Возникновение и прекращение юр лица. Возникновение и прекращение юридических лиц


Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Статья 51 ГК предусматривает обязательную государственную регистрацию юридических лиц. Причем в отличие от ранее действовавшего законодательства, в соответствии с которым регистрация коммерческих организаций осуществлялась органами местной администрации, ГК предусматривает регистрацию в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации. Пока такового нет, можно лишь предположить, о каких органах идет речь. Ими могут стать территориальные отделы или управления юстиции, нотариальные конторы, суды.

Отказ в регистрации возможен лишь в двух случаях:

  • в случае нарушения установленного законом порядка образования юридического лица;
  • в случае несоответствия учредительных документов закону.

Отказ по мотивам нецелесообразности не допускается. В любом случае отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд.

В отношении порядка регистрации необходимо руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации».

Данные государственной регистрации (в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование) включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК).

Обращаем внимание на то, что исходя из ГК реестр должен быть единым для всех юридических лиц и открытым для всеобщего ознакомления.

В настоящее время существуют два государственных реестра. Ведение одного из них осуществляет государственная налоговая служба РФ (см. Положение о порядке ведения государственного реестра предприятии. Утверждено ГНС 12 апреля 1993 г. № ЮУ-4-12/65Н), второй (Государственный реестр предприятий с иностранными инвестициями, а также аккредитованных в России представительств иностранных фирм) ведет Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ (созданная Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1994 г. №655).

Прекращение деятельности юридического лица может иметь место в двух формах

  • с правопреемством (реорганизация);
  • без правопреемства (ликвидация).

Исходя из статей 57-60 ГК, реорганизация юридического лица может иметь место в форме:

  • слияния (объединение нескольких юридических лиц в одно, к которому в соответствии с передаточным актом переходят права и обязанности каждого из них),
  • присоединения (поглощение одного юридического лица другим, к которому переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом);
  • разделения (создание на основе одного юридического лица новых самостоятельных юридических лиц, к которым на основе разделительного баланса переходят права и обязанности разделенного юридического лица);
  • выделения из существующего с сохранением последнего (к новому юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного в соответствии с разделительным балансом);
  • преобразования, то есть изменения организационно-правовой формы (к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного в соответствии с передаточным актом). Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Единственным исключением из этого общего правила является реорганизация в форме присоединения, которая считается состоявшейся с момента внесения в Государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Названные документы утверждаются тем, кто принял решение о реорганизации юридического лица 21, и представляются для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (непредставление их влечет за собой отказ в государственной регистрации).

Если нет возможности четко определить правопреемника, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность перед кредиторами.

Ликвидация, то есть прекращение деятельности юридического лица без правопреемника, может состояться как по решению участников или уполномоченного ими органа, так и независимо от воли участников при наличии предусмотренных оснований.

Участники вправе в любой момент принять решение о ликвидации юридического лица. Это решение может быть принято, в частности:

  • в связи с истечением срока, на который создавалось юридическое лицо;
  • в связи с достижением цели, ради которой оно было создано;
  • в связи с признанием судом регистрации юридического лица недействительной.

Независимо от воли участников юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда:

  • в случае осуществления лицензируемой деятельности без лицензии;
  • в случае осуществления запрещенной законом деятельности;
  • в связи с неоднократным грубым нарушением действующего законодательства;
  • в связи с систематическим осуществлением неуставной деятельности (для общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов);
  • вследствие несостоятельности (банкротства). Это положение распространяется на коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы, фонды.

Требование о ликвидации предъявляется в суд государственным органом или органом местного самоуправления, имеющим на это право.

Участники или орган, принявший решение о ликвидации, должны незамедлительно сообщить об этом зарегистрировавшему юридическое лицо органу. Последний вносит в Государственный реестр сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Ликвидация производится ликвидационной комиссией. В случае добровольной ликвидации комиссия образуется участниками предприятия или уполномоченным ими органом совместно с трудовым коллективом; в случае принудительной - органом, по решению которого она производится. В обоих случаях - по согласованию с зарегистрировавшим юридическое лицо органом. В решении о назначении ликвидационной комиссии содержится указание на срок ликвидации и ее порядок.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению юридическим лицом

Последовательность действий ликвидационной комиссии:

  • помещает в официальной печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроках (не менее двух месяцев с даты публикации) заявления претензий кредиторами;
  • выявляет кредиторов и письменно уведомляет их о ликвидации;
  • выявляет и получает дебиторскую задолженность;
  • после окончания срока предъявления претензий кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс , содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, а также перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный ба-ланс утверждается участниками или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом;
  • принимает решение о продаже имущества юридического лица с публичных торгов (если имеющихся денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов);
  • выплачивает денежные суммы кредиторам ликвидируемого юридического лица в следующей последовательности (требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предшествующей очереди):
    • в первую очередь выплачивает суммы по требованиям граждан, перед которыми юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
    • во вторую - осуществляет выплату выходных пособий и расчеты по оплате труда (а также оплате вознаграждений по авторским договорам);
    • в третью - осуществляет расчеты по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
    • в четвертую - погашает задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
    • в пятую - производит расчеты с другими кредиторами.

    Выплаты кредиторам с первой по четвертую очередь начинают осуществляться (в порядке очередности) ликвидационной комиссией со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Выплаты кредиторам пятой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса;

  • составляет (после завершения расчета с кредиторами) ликвидационный баланс, который утверждается участниками или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующей инстанцией;
  • передает оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество участникам;
  • вносит запись о ликвидации в Государственный реестр юридических лиц.

Если имущество должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидация должна осуществляться в соответствии с Законом о банкротстве. При обнаружении названных обстоятельств ликвидационная комиссия (а если она еще не создана - учредитель (участник) должника, либо собственник имущества унитарного предприятия, либо руководитель должника) должна обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом, об открытии конкурсного производства и назначении конкурсного управляющего. В случае, если дело о банкротстве возбуждается после создания ликвидационной комиссии, обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора).

Нарушение изложенных требований является основанием для отказа во внесении в единый Государственный реестр юридических лиц записи о прекращении юридического лица. Помимо этого вышеназванные лица, допустившие нарушение и не обратившиеся в арбитражный суд, несут субсидиарную ответственность по неудовлетворенным обязательствам по денежным требованиям и обязательным платежам должника.

Возникновение юридического лица. Порядок возникновения юридических лиц устанавливается законодательством, регламентирующим деятельность предприятий, организаций или учреждений данного вида. Но если рассматривать данный вопрос в целом, можно выделить несколько способов возникновения юридических лиц.

Распорядительный порядок создания юридического лица действует, когда предприятие, организация или учреждение возникают на основе распоряжения собственника имущества (в большинстве случаев - государственные предприятия и организации). Согласно законодательным актам о предприятиях, предприятие может создаваться по решению собственника (собственников) имущества или органа, уполномоченного собственником.

Разрешительный порядок имеет место, когда для возникновения юридического лица необходимо согласие какого-либо органа, предприятия или организации. Так, при создании малых предприятий посредством выделения из состава действующего предприятия или объединения одного или нескольких структурных подразделений по решению их трудовых коллективов необходимо согласие собственника имущества предприятия (уполномоченного им органа, предприятия, объединения). В этом случае

предприятие или объединение выступает в качестве учредителя малого предприятия*.

Явочно-нормативный порядок возникновения юридических лиц применяется, если для этого не требуется чьего-либо распоряжения или разрешения. Так, в соответствии со ст. 11 Закона о кооперации кооператив организуется по желанию граждан исключительно на добровольных началах. В аналогичном порядке возникают акционерные общества, общественные объединения, религиозные общества, пользующиеся правами юридических лиц.

Договорно-правовой порядок возникновения юридических лиц состоит в том, что юридическое лицо образуется на основании учредительного договора, заключаемого предприятиями, организациями или гражданами. В названном порядке возникают, например, хозяйственные товарищества, ассоциации и концерны, создаваемые юридическими лицами.

В современных условиях все перечисленные способы могут быть сведены к двум: явочно-нормативному (нередко называемому также "регистрационным") , включающему создание юридического лица по решению (распоряжению) собственника или в соответствии с учредительным договором нескольких собственников, и разрешительному. При этом явочно-нормативный становится общим порядком образования юридических лиц, а разрешительный - исключительным (по прямому указанию законодательного акта).

Государственная регистрация юридического лица. Действующим законодательством предусмотрена обязательная государственная регистрация всех без исключения юридических лиц. Предприятие, учреждение, организация или объединение приобретают права юридического лица лишь с момента их регистрации в установленном законом порядке (п. 3 ст. 13 Основ гражданского законодательства). Коммерческие организации по действующему законодательству регистрируются в органах местной администрации районов и городов, что порождает неквалифицированную оценку учредительных документов и злоупотребления. Основы гражданского законодательства, следуя общепринятому в мировой коммерческой практике порядку, предусмотрели их регистрацию в органах юстиции (которыми могут быть территориальные отделы или управления юстиции, нотариальные конторы или даже коммерческие (арбитражные) суды). Представляется, что в будущем гражданское законодательство должно ориентироваться на этот подход. Данные такой регистрации включаются в республиканские реестры юридических лиц, открытые для всеобщего ознакомления.

Необходимость такой регистрации и государственного учета действующих юридических лиц в условиях рыночной экономики имеет важное значение не только для возникновения правоспособности и дееспособности данного юридического лица, но для обеспечения финансового (налогового) контроля за их деятельностью.

Для регистрации юридического лица в соответствующий орган представляются: заявление, устав предприятия или организации, утвержденный в установленном порядке, решение о его создании (распоряжение, в надлежащих случаях - согласие собственника имущества или его органа,

См. п. 4 постановления Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. № 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий".-В: СП СССР. 1990.Отд. 1.№19.Ст. 101.

учредительный договор и т.п.) и иные документы, перечень которых определяется республиканским законодательством (например, законодательство требует представления протокола учредительного собрания при создании акционерного общества).

Некоторые виды юридических лиц регистрируются в специально уполномоченных на то органах государственного управления. Так, средства массовой информации подлежат регистрации в соответствующих министерствах и ведомствах информации и печати, а общественные организации (объединения) регистрируют лишь свои уставы (обычно - в республиканских министерствах юстиции). Коммерческие банки регистрируются в центральном банке республики (одновременно с выдачей лицензии).

Отказ в регистрации организаций возможен только в случаях, когда нарушен установленный законом порядок их создания либо когда представляемые для регистрации учредительные документы не соответствуют требованиям закона. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности создания данного юридического лица не допускается.

Регистрация юридического лица должна быть проведена в течение 30 дней (в отношении малых предприятий - в двухнедельный срок) с момента подачи заявления и других документов для регистрации. Если соответствующий орган отказал в регистрации юридического лица по мотивам, которые учредитель считает необоснованными, либо не провел регистрацию в установленные законом сроки, заявитель вправе обжаловать это решение в суде, арбитражном суде.

За регистрацию юридического лица учредитель обязан внести плату, размер которой устанавливается законодательством республик. Указанные платежи зачисляются в доход местного бюджета.

Прекращение деятельности юридического лица. Деятельность юридического лица прекращается посредством его реорганизации или ликвидации. Реорганизация юридического лица происходит в случаях разделения предприятия или организации и создания на их основе нескольких юридических лип; слияния нескольких юридических лиц в одно; присоединения одного юридического лица к другому. Во всех этих случаях права и обязанности прекратившего деятельность юридического лица или лиц переходят к созданным на их основе юридическим лицам, т.е. возникает преемство прав и обязанностей. Правопреемство наступает также при преобразовании одного юридического лица в другое, например при создании на базе государственного предприятия арендного предприятия путем сдачи его имущества в долгосрочную аренду арендному коллективу (ст. 1 б Основ законодательства об аренде).

При реорганизации юридического лица должны быть соблюдены все правила, установленные для создания нового юридического лица. Реорганизация юридического лица может быть как добровольной (по решению собственника имущества, учредителя данного юридического лица), так и принудительной*.

* Так, ст.ст. 11 и 19 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предусмотрена возможность принудительного разделения хозяйствующих субъектов в случаях осуществления ими монополистической деятельности и существенного ограничения конкуренции вследствие их доминирующего положения на рынке.

- В: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 199). № 16. Ст. 499.

Реорганизация оформляется составлением передаточного.или. разделительного баланса, фиксирующего передачу или раздел соответствующего имущества.

Ликвидация юридического лица также возможна как в добровольном, так и в принудительном порядке. В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется на основании решения собственника имущества или уполномоченного им органа по причинам нецелесообразности дальнейшей деятельности, выполнения данным юридическим лицом возложенных на него задач и т.п.

В принудительном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано на основании решения суда или арбитражного суда (а кооперативных организаций также по решению исполкома местного Совета (местной администрации), зарегистрировавшего кооператив).

По решению суда или арбитражного суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случаях: признания его банкротом; если принято решение о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения установленных законодательством условий в надлежащий срок, например неосуществление природоохранных мероприятий и т.п.; если решением суда будут признаны недействительными учредительные акты о создании предприятия и в иных слулаях, предусмотренных законодательством.

Ликвидация юридического лица означает прекращение его деятельности при отсутствии какого-либо правопреемства. Удовлетворение претензий кредиторов и распределение оставшегося после этого имущества осуществляет ликвидационная комиссия, образуемая собственником имущества или уполномоченным им органом (а в случае банкротства -конкурсным управляющим). По их решению ликвидация может производиться и органом управления предприятия (например, его директором) . Конкретный порядок ликвидации регулируется законодательством и уставом соответствующей организации (см., например, ст. 17 Основ).

Процесс ликвидации регулируется законодательством о соответствующем виде юридических лиц (см., например, ст.ст. 37, 38 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности"), а также специальными законодательными актами о банкротстве*. Ликвидационная комиссия объявляет в официальной печати по месту нахождения юридического лица о его ликвидации и определяет в соответствии с законом срок ее проведения, а также специальный срок для заявления претензий кредиторов (по общему правилу - не менее двух месяцев с момента объявления о ликвидации). Кроме того, она обязана принять меры по выявлению возможных кредиторов. После удовлетворения претензий кредиторов составляется ликвидационный баланс, который вместе с остатком имущества передается собственнику или органу, назначившему ликвидком. Юридическое лицо считается прекратившимся с момента внесения об этом записи в соответствующий государственный реестр.

При объявлении банкротства (несостоятельности) юридического лица обычно предусматривается определенный период его возможной санации (оздоровления), на который управление имуществом передается специ-

* Закон Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"- Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской федерации. 1993. № 1. Ст. 6.

ально назначенным лицам без согласия собственника. В случае недостижения целей санации наступает следующая стадия - собственно банкротство. В ходе ее осуществления имущество банкрота распределяется между его кредиторами в порядке конкурсного процесса (в ходе которого они "конкурируют" за максимально возможное удовлетворение своих требований) . Условия и последствия признания юридического лица банкротом регулируются специальным законом.

Можно выделить два способа создания юридических лиц: распорядительный и добровольный.

Распорядительный способ характеризуется тем, что решение об организации исходит извне, от компетентных органов, как правило, собственников имущества, закрепляемого за юридическим лицом, или уполномоченного им органа. Так создаются государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения.

Добровольные способы:

а) разрешительный , когда требуется предварительное согласие органов публичной власти на создание юридического лица (например, при создании ассоциаций или союзов);

б) нормативно-явочный , который исключает необходимость получения предварительного согласия от органов публичной власти на создание юридического лица. Таким способом создается большинство организаций, в том числе хозяйственные общества и товарищества.

Процесс создания юридического лица состоит из двух этапов .

1. Фактическое создание юридического лица . Оно учреждается по решению собственника имущества или уполномоченного им органа (например, таким образом создаются государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения) или создается на основании учредительного договора. Примерами могут служить все коммерческие организации корпоративного типа (хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы). Их учредители согласовывают и принимают учредительный договор. По данному соглашению стороны обязуются, прежде всего, образовать юридическое лицо, определить порядок участия каждого субъекта в его организации, форму и объем передачи ему своего имущества, участие в его деятельности. Кроме того, юридическое лицо может быть создано одним лицом, которое принимает Устав и руководствуется его положениями.

2. Государственная регистрация юридического лица. Это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц»).

Государственная регистрация осуществляется исключительно федеральным органом исполнительной власти в срок не более чем 5 рабочих дней со дня предоставления документов. Место государственной регистрации устанавливается в зависимости от места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, а в случае его отсутствия - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 8 ФЗ).

Момент государственной регистрации определяется внесением регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Основанием для внесения этой записи является решение соответствующего федерального органа исполнительной власти о государственной регистрации. Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган обязан выдать (направить) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.


Отказ в государственной регистрации возможен в двух случаях (ст. 23): а) непредставления определенных Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее чем 5 рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Прекращение деятельности юридического лица. Различают два вида: Реорганизацию (ст. 57 ГК РФ) и ликвидацию (ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица - это прекращение деятельности Юридического лица, без возникновения новых юридических лиц.

Реорганизация юридического лица - это его прекращение, влекущее возникновение новых организаций или изменение организационно-правовой формы существующей организаций. Реорганизация может проходить в следующих формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование (см. ст. 57 ГК РФ).

Основное отличие реорганизации от ликвидации заключается в том, что в первом случае возникает правопреемство, то есть переход прав и обязанностей от одного юридического лица (как правило прекращающего свою деятельность) к другим вновь созданным организациям, а во втором - правопреемство отсутствует.

В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридических лиц, выделяются следующие способы образования юридических лиц:

1. Распорядительный порядок - юридические лица возникают на основе одного распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации не требуется. (В таком порядке возникали государственные предприятия и учреждения в СССР).

2. Явочный порядок для него характерно отсутствие специальной государственной регистрации организации, которые создаются в силу самого факта намерения действовать в качестве юридического лица. В ст. 51 ГК эти два способа образования организаций в России не применяются.

3. Разрешительный порядок образования юридических лиц предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом.

4. При нормативно-явочном порядке для образования юридического лица согласие каких-либо третьих лиц не требуется (включая государственные органы). Регистрирующей орган лишь проверяет, соответствует ли закону учредительные документы и соблюден ли установленный порядок ее образования.

Правовой основой деятельности любого юридического лица, наряду с законодательством, является его учредительные документы. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам.

Состав учредительных документов для разных видов юридических лиц различны. Так ООО или О доп. О, ассоциации, союзы действуют на основе - учредительного договора и устава.

Хозяйственные товарищества (полные и на вере) на основе учредительного договора.

Для остальных единственным учредительным документом является устав.

Учредительный договор - это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица (заключается в письменной форме (простой или нотариальной), вступает в силу, как правило, с момента заключения.

Устав - утверждается учредителями. Уставы, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей).

Устав определяет правовое положение юридического лица и реализует отношения между участниками и самим юридическим лицом. Вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица.

Государственная регистрация - завершает этап образования юридического лица. Для регистрации представляют следующие документы: заявление учредителей о регистрации, устав организации, учредительный договор или решение учредителей о создании юридического лица (в виде протокола собрания); свидетельство об уплате регистрационной пошлины, а для коммерческих организаций - документы, подтверждающие оплату не менее 50 % уставного капитала.


Уставный капитал - это совокупность вкладов (в денежном выражении) участников (собственников) в общее имущество при создании юридического лица, для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Уставный капитал и фактическая задолженность участников (собственников) по вкладам в Уставный капитал учитывается и отражается в отчетности развернутого по отдельным статьям пассива и актива бухгалтерского баланса. Законодательством РФ установлены минимально допустимые размеры Уставного капитала в зависимости от вида юридического лица.

Уставный капитал АО - составляется из наименьшей стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Основное значение Уставного капитала А.О. состоит в том, что он определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Уставный капитал АО не может быть менее 100 кратного (для закрытого АО) и 1000-кратного (для открытого АО) минимального размера оплаты труда, установленного законодательством на дату государственной регистрации общества. Не допускается освобождение акционера от обязанности оплаты акций общества, в том числе путем зачета требований к обществу. Открытая подписка на акции не допускается до полной оплаты Уставного капитала.

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (кроме случаев выделения) или ликвидации, и, как правило, носит окончательный характер.

Реорганизация

При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого лица или их часть переходит к иным субъектам права, то есть происходит универсальное правопреемство.

Реорганизация может осуществляться путем слияния нескольких организаций лиц в одну новую, присоединения юридического лица к другому, разделения юридического лица на несколько новых организаций, выделения из состава организации других юридических лиц или преобразования, то есть смены организационно-правовой формы юридического лица.

Реорганизация проводится, как правило, по решению участников юридического лица (или собственника), то есть добровольно, но в отношении коммерческих организаций закон предусматривает случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительно.

В зависимости от того, в какой форме проводится реорганизация юридического лица, она оформляется либо разделительным балансом (разделение, выделение), либо передаточным актом (слияние, присоединение, преобразование).

При выделении, разделении или слиянии реорганизация считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных юридических лиц.

При присоединении завершается в момент исключения присоединенной организации из единого государственного реестра.

Во многих случаях проведение реорганизации способно резко изменить соотношение "сил" товаропроизводителей на рынке и привести к ограничению конкуренции. Для предотвращения этих негативных последствий (п. 1 ст. 17 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках") устанавливает обязательную процедуру получения согласия федерального антимонопольного органа, в случаях слияния и присоединения коммерческих организаций, сумма активов которых превышает 100 минимальных размеров оплаты труда, а также на слияния или присоединения союзов или ассоциаций коммерческих организаций.

Обязательным условием реорганизации является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков (ст. 60 ГК).

Ликвидация юридического лица - это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Она может носить как добровольный, так и принудительный характер.

В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица. Основание добровольной ликвидации :

· нецелесообразность дальнейшего существования;

· истечение срока, на который было создано;

· достижение или напротив принципиальная недостижимость уставных целей организации.

Принудительная ликвидация проводится по решению суда, когда деятельность осуществляется без лицензии, либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями закона.

Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. Так, например, организации (кроме казенных Предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хоз. обществ и унитарных Предприятий предусмотрено такое основание, как утрата имущества, то есть уменьшение стоимости чистых активов Предприятий ниже уровня минимального размера уставного капитала. И в том и в другом случае ликвидация может проводиться как добровольно, так и принудительно.

В продолжении процесса ликвидации юридическое лицо сохраняет статус субъекта права, управляемого, однако, не его органом, а ликвидационной комиссией. Задача ликвидационной комиссии состоит в том, чтобы взыскать задолженность с должников и удовлетворить требования кредиторов.

После погашения долгов составляют ликвидационный баланс, утвержденный собственником или органом, принявшим решение о ликвидации, а также согласуемый с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридического лица.

Ликвидационный баланс предназначен для завершения расчетов с кредиторами.

Утверждение ликвидационного баланса позволяет внести в единый государственный реестр запись о ликвидации. Не получившие удовлетворение, кредиторы вправе обратиться с иском в арбитражный суд лишь до учинения такой записи; пропуск такого обращения со стороны кредиторов либо оставление его судом без удовлетворения кредитором считается погашенным.

Для казенных Предприятий и учреждений предусмотрена следующая оговорка: при недостатке у них средств на ликвидационном балансе кредиторы могут заявить требования к собственнику, закрепленного за такими предприятиями или учреждениями имущества.

Требования кредиторов ликвидируемого юридического лица подлежит удовлетворению в специальной очередности, установленной ст. 64 ГК.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Согласно ГК, в отличие от ранее действовавшего законодательства, все юридические лица в принципе возникают в явочном (нормативно-явочном) порядке. Они подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном специальным законом о регистрации юридических лиц, и внесению в единый Государственный реестр юридических лиц (ст. 51)*(108). При регистрации целесообразность создания юридического лица не проверяется, и в регистрации может быть отказано только в случае нарушения установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствия закону его учредительных документов. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (ст. 51 ГК).

Явочный (нормативно-явочный) порядок состоит в том, что государство не вправе отказать в регистрации юридического лица, если оно создано и организовано в соответствии с требованиями норм действующего права. Отсюда и его название. Нормативно-явочному порядку противостоит разрешительный, при котором государство вправе проверять целесообразность создания данного юридического лица и может отказать в регистрации, если считает его создание нецелесообразным.

Явочный (нормативно-явочный) порядок не исключает необходимости получения специальной лицензии для определенных видов деятельности, но и в этом случае орган, выдающий лицензию, проверяет только соответствие заявителя требованиям закона в отношении данного вида деятельности и не может отказать в ее выдаче, ссылаясь на то, что считает нецелесообразным осуществление данной деятельности данным лицом. Однако принципиальное принятие нормативно-явочного порядка не исключает возможности установления специальным законом требования получить, в определенных нормой этого закона случаях, согласие государства на создание юридического лица*(109).

2. Прекращение юридических лиц возможно в виде (форме) их реорганизации или ликвидации, причем реорганизация юридического лица не всегда влечет его прекращение.

Реорганизацией юридических лиц закон (ст. 57 ГК) называет их слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование; под преобразованием юридического лица понимается изменение его организационно-правовой формы (п. 5 ст. 58).

При слиянии прекращается самостоятельное существование сливающихся организаций - юридических лиц и на их базе образуется новое юридическое лицо. При присоединении одно юридическое лицо вливается в другое и таким образом перестает существовать как таковое. При разделении на базе прекратившегося юридического лица возникают новые. При выделении возникает новое юридическое лицо, а то, из которого оно выделилось, продолжает существование. При преобразовании преобразуемое юридическое лицо прекращает существование и на его базе возникает новое. Таким образом, в четырех случаях реорганизации из пяти юридическое лицо прекращает существование, причем в двух из них - при разделении и преобразовании - наряду с прекращением имеет место возникновение нового (слияние и преобразование) или нескольких новых (при разделении) юридических лиц. При выделении налицо лишь возникновение нового юридического лица.

Согласно ст. 57 ГК реорганизация юридического лица, по общему правилу, может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то его учредительными документами. Однако в случаях, предусмотренных специальными законами, разделение или выделение может иметь место и по решению уполномоченных на то государственных органов, а слияние, присоединение и преобразование - только с их согласия. Так, ст. 19 уже упоминавшегося выше Закона о конкуренции предоставляет такие полномочия федеральному антимонопольному органу в целях предупреждения и ликвидации доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов. Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения - с момента регистрации (внесения в Государственный реестр) записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

3. При слиянии и преобразовании юридических лиц происходит универсальное правопреемство - права и обязанности прекращенных юридических лиц в виде комплекса переходят к вновь возникшим, а при присоединении - к поглотившему прекращенное (прекращенные юридические лица) существующему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При разделении и выделении к вновь возникшим юридическим лицам переходят в соответствии с разделительным балансом права и обязанности при разделении прекращенного, а при выделении - часть прав и обязанностей сохранившегося и продолжающего деятельность юридического лица.

Как передаточный акт, так и разделительный баланс должны содержать исчерпывающие указания о переходе к правопреемникам всех прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, включая и те, которые оспариваются, о всех его кредиторах и должниках и их распределении между правопреемниками, если последних несколько. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника по какому-либо обязательству реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут по этому обязательству солидарную ответственность (см. § 5 гл. 29).

Передаточный акт или, соответственно, разделительный баланс должны быть представлены для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц вместе с их учредительными документами и, соответственно, для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы сохраняющегося юридического лица. Непредставление передаточного акта или разделительного баланса или отсутствие в них полных и исчерпывающих указаний о правопреемстве влекут отказ в государственной регистрации и, следовательно, на основании п. 4 ст. 57 ГК реорганизация должна считаться несостоявшейся.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его реорганизации, обязаны письменно уведомить о принятом решении всех его кредиторов, которые вправе потребовать досрочного исполнения реорганизуемым лицом его обязательств и возмещения причиненных этим убытков (ст. 60 ГК).

Прекращение юридических лиц в порядке реорганизации происходит, как уже было сказано, с применением правопреемства, без ликвидации их дел и имущества.

4. Иное дело - прекращение юридических лиц в порядке ликвидации, когда правопреемства в отношении прав и обязанностей ликвидированного юридического лица нет, все его обязательства и иные права и обязанности прекращаются с соблюдением установленного порядка, а оставшееся имущество (актив), если таковое имеется, передается по назначению, предусмотренному законом или учредительными документами ликвидированного юридического лица.

Ликвидация осуществляется добровольно, по решению самого юридического лица - его учредителей (участников) или его органа, уполномоченного на то учредительными документами, либо в принудительном порядке, как правило, по решению суда, а в исключительных предусмотренных законом случаях - по решению уполномоченного органа государственного управления, причем в этих последних случаях решение органа государственного управления может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.

Согласно ст. 61 ГК в добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется и в случаях истечения срока, на который оно было образовано, а также достижения цели, ради которой оно было создано*(110).

По решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления им деятельности, запрещенной законом либо требующей по закону специальной лицензии при отсутствии таковой, а в отношении общественной или религиозной организации (объединения), благотворительного или иного фонда - и деятельности, противоречащей его уставным целям и, следовательно, выходящей за пределы его специальной правоспособности. Иск может быть предъявлен в суде государственным органом или органом местного самоуправления, которому такое право предоставлено законом. В качестве этого органа обычно выступает прокуратура. В отношении отдельных видов юридических лиц иск может быть заявлен и в некоторых других случаях, о чем будет сказано при рассмотрении специфики соответствующих юридических лиц.

Принявший решение о ликвидации юридического лица обязан письменно сообщить об этом органу, ведущему государственную регистрацию юридических лиц для немедленного внесения соответствующей записи в Государственный реестр юридических лиц, который открыт для всеобщего сведения, дабы каждый заинтересованный мог узнать, что данное лицо находится в стадии ликвидации. Затем он обязан по согласованию с органом государственной регистрации назначить ликвидатора или ликвидационную комиссию (ст. 62 ГК). Если решение о ликвидации принял суд, он может возложить функции ликвидатора (ликвидационной комиссии) на учредителей (участников) ликвидируемого лица либо его орган, уполномоченный учредительными документами (п. 3 ст. 61 ГК).

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого юридического лица, она выступает от его имени везде, в том числе в суде (п. 3 ст. 62). Ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами; этот срок не может быть менее двух месяцев, считая со дня публикации. Согласно ст. 63 ГК, ликвидационная комиссия принимает и иные меры к выявлению кредиторов ликвидируемого лица и получению дебиторской задолженности, исполнению обязательств его должниками, а также письменно уведомляет о ликвидации известных ей кредиторов.

По окончании срока, установленного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне и результатах рассмотрения требований кредиторов. Этот баланс утверждается принявшим решение о ликвидации по согласованию с органом государственной регистрации юридических лиц. Если выясняется, что у ликвидируемого лица нет денежных средств, достаточных для удовлетворения всех его кредиторов, ликвидационная комиссия продает его имущество с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Расчеты с кредиторами ликвидационная комиссия производит в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК*(111). В первую очередь удовлетворяются требования граждан, вытекающие из причинения вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей. Во вторую очередь выплачиваются суммы, причитающиеся в качестве оплаты труда и выходных пособий лицам, работающим по трудовому договору (контракту), а также вознаграждения по авторским договорам. В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (о залоге см. § 3 гл. 27). В четвертую очередь - задолженность по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. В пятую очередь производятся платежи всем другим кредиторам. При ликвидации банков и иных кредитных организаций, привлекающих средства граждан (физических лиц), в первую очередь удовлетворяются требования граждан-кредиторов по этим операциям.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для полного удовлетворения всех требований данной очереди вырученные средства распределяются между кредиторами данной очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению (как иногда говорят - по соразмерности), если иное не установлено законом.

Выплата кредиторам производится в соответствии с утвержденным промежуточным ликвидационным балансом по первым четырем очередям платежей начиная со дня его утверждения, а по пятой очереди - по истечении месяца со дня его утверждения.

Если ликвидационная комиссия отказала в удовлетворении требования кредитора или уклонилась от ответа, кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса (окончательного ликвидационного баланса) обратиться с иском в суд. Иск может быть судом удовлетворен за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица. Требования, заявленные после истечения установленного ликвидационной комиссией срока, удовлетворяются (до момента признания юридического лица ликвидированным) из имущества, оставшегося после удовлетворения требований, заявленных своевременно. Требования, не удовлетворенные вследствие недостаточности имущества юридического лица, считаются погашенными (прекращаются). Также погашенными считаются требования, не признанные ликвидационной комиссией и не переданные в суд, и те, в удовлетворении которых суд отказал.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс (окончательный ликвидационный баланс), который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с органом государственной регистрации юридических лиц.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидированного юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении данного юридического лица (п. 2 ст. 48 ГК, см. об этом § 1), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения записи о ликвидации в соответствующий реестр органом регистрации юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

В предусмотренных законом случаях при недостаточности имущества юридического лица для полного удовлетворения всех требований кредиторов дополнительную (субсидиарную, вспомогательную) ответственность несут другие указанные в законе лица. Так, согласно п. 6 ст. 63 ГК при недостаточности имущества казенного предприятия субсидиарную ответственность по его обязательствам несет учредившее его государство - собственник закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества. Аналогичным образом в случае недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств, необходимых для полного расчета с кредиторами (на иное имущество учреждения взыскание в силу п. 3 ст. 63 обращено быть не может), субсидиарную ответственность по его долгам (обязательствам) несет учредивший и финансирующий это учреждение собственник имущества, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления.

Ликвидация государственных предприятий и предприятий, в которых доля участия (паев) государства составляет 25 и более процентов, обладает некоторыми особенностями, установленными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г.*(112) и изданным на его основе постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г.*(113). Однако эти акты действуют лишь в той части и постольку, поскольку не противоречат принятому впоследствии законодательству о банкротстве.

5. Согласно п. 4 ст. 61 ГК, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, кроме так называемых казенных предприятий, благотворительные и иные фонды (все эти юридические лица специально рассматриваются в гл. 7 и 8) могут быть признаны (объявлены) несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в особом порядке, предусмотренном ст. 65 ГК и действующим с 1 марта 1998 г. Законом о банкротстве; названный Закон предусматривает возможность объявления несостоятельным (банкротом) также и физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя. Если имущества любого из перечисленных юридических лиц недостаточно для полного удовлетворения всех адресованных ему требований, оно может быть ликвидировано только в этом особом порядке.

Существование института несостоятельности (банкротства) обусловлено несколькими причинами. Необходимо оградить экономический оборот и его участников от последствий неэффективной работы тех из них, кто не способен надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства и такое неисполнение приобретает стойкий, систематический характер. С одной стороны, возникает необходимость принудительной ликвидации (если речь идет о физическом лице - принудительного устранения) такого участника оборота. С другой стороны, когда возникает такая угроза, желательно попытаться сохранить его как производителя ценностей (товаров, работ, услуг) и работодателя, что особенно важно в настоящий переходный период.

Поскольку юридические лица, по общему правилу, отвечают всем своим имуществом, следует по возможности предотвратить обращение всего или большей части этого имущества на удовлетворение требований одного или нескольких наиболее активных и расторопных кредиторов, лишив таким образом остальных кредиторов возможности получить хотя бы частичное удовлетворение. Наряду с этим нужно защитить интересы и самого несостоятельного должника и решение вопроса о его существовании подчинить установленным законом процедурам.

Объявление предприятия банкротом - институт, завершающий систему мер, организующих и обеспечивающих конкурентную борьбу агентов (участников) рыночной экономики, осуществляющих принципы предпринимательства, т.е. ведущих хозяйственную деятельность на свой риск и под свою ответственность. Вынужденное принудительное прекращение такого юридического лица и есть реализация, с одной стороны, максимально возможного риска, а с другой - наивысшей степени ответственности субъекта, поскольку он рискует и отвечает самим своим существованием.

Вопрос о несостоятельности (банкротстве) юридического лица рассматривается и решается арбитражным судом, кроме случаев, когда о своем банкротстве добровольно объявляет сам должник (ст. 181 и 182 Закона о банкротстве). Однако и в этом последнем случае при наличии возражений хотя бы одного из кредиторов должник обязан передать дело в суд, а кредитор вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением. Таким образом, процедуры рассмотрения вопроса о несостоятельности должника, о признании его банкротом и о ликвидации в порядке банкротства могут быть как принудительными - по решению арбитражного суда, так и добровольными, проводимыми по решению самого должника-банкрота, принятому им совместно с кредиторами в соответствии с п. 2 ст. 65 ГК и ст. 181-183 Закона.

Внешним признаком, дающим основание предполагать несостоятельность должника, влекущую необходимость объявить его банкротом и ликвидировать в порядке банкротства, является трехмесячная просрочка в исполнении им денежных обязательств перед кредиторами или такая же просрочка в уплате налогов и иных обязательных платежей. Право обратиться в суд с заявлением о возбуждении дела принадлежит кредиторам по денежным обязательствам, в отношении неуплаты обязательных платежей - соответствующим органам власти, а также прокурору.

В связи с отмеченной выше двоякой целью института банкротства рассмотрение вопроса о несостоятельности должника может включать несколько стадий. Первой является наблюдение, для проведения которого возбудивший дело арбитражный суд назначает временного управляющего. С этого момента самостоятельность должника ограничивается, совершение им ряда распорядительных сделок запрещено, другие могут быть совершены его органами лишь с согласия временного управляющего, взыскания с должника по исполнительным документам приостанавливаются (за установленными законом исключениями), все претензии и требования к должнику могут быть заявлены только в рамках данного процесса о несостоятельности. Созывается первое собрание кредиторов, в соответствии с решением которого арбитражный суд принимает решение либо о признании должника банкротом, открытии конкурсного производства и ликвидации должника либо, если выявлена возможность восстановления платежеспособности должника, о введении внешнего управления для осуществления этой возможности - для оздоровления (санации) должника, восстановления его платежеспособности и нормальной деятельности.

Внешнее управление осуществляется назначаемым судом внешним управляющим, к которому полностью переходят все функции по управлению должником и который действует под контролем собрания (комитета) кредиторов и суда. По всем адресованным должнику требованиям, кроме зарплаты работникам и некоторых других приравненных к ней платежей, вводится мораторий (приостановление платежей). Внешнее управление вводится на срок до 12 месяцев и в случае необходимости может быть продлено еще на 6 месяцев. Внешний управляющий разрабатывает план внешнего управления, предусматривающий меры по восстановлению платежеспособности должника, подлежащий утверждению собранием кредиторов, и проводит его в жизнь. Принятый собранием кредиторов и утвержденный арбитражным судом отчет внешнего управляющего, свидетельствующий о восстановлении платежеспособности должника, служит основанием для прекращения судом производства по делу о банкротстве. Если платежеспособность должника не восстановлена и (или) суд не утвердил отчет внешнего управляющего, суд принимает решение об объявлении должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство как непосредственное следствие объявления должника банкротом может быть открыто и по завершении стадии наблюдения, минуя стадию внешнего управления. Внешнего управляющего заменяет конкурсный управляющий (это может быть одно и то же лицо), к которому переходят все полномочия по управлению делами и распоряжению имуществом должника и на которого возлагается проведение всех мероприятий по ликвидации должника-банкрота и удовлетворению требований кредиторов в порядке организации и проведения конкурса над его имуществом. Действуя под контролем собрания кредиторов и арбитражного суда, конкурсный управляющий собирает все возможное имущество должника-банкрота и формирует конкурсную массу, за счет которой производится удовлетворение всех выявленных требований кредиторов.

Процедура конкурса в основном совпадает с описанной выше процедурой удовлетворения кредиторов при ликвидации юридического лица без объявления его банкротом (те юридические лица, к которым может быть применено банкротство, при недостаточности у них имущества для полного погашения всех их долгов могут быть ликвидированы только в порядке банкротства - п. 4 ст. 61 ГК). Удовлетворение требований кредиторов происходит в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК и ст. 106 Закона о банкротстве с учетом приоритета норм ГК. Вне очередей покрываются судебные расходы и расходы по проведению процедур банкротства и в связи с ними. По завершении расчетов конкурсный управляющий представляет арбитражному суду отчет с приложением необходимых документов, и после его утверждения арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства и ликвидации юридического лица. На основании определения суда в реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации юридического лица, и оно считается ликвидированным.

На всех стадиях разбирательства в суде дела о несостоятельности (банкротстве) допускается заключение мирового соглашения между кредиторами и должником, которое подлежит утверждению судом.

Статья 10 Закона о банкротстве вводит понятия фиктивного банкротства и преднамеренного банкротства. Под фиктивным банкротством Закон понимает подачу должником в арбитражный суд заявления о своем банкротстве при наличии у него фактической возможности удовлетворить требования своих кредиторов в полном объеме. Согласно п. 1 ст. 10 должник в этом случае несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления. Под преднамеренным банкротством п. 2 ст. 10 понимает банкротство должника, возникшее по вине его учредителей или участников или иных лиц (включая руководителей), которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия; все перечисленные виновные лица несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам банкрота.

Закон о банкротстве устанавливает определенные особенности рассмотрения дел в отношении отдельных категорий юридических лиц - градообразующих, сельскохозяйственных, кредитных, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг. В отношении кредитных организаций (включая банки) наряду с общим Законом о банкротстве действует специальный Федеральный закон О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций*(114); некоторые правила, относящиеся к ликвидации или реорганизации кредитных организаций, содержатся в Федеральном законе О реструктуризации кредитных организаций

Выбор редакции
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...

Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...

Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...

Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....
У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...
© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...