Практическая работа "Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворенного вещества в растворе". Практическая работа «Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества


Приготовление растворов солей
с определенной массовой долей
растворенного вещества

Практическая работа (1 ч) 8 класс

Практическая работа выполняется по инструкции и содержит несколько вариантов. Каждый ученик выбирает один из пяти предложенных вариантов задач. Задания, обозначенные звездочкой (*), предназначены для учащихся, успешно выполнивших предыдущие задания.

Цели . Уметь готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, используя следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема жидкости, растворение; производить необходимые расчеты; знать расчетную формулу для определения массовой доли растворенного вещества, правила пользования химической посудой и реактивами.
Оборудование . Технические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, склянка под приготовленный раствор.
Реактивы . NaCl, Н 3 ВO 3 , СuSO 4 , NaHCO 3 – все кристаллические, 30%-й раствор NaOH, дистиллированная (кипяченая) вода.

Подготовить для приготовляемых растворов склянки с этикетками, на которых формула изображена в цвете: для кислот – красным, для солей – черным, для щелочей – синим.

Правила техники безопасности

Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!
Пользуйтесь чистой и пригодной для работы посудой.

Предварительно учащиеся получают домашнее задание, связанное с изучением содержания предстоящей работы по инструкции, используя материал учебников 8-го класса авторов О.С.Габриеляна (§ 34) или Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана (§ 30).

ХОД УРОКА

В письменном отчете записываются название темы, цели, оборудование, реактивы (4–5 мин).
Предлагается несколько вариантов расчетных задач для приготовления растворов и пример решения задачи.

Вариант № 1

Определите массы воды и борной кислоты, необходимые для приготовления 50 г раствора с массовой долей кислоты 0,02. Где применяют данный раствор?

Вариант № 2

Какие массы гидрокарбоната натрия и воды надо взять, чтобы приготовить раствор массой 50 г с массовой долей соли 10%? Где используют данный раствор?

Вариант № 3

В 45 г воды растворено 5 г NaCl. Вычислите массовую долю растворенного вещества в растворе. Для чего необходим этот раствор в быту и лаборатории?

Вариант № 4*

Рассчитайте массы воды и безводного сульфата меди, необходимые для приготовления 100 мл раствора, содержащего 8% соли. плотность раствора – 1,084 г/мл. Где применяют полученный раствор?

Вариант № 5*

Какую массу воды нужно добавить к 100 мл 30%-го раствора гидроксида натрия ( = 1,33 г/мл) для получения 10%-го раствора щелочи, используемого в лаборатории?

Пример решения задачи

Вычислите массы соли и воды, которые потребуются для приготовления 50 г раствора хлорида натрия, содержащего 0,1 массовой доли соли.

Этапы выполнения работы

1 . После произведенных расчетов по одному из вариантов оформите их в тетради (6–7 мин).
2 . Отвесьте рассчитанное количество вещества и поместите его в стакан объемом 100 мл или колбу на 200 мл.
Помните! К соли приливают воду! Кислоту добавляют в воду при постоянном перемешивании!

Взвешивание
(6–7 мин)

· Отрегулируйте арретиром весы.
· Взвешиваемое вещество кладите на левую чашку весов, разновесы на правую. (Для левшей – на правую чашку кладут вещество, на левую – разновесы.)
· Разновесы брать только пинцетом и при снятии с весов класть сразу в те гнезда футляра, из которых они были взяты.
· После взвешивания чашка весов должна оставаться чистой.
· По окончании работы проверьте разновесы. Весы арретировать (привести в нерабочее состояние).

Жидкости на весах не взвешивают !

3 . Отмерьте мерным цилиндром рассчитанный объем жидкости и вылейте в стакан с солью или водой (1–2 мин).
4 . Перемешайте стеклянной палочкой смесь до полного растворения вещества. Раствор готов!
5 . В отчете опишите последовательность ваших действий. Сделайте рисунок сосуда, в котором вы приготовили раствор (10 мин).
Склянку с раствором сдайте учителю или лаборанту.

Пример . 0,9%-й раствор NaCl называется физиологическим. Применяется для инъекций.

6 . Сделайте письменный вывод о проделанной работе (5–6 мин).
7 . Приведите рабочее место в порядок (1–2 мин).
Сдайте тетради на проверку.

Домашнее задание

Задача . Определите массу воды, которую нужно добавить к 50 г раствора с массовой долей соли 5%, чтобы получить раствор с массовой долей соли 2%.

Учитель следит за выполнением работы учащимися и отмечает свои наблюдения в карточке учета умений.

Карточка учета умений

Операции практической работы Фамилии учащихся
А Б В Г Я
Приготовление склянки для раствора
Знание правил техники безопасности
Взвешивание вещества
Работа с мерным цилиндром
Приготовление раствора
Kультура выполнения опыта
Оформление отчета

Образцы отчета о проделанной
практической работе

Вариант № 1

Взвешиваю 1 г борной кислоты, помещаю его в стакан и добавляю к веществу воды до метки 50 мл. Вещество растворяется в воде. Для его лучшего растворения перемешиваю раствор стеклянной палочкой. Переливаю раствор в приготовленную склянку с этикеткой.
Раствор борной кислоты используют в медицине как дезинфицирующее средство.
В лаборатории он хранится в аптечке для промывания глаз в случае попадания в них щелочи.

Вариант № 2

Взвешиваю 5 г гидрокарбоната натрия и помещаю в химический стакан вместимостью 50 мл (или 100 мл). Добавляю воды до метки 50 мл. Вещество растворяется. для его полного растворения перемешиваю раствор стеклянной палочкой. Получила 10%-й раствор NaHCO 3 . Переливаю раствор в склянку с этикеткой.
Полученный раствор используют для обработки кожного покрова в случае попадания на него кислоты.

Вариант № 3

Взвешиваю на весах 5 г хлорида натрия и помещаю соль в химический стакан. Мерным цилиндром отмериваю 45 мл воды и добавляю к соли. Для лучшего растворения соли перемешиваю раствор стеклянной палочкой. Переливаю раствор в приготовленную склянку.
Раствор используют в быту для засолки огурцов и квашения капусты. В лаборатории раствор NaCl используют как реактив для проведения химическиx реакций.

Вариант № 4*

Взвешиваю на весах 8,7 г соли CuSO 4 . Отмериваю мерным цилиндром 100 мл воды и переливаю в стакан с солью. Перемешиваю раствор стеклянной палочкой. Приготовленный раствор переношу в склянку с этикеткой.
Раствор используют для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.

Вариант № 5*

Добавим к выданному 30%-му раствору щелочи 266 мл воды. Получили 10%-й раствор NаОН.
Внимание ! Если для приготовления растворов берут щелочь в кристаллическом виде, тогда щелочь добавляют в воду.
Раствор используют в химической лаборатории для проведения химических реакций.
Вывод. Рассчитав массу вещества и объем воды, приготовили раствор с заданной концентрацией растворенного вещества, используя операции: взвешивание, отмеривание объема жидкости, растворение. Растворы широко применяются в быту и народном хозяйстве.

Домашнее задание

Урок №___ 8 класс « » _______. _____ г.

ТЕМА: Практическая работа №3 . Приготовление растворов солей с определённой
массовой долей растворённого вещества .

Цель урока : сформировать умение осуществлять расчеты по формуле определения массовой доли растворённого вещества; сформировать практические навыки приготовления растворов с заданной концентрацией с использованием лабораторной посуды и химических веществ.

Планируемые результаты обучения

Предметные. Уметь готовить раствор с определённой массовой долей растворённого вещества.

Метапредметные. Формировать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

Основные виды деятельности учащихся. Осуществление расчётов для приготовления. Работа с техническими весами и мерной посудой. Приготовление раствор с определённой массовой долей растворённого вещества.

Основные определения: раствор, растворитель, растворенное вещество, массовая доля растворенного вещества, насыщенный и ненасыщенный раствор, концентрированный, разбавленный раствор, кристаллогидрат.

Оборудование: лабораторная посуда, правила Т.Б., кухонная поваренная соль (сахар, сода), вода, весы с разновесами.

Тип урока : урок закрепления знаний.

Метод обучения: проблемно-поисковый, практическая работа.

Организационные формы : беседа, практическая работа.

Структура урока

I. Организационный этап 2 мин

II. Актуализация и мотивация знаний …………………...5 мин

    Инструктажи: по технике безопасности

по проведению практической работы..5-6 мин

    Проведение практической работы …. 25 мин

    Домашнее задание...1- 2 мин

    Подведение итогов урока...3 мин

    Рефлексия урока ………………………………………… 2 мин

ХОД УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (Учет отсутствующих учащихся)

    АКТУАЛИЗАЦИЯ И МОТИВАЦИЯ ЗНАНИЙ

Проводится опрос, учащиеся вспоминают основные формулынеобходимые для приготовлениярастворов солей с определённоймассовой долей растворённого вещества.

Беседа по вопросам

    Какие компоненты входят в состав раствора?

m (раствора) = m (вещества) + m (растворителя).

    Как определить состав раствора?

Состав раствора количественно выражается концентрацией , соотношением количества растворенного вещества и растворителя . Чаще всего используется массовая доля растворенного вещества (процентная концентрация), которую можно вычислить по формуле:

Массовая доля растворенного вещества - безразмерная величина, выражается в долях от единицы или в процентах.

Используя эту формулу, можно вычислить массу вещества и раствора:

m (раствора) = m (растворенного в-ва) *100% / w (растворенного в-ва)

m (растворенного в-ва) = m (раствора) *w (растворенного в-ва) /100%

    Вода жидкость как мы отмеряем ее массу?

Вычисляем объем воды, так как взвешивать воду на весах нельзя. Плотность воды при температуре +25°С равна 1 г/мл.

ρ=m / v V= m / х;

Жизнь на Земле зародилась в растворе с массовой долей солей около 1%. Раствор, содержащийся в живом организме и составляющий основу крови, имеет массовую долю соли 0,9%. Все сложные обменные процессы на клеточном уровне протекают в растворах. В повседневной жизни мы с вами используем растворы: поваренной соли, соды и тд..

Сегодня на уроке мы с вами проведем практическую работу по приготовлению раствора с определённой массовой долей растворённого вещества.

    Какова цель нашего урока? (учащиеся самостоятельно формулируют цель практической работы).

Научиться готовить растворы с заданной массовой долей растворенного вещества, уметь использовать следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема жидкости, растворять вещества; производить необходимые расчеты.

    ИНСТРУКТАЖИ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПО ПРОВЕДЕНИЮ П.Р. (Подготовка учащимися рабочего места к практическому занятию).

Учащиеся называют Правила по ТБ.

    Для насыпания твердых веществ следует пользоваться шпателем.

    Нельзя брать реактивы не защищенными руками.

    Перемешивать жидкость в стеклянном стакане следует перемешивать стеклянной палочкой.

    Во время работы со стеклом необходимо быть осторожными, особенно необходимо беречь глаза.

Для работы вам необходимы весы с разновесами. Вспомним строение технохимических весов и правила работы с ними. Приложение №2.

Учащиеся знакомятся с инструкцией по проведению и выполнению практической работы (с.118 учебника).

Каждый учащийся получает свое задание. Приложение №1.

    ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (Оформление в тетради)

Практическая работа №3

Тема: Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества (соли).

Цель : научиться приготовлять растворы с заданной массовой долей растворенного вещества, уметь производить необходимые расчеты.

Оборудование: т ехнические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, склянка под приготовленный раствор.

Реактивы: дистиллированная (кипяченая) вода, сухая поваренная соль, сухая питьевая сода.

Правила техники безопасности: работа с сыпучими веществами;правила взвешивания.

Ход работы

Задание № 1. Проведите расчеты.

Рассчитайте массу вещества и объём воды необходимые, для приготовления раствора ___г. с массовой долей вещества ___%.

Результаты расчетов занесите в таблицу:

Масса раствора

Массовая доля раств. вещества w (%)

Масса вещества

Масса воды

Объем воды

Задание № 2. Взвешивание.

Перед взвешиванием проверьте техническое состояние весов. На чаши весов положите одинаковые кусочки фильтровальной бумаги (на неё будет насыпаться вещество при взвешивании и размещаться разновес) и уравновесьте весы при помощи маленьких кусочков бумаги.

Отвесьте на весах рассчитанную вами навеску соли. На правую чашку весов при помощи пинцета поместите разновес (в соответствии с тем, какую массу должна иметь навеска соли), а на фильтровальную бумагу, лежащую на левой чашке, насыпьте соль. Снова уравновесьте весы, добавляя или убирая небольшие порции соли.

Задание № 3. Приготовление раствора .

Навеску соли перенесите в колбу. При помощи мерного цилиндра отмерьте объём воды, необходимый для приготовления раствора. При отмеривании жидкости глаз наблюдателя должен находиться в одной плоскости с уровнем жидкости, а черта деления - напротив нижнего мениска уровня жидкости. Примерно половину отмеренного объёма воды вылейте в колбу с веществом. Энергичным взбалтыванием добейтесь полного растворения соли. Затем в полученный раствор вылейте остальную воду, после чего раствор взболтайте вновь.

Задание № 4. В отчете опишите последовательность ваших действий. Сделайте вывод.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить темы «Кислород», «Водород» и «Вода. Растворы».

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Учитель подводит итоги урока, оценивает технику работы учащихся, проводит обсуждение выполненной работы.

Наш урок хочу закончить словами М.В.Ломоносова: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».

    РЕФЛЕКСИЯ УРОКА

Самостоятельно проанализировать, чему научились, а над чем еще надо поработать.

Список использованной литературы:

    Рудзитис Г.Е. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.Е. Рудзитис, Ф.Е. Фельдман. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 207 с.: ил.

    Гара Н. Н. Г20 Химия: уроки в 8 классе: пособие для учителя / Н. Н. Гара. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2014. - 127 с. - ISBN 978-5-09-018248-5.

m (вещества)

m (вещества)

Приложение №1.

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

Приложение №2.

Сильванович Марина Сергеевна

Учитель химии

КГУ «Бастомарская средняя школа»

Цель урока: сформировать умение приготавливать раствор заданной концентрации.

— закрепление теоретических знаний о растворах и способах выражения их концентрации;

— совершенствование навыков работы с лабораторным оборудованием и умений решать расчетные задачи на определение концентрации раствора;

— воспитание аккуратности, наблюдательности и культуры безопасного поведения в химическом кабинете.

Оборудование: весы учебные с разновесами, колба коническая, колба мерная цилиндр измерительный, стеклянная палочка, лист бумаги, кристаллическая поваренная соль.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

На прошлых уроках мы с вами говорили, что растворы являются неотъемлемой частью нашей жизни.

— Ребята, вспомним, что такое раствор? (Однородная система, состоящая из частиц растворителя и частиц растворённого вещества.)

— Вспомните, какое значение имеют растворы? (Ответы учащихся: почти все лекарственные вещества действуют на организм в растворенном состоянии, усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор; растворами являются важнейшие физиологические жидкости – кровь, лимфа, клеточный сок растений и т.д.;получение удобрений, металлов и их сплавов, бумаги, парфюмерной продукции протекают в растворах).

Сегодня на уроке мы с вами проведем практическую работу по приготовлению раствора с определённой массовой долей растворённого вещества.

— Какова цель нашего урока? (ребята самостоятельно формулируют цель практической работы).

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с растворами: при приготовлении солений, компотов, при употреблении лекарственных препаратов. Многие профессии связаны с растворами: фармацевт, медсестра, кондитер, учитель химии, лаборант.

Сегодня на уроке мы на практике научимся готовить раствор нужной концентрации.

1. Из каких компонентов состоят растворы? (растворитель, растворимое вещество)

2. Из чего складывается масса раствора? (Масса растворителя и масса растворенного вещества)

3. Что показывает массовая доля растворенного вещества?

4. В 150 г воды растворили 50 г сухого молока. Массовая доля растворенного вещества в растворе равна.

5. Для приготовления 500 г 2 % молочного напитка необходимо взять воды массой.

3. Выполнение практической работы.

— Химик-органик Н.Н. Семенов писал: «Химия – это наука экспериментальная, а не волшебная, и лучше в этой науке быть в безопасности, чем потом сожалеть».

Правила техники безопасности.

При проведении любой практической работы мы с вами должны соблюдать правила техники безопасности.

(Ученики по очереди объясняют всему классу правила ТБ при проведении практической работы).

Помни каждый ученик, Знай, любая кроха, Безопасность – хорошо, А халатность – плохо!

Не спеши хватать пробирку, А инструкцию читай, Убедись, что ты все понял, Вот тогда и начинай!

Чтобы опыт получился, Пользуйся посудой чистой!

Пусть в пробирке пахнет воблой, В колбе будто мармелад, Вещества на вкус не пробуй! Сладко пахнет даже яд!

Практическая работа № 4:

Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества

Цель работы: приготовить раствор с заданной массовой долей растворённого вещества

Оборудование. Технические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка.

Реактивы: поваренная соль — NaCl, дистиллированная (кипяченая) вода – Н2О.

Ход работы:

1. Расчет массы необходимых веществ для приготовления раствора.

* Из предложенных условий выберете один и рассчитайте массы воды и соли.

ВАРИАНТ 1.

Приготовить 25 г 4 %-ного раствора поваренной соли.

ВАРИАНТ 2.

Приготовить 20 г 5 %-ного раствора поваренной соли.

ВАРИАНТ 3.

Приготовить 25 г 2 %-ного раствора поваренной соли.

2. Измерение массы соли и объема воды

* Уравновесить весы с помощью листа бумаги.

* На правую чашку весов установить гирьку, на левую насыпать соль до уравновешивания.

* Высыпать соль в коническую колбу.

* Измерить необходимое количество воды с помощью мерного цилиндра (mH2O=VH2O)

* Перелить воду в коническую колбу.

3. Приготовление раствора

* Перемешайте соль и воду в конической колбе с помощью стеклянной палочки до полного растворения соли.

* Перелейте полученный раствор в мерный цилиндр и измерите объем раствора.

* Приготовленный раствор сдайте учителю.

4. Оформление работы

4. Итог урока, выставление оценок.

5. Домашнее задание.

Цели:

1. Уметь готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, используя следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема жидкости, растворение; производить необходимые расчеты; знать расчетную формулу для определения массовой доли растворенного вещества, правила пользования химической посудой и реактивами.

2. Воспитывать сознательную дисциплину во время практической работы. Развивать диалектическое мировоззрение, воспитывать коммуникативную культуру учащихся, формировать умения организовать работу.

3. Создать условия для развития логического мышления, интеллектуальных умений.

Оборудование: Технические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, склянка под приготовленный раствор.

Реактивы : Н 3 ВO 3 , NaHCO 3 , KMnO 4 – все кристаллические, дистиллированная (кипяченая) вода.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Подготовка к выполнению практической работы.

Правила техники безопасности

Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!
Пользуйтесь чистой и пригодной для работы посудой.

3. Ход работы.

Цель: Закрепить знания по теме «Растворы», развить навыки решения задач на нахождение массовой доли вещества, обращения с химическими реактивами.

Схема движения по модулю

УЭ-1: входной контроль

Цель. Проверить знания и готовность к практической работе.

Работаем в тетради для практических работ.

ЗАДАНИЕ

I вариант

1. Массовая доля – физическая величина, которая измеряется:

а) в литрах;
б) в граммах;
в) в процентах;
г) в молях.

2. Что называют мениском?

(1 балл.)

3. Какова массовая доля (в %) гидроксида калия в растворе, содержащем в 200 г воды 40 г КОН?

а) 16,7;
б) 20;
в) 40;
г) 33,4.

II вариант

1. Массовая доля – физическая величина, которая обозначается:

а) m;
б) w;
в) V;
г) M.

2. Какой мениск даёт вода в стеклянном сосуде?

3. Какова массовая доля (в %) гидроксида калия в растворе, содержащем в 180 г воды 20 г КОН?

а) 16,7;
б) 20;
в) 10;
г) 33,4.

Проверь себя по ответам на доске.
Если ты набрал 0 баллов, то при выполнении УЭ пользуйся тетрадью с конспектами.
Если ты набрал 1 балл, переходи к УЭ-2.
Если ты набрал 2 балла, переходи к УЭ-3.
Если ты набрал 3 балла, переходи к УЭ-4.

Цель. Развить умения подбирать разновесы для отвешивания вещества определенной массы.

Упражнения.

1. Отобрать разновесы для отвешивания 6,25г вещества (5г + 1г + 0,2г +0,05г = 6,25г).

2. Отобрать разновесы для отвешивания 3,64г вещества 2г + 1г + 0,2г + 0.2г + 0,2г + 0,02г + 0,02г

Цель. Развить навыки решения задач на нахождение массы растворенного вещества в растворе.

I вариант

Какую массу гидрокарбоната натрия надо взять, чтобы приготовить раствор массой 20 г с массовой долей соли 2%? Где используют данный раствор?

Ответ: m (NaHCO 3) = 0,4 г. Полученный раствор используют для обработки кожного покрова в случае попадания на него кислоты.

II вариант

Определите массу борной кислоты, необходимую для приготовления 50 г раствора с массовой долей кислоты 0,02. Где применяют данный раствор?

Ответ: m (H 3 BO 3) = 1 г, Раствор борной кислоты используют в медицине как дезинфицирующее средство. В лаборатории он хранится в аптечке для промывания глаз в случае попадания в них щелочи.

Цель. Закрепить практические умения по приготовлению раствора с заданной массовой долей растворенного вещества в растворе.

При ожогах электрическим током накладывают повязку, смоченную 1 % раствором марганцовокислого калия KMnO 4 . Приготовьте 80 г данного раствора.

Цель. Выпарили 150 г 15 % -ного раствора сахара. Сколько сахара осталось в чашке после выпаривания?

Сдайте тетрадь для практических работ учителю. Приведите в порядок свое рабочее место.

Рефлексия

Вернитесь к целям урока. Достигли ли вы их в ходе работы? Оцените свою работу по трем направлениям: «я», «мы», «дело».

Домрачева Нина Павловна

Учитель химии

МБОУ «Новоторъяльская СОШ»

Новоторъяльского района Республики Марий Эл

Паспорт урока

Предмет: химия

Тема урока: Приготовление раствора соли с определенной массовой долей растворенного вещества

Тип урока: практическая работа

Цель: приготовить раствор с заданной массовой долей растворенного вещества путем растворения рассчитанной массы твердого вещества в определенном объеме воды.

Задачи:

1. образовательные:

    закрепить и проверить умения решать задачи прикладного характера на вычисление массы растворенного вещества и объема воды;

    научить учащихся приготавливать растворы веществ, имеющих практическое значение в повседневной жизни.

2.воспитательные:

    воспитывать ответственное отношение к выполнению своей работы, наблюдательность, настойчивость

    воспитывать культуру поведения в мире веществ.

3. развивающие:

    развивать умения переносить знания о растворах в новые условия;

    развивать коммуникативные качества учащихся: способность к сотрудничеству, взаимопомощи, делового общения.

Умения:

    общелабораторные: растворение, взвешивание, работа с мерной посудой;

    организационные: соблюдать правила ТБ, работать по инструкции, оформлять записи, осуществлять самоконтроль, соблюдать аккуратность

Форма организации работы учащихся: индивидуальная, работа в парах, групповая.

Оборудование: медицинские перчатки, технические весы с разновесами, колба, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, тв. гидрокарбонат натрия, борная кислота, сульфат цинка, перманганат калия, таблетки фурацилина, таблетки гидропирита, хлорид натрия.

План урока

    Организационный момент.

    Актуализация.

    Целеполагание

    Выполнение работы

    Рефлексия

    Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент: приветствие, визуальный контроль подготовки учащихся к уроку.

2.Мотивация учебной деятельности:

Ребята, вы любите сказки? И я их очень люблю. А давайте сегодня на уроке побываем в сказке, и не просто будем присутствовать, а будем непосредственными участниками этой сказки, её героями.

Итак, представьте себя на борту красивого белого корабля. Вы на верхней палубе корабля, кругом вода, а впереди…

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С куполами золотыми

И с оконцами резными

У окна царевны лик,

На море она глядит,

И не ест она, не спит,

Грусть, тоска её съедает,

И болезнь одолевает…

Ей поможет эликсир.

Но волшебный эликсир

Он в руках у злой купчихи,

Сватьи бабы Бабарихи,

Что на острове Буяна,

В царстве славного Салтана.

Ребята, нужно помочь царевне. Итак, какова же цель нашего путешествия?

(узнать рецепт волшебного эликсира и приготовить его раствор).

Отправляемся в путешествие за рецептом волшебного напитка.

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах,

Но заветная страна

Очень далеко пока.

На нашем пути 1 препятствие - горбатые киты. Чтобы преодолеть препятствие, вы должны пройти тест (Приложение № 1), самопроверка (правильные ответы на экране), подсчитываем количество правильных ответов и заносим их в маршрутный лист. Первое препятствие прошли.

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах,

И заветная страна

Вот уж, вот, почти видна.

На нашем пути 2 препятствие – морские рифы.- нужно повторить правила по ТБ (Приложение № 2). Работа в паре: по очереди –по 5 правил по ТБ, которые необходимо соблюдать при выполнении практической работы.

Подсчитываем количество правил и заносим их в маршрутный лист. Второе препятствие прошли.

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

И заветная страна

Там в дали уже видна.

На нашем пути 3 препятствие – айсберг, его нужно обойти – решить задачу (Приложение № 3). Задачи под номерами на выбор. Работа в паре. Проверяем решение (решение задач, критерии оценки на экране), ставим оценку и заносим её в маршрутный лист. Двигаемся дальше.

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

И заветная страна

Ближе, ближе к нам она

На нашем пути 4 препятствие – шторм: приготовление раствора (Приложение № 4) Склянку с готовым раствором сдаем учителю или лаборанту, получаем оценку и заносим её в маршрутный лист.

Ребята, где можно использовать приготовленные вами растворы? (В домашних условиях для лечения некоторых заболеваний).

Могут ли эти растворы помочь царевне? (Нет, так как у неё тяжелое заболевание).

Ветер на море гуляет

А кораблик подплывает.

Пушки с пристани палят-

Кораблю пристать велят.

Пристаем к причалу сходу,

А на берегу – народу.

Здесь и баба Бабариха

Отдает листок заветный

В нем рецепт великолепный.

Открываем экран, читаем: приготовить 0,9 % раствор хлорида натрия массой 50 г. Решаем задачу, проверяем её решение у доски, готовим раствор

(2 ученика готовят раствор, класс комментирует каждый этап приготовления раствора).

Ребята, в чем особенность этого «простого» раствора?

Выступление ученицы 10 класса биолого – химического профиля: Называется этот раствор «физиологический» или сокращенно «физраствор». И для человека он имеет большое значение. Хлорид натрия содержится в плазме крови, а также в различных жидкостях организма. Именно он отвечает за давление плазмы и внеклеточной жидкости. При его недостатке в организме возникают спазмы мышц, судорожно сокращается скелетная мускулатура, нарушается работа всех систем организма, в первую очередь, сердечно – сосудистой и нервной. Таким образом, физраствор – незаменимое средство в современной медицине, а его концентрация – залог нашего здоровья и хорошего самочувствия.

Вот такой живительный раствор вы сегодня научились готовить.

Как вы думаете, помогли вы царевне? (ответы учащихся))

Подводим итог нашего урока.

Чему вы научились сегодня на уроке? (Приготовлению раствора с определенной массовой долей растворенного вещества).

Что необходимо знать, чтобы приготовить раствор? (Необходимо взвесить определенную массу твердого вещества, отмерить объем воды и перемешать содержимое до полного растворения твердого вещества).

Где можно использовать приготовленные вами на уроке растворы?

(№1 – для промывания глаз, для примочек;

2 – при ожогах, для полоскания горла;

3 – при простуде и боли в горле – полоскание;

(№4 –глазные капли для лечения конъюнктивита;

5 – раствор фурацилина для лечения ангины;

6 – для промывания ран;

7 – для обработки ран).

Приводим в порядок свое рабочее место. Маршрутные листы сдать учителю.

Домашнее задание: решить задачи на выбор

1. Какова массовая доля в % соли в супе, который вы обычно едите? (чайная ложка вмещает около 10 г. поваренной соли.)

2. При приготовлении рассола для соления огурцов на ведро воды (5л) требуется 600 г. поваренной соли. Вычислите массовую долю вещества в растворе.

3. При некоторых заболеваниях в кровь вводят 0,85% раствор поваренной соли, называемый физиологическим раствором. Вычислите сколько воды и соли нужно взять для получения 5 кг физиологического раствора.

Всем спасибо за работу. Урок закончен.

Приложение

Маршрутный лист

Я верю в тебя и желаю успешной работы

этапы работы

оценка

1. тест

2.правила по технике безопасности

3. решение задачи

4.практическая работа

Приложение № 1 Тест «да-нет»

    Раствор – однородная смесь, состоящая из двух или более компонентов (да)

    Воздух – это смесь газов (да)

    Массовая доля растворенного вещества – это отношение массы растворителя к массе растворенного вещества (нет)

    Растворы могут быть твердые, жидкие, газообразные (да)

    Вода является универсальным растворителем (да)

    Для того, чтобы приготовить раствор серной кислоты, нужно воду тонкой струйкой вливать в кислоту (нет)

    Морская вода является раствором (да)

    Масса раствора – это сумма масс растворителя и растворяемого вещества (да)

    Углекислый газ не растворяется в воде (нет)

    Массовая доля растворенного вещества может быть выражена в процентах (да)

    При нагревании воды растворенные в ней газы улетучивается (да)

    Сахар - это малорастворимое вещество (нет)

Приложение № 2 Правила ТБ.

1.Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием.

2.Пользуйтесь чистой и пригодной для работы посудой.

5. Запрещается оставлять открытыми склянки с жидкостями и банки с сухими веществами.

7. Работать только над столом.

8. Для каждого вещества отдельная ложечка.

9. Разновесы берем пинцетом.

10. Чашки для весов должны быть сухими.

Приложение №3 Задачи. Повтори формулы, необходимые для решения задачи (плотность воды принять равной 1г/л)

    Определите массы воды и борной кислоты, необходимые для приготовления 50г. раствора с массовой долей кислоты 2%. Где применятся данный раствор?

    Какие массы гидрокарбоната натрия и воды нужно взять, чтобы приготовить раствор массой 50г с массовой долей 10%? Где применяется данный раствор?

    Определите массы воды и соды, необходимые для приготовления 150г раствора с массовой долей соды 2% Где используется данный раствор?

    Какие массы сульфата цинка и воды необходимо взять для приготовления раствора массой 100г с массовой долей соли 2,5%.Где можно использовать данный раствор?

    Сколько нужно взять воды и таблеток фурацилина, чтобы приготовить 200г раствора с массовой долей 2%? Где используется данный раствор?

    Сколько нужно взять воды и перманганата калия (марганцовки) для приготовления 100г раствора с массовой долей вещества 2%? Где используется данный раствор?

    Сколько таблеток гидропирита (каждая 0,75г) и воды необходимы для приготовления 100г 3% раствора? Где применяется данный раствор?

Приложение № 4 Инструкция по выполнению работы

1.Отрегулируйте арретиром весы. Взвешиваемое вещество насыпаем на левую чашку весов, разновесы ставим на правую чашку весов.

2. Разновесы брать только пинцетом и при снятии с весов класть в те гнезда футляра, из которых они были взяты.

3. Отвесьте рассчитанное количество вещества и поместите его в стакан или в колбу на 200мл.

4. Отмерьте мерным цилиндром рассчитанный объем воды и вылейте в стакан с веществом.

5. Перемешайте стеклянной палочкой смесь до полного растворения вещества. Раствор готов.

6. В маршрутном листе опишите последовательность ваших действий.

7. Склянку с раствором сдайте учителю или лаборанту. Получите оценку.

Литература

1.Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия 8-9 классы. Методическое пособие- М, Дрофа, 2004.

2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - 10-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2005.

3.Габриелян О.С. Химический эксперимент в школе. 8 класс: учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2005.

4. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия 8 класс –М.: Дрофа, 2005

Выбор редакции
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...