Понятие, структура и конституционное закрепление основ конституционного строя рф. Понятие Конституции


Тема 4. Теоретические основы конституционализма

4.1.Понятие, сущность и юридическая природа, функции и виды Конституции.

4.2. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок.

4.2 Конституция и конституционное право

4.3. Конституция и международное право

4.4. Конституционализм и конституционно-правовая политика в современной России

4.5. Развитие конституционной доктрины

4.6. Конституционность и конституционный порядок

4.7. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок.

4.8. Толкование Конституции РФ.

4.9. Охрана и защита Конституции.

4.10 Конституции и уставы субъектов РФ.

4.11. Конституционно-правовая ответственность и ее отличие от других видов юридической ответственности. Основания конституционно-правовой ответственности. Юридические источники конституционно-правовой ответственности. Состав конституционно-правового нарушения. Объекты и субъекты конституционно-правового нарушения. Меры конституционно-правовой ответственности (виды санкций). Проблемы повышения эффективности конституционно-правовой ответственности.

РАЗДЕЛ III.

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Определение конституционного строя. Соотношение понятий: конституционный строй, государственный строй, общественный строй. Понятие гражданского общества. Соотношение гражданского общества и государства.

Понятие и структура основ конституционного строя Российской Федерации. Правовые особенности основ конституционного строя. Институты основ конституционного строя Российской Федерации.

Закрепление основ конституционного строя в Конституции РФ. Особенности юридической силы основ конституционного строя Российской Федерации.

Тема 6. Народовластие – основа конституционного строя Российской Федерации

6.1. Понятие и формы демократии

Демократия как система ценностей. Принятие решений большинством при уважении прав меньшинства. Свобода. Равенство индивидов. Соотношение свободы и равенства. Либеральная, коллективистская, плюралистическая концепции демократии. Приоритет прав человека над правами государства.

Демократия как механизм управления. Плюрализм. Выборность. Разделение властей. Верховенство правового закона.

6.2. Непосредственная демократия в системе народовластия. Понятие непосредственной демократии. Ж.Ж. Руссо о непосредственной демократии. Достоинства и недостатки непосредственной демократии по мнению ее сторонников и противников.



6.3. Виды институтов непосредственной демократии

А) Референдум. Понятие и виды референдума. Отличие референдума от выборов, опроса, плебисцита, обсуждения.

Правовое регулирование референдума в РФ. Субъекты права на референдум. Круг вопросов референдума. Стадии референдума.

Подведение итогов референдума.

Б) Опросы. Понятие опроса граждан. Юридическая сила результатов опроса. Назначение опроса в системе институтов непосредственной демократии. Финансирование опроса.

В) Публичные слушания. Цель и предмет публичных слушаний. Порядок организации и проведения публичных слушаний.

Г) Наказы избирателей. Понятие наказов избирателей. Порядок принятия и реализации решения о наказах избирателей.

Д) Отчеты депутатов. Понятие и периодичность отчетов.

Е) Отзыв депутатов и выборных должностных лиц . Понятие и основания отзыва депутатов и выборных должностных лиц. Стадии отзыва.

Ж) Общие собрания граждан. Цель и порядок проведения.

З) Сходы граждан. Цель и порядок проведения.

И) Правотворческая (законодательная) инициатива. Понятие,

предмет, субъекты, адресаты правотворческой (законодательной) инициативы. Порядок ее рассмотрения. Виды решений по правотворческой (законодательной) инициативе.

К) Обращения граждан. Круг субъектов права на обращения. Виды обращений. Порядок их рассмотрения.

Л) Петиции. Понятие, предмет, порядок рассмотрения петиций. Виды решений по петициям граждан.

М) Собрания и публичные мероприятия . Организаторы публичных мероприятий, их обязанности. Участники публичных мероприятий, их права и обязанности. Места проведения публичных мероприятий. Обязанности компетентных органов по взаимодействию с организаторами публичных мероприятий.

4.Представительная демократия в системе народовластия.

Понятие представительной демократии. Виды представительной демократии. Императивный, свободный, полусвободный мандаты депутатов. Достоинства и недостатки представительной демократии. Соотношение непосредственной и представительной демократии. 5.

5.Человек – высшая ценность. Естественно-правовая и позитивная концепции взаимоотношений личности и государства. Закрепление в Конституции Российской Федерации 1993 г. нового типа взаимоотношений государства и личности. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность российского государства.

Конституционный строй Российской Федерации.

Конституционный строй РФ – это определённая форма и способ (модель) организации Российского государства и общества, закреплённая в его Конституции (глава 1 Конституции РФ).

Структура Конституционного строя РФ: Конституционный строй – это сложная правовая категория, состоящая из четырёх основных элементов:

1. Форма правления – это структура и правовое положение высших органов государственной власти и установленный порядок взаимоотношений между ними. Различают две основные формы правления:

1) Республика:

· Президентская (например: США).

· Парламентская (парламентарная) (например: ФРГ, Италия).

· Смешанная (полу президентская) (например: Франция).

2) Монархия.

Ч. 1 ст. 1 Конституции РФ гласит: в РФ республиканская форма правления. РФ существует в форме президентской республики с некоторыми элементами парламентской республики.

2. Политический режим – это совокупность приёмов, средств и способов осуществления государственной власти (например: демократический, тоталитарный, авторитарный, фашистский, либеральный и др.). В соответствии с ч. 1 ст. 1 Конституции РФ – в РФ демократический политический режим.

3. Форма государственного устройства (ФГУ) – это способ территориальной организации государства. Различают две основные ФГУ: федеративное государство и унитарное государство. Согласно ч. 1 ст. 1, ст. 5 Конституции РФ – Россия по ФГУ есть федеративное государство.

В совокупности, форма правления, политический режим и форма государственного устройства образуют государственный строй РФ (ФП + ПР + ФГУ = государственный строй РФ).

4. Основы Российского гражданского общества.

P.S.: следует различать понятия «конституционный строй РФ» и «государственный строй РФ». Эти понятия не тождественны, хотя и взаимосвязаны. Отличаются они во первых, по объёму. Конституционный строй РФ более широкое по своему объёму понятие, т.к. помимо трёх вышеперечисленных элементов (форма правления, политический режим, форма государственного устройства) он включает в себя и четвёртый – основы Российского гражданского общества. Во вторых они отличаются по содержанию – государственный строй может быть любым (демократическим, тоталитарным, авторитарным и т.д.), когда же мы говорим о конституционном строе, всегда имеем в виду демократический.

Базовые характеристики Конституционного строя РФ:

1. Правовой характер государства (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ).

2. Демократический характер государства (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ).

3. Социальный характер государства (ст. 7 Конституции РФ).

4. Светский характер государства (ст. 14 Конституции РФ).

5. Республиканская форма правления (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ).

6. Полный государственный суверенитет РФ (ст. 4 Конституции РФ).

7. Права и свободы личности - как высшая ценность (ст. 2 Конституции РФ).

8. Единственный источник власти – Российский многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ).

9. Верховенство Конституции и Федеральных Законов на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ).

10. Федеративная форма государственного устройства (ч. 1 ст. 1, ст. 5 Конституции РФ).

11. Разделение государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ).

12. Единое гражданство РФ (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ).

13. Единое экономическое пространство в РФ (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ).

14. Идеологическое многообразие и многопартийность (ст. 13 Конституции РФ).

15. Организация местного самоуправления на всей территории РФ (ст. 12 Конституции РФ).

В современной науке государственного (конституционного) права все чаще используется понятие конституционный строй. Оно фиксирует строго определенную основополагающую часть социальных отношений, закрепляющих организационное и функциональное единство общества, и представляет совокупность принципов, без которых строй государства не является конституционным.

Конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. Однако в понятии "конституционный строй" включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное: государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву.

Выявлению понятий конституционного строя помогает определение современной Конституции. Под конституцией понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Он закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления). Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.

Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства. Следует подчеркнуть, что основы конституционного строя не просто характеризуются особым порядком изменения, но имеют также особую юридическую силу. Это выражается в обязанности законодателя следовать указанным принципам при изменении или дополнении остального текста Конституции. И – в решении Конституционного Суда, исходящего при разрешении разночтения между правовыми нормами из смысла основных принципов.

Конституционный строй есть совокупность социальных отношений, а его основы – система принципов, их регламентирующих. Основы конституционного строя служат базой, на которой формируются правоотношения, имеющие общую специфику.

Значение гл.1 Конституции исключительно велико. По существу, именно здесь формируется гуманистическая направленность конституционного строя. Принципы организации государства закрепляются здесь в общей форме, создавая фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции. Очень важное указание "Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Это свидетельствует о том, что они пользуются наивысшей юридической силой.

В понятие основ конституционного строя входят закрепленные конституцией характеристики государства. Статья 1 Конституции России устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 характеризует государство также как социальное, а ст. 14 – как светское.

Характерная особенность основ конституционного строя состоит в том, что они составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативно - правовых актов Российской Федерации. Это означает, что другие главы Конституции содержат нормы, которые направлены на дальнейшее развитие, конкретизацию основ конституционного строя. В них, в частности, устанавливается компетенция органов государственной власти Российской Федерации, порядок принятия ими властных общих нормативно - правовых и индивидуальных решений, формулируются права и обязанности граждан, иных субъектов права, закрепляются юридические и иные гарантии реализации основ конституционного строя.

В то же время ни одна действующая норма права, независимо от того, где она закреплена - в Конституции, законах Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации или постановлениях Правительства, не может противоречить основам конституционного строя. В случаях несоответствия каких-либо норм основам такие нормы признаются неконституционными и утрачивают силу. Равным образом не могут противоречить основам конституционного строя действия и решения должностных лиц, государственных органов, граждан и их объединений.

В тех случаях, когда в действующих законах и иных нормативно - правовых актах отсутствуют необходимые нормы или они противоречат Конституции, гражданин вправе реализовывать свои права, руководствуясь нормами Конституции, и в первую очередь положениями, устанавливающими основы конституционного строя, ибо принцип прямого действия Конституции непосредственно закреплен ст. 15.

Основы конституционного строя России состоят из трех групп норм:

1. регламентирующих деятельность государства и его органов;

2. определяющих правовое положение личности в Российской Федерации;

3. закрепляющих юридическую силу Конституции и порядок ее изменения.

Главное внимание необходимо уделить принципам организации и деятельности государства, что объясняется его значимостью в современном обществе, а также необходимостью защиты личности, гражданского общества, их частных интересов от необоснованного вмешательства государственных органов и должностных лиц.

Основы конституционного строя закрепляют форму Российской Федерации как государства, устанавливают источник государственной власти и способы осуществления народовластия, определяют пространственные пределы действия суверенитета Российской Федерации. Формулируются также принципы федеративного устройства России, закрепляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и устанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации. Особо выделяется ст. 7, согласно которой социальная политика государства возводится в ранг конституционной основы, гарантирующей обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого россиянина независимо от его рода занятий и деятельности.

Государство утрачивает свое безраздельное господство в политической системе общества. Основы конституционного строя закрепляют в Российской Федерации идеологическое и политическое многообразие, в том числе многопартийность. Каждой партии предоставляется возможность беспрепятственно действовать, разрабатывать собственную идеологию, завоевывать симпатии и поддержку у населения, рекрутировать членов в свои ряды.

Конституция РФ в ст. 2 провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства». Этот принцип является центральным в системе основ конституционного строя.

Основные характеристики данного принципа:

1) права и свободы человека - высшая ценность , исходный момент, вокруг которого строится вся остальная регламентация общественных отношений, в том числе государство. В случае несоответствия прав человека и других ценностей, признаваемых и защищаемых государством, приоритет отдается правам человека;

2) содержание данного принципа раскрывается через систему прав и свобод человека и гражданина , отраженную в гл. 2 Конституции и законодательстве Российской Федерации. При этом, согласно ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, установленный в ней перечень прав и свобод не является исчерпывающим и не означает отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина;

3) права и свободы человека принадлежат человеку и носят естественный, неотъемлемый и неотчуждаемый характер. Они не устанавливаются государством, их существование признается им, государствогарантирует , соблюдает и защищает права и свободы человека. Это положение также означает, что ни государство, ни народ на общенациональном референдуме не может отобрать у человека какое-либо из его естественных прав;

4) все люди равноправны и имеют одинаковый объем естественных прав и свобод;

5) установление пределов прав человека производится законодателем путем регулирования и ограничения этих прав. Регулирование, в отличие от ограничения, предполагает не только установление границ прав и свобод, но и гарантий их осуществления. Основной предел установлен в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Ограничение прав и свобод человека, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, может производиться только путем издания федерального закона (то есть субъекты Российской Федерации не могут вторгаться в регламентацию правового статуса человека и гражданина) и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

К. строй - это такой порядок организации власти в государстве, при котором на основе К! происходит соблюдение прав и свобод ч-ка, разделение властей, равноправие форм соб-ти, а так же судебная защита прав и свобод индивида.

Структура к.строя складывается из 4 основных элементов, которые сами представляют собой системы общественных отношений в соответствующих сферах жизни общества.

Такими элементами являются:

а) экономические отношения; б) социальные отношения,в узком смысле слова; в) духовно-культурные отношения; г) политические отношения.

Понятие правового государства многомерно. Оно включает все то, что вкладывает­ся в понятие конституционного демократического государства, которое в своей деятель­ности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод чело­века и гражданина в экономической и духовной сферах. Однако можно выделить основ­ные признаки, характерные для правового государства.

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Это означает, что сам закон должен быть правовым, т.е. выражать права и свободы человека и гражданина, объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления (ст. 15 Конституции РФ).

2. Абсолютный приоритет конституции - неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство - это конституционное государство.

Приоритет Конституции и верховенство закона, зафиксированные в ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, создает правовую основу для установле­ния в России режима законности и правопорядка.

3. Реальность прав и свобод человека и гражданина, обеспечение его свободного развития. Правовое государство признает за личностью определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. Реальное его проявление вы­ражено формулой: «Все, что не запрещено личности, ей дозволено», - и наоборот: «Все, что не дозволено власти, ей запрещено».

РФ как правовое государство обеспечивает на своей территории:

1) народовластие на всех уровнях власти;

2) соблюдение и реализацию прав и свобод человека и гражданина;

3) республиканскую форму правления при уважении иных политических взглядов и мнений;

4) федеративное устройство РФ при соблю­дении прав малочисленных народов России и т. д.

Правовые основы конституционного строя РФ , относящиеся к правовой системе РФ включают:

» Россия - правовое государство (в основе его функцио­нирования находится право, а органы государственной вла­сти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конститу­цию РФ и законы);

» Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ;

» никакие другие положения Конституции РФ не мо­гут противоречить основам конституционного строя;

» общепризнанные принципы и нормы международно­го права, а также международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы;

Указанные признаки правового государства являются основными. Практика право­вой государственности включает и другие аспекты. Однако все они должны опираться на конкретные законы, только право может лежать в основе любых государственных решений, и особенно - связанных с применением принуждения.

Политическая система России определяется Конституцией России, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. В Конституции заложен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Исполнительная власть

Исполнительную власть в Росси осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Президент Российской Федерации формирует кабинет министров и с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства Российской Федерации. Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

Законодательная власть

Федеральное собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом власти.

Федеральное собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается путем открытого голосования на 4 года.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

Судебная власть

Правосудие в России осуществляется судами. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная система России состоит из федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей.

Возглавляют судебную систему:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля. Он призван защищать основы конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечивать верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации на всей территории России.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Избирательная система

Избирательная система России гарантирует всем гражданам свободное волеизъявление на выборах и референдуме, а также защиту демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

В соответствии с Конституцией в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий.

7.Российское государство в политической системе российского общества. Государство и гражданское общество .

Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупности институтов (политические партии, общественные организации и движения, политические отношения, политическая практика), в рамках которой происходит политическая жизнь общества, осуществляется политическая власть.

Государство занимает ведущее положение в политической системе, поскольку:

1. Государство выступает в качестве официального представителя его граждан (подданных);

2. Государство выступает единственным носителем суверенитета;

3. Обладает монополией на правотворчество;

4. Имеет материальную базу (государственная собственность, бюджет);

5. Определяет главные направления развития общества.

Государство обладает широкими полномочиями в политической сфере:

1. Устанавливает с помощью правовых норм поведение иных субъектов политической системы;

2. Узаконивает иных субъектов политической системы;

3. Осуществляет контроль и надзор за деятельность иных субъектов политической системы.

6. Понятие и признаки гражданского общества

Гражданское общество – это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношения, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

К принзнакамграданского общества относятся:

1. Экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2. Безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3. Легитимность и демократический характер власти;

4. Равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

5. Правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6.Политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7. Свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8. Невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9. Классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10. Эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

8. Экономическая система российского общества: понятие, структура, принципы .

Экономическая система - совокупность всех социально-экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем орга­низационных форм собственности.

Основными элементами экономической структуры выступают:
– социально-экономические отношения (человек и отношения собственности);
– организационные формы хозяйственной деятельности (производственные единицы, организация производства, разделение, специализация и кооперация труда);
– хозяйственный механизм (правительственные органы, госбюджет, денежно-кредитная система, экономические институты, механизм выработки и принятия хозяйственных решений, нормы и правила экономического поведения, формы управления и т.д.);
– конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами.

Изменения в статью 65 Конституции РФ.

Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции РФ устанавливается статьями 65, 66, 108, 137 Конституции РФ, Федеральным законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ". Изменения в статью 65 Конституции РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса РФ. Такой федеральный конституционный закон должен содержать указание о включении соответствующих изменений и дополнений в статью 65 Конституции РФ. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в статью 65 Конституции РФ. Согласно толкованию Конституции РФ, данному Конституционным Судом РФ в 1995 году, изменение наименований субъектов РФ относится к ведению субъектов РФ и осуществляется ими самостоятельно (однако статьёй 8 Федерального закона "О наименованиях географических объектов" (1997) установлено, что изменение наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа осуществляется федеральным законом по представлению самого субъекта РФ), новые наименования субъектов РФ включаются в статью 65 Конституции РФ указами Президента РФ. В 1996 году были изданы два таких указа, в 2001 году - один указ.

1. Конституционный строй и конституционное государство.

Конституционный строй - определённая форма, определённый способ организации государства, закреплённый в его конституции. Конституционный строй характеризуется основными принципами, лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства. В более узком понимании конституционным строем государства являются лишь такие форма и способ организации государственной власти, которые характеризуют его как конституционное государство. Конституционное государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический и правовой характер. Оно признаёт права человека и обеспечивает их защиту, кроме того, оно само подчиняется праву.

2. Основы конституционного строя.

Основы конституционного строя - основные принципы и устои государства, которые призваны обеспечить ему характер конституционного государства. Основы конституционного строя Российской Федерации закреплены в главе 1 Конституции РФ, они охватывают широкий круг регулируемых общественных отношений. Основы конституционного строя принято подразделять на политические, экономические, социальные и духовные. Конституционные принципы находятся во взаимосвязи и образуют систему.


3. Политические и духовные основы конституционного строя.

Статья 1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Демократия - такая организация государства, при которой единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократический характер государства, демократический политический режим выражается прежде всего в народовластии а также в признании и защите прав и свобод человека и гражданина, разделении властей, местном самоуправлении, политическом многообразии, многопартийности, свободе экономической деятельности, многообразии форм собственности.

Для правового государства характерны верховенство права (обязательность правовых норм как для граждан и организаций, так и для государства), верховенство закона (в системе правовых норм), разделение властей (признаки демократического политического режима и правового государства во многом пересекаются), соблюдение и защита прав и свобод человека, равноправие, равенство всех перед законом и судом, взаимная ответственность государства и гражданина.

Федеративное устройство характеризует территориальную организацию государства, правовые отношения между государством в целом и его частями. Федеративное устройство РФ основывается на государственной ценности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов. Главным признаком республиканской формы правления является выборность и сменяемость главы государства, форму правления Российской Федерации можно определить смешанную (президентско-парламентскую, полупрезидентскую) республику, сочетающую признаки президентской и парламентской республики. Статья 2 Конституции провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Согласно статье 4 Конституции суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию. Духовные основы конституционного строя. Духовной основой конституционного строя Российской Федерации является светский характер государства (статья 14 Конституции), никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

4. Экономические и социальные основы конституционного строя.

Экономическими основами конституционного строя являются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, а также многообразие и равная защита различных форм собственности (в том числе на землю и другие природные ресурсы).

Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, при этом в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

5. Новая классификация основ конституционного строя.

Новая классификация подразделяет основы конституционного строя на три группы.

К первой группе относятся основы организации государственной власти, такие, как народовластие, государственный суверенитет, федерализм, единство системы государственной власти, принцип разделения властей, местное самоуправление, верховенство права, членство России в мировом сообществе, приоритет международно-правовых норм.

Вторая группа - основы взаимоотношений государства и человека: признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, обязанность государства по их признанию, соблюдению, защите.

Третья группа - основы организации жизни гражданского общества: социальный характер государства, единство экономического пространства, свобода экономической деятельности, многообразие и равноправие форм собственности, идеологическое и политическое многообразие, светский характер государства.

Выбор редакции
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...

Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...

Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...