Причины и условия индивидуального преступного поведения криминология. Криминальное поведение: виды, формы, ситуации и причины


Совершение преступления свидетельствует о внешне выраженном акте человеческого поведения, который причинил ущерб объекту посягательства или поставил его под угрозу причинения вреда. Однако криминологов, изучающих причины преступности, интересует не только указанный акт сам по себе, но в большей степени предшествующие ему обстоятельства, приведшие к возникновению мотивов преступления, постановки целей, выбору средств, принятию решений и т.д. Эти обстоятельства в процессе их формирования не образуют состава преступления как завершённого акта, но их можно рассматривать как основные составляющие механизма преступного поведения.

Под этим термином следует понимать определенную последовательность развития преступных действий: возникновение преступных намерений, принятие решения совершить преступление, планирование своих поступков. В нем участвуют психические компоненты и состояния личности (интеллект, воля, предвидение, эмоции и т.д.).

Механизм умышленного преступления обычно включает три основных звена: мотивацию преступления; планирование преступных действий; их реализацию. Преступления, совершенные в состоянии аффекта, обычно не содержат стадии планирования. В неосторожных преступлениях нередко отсутствует стадия мотивации.

Механизм преступного поведения тесно связан с личностью преступника. Он не может существовать в отрыве от личности, потому, что все психические процессы, из которых складывается этот механизм, являются процессами, происходящими в самой личности, организме, мозге человека. Личность не только осуществляет мотивацию, планирование и исполнение задуманного, но также предвидит возможный результат своих действий. Исходя из этого, можно сказать, что под причинами преступного поведения следует понимать определенные процессы и явления (психофизиологические и психологические), проходившие в сознании человека и породившие его антиобщественные взгляды и настроения.

Вместе с тем механизм преступного поведения тесно связан с окружающей внешней средой. Мотивы его поступка рождаются на основе внутренних и внешних влияний, во взаимодействии интересов человека с особенностями переживаемой им жизненной ситуации. А исполнение преступления затрагивает эту среду самым непосредственным образом. Следовательно, в данном случае речь идет об условиях преступного поведения , под которыми следует понимать обстоятельства, находящиеся:

- В среде, формирующей дисгармонию или деформацию потребностей, интересов, ценностных ориентаций конкретной личности, которые становятся основой криминогенной мотивации;

- В ситуациях, в которых находится личность в процессе формирования, жизнедеятельности и непосредственно в процессе совершения преступления и которые способствуют возникновению и реализации криминогенной мотивации.



Механизм предумышленного преступления как наиболее полный включает три основных звена: 1) мотивацию преступного поведения; 2) планирование преступных действий; 3) исполнение преступления и наступление общественно опасных последствий.

Мотивация - ключевой элемент (звено) в механизме преступного поведения. Некоторые авторы, например, В.Д. Филимонов, считает, что мотивация "это процесс определения личностью характера и направленности поведения, процесс формирования его мотива. Мотив же является результатом этого процесса" .

Мотивация формируется под воздействием внешних и внутренних побудительных стимулов, которые вызывают необходимость совершения того или иного поступка. Стимулами могут быть такие психические элементы человеческой личности, как потребности, влечения, эмоции, интересы, ценностные ориентации.

Главную роль, с точки зрения В.Н. Кудрявцева, в формировании мотивов преступного поведения играют потребности. Потребности человека отражают его зависимость от внешнего мира, нужду в чём-либо. В большинстве случаев источником мотивации преступного поведения являются потребности материальные, потребности в социальном общении (самоутверждение) и сексуальные потребности. При этом надо заметить, что каждый вид потребности может иметь разную степень интенсивности и разную направленность. Например, в материальных потребностях различают четыре разновидности:

1. Потребности жизненно необходимые, без удовлетворения которых человек может погибнуть (пища, одежда, безопасность, продолжение рода, жилище и т.п.);



2. Потребности нормальной интенсивности, характерные для данного общества или его преобладающей части, удовлетворение которых полезно и приятно, но отказ в их удовлетворении, как правило, может быть перенесен без трагических последствий (социальное общение, знания и др.);

3. Гипертрофированные (завышенные) потребности, удовлетворение которых для всех граждан общество пока не обеспечивает;

4. Извращенные потребности, противоречащие интересам общества и развитию личности (алкоголь, наркотики, азартные игры и т.п.).

Формирование материальных потребностей тесно связано с условиями жизни людей и социально-экономической природой общественного строя. Как только рамки легальных возможностей для удовлетворения жизненно необходимых потребностей и потребностей нормальной интенсификации сужаются, мы наблюдаем высокий уровень преступности. При этом резко увеличивается доля краж, грабежей, мошенничества и других «общедоступных» для большинства людей преступлений.

Однако корыстные мотивы порождаются и гипертрофированными (завышенными) и извращенными потребностями. Стремление к сверхдоходам ведет к крупным хищениям, финансовым махинациям, нарушению таможенного, налогового законодательства, к убийствам по найму. Пьянство, употребление наркотиков порождает не только агрессивную, но и корыстную мотивацию.

Человеческая потребность, для того, чтобы породить мотив поведения, в том числе и преступного, должна актуализироваться, т.е. превратиться из скрытой, пассивной формы в активную. Стремление немедленно или быстро удовлетворить эту потребность возникает, как правило, под воздействием каких-либо внешних обстоятельств.

Потребности в социальном общении (самоутверждение, сохранение или повышение престижа или статуса, превосходство над окружающими) нередко ведут к формированию мотивов агрессивного характера (ненависть, месть, обида, ревность и др.). Потребность в самоутверждении становится более острой при её ущемлении.

В структуре механизма большую роль играет эмоциональное состояние личности: влечения, чувства и эмоции , под которыми следует понимать трудно регулируемые личностные проявления (стремления), в основном органического (биологического) характера.

Известно, что многие преступления совершаются под воздействием острых эмоциональных состояний, например, страха, злобы, негодования, тщеславия, честолюбия, любви, мести, трусости, гнева и т.д. Начальные звенья механизма преступного поведения, совершаемого под влиянием влечений и эмоций, свертываются, исчезают, и переход к действию следует нередко сразу же после появления образа желаемого объекта. Неслучайно влечения и эмоции порождают агрессивное поведение в бытовых ссорах и конфликтах.

Потребности субъекта определяют его интересы , а впоследствии и мотивы деятельности.Поэтому интересы близки к потребностям и отличаются от них только тем, что включают осознание, как самой потребности, так и того пути, на котором их можно удовлетворить. Например, потребность властвовать над людьми может породить карьеристские интересы на работе или интересы доминирования (лидерства) в семье.

Важную роль в формировании мотива преступления играет система ценностных ориентаций , на которую при определении линии своего поведения опирается человек. В ней одни ценности располагаются выше других, им отдаётся предпочтение. Это, в свою очередь, влияет на мотивацию поступка, выбор целей и средств их достижения. Ценности при этом играют троякую роль.

Во-первых, они могут стимулировать складывающийся мотив поведения и укреплять антиобщественные намерения субъекта. Во-вторых, ценностные ориентации в иных случаях тормозят антиобщественные проявления и блокируют формирование мотива преступления. В-третьих, ценностные ориентации могут стать и самостоятельным источником мотива преступления.

В качестве составных элементов ценностных ориентаций выступают нравственное и правовое сознание личности. У преступников они ослаблены и деформированы. Поэтому для лиц с антиобщественной ориентацией характерны проявления правового нигилизма, неприятие правовых требований и запретов, хотя они достаточно хорошо понимают их необходимость. У них устойчива привычка действовать под влиянием сиюминутных побуждений, не задумываясь о праве и о грозящем наказании.

Планирование преступления осуществляется тогда, когда потребности, интересы, влечения, эмоции, ценностные ориентации сформировали мотив (мотивы) преступления. На этом этапе оформляется замысел субъекта, и преступление из абстрактного намерения превращается в ощутимую реальность.

Планирование преступления, как и любого другого поступка, подчиняется общим закономерностям планирования операций. Нужно знать обстановку, в которой лицо предполагает действовать; определить цель действий и их объект; применяемые средства и способы достижения цели; время и место действия; затраты (ресурсы); пути реализации достигнутых результатов. При этом субъект должен представлять себе возможности, которыми он располагает, прогнозировать ожидаемые трудности и вероятностные последствия своих действий, т.е. создать модель будущего поведения.

Планирование как звено механизма преступного поведения наполняется различным содержанием в зависимости от вида преступления, личности преступника и текущей обстановки. Но в самом общем виде оно включает три элемента: определение цели, выбор объекта посягательства и выбор средств достижения цели.

Под целью совершения преступления обычно понимается тот результат, к которому стремится преступник. Принято выделять основную (при убийстве - лишение жизни); промежуточную (подобрать соучастников, выяснить образ жизни жертвы); конечную цели (получить квартиру). Достижение основной и конечной цели обычно, но не всегда, является одновременно и удовлетворением мотива преступления.

После и наряду с определением цели осуществляется выбор объекта посягательства (потерпевший или материальный предмет, на который направлены действия преступника). Характер объекта зависит главным образом (но не исключительно) от мотива преступления и основной цели преступника. Эта зависимость не является жесткой. При выборе объекта преступником учитывается: полезность (выгодность) для достижения поставленной цели; доступность объекта для данного лица; безопасность посягательства на этот объект.

С учётом указанных обстоятельств, профилактическая работа должна строиться так, чтобы затруднить доступ к возможным объектам преступных посягательств, повысить степень их защиты.

Завершающим элементом планирования является определение способов совершения преступления (средств достижения цели). К основным средствам достижения цели можно отнести:

Действия вопреки существующим в обществе социальным институтам (различные виды насилия, хищения чужого имущества);

Действия в обход социальных институтов (обман, разные формы уклонений от обязанностей и ответственности);

Использование социальных институтов в своих целях (должностные преступления, коррупция).

Выбор преступником определенного средства достижения цели (способа совершения преступления) зависит от следующих обстоятельств: эффективности данного средства достижения цели; относительной безопасности для преступника; умения (навыков) преступника; привычных стереотипов поведения.

Задача правоохранительных органов - повысить неопределённость и риск для правонарушителя, сделать ситуацию для него как можно менее предсказуемой.

Совершение преступления - последнее звено механизма преступного поведения. Тем не менее, и на этом этапе есть возможность пресечения преступления. Преступление нередко можно прервать, прекратить его совершение, задержать преступника и тем самым спасти жертву или сохранить имущество. Пресечение эффективно при продолжающемся и длящемся преступлении.

В этой связи необходимо указать несколько обстоятельств.

Во-первых, непосредственно перед совершением и в ходе совершения преступления преступник контролирует совпадение места, времени, обстоятельств совершения преступления, свои действия и действия соучастников, если таковые есть, обстоятельства внешней среды и т.д. Не соответствие или изменение вышеуказанных положений может не позволить преступнику достичь преступной цели или изменить направленность преступных действий.

Во-вторых, криминологическое значение имеет изучение особенностей межличностного взаимодействия преступника перед и во время совершения преступления. Межличностное взаимодействие характеризуется несколькими разновидностями, каждая из которых имеет профилактический аспект:

1. Взаимодействие преступника с соучастниками (групповая о организованная преступность). При такой форме возможности исполнителя существенно повышаются, осуществление намеченного плана становится более надёжным, а опасность для жертвы многократно возрастает;

2. Использование человека «в тёмную», т.е. без посвящения его в преступные планы (привлечение посторонних случайных лиц для перевозки наркотиков, совершения незаконных банковских операций и т.д.);

3. Взаимодействие преступника со своим ближайшим окружением. В зависимости от установок, системы ценностей, субкультуры этих людей такая деятельность одобряется, порицается или воспринимается нейтрально. Это важно для проведения профилактической работы и разоблачения преступника.

4. Помощь преступнику со стороны окружения. Она выражается в укрывательстве преступника, сокрытии похищенного имущества, даче ложных показаний на предварительном следствии и в суде и т.д.

5. Взаимодействие преступника с другими людьми во время совершения преступления, например, с жертвой.

Действия преступника и результат преступления часто зависят не только от личностных особенностей, наклонностей и стремлений преступника, но и от поведения жертвы, которая своими неосторожными, антиобщественными и аморальными поступками может создать провоцирующую, благоприятную для преступника обстановку, облегчающую наступление преступного результата.

Знания о жертвах, их анализ и обобщение наряду с изучением личности преступника может помочь лучше определить направление профилактических мероприятий, выделить группы людей наиболее часто подвергающихся преступным посягательствам.

Жертвы преступлений являются предметом криминологической виктимологии. В виктимологии используются понятия виктимность и виктимизация. Виктимность означает, во-первых, предрасположенность отдельных людей стать жертвой преступления. Во-вторых - неспособность общества и государства защитить своих граждан. Виктимизация означает наращивание опасности для людей стать жертвой преступления.

Как и будущий преступник, будущая жертва оценивает сложившуюся конкретную жизненную ситуацию и часто поступает в зависимости от результатов оценки, а также в силу своих взглядов и наклонностей, психологических и иных возможностей, она взаимодействует не только с будущим преступником, но и с другими элементами ситуации.

Действуя как активный элемент ситуации, жертва своим поведением может привести преступника в состояние сильнейшего аффекта, страха, ненависти, ярости с сильными психомоторными реакциями, которые внезапны, а иногда и нежелательны для преступника. Жертва может быть и совершенно невиновной в возникновении криминогенной ситуации или виновной также, как преступник и даже больше. В связи с этим Уголовный кодекс РФ содержит несколько указаний на то, что безнравственное поведение потерпевшего может служить обстоятельством, смягчающих наказание, или основанием квалификации преступления как менее тяжкого (ст. ст. 61, 107, 113 УК РФ).

Исходя из поведения жертвы, можно выделить следующие ситуации предшествующие преступлению:

Толчкового характера с негативным поведением жертвы, в которых действия жертвы носят провоцирующий характер, содержат в себе повод к совершению преступления;

Толчкового характера с позитивным поведением жертвы, в которых действия жертвы являются правомерными, но вызывают противоправное поведение преступника;

Когда поведение жертвы создает объективную возможность совершения преступления, хотя и не имеет толчкового характера (неосторожное или не критичное поведение жертвы);

Когда действия жертвы направлены на причинение вреда самой себе, без непосредственного вмешательства другого лица (замкнутые);

Когда поведение жертвы нейтрально с точки зрения влияния на поведение преступника и причинение вреда.

Индивидуальная виктимность может зависеть, во-первых, от психологических и поведенческих особенностей личности. Психологическая предрасположенность стать жертвой преступления предполагает наличие таких качеств, как излишняя доверчивость, неосмотрительность, повышенная вспыльчивость и раздражительность, агрессивность, а в поведении - склонность к авантюрным, наглым, несдержанным поступкам. Во-вторых, ролевой специфики и групповой принадлежности. Это относится к поведению лиц, которые становятся жертвами преступлений в силу своей профессиональной деятельности (профессиональная виктимность). Это и те, кто принадлежит к разным национальным, религиозным и иным социальным группам и может стать жертвой во время межнациональных, межрелигиозных (межконфессиональных) и других конфликтов.

Неспособность общества и государства защитить своих граждан - массовая виктимность или виктимность населения проявляется во многих количественных показателях преступности (коэффициент, погибшие в результате преступлений) и психологическом состоянии общества.

Виктимологическая профилактика - одно из важных направлений борьбы с преступностью, когда предупредительные усилия ориентированы не на преступника, а на жертву. Она может проводиться, как в отношении общества в целом или отдельных социальных групп, так и в отношении конкретных людей. Это деятельность правоохранительных органов, общественных организаций, социальных институтов по выявлению и устранению обстоятельств, формирующих виктимное поведение жертвы; установление лиц, составляющих группу криминального риска и проведение в отношении них предупредительных мер.

По мнению А.И.Алексеева мероприятия виктимологической профилактики могут быть сведены к двум основным группам. К первой относятся меры, направленные на устранение ситуаций, в которых существует или может возникнуть возможность причинения вреда: распространение специальных памяток, извещение граждан о типичных действиях преступников, о необходимых мерах личной безопасности, помощь в защите жилища и имущества, проведение разъяснительных бесед, обеспечение порядка в общественных местах и т.д. Вторую группу составляют меры воздействия на потенциальную жертву с тем, чтобы восстановить или активизировать в ней внутренние защитные возможности: беседы, обучение приёмам самообороны, оповещение о предстоящих ситуациях, контроль за поведением потенциальной жертвы, ориентирование на поддержание постоянной связи с правоохранительными органами и др.

В механизме преступного поведения важную роль выполняет конкретная жизненная ситуация, под которой понимается определенное сочетание объективных обстоятельств жизни человека, непосредственно влияющих на его поведение в данный момент. Ситуация обычно предшествует преступлению, но может и сопровождать его совершение.

Обстоятельства жизни человека, из которых складывается конкретная жизненная ситуация разнообразны. Это может быть:

Сравнительно длительное состояние (тяжёлая обстановка в семье);

Кратковременное событие (конфликт с хулиганом на улице);

Различные поступки других людей или положение, сложившееся в обществе (правовой нигилизм).

Ситуация может охватывать большие территории или ограничиваться квартирой. Продолжительность ситуации также различна: от нескольких секунд (дорожно-транспортное происшествие) до нескольких лет (конфликты на почве ревности).

В составе конкретной жизненной ситуации некоторые авторы выделяют предкриминальную ситуацию, под которой понимается совокупность внешних для субъекта обстоятельств, непосредственно предшествовавших преступлению и взаимодействующих с личными качествами субъекта, совершившего преступление. Предкриминальные ситуации разделяют на криминогенные - содержащие объективные предпосылки преступления; не криминогенные; нейтральные; препятствующие совершению преступления.

Среди предкриминальных ситуаций криминогенного характера выделяют ситуации:

Создаваемые специально самими преступниками с целью облегчить совершение преступления;

Создаваемые преступником, но не специально для совершения преступления, но детерминирующие его;

Возникшие в результате действий других лиц;

Возникшие в результате стечения случайных обстоятельств;

Вызванные стихийными явлениями.

Важно отметить, что человек часто поступает в соответствии не с ситуацией в её объективном смысле, а в соответствии со своим представлением о ней. Поэтому ситуация часто служит для него поводом к совершению преступления, хотя на самом деле она не содержала никаких провоцирующих моментов.

Реагируя на ситуацию, человек действует в соответствии с особенностями своего характера, взглядов, ценностных ориентаций. При этом некоторые авторы считают, что в подобных ситуациях человек волен поступать и поступает избирательно, руководствуясь нравственно-психологическими свойствами своего характера.

Этот факт говорит о том, что в механизме индивидуального поведения окончательную роль играют личностные свойства и качества. Поэтому, чем выше уровень нравственно-психологической деформации личности, тем меньше требуется давления конкретной ситуации.

Конкретная жизненная ситуация может располагаться в различных звеньях механизма преступного поведения и играть разную роль. Во-первых, ситуация может быть источником мотивации преступного поведения. Это встречается тогда, когда перед субъектом возникает трудная проблема, которую он может решить как законным, так и незаконным путём (проблемная ситуация). Разновидностью проблемной ситуации является конфликтная, приводящая чаще всего к насильственным преступлениям (ссора в семье, хулиганство, убийство из мести или на почве ревности и т.д.). Во-вторых, ситуация может означать создание возможностей для удовлетворения мотива поведения и достижения тех или иных целей. Например, человек, испытывающий трудности в удовлетворении нормальных материальных потребностей, может выбрать различные пути для решения этой проблемы. При этом ситуация может быть как благоприятной для него, так и не благоприятной. Законные возможности могут быть недоступны человеку в связи с объективными (экономическое положение в стране или в отрасли хозяйства) и субъективными обстоятельствами (недостаток образования, безынициативность, сложное семейное положение и др.). Законных возможностей может вообще не быть, например, потому, что субъект ставит перед собой цели, запрещённые законом. Такие возможности тоже могут быть доступными, ограниченными или вовсе недоступными. В-третьих, конкретная ситуация может быть поводом для совершения преступления. В этом случае роль ситуации проявляется в ситуационных, предумышленных преступлениях, например, когда ссора уже происходит и мотив (месть, ревность) имеется, но не хватает последней капли для достижения цели (произнесенное неудачное слово, случайное оскорбление, косой взгляд). Эта последняя капля может расцениваться субъектом как повод для дальнейших действий. В-четвёртых, конкретная ситуация может способствовать или препятствовать достижению преступного результата.

Таким образом, в механизме противоправного поведения значительное место принадлежит конкретной жизненной ситуации. Вместе с тем в этом взаимодействии первое место отводится личности, поскольку чаще всего она имеет возможность выбора законного пути решения своих проблем.

1) Понятие причин и условий индивидуального преступного поведения.

Одна из составных частей причинного комплекса преступлений – это условия и причины преступного поведения.

Этот комплекс представляется зависимостью причин от поведения преступника до общих причин преступления, так как в итоге, преступления совершаются конкретными представителя общества, которые носят его устои и условия жизнедеятельности в реальном проявлении во всем своём многообразии.

В самом общем виде, причины преступления – это некая противоправна мотивация личности, которая базируется на антиобщественной установке, складывающаяся постепенно у лиц, под влиянием неких условий, всего их два:

  • Первая (причины, формирующие потребности, ценности и интересы личности)
  • Вторая (причины, относящиеся к процессу совершения преступления непосредственно, они и порождают ситуацию криминогенного характера)

Таким образом, процесс совершения преступления это результат взаимодействующих между собой негативных условий, внешних обстоятельств, психологической и нравственной характеристики личности.

Проанализируем структуру преступного поведения, точнее цепочки причин, которые вследствие которых происходит противоправное деяние, нарушение закона.

Всему этому предшествует предвидение результат и постановка цели деяния.

Это возникает в сознании, базируясь на уже существующих элементах (на опыте, психологической характеристики личности, на взглядах и интересах).

При рассмотрении причинности совершенного преступления, важно рассмотреть результат взаимодействия внешней ситуации и самой личности.

Из этого следует, что взрослый человек, все значимые воздействия внешней среды пропускает через своё сознание и особенности личности, между средой и человеком есть многогранная и сложная следственно-причинная зависимость. 1

Особенность причинной связи заключается в образовании внутреннего содержания детерминации, выражая при этом её сущность.

Являясь одним из видов закономерной связи, в тоже время причинности свойственны уникальные черты, такие как непрерывность (временная и пространственная), необратимость, всеобщность и объективность. Причинная связь, по своей природе, генетична, так как вызывает за собой необратимое следствие.

Преступного поведения не существует, так же как его причины, если присутствуют лица с конкретной системой потребностей, установок и ценностных ориентаций, которые могут с подвигнуть его на совершение преступления, даже если такие люди находятся в среде, в которой поощряется нарушение норм закона, при этом, реализация намерений преступника невозможна.

Такие лица могут находиться под определённым контролем (например, в местах отбытия наказания, или данные объекты находятся под охраной.2

2) Социально-психологический механизм совершения конкретного преступления.

При анализе причин совершенного преступления, в криминологии нельзя забывать о роли в поведении личности социально-психологического механизма.

Под данным механизмом следует понимать совокупность психологических и социальных предпосылок в поведении личности, которые в свою очередь обуславливают продуманность и последовательность в выборе вариантов действия, выбирая из представленных наиболее предпочтительный.

Главным звеном в причинной последовательности является внутренне побуждение, т.е. мотив. В качестве первооснов, в процессе формирования потребности, выступают потребности, а по мере осознания потребностей, они переходят в интересы, а интерес уже перерастает в стремление.

Стремления, интересы и потребности в совокупности представляют собой ядро мотива, получая при этом некую эмоциональную окраску в форме раздражения, огорчения или радости (чувственные проявления).

Одним из главнейших элементов механизма выступает воля, под которой понимается регулирование человеком своих действий, в сознательном состоянии, которые требует преодоления внешних и внутренних препятствий.

Причинная цепочка заканчивается понятием реализации и принятия поведенческого решения, направленного на совершение преступления (противоправного деяния).

Стоит обратить внимание на то, что каждое из звеньев цепочки представляют собой некие возможности профилактического характера.3

Прежде всего, это касается надлежащего нравственного формирования личности, выработка интересов и потребностей, оправданных социально, а так же оказание воздействия на определённое лицо, для целей формирования у него знаний по регулированию своих действий в полезном для социума направлении, и стараться согласовать свои интересы и интересы общественности.

Ситуация криминогенного характера, которая не является конкретной причиной совершения правонарушения, занимает в свою очередь место между преступлением, средой и личностью преступника. Предшествую преступлению. Преступление не совершается, если для его осуществления не существует подходящих условий.

Помимо постановки цели и определения мотивации, в поведение человека входит эмоциональная сфера, творчество и воля.

Для индивидуализации специфики реакции и поведения, важное значение отдаётся особенностям биологии человека — процессам, связанным с проявлением элементарных реакций и поведения.4

3) Понятие ситуации совершения преступления. Криминогенные ситуации и их разновидности.

Преступность – это правовое и социальное явление, изучаемое разными науками, каждая из которых изучает отдельные стороны. Но только криминология способная охватить преступность как проблему целиком.

Криминология изучает преступность с точки зрения негативного явления, существующего в обществе, которое непосредственно связанно с другими явлениями со своими закономерностями, которые требуют специфических методов и форм борьбы.

Поэтому понятие преступности является исходным для криминологии положением.

Будучи основным элементом криминологии, термин преступности определял границы и объем научного поиска в сложном криминологическом комплексе много образных явлений и процессов социальной жизни.

Преступность — понятие собирательное, представляющее собой явление, которое включает в себя совокупность актов поведения (индивидуального) преступника.

Для преступника свойственно преодоление индивидуальных черт и наличие общих для всех преступных деяний признаков, совокупность которых и определяет ее понятие.

Преступность в криминологии – это изменчивое (исторически) системное и массовое явление, которое проявляется как совокупность опасных и наказуемых деяний в обществе, а так же лиц, совершивших правонарушения, на конкретной территории и на конкретный момент времени.

Совокупность представляет собой структурно-системное образование, с наличием многообразных взаимосвязей преступников и преступлений, а так же видов преступлений и самой преступности.5

Ситуация – это то, что влияет на поведение человека в конкретный момент времени, это некий комплекс обстоятельств, которые могут как препятствовать, так и способствовать совершению преступления, либо быть нейтральными.

Роль ситуации определенно зависит от группы факторов, определяющих «лицо» превалирующих в данной ситуации. В этой связи можно выделить две основные группы ситуаций, это криминогенные и не криминогенные.

Криминогенные – это ситуации, положительно влияющие на процесс складывания преступного замысла и цели правонарушения, а так же благоприятны для того, чтобы достичь результат преступного деяния.

Подобные ситуации содержат в себе моменты провокации.

Криминогенные ситуации можно разделить на:

· Непосредственно связанные с личностью и деятельностью субъекта

·Непосредственно связанные с предметом преступления

· Смешанные.

Ситуации в данной группе, часто бывают следствием целенаправленности поступков субъекта, которые являются наиболее благоприятными для того, чтобы осуществить задуманные преступные намерения. Они могут создаваться действиями, первоначально направленными на другое преступление или достижение иной цели, включая аморальное и антиобщественное поведение, исключая преступное.

Ситуация вот второй группе, чаще возникает вследствие недостатков и упущений в процессе функционирования органов государственной власти, а так же общественных и хозяйственных организаций. Ситуации криминогенного характера не существуют в чистом виде, а состоят из криминогенных факторов.

В каждой из них в том или ином виде, в разных формах и долях действуют и антикриминогенные факторы.6

4) Роль потерпевшего в возникновении криминогенной ситуации.

То, как действует преступник, нередко зависит от действий самого потерпевшего. Который своим поведением, поступками, может подтолкнуть человека на совершение преступления.

Цели изучение поведения потерпевших:

Понимание причины совершенного преступление, понимание того, что предшествовало этому

Определение ущерба, нанесенного преступлением

Профилактика преступлений

Криминологии потерпевший интересен в первую очередь, как субъект, или по-другому жертва преступления, которому был причинен вред. Уже потом как элемент поведения преступника, как часть ситуации, которая могла повлиять на поведение лица, совершившего преступление.

У потерпевшего всегда есть роль в преступлении, которая может быть:

Нейтральная (которая не способствует совершению противоправного действия)

Криминогенная (та, которая сама по себе способствует совершению правонарушения)

Некриминогенная (которая препятствует совершению правонарушения)

Такое явление как подверженность риску стать жертвой преступления, носит название Виктимность. Такая способность (стать жертвой) обуславливается одним из следующих факторов:

Криминогенная обстановка на территории проживания индивида (чем выше уровень преступности, тем сильнее страх стать жертвой преступления)

Особенности личности потерпевшего

Возраст (т.к. например жертвами насильников, чаще становятся дети)

Род занятий (например, таксисты)

Манера поведения потерпевшего

С позиции Виктимности, поведение потерпевшего может носить один из следующих характеров:

Нейтральный (манера поведения не способствует совершению преступления)

Положительный (манера потерпевшего противодействует преступлению)

Неосторожный (непринятие мер предосторожности, с цель избежать преступления, относится с легкомысленностью к криминогенной ситуации)

Провоцирующий (непринятие определенных мер по предотвращению преступления, относится с легкомысленностью к криминогенной ситуации)

В гражданском праве есть понятие вины потерпевшего, и оно имеет немаловажное значение, является правовой категорией.

Поведение потерпевшего может быть не только неправильным, но и безнравственным. Для криминологических выводов это чрезвычайно важно, ибо, например, не может быть однозначной оценка потерпевших в приведенном выше примере грабежей в районе Золотого кольца и потерпевшей от изнасилования, всем своим предшествующим поведением звавшей к определенным действиям. Безнравственность потерпевшего есть ключ и к проблеме причин преступности (конкретного преступления), и к уяснению механизма преступного поведения.

В свете сказанного очевидно, какое большое значение в качестве составной части предмета криминологии имеет учение о жертве преступления и как важен виктимологический анализ понятия преступности.7

Большую практическую помощь в познании личности жертв преступлений оказывает разработанная в криминальной виктимологии классификация потерпевших в зависимости от характера преступлений, причинивших вред. В основу этой классификации, как правило, положены составы преступлений, объединенные общим объектом (например, потерпевшие от преступлений против собственности). С учетом психофизических особенностей выделяются несовершеннолетние, женщины, лица пожилого возраста; нравственно-психологические особенности позволяют выделить жертв с отрицательной либо положительной нравственной направленностью; социально-ролевые признаки лежат в основе отнесения к жертвам лиц определенной специальности и рода занятий, а также потерпевших от ранее совершенных преступлений, свидетелей этих преступлений.

Для обеспечения потребностей предупреждения преступлений большое значение имеют уровни виктимизации. Выделяются два таких уровня: первый — складывается из данных о непосредственных потерпевших от преступления (в основном — потерпевшие, фигурирующие в уголовном деле или выявленные в ходе социологического исследования); второй — из данных о членах семей потерпевших, фактически также пострадавших от преступных посягательств.8

Список литературы

1. Криминология/ С.А. Степанчикова. – М.:МИЭМП, 2010. –190 с.

2. Криминология /В.Н. Кудрявцев. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.

3. http://www.pslog.net/study-34-5.html

4. Криминология / В.Д. Малков. — М.: Юстицинформ, 2006. — 528 с.

5. Криминология/ С.А. Степанчикова. - М.:МИЭМП, 2010.-190 с.

6. Криминология. Учебник для вузов / А. И. Долгова. – М.: НОРМА, 2001. – 784 с.

1 Криминология: Учебник для вузов / В.Д. Малков. — М.: Юстицинформ, 2006. — 528 с.

2 Криминология. Учебник для вузов / А. И. Долгова. – М.: НОРМА, 2001. – 784 с.

3 Криминология /В.Д. Малков. — М.: Юстицинформ, 2006. — 528 с.

4 Криминология/ С.А. Степанчикова. - М.:МИЭМП, 2010.-190 с.

5 Криминология / В.Д. Малков. — М.: Юстицинформ, 2006. — 528 с.

6 http://www.pslog.net/study-34-5.html

7 Криминология /В.Н. Кудрявцев. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.

8 Криминология/ С.А. Степанчикова. – М.:МИЭМП, 2010. –190 с.

PAGE \* MERGEFORMAT1

Понятие причин и условий индивидуального преступного поведения

В криминологии различают уголовно-правовое понятие «преступление » и криминологическое понятие «преступное поведение».

Они различаются качественно и количественно. Понятие «преступление» как общественно опасное противоправное и виновное деяние» используется для определения оснований уголовной ответственности , понятие «преступное поведение» — для изучения причин и механизма преступления.

Изучение индивидуального преступного поведения тесно связано с проблемой личности преступника. Поскольку различаются понятия «преступление» и «преступное поведение», различаются и понятия «субъект преступления » и «субъект преступного поведения» («личность преступника»).

Понятие «преступное поведение»

Преступное поведение — процесс, развертывающийся в пространстве и во времени и включающий в себя не только сами действия, изменяющие внешнюю среду (акт преступления), но и предшествующие им психологические явления и процессы, детерминирующие эти действия. Конечно, само преступление также развертывается в пространстве и во времени, но в сравнении с масштабом предшествующих ему процессов может быть представлено как одномоментное событие. Криминологию интересует не столько сам преступный акт, сколько предшествующие ему обстоятельства: формирование мотивов, постановка целей, выбор средств и т.д. Подобные обстоятельства в процессе их формирования еще не образуют состава преступления , однако включаются в понятие «преступное поведение», которое охватывает как формирование преступного намерения, так и его осуществление.

В объяснении преступного поведения отечественная криминология отвергает дилемму «среда или личность » и исходит из принципа двухфакторной детерминации: преступное поведение детерминируется личностью и средой, оно есть результат взаимодействия личностных качеств и особенностей конкретной ситуации. Но принцип двухфакторной детерминации ничего не говорит о том, какие факторы являются определяющими в этом взаимодействии, что относится к причинам, а что к условиям.

В криминологии исходят из того, что поведение человека , в том числе преступное, причинно обусловлено, детерминировано. Но совместимо ли такое понимание поведения с постулатом «свободы воли», служащим основой уголовной ответственности ? Совместим ли криминологический принцип детерминизма с уголовно-правовым принципом свободы воли? В свое время Э. Ферри отверг принцип «свободы воли» как несовместимый с детерминистическим пониманием преступного поведения. Такой же точки зрения придерживаются и некоторые отечественные криминологи (А.М. Яковлев).

Если исходить не из волюнтаристского толкования свободы воли («что хочу, то и ворочу»), а из практического, трактующего свободу воли как свободу выбора, то можно показать совместимость этих принципов. Более того, без детерминизма обосновать ответственность на основе свободы воли невозможно: человек должен предвидеть последствия своих действий, чтобы отвечать за них. Лица, которые не в состоянии это делать, не несут ответственности (душевнобольные; лица, не достигшие определенного возраста). Индетерминизм (беспричинность) же фактически лишает выбор свободного характера, так как субъект, не зная последствий своего выбора, может действовать только случайно, наобум.

Свободный выбор не есть неограниченный произвол в силу того, что с философской точки зрения свобода заключается в познании необходимости и ее использовании для своих целей. Значит, изначально свободный выбор ограничен объективно и субъективно как необходимостью, так и возможностью ее познания и использования.

Свобода выбора ограничена тремя группами факторов:

1) самой необходимостью, включающей в себя набор объективно возможных в данной ситуации поступков. В каждой конкретной криминогенной ситуации набор правомерных вариантов поведения всегда конечен и чаще всего достаточно мал;

2) возможностью познания этой необходимости, включающей в себя способность субъекта адекватно оценить ситуацию, осознать общественную опасность своих действий и предвидеть их последствия.

Эта возможность зависит от возрастных и психоинтеллектуальных особенностей субъекта (душевная болезнь, расстройство мыслительной деятельности и т.д.);

3) возможностью использования познанной необходимости для своих целей, включающей в себя оценку преступного варианта поведения как выгодного, целесообразного, допустимого. Эта возможность зависит от социальных качеств субъекта (взгляды, идеалы, ценностные ориентации и т.д.).

Возможные в данной ситуации варианты поведения не являются для субъекта равноценными. Они неравноценны как объективно (не каждый из них может привести к желаемому результату), так и субъективно (одна и та же возможность для разных людей имеет не- одинаковые смысл и значение). Субъект поступает в соответствии со своими представлениями о ситуации, реагирует на нее в соответствии с особенностями своего характера и взглядов.

Свободный выбор ограничивается разными факторами, но что детерминирует сам выбор? Этот вопрос является ключевым для понимания причин индивидуального преступного поведения. Если выбор определяется факторами первой группы, т.е. внешней средой, то уголовная ответственность не наступает (крайняя необходимость , необходимая оборона , физическое принуждение), если второй группы (возрастные или биологические особенности субъекта) — то уголовная ответственность также не наступает в силу невменяемости субъекта.

И в первом, и во втором случаях детерминированность поведения присутствует, но отсутствует свобода выбора. Если выбор детерминируется факторами третьей группы, т.е. социальными свойствами субъекта, то можно говорить и о детерминированности поведения, и о свободе выбора, поскольку выбор варианта поведения на основе своих взглядов и убеждений является осознанным и добровольным.

Многие криминологи (А.И. Долгова, А.Р. Ратинов) источником преступного поведения считают ценностно-нормативную сферу личности. Деформация ценностно-нормативной сферы рассматривается ими в качестве специфической (ближайшей, непосредственной) причины преступного поведения. Но именно ближайшей, показывающей степень противоречия ценностей личности и общества , меру отчуждения личности от общества.

Однако указание на эту причину и ее изучение являются недостаточными.

Необходимо дальнейшее изучение комплекса социальных условий, вызвавших отчуждение, т.е. необходимо познание «причины причин». С этой точки зрения особенности ситуации не могут быть причиной преступления, а являются только его условием.

В уголовном праве элементы ситуации редко включаются в число обстоятельств, определяющих уголовную ответственность, а чаще относятся к смягчающим (или отягчающим) наказание обстоятельствам.

То же можно сказать и о биологических особенностях индивида, которые, как и особенности ситуации, являются объективными, но, в отличие от них, постоянно действующими. Это верно и в отношении так называемых психических аномалий (разного рода психопатии, олигофрения и т.д.).

За последнее время было проведено немало исследований, которые установили, что среди преступников от 25 до 70% лиц (по разным данным) имеют психические аномалии. Казалось бы, можно сделать вывод о том, что преступления в основном совершают люди с аномалиями. Но это не совсем так (и разнобой в данных исследований не случаен).

Во-первых, многие аномалии имеют не наследственный, а приобретенный характер, и очень часто социально-нравственную запущенность личности квалифицируют как психическую аномалию (особенно у подростков).

Во-вторых, обычно приводимые цифры об аномалиях являются не официальными данными психологических или судебнопсихиатрических экспертиз, а данными выборочных исследований, проводимых по различным методикам. По данным последней специальной переписи осужденных (1999 г.), в исправительных учреждениях страдают психическими расстройствами 2,1% осужденных.

В-третьих, большинство исследований проводилось среди осужденных к лишению свободы . Но, как известно, условия мест лишения свободы являются мощным психотравмирующим фактором, отрицательно влияющим на психику человека. Обычные методики не позволяют выявить, когда возникли аномалии, до совершения преступления или после, в период отбывания наказания. Конечно, психические аномалии существенно влияют на поведение человека, поскольку осложняют процесс социализации (трудно дается учеба, сложно овладеть современной профессией и т.д.).

Механизм преступного поведения

Для криминологии важно не только «почему совершается преступление », т.е. причинный аспект, но и «как оно совершается» (инструментальный аспект). Для анализа этой проблемы выработано понятие «механизм преступного поведения». Структурно он состоит из трех последовательных внутренне связанных элементов (звеньев):

1) формирование решения (мотивация); 2) принятие решения (планирование , постановка целей и выбор средств); 3) исполнение решения (акт преступления). Эта схема применима к предумышленным преступлениям. Для неосторожных, некоторых умышленных (совершенных в состоянии аффекта) преступлений механизм работает в «свернутом» виде, с пропуском некоторых элементов. Дефекты возможны в любом элементе механизма, и профилактическое вмешательство можно осуществить на любом этапе.

Особую роль играет первый элемент механизма (мотивация), и он чаще других привлекает пристальное внимание исследователей.

Термин «мотивация» имеет два значения: 1) как совокупность мотивов; 2) как процесс формирования мотива. В данном случае он употребляется в обоих значениях. В криминологии проблема мотивации преступного поведения формулируется следующим образом: являются ли мотивы (и порождающие их потребности) внутренними субъективными причинами преступления? И, соответственно, должны ли мотивы и потребности быть объектом профилактическо- го воздействия? По этой проблеме существуют две противоположные точки зрения.

Одни криминологи (У.С. Джекебаев, С.А. Тарарухин) считают, что существуют преступные мотивы и порождающие их преступные, извращенные потребности, которые являются причинами преступного поведения. Но чаще всего говорят не о преступных мотивах (это ведет к чрезмерной психологизации причин преступления), а о преступных, или антисоциальных, извращенных потребностях, являющихся источником этой мотивации: потребность в самоутверждении, потребность хулиганить и воровать, сексуальная потребность, эгоцентризм, потребность в алкоголе и т.д.

Логика здесь проста: все потребности подразделют на два класса: 1) на низшие (или низменные, примитивные, физиологические, извращенные); 2) высшие (или духовные, творческие, моральные).

В первых видят источник преступного поведения, во-вторых — правомерного.

Многочисленные исследования показывают, что у преступников структура потребностей деформирована, в ней преобладают потребности материального характера.

Другие криминологи (А.Ф. Зелинский, А.М. Яковлев) считают, что мотивы и потребности как психические образования нейтральны в этическом плане, к ним неприменима социальная оценка. Даже такой классический «преступный» мотив, как корысть, взятый вне преступления, не может рассматриваться как антисоциальный. Ведь понятно, что удовлетворение потребности в материальных благах может осуществляться отнюдь не обязательно путем преступных действий.

Кроме того, связь между потребностью и мотивом не является строго однозначной: одна потребность может порождать разные мотивы, а один мотив может быть вызван разными потребностями.

В психологии обычно выделяют три основные группы человеческих потребностей: 1) базисные, или органические, определяемые биологической природой человека : потребность в пище, тепле, сексуальная и т.д.; 2) социальные, определяемые социальной природой человека: потребность в общении, самоутверждении и т.д.; 3) духовные, или идеальные: потребность в труде, творчестве, нравственные.

В этой классификации нет места так называемым извращенным, преступным потребностям, и это не случайно: преступными (антисоциальными) являются не сами потребности, а средства их удовлетворения. И то, какое средство изберет в данный момент субъект, зависит не от потребности как таковой, а от особенностей его личности и характера ситуации, которая содержит определенный набор реальных возможностей удовлетворения этой потребности.

Поэтому объектом профилактического воздействия (нейтрали- зация, подавление и т.д.) являются не сами потребности, а социальные условия и особенности личности, которые сформировали антисоциальный характер средств удовлетворения потребности. А то, что называют в качестве антисоциальных потребностей, или вовсе не являются потребностями (потребность хулиганить, эгоцентризм), или не являются отрицательными (сексуальная потребность, потребность в самоутверждении).

С этой точки зрения и часто определяемые в качестве извращенных потребностей тяга к алкоголю и наркотикам не есть собственно потребности, их можно назвать псевдопотребностями. Они не относятся ни к органическим (отсутствуют у животных), ни к социальным, ни к духовным потребностям. Они возникают как следствие неудовлетворенности других потребностей — и социальных (отчуждение, непонимание, отвержение), и духовных (потеря смысла жизни, кризис веры, неразделенная любовь).

Они же выступают и как средства (или их заменители) удовлетворения других потребностей. Так, подросток начинает курить не потому, что испытывает потребность в никотине, а потому, что испытывает потребность в общении и признании со стороны группы: там все курят, это признак взрослости. Многие люди пьют не потому, что испытывают потребность в алкоголе, а соблюдая традиции или потому, что это (на их взгляд) облегчает общение. Конечно, возможны случаи, когда тяга к алкоголю и наркотикам действительно начинает детерминировать поведение: псевдопотребности становятся органическими. Но тогда меняется и природа явления, развивается болезнь, патология, требующая применения мер не криминологического, а медицинского характера.

Всякий поведенческий акт обычно направлен на лучшее приспособление к среде, и преступление не составляет исключения. Но, с точки зрения общества , преступление обладает неадекватной адаптивной функцией. С позиции же субъекта оно выглядит как достигающее определенных необходимых целей — разрешить конфликтную ситуацию, улучшить материальное положение и т.д.

В такой неадекватности отражения социальной среды специфическим образом проявляются причины и условия преступного поведения.

Изучение механизма преступного поведения не подменяет и не снимает проблему изучения его причин, а предполагает необходимость такого изучения.

Своевременное выявление и устранение причин и условий индивидуального преступного поведения (преступлений) имеет не только правовое значение, но и вызывает положительное психологическое воздействие, демонстрируя стремление и способность лиц, осуществляющих уголовное преследование, всесторонне, полно и объективно установить все обстоятельства совершения преступления, в том числе его причины и условия. Необходимо также отметить социальное значение их профилактической деятельности, поскольку обнаружены и устранены причины и условия, способствующие совершению преступления, не могут способствовать аналогичном или другом преступном действием.

Криминологическое определение причин и условий, способствующих совершению преступления, как правило, включает в себя два взаимосвязанных аспекта: антиобщественную установку личности и конкретную жизненную ситуацию, складывающуюся к моменту совершения преступления. При этом следует подчеркнуть, что при совершении умышленных преступлений решающую роль, как правило, играет антиобщественное установка, тогда как при совершении неосторожных преступлений возрастает роль жизненной ситуации.

Однако криминологическое определение рассматриваемых категорий ограничивает их применение в практической плоскости правоохранительной деятельности, в первую очередь при проведении дознания, досудебного следствия, судебного рассмотрения уголовных дел, а также прокурорского надзора. Обусловлено это тем, что для названных видов деятельности значимость причин и условий, способствующих совершению преступления, определяется, прежде всего, описанием границ, в рамках которых эти обстоятельства подлежат выявлению и устранению. На основании этого стоит рассмотреть основные признаки , присущие названным категориям.

Во-первых, причины и условия, способствующие совершению преступления, должны быть необходимыми. Под необходимыми причинами и условиями следует понимать такие явления, без которых возникновение предполагаемого последствия (т.е. преступления) было бы сведено на нет.

Во-вторых, причины и условия должны быть юридически значимыми. Юридическая значимость определяется взаимосвязью двух критериев. Первый критерий состоит в том, что причины и условия, способствующие совершению преступления, должны иметь непосредственное отношение к расследуемому действия. Второй критерий связан с тем, что выявление и устранение названных обстоятельств должно способствовать реализации задач уголовного судопроизводства.

Поэтому орган дознания, следователь, прокурор и суд не обязаны устанавливать обстоятельства, находящиеся за пределами уголовного производства. Это прерогатива других служб правоохранительных органов. А причины, носят экономический, политический, демографический характер, порождающих преступность в целом и находятся вне конкретных форм воздействия в рамках уголовного преследования, является объектом изучения более высокой степени обобщения.

В-третьих, между причинами и условиями, способствующими совершению преступления, с одной стороны, и преступлением - с другой, должен существовать закономерная связь, то есть, объективно существует, повторяется и обусловливает развитие преступного деяния.

В-четвертых, причины и условия должны неизбежно приводить к совершению преступления. Это означает, что в случае устранения указанных обстоятельств обязательно будет совершено аналогичное преступление.

В-пятых, причины и условия преступления должны быть обнаружены в совокупности, так как при частичном (неполном) выявлении и устранении данных явлений они могут привести к совершению новых преступных деяний.

На основании вышеизложенного причинами и условиями индивидуального преступного поведения в форме преступления (запрещенного законом об уголовной ответственности действия) представляет собой совокупность необходимых, юридически значимых явлений, закономерно и неизбежно приводят к совершению преступления.

Упоминание в скобках о запрещенное уголовным законом деяние свидетельствует о признании необходимости выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступления, при производстве о применении принудительных мер медицинского характера.

Исследуя проблематику причин и условий индивидуального преступного поведения (преступлений), нельзя не коснуться вопроса их классификации. Несмотря на то, что классификации, как правило, являются условными, они позволяют отделить одно понятие от другого, что способствует более глубокому их изучению и определению места в единой классификационной системе.

Исходной системой при классификации причин и условий преступлений выступают детерминанты преступности.

По уровню функционирования они подразделяются на: общие (общесоциальные) криминогенные детерминанты преступности в целом как массового социально негативного явления; специальные криминогенные детерминанты, влияющие на совершение различных видов (групп) преступлений или в определенных отраслях и сферах хозяйственной деятельности или в сфере борьбы с определенным видом преступлений; криминогенные факторы индивидуального характера, влияющие на личность потенциального преступника, приводами ее к преступной и в связи с этим уголовно-уголовной поведения.

По территориальному признаку различают причины и условия, действуют: в масштабе всей страны; в регионах; в отдельных административно-территориальных единицах; в городской и сельской местности; на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также в постоянных трудовых коллективах и временных (например, работающих вахтовым методом и т.п.).

По временному признаку: причины и условия, действующие в летний, весенний, зимний и осенний периоды.

По природно-климатической признаку: причины и условия, связанные с суровыми или нормальными природно- климатическими условиями.

По природе возникновения причин и условий преступности: объективные, то есть такие, которые не зависят от воли и действий людей; объективно субъективные; субъективные.

По сути: социальные и биологические.

По механизму воздействия на личность преступника: обстоятельства (детерминанты, факторы и др.), Способствующие (облегчают) совершение преступлений; обстоятельства, затрудняющие совершение преступлений; обстоятельства, побуждающие к совершению преступлений.

В классификациях обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, иногда подразделяют на две группы: условия нравственного формирования личности и криминогенную ситуацию. К первой группе относят такие неблагоприятные условия, как нарушение целостности семьи; ненормальные отношения между ее членами; наличие в семье антиобщественных традиций; антисоциальное поведение членов семьи; невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей; неправильное воспитание; попустительство антисоциальным наклонностям детей и втягивание их в преступную деятельность. Элементами второй группы обстоятельств, способствующих совершению преступления, недостатки организационно-хозяйственной деятельности, поведение отдельных лиц, природные явления. При этом криминогенная ситуация во временном отношении может иметь длительный характер или кратковременный. В пространственном отношении она может распространяться на большую территорию (голод в стране), а может концентрироваться в ограниченном пространстве (квартирный конфликт).

По объему воздействия криминогенная ситуация может касаться одного человека или узкого круга лиц, а может иметь и массовый характер (катастрофа), в зависимости от содержания и значения для субъекта преступления выделяют проблемную и конфликтную ситуацию. В то время, как первая связана с определенными трудностями и препятствиями, которые мешают преступнику достичь поставленной цели, вторая носит более обостренный характер и связана с разного рода столкновениями и острыми противоречиями между интересами субъекта преступления и других лиц.

При этом важно подчеркнуть, что криминогенная ситуация может быть создана как противоправными, преступными действиями самого субъекта преступления, его соучастниками, посторонними людьми, так и стихийными силами природы. В том случае, когда криминогенная ситуация возникла в результате правомерных действий, вопрос об их устранении отпадает.

По совокупности обстоятельств, подлежащих выявлению и устранению в уголовном производстве, то среди тех, которые напрямую связаны с предметом доказывания, наиболее значимыми являются три группы факторов, способствующих совершению преступления. К первой группе относят конкретные внешние обстоятельства, побудившие лицо к совершению преступления. Сюда входит все то, что вызывает у человека решимость совершить преступление (при намерении) или решимость совершить другое действие, что в случае отсутствия надлежащего предсказания ведет к наступлению вредных последствий (при неосторожности). К этой же группе относят и непосредственный повод к совершению преступления. При этом считается, что ни внешняя обстановка, предшествующая совершению преступления, ни повод, не могут породить решимости совершить общественно опасное действие или бездействие, если субъект не имеет в своем сознании более или менее устойчивых антиобщественных навыков, взглядов и привычек. Последние, в свою очередь, составляют вторую группу обстоятельств, способствующих совершению преступления, то есть являются условиями нравственного формирования личности.

К другой группе относятся обстоятельства, способствующие достижению преступного результата. Эта группа отличается от предыдущих тем, что, во-первых, она в большей степени связана с объектом преступного посягательства, а во-вторых, обстоятельства, способствующие совершению преступления, могут и не влиять на возникновение преступного умысла. Кроме того, обстоятельства этой группы, в свою очередь, можно классифицировать на физические (технические), организационные и психологические условия, способствующие совершению преступления.

К физическим (технических) условиям относятся особенности места и времени совершения преступления, оснащенность преступника, а также наличие предметов и обстоятельств внешнего мира, облегчающих совершение преступления. В качестве примера организационных условий приводят недостатки в учете, контроле, обеспечении безопасности людей и имущества, а также другие обстоятельства, помогающие преступнику реализовать преступный умысел. Психологические условия, как правило, связаны с безразличным отношением населения и представителей правоохранительных органов к преступности, что, несомненно, облегчает совершение общественно опасных деяний.

Безусловно, представленные классификации имеют важное теоретическое и практическое значение для выяснения сущности рассматриваемых категорий. Однако, они носят в основном сугубо теоретический характер, что ограничивает возможности их практического применения в правоохранительной деятельности, и в первую очередь во время расследования. Более полезным с прикладной точки зрения является разделение обстоятельств, способствующих совершению преступления, на следующие группы:

Обстоятельства, связанные с лицом, совершившим преступление (неблагоприятные условия формирования личности и т.п.);

Обстоятельства, существующие независимо от лица, совершившего преступление (недостатки в охране собственности, ненадлежащий учет материальных ценностей и т.п.).

Выбор редакции
Все, кто любит синенькие, должны обратить свое внимание на этот простой рецепт и обязательно приготовить это вкусное кушанье для сытного...

1343 11.07.12 Есть в Италии город Болонья, основанный 510 году до н. э. - кулинарная столица страны. За глаза Болонью называют...

В осенне-зимний период, брокколи — это замечательный продукт для приготовления свежих, но в тот же момент, сытных вегетарианских блюд....

Рецепт приготовления супа с овсяными хлопьями: Куриную грудку промыть и разрезать для удобства на средние куски. Положить курицу в...
ПОДЕЛИЛИСЬ Расклад показывает состояние человека в настоящее время и его ближайшее будущее. Автор расклада - Ляйсан Smaragd. Первая...
Расклад применяется, если надо сделать выбор между двумя или несколькими возможными вариантами. Рассмотрим сначала ситуацию с двумя...
Меню - основа ресторанного бизнеса. Это не просто список блюд, которые подают в заведении, а способ предложить посетителю то, что ему...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...