Вирджиния Сатир – Великая дама семейной терапии. Вирджиния Сатир «Вы и ваша семья» - рецензия - Психология эффективной жизни - онлайн-журнал


Один из классиков семейной психотерапии, Вирджиния Сатир родилась 26 июня 1916 года в штате Висконсин (США). Её предки с обеих сторон — немецкие эмигранты. Вирджиния была старшим из пяти детей семейства Пагенкопф, где отец был потомком фермеров и ремесленников, а мать — доминирующей властной и очень религиозной женщиной.

Родители Вирджинии не раз были на грани развода. Будущий великий психотерапевт реагировала на их ссоры различными заболеваниями — воспалением аппендицита, инфекциями, проблемами с желудком. Возможно, именно конфликты родителей побудили её стать семейным психотерапевтом.

Вирджиния научилась читать уже в 3 года, а к 9 годам уже прочла всю школьную библиотеку. В 1927 году её семья переехала в Милоуки, где Вирджиния закончила школу и педагогическое училище. После этого она 6 лет проработала в школе, окончила курсы социального работника и изучала психоанализ. В 1942 году Вирджиния Сатир получила степень магистра психологии и занялась частной практикой.

Началом карьеры Вирджинии как семейного психотерапевта принято считать 1951 год. Работая с двадцативосьмилетней пациенткой с диагнозом "шизофрения", она пришла к выводу, что для успешной терапии консультировать нужно не только отдельного человека, но и всю семью. В последствии она разработала метод "семейной карты", где отмечаются все значимые события семьи за несколько поколений. Именно этот случай был подробно рассмотрен и описан Бэндлером и Гриндером — создателями НЛП.

В 1959 году Д.Д. Джексон и Дж. Раскин пригласили её участвовать в создании научно-исследовательского института психики в Пало Альто, где она была назначена руководителем отдела образования. Первая программа подготовки семейных психотерапевтов появилась именно под её руководством. С этого момента и до самой смерти в 1988 году Вирджиния Сатир читала лекции по семейной психотерапии по всему миру. По словам самой Сатир, за 45 лет карьеры семейного психотерапевта ей удалось встретиться с десятками тысяч людей и серьёзно повлиять на их судьбу. Её книги переведены на многие языки и печатаются, в том числе, и шрифтом Брайля.

Обобщить ключевые идеи Вирджинии Сатир можно следующим образом:

  • Во многом определяет наше поведение и установки семья, в которой мы выросли.
  • Семья — это система, которая стремится к равновесию различными способами — от различных запретов до навязывания ролей членам семьи.
  • Нарушения в системе семьи порождают низкую самооценку и защитное поведение. Человек будет стремиться повысить разными способами самооценку и оберегать её от нападок извне.
  • У каждого человека достаточно ресурсов для личностного роста и здоровой активной жизни. Возможности для личностного роста есть всегда.
  • Изменения захватывают всего человека и подчиняются определённым законам.

Одной из самых известных техник Вирджинии Сатир является семейная скульптура или реконструкция семьи. Её изучают все будущие семейные терапевты в мире.

Не смотря на то, что Вирджиния Сатир помогла тысячам людей ощутить счастье в их семейной жизни, её личную жизнь нельзя назвать удачной. Вирджиния дважды была замужем. Первая её беременность закончилась трагически, лишив возможности иметь детей. Она воспитала двух приёмных дочерей, которые и были её семьёй. Сама она писала о своей несложившейся семейной жизни следующее: "Я часто думала: смогла бы я делать то, что делаю, будь я замужем. И я поняла — нет! Такова, наверное, моя судьба — мотаться по свету, помогая людям. У других людей — другая судьба".

Умерла Вирджиния Сатир в возрасте 72 лет от рака 10 сентября 1988 года. На русский язык были переведены следующие её книги :

  • Как строить себя и свою семью.
  • Семейная терапия и НЛП.
  • Психотерапия семьи.
  • Вы и ваша семья.
  • Семейная терапия. Практическое руководство.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

Вирджиния Сатир - американский психолог, психотерапевт, основоположница семейного консультирования. За 45 лет практики она поработала с тремя тысячами семей и десятью тысячами человек.

Сложность изложения

Целевая аудитория

Все, кто хочет сделать счастливой семью и близких людей, а также те, чьей целью является помощь в решении чужих внутрисемейных проблем.

Книга посвящена проблемам семьи и отношениям внутри нее. Автор разбирается в том, что можно изменить, когда после свадьбы наступают тяжелые будни и начинаются проблемы между супругами, родителями и детьми. Вирджиния Сатир верит в человеческие способности к личностному росту, который позволяет менять и исправлять все семейные неурядицы. В книге также предложено много экспериментов и упражнений.

Читаем вместе

Наше поведение является результатом четырехстороннего взаимодействия: нашей самооценки, состояния организма, социального взаимодействия и нашего места в мире. Мы делаем выводы исходя из личного опыта, но чаще всего они не имеют отношения к нам или нашим намерениям. Мы начинаем откладывать решение проблем, усугубляя положение дел разговорами вокруг них.

Семья является особой фабрикой формирования правильного гармоничного человека. Мы, взрослые, создаем новых людей. Автор говорит о четырех факторах семейной жизни, которые есть в жизни каждого из нас:

  1. Мысли и чувства в виде самооценки.
  2. Коммуникация с другими.
  3. Правила жизни или семейной системы.
  4. Связь с обществом и общение за пределами семьи.

Если рассматривать неудачную семью, то там наблюдаются низкая самооценка, неопределенное и не слишком честное общение, проживание по жестким правилам, установление социальных связей из страха или заискивания. В благополучной семье картина выглядит иначе: люди обладают высокой самооценкой, общаются прямо и честно, соблюдают гибкие правила, создают открытые социальные связи.

Если люди живут в проблемной семье, они часто болеют, так как их организм чутко реагирует на плохую атмосферу. Супруги склонны едко шутить, быть жестокими, они постоянно гоняют детей за то, что те, по их мнению, не должны делать. Им совершенно некогда думать о том, что за личность их ребенок.

В гармоничной семье атмосфера совершенно другая: там живут любовь, искренность, честность и жизнерадостность. Успешные родители обучают ребенка быть лидером, они всегда находят время поговорить с ним. Такие родители готовы к переменам, они растут и меняются вместе с их детьми, используя любую перемену во благо семьи.

Мы не только учимся, но и переучиваемся в течение жизни. И если в нашей семье есть ряд проблем, то мы должны признать это, поверить в то, что мы способны все изменить, и начать действовать.

Когда мы ценим себя и умеем принимать решения, мы готовы ценить окружающих. Тот, кто чувствует невысокую личностную ценность, постоянно живет в страхе быть обманутым или недооцененным. В качестве защиты он выстраивает стену недоверия и оказывается в полном одиночестве. Но у каждого из нас есть возможность быть близким и полезным для окружающих.

В нашем общении есть элементы, которые одинаковы для всех зрячих и слышащих людей:

  1. Тело.
  2. Ценности.
  3. Органы восприятия.
  4. Способность говорить.
  5. Интеллект.

Общение похоже на оборудованную звуком кинокамеру, которая работает только в этот момент и только между нами. Люди понимают друг друга тогда, когда используют нужные слова и говорят на одном языке.

Автор выявляет четыре модели общения: заискивающую, обвиняющую, расчетливую и отвлекающуюся. В каждой из них содержатся двухуровневые сообщения, когда мы говорим голосом одно, а все остальное выражает другое. Если наш собеседник отвечает нам двусмысленно, то это общение приводит к неутешительным результатам. В проблемной семье это выглядит следующим образом:

  1. Человек придерживается того, что у него низкая самооценка, и он считает себя из-за этого плохим.
  2. Он опасается задеть чувства других.
  3. Он ожидает ответной реакции от них.
  4. Он боится потерять отношения.
  5. Он не любит быть навязчивым.
  6. Он ни во что не ставит других людей.

Все эти модели широко распространены в нашем обществе, и мы не видим альтернативы им. Мы способны расти внутренне, когда живем по правилам, позволяющим принимать все, что мы чувствуем. Но при этом мы реально должны отслеживать наши поступки и думать об их последствиях, чтобы иметь выбор. Автор говорит о следующих правилах:

  1. Человечно-бесчеловечных, когда мы заставляем себя жить по правилам, которые невозможно выполнить.
  2. Открыто-закрытых, когда мы их не видим, но подчиняемся им.
  3. Конструктивных и неконструктивных в отношении решения проблем.

Когда правила меняются, тотчас же изменяется ситуация в семье. Поэтому важно подумать, по каким законам мы живем.

Мы много слышим об отвержении какой-либо системы, и большинство людей считают, что система - это очень плохо. На самом деле существуют открытые и закрытые системы, разница между которыми состоит в реагировании на внешние изменения.

В открытой системе работают закон и порядок, физическая и психологическая сила, в ней приветствуются любые перемены, действия отражают реальность, а модель общения и семейные правила связаны между собой. В закрытой системе чувство самооценки стоит на втором месте после власти, а любое изменение являет собой то, чему нужно сопротивляться.

Каждая пара состоит из трех частей: «я», «ты», «мы». Степень любви мужа или жены зависит от умения справляться со всеми частями. Для существования любой семьи важны изменения и проявляющиеся различия, и если она не готова к ним, то к людям приходит разочарование, потому что они хотели видеть подобие себя там, где оно не предполагалось. Мы все проходим разные пути развития, не похожие ни на чей другой.

В семье каждый из нас занимает определенную нишу, и это должно пониматься и признаваться всеми остальными ее членами. Мы связаны друг с другом, оказываем влияние друг на друга, являемся возможным центром системы связей. Наша семья выбирает личный путь развития и развивается в этих рамках. Каждый из нас играет три семейные роли, которые оказывают влияние на жизнь. Важно лишь понять, соответствуют ли они нашему состоянию и мыслям.

Именно в детстве закладываются главные жизненные принципы теми, кто ответственен за воспитание. Наше сегодня является «детством» будущего. Каждый новый человек будет сформирован за счет убеждений, поддерживаемых уже сформированными взрослыми.

Лучшая цитата

«Возможно, построение семьи - самое трудное дело на свете».

Чему учит книга

Для многих из нас семья является местом, где мы находим понимание, поддержку и любовь. Для большинства неблагополучных семей это, к сожалению, всего лишь миф.

Любому родителю важно знать о его ребенке следующее: что он должен знать о себе, о других, о мире и как будет относиться к религии и Богу.

От редакции

Заботится - значит, любит. Сложно вообразить себе любящего партнера, который бы игнорировал потребности и желания любимого человека. Каждое практическое доказательство любви женщина сочтет «чудом», а мужчина - скорее «победой на любовном фронте». Об этой разнице восприятия и возможных последствиях рассуждает Малка Лоренц: .

Когда партнеры заботятся о нуждах друг друга, отношения будут здоровыми и счастливыми. Но как не позволить неизбежным бытовым моментам испортить все? Психолог Кристина Кельбах рекомендует три шага, чтобы достичь гармонии в отношениях: .

Часто женщины недоумевают, что же они делают не так и почему их семья далека от того идеала, о котором мечтали. О распространенных ошибках в отношениях с партнером рассказывает Ольга Спиридонова: .

Сатир Вирджиния

Почему семейная терапия

Вирджиния Сатир

Почему семейная терапия?

1. Семейные терапевты имеют дело с семейными трудностями.

а) Когда один из членов семьи (пациент) испытывает трудности, которые проявляются в определенных симптомах, то эти трудности так или иначе затрагивают всех членов семьи.

б) Многие терапевты считают полезным называть члена семьи, у которого проявляется симптом, "выделенным пациентом"1, а не "больным" или "странным" или "виноватым", как его обычно называют в семье.

в) Это делается по той причине, что терапевт рассматривает симптомы "выделенного пациента" как исполняющие определенную функцию и для семьи, и для самого индивида.

2. В ряде исследований было показано, что семья ведет себя так, будто она представляет собой единое целое. В 1954 г. Джексон ввел термин "семейный гомеостаз".

а) Согласно концепции семейного гомеостаза, семья действует таким образом, чтобы во взаимоотношениях поддерживалось равновесие.

б) Члены семьи способствуют сохранению этого равновесия не только явными способами, но и скрытыми.

в) Это равновесие обнаруживается в повторяющихся, циклических, предсказуемых паттернах коммуникации в семье.

г) Когда семейный гомеостаз оказывается под угрозой, его участники прилагают много усилий, чтобы его сохранить.

3. Супружеские отношения влияют на характер семейного гомеостаза.

а) Супружеские отношения - это ось, вокруг которой строятся все остальные семейные отношения. Супруги являются "архитекторами" семьи.

б) Затрудненные супружеские отношения порождают расстройство в воспитании детей.

4. Выделенный пациент - это член семьи, на которого наиболее заметно повлияли затрудненные супружеские отношения, и на нем больше всего отразилось расстройство в родительском воспитании.

а) Его симптомы служат сигналом "СОС" о трудностях его родителей и о нарушении семейного равновесия, происходящем в результате.

б) Симптомы выделенного пациента представляют собой сообщения о том, что он искажает свое собственное развитие, пытаясь принять на себя и облегчить трудности своих родителей.

5. Многие терапевтические подходы называются "семейной терапией", но отличаются от предлагаемого здесь метода, поскольку эти подходы в основном ориентированы не на семью как единое целое, а лишь на отдельных членов семьи. Например:

а) У каждого члена семьи может быть свой собственный терапевт.

б) Или у всей семьи может быть один и тот же терапевт, но они видятся с ним отдельно друг от друга.

в) Или у пациента может быть свой терапевт, который время от времени встречается с другими членами семьи "ради" пациента.

6. Все большее число клинических наблюдений приводит к выводу, что семейная терапия должна быть ориентирована на семью в целом. Этот вывод сначала опирался на наблюдения, показавшие, как члены семьи реагируют на индивидуальное лечение одного из членов семьи, обозначенного как "шизофреник". Но дальнейшие исследования показали, что и семьи с малолетними правонарушителями реагируют на индивидуальное лечение этого члена семьи таким же образом. В обоих случаях оказалось, что:

а) Другие члены семьи мешали индивидуальному лечению "больного" члена семьи, пытались включиться в лечение или саботировали его, как будто семья была заинтересована, чтобы он оставался "больным".

б) Госпитализированный или заключенный пациент часто чувствовал себя хуже или регрессировал после посещения членами семьи, как будто семейное взаимодействие имело прямое влияние на его симптомы.

в) Другим членам семьи становилось хуже, когда пациенту становилось лучше, как будто болезнь одного из членов семьи была необходима для функционирования этой семьи.

7. Эти наблюдения заставили многих психиатров и исследователей, ориентированных на индивидуальное лечение, переоценить и подвергнуть сомнению некоторые предпосылки.

а) Они заметили, что если пациент рассматривается как жертва его семьи, слишком легко отождествиться с ним или чрезмерно защищать его, упуская из виду, что:

Пациенты, в свою очередь, столь же способны превращать в жертвы других членов семьи;

Пациенты способствуют закреплению своей роли как больных, странных или виновных.

б) Они заметили, в какой значительной мере им приходится опираться на явление переноса, чтобы произвести изменения.

Возможно при этом, что многое в так называемом переносе пациента в действительности было подходящей реакцией на поведение терапевта в неправдоподобной, бедной взаимодействиями терапевтической ситуации;

Кроме того, терапевтическая ситуация с большей вероятностью закрепила бы патологию, чем представила новое положение вещей, вызывающее сомнения о прежнем восприятии;

Если поведение пациента до некоторой степени представляет собой перенос (т.е. характерное для него отношение к матери и отцу), то почему бы терапевту не помочь пациенту общаться с семьей более прямо, встречаясь с пациентом и его семьей вместе?

в) Они заметили, что терапевты проявляют больший интерес к тому, что происходит в воображении пациента, чем к его реальной жизни. Но даже если они проявляли интерес к реальной жизни пациента, пока они встречались лишь с самим пациентом в терапии, им приходилось руководствоваться его версией этой жизни или пытаться строить догадки о том, что в ней происходит.

г) Они заметили, что стараясь изменить образ действий одного из членов семьи, они старались, в сущности, изменить образ действий всей семьи в целом.

Это возлагало ношу инициатора изменений в семье на одного лишь пациента, а не на всех членов семьи. Пациент и без того являлся именно тем членом семьи, который старался изменить ее образ действий, а когда его побуждали приложить к этому еще больше стараний, то в ответ он получал лишь все более резкую критику со стороны своей семьи. Тогда его ноша становилась еще тяжелее, и он чувствовал себя еще менее способным.

8. Как только терапевты начали видеться со всей семьей в целом, раскрылись другие аспекты семейной жизни, порождавшие симптомы, аспекты, которые раньше упускались из виду. Другие исследователи семейного взаимодействия сделали подобные открытия. С точки зрения Уоррена Броуди, супруги ведут себя с нормальным ребенком иначе, чем с симптоматическим:

В присутствии своего "нормального" ребенка родители способны относиться друг к другу с такой свободой, гибкостью и широтой понимания, в которую трудно поверить, учитывая ограничения в отношениях между родителями, когда они общаются с симпто-матическим ребенком. Любопытно, почему это происходит именно так. 2

Вирджиния охарактеризовала себя как человека, которому всегда было любопытно все происходящее вокруг. Она научилась читать к трем годам, а к тому времени, как ей исполнилось девять, она уже прочла все книги школьной библиотеки. «Когда мне было пять лет» писала Вирджиния, «я решила, что обязательно стану детским детективом. Тогда я смутно представляла себе, какой будет эта работа, но отчетливо ощущала, что в семье есть нечто такое, что трудно сразу разглядеть, не вникнув глубоко в мир человеческих отношений, мир, полный таинственных загадок, нередко скрытых от глаз» («Как строить себя и свою семью», 1). Она пронесла эту жажду знаний через всю свою жизнь, всегда находясь в поиске возможностей и никогда не упуская ни одной из них.

К концу ее жизни ее личная библиотека содержала 3 000 книг. Помимо огромного количества книг по психологии и поведению человека, там можно было найти книги, брошюры и аудиокассеты по самым разнообразным тематикам, включая музыку, искусство, религию, мир и людей.

Вирджиния никогда не прекращала учиться и всегда пыталась найти ответы на все вопросы. В 1988 году она написала: «Теперь, спустя столько лет, поработав с тысячами семей, я убедилась в том, что большинство этих загадок так и не разгадано. Хотя моя работа многому меня научила, открыла новые возможности и перспективы для дальнейших открытий» («Как строить себя и свою семью», 2).

Формальное образование Вирджинии началось в общей 1-комнатной школе. «В классе было восемнадцать детей, и мы сами готовили себе гороховый суп в обеденный перерыв» (Джулиан Рассел 4). Проведенные там семь лет жизни Вирджиния вспоминала как время, когда она училась с легкостью и была довольна собой. Когда наступило время переходить в старшие классы, семейство Пагенкопф переехало в Милуоки. Вирджиния поступила в среднюю школу Саут-Дивижн, где ее любовь к познанию продолжила расцветать. Через много лет «Рыжик», как ее называли школьники-одногодки, все еще помнила одну из своих учительниц – Эстель Стоун. Вдобавок к тому, что г-жа Стоун была хорошим учителем геометрии, она научила Вирджинию использовать все встречающиеся в жизни возможности, и даже если что-то пошло не так, это событие может стать шансом научиться чему-то новому (5).

Так как Вирджиния училась в старших классах в период Великой депрессии, ей пришлось начать работать параллельно с обучением. Наряду с этим она получала самые лучшие оценки. Школу она закончила в 1932 году как раз перед своим 16-летием (Джулиан Рассел 5). Вирджиния безумно хотела пойти учиться в колледж и избрала для себя Педагогический колледж в Милуоки (сейчас – Университет Висконсина), который она считала одним из лучших в округе.

«Я отправилась на встречу с секретарем приемной комиссии Педагогического колледжа Милуоки. Я никогда его не забуду. Я показала ему свой школьный табель и сказала, что хочу стать студенткой колледжа. Он спросил меня: «А сколько денег у тебя есть?» Я ответила: «У меня есть три доллара». Он удивился: «И как же ты собираешься учиться в колледже на эти деньги?», на что я ответила: «Ну, обычно у меня получается то, чего я хочу». Он зарегистрировал меня, и после того, как я ушла, позвонил моей маме и сказал ей: «Ваша дочь пришла к нам, сказала, что у нее есть три доллара, и я уже зарегистрировал ее в качестве студентки. Что Вы думаете на этот счет?» Моя мама ответила: «Знаете, если Вирджиния говорит, что она это сделает, значит, она это сделает» (Лорел Кинг, 20).

Вирджиния старательно трудилась как в стенах колледжа, так и в свободное от учебы время, для того, чтобы заработать деньги, необходимые для оплаты обучения, покупки книг и на ежедневные расходы. Она работала в Управлении по рабочим проектам (УРП) и в универмаге Гимбела. На выходных она присматривала за детьми. Несмотря на такое плотное расписание, Вирджинии удавалось очень хорошо учиться в колледже. Профессор социологии Альма Аллисон поддерживала Вирджинию в ее работе после занятий в колледже, так как она была убеждена в том, что личный опыт был очень полезен для успешного образования.

Важным опытом в жизни Вирджинии стала ее работа в Доме Линкольна (ДЛ), общественном центре для афро-американцев. Вирджинию туда привлекло ее желание поработать и познакомиться с людьми, которые отличаются от нее. Она пришла в центр, будучи студенткой-второкурсницей, и осталась до окончания колледжа. Вирджиния рассказала Лорел Кинг о своих ощущениях:

«Там, где я жила ранее, я никогда не встречала чернокожих людей. Я ничего о них не знала. Поэтому я решила, что должна это сделать. Я начала работать там, когда была на втором курсе колледжа, и осталась на все годы учебы. В центре я выполняла самую разнообразную работу. Я открыла там детский сад, занималась игровой группой, драмкружком для подростков. Некоторые из них были даже старше меня» (Джулиан Рассел, 6).

Из своей работы в Доме Линкольна Вирджиния извлекла несколько важных уроков, которые открыли ей глаза на проблему расизма. Она стала замечать предубеждения и преследования в отношении чернокожих людей, которые имели место каждый день.

Вирджиния закончила Педагогический колледж Милуоки в 1936 году со степенью бакалавра в педагогике, заняв по рейтингу отметок третье место в своей группе.

Преподавательская деятельность

Первым местом работы Вирджинии после окончания колледжа была должность учителя частной средней школы в Уильямс Бэй, штат Висконсин. И хотя она говорила, что, на ее взгляд, обстановка там была «напряженной» и «реакционной» (Джулиан Рассел, 7), тем не менее, она была полностью увлечена своими учениками. Она искренне интересовалась их семейной жизнью. И уже в начале своей карьеры учителя она начала посещать дома своих учеников с целью заручиться поддержкой их родителей. Возможно, именно тогда зародилась ее идея исцеления семьи: «Если мы сможем исцелить семью», говорила Вирджиния, «мы сможем исцелить мир» (Рональд Дэвид Лэйнг, 20). После года преподавательской деятельности в Уильямс Бэй, она год проработала директором школы.

Ближе к завершению срока пребывания в должности директора в Уильямс Бэй, Вирджиния снова вернулась к мысли о том, чтобы стать свободным путешествующим учителем, которая появилась у нее еще в колледже. Таким образом, занимаясь любимым делом, она побывала в Энн-Арбор, Шривпорте, Сент-Луисе и Майями (Джулиан Рассел, Лорел Кинг). Чем больше она преподавала, тем ближе она знакомилась с семьями своих учеников: «Я осознала, что существует множество вещей, которые я не понимаю, но в которых я хочу разобраться. Поняв это, я решила пройти дополнительное обучение. Таким образом, я узнала об организации, занимающейся патронажем «неблагополучных» семей. Мне кто-то рассказал о ней, уже не вспомню кто» (Джулиан Рассел, 10).

Брак и дети

Вирджиния поступила в магистратуру Северо-Западного Университета Чикаго летом 1937 года, и вышла замуж за Гордона Роджерса в декабре 1941 года. Она называла их брак романтической историей военного времени. Они познакомились на железнодорожном вокзале, Гордон тогда был молодым солдатом в увольнении, и они провели вместе всего несколько месяцев, прежде чем он снова вернулся на фронт. В самом начале их брака у Вирджинии случилась внутриматочная беременность, следствием которой стало удаление матки. И пока ее муж находился на войне, Вирджиния продолжала обучение. В 1943 году она защитила дипломную работу на степень магистра в Университете Чикаго, а в 1948 – диссертацию. В этот же период времени Вирджиния начала работать с двумя молодыми девушками, Мэри и Рут, которых она впоследствии удочерила.

По словам Вирджинии, когда Гордон вернулся с войны, они оба поняли, что стали слишком чужими друг другу чтобы продолжать жить в нормальном браке. Они развелись в 1949 году. Второй брак Вирджинии с Норманном Сатир просуществовал с 1951 по 1957. Именно в период этого второго брака Вирджиния удочерила находящихся уже в подростковом возрасте Мэри и Рут. И хотя причины для этого шага остаются не вполне понятными, можно предположить, что частично это было сделано из милосердия, частично потому, что Вирджиния больше не могла иметь детей. Кроме того, это могло быть попыткой сохранить брак с Норманом. Вступительная надпись в книге Вирджинии «Как строить себя и свою семью» (1988 г.) посвящена ее приемным дочерям: «Моим дочерям, Мэри и Рут, и их детям Тине, Бэрри, Анджеле, Скотту, Джули, Джону и Майклу, которые помогали мне развиваться».

Сложно понять, почему кто-то, кто так умело помогает другим в их семейных вопросах, сам так и не смог построить длительных отношений. Наверное, сама Вирджиния лучше всех может объяснить причину своих неудавшихся браков и разводов:

«Если бы я только знала в те годы то, что я знаю сейчас, тогда многое было бы иначе. Но я не знала этого. Мы всегда оценивающе и логично смотрим на наше прошлое, что полезно для написания докторских диссертаций, но никак не для реальной жизни» (Лорел Кинг, 37).

«Я часто размышляю о том, что если бы рядом со мной находился человек, похожий на меня, что-то можно было бы исправить. Также я нередко задумываюсь о том, что вряд ли смогла бы сделать для этого мира то, что я сделала, если бы я была замужней женщиной. И множество раз, когда я была близка к тому, чтобы снова выйти замуж, я говорила «нет» потому что раз уж я решила странствовать по миру, то это было бы нечестно, нечестно по отношению ко мне самой, к моим близким людям. Сейчас я воспринимаю это как веление судьбы, ведь я смогла побывать в стольких местах. Просто должны быть люди, которые занимаются чем-то подобным» (Блитцер, 39).

Магистратура

Так как на момент поступления в магистратуру Северо-Западного Университета Вирджиния все еще продолжала свою педагогическую деятельность, в течение трех лет в летний период Вирджиния повторно проходила вступительные экзамены, прежде чем была зачислена на кафедру Социальной работы и социального права Университета Чикаго на постоянной основе. Это произошло вскоре после того, как ее первый муж Гордон отправился на фронт.

В Чикагском Университете Вирджиния пережила несколько тяжелых потрясений с точки зрения профессионализма. Она впервые за всю жизнь получила за свою научную работу «единицу», а профессор университета заявил: «Очевидно, Вы совершенно не годитесь на роль социального работника». Вирджиния объяснила негативную реакцию на нее тем, что Университету было невыгодно участие в его программах замужней женщины, а тем более замужней женщины, которая «не придерживалась традиционного подхода» (Джулиан Рассел, 11). Она прервала обучение на три месяца, но вернулась с новыми силами и запалом. Вирджиния бесстрашно приняла вызов – распределение на практику, которое, по мнению руководства университета, должно было окончательно убедить ее в том, что не стоит продолжать обучение. Она превратила это испытание в виде работы в чикагском приюте для девочек в невероятно полезный опыт, и продемонстрировала, что способна извлечь нечто прекрасное даже из самой сложной ситуации в условиях практически полного отсутствия помощи и поддержки. Она окончила университет в 1943, но ученая степень была присвоена ей только в 1948 году после защиты диссертации.

В 1975 году способность Вирджинии преодолевать и трансформировать возникающие трудности была официально признана кафедрой Социальной работы и социального права, которая вручила ей «Золотую медаль» за служение человечеству. Вот что Вирджиния вспоминала об этом событии:

«Когда я пришла на церемонию награждения, я сказала, что с радостью приму эту награду, так как для меня она действительно имеет значение. Но затем я сказала: «Не понимаю, почему вы мне ее вручаете. Я пришла в Университет Чикаго восхищенной студенткой с горящими глазами, а обнаружила, что в нем преподают те же штуки, которые я уже знала благодаря другим ВУЗам. И тогда я решила, что когда вырасту, буду все делать по-другому». И знаете, я сорвала бурные овации» (Джулиан Рассел, 12).

Карьера терапевта

Что касается философских идей Вирджинии, то все ее достижения за годы работы в этой области с 1936 по 1988 г. просто не счесть. Она начала свой путь в качестве школьной учительницы с большими амбициями, а стала тренером, известным в любой точке земного шара, и ведущим семинары длительностью от одного дня до месяца по всему миру.

После окончания магистратуры, она стала заниматься частной практикой в социальный сфере, и с первой семьей, с которой она работала, Вирджиния познакомилась в 1951 году. Когда впоследствии она вспоминала об этой встрече, Вирджиния рассказала о том, что для того, чтобы иметь полное представление о проблеме, стоит встретиться со всей семьей клиента. К 1955 году она начала работать с доктором Калместом Гиросом в Институте психиатрии штата Иллинойс; они популяризировали идею о том, что работать нужно не только отдельно с пациентами, но и с их семьями в целом.

Вирджиния добилась огромных успехов как частный терапевт и как консультант, сотрудничающий со школами и другими организациями. Многими была отмечена ее уникальная способность работать с людьми, даже с самыми сложными случаями.

Вирджиния переехала в Калифорнию, где, совместно с Доном Джексоном и Джулесом Рискиным основала Институт исследования психического здоровья (ИИПЗ) в Менло-Парк. В 1962 году ИИПЗ получил грант от Национального института психического здоровья на разработку и проведение под руководством Вирджинии первой в своем роде тренинговой программы по семейной терапии. Джулес Рискин вспоминает:

«Она была невероятно талантливая, волевая и харизматичная. У нее был дар генерировать новые идеи, но ей были совершенно неинтересны детали исследовательского процесса. Она была вдохновителем. Мой первый опыт работы в качестве семейного терапевта был в роли ассистента Вирджинии. Эта сессия была чем-то отдаленно похожа на последующие, но я более никогда не проводил их с ощущением, что лечу на крыле стремительно движущегося реактивного самолета. Это было просто захватывающе».

В 1964 Вирджиния начала посещать Институт Иссален в Биг-Сюр, Калифорния. Ее заинтересовали возможности работы и обучения там, которые включали медитации и работу с телом. В этом месте она с удовольствием открывала для себя и пробовала нечто новое. Она одной из первых заняла должность директора по обучению и курировала Программы по развитию человеческого потенциала.

Философия Вирджинии

Из всех аспектов жизни Вирджинии Сатир, сложнее всего, наверное, исчерпывающе представить ее учение. К счастью, ею и о ней было написано множество книг, которые позволяют достаточно детально рассмотреть ее наработки и познакомиться с ее идеями. В основе философии Вирджинии лежит глубокое уважение к человеческой жизни и потенциалу каждого человека:

«Человек – это чудо, сокровище и поистине удивительное создание. Мой подход, Модель описания внутренних процессов человека, основана на предположении, что все наши проявления представляют собой то, чему мы научились – сознательно, косвенно, на клеточном уровне. Наше поведение отражает наши знания. Процесс обучения лежит в основе поведенческих проявлений. Для того чтобы изменить поведение, нужно получить новые знания. Для того чтобы приобрести новые знания, нужен мотив, цель, побуждающий фактор и вера в то, что нечто извне поможет нам (Записки Сатир).

Больше информации о подходе Сатир вы можете узнать из очерка Джоанны Шваб «Голые факты» (Johanna Schwab, “A Bare-Bones Overview”) и статьи Шэрон Лоэсчен «Процесс изменения согласно модели Сатир» (Sharon Loeschen, “Overview of Satir’s Process for Change”), которые находятся в приложении к данной статье.

Вирджиния – первопроходец

В 1964 году Вирджиния опубликовала свою первую книгу «Совместная семейная терапия», а в 1972 году вышла ее вторая работа «Как строить себя и свою семью». Ее популярность и популярность ее методики росла наряду с выпуском книг и проводимыми ею тренингами. Вирджинию прозвали «пионером семейной терапии» и она становилась все более востребованной как в США, так и за их пределами. Она получила диплом Академии квалифицированных работников социальной сферы и Награду за выдающиеся заслуги Американской ассоциации брака и семейной терапии. В 1973 году Университетом Висконсина ей была присвоена почетная докторская степень.

Ее семинары и презентации ошеломляли людей, которые узнавали практически применимые факты о себе, о коммуникации, о семьях и сообществах. Она использовала на своих занятиях юмор и «рисовала картины», предлагая участникам сидеть или стоять в определенных позах с целью внешней демонстрации чувств. Используя своего рода «скульптурную лепку» и ролевые игры, она создавала безопасное пространство, в котором люди могли раскрыться и позволить себе получить новый опыт.

Вирджиния постоянно путешествовала по Соединенным Штатам, Канаде, Мексике, Европе, Центральной и Южной Америке и Азии. В конце ‘80-х она смогла, наконец, посетить и СССР, куда она так давно хотела отправиться.

Самым важным посланием учения Вирджинии Сатир была ценность связей и оказания поддержки. Вдохновленная этой идеей, она основала две международные общественные организации: в 1970 году – Международную сеть по исследованию человеческих способностей к обучению (IHLRN) под названием «Прекрасные люди»; в 1977 году – сеть «Аванта». Она использовала эти организации для создания различного рода возможностей для отдельных людей, семей и психотерапевтов.

Один из этих проектов позволил Вирджинии объединить ее любовь к семьям и природе во время проведения одно- и двухнедельных семейных программ на открытом воздухе. Сегодня программа «Семейные лагеря Вирджинии Сатир» продолжает действовать и помогать семьям решать их проблемы, воссоединившись с природой. В ’80-е сетью «Аванта» во главе с Вирджинией были созданы Учебные сообщества I и II уровня. Эти месячные курсы по месту жительства проводились в Крестед Бют, штат Колорадо, несколько лет, и стали известны как Международная летняя школа Вирджинии Сатир.

В 1986 году Вирджиния становится членом Международного совета старейшин, состоящего из лауреатов Нобелевской премии мира. В 1988 году Вирджиния приняла предложение занять должность в Наблюдательном совете Международной ассоциации семейных терапевтов и Консультативном совете Национальной ассоциации повышения самооценки.

В завершение этого этапа описания карьеры Вирджинии, уместна цитата из неизданной части ее последней книги «Третье рождение» (“The Third Birth”):

«Я уже около 40 лет путешествую по миру. Время предоставило мне возможность повстречаться с почти 30 000 людей из разных слоев общества и совершенно разного рода занятий. Многие из них пришли ко мне за помощью в решении своих жизненных проблем, а многие потому, что хотели научиться помогать тем, у кого есть такие проблемы.

Я часто слышала следующее: «Вирджиния, ты помогла мне открыть для себя столько прекрасного. Может быть, тебе стоит написать о том, как ты этого добилась?» На данный момент таких предложений стало уже столько, что я просто не могу к ним не прислушаться. Хотя каждое слово признательности в мой адрес невероятно меня смущает, и я очень напугана необъятностью этой задачи.

Я буквально утопаю в воспоминаниях о многих днях и ночах, которые я провела рядом с разными людьми, подготавливая их к этим небольшим шагам, которые им предстояло сделать, чтобы рискнуть и изменить то, что они хотели изменить. Я помню ту осторожность и терпение, с которыми мне приходилось работать, чтобы в процессе прохождения через всю свою боль и преодолевая сомнения, которые являются частыми спутниками на пути к изменениям, не пострадала их самооценка» (3).

Следующий абзац также взят из книги «Третье рождение», которую Вирджинии так и не удалось завершить. Ее текст доступен в «Аванте» в качестве настольной книги.

«Я выбрала такое название специально, чтобы сфокусировать внимание на том, что люди принимают как должное. Мы многое привыкли воспринимать как должное потому, что на этих моментах не принято концентрировать внимание и из-за чего теряется их важность.

Например, люди принимают хорошее поведение как должное, а особое значение придают плохому поведению, которое они начинают измерять и ориентироваться на его наличие. Вскоре люди забывают о том, что есть еще и хорошее поведение, и начинают видеть только плохое.

Так же и с названием этой книги.

Первое рождение происходит, когда яйцеклетка и сперма встречаются и соединяются. Второе рождение – это наш выход из чрева матери. Это, наверное, самое потрясающее изменение, которое мы переживаем. Выход из темного пространства, где слышна работа внутренних органов, где постоянно одинаковая температура и все наполнено жидкостью; выход на свет, в мир, наполненный совершенно иными звуками, температура в котором постоянно меняется, а в воду мы погружаемся лишь один раз в день, в ванной.

Третье рождение происходит тогда, когда мы сами начинаем принимать решения. Некоторые называют это зрелостью. Она приходит, когда мы начинаем отвечать за свою собственную жизнь, самостоятельно твердо стоим на ногах. Момент, когда мы берем на себя ответственность за развитие своей уникальной личности, за то, чтобы стать ответственным и отзывчивым человеком, одним из множества других людей на Земле, является невероятно важным этапом нашего развития. Все люди проходят через два первых рождения, и лишь немногие переживают третье рождение» (17-18).

Болезнь и смерть Вирджинии Сатир

Иногда смерть человека обрастает мифами, особенно если этот человек был настолько почитаем, как Вирджиния. И, хотя я верю в то, что изложенное ниже соответствовало истине, возможно, что в эту часть моего рассказа уже вплетены какие-то мифы.

Одним из самых серьезных испытаний для человека есть переход из этой жизни – смерть. Для живого (умирающего) человека это самый сложный период, как и для тех близких ему людей, которые теряют его. Болезнь и смерть Вирджинии не были исключением. Это было страшное испытание для нее, ее семьи, друзей и множества людей, которым она стала небезразлична. Вирджиния любила говорить, что проживет больше 100 лет. Она мечтала о своем 75-летии и о том, что пригласит на него Мать Терезу. Она умерла в 72 года, что было слишком рано для нее и тех, кого она покинула.

В конце мая 1988 года Вирджиния почувствовала себя нехорошо. В июне она присутствовала на ежегодном собрании организации «Аванта». В те дни она жаловалась на боль в животе. Несмотря на ощущение дискомфорта, все лето она продолжала следовать планам, вписанным в плотное расписание. В июле она поехала в Крестед Бют, штат Колорадо, где она работала директором по образованию Международной летней школы Сатир для Учебных сообществ во время I и II модулей. В этой программе она также работала с членами «Аванты», обучая их тренерскому мастерству. В начале II модуля боли в животе усилились настолько, что Вирджиния была вынуждена отправиться в госпиталь г. Гранд-Джанкшен. Диагноз, который ей поставили – опухоль поджелудочной железы, с подозрением на то, что опухоль злокачественная.

Стало очевидно, что ей требуется лечение, и Вирджиния уехала из Крестед Бют в Пало-Альто в сопровождении члена «Аванты» Дианы Холл. Ее приняли в Медицинский центр Стэнфорда. Новости, которые ей сообщили в госпитале Стэнфорда, были еще страшнее. У нее был рак, который уже затронул поджелудочную железу и печень. И даже в том тяжелом состоянии, в котором она была, она не могла уехать из Крестед Бют. Так она проводила там ежегодно около двух месяцев, Крестед Бют стал для Вирджинии вторым домом, горячо любимым местом.

Когда в Пало-Альто был поставлен диагноз «рак», стало ясно, что на тренинг Вирджиния не вернется. Ее это очень беспокоило, и она организовала продолжение тренинга в Крестед Бют без нее. Мэрилин Пирс, Президент «Аванты» с 1987 по 1990, отправилась в Калифорнию к Вирджинии, чтобы обсудить, как Вирджиния видит дальнейшее будущее «Аванты».

Предложенные Вирджинии варианты лечения «включали химиотерапию и лучевую терапию, но они считались лишь временными мерами. Поэтому вместо этого она выбрала диету и лечение на дому» («Модель Сатир», 328). Несколько друзей Вирджинии переехали к ней домой и круглосуточно заботились о ней. Остальные постоянно молились о ней и поддерживали ее в письмах и по телефону.

Произведение Лоры Додсон «Приближение смерти мудрой женщины Вирджинии Сатир» (Laura Dodson, “The Dying Process of a Conscious Woman Virginia Satir”) – это очень глубокое и трогательное описание процесса подготовки Вирджинии к смерти, написанное человеком, который видел все своими глазами. Лора рассказывает о страхах и боли, которыми с ней делилась Вирджиния в свои последние дни, и о том, как Вирджиния взяла на себя ответственность за собственную смерть. Она приняла эту ношу так же, как всегда несла ответственность за свою жизнь.

Постоянно находясь дома, Вирджиния пыталась бороться с болезнью при помощи трофического подхода: очищающие диеты, прием витаминов и минералов. К концу августа из-за постоянной сильной рвоты и других проявлений заболевания ей пришлось прекратить лечение. Она стала более тихой и спокойной. Лора вспоминает слова Вирджинии:

«Лора, как бы ты отреагировала, если бы я предпочла совершить переход уже сейчас?»

Наступила тишина. Такие глубокие слова и такой важный момент. Мы несколько минут просто молчали. Наконец я ответила: «Вирджиния, если ты считаешь, что так будет правильно, я помогу тебе». Она открыла глаза и в них я увидела ее сияющую улыбку, которая так часто освещала ее лицо. Ее глаза горели – «Мне 72 года, я прожила хорошую жизнь». Какое-то время мы просто смотрели в глаза друг другу (183).

Через час я склонилась над ней и спросила – «Что ты теперь думаешь о своем решении?» Она мягко, но уверенно ответила – «Только это даст мне покой» (183). Затем Вирджиния рассказала о своем решении своей семье и друзьям. Она также написала послание всем тем, кто не мог находиться рядом с ней:

«Всем моим друзьям, коллегам и семье: я люблю вас. Пожалуйста, поддержите меня в моем переходе к новой жизни. Только таким образом я могу выразить вам свою благодарность за все. Все вы сыграли важную роль в развитии моей способности любить. Благодаря этому моя жизнь была полна и прекрасна, поэтому я ухожу с чувством благодарности.

Вирджиния» (Лора Додсон, 185).

Последние дни Вирджинии были, казалось, наполнены покоем. Она больше спала, меньше говорила и слушала музыку. 9 сентября 1988 года от ее семьи пришло сообщение:

«Нашей любимой Джинни. Мы собрались на Флад-Парк настолько близко к твоему дому, насколько это возможно. Это прекрасный день, в деревьях слышны трели птиц, а по лужайке снуют твои любимые черные белки.

Каждый из нас озвучил самые дорогие воспоминания о том, чем ты осветила нашу жизнь. Некоторые воспоминания вызвали смех, другие – глубокую искреннюю благодарность за то, что ты дала нам.

Твоя забота обо всем человечестве будет продолжать жить благодаря твоей семье и другим людям. Конечно, у каждого из нас о тебе останутся самые разные воспоминания, но все они наполнены любовью и радостью.

Мы желаем тебе покоя и умиротворения в твоем переходе к более сложным задачам. Все мы, твоя семья, всегда будем помнить твое тепло, живительную любовь и прекрасную улыбку.

Наши любовь и радость с тобой навсегда».

Вирджиния умерла на следующий день, 10 сентября 1988 года. Лора помнит этот день:

«Когда она сделала последний слабый вздох, не наполненный болью, мы собрались вокруг ее постели и взялись за руки. Возникло чувство умиротворения, хоть и наполненное болью тяжелой утраты. Она покинула свое тело!

Не сговариваясь, мы стали выполнять ритуалы. Джонатан, один из ее врачей, еврей по национальности, провел последнюю церемонию согласно своим традициям – разбил стакан, что символизировало совершение перехода. Мы тихо разговаривали с ней. Некоторые что-то напевали» (186-187).

Перед смертью Вирджиния сказала, что хочет быть кремирована. Ее останки отвезли к Маунт-Крестед Бют, Колорадо, где она купила участок на кладбище. Помню, она спрашивала нас, не хотим ли мы купить себе участки вместе с ней, так как если покупать три участка сразу, выходит дешевле. В Маунт-Крестед Бют в присутствии родных и друзей она нашла свое последнее пристанище. Ее могила проста, но красива. За ней всегда присматривал еще один друг Вирджинии – Аллен Кокс. И даже находясь там, Вирджиния продолжает напоминать нам о своей любви к природе, горе Маунт-Крестед Бют и людям.

Предисловие

Я слишком многим обязан Вирджинии Сатир в интеллектуальном и эмоциональном плане, чтобы соблюсти в этом вступлении объективность. Я очень рад тому, что тебе, безымянный читатель, предстоит отправиться в путешествие, которое, возможно, изменит твою жизнь, поможет обрести ее новый смысл и будет способствовать твоему личностному росту.

Впервые я встретил Вирджинию Сатир одиннадцать лет назад. Она преподавала семейную терапию в Институте исследований интеллекта в Пало-Альто. Это был первый в стране курс по семейной терапии. Я тогда преподавал ортодоксально фрейдистский курс по психиатрии, но, несмотря на это, ее новаторские идеи настолько подействовали на меня, что я вместе с Доном Джексоном присоединился к Вирджинии, заняв пост административного директора программы, благодаря чему имел возможность наблюдать, сколь эффективна ее работа. Она использовала односторонние зеркала, аудио- и видеоматериалы, развивающие игры и упражнения. Вирджиния приводила примеры из личного опыта, устраивала наглядные демонстрации на себе, моделировала семейные интервью. Сегодня эти приемы настолько распространены, что легко упустить из виду их автора.

Дон Джексон, в свою очередь, предложил Вирджинии написать книгу по общей семейной терапии. По его мнению, эта книга должна была стать базовой в области терапии семьи.

Спустя пять лет, когда курс семейной терапии обрел известность, Вирджиния встала во главе Движения потенциального роста, занявшись поиском и открытием новых идей и приемов в этой области. Она же стала первым директором обучающей программы в Исаленском институте и сыграла огромную роль в создании многих других центров развития. Вирджиния, не задумываясь, объединяла аспекты чувственного самосознавания, конфликтологии и гештальт-психологии. Приемы, которые она использовала в работе с неблагополучными семьями, сегодня применяются повсеместно, ибо помогают людям развивать их потенциальные возможности.

Фриц Перлз незадолго до своей смерти назвал Вирджинию самым удачливым человеком, которого он когда-либо знал.

После того, как вы прочтете эту книгу, многим из вас покажется, что все написанное просто и очевидно. Отчасти это произойдет потому, что идеи Вирджинии достаточно распространены и уже получили одобрение. Но секрет заключается в том, что Вирджиния - блестящий ученый - прекрасно знает все принципы, лежащие в основе того или иного явления и способные выявить его общие закономерности. Именно в этом случае объясняемое явление становится удивительно понятным и знакомым.

Каждый раз, перечитывая эту книгу, вы будете обнаруживать, что за ее кажущейся простотой скрывается настоящая глубина.


Роберт Спитцер,

Издатель

Семь лет назад я написала книгу «Общая семейная терапия», которая по замыслу предназначалась специалистам, имеющим дело с семьями и их проблемами. С тех пор ко мне поступило немало просьб написать новую книгу для самих семей, которые сталкиваются с проблемой своих внутренних отношений. Отчасти эта книга - ответ на столь многочисленные просьбы.

Поскольку, по моему мнению, ни один предмет невозможно изучить окончательно, я продолжала экспериментировать с новыми, открывающимися мне аспектами самооценки, общения, системы и правил внутри семьи. Я собирала группы из нескольких семей на семинары с совместным проживанием, продолжительностью до одной недели. Семинары предусматривали непрерывный круглосуточный контакт. То, что я узнавала из них, не перечеркивало прежние представления о семье, а, наоборот, обогащало их.

Все аспекты семьи - будь то индивидуальная самооценка, коммуникации, система или правила - поддаются изменению или исправлению в любое время. В каждый момент времени поведение человека есть результат четырехстороннего взаимодействия его самооценки, физического состояния, взаимодействия с другим человеком, его системой и его местом во времени, пространстве и ситуации. И если я хочу объяснить его поведение, то мне нужно учитывать все эти факторы (не упустив ни одного) и степень их влияния друг на друга. В течение всей жизни мы делаем выводы, основываясь на личном опыте, однако ни один из них почти никогда не имеет отношения ни к тому, что мы есть на самом деле, ни к нашим намерениям.

Решение старых проблем откладывается, а сами проблемы лишь усугубляются постоянными разговорами вокруг них. Одним словом, есть надежда, что все можно изменить.

Благодарности

К сожалению, совершенно невозможно перечислить всех людей, которые помогли и вдохновили меня на эту работу. Их имена составили бы еще одну книгу. Среди этих людей особое место занимают семьи и члены этих семей, которые допустили меня к своим проблемам и неприятностям, что, в свою очередь, дало мне более глубокое и ясное знание того, что есть человек. Именно благодаря ним была реализована возможность написать эту книгу.

Я хочу отдать должное и тем моим коллегам, которые пожелали учиться у меня, тем самым, позволив и мне учиться у них.

Особенная благодарность Пату Колинзу, Пэгги Гранжер и всем работникам издательства «Science and Behavior Books», которые не жалели сил для создания этой книги.

Вступление

Маленькой я мечтала, что когда вырасту, стану детективом, чтобы следить за родителями. У меня были довольно смутные представления о том, что именно я буду расследовать, но уже тогда мне было понятно, что во всех семьях происходит нечто загадочное, неподвластное уму непосвященного.

Сегодня, 45 лет спустя, поработав примерно с тремя тысячами семей и десятью тысячами человек, я понимаю, что загадок действительно много. Семейная жизнь чем-то похожа на айсберг. Большинство людей в курсе приблизительно одной десятой части тех событий, которые происходят на самом деле, то есть того, что они видят и слышат, часто принимая за действительность. Некоторые подозревают, что, возможно, существует что-то еще, но не представляют, как об этом узнать. Незнание может довести семью до разрушения. Судьба матроса зависит от его знания, что у айсберга есть подводная часть, а судьба семьи - от понимания чувств, потребностей и структуры, которые стоят за повседневной жизнью этой семьи.

В наш век ошеломляющих научных открытий, проникновения в атом, покорения космического пространства, открытий в области генетики и других чудес мы продолжаем узнавать что-то новое из области взаимоотношений между людьми. Я уверена, что историки следующего тысячелетия будут говорить о нашем времени, как о времени рождения новой эры в развитии человека, эры, когда человек начал существовать в большем мире внутри многочисленного общества.

За долгие годы работы мне удалось понять смысл выражения «жить по-человечески». Оно означает - понимать, ценить и развивать свое тело, считать его красивым и полезным, реально и честно оценивать себя и окружающих, не бояться рисковать, творить, проявлять свои способности, не бояться что-то менять, когда ситуация того требует, умет приспособляться к новым условиям, сохраняя то старое, что еще может пригодиться, и отбрасывая ненужное.

Если собрать все эти критерии воедино, получится физически здоровый, умственно развитый, чувствующий, любящий, веселый, реальный, творческий, продуктивный человек. Человек, который способен самостоятельно держаться на своих ногах, человек, который может по-настоящему любить и по-настоящему бороться, совмещающий в себе нежность и твердость и осознающий разницу между ними, а потому успешно достигающий своих целей.

Семья - это «фабрика», где формируется такой человек. Вы, взрослые, формируете новых людей .

За годы работы в семейной терапии я поняла, что есть четыре фактора семейной жизни, неизбежно присутствующие в жизни людей, которые приходят ко мне за помощью. Это:


Мысли и чувства, которые каждый человек испытывает по отношению к себе. То, что я называю самооценкой;

Пути, которым следуют люди, чтобы понять друг друга. То, что я называю коммуникацией;

Правила, которых люди придерживаются в своей жизни. Иногда они составляют некую совокупность, семейную систему;

То, как люди общаются с окружающими людьми и сообществами за пределами семьи. Я называю это связью с обществом.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...