Выступление в думе про культуру. Миссия, а не услуга: что решили на президентском Совете по культуре


В Госдуме прошло специальное заседание комитета по культуре. Обсуждалась инициатива Министерства финансов о возможности доступа социально ориентированных НКО (некоммерческих организаций) к государственному и муниципальному заказу в сфере культуры. Предложение финансового ведомства вызвало бурные протесты со стороны представителей культурного сообщества.

Союз музеев России в лице Михаила Пиотровского и Союз театральных деятелей России под руководством Александра Калягина направили председателю комитета ГД по культуре Станиславу Говорухину обращения по поводу разрабатываемых Минфином России законопроектов «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». По мнению авторов обращений, предлагаемые изменения могут нанести большой вред российской культуре.

Главный вопрос, затронутый на совещании в Госдуме: возможно ли культуру приравнять к сфере услуг? И если закон примут, то каким образом будут распределяться выделяемые бюджетные средства, которых и так не хватает?

Замминистра финансов Алексей Лавров заявил, что деятелям культуры опасаться нечего. Разработанная ведомством инициатива заключается в том, чтобы работа бюджетных учреждений отчасти переходила на рыночные рельсы, то есть будет развиваться конкурентная среда с привлечением негосударственных организаций. Это обеспечит рост качества оказываемых населению услуг.

Как относиться к этому? Я считаю, что авторы инициативы недооценивают роль культуры, которая имеет колоссальное влияние на общественные и экономические отношения, - заявил генеральный директор Государственного академического Большого театра Владимир Урин. - Необходимо вывести культуру и искусство из-под действия этого закона, что бы ни говорили на этот счет представители Министерства финансов. Разговоры будут сладкими, формулировки ужасными. Достаточно вспомнить только одну фразу из экономического обоснования: «Данный закон не предполагает увеличения бюджетных средств».

По мнению Владимира Урина, предложения означают только одно: снижение бюджетных обязательств государства. В свою очередь, первыйзаместитель председателя комитета ГД по культуре Елена Драпеко напомнила, что кроме стратегии государственной поддержки культуры существует еще стратегия национальной безопасности РФ, где тоже есть специальный раздел, посвященный культуре.

Разговор должен происходить на этом уровне, и не стоит торговаться с Министерством финансов за одну строчку. Важно то, что принесет благо культуре. Надо продолжить согласование до внесения в Госдуму этого законопроекта, если, конечно, правительство на это решится вопреки возмущениям деятелей культуры, - уверена Елена Драпеко.

Заместитель министра культуры РФ Александр Журавский признал, что законопроект с деятелями культуры изначально не согласовывался и еще весной прошлого года было большое количество замечаний к документу. Но позже прошло два совещания, в одном из которых участвовали представители Театра Наций, РАМТа, различных музеев. И значительная часть замечаний была, по словам Александра Журавского, в законопроекте учтена.

Тем не менее и среди чиновников однозначной поддержки предложений нет.

Я солидарен с коллегами, которые против этого законопроекта. Замечу, игнорирование мнения профессионального сообщества происходит не в первый раз, - заявил советник президента Владимир Толстой. - Но нельзя игнорировать то, что пять лет подряд говорит президент! Возьмите выступления Владимира Владимировича, начиная с 2012 года: «В целом считаю, что назрела необходимость существенно пересмотреть подходы к сфере культуры, саму систему муниципального и государственного управления. К сожалению, практика отношения к культуре по остаточному принципу оказалась очень живучей, сфера культуры стереотипно воспринимается как отрасль социального блока», - процитировал Владимир Толстой главу государства.

Против отношения к культуре как к сфере услуг и составляющей других отраслей выступил и актер Олег Басилашвили.

В свое время, понимая значение культуры в развитии общества, я подошел к президенту Борису Ельцину и попросил организовать отдельную комиссию по культуре, членом которой я позже являлся, - рассказал народный артист СССР «Известиям». - Раньше культура входила в комитет, где было и образование, и туризм, и многое другое, мы же пытались сделать так, чтобы комиссия по культуре была отдельной, ибо полагали, и правильно полагали, что культура является тем, что лежит в основе всего государства.

По итогам встречи в Госдуме замминистра финансов Алексей Лавров заявил, что документы будут корректироваться.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

Государство начинает менять подход к одной из важнейших сфер общественной жизни – госрегулирование культуры . Предложено разработать и принять соответствующий закон, который позволит раскрыть потенциал талантливой молодежи и не допустить инцидентов вроде дела Серебренникова. Как именно предполагается этого достигнуть?

Президент России предложил провести масштабную реформу в культурной сфере, задавая новый вектор развития одной из самых традиционных частей жизни общества. Об этом он заявил в четверг на заседании Совета по культуре и искусству, на встрече с представителями творческой интеллигенции. По словам президента, закон должен быть прозрачным и понятным, а для этого он должен пройти широкое общественное обсуждение.

В России давно зрела необходимость закрыть множество «белых пятен» в законе, учитывая мнение всех заинтересованных сторон. Времена, когда культура спонсировалась государством по остаточному принципу, закончились, но часто изменений к лучшему не видно, поскольку нет инструмента, эффективно работающего с многоплановой культурной сферой России. Немаловажно, что Россия в этом году «выстрелила» несколькими знаковыми фильмами, постановками и фестивалями, а значит, спускать на тормозах этот успех нельзя.

«Культурное сообщество просит президента об изменениях в этой сфере, поэтому оно, конечно, готово к новшествам. Механизмы в культуре всегда одни: мы должны соответствовать своему высокому статусу. Куда выше нашей культуры?» – прокомментировал газете ВЗГЛЯД встречу с президентом ректор Академии русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе.

Он подчеркнул, что на заседании Совета, трансляция которого проходила в прямом эфире, президент успел выслушать все мнения, несмотря на срочный звонок короля Саудовской Аравии . Все, кто хотел задать вопрос, получили ответ, а те, кто не успел обратиться устно, оставили обращения и в конце встречи отдельно с президентом обсудили их. Цискаридзе подчеркнул, что обстановка была максимально доброжелательная и не было никаких запретных тем для обсуждения.

Новый закон нужен всем

Зампредседателя комитета по культуре Госдумы Ольга Казакова считает, что

закон поможет не просто навести порядок в культурной сфере, но и уберечь от бездействия чиновников региональные культурные организации:

«Как такового закона о культуре у нас нет. Есть указ президента об основах культурной государственной политики, есть стратегия государственной культурной политики, но базового закона, который мог бы включить в себя все аспекты, нет. Для нас как для законодателей он очень важен, часто к нам по этому поводу обращаются регионы, жалуясь на бездействие некоторых чиновников. Мы понимаем, что кому-то может быть невыгодно, чтобы те или иные нормы были закреплены законодательно, поэтому важно, что Владимир Путин заявил об этом публично, дав сигнал не только профильным структурам, но и профессиональному сообществу».

Депутат подчеркнула, что обсуждение и принятие закона будет сложным, поскольку даже узконаправленные законопроекты в этой сфере обсуждаются очень горячо:

«Актуальность его связана и с развитием современного искусства, и с появившимися новыми акцентами в культурной сфере».

По словам Казаковой, деятели культуры настаивают, что их сферу нельзя причислять к услугам. К тому же культура не всегда может справляться с процедурами госзаказа, поскольку эта сфера осложняется рядом специфических особенностей.

«В культуре есть то, что можно назвать чистой услугой – выдача книг в библиотеке, например, или подбор литературы, копирование документов. А есть еще огромный пласт, который нельзя назвать услугой, связанный с воспитанием , сохранением культурного наследия. Профессиональное сообщество настаивает на том, чтобы в новом законе о культуре эти нормы были закреплены и правильно описаны, были понятны и исполнимы».

При этом, считает Ольга Казакова, культурное сообщество готово к реформам и конструктивному диалогу с властью, а значит, их отношения меняются в сторону компромисса: теперь уже не культура помогает власти, а государство содействует творческому союзу, понимая, что уровень профессионализма и ответственности будет на высоте.

«Закон создаст удобные условия для законного, открытого и понятного использования тех финансовых средств, которые используют те или иные учреждения. Для творческих людей, занимающих руководящие должности, часто трудно исполнять хозяйственную часть работы, возможно, закон будет регулировать и эту сферу, чтобы не ущемить их положение».

Спасти от расхищения

Исторически сложилось, что творческая сфера достаточно кастовая, закрытая с точки зрения обывателя. Поэтому новый закон призван сократить разрыв между культурой, которая стремится быть ближе к народу, и людьми, часто относящимися с предубеждением к представителям интеллигенции.

Часто подобные чувства вызывают скандалы с мошенничеством, подрывая репутацию знаменитостей, достаточно вспомнить истории с Кириллом Серебренниковым и Александром Масляковым.

Новый закон поможет снизить число подобных скандалов, считает член Общественной палаты , президент Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев:

«Время меняется, как и представление людей о том, как должны действовать организации в сфере культуры, причем речь во многом идет об организациях, которые финансируются за государственный счет. Поэтому нужно прописывать и оценивать приоритеты государства, и детально прописывать то, как должна быть построена работа государства с культурными организациями, в том числе и выделение средств на них».

Григорьев полагает, что первые результаты реформ в виде изменения системы и улучшения проявятся достаточно быстро.

«Деятели культуры очень разные: в регионах живут достаточно скромно, для них уточнение этих правил станет очень важным, поскольку часто стоит вопрос выстраивания работы и систематизации. Есть и другие, как правило, очень известные представители культурного сообщества, финансирование их проектов идет в огромных масштабах, это сотни миллионов рублей ежегодно. У них скорее подход такой, что государство должно молча давать деньги и никак не вмешиваться в их деятельность. Мы видим два полярных мнения: одно направлено на работу, и они готовы учитывать приоритеты государства, а другая часть считает, что государство не должно заниматься контролем».

На кого ставит государство?

Обновление в сфере культуры началось в 2014 году, когда в России были введены Основы государственной культурной политики . Они расширили поддержку представителей творческой сферы, одновременно вскрыв ряд проблем , которые президент системно решает с представителями культурной части общества.

Разумеется, большая ставка делается на самореализацию молодых талантов, пересматривается система работы детских школ искусств, увеличивается финансирование в этой сфере.

Этот сектор потребовал изменений вместе с преобразованиями в образовательной сфере и является логическим продолжением развития России. Владимир Путин заявлял об этом на встречах с молодежью и деятелями культуры , предлагая отказаться от подхода к культуре как к отрасли, создав новые принципы отношений «общество – культура – государство».

Логично предположить, что с полноценно работающим законом государство сможет увеличить финансирование культурной сферы. В частности, с 2018 года ежегодно предлагается выделить 1 млрд рублей на поиск и поддержку молодых талантов, а финансирование программы «Театр – детям» увеличить до 700 млн рублей. Помимо этого, государство рассматривает увеличение грантов на оплату труда ведущих творческих коллективов в 2018 году до 8 млрд рублей – все эти колоссальные суммы должны работать, а не оседать «мертвыми нулями» на несуществующих отчетах.

Советский и российский скрипач, лектор-искусствовед Михаил Казиник выступил на заседании Совета Федерации в рамках формата «Время эксперта».

Его рассказ был посвящен месту культуры в жизни людей, воспитанию талантливой молодежи и бережному сохранению их духовных начал.

Известный искусствовед призвал законодателей уделять пристальное внимание вопросам культурного развития нации.

Основные тезисы из выступления Казиника:

1. Культура должна быть на первом месте в бюджете России

Если бы наша страна, планируя бюджет, под номером один написала «культура», то все остальные сферы автоматически поднялись на много процентов. Один процент, добавленный на культуру, - это то же самое, что 15% на здравоохранение или 25% на образование. Мы уже давно в этом убедились. Там, где культура на втором месте, на первое придётся вытаскивать деньги на здравоохранение. Потому что люди без культуры болеют. Любая страна велика тем, что она внесла в мировую копилку цивилизаций, а не тем, сколько колбасы она съела за энный период времени. Культура - это самое главное.

2. Школа упорно делает вид, что она из XIX века

Спросите у любого учителя-филолога в школе, о чём сказка Пушкина о рыбаке и рыбке. Все скажут: сказка эта о жадной старухе, которая осталась у разбитого корыта. Глупость очередная. Это Пушкин будет тратить время на то, чтобы осуждать очередную жадную старуху? Это сказка о безусловной любви старика. Легко любить красивую, щедрую, умную женщину. Вы попробуйте любить старую, грязную, жадную старуху!

А доказательства вот. Я спрашиваю любого филолога: «Как начинается „Сказка о рыбаке и рыбке?“». Мне все говорят: «Жили-были старик со старухою у самого синего моря». Правильно? «Правильно», - говорят филологи. «Правильно», - говорят академики. «Правильно», - говорят профессора. «Правильно», - говорят ученики. «Жили-были старик со старухою у самого синего моря…» Это неправильно! Это был бы не Пушкин. «Жили-были старик со старухою», - это самое обыкновенное начало сказки. А у Пушкина: «Жил старик со своею старухою». Разницу чувствуете? Потому что своя. Пушкин даёт код: своя, родная, 33 года вместе. Плоть от плоти.

Дальше спрашиваю у филологов, где они жили? «Ну как, у моря! У самого моря!» И это неправда. У самого синего моря. Это второй код Пушкина. По мере желаний старухи она перестаёт быть своей, а море меняет цвет. Помните? «Помутнело, почернело синее море».

Всё, о чём я сейчас говорю, это о культуре. О другой школе, об умных педагогах, которые такое вытворят, что дети после этого будут все свободное время книжки читать, а не лазить по интернетам, и всяким там «Фараонам» и группам с матом. А школа делает вид, что она из XIX века. Из тех времён, когда было две программы по телевидению: по первой - Брежнев, по второй - Косыгин. И газета «Правда».

3. Учителя сильно уступают интернету

Мы живём в совершенно другом мире. Всё должно измениться, потому что сегодня не учителя-информаторы. Не Иван Петрович, который сказал прочитать про Джомолунгму 116-ю страницу. А интернет, в котором 500 тысяч ссылок на Джомолунгму, на высочайшую вершину мира. Оттуда можно узнать про Тибет, про древние культуры, про древние знания, про тень учителя и так далее. Какая же это школа? Сегодня любой нормальный интернетный мальчик даст 100 очков вперёд старому доброму Ивану Петровичу, у которого дома на полке книжка «Методика преподавания географии в пятом классе средней школы».

4. Детям нужно играть в литературные игры

Школа должна быть мотивирована радостью. У наших детей всего десять лет, лучшие годы жизни с 6 до 16. Что мы с ними вытворяем? За десять лет по шесть часов в день - это ли не преступление? С такой речью, с такой риторикой часто, что мне становится страшно. Почему ни одна учительница в школе, рассказывая сказку о попе и Балде, не рассказала детям правду? Что вся «Сказка о попе и работнике его Балде» Пушкина - это борьба двух звуков? Поп - «о», а «Балда» - «а». Поп говорит, окая, он круглый, и слева направо читается одинаково - «поп», «поп».

Министерство культуры отозвало прокатное удостоверение у фильма «Смерть Сталина», сообщает со ссылкой на пресс-службу ведомства. «Было направлено уведомление об отзыве прокатного удостоверения ООО «Вольга фильм» за подписью замминистра культуры », — говорится в сообщении российского минкульта.

Эту информацию также подтверждает и.о. директора департамента кинематографии уры . «Прокатное удостоверение у фильма «Смерть Сталина» отозвано», — заявила она.

Фильм должен был выйти в российских кинотеатрах 25 января, мировая премьера картины состоялась еще осенью 2017 года. Кинопрокатчик получил прокатное удостоверение только 17 января — на тот момент каких-либо претензий к фильму у российского Минкульта не было.

Массовое обсуждение комедии британского режиссера началось после прошедшего накануне в Министерстве культуры предпоказа картины.

Первыми «забил тревогу» Общественный совет и общественные деятели. «Все обсуждалось в одном ключе, ни один человек не высказался в поддержку фильма… Это фактически идеологическая борьба против нашей страны. Мы начали думать, как минимизировать эффект от этого фильма. Насколько я знаю, готовится письмо в Минкультуры с просьбой приостановить прокатное удостоверение. Я думаю, что потом также будет обращение в суд», — рассказал о результатах дискуссии деятелей культуры председатель Общественного совета .

Он отметил, что действие прокатного удостоверения хотят приостановить, чтобы вновь проверить фильм на соответствие российскому законодательству.

Картину не обошли вниманием и российские законодатели. Предсказуемо против показа «Смерти Сталина» выступили коммунисты — зампред заявил, что фильм «совершенно четко формирует негативное отношение к прошлому нашей страны».

Не отстают и «справдливоросы» — первый зампред комитета по культуре Елена Драпенко заявила, что картина британского комика «подрывает устои российского государства».

«Понятно, что это элемент информационной войны, понятно, что фильм сделан специально, чтобы оскорбить Россию и ее население. Вопрос в том, кто привез этот фильм в Россию, отдублировал его на русский язык и договорился с прокатными сетями, которые согласились его показать», — заявила она. По словам парламентария, отзыв прокатного удостоверения у картины нельзя назвать цензурой, поскольку фильм нарушает российское законодательство.

Намного более либеральных взглядов по отношению к картине придерживается лидер .

«Почему вместо запрета «Смерти Сталина» не привлечь русских талантливых кинематографистов, чтобы сделать ироничную комедию, которая высмеяла бы ошибки британцев?

Например, была наша комедия «Больше Бена», которая жестко высмеяла порядки в британском обществе», — пишет политик в своем телеграм-канале.

В конечном итоге, официальным обоснованием для снятия картины с проката стал подпункт «д» пункта 20 правил, касающихся прокатных удостоверений, утвержденных постановлением , согласно которому Минкульт имеет право отозвать лицензию в случае «выявления при публичной демонстрации фильма материалов, содержащих информацию, распространение которой запрещено законодательством Российской Федерации».

К сожалению, «Газете.Ru» не удалось связаться с пресс-службой Министерства культуры, чтобы выяснить, какие именно материалы фильма нарушают российский закон.

Отзыв прокатного удостоверения у фильма Ианнуччи уже успела прокомментировать депутат Госдумы , активно выступавшая против показа фильма российского режиссера «Матильда».

«Дискуссия о фильме, который никто не видел («Смерть Сталина»), привела к тому, что защитники свободы творчества наконец-то увидели ее пределы. А ведь совсем недавно нынешние критики переживали абсолютно о другом — недопустимости ее ограничения», — пишет депутат на своей странице «ВКонтакте».

Сборник материалов парламентских слушаний и «круглых столов», проведённых Комитетом Государственной Думы по культуре в 2013 - 2014гг.

1. Выездное совещание Комитета по культуре «Сохранение объектов культурного наследия: законодательство и правоприменительная практика»

2. Круглый стол «О проекте федерального закона № 289979-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений»

3. Круглый стол «О законодательных предложениях по поддержке отечественного детского и анимационного кино»

4. Круглый стол «Книга и чтение в культурном пространстве России»

5. Парламентские слушания «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере культуры: направления оптимизации»

6. Парламентские слушания «Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в сфере художественного образования. Художественное образование в контексте проекта Основ государственной культурной политики»

7. Парламентские слушания «О проекте Основ государственной культурной политики и Ежегодном государственном докладе о состоянии культуры в Российской Федерации»

Нормы федеральных законов, устанавливающие полномочия и права органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере культуры

Сборник материалов парламентских слушаний 2009 - 2011г.г.

Под общей редакцией Г.П.Ивлиева, председателя Комитета Государственной Думы по культуре, кандидата юридических наук

Составители:

Е.А.Сизова, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по культуре;

М.С.Федоров, заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по культуре;

А.Г.Головин, ведущий советник аппарата Комитета Государственной Думы по культуре;

О.Ю.Тинина, ведущий советник аппарата Комитета Государственной Думы по культуре;

Д.Г.Терещенко, главный консультант аппарата Комитета Государственной Думы по культуре.

Сборник подготовлен на основе материалов наиболее важных парламентских слушаний, проведенных Комитетом Государственной Думы по культуре в 2009 - 2011 годах, на которых обсуждались проблемы развития российской кинематографии, законодательного регулирования театральной деятельности, художественного образования, реставрации объектов культурного наследия, а также концепция проекта нового базового федерального закона о культуре.

Сборник предназначен для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, работников законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ученых и специалистов по законодательству в сфере культуры.

Доклад А.А. Голутвы - заместителя Министра культуры Российской Федерации

Выступление Г.П. Ивлиева - председателя Комитета Государственной Думы по культуре

Выступление Д.Г. Новикова - члена Комитета Государственной Думы по культуре

Доклад К.Э. Разлогова - директора Российского института культурологии

Выступление Г.П.Ивлиева - председателя Комитета Государственной Думы по культуре

Доклад А.А.Авдеева - Министра культуры Российской Федерации

Выбор редакции
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...

Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...

Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...

Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....
У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...
© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...