Гражданская оборона и защита от чс. Классификация предприятия по го Категории по гочс


классификация территорий городов, иных населённых пунктов в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на их территориях объектов, представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью возникновения чрезвычайных ситуаций. Осуществляется с целью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объёме, необходимом и достаточном для защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от поражающих факторов возможных чрезвычайных ситуаций.
Для территорий городов и иных населённых пунктов устанавливаются: особая, первая, вторая и третья группы по гражданской обороне. К особой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга. К первой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов, если: численность населения превышает 1 000 тыс. чел.; численность населения составляет от 500 тыс. чел. до 1000 тыс. чел. и на ней расположены не менее трёх организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне; более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления. Ко второй группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов, если: численность населения составляет от 500 тыс. чел. до 1000 тыс. чел.; численность населения составляет от 250 тыс. чел. до 500 тыс. чел. и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне либо более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне; более 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления. К третьей группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов, если: численность населения составляет от 250 тыс. чел. до 500 тыс. чел.; численность населения составляет от 50 тыс. чел. до 250 тыс. чел. и на ней расположены одна организация особой важности по гражданской обороне либо более двух организаций первой (второй) категории по гражданской обороне; менее 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления. К третьей группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований.

Все мероприятия ГО планируются и проводятся дифференцированно. Объемы, сроки, виды и места их проведения учитывают исходя из ожидаемого воздействия противника по городам и объектам тыла страны. В этих целях города и объекты экономики в зависимости от оборонной и экономической значимости, численности населения отнесены к группам и категориям по гражданской обороне. Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 1998 г. № 1149.

Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая, первая, вторая и третья группа по гражданской обороне.

К особой группе относятся территории городов федерального значения -Москвы и Санкт-Петербурга.

К первой группе территорий относится территория города, если:

численность населения превышает 1000 тыс. человек;

численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по ГО или более 50 организаций первой (второй) категории по ГО;

более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

Ко второй группе территорий по ГО относится территория города, если:

численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек;

численность населения составляет от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по ГО либо более 20 организаций первой (второй) категории по ГО;

более 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по ГО относится территория города, если:

численность населения составляет от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек;

численность населения составляет от 50 тыс. человек до 250 тыс. человек и на ней расположены одна организация особой важности по ГО либо более двух организаций первой (второй) категории по ГО;

менее 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по ГО относятся также территории закрытых административно-территориальных образований.

Перечень территорий, отнесенных к группам по ГО, уточняется Правительством Российской Федерации по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет по представлению МЧС и Министерства экономики Российской Федерации

Занятие 5. Основные положения по переводу гражданской обороны с

мирного на военное положение 5.1. Условия перевода гражданской обороны с мирного на военное

положение

Основным предназначением гражданской обороны, как системы общегосударственных оборонных мер, является защита населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Таким образом, гражданская оборона ориентирована в основном для действий в военное время. В мирное время она лишь в определенных условиях обстановки, связанных с масштабными чрезвычайными ситуациями, привлекается к ликвидации их последствий, тем самым, усиливая возможности сил РСЧС.

Такое предназначение гражданской обороны обусловлено ее исключительным значением для обеспечения выживания государства в военное время.

В Российской Федерации в мирное время создана и функционирует система гражданской обороны, включая ее органы управления на всех уровнях и группировки сил и средств, планово проводятся подготовительные мероприятия. Вместе с тем, очевидно, что держать в мирное время всю систему ГО в развернутом состоянии, а тем более ее содержать нецелесообразно, да и экономически не выгодно. В мирное время гражданская оборона содержится и проводится в минимально потребных объемах.

Перевод гражданской обороны с мирного на военное положение осуществляется, как правило, заблаговременно, в угрожаемый период, а также при возникновении вооруженных конфликтов, начале военных действий и войны в целом.

Учитывая, что в современных условиях практически исключена возможность внезапного начала военных действий, можно ориентировочно знать время, отводимое для перевода гражданской обороны с мирного на военное положение. В основе данного расчета лежит продолжительность угрожаемого периода.

Угрожаемый период - отрезок времени, который обычно предшествует началу войны и характеризуется резким обострением международной обстановки и нарастанием угрозы вооруженной агрессии потенциального противника.

Угрожаемый период всеми государствами используется для повышения боевой готовности вооруженных сил, их стратегического развертывания и перевода экономики на военное положение.

Угрожаемый период имеет особое значение для системы гражданской обороны. В условиях, когда государство не сможет осуществить полноценную подготовку гражданской обороны в мирное время, эффективность защиты населения и территории будет в определенной мере зависеть от того, насколько успешно будут проведены мероприятия в угрожаемый период. При этом определяющим является вопрос о продолжительности угрожаемого периода. По опыту локальных войн и военных конфликтов в современных условиях он может составлять 20-30 суток и более.

Характерной особенностью этого периода является то, что в ходе его с максимальной интенсивностью будут осуществляться мероприятия, связанные с непосредственной защитой населения, материальных и культурных ценностей.

Например, может проводиться частичная эвакуация населения из зон возможных боевых действий, вывоз материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

В полном объеме в угрожаемый период проводятся мероприятия по развертыванию группировки сил и средств ГО. Войска гражданской обороны, входящие в систему МЧС России, имеют определенное мобилизационное задание. В соответствии с ним в военное время увеличивается численность войск гражданской обороны и количество входящих в них воинских формирований. Существующим и развертываемым соединениям и воинским частям войск ГО будут установлены свои конкретные основные и запасные объекты ведения работ -города и организации, отнесенные к группам и категориям по гражданской обороне.

Помимо войск ГО на выполнение задач военного времени будут переведены все многочисленные территориальные и ведомственные формирования гражданской обороны. Вообще, в условиях войны вся страна будет состоять как бы из двух систем. Одна - это Вооруженные Силы РФ и другая - это гражданская оборона, то есть практически все дееспособное население, находящееся в тылу, будет зачислено в те или иные формирования гражданской обороны.

В интересах решения задач гражданской обороны будут задействованы колоссальные материально-технические ресурсы.

Следует отметить, что в значительной мере эффективность гражданской обороны будет зависеть от объема мероприятий, проводимых заблаговременно, в мирное время. Однако это требует расхода значительных финансовых и материальных средств, что не могут позволить себе даже развитые в

экономическом отношении государства.

Вместе с тем, из всего перечня мер, реализуемых в мирное время, безусловному выполнению в полном объеме подлежат базовые мероприятия, такие как планирование действий, обучение населения способам защиты, создание пунктов управления, систем связи и оповещения, накопление запасов финансовых и материально-технических средств, другие. Это вызвано тем, что в угрожаемый период вряд ли удастся их осуществить в короткое время и в полном объеме.

В зависимости от условий обстановки ведение гражданской обороны на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории России или в отдельных ее местностях.

Военное положение - особый правовой режим в стране или в отдельной ее части, устанавливаемый в исключительных обстоятельствах, как правило, при угрозе агрессии. Он выражается в расширении полномочий военных властей, возложение на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных ограничений.

от 00.00.0000

ПОРЯДОК

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" и определяет основные принципы и правила отнесения организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также входящих в их состав отдельных объектов (далее именуются - организации) к категориям по гражданской обороне*.

2. Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне осуществляется в целях сохранения этих организаций и защиты их персонала от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, путем заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне.

имеющие мобилизационное задание (заказ);

И (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

И (или) являющиеся уникальными культурными ценностями.

4. Устанавливаются следующие категории по гражданской обороне:

особой важности, первой категории, второй категории.

Степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

Месторасположение организации;

Значимость организации как объекта культуры.

* Действие настоящего Порядка не распространяется на воинские части, учреждения, предприятия и иные организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

Основными показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне являются:

численность работающих (общая, наибольшей работающей смены) в военное время;

объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время.

Дополнительные показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне устанавливает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием Министерства экономики Российской Федерации и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В случаях расположения административно-хозяйственных органов организаций и их производственных объектов или объектов социально-культурного назначения в разных административно-территориальных единицах категория по гражданской обороне устанавливается только для соответствующего объекта.

Организации, не отнесенные настоящим пунктом ни к одной из указанных категорий, считаются некатегорированными.

5. Организации, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, объединений организаций (далее именуются - объединения) или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или объединение.

Организации, деятельность которых связана с деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Организации, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий орган местного самоуправления.

Предложения организаций об установлении категории должны быть согласованы с соответствующими мобилизационными органами и органами, осуществляющими управление гражданской обороной в субъектах Российской Федерации.

6. Органы местного самоуправления вносят в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по отнесению организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, к категориям по гражданской обороне.

7. Федеральные органы исполнительной власти и объединения:

утверждают по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов и объединений или которые находятся в сфере их ведения;

направляют соответствующие выписки из утвержденных ими перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне.

8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

утверждают по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность которых связана с деятельностью этих органов или которые находятся в сфере их ведения, а также перечень организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения;

направляют соответствующие выписки из утвержденных, ими, а также федеральными органами исполнительной власти и объединениями перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, органам местного самоуправления.

9. Федеральные органы исполнительной власти и объединения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в Правительство Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по дедам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийные бедствий и Министерство экономики Российской Федерации.

10. Сведения о присвоении организациям категорий по гражданской обороне сообщаются соответствующим организациям органами исполнительной власти и объединениями, утвердившими эти категории.

11. Уточнение перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет, в том же порядке, что и отнесение организаций к категориям по гражданской обороне.



ПОКАЗАТЕЛИ

Примечания: 1.Дпя организаций отраслей экономики «Промышленность» категория по гражданской обороне особой важности, первая категория) присваивается организациям в соответствии со значениями показателей при наличии в их составе объектов:

дляорганизаций особой важности - I степени по химической опасности (согласно классификации поДНГО-3,1990г.)и(или) имеющих более 25% зданий категорий А (по нормам пожарной безопасности НПБ 105-95); __

для организаций первой категории - I и II степени по химической опасности и (или) имеющих более 25% зданий категорий А и Б.

2. Первая категория по гражданской обороне присваивается также организациям, не имеющим мобилизационное задание (заказ) или имеющим показатели ниже установленных для первой категории, но имеющим в своем составе объекты первой степени по химической опасности и (или) имеющие более 25%зданий категорий А и являющимися при этом вероятными целями для средств поражения противника (в том числе от вторичных поражающих факторов).

Вторая категория по гражданской обороне присваивается также организациям, не имеющим мобилизационное задание (заказ) или имеющим показатели ниже установленных для второй категории, но имеющим в своем составе объекты II и III степени по химической опасности и (или) имеющие более 25%зданий категорий А и Б и являющимися при этом вероятными целями для средств поражения противника (в том числе от вторичных поражающих факторов).

Потенциальные объекты воздействия средств поражения противника определяются на основе анализа сценариев военных действий на оперативно-стратегических направлениях. Анализ проводится органами, осуществляющими управление гражданской обороной, мобилизационными подразделениями (органами) по согласованию с соответствующими органами военного командования.

4. Если показатели по численности работающих и объему выпускаемой продукции организации относят к разным категориям, то категория по гражданской обороне устанавливается по объему выпускаемой продукции.

5. Организации, по видам своей производственной или иной деятельности не вошедшие в настоящие Показатели, могут относиться к категориям по гражданской обороне в индивидуальном порядке по согласованию с МЧС России и Минэкономики России.


Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны в Российской Федерации разрабатываются и проводятся с учетом категории промышленных объектов по гражданской обороне. Категорирование промышленных объектов по гражданской обороне осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
№ 1115 от 19.09.1998 г. «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне», «Перечнем показателей для отнесения организаций и объектов к категориям по гражданской обороне для топливно-энергетического комплекса», утвержденным приказом МЧС России № 536 ДСП от 11.09.2012 г. проектируемый объект является некатегорированным по ГО. Территория, на которой располагается проектируемый объект, не отнесена к группе по ГО.

Сведения об удалении проектируемого объекта от городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и объектов особой важности по гражданской обороне

Проектируемые объекты находятся за пределами границ проектной застройки категорированных городов, вблизи проектируемых объектов категорированные по ГО объекты и города не расположены.

Сведения о границах зон возможных опасностей, в которых может оказаться проектируемый объект при ведении военных действий или вследствие этих действий, в т. ч. зон возможных разрушений, возможного химического заражения, катастрофического затопления, радиоактивного загрязнения (заражения), зон возможного образования завалов, а также сведения о расположении проектируемого объекта относительно зон светомаскировки

Согласно СП 165.1325800.2014 проектируемые объекты не попадают в зоны возможных разрушений категорированного города, а также в зоны возможного радиоактивного заражения.

Согласно СП 165.1325800.2014, ГОСТ Р 55201-2012 проектируемые объекты расположены вне зоны световой маскировки.

Учитывая гидрографические характеристики района, отсутствие водохранилищ, оборудованных сдерживающими напор воды гидросооружениями, при разрушении которых возможен прорыв воды, а также учитывая топографические условия местности, проектируемые объекты не попадают в зону возможного катастрофического затопления.

Сведения о продолжении функционирования проектируемого объекта в военное время или прекращении, или перенос деятельности объекта в другое место, а также перепрофилировании проектируемого производства на выпуск иной продукции

Проектируемые объекты прекращают работу в военное время.

ПСП является стационарным объектом. Характер производства не предполагает возможность его перебазирования в военное время. Демонтаж оборудования и трубопроводов в особый период в короткие сроки технически не осуществим и экономически нецелесообразен.

Сведения о численности наибольшей работающей смены проектируемого объекта в военное время, а также численности дежурного и линейного персонала проектируемого объекта, обеспечивающего жизнедеятельность категорированных городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и объектов особой важности в военное время

Численность НРС определяется исходя из требований мобилизационного задания объекту в военное время. Объект мобилизационного задания не имеет, прекращает работу в военное время, численность НРС не определена.

Проектируемые объекты не предназначены для обеспечения жизнедеятельности категорированных городов и объектов особой важности, которые продолжают работу в военное время (к их числу относятся, к примеру, городские и объектовые энергетические службы, водопроводные службы и т.п.). Обоснование численности дежурного и линейного персонала не требуется.

Сведения о соответствии степени огнестойкости проектируемых зданий (сооружений) требованиям, предъявляемым к зданиям (сооружениям) объектов, отнесенных к категориям по гражданской обороне

Степень огнестойкости производственных, складских, административных зданий и других сооружений для некатегорированных объектов не регламентируется.

Решения по управлению гражданской обороной проектируемого объекта, системам оповещения персонала об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действии

Система оповещения является главной системой передачи команд и руководящих указаний для персонала как при строительстве объекта, так и в нормальных эксплуатационных условиях, а также в случае возникновения чрезвычайных ситуаций или подачи сигнала ГО.

Основным способом оповещения населения является передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания. Распоряжения на задействование систем оповещения отдаются:

  • федеральной системы оповещения – МЧС России;
  • межрегиональной системы оповещения – соответствующим региональным центром МЧС России;
  • региональной системы оповещения – органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;
  • муниципальной системы оповещения – соответствующим органом местного самоуправления;
  • локальной системы оповещения – руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект.

Услышав предупредительный сигнал ГО «Внимание всем!» дежурный предприятия (структурного подразделения) обязан включить телевизор или радиоприемник на местную волну для прослушивания содержания экстренного сообщения. Прослушав экстренное сообщение, немедленно доложить о нем руководству. В дальнейшем предписывается действовать согласно полученным указаниям.

Система оповещения ОАО «Фирма» организуется по объектовому принципу и включает несколько узлов оповещения. Сигнал оповещения ГО, поступивший от вышестоящего органа, по линиям связи и оповещения доводится до всех объектов, входящих в систему и являющихся узлами оповещения.

Получение сигналов гражданской обороны и передача их обслуживающему персоналу возлагается на операторов ПСП ОАО «Фирма».

Для оповещения персонала на площадке ПСП предусматривается использовать громкоговорящую и радиотелефонную связь.

Система оповещения отвечает требованиям «Положения о системах оповещения населения», утвержденного Приказом МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ 25.07.2006г. N 422/90/376.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Охрана труда» .

«Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС) нужна, чтобы:

  • сохранить жизнь работников и населения в случае войны, аварий, катастроф;
  • проводить неотложные действия в очаге катастрофы;
  • обеспечить работу объекта в чрезвычайной ситуации;
  • не допустить увеличения масштабов катастрофы.

Все организации, как коммерческие, так и государственные, обязаны:

  • планировать и организовывать мероприятия по ГО;
  • готовить организацию к работе в военное время;
  • обучать работников по ГО;
  • создавать и содержать в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Чтобы организовать работу по гражданской обороне:

  • назначьте уполномоченного в области ГО или создайте структурное подразделение по ГО;
  • составьте программы и проведите курсовое обучение работников в области ГО, для этого создайте и поддерживайте в рабочем состоянии учебно-материальную базу;
  • разработайте программу вводного инструктажа по ГО;
  • проводите вводный инструктаж по ГО с принятыми работниками в первый месяц работы с записью в журнале;
  • проводите учения и тренировки по ГО.

Это следует из подпункта «г» пункта 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841.

Мероприятия по ГО организация проводит за свой счет (п. 4 ст. 18 Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ).

Региональные власти по согласованию с МЧС присваивают категории по гражданской обороне организациям:

  • с мобилизационным заданием, или
  • высоким риском ЧС, или
  • уникальным культурным статусом.

Этим организациям присваивают:

  • категорию особой важности;
  • первую категорию;
  • вторую категорию.

Если организации присвоят категорию по ГО, то ей сообщит об этом соответствующий орган.

Остальные организации считают некатегорированными.

  • нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (см. Типовой порядок, утвержденный приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. № 701);
  • нештатные аварийно-спасательные формирования - организации с ОПО I, II и III классов, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (см. Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденный приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999);
  • локальные системы оповещения - организации с ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (см. постановление Правительства РФ от 1 марта 1993 г. № 178 и Методические рекомендации МЧС России от 24 декабря 2002 г. № б/н).

Организации с категорией по ГО, чтобы оснастить нештатные формирования, создают запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (постановление Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. № 379).

Ответственные за гражданскую оборону в организации

Назначьте уполномоченного работника по ГО с необходимой подготовкой или создайте структурное подразделение по ГО.

Количество уполномоченных по ГО зависит от вида организации и численности работников.

  • до 1000 человек - один освобожденный работник;
  • от 1000 до 5000 человек - не менее двух освобожденных работников;
  • от 5000 и более человек - не менее четырех освобожденных работников.
  • до 200 человек - один из работников организации по совместительству;
  • свыше 200 человек - один освобожденный работник.

Об этом сказано в пункте 6 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440.

Работники по гражданской обороне:

  • планируют и проводят мероприятия по ГО;
  • создают и поддерживают в готовности локальные системы оповещения;
  • обучают работников организаций по ГО и ЧС;
  • создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны;
  • проводят мероприятия по поддержанию функционирования организаций в военное время;
  • создают и поддерживают в готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

Это следует из Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782.

Это следует из пункта 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841.

Квалификационные требования к работникам по ГО см.:

Например, инженером по ГО и ЧС назначают работника с высшим техническим образованием и подготовкой по специальной программе по ГО и ЧС.

Дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение по ГО проходят:

  • в лицензированных образовательных организациях, например в учебно-методических центрах;
  • на курсах гражданской обороны.

Вводный инструктаж по гражданской обороне

Проведите инструктаж в первый месяц после приема нового сотрудника. Для этого разработайте программу вводного инструктажа на основе примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14.

Утвердите инструкцию по гражданской обороне и действиям персонала при угрозе ЧС.

Вводный инструктаж проводит работник, ответственный за ГО. Он знакомит нового работника с инструкцией и дает общие знания по ГО. Работник подписывает инструкцию и получает один экземпляр инструкции на руки и хранит на рабочем месте.

После инструктажа устно проверьте знания работника.

В журнале вводного инструктажа по гражданской обороне сделайте запись о дате его проведения с подписями инструктируемого и инструктирующего.

Курсовое обучение сотрудников по гражданской обороне

Для работников организуют занятия по месту работы по рекомендуемым программам и закрепляют знания и навыки на учениях и тренировках.

Проведите курсовое обучение работников для подготовки к действиям при угрозе военного конфликта или ЧС, которые характерны для района работы и проживания работников. Курсовое обучение проводите ежегодно внутри организации в объеме не менее 16 часов.

Разработайте программу обучения на основе примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14.

Программы обучения в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования согласуют с МЧС России.

Работников информируют:

  • о поражающих факторах источников ЧС, которые характерны для территории проживания и работы, а также оружия массового поражения и других видов оружия;
  • порядке действий при сигнале «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»;
  • правилах использования средств индивидуальной и коллективной защиты при ЧС, средств пожаротушения;
  • порядке действия при угрозе и возникновении ЧС, войны, террористических актов;
  • правилах оказания первой помощи.

Для курсового обучения создают учебные группы в количестве не более 25 человек с учетом особенностей должностей и профессий работников.

Занятия проводите в рабочее время ежемесячно в течение года, кроме времени массовых отпусков.

Обучение состоит из теории и практики. На теоретических занятиях сотрудникам проводят лекции по теме с использованием наглядных пособий, обучающих программ, видеофильмов и плакатов.

Практические занятия состоят из тренировок и комплексных занятий. Тренировку проводите, чтобы работники получили навыки использования индивидуальных и коллективных средств защиты, средств пожаротушения и оказания первой помощи.

Комплексное занятие проводите, чтобы работники последовательно отработали действия в конкретной обстановке.

Ответственный за обучение отмечает сотрудников на занятиях в журнале учета. Журналы ведут на каждую учебную группу и хранят в организации в течение года после завершения обучения.

Такой порядок установлен в разделе II примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14.

Когда проводят учения по гражданской обороне

Организации проводят:

  • комплексные учения;
  • командно-штабные учения;
  • специальные учения;
  • объектовые тренировки по ГО.
Командно-штабные учения Специальные учения Комплексные учения и тренировки
Продолжительность

До 3 суток - в госорганах ;

до 1 суток - в организациях

До 8 часов До 2 суток (тренировки до 8 часов)
Периодичность 1 раз в 2 года - в госорганах 1 раз в 3 года - с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований 1 раз в 3 года - в муниципалитетах, организациях с ОПО, ЛПУ, в которых больше 600 коек
1 раз в 3 года - в муниципалитете 1 раз в год - с участием формирований постоянной готовности 1 раз в 3 года - тренировки в организациях
1 раз в год - в организациях 1 раз в год - тренировки в образовательных учреждениях

Таблица составлена на основании приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

Обучение руководителей, должностных лиц и работников организаций по решению задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводят при объектовых тренировках (ОТ) продолжительностью до 8 часов (п. 15 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).

Комплексные учения (КУ) продолжительностью до 2 суток проводят 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях - 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов (п. 3 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).

Практическое обучение работников организаций действиям по предупреждению пожаров, обязанностям и мерам безопасности при возникновении пожара на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводится на специальных учениях или тренировках по противопожарной защите (далее - СУТ).

СУТ по противопожарной защите на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 8 часов (п. 19 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).

Цели СУТ:

  • проверка реальности планов противопожарной защиты и оценка состояния противопожарной защиты;
  • проверка готовности к действиям при угрозе и возникновении пожара;
  • обучение работников организаций (учащихся учебных заведений) правилам и способам действий, мерам безопасности и правилам поведения при возникновении пожара;
  • повышение пожарной безопасности, готовности руководителей организаций (объектов), работников организаций (учащихся учебных заведений) к действиям при угрозе и возникновении пожара.

В зависимости от численности работников организаций (учащихся учебных заведений) СУТ проводятся одновременно со всеми работниками организации (учащимися учебных заведений) или отдельными группами. Продолжительность каждого учения от 2 до 3 часов (п. 21 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).

При выявлении в ходе СУТ существенных недостатков решением соответствующих руководителей в организации могут быть проведены повторные тренировки по тематике выявленных недостатков.

Виды и темы учений и тренировок определяются с учетом характера и масштабов возможных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (п. 24 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).

При подготовке и планировании учений и тренировок разработайте:

  1. приказ о подготовке и проведении командно-штабного учения (тренировки);
  2. схему организации руководства учением (тренировкой);
  3. календарный план подготовки командно-штабного учения (тренировки);
  4. замысел командно-штабного учения (тренировки) с пояснительной запиской;
  5. задание на командно-штабное учение (тренировку);
  6. план проведения командно-штабного учения (тренировки);
  7. инструкцию по мерам безопасности при проведении комплексного учения (тренировки).

Это следует из Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547.

Расписание и результаты курсового обучения в области ГО и ЧС фиксируйте в журнале.

Контроль за учениями и тренировками осуществляют должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в пределах их полномочий по управлению гражданской обороной, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Ответственность за невыполнение правил ГО

Проверки по гражданской обороне проводит МЧС России.

За невыполнение правил в области гражданской обороны МЧС оштрафует должностных лиц от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Это следует из части 2 статьи 20.7 КоАП РФ.»

Выбор редакции
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...