Запреты и ограничения государственных и муниципальных закупок иностранных товаров, работ, услуг. Как готовиться к закупкам с применением национального режима? Как подтверждать, что аналогичных иностранным товаров нет в РФ


Правительством РФ принят ряд мер, которые способствуют развитию национальной экономики, защите внутреннего рынка и поддержке отечественных товаров. Одна из таких мер — запрет на использование государственными и муниципальными заказчиками в рамках закупок по товаров иностранного происхождения определенных секторов производства. Рассмотрим подробнее этот вопрос и определим последовательность действий заказчика при закупке таких товаров.

Сферы действия запретов

Нормативный акт ПП РФ № 1236 от 16.11.2015.
Когда применять

В любых конкурентных процедурах, а также в закупках у единственного поставщика.

Исключение: заказчик подготовил и включил в документацию обоснование невозможности соблюсти запрет.

Как применять Запрещено приобретать иностранную продукцию.

Подтверждается происхождения ПО сведениями из реестра российского программного обеспечения или реестра ПО ЕАЭС.

Продукция оборонного значения в табу

Сейчас введены запреты на госзакупки иностранных товаров, которые предназначены для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда аналоги не производятся на территории ЕАЭС. Постановление Правительства 9 от 14.01.2017 к такой продукции относит:

  • запрет на закупки авиационных изделий и техники (вертолеты);
  • автомобили, автотранспортные средства;
  • строительную технику: бульдозеры, катки, отвалы, грейдеры;
  • пластмассовые изделия;
  • текстильные изделия;
  • прокат, трубы, камень, известняк, песок и др.

Перечень состоит из наименования товара и кода согласно ОКПД-2 (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)). К примеру, Постановление Правительства РФ 9, п. 42 — это круги отрезные (23.91.11.150).

Нормативный акт ПП РФ № 9 от 14.01.2017.
Когда применять

В любых конкурентных процедурах и закупках у единственного поставщика в целях выполнения:

  • госпрограмм;
  • долгосрочных (федеральных) целевых программ в области обороны и безопасности;
  • госпрограмм вооружения;
  • других мероприятий в рамках ГОЗ;
  • закупки ТРУ для заказчиков, которые непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности государства.

Исключения из ПП № 9 перечислены в пункте 4. Например, правила не применяются в случае необходимости обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, которые использует заказчик, закупки запчастей и т. д.

Как применять

Запрещено приобретать любую иностранную продукцию. Исключение: на территории ЕАЭС такие ТРУ не производятся.

До 16.01.2019 действует запрет на допуск иностранных товаров (включая ЕАЭС), если они указаны в приложении к ПП № 9. В перечне станки, инструменты, продукция легкой промышленности, стройматериалы, автотранспорт, спецтехника, электрооборудование.

Что нужно приложить к заявке на участие

Заключение о подтверждении производства промышленной продукции в России. Оно выдается Минпромторгом по правилам ПП № 719 от 17.07.2015.

Если продукция не включена в приложение к ПП № 719 от 17.07.2015, то ПП № 9 не устанавливает требований, каким конкретно документом подтверждать страну происхождения.

Учтите п. 6 обзора судебной практики Верховного суда от 28.06.2017. Суд решил, что если установлен запрет по ПП № 9, то участник аукциона должен предоставить документ, подтверждающий страну происхождения товара. Таким документом может быть сертификат СТ-1.

Можно ли включить в закупку товары как не из НПА, так и из НПА Нельзя.

Иностранную мебель запрещено закупать

ПП № 1072 от 05.09.2017 запрещает приобретать иностранного производства, причем не важно, из чего она сделана: дерево, пластмасса или металл. Сюда же попала и мягкая мебель, включая матрасы, кушетки, софы с деревянным каркасом. Запрет действует до 01.12.2019.

Установлены исключения для мебели, которая:

  • произведена в государствах — членах ЕАЭС;
  • закупается по специальному ;
  • не имеет аналогов в ЕАЭС и соответствует критериям ПП № 719 от 17.07.2015.

Также установлено — деревянные плиты, из которых собирается мебель, также должны быть произведены из материалов и полуфабрикатов из ЕАЭС.

Все правила для товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности собраны в таблице.

Нормативный акт ПП РФ № 1072 от 05.09.2017.
Когда применять

Применяется с 01.12.2017 по 01.12.2019.

Запрещено закупать иностранные товары по перечню при проведении любых конкурентных процедур, а также закупок у единственного поставщика.

Дополнительное требование: использовать отечественные материалы (ЕАЭС) при проведении конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (ч. 2 ст. 31 закона № 44-ФЗ).

Как применять

Запрещено приобретать иностранную продукцию (кроме ЕАЭС).

Дополнительное требование: использовать отечественные материалы (ЕАЭС) из пунктов 1 и 2 перечня при производстве товаров из пунктов 4-6 и 12-28 перечня.

Что нужно приложить к заявке на участие

Любой из документов из пунктов 2-4 критериев подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ (утверждены ПП № 550 от 10.05.2017):

  1. Копия СПИК и заключение Мипромторга о выполнении обязательств.
  2. Акт экспертизы (выдает ТПП по Приказу от 30.05.2018 № 52).
  3. Сертификат СТ-1 (выдает ТПП по Приказу 02.04.2018 № 29).
Можно ли включить в закупку товары как не из НПА, так и из НПА

При совмещении будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь товаров.

Закупки у турецких компаний

Отдельно стоит поговорить о запретах, которые связаны с закупкой товаров и работ, которые выполняют организации, находящиеся под юрисдикцией или контролируемые гражданами Турецкой Республики.

Необходимо отметить, что утратило силу Постановление от 29.12.2015 № 1457. Ранее с 2016 года работы и услуги для госнужд нельзя было заказывать у турецких компаний. 31.05.2017 президент отменил данные специальные экономические меры Указом от 31.05.2017 № 244.

Продолжает действовать запрет на турецкие товары 44-ФЗ. Согласно Постановлению Правительства от 30.11.2015 № 1296, запрещена к ввозу в РФ некоторая сельскохозяйственная продукция, страной происхождения которой является Турецкая Республика. На сегодняшний день в списке значатся только томаты, свежие или охлажденные.

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

    Приложение. Перечень товаров

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 1224
"Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить запрет на допуск товаров (за исключением товаров по перечню согласно приложению), происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют.

1.1. Установить запрет на допуск товаров, указанных в приложении к настоящему постановлению, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует.

2. Установить, что подтверждением отсутствия производства на территории Российской Федерации товаров обрабатывающих отраслей промышленности, относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, является заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации об отсутствии производства на территории Российской Федерации товаров обрабатывающих отраслей промышленности, выдаваемое в соответствии с пунктом 3.1 настоящего постановления с учетом положений пунктов 2.1 - 2.4 настоящего постановления, в случае отсутствия продукции, производимой на территории Российской Федерации и имеющей схожие технические и эксплуатационные характеристики с соответствующими товарами, позволяющей ей выполнять те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемой.

2.1. Установить, что продукция признается продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в случаях:

а) создания или модернизации и (или) освоения производства такой продукции в рамках специального инвестиционного контракта, заключенного Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации. При этом для целей настоящего постановления такая продукция приравнивается к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, в течение не более 5 лет со дня заключения специального инвестиционного контракта и не более 3 лет со дня начала ее производства стороной - инвестором специального инвестиционного контракта;

б) соответствия требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации" (в случае отсутствия специального инвестиционного контракта);

в) подтверждения Российской Федерации как страны происхождения товаров в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (в случае отсутствия такой продукции в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации" и отсутствия специального инвестиционного контракта).

2.2. Подтверждением соответствия товаров требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, установленным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации", является акт экспертизы, выдаваемый в порядке , определяемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

2.3. Подтверждением страны происхождения товаров в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника этого Соглашения по форме , установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г.

2.4. В целях реализации настоящего постановления при отнесении продукции к продукции, произведенной в Российской Федерации, допускается осуществление на территории государств - членов Евразийского экономического союза операций, указанных в требованиях к промышленной продукции, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, установленных приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации".

3.1. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации разработать и утвердить до 1 января 2016 г. порядок выдачи заключения, указанного в пункте 2 настоящего постановления.

3.2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации провести в срок не позднее III квартала 2016 г. консультации с заинтересованными органами исполнительной власти государств - членов Евразийского экономического союза по вопросу определения механизма отнесения товаров к товарам, произведенным на территории государств - членов Евразийского экономического союза.

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 56 "Об установлении запретов и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, в рамках размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 987).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2016 г. N 684 постановление дополнено пунктом 6

6. Действие настоящего постановления не распространяется на осуществление закупок Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и Управлением делами Президента Российской Федерации.

С 1 января 2014 г. вводится в действие контрактная система закупок для государственных и муниципальных нужд. В ее рамках будет сохранен запрет на закупку для нужд обороны страны и безопасности государства иностранных товаров, работ, услуг. Исключение - необходимые товары (работы, услуги) не производятся в России или не соответствуют требованиям госзаказчиков.

Установлен новый перечень товаров, в отношении которых требуется подтверждать отсутствие их производства в нашей стране. По сравнению с прежним перечнем в новый дополнительно включены некоторые категории оборудования двойного назначения (например, литейные машины, используемые в металлургии или литейном производстве; измерительные или контрольные приборы, устройства и машины для измерения или контроля геометрических величин).

Подтверждением отсутствия производства в России названных товаров является их включение в правительственный перечень технологического оборудования, аналоги которого не выпускаются в России и ввоз которого в нашу страну не облагается НДС. Отсутствие производства можно подтвердить также экспертизой Минпромторга России.

Постановление вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением поручения Минпромторгу России утвердить правила проведения указанной экспертизы.

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства"


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Пункты 1 , и настоящего постановления вступают в силу с 1 января 2014 г.


Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2016 г. N 1576 настоящее постановление признано утратившим силу


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления


Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г., за исключением пункта 3 изменений, вступающего в силу с 1 января 2018 г.


В целях поддержки российского производства законодателем определены особые условия допуска групп товаров иностранного производства, а также установлены запреты на приобретение некоторых товаров иностранного производства в целом.

Вместе с тем, нормативные акты, определяющие условия закупки упомянутых товаров написаны достаточно сложно и вызывают ряд затруднений при применении, как у Заказчиков, так и у участников закупок.

Законодательно определены перечни категорий товаров, на поставку которых установлены ограничения.

Товары в сфере медицины

Одним из наиболее часто применяемых документов, ограничивающих поставку иностранных товаров, является Постановление №102, которое содержит перечень медицинских изделий с указанием кодов ОКПД и , при закупке которых Заказчиком должно быть установлено ограничение допуска.

Аналогичные условия установлены Правительством при закупке ряда лекарственных препаратов иностранного производства, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших.

Прежде всего, стоит отметить, что закупать товары, входящие в перечень и не входящие в него одним лотом прямо запрещено законодательством.

Суть самого ограничения заключается в следующем. Если на участие в закупке подано хотя бы две заявки, в которых содержится предложение о поставке товаров,не иностранного производства. Кроме того производители товаров, предлагаемых в заявках не должны быть аналогичными друг другу.

Если это условие соблюдено, то все заявки, содержащие предложение о поставке иностранных товаров отклоняются, и организации не принимают участия в торгах.

При этом, страна производства товаров должна быть не просто указана в заявке, но и подтверждена сертификатами о происхождении. Заметим, что данный документ не является обязательным в составе заявки, и прикладывается участником, только если он сам желает обезопасить себя от рисков, связанных с отклонением заявки.

Разумеется, что в случае подписания контракта с участником, который победил в закупке, в том числе благодаря применению постановления, товар, поставляемый по контракту, не может быть заменен на товар иностранного производства.

Радиоэлектронная продукция

Закупка этого вида продукции, точнее, ограничения и условия допуска регламентированы Постановлением Правительства РФ № 968. В основной своей части принцип действия ограничения аналогичен постановлению, касающемуся медицинских изделий.

Основная разница состоит в перечне документов, подтверждающих страну происхождения предлагаемого к поставке товара. Помимо сертификата СТ-1 подтверждающими документами будут являться инвестиционные контракты, уведомления и подтверждения Министерства промышленности и торговли РФ.

Пищевые продукты

Условия допуска товаров пищевой промышленности, перечень товаров, на которые распространяются ограничения, определены Постановлением Правительства РФ № 832.

Сохраняя тот же подход к условиям допуска, что и в предыдущих рассмотренных случаях, постановление несколько упрощает способ подтверждения страны происхождения товаров. В данном случае участнику необходимо только продекларировать, то есть попросту указать страну происхождения товара в составе заявки. Разумеется, что при поставке товаров эти сведения должны соответствовать заявленным.

Товары легкой промышленности и машиностроения

Согласно Постановлению №791 закупка товаров легкой промышленности, определенных перечнем для государственных и муниципальных нужд запрещена вовсе. Исключение составляют те случаи, когда закупаемые товары не производятся в России или на территории стран Евразийского союза.

При этом подтверждением отсутствия такого производства является соответствующий документ Министерства промышленности и торговли, который в обязательном порядке должен быть получен Заказчиком при осуществлении закупки.

Относительно товаров сферы машиностроения, условия и ограничения допуска установлены Постановлением № 656. При этом, Правительством аналогичным образом запрещаются к закупке товары иностранного производства, входящие в перечень.

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Режим поддерживают два инструмента:

1. Запрет на допуск иностранных товаров (за исключением товаров, которые не производят на территории ЕАЭС):

  • Поставка иностранного программного обеспечения, аналоги которого есть в реестре российских программ (ПП РФ №1236 от 16.11.2015);
  • Товары для нужд обороны страны и безопасностью государства (ПП РФ № 9 от 14.01.2017);
  • Мебель (ПП РФ № 1072 от 05.09.2017);
  • Машиностроением: спецавтомобили, тракторы, прицепы, вагоны (ПП РФ №656 от 14.07.2014);
  • Товары легкой промышленностью: одежда, меховые изделия, обувь, сумки (ПП РФ №791 от 11.08.2014).

2. Ограничение или специальные условия допуска иностранных товаров. Например, при закупках:

  • Продуктов питания, мебели, посуды и других товаров (в закупках, опубликованных до 5 ноября 2018 — по приказу Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 , в закупках с 5 ноября 2018 — по ). читайте в новой статье в Справочной.
  • Медицинских изделий, включая хирургическое оборудование, ортопедические приспособления и другие товары (ПП РФ №102 от 05.02.2015);
  • Лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ПП РФ №1289 от 30.11.2015);
  • Отдельные виды радиоэлектронной продукции. (ПП № 968 от 26.09. 2016).
  • Пищевые продукты (ПП №832 от 22.08.2016).

Как работает национальный режим

Обязательно ознакомьтесь с условиями постановлений и приказа, если ваш товар попал в исключения.

Рассмотрим подробнее как применяются преференции к товарам, которые включены в приказ Минэкономразвития от 25.03.2014 №155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств» (с 5 ноября 2018 — по риказу Минфина России от 04.06.2018 № 126н ) .

Формат поддержки зависит от способа отбора поставщика.

Конкурс, запрос предложений и котировок

Если в закупке участвуют поставщики товаров из других стран и поставщики товаров из ЕвразЭС, то к цене последних применяется понижающий коэффициент 15%. Такие заявки могут получить больше баллов на этапе оценки заявок, но в случае победы контракт заключат по полной цене, которую предложил поставщик (ч. 4-5 приказа Минэкономразвития №155 от 25.03.2014).

Например, при участии в запросе котировок поставщики мебели из Белоруссии и Польши предложили письменные столы общей стоимостью 400000 рублей. Но при оценке будет считаться, что поставщиком белорусского товара предложена цена 340000 рублей. Поэтому у него больше шансов на победу. Если «новая» цена окажется самой низкой или равна другим предложениям (есть другие поставщики, предложившие товар по 340000 рублей, но без преференций), контракт заключается с ним, причем по цене, названной в заявке, — 400000 рублей.

Бывает и так: поставщик российского товара предложил 100 рублей, а поставщик иностранного — 70. При оценке заявок цены стали 85 и 70 рублей соответственно, поэтому вторая заявка получит больше баллов при прочих равных условиях.

Если несколько участников получили одинаковое количество баллов (с учетом снижения цены на 15%), то контракт заключается с поставщиком, который имеет право на преференцию (ч. 6 приказа Минэкономразвития №155 от 25.03.2014).

Электронный аукцион

В случае с электронным аукционом преференции могут отразится на цене контракта. Так если побеждает участник, который предложил товар иностранного производства, то с ним заключается контракт по предложенной им цене, сниженной на 15%. Это условие распространяется не только на производителей, но и на поставщиков.

Например, госучреждение проводит электронный аукцион на закупку серверов. НМЦ контракта — 1 200 000 рублей. Заявки подали два участника. Первый предложил серверы российского производства. А второй - вариант с аналогичными параметрами, но из Тайваня. По результатам рассмотрения первых частей заявок оба участника были допущены к аукциону. Аукцион выиграл поставщик серверов иностранного производства с суммой 1 100 000 рублей. При этом он вынужден заключить контракт на 935 000 рублей, с вычетом 15%. Если бы победителем закупки стал российский поставщик, то контракт заключался бы на предложенную им сумму — на 1 150 000 руб.

Преференции российским поставщикам заказчик прописывает в требованиях к участникам закупки. Как в этом запросе котировок или в этом электронном аукционе .

В том числе в приказе описаны ситуации, когда нацрежим не применяется:

  • Если в рамках одного лота только часть товаров включена в перечень товаров из приказа;
  • Если конкурс или аукцион признан несостоявшимся, и заказчик размещает заказ у единственного поставщика;
  • В заявках на участие нет предложений о поставке товаров российского (других участников ЕвразЭС) происхождения;
  • В заявках на участие в конкурсе или аукционе не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, указанных в приказе;
  • В рамках одного конкурса участник в заявке предлагает товары и российского, и иностранного происхождения.

Как подтвердить страну происхождения?

  1. Требовать у поставщиков декларацию о том, что товар произведен в России
  2. Отклонять заявки, в которых не указана страна происхождения товара;
  3. Прописывать в закупке, что участники несут ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара.

Если вы участвуете в закупке, где применяется национальный режим, приложите к заявке декларацию в свободной форме, обязательно указав страну происхождения, или другой требуемый документ. Иначе заказчик обоснованно отклонит вашу заявку или отнимет 15% от вашей цены при заключении контракта.

  • Опубликовано в Авторские статьи
  • Прочитано 57392 раз

Вопрос удовлетворения государственных нужд имеет одни и те же истоки, что и сам институт государства. Удовлетворение государственных нужд, выражающих общественные потребности, является одним из наиболее важных вопросов жизни общества.


Государственный заказ на отечественные товары способствует развитию экономики страны, позволяет задать вектор развития промышленного производства, строительства и сферы услуг. Законодательство о государственных закупках оказывает поддержку и субъектам малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческим организациям. Этим во время сложной экономической ситуации государство дает возможность развиться и закрепиться на рынке вновь созданным мобильным и социально значимым организациям.

Государственный заказ является действенным инструментом экономического регулирования и воздействия, причем не только на национальном уровне, но и в макроэкономическом секторе. Изменение экономико-политической обстановки нашло свое отражение в нормативно-правовых документах, вводящих запреты и ограничения на проведение государственных и муниципальных закупок определенных иностранных товаров и поставщиков/исполнителей некоторых государств.

Национальный режим при осуществлении государственных и муниципальных закупок

Правовой основой применения запретов и ограничений при осуществлении государственных и муниципальных закупок является положения контрактной системы о национальном режиме.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) при осуществлении закупок товаров иностранного происхождения, работ и услуг, выполняемых и оказываемых иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами и услугами, выполняемыми и оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами РФ.

На федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в соответствии с положениями Федерального закона № 44-ФЗ возложена обязанность размещения перечня иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, и условия применения национального режима в единой информационной системе.

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством РФ установлены:
- запреты на допуск товаров иностранного производства, поставляемых иностранными лицами;
- ограничения допуска указанных товаров для целей осуществления государственных и муниципальных закупок.

Вопрос отнесения товаров к стране происхождения решается в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров. Страна происхождения товаров, происходящих с территории государства - члена Таможенного союза, определяется согласно законодательству такого государства - члена Таможенного союза, если иное не установлено международными договорами.

В развитие данных положений и с целью устранения технических неточностей Федеральным законом от 31.12.2014 № 498-ФЗ, внесены изменения, в части понятий «информация о стране происхождения товара» и «наименование страны происхождения». Начиная с 01.01.2015 заявки на участие в открытом конкурсе и электронном аукционе должны содержать информацию о наименовании страны происхождения товара.

Кроме того, Федеральным законом № 498-ФЗ с 15.09.2015 расширен перечень информации и документов, которые должна содержать заявка на участие в запросе котировок, приведенный в ч. 3 ст. 73 Федерального закона № 44-ФЗ. С указанной даты в данный перечень входят и документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товаров условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со ст. 14 Федерального закона № 44-ФЗ, либо заверенные копии данных документов.

Министерством экономического развития РФ в разъяснение положений о национальном режиме подготовлен ряд писем. Согласно «О мерах поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотрены меры, направленные на защиту интересов отечественных производителей. В «О применении ОКПД и ОКПД2 при формировании плана-графика на 2016 г. и размещении извещения о закупках для целей соблюдения запрета, условий и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами» разъяснено, что при размещении извещения на официальном сайте в 2016 году соответствующие коды Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002), содержащиеся в нормативных правовых актах, устанавливающих в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона № 44-ФЗ запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, условия, ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, регулирующих выбор способа осуществления закупки, установление преимуществ и ограничений, а также дополнительных требований при проведении закупки, следует указывать как дополнительную информацию

Кроме того, Минэкономразвития России в «О распространении действия ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ на случаи защиты национальных интересов РФ путем введения запрета либо ограничений на ввоз отдельных видов продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению» разъяснило, что положения о запретах и ограничениях, установленных ст. 14 Федерального закона № 44-ФЗ не распространяется на закупки, осуществляемые отдельными видами юридических лиц в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ.

1. Запреты на допуск товаров иностранного производства, поставляемых иностранными лицами

Запрет товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства

(ред. от 29.12.2015) «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее - Постановление № 1224) установлен запрет на допуск товаров (за исключением товаров указанных в приложении к Постановлению), происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют.

Кроме этого установлено, что запрет на допуск указанных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует.

Подтверждением отсутствия производства на территории Российской Федерации товаров обрабатывающих отраслей промышленности, относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, является заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации об отсутствии производства на территории Российской Федерации товаров обрабатывающих отраслей промышленности, в случае отсутствия продукции, производимой на территории Российской Федерации и имеющей схожие технические и эксплуатационные характеристики с соответствующими товарами, позволяющей ей выполнять те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемой.

В отношении запрета на товары, происходящие из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства Министерством экономического развития Российской Федерации подготовлено «Об осуществлении для нужд обороны страны и безопасности государства закупок товаров, происходящих из иностранных государств, в том числе входящих в Перечень товаров, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102» согласно которому к закупкам для обеспечения обороны страны и безопасности государства относятся закупки, осуществляемые в рамках государственного оборонного заказа.

В развитие данного запрета Минэкономразвития разъяснило, что согласно пункта 2 Постановления Ф № 1224 подтверждением отсутствия производства на территории Российской Федерации товаров по перечню согласно приложению является включение товаров в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 372 «Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость», или соответствующее заключение по результатам экспертизы, проводимой Минпромторгом России в установленном порядке. Данная позиция была отражена в

Запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров

«Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 791) установлен запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (кроме государств – членов ЕАЭС), и услуг по прокату таких товаров. Необходимо отметить, что данный запрет не применяется в сфере государственного оборонного заказа. Указанное постановление утверждает два списка товаров. Первый список устанавливает запрет на закупку товаров при осуществлении закупок для федеральных нужд, а второй - при проведении закупок для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд.

Запрет не распространяется на поставку (прокат) товаров, если их производство на территории государств - членов ЕАЭС не осуществляется. Отсутствие производства участник должен подтвердить заключением, выданным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

К участникам закупки товаров и услуг, поименованных в указанных перечнях, устанавливается дополнительное требование в соответствии с п. 1 Постановления № 791.

В случаях, когда товары (услуги) закупаются у единственного поставщика, при их описании в извещении об осуществлении закупки необходимо учитывать положения п. 2 Постановления № 791.

Запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения

(ред. от 31.01.2015) «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 656) запрещен допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств.

Перечень таких товаров содержится в приложении к названному Постановлению. Например, в Перечень включены автобусы, автомобили пожарные, автомобили скорой медицинской помощи (п. п. 18, 31, 33 Перечня).

В разъяснение указанных положений Министерством экономического развития подготовлены «О документальном подтверждении страны происхождения товара при закупке отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств» и «О документах, подтверждающих соответствие участника аукциона и (или) предлагаемого им товара (работы, услуги) условиям допуска, запретам и ограничениям, установленным законодательством РФ в сфере закупок», согласно которым разъясняется, что для подтверждения соответствия товара, предлагаемого участником конкурса или аукциона, запретам, установленным заказчиком в соответствии с постановлением № 656, заявка участника должна содержать сертификат происхождения товара.

По данному вопросу так же имеются «О документах, представляемых в составе заявки на участие в электронном аукционе на закупку товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств», согласно которому при проведении электронного аукциона на закупку отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, заявки участников аукциона, которые не содержат во второй части указанного сертификата о происхождении товара, отклоняются в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ

Вопрос возможности распространения запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках осуществления закупок по Федеральному закону № 223-ФЗ разъяснен в письмах Минэкономразвития и . Согласно смысла указанных писем Постановление № 656 распространяется исключительно на заказчиков, указанных в статье 3 Закона № 44-ФЗ, и не распространяет свое действие на Закон № 223-ФЗ.

Выбор редакции
Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...

Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...