Когнитивные карты Э. Толмена (1948)


Когнитивная карта - образ знакомого пространственного окружения. Это понятие широко используется в психологии и было заимствовано в других областях. Методологии когнитивного моделирования, предназначена для принятия решений и анализа в плохо формализованных ситуациях, впервые была предложена Аксельродом.

При принятии решений в неструктурированных случаях у субъекта – эксперта или лица принимающего решение появляется модель проблемной области, на базе которой он пробует объяснить происходящие процессы в реальном мире. При этом объективные правила реальности описываются субъективными экспертными оценками. В конечном итоге модель наблюдаемой ситуации отражает не только правила и законы ситуации, но и мировоззрение субъекта, его систему ценностей, убеждений, уровень образования, опыт и т.д.

В такой обстановке процесс принятия решений - это искусство, включающее в себя логические, рациональные и интуитивные начала. В синтезе рационального и интуитивного у лица принимающего решения возникает способность предпринимать своевременные и адекватные решения.

Когнитивный метод к поддержке принятия решений направлен на то, чтобы стимулировать интеллектуальные процессы субъекта и предоставить ему возможность определить представление проблемной ситуации в виде формальной модели. В качестве данной модели и используется когнитивная карта, представляющая известные субъекту главные законы и правила наблюдаемой ситуации в виде ориентированного знакового графа, в котором вершины графа – это факторы (признаки, характеристики ситуации), а дуги между факторами – причинно-следственные связи между факторами. Дуги имеют вес, который отражает силу влияющих факторов.

В когнитивной модели можно выделить два типа причинно-следственных связей: положительные связи и отрицательные связи. При положительной связи увеличение значения фактора-причины приводит к увеличению значения фактора-следствия, а при отрицательной связи увеличение значения фактора-причины приводит к уменьшению значения фактора-следствия.

Цель когнитивного моделирования состоит в создании и проверке гипотез о функциональной системе наблюдаемой ситуации до получения функциональной системы, которая способна объяснить закономерности в поведении наблюдаемой ситуации.

Валютный курс - это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, то есть соотноше­ние, на основе которого происходит обмен валют разных стран. Таким образом, валютный курс – это цена одной валюты, выраженная в другой валюте. Валютный курс показывает, сколько единиц валюты какой-либо страны нужно для покупки одной единицы иностранной валюты. В качестве исключения в Великобритании, валютный курс определяется в количестве единиц иностранной валюты, которое можно купить на одну единицу иностранной валюты. Валютный курс представлен в виде двух показателей – цены продажи и цены покупки. Разница между данными курсами составляет прибыль, или комиссию, требуемую организацией, осуществляющей обмен.

Факторы, влияющие на валютный курс.

Как и любая цена, валютный курс может отклоняться от стоимостной основы - покупательной способности валют - находящаяся под влиянием спроса и предложения валюты. Соотношение данного спроса и предложения зависит от определённого ряда факторов. Многофакторность валютного курса говорит о его связи с другими экономическими категориями - стоимостью, процентом, деньгами, ценой, платежным балансом и т.д. Более того происходит сложное переплетение между данными факторами и определение в качестве определяющих то одних, то других факторов. Среди них можно выделить следующие.

Темп инфляции.

Соотношение валют по их покупательным возможностям, отражает действие закона стоимости и служит так называемой осью валютного курса. Из-за этого темп инфляции оказывает значительное влияние на валютный курс. Чем больше темп инфляции в стране, тем ниже опускается курс ее валюты, при условии отсутствия иных факторов. Обесценивание денег в стране посредством инфляции вызывает снижение уровня покупательной способности и тенденцию к падению их курса к валютам тех стран, где темп инфляции меньше. Данную тенденцию можно проследить в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Выравнивание и стабилизация валютного курса, приведение его в соразмерность с паритетом покупательной способности происходят в течение двух, трёх лет. Объясняется это тем, что каждодневная котировка курса валют не изменяется по их покупательной способности, а также работают другие курсо-образующие факторы.

Корреляция валютного курса к темпу инфляции особенно заметна у стран с большим и развитым объемом международного обмена капиталами, товарами и услугами. Данное обстоятельство объясняется тем, что наиболее сильная связь между котировками валютного курса и темпом инфляции проявляет себя при расчете курса на основе экспортных цен. Цены глобального рынка представляют из себя денежное выражение интернациональной стоимости. Что касается цен за импорт, то они менее пригодны для расчета относительного паритета покупательной способности валют, так как сами в основном зависят от динамики валютного курса. Индекс цен, завязанных на оптовых продажах применим для такого расчета только для экономически-развитых стран, где система оптовой внутренней торговли и экспорта в наибольшей мере одна и та-же. В остальных странах в данный индекс многие экспортируемые товары не входят. Подобный расчет на основе розничных цен может представить не достоверную картину, так как включает в себя некоторые услуги, не являющиеся объектом мировой торговли. В итоге на глобальном рынке происходит стихийное выравнивание курсов национальных денежных единиц в соответствии с реальной покупательной способностью.

Реальный валютный курс рассчитывается как номинальный курс помноженный на отношение уровня цен в России иуровня цен в США, на примере данных двух стран. Это объясняется тем, что международные расчеты проводятся методом купли-продажи нужной иностранной валюты участниками внешнеэкономических связей.

Состояние платежного баланса.

Активный платежный баланс содействует укреплению курса национальной валюты, так как при этом повышается спрос на нее со стороны иностранных заемщиков. Пассивный платежный баланс ведет к тенденции снижения курса национальной валюты, так как заёмщики стараются продать ее на иностранную валюту что бы погасить свои внешние обязательства. Волатильность платежного баланса ведёт к тяжело прогнозируемому и резкому изменению спроса на соответствующие валюты и их предложение. В текущих условиях выросло влияние международного движения капиталов на платежный баланс и, как следствие, на валютный курс.

Разница процентных ставок в разных странах.

Влияние данного фактора на валютный курс можно объяснить двумя превалирующими обстоятельствами. Во-первых, изменение процентной ставки в стране влияет на международные течения капиталов, прежде всего на краткосрочные. Повышение процентной ставки побуждает к притоку иностранных капиталов, а ее понижение стимулирует к отливу капиталов, в том числе и национальных, в иностранные банки. Течения капиталов, в особенности спекулятивных денег, увеличивает нестабильность платежных балансов. Во-вторых, процентные ставки определяют количество сделок на валютных рынках и рынках ссудных капиталов. При проведении сделок банки берут во внимание разницу процентных ставок на национальном и мировом рынках капиталов с целью извлечения максимальной прибыли. Банки хотят получать более дешевые кредиты на иностранных рынках ссудных капиталов, где ставки значительно ниже, и размещать иностранную валюту на национальных кредитных рынках, где процентные ставки традиционно выше.

Спекулятивные валютные операции.

Если курс какой-либо валюты ориентирован на понижение, то организации и банки заблаговременно стараются продать ее на более перспективные валюты, что еще больше ухудшает позиции ослабленной валюты. Валютные рынки мгновенно реагируют на те или иные изменения в экономике и политике, на колебания курсовых соотношений. Таким образом они преумножают возможности валютной спекуляции и стихийного движения денег.

Изменение в уровне оборачиваемости денежной массы

Если оборачиваемость денежных средств при прочих равных растёт, то уровень инфляции повышается. Специалисты долгое время не могли решить из-за чего обращение денежной массы меняется по истечению времени. Одним из определяющих факторов является технологический прогресс. Данный фактор изменяет порядок накопления денег, и варианты как потребители тратят деньги, таким образом, влияя на оборачиваемость денег. В условиях гиперинфляции потребители не желают накапливать наличные суммы денег и предпочитают покупать реальные товары. Данное нежелание ведёт к ускорению оборачиваемости денег. Следовательно, если центральный банк быстро увеличивает денежную массу, то это неизбежно приведёт к повышению уровня инфляции.

Изменение в реальном объеме производства

Если объем производства начинает увеличивается при других параметрах константах, то уровень инфляции понижается. Зачастую это является главным аргументом сторонников школы Кейнса для смягчения монетаристской политики во времена спадов в экономике. Они утверждают, что рост денежной массы ведёт к сопутствующему росту реальных объемов в производстве и инфляционные процессы при этом заметно сокращаются или вовсе пропадают.

Степень доверия к валюте .

Степень доверия определяется состоянием в экономике и политической обстановкой в стране, а также рассмотренными выше факторами, которые оказывают воздействие на валютный курс. Дилеры принимают во внимание не только данные темпы экономического роста, инфляции, уровень покупательной способности валюты, соотношение спроса и предложения валюты, но и возможности и перспективы их динамики. Иногда даже само ожидание размещения официальных данных о торговом и платежном балансах или результатах выборов сказывается на соотношении спроса и предложения и курсе валюты.

Составим матрицу влияния факторов:

Проведём динамический анализ, для этого поочередно изменим некоторые факторы:

    Увеличим фактор степени доверия к валюте на 10%.

На графике видно, что доверие к валюте положительно сказывается на факторах, влияющих на рост покупательной способности и отрицательно на факторе уровня спекулятивных операций.


График показывает, что увеличение уровня спекулятивных операций крайне негативно сказывается на факторе покупательной способности валют.

    Увеличим оборачиваемость денежной массы на 10%.

Увеличение фактора оборачиваемости денежной массы дает незначительный рост покупательной способности и резкий одномоментный скачек объёмов производства.

    Увеличим объёмы производства на 10%.

Увеличение объёмов производства дает незначительный рост покупательной способности валюты, как и незначительный спад уровня спекулятивных операций и темпа инфляции.

    Увеличим темп инфляции на 10%.

При увеличении темпа инфляции на графике виден резкий спад покупательной способности валюты, как и всех, положительно влияющих, на нее факторов и резкий рост уровня спекулятивных операций.

    Увеличим покупательную способность валюты.

Все положительные факторы увеличиваются, уровень спекулятивных операций уменьшается.

    Увеличим на 10% покупательную способность и темп инфляции.

На графике видно, что после небольшой волатильности все показатели не изменяются.

    Увеличим на 10% покупательную способность, темп инфляции, степень доверия к валюте.

На графике видно, что все положительно влияющие факторы растут, в то время как уровень спекулятивных операций стремится вниз.

Таким образом можно сделать вывод, что фактор степени доверия к валюте в наибольшей мере положительно влияет на покупательную способность валюты, а следовательно, и на рост курса валюты, в то время как спекулятивные операции в наибольшей степени обрушивают курс валюты.

В 1948 г. Э. Толмен публикует статью «Когнитивные карты у крыс и человека», в которой обсуждает новый, созданный им психический конструкт cognitive maps (познавательные, или когнитивные, карты). Суть его (1948, с. 189–208) теории заключается в том, что в процессе обучения в мозгу крысы образуется нечто вроде карты окружающей обстановки. Животные формируют когнитивную карту лабиринта, то есть представление о месте расположения в нем пищи и воды. Эту особую структуру можно было бы назвать когнитивной картой окружающего мира. Она указывает пути (маршруты) движения и взаимосвязи элементов окружающей среды, а также определяет, какие ответные реакции будет осуществлять животное. Карты бывают узкими, охватывающими небольшой кусок реальности, или более широкими. Они могут быть правильными или неправильными, определяя успешность движения животного к цели.

В каком конкретно виде существуют в человеческом сознании когнитивные карты окружающего мира? Б. М. Величковский (2006, с. 57) пишет, что сторонники радикальной теории образов и защитники пропозициональных концепций дают противоположные ответы на данный вопрос. Первые полагают, что когнитивные карты подобны картам местности и содержат метрическую информацию. Вторые считают, что знание о пространственном окружении фиксировано в форме набора утверждений 1 , отражающих лишь порядковые отношения ориентиров. Автор (с. 59–60) приводит экспериментальные данные, указывающие на многочисленные искажения пространственных параметров в наших когнитивных картах.

Однако тот факт, что в наших когнитивных картах окружающего мира искажаются многие пространственные отношения, нам не кажется удивительным. Поскольку эти карты представляют собой не что иное, как образы воспоминания и представления окружающего мира, а потому и не могут претендовать на географическую точность и абсолютное соответствие пространственным параметрам этого мира. В этой связи имеет смысл вспомнить феноменологические отличия образов восприятия, с одной стороны, и образов воспоминания и представления тех же элементов окружающего мира - с другой (см., например: С. Э. Поляков, 2011, с. 114–127).

То, что когнитивные карты представляют собой именно визуальные репрезентации окружающей реальности, хорошо демонстрируется в работе одного из классиков когнитивной психологии - У. Найссера. Необихевиористские взгляды автора поначалу не позволяют ему рассматривать когнитивные карты как психические образы без многочисленных оговорок: «О когнитивных картах часто говорится так, как если бы они были умственными изображениями среды, которые можно разглядывать на досуге внутренним взором, в то время как его обладатель удобно расположился в кресле. …Я попробую сделать противоположное и часто буду пользоваться термином “ориентировочная схема” как синонимом “когнитивной карты”, чтобы подчеркнуть, что это активная, направленная на поиск информации структура. Вместо того чтобы определять когнитивную карту как своего рода образ, я выскажу предположение… что само пространственное воображение является всего лишь аспектом функционирования ориентировочных схем» (1981, с. 126–127).

1 В этой связи нам интересно, в форме каких «утверждений» когнитивные карты могут существовать в психике крыс?

В процессе изложения У. Найссер смягчает свою позицию: «Существует тесная связь между когнитивными картами и умственными образами…» (с. 140).

В конечном итоге У. Найссер вообще признает, что когнитивные карты - это все-таки умственные образы, хотя и понимаемые им как «примеры перцептивной готовности»: «…когнитивные карты являются наиболее широко используемым и наименее спорным видом умственных образов. …Я полагаю, что переживание наличия образа представляет собой внутренний аспект готовности к восприятию воображаемого объекта…» (с. 144).

Данные интроспекции показывают, что когнитивные карты существуют и в виде ассоциированных между собой визуальных образов воспоминания и представления окружающих и окружавших нас в прошлом объектов реальности и даже в форме зрительных образов воспоминания и представления географических карт и иных схематичных изображений местности. Они прекрасно уживаются в сознании и дополняют друг друга. Причем у двух разных людей не может быть одинаковых когнитивных карт одной и той же части окружающего мира, например городского района, университетского городка и т. д. Сами возникающие в сознании одного и того же человека в каждый следующий момент когнитивные карты тоже могут отличаться друг от друга.

Интроспекция демонстрирует, что человек легко способен мысленно перемещаться в нужном ему направлении по вспоминаемым им улицам знакомого города. При этом образы улиц, домов и площадей с разной степенью подробности и точности развертываются перед его мысленным взором. Они могут быть хорошо узнаваемыми и достаточно подробными, хотя чаще трудно вспомнить детали большинства конкретных домов, например их точную этажность, количество окон, колонн и т. д. Они узнаются только в целом, а многие участки вовсе выпадают из памяти.

Следовательно, когнитивные карты - это сенсорные психические конструкции, представляющие собой ассоциированные визуальные образы воспоминания и представления, репрезентирующие знакомые нам участки окружающего мира. Они являются сложными чувственными психическими конструкциями, преимущественно визуальными фрагментами глобальной индивидуальной модели-репрезентации окружающего мира.

Когнитивная карта (карта познания, cognitive mapping) − это вид математической модели, представленной в виде графа и позволяющей описывать субъективное восприятие человеком или группой людей какого-либо сложного объекта, проблемы или функционирования системы.

Когнитивная карта — термин, предложенный амер. необихевиористом Э.Ч. Толменом (1886-1959) для обозначения целостного образа (представления) некоторой обстановки, сложившегося в ходе предшествующего опыта животного или человека и определяющего их поведение. Толмен ввел это понятие в статье «К. к. у крыс и человека» (1948) след. образом: «поступающие стимулы перерабатываются в центральной управляющей инстанции в особую структуру, которую можно было бы назвать К. к, окружающей обстановки. И именно эта примерная карта, указывающая пути (маршруты) и линии поведения и взаимосвязи элементов окружающей среды, окончательно определяет, какие именно ответные реакции… будет в конечном счете осуществлять животное».

Элементы изучаемой системы или объекта называются концептами . Концепты в графе представляются вершинами, причинно-следственные связи − направленными дугами, связывающими концепты.

Пример Тимура Василенко ()

Итак, будем считать, что в моей жизни есть три существенных ценности – семья, работа и хобби. Также будем считать, что все свое продуктивное время я посвящаю либо работе, либо хобби (это не значит, что у меня нет времени на семью). Хобби – это в частности написание вот таких статей, что напрямую с работой не связано, хотя некоторые области пересечения есть. Что на этой карте делают деньги, думаю, объяснять не надо. Основные связи тривиальны, но несколько связей требуют пояснений. Отрицательное влияние удовлетворенности жизнью на работу в психологии называется пароксизмом довольства (не зря же у меня деньги не входят в список ценностей) – когда мне хорошо, работаю более продуктивно (+0,2 к успехам в работе), но стараюсь работать поменьше (-0,5 к времени работы).

Все веса дуг относятся к процентам изменения. К примеру, если я буду работать на 10% больше, то хобби я буду посвящать на 8% меньше времени и на 8% возрастут успехи в работе. Эти изменения повысят мои заработки на 4% (=8%*0,5) и повысят удовлетворенность жизнью на 11,2% (=8%*0,7+8%*0,7).

Популярность когнитивных карт объясняется относительной легкостью представления причинных связей (отношений) между концептами и общей структурой изучаемого объекта.

Формирование когнитивной карты может стать также исходными данными для последующих этапов генерации решения.

При анализе когнитивной карты рассматривают отношения причинности, которые могут иметь различные значения: положительное, отрицательное и ноль. При положительном значении тех двух переменных, которые она связывает, изменения происходят в одном направлении (необязательно со знаком плюс).

Когнитивные карты – это достаточно простые в своей основе модели нашего мышления, представляющие картинки со стрелками. А теперь напряжем память – а есть ли еще какие-нибудь картинки с вершинами и стрелками? Оказывается, есть – во-первых, это дерево целей , а во-вторых, «рыбья кость» Ишикавы . Каждая из них отражает какую-то грань когнитивных карт – дерево целей имеет только положительные связи , но схожий характер взаимодействий элементов. А вот

Ментальные репрезентации.

Что такое когнитивные карты?

Когнитивные карты - это ментальные репрезентации (представления) человека о пространственной организации окружающей среды. Ошибки и искажения в когнитивных картах рассматриваются с точки зрения психофизического и функционального подхода.

С точки зрения психофизического подхода основным вопросом является соответствие между характеристиками реального пространства и его субъективной репрезентации.

Когнитивные карты относятся к ранним компонентам памяти, они являются как бы схемой, канвой, или эскизом для формирования других предметных отражений. У. Найссер считает, что они контролируют частные образы воображения. По сравнению с элементами реального пространства у когнитивных карт бывают систематические искажения.

Например, пересечения путей представляются близкими к прямому углу, хотя в действительности могут быть далеки от прямого угла, изогнутые пути представляются прямыми, знакомые пути - длиннее, незнакомые - короче.

В соответствии с когнитивно-социальной теорией научения, познавательные процессы являются как бы посредником между внешними стимулами и поведением человека (животного), таким образом, у научения - социальная природа.

В общем случае, когнитивная карта - это субъективная картина, которая создается в результате активных действий в окружающей среде и имеет пространственные координаты: верх-низ, право-лево, близко-далеко, она определяет местоположение отдельных воспринимаемых предметов.

Очевидно, можно представить себе когнитивную карту маленького ребенка, как внутреннюю часть самой маленькой матрешки, только матрешки эти разрисованы не снаружи, а внутри.

Как правило, на самой маленькой матрешке изображение самое примитивное, схематичное, и вот малыш видит это изображение изнутри. Оно еще маленькое тесное с узкой когнитивной картой. Шаг вперед, направо, налево, назад, падение на пол - и все.

Ребенок растет, растет его кругозор, и он перебирается в следующую матрешку, которая шире, ярче, на ней прорисовано больше деталей. Следующая еще лучше, а став взрослым, он переходит в большую матрешку, которая уже огромна, может уже как земной шар, его когнитивная карта становится большой, но нет предела совершенству - и впереди Вселенная.

Виды когнитивных карт:

карта-путь, как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту

карта-обозрение, как одновременное представление пространственного расположения объектов.

Когнитивные карты дают возможность человеку (животному) ориентироваться в пространстве, двигаться и осуществлять свою деятельность. Процесс образования когнитивных карт длительный, он проходит ряд психологических трансформаций, благодаря которым человек получает, хранит, вспоминает и использует информацию о пространственном окружении.

Применение когнитивных карт

Когнитивные карты привлекают внимание психологов, географов, архитекторов к проблемам пространственной ориентации, особенно потому, что пространственные схемы контролируют наше воображение, в принципе и являясь нашим воображением. С пространственной организацией связано большое количество метафор, например: человек "занимает положение", имеет "обширные" или "узкие" знания, изучить вопрос "с другой стороны", "области" и "сферы" знания.

В древние времена люди путешествовали, не имея карт или планов, при этом я не имею в виду путешествия первооткрывателей, а просто человек поехал (пошел) в другой населенный пункт, что впрочем, может произойти и сейчас, и чтобы не заблудиться, он в процессе поездки запоминает примечательные места, своеобразные вехи на своем пути. Это могут быть деревья, отличные от других, либо стоящие отдельно, либо приметные камни, либо еще какие-то объекты.

В данном случае когнитивная карта путешественника, формируется в связи с процессом движения и может быть использована в дальнейшем, являясь эффективным мнемоническим средством. Так древними греками был изобретен метод локусов, когда человек знакомится с последовательностью примечательных мест (локусов), расположенных вдоль своего маршрута.

Также для того, чтобы запомнить случайный список предметов, их надо последовательно расположить в данных местах. И для вспоминания списка, нужно мысленно пройти по тем памятным местам, где лежит каждый предмет из списка. Это "мысленное повторение пути" - ключ ко всей человеческой культуре, рассказ о путешествии.

В детстве мне с мамой довелось побывать в разных замечательных местах, являющихся литературными или историческими памятниками. Моя мама, литератор, учила меня, как запомнить то, что я вижу, учила расставлять как бы опорные вехи на пути к объекту, делению интересного объекта на какие-то запоминающиеся части, составлению мысленного плана и благодаря этому я и сейчас до малейших подробностей "вижу" Бахчисарайский дворец, дом Александра Грина и дорогу к нему.

Рассмотрим еще пример применения когнитивных карт, теперь уже для тестирования работы аппаратных и программных средств. На основе когнитивной карты можно оценить реальное состояние аппаратных и программных средств и сравнить его с заданными параметрами.

Информация для работы когнитивной карты собирается по результатам специального тестирования и работы контрольных аппаратных средств. Если система при наличии отказов сохраняет заданные характеристики, то она является отказоустойчивой системой, если происходит частичная потеря свойств, то все же она остается системой обеспечения живучести, если же полностью теряются свойства, то система не подлежит восстановлению.

Использование когнитивных карт возможно при разработке программных комплексов поддержки принятия решений по управлению вузов, предприятий и различных систем.

При психолого-педагогических исследованиях когнитивные карты, позволяют преобразовать декларативные знания о педагогической ситуации в процедурные знания о разрешении ее основных конфликтов и переструктурирования когнитивных карт. Когнитивные карты могут быть полезны для формирования и уточнения гипотезы о функционировании исследуемого объекта, рассматриваемого как сложная система.

Когнитивные карты относятся к тому же классу систем представления знаний, что и фреймы.

Когнитивную карту можно понимать как схематичное, упрощенное описание картины мира индивида, точнее ее фрагмента, относящегося к данной проблемной ситуации .

Так что же, дату рождения когнитивного подхода следует отнести к 1948 году? Нет, дело в том, что на творчество Толмена значительное влияние оказали идеи гештальтпсихологов, и именно в их работах следует искать истоки когнитивизма.

Один из основателей гештальтпсихологии выдающийся немецкий психолог М.Вертгеймер выдвинул целый ряд революционных для своего времени идей, которые были осознаны другими исследователями спустя десятилетия, а некоторые идеи входят в научный оборот только в последние годы. Во вступительной статье к классической монографии Вертгеймера В.П. Зинченко отмечает: «Из описаний продуктивного мышления Вертгеймера следует, что главным в этом процессе являются не столько операционально-технические процедуры, направленные на решение уже сформулированной задачи, сколько сама формулировка задачи, постановка проблемы. Именно на этой стороне мыслительного процесса должно быть сконцентрировано внимание исследователей. К этому только сейчас приходят специалисты в области информатики и искусственного интеллекта. Наиболее проницательные из них начинают осознавать, что будущие системы искусственного интеллекта смогут решать любые проблемы, но не смогут их ставить. Постановка проблем - это прерогатива человека... Книга Вертгеймера, несомненно, поможет, если и не преодолеть компьютерные метафоры в психологии и когнитивные метафоры в информатике, то во всяком случае существенно обогатить их содержание».

В заключении своей монографии М. Вертгеймер приводит ряд обобщающих положений, подытоживающих проведенные им исследования продуктивного мышления. Как утверждает Вертгеймер, анализ проблем, ситуаций требует не просто частичных, фрагментарных фактических истин, необходима структурная истина. Соответственно продуктивное мышление заключается «...в усмотрении, осознании структурных особенностей и структурных требований, в действиях... в направлении улучшения ее структуры».

Здесь делается акцент на то, что неясные места, пробелы, нарушения следует рассматривать в соответствии с их местом и функцией в структуре проблемной ситуации. Основными операциями в продуктивном мышлении являются структурные группировки, изоляция, центрирование, при этом следует четко фиксировать изменения в динамической структуре. Отмечается также роль структурной транспонируемости и структурной иерархии.

Вертгеймер считает необходимым структурное понимание проблем, ситуаций. «При этом трансформация структуры часто взрывает и совершенно меняет прежнее видение проблемной ситуации. Короче говоря, дело в том, что в продуктивных процессах структурные основания становятся действующими причинами». Переход на новую точку зрения осуществляется внезапно, в результате озарения - инсайта.



В монографии М. Вертгеймера отмечается роль теории графов в анализе структур (структура является также графом), подчеркивается важность процесса переструктурирования графов, т.е. ставится проблема визуализации информации .

Специалисты по когнитивной психологии считают, что каузальная (причинная) схема рисует путь размышлений человека о возможных причинах в связи с данным следствием. Это обеспечивает человека средствами делать причинные атрибуции на основе ограниченной информации. Допускается также, что у каждого человека есть некий репертуар мыслительных моделей для анализа причин (множество каузальных схем).

Как показывают результаты исследований, выполненных в рамках когнитологии, человеческий ум для понимания проблем использует «универсальные объяснительные схемы, или когнитивные клише». Яркий пример универсальной объяснительной схемы - распространенный способ отношений к любым взаимодействиям с партнером, как в шахматной игре. Это готовая схема для понимания ситуаций, невольно навязывающих отношения конфронтации (один выигрывает, другой проигрывает или ничья), при этом обычно забывают, что возможны другие способы поведения: кооперативные действия, переговоры, при которых обе стороны остаются в выигрыше.

В.М.Сергеев отмечает, что в эпоху Великой французской революции важным элементом революционной политической культуры стала универсальная объяснительная схема, согласно которой трудности и неудачи являются результатом козней врагов революции.

Когнитивные клише - жесткое знание, являющееся коллективным социальным продуктом мышления. Одной из основных проблем когнитологии является выяснение того, каким образом формируются универсальные объяснительные схемы. В настоящее время считается, что этот процесс происходит в результате последовательного применения специальных процедур, удостоверяющих знания, из которых важнейшие - это метафоры (например, «метафора шахмат»), а также использования примеров, поскольку метафоры, не разъясненные примерами, повисают в воздух.

Когнитивная карта может быть визуализирована в виде множества вершин, каждая из которых соответствует одному фактору или элементу картины мира индивида. Дуга, связывающая вершины и , соответствует причинно-следственной связи , где - причина, - следствие.

Связь называется положительной (знак «+»), если увеличение ведет к увеличению (усилению) , а уменьшение ведет к уменьшению при прочих равных условиях. Знак «-» над дугой означает, что связь отрицательная, т.е. при прочих равных условиях увеличение приводит к уменьшению (торможению) и уменьшение ведет к увеличению .

В качестве примера когнитивной карты рассмотрим представления человека, находящегося в депрессии (рис. 2).


Рисунок 2.Когнитивная карта человека, находящегося в депрессии

Приведенная на рис. 2 картина мира позволяет анализировать динамику развития депрессии. Предположим, что самооценка больного по каким-то причинам снизилась. Это ведет к усилению депрессии (связь имеет отрицательный знак). Усиление депрессии снижает возможность справиться с ситуацией самостоятельно, следовательно, увеличивается потребность в посторонней помощи, что в свою очередь еще больше снижает самооценку. Процесс повторяется снова и снова. Дела явно движутся в нежелательном направлении. Чтобы найти выход из казалось бы безвыходной ситуации, необходимо скорректировать картину мира. Следует убедить больного в том, что помощь других свидетельствует о любви к нему друзей и родственников, поэтому эта помощь должна повышать его самооценку, а знак соответствующей причинной связи становиться положительным. В этом случае рассмотренная выше петля дает надежду, что со временем ситуация выровняется - случайное снижение самооценки благодаря действию петли будет компенсировано.

Выбор редакции
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...