Национальный состав крымского ханства. Крымское ханство


СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КРЫМСКОГО ХАНСТВА

Характерной чертой кочевого, в частности татарского феодализма было то, что отношения между феодалами и зависимыми от них народами долгое время существовали под внешней оболочкой родовых отношений.

Еще в XVII и даже в XVIII веке татары, как крымские, так и ногайские, делились на племена, членившиеся на роды. Во главе родов стояли беи - бывшая татарская знать, сосредоточившая в своих руках огромные массы скота и пастбищ, захваченных или пожалованных им ханами. Крупные юрты - уделы (бейлики) этих родов, ставшие их вотчинными владениями, превратились в небольшие феодальные княжества, почти независимые от хана, со своей администрацией и судом, со своим ополчением.

Ступенью ниже на социальной лестнице стояли вассалы беев и ханов - мурзы (татарское дворянство). Особую группу составляло мусульманское духовенство. Среди зависимой части населения можно выделить улусных татар, зависимое местное население, и на самой нижней ступени стояли рабы-невольники.

СОЦИАЛЬНАЯ ЛЕСТНИЦА КРЫМСКОГО ХАНСТВА

КАРАЧ-БЕИ

МУФТИЙ (духовенство)

МУРЗЫ

ЗАВИСИМЫЕ ТАТАРЫ

ЗАВИСИМЫЕ НЕТАТАРЫ

НЕВОЛЬНИКИ


Таким образом, родовая организация татар была лишь оболочкой отношений, типичных для кочевого феодализма. Номинально татарские роды с их беями и мурзами были в вассальной зависимости от ханов, они обязаны были выставлять войско в период военных походов, но фактически высшая татарская знать являлась хозяином в Крымском ханстве. Господство беев, мурз было характерной чертой политического строя Крымского ханства.

Главные князья и мурзы Крыма принадлежали к немногим определенным родам. Старейшие из них давно обосновались в Крыму; они известны были уже в XIII веке. Какие из них занимали первое место в XIV веке, на это нет однозначного ответа. К старейшим можно отнести прежде всего род Яшлавских (Сулешев), Ширинов, Барынов, Аргынов, Кипчаков.

В 1515 году великий князь всея Руси Василий III настаивал, чтобы были выделены поимённо Ширин, Барын, Аргын, Кипчак, т. е. князья главных родов, для вручения поминков (подарков). Князья этих четырех родов, как известно, назывались «карачи». Институт карачей был общим явлением татарской жизни. В Казани, в Касимове, в Сибири у ногаев главные князья так и назывались - Карачи. При этом - как правило, допускающее, впрочем, исключение, - карачей всюду было четыре.

Но карачи не все были равны по своему статусу и значению. Наиболее важным было звание первого князя Орды. Понятие и звание первого князя или второго лица в государстве после государя - очень древнее у народов Востока. Это понятие мы встречаем и у татар.


Первый князь в Крымском ханстве был по положению близок к царю, т. е. к хану.

Первый князь получал право и на определенные доходы, поминки должны были присылаться с таким расчетом: две части хану (царю), а одна часть - первому князю.

Великий князь по своему положению царедворца сближался с избранными, надворными князьями.

Как известно, первыми среди князей Крымского ханства были князья Ширинские. Причем князья из этого рода занимали ведущее положение не только в Крыму, но и в других татарских улусах. При этом, несмотря на разбросанность по отдельным татарским царствам, между всем родом Ширинских сохранялась известная связь, известное единство. Но основным гнездом, откуда распространялся род этих князей, был Крым.

Владения Ширинов в Крыму простирались от Перекопа до Керчи. Солхат - Старый Крым - был центром владений Ширинов.

Как военная сила, Ширинские представляли собой нечто единое, выступали под общим стягом. Независимые Ширинские князья и при Менгли-Гирее, и при его преемниках часто занимали враждебную позицию по отношению к хану. «А с Ширины, государь, царь живет не гладко», - писал московский посол в 1491 году.

«А с Ширины у него рознь велика пошла», - дополнили московские послы столетие спустя. Такая вражда с Ширинскими, по-видимому, явилась одной из причин, заставивших крымских ханов перенести свою столицу из Солхата в Кырк-Ор.

Владения Мансуровых охватывали евпаторийские степи. Бейлик Аргынских беев находился в районе Каффы и Судака. Бейлик Яшлавских занимал пространство между Кырк-Ором (Чуфут-Кале) и рекой Альмой.

В своих юртах-бейликах татарские феодалы обладали, судя по ханским ярлыкам (жалованным грамотам), определенными привилегиями, творили суд и расправу над своими соплеменниками.

Номинально татарские роды и племена с их беями и мурзами были в вассальной зависимости от хана, но фактически татарская знать обладала самостоятельностью и являлась настоящим хозяином в стране. Беи и мурзы в сильной степени ограничивали власть хана: главы наиболее могущественных родов, карачи, составляли Диван (Совет) хана, который являлся высшим государственным органом Крымского ханства, где решались вопросы внутренней и внешней политики. Диван являлся и высшей судебной инстанцией. Съезд ханских вассалов мог быть полным и неполным, и это не имело значения для его правомочности. Но отсутствие важных князей и прежде всего родовой аристократии (карач-беев) могло парализовать выполнение решений Дивана.

Таким образом, без Совета (Дивана) ханы ничего не могли предпринять, об этом сообщали и русские послы: «...хан без юрта никакого великого дела, о чем между государствами надлежит, учинить не может». Князья не только оказывали влияние на решения хана, но и на выборы ханов, и даже неоднократно свергали их. Особенно отличались беи Ширинские, которые не раз решали судьбу ханского престола. В пользу беев и мурз шла десятина со всего скота, находившегося в личной собственности татар, и со всей добычи, захваченной во время грабительских набегов, которые организовывались и возглавлялись феодальной аристократией, получавшей также выручку и от продажи пленников.

Главным видом службы служилого дворянства была служба военная, в гвардии хана. Орду тоже можно рассматривать как известную боевую единицу, во главе которой стояли ордынские князья. Многочисленные уланы командовали ханскими конными отрядами (к ним еще применялся старинный монгольский термин - улан правой и улан левой руки).

Такими же служебными ханскими князьями были и ханские наместники городов: кырк-орский князь, Феррик-Керменский, князь Ислам Керменский и Ордабазарский наместник. Должность наместника того или иного города нередко так же, как и звание князя, передавалась членам одной и той же семьи. Среди близких к ханскому двору феодалов было и высшее духовенство Крыма, которое в той или иной степени оказывало влияние на внутреннюю и внешнюю политику Крымского ханства.

Крымскими ханами всегда были представители рода Гиреев. Сами себе они присваивали чрезвычайно пышные титулы типа: «Улуг Йортнинг, веТехти Кырыининг, ве Дешти Кыпчак, улуг хани», что означает: «Великий хан великой орды и престола [государства] Крыма и степей Кыпчака». До османского вторжения крымские ханы или назначались своими предшественниками, или избирались представителями высшей аристократии, прежде всего карач-беями. Но со времени турецкого завоевания Крыма выборы хана осуществлялись чрезвычайно редко, это было исключением. Высокая Порта назначала и смещала ханов в зависимости от своих интересов. Падишаху обыкновенно было достаточно через знатного придворного послать одному из Гиреев, предназначенному быть новым ханом, почетную шубу, саблю и соболью шапку, усыпанную драгоценными камнями, с хатти шерифом, т. е. собственноручно подписанным приказом, который читался собранным в Диване кырыш-бегал; тогда прежний хан без ропота и противодействия отрекался от престола. Если же он решался сопротивляться, то большей частью без особых усилий приводился к послушанию гарнизоном, стоявшим в Каф-фе, и посылавшимся в Крым флотом. Низложенных ханов обыкновенно отсылали на Родос. Было чем-то чрезвычайным, если хан сохранял свой сан более пяти лет. За время существования Крымского ханства на престоле побывало, по В. Д. Смирнову, 44 хана, но правили они 56 раз. Это означает, что одного и того же хана то убирали с престола за какую-то провинность, то вновь водворяли на престол. Так, трижды на престол возводились Мен-гли-Гирей I, Каплан-Гирей I, а Селим-Гирей оказался «рекордсменом»: его возводили на престол четырежды.

К ханским прерогативам, которыми они пользовались даже будучи под османским владычеством, принадлежали: публичная молитва (хутба), т. е. возношение ему «за здравие» во всех мечетях во время пятничного богослужения, издания законов, командование войсками, чеканка монеты, стоимость которой он пожеланию повышал или понижал, право устанавливать пошлины и облагать по своему произволу своих подданных. Но, как указывалось выше, власть хана была крайне ограничена турецким султаном, с одной стороны, и карач-беями - с другой.

Помимо хана существовало шесть высших чинов государственного сана: калга, нураддин, орбей и три сераскира или генерала-ногайца.

Калга-султан - первое лицо после хана, наместник государства. В случае смерти хана бразды правления по праву переходили к нему до прибытия преемника. Если хан не хотел или не мог принять участие в походе, то калга брал на себя командование войсками. Резиденция калги-султана была в городе недалеко от Бахчисарая, называлась она Ак-Мечеть. У него были свой визирь, свой диван-эфенди, свой кади, его двор состоял из трех чиновников, как и ханский. Калги-султан заседал каждый день в своем Диване. Дивану подведомственны были все решения о преступлениях его округа, даже если дело шло о смертном приговоре. Но дать окончательный приговор калга не имел права, он только разбирал процесс, а хан уже мог утвердить приговор. Калгу хан мог назначать только с согласия Турции, чаще всего при назначении нового хана стамбульский двор назначал также калгу-султана.

Нураддин-султан - второе лицо. По отношению к калге он был тем же, что и калга по отношению к хану. Во время отсутствия хана и калги он брал на себя командование армией. Нураддин имел своего визиря, своего диван-эфенди и своего кади. Но он не заседал в Диване. Он жил в Бахчисарае и удалялся от двора только в том случае, если ему было дано какое-либо поручение. В походах он командовал небольшими корпусами. Обычно являлся принцем крови.

Более скромное положение занимали орбей и сераскиры. Указанных чиновников, в отличие от калги-султана, хан назначал сам. Одним из важнейших лиц в иерархии Крымского ханства был муфтий Крыма, или кадиескер. Он жил в Бахчисарае, являлся главой духовенства и толкователем закона во всех спорных или важных случаях. Он мог смещать кадиев, если они судят неправильно.

Схематично иерархию Крымского ханства можно представить следующим образом.

Тема: «Особенности социально-политической жизни Крымского ханства».

Дата: «___» ____________20__г. Класс: 6.

Урок № 7.

Цели: определить социально-политическую жизнь Крымского ханства; знать устройство Крымского ханства.

Оборудование: карта Крыма.

Тип урока : Комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Когда образовалось Крымское ханство?

2. Как происходил процесс оседания татар на землю?

3. Какие пещерные города Крыма, ты можешь назвать?

4. Расскажи о завоеваниях Крыма монголо-татарами.

План

1. Социальная лестница Крымского ханства.

2. Государственно – политическое устройство Крымского ханства.

III . Переход к новой теме.

Характерной чертой кочевого, в частности татарского феодализма было то, что отношения между феодалами и зависимыми от них народами долгое время существовали под внешней оболочкой родовых отношений.

IV . Изучение нового материала.

Еще в XVII и даже в XVIII веке татары, как крымские, так и ногайские, делились на племена, членившиеся на роды. Во главе родов стояли беи - бывшая татарская знать, сосредоточившая в своих руках огромные массы скота и пастбищ, захваченных или пожалованных им ханами. Крупные юрты - уделы ( бейлики ) этих родов, ставшие их вотчинными владениями, превратились в небольшие феодальные княжества, почти независимые от хана, со своей администрацией и судом, со своим ополчением.

Ступенью ниже на социальной лестнице стояли вассалы беев и ханов - мурзы (татарское дворянство). Особую группу составляло мусульманское духовенство. Среди зависимой части населения можно выделить улусных татар, зависимое местное население, и на самой нижней ступени стояли рабы-невольники.

СОЦИАЛЬНАЯ ЛЕСТНИЦА КРЫМСКОГО ХАНСТВА

ХАН

КАРАЧ-БЕИ

МУФТИЙ (духовенство)

МУРЗЫ

ЗАВИСИМЫЕ ТАТАРЫ

ЗАВИСИМЫЕ НЕТАТАРЫ

НЕВОЛЬНИКИ

Таким образом, родовая организация татар была лишь оболочкой отношений, типичных для кочевого феодализма. Номинально татарские роды с их беями и мурзами были в вассальной зависимости от ханов, они обязаны были выставлять войско в период военных походов, но фактически высшая татарская знать являлась хозяином в Крымском ханстве. Господство беев, мурз было характерной чертой политического строя Крымского ханства.

Главные князья и мурзы Крыма принадлежали к немногим определенным родам. Старейшие из них давно обосновались в Крыму; они известны были уже в XIII веке. Какие из них занимали первое место в XIV веке, на это нет однозначного ответа. К старейшим можно отнести прежде всего род Яшлавских (Сулешев), Ширинов, Барынов, Аргынов, Кипчаков.

В 1515 году великий князь всея Руси Василий III настаивал, чтобы были выделены поимённо Ширин, Барын, Аргын, Кипчак, т. е. князья главных родов, для вручения поминков (подарков). Князья этих четырех родов, как известно, назывались «карачи». Институт карачей был общим явлением татарской жизни.

Первый князь в Крымском ханстве был по положению близок к царю, т. е. к хану.

Первый князь получал право и на определенные доходы, поминки должны были присылаться с таким расчетом: две части хану (царю), а одна часть - первому князю.

Великий князь по своему положению царедворца сближался с избранными, надворными князьями.

Как известно, первыми среди князей Крымского ханства были князья Ширинские. Причем князья из этого рода занимали ведущее положение не только в Крыму, но и в других татарских улусах. Основным гнездом, откуда распространялся род этих князей, был Крым.

Владения Ширинов в Крыму простирались от Перекопа до Керчи. Солхат - Старый Крым - был центром владений Ширинов.

Как военная сила, Ширинские представляли собой нечто единое, выступали под общим стягом. Независимые Ширинские князья и при Менгли-Гирее, и при его преемниках часто занимали враждебную позицию по отношению к хану. «А с Ширины, государь, царь живет не гладко», - писал московский посол в 1491 году.

Владения Мансуровых охватывали евпаторийские степи. Бейлик Аргынских беев находился в районе Каффы и Судака. Бейлик Яшлавских занимал пространство между Кырк-Ором (Чуфут-Кале) и рекой Альмой.

В своих юртах-бейликах татарские феодалы обладали, судя по ханским ярлыкам (жалованным грамотам), определенными привилегиями, творили суд и расправу над своими соплеменниками.

Беи и мурзы в сильной степени ограничивали власть хана: главы наиболее могущественных родов, карачи, составляли Диван (Совет) хана, который являлся высшим государственным органом Крымского ханства, где решались вопросы внутренней и внешней политики. Диван являлся и высшей судебной инстанцией. Съезд ханских вассалов мог быть полным и неполным, и это не имело значения для его правомочности. Но отсутствие важных князей и прежде всего родовой аристократии (карач-беев) могло парализовать выполнение решений Дивана.

Таким образом, без Совета (Дивана) ханы ничего не могли предпринять, об этом сообщали и русские послы: «...хан без юрта никакого великого дела, о чем между государствами надлежит, учинить не может». Князья не только оказывали влияние на решения хана, но и на выборы ханов, и даже неоднократно свергали их. Особенно отличались беи Ширинские, которые не раз решали судьбу ханского престола. В пользу беев и мурз шла десятина со всего скота, находившегося в личной собственности татар, и со всей добычи, захваченной во время грабительских набегов, которые организовывались и возглавлялись феодальной аристократией, получавшей также выручку и от продажи пленников.

Главным видом службы служилого дворянства была служба военная, в гвардии хана. Орду тоже можно рассматривать как известную боевую единицу, во главе которой стояли ордынские князья. Многочисленные уланы командовали ханскими конными отрядами (к ним еще применялся старинный монгольский термин - улан правой и улан левой руки).

Крымскими ханами всегда были представители рода Гиреев. За время существования Крымского ханства на престоле побывало, по В. Д. Смирнову, 44 хана, но правили они 56 раз. Это означает, что одного и того же хана то убирали с престола за какую-то провинность, то вновь водворяли на престол. Так, трижды на престол возводились Мен-гли-Гирей I, Каплан-Гирей I, а Селим-Гирей оказался «рекордсменом»: его возводили на престол четырежды.

Помимо хана существовало шесть высших чинов государственного сана: калга, нураддин, орбей и три сераскира или генерала-ногайца.

Калга-султан - первое лицо после хана, наместник государства. В случае смерти хана бразды правления по праву переходили к нему до прибытия преемника. Если хан не хотел или не мог принять участие в походе, то калга брал на себя командование войсками. Резиденция калги-султана была в городе недалеко от Бахчисарая, называлась она Ак-Мечеть.

Нураддин-султан - второе лицо. По отношению к калге он был тем же, что и калга по отношению к хану. Во время отсутствия хана и калги он брал на себя командование армией. Нураддин имел своего визиря, своего диван-эфенди и своего кади. Но он не заседал в Диване. Он жил в Бахчисарае и удалялся от двора только в том случае, если ему было дано какое-либо поручение. В походах он командовал небольшими корпусами. Обычно являлся принцем крови.

Более скромное положение занимали орбей и сераскиры . Указанных чиновников, в отличие от калги-султана, хан назначал сам. Одним из важнейших лиц в иерархии Крымского ханства был муфтий Крыма, или кадиескер. Он жил в Бахчисарае, являлся главой духовенства и толкователем закона во всех спорных или важных случаях. Он мог смещать кадиев, если они судят неправильно.

Схематично иерархию Крымского ханства можно представить следующим образом.

V . Закрепление изученного материала.

1. Расскажи о родовой организации крымских татар.

2. Какую роль в Крымском ханстве играл институт "карач-беев"?

3. В чем состояли значение и функции Дивана?

4. Назови высшие государственные посты. Охарактеризуй их роль в политической структуре Крымского ханства (калга-султан, нураддин-султан, орбей и сераскиры, муфтий Крыма - кадиескер).

VI . Подведение итогов.

Домашнее задание : конспект.

Определение границ Крымского ханства довольно проблематично, очевидно, что с большинством соседних государств оно не имело определенных границ. Об этом говорит В.Д. Смирнов, детально и достаточно хорошо исследовавший историю Крымского ханства. Он подчеркивает, что вопрос о территориальных границах, площади Крымского ханства усложняется еще тем, что и возникновение самого ханства как отдельного государственного центра таит много неясностей. Его история вполне достоверной становится лишь с того момента, когда оно вошло в близкое соприкосновение с Оттоманской империей, попав в вассальную зависимость от нее при султане Мухаммеде II. Ранняя же история имеет много «белых пятен». Одна лишь береговая полоса, давно освоенная европейскими колонистами, составляет определенное исключение, однако тоже не в полной мере.

Поэтому мы можем определить только примерные границы этого государства. Крымское ханство - это, прежде всего, сам Крым, однако южное его побережье вначале принадлежало генуэзцам, а с 1475 года отошло к турецкому султану; независимым до вторжения турок на полуостров было и княжество Феодоро. В результате, хан владел только предгорной и степной частью Крыма. Перекоп не являлся границей, через него хан имел выход из Крыма в «поле», где в безбрежных степных просторах терялись северные очертания Крымского ханства. Значительная часть татар постоянно кочевала за Перекоп. Весной на степные просторы Северного Причерноморья устремлялись на пастбища и собственно крымские улусы. Известны те урочища в степи, где стояли в XV веке военные силы, охранявшие кочевья, которые в определенной степени можно считать примерными границами Крымского ханства. Так, река Молочная (или Миус) начинается как граница Крымского ханства со стороны Астрахани и ногаев. На севере крымские владения достигают Конских Вод. В 1560 году все крымские улусы оказались оттесненными за Днепр, к границам литовского княжества.

Таким образом, границы Крымского ханства при первых крымских ханах за пределами полуострова определяются с восточной стороны рекою Молочной, а может быть расширяются и дальше, к Миусу. На севере, на левом берегу Днепра, они заходят за Ислам Кермень, вплоть до реки Конские Воды. На западе крымские кочевья простираются степью за Очаков к Белгороду до Синей Воды.

Почти те же границы Крымского ханства указывает еще целый ряд исследователей, но среди них выделяется Тунманн, который даже сопроводил свою работу довольно подробной картой. В определении более точных границ Крымского ханства имеет большое значение «Карта Крымского ханства после Кючук-Кайнарджийского мира 1774-1783 гг.», составленная и вычерченная Н.Д. Эрнстом. Анализ этих данных позволяет довольно точно определить границы Крымского ханства. Территория ханства являлась неоднородной по природно-климатическим условиям. Северные склоны Крымских гор, долины Салгира, Альмы, Качи, Бельбека с их садами и виноградниками, наконец, степи в самом Крыму и за его пределами создавали особые, своеобразные условия для развития хозяйства.

Помимо этих географических условий, важно заметить, что Крым был страною древнейшей земледельческой культуры. Татары встретились здесь с целым рядом народностей, хозяйственный уклад которых определялся многовековым прошлым. Часть народностей Крыма - греки, караимы, генуэзцы и другие - вошла в состав населения юрта; с другой стороны, много татар поселилось в греческих деревнях в окрестностях Каффы, Судака, Балаклавы и в самих этих городах.

Совместная жизнь, начавшийся процесс ассимиляции с прежним населением неизбежно вели к изменению хозяйственного уклада татар, скотоводов-кочевников, оказавшихся в крае с древнейшими традициями культуры земледелия.

Социально-политическая структура Крымского Ханства

Характерной чертой социально-политической структуры Крымского ханства было сохранение в течение многих веков родоплеменных традиций. Целый ряд дополнительных факторов, сопровождавших историю Крымского ханства, также оказывал значительное влияние на все сферы жизни государства и, в частности, на систему управления. Находиться на крымском троне, тем более управлять в Крымском ханстве представлялось далеко не простой задачей. Каждому хану приходилось тщательно взвешивать свою как внутреннюю, так и внешнюю политику, учитывая при этом многочисленные нюансы. Необходимо было глубоко знать древние традиции своего народа, среди которых чрезвычайно существенными являлись родоплеменные отношения.

Еще в XVII и даже в XVIII веке татары - как крымские, так и ногайские - делились на племена, членившиеся на роды. Во главе родов стояли беи - высшая татарская знать, сосредоточившая в своих руках значительные богатства (скот, земли, пастбища), захваченные или пожалованные ханами, и, вместе с тем, большую власть. Крупные юрты - уделы (бейлики) этих родов, ставшие их вотчинными владениями, превратились в феодальные княжества, почти не зависимые от власти хана, со своей администрацией и судом, со своим ополчением.

Ступенью ниже на социальной лестнице стояли вассалы беев и ханов - мурзы (татарское дворянство). Особую группу составляло мусульманское духовенство. Следующую ступень занимало татарское «простое»(без титулов) население улусов, ступенькой ниже - зависимое местное население, и на нижней ступени социальной лестницы находились рабы-невольники.

Таким образом, родовая организация татар была оболочкой отношений, типичной для многих кочевых народов, сохранявших традиции своих предков. Номинально татарские роды во главе с беями и мурзами были в вассальной зависимости от ханов, в частности, они были обязаны выставлять войско в период военных походов, но фактически высшая татарская знать являлась полноправной хозяйкой по существу во всех сферах жизни ханства. Господство беев, мурз было характерной чертой политического строя Крымского ханства.

Главные князья и мурзы Крыма принадлежали к немногим определенным родам. Старейшие из них давно обосновались в Крыму и были известны уже с XIII века. Какие из них занимали главенствующие положение в XIV в.? На это нет единодушного ответа. К старейшим можно отнести прежде всего род Яшлау (Сулешев), Ширинов, Барынов, Аргынов, Кипчаков.

В 1515 году великий князь всея Руси Василий III настаивал, чтобы были выделены поименно Ширин, Барын, Аргын, Кипчак, т. е. князья главных татарских родов, для вручения подарков (поминков). Князья этих четырех родов, как известно, назывались «Карачи» (карач-бей). Институт карачей был общим явлением татарской жизни. В Казани, в Касимове, в Сибири у ногаев главные князья так и назывались Карачи. При этом, как правило, карачей всюду было четыре, за исключением некоторых случаев.

Но Карачи не все были равны по своему весу и значению. Наиболее важным было значение первого князя (бея), по существу, второго лица в государстве после государя. Такое же понятие мы отмечаем и у татар. Положение первого князя в Крыму было достаточно близким к положению хана.

Первый князь получал право и на определенные доходы, поминки должны были присылаться с таким расчетом: две части хану, а одна часть - первому бею.

Как известно, первыми среди беев Крымского ханства были Ширинские. Причем беи из этого рода занимали ведущее положение не только в Крыму, но и в других татарских улусах. При этом, несмотря на разбросанность по отдельным татарским царствам, между всем родом Ширинских сохранялась известная связь, известное единство, но основным гнездом, откуда распространялся род этих беев, считается Крым.

Владения Ширинов в Крыму простирались от Перекопа до Керчи. Солхат - Старый Крым - являлся центром владений Ширинов.

Как военная сила, Ширинские представляли собой нечто единое, выступая под общим стягом. Независимые Ширинские князья и при Менгли-Гирее I, и при его преемниках часто занимали враждебную позицию по отношению к хану. «А с Ширины, государь, царь живет не гладко», - Констатировал московский посол в 1491 году. «А с Ширины у него рознь велика пошла», - отмечают послы московского государя столетие спустя. Такая вражда с Ширинскими, по-видимому, являлась одной из причин, заставивших крымских ханов перенести свою столицу из Солхата в Кырк-ор.

Владения Мансуровых охватывали евпаторийские степи. Беймис Аргынских беев находился в районе Каффы и Судака. Бейлик Яшлавских занимал пространство между Кыра-ором (Чуфут-кале) и рекой Альмой.

В своих юртах-бейликах татарские беи были полновластными хозяевами, это подтверждается и ханскими ярлыками (жалованными грамотами).

Как уже отмечалось, беи и мурзы в значительной степени ограничивали власть крымских ханов: главы наиболее могущественных родов - карачи - составляли Диван (Совет) хана, который являлся высшим государственным органом Крымского ханства, где решались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики государства. Диван являлся и высшей судебной инстанцией. Съезд ханских «вассалов» мог быть полным и не полным, и это не имело особого значения в его правомочности. Но отсутствие влиятельных беев и, прежде всего, родовой аристократии (карач-беев) могло парализовать выполнение решений Дивана.

Исходя из этого, без Совета (Дивана) хан, в общем, не мог решить ни один вопрос. Это подтверждается и донесениями русских послов своему государю: «Хан без юрта (т. е. Дивана - авт.) никакого великого дела, о чем между государства надлежит, учинить не может».

Князья не только оказывали влияние на решение хана, но именно от них зависел выбор ханов. Неоднократно в результате заговоров беев хан свергался с престола. Особенно в этом «отличались» беи Ширинские. Не менее влиятельным, но менее привилегированным в Крыму был ногайский род Мансуровых (Мансур).

В пользу беев и мурз шла десятина со всего скота, находившегося в личной собственности татар, и со всей добычи, захваченной во время грабительских походов, которые организовывались и возглавлялись татарской аристократией, получавшей значительные доходы также от продажи пленников.

Главным видом деятельности служилого дворянства была военная, в гвардии хана. Орда также являлась определенной боевой единицей, во главе которой стояли ордынские князья. Многочисленные уланы командовали ханскими отрядами (к ним еще применялся древний монгольский термин - улан правой и левой руки).

Такими же служивыми ханскими князьями были и наместники городов: Кыркорский князь, Феррик-Керменский, князь Ислам Керменский и Ордабазарский наместник. Должность наместника того или другого города так же, как и звание князя, передавалось членам одной и той же семьи. Среди близких к ханскому двору феодалов находилось и высшее духовенство Крыма, которое в той или иной степени оказывало влияние на внутреннюю и внешнюю политику Крымского ханства.

Крымскими ханами всегда были представители рода Гиреев. Они обладали весьма пышным титулом: «Улуг Йортни, ве Техти Кырыинг, ве Дешт и Кыпчак, улуг хани», что соответственно означало: «Великий хан Великой орды и престола (государства) Крыма и степей Кыпчака».

До османского вторжения крымские ханы чаще всего избирались представителями высшей аристократии, прежде всего карач-беями. Но со времени завоевания Крыма выборы хана осуществлялись чрезвычайно редко, это уже было исключением из правил. Высокая Порта назначала и смещала ханов в зависимости от своих интересов. Падишаху, обыкновенно, было достаточно через знатного придворного послать одному из Гиреев, предназначенному быть новым ханом, почетную шубу, саблю и соболью шапку, усыпанную драгоценными камнями, с хатти шерифом, т. е. собственноручно подписанным приказом, который читался собранным в Диване карач-беям; тогда прежний хан без ропота (чаще всего) отрекался от престола. Если же он решался сопротивляться, то большей частью без особых усилий приводился к послушанию гарнизоном, стоявшим в Каффе, и посылавшимся в Крым флотом. Низложенных ханов обыкновенно отсылали в Родос. Казалось чем-то чрезвычайным сохранение ханом своего сана более пяти лет. За время существования крымского ханства на престоле побывало, по утверждению В.Д. Смирнова, 44 хана, но правили они 56 раз. Есть и другие версии: в последних исследованиях наиболее часто отмечается, что крымский престол занимало 48 ханов, и правили они 68 раз (см. схему-таблицу). Это означает, что одного и того же хана то свергали с престола за какую-то провинность, то вновь с соответствующими почестями возводили на престол. Так, трижды занимали престол Менгли-Гирей I и Каплан-Гирей, а «рекордсменом» стал Селим-Гирей: его возводили на престол четырежды. Доходило и до курьезов: два хана - Джанибек-Гирей и Максуд-Гирей даже не успели после своего назначения на ханский престол добраться до Крыма, как были уже смещены с незанятого престола.

Герай является родовым именем династии крымских ханов (в настоящее время большее распространение получил русифицированный вариант - Гирей).

Существует целый ряд предположений о происхождении имени первого крымского хана. В частности, выдвигалась версия о том, что хан, вынужденный скрываться от своих преследователей, нашел приют у пастухов и впоследствии, став ханом, в знак благодарности добавил к своему имени Герай (керай - пастух). Выдвигалось и предположение о том, что это имя он взял в знак благодарности своему воспитателю. Существуют и другие версии: более убедительным является все-таки предположение о том, что имя будущий хан получил от своих родителей после рождения. Это имя являлось достаточно распространенным, да и определение оно носило весьма лестное - «достойный, правильный». А приставка Хаджи появилась у Герая после того, как он совершил хадж (паломничество) в Мекку (вероятно, в 1419 г.).

Интересно отметить, что из шести сыновей Хаджи-Герая (в дальнейшем Гирея) только один, самый младший, Менгли, добавил к своему имени имя отца - Гирей. В дальнейшем все потомки унаследовали это имя (включая Ажезара Гирея, проживающего в Англии и являющегося, по существу, наследником крымских ханов).

Хочется выделить еще раз наиболее важные факторы, оказавшие огромное влияние на положение высшей должности в государственно-политической структуре Крымского ханства. Чтобы в определенной мере представить не только ту огромную ответственность за судьбу своего народа, которая на него возлагалась, но и в какой-то степени трагизм положения «высшей должности» в государстве. При этом, такое положение приводило не только к трагедии в судьбе самого хана, но и нередко всего Крымского ханства и его народа.

Такой фактор, как выборность хана на курултаях (всеобщих сборах), в начальный период истории играл достаточно большое положительное значение, когда знать, беи могли защитить интересы своего рода, племени, народа. Однако, в ходе исторического развития, когда менялась политическая, экономическая ситуация, приходило новое время со своими новыми требованиями, система оставалась прежней. И впоследствии, когда высшая знать отстаивала прежде всего свои интересы, а не народа, свои амбиции и прихоти, хан становился «игрушкой» в руках собственных «вассалов». Еще больше обострялась ситуация, если в среде беев пропадало единство, и наиболее могущественные роды начинали выяснять отношения между собой (в Крыму нередко враждовали роды Ширинских и Мансуровых). Вражда родов могла продолжаться длительное время, принося огромный вред и государству, и народу. При этом крымский хан для решения таких проблем реальной власти не имел.

Тот или иной бей (особенно часто в этом отношении «отличались» ногайские), не считаясь с интересами государства, с запретами хана и даже турецкого султана, совершал набег с целью грабежа (получения доходов) на территорию государства, с которым Крымское ханство и Турция заключили мирный или даже союзнический договор. И ни хан, ни султан с таким «беем-анархистом», в общем-то, не могли совладать.

Не способствовала подъему престижа крымского хана и вассальная зависимость Крыма от Турции. Обладая, по сути, неограниченной властью, турецкий султан совсем не был заинтересован в могуществе Крымского ханства, как и не был заинтересован в самостоятельности его ханов. Главным критерием при назначении на ханский престол было не то, насколько удачно и умело будет править претендент для своего народа и своего государства, а насколько полезным и, главное, насколько послушным турецкому султану покажет себя этот хан в дальнейшем.

В результате очень часто вдалеке от своей родины (где-нибудь в Персии) без всякой для нее пользы гибли в войнах, которые бесконечно вела Блистательная Порта, воины Крымского ханства.

Так что, перефразировав, можно с полным правом сказать: «Тяжела ты шапка Гирея!» К ханским прерогативам, которыми он пользовался даже под османским владычеством, принадлежали публичная молитва (хутба), т. е. возношение ему «за здравие» во всех мечетях во время пятничного богослужения, командование войсками, чеканка монеты, стоимость которой он часто, по своему усмотрению, повышал или понижал, право устанавливать пошлины и облагать своих подданных.

Помимо хана, существовало шесть высших чинов государственного сана: калга, Нураддин, орбей и три сераскира или генерала-ногайца Калга-султан - первое лицо после хана, наместник государя. В случае смерти хана бразды правления по праву переходили к нему до прибытия преемника. Если хан не хотел или не мог принять участие в военном походе, калга брал на себя командование войсками. Резиденция калги-султана находилась в Ак-Мечети (территория современного Симферополя), недалеко от столицы ханства - Бахчисарая. У него был свой визирь, свой диван-эфенди, свой кади, его двор состоял из трех чиновников, как и ханский. Калга-султан заседал каждый день в своем диване. Этому дивану были подведомственны все преступления округа, даже если дело шло о смертном приговоре. Но вынести окончательный приговор калга не имел права, он только разбирал процесс, а утвердить приговор мог хан. Калгу хан мог назначить только с согласия Турции, чаще всего при назначении нового хана стамбульский двор назначал также калгу-султана.

Нураддин-султан - второе лицо. По отношению к калге он был тем же, что и калга по отношению к хану. Во время отсутствия хана и калги он брал на себя командование армией. Нураддин имел своего визиря, своего диван-эфенди и своего кади. Но он не заседал в Диване. Он жил в Бахчисарае и удалялся от двора только в том случае, если ему было дано поручение. В походах он командовал небольшими корпусами. Обычно являлся принцем крови.

Более скромное положение занимали орбей и сераскиры. Указанных чиновников, в отличие от калги-султана, хан назначал сам. Одним из важнейших лиц в иерархии Крымского ханства считался муфтий Крыма, или кадиескер. Он жил в Бахчисарае, являлся главой духовенства и толкователем закона во всех спорных или важных случаях. Он мог смешать кадиев, если они судят неправильно.

Словарь

Беи - высшая крымскотатарская знать.

Гиреи (Гераи) - правящая династия крымских ханов.

Диван - совет высшей знати в Крымском ханстве, крупнейшие землевладельцы (владели бейликами).

Мурзы - крымскотатарская знать (дворянство)

Бейлик - вотчинное землевладение высшей крымскотатарской знати беев.

Муфтий - в Крымском ханстве - глава крымских мусульман. Обычно назначался турецким султаном.

Крымское ханство: история, территория, политическое устройство

Крымское ханство возникло в 1441 году. Этому событию предшествовала смута в Золотой Орде. По сути, на престол в Крыму тогда взошел сепаратист - Хаджи Гирей, дальний родственник Джанике-ханым, жены золотоордынского хана Едигея. Ханша не пожелала взять в свои руки бразды правления когда-то мощного государства и отправилась в Кырк-Ор , посодействовав в продвижении Хаджи Гирея. Вскоре этот город стал первой столицей Крымского ханства, которое занимало территории от Днепра до Дуная, Приазовье, почти весь современный Краснодарский край.

Дальнейшая история нового политического образования - это неустанная борьба с представителями других золотоордынских родов, которые старались покорить владения Гиреев. В результате долгого противостояния Крымское ханство сумело одержать окончательную победу, когда в 1502 г. не стало последнего ордынского правителя Шейх-Ахмеда. Во главе Крымского юрта тогда стоял Менгли-Гирей. Убрав своего политического врага, хан присвоил его регалии, титул и статус, однако все это не спасало от постоянных набегов степняков, которые то и дело внедрялись в Крым. Современные историки склоняются к тому, что Крымское ханство никогда не намеревалось захватить чужие территории. Вполне вероятно, что все действия, которые предпринимались крымскими ханами, были направлены на сохранение и утверждение их власти, на борьбу с влиятельным ордынским родом Намаганов.

Все это прослеживается даже в отдельных исторических эпизодах. Так, после смерти хана Ахмата Крымское ханство решило наладить взаимоотношения с его сыновьями и гостеприимно приютило их. Но наследники ордынского престола решили покинуть ханскую столицу, за что одного из них Менгли-Гирей взял в плен. Второй - Шейх-Ахмед - бежал. Третий сын - Сеид-Ахмед II, - который на тот момент стал ордынским ханом, организовал поход на Крым. Освободив Муртаза, Сеид-Ахмед II взял Эски-Кырым, а потом отправился к Кефе.

В Кафе тогда уже стояла турецкая тяжелая артиллерия, которая заставила ордынцев бежать без оглядки. Вот так дружеский жест крымского хана послужил предлогом к очередному разорению полуострова, а турки показали, что смогут отстоять территории, которые находятся под их влиянием. Тогда Менгли-Гирей догнал обидчиков и отобрал награбленное в ханстве имущество и пленников.

Взаимоотношения ханства с Османской империей занимают особое место в истории Крыма. Во второй половине XV века турецкие войска оккупировали генуэзские владения полуострова и территорию княжества Феодоро . Крымское ханство также оказалось в турецкой зависимости, но с 1478 года хан стал вассалом падишаха и продолжал управлять внутренними областями полуострова. Вначале султан не вмешивался в вопросы престолонаследования в Крымском ханстве, но через столетие все изменилось: крымские правители назначались прямо в Стамбуле.

Интересно, что в юрте действовал специфический для того времени политический режим. Что-то наподобие демократии. На полуострове существовали выборы хана, во время которых принимались во внимания голоса местной знати. Впрочем, было одно ограничение - будущий правитель ханства мог принадлежать только к роду Гиреев. Вторым политическим лицом после хана был калга. Калгой, чаще всего, назначался родной брат правителя ханства. Представительная власть в ханстве принадлежала Большому и Малому диванам. В первый входили мурзы и уважаемые люди местности, во второй - чиновники, приближенные к хану. Законодательная власть находилась в руках муфтия, который следил за тем, чтобы все законы ханства соответствовали Шариату. Роль современных министров в Крымском ханстве исполняли визири, их назначал хан.

Мало кто знает, что Крымское ханство способствовало освобождению Руси от золотоордынского ига. Произошло это еще при отце Шейх-Ахмеда. Тогда ордынский хан Ахмат отвел свои войска, не вступив в бой с русичами, потому что не дождался польско-литовского подкрепления, которое сдержали крымско-татарские воины. Вопреки распространенному мнению, отношения между ханским Крымом и Москвой долгое время носили дружественный характер. При Иване III у них был общий враг - Сарай. Крымский хан помог Москве избавиться от ордынского ига, а потом стал называть царя «своим братом», тем самым признавая его ровней, вместо того, чтобы обложить царство данью.

Сближение с Москвой пошатнуло дружественные отношения Крымского ханства с Литовско-польским княжеством. Казимир нашел общий язык с ордынскими ханами, надолго рассорившись с Крымом. Со временем Москва начала отдаляться от Крымского ханства: борьба за земли Прикаспия и Поволжья привела к тому, что царь искал поддержку среди тех самых Намаганов, с которыми Гиреи долгое время не могли поделить власть. При Иване IV Грозном Девлет I Гирей хотел восстановить независимость Казани и Каспия, турки вызвались помогать хану, но он не позволил вмешиваться в сферу влияния Крымского ханства. В конце весны 1571 г. татары сожгли Москву, после чего московские государи до конца XVII в. вынуждены были платить крымскому хану регулярные «поминки».

После образования Украинской гетманской державы Крымское ханство сотрудничало с правителями казацкого государства. Известно, что хан Ислам III Герай помогал Богдану Хмельницкому во время освободительной войны с Польшей, а после битвы под Полтавой крымские войска отправились на Киев вместе с людьми Пилипа Орлика - преемника Мазепы. В 1711 г. Петр I проиграл бой с турецко-татарскими войсками, после чего Российская империя вынуждена была забыть о Причерноморье на несколько десятков лет.

Между 1736 и 1738 гг. Крымское ханство поглотила российско-турецкая война. В результате боевых действий погибло много людей, часть из которых подкосила эпидемия холеры. Крымское ханство стремилось к мести, поэтому способствовало возгоранию новой войны между Россией и Турцией, которая началась в 1768 г. и длилась до 1774 г. Однако, русские войска снова одержали победу и заставили крымчан покориться, избрав в ханы Сахиба II Герая. Вскоре на полуострове начались восстания, местное население не захотело смириться с новыми властями. Последним ханом на полуострове был Шахин Гирей, но после того, как он отрекся от престола, в 1783 г. Екатерина II окончательно присоединила земли Крымского ханства к Российской империи .

Развитие сельского хозяйства, ремесел, торговли в Крымском ханстве

Крымские татары, как и их предки, очень ценили животноводство, которое было способом заработка и добычи пищи. Среди домашних животных лошади у них стояли на первом месте. Одни источники утверждают, что татары сохранили две разные породы, издавна проживающие в Северном Причерноморье, не допустив их смешивания. Другие говорят о том, что именно в Крымском ханстве образовался новый вид лошадей, который отличался небывалой на те времена выносливостью. Кони, как правило, паслись в степи, но за ними всегда присматривал табунщик, он же ветеринар и селекционер. Профессиональный подход прослеживался и в разведении овец, которые были источником получения молочных продуктов и редких крымских смушек. Кроме лошадей и овец, крымские татары выращивали крупный рогатый скот, коз и верблюдов.

Оседлого земледелия крымские татары не знали даже в первой половине XVI в. Долгое время жители Крымского ханства пахали земли в степи, чтобы уйти оттуда весной и вернуться только осенью, когда надо будет собирать урожай. В процессе перехода к оседлому образу жизни появился класс крымско-татарских феодалов. Со временем территории стали раздавать за военные заслуги. В то же время собственником всех земель Крымского ханства был хан.

Ремесла Крымского ханства изначально носили бытовой характер, но ближе к началу XVIII века города полуострова начинают приобретать статус больших ремесленных центров. Среди таких населенных пунктов были Бахчисарай, Карасубазар, Гезлев. В последнем веке существования ханства там начали появляться ремесленные цеха. Специалисты, работающие в них, объединились в 32 корпорации, которые возглавлял уста-баши с помощниками. Последние следили за производством и регулировали цены.

Крымские ремесленники того времени делали обувь и одежду, ювелирные изделия, медную посуду, войлок, килимы (ковры) и много чего другого. Среди мастеров были и такие, которые умели обрабатывать дерево. Благодаря их работе, в Крымском ханстве появлялись суда, прекрасные дома, инкрустированные сундуки, которые можно назвать произведениями искусств, детские люльки, столы и другие предметы домашнего обихода. Кроме всего прочего, крымские татары знали толк в камнетесном деле. Об этом свидетельствуют частично сохранившиеся до наших дней усыпальницы дюрбе и мечети.

Основой экономики Крымского ханства была торговая деятельность. Это мусульманское государство трудно представить без Кафы . Кафинский порт принимал купцов чуть ли не со всего мира. Там регулярно бывали выходцы из Азии, Персии, Константинополя и других городов и держав. Торговцы прибывали в Кефе, чтобы приобрести рабов, хлеб, рыбу, икру, шерсть, изделия ремесленников и многое другое. В Крым их манили, прежде всего, дешевые товары. Известно, что оптовые рынки находились в Эски-Кырыме и в городе Карасубазар. Внутренняя торговля ханства также процветала. В одном только Бахчисарае существовали хлебный, овощной и соляной рынок. В столице Крымского ханства были целые кварталы, отведенные под торговые лавки.

Быт, культура и религия Крымского ханства

Крымское ханство - это государство с хорошо развитой культурой, представленной, в основном, образцами архитектуры и традициями. Самым большим городом Крымского ханства была Кафа. Там проживало около 80 000 человек. Бахчисарай был столицей и вторым по численности населенным пунктом ханства, где обитало всего 6 000 человек. Столица отличалась от остальных городов наличием ханского дворца , однако, все крымско-татарские поселение строились с душой. Архитектура Крымского ханства - это удивительные мечети, фонтаны, усыпальницы… Дома обычных горожан, как правило, были двухэтажными, возводились из дерева, глины и бута.

Крымские татары носили одежду из шерсти, кожи, домотканых и приобретенных заморских материалов. Девушки заплетали косы, голову украшали бархатной шапочкой с богатой вышивкой и монетками, поверх нее одевали мараму (белый шарф). Не менее распространенным головным убором был платок, который мог быть шерстяным, тонким или цветным узорчатым. Из одежды крымские татарки имели длинные платья, рубахи ниже колен, шаровары и теплые кафтаны. Женщины Крымского ханства очень любили украшения, особенно кольца и браслеты. На голове мужчин красовались черные барашковые шапки, фески или тюбетейки. Свои рубахи они заправляли в шаровары, носили безрукавки, похожие на жилет, куртки и кафтаны.

Основной религией Крымского ханства являлся ислам. Важные государственные должности в Крыму принадлежали суннитам. Однако на полуострове вполне спокойно проживали шииты и даже христиане. Среди населения ханства были люди, которые привозились на полуостров в качестве рабов-христиан, а потом принимали ислам. После истечения определенного срока - 5-6 лет - они становились вольными гражданами, после чего могли уйти на родные территории. Но не все покидали прекрасный полуостров: нередко бывшие невольники так и оставались жить в Крыму. Мусульманами также становились мальчики, похищенные в русских землях. Таких юнцов воспитывали в специальной военной школе и уже через несколько лет они пополняли ряды ханской гвардии. Мусульмане молились в мечетях, возле которых располагались кладбища и мавзолеи.

Итак, Крымское ханство образовалось в результате раскола Золотой Орды. Это произошло около 40-го года XV века, возможно, в 1441 году. Его первым ханом был Хаджи Гирей, он стал основателем правящей династии. Конец существования Крымского ханства связан с присоединением Крыма к Российской империи в 1783 году.

В состав ханства входили земли, ранее принадлежавшие монголо-татарам, в том числе княжество Кырк-Ор, покоренное во второй половине XIV века. Кырк-Ор был первой столицей Гиреев, позже ханы обитали в Бахчисарае. Взаимоотношения Крымского ханства с генуэзскими территориями полуострова (затем турецкими) можно охарактеризовать, как дружественные.

С Москвой хан то союзничал, то воевал. Российско-крымское противостояние обострилось после пришествия османов. С 1475 года крымский хан стал вассалом турецкого султана. С тех пор в Стамбуле решали, кто будет сидеть на крымском престоле. Согласно условиям Кючук-Кайнарджийского договора 1774 года все турецкие владения в Крыму, кроме Керчи и Ени-Кале, стали частью Крымского ханства. Основная религия политического образования - ислам.

Крымское ханство просуществовало чуть более трехсот лет. Государство, возникшее на осколках Золотой Орды, практически сразу же вступило в жесткое противоборство с окружавшими его соседями. Великое княжество Литовское, Польское королевство, Османская империя, Великое княжество Московское - все они хотели включить Крым в сферу своего влияния. Однако обо всем по порядку.

Вынужденный союз

Первое проникновение татарских завоевателей в Крым фиксирует единственный письменный источник - судакский Синаксарь. Согласно документу, татары появились на полуострове в конце января 1223 года. Воинственные кочевники не щадили никого, очень скоро их ударам подверглись половцы, аланы, русские и многие другие народы. Масштабная завоевательная политика Чингизидов была событием мирового значения, охватившим множество государств.

За довольно краткий промежуток времени покоренные народы усваивали обычаи и традиции своих новых господ. Только внутренние распри, охватившие Золотую Орду, смогли поколебать ее могущество. Трансформация одного из ее улусов в независимое государство, известное в историографии как Крымское ханство, стала возможной благодаря помощи Великого княжества Литовского.

Литвины не склонили голову перед игом. Невзирая на разрушительные набеги кочевников (и подстрекаемых ими русских князей), они продолжали мужественно отстаивать свою независимость. При этом Литовское княжество старалось не упускать случая стравить между собой своих заклятых врагов.

Первый правитель Крымского ханства Хаджи-Гирей родился в белорусском городе Лида. Потомок вынужденных эмигрантов, поднявших вместе с неудачный мятеж, он пользовался поддержкой литовских князей, которые сделали на него ставку. Поляки и литвины справедливо полагали, что если удастся посадить потомка крымских эмиров на улус предков, то это будет еще одним значительным шагом в разрушении изнутри Золотой Орды.

Хаджи-Гирей

Одной из основных черт эпохи Средневековья являлась неутихающая борьба различных удельных княжеств, погружавших во мрак и ужас собственные народы. Этот неизбежный этап своего исторического развития прошли все средневековые государства. Улус Джучи в составе Золотой Орды не стал исключением. Образование Крымского ханства стало высшим выражением сепаратизма, который подтачивал изнутри могучую державу.

Крымский улус значительно обособлялся от центра благодаря заметному собственному усилению. Теперь под его контролем находилось южное побережье и горные районы полуострова. Едигей, последний из правителей, удерживавший хоть какой-то порядок на покоренных землях, скончался в 1420 году. После его смерти в государстве начались смуты и волнения. Тщеславные беи кроили государство по своему усмотрению. Этим обстоятельством решила воспользоваться татарская эмиграция в Литве. Они объединились под знаменами Хаджи-Гирея, мечтавшего вернуть владения предков.

Это был умный политик, прекрасный стратег, которого поддерживала литовская и польская знать. Однако не все в его положении было безоблачным. В Великом княжестве Литовском он находился на положении почетного заложника, хотя и имел собственный замок с округой в городе Лида.

Власть к нему пришла неожиданно. Девлет-Берди, дядя Хаджи-Гирея, умирает, не оставляя наследников по мужской линии. Тут вновь вспомнили о потомке великих крымских эмиров. Знать отправляет посольство в земли литвинов, чтобы уговорить Казимира Ягеллона отпустить своего вассала Хаджи-Гирея на ханство в Крым. Это просьба удовлетворяется.

Строительство молодого государства

Возвращение наследника было триумфальным. Он изгоняет ордынского наместника и чеканит собственные золотые монеты в Кырк-Ерке. Такую пощечину не могли оставить без внимания в Золотой Орде. Вскоре начались боевые действия, целью которых являлось усмирение Крымского юрта. Силы мятежников были явно малы, поэтому Хаджи-Гирей без боя сдал Солхат - столицу Крымского ханства, а сам отступил в Перекоп, перейдя в оборону.

Тем временем его соперник хан Большой Орды Сейд-Ахмед сделал ошибки, стоившие ему трона. Для начала он сжег и разграбил Солхат. Этим поступком Сейд-Ахмед очень сильно настроил против себя местную знать. А второй его ошибкой было то, что он не оставлял попыток навредить литвинам и полякам. Хаджи-Гирей оставался верным другом и защитником Великого княжества Литовского. В конце концов он разгромил Сейд-Ахмеда, когда тот в очередной раз совершил грабительский набег на южные литовские земли. Армия Крымского Ханства окружила и перебила войска Большой Орды. Сейд-Ахмед бежал в Киев, где его благополучно арестовали. Литвины всех пойманных татар традиционно селили на своих землях, давали наделы, вольности. А татары из бывших врагов превращались в лучших и верных воинов Великого княжества Литовского.

Что касается прямого потомка Чингисхана Хаджи-Гирея, то в 1449 году он перенес столицу Крымского ханства из Кырыма (Солхата) в Кырк-Ерк. Далее он начал проводить реформы по укреплению своего государства. Для начала упростил сложную систему древних обычаев и законов. Приблизил к себе представителей наиболее знатных и влиятельных родов. Особое внимание он уделил главам кочевых ногайских племен. Именно они являлись особой категорией лиц, отвечавших за военную мощь государства, защищая его на границах.

Управление юртом носило демократические черты. Главы четырех знатных родов обладали обширными полномочиями. К их мнению приходилось прислушиваться.

Хаджи-Гирей, не жалея сил, поддерживал ислам, укрепляя духовное и культурное развитие своей молодой державы. Не забывал он и о христианах. Помогал им возводить церкви, проводя политику веротерпимости и миролюбия.

Благодаря вдумчивым реформам, проводимым на протяжении почти 40 лет, провинциальный улус расцвел, превратившись в сильную державу.

Географическое положение Крымского ханства

Обширные территории входили в состав одного из самых могущественных государств того времени. Помимо самого полуострова, который являлся центральной частью страны, имелись еще земли на континенте. Чтобы лучше представить масштабы этой державы, необходимо кратко перечислить области, входившие в состав Крымского ханства, и немного рассказать о тех народах, которые его населяли. На севере сразу же за Орк-Капу (крепость, которая прикрывала единственный сухопутный путь в Крым) раскинулся Восточный Ногай. На северо-западе - Едисан. На западе находилась область под названием Буджак, а на востоке - Кубань.

Другими словами, территория Крымского ханства охватывала современные Одесскую, Николаевскую, Херсонскую области, часть Запорожской и большую часть Краснодарского края.

Народы, входившие в состав ханства

На запад от Крымского полуострова, между реками Дунаем и Днестром, располагалась область, известная в истории как Буджак. Эту местность без гор и лесов населяли в основном буджакские татары. Земли равнины были чрезвычайно плодородными, однако местное население испытывало нехватку питьевой воды. Особенно это наблюдалось жарким летом. Такие географические особенности местности наложили свой отпечаток на быт и обычаи буджакских татар. Например, вырыть глубокий колодец там считалось хорошей традицией.

Нехватку леса татары со свойственной им прямотой решали тем, что попросту заставляли представителей одного из молдавских племен заготавливать для них древесину. Но не только войной и походами занимались буджаки. В первую очередь они были известны как земледельцы, скотоводы и пчеловоды. Однако регион сам по себе был неспокойным. Территория постоянно переходила из рук в руки. Каждая из сторон (османы и молдаване) считала эти земли своими, пока в конце 15 века они окончательно не вошли в состав Крымского ханства.

Естественными границами между ханскими областями служили реки. Едисан, или Западный Ногай, размещался в степях между реками Волгой и Яиком. На юге эти земли омывались Черным морем. Территорию населяли ногайцы Едисанской Орды. По своим традициям и обычаям они мало отличались от других ногайцев. Основную часть этих земель занимали равнины. Лишь на востоке и севере имелись горы, долины. Растительность была скудной, но ее хватало для выпаса крупного рогатого скота. Кроме этого, плодородная почва давала обильный урожай пшеницы, что приносило основной доход местному населению. В отличие от остальных областей Крымского ханства, с водой здесь проблем не наблюдалось из-за обилия протекающих в этой местности рек.

Территория Восточного Ногая омывалась двумя морями: на юго-западе Черным, а на юго-востоке - Азовским. Почва также приносила хороший урожай злаковых. Но в этой местности особенно остро чувствовалась нехватка пресной воды. Одной из отличительных особенностей степей Восточного Ногая являлись имевшиеся повсеместно курганы - последние места упокоения наиболее знатных людей. Некоторые из них появились еще в скифские времена. Путешественники оставили множество свидетельств об имевшихся на вершине курганов каменных статуях, чьи лики всегда были обращены на Восток.

Малые ногайцы, или кубанцы, занимали часть Северного Кавказа возле реки Кубань. Юг и восток этой области граничил с Кавказом. На западе от них располагались джумбулуки (одна из народностей Восточного Ногая). Границы с Россией на севере появились только в 18 веке. Эта местность в силу своего географического местоположения отличалась природным разнообразием. Поэтому местное население, в отличие от своих степных соплеменников, не испытывало недостатка не только в воде, но и в лесах, а фруктовые сады славились на весь регион.

Отношения с Москвой

Если проанализировать историю Крымского ханства, то невольно напрашивается вывод: эта держава практически не была в полной мере независимой. Вначале приходилось вести свою политику с оглядкой на Золотую Орду, а затем этот период сменился прямой от Османской империи.

После смерти Хаджи-Гирея его сыновья сцепились между собой в борьбе за власть. Выигравший эту борьбу Менгли был вынужден переориентировать политику. Его отец был верным союзником Литвы. А теперь она стала врагом, поскольку не поддерживала Менгли-Гирея в его борьбе за власть. Зато с московским князем Иваном III нашлись общие цели. Крымский правитель мечтал заполучить верховную власть в Большой Орде, а Москва планомерно добивалась независимости от татаро-монгольского ига. На какой-то промежуток времени их общие цели совпадали.

Политика Крымского ханства заключалась в умелом использовании противоречий, существовавших между Литвой и Москвой. поочередно выступали на стороне то одного соседа, то другого.

Османская империя

Хаджи-Гирей сделал многое для развития своего детища - молодой державы, однако его отпрыски, не без влияния мощных соседних государств, ввергли свой народ в братоубийственную войну. В конце концов трон достался Менгли-Гирею. В 1453 г. случилось судьбоносное для множества народов событие - взятие турками Константинополя. Усиление халифата в этом регионе оказало огромное влияние и на историю Крымского ханства.

Не все представители старой знати были удовлетворены результатами борьбы за власть между сыновьями Хаджи-Гирея. Поэтому они обратились к турецкому султану с просьбой о помощи и поддержке. Османам был нужен только повод, поэтому они с радостью вмешались в этот конфликт. Описываемые события происходили на фоне масштабного наступления халифата. Опасности подверглись владения генуэзцев.

31 мая 1475 года визирь султана Ахмед-Паша атаковал генуэзский город Кафу. Менгли-Гирей был в числе защитников. Когда город пал, правитель Крымского ханства был пленен и доставлен в Константинополь. Находясь в почетном плену, он имел возможность неоднократно беседовать с турецким султаном. За три года, проведенных там, Менгли-Гирей смог убедить своих хозяев в собственной лояльности, поэтому его отпустили домой, но с условиями, которые серьезно ограничивали суверенитет государства.

Территория Крымского ханства вошла в состав Османской империи. Хан имел право чинить суд над своими подданными, устанавливать дипломатические отношения. Однако решать ключевые вопросы без ведома Стамбула он не мог. Султан определял все вопросы внешней политики. Имелись у турецкой стороны и рычаги воздействия на строптивых: заложники из числа родственников при дворце и, конечно же, знаменитые янычары.

Жизнь ханов под влиянием турок

Крымское ханство в 16 веке имело могущественных покровителей. Хотя татары и сохранили обычай выбирать правителя на курултае, но последнее слово всегда было за султаном. Поначалу это положение вещей полностью удовлетворяло знать: имея такую защиту, можно было чувствовать себя в безопасности, сконцентрировавшись на развитии государства. А оно действительно процветало. Вновь была перенесена столица Крымского ханства. Ею стал знаменитый Бахчисарай.

Но ложку дегтя крымским правителям добавляла необходимость прислушиваться к Дивану - Государственному совету. За непослушание можно было легко поплатиться жизнью, а замену найдут очень быстро из числа родственников. Они с большой охотой займут пустующий трон.

Русско-турецкая война 1768 - 1774 годов

Российской империи был необходим как воздух выход к Черному морю. Перспектива схлестнуться в этой борьбе с Османской империей ее не пугала. Уже было много сделано предшественниками Екатерины II для того, чтобы продолжить экспансию. Астрахань, Казань были покорены. Любую попытку отбить эти новые территориальные приобретения русские воины пресекали жестко. Однако развить успех не удавалось по причине плохого материального обеспечения русской армии. Необходим был плацдарм. Россия его получила в виде небольшой области в Северном Причерноморье. Ею оказалась Новороссия.

Боясь укрепления Российской империи, Польша и Франция втянули верховного халифа в войну 1768-1774 годов. В это тяжелое время у России было только два ее самых верных союзника: армия и флот. Под впечатлением от действий русских богатырей на поле брани очень скоро халифат затрясло. Сирия, Египет, греки Пелопоннеса подняли мятеж против ненавистных турецких оккупантов. Османской империи оставалось только капитулировать. Итогом этой компании было подписание Кючук-Кайнарджийского договора. По его условиям к Российской империи отходили и Еникале, ее флот мог бороздить Черное море, а Крымское ханство становилось формально независимым.

Судьба полуострова

Несмотря на победу в недавней войне с Турцией, цели внешней политики Российской империи в Крыму не были достигнуты. Понимание этого заставило Екатерину Великую и Потемкина разработать тайный манифест о принятии полуострова Крым в лоно российской державы. Именно Потемкин должен был лично возглавить все приготовления к данному процессу.

Для этих целей было решено провести личную встречу с ханом Шахин-Гиреем и обговорить различные детали о присоединении Крымского ханства к России. В ходе этого визита российской стороне стало очевидно, что большинство местного населения не горит желанием давать присягу на верность. Ханство переживало сложнейший экономический кризис, и народ ненавидел своего законного главу государства. Шахин-Гирей уже больше не был нужен никому. Ему пришлось отречься от престола.

Тем временем спешно стягивались в Крым российские войска с задачей в случае необходимости подавить недовольство. Наконец 21 июля 1783 года императрице было доложено о присоединении Крымского ханства к России.

Выбор редакции
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...