Предрассудки - откуда берутся и как с ними бороться? Воспитание без предрассудков.


Последнее обновление: 29/08/2015

Предрассудки - необоснованные и зачастую негативные суждения о ком или чем-либо. Наиболее характерные признаки предрассудков - это негативные чувства, следование стереотипам и склонность к дискриминации. Определения, которые дают предрассудкам специалисты, могут варьироваться, однако все они подразумевают наличие предубеждений, мешающих нормальному восприятию.

Виды предрассудков

Предубеждения могут основываться на самых разных характеристиках человека - включая его пол, расу, сексуальную ориентацию, национальность, социоэкономический статус или религию.

К числу наиболее известных типов предубеждений относят:

  • расизм;
  • сексизм;
  • гомофобию;
  • национализм;
  • религиозные предубеждения;
  • (дискриминация по возрасту) и т.д.

Предрассудки и стереотипы

Когда дело доходит до предрассудков, в игру нередко вступают стереотипы и дискриминация. В большинстве случаев именно стереотипы становятся источником предубеждений.

Стереотип - упрощенное представление о группе, основанное на полученных ранее знаниях. Они могут быть как положительными («Женщины так милы и привлекательны»), так и отрицательными («Все подростки ленивы!»). Полагаться на них в любом случае опасно: либо это выльется в завышенные ожидания и разочарование, либо приведет к формированию предрассудков и последующей дискриминации.

По мнению психолога Гордона Олпорта, предрассудки и стереотипы - абсолютно нормальный аспект работы человеческого мышления. Чтобы окружающий мир имел для нас смысл, мы просто вынуждены сортировать поступающую информацию.

«Человек мыслит с помощью категорий», - объяснял Олпорт. - «Однажды сформировавшись, эти категории составляют основу предварительных суждений. Мы просто не можем этого избежать. От этого зависит наша повседневная жизнь».

Однако исследователи обнаружили, что когда дело доходит до категоризации информации о других людях, мы склонны преуменьшать различия между теми, кого относим к одной группе, и преувеличивать различия между группами. В ходе одного классического эксперимента участников попросили оценить рост людей, изображённых на фотографиях. Кроме того, им сказали:

«В этой брошюре мужчины и женщины одного роста. Мы специально подбирали пары так, чтобы совпадал их рост. То есть, для каждой женщины в брошюре вы найдете мужчину с соответствующим ростом. Поэтому старайтесь изучать фотографии как можно более обстоятельно; попытайтесь рассматривать каждый случай индивидуально, не обращая при этом внимание на пол участников».

В дополнение к подробной инструкции организаторы пообещали приз в $50 тому, кто наиболее точно подберет пары. Несмотря на просьбу не обращать внимания на пол, участники поддались стереотипу о том, что все мужчины хоть немного, но выше женщин. Из-за своей уверенности в этом они не смогли избавиться от уже существующих в их головах категорий и правильно разбить людей на фотографиях на пары.

Помимо этого, исследователи обнаружили, что противоположную группу участники были склонны считать более однородной - это явление учёные назвали эффектом гомогенности аутгруппы («чужой» группы). Ощущение того, что все члены другой группы похожи относится ко всем, независимо от фактора, выступающего основой для категоризации - будь то раса (для нас все азиаты похожи, не так ли?), национальность, религия, возраст или любой другой фактор.

Как побороть предрассудки?

Прежде всего, следует обращать внимание на причины, по которым у вас или у кого-то другого появились предрассудки. Кроме того, исследователи выделяют и другие способы борьбы с необоснованным негативом, застилающим нам глаза. Нужно учиться с пониманием и уважением относиться к членам других групп. Представляйте себя в подобной ситуации, ставьте себя на место того, кого не понимаете: однажды попробовав представить свою реакцию, человек начинает с большим вниманием относиться к мыслям и поступкам другого.

Предрассудки, стереотипы, дискриминация, расизм, сексизм - эти термины часто пересекаются. Прежде чем разбираться, что же такое предрассудки, давайте определимся в терминах. Каждый из приведенных терминов предполагает негативную оценку какой-либо группы. Это и составляет суть предрассудка - неоправданно негативная установка по отношению к группе и ее отдельным членам. Предрассудок - это заведомое осуждение; он внушает нам предубеждение против человека исключительно на основании его идентификации с некой группой.

Предрассудок - это установка, а установка, в свою очередь,- это определенное сочетание чувств, убеждений и склонности действовать так или иначе. Людям с предрассудками не нравятся те, кто не похож на них самих; они ведут себя в дискриминационной манере, убежденные в том, что те, другие, невежественны и опасны и т. п.

Негативные оценки, отличающие предрассудок, могут проистекать из эмоциональных ассоциаций, из потребности оправдать поведение или из негативных убеждений, называемых стереотипами. Следовать стереотипу - значит обобщать: англичане скрытные; американцы общительные; профессора - чудаки. (Dion, 1987; Dion & Cota, 1991; Dion & Schuller, 1991). В подобных обобщениях может содержаться зерно правды: люди на самом деле разные.

Проблемы со стереотипами возникают тогда, когда они слишком обобщенные или явно неверные. Говорить, что большинство клиентов службы благотворительного социального обеспечения составляют афро-американцы, - значит обобщать, потому что это не так. Другая проблема возникает в тех случаях, когда люди приписывают негативно оцениваемые различия свойствам расы, игнорируя при этом неблагоприятные социальные воздействия.

Люди могут отмечать, что расовая принадлежность коррелирует с преступностью, но не видеть, что в основе этого лежит такой разрушительный фактор, как бедность. Стоит исключить влияние бедности (например, сравнить темнокожих и белых американцев, принадлежащих к среднему социальному классу), и, как правило, расовые различия исчезают (Coontz, 1992; Schaller & O"Brien, 1992). Насилие сравнимо с туберкулезом, который случается чаще среди афро-американцев, но сам по себе не имеет никакого отношения к расе (Eron & others, 1997). Скорее и преступность и туберкулез происходят от бедности и ассоциируются с обветшалым жилищем и плохим здоровьем. Богатые чернокожие не входят в группу риска потенциальных туберкулезников, а бедные белые входят.

Предрассудок - это негативная установка; дискриминация - это негативное поведение. В основе дискриминирующего поведения часто, но не всегда, лежат установки предвзятости (Dovidio & others, 1996). Как подчеркивалось в предыдущих главах, установки и поведение часто переплетены и взаимообусловлены. Отчасти вследствие этого наше поведение говорит о большем, чем наши внутренние убеждения. Установки, обусловленные предрассудками, не обязательно приводят к враждебным действиям, и не все проявления угнетения проистекают из предрассудков. Расизм и сексизм представляют собой институционализированное применение дискриминации, включая и те случаи, когда нет никаких предрассудков.

Если бы практика собеседования при приеме на работу во всех сферах бизнеса, где заняты представители белой расы, имела результатом отсеивание темнокожих претендентов, эта практика могла бы быть названа расистской, даже если бы наниматель исходил из совершенно иных соображений. В этой главе мы исследуем причины и следствия установок предвзятости. Помня о том, что расистская и сексистская политика не обязательно предполагают наличие подобных установок, рассмотрение вопросов расизма и сексизма в их институционализированных формах я оставляю социологам и политологам.

Если спросить любого из нас есть ли у нас предрассудки, то, наверное, девять из десяти ответят, что нет. Для образованных и интеллигентных людей, каковыми мы все себя считаем, иметь предрассудки – это почти моветон. Но если разобраться, то только у одного из десяти их нет.

Предрассудки, стереотипы, предубеждения – это чужие суждения, которые сложились в обществе задолго до нашего рождения, но которым мы почему-то безоговорочно верим. Даже не то, чтобы верим, а просто не считаем нужным их проверять. Буквально, предрассудок – это мнение, которое предшествовало рассудку, т.е. сложилось без рассуждения, без логического размышления. Оно основано на неточном или искаженном знании о чем-либо и часто принимается нами на веру со слов других людей. Предрассудки не имеют фактического подтверждения, часто не соответствуют действительности, а иногда и вообще недоказуемы. Например, «всем мужчинам нужно только одно», «все блондинки – глупы и легкомысленны», «секретарша обязательно спит с шефом», «ревнует – значит, любит», «женщина за рулем – потенциальный преступник», «все русские – пьяницы», «все хохлы жадные». Ну, как тут проверишь достоверность! И этот список можно продолжать очень долго, а если в реальной жизни мы сталкивается с обратными примерами, то считаем это скорее исключением из правил. А имя этим правилам – предрассудки!

«Дома новы, но предрассудки, стары… не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары» еще в 19 веке писал А.С. Грибоедов в комедии «Горе о т ума». Так почему же предрассудки так живучи? Во-первых, потому что на первый взгляд они выглядят очень правдоподобно. Во-вторых, потому что эти суждения мы слышим в своей жизни не один раз и начинаем воспринимать их почти как народную мудрость или традицию, даже не задумываясь о том, что послужило причиной появления на свет того или иного стереотипа. Люди с предрассудками обычно не могут привести логичные аргументы в защиту своих предубеждений. Их аргументы, как правило, таковы: "так принято", " так было испокон веков ", "все так делают", «не нами это придумано – не нам это и менять» и т.п.

Чего стоит одно только укоренившееся «испокон веков» утверждение, что «порядочная девушка до двадцати пяти лет обязательно должна выйти замуж!» И начинается: «Подружки замужем давно, а мне (о, ужас) уже двадцать четыре года, а я все в девках сижу!» И чтобы не быть хуже других – выходит замуж за того, кто первым сделает предложение, лишь бы успеть до двадцати пяти. Спустя какое-то время понимает, что оно того не стоило, но на руках уже ребенок. Ей бы взять, да и развестись с нелюбимым или недостойным мужем, но тут на пути как стена встает следующий предрассудок «женщине с ребёнком практически невозможно выйти замуж, да и кому нужны чужие дети, а разведенная женщина – это уже неприлично». Вот так всю жизнь и живет, обрастая новыми предрассудками и передавая их по наследству своим детям.

Снобизм – еще одна причина возникновения предрассудков. Люди, привыкшие считать себя лучше какой-либо определенной социальной группы, порождают массу неискоренимых предубеждений. У таких людей появляется предвзятое отношение к людям из определенных социальных слоев. Избавиться от такого подхода, можно только познакомившись и узнав поближе представителей столь презираемой социальной группы. Именно снобизм дает начало такому опасному предрассудку как расизм (предубеждения по отношению к этническим и расовым группам).

В нашем современном мире мощным генератором предрассудков стали производители различных товаров массового потребления в союзе с маркетологами, которые с помощью СМИ задают нам определенную систему материальных (а иногда и духовных) ценностей. Если ты принадлежишь к определенной социальной группе или занимаешь соответствующую должность, то уж, будь добр, соответствуй! И чтобы не уронить себя на этой ярмарке тщеславия люди поступаются собственными вкусами, привычками и тратят огромные деньги на то, без чего спокойно могли бы обойтись.

Чем же опасны предрассудки и можно ли им противостоять? Во-первых, наличие у человека предрассудка искажает процесс восприятия людей или фактов. Такой человек воспринимает окружающую действительность необъективно и предвзято – он видит только то, что хочет видеть и только так, как ему хочется. В результате он принимает неправильные или неадекватные решения. Во-вторых, у такого человека невольно возникает страх перед людьми или явлениями в отношении которых он испытывает предубеждения. Предрассудки и предубеждения формируют в людях комплексы, которые мешают им в жизни. Сами того не замечая, люди становятся рабами своих предрассудков и противостоять им очень трудно.

Предрассудки мешают нам воспринимать жизнь во всем ее многообразии. Поэтому давайте разберемся в себе, покончим с собственными предубеждениями и освободимся от предрассудков. Я, например, (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить) не верю в предрассудки!

Имя Николая Николаевича Раевского, генерала и героя войны 1812 года, навеки вписано в русскую ратную историю. Но не только. Это имя, и эта фамилия навсегда соединились с драгоценным именем Пушкина.

Поэта с семейством Раевских связывало многое. Хорошо известна его увлеченность и поэтическая влюблённость в дочерей Екатерину и Марию. По-дружески поэт был близок с сыновьями: Александром и Николаем. Как ни странно, но добрые и товарищеские отношения сложились у молодого поэта с главой семейства, который был старше Пушкина почти на тридцать лет. Нам захотелось увидеть эти отношения с неожиданной стороны, тем взглядом, который определен нами в названии.

О своем пребывании на юге с семейством Раевских ссыльный Пушкин написал брату: «Мой друг, счастливейшие минуты жизни моей провел я посереди семейства почтенного Раевского. Я не видел в нем героя, славу русского войска, я в нем любил человека с ясным умом, с простой, прекрасной душою; снисходительного, попечительного друга, всегда милого, ласкового хозяина. Свидетель Екатерининского века, памятник 12 года; человек без предрассудков, с сильным характером и чувствительный, он невольно привяжет к себе всякого, кто только достоин понимать и ценить его высокие качества». Отметим, насколько важны для поэта естественные человеческие качества: «я в нем любил человека», и насколько необходимы и ценимы поэтом свойства, казалось бы, несходные: «с сильным характером и чувствительный». Но, нас в этой характеристике генерала Николая Николаевича Раевского заинтересовало выражение: «человек без предрассудков». Какое значение оно могло иметь у Пушкина.

Первое, на что мы хотели бы указать: именитый и прославленный генерал пренебрег светской рассудительностью и взял с собой (его сопровождали сын Николай и две дочери, Софья и Мария) в путешествие молодого и опального вольнодумца-поэта, отличавшегося горячим нравом и несколько эксцентричным поведением, а также, порой, необычным внешним видом. Как свидетельствовал Иван Пущин, поэт выехал на юг в красной русской рубашке и белой поярковой шляпе. В Екатеринаславле Пушкин, лишь однажды представившись губернатору и начальнику Инзову, проводил время, гуляя по лесу и катаясь на лодке, но, выкупавшись в Днепре, заболел горячкой. Генерал Раевский заехал в Екатеринославль по просьбе сына Николая, желавшего навестить Пушкина; они застали его больным. Сам генерал просит Инзова разрешить Пушкину для лечения ехать вместе с его семейством, и в дороге семейный врач потчует поэта лекарствами.

Раевский был хорошо образован, знал несколько европейских языков, его библиотека составляла четыре тысячи книг. По словам П.И.Бартенева, Раевский был «настоящий русский человек, любил русскую речь, по собственной охоте знаком был с нашей словесностью, знал и ценил простой народ, сближался с ним в военном быту и в своих поместьях, где, между прочим, любил заниматься садоводством и домашней медициной». Как и Пушкин, биограф отмечает, прежде всего, человеческие достоинства генерала. Они оба, молодой Пушкин и пятидесятилетний генерал могли быть друг другу интересными собеседниками. Бартенев отмечает, что от Раевского поэт узнал многое о XVIII веке, о Екатерине II, о военных походах, войне 1812 года.

Приглашение быть «посереди семейства», полученное Пушкиным-изгнанником в столь неопределенное и нелегкое для него время, вся прелесть и очарование от большого и дружного семейства Раевских навсегда сделали Пушкина благодарным и преданным всему семейству. Об этом в своих записках пишет Мария Николаевна Раевская: «мой отец приютил его в то время, когда он был преследуем императором Александром I за стихотворения, считавшиеся революционными. Отец принял участие в бедном молодом человеке, одаренном таким громадным талантом, и взял его с собой, когда мы ездили на Кавказские воды, так как здоровье его было сильно расшатано. Пушкин этого никогда не забыл; он был связан дружбою с моими братьями и ко всем нам питал чувство глубокой преданности». Известен факт, что по просьбе Раевского-отца Пушкин написал эпитафию на смерть первенца Марии Николаевны, Николеньки:

В сияньи, в радостном покое,
У трона Вечного Отца,
С улыбкой он глядит в изгнание земное,
Благословляет мать и молит за отца...».

Также известен факт, что после смерти генерала, его супруга, София Алексеевна (внучка М.В.Ломоносова), оказавшись без пенсиона, без средств, с расстроенными делами и долгами, обратилась к Пушкину с просьбой ходатайствовать перед императором об оказании ей помощи. И Пушкин, почитая это дело своим «священным долгом», обращается с письмом к Бенкендорфу. Письмо написано 18 января 1830 года, прошло четыре месяца, как арестован по доносу Николай Раевский-сын за его связи с высланными на Кавказ декабристами. Приводим это письмо (в переводе с французского), чтобы увидеть столь замечательный пример обращения поэта к важному чиновнику, написанном искренно на языке сердечной дипломатии:
«…Узами дружбы и благодарности связан я с семейством, которое ныне находится в очень несчастном положении: вдова генерала Раевского обратилась ко мне с просьбою замолвить за нее слово перед теми, кто может донести ее голос до царского престола. То, что ее выбор пал на меня, само по себе уже свидетельствует до какой степени она лишена друзей, всяких надежд и помощи. Половина семейства находится в изгнании, другая – накануне полного разорения. Доходов едва хватает на уплату процентов по громадному долгу. Госпожа Раевская ходатайствует о назначении ей пенсии в размере полного жалования покойного мужа, с тем, чтобы эта пенсия перешла дочерям в случае ее смерти. Этого будет достаточно, чтобы спасти ее от нищеты. Прибегая к Вашему превосходительству я надеюсь судьбой вдовы героя 1812 года – великого человека, жизнь которого была столь блестяща, а кончина так печальна, - заинтересовать скорее воина, чем министра, и доброго, отзывчивого человека скорее, чем государственного мужа…». Просьба была удовлетворена, и вдова героя Отечественной войны получила довольно значительную пенсию в размере двенадцати тысяч рублей в год золотом.

Другое обстоятельство, в котором, на наш взгляд, Раевский показал себя человеком «без предрассудков», объективным и независимым, нежелающим пользоваться незаслуженной им славой, связано с поступком генерала в бою под Салтановкой. Когда он, как приписала ему народная слава, в решительный момент повел в атаку Смоленский полк, взяв за руки двух своих несовершеннолетних отроков. Сам Раевский эту красивую и символическую историю отрицал. По воспоминаниям поэта Константина Батюшкова, адъютанта генерала, на его слова: «Но, помилуйте, ваше высокопревосходительство, не вы ли, взяв за руку детей ваших и знамя, пошли на мост, повторяя: вперёд, ребята; я и дети мои откроем вам путь к славе, или что-то тому подобное, Раевский засмеялся. «Я никогда так не говорю витиевато, ты сам знаешь. Правда, я был впереди. Солдаты пятились, я ободрял их. Со мною были адъютанты, ординарцы. По левую сторону всех перебило и переранило, на мне остановилась картечь. Но детей моих не было в эту минуту. Младший сын сбирал в лесу ягоды (он был тогда сущий ребёнок, и пуля ему прострелила панталоны); вот и всё тут, весь анекдот сочинён в Петербурге. Твой приятель (Жуковский) воспел в стихах. Гравёры, журналисты, нувеллисты воспользовались удобным случаем, и я пожалован римлянином». Вскоре, после сражения, Раевский написал к сестре своей супруги: “Сын мой, Александр, выказал себя молодцом, а Николай даже во время самого сильного огня беспрестанно шутил; этому пуля прорвала брюки; оба сына повышены чином”. Вспомним также описание Дениса Давыдова: «После сего дела я своими глазами видел всю грудь и правую ногу Раевского... почерневшими от картечных контузий. Он о том не говорил никому, и знала о том одна малая часть из тех, кои пользовались его особою благосклонностию».

Интересно, что Пушкин в 1830 году откликнулся на «Некрологию генерала от кавалерии Н.Н. Раевского», автором которой был Михаил Орлов, женатый на дочери генерала Екатерине. Поэт посетовал на «непонятное упущение со стороны неизвестного некролога: он не упомянул о двух отроках, приведённых отцом на поля сражений в кровавом 1812-м году!.. Отечество того не забыло”. Поэт, как и Михаил Орлов, знал подлинные факты боя при Салтановке, но считал необходимым сказать «о двух отроках, приведённых отцом на поля сражений». Так как оба сына были в армии при отце, а Александр был участником этого боя. К тому же, как можно предположить, для Пушкина данная история-легенда, ставшая народной и показывающая русский народный патриотизм, имела все права на существование, как реальный исторический факт.

Человек, столь независимый, в том числе от мнений людей, наделенных властью, к тому же, по словам Пушкина «насмешливый и желчный», Раевский неминуемо должен был оказаться когда-то у власти в немилости. Будучи полковником (этот чин он получил в двадцать лет) и, командуя Нижегородским драгунским полком, Раевский был по доносу исключен из службы Павлом I и уволен в отставку. Возможно, здесь сказалось родство Раевского с некогда всесильным Григорием Потемкиным. По предложению Александра, нового императора, Раевский вернулся в армию с чином генерал-майора, но по прошествии полугода он сам увольняется, сославшись на расстроенные дела.

Через пять лет, в 1807 году, Раевский возвращается на службу и участвует в заграничных походах, в войнах со Швецией и Турцией. Такие повороты в судьбе военного человека не были исключительны. И все же были военные, которые искали милостей у царя, служили ради должностей и желали официальных почестей. Но были и другие, и среди них Раевский, находившийся вдалеке от политики и придворного окружения. Сам он сказал: «Я век мой жил и служил без интриг, «без милостивцев», ни к каким партиям не приставал и не отставал ни от кого своих товарищей». Известно, по семейному преданию, что Раевский отказался от графского титула, предложенного ему Александром I. Приведем слова Алексея Петровича Ермолова, родственника и товарища Раевского, наиболее близкого ему по духу человека и военноначальника, из его «Записок», где он высказывается об окружении Кутузова, когда армия находилась в Тарутино: «Уменьшившиеся мои занятия заставили меня повторить рапорт мой об удалении от должности, но без успеха; итак, остался я принадлежать главной квартире, свидетелем чванства разных лиц, возникающей знатности, интриг, пронырства и происков». Ермолов недоволен поведением людей, которых Пушкин назвал «аристокрация породы и богатства», и которые, как пишет поэт, «на целые поколения, на целые столетия налагают свой образ мыслей, свои страсти, свои предрассудки».

У Пушкина использование слова предрассудок имеет ряд смысловых оттенков и особенностей, мы не будем на них останавливаться. Как правило, слово это имеет всё тот же общеупотребительный характер, связанный с его основным определением: предрассудок – это ложный, но укоренившийся взгляд на что-нибудь. К примеру: Маша Троекурова в романе «Дубровский» не обращает внимания на молодого француза, «воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового…». Германн, из повести «Пиковая дама», «имея мало истинной веры, он имел множество предрассудков. Он верил, что мертвая графиня могла иметь вредное влияние на его жизнь, - и решился явиться на ее похороны, чтобы испросить у ней прощения». А вот в «Евгении Онегине» это слово употребляется с положительным значением:

Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами – себя.

«В нашем быту – пишет Даль в своем Словаре - господствуют гибельные предрассудки светского приличия, а в народе - предрассудки суеверия. Мы - невольники общественных предрассудков». Именно общественные предрассудки «светского приличия» имел в виду Пушкин, говоря о Раевском.

Но, хотели бы мы добавить: следовать предрассудкам своей социальной группы, своему сословию оказывается делом выгодным, и эти предрассудки, хоть они и ложные, способны дать человеку определенные преимущества перед другими. А потому человек без предрассудков – это человек, не желающий и не могущий лгать и превозносить себя выше других, способный объективно и правильно оценивать себя и других, своё время, а также времена исторические.

Несколько последних лет были для Раевского тяжелыми. По делу о 14 декабря арестовали сыновей: (они были выпущены с «очистительным аттестатом»). Два его зятя: С. Г. Волконский и М. Ф. Орлов также подверглись аресту, первого отправили на каторгу в Сибирь, второй навсегда был уволен из армии и отправлен в деревню под надзор полиции. Дочь Мария без разрешения родителя уехала к мужу в Сибирь. Пришлось хлопотать за Александра – он был наказан за резкую выходку перед графиней Елизаветой Воронцовой – и безуспешно. «Ни единого ропота, ни единого злобного слова не вырвалось из уст его; ни единым вздохом, ни единым стенанием не порадовал он честолюбивую посредственность, всегда готовую наслаждаться страданием человека, по мере его достоинства. Испытание ужасное! Несколько лет продолжалось оно неослабно...» - написал Денис Давыдов.

Скончался Николай Николаевич Раевский 16 (28) сентября 1829 года в селе Болтышка Чигиринского уезда Киевской губернии в возрасте 58 лет. Похоронен он в фамильной усыпальнице в селе Разумовка. На его надгробной плите начертаны слова:

"Он был в Смоленске щит,
В Париже меч России".

предрассудок

предрассудка, м. Ложный взгляд на что-н., превратившийся в привычку. Буржуазный предрассудок Бороться с религиозными предрассудками. Дома новы, да предрассудки стары,... не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары. Грибоедов. человек без предрассудков (ирон.) - перен. человек, не знающий моральных стеснений, ни перед чем не останавливающийся, считающий честность предрассудком.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

предрассудок

Дка, м. Ставший привычным ложный, суеверный взгляд на что-н. Укоренившийся п. Дома новы, но предрассудки стары (книжн.).

прил. предрассудочный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

предрассудок

м. Ставший привычным ложный взгляд на что-л.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

предрассудок

буквально - мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления; иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания - суеверия, предубеждения; неблагоприятная социальная установка к какому-либо явлению; не основанные на критически проверенном опыте, стереотипные и эмоционально окрашенные, они весьма устойчивы. Особенно живучи национальные и расовые предубеждения.

Предрассудок

буквально ≈ мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления. П. называются иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания ≈ суеверия, связанные с религией, и предубеждения. Предубеждение ≈ это неблагоприятная социальная установка к какому-либо явлению; не основанное на критически проверенном опыте, стереотипное и эмоционально окрашенное, оно тем не менее весьма устойчиво и плохо поддаётся изменению под влиянием рациональной информации. Особенно живучи национальные и расовые предубеждения. Предубеждения существуют и в др. сферах общественной психологии.

Как всякий социально-психологический стереотип, этнические предубеждения имеют двоякие корни ≈ социально-экономические и психологические. Этнические предубеждения, чувства расовой и национальной вражды коренятся в объективных условиях жизни общества, ставящих людей во враждебные отношения друг к другу. Недоверие и подозрительность к «чужаку» заложены уже в этноцентризме первобытного мышления, кругозор которого по необходимости ограничен рамками своего собственного рода и племени. «Мы» определяется через соотнесение и противопоставление каким-то другим ≈ «Они». С развитием обмена, межплеменного общения представления людей о др. этнических общностях усложняются, однако содержание и эмоциональная окраска этих представлений всегда отражают конкретную историю взаимоотношений соответствующих групп. Нейтральные или дружественные отношения порождают нейтральные или положительные стереотипы; зависимая, подчинённая группа с более низким уровнем цивилизации вызывает к себе снисходительно-пренебрежительное отношение, наделяется чертами детской наивности и интеллектуальной неполноценности (типичный образ «туземца» в колониальном фольклоре 19 в.); группа-конкурент, напротив, воспринимается как враждебная и опасная, её представители наделяются чертами агрессивности, коварства, моральной ненадёжности. Соответствующие стереотипы прочно закрепляются в массовом сознании и освящаются религией. В условиях классово антагонистического общества этнические предубеждения не только стихийно вырастают из недр массовой психологии как специфическая, хотя и искажённая форма символизации социальных конфликтов, но и сознательно распространяются и пропагандируются реакционными классами в целях разобщения трудящихся, отвлечения их внимания от коренных социальных проблем. Поэтому необходимые предпосылки ликвидации всех национальных и расовых предубеждений ≈ уничтожение классов и эксплуатации человека человеком, широкая воспитательная работа в условиях социалистического общества.

Однако предубеждения ≈ не только социальный, но и психологический феномен. Один и тот же по своему объективному содержанию стереотип в одном случае является просто средством приспособления к социальной ситуации (например, расистские установки в обществе, в котором расовое неравенство является нормой), а в другом ≈ защитным механизмом личности, которая проецирует на «чужака» свои собственные неосознаваемые качества. Психологическая трактовка национальных и иных предубеждений, если она претендует заменить социально-историческую, классовый анализ, реакционна и несостоятельна. Однако изучение диалектики когнитивных (познавательных), эмоциональных и волевых компонентов предубеждения или соотношения социальной установки и реального поведения имеет важное значение для выработки эффективных способов воспитания.

Википедия

Предрассудок

Предрассудок буквально - мнение, предшествующее рассудку, усвоенное не критически, без размышления. Это иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания - суеверия и предубеждения.

Предрассудок - взгляды и мнения, основанные на неточном или искаженном знании, чаще всего принимаемые на веру со слов других людей (См. Пралогическое мышление).

Предрассудок отличается от рассудка, являющегося ступенью логического мышления, основанного на достоверных фактах, с учётом реальных условий, исключающего искажение действительности, и связывающего суждения и понятия последовательно, непротиворечиво и обоснованно.

Примеры употребления слова предрассудок в литературе.

Нужно было создать учение, понятное широким слоям населения, а не только узкому кругу профессионалов, свободное от религиозных предрассудков и, вместе с тем, создающее иллюзию приобщенности к высотам науки, освященное авторитетом науки.

Ох уж эта анахроническая юбка, - буркнул долговязый священник в дверях, по-прежнему являя собой жертву предрассудков , требующих, чтобы особа духовного сана ездила только на трехколесном велосипеде и только в черном.

В нашем обществе возник определенный вакуум в духовной жизни, который быстро заполняется извращенными представлениями, примитивными предрассудками , антинаучными и псевдонаучными идеями.

Германты не антисемиты, но, как всякий ярый сторонник каких-либо взглядов, он предпочитал объяс нять противоположную позицию, занимаемую другими, предвзятостью мысли, предрассудком , с которым нель зя бороться, а не воззреньями, против которых можно спорить.

Для обоснования этих обвинений в разные периоды истории антисемитизм стремился использовать любую религию, любые националистические предрассудки .

Но никто, даже и ныне, не может безнаказанно оскорблять дорогие нам предрассудки !

И точно так же будут трудиться на земле люди, когда все монастыри исчезнут с лица земли, ибо солнце Истины уничтожит гнилой туман веры, Демокор ненавидел религию, считая ее гасительницей разума, неустанно и безбоязненно утверждая, что она не что иное, как систематизированные предрассудки , болезненный бред дремлющего ума, беспочвенная фантазия, созданная теми, кто обезумел от страха перед смертью и, пожалуй, перед жизнью тоже.

В действительности он превращает эти идеи в предмет личной заинтересованности, искажает их своими предрассудками и страстями и не способен рассматривать их беспристрастно, не способен различать пределы их действия или оценивать отношение к ним других, отличных и противоположных идей, а также признавать равное право последних на существование.

А когда одна молодая особа, прилично одетая и с комсомольским значком на груди, прочитав билетик, нежно этак прижала его к груди, товарищ Пуповкин плюнул с досады: -- Сорок лет боремся с предрассудками и мистикой, и вот тебе!

Когда проклятие такого рода постигало какую-нибудь касту во времена браминского владычества, убийство члена этой касты становилось заслугой, и несчастные, на которых тяготел гражданский закон и религиозный предрассудок , не имея никаких средств укрыться от избиения массами, вынуждены были скрываться в чаще девственных лесов Малабарского берега.

Та область, в которую мы вступили, буквально на каждом шагу заминирована жестокими, взрывоопасными предрассудками бытового уровня.

Такова просветительская тенденция: борьба Вивекананды с оккультизмом, равно как и с традиционными предрассудками и суевериями, высокая оценка роли наук, светского образования.

В соответствии с новыми политическими и идеологическими веяниями и в канцеляриях военно-морского ведомства, и в корабельных кают-компаниях, и в служебных взаимоотношениях тон стали задавать такие офицеры, для которых завещанное шестидесятыми годами гуманное отношение к матросу было ненавистно - и по сословно-кастовым предрассудкам и потому еще, что оно требовало от них неустанного воспитательского труда.

Значительным препятствием в развитии действительного познания служат предрассудки , вжившиеся, закоренелые, или даже врожденные представления и фикции, которые способствуют тому, что мир в нашем сознании отражается не полностью адекватно.

Слова эти относятся не только к Гамсахурдиа, но и к сегодняшним национальным лидерам, цинично играющим судьбами людей, спекулирующим на предрассудках и заблуждениях народов -- на национальной идее.

Выбор редакции
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...