Что такое ТН и ТТН? Товарно-транспортная накладная (ТТН) и налоговый вычет НДС.


Экономические отношения между юридическими лицами невозможны без документальной регистрации. Купля-продажа любого товара сопровождается ведением товарной или товарно-транспортной накладной, между которыми существуют определенные отличия.

Товарно транспортная накладная — документ для регистрации экономических отношений

Характеристика товарной накладной

Товарная накладная (ТН) являет собою документ, который создают для бухгалтерского учета при покупке всех видов товаров. Она помогает правильно организовать работу обеих сторон и облегчает процедуру отчетности перед налоговой.

Накладную заполняют в двух экземплярах: по одному каждой стороне сделки. У продавца ТН является основанием для списания товара, у покупателя – официальным документом на право обладания. Данная накладная принадлежит к числу первичных документов, которые подлежат бухгалтерскому и налоговому учету.

Особенности заполнения, основные реквизиты и образцы ТН устанавливает Альбом унифицированных форм первичной учетной документации. Он был создан в 1998 году для обобщения образцов документов, которые будут приняты в любой точке страны.

В идеале ТН составляют на бумажном листе стандартного размера. Возможно заполнение документа в электронном варианте с использованием электронных подписей одной или обеих сторон сделки.

Товарная накладная может заполняться в бумажном или электронном виде

Обязательные реквизиты ТН


Заполнение формы данной накладной регулирует Альбом унифицированных форм первичной учетной документации, статьи Налогового кодекса и статья «О бухгалтерском учете».

Обязательно нужно проверять наличие такой информации в ТН:

  • бланк накладной нужно составлять именно в момента приема товара: дата должна быть реальной;
  • в графе «Организация-грузоотправитель» указывают полное или общепринятое сокращенное название, банковские реквизиты.

Образец ТН имеет название ТОРГ-12 . Данная форма не является обязательной для оформления экономических отношений. Организации имеют право разработать собственные формы ТН. Но они должны соответствовать требованиям налоговой и быть максимально понятными для всех участников сделки.

Чтобы избежать недоразумений и дополнительных вопросов, лучше пользоваться унифицированной формой ТН – ТОРГ-12 . Она доступна всем и большинство бухгалтеров руководствуются именно ею.

Товарная накладная имеет такие обязательные реквизиты:

  • шапка – название участников торговых отношений (поставщик, получатель и плательщик);
  • основание, в котором размещена информация о договоре или наряде на поставку товара;
  • номер ТН и дата ее составления, которая является датой проведения купли-продажи;
  • код поставщика по ОКУД и ОКПО;
  • основой ТН является таблица, где указано название товара, его описание, стоимость, количество и так далее.

В нижней части формы ТОРГ-12 размещают информацию о лицах, которые провели сделку, их личные подписи, а также печати организаций.

В нижней части накладной ставится дата и подписи сторон

Основные требования к заполнению ТН


Существует ряд правил, которые нужно соблюдать при заполнении товарной накладной. Они разработаны для упрощения процедуры приема-передачи материальных ценностей.

  • номера телефонов, адрес и другую необходимую информацию;
  • поле «Основание» дает информацию о документе, который создал основание для сделки и отгрузки товара;
  • законы позволяют вносить незначительные изменения в накладную, которые не касаются обязательных полей.

Товарную накладную нужно сохранять в организации 5 лет. Образец заполнения ТН по ссылке:

Образец заполнения ТН

Сведения о товарно-транспортной накладной (ТТН)

Если транспортировку товаров осуществляет третья сторона (компания по грузоперевозкам) или грузоотправитель самостоятельно доставляет товар, то составляется товарно-транспортная накладная. Документ существует именно для сопровождения грузов во время перевозки.

Если получатель товара занимается его транспортировкой, то ТТН не составляют. Документ является обязательным при перевозке товара и имеет общую унифицированную форму №1-Т, а также специализированные формы в зависимости от вида товара (международные перевозки, транспортировка спирта, нефти, зерна и так далее).

ТТН регламентирует трехсторонние отношения продавца, покупателя и перевозчика. Документ обязательно остается в грузоотправителя, перевозчика и возможна его передача получателю материальных ценностей (зависит от правил транспортировки). Всего продавец делает 4 копии накладной, 2 из которых остаются для отчетности компании-перевозчику.

ТТН имеет товарный и транспортный раздел. Они предназначены для разных сторон сделки: информация о грузе, его состоянии, количестве, а также точное время и дата начала и конца транспортировки.

Если в ТТН невозможно указать все количество перевозимых материальных ценностей (из-за их количества или обширных характеристик), то прилагается дополнительно товарная накладная. В таких случаях в товарно-транспортной накладной пишут, что она недействительна без ТН на груз. В ТТН обязательно указывают номер, дату выдачи ТОРГ-12 или других документов на груз.

Товарно транспортная накладная применяется в случае привлечения к перевозке третьей стороны

ет товарный и транспортн

Заполнение ТТН


Согласно нормативным документам оформление товарно-транспортной накладной не требуется в таких случаях:

  • на грузы, по которым не ведут складской учет;
  • если транспорт используется для киносъемок, сервиса линий связи, электропередач и другого;
  • при перевозке корреспонденции или почты;
  • во время сборки вторичного сырья;
  • при проведении научных или геологических работ.

ТТН должна иметь подписи и печати грузоотправителя и перевозчика, наличие которых проверяет получатель товара. Последний проверяет качество перевозки своего товара, фиксирует время прибытия груза, и потом ставит свою подпись и печать на всех экземплярах для отчетности.

Образец заполнения ТТН

Как отличить товарную накладную от товарно-транспортной


Между ТТН и ТН существует разница. Эти документы нельзя отождествлять. Товарная накладная никогда не заменяет транспортную и наоборот.

Оба вида накладных существуют для сопровождения товара при его перемещении, но ТН оформляют во всех случаях купли-продажи, а ТТН – только в тех случаях, когда во время транспортировки товара появляется третья сторона – транспортная компания. В товарно-транспортной накладной нет информации о факте продажи материальных ценностей. Тогда как товарная накладная является официальным документом о сделке, вследствие которой поменялся владелец товара. В данной накладной прописывают условия сделки, цена товара, НДС и общая стоимость груза. Этого нет в ТТН.

Во время купли-продажи любого вида материальных ценностей юридические и физические лица документально заверяют возникшие хозяйственные отношения между ними. Законодательная база государства предлагает унифицированные формы накладных для упрощения ведения бухгалтерского и налогового учета.

Вопросы и предложения: [email protected]

Копирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник

ТТН и ТН: в чем разница



Доставка товарно-материальных ценностей перевозчиком от отправителя груза к получателю груза подлежит документальному оформлению различными документами, в качестве которых применяются транспортные накладные, которые могут быть разных видов. В связи с этим необходимо рассмотреть имеющуюся информацию и выяснить ответ на вопрос, между ТТН и ТН в чем разница.

Нормативное регулирование составления транспортных накладных


Нормативное регулирование составления транспортных накладных регулируется следующими документами:

  • товарно-транспортная накладная (ТТН) составляется на основании Правил, утв. Минавтотрансом 30.07.1971;
  • транспортная накладная (ТН) составляется на основании Постановления Правительства от 15.04.2011 № 272.

Различия в количестве экземпляров транспортных накладных

В таблице 1 представлено количество необходимых экземпляров транспортных накладных.

Таблица 1. Количество необходимых экземпляров транспортных накладных

(кому передается, у кого остается)

Различия в содержании разделов транспортных накладных


Товарно-транспортная накладная (ТТН) по своему составу делится на два раздела (товарный и транспортный), в то время как транспортная накладная состоит только из транспортного раздела.

Товарный раздел ТТН определяет взаимоотношения между отправителем груза и его получателем. На основании товарного раздела ТТН товарно-материальные ценности приходуются и списываются. Транспортный раздел ТТН определяет отношения между отправителем груза и его перевозчиками. На основании данных транспортного раздела ТТН происходят расчеты сумм за услуги и перевозки груза.

В составе транспортной накладной (ТН) присутствует только один раздел - транспортный. Это и является одним из отличий между ТТН и ТН.

Различия по содержанию информации в ТН и ТТН


  • в ТТН (транспортный раздел) содержится информация о коде продукции и номенклатурном номере, количестве, цене за единицу и общей сумме стоимости, а в ТН данная информация отсутствует;
  • в ТН информация о наименовании груза (пункт 3) представлена данными о виде используемой тары для транспортировки груза и способе упаковке, а также имеются сведения о маркировке груза, масса брутто (нетто) грузовых мест, сведения об объеме грузовых мест и их размерах. В ТТН эти данные отсутствуют;
  • в ТН отсутствуют подписи должностных лиц, разрешающих отпуск груза, лица, отпустившего груз, и бухгалтера (главного или старшего), в ТТН они есть (раздел 1);
  • в ТН в отличие от ТТН отсутствует информация о плательщике с указанием его наименования, адреса и банковских реквизитов, в ТТН эти сведения присутствуют;
  • В ТТН присутствует информация о номерах телефонов юридических лиц (отправителей, получателей и перевозчиков груза), в ТН эти данные отсутствуют, но указываются телефонные номера лиц, ответственных за перевозку (у отправителя груза — в пункте 1, у получателя груза - в пункте 2, у перевозчика груза - в пункте 10);
  • в ТН присутствуют информация об условиях перевозки (пункт 8), указания отправителя груза о необходимых параметрах автомобиля (пункт 5), информация о фактическом состоянии груза, состоянии пломб, тары и упаковки (пункты 6 и 7), оговорки и замечания перевозчика (пункт 12), в ТТН эти сведения отсутствуют;
  • в ТТН указывается общая сумма, которую покупатель должен заплатить продавцу, т. е. в данном документе содержатся сведения, необходимые для оприходования и списания ценностей;
  • в ТН нет сведений о цене перевозимого груза, и поэтому этот документ не может быть достаточным обоснованием для признания расходов. В пункте 5 ТН предусмотрено указание на объявленную стоимость перевозимого груза, которая указывается, если отправитель заявляет о ценности груза. Эти данные приводятся в ТН для того, чтобы иметь возможность рассчитать сумму возмещения ущерба в случае недостачи или порчи по вине перевозчика груза.

Можно сделать обобщающий вывод, что в ТН присутствует больше сведений, позволяющих лучше организовать и контролировать процесс перевозки груза.

Разница между ТТН и ТН


На какой-либо товар или продукцию фирма-изготовитель составляет определенную документацию, в которой отражаются показатели и характеристики, относящиеся к ним. Существуют такие понятия, как товарная накладная (ТН) и товарно-транспортная накладная (ТТН), которые, хотя и являются сопроводительными документами к продукции, но имеют определенные различия. В чем они заключаются?

Определение


ТТН – документ, согласно которому товар перемещается из одного пункта хранения в другой. На основании товарно-транспортной накладной определенное количество товара списывается с баланса грузоотправителя и приходуется на балансе грузополучателя. ТТН составляется в том случае, когда транспортировка осуществляется с применением какого-либо транспортного средства, причем она может совершаться как между продавцом и покупателем, так и при перемещении с одного склада на другой внутри одной организации.

ТН – документ, который составляется при непосредственной продаже товаров покупателю, когда к нему переходит право собственности на них. Неважно, каким образом покупатель будет забирать товар – с помощью транспортного средства или вручную – в любом случае ТН является сопроводительным документом, отражающим основные характеристики товара и условия сделки.

Сравнение


Это сопроводительные документы на товар при организации его перемещения, только ТТН оформляется в том случае, когда используется транспортное средство, а ТН – как с ним, так и без него. Товарно-транспортная накладная не учитывает тот факт, имеет ли место продажа продукции, поскольку она заполняется и при простом перемещении с одного склада на другой, причем в ней также указываются характеристики транспортного средства, на котором перевозится продукция. Товарная накладная отражает факт смены собственника на товар при его непосредственной продаже покупателю, поэтому в ней указываются условия совершения сделки, в том числе количество, стоимость, НДС.

Выводы TheDifference.ru

  1. ТТН необходима в том случае, когда товар перемещается с одного места на другое при помощи транспортного средства, ТН оформляется при купле-продаже товаров и смене собственника.
  2. ТТН включает в себя только физические характеристики товара и транспортного средства, а ТН кроме характеристик товара также отражает его цену в денежных единицах и фактическую стоимость всего количества.
  • Банки и кредиты
  • Бухгалтерия
  • Инвестирование
  • Личные финансы
  • Налоги
  • Платежные системы, карты
  • Страхование
  • Финансовая система

© 2011 - 2017 TheDifference.ru. 16+

Адрес: 192236 г. Санк-Петербург, ул. Фучика, д 49 Б, оф. 17

Оформляем транспортные документы (ТН, ТТН, ТОРГ-12)

Масштабное производство и оптовая торговля немыслимы без автомобильных грузоперевозок. Но транспортные документы – один из самых проблемных участков в бухгалтерии.

Для транспортировки груза могут использоваться мультимодальные перевозки, в которых последовательно задействованы разные виды транспорта. От самолета до собачьей упряжки. Но самыми распространенными остаются автомобильные перевозки. В то же время их документальное оформление вызывает у бухгалтеров массу вопросов. Ответы на них нужно искать в области автотранспортного права. Между тем даже контролирующим ведомствам не под силу разобраться в его хитросплетениях. Это показывает практика многочисленных официальных разъяснений.

Варианты транспортировки


Для перевозки товарно-материальных ценностей компания может использовать свой автотранспорт, числящийся в составе основных средств, собственных или арендованных. А может заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией или индивидуальным предпринимателем - на оказание услуг перевозки (гл. 40 ГК РФ, Федеральный закон от 8.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта») либо транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ, Федеральный закон от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»). Но когда место погрузки груза и его место доставки, указанные в договоре, находятся на территории разных стран, применяется Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в Женеве 19.05.1956 г.). Такие перевозки в нашей статье не рассматриваются.

Перевозчик оказывает услугу лично, непосредственно предоставляя грузоотправителю транспортное средство под погрузку. А экспедитор – это лицо, оказывающее комплексную услугу организации перевозки. Главное условие такой организации – доставка груза адресату, указанному клиентом. Результат тот же, что у перевозчика. Но для его достижения экспедитор не только самостоятельно доставляет груз или заключает договоры с другими перевозчиками. Он осуществляет самые разные операции вспомогательного характера, обеспечивающие грузоперевозку. Например, подготовку товаров к транспортировке, передачу груза от одного перевозчика к другому, оформление перевозочных документов, страхование и выполнение таможенных формальностей. Перевозчик же, помимо транспортировки, выполняет только погрузочно-разгрузочные работы.

Если заказчик наделит перевозчика несвойственными ему функциями, то договор перевозки будет переквалифицирован судом. Разумеется, это возможно в рамках спора, хозяйственного или налогового.

На транспортном рынке предлагают услуги и разнообразные посредники. Они оказывают помощь в осуществлении отдельных «сопутствующих» операций, не принимая на себя обязанности по достижению конечной цели – вручению груза грузополучателю. Чаще всего приходится иметь дело с агентами (гл. 52 ГК РФ) или диспетчерами (гл. 39 ГК РФ).

Задача бухгалтера – обеспечить транспортировку товарно-материальных ценностей надлежащими документами, на основании которых компания безбоязненно сможет принять к вычету предъявленный НДС и признать расходы по налогу на прибыль. Для этого бухгалтер должен разобраться в правовой природе транспортных операций.

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом


В сфере грузоперевозок действует два свода правил. Назовем их «российские» и «советские». Первые – современный подзаконный акт, обеспечивающий применение Устава автомобильного транспорта, то бишь Закона № 259-ФЗ. Это Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (далее Правила). Вторые были приняты в эпоху СССР. Это Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 (далее Общие правила).

Закон № 259-ФЗ регулирует правоотношения, возникающие при перевозке груза по договору, за плату. В этой сфере, при коммерческих перевозках, и применяются «российские» Правила.

Из п. 1 ст. 1 Закона № 259-ФЗ следует, что «советские» Общие правила на коммерческие перевозки не распространяются. Ведь нормативным правовым актом Российской Федерации они не являются. Сфера действия Общих правил – автотранспортное «самообслуживание», когда компании используют корпоративный транспорт без заключения договора перевозки. Примеры: грузоперевозки между структурными подразделениями компании, доставка товаров покупателям по договорам поставки. В обоих примерах компания выступает владельцем транспортируемых ценностей (к покупателю право собственности перейдет после вручения ему товара).

Перевозчик везет груз, ему не принадлежащий. За его сохранность он отвечает перед грузоотправителем и грузополучателем. Заказчиком по договору перевозки является грузоотправитель. Он оплачивает услугу перевозчика. Содержание услуги – перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на его получение лицу, то есть грузополучателю. Следовательно, приемку услуги перевозчика осуществляет грузополучатель. Поэтому оформлять специальный акт приемки-передачи услуг между перевозчиком и грузоотправителем не требуется.

Каждые правила предусматривают свой перевозочный документ , наличие которого обязательно для перевозки. Согласно Правилам – это транспортная накладная (ТН), а в соответствии с Общими правилами – товарно-транспортная накладная (ТТН). Форма ТТН утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 г. № 78 (далее Постановление № 78). Прямое предписание об использовании ТТН при перевозках грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях содержит п. 2 инструкции Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР от 30.11.1983 г. № 10/998 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Эта инструкция была издана в поддержку Общих правил.

Таковы источники правового регулирования автоперевозок.

Остается добавить, что Постановление № 78, а с ним и форма ТТН не являются обязательными к применению. Дело в том, что это постановление не имеет регистрационного номера в Минюсте России и официально не опубликовано (в нарушение п. 10 указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763, п. 3 ст. 15 Конституции РФ, п. 6 постановления Пленума Верховного суда РФ от 31.10.1995 г. № 8). По этой пикантной причине норма о применении ТТН оказывается в «подвешенном» состоянии. Чем компании успешно пользуются в налоговых спорах.

Минфин РФ в ряде писем, последнее из которых – от 22.12.2011 г. № 03-03-10/123, разъясняет следующее. Если компания не заключает договор перевозки и везет груз на собственном автомобиле, то затраты на транспортировку подтверждает путевой лист .

Формы путевых листов также утверждены Постановлением № 78. Из него следует, что путевые листы грузового автомобиля применяются совместно с ТТН. В путевом листе указываются номера ТТН, а в транспортном разделе ТТН – номер путевого листа.

Примечательно, что в случае перевозок для внутренних нужд нормативного предписания о необходимости путевого листа мы не обнаружим. Но он является общепризнанным основным первичным документом учета работы грузового автомобиля. Его форму нужно признать функциональной и оптимальной.

Зато для коммерческих грузоперевозок путевой лист обязателен. Сведения о нем указываются в ТН, он выполняет роль доверенности на получение водителем груза у отправителя.

Документирование грузоперевозок


Постановления Правительства РФ являются составной частью законодательства о бухгалтерском учете (ст. 3 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Поэтому ТН – это первичный документ для всех участников коммерческой перевозки – грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя.

Применению ТН посвящено рекордное количество писем Минфина России. Правда, это ответы конкретным налогоплательщикам. В основе заданных вопросов – непонимание отличия ТН от ТТН. Впрочем, в разницу между ними не углублялись и чиновники. Но, чтобы выстроить надлежащий документооборот, нужно четко понимать назначение каждой из форм.

Поясним свойства ТН на примере.

Предположим, продавец для доставки товаров покупателю нанял перевозчика. Для оформления торговых операций он применяет товарные накладные по унифицированной форме № ТОРГ-12. А на перевозки у него имеются транспортные накладные.

Между тем перевозчик перевозит не товары, а грузы, причем партиями. Приемку товаров по количеству, ассортименту и качеству он не осуществляет. В таре и под упаковкой товары не видны. «Превращение» товаров в груз – это отдельная хозяйственная операция продавца-грузоотправителя.

Обратимся к ТОРГ-12. В ней указывается дата составления и приводится перечень товаров в тех наименованиях и единицах, в которых они числятся в учете продавца. На эту дату перечисленные товары, оставаясь на складе продавца, считаются зарезервированными для покупателя.

В левой нижней части ТОРГ-12 должностные лица продавца (лицо, разрешившее отпуск груза, и главный (старший) бухгалтер) удостоверяют преобразование товаров в груз. Последний характеризуется массой и количеством мест. Эти данные заносятся в п. 3 транспортной накладной.

Дата в левой нижней части ТОРГ-12 характеризует момент передачи груза перевозчику. Ее подтверждает подпись должностного лица продавца в реквизите «Отпуск груза произвел». Заметим, что перевозчик подписывает приемку груза только в ТН.

Дата в правой нижней части ТОРГ-12 относится к вручению груза, а не товаров. С точки зрения продавца, безразлично, кто получил груз: сам покупатель-грузополучатель или его представитель (по доверенности). Заполнению подлежит один из реквизитов – «Груз принял» (если груз передан представителю) или «Груз получил грузополучатель» (эта подпись заверяется печатью покупателя). Неиспользованный реквизит прочеркивается. А как в дальнейшем происходит передача груза от поверенного к доверителю (покупателю-грузополучателю) – продавца-грузоотправителя не касается.

Оприходование поступивших товаров покупатель оформляет путем наложения на ТОРГ-12 штампа (п. 2.1.3 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 г. № 1-794/32-5; п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. 49 приказом Минфина России от 28.12.2001 г. № 119н). Экземпляр ТОРГ-12 с оттиском такого штампа он возвратит продавцу. Одновременно этот экземпляр играет роль акта приемки-передачи услуг перевозчика, подписанного уполномоченным на это лицом (грузополучателем) на другом конце маршрута.

В заголовочной части ТОРГ-12 предусмотрен реквизит «Транспортная накладная (номер, дата)». А в ТН имеется п. 4 «Сопроводительные документы на груз». В нем указывают номер и дату составления ТОРГ-12, а также количество ее экземпляров, направляемых покупателю. В состав сопроводительных документов к ТН продавец может включить и счет-фактуру.

Как видно, ТН и ТОРГ-12 неразрывно связаны. При этом ТОРГ-12 конкретизирует объект перевозки. В совокупности эти два документа эквивалентны ТТН. Причем отдельно взятая ТН не позволяет установить, что именно перевозит компания. В п. 3 «Наименование груза» ТН указывают отгрузочное (обобщенное) наименование груза, а не «бухгалтерские» характеристики товаров. Поэтому ТН без приложения ТОРГ-12 не обеспечивает соблюдения критериев п. 1 ст. 252 НК РФ.

Последнее официальное разъяснение о транспортных документах адресовано уже неопределенному кругу лиц (п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Это письмо ФНС России от 21.03.2012 г. № ЕД-4-3/4681@. В нем сказано, что первичным документом, подтверждающим затраты на автоперевозку, является либо ТН, либо ТТН. Составлять на одну поездку две формы не требуется. Нюансов их применения чиновники по-прежнему не раскрыли. Зато мы показали, как рассуждать и действовать на практике.

Документирование транспортной экспедиции


Юридическая классификация сделки определяет подход к ее документированию. Наглядный пример тому – договор транспортной экспедиции.

С точки зрения налоговых инспекторов, экспедитор – это посредник, поскольку он действует за вознаграждение по поручению клиента в его интересах и за его счет.

Между тем транспортная экспедиция – самостоятельный вид услуг (постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.1999 г. № 5056/98; решение Арбитражного суда г. Москвы от 4.05.2008 г. по делу № А40-53580/07-104-296, поддержанное определением ВАС РФ от 7.05.2009 г. № ВАС-2785/09 по делу № А40-53580/07-104-296).

Правда, в п. 2 ст. 5 Закона № 87-ФЗ сказано, что клиент возмещает расходы экспедитора по организации перевозки. Однако прямой нормы, обязывающей стороны договора указывать размер вознаграждения экспедитора, мы не обнаружим. Условие о возмещении применяется, если экспедитор оплачивает услуги третьих лиц, не предусмотренные договором (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 6.05.2009 г. № А33-16012/2008-03АП-1277/2009 по делу № А33-16012/2008). В остальных случаях цена договора считается твердой.

Кстати, аналогичную структуру имеет цена работы по договору подряда. Она включает вознаграждение подрядчика и компенсацию его издержек (п. 2 ст. 709 ГК РФ). При этом подрядчик тоже действует по заданию заказчика (п. 1 ст. 702 ГК РФ) и вправе привлекать к исполнению своих обязанностей субподрядчиков (п. 1 ст. 706 ГК РФ). Только вот генеральный подрядчик посредником не считается.

Тем не менее Минфин России в письмах от 30.03.2005 г. № 03-04-11/69 и от 21.06.2004 г. № 03-03-11/103 указывает, что экспедитор уплачивает НДС в бюджет только с суммы своего вознаграждения. Такая позиция по сути опирается на ст. 156 НК РФ. Но сфера применения этой статьи ограничена договорами трех видов – поручения, агентскими и комиссии. На услуги транспортной экспедиции она не распространяется (постановление ФАС Московского округа от 14.04.2011 г. № КА-А40/2627-11 по делу № А40-84019/10-99-418). А постановление Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» не дает экспедитору права на перевыставление счетов-фактур по расходам, «возмещаемым» клиентом.

В налоговом учете услуги экспедитора можно рассматривать по аналогии с посредническими (пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ), но не обязательно. С равным основанием клиент может классифицировать затраты по договору как материальные расходы (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ), поскольку цель и результат транспортно-экспедиционной деятельности – доставка груза. Тогда не потребуются и документы, подтверждающие затраты экспедитора.

Вариант учетной политики клиент выбирает самостоятельно (п. 4 ст. 252 НК РФ).

Еще один важный нюанс. Экспедиторские документы (экспедиторская расписка, поручение экспедитору, складская расписка) – неотъемлемая часть договора транспортной экспедиции. Первичными учетными документами они не являются. Причем в договоре транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не предусмотренных правилами транспортно-экспедиционной деятельности (п. 6 и п. 7 Порядка оформления и форм экспедиторских документов, утв. приказом Минтранса России от 11.02.2008 г. № 23).

Елена Диркова, генеральный директор ООО «БИЗНЕС-БУХГАЛТЕР»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2017 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.


Как правильно работать с персональными данными

Налоговый календарь на ноябрь 2017 года

Перечисление зарплаты на счет другому лицу


Транспортная накладная является одним из основных документов, необходимых при перевозке грузов. Однако вопрос того, нужна ли ТТН в 2019 году по форме 1-Т остаётся открытым для многих предпринимателей и бухгалтеров. В статье рассмотрим, как правильно составлять транспортную и товарно-транспортную накладные, и когда таковые обязательны к применению.

Оглавление:

Законодательное регулирование ТН и ТТН – их отличия

Форма ТТН №1-Т для товарно-транспортных накладных была установлена Положением Госкомстата РФ №78 от 28.11.1997 в качестве первичной учетной документации. Тем не менее, в соответствии с действующим Федеральным законом №402 от 06.12.2011, с 01.01.2013 утвержденные первичные формы учетной документации не являются обязательными к применению. Таким образом, товарно-транспортная накладная перестала выступать обязательным документом для оформления грузоперевозок.

Транспортная же накладная (ТН), форма которой была утверждена в Постановлении правительства №272 от 15.04.2011 является обязательным документом, сопровождающим договор грузоперевозок. Обязательность её наличия подтверждается также ст. 785 ГК РФ в случае заключения договора о перевозке грузов. Оформление же товаров производится по форме ТОРГ-12.

Тем не менее, на сегодняшний день некоторые предприятия и бухгалтерские отделы до сих пор применяют форму 1-Т и составляют полноценные ТТН. Это действие не является незаконным. В частности, оформление ТТН может проводиться в случае, если груз доставляется транспортом получателя или если грузоперевозка осуществляется в рамках одного субъекта предпринимательской деятельности. В таком случае этот документ заменяет собой и форму ТОРГ-12, так как содержит информацию о товарной части, и транспортную накладную нового образца, так как обладает информацией о перевозке груза.

Обратите внимание

В остальных случаях оформление ТТН может проводиться исключительно параллельно наличию отдельной транспортной накладной. Обязательность наличия транспортной накладной подтверждается также и письмом Минфина 03-03-06/1/14014 от 23.04.2013, которое разъясняет вопросы ее использования.

Отличия транспортной накладной от товарно-транспортной накладной заключаются, в первую очередь, в различных установленных формах такового документа. Кроме этого, ключевым отличием ТН от ТТН является отсутствие в транспортной накладной товарной части. Товарная часть является подтверждением изъятия товара из собственности отправителя и перемещением его в собственность получателя и может выступать подтверждением бухгалтерской отчетности вместо формы ТОРГ-12.

Важный факт

В случае, если грузоперевозка осуществляется сторонним грузоперевозчиком, отсутствие транспортной накладной может служить основанием для привлечения его к ответственности и изъятия груза. В то же время, использование ТТН вместо ТН не является нарушением нормативов бухгалтерского учета.

Отсутствие накладных вместе с грузом может служить основанием для его изъятия и проведения сотрудниками ГИБДД проверки. При этом, транспортная накладная не является показателем легальности перевозимых подакцизных товаров, взрывчатых веществ, наркотических средств и иных товаров, оборот которых подлежит особому порядку контроля. Также следует отметить, что для некоторых видов изделий предусмотрено оформление специальных транспортных и товарно-транспортных накладных, установленные формы которых отличаются от общепринятых.

Как составить товарно-транспортную накладную: бланк 2019 года, образец, форма

Товарно-транспортная накладная в 2019 году составляется, как и ранее, по утверждённой форме №1-Т. При этом данная форма широко представлена в различных специальных бухгалтерских программах, а бланки доступны для загрузки и распечатывания. В большинстве случаев, в современном бухгалтерском учете ТТН заполняется в электронном виде в соответствующих программах, так как они позволяют использовать функции автоматического заполнения и ведения подсчетов. Но в некоторых случаях возникает необходимость распечатки и пустого бланка по данной форме.

Обратите внимание

ТТН в обязательном порядке должна содержать информацию о том, на основании каковой формы она составляется. Для соответствия действующему законодательству указывается соответствие вышеозначенному Положению Госкомстата №78 от 28.11.1997. В то же самое время не будет являться нарушением и внесение изменений в таковую форму, если отправка сопровождается транспортной накладной и заполнением формы ТОРГ-12 и служит функциям внутреннего учета.

Соответственно законодательству, ТТН составляется в четырёх экземплярах. Один экземпляр товарно-транспортной накладной остаётся у отправителя, три – передаются перевозчику. При этом перевозчик обязан передать один из его экземпляров получателю. На каждое транспортное средство выдается полный комплект экземпляров ТТН.

Как составить транспортную накладную: бланк 2019 года, образец, форма

Транспортная накладная составляется по утверждённой форме упрощенного вида. В отличие от ТТН, её можно относительно легко заполнять и без использования специальных бухгалтерских программ. Это связано с тем, что в транспортной накладной не присутствует товарная часть, что значительно упрощает весь процесс её заполнения.

Движение товара от поставщика к покупателю сопровождается товаросопроводительными и транспортными документами , предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов. К таковым, в частности, относятся товарная накладная по форме N ТОРГ-12 и (при автомобильных перевозках, на которых в дальнейшем делается акцент в статье) товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме N 1-Т . В отношении последней, кстати, частенько возникают вопросы, начиная от оформления данного документа и заканчивая его наличием (как таковым). Поясним. Допустим, доставка товаров осуществлена продавцом (покупатель транспортировку не оплачивал) или договором купли-продажи предусмотрен самовывоз товара (в доставке задействован собственный транспорт покупателя). Будет ли покупатель в подобных случаях обладателем ТТН? Вправе ли контролеры при отсутствии указанного документа отказать организации в вычете "входного" НДС (разумеется, если налог имел место и прочие условия получения соблюдены)?

Наличие ТТН для налогового вычета обязательно не всегда

Нормы законодательства и примеры судебных решений

Организации, осуществляющие перевозки грузов на собственных и арендуемых автомобилях (далее - транспортные организации), обязаны оформлять ТТН. Таково требование п. 2 Инструкции "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" (Инструкция Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983). А п. 6 указанного документа установлено, что ТТН является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

На необходимость выписывать ТТН при доставке товара автомобильным транспортом указано и в Методических рекомендациях по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (п. 2.1.2), и в Методических указаниях по бухгалтерскому учету МПЗ (п. 49).

В соответствии со ст. 8 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается.

Исходя из указанных документов, делаем вывод: ТТН (форма N 1-Т) обязательна к применению отправителями и получателями грузов. Иными словами, этот документ составляется грузоотправителем при доставке им груза по заказу покупателя . Он служит основанием для расчетов между сторонами договора перевозки. Кроме того, на основании ТТН, составляемой, как правило, в четырех экземплярах, производится списание и оприходование товарных ценностей.

К сведению. Первый экземпляр ТТН остается у грузоотправителя и предназначается для списания ТМЦ; второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю; второй - сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования ТМЦ у получателя груза; третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации - владельцу автотранспорта.

Если же покупатель заказчиком перевозки не является, наличие ТТН у него не обязательно. Принятие на учет ТМЦ в этом случае возможно и на основании других документов, в частности товарной накладной по форме N ТОРГ-12.

К сведению. Товарная накладная составляется в двух экземплярах, первый из которых остается у организации, сдающей ТМЦ, являясь основанием для их списания, а второй передается сторонней организации (покупателю) и является основанием для оприходования этих ценностей.

Аналогичная точка зрения, кстати, выражена в Письмах Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/1/42, от 15.06.2010 N 03-03-06/1/413 (Указанные Письма, говорят финансисты (ссылаясь на Письмо Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138), носят информационно-разъяснительный характер и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, в них изложенной): если организация-покупатель не оплачивает транспортировку товаров, то для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров может служить оформленная ТТН (форма N 1-Т) либо товарная накладная (форма N ТОРГ-12), а также в Письме от 18.08.2009 N ШС-20-3/1195, в котором главное налоговое ведомство страны указало: действующая в настоящее время форма товарно-транспортной накладной N 1-Т обязательна к применению юридическими лицами, являющимися отправителями и получателями грузов. При этом она служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и перевозчиком. Если покупатель заказчиком перевозки не является, то действующий порядок наличия товарно-транспортной накладной у получателя груза (покупателя) не предусматривает.

Казалось бы, все логично и вопросов возникать не должно. Тем не менее контролеров на местах отсутствие ТТН (в том числе по вышеперечисленным причинам) настораживает. И не факт, что при проверке они не сочтут это основанием для отказа в налоговом вычете (мол, нарушено обязательное условие - документальное подтверждение принятия товаров на учет).
Примеры из арбитражной практики имеются в изобилии. Есть как положительные (в пользу налогоплательщика), так и отрицательные (заканчивающиеся победой налоговиков) решения.
Так, ФАС ЗСО в Постановлении от 11.03.2011 по делу N А27-6755/2010 указал: материалами дела не подтверждается, что налогоплательщик выступал заказчиком перевозки, следовательно, отсутствие у него ТТН не является нарушением законодательства, влекущим признание расходов на приобретение товаров и налоговые вычеты необоснованными. Первичным учетным документом, служащим основанием для оприходования полученных обществом товаров, являлась товарная накладная формы N ТОРГ-12. Следовательно, общество правомерно включило затраты по сделкам с рассматриваемыми контрагентами в расходы по налогу на прибыль и применило вычеты по НДС.
Другой пример - Постановление ФАС МО от 21.02.2011 N КА-А40/316-11. Поскольку по условиям контракта доставку оборудования на склад покупателя производил продавец, судами не принята ссылка налогового органа на непредставление обществом ТТН по форме N 1-Т, при том что заявителем представлены товарные накладные формы N ТОРГ-12, подтверждающие поставку оборудования. На основании исследования указанных документов арбитры пришли к выводу о документальном подтверждении вычетов по НДС.
В Постановлении от 16.09.2010 по делу N А55-30158/2009 ФАС ПО указал: в связи с тем что в рассматриваемом случае покупатель не участвует в отношениях по перевозке груза, наличие или отсутствие ТТН как оправдательных документов юридического значения для него не имеет. Представление ТТН при наличии товарных накладных по форме N ТОРГ-12 не является обязательным и в силу того, что по настоящему делу не оценивается обоснованность в связи с осуществлением перевозки товаров.
Отметим также: в указанном решении арбитры сослались на Письмо N ШС-20-3/1195, в котором, как было отмечено выше, сделан вывод о том, что принятие на учет ТМЦ возможно и на основании товарной накладной по форме N ТОРГ-12.

Вывод Президиума ВАС РФ

Особо хочется остановиться еще на одном, наиболее значимом, судебном решении, в котором указанной проблеме дал оценку Президиум ВАС РФ. Мы говорим о Постановлении от 09.12.2010 N 8835/10.

А начиналось дело весьма неблагоприятно для налогоплательщика. Одна за другой налоговые инстанции становились на сторону налоговиков, подчеркивая, что ТТН является единственным документом, служащим основанием не только для списания ТМЦ грузоотправителем и оприходования их грузополучателем, но и для принятия товара на учет в целях реализации права на применение налогового вычета в соответствии со ст. ст. 171, 172 НК РФ.
Но уверенный в своей правоте налогоплательщик не сдавался - дело дошло до высшей инстанции. Президиум ВАС РФ указал на то, что при рассмотрении дела судами не учтены следующие моменты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия указанных товаров (работ, услуг) на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации; в противном случае (при подаче не предусмотренного унифицированной формой документа) учетная "первичка" должна содержать определенные п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете обязательные реквизиты.

Товарная накладная (форма N ТОРГ-12) , содержащаяся в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, применяется для оформления продажи (отпуска) ТМЦ сторонней организации. Представленные заявителем товарные накладные по форме N ТОРГ-12 содержат сведения о грузоотправителе, грузополучателе, поставщике, плательщике, наименовании товара, его количестве и цене, а также указание на должности лиц, отпустивших и принявших товар, их подписи и тем самым подтверждают факт отгрузки товара .
Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 установлены требования по заполнению и содержанию товарной накладной по форме N ТОРГ-12, при этом наличие ТТН по форме N 1-Т по учету торговых операций не предусматривается.
Кстати, ТТН является документом, определяющим взаимоотношения по выполнению перевозки грузов и служащим для учета транспортной работы и расчетов с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов. В данном случае общество осуществило операции по приобретению товаров, не выступая в качестве заказчика по договору перевозки .
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что непредставление товарно-транспортных накладных обществом свидетельствует об отсутствии правовых оснований для применения налогового вычета по операции приобретения товара, не основан на действующем законодательстве и не соответствует установленным судом обстоятельствам.

И все-таки...

Как видим, Президиум ВАС РФ встал на сторону организации, и это важно, поскольку арбитражная практика по аналогичным спорам должна пойти по благоприятному для налогоплательщиков пути. Иными словами, мнение Президиума ВАС РФ поможет избежать необоснованных выводов со стороны налоговиков и судебных органов. В рассматриваемом случае право собственности на товар переходит к покупателю в момент предоставления товара на складе продавца (поставщика), а оправдательным документом, подтверждающим данный факт (переход права собственности на приобретаемый товар), является товарная накладная по форме N ТОРГ-12. Поскольку по договору перевозки заказчика нет, требование ТТН при самовывозе невозможно. А раз так, то и вычет "входного" НДС (при соблюдении прочих условий) правомерен.

К сведению. Покупателю могут отказать в применении вычета налога по счету-фактуре, выставленному до оформления первичных документов, подтверждающих отгрузку товаров. Об этом сказано в Письме Минфина России от 17.02.2011 N 03-07-08/44.

В то же время хочется отметить, что каждый спор имеет свой "окрас" и не исключено, что отсутствие ТТН налоговый орган использует для доказывания получения организацией необоснованной налоговой выгоды из-за невозможности реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53. Иными словами, если налогоплательщик реально принимает участие в схеме с возмещением НДС, стоит ли рассчитывать на положительный исход дела? Возможно, в схеме он и "не замешан", однако подтвердить реальность хозяйственных операций с контрагентами не может (согласитесь, что тоже странно). Не исключено, что при таких обстоятельствах судьи займут сторону налоговиков. Приведем пример.
В Постановлении от 24.08.2010 по делу N А19-29237/09 ФАС ВСО поддержал налоговый орган, причем немалую роль в принятии такого решения сыграло не столько отсутствие ТТН по форме N 1-Т, сколько другие ("обрамляющие ситуацию") моменты. В частности, организация не смогла подтвердить реальность хозяйственных операций с контрагентами, причем довод общества о том, что при выборе последних оно действовало с должной осмотрительностью и осторожностью и не может нести ответственность за действия третьих лиц, судом кассационной инстанции принят не был, поскольку в доказательство сделок с контрагентами общество не представило всех необходимых документов.
В подтверждение заявленных расходов и вычетов по поставщикам общество представило договоры поставки, счета-фактуры, товарные накладные, платежные поручения. Однако эти документы были подписаны неуполномоченными лицами (одно из них при допросе показало, что отношения к деятельности организации не имеет, роспись ставило на пустых листах, а ксерокопию паспорта предоставило за вознаграждение; допрос второго лица в связи с неустановлением его местонахождения не произведен).
В счетах-фактурах и товарных накладных по перечисленным поставщикам общество указано грузополучателем, а контрагенты - грузоотправителями. Суды установили, что в отношении последних налогоплательщиком не подтверждена доставка товара (ТТН от поставщиков не представлены).
Общество пыталось доказать, что отсутствие ТТН не может свидетельствовать об отсутствии отношений общества с контрагентами. Факт поставки товаров подтверждается имеющимися в материалах дела иными доказательствами, а именно показаниями свидетеля Л., письмом ЗАО, договором об организации перевозок с ЗАО, актами оказанных услуг. Однако ссылка общества на акты оказанных услуг судом кассационной инстанции отклоняется, так как в соответствии с материалами проверки данные акты не позволяют произвести детализацию услуг по заявкам, поставщикам и товарам.
Кроме того, согласно материалам выездной налоговой проверки контрагентами общества (поставщиками товара) в проверяемый период налоговая отчетность не представлялась либо представлялась без отражения оборотов, организации по адресам регистрации не находятся.
Оценив обстоятельства в совокупности, арбитражные суды сделали вывод о том, что заявленная обществом налоговая выгода по перечисленным поставщикам является необоснованной.
Таким образом, суд поддержал налоговиков, причем Определением ВАС РФ от 23.12.2010 N ВАС-16852/10 было отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.
Впрочем, дела могут обстоять и иначе (см., например, Постановление ФАС СЗО от 09.02.2011 по делу N А21-13459/2010), если факты, указывающие на недобросовестность налогоплательщика и направленность его деятельности на получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС из бюджета, в ходе проверки не будут установлены.
Как следует из материалов дела, общество (на основании заключенного с ООО "ТПК" договора купли-продажи) осуществляло закупки товара и реализовывало его в дальнейшем на экспорт.
Доставка товара в адрес общества осуществлялась на основании заключенных им с транспортными компаниями договоров на оказание автотранспортных услуг.
Суд апелляционной инстанции установил, что заявителем представлены документы (договор купли-продажи и дополнительные соглашения к нему, спецификации, акты, товарные накладные по форме N ТОРГ-12, счета-фактуры), подтверждающие факты приобретения товара на внутреннем рынке у ООО "ТПК", принятия этого товара на учет и уплаты НДС поставщику.
В подтверждение реального движения товара от поставщика обществу представлены договоры на оказание автотранспортных услуг с транспортными компаниями, заявки, акты оказанных услуг.
Тот факт, что товар доставлялся силами и средствами третьих лиц, не свидетельствует о том, что последние являются грузоотправителями, а только подтверждает, что перевозка товара осуществлялась этими компаниями. Поэтому довод инспекции о недостоверности сведений о грузоотправителе в представленных обществом товарных накладных правомерно отклонен судом апелляционной инстанции. К тому же, поскольку общество осуществляет операции по купле-продаже товаров и не выполняет работы по их перевозке, первичными документами для него являются не товарно-транспортные, а товарные накладные.
Доводы инспекции о недобросовестности общества и направленности его деятельности на получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС из бюджета рассматривались судом апелляционной инстанции и были им отклонены как документально не подтвержденные.
При отсутствии доказательств несовершения хозяйственных операций (создания "искусственной цепочки"), в связи с которыми заявлено право на налоговый вычет, вывод о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о недостоверности (противоречивости) сведений, может быть сделан судом в результате оценки в совокупности обстоятельств, связанных с заключением и исполнением договора (в том числе с основаниями, по которым налогоплательщиком был выбран соответствующий контрагент), а также иных обстоятельств, приведенных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53.
Из материалов дела не усматривается, что в ходе проверки налоговым органом в отношении налогоплательщика были установлены эти обстоятельства.
Таким образом, ФАС СЗО определил: выводы суда апелляционной инстанции основаны на материалах дела, правовых и фактических оснований с ними не согласиться не усматривается.

Транспортная накладная (далее — ТН), согласно «Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом», утвержденных Постановлением Правительства от 15.04.2011 № 272 (далее — Правила), — это перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза (п. 20 ст. 2, ч. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта, письма Минфина РФ от 21.12.2017 № 03-03-06/1/85703, ФНС РФ от 17.05.2016 № АС-4-15/8657@).

В пункте 6 данных Правил говорится, что ТН, составленная грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза), подтверждает заключение договора перевозки груза.

Также применяется товарно-транспортная накладная (далее — ТТН) по форме № 1-Т (утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78). Как следует из пп. 1.2 и 2 Постановления № 78, требование об оформлении формы № 1-Т является обязательным для юрлиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств и являющихся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

Следовательно, при доставке товара собственным транспортом покупатель ТН не оформляет. ТТН при самовывозе оформлять тоже не нужно («Указания по применению и заполнению форм по учету работ в автомобильном транспорте»).

Соответственно, если покупатель нанимает перевозчика, то ТН оформляется. Это делает покупатель либо перевозчик от имени покупателя по доверенности. В этом случае ТТН по форме № 1-Т не может заменить транспортную накладную (письмо Минфина РФ от 23.04.2013 № 03-03-06/1/14014).

При ответе на вопрос: «Необходима ли ТН (или ТТН по форме № 1-Т) для обоснования транспортных услуг сторонних организаций?» — следует отметить следующее.

Имеются многочисленные письма Минфина РФ от 06.09.2016 № 03-03-06/1/52112, от 28.03.2016 № 03-03-06/1/17056, от 20.07.2015 № 03-03-06/1/41407, от 06.11.2014 № 03-03-06/1/55918 и ФНС РФ от 17.05.2016 № АС-4-15/8657@, согласно которым расходы на перевозку в соответствии с п. 6 Правил и Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ для подтверждения заключения договора перевозки груза необходимо оформление ТН по форме, указанной в приложении № 4 к Правилам.

ФНС РФ отмечает, что ст. 2 Закона № 259-ФЗ определено, что перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, является ТН (утверждено Постановлением № 272). Таким образом, в сфере регулирования перевозок автомобильным транспортом законодательство устанавливает специальные требования в отношении форм первичных учетных документов, необходимых для такого рода операций.

Однако имеется судебная практика, из которой следует, что расходы на транспортные услуги подтверждаются ТТН. Так, в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.04.2016 № Ф02-1543/2016 (см. также постановления АС Северо-Кавказского округа от 07.04.2016 № Ф08-1621/2016, АС Уральского округа от 25.03.2016 № Ф09-1688/16, АС Волго-Вятского округа от 31.08.2015 № Ф01-3201/2015 и др.) суд пришел к выводу о получении необоснованной налоговой выгоды, в том числе по причине отсутствия товарно-транспортных накладных, свидетельствующих о перевозке груза контрагентом налогоплательщику.

В Постановлении АС Северо-Кавказского округа от 07.04.2016 № Ф08-1621/2016 суд пришел к выводу о невозможности осуществления контрагентами перевозки спорного товара в том числе и по причине непредставления налогоплательщиком ТТН (см. также постановления АС Северо-Западного округа от 24.07.2015 № Ф07-4560/2015, АС Уральского округа от 17.06.2015 № Ф09-3157/15).

А в Постановлении ФАС Уральского округа от 13.03.2013 № Ф09-1048/13 суд отказал налогоплательщику в учете расходов на транспортные услуги при отсутствии ТТН.

Если доставка осуществляется покупателем собственным транспортом (на условиях самовывоза), то в этой ситуации также необходимо отметить две позиции:

1. При самовывозе ТН (ТТН) необязательна (письма Минфина РФ от 22.12.2011 № 03-03-10/123, от 02.09.2011 № 03-03-06/1/540, от 17.08.2011 № 03-03-06/1/500 и др.)

Вывод подтверждается судебной практикой (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 14.06.2013, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2012 № А78-190/2012) — отсутствие ТТН не свидетельствует о невозможности учесть расходы на приобретение товаров. Налогоплательщик не был заказчиком по договору перевозки, а получил товар непосредственно на складе поставщика.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 23.04.2012 № Ф09-2412/12 ИФНС утверждала, что общество не доказало реальности поставки товаров, так как не представило ТТН. Суд признал данный довод необоснованным и указал, что у налогоплательщика отсутствует обязанность по представлению ТТН, поскольку имеется накладная № ТОРГ-12. Кроме того, налогоплательщик представил путевые листы, подтверждающие доставку товара собственным транспортом.

2. Если доставка товара осуществляется самовывозом, то ТН (ТТН) обязательна.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28.09.2011 № А13-8941/2010 судом указано, что по условиям договора поставка товаров осуществлялась на условиях франко-склада поставщика, что означает доставку товаров силами самого покупателя. Суд сделал вывод, что в данном случае оформление ТТН обязательно.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.07.2010 по делу № А33-18030/2009 судом указано, что ТТН является единственным документом, служащим для списания ТМЦ у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей. Суд отклонил доводы общества о том, что, поскольку оно доставляло товар от продавца самовывозом, ТТН не составлялись.

ТТН (ТН) покупателю не нужна, если условиями договора поставки предусмотрено, что продавец доставляет товар своим транспортом (а доставка не выделена отдельно в документах). В этом случае наличие товарной накладной по форме № ТОРГ-12 либо УПД является достаточным условием для отражения прихода товара в учете. Позиция ФНС РФ такая же – ТТН не нужна, если покупатель перевозку не заказывал. Оприходовать товар можно по накладной ТОРГ-12 или УПД (письмо ФНС РФ от 18.08.09 № ШС-20-3/1195, письмо УФНС РФ по г. Москве от 01.11.2011 № 16-15/105706).

Таким образом, можно сделать вывод о неоднозначности позиций по рассматриваемому вопросу.

Доставка товарно-материальных ценностей перевозчиком от отправителя груза к получателю груза подлежит документальному оформлению различными документами, в качестве которых применяются транспортные накладные, которые могут быть разных видов. В связи с этим необходимо рассмотреть имеющуюся информацию и выяснить ответ на вопрос, между ТТН и ТН в чем разница.

Нормативное регулирование составления транспортных накладных

Нормативное регулирование составления транспортных накладных регулируется следующими документами:

  • товарно-транспортная накладная (ТТН) составляется на основании Правил , утв. Минавтотрансом 30.07.1971;
  • транспортная накладная (ТН) составляется на основании Постановления Правительства от 15.04.2011 № 272 .

Различия в количестве экземпляров транспортных накладных

В таблице 1 представлено количество необходимых экземпляров транспортных накладных.

Таблица 1. Количество необходимых экземпляров транспортных накладных

Различия в содержании разделов транспортных накладных

Товарно-транспортная накладная (ТТН) по своему составу делится на два раздела (товарный и транспортный), в то время как транспортная накладная состоит только из транспортного раздела.

Товарный раздел ТТН определяет взаимоотношения между отправителем груза и его получателем. На основании товарного раздела ТТН товарно-материальные ценности приходуются и списываются. Транспортный раздел ТТН определяет отношения между отправителем груза и его перевозчиками. На основании данных транспортного раздела ТТН происходят расчеты сумм за услуги и перевозки груза.

В составе транспортной накладной (ТН) присутствует только один раздел - транспортный. Это и является одним из отличий между ТТН и ТН.

Различия по содержанию информации в ТН и ТТН

  • в ТТН (транспортный раздел) содержится информация о коде продукции и номенклатурном номере, количестве, цене за единицу и общей сумме стоимости, а в ТН данная информация отсутствует;
  • в ТН информация о наименовании груза (пункт 3) представлена данными о виде используемой тары для транспортировки груза и способе упаковке, а также имеются сведения о маркировке груза, масса брутто (нетто) грузовых мест, сведения об объеме грузовых мест и их размерах. В ТТН эти данные отсутствуют;
  • в ТН отсутствуют подписи должностных лиц, разрешающих отпуск груза, лица, отпустившего груз, и бухгалтера (главного или старшего), в ТТН они есть (раздел 1);
  • в ТН в отличие от ТТН отсутствует информация о плательщике с указанием его наименования, адреса и банковских реквизитов, в ТТН эти сведения присутствуют;
  • В ТТН присутствует информация о номерах телефонов юридических лиц (отправителей, получателей и перевозчиков груза), в ТН эти данные отсутствуют, но указываются телефонные номера лиц, ответственных за перевозку (у отправителя груза — в пункте 1, у получателя груза - в пункте 2, у перевозчика груза - в пункте 10);
  • в ТН присутствуют информация об условиях перевозки (пункт 8), указания отправителя груза о необходимых параметрах автомобиля (пункт 5), информация о фактическом состоянии груза, состоянии пломб, тары и упаковки (пункты 6 и 7), оговорки и замечания перевозчика (пункт 12), в ТТН эти сведения отсутствуют;
  • в ТТН указывается общая сумма, которую покупатель должен заплатить продавцу, т. е. в данном документе содержатся сведения, необходимые для оприходования и списания ценностей;
  • в ТН нет сведений о цене перевозимого груза, и поэтому этот документ не может быть достаточным обоснованием для признания расходов. В пункте 5 ТН предусмотрено указание на объявленную стоимость перевозимого груза, которая указывается, если отправитель заявляет о ценности груза. Эти данные приводятся в ТН для того, чтобы иметь возможность рассчитать сумму возмещения ущерба в случае недостачи или порчи по вине перевозчика груза.

Можно сделать обобщающий вывод, что в ТН присутствует больше сведений, позволяющих лучше организовать и контролировать процесс перевозки груза.

Выбор редакции
Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...

Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...