Персональные данные: кому и как доступно их разглашение? Передача персональных данных сотрудников по запросу полиции Запросы полиции о персональных данных несовершеннолетних.


А также взрослых. Дело все в том, что в 2006 году в России вышел специальный закон, который наложил ограничение на компании и учреждения в отношении использования тех или иных сведений о человеке. Соответственно, со сбором и обработкой данных о людях стали возникать проблемы. Особенно в отношении несовершеннолетних. Родители должны знать, что такое персональные данные, а также как защищать их при выявленных нарушениях. На самом деле все не так трудно, как кажется. Главное - разобраться в ФЗ № 152 от 27.07.2006 г. На что следует обратить внимание в первую очередь?

Определение

Например, необходимо разобраться, что такое персональные данные детей. Этот момент крайне важен. Не все понимают, какую информацию организации могут использовать, а какую нет в том или ином случае.

На самом деле разобраться во всем этом не так уж и трудно. Персональные данные человека - это сведения, которые помогают установить личность и составить общее впечатление о гражданине. Например, вес, рост, а также сведения о здоровье, Ф. И. О. и дата рождения. Можно сказать, это личная информация о человеке.

Несколько составляющих единого целого

Теперь понятно, что такое персональные данные. Что к ним относится? Иногда догадаться бывает не так просто. Но чтобы не возникали лишние вопросы, можно просто заглянуть в ФЗ № 152 от 27.07.2006 г. В нем указываются несколько категорий личной информации.

На данный момент персональные данные разделяются на:

  • общие;
  • биометрические;
  • специальные.

Что относится к каждому типу информации? Запомнить не так трудно. Многое зависит от возраста гражданина. У детей персональной информации гораздо меньше, чем у взрослых. Это вполне нормальное явление.

К общим относят имя, фамилию, отчество, образование человека. Также сюда включают сведения о фактическом месте проживания, прописке. Трудоустроенные граждане (например, дети после 14-16 лет) имеют еще и данные о месте работы, заработке.

Специальная информация персонального типа - это данные, которые помогут в полной мере охарактеризовать человека. В основном то, что не относится к общему типу. Речь идет о расовой и половой принадлежности, политических и религиозных взглядах. Помимо всего прочего, сюда относят медицинские заключения о состоянии здоровья.

Как нетрудно догадаться, - это не что иное, как биологические материалы, служащие для идентификации гражданина. У каждого человека это ДНК, радужка глаз, а также данные о росте и весе. Сюда относят еще фотографии и видеоролики. Они тоже помогают установить личность человека.

Выражение согласия

Персональные данные детей и взрослых находятся под защитой закона в Российской Федерации. Выход ФЗ № 152 "О персональных данных" наложил на организации и учреждения запреты на использование сведений о людях. Но в установленном законом порядке можно снять данные ограничения.

Как именно? Каждый гражданин должен дать свое согласие на обработку и сбор персональных данных. Тогда можно будет пользоваться сведениями о человеке. Но с определенными ограничениями. О них немного позже.

Для начала следует обратить внимание на то, что персональные данные несовершеннолетних детей обрабатываются и могут быть собраны только с согласия законных представителей. Это значит, что родители или опекуны при обращении в то или иное учреждение должны заполнить заявление установленного образца. Без него нельзя пользоваться сведениями о ребенке.

Установление запретов по закону

Тем не менее все вышесказанное не позволяет организациям по своему усмотрению распоряжаться теми или иными данными о несовершеннолетнем. ФЗ № 152 "О персональных данных" накладывает некоторые ограничения. О чем идет речь?

Дело все в том, что защита персональных данных детей - это обязанность родителей. Но и сам закон побеспокоился о том, чтобы личная информация всех граждан страны не могла быть использована не по назначению.

Изначально родители дают согласие на изучение и сбор определенной личной информации о несовершеннолетнем. Это необходимо для достижения той или иной цели. К примеру, для постановки диагноза и назначения лечения в больнице. Как только результат будет достигнут, обрабатывать и продолжать сбор сведений о ребенке (или взрослом человеке) запрещается. Нарушение данной нормы в той или иной степени накладывает на организацию административный штраф.

В письменной форме

Уже было сказано, что для волеизъявления относительно изучаемого вопроса стоит заполнить бланк ребенка. То есть документ представляется только в письменной форме. Устное согласие - не аргумент для использования в той или иной мере сведений о несовершеннолетних.

Также разрешается в свободной форме дать согласие. На самом деле это не так трудно. Подобная практика позволяет защищать персональные данные (что к ним относится, уже понятно).

Самостоятельный документ

Соответственно, изучаемая бумага - это способ защиты информации личного характера. Причем при нарушении установленных правил родители или уже совершеннолетние граждане имеют право на обращение в суд. На практике подобные случаи время от времени встречаются.

Именно для того, чтобы обезопасить своего ребенка от сбора и обработки сторонней информации, рекомендуется самостоятельно писать согласие на работу со сведениями о несовершеннолетнем. Но как правильно это сделать?

Достаточно знать составляющие бумаги. На отдельном листе придется написать:

  • данные о родителе-заявителе (Ф. И. О.);
  • Ф. И. О. несовершеннолетнего ребенка;
  • законного представителя;
  • сведения из свидетельства о рождении несовершеннолетнего;
  • информацию из паспорта ребенка (если такие данные имеются, для детей от 14 лет);
  • цель обработки и сбора сведений (к примеру, для выдачи медицинского заключения);
  • всю информацию о несовершеннолетнем, которая будет обрабатываться;
  • срок действия бумаги;
  • порядок отзыва разрешения (не обязательно, обычно не пишется);
  • операции, которые можно совершать с полученной информацией о ребенке.

Соответственно, родители должны тщательно продумать все пункты заявления, а затем написать их. В самом конце ставится дата составления соглашения, а также подпись законного представителя с расшифровкой. Ничего трудного в этом нет.

Принуждение

Как быть, если не хочется предоставлять персональные данные? Дети (Роскомнадзор указывает, что законные представители в полной мере отвечают за защиту личной информации несовершеннолетних) в школах и дошкольных учреждениях довольно часто заполняют разнообразные тесты. Им они кажутся веселыми. На самом деле это сбор персональной информации. И нередко подобные "развлечения" проводятся в принудительном порядке.

Родителям следует знать, что они имеют право не предоставлять право на сбор и обработку данных о ребенке. Но при этом отказать в тех или иных услугах гражданам не имеют права. Например, не принять в детский сад. Соответственно, никто не может принудить к подписанию согласия на обработку личной информации. Это противозаконно. Родители должны помнить, что данный документ - это право, а не обязанность.

Необходимые сведения

Тем не менее какие-то личные сведения о ребенке все равно предоставляются. Чтобы защита персональных данных детей была воплощена по максимуму, рекомендуется самостоятельно писать согласие по ранее предложенному принципу. Основным плюсом является то, что можно указать максимально узкий спектр сведений о несовершеннолетнем, который 100% необходим для достижения той или иной цели.

О чем идет речь? Стоит рассмотреть пример на основании общеобразовательных учреждений. Что требует школа? Персональные данные (дети не отвечают за их защиту, этим вопросом должны заниматься законные представители) о несовершеннолетних собираются разнообразные. Чаще всего родителям просто дают бланк установленного образца. Как правило, школа после подписания бумаги родителями получает доступ ко всей информации о ребенке - и о его здоровье, и о половой принадлежности, и о Ф. И. О.

На самом деле для данного учреждения подобного рода сведения являются лишними. Поэтому, чтобы осуществить защиту личной информации, законные представители должны написать документ, который указывает на согласие в обработке:

  • имени;
  • фамилии;
  • отчества;
  • возраста;
  • места проживания (или прописки);
  • половой принадлежности.

Для обучения в школе этого достаточно. Следует помнить, что требовать справки о состоянии здоровья или любые другие сведения никто не имеет права для принятия в ОУ.

Отказы

Еще один нюанс - это то, что персональные данные детей, как уже было сказано, время от времени в разнообразных организациях собираются и обрабатываются. Например, для выявления обстановки в семье. Каждый родитель вправе запретить подобные действия. Желательно сразу побеспокоиться о написании отказа на сбор и обработку персональных данных несовершеннолетнего.

Как правило, составляется документ в свободной форме. Он будет выглядеть приблизительно следующим образом:

"Я, Ф. И. О. (данные паспорта), мать Ф. И. О. (данные из паспорта ребенка, если есть), ученика (сведения об ОУ и классе обучения несовершеннолетнего), отказываюсь от сбора и обработки персональных данных моего ребенка. Разрешаю использовать только: имя, фамилию, отчество, возраст, дату рождения, место проживания и прописки. Передачу третьим лицам запрещаю. В противном случае буду обращаться в суд в установленном законом порядке".

Для Сети

Отдельного внимания стоит защита персональных данных детей в Интернете. Дело все в том, что в Сети довольно часто собирают личную информацию. Она может использоваться для разных целей. Поэтому необходимо как-то обеспечивать защиту информации о детях.

Сделать это не так трудно. Достаточно воспользоваться следующими советами:

  1. Установить на компьютер фильтры почты и антивирусные приложения.
  2. Отрегулировать на ПК "Родительский контроль".
  3. Делать время от времени копии информации с компьютера. Желательно копировать все на съемный жесткий диск.
  4. Разрешать детям использование только проверенных сайтов.
  5. Периодически менять пароль от социальных сетей и прочих аккаунтов. Как своих, так и ребенка.
  6. Проводить беседы с ребенком на тему правильного общения в Сети.

Следует пояснить несовершеннолетним, что новым знакомым не стоит отправлять информацию о себе. В том числе фото и видео. Аккаунты в социальных сетях рекомендуется сделать защищенными в настройках приватности.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. № 211 «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами» - приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Перечень персональных данных, обрабатываемых в Министерстве внутренних дел Российской Федерации в связи с реализацией служебных или трудовых отношений, а также в связи с оказанием государственных услуг и осуществлением государственных функций ().

1.2. Перечень должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, ответственных за проведение мероприятий по обезличиванию обрабатываемых персональных данных, в случае обезличивания персональных данных ().

1.3. Перечень должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, замещение которых предусматривает осуществление обработки персональных данных либо осуществление доступа к персональным данным ().

1.4. Типовую форму согласия на обработку персональных данных сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, иных субъектов персональных данных ().

1.5. Типовое обязательство сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и федерального государственного гражданского служащего системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, непосредственно осуществляющего обработку персональных данных, в случае расторжения с ним контракта, служебного контракта, трудового договора прекратить обработку персональных данных, ставших известными ему в связи с исполнением должностных обязанностей ().

1.6. Типовую форму разъяснения субъекту персональных данных юридических последствий отказа предоставить свои персональные данные ().

2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации:

2.1. Организовать работу по получению согласия на обработку персональных данных от сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России.

2.2. Обеспечить включение в должностные регламенты (должностные инструкции) по соответствующим должностям положения об ответственности за организацию обработки персональных данных сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России.

2.3. Определить круг лиц, имеющих доступ к персональным данным и осуществляющих их обработку, а также ответственных за проведение мероприятий по обезличиванию обрабатываемых персональных данных, в случае обезличивания персональных данных.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

_____________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3451; 2009, № 48, ст. 5716; № 52, ст. 6439; 2010, № 27, ст. 3407; № 31, ст. 4173, 4196; № 49, ст. 6409; 2011, № 23, ст. 3263; № 31, ст. 4701; 2013, № 14, ст. 1651; № 30, ст. 4038; № 51, ст. 6683; 2014, № 23, ст. 2927; № 30, ст. 4217, 4243.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 14, ст. 1626; 2013, № 30, ст. 4116; 2014, № 37, ст. 4967.

52. Иные сведения, которые субъект персональных данных пожелал сообщить о себе.

_____________________________

* Статья 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2010, № 52, ст. 7002; 2012, № 14, ст. 1553; 2015, № 1, ст. 42; № 29, ст. 4363).

_____________________________

* В случае, если в служебные обязанности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и должностные обязанности федеральных государственных гражданских служащих, замещающих данные должности, входит проведение мероприятий по обезличиванию обрабатываемых персональных данных, в случае обезличивания персональных данных.

2. В территориальных органах МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации:

все должности рядового состава и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы .

_____________________________

* В случае, если в служебные обязанности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и должностные обязанности федеральных государственных гражданских служащих, замещающих данные должности, входит обработка персональных данных либо осуществление доступа к персональным данным, либо если сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации и федеральные государственные гражданские служащие, замещающие эти должности, реализуют права субъектов персональных данных в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

иные сведения, которые субъект персональных данных пожелал сообщить

Предоставляю право обработки вышеуказанных персональных данных в

целях обеспечения соблюдения в отношении меня законодательства

Российской Федерации в сфере отношений, связанных с поступлением на

службу, работу в органы внутренних дел Российской Федерации,

прохождением службы и работой в органах внутренних дел Российской

Федерации, для реализации полномочий, возложенных на органы внутренних

дел Российской Федерации законодательством Российской Федерации.

Я ознакомлен(а), что:

1) настоящее согласие действует с даты его подписания в течение

всего срока службы, работы в системе Министерства внутренних дел

Российской Федерации;

2) настоящее согласие может быть отозвано на основании письменного

заявления в произвольной форме;

3) в случае отзыва настоящего согласия Министерство внутренних дел

Российской Федерации вправе продолжить обработку персональных

данных без согласия при наличии оснований, указанных в

пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11

4) после увольнения со службы, прекращения трудовых отношений

личное дело сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации,

федерального государственного гражданского служащего системы МВД России

направляется в архивные подразделения системы МВД России по последнему

месту службы, работы для хранения в течение сроков, предусмотренных

законодательством Российской Федерации;

5) персональные данные, представляемые в отношении третьих лиц,

будут обрабатываться только в целях осуществления и выполнения

возложенных законодательством Российской Федерации на Министерство

внутренних дел Российской Федерации функций, полномочий и обязанностей.

Дата начала обработки персональных данных _________________________

(число, месяц, год)

_________________________

(подпись)

_____________________________

* Статья 331.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание

законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2010, N 52,

ст. 7002; 2012, N 14, ст. 1553; 2015, N 1, ст. 42; N 29, ст. 4363).

Типовое обязательство
сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и федерального государственного гражданского служащего системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, непосредственно осуществляющего обработку персональных данных, в случае расторжения с ним контракта, служебного контракта, трудового договора прекратить обработку персональных данных, ставших известными ему в связи с исполнением должностных обязанностей

Я, _______________________________________________________________,

обязуюсь прекратить обработку персональных данных, ставших мне

известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в случае

расторжения со мной контракта, служебного контракта, трудового договора.

N 152-ФЗ "О персональных данных" я уведомлен(а) о том, что персональные

данные являются конфиденциальной информацией и я обязан(а) не раскрывать

третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия

субъекта персональных данных.

Положения законодательства Российской Федерации, предусматривающие

2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", мне разъяснены.

"__" ________ 20__ г. ____________________

(подпись)

Типовая форма
разъяснения субъекту персональных данных юридических последствий отказа предоставить свои персональные данные

Мне, _____________________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество (при наличии)

разъяснено, что без представления мною персональных данных в

службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении

изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",

Российской Федерации", Трудовым кодексом Российской Федерации контракт о

прохождении службы, служебный контракт, трудовой договор не может быть

заключен.

Я предупрежден(а), что в случае отказа от представления своих

персональных данных Министерство внутренних дел Российской Федерации не

сможет осуществлять обработку персональных данных.

Мне известно, что Министерство внутренних дел Российской Федерации

для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской

Федерации функций, полномочий и обязанностей в соответствии с

"О персональных данных" вправе продолжить обработку персональных

данных без моего согласия при наличии оснований, указанных в

пунктах 2-11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11

вышеуказанного Федерального закона.

Обязанность представить доказательства наличия вышеперечисленных

оснований возлагается на Министерство внутренних дел Российской

Федерации.

"__" __________ 20__ г.

________________________________________________________________________

(подпись, инициалы, фамилия)

Обзор документа

Определен перечень персональных данных, обрабатываемых в МВД России в связи с реализацией служебных или трудовых отношений, а также при оказании госуслуг и выполнении госфункций.

Также составлен перечень госслужащих и сотрудников, ответственных за проведение мероприятий по обезличиванию обрабатываемых персональных данных. Обозначены должности, замещение которых предусматривает обработку сведений.

Представлены типовая форма согласия на обработку персональных данных, типовое обязательство прекратить обработку персональных данных, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в случае расторжения с ним контракта, служебного контракта.

Утверждена типовая форма разъяснения субъекту юридических последствий отказа предоставить свои персональные данные.

Полиция запросила у нашей организации сведения по трем работникам: 1.Приказы о приеме на работу 2.Табеля учета рабочего времени 3.Лицевые счета сотрудников. Предоставить в течение 3-х дней! Вопрос: Должны ли мы предоставлять такие данные полиции? т.к. они являются (например зарплата) персональными данными сотрудников. Причем в запросе написано -"В ходе возникшей служебной необходимости.." По закону о защите персональных данных должны ли мы по такому письму без разрешения работников предоставлять такую информацию? в своем запросе они ссылаются на закон о полиции от 07.02.2011. А как же закон о защите персональных данных?

Ответ

Да, должны.

Закон о защите персональных данных устанавливает исключения по запрету на передачу этих сведений третьим лицам - контролирующим органам, в частности, полиции, они должны предоставляться по запросу, и получать согласие сотрудников на такую передачу не нужно (пп. 7 п. 2 ст. 10 Закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Как оформить Положение о работе с персональными данными сотрудников

Случаи обработки данных без согласия сотрудника

Также не нужно получать согласие человека на обработку персональных данных в случаях, когда такая обработка предусмотрена законодательством. К таким случаям относится передача сведений в следующие органы:

  • Пенсионный фонд РФ ();
  • налоговую инспекцию ();
  • ФФОМС, ФСС России ();
  • военные комиссариаты ();
  • иные органы (например, суды, прокуратуру, трудовую инспекцию и т. п.).*

Также не требуется получать согласие уволенного сотрудника на обработку его персональных данных для целей налогового и бухгалтерского учета, а также данных, переданные в архивную организацию.

Кроме того, не требуйте согласия сотрудника для передачи персональных данных банку при открытии и обслуживании платежной карты для начисления зарплаты:

  • если договор на выпуск банковской карты заключен напрямую с сотрудником, а в договоре предусмотрена передача персональных данных работника банку;
  • если организация оформила доверенность на представление интересов сотрудника при заключении договора с кредитной организацией на выпуск банковской карты и ее последующем обслуживании;
  • если соответствующая форма и система оплаты труда прописана в коллективном договоре организации.

Все возможные случаи, когда согласие на обработку персональных данных не требуется, приведены в части 1 статьи 6, статьи 10 и статьи 11 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

Закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»

«Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);*

Статья 7. Конфиденциальность персональных данных

Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.*

Статья 10. Специальные категории персональных данных

1. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Обработка указанных в части 1 настоящей статьи специальных категорий персональных данных допускается в случаях, если:*

1) субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;

2) персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;

2.1) обработка персональных данных необходима в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;

.2) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 января 2002 года N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения";

2.3) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, пенсионным законодательством Российской Федерации;

3) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

4) обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;

5) обработка персональных данных членов (участников) общественного объединения или религиозной организации осуществляется соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

6) обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;

7) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-разыскной деятельности, об исполнительном производстве, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации;

7.1) обработка полученных в установленных законодательством Российской Федерации случаях персональных данных осуществляется органами прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;*

8) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством;

9) обработка персональных данных осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственными органами, муниципальными органами или организациями в целях устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;

10) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации.

3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

4. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась обработка, если иное не установлено федеральным законом».

Полагаю, коллеги, если не все, то очень многие из ваших клиентов-предпринимателей получали запросы от излишне любопытных правоохранителей, в которых от них требовали предоставить информацию, практически, обо всей организационной и финансово-хозяйственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

Прежде, чем рассказать, как бороться с этой напастью, хотелось бы пояснить - как эти запросы рождаются.

Не секрет, что нынешний ОЭПиПК - наследник УБХСС советского периода, но с существенными отличиями; во-первых, данная служба работала на государство и боролась с хищениями социалистической собственности на предприятиях государственной и колхозно-кооперативной форм собственности; во-вторых, в отличие, скажем, от уголовного розыска, деятельность которого была направлена на раскрытие готовящихся или совершенных преступлений, деятельность УБХСС была направлена на выявление различных хитрых, и не очень, схем хищения, что требовало, зачастую, ювелирной работы.

Нынешние же «борцы» за сохранность многообразия форм собственности, во-первых, не факт, что всегда преследуют интересы государства (про права и законные интересы граждан, вообще говорить несерьезно); во-вторых, действуют более примитивно и схематично, в основном, рассчитывая на психологический эффект от своего появления на горизонте, нашего, и так достаточно забитого и запуганного «малого и среднего» предпринимателя.

Итак, допустим, в процессе оперативной проверки предприятия «А» выясняется, что у него были деловые связи с организациями «Б», «В», и т.д.

При этом, совсем не имеет значения - было ли привлечено руководство предприятия «А» к уголовной или административной ответственности - достаточно того, что оно попало в поле зрения правоохранителей в связи с каким-нибудь, предположим, уголовным делом, к которому предприятие «А» имеет самое косвенное отношение.

Вот, именно для этого и рассылаются подобные запросы - получить как можно больше информации по принципу «хочу все знать».

Достаточно часто получение такого запроса вызывает панику у владельцев небольших производств, магазинов, кафе, и т.д.

Самые же пугливые, или же, в силу особенностей психологии, скажем так - странные, либо, безропотно передают все требуемое, либо, надеются «договориться», как именно - уточнять не будем…

Предприниматель, передавший документы по такому запросу, смутно догадываясь, что у него возникли проблемы, но в силу правовой неосведомленности, даже не подозревает объем этих неприятностей, и, что немаловажно - их денежный эквивалент.

Я, сейчас, не о коррупционной составляющей, хотя и ее сбрасывать со счетов нельзя.

Редко кто анализирует нормы права, на которые имеются ссылки в запросе - само упоминание ФЗ «О полиции» и ФЗ об «Оперативно-розыскной деятельности» повергает нашего предпринимателя в дрожь; мысль же о том, что адвокаты и существуют, как раз для того, чтобы подсказать выход из данной ситуации, приходит в голову в последнюю очередь, если приходит вообще.

Предположим, что некий предприниматель решился, и посетил адвоката, с вопросом - что можно сделать в этой ситуации, и можно сделать что-нибудь, вообще?

Первое, на что должен обратить внимание адвокат - на реквизиты запроса - не только номер и дату исходящего, но и на то, кто подписал данный запрос.

Здесь нам поможет Приказ МВД России от 19.06.2012 № 608 (ред. от 29.09.2016) «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России», в котором определена компетенция сотрудников органов внутренних дел, обладающих правом принимать решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, в частности, руководители подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность в полном объеме, а для этого лицо, подписавшее запрос на получение информации должно указать свою должность полностью, а не ограничиваться словами «начальник» «заместитель начальника», и т. д.

Могут возразить - но на бланке-то запроса указано, какое именно подразделение направляет запрос.

На такое возражение можно ответить, что, во-первых, эти бланки, используя современные методы, можно изготовить в неограниченных количествах; во-вторых, адресат такого запроса не должен гадать - начальник, или заместитель, какого именно подразделения подписал этот запрос. Вполне возможно, что должностное лицо, подписавшее запрос, просто, использовало бланк подразделения, к которому никакого отношения не имеет.

Но это только присказка - теперь начнется самое главное - оценка обоснованности направления запроса.

В предлагаемом вниманию примере запроса имеются ссылки на ст.7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и на п.10 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции».

Иногда, на вопрос об обоснованности направления запроса, «простодушные» оперативники отвечают, что, мол, указанные нормы и есть это самое обоснование. Отнюдь - ответим мы - это обоснование для проведения оперативно-розыскных действий, а не направления запроса, в данном, конкретном случае.

Теперь, чтобы наши возражения, носили неопровержимый характер, обратимся к тем нормам, на которые ссылается врио заместителя начальника, не идентифицированного подразделения.

Начнем со ст.7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», согласно которой:

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

  1. Наличие возбужденного уголовного дела.
  2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

  1. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.
  2. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
  3. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
  4. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Если отсутствуют обстоятельства для проведения оперативно-розыскного действия (кстати, направление запроса является только инструментом для проведения таких оперативно-розыскных действий, как наведение справок, исследование предметов и документов), нет и оснований для проведения данного оперативно-розыскного мероприятия.

Теперь обратимся к п.10 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции», согласно которому полиция вправе:

проводить оперативно-розыскные мероприятия; производить при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия; объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию настоящим Федеральным законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации

Но, если, как сказано выше, отсутствуют основания для проведения оперативно-розыскных действий, в силу специальной нормы, не может применяться и общая норма, позволяющая их осуществлять.

К слову, ранее в запросах о получении информации полицейские ссылались на п.4 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции», согласно которому полиция имеет право:

…в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан…

Почему – спросите вы – в запросах о предоставлении информации, изменилась ссылка на норму, касающуюся прав полиции?

Весь «секрет» кроется в том, что п.4 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции», при истребовании информации, требует наличия возбужденного уголовного дела или дела об административном правонарушении, а вот п.10 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции» говорит только о праве проводить оперативно-розыскные мероприятия, что полицейскими, по только понятной им логике, воспринимается в качестве безусловного права истребовать любую информацию без какого-либо правового основания.

А что будет, если запрашиваемая информация, все же, не будет представлена?

По сравнению с тем, что может случиться с предпринимателем, если она была бы представлена – всего лишь привлечение к административно ответственности по , санкции которой предусматривают предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Но мы же с вами люди законопослушные, и действуем в рамках правового поля, поэтому, лучше всего, через адвоката, направляем свой запрос должностному лицу, требующему предоставить ему информацию – а чем, собственно, вызван интерес к нашей организации, или предпринимателю, в рамках какого уголовного дела, или дела об административном правонарушении?

Здесь на нашей стороне, кроме уже упомянутой ст.7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», выступает целый ряд статей Конституции РФ:

Часть 2 ст.24: Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Часть 2 ст.45 Конституции РФ: Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Часть 1 ст.51 Конституции РФ: Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Примерно, в 80% случаев, после получения такого запроса, интерес правоохранителей к предпринимателю пропадает.

Если же попадаются совсем уж «упертые» граждане-полицейские, воспринимающие действия по защите предпринимателей против творимого им произвола, как личное оскорбление, тут уж вступает в силу «тяжелая артиллерия» в виде жалоб в прокуратуру, а в особо «запущенных» случаях, в виде сообщений в подразделения Следственного комитета РФ.

Разумеется, в рамках одной публикации, я не могу подробно описать все способы противодействия незаконным действиям должностным лицам полиции, действующих за гранью своих полномочий, или злоупотребляющих ими – при всей внешней схожести каждый из случаев незаконных действий давления на бизнес индивидуален – в данной публикации, всего лишь, сделан легкий «набросок» таких способов.

Поэтому, мой совет – если вам принесли запрос о предоставлении информации, не спешите увязывать папки с документами для передачи по такому запросу, и, уж, тем более, не пытайтесь «договориться» о возможности не предоставлять требуемые документы или их копии; помните – закон на вашей стороне, а адвокат всегда придет на помощь.

Федеральное законодательство обеспечивает защиту личных данных всех граждан РФ, включая и тех из них, которые не достигли возраста совершеннолетия. Это означает, что конфиденциальная информация, касающаяся несовершеннолетних, не должна становиться достоянием общественности без их личного согласия или согласия их представителей.

Что такое персональные данные?

Любая информация, способная идентифицировать человека, считается персональной. Федеральный Закон N 152-ФЗ разграничивает личные сведения о человеке на общедоступные и конфиденциальные. К общедоступным относятся сведения об имени, фамилии, поле, возрасте несовершеннолетнего. Эти данные не считаются секретными и не подлежат защите.

К конфиденциальным сведениям относятся, например, сведения о перенесённых заболеваниях, информация о родителях и другая информация. Распоряжаться этими сведениями никто не вправе без разрешения самого несовершеннолетнего или его представителей.

Где могут быть использованы личные данные несовершеннолетних?

Обучаясь в школе, лицее и любом другом учебном учреждении лица, не достигшие совершеннолетия, должны предоставлять информацию, которая, согласно Федеральному Закону (N 152-ФЗ), подлежит защите. Наиболее часто встречаются следующие ситуации, когда учебное учреждение передаёт персональные данные несовершеннолетних и для этого должно иметь у себя официальное на это разрешение:

  • медицинские осмотры, диспансеризация прививки и так далее; персональные данные передаются в соответствующее лечебное учреждение;
  • постановка на воинский учёт; эта ситуация касается в основном юношей, их личные данные передаются учебным учреждением в военный комиссариат;
  • организация льготного питания, защита интересов подростков; данные передаются в отдел образования;
  • участие обучающихся в различных олимпиадах, конкурсах, ГИА, ЕГЭ и так далее; данные передаются в отдел образования.

Случаев, когда учебное учреждение должно передавать сведения об учащихся третьим сторонам достаточно много. Даже само хранение конфиденциальной информации должно быть оформлено разрешением на такое действие.

Что понимается под обработкой данных?

В Федеральном Законе N 152-ФЗ фигурирует такое понятие, как обработка данных. Это собирательный термин, он включает в себя достаточно много действий с информацией. Это и получение информации, и её хранение, и обработка, и систематизация, и передача, и уничтожение.

Давая своё согласие на обработку данных, гражданин РФ подтверждает разрешение на каждое из таких действий. Возможно, что согласие даётся для достижения определённых целей (например, для формирования базы данных). В этом случае должно чётко оговариваться что, разрешается использование только определённой информации (лучше, если разрешённая информация будет перечислена).

Действия с персональной информацией могут производиться в любом виде – бумажном, электронном, графическом и так далее.

Кто может дать согласие на обработку личной информации несовершеннолетнего?

Правом давать согласие на использование личных сведений о несовершеннолетнем наделены его родители (или иные представители). Своё согласие на работу с личной информацией они должны выразить в письменном виде с обязательной собственноручной подписью.

Вышесказанное в полной мере относится к ситуациям, когда несовершеннолетнему не исполнилось 14 лет. В возрасте от 14 до 18 лет требуется согласие и самого несовершеннолетнего.

Специалисты юридического портала сайт обращают ваше внимание на то, что если несовершеннолетний вступает в брак до достижения 18 лет, он признаётся полностью дееспособным и согласие на обработку своих личных данных должен давать самостоятельно.

Текст согласия на обработку личных данных не имеет определённой формы. Поэтому допускается его произвольное написание с обязательным отражением следующих положений:

  • данные о представителе несовершеннолетнего – фамилия, имя, отчество, адрес проживания; если требуется – паспортные сведения;
  • цель, с которой требуется предоставление личных сведений несовершеннолетнего;
  • перечень персональных сведений о несовершеннолетнем, на который распространяется согласие;
  • перечень тех действий, которые допускаются с персональными данными несовершеннолетнего;
  • срок действия согласия, возможность и порядок его аннулирования.

Если у вас есть необходимость составить согласие на обработку данных о несовершеннолетнем, но самому это сделать затруднительно или просто не хватает времени, на сайте сайт . Скачав файл в удобном для редактирования виде, вы легко сможете приспособить его к конкретной ситуации.

Преимуществом скачивания согласия на обработку данных несовершеннолетнего также является отсутствие необходимости оплачивать это действие.

Выбор редакции
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 32 Причины возникновения: У восточных славян родоплеменные, кровнородственные отношения сменяются на военные,...

Русь - исторически сформировавшееся название, которое получили земли восточных славян. Впервые оно употреблялось как название...

Происки недругов способны существенно подпортить репутацию и жизнь. Ненавистники имеют в своем арсенале много сплетен, интриг, козней. От...

Хотите овладеть Магией Обольщения? Сделать свое Тело Идеальным? Убрать морщины и излишки там где не нужно? Прибавить там где...
Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в...
Общеизвестна сила магии цыган. Даже в наши дни имеется множество свидетельств чудесам, которые вытворяют цыганские ворожеи. В их активах...
Мощные заговоры от пьянства помогут человеку избавиться от пагубной привычки, вернуть здоровье и наладить взаимоотношения с окружающими....
Сталкивается уже на рубеже VIII-IX вв. Объединившись с варяжскими дружинами, восточные славяне совершали набеги на византийские владения...
Преподобный Алексий, человек Божий, родился в Риме от знатных и благочестивых родителей. Отец его Евфимиан был сенатором. Он отличался...