Международное право. Международное право: понятие система, функции Международное законодательство включает в себя


совокупность юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного общения (народами и нациями, которые не реализовали права на самоопределение, международными организациями). Международное право называется и международным публичным правом, в отличие от международного частного права. Оно регулирует отношения между государствами в политической, экономической, социальной и иных областях. Нормы международного права содержатся в Уставе ООН, многочисленных международных договорах, конвенциях и других документах.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

совокупность и система норм, регулирующих отношения между государствами и иными его субъектами (международные отношения). М.п., как и внутригосударственное, регулирует не все общественные отношения, складывающиеся между его субъектами, а лишь ту их часть, которая нуждается в правовом регулировании. Нормы М.п. различны в зависимости от субъектов данного отношения. Составляя в совокупности единую нормативную систему, они подразделяются на нормы общего М.п., адресованные всем его субъектам или всем основным его субъектам - государствам, и нормы локальные, адресованные двум или нескольким его субъектам, по соглашению между которыми они устанавливаются (в числе локальных норм можно выделить нормы индивидуальные, определяющие поведение субъектов в конкретном случае). Особая роль в числе норм общего М.п. принадлежит основным его принципам, которые регулируют в обобщенном виде поведение государств и иных субъектов М.п., устанавливая их основные права и обязательства, и которым должны соответствовать все другие международно-правовые нормы. В последние десятилетия 20 в. в системе норм общего М.п. стали выделять нормы императивные, имеющие характер ^изсо^епз (общеобязательное право). Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969, «императивная норма общего М.п. является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой М.п., н о сящей такой же характер». Основные принципы М.п., изложенные, в частности, в уставе ООН и в Декларации о принципах международного права 1970, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970), являются, несомненно, императивными нормами. Однако подавляющее число норм общего М.п. являются нормами диспозитивными, т.е. такими, от которых государства и другие субъекты М.п. могут отступать в своих локальных взаимоотношениях, внося в них определенные изменения, не противоречащие существу данной нормы общего М.п. Наконец, в числе норм М.п. различают нормы регулятивные, именуемые также первичными, т.е. нормы, регулирующие поведение государств и иных субъектов М.п. в процессе их взаимного общения и сотрудничества, и нормы правоохранительные, именуемые также вторичными (в том смысле, что вступают в действие в случае нарушения субъектом первичных, регулятивных норм), например, нормы о международной ответственности государств за их международно- противоправные деяния (см. Ответственность международная). Важным достижением в 80-90 гт. 20 века стало понимание системности внугригосударственного и М.п., появившееся в результате развития общей теории систем. М.п. - это нормативная система, система взаимосвязанных между собой, подчиняющихся определенным правилам взаимоотношений, элементов - международно-правовых норм. Такими правилами являются, например, правила о соответствии всех других международно-правовых норм предписаниям основных принципов и других императивных норм М.п.; о непротиворечивости действующих международно- правовых норм, в т.ч. норм общего М.п. и локальных; об условиях действительности норм, об их неретроактивности; об изменении или отмене нормы последующей нормой; о преимущественной силе специальной нормы по отношению к норме общего характера и т.п. Международно-правовые нормы, благодаря указанным и иным связям между ними, превращаются в единое целое - международно-правовую систему, в М.п. В результате его нормы могут толковаться и применяться лишь с учетом их взаимосвязи со всеми другими или по крайней мере с некоторыми другими его нормами. М.п. регулирует определенные международные отношения, которые в результате приобретают характер правоотношений, их стороны именуются субъектами М.п. Субъектами международного (и национального) права являются не только стороны (субъекты), которые участвуют в правоотношении, но и те, которые могут в нем участвовать, будучи наделены субъективными правами и субъективными обязанностями. Это потенциальные участники правоотношения, поскольку норма вступает в действие при наличии установленного юридического факта. Таким образом, субъекты М.п. - это стороны, лица, наделенные нормами М.п. субъективными правами и/или обязанностями. Особенность М.п. состоит в том, что его субъекты юридически независимы как друг от друга, так и от какой-либо третьей стоящей над ними властной структуры, которая могла бы предписывать им обязательные правила поведения и обеспечивать их соблюдение, ибо над государствами и их объединениями, вступающими во взаимоотношения, нет какого-либо сверхгосударства или иной публичной (общественной) власти. Поэтому нормы М.п. устанавливаются по взаимному согласию и соглашению между его субъектами и ими же охраняются индивидуально или коллективно путем применения в необходимых случаях принуждения к их соблюдению. Первоначально государства были единственными субъектами международных правоотношений. Нормы современного М.п. продолжают регулировать главным образом взаимоотношения между государствами, а также взаимоотношения государств с международными о р г а н и з а ц и я м и и другими субъектами М.п. Таким образом, государства - основные субъекты М.п. и основные реальные участники международных правоотношений, поскольку им необходимо постоянно взаимодействовать друг с другом, с международными о р г а н и з а ц и я м и и иными субъектами М.п. Другими, помимо международных организаций, институциями - субъектами М.п. являются образования, именуемые международными органами, создаваемыми по соглашению между государствами и руководствующиеся в своей деятельности международно- правовыми предписаниями. Это, в частности, международные арбитражи и международные суды (постоянные и ае Нос), следственные, примирительные и иные комиссии и т.д. Наконец, особыми, специальными субъектами М.п. являются народы. Специальными в том смысле, что в соответствии с одним из основных принципов М.п. - принципом равноправия и самоопределения народов - за всеми народами признается право на самоопределение, т.е. право свободно, без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие. Каждое государство обязано уважать это право. Источники М.п., т.е. форма, в которой оно выражено, юридически обязательные правила поведения субъектов международных отношений и которая сообщает этим правилам качество нормы М.п. Одним из таких источников является международный договор, под которым понимается письменное соглашение между субъектами М.п., регулируемое М.п. Совокупность и система регулирующих заключение международных договоров норм составляет отдельную структуру М.п. (его отрасль), именуемую правом международных договоров. Другими важными источниками М.п. является международный обычай, определенный в ст. 38 Статуса Международного Суда ООН как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». В этом определении речь идет, во- первых, о практике государств, во-вторых, об их практике определенного поведения в однотипных ситуациях и, в-третьих, о признании международным сообществом государств такого многократно повторяющегося поведения юридически обязательным, т.е. о мол- чаливом соглашении государств, сообщившем указанному поведению качество международно-правовой нормы. После Второй мировой войны 1939-45 под эгидой ООН и других универсальных международных организаций проведена существенная работа по кодификации международных обычных норм, сопровождающаяся их прогрессивным развитием, в результате чего были заключены многие общие (универсальные) конвенции. Другим важным источником М.п. являются односторонние юридические акты-обязательства государств. Это официальные заявления государства, обращенные ко всем другим государствам или к некоторым из них и содержащие обязательство определенного юридически значимого поведения государства во взаимоотношениях с указанными им другими государствами. Характер соглашения такие заявления приобретают в силу явного или молчаливого (отсутствие возражения, именуемого протестом) согласия других государств с существом сделанного официального заявления. Источником М.п. являются также акты-предписания государствам - членам международных организаций или органов, имеющих для таких государств юридически обязательный характер или приобретшие такой характер в силу четко установившейся практики данной организации или органа. Наконец, источником М.п. применительно к индивидуальным его нормам (касающимся какого-либо конкретного дела) является решение международных арбитражей или судов, по самому условию их формирования юридически обязательное для сторон рассматриваемого дела. Ответственность в М.п. - неблагоприятные юридические последствия, наступающие для субъекта права, нарушившего свои международные обязательства, и состоящие в применении к нему предусмотренных М.п. санкций. В М.п. речь фактически и юридически идет лишь о международной ответственности государств, существование международной ответственности других субъектов М.п. по меньшей мере проблематично. Система международно-правовых норм - конвенционных и обычных, общих и индивидуальных, универсальных и локальных - структурирована на группы норм, которые в конкретном случае могут применяться только совместно, возможно с учетом другой или других групп норм, которые также необходимо применять, опять же принимая во внимание конкретные обстоятельства. По сравнению с национальным М.п. структурировано весьма слабо в том смысле, что его систематического изложения в каком-либо письменном акте-кодексе (по типу национального свода законов) или в ряде связанных между собой, но самостоятельных актах-кодексах нет. Практически - кодифицировано лишь международное морское право. Структурирование и систематизация М.п. проводится в доктринальной форме международно-правовой доктриной, однако такое систематическое изложение М.п. неизбежно субъективно и многовариантно. Тем не менее доктрина М.п. вносит существенный вклад не только в дело изучения М.п., но и в дело его кодификации и прогрессивного развития. Лит.: Курс международного права. М., 1967-1970. Т. I- VII. НА. Ушаков

Международное право, как правовая система

Международное право, как наука – совокупность научных знаний, система взглядов на проблемы международного права и его развитие.

Международное право, как учебная дисциплина – совокупность приемов и методов по изучению международного права.

История МЧП. Зарождение международного права

Существует несколько точек зрения по вопросу о времени появления международного права:

  • Международное право возникло вместе с возникновением государств, когда государства для регулирования своих взаимоотношений стали создавать правовые нормы;
  • Международное право возникло в средние века, когда государства осознали необходимость создания общих для них норм международного права и стали им подчиняться;
  • Международное право возникло в новое время, когда появились крупные централизованные суверенные государства и сформировались политические союзы государств.

Наиболее распространенной является первая точка зрения. Согласно данной точке зрения существуют следующие этапы формирования международного права:

  • Международное право Древнего мира (до 5 в.н.э.);
  • Международное право Средних веков (5-17 вв.);
  • Международное право Буржуазного времени (17-19 вв.);
  • Международное право первой половины 20 столетия;
  • Современное международное право (с момента принятия Устава ООН в 1945 г.).

Особенности международного права

  • Предмет регулирования – отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации;
  • Источники – международно-правовые нормы выражены в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и т.п.;
  • – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников;
  • – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно).

Система международного права

Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

В систему международного права входят:

  • Отрасли (право внешних сношений, право международных договоров и т.д.);
  • Подотрасли международного права (консульское право, дипломатическое право и т.д.);
  • Институты международного права (институт представительства и т.д.);
  • Нормы международного права;
  • Общепризнанные принципы международного права.

Также, в системе международного права выделяют следующие отношения:

  • Отношения государственного характера;
  • Отношения негосударственного характера.

Функции международного права

Функции международного права – основные направления деятельности субъектов международного права:

  • Стабилизирующая – международно-правовые нормы направлены на стабилизацию международных отношений, установление определенного правопорядка;
  • Охранительная – состоит в обеспечении охраны международных отношений;
  • Регулятивная – устанавливает определенный правопорядок, наделяя правами и обязанностями субъекты международного права.

Соотношение международного и внутригосударственного права

Международное и внутригосударственное право – 2 правовые системы, имеющие как сходства, так и отличия.

Отличия:

  • Предмет регулирования – предметом международного права являются отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов (международное частное право регулирует отношения с участием физических и юридических лиц), а предметом внутригосударственного права являются отношения между субъектами национального права;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации, а субъектами внутригосударственного права являются физические лица, юридические лица и публичные образования;
  • Источники – источниками международного права являются международные договоры, международные обычаи, акты международных конференций и т.п, а источниками внутригосударственного права является национальное законодательство;
  • Способ создания правовых норм – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников, а нормы внутригосударственного права издаются компетентными государственными органами;
  • Способ обеспечения исполнения норм – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно). А исполнение норм внутригосударственного права контролируется компетентными органами этого государства.

Сходства:

  • Направление деятельности – и международное, и внутригосударственное право направлено на регулирование общественных отношений и установление мира и правопорядка;
  • Структура права – и международное, и внутригосударственное право состоит из норм права.

Соотношение международного права, внешней политики и дипломатии

Международное право – система норм и правил, регулирующих отношения между субъектами международного права.

Внешняя политика – общий курс государства в международных отношениях.

Дипломатия – инструмент осуществления внешней политики государства.

Таким образом, дипломатия – часть внешней политики, внешняя политика – часть международного права.

Международное право развивается под влиянием совокупности внешнеполитических курсов государств, а дипломатия, в свою очередь, обеспечивает достижение общего знаменателя при осуществлении государствами своей внешней политики.

Главным судебным органом ООН является Международный Суд (МС), который занимается урегулированием споров между государствами в соответствии с нормами международного права. Международный Суд (МС) также выносит заключения рекомендательного характера по вопросам, поступающим от органов и специализированных учреждений системы ООН. В состав Международного Суда входят 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности сроком на девять лет.

Международные суды и трибуналы

Помимо Международного Суда (МС) существует целый ряд международных судов и трибуналов , которые в разной степени ассоциированы с ООН. Например, Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ), Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР), Специальный суд по Сьерра-Леоне , Чрезвычайные палаты в судах Камбоджи и Специальный трибунал по Ливану , которые были учреждены Советом Безопасности и которые являются его . К этой категории относятся (МУС) и Международный трибунал по морскому праву (МТМП), которые были учреждены в соответствии с соглашениями, разработанными в рамках ООН. В настоящее время МУС и МТМП являются независимыми образованиями с особыми соглашениями о сотрудничестве. Другие международные суды могут функционировать независимо от ООН.

Что такое международное право?

Международное право определяет правовые обязанности государств в их взаимоотношениях друг с другом, а также обращении с отдельными физическими лицами в рамках государственных границ. Это касается широкого круга вопросов, находящихся под пристальным вниманием международного сообщества, таких, как права человека, разоружение, международная преступность, беженцы, миграция, проблемы гражданства, обращение с заключенными, применение силы, ведение войны и проч. В сферу действия Международного права также входят такие глобальные вопросы, как, например, окружающая среда, устойчивое развитие, международные воды, космос, глобальные коммуникации и мировая торговля.

Шестой комитет Генеральной Ассамблеи (правовые вопросы)

Шестой комитет Генеральной Ассамблеи является главным форумом Генеральной Ассамблеи по правовым вопросам. В Шестом комитете, являющемся одним из основных комитетов Генеральной Ассамблеи, имеют право на представленными все государства - члены ООН. по вопросам повестки дня, резюме работы и документация.

Комиссия международного права

Комиссия международного права содействует прогрессивному развитию и кодификации норм международного права. Работа Комиссии, как правило, всегда связана с определенными аспектами прогрессивного развития, а также кодификации международного права с упором либо на прогрессивное развитие, либо на кодификацию, в зависимости от рассматриваемого вопроса. о программе работы и деятельности, конвенции и доклады.

Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)

Комиссия является одним из основных правовых органов системы ООН, специализирующимся на вопросах права международной торговли. Одним из основных аспектов деятельности Комиссии является модернизация и согласование права международной торговли. Секретариатом Комиссии разработана система Прецедентного права по текстам ЮНСИТРАЛ (ППТЮ) с целью сбора и распространения информации о судебных и арбитражных решениях, касающихся разработанных Комиссией конвенций и типовых законов. Цель этой системы - содействие распространению в международных масштабах информации о правовых текстах, разработанных Комиссией, и облегчение единообразного толкования и применения этих текстов.

Конвенция ООН по морскому праву

Регулирует все правовые вопросы, касающиеся морских пространств и мирового океана, устанавливает правила и нормы деятельности и использования ресурсов мирового океана. выполняет функции секретариата Конвенции по морскому праву.

Собрание договоров ООН

База данных договоров на хранении у Генерального секретаря и/или зарегистрированных в Секретариате ООН дает максимально полную информацию о более 560 важных многосторонних инструментах, находящихся на хранении у Генерального секретаря. Эти инструменты охватывают целый спектр вопросов, таких как права человека, разоружение, сырьевые товары, беженцы, экология и морское право. База данных фиксирует моменты подписания и ратификации инструментов государствами-членами и присодинения к ним, а также заявления, оговорки или возражения участвующих сторон.

Система внутреннего правосудия в ООН

Система внутреннего правосудия в ООН была учреждена в 2009 году. Организация преследовала цель создания такой системы, при которой стало бы возможно не доводить дела до официального судебного разбирательства, а разрешать спорные вопросы и конфликты на этапе их возникновения непредвзятым образом, на профессиональной основе, без проволочек и при обеспечении полной транспарентности. Поскольку ООН обладает юридическим иммунитетом против исков со стороны национального суда любой страны, Организация учредила систему внутреннего правосудия для урегулирования споров и конфликтов между руководством и персоналом, включая действия, которые могут повлечь за собой дисциплинарные взыскания.

Справочные материалы и подготовка по правовым вопросам

Архивные материалы, представленные в Библиотеке аудиовизуальных материалов по международному праву, являются уникальным ресурсом для педагогов и научных работников, специализирующихся на вопросах международного права.

Правовая техническая помощь государствам-членам

ООН предоставляет государствам-членам по широкому кругу правовых вопросов. Государства-члены имеют возможность получить консультативную и экспертную оценку, запросить аналитическую и статистическую информацию, обратиться с просьбой об организации учебы кадров.

Программа помощи по вопросам международного права

Программа помощи в области преподавания, распространения информации и знаний о международном праве нацелена на обеспечение более глубокого понимания международного права, «как иструмента по укрепленнию международного мира и безопасности и обеспечения сотрудничества между государствами». Программа является важнейшим элементом деятельности ООН в области международного права.

1. Понятие международного права, его особенности

Международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Из данного определения следует, что наиболее существенными чертами международного права являются особые отношения, которые, в свою очередь, регулируются системой принципов и юридическими нормами, и особый круг субъектов, которые участвуют в международном общении.

К отношениям, регулируемым нормами международного права, относят отношения между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями, между государствами и государствоподобными образованиями, между международными межправительственными организациями. Данные отношения составляют предмет международного права.

Нормы международного права – это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений субъектов международного права или иных субъектов. Нормам международного права присущи те же особенности, что и внутригосударственным нормам. Норма устанавливает общеобязательное правило поведения для всех субъектов отношений, и ее применение является неоднократным. Международно-правовые нормы классифицируются:

1) по форме (документально закрепленные и документально не закрепленные);

2) по субъектно-территориальной сфере (универсальные и локальные);

3) по функциональному назначению (регулятивные и охранительные);

4) по характеру субъективных прав и обязанностей (обязывающие, запрещающие, управомочивающие).

Круг субъектов международного права составляют: государство, международные межправительственные организации, нации и народы, борющиеся за свою независимость, и государствоподобные образования.

Исходя из данного определения международного права можно выделить определенные его особенности. Международное право отличается от внутригосударственного права по следующим основаниям:

1) по предмету правового регулирования. Международное право регулирует отношения публичного порядка и не затрагивает отношения частного характера;

2) по кругу субъектов. В международном праве сложился особый круг субъектов; вопрос об отнесении частных лиц к субъектам международного права является дискуссионным;

3) по способу нормообразования. В международном праве существует особый согласительный порядок образования норм. Субъекты международного права являются непосредственными участниками процесса нор-мообразования;

4) по способу защиты норм. В международном праве отсутствует какой-либо аппарат надгосударственного принуждения. Субъекты выполняют свои международные обязательства на основе принципа добровольного выполнения норм международного права.

Из книги Международное право автора Глебов Игорь Николаевич

I ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА С древнейших времен народы стремились найти язык взаимопонимания – язык не диктата, но мира и согласия. Изломы цивилизации в конечном счете привели к появлению особого языка международного общения – международного права. Овеществленный в

Из книги Международное право автора Вирко Н А

4. Понятие и виды субъектов международного права. Правосубъектность Субъект международного права – это участник правоотношений, регулируемых международно-правовыми нормами, который обладает необходимыми для этого правами и обязанностями.К субъектам международного

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

9. Понятие права международных договоров и международного договора Право международных договоров является отраслью международного права и совокупностью правовых норм, регулирующих правоотношения субъектов международного права и регламентирующих порядок заключения,

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

25. Понятие международного спора Международный спор – это специфические политико-правовые отношения, возникающие между двумя или большим числом субъектов международного права и отражающие противоречия, существующие в рамках этого отношения.С момента возникновения

Из книги Общая теория права. Том I автора Алексеев Сергей Сергеевич

1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Международное право – система норм, регулирующих межгосударственные отношения, созданные их участниками. Эта специфическая система отличается от системы, которая образуется нормами

Из книги Морская перевозка груза как частноправовой институт автора Косовская Виктория Александровна

3. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Норма международного права – правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве общеобязательного. Нормы международного права следует отличать от так

Из книги Инвестиционное право. Учебник автора Гущин Василий Васильевич

4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ источников МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Термин «источники» в правовой литературе употребляется во многих значениях: как совокупность объективно существующих условий (обстоятельств), порождающих право; как юридические формы, в которых закрепляются правила

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

16. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Участники международных отношений, которые обладают правами и несут обязанности, непосредственно вытекающие из международного правопорядка, относятся к числу субъектов международного права. Субъект международного права –

Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна

70. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ К средствам массовой информации относятся радиовещание, телевизионное вещание, распространение тиражированной печатной, звуковой и визуальной продукции (книги, газеты, журналы, грампластинки, компакт-диски,

Из книги автора

83. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЯДЕРНОГО ПРАВА Возникновение нового источника энергии – энергии атома – обусловило создание новой сферы человеческой деятельности, а также необходимость в координации усилий государств по использованию ядерной атомной энергии

Из книги автора

1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА Международное частное право (МЧП) – это совокупность материальных и коллизионных норм, регулирующих гражданско-правовые отношения в широком смысле слова с иностранным элементом, а также порядок разрешения споров по

Из книги автора

Глава 5. ПОНЯТИЕ ПРАВА (СУЩНОСТЬ; ОСОБЕННОСТИ КАК ИНСТИТУЦИОННОГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛЯТОРА) 1. Термин «право». Право в непосредственно-социальном и юридическом смыслах.2. Сущность права.3. Противоречивость сущности права.4. Право - институционное образование.5. Право -

Из книги автора

1.1. Особенности международных транспортных обязательств и их место в системе международного частного права Как известно из теории международного частного права, к отношениям, регулируемым данной отраслью права, относятся частноправовые или гражданско-правовые (в

Из книги автора

§ 2. Понятие и особенности источников инвестиционного права Анализ специальной юридической литературы свидетельствует о существенных различиях во взглядах ученых на саму трактовку понятия «источник». Как правило, при этом выделяются два составных компонента

Из книги автора

Понятие вещного права. Право собственности. Ограниченные вещные права и их особенности Вещное право – разновидность имущественного права, объектом которого является конкретная вещь. Под вещным правом подразумеваются и права собственников, и права лиц, ими не

Из книги автора

ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Под правоотношениями понимают общественные отношения в той их части, которая урегулирована нормами права. Применительно к праву ЕС особенности возникающих на их основе и регулируемых им

Основными из них являются следующие:

  1. Обе эти системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, выполнение которых может обеспечиваться в принудительном порядке.
  2. Системы обладают сходной структурой: в обеих имеются основные принципы, обе делятся на отрасли и институты, первичным элементом обеих систем является норма права.

Существует множество теорий, касающихся природы соотношения внутригосударственного и международного права. Приведем некоторые из них.

Дуалистическая и монистическая теории

Оба эти направления исходят из того, что существует общая сфера, в которой международно-правовые и национально-правовые нормы могут действовать одновременно в отношении одного и того же предмета и проблема заключается в том, какое же право должно при этом превалировать.

Дуалистическая доктрина указывает на существенное различие между международным и внутригосударственным правом., которое, прежде всего, заключается в том, что эти две системы имеют разный предмет регулирования. Международное право есть право, регулирующее отношения между суверенными государствами; внутригосударственное право действует в пределах государства и регулирует отношения его граждан друг с другом и с исполнительной властью.

Согласно такой концепции, ни один правопорядок не может создавать или изменять нормы другого. В случае коллизии международного и внутригосударственного права сторонник дуалистической теории стал бы исходить из того, что национальный суд применит национальное право. Даже когда внутригосударственное право прямо предусматривает, что международное право в целом или в какой-либо его части подлежит применению в данной стране, это всего лишь проявление главенства внутригосударственного права, принятие или трансформация норм международного права (Триппель, Струп, Оппенгейм).

Монизм представлен рядом юристов, теории которых существенным образом отличаются друг от друга. Так, в трудах английского ученого Лаутерпахта монизм принимает форму утверждения примата международного права даже во внутригосударственной сфере наряду с хорошо разработанной концепцией индивида как субъекта международного права. По этой теории внутригосударственному праву отводится весьма незначительная роль, международное же выступает как самый лучший регулятор «человеческих дел, а также логическое условие правового существования государств», а следовательно, и национальных правовых систем в сфере юридической компетенции государств.

По мысли же Кельзена, научной основой монизма является положение, согласно которому международное право и внутригосударственное право представляют собой часть одной и той же системы норм, сила и содержание которых логически вытекают из некой основной нормы.

Сторонники теории координации (Фицморис, Руссо) оспаривают дуалистическую и монистическую концепции, предполагающие общую сферу деятельности как у международного, так и внутригосударственного права. По их мнению, международное право есть право координации, не предусматривающее автоматической отмены внутренних норм, противоречащих обязательствам в международном плане.

Проведя сравнительный анализ систем международного права и внутригосударственного права, выявив особенности первой, можно сказать, что международное право – это особая система права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых самими субъектами и регулирующих отношения между государствами, нациями и народами, борющимися за свою независимость, международными организациями и государственно-подобными образованиями.

Система международного права представляет собой совокупность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов и норм международного права (договорных и обычных), институтов международного права. В различных сочетаниях вышеупомянутые элементы системы составляют отрасли международного права.

Ядром системы международного права являются основные принципы, представляющие собой основополагающие нормы международного права, нормы jus cogens, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой.

К ним относятся:

  1. запрещения применения силы и угрозы силой;
  2. мирного разрешения споров; нерушимости государственных границ;
  3. территориальной целостности государств;
  4. всеобщего и полного разоружения;
  5. уважения государственного суверенитета;
  6. невмешательства во внутренние дела государств;
  7. добросовестного выполнения международных обязательств;
  8. суверенного равенства государств;
  9. сотрудничества;
  10. равенства и самоопределения народов и наций;
  11. уважения прав и основных свобод человека;
  12. защиты окружающей среды;
  13. ответственности.

Основным элементом системы, «строительным материалом», являются нормы международного права, которые представляют собой правила поведения субъектов международного права, устанавливаемые и обеспечиваемые ими самими.

Классификацию международно-правовых норм можно провести по нескольким основаниям:

  • по юридической силе различают императивные и диспозитивные номы международного права.

Императивные нормы, или как их еще называют, нормы jus cogens, — это нормы, от которых субъекты международного права не могут отступать даже по взаимному соглашению. Если международный договор противоречит императивным нормам международного права, то он юридически ничтожен.

Такое положение зафиксировано в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969г., которая гласит:

«Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права… Императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер».

К императивным нормам международного права относят основные принципы международного права, специальные(отраслевые) принципы (например, принцип свободы открытого моря, принцип неотъемлемого суверенитета государств над своими природными богатствами и ресурсами и т.д.) и некоторые другие нормы (например, нормы о дипломатических привилегиях и иммунитетах).

Диспозитивные — это такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению. Они являются обязательными, однако заинтересованные государства могут заключать договоры, устанавливающие иные нормы, действовать в соответствии с ними и такое поведение будет правомерным, если не наносит ущерб интересам других государств.

— по кругу участников нормы международного права делятся на многосторонние и двусторонние. Так, например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968г. содержит многосторонние нормы, а Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987г. – д в у с т о р о н н и е.

— по функциональной направленности нормы международного права можно разделить на универсальные и локальные.

Универсальные нормы связаны с общечеловеческими интересами и всегда многосторонни. Они должны быть приняты большинством государств. Универсальные нормы международного права содержаться в Уставе ООН 1945г., Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949г. и др.

Локальные нормы регулируют отношения, тесно связанные с интересами государств, создающих эти нормы. Это могут быть и два государства (например, Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ –2) 1993г.) и группа государств, как правило, одного географического региона (например, договоры, заключаемые государствами-участниками ЕС). Поэтому локальные нормы могут быть как двусторонними, так и многосторонними.

Нормы международного права образуют институты и отрасли международного права, которые, в свою очередь, также являются элементами системы международного права.

Отрасли международного права регулируют крупные «блоки» международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регламентирующих более или менее обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием (например, право международных организаций, международное морское право, право международных договоров, право внешних сношений и т.д.).

Институт международного права представляет собой группу международно-правовых норм, регламентирующих более или менее однородные отношения. Эти отношения, хотя и отличаются качественным своеобразием, тем не менее не могут получить статус правовой отрасли.

Институты делятся на отраслевые и межотраслевые.

К межотраслевым институтам относятся институты, значительная часть международных норм которых входит в состав двух или нескольких отраслей (например, институт международно-правовой ответственности, институт правопреемства).

Нормы отраслевого института складываются в пределах отдельных отраслей, охватывая те или иные их подразделения (так, например, в международном морском праве можно выделить группы норм, регулирующих правовой режим территориального моря, экономической зоны, континентального шельфа, правовой режим открытого моря и т.д.).

В единое целое элементы системы международного права объединяет предмет и метод правового регулирования.

Предметом правового регулирования в международном праве являются межгосударственные отношения, возникающие в той или иной сфере международной жизни. А методом правового регулирования является метод согласования воль государств и других субъектов международного права.

Источники международного права можно определить как формы, в которых существуют нормы международного права, т.е. как результат процесса создания таких норм.

В процессе создания норм международного права государства выступают как суверенные и равноправные субъекты. Поэтому их воли юридически равнозначны. Юридическое равенство государств в процессе создания норм международного права означает, что большинство государств не вправе создавать нормы, обязательные для меньшинства, и пытаться навязать их другим государствам.

Результатом согласования воль государств является международный договор и международный обычай.

Международный договор – это соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права, устанавливающее их взаимные права в политических, экономических или иных отношениях, заключенное, как правило в письменной форме и регулируемое международным правом.

Устные международные договоры на практике встречаются крайне редко и называются «джентельменскими соглашениями».

Международный договор может именоваться по-разному – соглашение, конвенция, пакт, акт, договор и т.д.

Международный договор состоит из преамбулы (определяет мотивы, цели договора), основной части (предмет договора, права и обязанности сторон, контрольный механизм) и заключительной части (порядок вступления договора в силу, срок его действия, порядок продления и т.д.). Договор может иметь приложения, конкретизирующие его основные положения и обладающие одинаковой юридической силой с текстом самого международного договора.

По числу участников международные договоры делятся на двусторонние и многосторонние; по сфере действия – на универсальные, региональные и локальные; по вопросам присоединения – на открытые (к ним может присоединиться любое государство в порядке, предусмотренном в самом договоре) и закрытые (к такому договору можно присоединиться только с согласия его участников).

Международный обычай – доказательство всеобщей практики государств, признанной в качестве правовой нормы. Такое определение международного обычая дается в ст.38 Статута Международного Суда ООН.

Всеобщая практика является первым этапом создания обычно-правовых норм. Всеобщая практика не обязательно означает практику всех государств. Нередко государства по тем или иным причинам не могут иметь практики по некоторым вопросам (например, государства, не имеющие выхода к морю).

В результате первого этапа согласования воль государств образуется обыкновение, т.е. правило поведения, которому обычно следует государство, но которое еще не является правовой нормой. Обыкновение – это общая практика, которая не отражает правового обязательства (примером в данном случае могут служить морские церемониалы).

Для того, чтобы стать нормой международного права, обыкновение должно пройти второй, заключительный этап, состоящий в согласовании воль государств относительно признания обыкновения в качестве правовой нормы.

Обыкновение становится нормой международного права только после того, как два или более государств признали его в этом качестве. Таким образом, обыкновение признается нормой международного права путем согласования воль государств.

При формировании обычной нормы элемент времени (в отличие от формирования обыкновения) не играет существенной роли. Обычная норма может складываться в течение длительного времени, а может образовываться достаточно быстро.

Обычно-правовые нормы чаще всего встречаются в праве внешних сношений (главу правительства одного государства встречает глава правительства другого государства) и морском праве (торговое судно одного государства приветствует военное судно другого государства первым путем приспускания флага до половины флагштока).

На сегодняшний день государства все больше предпочитают договорный способ создания норм международного права, обладающего рядом преимуществ по сравнению с обычным:

  • договорный процесс идет быстрее;
  • согласование воль государств носит ярко выраженный характер;
  • договорный процесс дает возможность всем государствам участвовать в создании норм международного права, обсуждать затрагиваемые проблемы, сознательно, постепенно согласовывать позиции.
Выбор редакции
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...