Национально-государственное устройство. Принципы национально-государственного устройства россии


Согласно ст. 67 Конституции РФ, территория - один из основных признаков государства, определяющий про­странство, на которое распространяется суверенитет и власть государства. Каждое государство заинтересовано в ясном определении пределов своей территории, поскольку территориальные споры с соседями рождают много труд­ностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для фе­деративных государств правовое закрепление своей терри­тории имеет не только международно-правовое, но и внут­реннее, государственно-правовое значение. От этого зави­сят границы федерального суверенитета, т.е. поле действия федерального законодательства.

В конституционном праве России есть понятия «терри­тория Российской Федерации» и «территория субъекта Федерации». Отношение между ними самое простое: пер­вая включает в себя территории ее субъектов. Однако Фе­дерация не вправе по собственному усмотрению менять границы ее субъектов. Границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия. Под террито­рией понимается не только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над территориями субъектов (ч. 3 ст. 67 Кон­ституции РФ). Внутренние воды состоят из рек, озер, за­ливов и др. Территориальное море - это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 мор­ских миль. Воздушное пространство по сложившейся пра­вовой практике включает высоту до 100 км.

Под сухопутной и водной территориями расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает. Тем не менее, по сложившемуся обычаю, они также входят в по­нятие государственной территории до технически доступ­ной глубины.

К территории морских государств непосредственно при­мыкают, хотя в нее и не входят, континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Конституция РФ закрепляет в отношении указанных свои суверенные пра­ва и юрисдикции, которые, однако, осуществляются в по­рядке, установленном не только внутренним законом, но и международным правом (ч. 2 ст. 67 Конституции РФ).

Континентальный шельф Российской Федерации вклю­чает в себя морское дно и недра подводных районов, нахо­дящихся за пределами территориального моря Российс­кой Федерации на всем протяжении естественного про­должения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега.

Исключительная экономическая зона - это морское пространство шириной до 200 миль от берега.

Охрана территории, континентального шельфа и ис­ключительной экономической зоны входит в ведение феде­ральных властей. Они призваны обеспечивать территори­альную целостность Федерации и ее субъектов.

Режим границы Российской Федерации установлен За­коном РФ о Государственных границах Российской Феде­рации от 1 апреля 1993 г., а также рядом других норма­тивных актов и международных договоров с сопредельны­ми государствами.

В принципах национально-государственного устройства Российской Федерации выражена позиция созидателей Конституции РФ, их представление о способе территори­альной организации государственной власти в современ­ной России.

Принципы национально-государственного устройства Российской Федерации следующие.

1. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации национально-государственного устройства Российской Федерации. Это выражается преж­де всего в том, что субъектами Российской Федерации про­возглашаются не только национально-государственные образования, но и соответствующие административно-тер­риториальные единицы.

2. Принцип свободного регионального развития субъек­тов Российской Федерации. Он находит свое выражение в ст. 72, 73, 76, 77 Конституции Российской Федерации.

3. Принцип равноправия и самоопределения народов лежит в основе одного из способов построения Российской Федерации - национального. Равноправие народов пред­ставлено в различных формах национальной государствен­ности - автономных округов, автономной области, рес­публик, в которые на основе волеизъявления самоопреде­лился тот или иной народ. В соответствии с Конституцией РФ они объявляются равноправными субъектами Россий­ской Федерации.

Равноправие народов означает также свободное функ­ционирование национального языка. Как записано в Кон­ституции РФ, «каждый имеет право на пользование род­ным языком, на свободный выбор языка».

Идея равноправия народов пронизывает все содержа­ние ст. 29 Конституции РФ, согласно которой не допуска­ется пропаганда или агитация, возбуждающая нацио­нальную ненависть и вражду, запрещается пропаганда национального превосходства.

4. Принцип равноправия тождественных субъектов Рос­сийской Федерации. В Конституции РФ говорится о рав­ноправных субъектах Российской Федерации применительно к республикам, краям, областям, автономным округам.

5. Принцип взаимопомощи народов, их всестороннее сотрудничество между собой.

Революция 1905–1907 гг. сплотила буржуазию и землевладельцев национальных регионов вокруг царской власти как самой надежной своей защиты. Классовый страх был сильнее естественного национализма буржуазии. После краха монархического центра положение изменилось, стало преобладать стремление наций к самоопределению. Начался распад империи.

Прежде всего, сепаратизм поразил армию. Еще до февраля 1917 г. были созданы национальные части – латышские батальоны, Кавказская туземная конная дивизия (или Дикая дивизия), Сербский корпус. После Февраля был сформирован Чехословацкий корпус и вдруг "все языки" стали требовать формирования национальных войск.

Командование и правительство не имели определенной установки и не были готовы к этому.

Верховный главнокомандующий генерал А. А. Брусилов разрешил создание "Украинского полка имени гетмана

Мазепы". Началась "украинизация" армии. В конце лета 1917 г. разгорелась борьба за Черноморский флот, на кораблях поднимали украинские флаги, с них списывали матросов-неукраинцев.

Начался территориальный распад империи. После февраля 1917 г. Польша и Финляндия (две территории с развитым национальным господствующим классом) потребовали независимости, Польша к тому моменту была оккупирована Германией, и Временное правительство туманно пообещало признать ее независимость, а Финляндии отказало в самоопределении (разогнав в июне заседание сейма).

Временное правительство провозгласило курс на сохранение "единой и неделимой" России. Однако вся практическая политики Временного правительства способствовала децентрализации и сепаратизму не только национальных окраин, но и русских областей.

Резко усилилось сибирское "областничество" – движение за автономию Сибири. Конференция в Томске (2–9 августа 1917 г.) приняла постановление "Об автономном устройстве Сибири" в рамках федерации с самоопределением областей и национальностей и даже утвердила бело-зеленый флаг Сибири. 8 октября 1917 г. открылся I Сибирский областной съезд. Он постановил, что Сибирь должна обладать всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти, иметь Сибирскую областную думу и кабинет министров. Предусматривалась возможность преобразовать саму Сибирь в федерацию. Ожесточенными противниками областничества были большевики.

I и II Всероссийские мусульманские съезды (с 1 по 11 мая и с 21 по 31 июля 1917 г.) заявили, что не помышляют о выходе из России, но обнаружили две тенденции: на национально-культурную автономию при унитарном государстве и на территориально-федеративное устройство (с созданием автономных республик). Председатель Юридического совещания и Государственный контролер Временного правительства Ф. Ф. Кокошкин разрабатывал даже проект двух Дум – Государственной и Союзной.

Временное национальное управление мусульман внутренней России и Сибири провело всеобщие, прямые и тайные выборы в национальный парламент (миле-меджлис), который должен был собраться 17 ноября 1917 г. в Уфе.

Наиболее неудачно сложились отношения Временного правительства с Украиной.

Уже 4 марта 1917 г. на собрании ряда социалистических партий в Киеве была образована Центральная рада, которая требовала территориально-национальной автономии Украины. Юридическое совещание дало на это отрицательное заключение. В ответ Рада 10 июня 1917 г. провозгласила автономию, что было объявлено "открытым мятежом". В целом политика Временного правительства была непоследовательной, тактика все откладывать "на потом" (до созыва Учредительного собрания) привела к отделению Украины, хотя позиции сепаратистов там были исключительно слабы.

До самого последнего момента вопрос национальногосударственного устройства игнорировался Временным правительством, о нем не упоминается ни в декларациях, ни даже в постановлении о провозглашении России демократической республикой. Лишь в середине октября 1917 г. Особая комиссия (по разработке конституции) подготовила для будущего Учредительного собрания проект законодательного акта об автономии Финляндии и областной автономии.

Парадокс в том, что, заявляя о сохранении "единой и неделимой" России, либерально-буржуазное государство культивировало сепаратизм, а большевики, заявляя о праве наций на самоопределение, везде выступали непримиримыми противниками сепаратизма.

Лекция 7. Социально-этнические общности и отношения.

Российской Федерации.

1. Социально-этнические общности и отношения: сущность и тенденции развития.

2. Национально-государственное устройство Российской Федерации: основные направления её обновления.

Проблема национальных отношений выдвинулась на одно из первых мест среди жгучих проблем современности. Под ее натиском прекратили существование федеративные государства в СССР и Югославии, национальный вопрос остается сложнейшей внутриполитической проблемой в Англии (Ольстер), в Бельгии (фламандско-валонский конфликт), в Канаде (англо-канадский и франко-канадский конфликт), в США (негритянский, мексиканский, индийский вопросы). Начавшийся еще в XVIII веке процесс консолидации, например, американской нации не завершен и поныне. Если учесть, что на земном шаре более 2000 различных народов - от мелких племен до многомиллионных наций, что 90% наций и народностей входят в состав многонациональных государств (на планете - около 200 государств), что только 327 народов и национальных групп являются многочисленными (они насчитывают более 1 млрд. человек из 6 млрд. проживающих на планете), то становится понятным, что национальный вопрос является одним из самых сложных.

Российская Федерация - также многонациональное, полиэтническое государство. Ее население состоит из 83% русских, 3,8% - татар, 3% - украинцев, 1,2% - чувашей, 0,9% - башкир. На остальные 5% приходится 113 народов. 22 коренных малочисленных народа своих национально-государственных образований не имеют.

В республиках доля русских, вместе взятых, составляет 55% всего населения, в автономных округах - 61,6%. Из многих республик и автономных округов в последние годы наблюдается отток русского населения из-за национальных конфликтов и их следствия - национальной дискриминации. Именно поэтому проблемы национальных отношений, национальной политики выдвинулись на одно из первых мест среди жгучих проблем современности.

Социально-этнические общности и отношения:

сущность и тенденции развития

В рассмотрении данной проблемы ключевой категорией является этнос. Что такое этнос?

Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык, обычаи, традиции) и психологии, а также сознание своего единства и отличия от других образований. То есть этнос - это относительно обособленный народ.

В мире существует целый ряд отраслей науки, которые изучают этнос. Это этнография (народоописание), этноантропология (описание индивидов отдельных рас и народностей), этносоциология, этнополи-тология и др.



Одним из виднейших исследователей этнических проблем санкт-петербургский профессор Л.Н. Гумилев считает, что социально-этническая общность как необходимая форма общественного развития проходит ряд стадий: от родоплеменной к народности, от народности - к нации, от нации - к единому человечеству. Рассмотрим эти этнические категории.

Род – форма общности людей, свойственная раннему периоду первобытно-общинного строя, в основе которого лежат кровные связи, обеспечивающая жизнедеятельность первобытных людей (субэтнос).

Племя – форма общности людей, свойственная первобытно-общинному строю, в основе которого лежат родовые отношения, определяющие разобщённость племён по территории, языку, культуре. Племя объединяло два или несколько родов и имела свой язык, территорию, нравы и обычаи. Признаки родоплеменной общности – кровнородственные связи.

Народность – форма языковой, территориальной, экономической и культурной общности людей, складывающаяся с возникновением частнособственнических отношений и характерна для рабовладения и феодализма, предшествует с распадом феодализма образованию наций. Народность не просто объединение племён, а качественно новая общинная организация людей, основанная на территориальных и экономических связях людей, при наличии частной собственности и непримиримых антагонистических социальных общностей. Признаки народности – территориальные связи, экономические сельскохозяйственные связи, единые язык, культура (самодеятельный народный жанр), религия, обычаи, традиции.

Категория народ не является этнической категорией, то есть не является социально-этнической общностью. Народ – социальная общность, отличающая на различных этапах истории те слои и классы, которые по своему положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества.

В современных условиях вершина развития социально-этнической общности - нация. В определении нации до сих пор преобладающей является сталинская формулировка: это такая общность людей, которая имеет общий язык, общую территорию, общую культуру, единство экономических, социально-политических и духовных интересов.

В настоящее время ряд исследователей считают, что подобное определение нации не отвечает действительности. В частности профессор Агаев утверждает, что язык, территория, хозяйственные связи и культура выступает не признаками нации, а лишь благоприятными условиями её формирования и развития. Этнос обретает форму нации лишь тогда, когда у него возникает устойчивая потребность в политическом, культурном, экономическом, психологическом самоотделении. По его мнению нация означает политически, государственно-организованный народ. Такое определение нации предполагает сепаратистские тенденции.

Противоположную Агаеву точку зрения высказывают научные сотрудники Института государства и права АН России А. Козлов и И. Шафир. Они отмечают, что не только в практике, но и в теории идёт смешение понятий государственного и национального суверенитетов, их отождествление, что приводит к негативным последствиям. Отдельные национально-государственные и территориальные образования суверенными, хотя суверенитет может и должен присущ только государству. Национальный суверенитет имеет свою специфику и является политико-правовым свойством нации, а не государства и проявляется в различных формах автономного национально-государственного устройства, не требующим обязательного провозглашения государственного суверенитета любой автономной единицы. Эту точку зрения разделяет А.И. Солженицын: «Как показало в XX веке создание многих малых государственных образований – это несколько обременяет их избытком учреждений, представительств, армий. Отсекает от пространных территорий, разворота торговли и общественной деятельности… Не крупный Российский союз нуждается в примыкании малых народов, но они нуждаются в том больше».

А научный сотрудник института этнологии и антропологии АН России А. Ямсков прямо заявляет: «Большинство бывших советских республик при всем желании просто не могут стать национальными государствами из-за этнического состава, особенностей территориального размещения и национально-культурной ориентации своего населения».

Таким образом, сформулируем определение нации. Нация – исторически сложившаяся общность людей, которой свойственны общность условий жизни (экономических), общность территории, общность языка, известных черт психологии (сознание, интерес), национальный склад характера, появляющийся в культуре и быту. Признаки нации: территория, устойчивая общность экономических связей (промышленных), язык литературный, культура профессиональная, обычаи, традиции закреплены законодательно.

Известно, что нации стали складываться с возникновением капиталистического способа производства. Преобладающим принципом в этом процессе был лозунг, провозглашенный Французской революцией: «Один народ - одна нация». Он действовал более ста лет, но к концу XIX века устарел: возникли многонациональные государства. Тогда левыми социал-демократами был выдвинут лозунг - как путь освобождения от национального гнета. К сожалению, уже тогда, на рубеже XX века, у многих людей этот лозунг ассоциировался с отделением. Если нет отделения, то нет и никакого самоопределения. Произошел логический перекос: самоопределение стало рассматриваться целью, а не средством саморазвития нации без ущерба для других народов. Отделение нужно, если невозможно достичь уничтожения национального гнета, достижения суверенитета другими путями.

Национальное отделение в условиях цивилизованного демократического общества, всегда чревато негативными последствиями, разрывом сложившихся экономических, политических, культурных связей, отрицательно отражающихся на социальной жизни как отделяющегося народа, так и других народов бывшего единого государства.

Начавшийся в XVIII веке процесс дезинтеграции (к примеру, отделение Северной Америки от Великобритании) продолжается и в настоящее время. Главная его причина - проведение имперской колониальной политики в отношении народов присоединенных территорий, невозможность приобретения условий для самостоятельного, суверенного развития в условиях унитарного государства. Этому процессу была подвержена Австрия, Франция, Испания, Швейцария. В 60-е годы произошло крушение колониальной системы как таковой, в настоящее время этому процессу подвержены Индия, Югославия и ряд других стран.

Однако для второй половины XX века характерно бурное развитие и другой тенденции - процесса интеграции. Этот процесс особо характерен для Западной Европы и латиноамериканского континента. Интернационализация всех сфер общественной жизни - это объективный процесс, вызываемый развитием производства, необходимостью его специализации и концентрации, следствием чего необходимой становится интернационализация рынка и других сфер общественных отношений.

Следовательно, социально-этнические процессы во многом характеризуются национальными отношениями.

Национальные отношения – это отношения между субъектами национально-этнического развития – нациями, народностями, национальными группами и их государственными образованьями.

Правомочно рассматривать три типа национальных отношений: равноправные; отношения господства и подчинения; попытки уничтожения других субъектов.

Уровень развития национальных отношений зависит от степени разрешения основных проблем:

▬ национальное самоопределение;

▬ сочетание национальных и интернациональных интересов;

▬ равноправие наций;

▬ создание условий для свободного развития национальных культур;

▬ подготовка и представительство национальных кадров в структуре власти и ряд других вопросов.

Следствием непродуманных национальных отношений являются этнические конфликты. К причинам этнических конфликтов можно отнести следующее:

Борьба за власть;

Каждому этносу – свою национальную политику;

Территориальные претензии одного этноса к другому;

Национальная нетерпимость и национальный эгоизм;

Старый механизм разрешения национальных противоречий (на страхе), а новый не создан;

Малоэффективность в социально-экономическом плане;

Мифологическое псевдоинтернационалистическое сознание;

Ошибки в национальной политики.

Как показывает мировой опыт (позитивный и негативный) решение национального вопроса и достижение межнационального мира и согласия возможно лишь на основе проведения последовательно демократической национальной политики. Что же такое национальная политика вообще, а демократическая в частности. Каковы ее основные задачи, принципы и механизмы реализации.

Национальная политика - система мер, осуществляемых государством, направленная на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений.

Национальная политика - это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленных в соответствующих политических документах и правовых актах государства. В теории и на практике следует учитывать, что национальная политика, региональная политика, демографическая политика и другие виды политико-управленческой деятельности тесно взаимосвязаны между собой. В различных системах связи они соотносятся как общее и особенное, целое и частное. Социальные, экономические, языковые, региональные, миграционные, демографические аспекты национальной политики как целостная система представляют собой концентрированное выражение социальной, экономической, языковой, региональной, миграционной, демографической политики.

Важной задачей многонационального государства является оптимизация межнациональных отношений, т.е. поиск и реализация наиболее благоприятных вариантов взаимодействия субъектов межнациональных отношений. Главное в содержании национальной политики - отношение к национальным интересам с учетом их:

а) общности;

б) расхождения;

в) столкновения.

Общность коренных интересов отдельных субъектов межнациональных отношений и общенациональных интересов в масштабе государства имеет объективные основания. Расхождение интересов связано с объективно имеющимися специфическими условиями и потребностями развития национально-этнических общностей. При переплетении национальных и политических интересов их расхождение может перерастать в столкновение, конфликт.

Основные концептуальные положения национальной политики:

● равноправие народов;

● взаимовыгодное сотрудничество;

● взаимное уважение интересов и ценностей всех народов;

● непримиримость к национализму;

● политическое и моральное осуждение людей, социальных групп, стремящихся достичь благополучия своего народа за счёт ущемления интересов других народов.

Вся деятельность государственных институтов власти и управления, обеспечивающая развитие социально-экономических и духовно-политических процессов в многонациональной стране, должна строиться на ясно обозначенных принципах национальной политики, которая по сути является политикой тщательного и своевременного учета и разработки механизмов согласованных национально-специфических интересов народов и территорий в тактике и стратегии всей страны.

Основные принципы национальной политики:

1. Принцип научного анализа и творческого осмысления опыта осуществления национальной политики.

2. Принцип стабильности территориальных границ национально-государственных образований.

3. Принцип учёта взаимосвязи и взаимодействия реформ в экономической, политической, духовной сферах.

4. Принцип целостности национальной политики, учёт взаимосвязи всех её компонентов.

5. Принцип оказания помощи малочисленным народам в развитии их экономики, культуры, в сохранении среды обитания.

6. Принцип формирования этики межнациональных отношений, полное исключение всех форм несправедливости, насилия.

Национальная политика различается по цели, содержанию, направленности, формам и методам осуществления, результатам. Что касается политики, рассчитанной на ближайший период, то она является частью долговременной политики, вытекает из нее, но регулирует конкретные межнациональные проблемы, порожденные жизнью, возникшие в ходе текущих событий. В этом случае очень важно своевременно реагировать на национально-этнические проблемы, возникающие в переломные периоды, в результате изменения социально-экономических условий страны или геополитического положения.

Национально-государственное устройство Российской Федерации: основные направления её обновления

Важнейшим направлением национальной политики является национально-государственное устройство социальных общностей. Мировой практике известны следующие государственно-правовые формы объединения народов:

унитарное государство - характеризующееся централизованным руководством административно - государственными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований. В рамках этого государства возможна широкая территориальная или национальная автономия. В современном мире многонациональными унитарными государствами являются Китай, Испания, Румыния, Вьетнам, Лаос, ЮАР и др.

Федерация - это единое государство, образующееся на добровольной основе двумя или несколькими государствами, каждое из которых имеет свою конституцию, законодательные и исполнительные власти, судебные органы. Вместе с тем, федерация имеет единую конституцию, общефедеральные органы государственной власти, единые вооруженные силы, единую денежную единицу. На земном шаре немало федеративных государств, являющихся, как правило, крупными, сильными и влиятельными. Это США, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина, Германия, Австрия, Италия, Индия, Малайзия, Пакистан, Нигерия. Федеративное устройство способствует децентрализации власти, автономии и самостоятельности мест, развитию демократических форм управления. Оно расценивается как наиболее рациональная и эффективная модель управления.

Конфедерация - межгосударственный союз, в котором его члены абсолютно автономны, имеют независимую систему органов управления и законодательства, обладают правом санкционирования и нуллификации (отмены) актов союзных органов, имеют самостоятельное гражданство, свою валюту, национальную армию. Правовой формой закрепления данного объединения является не конституция, а договор. В конфедерации нет единой территории. В настоящее время конфедерацией формально считается Швейцария, недавно образованный СНГ носит также конфедеративный (пока весьма неустойчивый) характер. Конфедерационные объединения, как показывает история (опыт США, Германии, Швейцарии), носят временный характер. Тенденции развития идут от полной независимости через конфедерацию к федерации. Следовательно, на практике конфедерация является промежуточным этапом к более тесному союзу. Наглядный тому пример - современная Западная Европа, ставшая по существу, конфедерацией, постепенно и поэтапно преобразующаяся в федерацию. Думается, что со временем, по мере преобладания научного анализа и здравого смысла у политиков республик бывшего СССР, этот путь пройдут и современные государства СНГ.

Следует различать понятия государства и гражданского общества. Великий философ Гегель характеризовал гражданское общество как относительно не зависимую от государства сферу реализации частных потребностей и интересов. Гражданское общество выступает, по Гегелю, как взаимодействие субъектов данных потребностей и интересов, осуществляющееся на основе частной собственности и всеобщего формального равенства людей . О гражданском обществе писал К. Маркс, считая, что гражданское общество является областью общественных отношений, которая составляет основное содержание исторического процесса. Вместе с тем он писал, что «анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии» .

Осмысливая идею гражданского общества и беря на вооружение то, что оставлено нам предыдущими мыслителями в области теории данного вопроса, необходимо учитывать современные реалии и нынешнее состояние разработки этой проблемы. Видимо, было бы правильно рассматривать гражданское общество как взаимодействие в обществе больших и малых социальных групп, в том числе и национальных общностей. Разумеется, функционирование всех этих групп имеет свою экономическую, политическую и духовную основы. Если взять экономическую основу, то она, конечно же, не сводится к отношениям частной собственности, а включает в себя также корпоративную, акционерную собственность, коллективную собственность кооперативов и общественных организаций, а также государственную собственность в тех областях экономики, где её сохранение целесообразно и необходимо.

Задача состоит в том, чтобы на этой экономической основе развивать и совершенствовать гражданское общество, в котором каждый гражданин мог бы свободно и творчески проявить себя, удовлетворить свои потребности в соответствии с той пользой, которую он приносит другим людям и всему обществу. Причём любой человек в реализации своих прав должен быть всесторонне защищён действующими законами и правоохранительными органами. Государство должно служить всем людям, защищать их права и гражданские свободы. В свою очередь каждый гражданин должен выполнять свои обязанности перед другими гражданами – близкими и далёкими, государством и обществом.

В современных условиях остро встал вопрос о национально-государственном устройстве в Российской Федерации - уникальном государстве, не имеющем аналогов в мире. «Россия не нация, но целый мир», - писал русский мыслитель Георгий Федотов (1886-1951), находясь в зарубежье. Он считал, что в этом «культурном пространстве» все процессы могут развиваться только согласованно и привести к «соборному» (единство общего и единичного) соединению всего целого, к своеобразному содружеству.

Развал СССР бумерангом сказался и на стабильности РСФСР -начался распад российской государственности. Верховные Советы Якутской АССР и Татарской АССР приняли решение о суверенитете, сепаратизм характерен для автономных образований Северного Кавказа (Чечня и др.)

Призыв Б.Н. Ельцина в 1990 году: «Берите столько суверенитета, сколько сумеете проглотить», - нанес непоправимый вред не только СССР, но и России. Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации провозгласила, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» Отсюда следует, что принцип федерализма положен в основу государственного устройства, закреплен в наименовании государства. Российская Федерация является федерацией договорно-конституционного типа. Федеративный договор был подписан 31 марта 1992 года, все его основные положения вошли в текст Конституции. Осуществление государственной власти происходит на основе договорно-конституционного распределения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации, каковыми являются все республики, края, области, национальные округа (всего 89 субъектов федерации).

Российская Федерация состоит из 21 республики, 6 краёв, 49 областей,2-х городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов – равноправных субъектов России.

Процессы суверенизации, столь характерные для современной России, остро поставили вопрос о судьбе национально-государственных образований и модели российского федерализма. Одни считают, что надо создавать новые национально-государственные образования, в том числе - Русскую республику, а в ней - еще 7 автономных территорий (Поволжскую, Уральскую, Западно-Сибирскую, Дальневосточную и т.д.). Другие предлагают наиболее разумный выход - перевод нашей федерации на территориальный принцип, т.е. деление всей страны на губернии, области или земли.

Бесспорно, этнонациональный принцип построения Федерации весьма уязвим, поскольку существует угроза территориальной целостности государства, да и границы национальных республик лишь условно соотносятся с этническими ареалами народов: в 15 из 21 республики титульное (коренное) население составляет менее половины населения, а в некоторых - менее 1/4.

Рано или поздно России придется пойти по пути других федераций, существующих десятилетия и столетия и основанных на территориальном принципе формирования. Однако к этому возможен лишь постепенный путь, без резкой ломки существующих порядков (уравнение в правах с республиками всех краев, областей как субъектов федерации, обеспечение на территории страны всех конституционных прав человека независимо от национальности, пропорциональное представительство в органах власти людей коренной и некоренной национальности и т.д.).

Задача современной национальной политики - достижение межнационального мира в условиях широкого движения за национальное возрождение. Исходным постулатом решения этой задачи должно быть признание того, что Россия - это единое многонациональное государство с численным преобладанием русского народа. Основа свободного национального развития и межнационального мира - установление оптимальных отношений между преобладающим русским народом и другими народами государства. От русских требуется уважение национальных интересов и чувств населяющих Россию народов. От народов России требуется уважение, признание и учет интересов и объективного положения русских в России.

Долговременной программой, стержнем национальной политики является ее научно разработанная концепция. В концепции определяются стратегические цели и задачи национальной политики, пути, формы и методы решения национальных проблем, научное и практическое обеспечение основных направлений национальной политики. В СССР имелась концепция национальной политики, согласно которой стратегическим направлением развития наций признавалось действие двух взаимосвязанных тенденций - расцвет и сближение наций, а в перспективе достижение их полного единства.

В Российской Федерации лишь в июне 1996 г. была принята концепция национальной политики. Концепция государственной национальной политики представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти в сфере национальных отношений, учитывающую новые исторические условия развития российской государственности, необходимость обеспечения единства и сплоченности России, укрепления межнационального согласия и сотрудничества между ее народами, обновления и развития их национальной жизни, языков и культур.

Демократическая, гуманистическая концепция национальной политики зиждется на таких фундаментальных основах, как интернационализм, защита прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, воли народов к самоопределению, самоуправлению, самоутверждению, равенство прав и свобод человека независимо от национальности и языка, свобода пользования родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Высшая цель национальной политики Российской Федерации состоит в том, чтобы создать всем народам России на основе соблюдения прав человека и народов, необходимые условия для их полноценного социального и национального культурного развития в составе единого многонационального государства.

Это предполагает укрепление доверия и сотрудничества между всеми российскими народами, развитие традиционных межнациональных контактов и связей, эффективное и своевременное разрешение возникающих противоречий в сфере межнациональных отношений на основе обеспечения баланса общегосударственных интересов, интересов субъектов Федерации и населяющих ее народов.

В соответствии с концепцией в национальной политике Российского государства определены следующие основные задачи.

В политической и государственной сфере: упрочение российской государственности путем углубления и развития новых федеративных отношений; перестройка государственно-политической системы страны на подлинно федеративных началах, формирование такой модели федерации, которая отвечала бы особенностям истории, традициям, современным социально-экономическим и политическим реалиям России; создание необходимой правовой и нормативной базы для регулирования федеративных и национальных отношений; совершенствование механизма формирования законодательных (представительных) и исполнительных органов власти всех уровней, который бы реально позволял этническим сообществам влиять на принятие государственных решений, затрагивающих их интересы; объединение усилий всех звеньев государственной системы, структур гражданского общества, политических партий, религиозных деятелей для достижения межнационального согласия и мира.

В социально-экономической сфере: реализация экономических интересов народов с учетом общероссийских приоритетов; рациональное использование многообразных хозяйственных возможностей республик, автономий и областей; осуществление специальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, экстренных мер по подъему депрессивных районов и областей, в том числе в Центральной России; содействие развитию региональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов федерации.

В духовной сфере: распространение объективной информации об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию; сохранение исторического наследия культуры русского народа и всех народов России, создание в обществе атмосферы уважения к их достижениям, дальнейшее развитие многовековых традиций культурного взаимодействия; обеспечение оптимальных условий для развития языков всех народов, а также функционирования русского языка как общегосударственного и средства межнационального общения; укрепление национальной общеобразовательной школы как важнейшего инструмента сохранения и развития этнического своеобразия культур; учет реально существующей взаимосвязи национальной жизни с религией, поддержки миротворческой деятельности всех традиционных для России вероисповеданий, усилий религиозных организаций, направленных на межнациональное согласие; бережное отношение к традиционным для России верованиям, их философскому, этическому и нравственному наследию.

Главная задача этой работы - защита и уважение достоинства нации и национального достоинства человека; свободное национально-культурное самоопределение личности; недопущение дискриминации личности по национальному признаку; формирование уважения к культурно-языковым традициям всех народов, культуры межнационального общения.

Понятие. Государственное устройство характеризует одну из сторон организации государства, связанных с его формой. При определении формы государства принято выделять три основных элемента: форму правления, государственный (политический) режим и форму государственного устройства. Государственное устройство - это присущая данному государству его внутренняя территориальная структура, территориальный (или национально-территориальный) состав, деление территории данного государства на территориально-государственные или (и) национально-государственные или административно-территориальные части, характер взаимоотношений их как между собой, так и с государством в целом. По форме государственного устройства государства, как известно, могут быть унитарными, федеративными и конфедеративными.

В настоящее время подавляющее большинство государств являются по форме государственного устройства унитарными и около трех десятков - федеративными.

Федерализм преследует, по крайней мере, пять основных целей: примирение единства и разнообразия; защита от тирании центральных властей; создание условий для участия населения в политическом процессе на нескольких уровнях власти; создание условий для повышения эффективности функционирования центральной власти через региональную конкуренцию и выступление в качестве формы или пути к стимулированию новаторских идей на уровне региональных и местных властей.

Государственному устройству современной РФ посвящена специальная глава (третья) Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г. Эта глава называется «Федеративное устройство».

Конституция РФ определяет территориальную организацию современного Российского государства. Его составными частями являются как национально-государственные, так и территориально-государственные образования, территория которых, в свою очередь, подразделяется на административно-территориальные единицы. Основой взаимоотношений национально-государственных и территориально-государственных образований как между собой, так и с Российским государством в целом является принцип федерализма. Иначе говоря, по форме государственного устройства Россия является федеративным государством, в состав которого входят субъекты РФ.

К истории вопроса (краткий экскурс). Российское государство было таковым по форме государственного устройства не всегда. До 1917 г. это было унитарное, централизованное, единое государство. После октября 1917 г. и на протяжении более чем 70 последующих лет Россия по форме государственного устройства являлась (по крайней мере, формально) федерацией, построенной на базе автономии. 31 марта 1992 г. в России завершился один из важнейших этапов ее государственно-правового реформирования - был подписан и инкорпорирован в действующую Конституцию РСФСР в качестве ее составной части Федеративный договор - договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ, с одной стороны, и органами государственной власти субъектов РФ:

  • - республик в составе РФ;
  • - краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в составе РФ;
  • - автономной области, автономных округов в составе РФ - с другой, то есть фактически были подписаны три федеративных договора и два специальных протокола к первым двум договорам.

С принятием в 1993 г. Конституции РФ федеративное устройство нашего государства получило достаточно прочную (по крайней мере, с формальной точки зрения) конституционную основу.

В Конституции нашли свое отражение следующие особенности государственного устройства современной РФ. Во-первых, Конституцией признается асимметричная федерация, хотя формально закреплено равноправие субъектов РФ. Во-вторых, фактически отношения субъектов РФ и федерального центра поставлены на строго правовую основу. В-третьих, в Конституции заложена идея сохранения целостности РФ в сочетании с правом народов на самоопределение. В-четвертых, Конституция решает еще одну важную задачу, а именно - преодоление слабой государственной власти путем создания единой системы органов исполнительной власти Федерации и субъектов по предметам их совместного ведения и исключительного ведения.

Государственное устройство РФ на определенных принципах

Принципы государственного устройства РФ - это основополагающие идеи, закрепленные в нормах конституционного права, на которых строится, функционирует современная Российская республика как федеративное государство, базируется один из важных институтов российского конституционного права.

К этим принципам относятся:

  • - принцип приоритета и равенства прав и свобод человека и гражданина на всей территории Российской Федерации;
  • - принцип равноправия и самоопределения народов в рамках РФ;
  • - построение РФ по смешанному национально-территориальному и территориальному принципу;
  • - строительство РФ как демократического, правового и социального государства;
  • - принцип разграничения властей в РФ как по горизонтали (законодательная, исполнительная и судебная), так и по вертикали (между органами государственной власти РФ и ее субъектов);
  • - государственная целостность РФ;
  • - принцип равноправия субъектов РФ в их взаимоотношениях как между собой, так и с РФ в целом;
  • - принцип разнопорядковости (асимметричности) субъектов РФ по их государственно-правовому статусу;
  • - принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ.

конституционный правовой государство

Государственное устройство - это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных и региональных органов. Конкретная форма государственного устройства дает ответ на вопрос о том, из каких частей состоит территория государства, каково их правовое положение, соотношение и взаимосвязь его иерархических структур. Обычно выделяют три формы государственного устройства. Это унитарное, федеративное и конфедеративное государства.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ является федеративным государством. Наша федерация основана на национальном принципе. Существуют федерации, основанные на территориальном принципе, например, США, ФРГ и Мексика.

Объединяющими началами федерации выступают единое социально-экономическое пространство, единая денежная и кредитная система, единая государственная политика и федеральная конституция. В отношении функционирования государственной власти федерация предполагает наличие законодательной, исполнительной и судебной власти.

На территории нашего государства проживает более 120 национальностей и народностей. Из них около 120 млн. русских. Среди других национальностей: татар - 5,5 млн., чувашей - 1,8 млн., башкир - 1,3 млн., мордвы - 1,1 млн. Национальный состав проявляется во внутреннем устройстве Российского государства, где практически каждая национальность и народность имеет свою форму государственности.

Следует отметить, правовой статус республики в составе России определяется как Конституцией Российской Федерации, так и собственной Конституцией. При этом Конституция республики не должна противоречить Основному Закону - Конституции Российской Федерации. Правовое положение края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа устанавливается наряду с Конституцией России собственными уставами.

4. Государственный орган: понятие, признаки, классификации.

4.1. Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.
Государственный орган - это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.
Раскрытие понятия, признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом.
1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.
2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.
Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.
К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.
3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.
4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции - властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции - это не только его право, но и обязанность.
5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.
6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).
7. Наконец, орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.
4.2. Органы государства классифицируются по различным основаниям
По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.
По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы государства функционируют в административных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.
По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции.

Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).
Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.
Законодательные органы. Право издания законов принадлежит обычно высшим представительным органам. Обозначаются они общим родовым термином "парламент".
Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и верхней палаты.
Глава государства. Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник - народ; она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов исполнительной законодательной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях - монарх в республиках - президент.
Исполнительные органы. Исполнительная власть принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями.
По всем вопросам своей компетенции правительство издает правовые акты (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению.
Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.
В механизм государства входят силовые ведомства составляющие основу властной силы государства, - вооруженные силы, органы безопасности, полиция (милиция). Основное назначение последней - охрана общественного порядка и обеспечение внутренней безопасности. Особо выделяются в механизме государства местные органы власти.
Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору России. Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента. Он назначает прокуроров субъектов Федерации по согласованию с последними и иных прокуроров. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.
Системы органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов создаются ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Органы местного самоуправления в механизм государства не входят, ибо не являются государственными.

Заключение

Для реализации поставленной цели в ходе исследования были решены следующие задачи:

1. Раскрыто понятие, сущность и социальное назначение государства.

Государство - политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества.

Вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

2. Рассмотрены основные признаки государства, к ним относятся:

Территориальная организация;

Публичная (государственная) власть;

Государственный суверенитет;

Неразрывная связь государства и права;

Система налогообложения.

3. Определена типология и форма российского государства.

Типология государства – это его специфическая классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность. Различают формационный и цивилизационный подход. В рамках формационного подхода главным критерием выступают социально-экономические признаки - общественно-экономическая формация (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический тип государства). В рамках цивилизационного подхода основным критерием выступают духовные признаки – культурные, религиозные, национальные и прочие (египетская, китайская, православная и др. цивилизации).

Согласно статье 1 Конституции Российской федерации (РФ), «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

4. Рассмотрены понятие, признаки и классификация государственных органов.

Выбор редакции
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...

Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...

Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...

Если вы не новичок в кулинарии, то знаете, что обязательными ингредиентами классических сырников являются творог, мука и яйцо, но уж...
Сырники популярны у многих славянских народов. Это национальное блюдо русских, украинцев и белорусов. Изобрели их экономные хозяйки,...
Все, кто любит синенькие, должны обратить свое внимание на этот простой рецепт и обязательно приготовить это вкусное кушанье для сытного...
1343 11.07.12 Есть в Италии город Болонья, основанный 510 году до н. э. - кулинарная столица страны. За глаза Болонью называют...
В осенне-зимний период, брокколи — это замечательный продукт для приготовления свежих, но в тот же момент, сытных вегетарианских блюд....
Рецепт приготовления супа с овсяными хлопьями: Куриную грудку промыть и разрезать для удобства на средние куски. Положить курицу в...