Господу угодно будет этот крест на него возложить.

Старец многим предсказывал будущие гонения за веру, давал прямые и точные указания как им жить в двадцатые, тридцатые и последующие годы. Предсказывал старец Варнава и грядущее возрождение Русской Православной Церкви, сказав:

"Преследования против веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханное доныне горе и мрак охватят все и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение... Храмы опять будут воздвигаться. Перед концом будет расцвет".

Старец вел обширную переписку с духовными детьми, часто отвечал на письма, не распечатывая их. Среди его духовных детей были преподобный Серафим Вырицкий, епископ Трифон (Туркестанов), философ К.Н. Леонтьев, которого поручил руководству старца преподобный Амвросий Оптинский.

В январе 1906 года у старца обнаружился острый катар дыхательных путей, ослабело зрение. Скончался 17 февраля того года, принимая исповедь в Успенской домовой церкви Сергиево-Посадского дома призрения Троице-Сергиевой Лавры, исповедовав более 400 человек. По совершении последней исповеди старец с крестом проследовал в алтарь и скончался. Преподобный Варнава был похоронен 21 февраля при большом стечении братии, духовных детей и почитателей своих в Иверской часовне скита, за алтарём подземной церкви Архангела Михаила, невдалеке от чудотворной Черниговской иконы Божией Матери.

Сразу по кончине святого сестры основанного им Иверского монастыря обратились в Синод с просьбой погребсти его мощи в их обители. В 1913 году был поднимят вопрос о переименовании Выксунского женского монастыря в Варнавский, но его решению, видимо, помешали последовавшие вскоре потрясения.

В 1923 году тело преподобного Варнавы было перенесено на Вознесенское кладбище Сергиева (ныне Сергиев Посад), в 1934 году - на Никольское кладбище, а в 1968 году - на "северное" Загорское кладбище. По свидетельству духовных чад и почитателей святого, по молитвам старца, от его вещей и фотографий верующие получали чудесную помощь и исцеления.

В 1989 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был поднят вопрос о канонизации иеромонаха Варнавы. После изучения материалов председатель комиссии по канонизации митрополит Крутицкий Ювеналий доложил о возможности прославления. 30 сентября 1994 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил письмо наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Феогносту (Гузикову), в котором сообщил, что комиссия единогласно пришла к выводу о возможности причисления иеромонаха Варнавы к лику месточтимых святых Московской епархии в сонме Радонежских святых. Торжественное прославление было совершено в праздник Собора Радонежских святых в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры Патриархом Московским и всея Руси Алексием. Днём памяти был установлен день кончины 17 февраля. Впоследствии имя преподобного Варнавы было также включено в Собор Нижегородских святых.

Мощи преподобного были помещены в воссозданном храме в честь Черниговской иконы Божией Матери лаврского Черниговского скита, боковой придел храма был освящен в честь прп. Варнавы.

Николай Головкин

2 марта 2006 года в Гефсиманском Черниговском скиту торжественно отметят 100-летие кончины старца Варнавы.

Как известно, в прошлом году 19 июля исполнилось 10 лет со дня прославления в лике Радонежских Святых народного духовника Гефсиманского Черниговского скита Троице-Сергиевой Лавры преподобного Варнавы, еще при жизни названного «старцем-утешителем».

Во исполнение завета своих духовных наставников, батюшка Варнава смолоду поступил на служение народу и с полным самоотвержением послужил ему до конца своей жизни.

Имя его во второй половине XIX – начале XX века было широко известно, пользовалось народной любовью и уважением по всей Руси Православной. За духовным советом и утешением тек к нему неоскудевающий людской поток.
Благодетельствуя всем и каждому по потребностям его, совмещая в словах и действиях глубину старческой мудрости с детской простотой, он стал и отцом, и учителем в жизни, и врачом немощей духовных, а нередко и телесных.

Даже в день своей кончины 2 марта (17 февраля по ст. стилю) 1906 года не оставлял сей доблестный иерей Божий своих чад, до последней минуты принимая у аналоя исповедь за всенощной. Лишь найдя силы взойти в алтарь храма, тихо предал там Господу пастырь добрый свой дух.

Отец Варнава, в миру Василий, родился 24 января 1831 года в крестьянской семье в Тульской губернии. Родители его, Илия и Дарья Меркуловы, были люди добрые и богобоязненные, несмотря на свою бедность они старались делиться куском хлеба с неимущими, усердно и часто посещали храмы Божии, любили ходить на богомолье по святым местам.

Пример такой добродетельной жизни родителей благотворно повлиял на впечатлительный ум и чистую душу отрока Василия. Уже с детства начал он обнаруживать склонность к духовной жизни: любил бывать в храме на Богослужениях, заучивал на память молитвы, а когда научился грамоте, то с особенным прилежанием стал заниматься чтением Слова Божия.

В 1851 году двадцатилетний Василий оставил суетный мир и, приняв благословение родителей и старца Геронтия, удалился в обитель преподобного Сергия Радонежского. Вслед за учеником своим поступил в обитель и наставник его Геронтий, возымевший желание окончить свой иноческий путь жизни при мощах Преподобного Сергия. Здесь он принял святую схиму и наречен был Григорием.

Вскоре, с разрешения наместника Лавры архимандрита Антония, Василий перешел на жительство в Гефсиманский скит, где вручил себя духовному водительству монаха Даниила, почти 20 лет подвизавшегося в уединенной келье в глубине окружавшего скит леса.

В одно из посещений Василием первого своего наставника во время предсмертной его болезни, схимонах Григорий возложил на Василия подвиг старчества, который тот должен был принять на себя по смерти обоих своих наставников.

Завещая ему принимать с любовью всех приходящих и не отказывать никому в советах и наставлениях, старец Григорий сказал: «Сим питай алчущих – словом и хлебом – тако хочет Бог!». В конце же он присовокупил, открывая Василию волю Божию, что им должна быть устроена женская обитель в местности отдаленной и сплошь зараженной расколом, что обитель эта должна послужить светочем для заблудших чад Православной Церкви, о чем Сама Царица Небесная попечется и укажет ему место сие, и что во имя Ее и должна быть освящена обитель. При этом старец не скрыл, что много придется понести за это скорбей и неприятностей. Предрекая это, он ободрил Василия, говоря: «Претерпи все благодушно, чадо. Это гонение воздвигнет на тебя ненавистник нашего спасения – враг рода человеческого».

Похоронив своего дорогого отца, удрученный незаменимой потерей и возложенным на него заветом, послушник Василий поспешил в излюбленную свою Гефсиманию к другому своему наставнику, отцу Даниилу. И тут, к удивлению своему, услышал Василий и от старца Даниила то же – возложенный завет должен он принять с покорностью воле Божией и служить с любовью страждущему человечеству: «Да будет так, яко же хочет Бог!» В 1865 году лишился Василий и другого наставника своего, монаха Даниила.

Через год с небольшим после кончины старца Даниила, в жизни послушника Василия совершилась важная перемена – по представлению своего начальства 27 ноября 1867 года он был пострижен в мантию с именем Варнавы, что означает «дитя милости, сын утешения». А через три с половиной года благочестивый инок уже представлен был к посвящению в сан иеродиакона, которое состоялось 29 августа 1871 года в Николо-Угрешском монастыре. Не успел еще новорукоположенный иеродиакон пережить свой духовный восторг, как было послано ему новое благодатное утешение. 20 января 1872 года в Высоко-Петровском монастыре Москвы отец Варнава был рукоположен в сан иеромонаха. Так перед Престолом Господа предстал новый пастырь и молитвенник, которому суждено было собрать возле себя великое множество духовных чад и плодотворно послужить ближним, вселяя в их души мир и любовь.

А уже ровно через год по посвящении в иерейский сан отец Варнава, за свою строгую и примерную жизнь, был избран народным духовником Пещерной обители.

Вскоре по вступлении в эту должность отец Варнава стал все более и более приобретать среди богомольцев известность, которую пророчески предрекли ему его старцы наставники. Очевидно, достиг он в меру возраста духовного. Посетители все в большем количестве стали стекаться к нему за получением благословения, за советом в важных жизненных обстоятельствах, за утешением в скорби.

С раннего утра и до позднего вечера в скромной келье отца Варнавы бывала масса посетителей всех званий, сословий и состояний. Печальные выходили радостными, а скорбящие – утешенными. Ревнуя о духовном своем преуспеянии, старец благодатью Божией обрел в сердце своем, по слову Господню, источник: воды живой, черпая из которого он и утолял духовную жажду всех приходящих к нему с верой. Это старческое служение и дало возможность отцу Варнаве осуществить завет его старцев-наставников – основать и устроить Иверскую обитель. Митрополит Филарет охотно дал благословение на это Богоугодное дело и сказал: «Благословляю создаться обители, а монаха-устроителя благословляю созидать и руководить ею всегда».
На создание и благоукрашение этой обители отец Варнава употребил все доброхотные даяния тех многочисленных посетителей, которые приходили к нему. Себе отец Варнава из этих даяний решительно никогда и ничего не оставлял. Место для устроения обители, как об этом и было сказано старцами, чудесным образом указала Сама Царица Небесная. Им оказалось глухое лесное место в одной версте от села Выкса, расположенного в юго-западной части Нижегородской губернии. Здесь с наступлением весны 1864 года, по благословению епархиального преосвященного Нектария, начата была отцом Варнавою постройка богадельни, из которой в недалеком будущем суждено было возникнуть чудной обители Иверской и сделаться предметом благоговейного удивления всех.

Отсюда, из Гефсиманского скита, начинался крестный путь царственных страстотерпцев, день памяти которых Церковь отмечает 17 июля.

В начале 1905 года батюшку Варнаву посетил Николай II со своей семьей. Достоверно известно лишь, что именно в этот год Государь получил благословение на принятие мученического конца, когда Господу угодно будет этот крест на него возложить.

Преподобный Варнава предсказал «небывалую еще славу Царского имени Его…». В то же время, по словам старца, Россию ждут тяжелые испытания, жестокое преследование постигнет Православную веру. Он говорил: «Преследования против веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханное доныне горе и мрак охватят все и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то тогда наступит освобождение. И настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет».
Ныне о посещении Царской семьей старца напоминает настенная роспись в возрожденном храме Черниговской Божией Матери над ракой преподобного Варнавы.

Отсюда же, из Гефсиманского скита, начинался крестный путь и великого русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева, вынужденного после октябрьского переворота навсегда покинуть Родину.

В его повести «Богомолье» (1931) герои совершают паломничество в Троице-Сергиеву Лавру и Гефсиманский скит. Шмелев писал свою повесть задолго до того, как старец Варнава был прославлен Церковью в лике святых. Но писатель, как и весь православный народ, чувствовал его святость.

Еще при жизни старца «современники находили духовное родство между иеромонахом Варнавой и преподобным Серафимом Саровским». У Шмелева богомольцы видят старца Варнаву в сиянии света, его слова и улыбка озаряют, освещают душу, «как солнышко Господне». Поэтому можно предположить, что для утверждения святости старца Варнавы Шмелев дал своему читателю скрытую, но понятную современникам ассоциацию «светоносности» отца Варнавы со «светоносностью» преподобного Серафима, и «слепящий» солнечный свет, окружающий старца, использовал как символ пребывающего в его душе «сияния света божественной благодати».

Перед отъездом в свадебное путешествие Иван Сергеевич с женой Ольгой Александровной направляются получить благословение у старца Варнавы. Однако не только на предстоявшее путешествие благословил старец робкого юношу. Преподобный Варнава чудесным образом провидел то, что станет делом всей жизни Шмелева: «Смотрит внутрь, благословляет. Бледная рука, как та в далеком детстве, что давала крестик. /.../ Кладет мне на голову руку, раздумчиво так говорит: «превознесешься своим талантом». Все. Во мне проходит робкой мыслью: «каким талантом... этим, писательским?»
«Превознесешься своим талантом...», – сказал старец задолго до того, как в 1911 году Шмелев написал свою первую большую повесть – «Человек из ресторана», вызвавшую шквал восторженных откликов и переведенную на несколько европейских языков. До вершинного создания Шмелева – «Лета Господня» – оставалось еще двадцать лет ежедневной работы и нелегкой жизни. Эту книгу Шмелева первые ее читатели сравнивали с иконой – такой светлой, такой лучезарной она казалась. И было непонятно – откуда такое идеальное, детское представление о России у человека, пережившего на поруганной Родине кошмар голода, хаоса, братоубийства, потерявшего там своего единственного сына?

После выхода в свет «Лета Господня» Анри Труайя сказал о Шмелеве: «Он хотел быть только национальным писателем, а стал писателем мировым».

Прославлению старца Варнавы в 1995 году в лике Радонежских Святых предшествовало обретение его святых мощей. После закрытия в 1920-е годы Черниговского монастыря почитатели старца перенесли его мощи на Успенское кладбище Сергиева Посада.

В 1960-х годах в связи с закрытием погоста их перенесли на Северное кладбище. Однако, при вскрытии могилы в 1995 году мощей преподобного Варнавы там не обнаружилось: очевидно, по ошибке были перенесены останки другого усопшего.

17 июля 1995 года в день мученической кончины царственных страстотерпцев Николая II и его семьи, которых некогда укреплял на предстоящий подвиг старец, в склепе Иверской часовни пещерного храма скита, на месте погребения преподобного Варнавы, была обретена часть его святых мощей.

В тот же день, за Всенощной на память обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, вновь обретенные мощи отца Варнавы привезли в Троице-Сергиеву Лавру и их освидетельствовал Святейший Патриарх Алексий II.

В прошлом году, наряду с уже упомянутым 10-летием канонизации старца Варнавы, праздновался и другой юбилей – 15-летие возрождения Гефсиманского Черниговского скита.

В 1950-е годы давно закрытый Гефсиманский скит был отдан военному ведомству. По его распоряжению все монастырские строения были взорваны. На месте скитского кладбища построили многоэтажный учебно-административный корпус, существующий и поныне.

А в пещерной части скита – Черниговском монастыре – размещались последовательно: тюрьма – колония для «уголовного элемента», интернат для слепых и полуслепых, интернат для инвалидов Отечественной войны, ПТУ-интернат для инвалидов… В соборе Черниговской Божией Матери устроили склад Загорского горпромторга.

Но вот, наконец, свершилось пророчество старца Варнавы – «когда уже невмоготу станет терпеть, то тогда наступит освобождение...».

11 апреля 1990 года было принято решение Загорского горисполкома о поэтапной передаче Гефсиманского Черниговского скита Троице-Сергиевой Лавре. Причем на первом этапе предстояло возвратить Церкви Ее святыни: собор Черниговской Божией Матери и сохранившуюся чудом деревянную келию старца Варнавы. В начале июля 1990 года было открыто иноческое жительство в скиту.

18 июля 1990 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, насельников скита посетил и благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Сегодня в скиту с Божией помощью ведутся восстановительные работы, приводится в порядок окрестная территория. Заканчивается художественная роспись храма Черниговской Божией Матери, совершенно утраченная в советское время. 15 октября 1998 года Святейший Патриарх Алексий II вновь посетил скит, где совершил освящение трех престолов и божественную литургию в обновленном храме.

«Сегодня, – сказал Святейший Патриарх, – освящаются престолы этой обители, которые 150 лет назад освятил святитель Филарет, митрополит Московский... Милостью Божией повсеместно возрождаются порушенные в прошлом храмы и обители. В их числе и Черниговский скит – святыня нашей Церкви, нашей земли».

В 2004 году, благодаря стараниям нового настоятеля обители игумена Дамиана и братии, началась реставрация колокольни и расчистка площади перед алтарной частью храма. Идут реставрационные работы в пещерном храме Архангела Михаила. Приведен в порядок святой источник.

13 сентября 2004 года состоялся торжественный молебен по поводу передачи чтимого списка с чудотворного образа Черниговской иконы Божией матери. В день 135-летия со дня своего прославления икона возвращена в родную обитель.

А 14 сентября 2004 года Северной Гефсимании передан камень с гробницы Божией Матери от Иерусалимской Гефсимании.

Камень и икона выставлены для постоянного поклонения верующих. У иконы ежедневно в 11-00 совершаются молебны с акафистом. И уже свершилось чудо: потемневший список на жести обновился.

Ежедневно в храме, где выставлена для поклонения рака с мощами преподобного, совершаются богослужения и таинство соборования.

Множество почитателей преподобного Варнавы со всей России и из-за рубежа приезжают почтить его память. И никто не остается без благодатного утешения.

Преподобный отче наш, Варнаво, моли Бога о нас!

Ва-си-лий Ильич Мер-ку-лов (в ино-че-стве Вар-на-ва) ро-дил-ся 24 ян-ва-ря 1831 го-да в с. Пру-ди-щи Туль-ской об-ла-сти, ря-дом с те-ми ме-ста-ми, от-ку-да при-шли на Вык-су ос-но-ва-те-ли на-ше-го го-ро-да бра-тья-за-вод-чи-ки Ба-та-ше-вы.

Дет-ство и от-ро-че-ство

Ро-ди-те-ли Ва-си-лия, Илья и Да-рья Мер-ку-ло-вы, бы-ли кре-пост-ны-ми кре-стья-на-ми. Лю-ди доб-рые и бо-го-бо-яз-нен-ные, они ра-до-ва-лись рож-де-нию сы-на и на-рек-ли его в честь свя-то-го .
Как вспо-ми-нал о сво-ем дет-стве ста-рец, был он маль-чик шуст-рый и по-движ-ный. На-бож-ные ро-ди-те-ли от-да-ли сво-е-го от-ро-ка в шко-лу пса-лом-щи-ков, где тот изу-чал Ча-со-слов и Псал-тырь. Неко-то-рое вре-мя спу-стя по-ме-щик, вла-де-лец Мер-ку-ло-вых, про-да-ет их в се-ло На-ро-Фо-мин-ское Мос-ков-ской гу-бер-нии. Но-вый вла-де-лец, князь Щер-ба-тов, при-ка-зы-ва-ет обу-чить под-рост-ка сле-сар-но-му де-лу.
В сво-бод-ное от ре-мес-ла вре-мя Ва-си-лий по-се-ща-ет рас-по-ла-гав-шу-ю-ся неда-ле-ко Зо-си-мо-ву пу-стынь и зна-ко-мит-ся с от-шель-ни-ком - мо-на-хом Ге-рон-ди-ем. Это за-став-ля-ет его со-вер-шить ре-ши-тель-ную пе-ре-ме-ну в жиз-ни - по-свя-тить се-бя слу-же-нию Бо-гу.

По-слуш-ник Геф-си-ман-ско-го ски-та

Осо-бен-но он утвер-дил-ся в этом, ко-гда в 1850 го-ду по-се-тил вме-сте с ма-те-рью Тро-и-це-Сер-ги-е-ву Лав-ру. Спу-стя год Ва-си-лий ухо-дит ту-да вме-сте с Ге-рон-ди-ем, ре-шив-шим за-кон-чить свою жизнь око-ло мо-щей Сер-гия Ра-до-неж-ско-го, а в 1852 го-ду по бла-го-сло-ве-нию на-мест-ни-ка Лав-ры Ан-то-ния пе-ре-хо-дит в рас-по-ла-гав-ший-ся в трех ве-стах от Лав-ры Геф-си-ман-ский скит. Этот скит жил по уста-ву Са-ров-ской Пу-сты-ни, опи-сан-но-му са-ров-ским стар-цем Па-и-си-ем Ве-ли-ким.
Во вре-мя пре-бы-ва-ния в ски-ту осо-бен-но боль-шое вли-я-ние на бу-ду-ще-го стар-ца ока-зал мо-нах Да-ни-ил (Схи-мов-ский).
17 фев-ра-ля 1856 г. Ва-си-лий по-лу-чил от-пуск-ную гра-мо-ту, то есть сво-бо-ду от по-ме-щи-ка.
23 де-каб-ря 1957 г. он ста-но-вит-ся по-слуш-ни-ком. И лишь спу-стя по-чти де-сять лет, 20 но-яб-ря 1866 г., по-сле смер-ти стар-ца Да-ни-и-ла Ва-си-лий при-ни-ма-ет по-стриг и впо-след-ствии несет по-двиг стар-че-ства под име-нем Вар-на-ва («ди-тя ми-ло-сти, сын уте-ше-ния»).

На-род-ный ду-хов-ник

В 1871 го-ду Вар-на-ва ру-ко-по-ло-жен в иеро-дья-ко-ны, 10 ян-ва-ря 1872-го - в иеро-мо-на-хи, а еще неко-то-рое вре-мя спу-стя на-мест-ник Лав-ры утвер-дил его в зва-нии на-род-но-го ду-хов-ни-ка пе-щер Геф-си-ман-ско-го ски-та.
С это-го мо-мен-та на-чи-на-ет-ся из-вест-ность Вар-на-вы сре-ди ве-ру-ю-щих. За его бла-го-сло-ве-ни-ем идут па-лом-ни-ки из мно-гих угол-ков Рос-сии. В сви-де-тель-ствах совре-мен-ни-ков, с ним об-щав-ших-ся, на-хо-дим мно-го при-ме-ров про-зор-ли-во-сти стар-ца. В ян-ва-ре 1905 г. на ис-по-ведь к Вар-на-ве хо-дил сам им-пе-ра-тор-му-че-ник Ни-ко-лай II.

Устро-и-тель Ивер-ской оби-те-ли на Вык-се

Стар-че-ство на Ру-си бы-ло осо-бой фор-мой мо-на-ше-ства. Стар-цы остав-ля-ли по-сле се-бя не толь-ко чи-сто ду-хов-ное, но и ма-те-ри-аль-ное во-пло-ще-ние этой ду-хов-но-сти - мо-на-сты-ри, ко-то-рые жи-ли под их вли-я-ни-ем.
Мно-го сил и тру-дов о. Вар-на-ва по-ло-жил на со-зда-ние и на-ше-го Ивер-ско-го жен-ско-го мо-на-сты-ря. Оби-тель ве-дет свою ис-то-рию с 1863 г., ко-гда здесь в по-стро-ен-ной бо-га-дельне по-яви-лись пер-вые на-сель-ни-цы.
Бла-го-да-ря тру-дам стар-ца к на-ча-лу XX ве-ка мо-на-стырь стал про-цве-тать.

17 фев-ра-ля 1906 г. стар-ца не ста-ло. А 19-го в от-вет на прось-бу се-стер Ивер-ско-го мо-на-сты-ря о за-хо-ро-не-нии стар-ца в сте-нах мо-на-сты-ря обер-про-ку-рор Свя-тей-ше-го Си-но-да от-ве-ча-ет те-ле-грам-мой, что усоп-ший бу-дет по-гре-бен на брат-ском клад-би-ще Геф-си-ман-ско-го Ски-та.
В 1913 го-ду под-ни-ма-ет-ся во-прос о пе-ре-име-но-ва-нии Вык-сун-ско-го жен-ско-го мо-на-сты-ря в Ивер-ский Вар-нав-ский жен-ский мо-на-стырь. Но его ре-ше-нию, ви-ди-мо, по-ме-ша-ли вой-на и ре-во-лю-ция.

Ка-но-ни-за-ция

В 1989 го-ду на Со-бо-ре под-нят во-прос о ка-но-ни-за-ции иеро-мо-на-ха Вар-на-вы. По-сле изу-че-ния ма-те-ри-а-лов пред-се-да-тель ко-мис-сии по ка-но-ни-за-ции мит-ро-по-лит Юве-на-лий до-ло-жил пат-ри-ар-ху Алек-сию II о воз-мож-но-сти ка-но-ни-за-ции стар-ца Вар-на-вы.
30 сен-тяб-ря 1994 г. пат-ри-арх на-пра-вил пись-мо на-мест-ни-ку Тро-и-це-Сер-ги-е-вой Лав-ры ар-хи-манд-ри-ту Фе-о-гно-сту, в ко-то-ром со-об-щил, что ко-мис-сия еди-но-глас-но при-шла к вы-во-ду о воз-мож-но-сти при-чис-ле-ния иеро-мо-на-ха Вар-на-вы (Мер-ку-ло-ва) к ли-ку ме-сто-чти-мых свя-тых Мос-ков-ской епар-хии в сон-ме Ра-до-неж-ских свя-тых.
В 1995 го-ду, в день Со-бо-ра Ра-до-неж-ских свя-тых, в Успен-ском Со-бо-ре мос-ков-ско-го Крем-ля свя-тей-шим пат-ри-ар-хом бы-ла со-вер-ше-на ка-но-ни-за-ция иеро-мо-на-ха Вар-на-вы (Мер-ку-ло-ва).

Молитвы

Каноны и Акафисты

Акафист святому преподобному Варнаве Гефсиманскому

Кондак 1

Избраннаго угодника Христова и чудотворца предивнаго, изряднаго учителя подвижников земли Российския и заступника нашего, восхваляем тя любовию, преподобне отче Варнаво. Ты же, яко имеяй дерзновение велие ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед свобождай, да зовем ти:

Икос 1

Ангелов Творец и всея твари Содетель Господь, равноангельное житие твое провидев, преподобне, от юности избра тя служити Ему в преподобии и правде, последи же многими небесными дары тя украси: демоны прогоняти, недуги врачевати, скорбящия утешати, ожесточенныя сердца умягчати. Темже от нас, недостойных, приими хвалу, и молитву сотвори о спасении душ всех чтущих любовию память твою, да величаем тя сице:
Радуйся, во славу Божию поживый; радуйся, благодатию Духа Святаго осиянный. Радуйся, суету земную ни во чтоже вменивый; радуйся, небесная сокровища возлюбивый. Радуйся, подвигов отцев преподобных ревнителю; радуйся, дивных старцев и наставников духовный преемниче. Радуйся, пастырю добрый и долготерпеливый; радуйся, винограда Христова делателю усердный. Радуйся, даром чудотворений облагодатствованный; радуйся, равноангельнаго жития подражателю предивный. Радуйся, о всей земли Российстей богодарованный молитвенниче; радуйся, венцем славы от Господа увенчанный.
Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 2

Видя Господь душу твою ко приятию благодати Духа Святаго предуготованную, яко волею по стези благочестия течеши, в немже родителями твоими христолюбивыми наставлен был еси, от юности храняше тя в болезнех и напастех. Ты же от лет малых прославлял еси Всещедраго Бога, Врача душ и телес, поя Ему песнь: Аллилуия.

Икос 2

Разум озаренный благодатию Божиею от юности имея, пришел еси, отче преподобне, к старцу Геронтию, да направит тя на путь истиннаго жительства и благословит на подвиги духовныя. Ты же обрел еси в нем монашескаго делания добраго наставника, его же отеческим советом повинуяся и всякое мирское попечение отлагая, молитве и смирению научался еси. Темже, творяще честную память твою, величаем тебя тако:
Радуйся, родителей благочестивых Илии и Дарии утешение богодарованное; радуйся, в вере и страсе Божии ими добре воспитанный. Радуйся, силою Божиею от смерти дивно сохраненный; радуйся, учением благочестия издетска напоенный. Радуйся, Господа всем сердцем возлюбивый; радуйся, от малых лет сладость молитвы вкусивый. Радуйся, душу свою к Богу устремивый; радуйся, от юности твоея добродетели христианския стяжавый. Радуйся, верою, надеждою и любовию измлада украшенный; радуйся, благое иго Христово на себе восприемый. Радуйся, яко послушанием старцу смирение в себе воспитал еси; радуйся, яко от юных лет ко иночеству себе приуготовил еси.
Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 3

Сила Божия укрепляше тя, отче преподобне, егда совету старца Геронтия последуя, отечество и дом свой оставил еси и во обитель Троице-Сергиеву вселился еси, идеже в посте, молитве, неустанном труде и бдении пребывая и всякая мира искушения побеждая, единому Богу воспевал еси: Аллилуия.

Икос 3

Имеяй старцев-наставников богомудрых Григория и Даниила, проречение от них приял еси, преподобне, яко многих ко спасению путевождствовати будеши. Послужил же еси ты преданно наставником своим до самыя их кончины, с терпением житие подвижническое проводя и восходя от силы в силу. Темже и мы, твоей верности и послушанию старцем дивящеся, вопием ти таковая:
Радуйся, ревности Божественныя исполненый; радуйся, суету мира сего и вся блага его презревый. Радуйся, яко чистоту и безмолвие от юности возлюбил еси; радуйся, яко от лет отроческих иноческаго жития возжелал еси. Радуйся, любве ради ко Господу дом отеческий оставивый; радуйся, в Лавру преподобнаго Сергия вселивыйся. Радуйся, повиновение старцу твоему и во обители сохранивый; радуйся, наставников твоих благословений верный исполнителю. Радуйся, старцем-подвижником Григорию и Даниилу в подвизех подражавый; радуйся, до блаженныя их кончины добре им послуживый. Радуйся, постом и воздержанием плоть твою духови покоривый; радуйся, сердце свое во обитель Духа Святаго уготовавый.
Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 4

Бури искушений обители многолюдней избегая, в Гефсиманский скит вселился еси, отче преподобне, в безмолвии житие проводити желая и с Богом невозбранно беседовати, за вся люди Спасителю мира молитвы вознося и поя Ему песнь: Аллилуия.

Икос 4

Слышавше о богоугодном житии твоем, преподобне, прихождаху к тебе от всех концев земли Российстей ближнии и дальнии, их же ты с любовию принимая, руководствовал еси ко спасению. Темже старец твой схимонах Григорий вручи тебе две просфоры, глаголя: сим питай алчущих - словом и хлебом, тако хощет Бог, и благослови тя на подвиг старчества и священства. Мы же, прославляюще укрепившаго тя Господа, радостно тебе вопием:
Радуйся, во обитель святую Богом призванный; радуйся, благословение старцев на путь иноческий получивый. Радуйся, образе истиннаго послушания; радуйся, иноков обители преподобнаго Сергия украшение. Радуйся, бдение и молитву возлюбивый; радуйся, от страстей себе подвигами очистивый. Радуйся, кротостию и смирением всех удививый; радуйся, Христовых заповедей делателю непорочный. Радуйся, спасения хотящим усердно послуживый; радуйся, яко притекающих к тебе с любовию принимал еси. Радуйся, ищущим спасения душевнаго благий помощниче; радуйся, яко многих к вере истинней привел еси.
Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 5

Бооготечней звезде лучами благодати люди российския озаряющей подобен явился еси, угодниче Божий, егда образа монашескаго и священства сподобился еси, и от того часа многих к Солнцу Правды Христу приводил еси словом благодатным и примером жития твоего, еже все посвящено бысть служению Богу и ближним. И якоже видеша тя людие у престола храма Божия за всех и за вся Спасителю мира молящася, сице и ныне возноси молитвы твоя о Церкви Святей, Отечестве нашем и о всех чтущих тя и поющих Богу: Аллилуия.

Икос 5

Вишдевше людие православнии ангельское житие твое, отче Варнаво, смирения твоего глубину, кротость, любовь нелицемерную, милование к скорбящим, болезней благодушное терпение, воздержание и велия дары духовныя, удивишася и прославиша Человеколюбца Бога, даровавшаго им таковаго заступника и утешителя. Сего ради и мы, любовию побуждаеми, похвальная песнопения тебе приносим и молитвенно тя на помощь призываем:
Радуйся, сыном утешения во иночестве нареченный; радуйся, прибегающим к тебе отец чадолюбивый. Радуйся, небесному покровителю твоему, святому апостолу Варнаве подражавый; радуйся, Евангелия Христова немолчный проповедниче. Радуйся, избраный Богом на священное служение; радуйся, сан священства, яко дар Божий приявый. Радуйся, с благоговением и страхом Божиим Жертву Безкровную приносивый; радуйся, у престола Божия о людех ходатаю верный. Радуйся, пастырю, в вере и благочестии паству свою воспитавый; радуйся, милости источниче неистощимый. Радуйся, к чистому и непорочному житию путеводителю; радуйся, о душах наших к Богу молитвенниче.
Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 6

Проповедник силы и славы Божия явился еси, отче Варнаво, дивными бо чудесы землю нашу озарил еси и сугубую благодать восприял еси недуги целити, скорбящия утешати, бесы прогоняти. Отвсюду бо земли нашея страждущия люди - мужи и жены со младенцы, старцы с юнотами, богатии и убозии к тебе притекаху и предстательством твоим здравие душ и телес обретаху, вопиюще Подателю всех благих Богу: Аллилуия.

Икос 6

Возсиял еси в земли Российстей, отче Варнаво, яко светило многосветлое, просвещающее светом истины всякаго человека, приходящаго к тебе. Ты бо монахам и мирским был еси наставник и многих подвижников веры возрастил еси, благочестием их напоив. Озари лучами добродетелей твоих и всех нас, любящих тя и молитвенно тебе взывающих:
Радуйся, сердце твое сосуд благодати сотворивый; радуйся, верою чудодейственною озаренный. Радуйся, постников и монахов богомудрый учителю; радуйся, живущим в миру дивный помощниче. Радуйся, безмездный врачу болезней душевных и телесных; радуйся, верный путеводителю ко спасению. Радуйся, любовию твоею вся покрывали; радуйся, никогоже от приходящих к тебе отвергаяй. Радуйся, многими дарованьми духовными от Бога украшенный; радуйся, подвижников и старцев Российских воспитателю. Радуйся, правило веры и благочестия; радуйся, истинный пастырю душ человеческих.
Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 7

Хотящи показати любовь Свою к чадом Божиим, Премилосердая Мати Господа благослови тя, преподобне Варнаво, на реце Выксе обитель девичью во имя Иверской иконы Ея воздвигнути, яже бысть оттоле пристанище благоутишное многим девам и женам русским. Ты же, преподобне, явился еси благий отец и наставник всем собравшимся в ней инокинем, и яко добрый кормчий направлял еси сестер обители ко спасению, наставляя словом и примером жития своего единем сердцем и единеми усты воспевати Богу: Аллилуия.

Икос 7

Новыя труды и подвиги ко устроению обители Иверстей подъял еси, отче преподобне, инокинь ея на усердное Христу Богу служение подвизая, и был еси им учитель благодатный и праведный. Тогда воздвигоша врази гонения противу обители, покушающеся отвратити тя от трудов сих. Ты же, благодатию свыше укрепленный, мнози скорби и искушения препобедил еси и вверил еси судьбы сестер промышлению Божию, подвизая их усердно молитися ко Пресвятей Владычице Богородице. Темже память твою святую славим и вопием ти сице:
Радуйся, Матере Божия чадо верное и возлюбленное; радуйся, Покровом Ея невидимо осененный. Радуйся, Заступницы Усердныя благоговейный почитателю; радуйся, во дни и в нощи молитвы к Ней слезно возносивый. Радуйся, обитель во имя Пресвятыя Богородицы воздвигнувый; радуйся, яко в ней инокинь множество собрал еси. Радуйся, велиих трудов и скорбей не убоявыйся; радуйся, все упование на Пречистую Богородицу возложивый. Радуйся, смиренно моливый Владычицу путь твой управити; радуйся, небесную помощь от Нея восприемый. Радуйся, храм Вратарницы Афонския во обители Владычицы устроивый; радуйся, Пресвятей Богородице верно послуживый.
Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 8

Странное чудо видим на тебе, преподобне Варнаво, како прослави тя Бог еще на земли и великими дары благодатными обогати: прозорливости, пророчества, любве, молитвы, исцеления. Ты бо, якоже другий Илия, дождь с небесе свел еси, сего ради вси людие православнии, от бедствия избавльшиися, благодарственно взываху Богу: Аллилуия.

Икос 8

Весь благодатию Божественною преисполнен быв, преподобне отче Варнаво, прозорливыма очима грядущая, яко настоящая, провидел еси, и тайну беззакония верным предвозвестил еси, яко бурю гонений воздвигнет диавол на Церковь Русскую Православную. Последи же скорбь чад Божиих обратится в радость духовную и по всей земли Российстей, яко крины сельныя, процветут храмы и обители иноческия. Мы же, сбытие сих проречений ныне зряше, глаголем ти сице:
Радуйся, духом премудрости и разума озаренный; радуйся, духом совета и крепости исполненный. Радуйся, духом ведения настоящаго и будущаго просвещеннный; радуйся, даром прозорливости просиявый. Радуйся, даром рассуждения почтенный; радуйся, дара Божественнаго ведения удостоенный. Радуйся, бедствия, на Церковь Божию грядущая, предзревый; радуйся, к венцем исповедническим истинных рабов Божиих предуготовлявый. Радуйся, великому пророку Божию Илии уподобивыйся; радуйся, молитвами твоими дождь на землю благовременно низведый. Радуйся, бездетным родителем чадородие даровавый; радуйся, богоблагодатный человеком помощниче.
Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 9

Весь в Бозе был еси, святе Варнаво, егда с молитвою на устах предал еси праведную душу твою в руце Божии, мирно и безмятежно, в алтаре пред престолом храма Божия колена преклонив. Смерть бо тебе воистинну упокоение бысть от великих трудов и подвигов непрестанных. О таковом блаженном успении твоем радующеся, воспоем Создателю нашему песнь: Аллилуйя.

Икос 9

Ветии многовещаннии не возмогут изрещи обилие радости духовныя, еюже исполнени быша сердца верных о прославлении твоем, отче Варнаво, в лице преподобных, яко великаго старца и чудотворца Церкве Русския. Темже, поюще твое прославление, молим тя: не забуди чад твоих, почитающих имя твое и взывающих тебе благодарно:
Радуйся, грады и веси Российския славою твоих подвигов напоивый; радуйся, в чудесех от Бога прославленный. Радуйся, слезами и молитвами себе к смерти приготовивый; радуйся, блаженную кончину от Бога приемый. Радуйся, близость отшествия твоего ко Господу предвидевый; радуйся, житием и исходом твоим нас поучаяй. Радуйся, праведною кончиною святость жития твоего показавый; радуйся, в радость Господа своего вшедый. Радуйся, Церкве Русския Православныя новое торжество; радуйся, всея Российския земли пресветлый светильниче. Радуйся, Царствия Небеснаго наследниче; радуйся, о всем мире печальниче и молитвенниче.
Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 10

Спасения всех желая, пастырю добрый отче Варнаво, до конца дней своих многих людей, мирскими делы обремененных, наставлял и укреплял еси, отраду им своим попечением подавая и тяготы трудов облегчая. Такожде и по отшествии твоем помощь и заступление подаеши во всех нуждах и испытаниих молящимся тебе и поющим о тебе благодарственную песнь Богу: Аллилуия.

Икос 10

Стеною заступления православным людем страны нашея явишася чудотворныя мощи твоя, преподобне Варнаво, подаеши бо от них врачевание страстем неисцельным, слепым даеши свет, глухим слышание, разслабленным здравие, страждущим раковыми язвами исцеление и всем благодать изливаеши, радостию озаряя приходящих к раце мощей твоих и воспевающих тебе с любовию таковая:
Радуйся, святыя мощи твоя, яко сокровище велие, явити изволивый; радуйся, обитель твою сим освятивый. Радуйся, нетлением мощей славно от Бога возвеличенный; радуйся, сосуде благодати, миро целебное болящим источаяй. Радуйся, чудесными исцелениями от мощей твоих верных возвеселивый; радуйся, всем приходящим к ним благ преизобильный подателю. Радуйся, лютых и неисцельных недугов телесных врачевателю; радуйся, немощей и страстей душевных целителю. Радуйся, молящимся у раки мощей твоих скорую помощь подаваяй; радуйся, великий чудотворче, на утешение нам дарованный. Радуйся, на земныя скорби и нужды наша призираяй; радуйся, радости духовныя нас исполняяй.
Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим ти по достоянию о множестве чудес, яже от мощей твоих являются, отче Варнаво, ихже благодатию сияет обитель твоя святая, от безбожных разоренная. Темже инок множество зде собравшихся вкупе со всеми чтущими любовию память твою воспевают Богу, дивному во святых Своих, песнь: Аллилуия.

Икос 11

Светозарный светильник старчества благодатнаго явился еси и яко Ангел пожил еси на земли, преподобне отче Варнаво. Сего ради многих подвижников благочестия и старцев воспитал еси, да не увянет цвет благоуханный старчества в Российстей земли. Ныне же, на небесех пребывая со ученики твоими в сонме святых земли нашея, поминай нас, вопиющих ти с любовию таковая:
Радуйся, сиянием добродетелей твоих землю нашу просветивый; радуйся, светильниче Божественныя благодати. Радуйся, блистанием чудес Отечество твое земное озаривый; радуйся, многих сим в Православней вере утвердивый. Радуйся, тайнозрителю судеб человеческих; радуйся, наставлениями и молитвами твоими подвижники совершенныя воспитавый. Радуйся, в юном послушнике будущаго старца Захарию прозревый; радуйся, купца Василия, будущаго старца Серафима Вырицкаго, на путь духовнаго подвига направивый. Радуйся, яко будущему Оптинскому старцу Варсонофию мир оставити помогл еси; радуйся, будущаго подвижника и старца епископа Тихона Череповецкаго духовный учителю. Радуйся великаго святителя митрополита Трифона духовный отче и наставниче; радуйся, Царя-страстотерпца Николая Втораго на подвиг служения его благословивый.
Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 12

Благодать велию дарова ти Господь, предивный угодниче Божий, якоже бо в земней жизни твоей пророчествовал еси и, совершал еси дивная и многая чудеса, тако и доныне не престаеши чудодействовати и источати исцеления всем чтущим тя. Темже и нас молитвою твоею исцели, буди нам помощник скорый и врач духовный, да покаянием очищени, в Царство Небесное внидем и тамо с тобою и со всеми угодившими Богу воспоем Ему: Аллилуия.

Икос 12

Поюще твое прославление в лице святых земли нашея, хвалим, славим и ублажаем тя любовию, преподобне отче наш Варнаво, яко заступника и молитвенника о нас пред Господом. Ты же дарованною тебе благодатию освяти, просвети и настави на путь спасения нас, грешных; услыши нас, скорбных, недугующих, страждущих, вопиющих к тебе, великому всероссийскому старцу-утешителю таковая:
Радуйся, ангеле земный и человече небесный; радуйся, великий Божий угодниче. Радуйся, яко серафимскою пламенною любовию к Богу горел еси; радуйся, яко со Ангелы ныне предстоиши Пресвятей Троице. Радуйся, во иноческих трудех и подвизех древним отцем уподобивыйся; радуйся, звездо сияющая в лике преподобных. Радуйся, под кровом обители преподобнаго Сергия подвиг иноческий совершивый; радуйся, подвизающимся в ней спасения вечнаго ходатаю. Радуйся, яко разоренную Иверскую обитель молитвами твоими обновивый; радуйся, яко с молитвами о сестрах ея Богу предстоиши. Радуйся, дерзновение велие пред Богом стяжавый; радуйся, к Богородице молитвенниче наш неусыпный.
Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 13

О преподобне и богоносне отче наш Варнаво, ты явился еси в Отечестве нашем столп благочестия, воздержания правило, смиренномудрия образ, заступник, утешитель и хранитель всем прибегающим к тебе. Не забуди убо нас, чад своих, сохрани и заступи от находящих зол, да твоими молитвами соблюдаеми, Царствия Небеснаго сподобимся о Христе Иисусе Господе нашем, поюще Ему победную песнь: Аллилуия.

(Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос: «Ангелов Творец...» и 1-й кондак: «Избранного угодника Христова...».)

Молитва преподобному Варнаве Гефсиманскому

О преподобне отче Варнаво, пастырю наш кроткий и утешительный, милостивый помощниче и теплый о нас молитвенниче! Ты измлада чадо благословения Божия быв, образ послушания родителем и служения ближним показал еси. Заповеди Господни возлюбив, в Лавру Преподобнаго Сергия притекл еси и того верный ученик явился еси. Во обители же Божия Матере пребывая, дух смиренномудрия, кротости и терпения стяжал еси и дар рассуждения и прозрения от Бога приял еси. Сего ради монашествующим духовный наставник, инокинем созидатель обители Иверския на Выксе-реце и всем страждущим и болезнующим целитель и попечитель милостивый даже до часа смертнаго был еси. По преставлении же твоем Бог многия милости почитающим память твою яви и иноком учителя тя верна дарова.
Темже молим тя, праведный отче, якоже и прежде, ходатайствуй пред Богом молитвами твоими всем людем во всяцем звании дух утешительный стяжати и коемуждо потребная обрести: юным послушание и целомудрие страхом Божиим сохранити; в возрасте сущим - любовь Божию и согласие стяжати; алчущим - не токмо хлебом насущным, но и наипаче словом Божиим насытитися; плачущим - утешитися; изгнанником и странником - пристанище обрести; в темнице сущим - от уз свободитися; благочестивым - в Дусе Божием возрасти и смиренномудрия достигнути. Сшествуй нам во всех путех жизни нашея, паче же умоли Господа нашего о прощении прегрешений и неправд наших и к свету заповедей Божиих стопы наша направи, да единем сердцем и единеми усты славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Образ святого в художественном произведении иногда появляется благодаря личной встрече автора с человеком, достигшим святости. И тогда воспоминания о ней становятся еще и важным историческим свидетельством.

Здравствуйте! С вами - писатель Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».

Сегодня мы говорим о преподобном Варнаве Гефсиманском и повести Ивана Шмелёва «Богомолье»

В 1922 году писатель Иван Сергеевич Шмелёв, как он сам себя называл «коренной москвич старой веры» вынужден был эмигрировать из России. Отныне он - русский писатель-эмигрант.

В конце 20-х годов в Париже Шмелев пишет, пожалуй, самое известное свое произведение - роман «Лето Господне». Воспоминания о детстве в московском Замоскворечье, картины семейного быта, православных праздников - словно его встреча с дореволюционной Россией. Той, которой уже нет и никогда не будет.

Среди прочих писателю вспомнился и такой эпизод: однажды его дядька-воспитатель, бывший плотник Михаил Панкратович Горкин отпросился на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру. Отец Шмелева позволил Горкину взять с собой и маленького Ваню, а следом и сам, оставив все дела, приехал в монастырь.

Яркие, детские воспоминания об этом паломничестве вылились в отдельную повесть Ивана Шмелёва - «Богомолье».

ИВАН ШМЕЛЕВ:

Мы - на святой дороге, и теперь мы другие, богомольцы. И все кажется мне особенным. Небо - как на святых картинках, чудесного голубого цвета, такое радостное. Мягкая, пыльная дорога, с травкой по сторонам, не простая дорога, а святая: называется - Троицкая. И люди ласковые такие, все поминают Господа: «Довел бы Господь к Угоднику», «Пошли вам Господи!» - будто мы все родные.

Помолившись у мощей преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре, на следующий день наши паломники отправились в Гефсиманский скит неподалеку от монастыря. Здесь жил известный старец Варнава Гефсиманский, за его благословением шли из всех уголков России.

ИВАН ШМЕЛЕВ:

Едем прудами, по плотине на пещерки к Черниговской - благословиться у батюшки Варнавы, Горкин и говорит:

- Сказал я батюшке, больно ты мастер молитвы петь. Может, пропеть скажет... получше пропой смотри

А мне и без того страшно - увидеть святого человека! Все думаю: душеньку мою чует, все-то грехи узнает.

Тишина святая, кукушку слышно.

Старец Варнава - в миру Василий Ильич Меркулов - родом из крестьян. Он пришел в Гефсиманский скит Троице-Сергиевой Лавры в возрасте двадцати шести лет послушником - и на всю жизнь остался в этих стенах. Принял монашеский постриг с именем Варнава, был рукополОжен в иеромонахи. В народе из уст в уста передавали случаи чудесных исцелений по молитвам Варнавы Гефсиманского и его прозорливости.

В конце 19 века старец Варнава был утвержден наместником Лавры как народный духовниик.

ИВАН ШМЕЛЕВ:

… Кругом разговор про батюшку Варнаву: сколько народу утешает, всякого-то в душу примет, обнадежит... хоть самый-то распропащий к нему приди.

- А вчера, - рассказывает нам баба, - молодку-то как обрадовал. Ребеночка заспала, первенького... и помутилось у ней, полоумная будто стала. Пала ему в ножки со старушкой, а он и не спросил ничего, все уж его душеньке известно. Стал утешать: «А, бойкоглазая какая, а плачешь! На, дочка, крестик, окрести его!» А они и понять не поймут, кого - его?! А он им опять то ж: «Окрести новенького-то, и приходите ко мне через годок, все вместе». Тут-то они и поняли... радостные пошли.

Дошла очередь и до маленького Вани. Всего несколько минут продолжалась его встреча со старцем ВарнАвой - а запомнилась на всю жизнь. Спустя тридцать с лишним лет в Париже Иван Сергеевич Шмелев постарается воскресить каждое ее мгновение и облик преподобного Варнавы Гефсиманского.

ИВАН ШМЕЛЕВ:

Батюшка Варнава и говорит, ласково:

- Молитвы поешь... пой, пой.

И кажется мне, что из глаз его светит свет. Вижу его серенькую бородку, острую шапочку - скуфейку, светлое, доброе лицо, подрясник, закапанный густо воском. Мне хорошо от ласки, глаза мои наливаются слезами, и я, не помня себя, трогаю пальцем воск, царапаю ноготком подрясник. Он кладет мне на голову руку и говорит:

- А это... ишь любопытный какой... пчелки со мной молились, слезки их это светлые... - И показывает на восковники. - Звать-то тебя как, милый?

Я не могу сказать, все колупаю капельки. Горкин уж говорит, как звать. Батюшка крестит меня, голову мою, три раза и говорит звонким голосом: «Во имя Отца... и Сына... и Святаго Духа!»

Тяжелейшие испытания выпали на долю Ивана Шмелёва: октябрьская революция, гражданская война, голод, эмиграция. Единственный сын писателя, Сергей, воевал в Крыму в рядах врангелевской армии, был арестован и расстрелян большевиками. О его судьбе отцу долго ничего не было известно...

И все эти годы Иван Сергеевич не расставался с кипарисовым крестиком - благословением старца Варнавы Гефсиманского.

ИВАН ШМЕЛЕВ:

Я целую бледную батюшкину ручку, и слезы сжимают горло. Вижу - бледная рука шарит в кармане ряски, и слышу торопливый голос:

- А моему...- ласково называет мое имя, - крестик, крестик...

Смотрит и ласково, и как-то грустно в мое лицо и опять торопливо повторяет:

- А моему... крестик, крестик...

И дает мне маленький кипарисовый крестик - благословение. Сквозь невольные слезы - что вызвало их? - вижу я светлое, ласковое лицо, целую крестик, который он прикладывает к моим губам, целую бледную руку, прижимаюсь губами к ней.

Наверное, что-то провидел в судьбе Ивана Шмелева старец Варнава, благословляя его терпеливо нести по жизни свой крест и не терять веры в Бога.

В 1905 году Варнаву Гефсиманского в скиту посетил император Николай II. Старец подтвердил госудАрю пророчество о том, что он будет последним царем и что империя после него сгорит в большой войне. Прозорливый старец Варнава и будущем страстотерпце укрепил волю к несению своего креста.

ИВАН ШМЕЛЕВ:

Горкин ведет меня, вытирает мне слезы пальцем и говорит радостно и тревожно будто:

- Да что ты, благословил тебя... да хорошо-то как, Господи... а ты плачешь, косатик! на батюшку-то погляди, порадуйся.

Я гляжу через наплывающие слезы, сквозь стеклянные струйки в воздухе, которые растекаются на пленки, лопаются, сквозят, сверкают. Там, где крылечко, ярко сияет солнце, и в нем, как в слепящем свете, - благословляет батюшка Варнава.

Всем спутникам Вани в тот день уделил внимание старец Варнава. Набожного старика Горкина ласково назвал «голубь мой сизокрылый», девочку Анюту по голове погладил.

Кудрявому богатырю Феде - тот шел в Троице-Сергиеву Лавру, чтобы втайне от родных уйти в монастырь - велел в миру оставаться, не благословил на монашество. Сказал лишь полушутливо: «Бог простит, Бог благословит... и Господь с тобой, в миру хорошие-то нужней!..»

Вдруг увидел батюшка Варнава в толпе паломников певчих, пришедших из Васильева - он слышал, как они вечером распевались возле пруда.

ИВАН ШМЕЛЕВ:

Угостили вчера меня гостинчиком... вечерком-то! У пруда-то, из скиту я шел?.. Господа благословляли-пели. А теперь и деток моих гостинчиком накормите... ишь их у меня сколько!

И рукой на народ так, на крылечке даже повернулся, - полон-то двор народу.

Затем батюшка благословил с крылечка всех широким благословением и ушел в домик.

А в повести Ивана Шмелева «Богомолье» это мгновение, когда преподобный Варнава Гефсиманский благословляет с крыльца народ, все длится и длится... Как будто святой старец и нам всем через сто с лишним лет шлет свое благословение.

С вами была Ольга Клюкина. До новых встреч в авторской программе «Прообразы: святые в литературе».

Венёвского уезда Тульской губернии, последним, 7-м, ребенком у крепостных крестьян Ильи и Дарьи Меркуловых. Родители нарекли его в честь святого Василия Великого . Как вспоминал о своем детстве старец, был он шустрым и подвижным. Добродетельная жизнь родителей - особенно матери, будущей его постриженницы - стала основой душевного и духовного воспитания. С раннего возраста вместе со старшими ходил на богослужения, стараясь на память учить молитвы. Благочестивые родители отдали своего отрока в школу псаломщиков, где тот изучал Часослов и Псалтырь . Однажды во время приступа тяжелой болезни удушливый кашель заставил его приподняться на постели, и в этот момент отрок увидел юношу в светлом одеянии, который, перелистывая книгу, ласково и кротко смотрел на него. Явление ангела подтвердилось мгновенным исцелением – боль утихла, словно и не было болезни. По свидетельству матери, мальчик еще дважды избежал гибели благодаря помощи Божией: остался живым под колесами экипажа и после падения с печи. С наступлением отрочества Василий стал серьезен, избегал шумных игр.

Послушничество в Троице-Сергиевой Лавре

Старец вел обширную переписку с духовными детьми, часто отвечал на письма, не распечатывая их. Среди его духовных детей были преподобный Серафим Вырицкий , епископ Трифон (Туркестанов) , философ К. Н. Леонтьев , которого поручил руководству старца преподобный Амвросий Оптинский .

Мощи и почитание

Сразу по кончине святого сестры основанного им Иверского монастыря обратились в Синод с просьбой погребсти его мощи в их обители. В году был поднимят вопрос о переименовании Выксунского женского монастыря в Варнавский, но его решению, видимо, помешали последовавшие вскоре потрясения.

Мощи преподобного были помещены в воссозданном храме в честь Черниговской иконы Божией Матери лаврского Черниговского скита , боковой придел храма был освящен в его имя.

Молитвы

Тропарь, глас 5

Измлада Христа Бога чисте возлюбив, / сын утешения был еси, преподобне отче Варнаво. / По имени и житие твое бысть: / коемуждо страждущему, и нищу, и Царю, / пастырь кроток, утешитель и целитель явился еси. / Поминай нас, благодатный отче, / да молитвами теплыми твоими жизнодавец Бог дарует нам утешение и велию милость .

Кондак, глас 2

Печальнику земли Российския Преподобному Сергию от юности последовал еси, святе Варнаво, / и завет старца твоего, сице рекшаго: / «Тако хощет Бог:/ словом и хлебом питай алчущих», - поистине до конца исполнил еси. / Сего ради и ныне молим тя;/ не остави нас, утешительный отче, / небесною любовию твоею .

Величание

Ублажаем тя, преподобный отче Варнаво, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов .

Молитва

О преподо́бне о́тче Варна́во, па́стырю наш кро́ткий и уте́шительный, ми́лостивый помо́щниче и те́плый о нас моли́твенниче! Ты измла́да ча́до благослове́ния Бо́жия быв, о́браз послуша́ния роди́телем, повинове́ния господе́м и служе́ния бли́жним показа́л еси́. За́поведи Госпо́дни возлюби́в, в ла́вру Преподо́бного Се́ргия прите́кл еси́ и того́ ве́рный учени́к яви́лся еси́. Во оби́тели же Бо́жия Ма́тери повеле́нием настоя́теля а́ввы Анто́ния пребыва́я, дух смиренному́дрия, кро́тости и терпе́ния стяжа́л еси́ и дар рассужде́ния и прозре́ния помышле́ний душе́вных от Бо́га прия́л еси́. Сего́ ра́ди мона́шествующим духо́вный наста́вник, и́нокинем созида́тель оби́тели И́верския на Вы́ксе реце́ и все́м стра́ждущим и боле́знующим цели́тель и попечи́тель ми́лостивый да́же до часа́ сме́ртнаго был еси́. По преставле́нии же твое́м Бог мно́гия ми́лости почита́ющим па́мять Твою́ яви́ и и́ноком учи́теля Тя ве́рна дарова́. Те́мже мо́лим Тя, пра́ведный о́тче, я́коже и пре́жде хода́тайствуй пред Бо́гом моли́твами Твои́ми всем лю́дем во вся́цем зва́нии дух уте́шительный стяжа́ти и коему́ждо потре́бная обрести́: ю́ным – послуша́ние и целому́дрие стра́хом Бо́жиим сохрани́ти; в во́зрасте су́щим – любо́вь Бо́жию и согла́сие стяжа́ти; а́лчущим – не то́кмо хле́бом насу́щным, но и наипа́че сло́вом Бо́жиим насы́титися; пла́чущим – уте́шитися; изгна́нником и стра́нником – приста́нище обрести́; в темни́це су́щим – от уз свободи́тися; благочести́вым – в Ду́се Бо́жием возрасти́ и смиренному́дрия дости́гнути. Сше́ствуй нам во всех путе́х жи́зни на́шея, па́че же умоли́ Го́спода на́шего о проще́нии прегреше́ний и непра́вд на́ших и к све́ту за́поведей Бо́жиих стопы́ на́ши напра́ви, да еди́ным се́рдцем и усты́ сла́вим Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь .

Документы, литература

  • РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 8241. Л. 1-3, 9, 10, 19, 22, 42; Ед. хр. 11381. Л. 32-34; Ед. хр. 11603. Л. 2, 10; Ед. хр. 16824. Л. 10.
  • 50 лет иночества о. Варнавы , М., 1905.
  • Введенский, Д. И., Старец-утешитель о. Варнава , Серг. П., 1906.
  • Жизнеописание в Бозе почившего старца-утешителя о. Варнавы, основателя и строителя Иверского выксунского женского монастыря , Серг. П., 1907.
  • Порохов, Ф., Незабвенной памяти старца иером. о. Варнавы , СПб., 1911.
  • Архангельская, А. Д., Мои воспоминания о батюшке Варнаве , М., 1912.
  • Аркадий, иеродиак., Воспоминания о старце Гефсиманского скита иером. о. Варнаве , Серг. П., 1917.
  • Жизнь во славу Божию: Труды и подвиги старца Гефсиманского скита Варнавы (1831-1906) , Серг. П., 1991.
  • "Старец Гефсиманско-Черниговского скита Варнава Гефсиманский," Встреча , 1992, № 2, 18-22.
  • Старец Захария , Изд-во: Трим, 1993.
  • Георгий (Тертышников), архим., Житие преподобного Варнавы, старца Гефсиманского скита при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре , Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.
  • Трифон (Туркестанов), митр., "Памяти иером. о. Варнавы," Троицкий сборник , Серг. П., 2000, № 1, 100-105.
  • Новопрославленные Радонежские святые. Преподобный Варнава Гефсиманский. Житие. Духовные поучения , Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006.
  • Русь державная (газета), № 1 (127), 2005:

Использованные материалы

  • Егорова, А. В., "ВАРНАВА (Меркулов)," Православная энциклопедия , т. 6, 646:
  • Сатаров, Александр, "Пришло время покаяния," Русь державная (газета), № 1 (127), 2005:
  • Страница сайта посвященного прп. Серафиму Вырицкому:
Выбор редакции
17 февраля / 2 марта Церковь чтит память преподобного старца Варнавы Гефисманского - духовника Гефсиманского скита Троице-Сергиевой...

Все о религии и вере - "молитва старорусской божьей матери" с подробным описанием и фотографиями.Память Старорусской иконы Божией Матери...

Все о религии и вере - "молитва к черниговской божьей матери" с подробным описанием и фотографиями.Ильинско – Черниговская икона Божией...

Пост длинный, и я всю голову сломала, что бы такого постного можно было бы приготовить а десерт, чтобы это не было яблочным пюре. И...
На сегодняшний день примерно половину тортов готовлю в мультиварке. Это очень удобно для меня, и постепенно многие торты, которые раньше...
Прежде чем вы начнете готовить по рецепту, который пришелся вам больше по душе, нужно правильно выбрать и подготовить тушку: Во-первых,...
Салаты с печенью трески всегда выходят очень вкусными и интересными, ведь этот продукт сочетается прекрасно со многими ингредиентами,...
Популярность консервированных патиссонов на зиму растет с каждым днем. Симпатичные, упругие и сочные овощи, напоминающие внешним видом...
Молоко в чистом виде приходится по душе далеко не всем, хотя трудно переоценить его питательность и полезность. Но молочный коктейль с...