Источники законодательного регулирования адвокатуры. Нормативно-правовое регулирование организации деятельности адвокатуры в россии на современном этапе


§ 3. Характеристика основных источников правового регулирования адвокатуры и адвокатской деятельности в Российской Федерации.
Основные положения о роли адвокатов.
Основные положения о роли адвокатов были приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений , проходившим в августе 1990 г. в Нью-Йорке. В Преамбуле этого важнейшего для регулирования вопросов адвокатуры документа перечисляются основные международно-правовые акты, положения, которых в той или иной мере охватывают вопросы защиты гражданами своих прав, свобод и законных интересов, в том числе посредством своевременного получения профессиональной квалифицированной юридической помощи. В их числе: Устав Организации Объединенных Наций, Всеобщая декларация о правах человека, Международной пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Свод принципов для защиты всех лиц, задержанных или находящихся в условиях Тюремного заключения, Стандартные минимальные правила содержания заключенных, Гарантии, обеспечивающие защиту лиц, которым угрожает смертная казнь, Декларация об основных принципах юстиции для жертв преступления и превышения власти.

Кроме того, в Преамбуле подчеркивается, что права и основные свободы человека обеспечиваются в экономической, социальной, культурной, гражданской и политической жизни. Для этого необходимо, чтобы все люди имели эффективную возможность пользоваться юридической помощью, осуществляемой представителями независимой юридической профессии.

Профессиональные ассоциации адвокатов играют существенную роль в поддержании профессиональных стандартов и этических норм, защищают своих членов от преследований и необоснованных ограничений и посягательств, обеспечивают юридическую помощь для всех, кто нуждается в ней, и кооперируются правительством и другими институтами для достижения целей правосудия и общественного интереса.

Основные положения предусматривают, что любой человек вправе обратиться за помощью к адвокату по своему выбору для подтверждения своих прав и защиты на всех стадиях уголовной процедуры. Правительства должны гарантировать равный доступ к адвокатам всех лиц, подпадающих под его юрисдикцию, независимо от расы, цвета кожи, этнического происхождения, иола, языка, религии, политических и иных взглядов, национального и социального происхождения, экономического и иного статуса. Правительства должны обеспечить необходимое финансирование для оказания юридической помощи бедным, несостоятельным людям, а профессиональные ассоциации адвокатов - создавать условия для предоставления такой помощи.

Основные положения предусматривают гарантии для подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, возлагая на правительство обязанность, обеспечить каждому из них информированность о его праве получить помощь адвоката, по его выбору при аресте, задержании, помещении в тюрьму или обвинении в уголовном преступлении. Любому указанному лицу, которое не имеет защитника, должна быть предоставлена помощь адвоката соответствующей квалификации без оплаты со стороны данного лица, если у него пет необходимых на то средств. Причем допуск к адвокату должен состояться не позднее чем через 48 часов с момента задержания или ареста. При этом задержанный, арестованный или помещенный в тюрьму должен быть обеспечен необходимыми условиями, временем и средствами для встречи или связи по средствам связи с адвокатом без препятствий и цензуры. Консультации с защитником могут быть в иоле зрения, но за пределами слышимости уполномоченных должностных лиц.

В документе уделяется внимание и 11равилам получения статуса адвоката, его квалификации и подготовке.

Устанавливается обязанность правительств, профессиональных ассоциаций адвокатов и учебных институтов обеспечить отсутствие дискриминации при допуске лиц к адвокатской практике или к продолжению практики. В странах, где существуют группы, общины или регионы, чьи потребности в юридической помощи не удовлетворены, особенно если такие группы имеют отличия в культуре, традициях, языке или были жертвами дискриминации в прошлом, правительства, профессиональные ассоциации адвокатов и учебные институты должны принять специальные меры по созданию благоприятных условий для лиц и групп, желающих заниматься юридической практикой , и обеспечить им подготовку, достаточную для удовлетворения нужд этих групп.

В Основных положениях вникание уделяется не только правам, но и обязанностям адвокатов.

Они должны постоянно поддерживать честь своей профессии, соблюдать этические нормы отправления правосудия.

По отношению к доверителю адвокаты обязаны:


  • консультировать его по вопросам прав и обязанностей, разъяснять принципы работы правовой системы;

  • оказывать помощь любым законным способом и совершать правовые действия для защиты его интересов;

  • оказывать помощь в судах; трибуналах и административных органах.
Адвокаты при осуществлении правосудия должны добиваться соблюдения прав человека и основных свобод, признаваемых национальным и международным нравом, всегда действовать свободно и настойчиво в соответствии с законом и признанными профессиональными и этическими нормами. Адвокат всегда должен быть лояльным к интересам своего доверителя.

В Основных положениях указано, что правительства должны обеспечить адвокатам:


  • возможность исполнить все их профессиональные обязанности без запугивания, препятствий, беспокойства и неуместного вмешательства;

  • возможность свободно консультировать доверителя в своей стране и за границей;

  • недопустимость наказания или угрозы такового и обвинения, административных, экономических и других санкций за любые действия, осуществляемые в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, стандартами и этическими нормами.
Там, где безопасность адвокатов находится под угрозой в связи с исполнением ими профессиональной обязанности, они должны быть адекватно защищены властями. Адвокаты не должны идентифицироваться с их доверителями и делами доверителей в связи с исполнением своих профессиональных функций. Суд или административный орган не вправе отказать адвокату, имеющему допуск к практике, в представлении интересов, своего доверителя, если этот адвокат не был дисквалифицирован в соответствии с национальным правом и практикой его применения и настоящими Основными положениями.

Обязанность компетентных властей - обеспечение адвокату возможности своевременного ознакомления с нужной информацией, документами и материалами дела, в уголовном процессе - не позднее окончания расследования, до досудебного рассмотрения.

Адвокаты, как и другие граждане, имеют право на свободу высказываний, вероисповедания, объединения в ассоциации и организации, в том числе международные, могут формировать самоуправляемые ассоциации для представительства их интересов, постоянной учебы и переподготовки и поддержания их профессионального уровня. Исполнительные органы профессиональных ассоциаций избираются их членами и осуществляют свои функции без внешнего вмешательства. Профессиональные ассоциации должны кооперироваться с правительствами для обеспечения права каждого на равный и эффективный доступ к юридической помощи.

Содержит рассматриваемый документ и раздел о дисциплинарном производстве в отношении адвокатов. Кодексы их профессионального поведения должны приниматься через профессиональные органы или в соответствии с законодательством, отвечающим положениям национального права и обычаям и признаваемым международными стандартами и нормами. При обвинении или возбуждении против адвоката в связи с его профессиональной деятельностью дела он должен иметь право на справедливое разбирательство, на помощь адвоката по его выбору. Дисциплинарное производство против адвокатов должно осуществляться беспристрастными дисциплинарными комиссиями, определяемыми самой адвокатурой, с возможностью обжалования их решения в суд. Дисциплинарное производство должно осуществляться в соответствии с кодексом профессионального поведения и другими признанными стандартами и этическими нормами.

Таким образом, Основные положения о роли адвокатов призваны помочь государствам-участникам обеспечить надлежащую роль адвокатов в деле защиты нрав и законных интересов граждан. Принципы, провозглашенные в документе, должны уважаться и гарантироваться правительствами при разработке национального законодательства и его применении, приниматься во внимание, как адвокатами, так и судьями, прокурорами, законодательной и исполнительной, властью и обществом в целом. Эти принципы должны также применяться к лицам, исполняющим адвокатские функции без получения формального статуса адвоката.
Конституция Российской Федерации
Вся правовая система Российской Федерации основывается на нормах Конституции, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция РФ является базовым законом, который определяет форму правления, основы государственного устройства, характеристику политического режима России, права и свободы человека и гражданина, закрепляет основные принципы организации и деятельности государственного аппарата, регулирует иные важнейшие аспекты государственной и общественной жизни страны. Именно на положениях Конституции строятся нормы иных законодательных актов России. Все иные нормативные правовые акты в Российской Федерации, в том числе регулирующие вопросы организации адвокатуры и осуществления адвокатской деятельности , не должны противоречить Конституции, они могут только детализировать и развивать ее нормы. Применительно к регулированию института адвокатуры и адвокатской деятельности все конституционные нормы можно условно разделить на две группы:


  1. нормы общего характера, не затрагивающие непосредственно вопросы адвокатуры;

  2. специальные нормы, регулирующие организацию адвокатуры и осуществление адвокатской, деятельности.
Конституционные нормы первой группы определяют, в частности, основные нрава и свободы человека и гражданина. К институту адвокатуры эти нормы относятся постольку, поскольку ими устанавливаются условия, в которых данный институт действует.

Например, ст. 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Из этой статьи вытекает несколько принципиальных для адвокатуры и адвокатской деятельности выводов.

Во-первых, Российская Федерация провозглашается правовым государством. Правовой характер государства означает, что деятельность всех государственных органов и должностных лиц основывается на верховенстве права, в том числе над государством. Властные полномочия государства реализуются исключительно в рамках закона, и только теми субъектами, которые уполномочены на это в установленном законом порядке, в пределах предметов ведения и полномочий. Власть существует лишь для того, чтобы максимально эффективно обеспечивать конституционные права граждан. Принцип верховенства права является препятствием на пути возможного злоупотребления со стороны государства своими властными полномочиями и обеспечивает институту адвокатуры гарантии от необоснованного, незаконного вмешательства в его деятельность.

Подлинно правовое государство основывается на признании естественных, неотчуждаемых прав человека. В полном соответствии с данным постулатом ст. 2 Конституции РФ закрепляет, что человек, его права и свободы есть высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и Свобод человека и гражданина - обязанность государства. Таким образом, на государство возлагается обязанность не только формально провозгласить, но и соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, обеспечивать их реализацию на практике, создать механизм защиты субъективных прав граждан. Элементом такого механизма и является адвокатура, призванная осуществлять защиту прав, свобод и интересов физических и юридических лиц и обеспечивать их доступ к правосудию.

Правовое государство признает существование гражданского общества. Гражданское общество и правовое государство не поглощаются друг другом, существуют относительно независимо, находясь в постоянном взаимодействии, основанном на принципе невмешательства одного в дела другого и недопустимости необоснованного властного принуждения со стороны государственных структур в отношении институтов гражданского общества. Правовое государство обеспечивает условия для существования и развития гражданского общества. Все вышесказанное имеет непосредственное отношение к адвокатуре, поскольку она представляет собой институт гражданского общества, действует на принципах независимости и самоуправления, а государство гарантирует ее независимость - важнейшее условие существования этого института, эффективности осуществляемой им деятельности.

Взаимоотношения правового государства и гражданского общества строятся на принципе взаимной ответственности: не только государство несет ответственность перед гражданами и гражданским обществом, но и индивиды и институты гражданского общества несут ответственность перед властью, перед государством. Механизм такого взаимодействия применительно к адвокатуре базируется на обязанности адвокатов, адвокатских образований и органов адвокатского сообщества строго соблюдать принцип законности, выполнять иные обязательства перед государством, в частности по уплате налогов, оказанию в установленных законом случаях бесплатной юридической помощи.

Кроме того, сосуществование правового государства и гражданского общества предполагает не только возможность» но и обязательность контроля со стороны государства за соблюдением институтом адвокатуры возложенных на нее обязанностей по выполнению публичной функции государства - защиты субъективных прав. Правовой характер государства и природа адвокатуры как института гражданского общества определяют пределы и способы осуществления такого контроля. Гипертрофированный, всеобъемлющий контроль государства за всеми институтами гражданского общества основан на идее не связанности государства законами, господства власти над правом. Исходя из этой идеи, государство может, как ограничить себя действующим законодательством, так и снять эти самоограничения в любой момент, приняв любой закон, в том числе о структуре государственной власти, о нравах человека, о механизме защиты этих нрав. Провозглашение правового характера государства диктует установление таких пределов, способов и методов контроля, которые не ограничивали бы свободу деятельности адвокатуры в выполнении ее задач и функций, но в то же время гарантировали соблюдение адвокатами, адвокатскими образованиями, органами адвокатского самоуправления принципа законности.

Таким образом, построение в Российской Федерации правового государства есть условие существования института адвокатуры и его свободного развития на принципах независимости и самоуправления. Именно такая адвокатура станет , в свою очередь, краеугольным камнем в здании российского правового государства.

Статья 1 Конституции провозглашает Россию федеративным государством. В соответствии с п. 3 ст. 5 Конституции федеративное устройство России основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Адвокатура, в соответствии с п. «л» ст. 72 Конституции, относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации. Это означает, что нормативные правовые акты, содержащие правила об организации адвокатуры и осуществлении адвокатской деятельности, принимаются государственными органами на уровне, как Федерации, так и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в России, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

Значимую норму содержит ст. 7 Конституции Российской Федерации, закрепляющая социальный характер Российского государства. Политика социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Институт адвокатуры решает важнейшую задачу по защите прав и законных интересов граждан, его деятельность затрагивает интересы человека и гражданина, следовательно, вопросы организации и адвокатской деятельности имеют социальный характер, И их решение в интересах человека и общества является инструментом создания в России социального государства.

Статья 10 Конституции предусматривает осуществление государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Другие статьи определяют состав органов, составляющих эти три ветви власти. Правила, устанавливающие структуру государственной власти, имеют значение для определения места института адвокатуры в правовой системе России, ее положения в системе государственных и негосударственных публичных институтов. Адвокатура не принадлежит ни к одной из ветвей власти и выполняет свои функции как самостоятельный публичный институт. Специфика полномочий адвокатуры позволяет отнести ее к блоку правоохранительных органов, но при этом она не утрачивает своего характера негосударственного независимого института.

Российская адвокатура взаимодействует со всеми тремя ветвями государственной власти.

Законодательная ветвь власти путем принятия и совершенствования законодательных актов создает правовую основу организации адвокатуры и ее деятельности. В свою очередь адвокатура в пределах своих полномочий содействует эффективности законодательного процесса, например, посредством участия совета Федеральной палаты в проведении экспертиз проектов федеральных законов по вопросам, относящимся к адвокатуре. Ряд организационных и контрольных полномочий в отношении адвокатуры и адвокатов возложен на исполнительную ветвь власти в лице Министерства юстиции Российской Федерации. Органы, составляющие судебную ветвь власти, осуществляют судебный контроль за законностью деятельности адвокатов, обобщают правоприменительную практику, занимаются толкованием законов, в том числе в сфере адвокатской деятельности. Взаимодействие адвокатуры с органами всех ветвей государственной власти должно происходить на основе признания адвокатуры независимым институтом гражданского общества и строго в рамках, очерченных законом.

Ряд статей гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» закрепляет положения, непосредственно касающиеся прав и свобод человека, в частности, нрава на участие в управлении государство, на гражданство, на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, В главе устанавливаются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности, закреплены признание и равная защита всех форм собственности идеологическое многообразие и светский характер государства. Нормы гл. 2 Конституции определяют, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Кроме того, гл. 2 содержит нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина на жизнь, на охрану государством достоинства личности, на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, на неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу совести, вероисповедания, мысли и слова, па свободу предпринимательской деятельности, право частной собственности, право на жилище, образование, охрану здоровья и т.д.

Перечисленные в Конституции права и свободы человека и гражданина имеют непосредственное отношение к адвокатской деятельности, поскольку определяют ее содержание. Именно эти права (а также иные, поскольку указание в Конституции на конкретные основные права и свободы не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина) должны защищаться адвокатами в процессе их профессиональной деятельности.

УДК 347.965.9

М. М. Мухлынина

Актуальные аспекты нормативно-правового регулирования адвокатской деятельности в РФ

При всем многообразии видов юридических услуг все их можно разделить на два основных блока или вида помощи - юридический консалтинг во всех его проявлениях и представительство, включая судебное представительство. Практически во всех странах с развитой правовой системой деятельность по оказанию юридических услуг (российским адвокатам больше нравится называть эту деятельность юридической помощью) на профессиональной основе осуществляет особый отряд юристов, которые в большинстве стран называются адвокатами. В статье анализируются актуальные аспекты нормативно-правового регулирования адвокатской деятельности в РФ в настоящий период.

With all the variety of types of legal services they can be divided into two main groups or types of assistance - legal consulting in all its manifestations and representation, including court representation. Almost all countries with a developed legal system, provision of legal services (Russian lawyers like to call this activity legal aid) on a professional basis carries out a particular group of lawyers, who in most countries are called advocates. The article examines the relevant aspects of the legal regulation of advocacy in the Russian Federation in the present period.

Ключевые слова: адвокатская деятельность, адвокатура, адвокатский статус, юридическая помощь.

Keywords: advocacy, legal profession, legal status, legal assistance.

Как и во всех развитых странах, в России тоже есть такая категория юристов, к которым применимы все требования, перечисленные выше, и называют их, как и в большинстве стран, адвокатами.

Для того чтобы быть допущенными к этой деятельности, претенденты должны получить высшее юридическое образование, пройти стажировку, сдать экзамен на допуск к профессии, принять присягу, соблюдать кодекс профессиональной этики и стандарты профессии, стать членами соответствующей профессиональной ассоциации и исполнять решения ее органов самоуправления. Перечень требований свидетельствует о серьезном отношении к отбору юристов, желающих посвятить себя частной юридической практике и контролю за их деятельностью.

Россия строит правовое государство и поэтому даже в Конституции (ст. 48) закрепила норму, согласно которой каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи .

В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

И, в общем-то, все неплохо, но есть одно обстоятельство, которое вызывает возмущение российских адвокатов, удивление и непонимание зарубежных адвокатов. В России параллельно с адвокатурой на ниве юриспруденции существует и хорошо себя чувствует второй отряд лиц, которые занимаются частной юридической практикой вне адвокатуры, как правило, в качестве предпринимателей или коммерческих предприятий. Сосчитать их достаточно сложно, на них не распространяется законодательство об адвокатуре, как и все вышеперечисленные требования для претендентов в адвокаты. Больше того, они могут не иметь юридического образования, быть судимыми за умышленные преступления и т. д. Они не несут адвокатских обременений (в частности, не участвуют в судопроизводстве по назначению уполномоченных государственных органов, в оказании бесплатной юридической помощи малоимущим), но при этом законодательство предоставляет им возможность существенно более льготного налогообложения. Данную ситуацию необходимо срочно исправлять.

Такое положение начало складываться около 25 лет назад, в конце 80-х гг. прошлого века, и тогда это была целенаправленная политика государства: считалось, что на рынке юридических услуг должна быть конкуренция, что будет залогом свободы выбора, свободный рынок, который сам все урегулирует.

В 2002 г. в спорах был принят действующий Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Закон об адвокатуре) . В тот период главной проблемой был разлад в самой адвокатуре - множество адвокатских объединений в одном регионе, которые имели право присваивать претендентам адвокатский статус. Этот закон

© Мухлынина М. М., 2015

Вестник Вятского государственного гуманитарного университета

решил эту проблему, укрепил статус адвоката и даже предусматривал, что судебное представительство должны осуществлять только адвокаты. Существующее положение в сфере оказания юридической помощи в РФ негативно и для тех, кто в такой помощи нуждается, и для российской адвокатуры.

Двойные стандарты в сфере юридической помощи не позволяют достичь высокого качества юридической помощи, делают невозможным поддержание высоких этических правил профессии, являются питательной средой для коррупции и взяточничества.

Определенные параметры будущей реформы профессии содержатся в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 г. В качестве основной проблемы отечественной правовой системы президент РФ назвал проблему бегства от юрисдикции и поставил задачу по деофшоризации российской экономики. Одна из целей и одновременно инструмент де-офшоризации - развитие отечественного рынка правовых услуг. Оно предполагает расширение и укрепление российских юридических компаний и адвокатских образований, способных оказывать качественные услуги крупным индустриальным клиентам .

По данным вице-президента Федеральной палаты адвокатов РФ К. Шарова, в России сейчас примерно 70 тысяч российских адвокатов, и около 500 из них ежегодно лишаются адвокатского статуса. Трудно представить более активную борьбу за чистоту адвокатских рядов и качество выполнения адвокатами профессиональных обязанностей.

Но, несмотря на старания адвокатского сообщества, многие адвокаты, лишенные адвокатского статуса, продолжают заниматься частной юридической практикой вне системы адвокатуры, не обременяя себя требованиями законодательства об адвокатуре, решений органов адвокатского самоуправления, адвокатской этики и профессиональных стандартов. И даже получают возможность пользоваться более льготным налогообложением.

Такое положение подрывает престиж профессии и статус адвоката. Адвокатское сообщество уже давно требует наведения порядка в сфере оказания юридической помощи. На что лица, ответственные за государственную политику в сфере юстиции, говорили, что адвокаты якобы хотят руками государства устранить своих конкурентов .

Но правовой нигилизм постепенно излечивается. Четыре года назад новое руководство Минюста признало, что такая проблема существует, необходимо ее урегулировать, и даже в ряде интервью высказалось, что юридическую помощь должны оказывать только адвокаты, и надо создать условия, чтобы частнопрактикующие юристы, не имеющие статуса адвоката, хотели его получить.

Предлагаем несколько поправок, которые, по нашему мнению, необходимо внести в Закон об адвокатуре:

Первой правовой проблемой считаем то положение, что крупный юридический бизнес не может существовать в традиционных формах адвокатских образований, рассчитанных на индивидуальную деятельность адвокатов по обслуживанию потребностей физических лиц, прежде всего в уголовно-правовой сфере.

Решение проблемы: в Законе об адвокатуре необходимо ввести статью, регулирующую возможность формирования адвокатских образований на принципах хозяйственных обществ и товариществ. Дополнить Закон об адвокатуре новыми формами адвокатских образований, например, «адвокатская компания или фирма», которых можно определить как юридическое лицо, основанное на долевом участии адвокатов, и «партнерство с ограниченной ответственностью» с основой взаимоотношений адвокатов в виде партнерского договора.

Второй правовой проблемой считаем возможность предоставить право помощникам адвокатов получать статус адвоката на основании определенного стажа работы (пять-семь лет) в адвокатском образовании, а не сдавать квалификационный экзамен, сделать его необходимым только для досрочного получения статуса (до достижения указанного стажа).

Третьей правовой проблемой считаем отсутствие в Законе об адвокатуре положения, отделяющие профессию адвоката от смежных занятий и охраняющих ее от размывания и подрыва ее конкурентоспособности на консультационном рынке.

Таким образом, целью существования адвокатуры является предоставление именно квалифицированной юридической помощи, что в принципе должно исключать нарушение прав и интересов лиц, которым она оказывается. Лица, получающие такую помощь, должны быть абсолютно уверены в безопасности обращения к адвокату, в неприкосновенности их интересов и прав. Поэтому понятие «квалифицированная юридическая помощь» предполагает наличие у адвоката правового статуса, позволяющего получателю помощи безопасно, эффективно и в полной мере воспользоваться возможностями государственно-правовой системы для защиты своих прав и законных интересов. 120

Мы затронули лишь толику проблем адвокатуры, однако существуют и другие проблемы, требующие скорейшего разрешения.

Примечания

1. Муранов А. Проблемы регулирования юридического рынка в России: тезисы выступления на ежегодной междунар. конф. «Самоидентификация адвокатуры» (Санкт-Петербург, 14 мая 2013 г.), С. 136. URL: http://www.apspb.ru/news.php

2. Российская Федерация. Законы. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой от 31.05.2002 № 63-Ф3 (ред. от 02.07.2013)]. Доступ из справ.-информ. системы «КонсультантПлюс».

3. Адвокат: навыки профессионального мастерства / под ред. Л. А. Воскобитовой, И. Н. Лукьяновой, Л. П. Михайловой. URL: Internet/http:// yandex.ru/ yandsearch/t ext/ эл.библиотека Консультант Плюс, 2008.

4. Кучерена А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России. URL: Internet/http:// yandex.ru/ yandsearch/t ext/ эл.библиотека Консультант Плюс, 2009.

1. Muranov A. Problemy regulirovaniya yuridicheskogo rynka v Rossii: tezisy vystupleniya na ezhegodnoj mezhdunar. konf. «Samoidentifikaciya advokatury» (St. Petersburg, May 14, 2013). P. 136. Available: http://www.apspb.ru/news.php

2. Russian Federation. Laws. On advocate activity and advocacy in the Russian Federation: . Access from the Ref.-inform. system "ConsultantPlus". (in Russ.)

3. Attorney: skills professional mastery / ed. by L. A. Voskoboeva, I. N. Lukyanova, L. P. Mikhailova. Available at: Internet/http://yandex.ru/yandsearch/text/El.libraryConsultant Plus. 2008.

4. Kucherena A. G. Advokatura v usloviyah sudebno pravovoj reformy v Rossii . Available at: Internet/http:// yandex.ru/ yandsearch/t ext/ El.library Consultant Plus. 2009

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СТАТУСЕ АДВОКАТА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Адвокатура – это сообщество профессиональных юристов, получивших статус адвоката. Основными функциями адвокатуры являются оказание правовой поддержки гражданам и организациям и консолидация адвокатов для их совместной работы.

Адвокатура не входит ни в систему государственной власти, ни в систему местного самоуправления. Поэтому Конституция РФ, гарантируя государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, предоставляет каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ), на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на судебную защиту, на разбирательство дел судом на основе состязательности и равноправия сторон, дает начало регулирования деятельности адвоката. Любой гражданин может вести свои дела в суде лично либо через представителя. В структуре российского законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре имеется:

Конституция РФ

Федеральный закон "Об адвокатской Федеральные законы деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"

Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие адвокатскую деятельность

Федеральный уровень законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре

Законы субъектов Российской Федерации

Нормативные акты субъектов Российской Федерации

Региональный уровень законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре

Кодекс профессиональной этики адвоката

Адвокат-представитель осуществляет свою деятельность на профессиональной основе, обладает для этого достаточными знаниями и опытом, позволяющими ему со знанием дела, квалифицированно решать возложенные на него задачи; отчетливо представляет свои роль и место в защите прав, свобод и законных интересов доверителя по конкретному гражданскому делу; обладает широким арсеналом процессуальных и внепроцессуальных средств, способов и мер выполнения профессиональных обязанностей.

Работа института адвокатской деятельности в России обусловлена наличием конституционной гарантии права каждого на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ). На основании п. "л" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ институт адвокатуры, в том числе вопросы правового регулирования его деятельности, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Соответственно, на основании ч. 2 ст. 76 Конституции в рассматриваемой области должны издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом в рассматриваемом случае действует правило, установленное в ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, согласно которому такие законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Основным действующим федеральным законом, регулирующим адвокатскую деятельность в Российской Федерации, в настоящее время является принятый 31 мая 2002 г. Федеральный закон N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон об адвокатуре). В статье 4 названного Закона определена структура законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Это законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона об адвокатуре, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.



Основными принципами на которые полагается деятельность адвокатуры являются следующие:

Независимость;

Законность;

Корпоративность;

Самоуправляемость;

Равноправие адвокатов.

В России организационной формой адвокатуры выступают адвокатские палаты двух уровней:

Адвокатские палаты отдельных субъектов РФ.

Федеральная палата адвокатов.

Работа субъектов адвокатских палат основана на общеобязательном членстве в них всех адвокатов субъекта. Адвокатская палата на юридическом поле действа является юридическим лицом и подлежит обязательной государственной регистрации.

Цель формирования адвокатской палаты следующая:

Оказания доступной правовой помощи (в том числе и бесплатной) всему населению субъекта;

Представления и защиты интересов состоящих в ней адвокатов в органах власти, общественных и других организациях;

Контроля уровня профессионализма ее членов;

Контроля соблюдения кодекса адвокатской этики.

Решения адвокатской палаты носят императивный характер для всех ее членов. Строение палаты адвокатов субъекта РФ выглядит следующим образом:

Собрание (конференция) адвокатов - верховный орган палаты. Собрание адвокатов созывается не менее раза в год. Собранием адвокатов определяется состав совета палаты, ревизионной и квалификационных комиссий, избирается представитель для участия во Всероссийском съезде адвокатов, решаются вопросы распределения денежных средств и прочие.

Совет адвокатской палаты - исполнительный орган палаты. Он занимается подготовкой собраний адвокатов, управляет имуществом палаты, координирует деятельность ее членов, представляет интересы палаты в органах власти и т.д. Ревизионная комиссия - контрольный орган палаты. Он реализует функцию финансово-хозяйственного контроля за деятельностью палаты и ее органов. По результатам своей деятельности комиссия готовит отчет для собрания адвокатов.

Квалификационная комиссия - занимается организацией и проведением квалификационных экзаменов у соискателей на присвоение статуса адвоката, занимается рассмотрением жалоб на действия адвокатов - членов палаты.

Федеральная палата адвокатов РФ – общероссийская ассоциация субъектовых палат РФ. Она является координатором работы адвокатских палат, представителем и защитником адвокатов в органах власти всех уровней, а также организатором мероприятий по поддержанию высокого уровня оказываемой населению юридической поддержки. Решения, принятые Федеральной палатой адвокатов, носят обязательный характер для всех адвокатских палат и адвокатов страны.

Федеральная палата состоит из совещательного органа - Всероссийского съезда адвокатов, и исполнительного - Совета Федеральной палаты адвокатов. Созыв верховного органа (съезда) палаты происходит не менее чем один раз в год. Адвокатские палаты обладают равными правами на Съезде и, независимо от их размера имеют один голос в голосовании по рассматриваемым вопросам. Одной из важнейших задач Съезда является принятие кодекса адвокатской этики, внесение в него изменений и дополнений, а также контроль за его соблюдением.

Совет палаты управляет имуществом палаты, готовит методические рекомендации по вопросам обучения и переподготовки кадров, занимается организацией бесперебойного информационного обеспечения членов палаты и т.д. Также адвокаты имеют право на создание общественных объединений адвокатов и членство в них.

Иные федеральные законы, образующие законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре. называемые в п. 1 ст. 4 Закона об адвокатуре в составе законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре "другие федеральные законы", законодатель не конкретизирует состав и назначение последних. Использование в тексте федерального закона столь лаконичной формулировки обусловливает возникновение ряда проблем не только теоретического, но и практического свойства.

Так, на основании действующего законодательства представляется практически невозможным однозначно ответить на следующие вопросы:

Каким критериям должен отвечать федеральный закон, чтобы он был признан элементом законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре?

Является ли упоминание в тексте Закона об адвокатуре о возможности регламентации определенных вопросов деятельности адвоката федеральным законодательством либо конкретным федеральным законом основанием для включения такого закона в состав законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре?

Оправданно ли рассматривать в составе законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре федеральные законы, принятие которых не предусмотрено Законом об адвокатуре?

Возможно ли рассматривать в составе законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре федеральные законы, лишь часть нормативных предписаний которых прямо или опосредованно посвящено адвокатской деятельности?

Возможно ли регулирование адвокатской деятельности федеральным законом, не входящим в состав законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре?

Возможно ли включение в состав законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре законов федерального уровня, принятых до момента вступления в силу Закона об адвокатуре или вступающих в противоречие его предписаниям?

В чью пользу должна разрешаться нормативная коллизия в случае появления различающихся предписаний двух и более федеральных законов по одному и тому же вопросу (в том числе в случае, если лишь один из них входит в состав законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре)?

Вышеуказанные проблемы весьма затрудняют ответ на вопрос о составе федеральных законов, образующих законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре. По этой причине представляется возможным только определять состав действующих федеральных законов, посредством которых осуществляется правовое регулирование адвокатской деятельности. Для этих целей представляется возможным использовать следующую классификацию.

Федеральный закон, осуществляющий комплексное правовое регулирование адвокатской деятельности.

Федеральные законы процессуального законодательства, включающие комплекс норм об особенностях участия, составе полномочий и статусе адвоката как участника процесса.

Федеральные законы, нормы которых предусматривают дополнительные права и обязанности лиц, имеющих статус адвоката, а также регламентируют порядок реализации этих полномочий.

Федеральные законы, содержащие отдельные нормы, подтверждающие конституционное право каждого на профессиональную юридическую помощь и определяющие порядок предоставления адвокатами такой помощи отдельным категориям граждан.

Федеральные законы, регулирующие особенности участия адвоката в трудовых отношениях в качестве работодателя.

Федеральные законы, содержащие нормативные регламентации об особенностях финансовых аспектов деятельности адвокатов.

Федеральные законы, регулирующие особенности социального и пенсионного страхования адвокатов.

Федеральные законы, регулирующие налоговые последствия адвокатской деятельности.

Федеральные законы, содержащие конкретизирующие нормы о порядке материально-технического и финансового обеспечения адвокатской деятельности.

Федеральные законы, нормы которых предусматривают дополнительные профессиональные ограничения для лиц, лишенных адвокатского статуса.

Федеральные законы, содержащие нормативные предписания об организационных особенностях взаимодействия с адвокатурой.

Федеральные законы, вносящие изменения в законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Общая часть

Тема 1. Предмет, задачи, система и структура учебного курса «Правовое регулирование адвокатской деятельномсти»

Определение предмета и метода науки и учебного курса «Правовое регулирование адвокатской деятельности». Методология и задачи науки об адвокатуре. Система и структура курса ««Правовое регулирование адвокатской деятельности». Методы познания науки об адвокатуре. Место науки об адвокатуре в системе других юридических отраслей знаний. Понятийный и терминологический аппарат. Распределение тем по видам занятий. Методика самостоятельной работы по изучению дисциплины.

Тема 3. Адвокатура – институт гражданского общества, ее задачи и принципы. Адвокатская деятельность и ее виды

Конституционные основы деятельности адвокатуры в России. Роль адвокатуры в становлении правового государства и укреплении гражданского общества в России. Место адвокатуры среди системы органов государственной власти и органов местного самоуправления . Адвокатура и государство – равноправные партнеры в обеспечении прав и свобод граждан.

Правовая природа адвокатуры. Независимость адвокатуры от государства как основное условие равенства сторон в судебном процессе. Предпосылки установления независимости адвокатуры. Государственное регулирование в вопросах обеспечения прав и свобод граждан и доступности квалифицированной юридической помощи.

Публичность института правовой защиты. О соотношении понятий «гражданское общество», «общественные объединения », «партии», «некоммерческие организации », «адвокатские образования», «государство».

Задачи адвокатуры. Гарантия государственной защиты прав и свобод человека. Оказание квалифицированной помощи гражданам и организациям приоритетная задача адвокатуры.

Принципы организации и деятельности адвокатуры: законность, независимость, самоуправление, корпоративность, равноправие адвокатов.

Понятие адвокатской деятельности. Законодательство об адвокатской деятельности. Виды и признаки адвокатской деятельности. Консультативная и представительская юридическая помощь. Практическое значение разграничения видов юридической помощи. Отличие адвокатской деятельности от предпринимательской деятельности .

Тема 4. Полномочия, права и обязанности адвоката. Адвокатская неприкосновенность и гарантии независимости адвоката

Понятие «адвокат». Полномочия адвоката. Законодательство Российской Федерации о полномочиях адвоката.

Адвокатское бюро. Правовое основание возникновения адвокатского бюро. Учредительные документы и их форма. Требования, предъявляемые законом к партнерскому договору. Основания прекращения действия партнерского договора. Особенности заключения в адвокатском бюро соглашения об оказании юридической помощи с доверителем. Процедура ликвидации и реорганизации адвокатского бюро.

Юридическая консультация как муниципальное учреждение адвокатуры. Порядок создания юридической консультации. Юридическая консультация - юридическое лицо, некоммерческая организация. Учредительные документы и их форма. Источники формирования имущества. Финансирование деятельности юридических консультаций и работающих в них адвокатов. Порядок реорганизации и ликвидации юридической консультации.

Тема 8. Этические основы деятельности адвоката

Соотношение права и морали в регулировании общественных отношений. Противоречия между правом и моралью, пути их устранения и преодоления в адвокатской деятельности. Роль права в развитии и укреплении нравственных основ общества. Значение морали в повышении правовой культуры и формировании уважения к праву. Соотношение требований закона «адвокат не вправе принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение, в случае, если оно имеет незаконный характер», «адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты», «адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем» с требованиями адвокатской этики.

Понятие профессиональной этики Сущность и задачи судебной этики. Адвокатская этика как часть судебной этики. Задачи адвокатской этики.

Нравственные начала в адвокатской деятельности. Нравственный кодекс адвокатской профессии. Принципы профессиональной деятельности адвоката, закрепленные в Кодексе профессиональной деятельности адвоката.

Этические требования, предъявляемые к адвокату, участвующему в рассмотрении юридического дела. Этика поведения адвоката во взаимоотношении с органами предварительного следствия и судом. Коллизионная защита. Этические принципы взаимоотношения участников уголовного и гражданского процесса.

Этические правила поведения адвоката с клиентом. Нравственные коллизии, возникающие в адвокатской деятельности, их преодоление. Правила адвокатской этики при назначении гонорара.

Этические правила поведения адвоката с коллегами.

Этические основы распространения информации об оказываемых юридических услугах.

Тема 9. Основы ораторского искусства адвоката

Общие принципы ораторского искусства. Значение ораторского искусства для адвокатской деятельности. Методика подготовки и произнесения адвокатом защитительной речи по уголовным и гражданским делам.

Понятие судебной речи. Содержание судебной речи. Ясность, логичность, искренность, лаконичность, образность и выразительность – важнейшие слагаемые судебной речи.

Подготовка адвоката к судебным прениям: план и тезисы речи, структура речи, анализ доказательств, характеристика личности подсудимого. Преимущество судебного ораторства перед другими областями человеческого искусства: живая речь, аудитория, действительная драма юридического дела. Элементы ораторского искусства: чистота и точность слога, знание предмета, звучание и выразительность речи, позиция по делу, вступительная, главная и заключительная части речи , метафоры, сравнения, риторические фигуры, речевые повторы, риторический вопрос, недоговоренность, антитеза, уступка, «неожиданный перерыв мысли», пафос.

Особенности выступления адвоката перед судом присяжных. Выступление адвоката в суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Использование художественной литературы и опыта адвокатов XIX и XX столетий при подготовке и произнесении защитительной речи.

Реплика адвоката.

Особенная часть

Тема 10. Деятельность адвоката в конституционном процессе

Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля. Принципы конституционного судопроизводства. Особенности конституционного судопроизводства с позиций адвокатской деятельности. Особенности предмета судебного спора и процедуры конституционного судопроизводства. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации и конституционных (уставных) судах субъектов Федерации.

Процессуальные права и обязанности адвоката – представителя стороны в конституционном судопроизводстве. Подготовка адвокатом обращения в Конституционный Суд Российской Федерации и документов, прилагаемых к обращению. Сроки подачи обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Оплата государственной пошлины . Требования к тексту обращения. Отзывы на обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Ходатайство в конституционном процессе.

Участие адвоката в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. Состязательность в конституционном процессе. Разъяснение доверителю и другим его представителям правил поведения в Конституционном Суде Российской Федерации. Координация деятельности представителей доверителя. Особенности отвода судей Конституционного Суда. Выступление сторон. Ходатайства об отложении, прекращении или о возобновлении дела.

Роль адвоката на стадии исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации.

Тема 11. Участие адвоката в уголовном судопроизводстве

а) Роль адвоката в процессе досудебного производства

Задачи и принципы уголовного судопроизводства. Процессуальный статус адвоката. Правовые основания допуска адвоката к защите доверителя. Момент принятия адвокатом функции защиты доверителя. Основания отказа обвиняемого от услуг адвоката или замена одного адвоката другим. Обстоятельства, исключающие участие в деле адвоката.

Задачи адвоката в процессе досудебного производства. Момент допуска к участию в деле адвоката-защитника и адвоката-представителя потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика. Права адвоката с момента допуска к участию в деле. Порядок предоставления свидания с подозреваемым, обвиняемым. Участие адвоката в производстве следственных действий. Право адвоката на собирание и представление доказательств, необходимых для оказания юридической помощи. Заявление ходатайств, имеющих значение для защиты доверителя. Участие адвоката при предъявлении обвинения доверителю, производства допроса и его права. Право обжалования действий (бездействий) и решений дознавателя, следователя и прокурора, а также судебных решений, принятых в ходе досудебного производства по делу. Ознакомление с материалами уголовного дела. Права адвоката по окончании дознания (предварительного следствия). Общие правила, соблюдение которых обязательно при изучении (ознакомлении) с материалами уголовного дела на предварительном следствии.

Роль адвоката в защите прав граждан при проведении в отношении их оперативно-розыскных мероприятий. Гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия. Правовые основания и сроки действия судебного решения на ограничения конституционных прав граждан, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.

б) Участие адвоката в суде первой, кассационной и надзорной инстанций. Участие адвоката по уголовным делам, подсудным мировому судье.

Участие адвоката в суде первой инстанции. Изучение материалов уголовного дела. Методы изучения материалов дела: сравнительный метод, формально-юридический метод, логический метод, метода анализа и синтеза. Изучение и оценка доказательств, исходя из их относимости, допустимости и достоверности. Составление адвокатского производства. Формирование фактической и правовой позиции по делу.

Предварительное слушание. Права адвоката на предварительном слушании дела. Виды решений, которые могут быть приняты по результатам предварительного слушания. Применение особого порядка судебного решения.

Судебное следствие. Роль адвоката в подготовительной части судебного заседания. Реализация прав адвоката в процессе судебного следствия. Судебные прения. Изучение протокола судебного заседания. Оказание помощи доверителю в подготовке кассационной жалобы.

Право, сроки и основания апелляционного и кассационного обжалования. Составление жалобы адвокатом, согласование оснований обжалования с доверителем.

Особенности апелляционного порядка рассмотрения жалоб. Полномочия суда апелляционной инстанции по принятию решений. Выступление адвоката в суде апелляционной инстанции.

Рассмотрение в кассационном порядке жалобы на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций. Содержание деятельности адвоката в кассационной инстанции. Задача адвоката в кассационном заседании. Выступление адвоката в суде кассационной инстанции. Порядок, основания и сроки подач жалоб на приговор, вступивший в законную силу.

Участие адвоката в суде надзорной инстанции. Составление надзорной жалобы и ее соответствие по содержанию и форме, требованиям, предъявляемым уголовно-процессуальным законом. Документы, прилагаемые к надзорной жалобе.

Участие адвоката в рассмотрении дел мировым судьей.

Тема 12. Деятельность адвоката в суде с участием

присяжных заседателей

Подсудность дел суду присяжных заседателей. Участие адвоката при окончании предварительного следствия по делам, которые по ходатайству обвиняемого могут быть направлены для рассмотрения в суд с участием присяжных заседателей.

Участие адвоката в предварительном слушании. Общий порядок предварительного слушания. Порядок исключения доказательств. Виды решений, принимаемых судьей на предварительном слушании. Возвращение дела прокурору. Изменение обвинения. Отказ от обвинения. Особенности предварительного слушания в суде с участием присяжных заседателей.

Участие адвоката в формировании коллегии присяжных заседателей. Требования, предъявляемые законом к кандидатам в присяжные заседатели. Содержание, форма, виды и применение формулировки вопросов к кандидатам в присяжные заседатели для установления их соответствия требованиям закона. Задачи и полномочия адвоката по участию в формировании коллегии присяжных заседателей.

Участие адвоката в судебном следствии. Процессуальные и тактические особенности судебного следствия в суде с участием присяжных заседателей. Процессуальный порядок и виды судебного допроса подсудимого, потерпевшего, свидетелей и эксперта. Требования, предъявляемые к постановке вопросов в судебном допросе.

Участие адвоката в прениях сторон. Особенности процедуры прений до вынесения вердикта присяжными и после его вынесения. Право на реплику.

Участие адвоката в заключительных этапах судебного разбирательства. Участие адвоката в постановке вопросов, разрешенных коллегией присяжных заседателей. Участие адвоката в обсуждении последствий вердикта присяжных заседателей.

Участие адвоката в обжаловании приговоров и постановлений суда присяжных, не вступивших в законную силу. Выступление адвоката в кассационной палате и участие в надзорной инстанции.

Тема 13. Адвокат в гражданском судопроизводстве

Право на обращение в суд за судебной защитой. Иск и его основание. Понятие и значение представительства. Полномочия адвоката-представителя в гражданском процессе. Момент вступления адвоката в гражданское дело. Подготовка адвоката-представителя к ведению дела. Составление досье. Примерный перечень обязательных материалов по каждому делу: копии искового заявления и возражения на него, выписки из приобщенных к делу документов, копии письменных ходатайств, план или тезисы выступления адвоката по делу, выписка из протокола судебно заседания, копия решения суда, копия апелляционной, кассационной жалобы и др.

Определение предмета и предела доказывания. Участие адвоката в сборе доказательств. Оценка доказательств. Критерии оценки доказательств. Подготовка и составление процессуальных документов. Основания классификации процессуальных документов. В зависимости от характера процесса: документы, относящиеся к стадии возбуждения дела в суде или на предварительном следствии; документы, относящиеся к стадии судебного разбирательства; документы, составляемые на стадии производства в суде второй инстанции; документы, относящиеся к стадии пересмотра, вступивших в законную силу решений (приговоров), определений и решений суда; документы, относящиеся к стадии исполнительного производства; документы, составление которых возможно на нескольких стадиях. В зависимости от характера и содержания процессуальных документов, а также от правовых последствий их преставления суду: документы, направленные на возникновение, изменение или прекращение материально-правовых прав и обязанностей сторон процесса; документы, направленные на возникновение, изменение или прекращение процессуальных прав и обязанностей сторон процесса. Правила составления процессуального документа: обоснованность документа; содержание и реквизиты документа.

Участие адвоката в судебном разбирательстве. Роль адвоката в исследовании доказательств. Участие в прении сторон. Изучение протокола судебного заседания.

Участие адвоката в процессе пересмотра гражданских дел. Составление апелляционной, кассационной жалобы и жалобы в порядке надзора по гражданским делам. Участие адвоката в кассационном производстве, в производстве надзорной инстанции, в производстве по вновь открывшимся обстоятельствам.

Тема 14. Адвокат в арбитражном судопроизводстве

Право на обращение в арбитражный суд. Защита экономических прав субъектов предпринимательства в арбитражном судопроизводстве. Предмет судебной защиты. Знание адвокатом подведомственности споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, а также из дел, связанных с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности. Специальная подведомственность дел арбитражным судам.

Участие адвоката в судебном разбирательстве. Особенности участия адвоката в арбитражном судопроизводстве в зависимости от того, чьи интересы он представляет – истца или ответчика. Формулировка предмета иска. Требования, предъявляемые к иску. Организационные аспекты подготовки к судебному процессу: четкого обозначения полномочий лица, подписавшего исковое заявление; четкого обозначения адреса ответчика; оплата государственной пошлины при подаче искового заявления. Меры, принимаемые адвокатом, по обеспечению иска, а также взыскание расходов, понесенных клиентом на оплату его услуг с проигравшей стороны. Учет адвокатом основных правовых документов и сроков их прохождения в инстанциях. Процесс доказывания – «сердцевина» арбитражного разбирательства. Собирание адвокатом сведений, необходимых для оказания юридической помощи доверителю. Оценка собранных доказательств с позиций их относимости и допустимости. Предмет и пределы доказывания. Знание адвокатом обстоятельств, не требующих доказывания. Источники доказательств: письменные доказательства, вещественные доказательства, заключения экспертов, показания свидетелей, объяснения лиц, участвующих в деле, аудио - и видеозаписи .

Участие адвоката в производстве по пересмотру судебных постановлений. Участие адвоката в апелляционном, кассационном производстве, производстве в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Тема 15. Адвокат в третейском судопроизводстве

Третейский суд – это негосударственное, независимое общественное образование, не обладающее судебной властью и не осуществляющее правосудие. Функции и задачи третейских судов. Третейский суд – орган, осуществляющий защиту прав и законных интересов организаций и граждан-предпринимателей. Порядок создания третейских судов.

Постоянно и временно действующие третейские суды. Условия, при которых спор рассматривается третейским судом. Достоинство третейского суда: добровольная подведомственность, окончательность его решения, принудительный порядок исполнения его решения. Недостатки данного вида суда: удлиненные сроки рассмотрения дела; высокие расходы по оплате пошлины и иных судебных процедур; отсутствие права на отсрочку оплаты пошлины; возможность при определенных условиях пересмотра решения третейского суда государственным органом.

Участие адвоката в третейском судопроизводстве. Стадии третейского разбирательства: заключение сторонами арбитражного соглашения (оговорки); предъявление иска и подготовка дела к судебному разбирательству; рассмотрение дала по существу и принятие решения; исполнение решения третейского суда. Физические и юридические лица субъекты любого спора, вытекающего из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. Ограничение законом видов споров, не подлежащих разрешению третейским судом. Порядок вынесения спора на разрешение конкретного третейского суда. Особенности предъявления иска в третейские суды. Выбор судей. Особенности выборов судей в постоянно действующих третейских судах. Учет адвокатом выбора сторонами формы процесса в третейском разбирательстве и собственной тактики проведения арбитражного процесса .

Участие адвоката-представителя в исполнении решений третейского суда. Принципы добровольности и принудительности в исполнении решений третейских судов. Порядок и условия применения принудительных мер в исполнении решения третейского суда.

Тема 16. Адвокат в процессе производства по делам

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Понятие административных правонарушений. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Гарантии законности при наложении мер воздействия за административные правонарушения.

Подведомственность суду дел об административных правонарушениях. Меры административного воздействия, налагаемые только судом. Порядок производства по делам об административных правонарушениях. Общие правила наложения взыскания за административные правонарушения.

Правовая основа участия адвоката в процессе производства по делам об административном правонарушении. Адвокат-защитник, адвокат-представитель. Административное задержание, составление протокола об административном правонарушении – основание допуска адвоката к участию в производстве по делу. Знакомство защитника или представителя с материалами дела. Право представления доказательств, заявлений ходатайств, отводов и иных действий, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в целях оказания юридической помощи доверителю.

Обжалование постановлений об административном правонарушении. Сроки рассмотрения жалоб в вышестоящих инстанциях. Порядок обжалования постановлений по делу об административном правонарушении и (или) решений вышестоящих инстанций, не вступивших в законную силу.

Адвокат-поверенный. Предмет деятельности и правовое положение адвоката-поверенного. Оформление его полномочий и вознаграждение. Патентный поверенный.

Тема 17. Деятельность адвоката в Европейском суде

по правам человека

История и современность Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Европейская Конвенция). Факторы, определившие принятие Европейской Конвенции. Вступление России в Совет Европы. Европейская Конвенция – основной закон Европы.

Учреждение Европейского суда по правам человека (Европейский Суд). Юрисдикция Европейского Суда. Юридическая сила принятого Европейским Судом решения.

Правовые основания обращения в Европейский Суд. Порядок и форма обращения в Европейский Суд.

Роль адвоката в принятии решения о подаче жалобы в Европейский Суд. Условия приемлемости жалоб. Субъекты обращения в Европейский Суд. Подготовка заявления (жалобы). Процедура подачи и принятия заявления в Секретариат Европейского Суда.

Порядок рассмотрения дел в Европейском Суде. Роль адвоката в рассмотрении заявления (жалобы). Порядок пересмотра дела.

Итогом изучения данной дисциплины является овладение студентом не только суммой специальных знаний, касающихся законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации, но и выработка первичных умений и навыков составления процессуальных документов, значение которых трудно переоценить на начальном этапе становления юриста как адвоката. Известно, что настоящим адвокатом можно назвать только того, кто не только овладел специальными знаниями юриспруденции, но и кто в совершенстве владеет таким мощным оружием как ораторское искусство и умело применяет его в состязательном процессе. И в ходе учебного процесса следует подчеркивать значение искусства речи. Пробелы в воспитании и образовании особо ощутимы в деятельности адвокатов. «Плохая речь подточит самое прочное дело. Это все равно, что нарядить миллионера в тряпки. Плохой оратор – это моряк, который при самом отплытии уже выкидывает сигнал бедствия; многие пожалеют о нем, но никто не пойдет к нему на помощь … плохая речь может погубить самое верное дело, как кутила может промотать огромное состояние, тогда как хорошая речь придает и ненадежному делу действительные или кажущиеся преимущества. В речах заурядных адвокатов совсем не бывает искусства, но при умелом пользовании им против того, кто им пользоваться не умеет и при равенстве прочих условий, едва ли можно сомневаться в исходе процесса».1

Изучение данной дисциплины осуществляется в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция».

При изучении дисциплины рекомендуется придерживаться настоящей программы по содержанию и последовательности изложения материала. Авторский характер программы допускает творческий подход преподавателей к чтению лекций в рамках отведенного времени, предусмотренного учебным планом.

Программа предназначена для различных форм обучения: очной, очно-заочной и заочной. Вариативность программы обеспечивается различным соотношением времени аудиторных занятий и самостоятельной работы, отводимым учебным планом на изучение данной дисциплины. Независимо от форм обучения каждый студент должен овладевать знаниями и умениями, которые соответствуют общим требованиям квалификационной характеристике юриста.

При изучении теоретической части дисциплины важно обратить внимание на усвоение законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, полномочий и обязанностей адвоката, статуса адвоката, организации адвокатской деятельности и адвокатуры, деятельности адвоката в конституционном, административном, гражданском, арбитражном и уголовном судопроизводстве, в суде присяжных, а также в Европейском суде по правам человека. Для успешной реализации этой задачи кроме приобретения глубоких знаний законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и углубления знаний по основополагающим специальным юридическим дисциплинам, необходимо постоянно изучать правоприменительную практику российских судов. Особо следует обратить внимание на Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации – официальное информационно-юридическое издание. В нем публикуются постановления Пленума, Президиума, решения и определения судебных коллегий по гражданским и уголовным делам, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, помещаются постановления президиумов верховных судов республик (в составе Российской Федерации), краевых и областных судов, печатаются обзоры, обобщения и комментарии по вопросам судебной практики. Одним словом Бюллетень – ориентир в правоприменительной практике для судей, прокуроров, следователей, работников органов дознания, юстиции, для адвокатов, юридических служб предприятий и организаций независимо от форм собственности.

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основано на Конституции РФ, которая гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ). Под такой помощью подразумевается адвокатская юридическая помощь.

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре состоит из:

а) Закона об адвокатской деятельности;

б) других федеральных законов. Например, права и обязанности адвокатов при выполнении поручений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях регламентируются процессуальными Кодексами: Уголовно-процессуальным кодексом РФ от 18 декабря 2001 г., Гражданским процессуальным кодексом РФ и другими. Кроме процессуальных Кодексов, регулирование адвокатской деятельности содержится в некоторых других федеральных законах. Так, например: в ст. 7 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" устанавливаются дополнительные гарантии прав гражданина при оказании ему психиатрической помощи - право на помощь адвоката, встречи с адвокатом наедине, гарантия обеспечения администрацией лечебного учреждения возможности приглашения адвоката, гарантия тайны переписки с адвокатом;

При этом необходимо в свете исследования данной темы особо подчеркнуть, что единственными законами, которые могут быть источником уголовно-процессуального права, являются Уголовно-процессуальный кодекс (далее - УПК), Закон об адвокатской деятельности и Конституция РФ, на которой Кодекс основан. Юридически это означает следующее:

а) при определении порядка уголовного судопроизводства по делу прямому применению подлежит только УПК, а в случаях, если его отдельные положения противоречат конституционным нормам, - Конституция РФ;

б) в случае если уголовно-процессуальные нормы содержатся в каких-либо иных источниках, они не должны противоречить УПК и Конституции и подлежат приведению в соответствие с ними;

в) если в каком-либо ином ФЗ содержатся новые уголовно-процессуальные нормы, они могут применяться только после того, как будут включены (инкорпорированы) в УПК.

Названные правила предохраняют уголовный процесс от проникновения в него чужеродных норм, не отвечающих демократическим принципам судопроизводства и противоречащих внутренней системе УПК, что является важной политической гарантией против рецидивов авторитаризма в области уголовного процесса.

в) В основе правового регулирования адвокатской деятельности лежат не только нормы, установленные национальным законодательством, но также международные нормы. Конституция РФ признает, что международные нормы являются составной частью ее системы, если международным актом установлены иные правила, то применяются они. Эта норма является основой взаимодействия сообществ правовых государств, обязательных для всех государств. Однако, на данный момент множество международных актов не ратифицировано Россией, что снижает практическую ценность указанного правила.

г) Кодекс профессиональной этики адвокатов является основным сводом нравственных правил для адвокатов. Так, из правил следует назвать необходимость его ознакомления со стажерами, помощниками, соблюдение его норм, соблюдение чести и достоинства, принадлежащих данной профессии.

д) Также существует ряд нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность. Например, в целях обеспечения населения доступной юридической помощью Правительство РФ может принимать нормативные акты о финансировании деятельности труда адвокатов за счет государства и выделении адвокатским образованиям служебных помещений и средств связи. Во исполнение данной нормы было принято Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. N 400 "О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда", в соответствии с которым устанавливается не только размер вознаграждения адвоката, но и порядок компенсации адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам России. Следует отметить, что в формировании законодательства об адвокатской деятельности существенную роль играет такой орган исполнительной власти, как Министерство юстиции РФ, нормативные акты которого в данной области регулируют как формальные и организационные стороны адвокатской деятельности (например, Приказы Минюста России от 8 августа 2002 г. N 217 "Об утверждении формы ордера", от 5 февраля 2008 г. N 20 "Об утверждении Административного регламента исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений"), так и существенные вопросы, касающиеся, например, оплаты услуг адвокатов (Приказ Минюста России N 199, Минфина России N 87н от 15 октября 2007 г. "Об утверждении Порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела") или осуществления на территории РФ деятельности адвокатов иностранных государств (Приказ Минюста России от 12 января 2004 г. N 2 "Об утверждении формы и Порядка предоставления выписки из реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации");

е) законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Так, в соответствии со ст. 33 Закона квалификационная комиссия создается для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов. Она создается на два года в составе 13 членов, при этом от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в нее входят два представителя (менее 1/6 всего состава комиссии). Эти представители не могут быть депутатами, государственными или муниципальными служащими. Порядок избрания таких представителей и требования, предъявляемые к ним, определяются законами субъекта Федерации.

Выбор редакции
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...