Лекция юридическая психология. Юридическая психология


Юридическая психология Васильев Владислав Леонидович

Глава 1 ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 1 ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной дисциплиной и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.

Право всегда связано с нормативным поведением людей. Ниже мы кратко рассмотрим это понятие, после чего перейдем к рассмотрению систем «человек - право» и «человек - право - общество», а затем - к анализу правоохранительной и других видов юридической деятельности.

Являясь активным членом общества, человек совершает поступки, действия, которые подчиняются определенным правилам. Правила, обязательные для какой-то конкретной общности людей, называются нормами поведения и устанавливаются самими людьми в интересах либо всего общества, либо отдельных групп и классов.

Все нормы поведения обычно делят на технические и социальные. Первые регулируют деятельность человека по использованию ресурсов (нормы расхода топлива, электроэнергии, воды и т. п.) и орудий труда. Социальные нормы регулируют отношения между людьми.

Социальные нормы включают в себя обычаи, мораль и право. Все социальные нормы, исходя из принятых в обществе оценок, требуют либо воздержания от определенных поступков, либо совершения каких-то активных действий.

Методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как на субъект деятельности. Таким образом, если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, свидетеле, потерпевшем и т. п.

Психические состояния, так же как и устойчивые особенности характера и личности потерпевшего, правонарушителя, свидетеля, развиваются и протекают, подчиняясь общепсихологическим и психофизиологическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения для установления истины, в поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушения правовых норм путем психологической коррекции этих состояний, равно как и свойств личности правонарушителей.

Следователь, ведя предварительное следствие, и суд, разбирая дело в судебном заседании, выясняют сложные переплетения человеческих взаимоотношений, порой трудно поддающиеся учету психологические качества людей и мотивы, толкнувшие человека на преступление. Так, в делах об убийстве, о доведении до самоубийства, об умышленном нанесении тяжких телесных повреждений, о хулиганстве, о кражах рассматриваются, по существу, психологические вопросы - корысти и мести, коварства и жестокости, любви и ревности и др. При этом судья, прокурор, следователь, работник органов дознания имеют дело не только с преступниками, но и с самыми различными людьми, выступающими в качестве свидетелей, потерпевших, экспертов, понятых. Личность каждого из них сложилась в определенных условиях общественной жизни, индивидуальны стили мышления, неодинаковы их характеры, своеобразны их отношения к самим себе, к окружающему миру.

Точное представление о том, почему мы поступаем так, а не иначе, дает нам возможность лучше понять свою жизнь и более сознательно управлять ею. Судья и следователь, прокурор и защитник, администратор и воспитатель исправительной колонии должны быть вооружены психологическими знаниями, позволяющими правильно ориентироваться в сложных и запутанных отношениях и конфликтах, в которых им приходится разбираться. Бесспорно, знание психологической науки необходимо каждому, кто имеет дело с людьми, кто призван воздействовать на них, проводить воспитательную работу. Наука о психической жизни и деятельности человека, изучающая такие процессы, как ощущение и восприятие, память и мышление, чувства и воля, свойства личности с индивидуальными особенностями (темперамент, характер, возраст, склонности), не может не иметь самого прямого отношения к раскрытию и расследованию преступлений, рассмотрению дел в суде.

В значительной степени задачи юридической психологии определяются необходимостью совершенствовать практическую деятельность органов правосудия.

Работники следствия и суда, повседневно сталкиваясь с разнообразными проявлениями психики подследственного, потерпевшего, свидетеля, конечно, стараются разобраться в сложностях их душевного мира, с тем чтобы правильно понять и должным образом оценить его. Профессии следователя, прокурора и судьи постепенно формируют определенные представления о человеческой психике, заставляя оперировать положениями практической психологии и быть в какой-то мере осведомленными в этой области. Однако объем и качество таких знаний, преимущественно интуитивных, не могут выйти за рамки индивидуального опыта и личных данных того или иного работника. Кроме того, такие эмпирические знания о душевном мире человека, приобретаемые от случая к случаю, бессистемны и поэтому не могут удовлетворять все возрастающие требования жизни. Для наиболее объективного и квалифицированного решения множества вопросов, постоянно возникающих перед судебно-следственными работниками, наряду с юридической и общей эрудицией, профессиональным опытом требуются также и обширные психологические знания.

Особенности труда этих работников делают необходимой морально-психологическую закалку, ибо они связаны со значительным напряжением умственных и моральных сил.

Значительный рост преступности, а также развитие ее наиболее опасных форм (организованная преступность, убийства на сексуальной почве, заказные убийства и т. п.) предъявляют требования к повышению эффективности деятельности правоохранительной системы. С другой стороны, усиливается охрана прав и интересов отдельных граждан в процессе привлечения их к уголовной ответственности и тенденция к гуманизации процесса расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, что определяет необходимость высокого уровня профессиональной компетентности работников правоохранительной системы как главного интегрального фактора, обеспечивающего как защиту интересов отдельных лиц и организаций от преступных посягательств, так и соблюдение всех законных прав и интересов граждан и коллективов, а также соблюдение этических норм. Сама профессиональная компетентность в значительной степени определяется личностным потенциалом правоведа, т. е. системой психологических факторов, которые можно объединить общим понятием «психологическая культура».

Психологическая культура юриста - это комплекс психологических знаний, включающий психологию личности и деятельности, психологию юридического труда и психологические характеристики отдельных юридических профессий, навыки и приемы использования этих знаний в профессиональных ситуациях в процессе общения.

Юристам необходимо уметь рационально распределять свои силы и способности, чтобы сохранить результативность труда на протяжении всего рабочего дня, владеть профессиональными психологическими качествами, чтобы при наименьшей затрате нервной энергии получать оптимальные доказательственные данные. В последовательном развитии таких профессиональных качеств, как гибкость ума и характера, острая наблюдательность и цепкая память, самообладание и выдержка, принципиальность и справедливость, организованность и самостоятельность, большое значение имеют рекомендации психологической науки, которая указывает пути и средства их формирования. Наряду с этим дальнейший рост эффективности труда судебно-следственных работников требует всесторонней, глубокой разработки психологических основ криминалистической тактики, а также изучения или знания психологии других участников уголовного судопроизводства (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и др.). Психологическая компетентность судебно-следственных работников помогает «предотвратить чреватые иногда тяжелыми последствиями ошибки, которые могут возникнуть при суждении о человеческих поступках вследствие недоучета психологических моментов».

Юридическая психология - научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности системы «человек - правое, разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы.

Методологическую основу юридической психологии составляет системно-структурный анализ процесса деятельности, который рассматривается во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм.

Таким образом, в центре внимания этой науки находятся психологические проблемы согласования человека и права как элементов одной системы.

Исследуя проблему предмета и системы юридической психологии, мы исходим из принципиального положения, что психологические закономерности в области правоприменительной деятельности делятся на две большие категории: деятельность правопослушную и деятельность, связанную с теми или иными правонарушениями.

Этими методологическими предпосылками, а также принципом иерархии определяется построение системы юридической психологии, в которой последовательно анализируются психологические закономерности в сфере правопослушного поведения и в сфере социальной патологии (см. схему на с. 16).

В общей части юридической психологии излагаются предмет, система, история, методы, связь с другими научными дисциплинами, а также основы общей и социальной психологии. В специальном разделе рассказывается о закономерностях правопослушного поведения, правовом сознании и интуиции личности, их роли в формировании иммунитета личности к криминогенной ситуации.

В двух больших разделах общей части юридической психологии также рассматриваются психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности и психология юридического труда.

Особенная часть юридической психологии, которую часто называют судебной психологией, состоит из следующих разделов: криминальная психология, психология потерпевшего, психология правонарушений несовершеннолетних, следственная психология, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза и исправительно-трудовая психология.

Юридическая психология изучает человека во всей полноте, с другой стороны, в этой научной дисциплине ярко выражены юридические аспекты, которые обусловливают комплекс объективных закономерностей, изучаемых ею. Она разрабатывает психологические основы:

Правопослушного поведения (правосознание, мораль, общественное мнение, социальные стереотипы);

Преступного поведения (структура личности преступника, преступный стереотип, структура преступной группы, криминогенная ситуация, структура личности потерпевшего и роль этих структур в генезисе преступного поведения);

Правоохранительной деятельности (профилактика правонарушений, следственная психология, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза);

Ресоциализации правонарушителей (исправительно-трудовая психология, психология адаптации после освобождения из ИТУ);

Поведения несовершеннолетних (психологические особенности проблем, изложенных выше);

Использования психолога в качестве консультанта, специалиста и эксперта на предварительном и судебном следствии.

Юридическая психология решает следующие задачи:

Изучение психологических закономерностей воздействия права и правоохранительной деятельности на отдельных лиц, группы и коллективы;

Система юридическом психологии

Наряду с развитием криминальной психологии, психологии потерпевшего, следственной психологии и других дисциплин, входящих в структуру особенной части юридической психологии, последние годы в нашей стране велись интенсивные исследования психологии юридического труда (в частности, отдельных его сторон), в результате которых были созданы профессиограммы юридических профессий, разработаны методы профессионального отбора и профессиональной ориентации в области юриспруденции.

Для оптимизации правоохранительной деятельности необходимы, во-первых, подробное описание всех сторон этой сложной профессиональной деятельности, личностных качеств и навыков, которые в ней реализуются, и, во-вторых, научно обоснованные рекомендации о соответствии конкретной человеческой личности объективным требованиям, предъявляемым к профессии юристов, и о методике подбора и расстановки юридических кадров.

Психология юридического труда - самостоятельная психологическая дисциплина; комплекс основных изучаемых ею проблем связан с юридической профессиографией, профессиональной консультацией и ориентацией, профессиональным отбором и профессиональным воспитанием, специализацией и предупреждением профессиональной деформации психики работников правоохранительных органов. Однако есть целый ряд пограничных областей, из-за которых эта дисциплина входит в систему юридической психологии, например: индивидуальные особенности личности работника и их реализация в правоохранительной деятельности (индивидуальный стиль допроса); роль личностных качеств в достижении успеха (или неуспеха) в различных профессиональных ситуациях и т. д.

Юридическая психология в современном ее понимании - это наука, изучающая различные психологические аспекты личности и деятельности в условиях правового регулирования. Она может успешно развиваться и решать комплекс стоящих перед ней задач только благодаря системному подходу.

Для современной науки характерно совмещение двух противоположных тенденций - возрастающей дифференциации и интеграции различных отраслей науки. Возникновение специальных дисциплин объясняется, конечно, растущей дифференциацией и прогрессом аналитических методов. Однако в области человекознания эта тенденция переплетается с синтетическими подходами к целостным или сложным видам человеческой деятельности. Поэтому специализация в этой области чаще всего сочетается с объединением отдельных частных теорий в общую теорию того или иного образования, свойства или вида человеческой деятельности.

Различные научные дисциплины по-разному подходят к изучению генезиса правонарушений, так как структура конкретного правонарушения может быть проанализирована с разных точек зрения. Юридический подход характеризует его как деяние, состоящее из четырех элементов: объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон. Для криминологии, социологии и психологии более продуктивен динамичный генетический подход, позволяющий изучить поведение человека в развитии.

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология управления: учебное пособие автора Антонова Наталья

Глава 1 ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

2. Предмет юридической психологии, ее цели и задачи Юридическая психология носит интегративный характер, так как находится на стыке юриспруденции и психологии. В состав юридической психологии входят правовая психология, которая занимается изучением правовой

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

3. Методы юридической психологии Юридическая психология изучает характерные для социальной психологии массовидные явления (общественные, коллективные, групповые цели, интересы, запросы, мотивы, мнения, нормы поведения, обычаи и традиции, настроения и т. п.);

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

Глава I ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

Глава I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ §1. Общее понятие о психике Психология - наука, изучающая психику человека. Под психикой разумеются наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

Глава 1 Методологические основы юридической психологии § 1. Предмет и задачи юридической психологии Юридическая психология изучает психологические аспекты права, правового регулирования и юридической деятельности, исследует проблемы повышения эффективности

Из книги автора

§ 1. Предмет и задачи юридической психологии Юридическая психология изучает психологические аспекты права, правового регулирования и юридической деятельности, исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и

Из книги автора

§ 2. Система (структура) юридической психологии Юридическая психология имеет собственную методологию и систему категорий (тезаурус). Она состоит из ряда разделов, каждый из которых имеет соответствующую подструктуру.1. Методологические основы юридической психологии:

Из книги автора

Из книги автора

Глава 2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Юридическая психология - одна из сравнительно молодых отраслей психологической науки. Первые попытки систематического решения некоторых задач юриспруденции методами психологии относятся к XVIII в.В истории юридической

Из книги автора

2.1. Ранняя история юридической психологии Как большинство новых наук, возникших на стыке различных отраслей знания, юридическая психология на первых этапах своего развития не была самостоятельной и не располагала специальными кадрами. Относящиеся к этой дисциплине

Из книги автора

2.2. Оформление юридической психологии как науки Конец XIX и начало XX в. связаны с интенсивным развитием психологии, психиатрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь - уголовного права). Ряд ученых, представлявших эти науки в тот период, занимали прогрессивные

Из книги автора

2.3. История юридической психологии в XX столетии Конец XIX - начало XX в. характеризуются социологизацией криминологического знания. Причины преступности как социального явления начали изучать социологи Ж. Кетле, Э. Дюркгейм, П. Дюпоти, М. Вебер, Л. Леви-Брюль и др., которые,

Из книги автора

Глава 3 МЕТОДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 3.1. Методологические основы Каждая наука имеет свой предмет и соответствующие ему методы исследования.Однако, независимо от того, в какой области ведется исследование, к научным методам предъявляются определенные требования:?

Из книги автора

11.1. Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные»,

Юридическая психология - это наука, в которой синтезированы различные области психологии и юриспруденции. Любая область прикладной психологии реализует систему и положения общей психологии в приложении их к различным видам человеческой деятельности. Но любая деятельность человека в сфере общественных отношений регулируется правилами. Правила, обязательные для определенной группы людей, называются нормами поведения. Нормы поведения устанавливаются членами групп и служат, прежде всего, интересам этих групп, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с интересами общества в целом. Все нормы принято подразделять на технические и социальные. Технические нормы регулируют отношения людей в использовании природных ресурсов (нормы расхода электроэнергии, топлива, воды и т.д.). Социальные нормы относятся к сфере социальных, межличностных отношений, и включают в себя обычаи, моральные и правовые нормы.

Мораль - это совокупность социальных норм, сложившихся в рамках большой социальной группы или всего общества. Они поддерживаются силой общественного мнения и требуют совершения определенных действий или воздержания от осуждаемых поступков.

Право - это возведенная в закон воля правящего класса. Право обеспечивает угодное действующей государственной власти поведение и гарантирует меры принуждения с помощью правоохранительного аппарата соблюдения гражданами норм права.

Объектом юридической психологии являются отдельные типы людей и их общности как субъекты правовой активности в рамках существующих процессов правового регулирования.

Предмет юридической психологии - психические закономерности деятельности и личности человека в области правовых отношений.

Как подчеркивают многие исследователи, методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что здесь центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности. И если право, в первую очередь, выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, в свидетеле, потерпевшем и т.п. В центре внимания этой науки находятся психологические проблемы согласования человека и права как элементов одной системы. Предмет юридической психологии не является застывшим и неизменным. Изменение жизни, ее социальных условий, общее развитие науки будут влиять и на эту отрасль психологии. Своеобразие этой науки заключается в том, что большинство психических закономерностей, которые она исследует, находятся за рамками общепринятых, социальных норм поведения, выраженных в праве.

Можно выделить три общих направления исследований в юридической психологии:
1) психология преступника и преступного поведения;
2) психология лиц, осуществляющих правосудие и ведущих борьбу с преступностью;
3) психология ресоциализации (перевоспитания) преступника.

Приведенные выше определения объекта и предмета юридической психологии отражают суть данной отрасли психологии, которая не означает простого приложения к определенной сфере практики данных психологических исследований, а является системой получения психологических знаний об активности людей в правовой сфере.

Ю. В. Чуфаровский выделяет следующие задачи юридической психологии .
Исследование структурных элементов предмета этой науки: личности юриста, его деятельности, правомерного и противоправного поведения, личности законопослушного человека и правонарушителя, психологии социально-правовой ресоциализации правонарушителя (в том числе и в ИТУ), психологических особенностей юридической процедуры и профилактики правонарушений.

Изучение методологических и теоретических ее основ, разработка методики и методов теоретических и прикладных исследований, адаптирование для целей юридической психологии методик и методов, разработанных в других науках, в том числе и в отраслевых психологических.

Разработка практических рекомендаций для юристов-практиков по осуществлению ими правоприменительной, правоохранительной и правотворческой функций, совершенствованию и улучшению их собственной работы, стимулирование совместной деятельности, разработка методики профориентации, профотбора, профконсультации юристов, профессиограмм и психограмм юридических профессий и др.

Теоретическое и методическое обеспечение учебной дисциплины «Юридическая психология» и связанных с нею спецкурсов.

Обеспечение практики специальным психологическим знанием, разработка теории и методики судебно-психологической экспертизы, психологической консультации и т.д.

Прежде чем назвать основные методологические принципы юридической психологии, определим главное понятие. Принцип (от лат. principium - основа) - центральное понятие, логическое выражение познания, основополагающая идея, пронизывающая систему знаний и устанавливающая субординацию этого знания. Общими принципами построения любой теории, в том числе и юридической психологии, являются принципы связи и развития, историзма, системности и причинности.

Принцип историзма позволяет характеризовать социальные явления закономерным, направленным и необратимым развитием, прогрессивной тенденцией, борьбой внутренних противоречий на каждом данном этапе истории. В юридической психологии принцип историзма - основа исследования истории этой науки, развития ее предмета и системы, в частности, развития деформации психологии правонарушителя и т.д.

Принцип развития в психологии означает движение форм психического отражения от биологически обусловленных элементарных форм (ощущений, эмоций) до социально обусловленных (самосознания), превращение индивидуально-психологических особенностей в свойства личности. В юридической психологии этот принцип конкретизируется в исследовании возникновения противоправного поведения индивида и социальных групп, психологических средств ресоциализации личности правонарушителя.

Принцип причинности проявляется в одном из важнейших видов связи, в частности генетической связи явлений, в которой одно (причина) при определенных условиях порождает другое (следствие). Причинность как принцип познания позволяет увидеть всеобщность явлений, неизбежность порождения одних другими и так до бесконечности. В юридической психологии принцип причинности означает, что психические явления, процессы и состояния человека, психология социальных групп в сфере права являются вторичными образованиями, причинно обусловленными объективной действительностью, и отражением этой действительности.

Для юридической психологии должен обязательно применяться и распространенный в юридических науках принцип гуманизма как морально-этическая сторона познания, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

Метод - это путь познания, способ, который позволяет исследовать предмет науки. Поэтому методология науки включает в себя наряду с принципами еще и систему методов исследования. Каждой науке присущи предмет и соответствующие ему методы научного исследования, к которым предъявляются следующие требования.

Изучаемое явление должно быть исследовано в своем развитии и в связи с окружающей средой, во взаимосвязи с другими системами.

Научное исследование должно быть объективно. Это означает, что исследователь ничего не должен в ходе исследований привносить от себя как в процессе наблюдения, так и в формировании конечных выводов.

Юридическая психология использует систему методов науки как психологии в целом, являясь ее отраслью, так и специфическую совокупность методов, которые обеспечивают процесс познания ее предмета. Добавим, что юридическая психология постоянно и систематически обогащается новыми методами, разрабатывая собственные и заимствуя их в других науках (например, в юриспруденции).

Эти методы можно классифицировать как по целям, так и по способам исследования. По целям исследования методы юридической психологии делятся на три группы.

Методы научного исследования. С помощью них изучаются психические закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практических работников, занимающихся работой по борьбе или предупреждению преступности.

Методы психологического воздействия на личность. Они осуществляются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Эти методы преследуют цели предупреждения преступной деятельности, раскрытия преступления и выявления его причин, перевоспитания преступников, приспособления их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Данные методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на научных методах психологии и тесно связаны с криминологией, криминалистикой, исправительно-трудовой педагогикой и т.д. К основному методу воздействия, который может применяться в юридической психологии, можно отнести убеждение. Убеждение - это воздействие на сознание посредством сообщения, разъяснения и доказательства важности того или иного положения либо его недопустимости с целью заставить слушающего изменить свои взгляды, установки, позиции, отношения и оценки, либо разделить мысли или представления говорящего (например, убедить подследственного, подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего дать правдивые показания). Убеждение является основным, наиболее универсальным методом руководства и воспитания. Механизм убеждения - аргументация, которая означает приведение логических доводов с целью доказать истинность какого-либо суждения. Убеждение - это сложный метод, так как требует от личности, его применяющей, развитого интеллекта, знаний логики.

Среди других методов этой группы можно назвать внушение и манипулятивные тактики.

Внушение есть не что иное, как вторжение в сознание человека (или привитие ему какой-либо идеи), происходящее без участия и внимания воспринимающего лица и нередко без ясного с его стороны сознания (например, гипноз, религия, программирование и т.п.). При внушении осуществляется целенаправленное словесное или образное воздействие, вызывающее некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Метод внушения и его разновидность - самовнушение - оказался эффективным в психотерапии, спортивной и педагогической психологии, при решении воспитательных задач.

Манипулятивное воздействие - это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм и недоверие к себе и другим. Сферой «разрешенной манипуляции» является бизнес, пропаганда, деловые отношения вообще. Манипуляторы встречаются и в повседневной жизни.

Следует отметить, что диапазон применения этих методов в юридической психологии ограничен рамками законодательства (по гражданским и уголовным делам) и этическими нормами.

Методы судебно-психологической экспертизы. Целью этих методов является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы. Содержание комплекса методов, используемых в СПЭ, определяется характером правонарушения, теми конкретными задачами, которые поставлены перед экспертом, возрастом подэкспертного лица (лиц). Некоторые методы СПЭ включаются в исследовательский комплекс обязательно: беседа, наблюдение и его разновидность - поведенческий портрет, анализ материалов уголовного дела, ретроспективный анализ поведения подэкспертного лица (лиц) в исследуемой ситуации правонарушения. Саму судебно-психологическую экспертизу часто называют методом исследования личности (группы).

Применительно к способам исследования судебная психология располагает следующими методами.

Метод наблюдения. Ценность его заключается в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. Для получения объективных результатов необходимо соблюдать ряд условий:
1) определить заранее, какие закономерности наблюдения нас интересуют;
2) составить программу наблюдения;
3) правильно фиксировать результаты исследования;
4) определить место самого наблюдающего и его роль в среде изучаемых лиц.

Для регистрации результатов наблюдения могут быть использованы технические средства, в первую очередь записи речи наблюдаемого на магнитофонную пленку. В отдельных случаях полезно применять фотосъемку и киносъемку. В условиях предварительного следствия технические средства могут быть применимы только в рамках процессуального закона.

Наблюдение может проводиться не только исследователем-психологом, но любым должностным лицом, которому необходимо получить соответствующую информацию для использования данных ее анализа в борьбе с преступностью. Большее значение для получения информации о возможной причастности допрашиваемого к событию преступления может иметь наблюдение за мимикой и жестами этого лица. А чтобы избежать предвзятой субъективной оценки результатов такого наблюдения, оно должно вестись строго объективно, с регистрацией всех фактов, полученных при наблюдении и при достаточной научной интерпретации результатов наблюдения.

Анкетный метод. Этот метод характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот материал подвергается статистической обработке и анализу. В области юридической психологии анкетный метод получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла. В настоящее время анкетный метод начал применяться практическими работниками для исследования некоторых аспектов причин преступности.

Параллельно с анкетированием применяется «автомат общественного мнения».

Главное достоинство этого метода - его полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд «критических» вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, нежели в анкетах.

Метод интервью (беседы). Как вспомогательный метод активно используется в самом начале исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы. Его применение характерно при исследовании личности на предварительном следствии. Свободная, непринужденная беседа, в ходе которой следователь изучает основные особенности личности собеседника, вырабатывает индивидуальный подход и вступает в контакт с допрашиваемым; такая беседа часто предшествует основной части допроса и достижению его главной цели - получению объективной и полной информации о событии преступления. При подготовке к беседе следует большое внимание уделять формулировке вопросов, которые должны быть краткими, конкретными и понятными.

Метод эксперимента. При использовании этого метода экспериментатор изучает зависимость особенностей психических процессов от особенностей действующих на испытуемого внешних стимулов. Эксперимент строится таким образом, чтобы внешняя стимуляция изменялась по строго определенной программе. Отличие эксперимента от наблюдения заключается в том, что при наблюдении исследователь должен ожидать наступления того или иного психического явления, а при эксперименте он может с помощью изменения внешний ситуации преднамеренно вызвать нужный психический процесс. В практике судебно-психологических исследований получили распространение лабораторный и естественный эксперименты.

Лабораторный эксперимент в основном распространен в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. К недостаткам лабораторного эксперимента следует отнести трудность использовании техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях. Эти недостатки и преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента.

В целом системный подход в сочетании с различными методами психологии и юриспруденции позволяет достаточно глубоко проанализировать взаимодействие и выявить основные психологические закономерности процесса деятельности, структуры личности и системы правовых норм, дать точное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов.

Юридическая психология имеет свою систему, состоящую из следующих разделов:
1) правовая психология, изучающая право как фактор социальной регуляции поведения, а также психологию правосознания;
2) криминальная психология, предметом изучения которой является психология совершения преступного деяния, вины и ответственности;
3) психология уголовного судопроизводства, изучающая психологию следственных действий в обшей системе расследования и судебно-психологическую экспертизу в уголовном процессе;
4) психология судебной деятельности, состоящая из психологических особенностей судебного следствия, его участников и психологии судебных прений;
5) исправительная психология, задачами которой являются изучение психологических проблем самого наказания, психологии осужденных к лишению свободы для социальной адаптации освобожденных.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

наука, изучающая психические явления.процессы и механизмы, возникающие, протекающие и используемые при осуществлении деятельности по созданию, усвоению, исполнению, нарушению и применению права, т.е. психологию юридически значимой и регулируемой правом деятельности людей. В приведенном определении очерчен и предмет Ю.п., и границы ее компетенции, и ее прикладные функции по обслуживанию юридической теории и практики.

Ю.п. по предмету и методам исследования, по психической природе явлений, подлежащих изучению, - отрасль психологической науки, в состав которой она организационно включена номенклатурой.научных специальностей. По сфере общественной практики, к которой относятся явления, изучаемые Ю.п., по направленности своих исследований и по области практического применения полученных результатов она одновременно входит в систему юридических знаний.

В качестве синонима Ю.п. используется понятие правовой психологии, которое иногда означает сам предметЮ.п., т.е. психическую реальность, изучаемую данной наукой, а также имеет и более узкое значение как наименование раздела Ю.п., изучающего психологическую сторону правового сознания и наиболее общие психологические закономерности нормативно-правового регулирования общественных отношений и поведения людей. Другие разделы Ю.п.: криминальная психология, изучающая психологию преступности, и личности преступника;

судебная психология, изучающая психологические проблемы раскрытия, расследования, судебного рассмотрения преступлений и гражданского судопроизводства; исправительная психология, изучающая психологические проблемы применения и исполнения наказаний, ресоциализации осужденных и профилактики правонарушений.

Развитие Ю.п. инициировалось потребностями юридической теории и практики, побуждалось задачами уголовной политики,борьбы с преступностью, расследования преступлений,отправления правосудия, обращения с осужденными.

Одна из важнейших прикладных задач Ю.п. - строгое определение, научное толкование и адекватное применение правовых установлений и терминов, имеющих психологическое содержание, а также юридических категорий и понятий, подлинную природу которых невозможно уяснить без привлечения данных психологии. К их числу, например, относятся понятия вины и ответственности, мотивов и целей, морального вреда,внутреннего убеждения, заведомой ложности, оправданного риска, психического принуждения, беспомощного состояния и многие другие.

Основные разделы Ю.п. (правовая, криминальная и исправительная психология) взаимосвязаны и обслуживают друг друга, охватывая психическую деятельность различных субъектов на разных стадиях и этапах,. в различных сферах и отраслях правовой жизни общества, что придает Ю.п. внутреннюю согласованность, целостный и системный характер.

Лит.: Антонян Ю.Н., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М.,1991; Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1991;Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Исправительно-трудо-вая психология. М., 1974; Дулов А.В. Введение в юридическую психологию. М., 1970; Ефремова Г.Х. и др. Общественное мнение и преступление. Тбилиси, 1984;

Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996; Костиц-кии М.В. Введение в юридическую психологию. Киев,1990; Коченов М.М, Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980: Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988; Ратинов А.Р..Судебная. психология для следователей. М.. 1967;

Р а т и н о в А.Р. Методологические вопросы юридической психологии//Психологический журнал, 1984, № 4; Рати-нов А.Р. Актуальные задачи психологии права//Психологический журнал, 1987, №1;Ратинов А.Р., Е ф ре м о в а Г.Х. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск, 1987; Романов В.В. Военно-юридическая психология. М., 1991; С и тко в с ка я О.Д. Психологические основания уголовной ответственности. Баку, 1992; Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.,1996.

Ратинов А.Р.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ" в других словарях:

    Юридическая психология раздел психологии, предметом которого являются психологические особенности деятельности, связанной с правом: отправлением правосудия (поведение участников уголовного процесса), правомерным и неправомерным поведением… … Википедия

    юридическая психология - (от лат. juris право) отрасль, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений. Под влиянием успехов экспериментальной психологии в конце XIX начале XX в. были проведены первые… … Большая психологическая энциклопедия

    Юридическая психология Энциклопедия права

    Общий раздел психологии, изучающий психологические проявления в условиях применения правовых норм и при осуществлении правовой деятельности. Включает в себя отрасли: криминальную психологию, судебную и исправительную … Психологический словарь

    Юридическая психология - (англ. juridical psychology) прикладная юридическая наука, предметом которой является психология государственно правовых явлений как целостность, в которой выделяются психологические и юридические подсистемы, находящиеся в неразрывной связи и… … Большой юридический словарь

    Юридическая психология - [лат. juris право] раздел психологической науки изучающий закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений. Под влиянием успехов экспериментальной психологии в конце XIX начале XX вв. были проведены… … Психологический лексикон

    ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - является отраслью науки психологии, исследующей проявление и использование общих психических механизмов и закономерностей в области отношений, регулируемых правом. Особое направление юридической психологии образует судебно психологическая… … Юридическая психология: словарь терминов

    Юридическая психология – образовательная специализация и специальность - Возникла и стала развиваться в связи с осознанием необходимости в профессионалах психологического обеспечения ПД. Специализация ЮП является частью специальности «психология» и предполагает получение более углубленных профессиональных знаний,… …

    Юридическая психология - учебная дисциплина - Изучение психологических аспектов правоохранительной деятельности ведет начало с 1907 г., когда в ряде высших образовательных учреждений России была введена учебная дисциплина «Судебная психология». С середины 30 х годов и до 60 х ее преподавание … Энциклопедия современной юридической психологии

    Юридическая психология - отрасль науки - ЮП как отрасль психологической науки имеет длительную предысторию и более чем столетнюю историю. Долгое время она именовалась «судебной психологией», а свое нынешнее название она приобрела в 1970 году, когда была официально утверждена новая… … Энциклопедия современной юридической психологии

Юридическая психология - прикладная наука, находящаяся на стыке психологии и юриспруденции. Изучает проявление и использование психических закономерностей и психологических знаний в сфере правового регулирования и юридической деятельности.

Юридическая психология исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов.

Предметом юридической психологии являются изучение психических явлений, механизмов и закономерностей проявляющихся в сфере действия права.

Задачи юридической психологии:

1) осуществить научный синтез психологических и юридических знаний;

2) раскрыть психолого-юридическую сущность базовых правовых категорий;

3) обеспечить глубокое понимание юристами объекта своей деятельности – поведения человека;

4) раскрыть особенности психической деятельности различных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения;

Взаимодействие психологии и юриспруденции рассматривают в основном на 3 уровнях:

1) применение психологических закономерностей в юриспруденции в «чистом» виде (психолог выступает в качестве эксперта, специалиста в гражданском или уголовном процессе и т. д.);

2) использование психологии в юриспруденции путем внедрения психологических знаний в правоприменительную, правоохранительную практику, при отборе кадров в правоохранительную систему и их психологическое сопровождение и т. д.;

3) возникновение юридической психологии как науки на основе психологии и юриспруденции.

Юридическая психология базируется на общей и социальной психологии, откуда проистекает ее методология. Осуществляется личностный подход (например, личность изучается в динамике правонарушения), исследуется процесс деятельности во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм, изучаются система психических процессов, темперамент, характер личности и социальная группа, социализация и социальная справедливость, правосознание и т. д.

5.Система юридической психологии

Обычно юридическую психологию подразделяют на две части общую и особенную.

В общую часть входят предмет, система, история развития юридической психологии, методы, ее соотношение с другими научными дисциплинами, психология юридического труда.

В особенную часть входят судебно-психологическая экспертиза, психология потерпевшего, психология несовершеннолетнего, криминальная психология, следственная психология, психология судебного рассмотрения уголовного и гражданского дел, исправительно-трудовая психология, адаптация личности освобожденного к условиям нормальной жизни.

Существует несколько иная форма представления системы юридической психологии, состоящей из 5 разделов с соответствующими подструктурами.

Правовая психология – психологические аспекты эффективного правотворчества, правовая социализация личности, психология правопонимания и правосознания.

Криминальная психология – роль биологических и социальных факторов в криминализации личности, понятие личности преступника, совершенного преступного деяния;

Психология уголовного судопроизводства или судебная психология (по уголовным делам)

Психология предварительного следствия

психология личности следователя, его деятельности в расследовании, формировании информации, а также судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.

Психология судебной деятельности

психология подготовки и планирования судебного разбирательства, особенности его проведения, принятия решения судьей

Пенитенциарная (исправительная) психология – психология осужденного и преступника, пути исправления, предотвращения.

Психология гражданского правового регулирования

психология гражданских правоотношений, позиции сторон гражданского процесса и их коммуникативная активность, аспекты подготовки гражданских дел;

психология деятельности адвоката, нотариата, арбитража, прокуратуры в гражданском судопроизводстве.

Предмет и задачи юридической психологии

Юридическая психология - прикладная наука, находящаяся на стыке психологии и юриспруденции. Изучает проявление и использование психических закономерностей и психологических знаний в сфере правового регулирования и юридической деятельности.

Юридическая психология исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов.

Предметом юридической психологии являются изучение психических явлений, механизмов и закономерностей проявляющихся в сфере действия права.

Задачи юридической психологии:

1) осуществить научный синтез психологических и юридических знаний;

2) раскрыть психолого-юридическую сущность базовых правовых категорий;

3) обеспечить глубокое понимание юристами объекта своей деятельности – поведения человека;

4) раскрыть особенности психической деятельности различных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения;

Взаимодействие психологии и юриспруденции рассматривают в основном на 3 уровнях:

1) применение психологических закономерностей в юриспруденции в «чистом» виде (психолог выступает в качестве эксперта, специалиста в гражданском или уголовном процессе и т. д.);

2) использование психологии в юриспруденции путем внедрения психологических знаний в правоприменительную, правоохранительную практику, при отборе кадров в правоохранительную систему и их психологическое сопровождение и т. д.;

3) возникновение юридической психологии как науки на основе психологии и юриспруденции.

Юридическая психология базируется на общей и социальной психологии, откуда проистекает ее методология. Осуществляется личностный подход (например, личность изучается в динамике правонарушения), исследуется процесс деятельности во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм, изучаются система психических процессов, темперамент, характер личности и социальная группа, социализация и социальная справедливость, правосознание и т. д.

Методы юридической психологии

Данные методы можно классифицировать по целям и способам исследования (Васильев В. А. , 2002, с. 40-51).

В зависимости от целей исследования выделяются следующие методы:

    научного исследования (изучаются психологические закономерности отношений индивида, регулируемых нормами права, и разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практики);

    психологического воздействия на личность (направлены на профилактику преступной деятельности, раскрытие преступлений и выявление их причин, изучение эффективности наказания и возможности перевоспитания и т. д.; эти методы применяются только в рамках Уголовно-процессуального кодекса и этических норм);

    судебно-психологической экспертизы (наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертами психологами по постановлению судебных, следственных или органов дознания).

По способам юридической психологии методы подразделяются на:

    метод психологического анализа материалов уголовного дела;

    анамнестический (биографический) метод;

    методы наблюдения и естественного эксперимента;

    инструментальные методы изучения индивидуально-психологических особенностей личности (различные варианты метода эксперимента, разнообразные тестовые методы, анкеты, опросники).

Существует другая классификация методов юридической психологии (Еникеев М. И. , 2000), куда входят:

Коммуникативные качества личности

Психология общения в профессиональной деятельности юриста. Основные приёмы установления психологического контакта с гражданами.

Общение – это тонкий многоплановый процесс установления и развития межличностных контактов. У юристов общение – это особый вид профессиональной деятельности, которая протекает в особом процессуальном режиме с соблюдением строго очерченных форм коммуникации (прием документов, жалоб, ходатайств, допрос в ходе предварительного слушания). Эти правила установлены УПК, ГПК, КоАП и др. законодательных актах. При нарушении этих правил полученные доказательства, например, признаются недопустимыми, а к юристам, нарушившим эти правила применяются правовые санкции.

Однако не все случаи общения описаны законодательством, поэтому юристу необходимо обладать коммуникативностью, знанием этикета, знанием правил речевого поведения социальных групп.

В социологии выделяют три непременные составляющие части не процессуального общения юриста:

1) коммуникативная сторона. Позволяет юристу с максимальной пользой участвовать в межличностных отношениях, плодотворно вести диалог. При вступлении в психологический контакт необходимо учитывать социальную роль юриста правоохранительных органов и объекта с которым вступают в диалог, поскольку она формирует систему ролевых ожиданий, проявляющихся в стиле исполнения. Все ролевые особенности влияют на развитие коммуникативных процессов. Если юрист нарушил правила ролевого общения, то это рождает непонимание, так как это поведение неожиданно и непонятно собеседнику.

Вербальная коммуникация предполагает использование речи с ее богатой фонетикой, лексикой, синтаксисом.

Также при коммуникациях используют письменную речь – при составлении протоколов. К протоколу предъявляются требования: использование однозначных терминов, употребление точных, сжатых формулировок, краткость.

Таким образом, юристу приходится прибегать к разным видам общения, однако полученная информация получит юридическую силу, если она получена в определенном процессуальном режиме.

2) Перцептивная сторона общения. В процессе общения между его участниками происходит активное взаимное восприятие сторон, в котором складывается представление о собеседнике и о самом себе. Сопоставив себя с собеседником представляешь логичность его действий. Либо понимаешь эмоциональность его действий – эмпатия. Существует также понятие рефлексия – процесс осознания индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Если субъект дезинформирует юриста, то о нем сложится неверное представление в связи с приписанием неких черт характера. Юрист должен замечать воздействие вышеуказанных феноминов, а также иных (социально-статусных оценочных стереотипов, эффекта новизны…) и, чтобы оградить себя от коммуникативных барьеров.

    Интерактивная сторона общения – обмен действиями на вербальном и невербальном уровне. Юрист должен по занятой собеседником позиции общения уметь предвидеть его реакцию и предотвратить возможный конфликт, либо выйти из него.

Система юридической психологии

Обычно юридическую психологию подразделяют на две части общую и особенную.

В общую часть входят предмет, система, история развития юридической психологии, методы, ее соотношение с другими научными дисциплинами, психология юридического труда.

В особенную часть входят судебно-психологическая экспертиза, психология потерпевшего, психология несовершеннолетнего, криминальная психология, следственная психология, психология судебного рассмотрения уголовного и гражданского дел, исправительно-трудовая психология, адаптация личности освобожденного к условиям нормальной жизни.

Существует несколько иная форма представления системы юридической психологии, состоящей из 5 разделов с соответствующими подструктурами.

    Правовая психология – психологические аспекты эффективного правотворчества, правовая социализация личности, психология правопонимания и правосознания.

    Криминальная психология – роль биологических и социальных факторов в криминализации личности, понятие личности преступника, совершенного преступного деяния;

    Психология уголовного судопроизводства или судебная психология (по уголовным делам)

    Психология предварительного следствия

психология личности следователя, его деятельности в расследовании, формировании информации, а также судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.

    Психология судебной деятельности

психология подготовки и планирования судебного разбирательства, особенности его проведения, принятия решения судьей

    Пенитенциарная (исправительная) психология – психология осужденного и преступника, пути исправления, предотвращения.

    Психология гражданского правового регулирования

психология гражданских правоотношений, позиции сторон гражданского процесса и их коммуникативная активность, аспекты подготовки гражданских дел;

психология деятельности адвоката, нотариата, арбитража, прокуратуры в гражданском судопроизводстве.

Правосознание

Правопослушное поведение является результатом социализации, в процессе которой происходит усвоение субъектом моральных и правовых запретов, социальных стереотипов поведения, что, в свою очередь, определяется групповым и индивидуальным правосознанием, чувством социальной ответственности, социальной справедливости, правовой интуицией и др.

Психология правопослушного поведения исследует внутреннюю структуру и отдельные компоненты личности и группы, которые в сочетании с факторами внешней среды обеспечивают различные варианты реагирования, не выходящие за рамки действующего законодательства.

При формировании личности в нормальных условиях социализации правовые запреты принимаются к сведению и становятся привычными рамками поведения; постепенно складывается социальный стереотип поведения личности. В основе этого стереотипа лежит индивидуальное правосознание, базирующееся на общественном. У человека формируется механизм социального саморегулирования, т. е. привычная готовность действовать в данной обстановке определенным образом.

Под правосознанием в широком смысле слова понимается весь правовой опыт поведения личности, группы, общества. В первую очередь к нему относится психологический механизм правопослушного поведения и зависимость между различными дефектами индивидуального правосознания и противоправным поведением.

Правосознание - это одна из форм общественного сознания; его содержание и развитие детерминированы материальными условиями существования общества. Оно отражает общественные отношения, которые регулируются или должны быть урегулированы нормами права.

Экономические и иные потребности общества, пройдя через сознание, приобретают форму юридических мотивов и получают в итоге выражение в нормах права. Таким образом, отношение между интересами и потребностями, с одной стороны, и правом - с другой, опосредуются правовым сознанием (правовой психологией и правовой идеологией).

Правосознание как одна из форм общественного сознания обладает следующими признаками:

– не только отражает социальную действительность, но и активно на нее воз действует, является высшим уровнем отражения социально-экономических отношений людей, выраженных в законах их общества;

– всегда проявляется через вторую сигнальную систему; речемыслительная деятельность людей выступает в качестве механизма правосознания, отражая систему правовых знаний и понятий, регулирующую общественные отношения;

– не может существовать без своего конкретного носителя - конкретной человеческой личности, групп; коллективов. По признаку общности осознания правовых норм в обществе происходит объединение людей в группы, возникает категория группового правосознания, характерного для социальных общностей и исторических эпох.

Правовые конфликты личности с обществом - правонарушения и преступления - должны рассматриваться в криминальной и пенитенциарной психологии с учетом того, какие этапы развития правосознания нарушены в конкретном случае и какие меры социальной реадаптации правонарушителей могут вернуть их к нормам правосознания, реализуемым в нормальном правоповедении.

Психология труда юриста

Методы изучения труда юристов

Профессиограмма юридической профессии

Среди юридических профессий есть такие, овладение которыми требует не только задатков, призвания и образования, но и большого жизненного опыта, целого ряда профессиональных навыков и умений. Таковы, в первую очередь, профессии судьи, прокурора, а также Следователя, арбитра и некоторых других. Сложный и ответственный труд этих людей предъявляет к личности работника повышенные требования. Большинство этих профессий в настоящее время считается престижными, об этом свидетельствуют конкурсы в юридические вузы и другие специальные учебные заведения, готовящие кадры для правоохранительных органов. Однако многие молодые люди выбирают для себя эти профессии, не имея ясного представления обо всей сложности предстоящей деятельности, и, главное, они не представляют, какие требования будут к ним предъявлены.

Слово «юридический» является синонимом слову «правовой». На этих словах базируется почти вся юридическая терминология.

В целом юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, добросовестности, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении норм закона.

Труд юристов, весьма разнообразный и сложный, имеет целый ряд черт, которые отличают его от труда большинства людей других профессий.

Во-первых, юридические профессии характеризуются чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Программа решения этих задач может быть выражена в самой общей форме, которая, как правило, сформулирована в правовой норме. Каждое новое дело для следователя, прокурора, судьи, адвоката представляет собой новую задачу. Чем меньше шаблонов используется в подходе к делу, тем выше вероятность нахождения истины.

Во-вторых, юридическая деятельность при всей ее сложности и разнообразии полностью подвергается правовому регулированию, и это накладывает отпечаток на личность каждого юриста. Уже при планировании своей деятельности любой работник мысленно сопоставляет будущие действия с нормами законодательства, которые регламентируют эти действия.

Практически для всех юридических профессий одной из главных сторон деятельности является коммуникативная деятельность, которая заключается в общении в условиях правового регулирования. Это правовое (процессуальное) регулирование накладывает специфический отпечаток на всех участников общения, наделяя их особыми правами и обязанностями и придавая особый оттенок общению, выделяющий юридические профессии в особую группу.

Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоциональная напряженность труда. Причем чаще это связано с эмоциями отрицательными, с необходимостью их подавлять, а эмоциональную разрядку откладывать на сравнительно большой период времени.

Труд многих юристов (прокурора, следователя, судьи, оперативного работника и др.) связан с осуществлением особых властных полномочий, с правом и обязанностью применить власть от имени закона. Поэтому у большинства лиц, занимающих перечисленные должности, развивается профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий.

Для большинства юридических профессий характерной чертой является организационная сторона деятельности, которая, как правило, имеет два аспекта:

Организация собственной работы в течение рабочего дня, недели, организация работы по делу в условиях ненормированного рабочего дня;

Организация совместной работы с другими должностными лицами, правоохранительными органами, другими сторонами в уголовном процессе.

Для многих юридических профессий характерно преодоление сопротивления их деятельности со стороны отдельных лиц, а в некоторых случаях и микрогрупп. Прокурор, следователь, оперативный работник, судья в поисках истины по делу нередко наталкиваются на пассивное или активное сопротивление со стороны заинтересованных в определенном исходе дела лиц.

По существу, для всех юридических профессий характерен творческий аспект труда, который вытекает из перечисленных характеристик.

Создание профессиограмм юридических профессий является частью деонтологической характеристики труда юриста.

Современная юридическая деонтология тесно связана с прогрессом юридической науки в целом, популяризацией ёё достижений посредством печати, радио, телевидения, ростом культурного и образовательного уровня населения страны. Все это неизбежно вносит новые понятия в обще юридическую деонтологию, перед которой, наряду с общими положениями, касающимися профессиональной этики юриста, возникают задачи, связанные со спецификой того или иного юридического дела. Именно поэтому каждая юридическая профессия, помимо общих требований, предъявляет юристу практику – следователю, прокурору, судье, нотариусу, арбитру и другим – специфические требования. Повышение качества труда юриста невозможно без учета индивидуальных особенностей его личности и соответствия личностных качеств объективным требованиям данной профессии.

Разработка профессиограмм (происходит от слова– профессиография, что означает описание профессии) представляет проведение подробного описания наиболее распространенных и ведущих юридических профессий с указанием их характерных функций. Составной частью профессиограмм является психограмма. Цель разработки профессиограмм – ориентация на изучение относительно устойчивых, стабильных, свойств, характеризующих юриста-специалиста в его практической деятельности.

Большой вклад в разработку профессиограмм юридических профессий внесли ученые России В.Л. Васильев, М.И. Еникеев, Ю.В.Чуфаровский. В деятельности юриста-специалиста они выделяют такие аспекты: поисковую (познавательную), коммуникативную, удостоверительную, организационную, реконструктивную (конструкционную) и социальную.

Дадим общую характеристику каждой из этих аспектов (видов) деятельности:

социальный – подчеркивает социальную значимость профессии юриста как организатора борьбы с правонарушениями, защитника прав и законных интересов граждан;

поисковый – состоит в сборе информации, необходимой для решения юридического дела;

реконструктивный – представляет собой завершающий анализ собранной информации по юридическому делу, выдвижение рабочих гипотез, разработка плана деятельности по его дальнейшему рассмотрению и завершению;

коммуникативный – означает умение общаться с коллегами, клиентами, участниками дела и всеми теми, кто имеет к нему отношение;

организационный – заключается в волевых действиях по проверке рабочих версий и их реализации;

удостоверительный – состоит в умении облекать полученную информацию по юридическому делу в законом предусмотренные формы письменных актов-документов (постановлений, протоколов, приговоров и др.).

В каждой из специальностей эти аспекты профессиональной деятельности юриста проявляются в разном наборе, с неодинаковой интенсивностью. У каждого юриста в зависимости от его личностных качеств они приобретают специфический характер.

Рассмотрение профессиограмм в предложенной последовательности отнюдь не означает, что первая юридическая профессия имеет большее значение, а каждая последующая – меньшее. Все профессии юриста призваны стоять на страже социальных ценностей личности, общества и государства и потому каждая из них имеет специфическое и важное значение для утверждения этих ценностей.

Профессиограмма следователя

Профессиограмма следователя представляет собой сложную иерархическую структуру, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи или зависимости.

Каждая из сторон профессиограммы отражает, во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в ней реализуются личностные качества, навыки, умения, а также знания, которые обеспечивают профессиональный успех на этом уровне деятельности.

В основе профессиограммы лежит поисковая сторона деятельности, которая реализует стремление к раскрытию преступления и заключается в собирании исходной информации для решения профессиональных задач.

Особое значение поисковая сторона деятельности следователя имеет на первом этапе расследования. Сущность ее заключается в вычленении из окружающей среды криминалистически значимой информации (следы преступника, потерпевшего, оружия или орудий преступления и т. д.), которая дает возможность с достоверностью реконструировать событие преступления с такой степенью точности, как этого требует закон.

Осматривая место происшествия, следователь ищет ответы на вопросы: что здесь произошло, какие следы оставило это событие? В правильном решении этих задач велика роль личностных факторов: во-первых, это задатки и способности следопыта, далее имеют значение криминалистические знания (учение о следах, способах совершения преступлений), профессиональный опыт (навыки вычленения опорных точек и построения контура события), жизненный опыт. Эффективность процесса сбора доказательств в значительной степени зависит от знания следователем информационных свойств различных материальных объектов, от его индивидуального информационного запаса.

Следующий уровень - это коммуникативная сторона деятельности, в процессе которой следователь должен получить необходимую для раскрытия преступления информацию от людей путем общения с ними.

Следователь должен уметь организовать свое психическое состояние. Хороший следователь обладает навыками управления своей волевой и эмоциональной сферой и - в рамках закона - эмоциями допрашиваемого.

Вся информация, полученная в результате поисковой и коммуникативной деятельности следователя или дознавателя, в процессе удостоверительной деятельности преобразуется в специальные предусмотренные законом формы: протоколы, постановления и т. д. Для этого следователь должен хорошо владеть письменной речью, иметь навыки быстрого перевода устной речи в письменную.

На следующем уровне следователь выступает как организатор расследования. Принимая ответственные решения, он добивается их реализации и при этом выступает в качестве организатора деятельности многих людей.

На следующем уровне находится реконструктивная сторона деятельности следователя. Говоря языком кибернетики, это блок переработки информации и принятия решения. Важное значение на этом уровне имеет общий и специальный интеллект следователя. Современный следователь должен очень многое знать: уголовное право, уголовный процесс, криминалистику и педагогику, бухгалтерский учет и судебную баллистику. Это далеко не полный перечень научных дисциплин, на которые опирается специальный интеллект следователя при переработке исходной информации, выдвижении гипотез, версий и разработке планов расследования.

Завершает структуру профессиограммы социальная сторона, в которой следователь предстает как организатор борьбы с преступлениями в своем районе или на участке. Центр тяжести в борьбе с преступностью переносится им на выяснение ее причин и условий и принятия мер к их ликвидации.

Восприятие следователя всегда целенаправленно, планомерно, осмысленно. Это связано с профессиональным опытом и с особенностями мышления.

Наблюдение как определенный вид человеческой деятельности связано с преднамеренным восприятием предметов и явлений внешнего мира.

Особое место в процессе наблюдения занимает установка на определенную активность, которая зависит от конкретной потребности и объективной возможности удовлетворения.

Понятие установки тесно связано с проблемой единства и целостности деятельности.

Созданная следователем система определяется «выделением» им события преступления. Это более или менее образная динамическая картина событий, которая представляет собой форму существования версий.

Криминалистическая наблюдательность при осмотре места происшествия - то планомерное, целенаправленное, продуманное восприятие обстановки. Такое восприятие в психологии называется наблюдением. Чтобы оно было максимально эффективным, надо соблюдать определенные правила. До начала осмотра важно получить общее представление о случившемся. Хотя первоначальная информация нередко весьма противоречива и впоследствии может не подтвердиться, это тем не менее дает возможность следователю наметить план осмотра, приступить к построению мысленной модели случившегося.

Анализ успешных осмотров свидетельствует, что на первоначальной стадии у следователей, производивших этих осмотры, преобладало симультанное (цельное) восприятие предметов и явлений. Сукцессивные тенденции (последовательное описание «всех» предметов, попадающих в поле зрения, по часовой стрелке или против нее без попытки вычленения следов события преступления) лишали следователя творческого подхода и не создавали предпосылок для выявления наиболее важных носителей криминалистически значимой информации.

Выбор редакции
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...

Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...

Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...

Если вы не новичок в кулинарии, то знаете, что обязательными ингредиентами классических сырников являются творог, мука и яйцо, но уж...
Сырники популярны у многих славянских народов. Это национальное блюдо русских, украинцев и белорусов. Изобрели их экономные хозяйки,...
Все, кто любит синенькие, должны обратить свое внимание на этот простой рецепт и обязательно приготовить это вкусное кушанье для сытного...
1343 11.07.12 Есть в Италии город Болонья, основанный 510 году до н. э. - кулинарная столица страны. За глаза Болонью называют...
В осенне-зимний период, брокколи — это замечательный продукт для приготовления свежих, но в тот же момент, сытных вегетарианских блюд....
Рецепт приготовления супа с овсяными хлопьями: Куриную грудку промыть и разрезать для удобства на средние куски. Положить курицу в...