Бонифаций святой. Святой бонифаций


Происходит из благородного англосаксонского рода; род. в 680 г. в Киртоне (Девоншир) и получил при крещении имя Винфрид . 13 лет он учился в монастырях Эксетере и Нутселе, откуда, подобно всем своим соотечественникам, вынес глубокое благоговение к св. Петру и его преемникам. В 717, получив от Папы Григория II разрешение проповедовать Евангелие , отправился сначала в Фрисландию , где помогал своему соотечественнику, святому Виллиброду ; через три года перенес свою деятельность в Тюрингию , главным образом в Гессен , где им основаны монастыри Амёнсбург и Фрицлар . В 723 он вторично поехал в Рим и, дав клятву твердо держаться уставов Римской церкви, получил от Папы сан епископа и рекомендательные письма к Карлу Мартеллу, франкским князьям и епископам с просьбой оказывать ему поддержку. Б. с новым рвением принялся за дело обращения язычников, срубил недалеко от нынешнего Гейсмара дуб Бодана и опять обратил в христианство жителей Тюрингии и Гессена. В 732 папа Григорий III прислал ему паллий и назначил архиепископом и примасом всей Германии с полномочием основывать епископства повсюду, где он это найдет нужным. Он учредил в тюрингском городе Ордруффе училище для миссионеров, в котором воспитанников обучали не только догматам религии , но также земледелию и садоводству, а 744 основал монастырь Фульду и другие миссии. В Баварии он учредил по поручению герцога Одилона четыре епархии, существующие еще и теперь: Зальцбургскую, Регенсбургскую, Фрейзингенскую и Нассаускую; в Тюрингии епископство Эрфуртское, в Гессене Бюрабургское, перенесенное потом в Падерборн , в Франконии Вюрцбургское и в Верхнем Пфальце - Эйхштетское. В 745 он получил вновь учрежденное архиепископство в Майнце из рук Пипина, которого в 752 венчал на царство в Франконии. Основав таким образом Германскую церковь, он обязал ее безусловной покорностью Риму. Епископы должны были давать клятву, что они до конца дней своих пребудут покорны римской церкви, св. Петру и его наместнику. Но Б. поступал так в отношении не одной лишь Германии. Епископы Галлии сохраняли до него известную независимость от Рима, но Б., председательствовавший несколько раз на их синодах, нашел случай обратить к тем же идеям и эту западную часть франкской церкви. После него галльские архиепископы получали свой пастырский посох из Рима. Эта приверженность к Риму отнюдь не мешала Б. быть человеком твердой веры, высокой души и благородного характера. В 754 он предпринял новое путешествие для обращения фризов, но 5 июня 755 подвергся при Докуме нападению вооруженной шайки и был убит со всеми своими спутниками. Останки его преданы земле в Фульдском монастыре, где еще до сих пор показывают переписанное его рукою Евангелие и омоченный его кровью лист бумаги. Там же находится и его статуя (Геншеля 1842). Полное собрание писем Б. издано Джильсем (Лонд., 1844, 2 т.) и Яффе в «Bibliotheca rerum germanicarum» (Берл., 1866), нем. перевод их сделан Кюльбом (Регенсб., 1859). Первая его биография «Vita sancti Воnifa t ii», написанная священником Виллибальдом вскоре после смерти Б., перепечатана в «Monumenta» Перца и переведена на немец. язык Боннелем (Берл., 1856).

Кандидат педагогических наук Анатолий Гурьевич Холодюк в своей статье вспоминает миссионерский подвиг святого Бонифация (Вонифатия), просветителя германцев, архиепископа Майнцского , «Апостола всех немцев».
В немецком журнале «Шпигель» (2010 год, октябрьский выпуск) появилась любопытная информация о том, что группа ученых Берлинского технического университета, изучавшая составленные в середине II века древнегреческим астрономом и географом Клавдием Птолемеем (ок. 87-165) карты, идентифицировала на посвященной Великой Германии (Germania Magna) карте, поселение Фритцлар (Fritzlar). Оно связано с именем св. Бонифация - миссионера и реформатора, прославившегося как «апостол германцев». Название древнего города происходит от Friedeslar («Место мира»), близ которого у деревни Гейсмар в 723 году епископ Бонифаций, убежденный в стойкости своего духа, решительно взял в руки топор и безжалостно на глазах у всех срубил почитаемый германцами-язычниками Донарский дуб. Это было одним из выдающихся деяний Бонифация, потому что падение дуба стало символом заката язычества в Германии.

Ныне в этом городе, принадлежащем федеральной земле Гессен и насчитывающем около 15 тысяч жителей, находятся два монументальных памятника Бонифацию: один из металла, другой - из дерева. На обоих святой изображен с большим топором, а ноги его стоят на широком пне.

Во Фритцларе, как и в других германских городах и поселениях, германцы поклонялись языческим идолам, принося жертвы не только деревьям, но и источникам. Местами для таких языческих обрядов служили леса или крупные «священные деревья». Германские представления не позволяли запирать языческих божеств в тесные храмовые помещения, и поэтому они посвящали им целые леса или рощи. Нравы и обряды германских племен описал историк Тацит (ок. 55-120) в своем сочинении «Германия». Язычники собирались ежегодно в одно и то же время в лесу, где отмечали «зловещий и жуткий праздник богов», начинавшийся от имени всех собравшихся с жертвоприношения человека (5, с.85).


...Когда высокий и атлетически слаженный Бонифаций, рост которого достигал примерно 185-190 см, начал рубить громадный дуб, его - ненавистного врага «германских богов» - молчаливо проклинала огромная толпа присутствующих язычников. Первые сильные удары сначала сострясли древний дуб, а последующие свалили его на землю. Сам ствол переломился на четыре большие части одинаковой длины, а большая крона, разогнав людскую толпу, распласталась на траве. Толпа язычников-хулителей была изумлена, ибо они ожидали гнева своих богов. Многие из них, рассказывает в своем описании монах Виллибальд, были поражены тем, как легко пала их святыня, поэтому они оставили богохульство, а позже стали прославлять Бога и уверовали в Него (5, с.105). Бонифаций символично продемонстрировал превосходство Христианства над языческими богами германских племен. Однако основная его деятельность была связана не только с обращением язычников в христиан, а с обустройством Церкви во всей империи франков.

До этого знаменательного события во Фритцларе многие германцы называли свои таинственные существа божественными именами: Один (Вотан), Тор, Фрей, Фрея и Локи (5, с. 85). Эти главные боги не олицетворяли нравственные добродетели и не были творцами мира. Мир германских богов возглавляло одноглазое существо, скачущее на восьминогом коне, - бог войны Один (Вотан). Тор считался молодым богом, проявлявшим свою силу в мощных ударах молота, и потому он был любим земледельцами, ибо защищал их от великанов. Фрей и Фрея были братом и сестрой, связанные друг с другом кровосмешением. Локи был сыном великана и отцом трех чудовищ, поэтому его считали в народе виновником катастроф и всяких разрушений.

Считается, что германцы, вслед за римлянами и готами, являются третьим западноевропейским народом, обратившимся в Христианство (5, с.104). Современные немецкие теологи полагают, что важным стимулом для быстрого, а иногда и массового обращения германцев было их представление о божественной иерархии, в которой «Бог христиан был сильнее германских божеств», которые, будучи по-человечески сильными или слабыми, боролись друг с другом (там же). Немецкими археологами обнаружены древние предметы искусства, изображавшие Иисуса Христа богом войны. Так, на одной из надгробных плит VII века «воинственный» Христос, одетый в военную форму, напоминал того самого бога войны Одина (Вотана). Облику Христа были приданы воинственные черты, а Его большой фаллос говорил о признаке бога плодородия. Змея под Его ногами символизировала победу над чудовищем конца света, которое рождено дьявольским Локи (5, с. 84).

Христианизировать жителей германских земель папа Григорий II (669-731) официально поручил 15 мая 719 года монаху Винфриду, прибывшему в Рим из монастыря в южной Британии. Согласно легенде, монах в этот день отказался от своего саксонского имени и назвал себя по имени святого предыдущего дня - Бонифацием (от лат. bonum facere - делать добро или от bonum fatum - благая судьба).

Он родился в 672 (673) году на юго-западе Англии в Кредитоне и получил при крещении имя Винфрид.В настоящее время город Кредитон находится в средней части графства Девоншир в Англии. Винфрид происходил из знатного англосаксонского рода. В детстве он получил религиозные знания и рано почувствовал призвание к духовному служению. Начиная с семи лет, Винфрид воспитывался в монастыре Эдесканкастр (Эксетер) под руководством аббата Вульфхарда, а в 14 лет перешел в аббатство Нурслинг. Винфрид вел строгую подвижническую жизнь, изучал Священное Писание, историю, грамматику, риторику и поэзию. Впоследствии его назначили начальником монастырской школы, где он преподавал грамматику и стихосложение. В 30-летнем возрасте он был рукоположен в священнический сан, а в 716 году Винфрид становится миссионером и отправляется на материк - в империю франков. Он не был в то время известным богословом, но в миссионерскую деятельность вступил с упорным рвением и организаторским талантом.

Однако его первая миссия оказалась неудачной, потому что местное население оказывало ему сильное сопротивление. Остался равнодушным к проповедям новой религии и герцог Радбод, не оказавший поддержки миссии Бонифация. После смерти в 717 году в Нурслинге аббата Винберта его преемником избирается Винфрид. Осенью 718 года, имея на руках рекомендательное письмо епископа Винчестерского Даниила, Винфрид отправился в Рим заручиться поддержкой самого папы в проповедовании Христианства в германских землях. Он был принят папой и в 719 году получил благословение Григория II быть миссионером и проповедником христианской веры. Винфрид предпринял вторую миссионерскую поездку: его путь лежал через Фрисландию в Тюрингию, Саксонию, Гессен и Баварию, где он занимался проповедничеством. Свою миссионерскую деятельность он начал в Обергессене, где хоть уже и были христиане, но их церковная жизнь мало отличалась от обычаев язычников. С помощью обращенных им в Христианство влиятельных людей Бонифаций в 721 году учредил небольшой монастырь в Амёнебурге (Гессен), который должен был стать миссионерским центром для подготовки духовенства из местных жителей.

После того как папа Григорий вручил Бонифацию специальное письмо, требовавшее от духовенства Тюрингии и Гессена повиноваться новому епископу, Бонифаций во Фритцларе решил возвести из дерева Донарского дуба часовню и освятил ее в честь святого апостола Петра. Ныне на этом месте находятся монастырь и церковь св. Петра.


Бонифаций совершал своеобразные экспедиции к языческим племенам, причем он разъезжал по разным немецким областям не в одиночку, а вместе с внушительным и хорошо вооруженным отрядом. В миссионерских путешествиях его сопровождала большая свита, включавшая не только воинов, но и различных ремесленников. Благодаря своим организаторским способностям он постепенно создал структуру христианской Церкви языческой Германии, которая позднее назовет его «апостолом всех немцев». Ему удалось установить надзор Римской Церкви над обширными территориями Германии.

Франкская Церковь сначала была независима от Рима, и Бонифаций приступил к ее реорганизации, для чего созвал несколько соборов, пытаясь очистить Церковь от слишком уж светских епископов. Он учредил три новые епархии - в Реймсе, Руане и Сане. Бонифацию удалось быстро расширить свою деятельность и в Тюрингии. Число христиан здесь непрестанно росло за счет знатных и образованных германцев, помогавших Бонифацию учредить в Тюрингии первый монастырь Ордруф.

После того как в 731 году вступил на престол папа Григорий III (?-741) , Бонифаций направил к нему своих представителей, которые принесли уверения в его преданности. И уже через год в письме в Рим святой сообщил, что в германских землях у него стало слишком много работы для одного человека. Оценив достигнутые успехи, Григорий III отправил Бонифацию архиепископский паллий, разрешив тем самым самостоятельно учреждать епархии и назначать на служение епископов.

В 737 году Бонифаций отправился в Рим, где его наделили полномочиями легата и поручили установить канонический порядок в церковной жизни Баварии. С помощью баварской знати он начал работу по реформированию на канонических началах Церкви в баварских землях. Он определил новые границы епархий, основал полдюжины монастырей и учредил девять новых епископских кафедр: шесть в Баварии - Зальцбцурге, Регенсбурге, Фрайзинге, Пассау, Зебене и Айхштетте и три в Тюрингии - Вюрцбурге, Эрфурте и Бюрабурге.

Много сделал Бонифаций и для укрепления духовной жизни в монастырях, особенно в аббатстве Фульда, где ученик Бонифация монах-бенедиктинец Стурмий в 744 году основывал монастырь под покровительством святого. В 745 году Бонифаций получил вновь учрежденное архиепископство в Майнце из рук Пипина, которого в 752 году венчал на царство в Франконии. Самого титула архиепископа он удостоен был лишь «ad personam», то есть за личные заслуги, так как Майнц стал архиепископством только лишь в 781/82 году.

Особую историческую роль Бонифация многие церковные историки видят в том, что своей деятельностью он распространял влияние Рима на создание в немецких землях церковных структур, подчинённых центру папства Вечного Города. Основав таким образом Германскую Церковь, Бонифаций в значительной степени способствовал укреплению власти Рима на территориях севернее Альп. Все епископы новоучрежденной Церкви должны были давать клятву, что они до конца дней своих пребудут покорны святому апостолу Петру и Римской Церкви вместе с ее наместником.

Бонифаций, проживавший с 748 года в своей архиепископской резиденции в Майнце, в последние месяцы своей жизни захотел посетить еще раз те места во Фрисландии, где он когда-то начинал свою миссионерскую деятельность. Получив благословение папы и согласие Пипина Короткого, летом 753 года Бонифаций оставил Майнцское епископство своему ученику святому Луллу и отправился во Фрисландию, где с успехом проповедовал Священное Писание. По преданию, он хотел принять мученическую смерть. И вот в начале июня 754 года со своими спутниками он прибыл к берегу Северного моря. Предполагают, что у впадения в море реки Борн (Borne) на них неожиданно напали вооруженные морские пираты, полагавшие, что миссионеры имеют при себе сокровища. У Бонифация похитили небольшой сундучок, содержащий совсем не драгоценности, а церковные книги и рукописи. Бонифаций призывал своих учеников не сопротивляться язычникам и со смирением принять мученический венец. По преданию, Бонифаций защищался от меча книгой, которую разбойники выбросили в камыши. Позднее эта книга со следами нескольких ударов, нанесенных мечом, была случайно обнаружена и спасена.


Вместе с Бонифацием погибли и все 52 сопровождавших его путников (1, с.88). По другим данным, Бонифаций и члены его свиты были убиты при попытке совершить обряд крещения. Это случилось 5 июня 754 года близ Северного моря в окрестностях города Доккум во Фрисландии (современные Нидерланды). Его смерть, как считают некоторые немецкие исследователи, не была мученической в строгом смысле слова, они мотивируют это тем, что Бонифаций был убит во время обычного ограбления. Однако эта точка зрения оспаривается некоторыми богословами. Сцена смерти Бонифация и его спутников изображена на фреске (1834-1844 гг.) художника Герниха фон Несса (1798-1863) в базилике св. Бонифация в Мюнхене.

Тело Бонифация перенесли сначала в Утрехт, затем в Майнц, а еще позже его доставили в основанное им аббатство Фульда, где с почестями и были погребены его останки.

Могила Бонифация очень скоро стала местом поклонения. В музее кафедрального собора города Фульда до сих пор еще показывают переписанное рукою святого Бонифация Евангелие и омоченный его кровью лист бумаги.

Уже через два года после смерти Бонифация его стали считать в Англии небесным покровителем (1, с. 88). В 1160 году в Фульде Бонифаций впервые был назван «апостолом Германии», а почитание святого на всю Католическую Церковь распространил папа Римский Пий IX 11 июня 1874 года (3, с.9-11).

Сведения о святом Бонифации сохранились в его богатом эпистолярном наследии и в ряде житий. Наиболее известное и самое первое житие "Vita sancti Воnifatii", написанное священником Виллибальдом вскоре после смерти Бонифация, было переведено на немецкий язык и издано в 1856 году в Берлине. Полное 2-томное собрание писем святого Бонифация было издано в 1844 году в Лондоне. Изданы они в 1866 году и на немецком языке в Берлине.


В конце X века появились первые изображения святого Бонифация с его иконографическими символами: срубленным дубом, топором и пронзенным мечом евангелиарием. Древнейшее из них - на крышке переплета так называемого Золотого Кодекса («Codex aureus») из г. Эхтернаха (983/991), который хранится ныне в Нюрнберге. В 1410 году в витражах кафедрального собора в Эрфурте представлен цикл сцен из жизни святого Бонифация. В 1842 году в Фульд установили памятник св. Бонифацию работы немецкого скульптора Йохана Вернера Хеншеля (1782-1850).

В настоящее время не только в католических, но и в некоторых православных приходах Голландии и Германии почитают Бонифация как небесного покровителя и заступника. Своим покровителем его считают пивовары, портные и резчики. Популярны на Западе и паломничества верующих к месту мученической кончины святого Бонифация в Доккуме, где бьет чудотворный источник.

По данным «Православной энциклопедии», на рубеже XIX-XX веков в русской историографии существовало мнение о невозможности почитания Православной Церковью святого Бонифация, миссионерские заслуги которого отрицались на основании того довода, что его миссионерская деятельность состояла «не столько в проповедании христианства, сколько в распространении папизма» (3, с. 9-11). О несостоятельности такой точки зрения свидетельствуют мученическая кончина Бонифация, его самоотверженная жизнь, отданная распространению христианской веры в Западной Европе и многочисленные чудеса, совершающиеся от его мощей.

C 1991 года Фульда является городом-побратимом Сергиева Посада Московской области. В феврале 2006 года в Фульде создан православный приход в честь праздника Сретения Господня (Московский Патриархат), где почитают св. Бонифация. В немецкой церковной литературе можно встретить информацию о том, что в Восточной Церкви память св. Бонифация отмечается 19 июня (6, с.90). В Германии официальный день памяти святого Бонифация, архиепископа Майнцского, «апостола Германии», - 5 июня. Кроме того, его память чтят в Фульде 9-я июля (день перенесения мощей святого в Фульду), а также 1 декабря (освящение собора, где находятся мощи святого).

Ежегодно, начиная с 1867 года,в Фульде собирается конференция немецких епископов. Здесь в Домском музее хранится реликварий с главой св. Бонифация (1, с. 90). Часть мощей святого находится в церкви св. Хильдегарды и Иоанна в аббатстве Хильдегарды Бингенской на Среднем Рейне Эйбингене (Рейнгау).

В июне 2004 года, когда в Западной Европе отмечали 1250-ю годовщину смерти святого мученика Бонифация, в Кредитоне, Доккуме и Фульде были проведены многочисленные памятные мероприятия. Немецкие кинематографисты создали два телевизионных фильма о св. Бонифации: «Смерть на рассвете» (ZDF, 2003) и «Ветвь Бога: По следам святого Бонифация» (HR, 2004). Кроме того, здесь был поставлен мюзикл «Воnifatius - Das Musikal», рассказывающий о жизни святого Бонифация.

__________________________________________________

1.Schauber V., Schindler H.-M. Bildlexikon der Heiliger Seligen und Namenspatrone.- München: Pattloch,1999.

2.Wimmer O.,Melzer H. Lexikon der Namen und Heiligen. -Tyrolia-Verlag-Innsbruck-Wien,1988.

3.Православная энциклопедия, Т. 6.- М., 2003.

4. Lutz J. von Pattberg. Bonifatius.- München,2003.

5. Chronik des Christentums.- Güterloch, München: Lexickon Verlag GmbH,1977.

6.Urban A. Lexikon der Heiligen und Namenstage.- Freiburg, Basel, Wien, Herer, 2010.

.
Германия , Нидерланды .
Пивовары, портные.

Бонифаций или Вонифатий (лат. Bonifatius ), тж. Винфрид (лат. Winfried, Winfrid, Wynfreth ; / , Кредитон , графство Эксетер, Уэссекс , в наст. время Девоншир на юго-западе Англии - 5 июня , возле Доккума , в наст. время - Фрисландия) - архиепископ в Майнце , наиболее видный миссионер и реформатор церкви в государстве франков , прославившийся как Апостол всех немцев .

Жизнь

Винфрид воспитывался в монастырях ордена Св. Бенедикта в Эксетере и Натселле (близ современного Саутгемптона в графстве Гемпшир). В Натселле в возрасте 30 лет он был рукоположён в сан священника . Его основными занятиями были преподавание грамматики и стихосложение. Но в 716 году Винфрид решает покинуть монастырь и, став миссионером , отправляется в дремучие леса на востоке империи франков . К этому времени он уже успел стать достаточно известным учёным, а, кроме того, и автором одной из новых латинских грамматик.

Винфрид был вторым миссионером (после утрехтского епископа Виллиброрда), пришедшим с Британских островов для того, чтобы обратить язычников-саксов в христианство. В 719 году Винфрид получает благословение папы Григория II и принимает имя Бонифаций .

Миссионерские путешествия Бонифация были чем-то вроде экспедиций к языческим племенам, в которых его сопровождала большая свита, включавшая в себя также и воинов с ремесленниками. Во время таких экспедиций на материк основывались небольшие поселения и монастыри . Некоторые источники сообщают об одном необычном событии, якобы имевшем место на севере Гессена, близ Гайсмара: неподалёку от пограничного укрепления франков стояло священное для германцев-язычников дерево - Дуб Донара (Дуб Тора). Бонифаций решился срубить его. Присутствовавшие при этом язычники ожидали гнева своего бога, но, как оказалось, напрасно. Они были поражены тем, как легко пала их святыня. Из срубленного священного дерева Бонифаций распорядился возвести во Фритцларе капеллу Св. Петра. Сегодня на этом месте находится монастырь и церковь Св. Петра.

Неизвестно, что заставило 80-летнего Бонифация отправиться в очередную миссию к язычникам фризам . Легенды повествуют, что он хотел принять мученическую смерть. Но даже если его смерть и не была мученической в строгом смысле (согласно некоторым источникам, Бонифаций был убит во время обычного ограбления), большое значение имело его незамедлительное причисление к лику святых , что, возможно, имело под собой политические причины.

Значение

Особая историческая роль Бонифация заключается в том, что его деятельность была направлена на создание в восточных землях церковных структур, подчинённых центру папства Риму . Именно так организовывалась церковь на Британских островах, и именно её Бонифаций представлял, в отличие от своих ирландско-шотландских предшественников на континенте. Начало миссионерской деятельности Бонифация не было вполне успешным, но вскоре ему удалось получить благословение папы, что постепенно обеспечило ему необходимый авторитет и поддержку франкской знати. Своей деятельностью Бонифаций распространял влияние Рима на происходящее в западной и центральной частях Европы. Поддержка Рима была залогом успеха миссионерской деятельности, но, более того, Бонифацию удалось заложить основы церковной иерархии с центром в Риме, независимой в своих решениях от светской власти. Всё же ему не удалось создать такую церковную иерархию, которая была бы полностью независима от интересов знати (для этого ему была необходима поддержка кого-либо из светских правителей). Но именно Бонифаций, распространявший власть Рима как центра христианства, заложил фундамент становления христианской Европы. Ему удалось убедить Карла Мартелла и вождей некоторых германских племён, что христианство имеет множество преимуществ, среди которых и огромный культурный и политический потенциал единения.

Ежегодно в Фульде , где погребён Бонифаций, собирается конференция немецких епископов. Часть мощей Святого Бонифация находится в церкви Св. Хильдегарды и Иоанна в Эйбингене (Рейнгау), где Хильдегардой Бингенской были собраны мощи многих святых.

В 1250-ю годовщину смерти святого мученика Бонифация в июне г. были проведены многочисленные памятные мероприятия в Кредитоне , Доккуме , и Фульде . Кроме того, был поставлен мюзикл , рассказывающий о жизни Бонифация.

Основные события в жизни Бонифация

  • - англо-саксонский миссионер Винфрид начинает свою миссию на континенте.
  • - Винфрид получает благословение папы Григория II перед началом миссии в Германии , и принимает имя Бонифаций . Его путь лежит через Фрисландию , Тюрингию , Саксонию , Гессен и Баварию , где он проповедует.
  • - папа Григорий II посвящает Бонифация в епископы .
  • - Бонифаций срубает священное для германцев-язычников дерево Дуб Донара (близ Фритцлара).
  • - Бонифаций основывает церковь Св. Петра во Фритцларе.
  • - папа Григорий III назначает Бонифация архиепископом восточной Франкской Империи.
  • - Бонифаций назначается легатом папы в королевстве франков.
  • - города Вюрцбург , Бюрабург и Эрфурт становятся епископствами. Бонифаций назначает Брукарда епископом в Вюрцбурге, Витту - в Бюрабурге. Бонифаций вместе с Карлманном из рода Каролингов предпринимает попытки начать реорганизацию церкви во Франкском королевстве.
  • - ученик Бонифация монах-бенедиктинец Стурмий основывает Фульдский монастырь .
  • - Бонифаций становится епископом Майнца (титула архиепископа он удостоен лишь ad personam , то есть за личные заслуги, так как Майнц становится архиепископством лишь в 781/82 гг.).
  • - с позволения папы провёл церемонию коронации майордома Пипина Короткого в Суассоне. (Повторно коронация, уже с обрядом помазания, проводится папой Стефаном II 7 января г. в Сен-Дени).
  • 5 июня - Бонифаций и 50 человек его свиты убиты близ Доккума при попытке совершить обряд крещения. Тело Бонифация было сперва доставлено в Майнц , а затем погребено в соборе г. Фульды .

Мюзикл

В 2004 г. (1250-я годовщина смерти Бонифация) в Фульде был поставлен мюзикл, изображающий жизнь святого. Представление имело успех, и было запланировано поставить его также и в 2005 г. Роль Бонифация в мюзикле играет Итан Фримэн (Ethan Freeman).

Напишите отзыв о статье "Святой Бонифаций"

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Erhard Gorys: Lexikon der Heiligen. München: DTV 1997. ISBN 3-423-32507-0
  • Lutz E. von Padberg: Bonifatius. Missionar und Reformer. München: Beck 2003. ISBN 3-406-48019-5
  • Bonifatius in Mainz - Neues Jahrbuch für das Bistum Mainz, Hrsg.: Barbara Nichtweiß, Zabern-Verlag Mainz. ISBN 3-8053-3476-1
  • Dirk Schümer: Apostel der Europäer (передовая статья в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung от 5 июня 2004 г.)

Ссылки

  • www.landesschule-pforta.de/archiv/extern/bonifatius/Startseite.htm - Bonifatius - Leben und Werk-
  • www.bistum-fulda.de/bonifatiusjahr2004/index.shtml - Сайт епископства Фульды
  • www.heiligenlexikon.de/index.htm?BiographienB/Bonifatius_Winfried.htm - Ökumenisches Heiligenlexikon
  • www.bonifatius-in-thueringen.de

Отрывок, характеризующий Святой Бонифаций

– Он говорит – женщина, а Марья Николавна – барыня, – сказал дворовый человек.
– Да вы знаете ее, зубы длинные, худая, – говорил Пьер.
– И есть Марья Николавна. Они ушли в сад, как тут волки то эти налетели, – сказала баба, указывая на французских солдат.
– О, господи помилуй, – прибавил опять дьякон.
– Вы пройдите вот туда то, они там. Она и есть. Все убивалась, плакала, – сказала опять баба. – Она и есть. Вот сюда то.
Но Пьер не слушал бабу. Он уже несколько секунд, не спуская глаз, смотрел на то, что делалось в нескольких шагах от него. Он смотрел на армянское семейство и двух французских солдат, подошедших к армянам. Один из этих солдат, маленький вертлявый человечек, был одет в синюю шинель, подпоясанную веревкой. На голове его был колпак, и ноги были босые. Другой, который особенно поразил Пьера, был длинный, сутуловатый, белокурый, худой человек с медлительными движениями и идиотическим выражением лица. Этот был одет в фризовый капот, в синие штаны и большие рваные ботфорты. Маленький француз, без сапог, в синей шипели, подойдя к армянам, тотчас же, сказав что то, взялся за ноги старика, и старик тотчас же поспешно стал снимать сапоги. Другой, в капоте, остановился против красавицы армянки и молча, неподвижно, держа руки в карманах, смотрел на нее.
– Возьми, возьми ребенка, – проговорил Пьер, подавая девочку и повелительно и поспешно обращаясь к бабе. – Ты отдай им, отдай! – закричал он почти на бабу, сажая закричавшую девочку на землю, и опять оглянулся на французов и на армянское семейство. Старик уже сидел босой. Маленький француз снял с него последний сапог и похлопывал сапогами один о другой. Старик, всхлипывая, говорил что то, но Пьер только мельком видел это; все внимание его было обращено на француза в капоте, который в это время, медлительно раскачиваясь, подвинулся к молодой женщине и, вынув руки из карманов, взялся за ее шею.
Красавица армянка продолжала сидеть в том же неподвижном положении, с опущенными длинными ресницами, и как будто не видала и не чувствовала того, что делал с нею солдат.
Пока Пьер пробежал те несколько шагов, которые отделяли его от французов, длинный мародер в капоте уж рвал с шеи армянки ожерелье, которое было на ней, и молодая женщина, хватаясь руками за шею, кричала пронзительным голосом.
– Laissez cette femme! [Оставьте эту женщину!] – бешеным голосом прохрипел Пьер, схватывая длинного, сутоловатого солдата за плечи и отбрасывая его. Солдат упал, приподнялся и побежал прочь. Но товарищ его, бросив сапоги, вынул тесак и грозно надвинулся на Пьера.
– Voyons, pas de betises! [Ну, ну! Не дури!] – крикнул он.
Пьер был в том восторге бешенства, в котором он ничего не помнил и в котором силы его удесятерялись. Он бросился на босого француза и, прежде чем тот успел вынуть свой тесак, уже сбил его с ног и молотил по нем кулаками. Послышался одобрительный крик окружавшей толпы, в то же время из за угла показался конный разъезд французских уланов. Уланы рысью подъехали к Пьеру и французу и окружили их. Пьер ничего не помнил из того, что было дальше. Он помнил, что он бил кого то, его били и что под конец он почувствовал, что руки его связаны, что толпа французских солдат стоит вокруг него и обыскивает его платье.
– Il a un poignard, lieutenant, [Поручик, у него кинжал,] – были первые слова, которые понял Пьер.
– Ah, une arme! [А, оружие!] – сказал офицер и обратился к босому солдату, который был взят с Пьером.
– C"est bon, vous direz tout cela au conseil de guerre, [Хорошо, хорошо, на суде все расскажешь,] – сказал офицер. И вслед за тем повернулся к Пьеру: – Parlez vous francais vous? [Говоришь ли по французски?]
Пьер оглядывался вокруг себя налившимися кровью глазами и не отвечал. Вероятно, лицо его показалось очень страшно, потому что офицер что то шепотом сказал, и еще четыре улана отделились от команды и стали по обеим сторонам Пьера.
– Parlez vous francais? – повторил ему вопрос офицер, держась вдали от него. – Faites venir l"interprete. [Позовите переводчика.] – Из за рядов выехал маленький человечек в штатском русском платье. Пьер по одеянию и говору его тотчас же узнал в нем француза одного из московских магазинов.
– Il n"a pas l"air d"un homme du peuple, [Он не похож на простолюдина,] – сказал переводчик, оглядев Пьера.
– Oh, oh! ca m"a bien l"air d"un des incendiaires, – смазал офицер. – Demandez lui ce qu"il est? [О, о! он очень похож на поджигателя. Спросите его, кто он?] – прибавил он.
– Ти кто? – спросил переводчик. – Ти должно отвечать начальство, – сказал он.
– Je ne vous dirai pas qui je suis. Je suis votre prisonnier. Emmenez moi, [Я не скажу вам, кто я. Я ваш пленный. Уводите меня,] – вдруг по французски сказал Пьер.
– Ah, Ah! – проговорил офицер, нахмурившись. – Marchons!
Около улан собралась толпа. Ближе всех к Пьеру стояла рябая баба с девочкою; когда объезд тронулся, она подвинулась вперед.
– Куда же это ведут тебя, голубчик ты мой? – сказала она. – Девочку то, девочку то куда я дену, коли она не ихняя! – говорила баба.
– Qu"est ce qu"elle veut cette femme? [Чего ей нужно?] – спросил офицер.
Пьер был как пьяный. Восторженное состояние его еще усилилось при виде девочки, которую он спас.
– Ce qu"elle dit? – проговорил он. – Elle m"apporte ma fille que je viens de sauver des flammes, – проговорил он. – Adieu! [Чего ей нужно? Она несет дочь мою, которую я спас из огня. Прощай!] – и он, сам не зная, как вырвалась у него эта бесцельная ложь, решительным, торжественным шагом пошел между французами.
Разъезд французов был один из тех, которые были посланы по распоряжению Дюронеля по разным улицам Москвы для пресечения мародерства и в особенности для поимки поджигателей, которые, по общему, в тот день проявившемуся, мнению у французов высших чинов, были причиною пожаров. Объехав несколько улиц, разъезд забрал еще человек пять подозрительных русских, одного лавочника, двух семинаристов, мужика и дворового человека и нескольких мародеров. Но из всех подозрительных людей подозрительнее всех казался Пьер. Когда их всех привели на ночлег в большой дом на Зубовском валу, в котором была учреждена гауптвахта, то Пьера под строгим караулом поместили отдельно.

В Петербурге в это время в высших кругах, с большим жаром чем когда нибудь, шла сложная борьба партий Румянцева, французов, Марии Феодоровны, цесаревича и других, заглушаемая, как всегда, трубением придворных трутней. Но спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по старому; и из за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения. Рассказывалось шепотом о том, как противоположно одна другой поступили, в столь трудных обстоятельствах, обе императрицы. Императрица Мария Феодоровна, озабоченная благосостоянием подведомственных ей богоугодных и воспитательных учреждений, сделала распоряжение об отправке всех институтов в Казань, и вещи этих заведений уже были уложены. Императрица же Елизавета Алексеевна на вопрос о том, какие ей угодно сделать распоряжения, с свойственным ей русским патриотизмом изволила ответить, что о государственных учреждениях она не может делать распоряжений, так как это касается государя; о том же, что лично зависит от нее, она изволила сказать, что она последняя выедет из Петербурга.
У Анны Павловны 26 го августа, в самый день Бородинского сражения, был вечер, цветком которого должно было быть чтение письма преосвященного, написанного при посылке государю образа преподобного угодника Сергия. Письмо это почиталось образцом патриотического духовного красноречия. Прочесть его должен был сам князь Василий, славившийся своим искусством чтения. (Он же читывал и у императрицы.) Искусство чтения считалось в том, чтобы громко, певуче, между отчаянным завыванием и нежным ропотом переливать слова, совершенно независимо от их значения, так что совершенно случайно на одно слово попадало завывание, на другие – ропот. Чтение это, как и все вечера Анны Павловны, имело политическое значение. На этом вечере должно было быть несколько важных лиц, которых надо было устыдить за их поездки во французский театр и воодушевить к патриотическому настроению. Уже довольно много собралось народа, но Анна Павловна еще не видела в гостиной всех тех, кого нужно было, и потому, не приступая еще к чтению, заводила общие разговоры.

В 731 году в Бозе почил папа Григорий II, его преемником стал сириец по происхождению Григорий III. Этот понтифик был не менее дальновидным, просвещенным, усердным и мудрым, чем его предшественник, и тоже был прославлен в лике святых. В следующем значимом 732 году этот папа-сириец возвел Бонифация в архиепископа и дал ему, духовному главе всей Германии восточнее Рейна, право рукополагать других епископов. Миссия продолжалась.

В 738 году святитель Бонифаций совершил поездку в Рим, чтобы обсудить возможность расширения миссии до саксонских земель. Но, к его разочарованию, папа ответил, что сейчас не лучшее время для этого. Везде были враги и ложные друзья. И хотя Карл Мартелл и защитил христианство от мусульман, одержав победу в битве при Туре в 732 году, сам он не был идеальным христианским правителем. А тут еще лангобарды… А константинопольские императоры не способны найти средства для защиты Рима. Папа просил Бонифация упрочить свои достижения. Он просил его преобразовать и реорганизовать Церкви в Баварии (сейчас это южная Германия и северная Австрия) и Алемании (сейчас это Швейцария и восточная Франция).

В феврале 739 года Бонифаций, пробывший в Риме несколько месяцев, наконец покинул его. Святителю к тому времени было уже более 60 лет. Он уезжал не только с дарами и реликвиями, но и с многочисленными помощниками: англичанами, франками, баварцами. Среди них были и уже упоминавшиеся святые братья-миссионеры - английские монахи и родственники Бонифация Виллибальд и Винебальд, которых он встретил в Риме. Святой Виллибальд, принявший монашество в Бишопс-Уолтеме графства Хэмпшир, много странствовал. После смерти в Италии их отца - святого Ричарда († 720; память 7 февраля), Виллибальд, оставив здесь брата, отправился в паломничество по святым местам, посетил Сицилию, Кипр, Патмос, Сирию, Константинополь, где провел два года, и в конце концов в 729 году обосновался в Кассино в Италии. Святой Виллибальд дожил до весьма преклонного возраста, преставившись в 786 году (память 7 июля).

Получив власть над всеми епископами Баварии, святой Бонифаций принялся восстанавливать и реорганизовывать церковную жизнь в этой области, что было под силу лишь такому гениальному деятелю, каким был он. Как и святитель Августин Кентерберийский, святой Бонифаций был миссионером, но он был еще и превосходным организатором, как святитель Феодор Кентерберийский († 690; память 19 сентября). Следующие 15 лет жизни святого были самыми активными и насыщенными.

Христианство было принесено в Баварию в начале VII столетия франкскими и ирландскими миссионерами. На юге Германии, на островке Констанцкого (ныне Боденского) озера, существовал монастырь Райхенау, основанный в 724 году святым миссионером Пирмином, ставшим и его настоятелем († ок. 753; память 3 ноября). Вера христианская распространялась в Баварии и благодаря трудам таких просветителей, как святой Руперт (епископ в Зальцбурге; † 717; память 27 мая), святой Эммерам (епископ в Регенсбурге; † 690; память 22 сентября), святой Корбиниан (епископ во Фрайзинге; † ок. 730; память 8 сентября). В результате появились центры христианства в Зальцбурге (ныне в Австрии), Регенсбурге и Фрайзинге, но они были слабо обустроены. Не было ни епархий, ни слаженного управления, а политическая обстановка в VIII веке была напряженной из-за имперских амбиций франков. Баварские правители постоянно искали возможности избавиться от доминирования франков - и такая нестабильная ситуация препятствовала миссии.

Прибыв в 739 году в Баварию, архиепископ Бонифаций разделил ее на четыре епархии: Регенсбургскую, Зальцбургскую, Фрайзингскую и Пассаускую - и назначил Гайбальда, Иоанна и Эремберта епископами первых трех из них. Другим помощником был святой англичанин Лиафвин, позднее прославившийся своей миссией во Фризии и принявший мучения в Девентере. Двумя годами позже пятым епископом - в Эйхштадте - был поставлен святой Виллибальд. По всей вероятности, в 740 году был созван первый Собор новообразованной Церкви Баварии. На нем обсуждались канонические, дисциплинарные и административные вопросы, говорилось о важности частой исповеди и причащения. Проблема неправильного рукоположения была решена еще до приезда архиепископа. Все эти вопросы были простые, но необходимые для установления порядка.

Архиепископ Бонифаций главные свои труды посвятил насаждению монашества в Баварии, учреждая здесь новые обители, ставшие центрами молитвы, богослужения, благочестия (примеры которого важны были и для избравших супружество), наставления приходского духовенства и, конечно же, подвижнической жизни. В 741 году был заложен монастырь во имя святого мученика Маврикия († 287; память 22 сентября) в местечке Альтайх Пассауской епархии и еще один - Бенедиктбойерн. По некоторым оценкам, между 740 и 778 годами в Баварии было основано более 100 обителей. Все это было достигнуто без какого-либо содействия полухристианских франкских епископов при полуязычнике Карле Мартелле. Архиепископ трудился по примеру апостолов и не зависел от перемен в политике франков. И до сего дня Бавария остается одной из наименее дехристианизированных областей современной Германии - благодаря тому прочному фундаменту, который заложил здесь святой Бонифаций.

С 741 года архиепископ Бонифаций уделял все большее внимание Гессену и Тюрингии. Церковь в этих землях все возрастала, и требовалось укреплять дисциплину и совершенствовать ее организацию. Бонифаций учредил там три новые епархии. Бурабург, расположенный рядом с Фрицларом, стал епископским центром Гессена, епископом на эту кафедру был поставлен англичанин Витта. Эрфурт, находившийся недалеко от монастыря Ордурфа, стал административным центром Тюрингии; на юге области был свой центр - в Вюрцбурге, где святой монах из Мальмсбери по имени Бурхард стал епископом. Теперь восемь епископов Баварии, Гессена и Тюрингии подчинялись власти и авторитету Бонифация, да еще епископы Алемании (нынешней Швейцарии), которые были рукоположены не им. Архиепископ Бонифаций, не имевший еще своей резиденции, становился настоящим митрополитом всей Германии.

Святой уже основал к тому времени три влиятельных монашеских центра: в Амёнебурге, Фрицларе и Ордурфе. Теперь необходимо было распространить монашество в германской земле для утверждения здесь христианской цивилизации и христианского образа жизни. Помощь пришла от английских монахов и монахинь. Новый монастырь был основан в Эйхштадте святым епископом Виллибальдом, чуть позднее, в 751 году, его братом святым Винебальдом был заложен монастырь в Хейденхайме. После смерти Винебальда († 761; память 6 ноября) его сестра святая Вальбурга взяла на себя заботу об этом монастыре. Были основаны и три женские обители: в Китцингене, Оксенфурте и Бишофсхайме. Но величайшим из всех основанных монастырей была, конечно, обитель Фульда, где и упокоился святой Бонифаций. Его мощи пребывают там по сей день, и если бы не церковный раскол 1054 года, то Фульда бы непременно стала немецким Монтекассино, немецким Афоном.

Архиепископ Бонифаций давно думал основать большой монастырь, который мог бы служить базой для миссионерской деятельности в землях к юго-востоку от Тюрингии. Таким монастырем и стала Фульда. Святитель следовал своему великому предшественнику - святому Виллиброрду, проповедовавшему во Фризии, который учредил такой центр в Эхтернахе. Строительство Фульдского монастыря Бонифаций поручил своему ученику - монаху, позднее рукоположенному в священнический сан, по имени Стурм (Штурм), баварцу по рождению († 779; память 17 декабря). После долгих поисков в девственных лесах Стурм наконец нашел подходящее для обители место - широкую долину с плодородной почвой, окруженную горами, дававшими жизнь водам реки Фульды. Вокруг этого места жили четыре народа, которым Бонифаций принес Евангелие. В январе 744 года здесь началась работа по возведению обители. Землю расчистили, и вскоре здесь была построена каменная церковь во имя Христа Спасителя. Вокруг церкви расположились кельи, которые заселила братия. В 748 году святой Бонифаций отправил священника Стурма в итальянский монастырь Монтекассино, а когда он возвратился в 750 году, назначил его настоятелем обители Фульда.

После смерти святого Бонифация Фульда разрослась в огромный монастырь, к 779 году в нем уже подвизалось более 400 монахов. В последние годы своей жизни архиепископ проводил в этом монастыре много времени, уединялся и молился на холме неподалеку. Этот холм братия прозвали «холмом епископа». Монастырь Фульда считался «особенным»: он был ставропигиальным - независимым от правящего архиерея местной епархии и подчиненным лишь Риму.

Митрополит

К 741 году влияние и власть святителя Бонифация распространялись на всю северо-западную Европу. Он взял на себя служение митрополита и трудился вместе со своим патриархом. В том же году отошли ко Господу и правитель франков Карл Мартелл, и папа Григорий III. За смертью Мартелла последовала политическая нестабильность, и развитие миссионерства на какое-то время приостановилось. Немногим позднее новым папой стал грек по имени Захарий (741-752). Хороший дипломат, папа Захарий продолжал поддерживать архиепископа Бонифация, хотя поначалу и высказал несколько ошибочных суждений. В конечном счете его поддержку Бонифацию трудно переоценить. Позднее папа Захарий был прославлен в лике святых.

В первом письме святителя Бонифация папе Захарию (оно сохранилось до наших дней) говорилось, в каком позорном состоянии находится Франкская Церковь, и сообщалось, что уже несколько десятилетий не собирались здесь церковные Соборы. Бонифаций обличал испорченность франкского духовенства и упадок благочестия в Риме. Отвечая, папа Захарий не согласился с тем, что нравы в Риме испорчены. Он подтвердил, что священники могут жениться только до своего рукоположения и не имеют права иметь более одной жены, а не как франкское духовенство, среди которого было обычным иметь любовниц или нескольких жен (Письмо 28). Он также ответил на вопрос Бонифация о том, когда именно во время Евхаристического канона следует совершать крестное знамение.

С восшествием на франкский престол сыновей Мартелла Карломана и Пипина III, благорасположенных к Церкви, положение святого Бонифация изменилось в лучшую сторону. Карломан, оказывавший Церкви моральную и материальную поддержку, правил восточными франками, жившими на территории современных Германии и Швейцарии. Из франкских правителей архиепископ больше всего общался именно с ним.

В земле франков перед Бонифацием стояла задача не проповеди Евангелия непосвященным, а реорганизации, Франкской Церкви с ее испорченным духовенством - путем проведения Соборов, сначала в землях, управляемых Карломаном (нынешняя Германия), а затем в землях, управляемых Пипином (нынешняя восточная Франция). Первый церковный Собор был проведен в апреле 742 года в земле восточных франков, подчиненных Карломану, и его целью было перестроить церковную жизнь. Архиепископ Бонифаций сумел возглавить Собор, а это означает, что он распределял обязанности по церковным делам Германии между епископами, которых сам поставил. Здесь мы снова видим Бонифация не просто миссионером и усердным монахом, но еще и государственным деятелем, настоящим митрополитом северо-запада материковой Европы. Его задачей было противостоять нерадивым франкским епископам, особенно в Майнце и Трире, ибо одно дело - принять церковные постановления, а совсем другое - обязать всех исполнять эти постановления, что было сделать совсем не просто, поскольку многие франкские епископы отказывались даже приходить на Соборы.

Второй направленный на преобразование Церкви Собор состоялся тоже в землях Карломана - в марте 743 года. Третий проходил в марте следующего года в городе Суассон - в землях западных франков (ныне Франция), подчиненных Пипину (он был отцом Карла Великого, родившегося в 742 году). В 745 году последовал четвертый Собор, который был общим для обеих частей франкского государства - франкоговорящей и германоговорящей. На этом Соборе, также возглавлявшемся святым Бонифацием, решались догматические, административные и дисциплинарные вопросы. Среди прочего на нем разбирали случай с двумя странствующими проповедниками (ирландцем и франком), которые распространяли суеверия и ереси и называли себя епископами. Также разбирался скандал с Майнцским епископом-убийцей, сыном бывшего священника, погибшего на войне. На Соборе было принято решение учредить центральную митрополию в Германской Церкви. Хотя и архиепископ-англичанин, и папа-грек считали, что идеальным центром мог бы стать Кельн, но таковым было решено сделать Майнц - из-за несогласия завистливых епископов-франков.

Наконец, пятый Собор имел место в Галлии в 747 году. Его решения тоже касались всей территории земли франков. На нем ничего нового не принималось, но был подведен итог всему, что было решено на предыдущих соборах.

Эта соборная активность сыграла важную роль в европейской истории и оказала немалое влияние и на Английскую Церковь. Так, церковный Собор в Клофешо, проведенный в Англии в 747 году, был во многом вдохновлен деятельностью святого Бонифация. И таким был авторитет святого, что после отречения Карломана от престола (он затем принял монашество в Италии) архиепископ в ноябре 751 года короновал и помазал на царство Пипина - ставшего королем всей земли франков. Это положило конец династии Меровингов и начало тесному сотрудничеству Рима и франков. Бонифаций был опорой и гарантом православности франков и их подчинения православному Риму. Сама успешная реорганизация Франкской Церкви, проведенная святителем Бонифацием, стала воплощением его живой православной веры.

Трудностей, с которыми сталкивался архиепископ, было много: их создавали и мирские властители, и порочные епископы и священники, и различные лжеучители. В одном из писем папе Захарию Бонифаций признавался, что не причащался из одной чаши с франкским духовенством, настолько испорченными были их нравы (Письмо 86). Тем не менее, архиепископ при папе Захарии приобщил франков к православным традициям Рима. Эта духовная связь с Римом гарантировала сохранение римских православных традиций в земле франков. Можно даже сказать, что благодаря трудам святого Бонифация по установлению римского Православия среди малограмотных полуязычников франков великий раскол не случился раньше середины XI века. Позднее, однако, франки начали внушать свои языческие и порочные взгляды Риму и в итоге повели его за собой. Эта гармония отношений между Римом и франками нарушилась после смерти святого Бонифация и всех его учеников. Признаками начала упадка стали ереси Карла Великого и отвержение им в 794 году во Франкфурте постановлений VII Вселенского Собора; мерзость учиненного им уничтожения саксонцев, «обращенных» в веру огнем и мечом, несмотря на протесты английского ученого монаха Алкуина. Всем этим ересям и нечестивым действиям Карла Рим не смог воспрепятствовать, попав под влияние франков, против чего так боролся Бонифаций.

Мученик

С 752 года начинается последний период жизни архиепископа Бонифация. Подходило время его славного мученичества за Христа. Ему тогда было примерно 77 лет, но он и не думал о том, чтобы устраниться от дел и затвориться в монастыре Фульды. И хотя он по-прежнему желал проповедовать саксам - родственному народу (этого он, однако, не сможет осуществить), его все сильнее обуревало и желание вернуться к первому своему замыслу - проповеди света Христова среди фризов, все еще остававшихся язычниками. Бонифаций решил возвратиться во Фризию и привести ко Христу фризов, живших в восточной части этих земель, но сначала надо было позаботиться о будущем Германии. Еще в 748 году он просил папу Захария освободить его от обязанностей по епархии. Папа тогда решил выделить ему помощника. Выбор архиепископа пал на своего соотечественника - Лулла из Мальмсбери, который в 752 году занял епархию Майнца. Было ли это предусмотрительностью архиепископа или его предчувствием скорой смерти, мы не можем сказать наверняка. В том же 752 году умер святой папа Захарий. В то время Бонифаций был занят восстановлением примерно 30 церквей, частично или полностью разрушенных саксами в Тюрингии. До нас дошло лишь два письма святого Бонифация, адресованных следующему папе - Стефану II; оба датируются 753 годом. В том же году архиепископ, возможно, в последний раз увиделся со святым Луллом и просил его построить новые церкви в Тюрингии и закончить монастырь в Фульде. Он завещал себя похоронить в этом монастыре и просил, чтобы после смерти его духовной сестры Лиобы оба они упокоились рядом друг с другом. Затем архиепископ отправился в Утрехт, где была кафедра святого Виллиброрда, бывшая тогда христианским центром восточной Фризии. Там он в монастыре святого Мартина посвятил своего верного ученика - англичанина Эобана - в епископа.

В конце весны или начале лета 753 года святой Бонифаций отправился с миссией во Фризию, хотя ученики, предчувствуя недоброе, и пытались отговорить его от этого. Святитель Бонифаций и его соработники сначала спустились вниз по Рейну, святитель в последний раз встретился с королем Пипином, а затем двинулся на север через болота к заливу Зейдер-Зе - в средоточие язычества фризов. Здесь труды престарелого архиепископа увенчались успехом: вместе со святым епископом Эобаном они окрестили многих жителей этой части Фризии. Повсюду Бонифаций восстанавливал разрушенные церкви и возводил новые. На зиму святому пришлось удалиться в Утрехт или, возможно, Майнц. В следующем году он вернулся. На этот раз он добрался до северо-восточной границы Фризии за Зейдер-Зе. Он разбил лагерь в местечке Доккум близ Леувардена и призвал новокрещеных христиан собраться на праздник Пятидесятницы. Это было 5 июня 754 года. (Майнцская традиция называет 755 год, но эта дата отвергается многими учеными последних нескольких десятилетий.) На рассвете на лагерь святителя, ожидавшего прихода новообращенных на праздник, напала орда вооруженных язычников соседнего племени фризов. Некоторые из спутников святителя попытались защитить его, но он не позволил этого и велел готовиться к мученической смерти, мужественно ободряя словами: «День, которого я так долго желал, наступил». Это была бойня, и вряд ли кто-нибудь выжил. Святой епископ Эобан принял мученический венец вместе со святым Бонифацием. Всего в ту Пятидесятницу 52 страдальца прославили себя. Смертельный удар настиг святителя, когда он поднял Евангелие над своей головой, «желая, чтобы его защитой от смерти была та Книга, которую он более всего любил в жизни». Меч рассек священную книгу, а затем и голову мученика, и безжизненное тело святого пало на землю. В библиотеке города Фульды и сейчас можно видеть древнее и частично поврежденное ирландское Евангелие. Все предания говорят о том, что этот экземпляр Евангелия принадлежал самому святому Бонифацию.

Христиане подобрали останки святых мучеников и их пожитки - это были в основном рукописи. Тело святителя Бонифация перевезли в Утрехт, а затем в Майнц. Толпы скорбящих сопровождали процессию. Многие были недовольны тем, что честные останки святителя будут перенесены в Фульду, считая, что они должны покоиться в городе, где была его епископская кафедра. Однако они не посмели пойти против воли самого святого, желавшего упокоиться в Фульде. Мощи Бонифация вернулись домой - в монастырь его верного настоятеля Стурма. Славный мученик был погребен в святом месте, которое он сам выбрал на закате своих дней: в новой монастырской церкви в центральной Германии, куда он принес слово Божее. Его гробница сразу стала местом паломничества. Что касается Фризии, то после мученичества святителя весь народ искренне раскаялся в своих грехах и тем изменил свою жизнь.

Услышав о мученической кончине святителя Бонифация, епископ Вустерский Милред, приезжавший к святителю и уже вернувшийся в Англию, написал святому Луллу, что этот равноапостольный муж был «славой и венцом тех, кого родина посылала на континент… Его паломничество завершилось славной смертью Христова мученика, и сейчас он пребывает в Небесном Иерусалиме».

Человек

Нам повезло, что мы имеем житие святого Бонифация - оно написано священником Виллибальдом (не святым Виллибальдом, а другим современником Бонифация), расспрашивавшим о жизни мученика у людей, знавших его лично. Еще сохранилось более сотни писем святого Бонифация. Из них можно узнать не только о его миссии, о политическом положении того времени, о папах, с которыми он общался, но и о нем самом как человеке. Святой Бонифаций горячо интересовался делами в его родной Англии, имел широкий круг друзей и знакомых - мужчин и женщин. Это был человек глубокого сочувствия, вдохновения, дружбы и уважения. Его общение с друзьями из разных стран мира предвосхищает и отражает общение святых в Царствии Небесном. Бонифаций был предстоятелем, который сочетал мудрость и терпеливость, власть и смирение, строгость и доброту, рассудительность и усердие, тактичность и прямоту, великодушие и смелость в обличении неправды, созерцательность и практичность. В его письмах в Англию, в которых он просит совета и поддержки, особенно ярко видна его личность - и, прежде всего, его незаурядное личное обаяние, эта искра Божия в человеке. Вот почему Бонифацию удалось привлечь так много благочестивых мужчин и женщин, из родного ему Уэссекса приехавших к нему в Германию трудиться на миссионерском поприще. Он был еще и патриотом, всегда с любовью писал о своей родине и тосковал по ней; часто обменивался подарками со своими духовными и мирскими друзьями, молился о них, а они - о нем. В одном из писем он пишет: «Радуюсь благим делам и славе моего народа, но мне печально и больно от его грехов и позора» (Письмо 74). В некоторых письмах Бонифаций просит привезти ему книг из Англии - «Священное Писание и духоносные писания отцов» (Письмо 34). К последним относились комментарии преподобного Беды Достопочтенного († 735; память 26 мая), которые он высоко ценил. Из Письма 46 видно, что Бонифаций считает миссию на континент общенациональной миссией для Англии. Обращаясь ко всем епископам и священникам Английской Церкви, он пишет, что желал бы объединить язычников-саксов и детей Матери-Церкви, ибо саксы «одной плоти и крови» с англичанами. Бонифаций просил весь английский народ молиться о нем. Это был крик души, вопль, идущий из глубины сердца. И на него был получен ответ - то огромное число священников, монахов и монахинь, которые переехали вслед за ним в Европу. Это перенесение на континент английского благочестия и учености было своего рода духовной колонизацией.

Замечательны его письма английским игуменьям, которым он часто изливал душу. Вот в Письме 65 читаем: «Со всех сторон скорби и тяготы, брань и страх. Хуже всего - предательство лжебратьев. Оно хуже злобы неверующих язычников». Под этими словами подпишется любой православный любой эпохи.

Ближе всех святителю была его родственница (возможно, двоюродная сестра) святая Лиоба. Он делился с ней сокровенным, рассказывал обо всех душевных волнениях; мы уже упоминали, что он завещал похоронить их рядом. Мудрая и многознающая, подвижница, всегда пребывавшая в добром расположении духа, Лиоба стяжала глубокое уважение и признательность епископов. Обученная в монастыре Уимборн святой Теттой († 772; память 28 сентября), Лиоба впоследствии стала настоятельницей в Бишофсхайме. Фактически она была настоящим духовным преемником святителя Бонифация: ее совета просили епископы и правители. После смерти святой Лиобы около 780 года, а позднее и других учеников Бонифация франки сбились с истинного пути, что привело к печальным последствиям. Через 14 лет после ее смерти, в 794 году, Карл Великий, убивший тысячи саксов, принял на соборе во Франкфурте не только иконоборческую ересь, но и filioque.

Письма святого Бонифация говорят о его необыкновенной силе духа, подвижнической жизни, вере и послушании, молитвенности и знании Священного Писания, о его почти ежедневном приобщении cвятых Тела и Крови Господних, о его вере в Промысл Божий. Его успехи как руководителя, миссионера, организатора и государственного деятеля были следствием его святости.

Забытый святой

Как мы уже говорили, через 40 лет после мученичества святого Бонифация франки во главе с тираном Карлом Великим впали в ересь. А через 300 лет после его кончины они раскололи христианскую Европу, так что западная ее часть отпала от Православной Церкви. Любопытно, что дата мученической кончины Бонифация - 5 июня - совпадает с датой битвы при Ватерлоо 1815 года. Это была победа англо-германских сил над другим западным тираном - Наполеоном. Не менее любопытно, что высадка союзных войск в Нормандию, осуществлявшаяся из Англии через Ла-Манш и открывшая Западный фронт в Европе, началась тоже 5 июня, в 1944 году. «Нормандская операция» была успешной и помогла Европе избавиться от еще одного тирана - Гитлера - и его войск. Следует особо подчеркнуть, что обе победы были одержаны во многом благодаря вооруженным силам России.

В отличие от попыток объединения Европы, предпринятых этими тиранами - Карлом Великим, Наполеоном и Гитлером, общеевропейский проект святого Бонифация оказался намного более успешным. Этих трех кровожадных фанатиков воспринимают как предтеч антихриста, а Бонифаций почитается как святой Божий. И неспроста он сначала именовался Винфридом, что означает «друг мира», а потом Бонифацием, что означает «творящий благо». Он собрал первую общенациональную миссию всех Британских островов. Многие из тех, кто помогали ему в подготовке миссии и трудились вместе с ним над просвещением народов, были англичанами и ирландцами. Его труды были исполнены чувства общего национального стремления, его миссия была общим делом страны. Как не хватает нам этого сейчас!

Сегодня Англия хранит небольшую частицу мощей святителя Бонифация в католической церкви в Кредитоне, освященной в его честь. Эти мощи были недавно привезены из Фульды. Также частица мощей святого есть в Бриксуорте (графство Нортгемптоншир). И все же святой Бонифаций, «третий человек», сегодня забыт своей родной страной и не воспринимается как ее покровитель. Вот уж действительно «нет пророка в своем отечестве». Даже те немногие, кто помнит наших первых двух покровителей: святого Григория и святого Августина, забыли о нашем герое-соотечественнике - святом Бонифации. Несомненно, что это от неверного представления о раннем Римском Патриархате. Протестанты думают, что папство, каким оно было в Средние века, таким было всегда, а святитель Бонифаций, получается, был слугой «папизма». Святитель Бонифаций - святой, о котором забыла Англия, а точнее - забытый святой забытой Англии.

Забытое единство

Святой Бонифаций не только забытый святой, это символ и забытого единства. Он жил в эпоху, когда Римскими папами были не только римляне, но также сирийцы и греки. Когда Бонифаций был молодым, его архиепископом был грек святитель Феодор, а позднее он общался с папой из греков. Он жил в то время, когда можно было не только читать святых отцов, но и непосредственно общаться с ними. Бонифаций (как и его ученик Виллибальд) жил в такое время, когда можно было странствовать от дальних берегов западной Европы до Константинополя, Иерусалима и Дамаска, повсюду посещать и вести службы и быть в единстве веры. Какими бы ни были языки, обычаи и обряды, дух был един. Все знали, что в христианстве не существовало востока и запада, что почти во всех краях Европы и Азии было живое общение со святыми.

Сегодня осуществляется новый проект объединения Европы. Политическая элита 27 стран - от Португалии до Латвии, от Лапландии до Кипра - пытается объединить Европу новой конституцией. В этой конституции даже не упоминается о христианстве. Отрицают всё, чего достигли святитель Бонифаций и его ученики, принесшие свет Христов народам Европы и утвердившие единство в Западном Патриархате. И хотя новый проект не военный, а политический и экономический, он не приведет к подлинному единству, ибо отрицает само основание Европы - веру Христову.

В конце VII и в VIII столетиях два англичанина - святой Виллиброрд и святой Бонифаций, за которыми последовали их ученики, покинули Англию и озарили светом Евангелия тьму северо-западной Европы. Их влияние распространилось на всю Европу от Рима до Скандинавии благодаря последовавшим после них другим английским миссиям. В IX веке два грека: святой Кирилл († 869; память 14 февраля и 11 мая) и святой Мефодий († 885; память 6 апреля и 14 мая), за которыми последовали ученики, озарили светом Христовым тьму юго-восточной Европы. Их влияние распространилось на всю восточную Европу - от Чехии до Урала - благодаря миссиям, последовавшим за ними. Уверен: пока это не будет признано всеми, единства в Европе не будет, а будут лишь коррупция и мелочный расчет. Но сегодня мало кто желает все это признать. Если однажды это все-таки произойдет, то мы возвратимся к временам, когда не было еще разделения на католиков и протестантов. Мы возвратимся к временам, предшествовавшим середине XI века, - когда не было еще разделения христианства на Католицизм и Православие. Это будет возвращение к временам, когда уже обозначилась главная проблема, корни которой - в жажде власти самого сильного и агрессивного из германских народов - франков. Поскольку когда умер последний из поколения учеников святого Бонифация - святой Виллехад († 789), преставившийся почти ровно через 100 лет после приезда святого Виллиброрда во Фризию в 690 году, франки признали иконоборческую ересь и ввели в свою Церковь ложное понимание Пресвятой Троицы. А в XI веке они фактически присвоили себе власть в Риме.

Единство и многообразие

С православной точки зрения, сегодня Западная Европа значительно удалилась от той Западной Европы, которой она была в I тысячелетии, когда она была частью православного мира. Ригористы и националисты Словакии, Хорватии, Косово и Украины, которых критиковал и продолжает критиковать Запад, не видят в современной Западной Европе ничего кроме пустоты. Модернисты же и либералы, наоборот, видят в Западе образец для подражания. Это сродни дилемме о стакане с водой: он наполовину пуст или наполовину полон? При взвешенном рассмотрении становится ясно, что кое-что от православного наследия I тысячелетия в Западной Европе сохранилось и до наших дней. Большинство простых западноевропейцев до сих пор разделяют с православными веру в Триипостасного Бога и в воплощение Сына Божия. Очень легко осуждать жителей современной Западной Европы за то, что они потеряли, - но так же легко увидеть и то, что они сохранили.

При столь же взвешенном взгляде нетрудно заметить еще, что значительная часть Западной Европы стала антиправославной и антихристианской, а следовательно, стоит на грани самоуничтожения. Любые нападки Запада на Православие есть отсечение своих собственных корней. Самое постыдное то, что сегодня западная часть Европы стала наиболее антихристианской частью всей Земли. Но все же в Западной Европе до сих пор есть вера, живущая в сердцах простых людей. И хотя эти люди политически бессильны, но ведь и сначала было только 12 апостолов… Ничего нельзя точно определить, пока не наступил конец всему. Возможно, с возвращением Православия в современную Западную Европу вернется и надежда. Ибо если только Западная Европа вернется к вере святого Бонифация, она вернется и к вере святых Кирилла и Мефодия и снова достигнет единства.

Тропарь равноапостольному Бонифацию Германскому, глас 5

О священномученик Бонифаций, к лику равноапостольных причтенный, праведный потомок Англии, гордость Германии, похвала Франции и слава Голландии! Обагрившийся своей мученической кровью, дерзновенно моли у престола всех Царя принести мир во все страны и даровать спасение душам нашим.

Кондак, глас 6

Да радуется английский народ и да веселятся народы Германии и Голландии! Ибо через Бонифация Господь даровал им благодать и спасение, сделав их Своей паствой в небесном чертоге, дабы они могли радоваться и ликовать. Восхвалим же его сице: радуйся, Бонифаций, проливший свою кровь ради Христа Пастыреначальника!

Существуют и немецком языках.

Святой Бонифаций архиепископ Майнцский, выдающийся миссионер и реформатор Церкви в государстве франков, за которым закрепилось почетное наименование «Апостол всех немцев».

Винфрид (таким именем был наречен будущий святой при Крещении) родился в 672 или 673 году в графстве Эксетер на юго-западе Англии, будучи родом из англосаксонской знати. Он был от рождения посвящен Богу, а потому поступил в местный бенедиктинский монастырь уже в возрасте семи лет (как и его современник Беда Достопочтенный). Свое образование он закончил спустя семь лет в бенедиктинском монастыре в Натселле в графстве Гемпшир. В этом монастыре он провел около тридцати лет: здесь он стал священником в 30-летнем возрасте и возглавил монастырскую школу, преподавая в ней грамматику, риторику и стихосложение. Здесь же им была написана первая латинская грамматика для Англии, что принесло ему имя: он стал известен как ученый не только в Англии, но даже на континенте.

В то время миссионеры с Британских островов занимались христианизацией германских племен. Наибольшую известность получила во главе со св. Виллибрордом, ставшим епископом Утрехтским. Винфрид, охваченный страстным желанием присоединиться к этой миссии, сделал это в 716 г., в возрасте 43-х лет, преодолев сопротивление собственного настоятеля, стремившегося оставить его в монастыре. Та поездка оказалась неудачной, и Винфрид вернулся в свою обитель, где братия, всё еще надеясь удержать его, избрала его настоятелем взамен умершего прежнего. Но Винфрид не думал отказываться от своего замысла: он убедил епископа повлиять на братию, чтобы та избрала себе нового настоятеля, а его отпустила на континент.
В 718 г. Винфрид, заручившись рекомендательными письмами епископа, едет в Рим, где удостаивается аудиенции у Папы Григория II и получает его благословение на миссию. Притом Папа нарекает его новым именем – Бонифаций .

Бонифаций, перейдя через Альпы, направляется в Саксонию, и на этот раз его проповеди сопутствует успех. Миссия Бонифация распространялась как на язычников, так и на уже крещеных, но не переживших настоящего обращения и продолжавших прибегать к языческим практикам саксов.
Бонифаций готовил свои миссионерские путешествия весьма основательно: его сопровождали многочисленные помощники, переводчики, ремесленники и мастера, способные научить неофитов полезным умениям, а также воины, составлявшие охрану от воров и разбойников. Побывав с проповедью в каком-то месте, Бонифаций устраивал там монастырь, а вокруг него – небольшое поселение. Эти учреждения закрепляли успех его проповеди и затем становились центрами христианского просвещения для своей округи.
Летописи сообщают об одном любопытном эпизоде из миссионерской практики Бонифация. На севере Гессена неподалеку от пограничной заставы франков стояло священное для германцев-язычников дерево – Дуб Донара (Тора). Бонифаций решился его срубить. Присутствовавшие при этой акции язычники ожидали бурного гнева своего божества, но ничего не произошло, и в скором времени все местные язычники приняли христианство. Из срубленного дерева Бонифаций распорядился построить часовню во имя Св. Петра. Ныне на этом месте находятся монастырь и церковь Св. Петра.

Выбор имени Первоверховного Апостола для открываемых храмов и обителей не был случайным. Бонифаций не просто проповедовал Христа германским племенам, а и выстраивал на этих землях централизованную церковную структуру, в средоточии которой стояло служение Римского Епископа, как высшего духовного авторитета и отца всех христиан. Незадолго перед тем именно так была организована Церковь на родине Бонифация, где Поместные Церкви Англии, Ирландии и Шотландии соединились в единую англосаксонскую Церковь, принявшую Римский канон и признавшую примат Римского Епископа. Поддержка Рима стала залогом успеха миссионерских трудов св. Бонифация, но и он, со своей стороны, сделал очень многое для укрепления авторитета Столицы Петровой в Западной и Центральной Европе, закладывая основы церковной иерархии, опирающейся на авторитет Преемника Святого Петра, а потому независимой в своей деятельности от давления светской власти.
И всё же выстроить духовную власть полностью независимую от интересов политической власти и знати было невозможно. Понимая это, Бонифаций был вынужден налаживать тесные отношения с правящим домом Королевства Франков, влияние которого к тому времени распространилось и на саксонские племена. Суровый и деспотичный правитель Карл Мартелл до конца жизни оставался лишь номинальным христианином, однако Бонифаций сумел убедить его в преимуществах христианства с точки зрения строительства государства, указывая на его огромный культурный потенциал и потенциал политического единения. Зато сын и наследник Карла Пипин Короткий относился и к Церкви вообще, и к Бонифацию лично с неподдельным уважением, и Бонифаций воспользовался этим обстоятельством сполна: уже спустя два года после смерти Карла Мартелла, в 743 г., был созван первый собор Восточнофранкской Церкви, работой которого Бонифаций руководил в качестве «посланника (легата) Святого Петра». По результатам работы собора все епископы принесли присягу на верность Святому Римскому Престолу, а также были приняты постановления, гарантирующие каноничность рукоположения и внедрение законов, регулирующих поведение духовенства.

К этому времени Бонифаций давно уже носил сан архипастыря: в 722 г. Папа Григорий II хиротонисал его во епископы, а Папа Григорий III в 732 г. прислал ему митрополичий палиум и возвел его в сан архиепископа Майнца, власть которого распространялась на всю восточную часть Империи Франков. В 738 г. тот же Папа назначил его своим легатом во Франкском Королевстве.

Бонифаций был уже глубоким старцем, однако этот убеленный сединами архиепископ и глава Поместной Церкви по-прежнему хотел лично обращать ко Христу язычников. Весной 754 г. 82-летний Бонифаций возглавил миссию во Фрисландию на реку Зее (ныне это территория Голландии), желая приобрести новые души для Христа и Церкви и укрепить в вере катехуменов. 5 июня, в
день Пятидесятницы, когда Бонифаций и его спутники служили торжественную Мессу под открытым небом, на них напали язычники. Летописец сообщает, что Бонифаций запретил употреблять против нападавших оружие, заявив: «Не бойтесь, всё оружие этого мира не способно убить душу». Когда один из нападавших занес над ним меч, Бонифаций высоко вознес Евангелие – свое главное оружие и смысл всего своего служения. Язычник разрубил книгу пополам и нанес святому мученику смертельный удар.
Тела Бонифация и его спутников были вскоре найдены и погребены в его любимом аббатстве в Фульде, где он сам и желал быть упокоенным. Практически сразу же в среде верных возникло почитание его могилы. В 1874 г. Папа Пий IX распространил его почитание на всю Вселенскую Церковь. В наше время в Фульде, где погребен «Апостол Германии», в день его памяти ежегодно проходит заседание Конференции немецких епископов. Святой Бонифаций (Вонифатий) почитается также и в Православной Церкви.

Выбор редакции
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...