Виды правотворчества. Понятие, принципы и виды правотворчества


  • Предмет и методология теории государства и права
    • Предмет теории государства и права
    • Методология (методы) теории государства и права
    • Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
  • Происхождение государства и права
    • Характеристика власти в первобытном обществе
    • Социальные нормы первобытного общества и способы социального регулирования
    • Происхождение государства
  • Понятие и признаки государства
    • Понятие, признаки и сущность государства
    • Государственная власть, ее свойства и формы осуществления
  • Теории происхождения государства
    • Многообразие теорий происхождения государства
    • Общая характеристика основных теорий происхождения государства
  • Типология государства
    • Понятие типа государства, критерии типологии
    • Формационный подход к типологии государства
    • Цивилизационный подход к типологии государства
    • Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
  • Функции государства
    • Понятие функций государства, их признаки и содержание
    • Классификация функций Российского государства
    • Формы осуществления функций государства
  • Форма государства
    • Понятие формы государства и ее основные элементы
    • Форма правления, классификация
    • Форма государственного устройства
    • Государственно-политический режим
  • Механизм государства
    • Понятие механизма государства
    • Структура государственного механизма
    • Государственный орган - основной элемент государственного механизма
  • Государство в политической системе общества
    • Политическая система: понятие, основные черты, типы
    • Основные элементы политической системы
  • Правовое государство и гражданское общество
    • Соотношение гражданского общества и правового государства
    • Личность, право и государство
  • Понятие, признаки, сущность и содержание права
    • Понятие и основные признаки права
    • Сущность и содержание права
  • Основные школы права
    • Естественно-правовая концепция. Историческая школа права. Нормативистская теория права
    • Марксистская теория права. Психологическая теория права. Социологическая теория права
  • Право в системе социальных норм
    • Социальные нормы: понятие и виды
    • Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
    • Право, корпоративные и технические нормы
  • Принципы и функции права
    • Понятие, сущность и классификация принципов права
    • Понятие, признаки и характеристика функций права
  • Правосознание, правовая культура, правовое сознание
    • Понятие, структура, функции и виды правосознания
    • Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
    • Правовое воспитание: понятие, формы и методы
  • Нормы права
    • Понятие, признаки и структура нормы права
    • Классификация правовых норм
    • Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
  • Формы (источники) права
    • Понятие формы (источника) права
    • Правовой обычай
    • Юридический прецедент
    • Нормативный правовой акт
    • Нормативный договор и иные источники права
    • Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • Правотворчество
    • Понятие, принципы и виды правотворчества
    • Этапы и стадии законотворческого процесса
    • Законодательная техника
  • Система права и система законодательства
    • Понятие и структурные элементы системы права
    • Основания деления права на отрасли
    • Отрасли и институты права
    • Внутригосударственное и международное право
    • Соотношение системы права и системы законодательства
    • Систематизация нормативных правовых актов
  • Правовые отношения
    • Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
    • Структура и содержание правоотношения
    • Классификация правоотношений
    • Юридические факты и их классификация
  • Реализация норм права
    • Реализация права: понятие и формы
    • Применение как особая форма реализации права
    • Стадии применения права
    • Акты применения правовых норм
  • Толкование норм права
    • Понятие толкования норм права
    • Способы (виды) толкования правовых норм
    • Виды толкования по субъектам
    • Виды толкования по объему
  • Коллизии и пробелы в праве
    • Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
    • Понятие пробелов в праве и способы их устранения
  • Правомерное поведение и правонарушение
    • Понятие и характеристика правомерного поведения
    • Классификация правомерного поведения
    • Понятие, признаки и состав правонарушения
    • Виды правонарушений
  • Юридическая ответственность
    • Понятие, признаки, основания юридической ответственности
    • Функции юридической ответственности
    • Принципы юридической ответственности
    • Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
    • Виды юридической ответственности
  • Законность, правопорядок, общественный порядок
    • Понятие и принципы законности
    • Содержание законности
    • Понятие, признаки, структура правопорядка
    • Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
    • Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
  • Правовое регулирование и его механизм
    • Понятие и пределы правового воздействия и регулирования
    • Механизм правового регулирования: понятие и элементы
    • Способы, типы и режимы правового регулирования
  • Правовые системы современности
    • Понятие и структура правовой системы, классификация правовых систем
    • Англосаксонская правовая семья (общего права)
    • Романо-германская правовая семья (континентального права)
    • Правовые семьи религиозного и традиционного права

Понятие, принципы и виды правотворчества

Правотворчеством является процесс создания правовых норм в результате планомерного их формулирования или изложения в источниках (формах) права. Способами выражения норм права при этом являются нормативные правовые акты, судебные или административные прецеденты, нормативно-правовые договоры и др. Важно учитывать также, что, несмотря на признание в Российской Федерации верховенства международных договоров, правовой основой регулирования отношений на территории РФ по-прежнему остается закон, а не международный договор, так как международный договор РФ ратифицируется федеральным законом.

В процессе создания правовых норм должны соблюдаться определенные организационно-правовые процедуры (изучение потребностей в принятии акта, разработка проекта, внесение в ответственные комитеты и комиссии парламента, доработка акта, чтение законов и др.). При этом необходимо соблюдение соответствующих регламентов их принятия. Правотворчество имеет свой объект и предмет, особый субъектный состав и процедуры (разработка проекта, рассмотрение, отклонение, согласование, подписание, опубликование).

Правотворчество - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Правотворчество является видом государственной деятельности. Правотворческая деятельность состоит в создании норм права, в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм. Правотворчество завершает процесс формирования права и означает возведение государственной воли в закон. С.А. Комаров отмечает, что «правотворчество, или законотворчество, является одной из форм государственного руководства обществом и осуществляется государством независимо от его задач, типа, форм осуществления и организации государственной власти».

Субъектами правотворчества выступают государственные органы и структуры, наделенные соответствующими полномочиями на принятие законов. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм. Правотворчество является проявлением активной государственной деятельности, средством его управления обществом. В Российской Федерации нормативные правовые акты могут издаваться лишь представительными и исполнительными органами власти.

Некоторые акты, например Конституция, могут приниматься путем всенародного голосования. Хотя и в этом случае конституции разрабатываются специальными органами (Конституционным Собранием, Учредительным конвентом или Форумом). При этом каждый орган вправе издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление) и исключительно по вопросам, входящим в его компетенцию. Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, в механизме правового регулирования, т.е. от его авторитета. Акты правотворчества могут приниматься или в режиме коллегиальности (парламенты, правительства, администрации), или в режиме единоначалия (глава государства, единоличные органы исполнительной власти).

Начальной стадией процесса правотворчества является возникновение потребности в регулировании определенных общественных отношений. Возможно также издание непосредственно государством нормативного акта, возможно также официальное признание конкретного общественного отношения юридическим или официальное признание уже сложившегося обычая как юридической нормы и конкретного источника субъективных прав и обязанностей. Содержание правотворчества складывается из последовательно осуществляемых организационных действий. Таким образом, правотворческий процесс представляет собой технологию создания нормативных правовых актов и доведение их предписаний до адресатов.

Правом принятия нормативных правовых актов в Российской Федерации обладают Государственная Дума, Совет Федерации, представительные органы субъектов Федерации, органы местного самоуправления. К числу правотворческих органов относятся также Президент РФ, Правительство РФ, министерства и другие ведомства, главы муниципальных образований. Полномочия на правотворчество каждого органа детально регламентированы Конституцией и законодательством. Например, Правительство РФ свои акты нормативного характера издает в форме постановлений, а министерства и другие ведомства издают приказы и инструкции. В пределах своих полномочий нормативные акты издают органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Органы местного самоуправления, обеспечивая управление вопросами местного значения, издают нормативные акты в основном в виде решений. Администрации объединений, предприятий, учреждений в пределах своих полномочий издают локальные нормативные акты.

Объектом правотворчества является необходимое и определенное правовое воздействие на социальные отношения для реализации задач и функций власти и необходимости упорядочения (регламентации) отношений. Предметом правотворчества является принятие акта правотворчества в требуемых процедурах в соответствии с необходимыми потребностями правового регулирования. Непосредственным (юридическим) основанием принятия нормативного правового акта является правотворческая или законодательная инициатива. Фактическим основанием являются определенные обстоятельства (юридические факты), с которыми связываются основания возникновения отношений по поводу правотворчества. Правотворческий процесс завершается или принятием акта, или его отклонением.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

  • научность (изучение потребностей принятия закона);
  • законность и властность (создание нормативных актов во исполнение Конституции и законов);
  • гласность (открытость правотворческого процесса для общественности);
  • демократизм и легитимность (участие представителей народа в законотворчестве, демократические процедуры принятия и само демократическое содержание законов);
  • профессионализм (работа по принятию законов должна осуществляться на постоянной основе с привлечением ученых и специалистов, с проведением научных экспертиз законопроектов);
  • соответствие формы и содержания (акт должен отвечать потребностям правового регулирования);
  • оперативность (своевременность издания нормативных актов).

Итак, принципы правотворчества - это руководящие начала,

исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм.

Правотворчество подразделяется на следующие виды .

  1. Непосредственное правотворчество народа посредством референдума.
  2. Правотворчество государственных органов (Федерального Собрания, Правительства РФ, законодательных собраний субъектов Федерации).
  3. Правотворчество отдельных должностных лиц (Президента РФ, министров).
  4. Правотворчество органов местного самоуправления.
  5. Локальное правотворчество (предприятий, учреждений) и правотворчество общественных организаций.
  6. Правотворчество общественных организаций (например профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится:

  • на законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламентов, в соответствии с которым издаются нормативные правовые акты высшей юридической силы - законы);
  • делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, в основном правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию нормативных правовых актов, входящих в компетенцию представительного органа);
  • подзаконное правотворчество (нормотворчество органов исполнительной власти по изданию указов, постановлений, приказов, распоряжений, решений). Такое правотворчество называется ведомственным.

Существует также форма непосредственного правотворчества в виде решений, принятых на референдумах или специально уполномоченными правотворческими органами. Правотворчество по их поручению является делегированным. В отличие от законотворчества подзаконное нормотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшим формализмом. В то же время подзаконное правотворчество осуществляется негласно, подготовка и принятие подзаконных актов осуществляются соответствующими правовыми управлениями, администрациями и часто характеризуются определенной громоздкостью и противоречивостью.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Правотворчество – это деятельность субъектов наделенных нормотворческой компетенцией по созданию права(юр. Норм.)

Это деятельность правотворческих органов(узкий подход) по подготовке и принятию н.п.а.

Это осуществляемое в особом порядке форма управленческой деятельности выражающаяся в создании, изменении или отмене правовых норм. Это особый процесс возведения гос.воли в закон. (Кулапов)

Социально-государственная и общественная деятельность в результате которой, образуется, поддерживается, развивается система законодательных актов и др. правовых норм. (Кудрявцев, Казимирчук)

Правотворчество - составная часть более широкого процесса - правообразования.

Правообразование - относительно длительный по времени процесс формирования и оформления юридической нормы. Он начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового урегулирования, общего представления о юридическом предписании, которое следует издать, и заканчивается разработкой и принятием юридической нормы. Последний этап правообразования и есть правотворчество.

Правотворчество - это деятельность государственных органов (в случае референдума - всего народа) и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов.

Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

К правотворческой деятельности, наряду с принятием новых юридических норм, относятся также отмена и изменение устаревших нормативно-правовых предписаний. Правотворчество представляет собой деятельность активную, государственную по своему характеру. Она была, есть и всегда будет важнейшим средством управления обществом и непосредственно связана с типом государства, его формой, механизмом и функциями.

Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативно-правовых актов, - это показатель цивилизованности и демократии общества.

Процедура возведения норм и принципов естественного права, социальных потребностей и интересов граждан в закон составляет содержание правотворчества .

Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.

Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в нормы права, т.е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.

Правотворчество характеризуется тем, что:

оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;

основная продукция его - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества.

Принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

Вопрос о принципах не носит абстрактно-теоретического характера, его разработка в теории права положительным образом влияет на практику создания юридических нормативных документов. Соблюдение принципов правотворчества помогает законодателю избегать законотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения и юридических лиц. Итак, принципы правотворчества - это основные начала осуществления правотворческой деятельности.

Современность: правильное определение времени подготовки и принятия актов. Оперативность в учете степени зрелости регулируемых общественных отношений.

Профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.); компетенция, общая и юридическая грамотность при подготовке и принятии законопроектов. Этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов. Между тем нередко депутаты, не являясь специалистами в области юриспруденции, самостоятельно «творят» законы, тогда как они должны работать уже с законопроектами, подготовленными высококвалифицированными юристами. Правотворческий дилетантизм приводит к некорректному обращению с законодательством и оборачивается неуважением к самому законодателю.

Народный характер правотворчества . Государство, стремящееся стать правовым, в своей законодательной деятельности должно быть тесно связано со своим народом, с самыми широкими слоями населения. Народный характер правотворчества проявляется в том, что, во-первых, законодательные органы состоят из народных депутатов, представляющих население; во-вторых, все субъекты правотворческой деятельности в своих нормативно-правовых актах выражают интересы граждан.

Системность

Планирование

Прогнозирование

Исполнимость

Обеспечимость

Диференсация правотворческой компетенции: правильное и точное определение полномочий правотворческих органов с учетом иерархии и системности права.

Национальное равноправие: при подготовке и принятии н.а. предоставляется реальная возможность всем нациям и народностям на равных возможностях участвовать в этих процессах.

Гласность (означает открытость, "прозрачность" правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).

Оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).

Принцип законности. Он выражается в том, что все действия субъектов правотворчества по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должны основываться на законах и прежде всего на Конституции. Законность правотворчества предполагает скрупулезное соблюдение регламента законодательных органов, процедуры обсуждения, порядка опубликования нормативно-правовых актов. Законность правотворчества проявляется также в строгой иерархии принимаемых нормативно-правовых актов: каждый вновь принятый акт должен согласовываться с ранее принятыми либо вносить в них прямые изменения; акт нижестоящего правотворческого органа не должен противоречить акту вышестоящего правотворческого органа.

Принцип научности гласит о том, что подготовка и принятие проекта нормативно-правового акта осуществляется с участием представителей разных наук. Ученые играют важную роль на всех этапах подготовки закона - от разработки концепции законопроекта, выяснения потребности в правовом урегулировании каких-либо общественных взаимосвязей (например, через социологические исследования, наблюдение и анализ) до определения способа и типа правового регулирования и выбора момента принятия нормативного акта (ошибки в этом вопросе чрезвычайно опасны).

Правотворческие органы при разработке и издании юридических норм изучают социально-экономическую и иную ситуацию, объективные потребности развития, необходимость и целесообразность юридического урегулирования общественных отношений. Только в этом случае правовые нормы будут научно обоснованными, а потому эффективными.

Социально-правовой эксперимент - это создание определенной социальной ситуации локального масштаба, в которой анализируется действие специально разработанного для нее нормативно-правового акта (или их совокупности). Его цель - определить, какие юридические нормы необходимы для новых условий и как они будут действовать. Социально-правовой эксперимент позволяет своевременно выявить недостатки юридических норм, скорректировать их и тем самым избежать просчетов в процессе дальнейшего правового регулирования общественных отношений.

Значительно повысило бы научный характер правотворчества и планирование законодательной работы. Не может быть научно обоснованным и продуманным законодательный акт, решение о принятии которого созрело скоропалительно, например, при утверждении повестки работы представительного органа.

Принцип использования правового опыта подразумевает, что всякий вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом. Это имеет особо важное значение в конце XX в.-века свободного перемещения информационных потоков. Кроме того, вредны и опасны для общественной жизни революционные нововведения, не известные юридической науке и практике.

Гуманизм. Этот принцип предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре законодательной деятельности.

Принцип демократизма. Он проявляется в демократической процедуре разработки и принятия акта самим представительным органом, а также в широком привлечении граждан к правотворческой деятельности. Он позволяет эффективно выявлять истинные стремления и волю народа. Всенародное голосование (референдум) - один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы. Именно в ходе референдума 12 декабря 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации. Однако всенародное голосование - достаточно дорогая процедура, в силу чего наиболее часто она применяется в небольших государствах, где не требует привлечения больших сил и средств. Поэтому наряду с референдумом выражением демократизма правотворчества являются гласность обсуждения законопроекта в правотворческом органе, его свободная критика, предложение альтернативных вариантов и т. д.

Связь с практикой как принцип правотворчества выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее, что предлагается правоприменительными органами. Именно она дает возможность судить о качестве и эффективности принятых нормативно-правовых актов, информирует о необходимости их изменения или отмены. Тем самым корректируется и совершенствуется работа правотворческих органов.

Виды правотворчества.

1. Субъектами правотворчества выступают: народ, государственные органы (органы власти и управления), должностные лица. В зависимости от этого следует различать следующие виды правотворчества.

Непосредственное правотворчество народа. Наиболее ярким его проявлением является референдум - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Как вид правотворчества референдум представляет собой непосредственное волеизъявление народа по установлению правовых норм. Именно поэтому результаты референдума не подлежат какому-либо утверждению органами государственной власти и вступают в силу в день опубликования, если в самом решении референдума не предусмотрен иной срок. Нормативные акты, принятые путем референдума, обладают, как и законы, высшей юридической силой.

Референдум может быть эффективной разновидностью правотворчества. Он позволяет прямо и непосредственно, без промежуточных инстанций и возможных искажений, выявить отношение граждан страны к тому или иному варианту правового урегулирования вынесенного на референдум вопроса и сразу же принять по нему окончательное решение. Однако референдум - весьма дорогостоящая процедура, требующая больших организационно-технических затрат. Проводиться ежемесячно или ежеквартально он не может.

Правотворчество государственных органов. Это основной вид правотворчества. Им занимаются практически все государственные органы, каждый на своем уровне. Уровень и объем полномочий государственного органа определяют соответственно и юридическую силу принимаемого им нормативно-правового акта.

Правотворчество должностных лиц. В современном российском законодательстве нет универсального определения должностного лица, которое бы в полной мере отражало правовой статус руководящих работников государственных и негосударственных организаций.

Представляется, что должностное лицо - это гражданин, занимающий определенную должность в органах государственной власти, управления либо в негосударственной организации, наделенный правом принимать для осуществления возложенных на него функций правовые акты и обеспечивать их реализацию.

Полномочия руководителей негосударственных организаций (хозяйственных, коммерческих, творческих и пр.) по принятию и реализации правовых актов вытекают из трудового, гражданского, финансового и другого отраслевого законодательства.

Правотворчеством является лишь деятельность должностных лиц по подготовке и принятию нормативно-правовых актов. Их правоприменительные акты к правотворчеству, естественно, отношения не имеют.

Должностными лицами являются: министры, руководители управлений, отделов, предприятий, учреждений, негосударственных организаций, депутаты и т.д. Высшим должностным лицом в нашем государстве является Президент (ст. 1 Закона о Президенте).

2. В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды , как:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

2) правотворчество государственных органов (например, парламента, правительства);

3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра);

4) правотворчество органов местного самоуправления;

5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

3. В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на:

1) законотворчество - правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой;

2) делегированное правотворчество - нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа;

3) подзаконное правотворчество - здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций. Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах.

Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с "непрозрачностью" процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

Своеобразие правотворчества субъектов Российской Федерации . Конституция РФ в соответствии с ч. 4 ст. 76 представляет субъектам Федерации право вне пределов ведения РФ, совместного ведения Федерации и ее субъектов осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов. Такое регулирование может быть осуществлено в сфере принятия и изменения конституций республик (уставов краев и областей), территориального устройства субъектов Федерации, государственной (на уровне субъектов РФ) и муниципальной службы, бюджета, налогов и сборов субъектов РФ.

Особенности правотворчества субъектов РФ заключаются в следующем:

1) расширились полномочия в сфере правотворчества - регионы впервые получили право принимать законы как акты высшей юридической силы. Это связано с общей тенденцией децентрализации российской государственности, с укреплением в ней подлинно федеративных начал. За последние годы субъектами РФ принято уже несколько сотен законов (например, в Саратовской области - законы о государственной и муниципальной службе, о референдуме Саратовской области и т.п.);

2) все большее место в правотворчестве регионов начинают занимать соглашения и договоры между субъектами Федерации или даже отдельными администрациями, которые регулируют вопросы, возникающие в социально-экономической и культурной сферах;

3) правотворчество субъектов РФ отличает довольно значительная самобытность, отражающая специфику и статус того или иного региона (например, в республиках в большей мере принимаются кодифицированные акты - кодексы, на Северном Кавказе особую роль играют национальные и религиозные обычаи). Перед субъектами РФ стоят цели - учитывать в правовом регулировании местные, региональные природные и национальные особенности, осуществлять поиск оптимальных путей развития и конкретизации положений общефедерального законодательства;

4) правотворчество субъектов РФ должно осуществляться в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Между тем на практике в современных условиях более трети нормативных актов субъектов Федерации противоречат общефедеральным актам;

5) в рамках субъектов РФ принимают нормативные акты и многочисленные негосударственные структуры - прежде всего органы местного самоуправления и т.д.

4. Можно выделить следующие виды правотворчества:

1) принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства;

2) непосредственное правотворчество народа путем всенародного волеизъявления на референдуме;

3) санкционирование государственными органами обычаев;

4) создание судебного прецедента.

Принятие нормативных актов является наиболее распространенным видом правотворчества. Круг государственных органов, имеющих право на такой вид деятельности, исчерпывающим образом закреплен в законодательстве. В частности, это глава государства, представительные (законодательные) органы государственной власти всех уровней, некоторые исполнительные органы государственной власти (правительство, министерства и т.д.).

Референдум - это всенародное голосование по вопросам, имеющим наиболее важное государственное значение. Принятые на референдуме решения обладают высшей юридической силой и не нуждаются в последующем утверждении каким бы то ни было государственным органом. Так, на референдуме в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.

Одним из способов правотворчества является санкционирование государством обычаев. Это могут быть нормы, признанные населением данной местности (местные обычаи) или сложившиеся в практике деятельности некоторых организаций (например, обычаи морского порта).

В ряде стран, принадлежащих к англо-саксонской правовой семье, правотворчеством могут заниматься судебные органы, создающие судебные прецеденты в процессе рассмотрения конкретного дела. В российской практике правотворчества судебные прецеденты не признаются.

5. Традиционно в отечественной теории права выделяют три вида правотворчества: 1) правотворчество компетентных государственных органов; 2) «непосредственное правотворчество народа» (референдум); 3) санкционирование норм, при котором процесс их создания проходит вне государственных органов.

Правотворчество (законотворчество) высших представительных органов . Главным и самым распространенным видом правотворчества является создание законов парламентами. Механизм законопроектной работы парламентов отличается следующими особенностями: 1) ограниченным кругом субъектов законодательной инициативы; 2) строгой процедурой прохождения проекта в парламенте; 3) последовательной сменой стадий правотворчества; 4) множественностью средств юридического реагирования, находящихся в распоряжении законодателя; 5) обусловленностью юридического содержания правотворческого акта кругом регулируемых отношений.

Подзаконное правотворчество . Оно имеет место в случаях, когда нормы права принимаются и вводятся в действие органами государства, не относящимися к его высшим представительным органам. Акты подзаконного правотворчества необходимы для обеспечения применения закона.

К субъектам подзаконного правотворчества относятся: президент, правительство, иные высшие органы государства, обладающие по закону правом создания юридических норм и нормативных актов. Основная причина существования этого вида правотворчества заключается в сложности вопросов, которые должны решать органы государства. Парламент не всегда достаточно компетентен, чтобы принять к своему рассмотрению какой-либо сложный технический вопрос, требующий усилий специалистов, а кроме того, не все сложные вопросы современного общества должны рассматриваться парламентом. Есть ситуации, когда решение целесообразнее передать на более низкий уровень, как того требуют нормы, регулирующие компетенцию и прерогативы правотворческих органов.

Другая причина наличия подзаконного правотворчества заключается в том, что парламент часто испытывает дефицит времени, который не позволяет принять соответствующее правовое решение (хотя это и желательно). Вследствие этого происходит передача правотворческих полномочий другим субъектам нормотворчества. Тенденция увеличения подзаконного нормотворчества наблюдается во всех странах. По подсчетам разных исследователей, на 10 законов, принятых парламентом, приходится от 100 до 140 нормативных актов правительства.

Разумеется, подзаконное правотворчество имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

К достоинствам его относятся оперативность; гибкость и меньшая формальность; компетентность соответствующих органов, их знание местных и иных условий, увеличивающих эффективность принятого юридического решения.

К недостаткам подзаконного правотворчества можно отнести закрытость процесса принятия правового решения, сложность обзора и применения норм из-за большого числа нормативных актов, отсутствие контроля общества за правотворческой работой бюрократии и др. Особый вид правотворчества, примыкающий к подзаконному правотворчеству,- правотворчество органов местного самоуправления и негосударственных юридических лиц.

Стадии законотворчества в России

Первый этап носит неофициальный характер, и деление его на стадии весьма условно.

1. Обычно первый этап начинается с принятия решения соответствующим органом государства о подготовке проекта нормативного правового акта. Этот проект может подготавливаться как в самом этом органе, так и по его поручению другим государственным органом, либо учеными (специалистами) на основании контракта.

2. В ходе работы над проектом создаются рабочие группы, просчитываются возможные социальные и иные последствия его действия, анализируется законодательство на предмет согласования с ним содержания проекта. Изучается аналогичное иностранное законодательство.

3. Подготовленный проект направляется на рецензирование к независимым экспертам. Наиболее важные законопроекты могут публиковаться в средствах массовой информации для изучения реакции на них общественного мнения. Эта стадия завершается доработкой текста проекта и принятием решения о внесении его в соответствующий правотворческий орган.

Второй этап - официальный, поскольку процедура рассмотрения проекта нормативного правового акта в правотворческом органе строго регламентирована законодательством и в регламенте этого органа.

1) законодательная инициатива - закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его - право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения;

2) обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение. Обычно оно проходит в трех чтениях. При первом чтении заслушивается доклад о концепции проекта. На втором чтении обсуждаются поправки и замечания (по каждой идет голосование). При третьем чтении окончательно согласовываются все изменения, предлагаемые в проект нормативного правового акта.

3) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона - главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);

б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ "федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации"; согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, "федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации");

в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его);

4) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).

Нормативные акты создаются в определенном, установленном законом порядке. Их принятие происходит не стихийно, этому предшествует значительная подготовительная работа, которая, как правило, ведется в плановом порядке. Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющей своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы правовых норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения Нашиц А. Правотворчество: теория и законодательная техника. - М.: Прогресс, 1974. - С. 138.

Правотворчество - деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене нормативно-правовых актов и юридических норм Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2010. - С.182.

Издавая нормативные акты, государство содействует зарождению и развитию одних общественных отношений, ограничению и вытеснению других. Правотворчество является необходимым процессом для организации государственного управления обществом.

По своей социальной сути правотворчество есть процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных нормативно-правовых актах, процесс придания содержащимся в них правилам поведения - государственным велениям общеобязательного характера. В этом заключается его сущность. Оно охватывает непосредственную деятельность уполномоченных на то органов по выработке, принятию, изменению или дополнению нормативно-правовых актов.

Правотворчество является важнейшей составной частью правообразования вообще. Последнее включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права. Необходимость существования подготовительного процесса обуславливается постоянно возникающей потребностью повышения качества издаваемых актов. Для того чтобы принимаемый акт в максимальной степени отвечал потребностям жизни общества и был эффективен, важно заранее разрешить круг проблем, касающихся его характера, формы, внутренней структуры, места и роли в системе других нормативно-правовых актов. Необходимо четко спрогнозировать позитивные и возможные негативные последствия реализации требований, содержащихся в различных нормативно-правовых актах.

Формирование права - это весь процесс, в результате которого в действующую юридическую систему вводятся новые (а также изменяются или отменяются уже существующие) юридические нормы. Процесс правообразования является сложным, длящимся, сочетающим во взаимодействии объективные и субъективные факторы, обусловливающие право. Среди факторов, оказывающих решающее воздействие на процесс подготовки и формирования права (правообразующие факторы), следует выделить в первую очередь материальные (экономические), политические, социальные, идеологические и иные. Уровень качества, а вместе с тем и эффективности нормативно-правовых актов в огромной степени зависит от того, насколько точно и всесторонне учитываются при их подготовке и издании все существующие на данный момент факторы, насколько адекватно отражается в них объективная действительность Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник для вузов / М.Н. Марченко; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2006. - С. 549. Непосредственное правообразующее значение в процессе формирования права имеет деятельность государства, его компетентных органов. И вот с этой стороны, со стороны активно-творческих элементов, выраженных в деятельности компетентных государственных органов, формирование права и выступает в качестве правотворчества. Следовательно, понятие правотворчества - более узкое и в то же время более качественно насыщенное, отражающее активность процесса больше, чем понятие формирования права (правообразования) Алексеев С.С. Общая теория права. В 2 т. Т 1/ С.С. Алексеев. - М.: Юридическая литература, 1981. - С. 307.

Однако в широком, философско-социологическом значении понятия правообразования и правотворчества являются идентичными Иванец Г.И. Правообразование (понятие, природа объективного и субъективного)/ Г.И. Иванец// Право и политика. - 2001. - №8. - С.4-7.

По результатам правотворческой работы - законам и иным нормативно-правовым актам - судят о государстве в целом, о степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Повышение качества правовых решений, снижение до минимального числа неэффективных нормативных актов - в этом состоит постоянная задача законодателя. Осуществляя властные правомочия, государство использует разные приемы и принципы руководства - оперативное управление, правосудие, надзор и контроль, однако эти направления деятельности государства не порождают норм права, хотя и осуществляются на их основе. Правотворчество - не особая функция государства, а правовая форма, «правовая оболочка» государственной деятельности. Именно в этом и заключается его важнейшая характеристика - правотворчество - это, как правило, государственная деятельность, т.е. этим занимаются главным образом органы государства. Они принимают, создают нормы права, обязательные для тех, кому они адресованы.

Смысл и значение правотворчества состоит в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал бы прогрессу общества.

Создавая, изменяя, дополняя, отменяя нормативные правовые акты, правотворческая деятельность формирует источники права Миниахметов Р.Г. Правотворческая и правоприменительная деятельность в Российской Федерации: вопросы теории практики/ Р.Г.Миниахметов, Г.Г. Файзуллин// Право и политика. - 2007. - №8. - С. 140-144.

Государство проводит свою законодательную политику на основе познания и учета потребностей общества и тенденций общественного развития. Основным импульсом к созданию закона или иного нормативно-правового акта служит общественно-значимая проблема, острая социальная ситуация, нерешенный вопрос, имеющий значение для большого числа людей, для государства в целом Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2010. - С.185.

Правотворчество реализует поиск правовых форм, которые обеспечивали бы в наибольшей степени равновесное состояние общества.

Правотворчество имеет следующие признаки:

1. Сознательно-волевой характер - право создается людьми, обладающими волей и сознанием, имеющими свои взгляды, соответствующий культурный уровень, правосознание, жизненный опыт, а также задачи и потребности. На правотворчество влияют также интересы и воззрения социальных групп, существует политический институт лоббирования нормативных актов с общественных позиций.

2. Объективно-исторический характер - очевидно, что право формируется не законодателем произвольно и по собственному усмотрению, а в соответствии с историческим положением государства, потребностями всего общества на данном историческом этапе. Попытки волюнтаристски устанавливать нормы права, не согласуясь с настоящим положением общества, могут вести к крайне негативным последствиям: не только к просто не функционирующему праву, но также и к реальному вреду общественным отношениям. В качестве примера можно привести факт законодательного запрещения в США в период «великой депрессии» производства и потребления спиртного, что вызвало рост контрабанды, мафии и преступности в целом. Таким образом, процесс правотворчества сочетает в себе черты объективного и субъективного характера.

Правотворчество - это сознательно-волевая деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией по созданию юридических норм путем принятия, изменения или отмены нормативно-правовых актов.

Принципы правотворчества:

Демократизм - выявление и закрепление в нормах права воли и интересов народа;

Законность - соблюдение компетентности и процедуры принятия правовых актов;

Исполнимость - учет финансовых, организационных, юридических, кадровых условий, которые позволят им реализоваться.

Научность - обоснованность актов, учет доктрин, социологических данных, прогноза последствий действия норм;

Своевременность - учет степени зрелости регулируемых отношений;

Профессионализм - компетентность, общая и юридическая грамотность субъектов правотворчества;

Планирование - четкое распределение правотворческой работы по этапам, по предмету, по времени.

Виды правотворчества:

1. По способу придания правовому акту юридической силы:

Компетентное правотворчество - правотворчество компетентных государственных органов и должностных лиц;

Делегированное правотворчество - создание норм права по поручению субъектов правотворчества (законодатель в Гражданском кодексе позволяет хозяйствующим субъектам создавать обычаи делового оборота);

Санкционированное правотворчество - утверждение государственными органами нормативных актов, принятых органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, (регистрация уставов муниципальных образований, общественных объединений, юридических лиц).

2. По виду создаваемых форм права:

Законотворчество - создание и принятие текстов законодательных актов;

Подзаконное правотворчество - создание указов, постановлений, положений и др. подзаконных и локальных актов;

создание судами и административными органами правовых прецедентов виде правоприменительных актов в англо-саксонской правовой системе;

Создание и санкционирование правовых обычаев;

Установление законодателем принципов права;

Заключение субъектами правотворчества нормативных договоров и соглашений;

Признание государством разработанных учеными правовых доктрин.

3. Самой распространенной классификацией видов правотворчества является классификация по субъектам правотворчества (см. ниже). Субъекты правотворчества:

Народ (граждане) государства на референдуме по принятию закона;

Компетентные государственные органы: законодательные органы (создают законы), исполнительные органы (создают подзаконные акты), суды в англо-саксонской правовой системе (создают прецеденты);

Компетентные должностные лица: федеральный министр, губернатор, мэр города;

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения;

Предприятия, учреждения, организации, их трудовые коллективы и должностные лица при создании локальных правовых актов (коллективного договора на предприятии, устава акционерного общества);

Общественные объединения - профсоюзы по вопросам трудового законодательства;

Субъекты правотворческой инициативы, круг которых определяется конституцией (глава государства, законодательные органы, исполнительные органы и высшие суды, депутаты парламента, законодательные органы субъектов федерации).

В результате правотворческой деятельности создаются акты правотворчества -юридические документы, содержащие нормы права. Это могут быть нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты), правоприменительные акты в англосаксонской системе права (судебный прецедент, который в дальнейшем становится нормой права), акты нормативного толкования (постановления государственного органа, осуществляющего официальное толкование).

Таким образом, правотворчество осуществляется специальными субъектами; выделяются различные виды правотворческой деятельности.

К основным принципам правотворчества относятся верховенство Конституции, законность, гласность, демократизм, профессионализм, строгая дифференциация правотворческих полномочий, гуманизм, научность, планомерность, оперативность и др.

Принцип верховенства Конституции и законов проявляется как в сущности законодательного процесса, так и в его содержании. Содержание законов как нормативных актов, обладающих высшей юридической силой, должно строго соответствовать основным признакам правового государства, отвечать идеям и установкам гражданского общества и нормам международного права. Этот принцип особенно актуален в федеративных государствах, где законодательство субъектов федерации должно строго соответствовать общефедеральным нормативным актам.

Принцип законности подчеркивает, что правотворческая деятельность должна осуществляться в соответствии с положениями законов. Кроме этого, требуется законодательное закрепление пределов правотворческих полномочий различных субъектов.

Принцип гласности заключается в открытости правотворческого процесса, свободном и деловом обсуждении проектов нормативных актов на всех стадиях.

Принцип демократизма выражается в установлении и обеспечении свободного, демократичного порядка подготовки, обсуждения и принятия нормативно-правовых актов, активного участия представителей различных слоев общества и всех ветвей власти в правотворческой деятельности.

В последнее время становится все более ясно, что недостаточный
учет требований профессионализма в правотворческом процессе имеет негативные последствия, сказывается на качестве подготовленных и принятых нормативно-правовых актов. В первую очередь это касается высших законодательных государственных органов. Человек без специальной
подготовки не берется ремонтировать сложную радиоэлектронную аппаратуру. Общественные отношения, как известно, не менее сложная сфера, чем любая техническая. Однако законотворчеством готовы заниматься даже люди, не обладающие элементарными правовыми знаниями. Поэтому слабая правовая культура законодателей сказывается на качестве принимаемых нормативно-правовых актов. Кроме того, депутаты попадают в большую зависимость от аппарата парламента, в котором, как правило, работают профессионалы. При этом нарушается один из основных принципов законодательной власти, которая должна быть представительным
органом.

Реализация принципа строгой дифференциации правотворческих полномочий имеет огромное значение в условиях государственного управления, основанного на идеях разделения властей, наличия системы сдержек и противовесов. Нарушение равновесия в правотворческом процессе грозит нестабильностью, ростом правового нигилизма в обществе, возможными социальными и экономическими потрясениями.


Принцип гуманизма выражается в направленности издаваемых нормативных актов на защиту прав и свобод граждан, на максимальное удовлетворение их материальных и духовных потребностей. Недопустимо для достижения долгосрочных целей принятие норм, ухудшающих социальное положение людей.

Научность и планомерность правотворческого процесса имеет важное значение в силу необходимости концентрации усилий на приоритетных законодательных работах. Планирование дает возможность избегать непродуманного правотворчества, устранять дублирование и распределять усилия с учетом согласования планов работы государственных органов разного типа и разного уровня. При этом не допускается поспешность в правотворческой деятельности, создаются условия для подготовки документов высокого качества, проводятся подготовительные мероприятия, включая консультирование с ведущими учебными и научными учреждениями.

Принцип оперативности предполагает своевременность издания нормативных актов.

Формы правотворчества:

Принятие нормативно-правовых актов компетентными государственными органами;

Издание нормативно-правовых актов отдельными должностными лицами;

Правотворчество избирательного корпуса в ходе референдумов;

Формирование юридического прецедента;

Заключение нормативных договоров;

Правотворчество органов местного самоуправления;

Правотворчество руководителей предприятий, организаций (локальное);

Санкционирование государственными органами правовых обычаев или норм, принятых корпоративными организациями.

Процесс создания нормативно-правового акта представляет собой совокупность последовательных организационных действий, которые регулируются конституционными и иными юридическими нормами.

В теоретическом плане законодательный процесс – это установленная процедура оформления, воплощения в закон соответствующих социальных, политических, экономических и иных интересов.

Обязательному рассмотрению парламентом подлежат те законопроекты, которые вносятся органами или должностными лицами, обладающими правом законодательной инициативы. В России этим правом обладают глава государства, палаты парламента, правительство, группы депутатов, законодательные органы субъектов федерации, а также Конституционный, Верховный, Высший арбитражный суды РФ (Ст. 104 Конституции РФ).

Ограничение числа субъектов права законодательной инициативы имеет целью не допустить перегрузки законодательных органов множеством второстепенных законопроектов. Поэтому право законодательной инициативы предоставляется только основным, наиболее компетентным органам.

Под законодательной процедурой понимается установленный порядок прохождения проектов законов и других нормативно-правовых актов.

В каждой стране законодательная процедура имеет свои особенности. Но везде она строго закреплена и регулируется с помощью Конституции, текущих законов, а также специальных положений и регламентов, устанавливающих порядок правотворческой деятельности государственных органов.

Для того чтобы принимаемый акт в максимальной степени отвечал потребностям жизни общества и был эффективен, весьма важно заранее разрешить круг проблем, касающихся его характера, формы, внутренней структуры, места и роли в системе других нормативно-правовых актов.

Подготовительный процесс включает в себя:

Принятие концептуального решения о подготовке того или иного нормативного акта;

Определение круга факторов, способствующих (препятствующих) подготовке и принятию конкретного нормативного акта;

Выявление общественной потребности в правовом регулировании данного вопроса;

Прогнозирование возможных позитивных и негативных последствий реализаций требований и установок, содержащихся в предлагаемом нормативно-правовом акте (экономические, социальные, политические, юридические, финансовые и др.);

Разработку самого текста юридического документа;

Обсуждение текста в заинтересованных структурах;

Отзывы ученых в области права.

Каждый, в особенности фундаментальный нормативно-правовой, акт должен в максимальной степени отражать и учитывать:

Материальные условия жизни членов общества;

Уровень развития экономики;

Формы собственности;

Соотношение различных социальных и политических сил;

Степень политической активности различных политических партий и движений;

Состояние отношений между различными нациями и народностями;

Характер взаимоотношений с другими государствами.

Для решения этих задач законодатель при подготовке нормативно-правового акта стоит перед необходимостью:

Исследования различных социальных факторов, обусловливающих потребность в нормативно-правовом регулировании существующих общественных отношений;

Выявления и тщательного учета при формировании правовых норм многообразных интересов социальных и национальных образований, классов и общества в целом;

Проведения сравнительного анализа подготовленной правовой нормы с аналогичными установлениями прошлых лет и ныне действующих систем других государств;

Постановки и проведения в случае необходимости социальных экспериментов для определения наиболее оптимального варианта регулирования рассматриваемых общественных отношений;

Определения характера взаимосвязи и взаимодействия проектируемой нормы с другими нормами данной правовой системы;

Проведения иных подготовительных действий.

Только после выполнения вышеперечисленных мероприятий наступает первая стадия законотворческого процесса, т. е. вынесение проекта закона на рассмотрение законодательного органа.

Стадии законодательного процесса (на примере РФ):

Внесение проекта закона на рассмотрение представительного органа;

Обсуждение проекта закона;

Принятие закона: принятие закона Государственной думой и его одобрение Советом Федерации;

Обсуждение проекта закона на пленарном заседании палаты начинается с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законо-проект. Регулируется процесс прохождения обсуждения с помощью
специальных положений и регламентов. Согласно регламенту Государственной думы России представленные законопроекты обсуждаются в трёх чтениях:

В первом чтении обычно обсуждаются концептуальные положения проекта и при положительном решении проект передается в соответствующую комиссию (комитет) парламента. При этом учитываются высказываемые замечания и предложения, принимаются во внимание предлагаемые поправки. На комиссию (комитет) возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его для второго чтения;

Во втором чтении заслушиваются доклады авторов законопроекта и председателя комиссии. Обсуждается и голосуется каждая статья законопроекта и поправки;

Принятие закона осуществляется палатами Федерального собрания РФ. Федеральные законы принимаются большинством голосов (50 % + 1 голос) от общего числа депутатов Государственной думы.

Российский парламент построен по принципу бикамерализма, поэтому проекты рассматриваются каждой палатой раздельно. Принятые Государственной думой федеральные законы в течение пяти дней передаются в Совет Федерации. Федеральный закон считается одобренным, если за него проголосовало более 50 % депутатов либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Для принятия федерального конституционного закона необходимо не менее 2/3 голосов депутатов Государственной думы и 3/4 членов Совета Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат законы по вопросам:

Федерального бюджета;

Федеральных налогов и сборов;

Финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

Ратификации и денонсации международных договоров РФ;

Статуса и защиты государственной границы РФ;

Войны и мира.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется президенту, и в течение 14 дней он должен его подписать. Если президент использует предоставленное ему право вето, то Совет Федерации и Государственная дума, каждый в отдельности, могут преодолеть вето президента, повторно рассмотрев в ранее принятой редакции федеральный закон и приняв его двумя третями голосов каждой из палат. В этом случае законопроект подлежит подписанию президентом в течение семи дней после поступления.

Проверки правильности процедуры принятия закона;

Подписания закона главой государства;

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании в течение семи дней после подписания президентом РФ. Неопубликованные законы не применяются.

Выбор редакции
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...

В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...

Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....
Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...