Мероприятия по предотвращению банкротства.


Банкротство представляет собой признание несостоятельности фирмы. Процедура инициируется тогда, когда предприятие не может расплатиться с имеющимися долгами. Обычно, если оздоровительные меры не дают никакого результата, фирма банкротится и ликвидируется. Ее имущество распродается. Полученные деньги распределяются между кредиторами. Банкротство можно предупредить. Для этого используются специальные меры.

Что собой представляет предупреждение банкротства

Меры по предупреждению несостоятельности регулируются законодательно. Информацию о банкротстве получают учредители. После этого они должны принять меры по предупреждению. Они предполагают оптимизацию деятельности фирмы. В процессе устанавливаются и устраняются те аспекты, которые привели к банкротству. Выполняется работа со штатом сотрудников. Формируется система, которая позволяет контролировать финансовую несостоятельность. Из законов можно сделать вывод о том, что ЮЛ обязано приложить все усилия по предупреждению несостоятельности.

Основные стратегии по предотвращению банкротства

Рассмотрим основные стратегии по предупреждению несостоятельности:

  • Экстраполяция. Позволяет установить прогноз на сжатые сроки. При этом учитываются как внешние, так и внутренние факторы влияния на состояние компании. К примеру, нужно учесть финансовое состояние в государстве.
  • Методы экспертные оценки. Рассматриваемый вариант используется, когда требуется сформировать долгосрочный прогноз. Набирается комиссия из экспертов. Каждый из специалистов должен оценить значимые в банкротстве показатели и установить их динамику.
  • Моделирование. Часто применяется метод моделирования, предполагающий использование автоматизированного анализа. Он обеспечивает быструю и точную оценку экономической ситуации.

Используемые меры определяются в индивидуальном порядке, в зависимости от состояния компании.

Выявление симптомов банкротства

Первый шаг по предупреждению несостоятельности – выявление признаков несостоятельности. Своевременное обнаружение симптомов позволит вовремя принять все нужные меры. Рассмотрим эти признаки:

  • Наличие обязательств по оформленным соглашениям на поставки, исполнение работ.
  • Безосновательное обогащение.
  • Наличие долгов по выплате ЗП и переводам в различные фонды.
  • Непокрытые или частично покрытые займы.
  • Задолженности перед учредителями.
  • Долги, связанные с нанесением ущерба собственности кредитора.

Основной признак близости банкротства – наличие задолженностей, которые фирма покрыть не может. Если количество долгов практически сравнялось с показателями дохода, это также тревожный показатель.

Законодательное обоснование

Меры устанавливаются статьей 30 ФЗ №127 «О банкротстве» от 26 октября 2002 года. В законе не приведены конкретные меры. Нормативный акт только содержит сведения о досудебной санации. То есть предприниматель может сам определять меры по предотвращению. Это могут быть, к примеру, экономические инструменты. Однако все они должны отвечать главным целям: увеличению платежеспособности и обеспечению притока ресурсов.

В пункте 1 статьи 30 ФЗ №127 указаны обязанности руководителя фирмы-банкрота. В частности, руководитель должен направить учредителям уведомления о наличии признаков несостоятельности. Однако если управленец нарушит положения этого пункта, он не будет привлечен к ответственности. Она просто не предусмотрена нормативными актами.

Статьей 31 ФЗ №127 установлена необходимость проведения досудебной санации. Она представляет собой прямую выдачу банкроту компенсации, нужной для покрытия всех задолженностей. Законом дана возможность принятия банкротом обязательств в отношении санатора.

Меры по предупреждению несостоятельности

Необходимо реализовать антикризисные меры. Они актуальны тогда, когда зафиксировано резкое уменьшение платежеспособности предприятия. Главная цель антикризисного управления – это поиск источников финансирования бизнеса. Его главный признак – наличие заданных сроков. Антикризисное управление – это оперативное управление. Все решения быстро принимаются и немедленно внедряются.

Тактическая цель антикризисного руководства – сохранение рентабельности. Для воплощения этой цели формируется бизнес-стратегия. В нее входит сокращение производственных издержек, реструктуризация задолженности.

Способы предотвращения несостоятельности

Рассмотрим основные методы предупреждения банкротства:

  • Контроль над долгами перед кредиторами. Компания не должна допускать накопления задолженностей. Большое количество долгов – высокие риски банкротства. Следует погашать краткосрочные долги. Нужно соблюдать сроки расчетов. Для контроля над сроками имеет смысл автоматизировать контроль над задолженностями. Для этого создаются специальные таблицы.
  • Контроль над задолженностями дебиторов. Практически у каждой компании есть дебиторы. Возврат их задолженностей является одним из источников финансирования деятельности фирмы. Имеет смысл заняться организацией работы с дебиторами. Она включает в себя составление перечня долгов, рассылку уведомлений дебиторам, подачу исков в суд о взыскании задолженностей.
  • Оптимизация деятельности фирмы. Требуется провести анализ вертикальных и горизонтальных управленческих связей. Проводится реорганизация дочерних организаций, между ними распределяются деньги и рабочие функции.
  • Анализ ликвидности собственности фирмы. После анализа осуществляется продажа активов. Полученные средства можно направить на покрытие имеющихся задолженностей.
  • Поиск кредиторов. Кредиторы могут быть государственными или частными. Полученные от них деньги позволят покрыть имеющиеся задолженности и вложить деньги в бизнес.
  • Взыскание задолженностей с покупателей. Компания может отгружать продукцию в кредит. В этом случае нужно организовать работу с покупателями. Проводится взыскание долгов.
  • Увеличение размера уставного капитала. Позволяет фирме получить взносы в денежной форме.
  • Эмиссия акций фирмы. Позволяет привлечь дополнительные деньги в форме вступительных взносов от новых участников.
  • Поиск частных инвесторов. Имеет смысл искать инвесторов, интересующихся отраслью, в которой работает фирма.

Из перечисленных мер можно сделать вывод о том, что главная цель всех мер по предотвращению банкротства – привлечение новых средств. Привлекаться они могут самыми разными способами: обращение к новым инвесторам, работа с дебиторами, выпуск акций. Имеет смысл также оптимизировать имеющиеся задолженности.

Дополнительная информация

Перед внедрением всех мер по предупреждению несостоятельности нужно определить причины, по которым возникла угроза банкротства. От них зависит порядок действий. Нужно определить причину проблемы, а потом работать именно по этому направлению. К примеру, проблема компании – большое количество долгов покупателей. Товар отгружается в кредит, но деньги за него выплачиваются с задержкой. А потому у фирмы мало свободных средств. Она не в состоянии расплатиться по своим обязательствам. В этом случае имеет смысл воспользоваться этими антикризисными мерами:

  • Внедрение автоматизированной системы по работе с дебиторами.
  • Организация взаимодействия с дебиторами (отправка уведомлений, звонки и прочее).
  • Отмена программы отгрузки продукции в кредит.

Не существует одной работающей схемы предупреждения банкротства. Порядок действий определяется конкретной ситуацией.


Банкротство предприятия не является желаемым явлением ни для кредиторов, ни для должника. Для первых оно чревато полным или частичным невозвратом долга (из-за очерёдности требований и недостаточности имущества должника), а также сложностью процедур, необходимых для исполнения обязательств.

Для второго означает окончание деятельности и частичную или полную потерю активов. О том, как можно предупредить банкротство на разных стадиях финансовых затруднений, пойдёт речь ниже.

Общая информация

Предупреждение банкротства - это способы восстановления платёжеспособности и улучшения финансового положения организаций-должников.

Частично оно регулируется главой II Федерального закона от 22.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В ней указано, что при возникновении признаков банкротства руководитель организации-должника в срок до 10 дней с даты получения подобной информации обязан направить сведения о наличии данных признаков собственнику имущества организации (если должник - унитарное предприятие), а также лицам, имеющим право созывать внеочередное собрание акционеров (участников) организации.

Согласно пункту 3 ст. 30 указанного закона учредители (или участники) и собственник имущества, до направления в суд заявления о признании организации банкротом, принимают меры по предупреждению банкротства (возвращению его платёжеспособности). В реализации этих мер также могут участвовать кредиторы и иные лица, заключившие соглашение с должником.

Бесплатная юридическая консультация:


В ряде случаев, установленных федеральным законодательством, своевременно принять меры по предупреждению банкротства организаций должны и органы государственной (исполнительной) власти и местные администрации.

Избежать несостоятельности можно как на досудебной стадии, так и после подачи документов для признания должника банкротом. Руководство организации и иные заинтересованные лица самостоятельно определяют оптимальный набор методов восстановления её эффективной работы.

Возникла проблема? Позвоните нашему юристу:

Бесплатная юридическая консультация:


Досудебные (внесудебные) меры

Они осуществляются по решению руководства организации-должника и связанных с ней лиц до направления заявления о признании её банкротом без вмешательства и контроля судебных органов.

Меры, применяемые при лёгких затруднениях работы предприятия

  1. Прогнозирование банкротства с помощью различных моделей и способов во время нормальной (эффективной) работы предприятия. Этот способ позволяет вычислить коэффициент банкротства, обнаружить и предотвратить возможные проблемы платёжеспособности или решить их на стадии возникновения, не доводя до критического уровня.
  2. Санация. Это финансовая помощь со стороны учредителей (участников), собственников имущества, кредиторов и иных лиц для восстановления платёжеспособности организации. В том числе для обеспечения необходимых выплат, погашения задолженности по заработной плате и выходным пособиям работников, перечисления обязательных платежей. Она может быть предоставлена на безвозмездной и (или) безвозвратной основе, либо сопровождаться принятием должником ряда обязательств по отношению к лицу, оказавшему такую помощь.
  3. Реструктуризация долга - отсрочка, рассрочка, конвертация, списание, перекредитование в другой финансовой организации, взаимозачёт, преобразование краткосрочной задолженности в долгосрочную, перевод долга на другое лицо; его обмен на акции или иное участие в уставном капитале организации.
  4. Финансовая стабилизация организации-должника путём изменения состава и структуры её активов и пассивов. Например, за счёт продажи имущества для уплаты долга, сдачи его в аренду; увеличения уставного капитала через дополнительный выпуск акций или взносы участников; продажи долей (паёв, вкладов) в уставном капитале иных организаций и т. д.

Меры при серьёзном ухудшении работы организации

При глубоких кризисных состояниях может быть проведена реорганизация предприятия-должника. В соответствии со статьёй 57 Гражданского Кодекса РФ она может проводиться в следующих видах:

  • Слияние. Оно бывает горизонтальное (с предприятиями одного вида деятельности), вертикальное (со связанными или смежными организациями (например, поставщик и потребитель)), конгломератное (объединяются ничем не связанные друг с другом предприятия). При этом должник теряет статус юридического лица, вместо него появляется новый хозяйствующий субъект.

Финансовые потоки сливаемых организаций объединяются, создавая синергетический эффект и повышая устойчивость и платёжеспособность нового юридического лица.

  • Присоединение. В этом случае присоединяемая организация перестаёт существовать, а все её активы и обязательства переходят к присоединяющему юридическому лицу.
  • Разделение - используется на предприятиях с многоотраслевой производственной деятельностью. При этом вместо одного юридического лица образуется несколько, а его активы и обязательства делятся между вновь созданными.
  • Выделение - создаётся новая организация на базе части имущества первоначальной. Права и обязательства разделяются пропорционально разделению имущества.
  • Преобразование - смена организационно-правовой формы юридического лица. Примером может служить создание на базе организации акционерного общества, что позволяет увеличить размер уставного капитала и привлечь новых собственников и инвесторов за счёт выпуска акций.
  • Судебные меры

    К ним относят процедуры, направленные на предупреждение банкротства и восстановление работы организации, реализующиеся после подачи в суд документов для признания её банкротом - введение финансового оздоровления либо внешнего управления. При их осуществлении, в отличие от внесудебных мер, возвращение платёжеспособности организации происходит при участии (под контролем) кредиторов и арбитражных судей.

    Финансовое оздоровление

    Данная процедура регулируется главой V Федерального закона о несостоятельности. Решение о начале оздоровления принимается собранием кредиторов и утверждается судом. При этом представители организации-должника имеют право ходатайствовать о его введении.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Обязательным условием начала финансового оздоровления по закону является наличие плана его осуществления и графика выплаты задолженности. Эти документы обсуждаются и одобряются собранием кредиторов.

    Отличие финансового оздоровления от досудебного восстановления платёжеспособности

    Главное отличие - это ограничение свободы действий руководства предприятия-должника:

    1. Арбитражный суд назначает административного управляющего (его кандидатуру определяет собрание кредиторов).
    2. Если руководство должника не выполняет план финансового оздоровления, то на основе ходатайства собрания кредиторов или назначенного административного управляющего по решению суда оно может быть отстранено от выполнения своих обязанностей.
    3. Руководители организации-должника без получения согласия кредиторов не могут:
      • проводить сделки, в реализации которых они заинтересованы, или сделки, связанные с получением (отчуждением) более 5 процентов стоимости активов задолжавшей организации либо выдачей гарантий, займов, поручительств, кредитов, либо передачей имущества должника в доверительное управление;
      • выполнять операции, приводящие к появлению новых обязательств, если долги, возникшие после начала процедуры оздоровления, составили 20 процентов от суммы, указанной в реестре требований к должнику.

    Кроме того, без одобрения кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение по задолженности, руководители лишены права проводить реорганизацию юридического лица. А без согласия назначенного управляющего - проводить сделки, связанные:

    • с получением в долг денежных средств;
    • с переводом долга или уступкой прав требований;
    • с превышением кредиторской задолженности пятипроцентной доли от суммы, указанной в реестре требований к должнику на дату введения процедуры оздоровления;
    • с получением либо отчуждением имущества (кроме реализации продукции).

    Что нужно знать предпринимателям об антикризисном регулировании экономики? Ответ читайте на страницах нашего ресурса.

    Условия для введения моратория на удовлетворение требований кредиторов банка вот тут. Эта мера направлена на защиту должников.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Внешнее управление

    Регламентируется главой VI закона о несостоятельности.

    Это процедура возвращения платёжеспособности, предусматривающая отстранение руководства организации-должника от выполнения своих обязанностей и возложение их полномочий на назначенного судом внешнего управляющего.

    Внешнее управление также вводится судом по предложению собрания кредиторов на полтора года. При необходимости этот срок может быть продлён ещё на полгода. На этот период управляющий составляет план внешнего управления, утверждаемый затем собранием кредиторов. Его цель, как и в программе финансового оздоровления, состоит в возвращении платёжеспособности организации.

    Особенности предупреждения банкротства отдельных видов организаций

    Стратегические организации

    Это организации, входящие в особый, утверждённый на федеральном уровне, перечень и работающие в стратегически важных для обеспечения интересов государства отраслях, например, в оборонно-промышленном комплексе.

    Для предупреждения их несостоятельности в соответствии со ст. 191 Федерального закона о банкротстве Правительство РФ организует осуществление ряда мероприятий:

    Бесплатная юридическая консультация:


    • анализ платёжеспособности и финансового состояния;
    • проведение реорганизации;
    • погашение задолженности федеральных органов власти перед предприятиями и организациями, работающими в рамках гособоронзаказа, если вероятность банкротства возникла по этой причине;
    • реструктуризация задолженности по перечислению налогов и сборов в федеральный бюджет и платежей во внебюджетные фонды;
    • досудебная санация;
    • достижение (в т. ч. путём оформления государственных гарантий) договорённости между организациями стратегических отраслей и их кредиторами о реструктуризации имеющейся задолженности;
    • другие.

    Кредитные организации

    Предупреждение банкротства этих организаций регулируется параграфом 4.1 главы IX закона о несостоятельности. К числу соответствующих мер согласно статье 189.9. данного закона относятся следующие:

    • финансовое оздоровление во внесудебном порядке, осуществляемое согласно статье 189.14 закона о несостоятельности;
    • назначение временной администрации, кроме случаев, связанных с отзывом лицензии на выполнение банковских операций;
    • проведение реорганизации;
    • меры, принимаемые с участием государственного Агентства по страхованию вкладов, которое исполняет полномочия конкурсного управляющего в случае банкротства кредитных организаций.

    Все указанные меры реализуются до даты отзыва лицензии на совершение банковских операций.

    Таким образом, ухудшение платёжеспособности организации не является поводом для серьёзного беспокойства и негативных выводов. Существует достаточно много способов выхода из затруднительного положения, в том числе и после обращения в суд о введении процедур банкротства. Значительную помощь при этом могут оказать юристы и финансовые консультанты.

    В разделе Антикризисное управление вы найдёте дополнительную информацию по данной теме.

    Бесплатная юридическая поддержка по телефонам:

    Бесплатная юридическая консультация:


    Москва и Московская область: (звонок бесплатен)

    Санкт-Петербург и Лен.область:

    Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

    Тема 24. Банкротство предприятий

    24.2. Процедуры банкротства предприятий. Предупреждение банкротства

    Процедура банкротства совокупность разнообразных мероприятий, разрабатываемых и применяемых к предприятию-должнику, целью которых является разрешение споров между предприятием-должником и кредиторами. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» к предприятию-должнику могут применяться процедуры, которые представлены на рис. 24.1.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Наблюдение процедура банкротства, имеющая целью подготовить мероприятия, направленные либо на оздоровление предприятия, либо на его ликвидацию. Осуществляется под наблюдением кредиторов.

    Наблюдение вводится с принятием арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. С этого момента деятельность предприятия ограничивается и решения могут приниматься исключительно с согласия временного управляющего. Временный управляющий лицо, назначенное арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения, как правило, из числа кандидатов, предложенных кредиторами.

    По окончании наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. На основании представленного отчета и ходатайства первого собрания кредиторов арбитражный суд принимает одно из решений:

    О введении внешнего управления;

    О признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;

    Бесплатная юридическая консультация:


    С момента принятия решения наблюдение как процедура банкротства прекращается.

    Внешнее управление – процедура банкротства, осуществляемая с целью восстановления платежеспособности предприятия путем проведения организационных и экономических мер, направленных на оздоровление финансового состояния, в том числе путем продажи части его имущества.

    Внешнее управление вводится арбитражным судом по решению собрания кредиторов. Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановления платежеспособности предприятия-должника с целью продолжения его деятельности. Продолжительность внешнего управления составляет не более 12 месяцев, однако оно может быть продлено на 6 месяцев.

    Внешний управляющий назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления. Кандидатуру внешнего управляющего представляет собрание кредиторов. Внешний управляющий как руководитель предприятия-должника имеет права и исполняет обязанности, предоставленные законодательными актами Российской Федерации.

    Не позднее одного месяца с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, который представляется на утверждение собрания кредиторов. План внешнего управления предусматривает меры по восстановлению платежеспособности должника.

    К установленному сроку окончания внешнего управления собрание кредиторов принимает одно из следующих решений:

    О прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

    Об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении установленного срока внешнего управления;

    Об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

    О заключении мирового соглашения.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Конкурсное производство – судебная процедура ликвидации предприятия-банкрота, при которой оно подлежит принудительной продаже, а конкурсная масса распределяется между кредиторами.

    Целью конкурсного производства является:

    Соразмерное удовлетворение требований кредиторов;

    Объявление должника свободным от долгов;

    Предотвращение неправомерных действий сторон в отношении друг друга.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Срок конкурсного производства не может превышать одного года, в исключительных случаях арбитражный суд может продлить указанный срок на 6 месяцев.

    Для выполнения целей конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего. С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника.

    Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Конкурсная масса – имущество, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства.

    После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже указанного имущества на открытых торгах, если собранием кредиторов или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества должника.

    Конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства, далее требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности.

    Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

    Бесплатная юридическая консультация:


    После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства.

    Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник – ликвидированным.

    Мировое соглашение процедура банкротства, заключаемая между должником и конкурсными кредиторами на любом этапе производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и позволяющая должнику обеспечить свои обязательства без применения ликвидации путем получения отсрочки, рассрочки или скидки с долгов.

    Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов и считается принятым при условии, что за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

    Соглашение заключается в письменной форме. Со стороны должника оно подписывается руководителем должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим, со стороны кредиторов – лицом, уполномоченным собранием кредиторов. Оно подлежит утверждению арбитражным судом, о чем указывается в определении арбитражного суда о прекращении производства по делу о банкротстве, вступает в силу со дня утверждения арбитражным судом и является для должника, конкурсных кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, обязательным. Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу соглашения не допускается.

    Мировое соглашение должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и/или о прекращении обязательств должника способами, предусмотренными гражданским законодательством. Оно может быть заключено только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Утверждение мирового соглашения арбитражным судом является основанием для прекращения полномочий временного управляющего, внешнего управляющего и конкурсного управляющего.

    Ликвидация предприятия в результате банкротства и уголовное наказание недобросовестных лиц, конечно, оказывают оздоровляющее влияние на экономику в целом, но нельзя забывать и о негативных последствиях банкротства: безработице, социальной напряженности, прямых и косвенных материальных убытках и т.д. Поэтому учредители, собственники, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. В рамках предупредительных мер должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств, обязательных платежей и восстановления платежеспособности. Данные меры носят название «досудебная санация».

    Санация (от лат. sanatio – лечение, оздоровление) – это система мер, направленных на предотвращение ликвидации предприятия вследствие банкротства. При этом либо собственники предприятия, либо кредиторы, либо иные лица (в том числе федеральные органы исполнительной власти) оказывают должнику финансовую помощь, предоставляют льготные кредиты, льготное налогообложение и т.д.

    Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника для продолжения его деятельности.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Возможные меры по предупреждению банкротства

    Любой субъект хозяйственной деятельности не застрахован от риска стать банкротом.

    На стадии планирования собственной деятельности предприятия должны разрабатывать и принимать меры по предупреждению банкротства.

    Если процесс работы приводит субъекта хозяйствования к долгам, превышающим доходы, значит, со стороны руководства не уделялось должного внимания предупредительным мерам и не учитывались возможные риски. Все это может привести к банкротству.

    Несостоятельность

    Процесс деятельности предприятия не может существовать без финансовой поддержки и ресурсов, необходимых для его нормального рабочего функционирования и построения взаимоотношений между иными участниками хозяйственной деятельности.

    В первую очередь денежные ресурсы должны направляться на погашение текущих обязательств перед кредиторами и иных обязательных платежей.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Если этих средств недостаточно, предприятие признается несостоятельным.

    Нехватка финансовых ресурсов обычно приводит к следующим факторам:

    1. Не выполняется план по изготовлению и сбыту продукции на рынок.
    2. Сокращается производительность, а, соответственно, и прибыль.
    3. Финансовое состояние идет на спад.
    4. Невозможность поиска новых деловых партнеров и прочее.

    Причины, в результате которых происходит нехватка денежных средств, могут быть различными.

    • неправильное распределение собственных или заемных средств;
    • ухудшение экономического положения в стране и пр.

    Признать должника несостоятельным можно только в судебном порядке.

    Основные признаки

    • долги по текущим договорам с контрагентами;
    • возникшее на этом фоне безосновательное обогащение;
    • задолженность по заработной плате, взносам в специальные фонды;
    • невозвращенные денежные займы и проценты по ним;
    • долги перед учредителями.

    Если руководством компании были выявлены вероятные признаки банкротства, оно должно незамедлительно сообщить об этом всем учредителям и иными заинтересованным участникам.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Процедура

    Процедура по признанию должника банкротом делится на следующие этапы:

    1. Наблюдение. На этапе прилагаются усилия для сохранности имущества должника, проводится изучение его финансового состояния.
    2. Финансовое оздоровление. Целью этапа выступает восстановление платежеспособности должника и погашение имеющихся долгов в сроки, установленные графиком.
    3. Внешнее управление. Назначается внешний управляющий, все руководство предприятием отдается в его руки. Длится этап не более шести месяцев, после чего принимается решение о судьбе должника.
    4. Конкурсное производство. На этом этапе должник признается банкротом, проводится закрытие долгов перед кредиторами. Назначается конкурсный управляющий, в права которого входит реализация имущества должника через торги. Вырученные средства идут на удовлетворение требований кредиторов.
    5. Мировое соглашение. Применяется на любой стадии, путем подписания должником и кредитором соответствующего соглашения. Утверждается соглашение арбитражным судом. Содержание достигнутых договоренностей будет зависеть от стадии производства.

    Любой этап признания должника несостоятельным плательщиком требует грамотного подхода, основанного на действующих положениях законодательства.

    Положения закона

    Главным правовым документом, регулирующим институт банкротства, является ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127.

    Помимо закона, некоторые моменты процедуры регулируются Гражданским кодексом РФ.

    Положения закона распространяются на:

    Бесплатная юридическая консультация:


    • всех юридических лиц (исключения составляют лица, прямо указанные в законе);
    • индивидуальных предпринимателей;
    • граждан.

    Можно ли предотвратить?

    Предотвращение банкротства возможно в тех случаях, когда должником будут приняты все необходимые мероприятия, включающие:

    1. Запас наличных денежных средств. Их количество должно быть рассчитано на погашение всех затрат предприятия, начиная с заключения сделки и заканчивая получением дохода.
    2. Увеличение прибыли. Следует пересмотреть все имеющиеся источники дохода с целью их возможной оптимизации.
    3. Своевременное погашение текущих долгов. Сюда может относиться аренда, коммунальные платежи, ежемесячное погашение кредитов и пр.
    4. Требование о возврате задерживаемых платежей. Если контрагенты имеют перед предприятием долги, необходимо принять меру стимулированию выплат по ним.

    Таким образом, многое зависит именного от предприятия и его руководства, насколько разумно им проводились мероприятия по предотвращению ликвидации собственного бизнеса.

    Методы прогнозирования

    Большинство методов прогнозирования основаны на предположениях, так как создать точный алгоритм, позволяющий применять точный процесс, зависящий от человеческих факторов, довольно сложно.

    Именно поэтому в части неплатежеспособности речь идет о прогнозировании.

    Методы прогнозирования неплатежеспособности выдают показатели стабильности иных факторов, тем или иным способом воздействующих на фирму.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Сами методы условно делятся на две группы:

    1. Эвристический метод прогнозирования. Используется полученный ранее опыт, ненаучные теории, интуиция и пр. При таком методе изучается только одна характеристика, присущая деятельности исследуемой фирмы.
    2. Количественный метод прогнозирования или экономико-математический вывод. Используются сведения, полученные путем проведения анализов, изучения статистических данных. Если фактические показатели будут выходить за черту допустимых значений, то это первый показатель вероятного банкротства предприятия.

    При выборе методик следует исходить из особенностей предприятий и их отраслей.

    Как пройти процедуру банкротства физическому лицу? Подробности здесь.

    Меры по предупреждению банкротства

    Процедура банкротства не означает, что предприятие обязательно будет ликвидировано.

    Законом предусмотрены меры, направленные на предупреждение банкротства или иными словами, восстановительные процедуры.

    Их своевременное применение может изменить финансовое положение должника.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Кредитных организаций

    Процедура несостоятельности кредитных организаций заканчивается отзывом лицензии на осуществление соответствующей деятельности.

    Чтобы не доводить до такого момента, могут быть приняты следующие меры:

    • назначение временной администрации;
    • финансовое оздоровление;
    • реорганизация.

    Указанные меры могут применяться со стороны кредитной организации (кроме назначенной временной администрации) или ЦБ РФ.

    ЦБ РФ вправе требовать от кредитной организации разработки и осуществления плана по реализации финансового оздоровления.

    Такой план может включать в содержание:

    • меры по сокращению расходов;
    • меры для получения дополнительных расходов;
    • оценку общего финансового состояния кредитного учреждения;
    • меры, направленные на изменение организационной структуры и пр.

    Меры, направленные на предупреждение банкротства банка, регулируются параграфом 4.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

    Предприятия

    Закон о банкротстве устанавливает, что в отношении предприятий должны применяться своевременные меры по предупреждению наступления их несостоятельности.

    • оказание финансовой помощи;
    • смена состава и структуры органов управления;
    • взыскание дебиторской задолженности;
    • привлечение инвестиций;
    • содействие в достижении соглашений между должником и его кредиторами;
    • предоставление кредитов, ссуд и иных видов финансовой поддержки;
    • применение процедуры реорганизации предприятий.

    Меры по предотвращению банкротства предприятия направлены на создание эффективного управления его финансами и производством, разработку стратегических целей и способов их реализации.

    Моделирование

    Применяется метод моделирования при составлении прогнозов относительного финансового развития предприятия, относящихся ко всем звеньям бизнеса.

    Используются проверенные факты, прошедшие детальный анализ.

    Применяется два метода моделирования:

    Проводится моделирование с помощью компьютерной техники.

    Результатом его применения будет выбор дальнейшего направления развития предприятия, прогноз поведения отдельных лиц, чьи действия могут служить основой финансового краха.

    Метод целесообразно применять в том случае, если причины несостоятельности предприятия вызваны нестабильностью экономического рынка или неблагоприятной политической ситуаций в стране.

    Санация

    При применении санации, собственнику предприятия посылается уведомление о применении мер по предупреждению банкротства и нормализации его финансового положения.

    Несмотря на то что санация выступает в качестве обязательной меры, государственные органы не могут оказывать на предприятие-банкрот принуждение.

    Преимуществом метода является возможность его применения на любой стадии банкротства.

    Регулируется санация статьей 31 закона и применяется только при существенных признаках банкротства, в размере, необходимом для восстановления платежеспособности должника.

    Какую процедуру банкротства проводит временный управляющий? Читайте тут.

    Нужен образец заявления о банкротстве юридического лица? Смотрите в этой статье.

    Другие варианты восстановления платежеспособности

    1. Реализация имущества.
    2. Продажа предприятия.
    3. Исполнение обязательств должника его учредителем.
    4. Заключение соглашения об отступном.
    5. Взыскание дебиторской задолженности и пр.

    Учредители или собственники имущества предприятия вправе самостоятельно определять применение мер в зависимости от их предпочтительности.

    Сегодня банкротство представляет собой неизбежный и объективно обусловленный результат функционирования рыночных отношений. Меры по восстановлению платежеспособности, недопущению банкротства - являются общей обязанностью добросовестного предпринимателя.

    Досудебные процедуры банкротства, несмотря на их целевую направленность, отличаются от судебных процедур тем, что :

    • - проводятся заинтересованными лицами самостоятельно, без вмешательства судебных органов;
    • - в этих процедурах активную роль выполняют должник и его собственник (учредители);
    • - внесудебные процедуры целесообразны на начальных стадиях развития банкротства.

    В соответствии со ст. 30 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее - закон о банкротстве), меры по предупреждению банкротства организаций:

    • 1. В случае возникновения признаков банкротства, установленных п. 2 ст. 3 закона, руководитель должника обязан направить сведения о наличии признаков банкротства собственнику имущества должника - унитарного предприятия и лицам, имеющим право инициировать созыв внеочередного общего собрания акционеров (участников), в течение 10 дней с даты, когда руководителю стало или должно было стать известно об их возникновении.
    • 2. Учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.
    • 3. В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

    В системе стабилизационных мер, направленных на вывод предприятия из кризисного финансового состояния, важная роль отводится его финансовому оздоровлению (санации). Наиболее широкий диапазон форм имеет досудебная санация «меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства» (ст. 2 Закона о банкротстве).

    Досудебная санация - одно из трех мероприятий, предусмотренных Законом для достижения цели восстановления платежеспособности должника наряду с мерами периода наблюдения и внешнего управления.

    В рамках проведения досудебной санации происходит полное погашение требований по обязательствам и обязательным платежам. Для погашения всех требований должнику предоставляется финансовая помощь.

    Основным требованием, предъявляемым к досудебной санации, является ее размер. Так, п. 1 ст. 31 Закона о банкротстве предусмотрено, что «учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, и восстановления платежеспособности должника (санация)».

    Таким образом, в порядке досудебной санации можно удовлетворить только все требования в полном объеме и только одновременно. При этом, проведение досудебной санации возможно ровно до тех пор, пока кредитор, либо группа кредиторов, либо другие субъекты не обратятся в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника о признании должника банкротом (сделать это может и сам должник, подав заявление о банкротстве). При наличии определенных признаков суд обязан будет принять заявление, даже если должник представит доказательства осуществления досудебной санации (например, соответствующий договор, подписанный с санатором накануне). В случае принятия судом заявления о банкротстве дальнейшие мероприятия будут судебными, т.е. будут проводиться в соответствии с Законом о банкротстве под контролем суда. Заключенный, но не исполненный договор о досудебной санации в этом случае прекращается по причине невозможности исполнения .

    В то же время, оказывать такую помощь может практически любое лицо, включая учредителей (участников) собственника имущества унитарного предприятия и учредители (участники) юридического лица, кредиторов.

    Пункт 2 ст. 31 Закона о банкротстве уточняет, что предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

    Таким образом, досудебная санация носит упреждающий характер, полностью согласуется с целями и интересами предприятия, подчинена задачам антикризисного управления и сочетается с осуществляемыми мерами внутренней финансовой стабилизации. Данные процедуры позволяют без обращения в арбитражный суд решить вопросы о дальнейшей деятельности организации или добровольно ликвидироваться. И, хотя, эта помощь не будет безвозмездной, однако она позволит сохранить предприятию жизнь.

    Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий как в индустриально развитых странах, так и в современной России, позволяет выделить две наиболее распространенные тактики проведения финансового оздоровления (санации) предприятий :

    • 1) Защитная (оборонительная) тактика является основной тактикой для проведения процедуры. Прежде всего, она направлена на то, чтобы сократить инвестиции фирмы и операционные объемы, сбалансировать приток и расход денежных средств. Данная концепция предполагает привлечение внешней финансовой помощи для соответствующей реструктуризации предприятия с целью сокращения персонала, закрытия отдельных структурных подразделений, уменьшения объемов производства и т.п.
    • 2) Наступательная тактика направлена на диверсификацию операционной и инвестиционной деятельности предприятия, привлечение внешней финансовой помощи для расширения ассортимента конкурентоспособной продукции, выхода на другие региональные рынки, быстрое завершение реальных инвестиционных проектов и т.п. В этом случае привлечение внешней помощи необходимо, для того чтобы укрепить объемы производства. Предполагается расширить ассортимент товара, выдвинуть продукцию на более высокий уровень, увеличить конкурентоспособность. Также должна присутствовать возможность выхода на региональный рынок. Необходимо спланировать завершение инвестиционных операций в кратчайшие сроки. Процедура досудебной санации направлена на то, чтобы стабилизировать все функции предприятия и при этом не нарушить его деятельность.

    В зависимости от масштабов кризисного состояния предприятия выявленных в процессе диагностики банкротства и принятой концепции санации, различают 2 основных направления ее осуществления:

    • - Санация, направленная на его реструктуризацию (реорганизацию);
    • - Санация, направленная на реструктуризацию (рефинансирование) долга.

    Финансовая помощь может быть оказана в виде:

    • - возвратной финансовой помощи - займа (процентного и беспроцентного);
    • - безвозвратной финансовой помощи - безвозмездное поступление;
    • - принятия решения о выпуске и размещении облигаций, векселей;
    • - принятия решения об увеличении уставного капитала (увеличение номинальной стоимости акций или дополнительный выпуск акций).

    При этом, прежде чем приступать к досудебной санации, необходимо определить ее целесообразность. Если в данном случае имеются альтернативные формы проведения санации, необходимо подробно изучить их. Узнать, будет ли эффективным проведение этой процедуры, можно при помощи расчета, который покажет все шансы успешности.

    Досудебная санация должна быть направлена на устранение кризиса. Она проводится в целях поддержания финансовой устойчивости. В процессе у предприятия может сформироваться дополнительная прибыль за счет повышения производства и хозяйственной деятельности. Для того чтобы эффективно произвести затраты на санацию, следует выделить дополнительные средства и сформировать бюджет, при этом происходит объективная оценка инвестиций.

    Примером проведения успешного финансового оздоровления может послужить ситуация на Челябинском тракторном заводе УРАЛТРАК .

    В последние несколько лет назад это предприятие являлось убыточным. Но благодаря грамотно проведенной реструктуризации производство удалось возродить, более того, расширить. Завод находился в конкурсном производстве и шел к ликвидации.

    В настоящее время, ЧТЗ - это завод гигант, занимающий 1, 5 млн м2 площадей под производство, имеющий в своем распоряжении почти 20 тыс. ед. техники, станков и иного оборудования, предоставляющий рабочие места 20 тыс. чел. В его состав входит 150 юридических лиц и несколько десятков дочерних предприятий. За два последних года его выработка выросла в 2, 5 раза. Для компании сложным было решение о разделе ЧТЗ на части, но оно оказалось спасительным - организованный технопарк помог создать новые рабочие места, дал производственные мощности, которые ранее простаивали, имущество завода стало работать эффективнее.

    Затем администрация области приобрела пакет акций предприятия, что также способствовало упрочению его положения.

    При этом все же, главными шагами стало ориентирование на развитие, на расширение производства, на обновление парка техники. Использование новейшего, модернизированного оборудования способствовало выходу предприятия на новые рынки - зарубежные.

    Сейчас ЧТЗ поставляет свою продукцию в Индию, Пакистан, Саудовскую Аравию, Ливию, Вьетнам, а также в Грузию и страны Прибалтики. Как можно видеть, финансовое оздоровление было проведено максимально грамотно - предприятие не стало сокращать мощности и увольнять людей, а наоборот, развернулось, не считаясь с тратами, изменило политику.

    Таким образом, для того чтобы предотвратить банкротство, необходимо принимать меры, как экономические, так и юридические. Последние предусматривают заключение кредитных сделок, контрактов, своевременное взыскание дебиторской задолженности. Эти мероприятия направлены на преодоление кризисного состояния. Они должны способствовать повышению платежеспособности должника. Принятые меры в дальнейшем помогут избежать нежелательных признаков банкротства. Немаловажно погасить задолженность по обязательным платежам. Для того чтобы провести досудебную санацию, необходимо, чтобы у должника были шансы на восстановление. Эти возможности выявляются на основе анализа финансового состояния.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Министерство сельского хозяйства

    Омский Государственный Аграрный Университет

    Институт экономики и финансов

    Кафедра экономики и права

    По дисциплине: «Основы банкротства предприятий»

    Тема: «Меры по предупреждению банкротства»

    Список литературы

    1. Меры по предупреждению банкротства

    Меры по предупреждению банкротства организаций описаны в ст. 30 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", которая гласит: "В случае возникновения признаков банкротства, установленных пунктом 2 статьи 3 Федерального закона, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства…

    В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником".

    Меры по предупреждению банкротства наиболее часто носят экономический и (или) организационный характер и заключаются, преимущественно, в покупке государством или муниципальным образованием акций юридического лица, обеспечении кредитов (залог, поручительство, банковская гарантия), предоставлении ссуд, реструктуризации задолженности, предоставлении налоговых льгот или отсрочке уплаты налогов (налоговый кредит, налоговый инвестиционный кредит), реорганизации или содействии реорганизации юридического лица, повышении экспортных квот. Выбор тех или иных мер зависит от причин, порождающих опасность банкротства. Исходными причинами, как правило, являются: низкий научно-производственный потенциал, слабость организационного потенциала, неэффективность системы управления (механизмов управления и организации управления), серия ошибок в принятии решений стратегического характера.

    Очевидно, что предпосылки банкротства возникают задолго до наступления опасности банкротства. Основными сигналами возможного наступления неблагополучия предприятия на разных стадиях развития производственной системы являются:

    · на стадии развития (повышения научно-технического уровня системы и эффективности производства) - непредвиденные революционные изменения в технологии; устаревание вновь внедренной технологии вследствие низких темпов развития (долгостроя) или принятия непрогрессивных решений при проектировании технологической системы; большое несоответствие фактического спроса на производимый товар предшествующему прогнозу спроса; обострение конкуренции, закрывающее возможности проникновения на рынок;

    · на стадии стабильного функционирования технологической системы - замедление роста спроса на производимые товары (слабые обратные сигналы); обострение конкуренции, сопровождаемое потерей позиций на рынке (обратные сигналы средней интенсивности); насыщение или затухание спроса, угроза потери рынка (сильные обратные сигналы);

    · на стадии деградации технологической системы - потеря конкурентоспособности (слабые обратные сигналы о разорении); риск разорения (сильные обратные сигналы о разорении).

    Таким образом, если технологическая система предприятия находится на стадии деградации и появились явные признаки банкротства, то без финансовой помощи в объеме, позволяющем осуществить реконструкцию производства, восстановить стабильную платежеспособность предприятия практически не представляется возможным. Без достаточного финансирования инвестиций в развитие реальна только ликвидация данного юридического лица, в том числе путем продажи имущественного комплекса или присоединения к другому юридическому лицу.

    Очевидно, что норма статьи 27 Закона (о предоставлении финансовой помощи предприятию в порядке досудебной санации) не предусматривает такого размера финансирования. Предоставление финансовой помощи должнику, потерявшему конкурентоспособность, в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, является, скорее всего, методом "украшения витрин", позволяющим скрыть на время реальное финансовое состояние юридического лица от кредиторов. Следует иметь в виду, что улучшение коэффициентов платежеспособности и критической оценки ликвидности будет носить в данном случае исключительно временный характер.

    К основным мерам, направленным на оздоровление, которые предприятия могут принимать самостоятельно (в том числе с привлечением заемных средств), относятся;

    · выбор приоритетных направлений повышения отдачи (качества использования) имеющихся факторов производства и их обновления с учетом конъюнктуры рынка (рынка факторов производства);

    · пересмотр ассортиментной политики с целью рационализации структуры ассортимента по параметрам удельного веса в общем объеме производства и рентабельности продукции;

    · полноценное использование существующего социального потенциала и повышение организационного потенциала (на основе эффекта синергизма);

    · оптимизация рыночной стратегии и выбор конкурентных позиций на рынке

    2. Антикризисное управление до процедуры банкротства

    Кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Реализация всей совокупности антикризисных процедур начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла: в условиях резкого спада характеризующегося как правило неплатежеспособностью предприятия. В то же время антикризисное управление находящиеся за рамками процедур банкротства и призванные нейтрализовать последствия возникновения кризисных ситуаций применяются на всех стадиях жизненного цикла компании.

    Технологии антикризисного управления должны обеспечить возможность поиска реальных источников инвестиций в том числе может быть и не традиционные для современной России и способов их привлечения.

    Многочисленные производственные предприятия не располагают достаточными средствами не только на цели социального развития и содержание жилищно-коммунального хозяйства но даже на выплату заработной платы оплату электроэнергии и закупку сырья не говоря уже об инвестиционных ресурсах. По данным Госкостата в среднем по регионам большинство промышленных предприятий находятся в тяжелом финансовом положении имеют значительную кредиторскую задолженность перед бюджетом внебюджетными фондами и контрагентами. Более 00% предприятий имеют признаки несостоятельности подпадающие под законодательство о банкротстве.

    В лучшем положении находятся преимущественно предприятия сырьевых и обрабатывающих отраслей экспортирующих нефть газ металлы и тому подобное. Хотя как показывает практика и они испытывают трудности в связи с ростом производственных издержек обусловленных в свою очередь падением объемов продаж выравниванием уровней внутренних и мировых цен ухудшающейся конъюнктурой мирового рынка а часто и неэффективным менеджментом.

    Антикризисное управление базируется как на общих закономерностях присущих управленческим процессам так и на специфических особенностях связанных с осуществлением антикризисных процедур. Так управление всегда целенаправленно. Выбор и формирование целей является исходным пунктом в любом процессе управления в том числе антикризисном.

    В то же время система контроля и раннего обнаружения признаков предстоящей кризисной ситуации является специфическим атрибутом присущим процессу антикризисного управления.

    Кризис меняет поведение предприятия его цели и способы их достижения. Складывается специфическая экономика банкротства при которой умение перекладывать собственные убытки на других более надежно защищает предприятие чем само по себе снижение убытков; умение привлекать средства важнее умения их эффективно использовать.

    Главная особенность антикризисной стратегии как и антикризисного управления в целом - жесткое ограничение сроком. В одних случаях это грозящая процедура банкротства в других - сроки внешнего управления. Чтобы уложиться в эти сроки антикризисный управляющий должен быстро принимать решения и действовать в соответствии с ними. Ближайшая цель антикризисного управления - обеспечить рентабельность производства. Для достижения этой цели в стратегию должен быть заложен ряд частных задач: реструктуризация задолженности сокращение издержек и т.п. Определяется «здоровая» часть предприятия способная функционировать и приносить прибыль остальное безжалостно отсекается. Формируются необходимые реорганизации проводится продажа активов.

    3. Методы выхода предприятия из кризиса

    Выход из кризисной ситуации всегда существует. Другое дело какой ценой его приходится оплачивать. Этой ценой и определяется эффективность антикризисного управления. Успешное антикризисное управление - это прежде всего грамотное управление основанное на умении правильно применять достижения современного менеджмента. В этом смысле оно ничем не отличается от эффективного управления фирмой в обычных условиях. Однако кризисное положение фирмы меняет акценты. То с чем можно было бы мириться в период относительного благополучия становится совершенно недопустимым в чрезвычайных обстоятельствах.

    Выбор между ликвидацией и оздоровлением предприятия является сложной задачей которая решается совместными усилиями управленческих служб предприятия местными региональными и федеральными органами власти. Если ограничиваться финансовыми аспектами проблемы то недостаток средств предприятия и возможности его компенсирования и восполнения с одной стороны затраты на ликвидацию - с другой являются критериями по которым можно решить вопрос о сохранении или ликвидации предприятия.

    Затем должны определяться предприятия которые не способы существовать в рыночной среде или мешают развитию региона (например фактически несостоятельные экологически вредные подлежащие ликвидации или выводу из региона по другим причинам) и разрабатываться мероприятия по их реорганизации или ликвидации (использование основных фондов и земельных участков трудоустройство высвобождающегося персонала развитие на их производственной базе малого предпринимательства и так далее).

    Речь идет в первую очередь о методах выхода предприятия из кризиса. Выбору методов решения этой задачи предшествует анализ следующих проблем:

    1. В случае если неплатежеспособность предприятия является временной и в течение короткого периода времени с возобновлением денежных поступлений может быть преодолена кредиторы могут договориться о предоставлении фирме времени на выполнение ее обязательств.

    2. Должно ли неплатежеспособное предприятие быть сохранено в силу своей особой значимости для экономики страны для того чтобы оно продолжало функционировать или его необходимо ликвидировать а имущество выставить на аукцион для продажи?

    В процессе оздоровления фирмы или ее ликвидации должно ли оставаться на своем месте и выполнять все функции управления прежнее руководство или должен назначаться внешний управляющий?

    Собственники предприятий совместно с кредиторами могут принять меры по досудебной санации предприятия в частности оказать финансовую помощь предприятию-должнику для восстановления платежеспособности. Каковы размеры такой помощи каким образом она может быть наиболее рационально предоставлена - все эти вопросы для анализа как самим предприятиям-должникам так и аналитическими службами кредиторов органов власти других организаций.

    Таким образом, принимается решение либо о реорганизации предприятия с целью его сохранения либо о его ликвидации. Зарубежный опыт констатирует что ликвидация предприятия фирмы корпорации должна осуществляться в том случае если их восстановление маловероятно и продолжение его деятельности связано для кредиторов с еще большим риском или большими убытками.

    Однако реструктуризацию в полном объеме необходимо и возможно проводить лишь при первых признаках надвигающегося кризиса (т.е. на первой самое позднее - второй фазах) тогда как в зоне «ближнего» банкротства ни времени ни средств уже нет.

    В случае сохранения предприятия его менеджменту предстоит решать как минимум две основные задачи:

    Восстановить платежеспособность и стабилизировать финансовое положение предприятия;

    Разработать стратегию развития и провести на ее основе реструктуризацию предприятия с целью устранения причин кризиса недопущения повторения кризисных явлений в будущем.

    «Алгоритм выбора методов финансового оздоровления включает следующие этапы:

    Первый этап - устранение внешних факторов банкротства. На этом этапе реализуются оперативные методы восстановления платежеспособности: совершенствования платежного календаря; регулирование уровня незавершенного производства; перевод низкооборотных активов в высокооборотные; переоформление краткосрочной задолженности в долгосрочную другие меры.

    Второй этап - проведение локальных мероприятий по улучшению финансового состояния.

    Цель применения данных методов финансового оздоровления заключается в обеспечении устойчивого финансового положения предприятия в среднесрочной перспективе которое проявляется в стабильном поступлении выручки от реализации достаточном уровне ликвидности активов повышении рентабельности до 0-0%.

    На втором этапе применяются следующие методы:

    Установление путей восстановления штрафных санкций за просроченную краткосрочную задолженность;

    Обеспечение достаточности финансовых ресурсов для покрытия вновь возникающих текущих обязательств;

    Постепенное погашение старых долгов.

    При этом оценивается возможность привлечения дополнительных внутренних источников финансирования: реализация ненужных и неиспользуемых высокооборотных активов сокращение затрат до минимально допустимого уровня проведение энерго- и ресурсосберегающих мероприятий.

    Третий этап - создание стабильной финансовой базы.

    Целью долгосрочных методов финансового оздоровления является обеспечение устойчивого финансового положения предприятия в долгосрочной перспективе - создание оптимальной структуры баланса и финансовых результатов устойчивости финансовой системы предприятия к неблагоприятным внешним воздействиям.

    Долгосрочными методами финансового оздоровления являются:

    Активный маркетинг с целью поиска перспективной рыночной ниши;

    Поиск стратегических инвестиций;

    Смена активов под новую продукцию.»

    Сущность стабилизационной программы заключается в маневре денежными средствами для заполнения разрыва между их расходованием и поступлением. Маневр осуществляется как уже полученными и материализованными в активах предприятия средствами так и теми что могут быть получены если предприятие переживет кризис.

    Заполнение «кризисной ямы» может быть осуществлено и увеличением поступления денежных средств (максимизацией) и уменьшением текущей потребности в оборотных средствах (экономией). Рассмотрим мероприятия стабилизационной программы обеспечивающие решения этой задачи.

    Увеличение денежных средств основано на переводе активов предприятия в денежную форму. Это требует решительных и нередко шокирующих обычного руководителя предприятия шагов так как связано со значительными потерями. Потери неизбежны.

    Продажа краткосрочных финансовых вложений - наиболее простой и сам собой напрашивающийся шаг для мобилизации денежных средств. Как правило на кризисных предприятиях он уже совершен. Еще одно замечание. В условиях фактической стагнации фондового рынка дисконт при продаже ценных бумаг бессмысленно рассчитывать - они идут по той цене по которой их готовы купить.

    Продажа дебиторской задолженности также очевидна и предпринимается в настоящее время многими предприятиями. Специфика этой меры в рамках стабилизационной программы заключается в том что дисконты здесь могут быть гораздо больше чем представляется руководству кризисного предприятия.

    Продажа запасов готовой продукции сложнее так как во-первых предполагает продажу с убытками а во-вторых ведет к осложнениям с налоговыми органами. Однако как уже отмечалось суть стабилизационной программы заключается в маневре денежными средствами. Убытки в данном случае представляют собой жертвование частью полученных в прошлом денежных средств а проблемы с уплатой налогов при такой реализации закрываются уменьшением возможных будущих поступлений.

    Продажа избыточных производственных запасов. Наличие на складе сырья А на месяц является избыточным запасом если сырья Б осталось еще на одну неделю а денег для его закупки нет. Поэтому для обеспечения производства необходимо реализовать часть запасов сырья А даже по цене ниже покупной и несмотря на то что через некоторое время его опять придется закупать вероятно по более высокой цене. Это еще один пример маневра прошлыми и будущими денежными средствами.

    Продажа инвестиций (деинвестирование) может выступать как остановка ведущихся инвестиционных проектов с продажей объектов незавершенного строительства и неустановленного оборудования или как ликвидация участия в других предприятия (продажа долей). Решение о деинвестировании принимается на основании анализа сроков и объемов возврата средств на вложенный капитал. При этом стратегические соображения е играют определяющей роли - если конкретный инвестиционный проект начнет давать отдачу за пределами горизонта антикризисного управления он может быть ликвидирован. Сохранение долгосрочных инвестиционных проектов в условиях кризиса - верный путь к банкротству.

    Продажа нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы наиболее сложна и предполагает особый подход. Часть нерентабельных производственных объектов как правило входит в основную технологическую цепочку предприятия. При этом в стабилизационной программе невозможно корректно определить какие из них имеет смысл сохранить а какие в любом случае следует ликвидировать - это требует детального анализа осуществимого только в рамках реструктуризации.

    Для того чтобы минимизировать риск от подобного шага необходимо ранжировать производства по степени зависимости от них технологического цикла предприятия. Ранжирование ввиду сжатых сроков осуществляется преимущественно экспертным методом с учетом последующих правил.

    В первую очередь продаже подлежать объекты непроизводственной сферы и вспомогательные производства использующие универсальное технологическое оборудование (например ремонтно-механические и строительно-ремонтные цеха). Их функции передаются внешним подрядчикам.

    Во вторую очередь ликвидируются вспомогательные производства отдельные ремонтные подразделения). Отсутствие этих производств в будущем можно будет компенсировать как за счет покупки соответствующих услуг так и их воссоздания в экономически оправданных масштабах необходимости.

    В третью очередь избавляются от нерентабельных объектов основного производства находящихся в самом начале технологического цикла (литейные и кузнечно-прессовые цеха). Их функции также передаются внешним поставщикам. В некоторых случаях объекты второй и третьей очередей целесообразно поменять местами.

    В четвертую очередь отказываются от нерентабельных производств находящихся на конечной стадии технологического цикла. Причем такая мера скорее приемлема для предприятий обладающих не одной а несколькими технологическими цепочками а также для предприятий полуфабрикаты которых имеют самостоятельную коммерческую ценность. Особенно если эти полуфабрикаты более рентабельны чем конечный продукт что нередко встречается на химических заводах.

    Ликвидация объектов основного производства в жестких условиях антикризисного управления весьма нежелательна и допустима только в качестве крайней меры. Оптимальным было бы решение их судьбы в рамках реструктуризации а не стабилизационной программы. Продажу основных фондов скорее всего придется производить по цене ниже их балансовой стоимости а это означает проблемы с налогообложением в будущем.

    Основное отличие всех перечисленных процедур предупреждения банкротства заключается в том что их применение не влечет за собой прекращение деятельности предприятий-должников. Главная задача - обеспечить вывод предприятия из неплатежеспособного состояния и нормальное его функционирование.

    банкротство финансовый должник кредитор

    Список литературы

    1. ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

    2. Завлина П.Н. Барютин Л.С. Валдайцев С.В. Васильев А.В. Казанцева А.К. Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика:Учеб.пособие для экон.спец.вузов. - М.: Экономика 2008 год

    3. Масевич М.Г. и др. Комментарий к федеральному закону Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)". - М.: Филинъ Юстицинформ

    4. Шатский Г.Ю. «Антикризисное управление промышленными предприятиями в переходный период». М.: «Филинъ» 2008 год.

    5. Экономика предприятия. Учеб.. Е.В.Арсенова Я.Д.Балыков И.В.Корнеева и др.; Под ред.Н.А.Сафронова - М.: Юристъ 2007 год

    6. Юджин Ф. Бригхэм. Энциклопедия финансового менеджмента. М.: РАГС - «ЭКОНОМИКА» 2007 год.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Стадии и формы банкротства. Внесудебная и судебная процедура банкротства, проведение наблюдения, финансового оздоровления, конкурсного производства и мирового соглашения. Методы прогнозирования банкротства на предприятии, цели антикризисного управления.

      курсовая работа , добавлен 13.05.2011

      Финансовая санация как способ предотвращения банкротства предприятия. Примерная структура ее плана. Виды мероприятий, которые проводятся в рамках финансового оздоровления субъектов хозяйствования. Меры по восстановлению платежеспособности должника.

      реферат , добавлен 22.12.2014

      Реабилитационные процедуры банкротства - наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение, конкурсное производство. Управление (судебная санация), особенности исполнения обязательств и удовлетворения требований кредиторов.

      курсовая работа , добавлен 17.06.2010

      Понятие и виды несостоятельности (банкротства). Основные процедуры и регулирование процессов банкротства, его нормативно-правовое регулирование. Анализ финансового состояния и вероятности банкротства предприятия, программа по антикризисному управлению.

      курсовая работа , добавлен 18.05.2014

      Теоретические основы и законодательно-нормативное регулирование отношений несостоятельности и банкротства. Сущность, виды и причины, методы оценки и прогнозирования вероятности банкротства, план финансового оздоровления и укрепления платежеспособности.

      дипломная работа , добавлен 22.08.2011

      Характеристика и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Выработка и особеннсти принятия управленческих решений. Меры, направленные на предупреждение банкротства и оздоровления, пути увеличения платежеспособности и ликвидности фирмы.

      контрольная работа , добавлен 26.11.2012

      Наступление банкротства как кризисное состояние предприятия. Понятие, виды и причины банкротства, этапы и основные методы его диагностики, их преимущества и недостатки. Признание структуры баланса неудовлетворительной, цель антикризисного управления.

      курсовая работа , добавлен 18.12.2009

      Сущность, виды и процедуры банкротства. Принципы антикризисного управления предприятием ЗАО "Логотип": общая характеристика, анализ и оценка финансового состояния. Антикризисная политика фирмы при угрозе банкротства; пути повышения ее эффективности.

      курсовая работа , добавлен 01.08.2011

      Процесс разработки бизнес-плана финансового оздоровления предприятия с проведением диагностики вероятности его банкротства. Разработка мер финансового оздоровления. Основные признаки и предпосылки банкротства: факторы внешнего и внутреннего характера.

      бизнес-план , добавлен 18.12.2009

      Причины и виды финансовой несостоятельности. История развития института банкротства, его основные процедуры. Диагностика финансового состояния ОАО "Аэрофлот" и ОАО "ЗИЛ" с использованием зарубежных и отечественных методик прогнозирования банкротства.

    1.2 Меры по предотвращению банкротства предприятия

    С точки зрения финансового менеджера предприятия банкротство – это неспособность предприятия финансировать текущую операционную деятельность и погасить срочные обязательства. Банкротство является следствием неравновесия финансовой системы воспроизводства капитала предприятия, результатом его неэффективной ценовой и инвестиционной политики.

    Меры по предотвращению банкротства предприятия связаны с эффективным управлением его финансами и производством, правильным определением стратегических целей и тактики их реализации.

    Санация – это досудебные или же судебные меры по восстановлению платёжеспособности должника, принимаемые собственником, учредителями, кредиторами и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

    Всё это в определённой мере связано с реформированием предприятий, под которым понимается их структуризация в процессе перехода на принятые в рыночной экономики принципы функционирования при государственной поддержке и стимулировании. Это предполагает улучшение управления ими, повышение эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, повышение производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности. Таким образом, успех реформирования предприятия будет определяться двумя группами факторов: эффективностью создаваемых государством условий и стимулов деятельности предприятий и устранению кризисных явлений в экономике, а также эффективностью принимаемых предприятием мер по внедрению и использованию рыночных механизмов и инструментов.

    Целями финансовой стратегии предприятий в данной ситуации должны быть:

    · обеспечение их ликвидности и платёжеспособности на основе оптимального сочетания собственных и заёмных источников средств;

    · получение прибыли и соответствующего уровня рентабельности, достаточного для удовлетворения всех своих потребностей для основной, инвестиционной и финансовой деятельности.

    Для этого государство должно провозгласить, что главной целью его является макроэкономическое регулирование и борьба с инфляцией на основе поддержки национального производства. В этих целях необходимо:

    · разработать систему экономических и финансовых показателей на всех уровнях, а также поддержки базовых отраслей экономики;

    · создать условия, обеспечивающие возможность предприятиям заработать практически отсутствующие у многих из них собственные оборотные средства;

    · принятие экономических мер, расширяющих возможности предприятий по использованию заёмных средств; в этих целях необходимо снижать учётную ставку ЦБ РФ до мирового уровня, ввести государственную гарантию по некоторым кредитам для отдельных предприятий;

    · принять меры по резкому сокращению неплатежей и в этой связи неэффективных форм расчётов (предоплата, бартер, наличные деньги), по внедрению таких рыночных инструментов, как коммерческий кредит, вексель, чек;

    · изменить налоговую политику, направив её на стимулирование производства и инвестиций;

    · определение степени ликвидности и платёжеспособности предприятия;

    · направить таможенную политику на защиту национального производителя и конкурентоспособных товаров.

    Выбор стратегии предотвращения банкротства и эффективность мер предприятий по внедрению рыночных механизмов зависит от системы управления финансами на предприятии.

    Она в свою очередь определяется стратегическими целями и тактическими задачами деятельности предприятия. Основой этой системы должен быть финансовый менеджмент и входящий в него финансовый анализ, по итогам которого предприятие имеет возможность делать регулярную оценку своего финансового состояния.

    Главными направлениями этого анализа являются:

    Оценка состояния имущества предприятия и источников его формирования, а также показателей структуры капитала;

    Оценка состояния оборотных средств, определение их достаточности и типа финансового состояния;

    Выявление тенденций оборачиваемости средств предприятии,

    Определение степени ликвидности и платежеспособности предприятия;

    Выявление тенденций рентабельности на основе системы показателей.

    Главное в стратегии предотвращения банкротства предприятии, решении проблем ликвидности и платежеспособности заключается в профессиональном управлении оборотными средствами. С одной стороны, это предполагает оптимизацию источников оборотные средств на основе выработанной стратегии, с другой - размещение этих средств между материальными активами, а также в сферах производства и обращения. Большую роль при этом играет правильно выбранная кредитная политика, использующая кредит в качестве финансового рычага, однако при существующей учетной ставке это малореально.

    1.3 Критерии необходимости проведения санации

    Закон «О несостоятельности (банкротстве)» указывает на три как бы равноправные меры, которые должны предупреждать банкротство организации: финансовое оздоровление; назначение временной администрации; реорганизацию. Соответственно данному недифференцированному подходу критерии, при наличии которых организация будет считаться нуждающейся в финансовом оздоровлении (санации), в принципе те же, что и в случаях, когда в нее может быть направлена временная администрация или когда ей может быть предъявлено требование о реорганизации, и также противоречивы. Практически это означает, что при наличии одних и тех же оснований кредиторы по собственному усмотрению будут решать, какую из трех указанных мер применить к организации, нуждающейся, с их точки зрения, в повышенном внимании.

    Основными мероприятиями по санации неплатежеспособных предприятий при определенной финансовой поддержке являются:

    Внедрение новых форм и методов управления;

    Конверсия, диверсификация, переход на выпуск новой продукции, повышение ее качества;

    Повышение эффективности маркетинга;

    Снижение производственных затрат;

    Сокращение дебиторской и кредиторской задолженности;

    Повышение доли собственных средств в оборотных активах за счет части фонда потребления (особенно средств, направляемых на выплату дивидендов) и реализации краткосрочных финансовых вложений;

    Продажа излишнего оборудования, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, а также дочерних фирм и долей в капитале других предприятий;

    Временная остановка капитального строительства;

    Конверсия долгов путем преобразования краткосрочной задолженности в долгосрочную;

    Расширение экспорта;

    Сокращение численности занятых и др. При оценке финансового состояния предприятий и установлении структуры баланса проводится анализ финансового состояния, целью которого является определение степени его платежеспособности на основе структуры баланса.

    Закон «О несостоятельности (банкротстве)» однозначно определяет, как широко следует понимать содержание процесса финансового оздоровления предприятия. Данный процесс может включать в себя:

    Оказание финансовой помощи организации его учредителями (участниками) и иными лицами;

    Изменение структуры активов и пассивов организации;

    Изменение организационной структуры;

    иные меры, осуществляемые в соответствии с законами.

    При наличии оснований для проведения санации управляющий на основании анализа финансового состояния и платежеспособности должника должен разработать план санации и представить его на утверждение собранию кредиторов не позднее семидесяти дней со дня своего назначения.

    В плане санации должны предусматриваться меры по восстановлению платежеспособности должника и срок ее восстановления.

    Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии оснований для возбуждения конкурсного производства, установленных статьей 41 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

    В случае отсутствия оснований для проведения санации должника управляющий разрабатывает план ликвидации должника - юридического лица либо план прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов (далее - план ликвидации) в срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи.

    Управляющий может разработать как альтернативные план санации и план ликвидации.

    В план санации и план ликвидации включается заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника.

    План санации и (или) план ликвидации рассматриваются на собрании кредиторов, которое созывается управляющим не позднее восьмидесяти дней со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Управляющий в письменной форме уведомляет всех кредиторов о дате и месте проведения собрания кредиторов и предоставляет им возможность для ознакомления с планом санации и (или) планом ликвидации не менее чем за десять дней до даты проведения указанного собрания.

    Утвержденный собранием кредиторов план санации или план ликвидации, а также протокол собрания кредиторов представляются управляющим в хозяйственный суд не позднее пяти дней с даты проведения собрания кредиторов.

    В случае, когда собранием кредиторов принято решение об утверждении плана санации или плана ликвидации, в котором предусмотрен срок санации или ликвидации, превышающий первоначально установленный, хозяйственный суд продлевает срок санации или ликвидации, если имеются достаточные основания полагать, что продление срока санации или ликвидации приведет соответственно к восстановлению платежеспособности должника либо увеличению общей суммы удовлетворенных требований кредиторов.

    Санация вводится хозяйственным судом на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе в случаях, предусмотренных настоящим законодательством.

    Решение хозяйственного суда о санации подлежит немедленному исполнению.

    Санация вводится на срок, не превышающий восемнадцати месяцев со дня вынесения решения о ее проведении.

    Причины неплатежеспособности предприятия могут быть как объективные, так и субъективные: непрофессиональный менеджмент, изношенное оборудование, падение спроса на выпускаемую продукцию, убытки, несоразмерный фонд потребления, отвлечение средств в краткосрочные финансовые вложения, неправильный выбор форм безналичных расчетов, большая дебиторская и кредиторская задолженность и др. После объявления предприятия неплатежеспособным администрация должна провести детальный финансовый анализ с целью точного определения причин этого положения.

    Выбор редакции
    Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

    Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

    РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

    Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
    Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
    Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
    Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
    Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
    Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...