Заключение договоров гпх по 44 фз.  Распространяется ли Закон о закупках на договоры гражданско-правового характера с физическими лицами? Эксперт «правовой поддержки» гарант


1. Чем гражданско-правовой договор отличается от трудового договора.

2. В каком порядке исчисляются НДФЛ и страховые взносы с выплат по договору на выполнение работ (услуг) с физически лицом.

3. Как в бухгалтерском учете отражаются операции по договору ГПХ с физическим лицом.

Приобретение работ или услуг у сторонних организаций (ИП) – обычное явление, без которого сложно представить деятельность любого хозяйствующего субъекта. Однако в качестве исполнителя работ (услуг) может выступать не только другая организация (ИП), но и физическое лицо. Например, весьма распространены услуги физических лиц по созданию корпоративного сайта, по перевозке имущества, по организации и проведению различных корпоративных мероприятий (тренингов, семинаров, праздников) и т.д. Очевидно, что для проведения разовых работ (услуг) заключать трудовой договор с исполнителем и вводить дополнительную штатную единицу нецелесообразно. Как же в таком случае оформить взаимоотношения, провести расчеты и удержать налоги? Об этом речь пойдет далее в статье.

Документальное оформление

  • Договор на выполнение работ (оказание услуг) с физическим лицом

Документальное оформление отношений с физическим лицом, привлеченным для выполнения разовых работ (услуг), начинается с заключения договора. При этом договор носит не трудовой, а гражданско-правовой характер (ГПХ), и имеет следующие разновидности:

  • договор на выполнение работ (договор подряда);
  • договор на оказание услуг.

При заключении договора на выполнение работ (услуг) важно проконтролировать, чтобы в него случайно не «перетекли» положения и формулировки трудового договора. Более того, гражданско-правовой договор с физически лицом должен быть таковым не только по форме, но и по сути. Поэтому необходимо четко понимать разницу между трудовым договором и договором гражданско-правового характера с физическим лицом. Принципиальные отличия этих двух видов договоров представлены в таблице:

Отличия

Договор на выполнение работ (услуг) с физическим лицом

Трудовой договор

Законодательное регулирование Гражданское законодательство:
  • договор подряда — гл. 73 ГК РФ
  • договор возмездного оказания услуг — гл. 39 ГК РФ
Трудовое законодательство:ТК РФ
Стороны договора Исполнитель (подрядчик) и заказчик Работник и работодатель
Предмет договора Выполнение конкретного задания (поручения, заказа) заказчика – конечный результат Выполнение работником трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации)
Срок действия Указание конкретных сроков выполнения работ является обязательным условием договора (ст. 708 ГК РФ). Если срок действия договора прямо не установлен, договор считается заключенным на неопределенный срок (ст. 58 ТК РФ).
Подчиненность На исполнителя не распространяются требования локальных нормативных актов заказчика (режим труда и отдыха, дресс-код и т.д.). Исполнитель не подчиняется должностным лицам заказчика. Работник должен соблюдать требования локальных нормативных актов, а также выполнять распоряжения работодателя.
Организация работы Исполнитель сам обеспечивает себя всем необходимым для выполнения работ (услуг по договору). По соглашению сторон в договоре может предусматриваться предоставление инструментов, материалов и т.д. заказчиком. Работодатель обязан обеспечить работника всем необходимым для работы, создать безопасные условия труда.
Социальные гарантии и компенсации На исполнителя не распространяются гарантии, предусмотренные ТК РФ (ежегодный оплачиваемый отпуск, оплата пособий по временной нетрудоспособности и т.д.) Работник имеет право на все гарантии, предусмотренные ТК РФ
Выплаты по договору Цена договора определяется по соглашению сторон, без каких-либо ограничений по размеру. Если договором не предусмотрена выплата аванса (поэтапная оплата), то оплата производится по завершении работ, после их приемки заказчиком. Заработная плата работнику устанавливается в трудовом договоре в твердой сумме. Периодичность выплаты: не реже, чем каждые полмесяца. Минимальный размер заработной платы ограничен МРОТ.
Кадровый учет Никакие кадровые документы на исполнителя работ по договору не оформляются, трудовая книжка не заполняется. На работника оформляются все необходимые кадровые документы (приказ о приеме на работу, личная карточка, заполняется трудовая книжка и т.д.)

Итак, сравнив условия гражданско-правового договора на выполнение работ (услуг) с физлицом и трудового договора, очевидно, что первый вариант имеет ряд существенных преимуществ с точки зрения заказчика :

  • оплачивается только конечный результат, а не все время, затраченное исполнителем;
  • риск невыполнения задания полностью лежит на исполнителе;
  • исполнитель сам обеспечивает себя всем необходимым для работы (если в договоре не предусмотрено иное);
  • у заказчика не возникает никаких дополнительных затрат по оплате отпусков, больничных и т.д.

Учитывая все эти преимущества, неудивительно, что многие работодатели пытаются «замаскировать» трудовые отношения под гражданско-правовые. И также неудивительно, что контролирующие органы с особым вниманием проверяют договоры с физлицами на выполнение работ (услуг). Поэтому, чтобы избежать возможных претензий, необходимо учитывать основные ошибки в договоре с физическим лицом, которые указывают на трудовой характер отношений (Письма МНС России от 19.06.01 № СА-6-07/463@, УФНС России по г. Москве от 25.12.07 № 21-11/123985@, ФСС РФ от 20.05.97 № 051/160-97):

  • закрепление за исполнителем конкретной трудовой функции, указание в договоре должности в соответствии со штатным расписанием заказчика, специальности, квалификации;
  • работы по договору носят длящийся, а не разовый характер (например, уборка помещений заказчика, охрана территории), не указаны конкретные количественные и качественные измерители работы;
  • подчиненность исполнителя внутреннему трудовому распорядку заказчика;
  • гарантированная оплата труда (независимо от результата), выплата вознаграждения в сроки, установленные для заработной платы;
  • обеспечение исполнителю необходимых условий труда (с предоставлением постоянного рабочего места, средств труда);
  • направление исполнителей по договору гражданско-правового характера в за счет заказчика (с выплатой суточных, оплатой по среднему заработку).

! Обратите внимание: за заключение гражданско-правового договора на выполнение работ (услуг), который фактически регулирует трудовые отношения, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • для должностных лиц: от 10 000 до 20 000 руб.
  • для ИП: от 5 000 до 10 000 руб.
  • для юридических лиц: от 50 000 до 100 000 руб.
  • Акт приема-передачи выполненных работ (услуг)

По факту выполнения исполнителем работ (услуг) составляется соответствующий акт. Законодательством не предусмотрена унифицированная форма такого акта, поэтому стороны (как правило, заказчик) разрабатывают ее сами. Акт приема-передачи работ (услуг) по договору с физлицом является первичным учетным документом, поэтому он должен содержать все необходимые реквизиты (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):

  • наименование документа;
  • дата составления;
  • наименование организации-заказчика (ИП);
  • наименование выполненных работ (услуг);
  • величина натурального и (или) денежного измерения выполненных работ (услуг) с указанием единиц измерения;
  • реквизиты и подписи заказчика и исполнителя;

НДФЛ с вознаграждения по договору ГПХ

Выплаты по договору на выполнение работ (услуг) признаются доходом исполнителя, облагаемым НДФЛ (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ). При этом заказчик — организация или ИП — по законодательству является налоговым агентом, на которого возлагаются обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ с доходов исполнителя — физического лица (ст. 226 НК РФ).

! Обратите внимание: указание в договоре обязанности исполнителя самостоятельно исчислить и уплатить в бюджет сумму НДФЛ, противоречит нормам налогового законодательства и не снимает такую обязанность с заказчика (Письмо Минфина от 25.04.2011 № 03-04-05/3-292). Кроме того, НДФЛ должен удерживаться из доходов исполнителя (то есть на руки исполнитель получит сумму, указанную в договоре, за вычетом НДФЛ), а не уплачиваться за счет собственных средств заказчика (п. 9 ст. 226 НК РФ).

НДФЛ с сумм вознаграждения удерживается в общем порядке: по ставке 13 % (с доходов резидентов) и 30% (с доходов нерезидентов). При этом в налогооблагаемую базу включаются также суммы расходов исполнителя, которые ему возмещает заказчик (Письма Минфина от 23.01.2015 № 03-04-05/1733, от 05.09.2011 № 03-04-05/8-633). Если договором предусмотрена выплата исполнителю аванса, то с суммы аванса также необходимо удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет в день выплаты.

Доходы исполнителя в целях расчета НДФЛ могут быть уменьшены на налоговые вычеты:

  • профессиональный вычет в сумме расходов, понесенных для выполнения обязательств по договору, подтвержденных документально (чеки ККТ, товарные чеки, накладные, проездные билеты и т.д.) (п. п. 2, 3 ст. 221 НК РФ);

Напомню, что налоговые вычеты предоставляются только в отношении доходов, облагаемых по ставке 13%, на основании письменного заявления налогоплательщика (в нашем случае – исполнителя по договору).

Поскольку заказчик является налоговым агентом в отношении доходов исполнителя по договору гражданско-правового характера, обязанность вести учет таких доходов и предоставлять в налоговую сведения по форме 2-НДФЛ также лежит на заказчике. В справке 2-НДФЛ отражается:

  • сумма вознаграждения (в т.ч. аванса) с кодом дохода 2010;
  • сумма профессионального вычета (если предоставляется) с кодом вычета 403;
  • сумма стандартного вычета.

Страховые взносы на выплаты по договору ГПХ

Страховые взносы с сумм вознаграждения по договору гражданско-правового характера на выполнение работ (услуг) с физическим лицом начисляются в следующем порядке:

Взносы с сумм оплаты по договору на выполнение работ (услуг) с физлицом начисляются в том же порядке и по тем же ставкам, что и взносы с заработной платы. При этом суммы аванса включаются в базу для начисления взносов на день их выплаты исполнителю.

! Обратите внимание: суммы расходов, которые исполнитель понес в связи с выполнением обязательств по договору (стоимость приобретенных материалов, сырья и инструментов, расходы на проезд и проживание вне места постоянного жительства) и которые возмещаются за счет заказчика, не облагаются страховыми взносами при условии их документального подтверждения (пп. «ж» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, Письмо Минтруда от 26.02.2014 № 17-3/В-80).

Бухгалтерский учет операций по договору на выполнение работ (услуг) с физлицом

Дебет счета

Кредит счета
Начислено вознаграждение исполнителю – физическому лицу по договору на выполнение работ (услуг)
26 «Общехозяйственные расходы»(20 «Основное производство», 44 «расходы на продажу») 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» Начислены страховые взносы на сумму вознаграждения
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»(76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами) Удержан НДФЛ с суммы вознаграждения
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»(76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами) 50 «Касса»51 «Расчетные счета» Сумма вознаграждения выплачена исполнителю
68 «Расчеты по налогам и сборам» / НДФЛ 51 «Расчетные счета» НДФЛ с вознаграждения перечислен в бюджет

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Остались вопросы – задавайте их в комментариях к статье!

Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

Нормативная база

  1. Налоговый кодекс РФ
  2. Трудовой кодекс РФ
  3. Кодекс об административных правонарушениях РФ
  4. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
  5. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
  6. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  7. Письмо Минтруда от 26.02.2014 № 17-3/В-80
  8. Письма Минфина РФ:
  • от 25.04.2011 № 03-04-05/3-292;
  • от 23.01.2015 № 03-04-05/1733;
  • от 05.09.2011 № 03-04-05/8-633

Как ознакомиться с официальными текстами указанных документов, узнайте в разделе

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР
№ ______

Федеральное государственное бюджетное учреждение «______», в лице ______, действующего на основании ______, в дальнейшем именуемое «Заказчик», с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью «______» в лице ______, действующего на основании ______, именуемое в дальнейшем «Поставщик», с другой стороны, далее совместно именуемые «Стороны», заключили настоящий гражданско-правовой договор (далее – Договор) о нижеследующем

1. Предмет Договора

1.1. Поставщик обязуется на условиях настоящего Договора осуществить Заказчику поставку незамерзающей стеклоомывающей жидкости для автомобиля, именуемого в дальнейшем Товар.
1.2. Товар поставляется в ассортименте, количестве и по цене, указанным в Приложении № 1 «Спецификация», являющемся неотъемлемой частью настоящего Договора.
1.3. Поставка Товара осуществляется на склад Заказчика по адресу: ______
1.4. Заказчик обязуется оплатить Поставщику поставку Товара в порядке и в сроки, установленные настоящим Договором.
1.5. Основанием для заключения Договора является решение Единой комиссии (приказ о создании Единой комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) № ___ от ______ федерального государственного бюджетного учреждения «______» (Протокол от ______ № ______).

2. Цена Договора и порядок расчетов

2.1. Цена Договора составляет ______ (______) рублей __ копеек, в том числе НДС 18% в размере ______ (______) рублей __ копейка.
2.2. Цена Договора включает в себя: стоимость Товара, расходы, связанные с доставкой, разгрузкой - погрузкой, размещением в местах хранения Заказчика, стоимость упаковки (тары), маркировки, страхование, таможенные платежи (пошлины), НДС, другие установленные налоги, сборы и иные расходы, связанные с исполнением Договора.
2.3. Цена Договора является твердой и не подлежит изменению в течение срока действия Договора, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2.6, 2.7 настоящего Договора.
2.4. Источник финансирования настоящего Договора – субсидия на выполнение государственного задания.
2.5. Оплата по настоящему Договору производится в рублях, по безналичному расчету, путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Поставщика, указанный в настоящем Договоре, в течение 15 (пятнадцать) календарных дней с момента поставки Товара и предоставления Поставщиком Заказчику счета, счета-фактуры, товарной накладной и отгрузочных документов, на поставленный товар.
2.6. Заказчик по согласованию с Поставщиком в ходе исполнения Договора вправе увеличить или уменьшить предусмотренное Договором количество Товара, не более чем на десять процентов. При этом изменение цены Договора будет пропорционально изменению количества Товара, исходя из установленной в Договоре цены единицы Товара, но не более чем на десять процентов цены Договора. Цена единицы Товара из объема, на который увеличивается или уменьшается предусмотренное Договором количество Товара определяется как частное от деления первоначальной цены Договора на предусмотренное в Договоре количество такого Товара.
2.7. Цена договора может быть снижена по соглашению Сторон без изменения предусмотренных Договором количества Товара и иных условий исполнения Договора.

3. Порядок, сроки и условия поставки и приемки Товара

3.1. Заказчик передает Поставщику по телефону/факсу ______ или электронной почте ______ заявку о потребности в поставке Товара с указанием ассортимента и количества Товара (с последующим предоставлением оригинала заявки).
3.2. Поставщик подтверждает Заказчику по телефону/факсу ______, электронной почте ______ свою готовность к отгрузке Товара с указанием: даты и времени отгрузки, ассортимента и количества Товара, государственного номера транспортного средства, фамилии, имени, отчества водителя и сопровождающих Товар лиц.
3.3. Доставка и разгрузка Товара осуществляется автотранспортом Поставщика в период действия договора до ______, в течение двух дней после подачи заявки Заказчиком по электронной почте на склады Заказчика по адресу, указанным в п. 1.2 Договора и заявке, в рабочие дни не позднее __ часов.
3.4. Заказчик обязуется обеспечить своевременный и беспрепятственный доступ к месту поставки Товара.
3.5. Приемка Товара осуществляется представителем Заказчика в присутствии представителя Поставщика, в соответствии с наименованием, количеством и иными характеристиками поставляемого Товара, указанными в Спецификации, а также другими условиями Договора. Представитель Заказчика проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого Товара, указанным в Спецификации, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах Поставщика.
3.6. Приемка и экспертиза в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» поставляемого Товара, проводимая своими силами или привлеченными экспертами, экспертными организациями должны быть произведены в общий срок не более 3 (трех) дней с даты поставки.
3.7. Поставщик обязан одновременно с передачей Товара передать Заказчику его принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), счет, счет-фактуру, товарную накладную и товарно-транспортную накладную.
3.8. Поставщик гарантирует качество и надежность поставляемого Товара. При поставке Товара ненадлежащего качества Заказчик вправе в течение 5 (пяти) календарных дней с момента получения Товара заявить Поставщику претензию по качеству Товара.
3.9. Поставщик обязан устранить недостатки или заменить Товар ненадлежащего качества в течение 2 (двух) дней с момента получения претензии по качеству Товара.
3.10. Право собственности и риск случайной гибели или порчи Товара переходит от Поставщика к Заказчику с момента приемки Товара Заказчиком и подписания Сторонами товарных накладных.
3.11. Во всех случаях, влекущих возврат Товара Поставщику, Заказчик обязан обеспечить сохранность этого Товара до момента фактического его возврата. Возврат (замена) Товара осуществляется силами и за счет средств Поставщика. Расходы, понесенные Заказчиком в связи с принятием Товара на ответственное хранение и (или) его возвратом (заменой), подлежат возмещению Поставщиком.
3.12 Товар, не соответствующий требованиям, указанным разделе 5 настоящего Договора, а также некомплектный и не имеющий сопроводительных документов, считается не поставленным.

4. Права и обязанности Сторон

4.1. Поставщик обязуется:
4.1.1. своевременно и надлежащим образом поставить Заказчику Товар в наименовании, количестве и иными техническими характеристиками поставляемого Товара, указанными в Спецификации и представить Заказчику документы, предусмотренные Договором;
4.1.2. обеспечить передачу Товара в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Договором;
4.1.3. передать Заказчику Товар соответствующего качества согласно разделу 5 Договора;
4.1.4. обеспечить устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Договором;
4.1.5. в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения настоящего Договора в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия этого решения, направить Заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Заказчика, указанному в Договоре, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение Поставщиком подтверждения о его вручении Заказчику.
4.2. Поставщик вправе:
4.2.1. требовать от Заказчика произвести приемку Товара в порядке и в сроки, предусмотренные Договором;
4.2.2. требовать от Заказчика полную и своевременную оплату поставленного Товара согласно разделу 2 Договора;
4.2.3. принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
4.3. Заказчик обязуется:
4.3.1. обеспечить своевременную приемку поставленных Товаров в порядке, предусмотренном настоящим Договором;
4.3.2. провести экспертизу поставленных товаров для проверки их соответствия условиям Договора, своими силами (в присутствии представителя Поставщика) или привлеченными экспертами, экспертными организациями, выбор которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
4.3.3. произвести оплату Товара в порядке и в сроки, предусмотренные разделом 2 Договора.
4.4. Заказчик вправе:
4.4.1. требовать от Поставщика полное и своевременное исполнение обязательств по Договору;
4.4.2. отказаться от приемки и оплаты Товара, не соответствующего условиям Договора;
4.4.3. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Договора вправе провести экспертизу поставленного Товара с привлечением экспертов, экспертных организаций, выбор которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5. Качество Товара и гарантийные обязательства

5.1. Поставщик гарантирует, что поставляемый Товар является качественным, новым (не был в употреблении, не прошел восстановление потребительских свойств) и соответствует требованиям, установленным настоящим Договором.
5.2. Товар должен соответствовать действующим ГОСТам, техническим регламентам, санитарным нормам и отвечать требованиям качества, безопасности и другим требованиям, предъявленным законодательством Российской Федерации и Договором.
5.3. Товар должен быть поставлен в упаковке (таре), обеспечивающей защиту Товара от повреждения, загрязнения или порчи во время транспортировки. На Товаре не должно быть механических повреждений.
5.4. Если Поставщик оспаривает факт поставки Товара ненадлежащего качества, Стороны привлекают для выявления производственного, либо иного характера недостатков Товара независимого эксперта. Оплата услуг эксперта осуществляется за счет Заказчика.
5.5. В случае если экспертиза подтверждает, что ненадлежащее качество Товара возникло по вине производителя Товара либо Поставщика, то есть до момента передачи Товара Заказчику, расходы по оплате услуг эксперта должны быть возмещены Поставщиком.

6. Ответственность Сторон

6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Договора Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего Договора.
6.2. Неисполнение Поставщиком условий Договора является основанием для обращения Заказчика в суд с требованием о расторжении настоящего Договора или расторжения Договора в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Договора.
6.3. В случае полного (частичного) невыполнения условий настоящего Договора одной из Сторон эта Сторона обязана возместить другой Стороне причиненные убытки.
6.4. За нарушение срока поставки Товара Поставщик уплачивает Заказчику неустойку (штраф, пени) в размере 1/150 от стоимости недопоставленного Товара за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня следующего после дня истечения срока поставки.
6.5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Договором, за исключением просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Договором, Поставщик уплачивает Заказчику штраф в размере, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063.
6.6. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Договором, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Договором, Поставщик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Договором, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Договором срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается Договором в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Договором, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Договором. Размер штрафа устанавливается Договором в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
6.7. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного Договором, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
6.8. Применение штрафных санкций не освобождает Стороны от исполнения обязательств по настоящему Договору.
6.9. Общая сумма штрафных санкций, начисляемых в соответствии с настоящим Договором, не может превышать цены Договора.
6.10. В случае расторжения Договора в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Договора другая Сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Договора.

7. Обеспечение исполнения Договора

7.1. На весь период действия Договора Поставщик обязуется предоставить Заказчику в качестве обеспечения надлежащего исполнения обязательств по Договору один из перечисленных видов обеспечения: безотзывную банковскую гарантию или передать в залог Заказчику денежные средства, в том числе в форме вклада (депозита) в размере 10% от начальной (максимальной) цены Договора на срок до ______. в размере ______ (______) рубля __ копеек.
7.2. Обеспечение исполнения Договора должно полностью покрывать срок действия обеспеченного им обязательства и предусматривать возможность предъявления Заказчиком требования о выплате денежной суммы (удержания денежных средств) в течение срока действия Договора.
7.3. Денежные средства, внесенные Поставщиком в качестве обеспечения исполнения Договора, возвращаются Поставщику в течение 5 (пяти) банковских дней, после выполнения Поставщиком своих обязательств по настоящему Договору.
7.4. В ходе исполнения Договора Поставщик вправе предоставить Заказчику обеспечение исполнения Договора, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных Договором, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения Договора. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения Договора.
7.5. В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Договора перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение обязательств по Договору, Поставщик обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней с момента, когда такое обеспечение перестало действовать, предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение Договора на тех же условиях и в таком же размере, которые указаны в настоящей статье Договора.

8. Обстоятельства непреодолимой силы

8.1. Стороны не несут ответственности за полное или частичное неисполнение предусмотренных настоящим Договором обязательств, если такое неисполнение связано с обстоятельствами непреодолимой силы.
8.2. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по настоящему Договору вследствие обстоятельств непреодолимой силы, не позднее 30 (тридцати) дней с момента их наступления в письменной форме извещает другую Сторону с приложением документов, удостоверяющих факт наступления указанных обстоятельств.
8.3. В случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы Стороны вправе расторгнуть настоящий Договор, и в этом случае ни одна из Сторон не вправе требовать возмещения убытков.
8.4. Доказательством наличия обстоятельств непреодолимой силы и их продолжительности является соответствующее письменное свидетельство уполномоченных органов и организаций.

9. Рассмотрение и разрешение споров

9.1 Претензии Сторон, возникающие в связи с исполнением настоящего Договора, включая споры и разногласия по техническим и финансовым вопросам (условиям), рассматриваются Сторонами в течение 30 (тридцати) дней путем переговоров с оформлением соответствующих документов.
9.2 Неурегулированные споры передаются на разрешение в Арбитражный суд г. Москвы, только после принятия мер по их досудебному урегулированию.

10. Срок действия и порядок расторжения Договора

10.1 Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до ______. Окончание срока действия Договора не освобождает Стороны от ответственности за его нарушение.
10.2. Изменение условий Договора при его исполнении не допускается, за исключением случаев предусмотренных пунктами 2.6, 2.7 раздела 2 настоящего Договора.
10.3 Расторжение Договора допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

11. Заключительные положения

11.1. Во всем, что не предусмотрено Договором, Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.
11.2. Все юридически значимые извещения (заявления, уведомления, требования, претензии и т.п.) должны направляться по адресам Сторон, указанным в настоящем Договоре.
11.3. В случае изменения контактного адреса соответствующая Сторона в течение 5 дней обязана известить об этом другую Сторону заказным письмом по почте. На Сторону, нарушившую данную обязанность, возлагаются все неблагоприятные последствия и риски отсутствия у другой Стороны актуальной информации об адресе для направления соответствующих заявлений. В частности все юридически значимые сообщения считаются доставленными, а их юридические последствия – возникшими при условии доставки по предыдущему, доведенному до сведения отправителя адресу получателя.
11.4. Внесение изменений, не противоречащих законодательству Российской Федерации, в условия Договора осуществляется путем заключения Сторонами в письменной форме дополнительных соглашений к Договору, которые являются его неотъемлемой частью.
11.5. При исполнении Договора не допускается перемена Поставщика, за исключением случаев, если новый Поставщик является правопреемником Поставщика по Договору вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния, присоединения.
11.6. Поставщик не должен без предварительного письменного согласия Заказчика раскрывать содержание настоящего Договора или какого-либо из его положений, информации, представленных Заказчиком или от его имени другими лицами, за исключением того персонала, который привлечен Поставщиком для выполнения настоящего Договора. Указанная информация должна предоставляться этому персоналу конфиденциально в той степени, насколько это необходимо для выполнения договорных обязательств. Поставщик не должен без предварительного письменного согласия Заказчика использовать какие-либо вышеперечисленные документы или информацию, кроме как в целях реализации настоящего Договора.

12. Адреса и банковские реквизиты Сторон

Подписи Сторон

Спецификация

№ п/п

Наименование

Характеристики

Количество,
Канистр по 5л

Сумма
(с НДС),
руб.

Жидкость для омывания стекол зимняя «-30°С»
Winter Liquid -30C 5л.
Изготовитель:
______

1. массовая доля изопропилового спирта,%, в пределах нормы - 40
2. Показатель активности водородных ионов(рН) при 20°С - 5,5
3. Содержание анионного поверхностно-активного вещ-ва или неионогенного поверхностно-активного вещ-ва - Выдерживает
4. Чистящая способность по стеклу,% - 85
5. Температура кристализации,°С - -30

ИТОГО по спецификации: ______ (______) рублей __ копеек, в том числе НДС 18% в размере ______ (______) рублей __ копейка.

Заказчик: ______________

Поставщик: ______________

ООО СБ «Аспект» не гарантирует полное соответствие материалов законодательным нормам в момент их просмотра пользователем. Материалы представлены в ознакомительных целях.

Заключение подготовлено экспертами «Гарантированного результата»

Вопрос:

Распространяется ли Закон о закупках на договоры гражданско-правового характера с физическими лицами (на оказание услуг по уборке, охране помещений)?

_______________________________________________________________________________________________
По итогам проведенного анализа, предлагаем Вам правовую позицию по ситуации:

Заключение любых гражданско-правовых договоров с физическими лицами подпадает под действие Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Правовое подтверждение предложенной позиции:

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) этот Закон устанавливает общие принципы закупки и основные требования к закупке товаров, работ, услуг субъектами, перечисленными в ч. 2 ст. 1 данного Закона (далее — заказчики). В их число входят и государственные унитарные предприятия (пп. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ), которые обязаны применять положения указанного закона с 1 января 2012 года (ч. 1 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

Закон N 223-ФЗ не раскрывает понятия «закупка», и каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу на настоящий момент также нет. Однако из некоторых указаний этого Закона, например из указания п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, что в извещении о закупке в обязательном порядке указывается предмет договора, указания ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, что одновременно публикуется проект договора, следует, что результатом проведения закупки является заключение нового договора. Отсюда можно сделать вывод, что под закупкой понимается процедура выбора контрагента для заключения с ним договора.

Также Закон N 223-ФЗ не раскрывает понятий «товары», «работы», «услуги». Обращаем внимание, что ч. 1 ст. 2 этого Закона при закупке заказчики руководствуются, помимо данного закона, в частности, Гражданским кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними положениями о закупке. Т.е. Закон N 223-ФЗ является частью гражданского законодательства, и речь в нем идет о заключении именно гражданско-правовых договоров. *(1)

Соответственно, представляется очевидным, что под действие Закона N 223-ФЗ подпадает заключение видов договоров, определяемых Гражданским кодексом РФ, как «выполнение работ», в том числе договоров на оказание услуг по уборке, охране помещений и т.д., регулируемых главой 38 ГК РФ.*(2)

При этом Закон N 223-ФЗ не ограничивает сферу своего действия заключением гражданско-правовых договоров именно с юридическими лицами. Более того, из ч. 5 ст. 3 этого Закона можно увидеть, что он распространяется и на заключение договоров с физическими лицами.

Отношения, на которые не распространяется действие Закона N 223-ФЗ, указаны в ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ. Каких-либо ограничений в части заключения гражданско-правовых договоров с физическими лицами Закон не содержит.

Цель закупки не имеет значения для определения необходимости применения Закона N 223-ФЗ, заказчики обязаны проводить закупки товаров, работ, услуг с учетом положений Закона N 223-ФЗ независимо от того, проводятся ли такие закупки для собственных нужд организаций либо для исполнения заключённых ею договоров (смотрите также письмо Минэкономразвития РФ от 2 сентября 2011 г. N Д28-317).*(3)

Поэтому предприятие должно при заключении гражданско-правовых договоров с физическими лицами руководствоваться положениями Закона N 223-ФЗ.

Закон N 223-ФЗ не определяет сами способы закупки, условия и порядок их применения или какие-либо принципы установления таких способов, порядка и условий их применения. Он называет только некоторые из возможных способов закупки, прежде всего конкурсы и аукционы, тут же оговаривая, что в положении о закупке могут быть предусмотрены и иные способы закупки (ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Именно положение о закупке регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, смотрите также письмо Минэкономразвития РФ от 02.09.2011 N Д28-317). Среди способов закупки упоминается и закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее также — контрагент) (п. 2 ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). При этом право заказчика закрепить в положении тот или иной способ закупки и условия применения этого способа не поставлены Законом о закупках в зависимость от каких-либо иных обстоятельств, в том числе цены заключаемого договора (суммы закупки), однородности приобретаемых товаров (работ, услуг), отнесения контрагента к той или иной категории субъектов и так далее. Не ограничивает это право и требование ч. 4 ст. 3 Закона о закупках осуществлять в электронной закупку товаров, работ и услуг, перечень которых утвержден Правительством РФ (смотрите, в частности, п. 2 постановления Правительства РФ от 21.06.2012 N 616).*(4)

Таким образом, заказчик вправе самостоятельно установить в положении любые способы закупок и условия их применения, в том числе установить, что договоры с физическими лицами, на оказание услуг по уборке, охране помещений и т.д. , заключаются только с единственными контрагентами (или по итогам любой удобной для заказчика конкурентной процедуры). *(5)

В заключение отметим, что предложенная позиция по Вашей ситуации основана на анализе законодательства, разъяснений государственных органов, аналитических материалов.

15.09.16.

Ответ подготовил:

Эксперт «Правовой поддержки» ГАРАНТ

Авдюшкина Евгения

тел. 37-43-82

Ответ прошел контроль качества

________________________

*(1) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

*(2) Гражданский кодекс РФ;

*(4) Постановление Правительства РФ от 21.06.2012 N 616;

*(5) Вопрос: ФГУП выполняет научно-исследовательских работы, опытно-конструкторские и технологические работы в рамках государственных контрактов и выступает в качестве головного исполнителя. Для выполнения указанных работ ФГУП привлекает соисполнителей — юридических и физических лиц. Подпадают ли договоры подряда, заключаемые с физическими лицами, под действие Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», если оплата по данным договорам начисляется из фонда оплаты труда? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2013 г.).

14.04.2016


223-ФЗ предусматривает возможность участия в закупках не только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и физических лиц без статуса индивидуального предпринимателя (ИП) 1 - далее в статье будем их называть «физическими лицами без статуса ИП». Заказчикам следует помнить, что одним из принципов осуществления закупок в рамках данного закона является отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки 2 , следовательно, изначальный запрет для физических лиц без статуса ИП участвовать в закупке либо уклонение от заключения договора с таким лицом только из-за того, что это лицо не юридическое и не ИП, может являться нарушением данного принципа. При этом физические лица без статуса ИП могут выступать как в роли участников закупки при применении конкурентных способов (например, участником конкурса, аукциона или запроса предложений), так и в роли единственных подрядчиков или исполнителей. Отметим, что норма законодательства, позволяющая таким лицам участвовать в закупках, как правило, находит свое отражение и в положениях о закупке конкретных заказчиков, куда эта она просто переписывается.

Вместе с тем, бывают случаи, когда недопущение физических лиц без статуса ИП к участию в закупке обосновано. В частности, речь идет о заключении договора поставки товаров или договора розничной купли-продажи, где в соответствии с гражданским законодательством поставщиком-продавцом или продавцом может быть только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность 3 . Следовательно, физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, не имеет правовых оснований стать поставщиком товаров. Помимо этого, в отношении отдельных видов деятельности могут также существовать законодательные нормы, содержащие запреты физическим лицам без статуса ИП осуществлять ту или иную конкретную деятельность. Например, специалисты, занимающиеся кадастровой деятельностью (кадастровые инженеры), вправе осуществлять эту деятельность только либо в качестве ИП, либо в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом 4 .

А вот когда осуществляется закупка работ или услуг и с подрядчиком или исполнителем заключается договор подряда, договор на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ или договор возмездного оказания услуг, то участие в закупке физических лиц без статуса ИП вполне возможно, поскольку гражданское законодательство не содержит здесь никаких положений, ограничивающих круг потенциальных подрядчиков и исполнителей 5 . Кроме того, физическое лицо без статуса ИП может быть и арендодателем по договору аренды 6 - например, если заказчик арендует жилое или нежилое помещение, транспортное средство и т.д.

Стоит отметить, что в федеральном законодательстве о закупках для государственных и муниципальных нужд, более «строгом», чем 223-ФЗ, возможность участия физических лиц без статуса ИП в закупках также присутствует и даже, можно сказать, более отчетливо. Такие лица так же как и в 223-ФЗ включены в число участников закупок, а кроме того, говорится об особых условиях заключения контракта с таким лицом в части налоговых особенностей, в перечне случаев осуществления закупки у единственного поставщика фигурируют отдельные случаи заключения контракта именно с такими лицами (например, на оказание услуг экскурсовода/гида, преподавательских услуг) 7 .

Конечно же, вряд ли можно ожидать, что физические лица без статуса ИП могут проявлять какую-то большую активность в участии в закупках. Это связано с содержанием, характером, сроками и объемом закупок, которые могут быть непосильны для таких лиц - например, сложно представить, что отдельный человек возьмется провести ремонт производственного цеха и т.п. Также таким лицам может быть труднее нести необходимые для участия в закупке издержки - вносить обеспечение заявок и контрактов, оплачивать получение сертификатов электронных подписей для участия в торгах на электронных площадках и т.д.

Однако в тех случаях, когда физическое лицо без статуса ИП способно выполнить нужную заказчику работу или оказать необходимую услугу с соблюдением нормативно-правовых условий, а также готово нести требуемые издержки по участию в закупке, отказывать ему в этом праве нет никаких оснований. Ну а если еще такое лицо и одержит победу в торгах, заказчик неминуемо должен будет заключить с ним договор. Хотя на практике физические лица без статуса ИП чаще всего выступают в роли подрядчиков или исполнителей при осуществлении заказчиками закупок у единственного поставщика, а участие таких лиц в закупках, осуществляемых конкурентными способами, и тем более победа в них, - это пока гораздо более редкое явление.

1 Ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2 П. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3 Ст. 506 и 492 ГК РФ.

4 Ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

5 Главы 37, 38 и 39 ГК РФ.

6 Глава 34 ГК РФ.

7 П. 4 ст. 3, ч. 13 ст. 34, ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На что обратить внимание

При заключении договора с физическим лицом без статуса ИП заказчику следует обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых , необходимо предусмотреть осуществление заказчиком функции налогового агента в отношении налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13 % для налоговых резидентов РФ и 30% в отдельных случаях для лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ 8 . В соответствии с налоговым законодательством налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. А как раз на заказчиков, которые являются российскими организациями, в результате отношений с которыми налогоплательщик (физическое лицо) получает доход, и возложена в данном случае функция налогового агента 9 .

Примечательно, что в законодательстве о закупках для государственных и муниципальных нужд в аналогичном случае существует норма, согласно которой при заключении контракта с физическим лицом (за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица 10) в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта 11 .

Таким же образом можно поступать и заказчикам по 223-ФЗ: положение об уменьшении оплаты на размер налогового платежа в случае заключения договора с физическим лицом без статуса ИП необходимо закрепить в договоре, а кроме того, при использовании конкурентных способов закупки - и в документации о закупке как часть сведений о порядке оплаты работ или услуг 12 , а если в составе документации размещается проект договора, то и в этом проекте. Необходимость последнего действия обусловлена тем, что заранее заказчик не может знать, будет среди участников закупки физическое лицо без статуса ИП или нет, а само это лицо, принимая решение об участии в закупке, должно знать о том, что размер предлагаемой им цены контракта будет уменьшен на размер налогового платежа.

Во-вторых , необходимо предусмотреть выполнение заказчиком функции плательщика страховых взносов.

В соответствии с федеральным законодательством объект обложения страховыми взносами - это выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг. Плательщиками этих взносов в числе прочих являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам 13 .

Базовые тарифы страховых взносов составляют 26 % в Пенсионный фонд РФ и 5,1 % в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (взносы в Фонд социального страхования РФ по договорам гражданско-правового характера не платятся) 14 . При этом базой страховых взносов является сумма начисленных выплат, то есть эта база включает в себя и НДФЛ.

Например, если размер выплаты с учетом НДФЛ составляет 100 тыс. руб., то общий размер расходов заказчика по данному договору на основе базовых тарифов составит 131,1 тыс. руб. (100 тыс. руб. + 31,1 %), а сам подрядчик или исполнитель получит «на руки» 87 тыс. руб. (100 тыс. руб. - 13 %).

Конечно, не исключено, что физическое лицо без статуса ИП, участвуя в торгах, укажет в своей заявке предложение о цене, считая, что именно столько денег он и должен получить от заказчика. При этом он не будет учитывать, что заказчику еще необходимо нести расходы по уплате НДФЛ и социальных взносов. Поэтому чтобы, когда победителем торгов становится такое лицо, у заказчика не возникло ситуации, в которой ему в лучшем случае придется столкнуться с непониманием со стороны победителя, а в худшем - нести дополнительные расходы, выходящие за рамки начальной цены контракта, рекомендуется в документации о закупке сразу же указывать, что предложение о цене участника закупки, являющегося физическим лицом без статуса ИП, должно включать в себя НДФЛ и страховые взносы.

Важно отметить, что в отношении физических лиц, занимающихся частной практикой, существуют свои особенности заключения договоров. Данные физические лица не имеют статуса индивидуального предпринимателя, но в соответствии с налоговым законодательством они исчисляют и уплачивают НДФЛ самостоятельно 15 , а также в соответствии с законодательством о страховых взносах самостоятельно уплачивают и эти взносы 16 . К таким лицам федеральное законодательство относит частных нотариусов 17 ; адвокатов, учредивших собственные адвокатские кабинеты 18 ; граждан, занимающихся народной медициной 19 ; арбитражных управляющих 20 ; оценщиков (если выбран именно такой способ осуществления данной деятельности) 21 ; частных детективов 22 , патентных поверенных 23 . Если закупка осуществляется в отношении данных видов деятельности, то заказчик не осуществляет обязанности налогового агента и плательщика страховых взносов.

В-третьих, нужно учесть аспект, связанный с обработкой персональных данных физического лица без статуса ИП, с которым заключается контракт. В соответствии с федеральным законодательством персональными данными считается любая информация, относящаяся к физическому лицу (субъекту персональных данных), а обработкой таких данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных, при этом лицо, осуществляющее обработку данных является оператором 24 . Обработка персональных данных допускается лишь в определенном перечне случаев, к числу которых в числе прочих относится случай, когда имеется согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, а также случаи, когда осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом, или когда обработка персональных данных необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей 25 .

Согласно требованиям законодательства заказчик вносит в реестр договоров сведения о заключенных договорах, которые в случае заключения договора с физическим лицом без статуса ИП включают персональные данные этого лица: фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства и идентификационный номер налогоплательщика 26 . Таким образом, данное действие является обработкой персональных данных (через размещение этих данных в реестре договоров доступ к ним предоставляется третьим лицам), а заказчик выступает в роли оператора.

Получать согласие субъекта персональных данных на эту обработку здесь не требуется, поскольку данная ситуация как раз подпадает под описанный выше случай, когда рассматриваемое действие оператора осуществляется в связи с возложением на него законодательством РФ соответствующей обязанности. Кроме того, эта ситуация может считаться и случаем, когда осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом (см. выше).

Однако существует и противоположное мнение.

Если рассматривать реестр договоров как «общедоступный источник персональных данных», то персональные данные физического лица могут размещаться в таком источнике только с его письменного согласия 27 . И тогда для соблюдения этого положения законодательства заказчикам необходимо включать в документацию о закупке требование о предоставлении физическим лицом в составе заявки на участие в закупке своего письменного согласия на обработку своих персональных данных. В частности, такого мнения придерживаются Министерство финансов РФ и Минэкономразвития РФ 28 . Поэтому во избежание возможных конфликтных ситуаций с контрольными органами заказчикам все-таки рекомендуется запрашивать у физических лиц без статуса ИП их письменное согласие на обработку персональных данных, если сведения о договоре, который заключается с ними как с единственным подрядчиком/исполнителем или может быть заключен с ними по результатам торгов, должны размещаться в реестре договоров.

Отметим, что если договор заключается на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., а именно такие договоры сейчас чаще всего заключаются на практике с физическими лицами без статуса ИП, то у заказчика нет обязанности размещать сведения об этих договорах в реестре договоров 29 , и, следовательно, никаких дополнительных условий, связанных с темой персональных данных, тут не возникает вообще.

Наконец, следует помнить, что договоры с физическими лицами без статуса ИП (как по результатам торгов, так и в случае закупки у единственного подрядчика или исполнителя) не учитываются при определении объема закупок, которые заказчики осуществляют у субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку такие лица к данным субъектам не относятся 31 . Иными словами, за счет договоров с такими лицами заказчику не удастся «нагнать» фактический объем данных целевых закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства до уровня, требуемого соответствующим нормативным правовым актом 30 .

В целом, нельзя не признать, что заключение договора с физическим лицом без статуса ИП в рамках «223-ФЗ» влечет для заказчика дополнительные административные издержки по сравнению, с заключением договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Однако, как уже говорилось выше, заказчик не имеет права необоснованно ограничивать участие таких лиц в своих закупках, а заключение договора с этими лицами вполне укладывается в существующее правовое поле при условии соблюдения соответствующих правовых требований.

8 Чч. 1 и 3 ст. 224 НК РФ.

9 Ч. 1 ст. 24 и ч. 1 ст. 226 НК РФ.

10 Подробнее об особенностях заключения договора с физическими лицами, занимающимися частной практикой см. ниже.

11 Ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

12 П. 6 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

13 Ч. 1 ст. 7 и ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

14 Пп. 1 и 3 ч. 1 ст. 12 и п. 2 ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

15 П. 2 ч. 1 ст. 227 НК РФ.

16 Ч. 1 ст. 14 и п. 2. Ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

17 Ст. 8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1.

18 Ст. 21 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

19 Ст. 50 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

20 Ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

21 Ст. 4 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

22 Раздел II Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

23 Ст. 3 Федерального закона от 30.12.2008 № 316-ФЗ «О патентных поверенных».

24 Пп. 1, 3 и 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

25 Пп. 1, 11 и 2 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

26 Ст. 4.1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки».

27 Ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

28 См. Письмо Минфина РФ от 20 марта 2015 г. № 02-02-09/15487 и Письмо Минэкономразвития РФ от 16.01.2015 № Д28и-54.

29 П. 3 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132, и ч. 15 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

30 Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.

Если источником финансового обеспечения данной закупки являются субсидии из бюджета, они должны осуществляться в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Как правило, договоры ГПХ бюджетные учреждения заключают при так называемых малых закупках, а именно — на основании пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Если договор ГПХ является договором подряда с физическим лицом, то он подпадает под действие Закона № 44-ФЗ и включается в совокупный годовой объем закупок. При этом необходимо учитывать, что этот договор не должен быть по сути трудовым и регулировать трудовые отношения.

Страховые взносы в силу ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ не могут быть включены в цену контракта. А значит, не могут быть удержаны заказчиком при непосредственной оплате физическому лицу и подлежат оплате самим заказчиком в установленном порядке. Соответственно не включаются в совокупный годовой объем закупок.

Гражданско-правовые договоры в плане-графике

Учреждение заключило 10 договоров гражданско-правового характера на работы по ремонту помещений и иные услуги. Должны ли они учитываться по Закону № 44-ФЗ и нужно ли их вносить в план-график?

Это зависит от того, на основании какого закона закупаются услуги, оформленные договорами гражданско-правового характера.

ЭТО НАДО ЗНАТЬ
Если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн руб. и у него отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо (контрактного управляющего), ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). Контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ)

Если в учреждении принято Положение о закупке, то бюджетное учреждение может закупать такие услуги по Закону № 223-ФЗ. Если же источником финансового обеспечения закупки являются субсидии из бюджета, они должны осуществляться в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Как правило, договоры ГПХ бюджетные учреждения заключают при так называемых малых закупках, а именно — на основании пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. При заключении контракта на этих основаниях требование «основной» статьи закона, регулирующей порядок заключения контракта (ст. 34 «Контракт»), — не применяется. Это значит, что при «малых» закупках контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок.

Несмотря на то что договоры, заключенные на основании пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ могут заключаться в любой форме, в т. ч. посредством выставления счета, стоит помнить, что такие договоры должны быть в обязательном порядке предусмотрены планом-графиком размещения заказов бюджетного учреждения на соответствующий год.

ВАЖНО!
Особенности размещения в единой информационной системе планов-графиков размещения заказов на 2015-2016 годы утверждены совместным приказом Минэкономразвития России № 182, Казначейства России № 7н от 31.03.2015 (Приказ № 182/7н).

Согласно п. 4 приложения к Приказу № 182/7н информация о закупках, которые планируется проводить по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, указывается в столбцах 1, 9 и 13 формы планов-графиков одной строкой по каждому коду бюджетной классификации в размере годового объема денежных средств).

Если по вашим договорам ГПХ закупки не превышали 100/400 тыс. руб., они должны быть предусмотрены планом-графиком.

Таким образом, бюджетное учреждение должно учитывать в плане-графике на соответствующий год закупки, оформленные гражданско-правовыми договорами на основании пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

В реестр контрактов информация о таких договорах не включается.

О включении страховых взносов в цену контракта

Могут ли быть включены в цену контракта страховые взносы, в частности в Пенсионный фонд РФ, если контракт заключается с физическим лицом, которое не является индивидуальным предпринимателем?

Страховые взносы не могут быть включены в цену контракта.

Если контракт заключается с физическим лицом, в контракт включается обязательное условие об уменьшении подлежащей оплате суммы на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Это утверждение справедливо только в отношении физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями или иными занимающимися частной практикой лицами.

ВАЖНО!
Данная позиция отражена в письме Минэкономразвития России от 28.10.2014 № Д28и-2266: «согласно подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ при получении физическими лицами доходов от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, исчисление и уплату налога они производят самостоятельно, исходя из сумм полученных доходов. Таким образом, условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей является обязательным при заключении контракта с физическим лицом и включается в проект контракта».

По общему правилу в контракте, заключаемом с физическим лицом, указывается, что сумма, выплачиваемая ему по контракту, уменьшена на сумму НДФЛ — 13%. При этом самим участником закупки (физическим лицом),в подаваемой им заявке сумма НДФЛ не учитывается и не указывается.

Следовательно, на заказчика возлагаются обязанности по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного при фактической выплате вознаграждения физическому лицу.

Что касается страховых взносов, то в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» все организации являются страхователями и плательщиками страховых взносов.

Сумма выплат по договорам физическому лицу подлежит обложению страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. В базу для начисления данных страховых взносов сумма вознаграждения включается в полном объеме на дату ее начисления (ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8, п. 1 ст. 11 Закона № 212-ФЗ).

При этом страховые взносы не относятся к налогам, перечень которых установлен ст. 13-15 НК РФ. Таким образом, страховые взносы в силу ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ не могут быть включены в цену контракта. А значит, не могут быть удержаны заказчиком при непосредственной оплате физическому лицу и подлежат оплате самим заказчиком в установленном порядке.

Данная позиция подтверждается выводами Минэкономразвития России, изложенными в письме от 30.09.2014 № Д28и-1889.

Понятие совокупного годового объема закупок

В соответствии с п. 16 ст. 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), совокупный годовой объем закупок - это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Следовательно, так как совокупный годовой объем закупок формируется исключительно из закупок, осуществляемых в рамках Закона № 44-ФЗ и на соответствующий финансовый год (к примеру на 2016 г.), то при расчете совокупного объема закупок, на 2016 год, необходимо учитывать объем финансового обеспечения только для осуществления закупок в 2016 году.

При формировании совокупного годового объема закупок на 2016 год, кроме объема финансового обеспечения на осуществления закупок в 2016 году, необходимо учитывать оплату контрактов, заключенных до начала указанного финансового года (т.е. до начала 2016 года: в 2015 году) и подлежащих оплате в указанном финансовом году (т.е. в 2016 году).

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...