Можно ли пролонгировать договор по 223 фз. Может ли заказчик продлить договор без конкурентных процедур? Цена как существенное условие договора


В ситуации, когда поставщик во всех отношениях удовлетворяет интересам государственного или коммерческого заказчика, обязательное проведение тендера приобретает значение утомительной процедуры, требующей немало времени и средств.

Между тем, в соответствии с законодательными основами закупочной политики РФ, проводить тендеры необходимо ежегодно, согласно годовому бюджету организации.

В этой статье вы узнаете о том, при каких обстоятельствах можно продлять договоры, не прибегая к нормативным процедурам, а при каких обстоятельствах это может быть квалифицировано как серьезное нарушение и повлечь за собой соответствующие санкции.

Можно ли продлять договоры, заключенные до ввода 223-ФЗ?

Действующая база 223 ФЗ содержит в себе ряд «спорных» моментов, которые в некоторых ситуациях могут трактоваться по-разному. К числу таких моментов относится и возможность пролонгации договоров, заключенных еще до вступления в силу Федерального Закона № 223.

Несмотря на существующее мнение о том, что, если в текст договора внесен пункт о возможности автоматического продления, то контракт не подлежит перезаключению по окончанию финансового года, без дополнительных заявлений со стороны исполнителя, либо заказчика, это не совсем так. Продление договора — это, так или иначе, новые правовые отношения, стало быть, и осуществлять их необходимо в точном соответствии с нормами ныне действующего законодательства РФ.

Таким образом, если вы желаете избежать неприятных проблем с законом, то, лучше всего, все же перезаключать все договора в нормативном порядке. В любом случае, при правильном подходе к участию в тендере, ваш поставщик всегда сможет и не единожды доказать свое лидерство и свою высокую эффективность по сравнению с конкурентами.

Порядок пролонгации договоров по 223-ФЗ

В ситуации же, когда договоры заключены после ввода № 223-ФЗ, их вполне можно продлять ежегодно, путем подписания дополнительных соглашений, но только при одном условии. Возможность пролонгации договоров, ее нормы и порядок должны быть четко прописаны в составе внутреннего Положения организации о закупочной деятельности, а само положение — утверждено и опубликовано в ЕИС.

В результате подписания дополнительных соглашений, заменяющего нормативную процедуру проведения закупки, можно даже изменять цены и некоторые условия, не проводя при этом новый тендер. Но вся измененная информация должна немедленно появляться на общероссийском ресурсе ЕИС — только тогда данная процедура будет считаться легитимной, а ее организатор избежит штрафных санкций в соответствии с Положением № 616.

Эксперты BiCo готовы предложить свою поддержку!

Какой бы бизнес-процесс не ждал вас впереди — переоформление документов, участие в государственной или коммерческой закупке, либо отстаивание интересов в зале суда, профессионалы ГК BiCo всегда рады протянуть вам руку помощи!

Только у нас вы найдете:

  • Самые актуальные и привлекательные тендеры крупнейших заказчиков РФ и Ближнего Зарубежья
  • Различные программы финансовой поддержки участников тендеров
  • Возможность оперативно и качественно оформить необходимые финансовые инструменты
  • Штат высококвалифицированных специалистов, работающих в ваших интересах
  • Комплексную консультативную и юридическую поддержку

Комплекс услуг ГК BiCo — надежный гарант вашего успеха и развития!

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Поздравляем с Днем защитника Отечества!
22.02.2019

Компания «Бико» поздравляет всех мужчин с 23 февраля и желает оставаться всегда здоровыми, благополучными, спокойными и уверенными в себе!

В рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ заключается договор на оказание услуг по пультовой охране между банком и единственным поставщиком. Возможно ли предусмотреть дальнейшую пролонгацию данного договора с изменением цены договора в рамках инфляции, предусмотренной Правительством РФ?





Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а лишь устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров (ч. 2 ст. 2 этого Закона, смотрите также письмо Министерства экономического развития РФ от 02.09.2011 N Д28-317). Положение о закупке утверждается органами управления самого заказчика (ч. 3 ст. 2 Закона о закупках). При этом согласно ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что в случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Таким образом, Закон N 223-ФЗ прямо допускает возможность изменения условий заключаемых в соответствии с ним договоров, в том числе о сроках исполнения договоров, лишь требуя разместить информацию об этом. Вместе с тем, по нашему мнению, необходимо учитывать следующее. К сожалению, понятие "закупка" Законом N 223-ФЗ четко не определено, каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу на настоящий момент также нет. Из текста Закона N 223-ФЗ, например из указания п. 3 ч. 9 ст. 4 этого Закона о том, что в извещении о закупке в обязательном порядке указывается предмет договора, указания ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ о том, что одновременно публикуется проект договора, следует, что результатом проведения закупки является заключение нового договора. Надо также принять во внимание, что среди способов закупки указаны прежде всего торги - конкурс и аукцион (ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ), то есть процедуры, по результатам которых определяется лицо, с которым заключается договор (контрагент). Отсюда можно сделать вывод, что под закупкой понимается процедура выбора контрагента для заключения с ним договора.
С этой точки зрения, продление договора формально закупкой не является, поскольку в этом случае контрагент уже выбран, а заключение нового договора не происходит. Вместе с тем необходимо также учитывать, что соглашение сторон (сделка - ст. 153 ГК РФ), определяемое ими как "продление договора", также может быть квалифицировано как заключение нового договора (п. 1 ст. 154, п. 1 ст. 420 ГК РФ). Именно такая квалификация продления договора аренды дана в п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Полагаем, что такая квалификация связана с характером договора аренды - передачей определенного имущества во владение и (или) пользование за плату на определённое время (п. 1 ст. 606 ГК РФ). Соответственно, соглашение о новом сроке аренды подразумевает возникновение нового обязательства на основании договора (ст. 307 ГК РФ), пусть даже его условия совпадают с условиями предыдущего обязательства, возникшего из ранее заключенного договора.
По нашему мнению, тот же подход может быть применен и к продлению иных договоров. Так, поскольку наименование и количество товара являются существенными условиями договора купли-продажи (п. 3 ст. 455 ГК РФ), включая договор поставки (п. 5 ст. 454 ГК РФ), согласование нового количества товара означает заключение нового договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). То же касается согласования новых объёмов работ, то есть новой определенной работы (новый договор подряда - ст. 702, ст. 703 ГК РФ) или услуг, определенных действий (п. 1 ст. 779 ГК РФ). К описанной же ситуации, на наш взгляд, такой подход тем более приложим постольку, поскольку специфика оказания охранных услуг (как и некоторых других видов услуг) состоит в том, что фактически их объём определяется временем их оказания так же, как и объём обязательств по договору аренды.
Таким образом, на наш взгляд, существует немалая вероятность признания такого продления договора новой закупкой. В этой связи ещё раз напомним, что Закон N 223-ФЗ не определяет порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, а требует от заказчика определить их в положении о закупке.
Поэтому во избежание споров с контролирующими органами, видимо, целесообразно внести указания о возможности проведения закупок путем продления ранее заключенных с единственными поставщиками, подрядчиками, исполнителями договоров.



Ответ подготовил:



Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ



Термина «пролонгация» в ГК нет, однако он часто используется. Под ним подразумевают продление действия договора на определенный или неопределенный срок по соглашению сторон. Это может быть сделано путем заключения дополнительного соглашения. Однако если стороны хотят изначально определить отношения на будущее, условие о пролонгации можно включить в текст договора. Важно понимать, что необходимо указать срок, на который будет автоматически продлен договор и количество раз, на которое возможна пролонгация.

Возможна ли пролонгация договора поставки по 44 ФЗ

Согласно статье 95 Закона о контрактной системе, существенные условия контракта менять нельзя. Но есть исключения. Так, допускается снижение цены контракта без изменения объемов товара или работы и других условий.
Также по инициативе заказчика возможно изменение объема поставок в пределах 10% в сторону уменьшения или увеличения. Кроме того, правки допускаются, когда цена контракта равна или превышает показатель, установленный Правительством, и исполнить контракт без изменения условий невозможно, когда изменились регулируемые цены, или уменьшилось финансирование заказчика из бюджета.

Обратите внимание, что о сроках в этой статье не говорится ничего, поэтому менять их нельзя ни при каких условиях. То есть возможность пролонгации 44 ФЗ не предусматривает. Все закупки осуществляются согласно плану-графику, а срок исполнения контракта в нем – один из главных показателей, вариативности здесь быть не может. Нарушением будет и внесение в текст контракта условия о возможности продления. Юридически верным выходом из ситуации будет заключение нового договора в рамках уже другой закупки.

Как оформить пролонгацию договора по 223 ФЗ

223 ФЗ не устанавливает жесткий запрет на изменение условий договора. Однако здесь есть свои нюансы. Как известно, положение о закупке заказчик создает сам, соответственно, может прописать там условие о продлении договора. Однако целесообразно не делать этого, если проводилась конкурентная процедура, и контракт был заключен с ее победителем. Ведь пролонгация в таком случае может привести к ограничению конкуренции, а заказчик попадет под надзор контрольных органов. По сути, пролонгация – это согласование новых условий. Получается, что вместо того чтобы провести очередную закупку и предоставить участникам равные возможности, заказчик обговаривает новые условий только с одним поставщиком. Это может вызвать вопросы у контролеров. Поэтому закладывать условие о продлении договора стоит в положение о закупке, которая осуществляется у единственного поставщика.

При этом, исходя из практики, соглашение сторон, определяемое как пролонгация договора, может быть расценено в соответствии с Гражданским кодексом как заключение нового контракта. Это следует из письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 № 59. Там говорится, что соглашение о новом сроке подразумевает возникновение нового обязательства. Ведь меняются, как правило, также объемы поставки, а, возможно, и наименование предмета контракта.

Резюмируя все вышесказанное, можно отметить, что пролонгация в рамках 223 ФЗ возможна, если:
такое условие содержалось в положении о закупке;
все изменения условий договора отражаются в ЕИС в указанные законом сроки;
желательно, чтобы закупка проводилась у единственного поставщика, иначе вас могут заподозрить в ограничении конкуренции.

Предложить увеличить срок контракта сторона может, написав письмо о пролонгации договора. Характер этого документа и каналы связи также можно предусмотреть в положении о закупке.

Заказчик имеет право продлить договор, заключенный по 223-ФЗ. Главное, чтобы в тексте договора предусматривалась такая возможность, и при этом соблюдалась здоровая конкуренция. Продление сроков не должно быть помощью "своим" участникам тендерной процедуры, отмечают эксперты Т94.

По сообщению Министерства экономического развития РФ, при изменении договора нельзя менять его существенные условия. Чаще всего при продлении договора заказчики меняют объем, цену закупаемых товаров, работ, услуг и срок исполнения контракта. При этом заказчик должен отразить в договоре измененные сроки исполнения и разместить сведения о них в Единой информационной системе (ЕИС). Сделать это нужно в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор, отмечают в министерстве.

"Закон № 223-ФЗ не содержит запрета на изменение условий заключаемых в ходе закупки договоров, в том числе условий о сроке действия договора. Но после проведения конкурентных процедур продлевать срок действия договора не рекомендуется", — комментирует Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний. По словам эксперта, возможность продления договора лучше заранее прописывать в тендерной документации. Причины этих изменений должны быть действительно вескими: форс-мажорные ситуации, воздействие внешнеэкономических или внешнеполитических факторов - введение или отмена санкций.

Дал комментарий Т94 и Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center. Он отмечает, что хотя заказчик имеет право вносить изменения в договор, и закон его в этом не ограничивает, но в его обязанности входит обязательное размещение информации о параметрах изменений — как в реестре контрактов, так и в ЕИС. "Таким образом, заказчик не будет злоупотреблять своим правом на продление договора, но в отдельных случаях не будет в нем ограничен. Он может изменить не только срок действия договора, но и цену контракта. Это может быть объективной необходимостью. Например, когда у поставщика значительно вырастают расходы на комплектующие и сырье. Чтобы не ущемлять права добросовестного поставщика и не ставить под угрозу срыва выполнение работ, заказчик публикует сведения на официальном сайте и вносит изменения в контракт", — рассказал Дмитрий Казанцев.

Эксперт также добавил, что публикация в ЕИС делается для того, чтобы можно было оперативно увидеть и отделить случаи необоснованного изменения договора. Пример, когда на аукционе заказчик меняет цену в два раза и цена победителя в итоге не является лучшей, так как другие участники запросили меньшую. Но эти участники имеют все основания обратиться в суд и потребовать соответствующего решения в отношении заказчика. Они могут продолжить закупку, если для них выгодны те цены, которые предлагались в начале процедуры.

По словам Дмитрия Казанцева, более сложный случай, когда в договоре меняется не только срок исполнения, но и объем. Такая ситуация находится на грани ограниченияконкуренции. Так, если у заказчика есть план строительстваобъекта, он рассчитывает, сколько ему потребуется тех или иных материалов. В процессе строительства заказчик из года в год совершает закупки и продляет договор. При этом его цель не меняется - объект недвижимости, так и остается, но увеличиваются объемы закупаемых материалов. По мнению Дмитрия Казанцева, в этом случае проблемы нет. Серьёзная угроза ограничению конкуренции возникает тогда, когда заказчик из года в год продляет один и тот же договор на поставку одноименного товара, допустим, продуктов. Фактически для каждого очередного года это заключение нового договора без проведения торгов. "Изменение объемов, а не сроков и цены, является ключевым фактором риска в рамках 223-ФЗ. Именно на изменения объемов должны обращать внимание контролирующие органы и общественные организации", — подчеркивает эксперт, напоминая, что любое изменениев контракте заказчик обязан публиковать.

Что касается продления договора с малым бизнесом, здесь технологии закупок принципиально не отличаются. При этом у заказчиков есть так называемые привилегированные закупки, к участию в которых допускаются только подрядчики из числа малого и среднего бизнеса. Но в этой категории закупок есть верхний ценовой предел - 200 млн руб. "В Постановлении Правительства РФо закупках у малого и среднего бизнеса сказано:если закупка включена в перечень и ее цена меньше 200 млн руб., заказчик может разместить контракт на привилегированных условиях, убрав закупки всех тех, кто малым бизнесом не является. Если же по итогам закупки на конкурсе цена увеличилась, и ценовой предел был превышен, то будет явное нарушение Постановления. Впрочем, каждый случай нужно рассматривать индивидуально", — говорит Дмитрий Казанцев.

Если заказчику необходимо продлить договор, важно, чтобы сведения о вносимых в него изменениях были размещены в ЕИС. Если проигнорировать эту норму, то нарушителю грозит штраф. Для должностных лиц он составляет от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а для юридических лиц — от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

Заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - 223-ФЗ, закон о закупках), зачастую сталкиваются с вопросами: каким образом закупать услуги энергоснабжения и заключать соответствующие договоры, что делать с договорами, которые были заключены до вступления в силу 223-ФЗ, какие условия прописать в договоре и возможна ли его пролонгация и т.д.

Согласно ст. 539 ГК РФ энергоснабжающая организация, заключившая договор с потребителем (абонентом), обязуется подавать ему через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Энергосбережение - это реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования, в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг (ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

Существенные условия договора энергоснабжения

Не существует четкого единого мнения по поводу того, что считать существенными условиями договора энергоснабжения.

В соответствии гражданским законодательством одним из существенных условий любого гражданского-правового договора является предмет договора (в данном случае это различные виды энергии, энергоносители, а также вода, нефтепродукты, нефть).

Ряд специалистов к существенным условиям такого договора относят также цену, количество и качество энергии, режим потребления, обеспечение содержания и безопасной эксплуатации сетей, оборудования, приборов.

В судебной практике бытует мнение, что в связи с тем, что договор энергоснабжения - одна из разновидностей договора купли-продажи, то существенными условиями следует считать наименование товара и его количество.

Ст. 19 закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…»

    В договоре энергоснабжения должны быть установлены условия:
  • 1) о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);
  • 2) о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов;
  • 3) иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством РФ.
    В договоре энергоснабжения могут быть установлены условия:
  • 1) об обязанности исполнителя обеспечивать при исполнении энергосервисного договора (контракта) согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении энергосервисного договора (контракта) условия;
  • 2) об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов;
  • 3) об определении цены в энергосервисном договоре (контракте) исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации энергосервисного договора (контракта), в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов;

Цена как существенное условие договора

Отнесение цены договора к существенным условиям и зависит от того, каким образом она была образована. Если цена определяется согласно установленным тарифам (государственное регулирование), то в этой ситуации данное условие договора не определяется соглашением между сторонами. В соответствии с законом «Об электроэнергетике» поставка электрической энергии для всех групп потребителей (кроме населения) должна осуществляться по свободным ценам в полном объеме (могут быть определены по согласию сторон). Потребители энергии должны получать энергию именно по оговоренной цене.

Если договор был заключен до 1 января 2015 года , то сведения о его исполнении и сам договор не нужно публиковать в реестре, так как закон обратной силы не имеет. Если такой договор изменяется или расторгается после 1 января 2015 года, то информацию об этом также не нужно вносить в реестр.

В рассматриваемой ситуации у заказчиков существует лишь обязанность размещать сведения о договоре энергоснабжения в ежемесячной отчетности. Однако некоторые заказчики при пролонгируемом договоре вносят всю сумму платежей в отчете за декабрь (то есть за весь год сразу), а другие каждый месяц публикуют сведения в отчете о закупке у единственного поставщика.

Если договор энергоснабжения подписан после 1 января 2015 года (когда вступило в силу вышеназванное Постановление), то заказчик вносит в реестр сведения о договоре в течение 3 рабочих дней с момента его заключения.

Договор энергоснабжения имеет несколько платежей в течение года и у заказчиков возникают вопросы о том, каким образом вносить в реестр сведения о них: ежемесячно или допустимо единовременно отобразить сведения при закрытии договора. И тот и другой вариант имеет место при публикации информации в реестре, однако последний - наиболее предпочтительный и удобный для заказчиков.

Документы о заключенном договоре (скан-копия договора, дополнительного соглашения и др.) публиковать в реестре в 2015 году не нужно . Такая обязанность возникает у заказчиков только с 1 января 2016 года. Организаторы закупок должны вносить информацию об изменении, исполнении, расторжении договоров (без загрузки сканов данных документов) уже с начала 2015 года. Размещая сведения о заключенном договоре в реестре, заказчики также не должны забывать и о ежемесячной отчетности, которая размещается на ООС не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным (согласно 223-ФЗ).

Выбор редакции
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...

Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...

Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...

Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...
Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...
Если вы не новичок в кулинарии, то знаете, что обязательными ингредиентами классических сырников являются творог, мука и яйцо, но уж...
Сырники популярны у многих славянских народов. Это национальное блюдо русских, украинцев и белорусов. Изобрели их экономные хозяйки,...