Памятник основателям Киева: Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь. Князь кий


Киев – столица Украины, расположен на реке Днепр. Один из крупнейших городов Европы. Киев был столицей Древнерусского государства и в силу своего значения его даже иногда называют «матерью городов русских».

Сегодня Киев – это не только исторический город, но и современный мегаполис с современной инфраструктурой, высотными зданиями и шикарными гостиницами (Например, http://superhotel.kiev.ua, гостиница)

Топонимика Киева

По одной из версий, Киев был основан легендарным вождем днепровских полян Кием. Согласно «Повести временным лет» Кий вместе со своими братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью, построил город на правом берегу Днепра. В честь старшего брата Кия и был назван Киев. Однако эта версия возникновения топонима подвергается критике некоторыми топонимистами, которые считают легенду об основании города лишь этимологическим мифом, призванным объяснить названия киевских местностей.

Отрывок в «Повести временных лет», посвященный Кию:

Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

Некоторые же говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то - Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.

И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане…

Перевод Лихачева Д.С.

Существуют и другие версии легенды о Кие: армянский, новгородский и фрагмент Яна Длугоша, которые рассказывают о князе и его династии более подробно. Что из них правда, а что вымысел, остается загадкой по сей день.

Кий в восточнославянской мифологии герой, первопредок, родоначальник племени полян. Кий – мужской символ оплодотворения; можно предположить, что называться этим именем удостаивались выдающиеся персоны, коих уважал народ, старшины рода, князья. В «Повести временных лет» есть легенда о том, что Кий вме сте с младшими братьями Щеком и Хоривом основал град Киев. Каждый из братьев построил поселение на одном из трех киевских холмов. Подобная легенда известна из армянских источников, где первопредок назван Куаром.

«…Поляне жили в те времена отдельно и управляли своими родами… И было три брата: один на имя Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их была Лыбидь. Сидел Кий на горе, где ныне спуск (узвоз) Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив – на третьей горе, коя прозвалась по нем Хоривицею. И построили городище в честь старшего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор большой, и ловили там зверя, а были те мужи мудры и разумны, и назывались они поляне, от них поляне и доныне в Киеве.

Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком: был-де тогда около Киева перевоз с той стороны Днепра, потому и говорили: «На перевоз, на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы в Царьград: а между тем Кий кня-жил в роде своем, и ходил он к царю, и большие почести оказывал ему, говорят, тот царь, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел он на Дунай, и облюбовал место, и заложил город небольшой, и хотел сесть в нем со своим родом, но не дали ему те, что жили вблизи; так и доныне называют придунайские жители городище то – Киевец. Кий же, вернувшись в свой град Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбидь тут скончались…» («Повесть временных лет»).

Возможно, имя Кий означало божественного кузнеца, соратника громовержца в борьбе со змием (может, и самого Перуна-громовержца). Украинские предания связывают происхождение Днеп-ра с божьим кузнецом: он победил змия, который собирал дань, впряг его в плуг и вспахал землю. Так возник Днепр, днепровские пороги и валы вдоль Днепра (Змиевы валы).

Известны легенды о том, что Щек с частью полянского племени отделился, ушел на восток, осел там и стал родоначальником чехов (Щек – Чех); а Хорив сделал то же самое и от него пошли хорваты.

Лыбидь в восточнославянской мифологии – сестра трех братьев, родоначальников племен, Кия, Щека и Хорива. Древнерусское предание о происхождении полян в «Повести временных лет» сродни мифологическому сюжету, в котором принимают участие три брата и сестра; а также сказочному сюжету: в русской сказке богатырка Белая лебедь обладает живой водой и молодильными яблоками, за которыми посланы братья. Имя могло происходить от изначального «Лыбидь» под влиянием мифического перевоплощения богатырки в птицу. Возможно, «Лыбидь» связано с гористой местностью, горами над Днепром. Славянское «лыб» – верх. В Киеве над рекой Лыбидь есть Девич-гора.

Лы́бедь — легендарная сестра основателей Киева Кия, Щека и Хорива.

В отличие от своих братьев, Лыбедь предстаёт отрицательным персонажем. Несмотря на это, именно ей посвящено большинство топонимов в Киеве, связанных с четырьмя легендарными основателями Киева. Есть река с таким названием, недалеко расположена станция метро «Лыбедская». Существуют улицы Лыбедская и Владимирско-Лыбедская. В старом Киеве существовали также улицы Набережно-Лыбедская (теперь часть улицы Горького), Новолыбедская (ныне Волгоградская на Соломенке) и переулок Лыбедской (ныне улица Панаса Любченко).

Легенда про основателей Киева называет Лыбедь не сестрой, а дочерью князя. Согласно сюжету, девушка была прекрасной как майское солнце. Со всех стран света съехались молодые рыцари, князья и королевичи просить её руки. Но княжна и слышать не хотела про свадьбу. Мол, не пойду, — и всё тут! Рыцари и королевичи хотели прельстить княжну своим богатством, храбростью, силой. Не один склонил голову, чтобы ей понравиться, но всё напрасно. Тогда претенденты посоветовались друг с другом, пожали плечами, сели на своих коней и разъехались. Больше к ней суженые не приезжали. А через несколько лет князь помер. Роскошный дворец перешёл к следующему правителю, и Лыбедь должна была освободить замок. Она построила себе избушку за Киевом на горе, и жила там отдельно. Но трудной казалась ей эта монашеская жизнь. Дни и ночи она плакала, из её слёз постепенно образовался ручей, который со временем стал рекой Лыбедь. А гора, где обитала княжна, называется Девич-горой.

Лыбедь < др.греч. λείβω "лить, проливать, струить, литься, разливаться, быть в слезах, горько плакать".

λιβάς -άδος "влага, вода, источник" (ex. δακρύων λιβάδες Eur. — потоки слез).
λίβος "капля, слеза".

Лыбедь - λιβάδος (влага, вода, источник, капля, слеза). Лыбедь также могла произойти от греческого «либадион» - луг (низовье). С древнеславянского - «топкое место», «верховья реки».

Хорив (др.-рус. Хоривъ) — согласно Максу Фасмеру и А. И. Соболевскому древнерусское имя собственное Хоривъ производно от названия местности Хоривица (Хоревица, Хорива) — гора под Киевом. Даное название тождественно древне-персидскому Haraiva- — название горной местности. Название Хоривица, судя по всему, происходит из какого-то иранского языка — скифского или сарматского. Имеется также версия, связывающая Хорива с Хорватией.

Хорив < др.-греч χορεύω "учреждать священные пляски; устраивать хороводные пляски, водить хороводы; плясать, танцевать; славить хороводными плясками; справлять или праздновать с хороводными плясками; побуждать к пляске, кружить в хороводе".

Веселились на Хоревице.

В районе Киева издревле находился перевоз через Днепр.

Кий, Киев < лат. cieo (двигать).

От латинского "cieo" произошло слово КИЙ "шест". Посредством этих шестов и осуществлялось движение на перевозе.

Согласно легенде, приведённой автором «Повести временных лет», Кий, живший на днепровских горах вместе со своими младшими братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедь, построил город на правом высоком берегу Днепра, названный в честь старшего брата Киевом. Также Кий назван основателем городка Киевец на Дунае. От Кия и его братьев летописцы выводили полянское племя: «И пришел он на Дунай и облюбовал место, и срубил городок невеликий...» Городок этот назвали Киевец. На Дунае и сегодня расположено болгарское село Киово, именно в его окрестностях в начале ІІ века переправлялись через реку римские легионы под командованием императора Траяна.

Совершенно верно, как мы видим. Потому столько много КИЕВОВ (перевозов) в Европе.

У Киева имеется множество городов-тезок (Киев, Киево, Киевица, Кия-ны, Кии и т.п.). М.Ю. Брайчевский насчитал их полтора-два десятка в западнославянских землях, особенно в Польше. Село Киево имеется в земле Хелмской, в Средском уезде их - два. В Иновроцлавском уезде, кроме Киево, имеется также населенный пункт Киевица и село Киевская Воля. На территории Пенчковского уезда имеются села Кияны и Кии. Села с названием Киев есть в Ново-Радомском уезде и в Силезии. В Мазовше есть село Киевицы. Села Кияны имеются в Западной Волыни и в южных районах Литвы. Села с названием Киевец - в уездах Слуцком и Бяльском. Город Киев есть в Моравии, село Киев - в Венгрии. Село Кий есть в сербской Лужице, поселок Киево - в крае Косово.

Щекавица (Скавика, Олеговка, Олегова гора) — гора в Киеве над Подолом. Сразу за Подолом, огибая его с южной стороны, находятся три вытянутых в одну линию горы: южная, ближайшая к летописной «Горе» (позднее она получила название Андреевской или Старокиевской) — Замковая гора (Киселёвка, Фроловская гора); далее, на северо-запад — Щекавица, а за ней, наиболее удалена от Днепра, — Юрковица (Иорданские высоты).

Происхождение топонима Щекавица связывают с именем одного из основателей Киева — Щека.

Возле подножия горы размещены славянские захоронения предхристианского периода VIII—IX столетий. На самой горе, как говорят легенды, был похоронен Вещий Олег:

«И погребли его на горе, что зовется Щекавицей. Есть же могила его и до сегодня. Называется та могила Олеговою» (Повесть временных лет, 912 год).

Скавика-Щекавица (яр, провалье) - издревле использовалась под некрополи - приравнивается к Нижнему Миру. Ак. Н. Марр указывает на явно хтоническую природу этого имени, подчеркивая, что «два имени, Щек и Мелтей (аналог имени Щек в армянской версии основания Киева), означают одно и то же - «Змей».

Щек < σκαφεύς "землекопатель",
σκαφεύω "подвергать корытной пытке (пытка у персов, состоявшая в том, что казнимого клали в корыто и закрывали другим корытом, оставляя открытыми голову, руки и ноги и обрекая его на медленную смерть от укусов насекомых)",
σκάφη "корыто, бассейн, ванна, челн, лодка".

СКАЗАНИЕ ПРО ТРЁХ БРАТЬЕВ - КИЯ, ЩЕКА, ХОРИВА И СЕСТРУ ИХ ЛЫБИДЬ

Древние времена не стало Русам покоя на Дону-реке, и собрались тогда князья-братья и сестра их Лыбидь держать совет со своими Родами.

Нет больше мочи тут жить, - рек Кий, - у нас людей больше гибнет, чем рождается и конца-краю войне не видно.

Едва от одних врагов отобьёмся, другие идут, и всё со свежими силами, - добавил Щек.

Надобно уходить в тихие земли, - отозвался Хорив, - где можно спокойно жить, хлеб сеять и скот разводить.

А некоторые Старейшины, седобородые Деды, вздыхали:

Когда-то ушли мы из Ябулаки к Дону, принесли семена, яблочки посадили, а теперь, выходит, кто-то другой их есть будет?

Ежели жить хотим, уходить надобно, - говорили иные, - и в другом краю сады яблочные и лозу виноградную посадим. Ведите нас, князья-братья!

И велели братья своим людям в дальний путь собираться и идти к Карпат-горе и на Дунай.

И вспоминали братья-князья своего отца Орея, которого давно уже не было на свете, помер он ещё до того, как Русы пришли на Дон. А теперь из-за войн и Мора опять надо идти иные земли искать.

Поплакали бабы и старики, что не придётся помереть на родной земле, да делать нечего, собрали добро, сложили на возы и пошли-поехали за братьями на закат Солнца великого. И первыми Щек с Хоривом за Карпат-гору ушли, а за ними и Кий с сестрою в поход отправились.

Долго шли они степями дикими и претерпевали многое от людей недобрых, а чтоб обороняться от всяких разбойников, двигались порядком таким: впереди князь с дружиной, потом возы в два ряда справа и в два ряда слева, сзади тоже дружина ратная, и по бокам - всадники. А посредине между возами шли пешие, кому на возу не сиделось и хотелось ноги размять. А на возах ехали старцы, жёны, дети, хворые люди, а также овцы с ногами связанными, потому как не могут овцы сами ходить далеко.

Так шли они до самого вечера, потом останавливались у воды. Поили скот, пили сами, собирали сухую траву для костра, рубили кусты и ставили в больших котлах варить вечерю для всех людей. Стан на ночь окружали возами, а скотину держали у берега, чтоб ела траву свежую и пила воду чистую, сколько хотела. А на полгона дальше в степь высылали дозорных. У берега всю ночь горело кострище, и при нём был Огневой или Баба-коструня, и те следили, чтоб не погас огонь.

В реке на ночь от берега до берега протягивали сети, а утром на Зорьке вынимали рыбу, пекли на угольях и готовили варево на снеданок.

Потом снимались и прежним порядком шли всё так же на заход солнца. В обед только на час останавливались, а потом опять шли до вечера.

И шли Пращуры по степи, и возы могли ехать, потому как всадники впереди прибивали траву высокую, и она не наматывалась на колёса.

И не раз и не два на пути встречались враги и хотели пограбить Русов, да были всадники начеку и разгоняли гостей непрошенных.

Так дошли Русы до Гнилого Болота, а там - ни травы доброй, ни воды питьевой. Скотина стала реветь от жажды и голода, и Кий велел дать ей понемногу воды из тех мехов, что для себя везли и покормить просом. Никто из людей не возражал, одначе все остались без питья и еды. И многое претерпели люди в дороге той, и многие по пути умерли от хворобы всякой, жажды и голода.

И пришли они к Ставрам. Послал Кий гонцов, те вернулись и сказали, что Ставры сами голодуют и не могут дать ни проса, ни хлеба, а только воды и соли сколько угодно, да ещё капусты кочанной. Отправил Кий людей с возами к Новгороду Ставрскому, и те привезли припасы, да ещё прикупили малость гречки.

И опять долго шли, и много страданий на их долю выпало, да крепились люди и друг-дружку поддерживали. А когда дошли до Непры, в море бегущей, то стали на берегу в страхе, потому как нигде, кроме Волги, такой могучей реки не видывали.

И велел Кий-князь деревья на берегу рубить, строить большую лодию и перевозить людей. И вскоре все оказались на другом берегу, и пошли дальше к Дунаю.

А когда пришли на Дунай, то не смогли там осесть, поскольку встретили много врагов. И пошли они наТышу-реку и поставили град Киевец-Дунаевец. Да и там из-за Волохов не смогли долго жить. И тогда отошли назад, к Непре, и поставил Кий иной град Киев.

Оттуда и пошла земля русская Киевская, богатая и славная на Славуте-Днепре.

И слава о князе Кие не умрёт никогда, вовеки!

Из книги Я лечил Сталина: из секретных архивов СССР автора Чазов Евгений Иванович

Хоть бы сестру завели под видом горничной или врача под видом одного из полковников - все-таки человеку 72 года! На следующее утро, четвертого, кому-то пришла в голову идея, нет ли вдобавок ко всему инфаркта миокарда. Из больницы прибыла молодая врачиха, сняла

Из книги Былины. Исторические песни. Баллады автора Автор неизвестен

Гибель одного из трех братьев Да не три брата родныих в одном полку служили,Во тем полку было Преображенском, в первойроте гренадерской.Да большой брат служил майором,А средний брат служил есаулом,А по-солдатскому назван капитаном,Самый меньшой брат служил

Из книги Тайна гибели Бориса и Глеба автора Боровков Дмитрий Александрович

Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу* *Анонимное сказание Господи, благослови, отче! - «Род праведных благословится, - говорит пророк, - и потомки их благословенны будут». Так и свершилось незадолго до наших дней при самодержце всей Русской

автора

3. Отон приходит к власти посредством женщины, а Годунов - «через» Ирину, якобы свою сестру Вот что говорит Светоний о возвышении Отона. «После смерти отца он подольстился к одной СИЛЬНОЙ ПРИ ДВОРЕ вольноотпущеннице и даже притворился влюбленным в нее, хотя она и была уже

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

9. Появление трех самозванцев, трех Лже-Неронов Это - три «Лже»-Дмитрия в Руси-Орде конца XVI - начала XVII века Как мы уже поняли, «античный» Вителлий накладывается на «Лже»-Дмитрия Первого. В то же время Светоний почему-то не называет напрямую Вителлия самозванцем,

Из книги Золото скифов: тайны степных курганов автора Янович Виктор Сергеевич

5. Скифские прототипы Кия, Щека и Хорива Археологические данные свидетельствуют о том, что на территории Киева поселения существовали со времен палеолита, а непрерывно - начиная с IV тысячелетия до н. э. Однако поселения, ведущие натуральное хозяйство, не могут считаться

Из книги История Армении автора Хоpeнaци Мовcec

30 О том, что (Тиграм) отправил свою сестру Тигранухи в Тигранакерт; об Ануйш, первой жене Аждахака, и о поселении пленных Повествуется также о том, что после такого исхода событий Тигран с царскими почестями и с огромной свитой отправляет свою сестру Тигранухи в Армению, в

Из книги Франкская империя Карла Великого [«Евросоюз» Средневековья] автора Левандовский Анатолий Петрович

«Война трех братьев» Но если смерть Людовика Благочестивого никого не огорчила, то она не принесла и радости: умиротворения не получилось. Карл Лысый. Миниатюра из «Библии Карла Лысого»Теперь на исторической арене оставались три брата: Лотарь, Людовик и Карл.

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 40. О том, что, на протяжении трех десятилетий провозгласив трех своих сыновей василевсами, он праздновал освящение храма, созданного им в Иерусалиме Константин уже окончил тридцатилетие своего царствования и трех сынов в разное время провозгласил василевсами.

Из книги Среди тайн и чудес автора Рубакин Николай Александрович

Сказание о потопе - вовсе не еврейское сказание Но вот что особенно интересно: сказание о потопе вовсе не еврейское сказание, а значит, не «божье откровение». Оно пришло к евреям из другой страны, от другого народа. Оно записано в ассирийских книгах. И записано еще за

Из книги Почему Древний Киев не достиг вершин Великого Древнего Новгорода автора Аверков Станислав Иванович

13. О ВОЗНИКНОВЕНИИ КИЕВА СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО ЛЕГЕНД. ОДНУ ИЗ НИХ ОЛЕСЬ БУЗИНА РАЗУКРАСИЛ ТЕМ, ЧТО НАЗВАЛ КИЯ, ЩЕКУ И ХОРИВА БАНДИТАМИ О долголетии Киева задумывались многие государственные и не государственные деятели.В 1970 году в Киеве была издана книга тогдашнего

автора Аверков Станислав Иванович

17 О возникновении Киева существует множество легенд. Одну из них Олесь Бузина разукрасил тем, что назвал Кия, Щеку и Хорива бандитами О долголетии Киева задумывались многие государственные и не государственные деятели.В 1970 году в Киеве была издана книга тогдашнего

Из книги Как бабка Ладога и отец Великий Новгород заставили хазарскую девицу Киеву быть матерью городам русским автора Аверков Станислав Иванович

18 Специалист по восточным народам академик Н.Я. Марр нашел родовое гнездо Кия, Щеки и Хорива где бы вы думали? Конечно, в Армении Никола?й Я?ковлевич Марр родился 6 января 1865 года в Грузии, в Кутаиси. Он был видным российским и советским востоковедом, а также и кавказоведом,

Из книги Война детей автора Штемлер Илья Петрович

«ГРИГОРЬЕВ САША ИЩЕТ СВОЮ СЕСТРУ РАЮ» К вечеру дом наполняется, как таз водой. Постепенно. С первого этажа по четвертый.На первом живут студенты техникума – они приходят раньше всех, и почему-то одни девочки. Лишь два мальчика в очках. На втором – преподаватели, они

Из книги Мечта о русском единстве. Киевский синопсис (1674) автора Сапожникова И Ю

14. О СМЕРТИ КИЯ, ЩЕКА И ХОРЕВА и о наследии их по них. ЕГДА ЖЕ КНЯЗИЕ Российскии трие братия, Кий, Щек и Корев, или Хорев, по довольном княжении своем над Россами, живот смертию премениша; по них кто бы на месте их градом Киевом природным свойством господствовал, велие о сем

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Кий, Щек, Хорив и Лыбидь Кий в восточнославянской мифологии герой, первопредок, родоначальник племени полян. Кий – мужской символ оплодотворения; можно предположить, что называться этим именем удостаивались выдающиеся персоны, коих уважал народ, старшины рода, князья. В

ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ НАШЕГО НАРОДА

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» - ДРЕВНЕЙШАЯ ЛЕТОПИСЬ НАШЕГО НАРОДА

ТРИ БРАТА - КИЙ, ЩЕК, ХОРИВ И СЕСТРА ИХ ЛЫБЕДЬ

И были три брата: одному имя Кий, а другому - Щек, а третьему - Xo - рыл, а сестра у них была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев. А Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щекавица, а Хорив на третьей горе, от него она прозвалась по имени его Хоривицей. И построили они город во имя старшего своего брата и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловился там всякий зверь, и были мужи мудрые и смышленые. А назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

Некоторые, не зная, говорит, что Кий был перевозчиком круг Киева, мол, был перевоз с той стороны Днепра; тем-то и говорили: «На перевоз на Киев». Но если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы он до Царьграда. А Кий княжил в своем роду и ходил до царя греческого, и тот царь, пересказывают, встречал его с большим почетом и почестями.

Когда же он возвращался, Кий, то пришел на Дунай, полюбил одно место, и поставил там небольшой городок, и хотел было сесть в нем своим родом, да не дали ему окрестные племена: так и доныне называют придунайці то городище - Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер. И братья его Щек и Хорив, и сестра их Лыбедь тут же скончались.

ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ

Кто по легенде основал город Киев?

Как характеризует летописец Кия и его братьев? Прочти о них в тексте произведения.

Опиши местность вокруг Киева. Прочитай описание природы в легенде.

Названия два возможны занятия князя Кия. Какое из них является, по мнению летописца, правдивее?

Названия одно доказательство того, что Кий был князем, а не перевозчиком.

Как ты думаешь, история о Кия, Щека, Хорива и Лыбидь правдивая или вымышленная? Докажи свое мнение.

ЗБАГАЧУЙ СВОЕ ВЕЩАНИЕ

Подбери к слову бор синонимы из следующих предложений. Какие еще синонимы этого слова ты знаешь? Проверь ответ за Словариком синонимов.

За Росью на холмах сизів старый лес (И. Нечуй-Левицкий).

Парень родился в суровых пущах... (О. Гончар).

Кажется, он заблудился в лесных дебрях (О. Гурєїв).

БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СЛОВУ

Городок, городище, город - городок, город.

Царьград - столица Византии.

Дунайцы - люди, жившие на берегах реки Дунай.

Поляны - одно из племен на территории Киевской Руси.

О значение слова толковый догадайся с значение синонимов в таких предложениях:

Новиков стал самым ценным разведчиком, храбрым, упорным, сообразительным (О. Копыленко).

Этот Олекса - смекалистый, остроумный парень (И. Цюпа).

Хорошо потому учится грамоте, в кого покмітлива председатель (Словарь Б. Гринченко).

Какие еще синонимы этого слова ты знаешь? Проверь ответ за Словариком синонимов.

ЛИТЕРАТУРА В КРУГУ ИСКУССТВ

Памятник основателям Киева Скульптор В. Бородай

Графика О. Данченко

Объясни, как в трех видах искусства - словесном, скульптуре и графике изображен легендарных князей Кия, Щека, Хорива и их сестру Лыбидь.

ТЫ - ТВОРЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ

Напиши небольшое стихотворение на тему «Основание Киева». Используй такие рифмы:

Кий - пылкий; построили - назвали.

ТВОИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ

От взрослых запиши легенду об основании населенного пункта, в котором живешь ты или твои родственники. Нарисуй к ней иллюстрации.

Выбор редакции
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...

Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...

Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...