Рабочая тетрадь по орксэ, модуль "основы мировых религиозных культур".



Рабочая тетрадь

учени____ 4 «___» класса

________________________ школы

________________________________

Степанова Татьяна Валентиновна, учитель модуля «Основы мировых религиозных культур» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» МКОУ «Кузьмищенская СОШ» Костромского района Костромской области.

Тетрадь предназначена для использования на уроках курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики» модуля «Мировые религиозные культуры» в 4 классе.

2011

Урок №1


Россия – наша Родина

Россия, отечество, Родина, патриот, президент _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарь:

Отечество -

Патриот

Президент - ________

Домашнее задание: Расскажи членам семьи об известных людях России. Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чём их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, поэтов, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о нашей родине России они советовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чём их заслуги?

Ли: Найди материал об известном человеке (по выбору). Подготовь рассказ о нём. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека.

Основы мировых религиозных культур

Урок №2

Культура и религия

Религия – это ____________

___________________________________________________________________________________.

Ритуалы – это ______________________________________________

__________________________________________________________.

Дополни схему:

Церковь Вознесения

в Коломенском (Москва)

Словарь:

Христианство - ____

____________

Православие - _________

_______

Троице-Сергиева Лавра

Составьте и запишите предложения со словами: культура, религия.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание: Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними её содержание по вопросам и заданиям на с.7

Основы мировых религиозных культур

Урок №3

Культура и религия

Словарь:

Культура – это __________________________________________________________

___________

Задание 1. Самостоятельно

Рассмотрите картинки. Они пронумерованы. Запишите номера в нужные графы таблицы и объясните свой выбор.

Задание 2. Самостоятельно

Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами: христианство, ислам, буддизм, иудаизм, культура, религия.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание: Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними её содержание по вопросам и заданиям на с.9

Основы мировых религиозных культур

Урок №4

Возникновение религий. Древнейшие верования

Словарь:

Пантеон - _________________________________________________________________________

_________

Многобожие - ______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Завет - ____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Р
ЕШАЕМ КРОССВОРД:

По горизонтали:

1. Имя родоначальника евреев.

2. Религия, в которой почитается много богов

3. Множество богов, в которых верили древние люди.

4. Страна, в которой еврейский народ был в рабстве.

5. Город, в котором иудеи построили Храм.

По вертикали:

1. Что записано на скрижалях.

2. Человек, который по велению Бога вызволил из рабства еврейский народ.

3. Каменные таблички, полученные Моисеем от Бога.

4. Договор, заключенный Моисеем с Богом.

5. Земля, на которой поселился Авраам.

Домашнее задание: Составить план статьи из пособия (с.10 -11)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Основы мировых религиозных культур

Урок №5

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

Словарь:

Мессия (Христос) - _________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Христианство - ____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Буддизм - __________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Нирвана - _________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Ступы - ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Ислам - ____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Мусульмане - ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 1. Работа в группах

Заполните таблицу



Мухаммад

Иисус Христос


Домашнее задание: Рассмотрите карту мира и назовите места возникновения мировых религий, определите в каком веке возникла каждая из мировых религий, назовите основателей мировых религий.

Основы мировых религиозных культур

У
рок №6-7

Священные книги религий мира

Словарь:

Священное писание - _____________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________

Тора - _________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Библия - _______________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Типитака - _____________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Коран - ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 1. Самостоятельно

Заполните таблицу:

Задание 2. Самостоятельно

Укажите с помощью стрелок соответствие:

«Три корзины»

«Благая весть»

«Чтение»

Типитака

Евангелие

Домашнее задание: Расскажите членам семьи и друзьям о том, что узнали на уроке.

Основы мировых религиозных культур

Урок №8

Хранители предания в религиях мира

Словарь:

Жрец

Раввин - __________________________________________________________________________

Епископ - ________________________________________________________________________

Имам - ___________________________________________________________________________

Лама - ____________________________________________________________________________

Задание 1. Работа в парах

Христианство

Древние религии

Священник

Предводитель

Надсматривающий

Служитель

Назовите одним словом:

Домашнее задание: Узнайте у родителей, старших (или найдите в дополнительной литературе, Интернете), знают ли они о религиях, в которых нет особых людей, которые хранили бы её традиции и предания.

Основы мировых религиозных культур

Урок №9

Добро и зло.

Словарь:

Добро - __________________________________________________________________________

Зло - _____________________________________________________________________________

Грех - ___________________________________________________________________________

Задание 1. Самостоятельно

Выпишите из текста учебного пособия 2-3 предложения, которые показались вам наиболее важными.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Работа в парах

Прочитайте рассказ «Грехопадение и изгнание из рая». Задай вопросы по тексту соседу по парте.

Распределите слова на две группы: умение говорить правду, борьба за свободу, хвастовство, ограничение свободы другого человека, ложь

Домашнее задание: Подготовь рассказ из истории представлений человека о добре и зле.

Основы мировых религиозных культур

Урок №10

Добро и зло.

Понятие греха, раскаяния и воздаяния

Словарь:

Грехопадение - ___________________________________________________________________

Покаяние - ______________________________________________________________________

Традиция - _______________________________________________________________________

Задание1. Самостоятельно

Выпишите из пособия для учащихся, в каких религиях есть понятие греха, а в каких нет. Объясните это различие.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По горизонтали:

1.Нарушение заповеди Бога первыми людьми – Адамом и Евой.

2.Назовите религию, в которой существует точка зрения о том, что жизнь – это страдание, которое можно прервать, достигнув освобождения

3.В какой книге рассказывается о грехопадении Адама и Евы.

По вертикали:

1.Иудеи верят, что мир был сотворён …

2.Иисус Христос, согласно христианскому учению – это …

3.Кто считал, что зло пришло в мир из-за любопытной женщины Пандоры?

4.Освобождение от страданий и состояние абсолютного покоя в буддизме.

Домашнее задание: Обсудите вместе с родителями вопросы и задания из пособия для учащихся на с.27.

Основы мировых религиозных культур

Урок №11

Человек в религиозных традициях мира

Задание 1. Самостоятельно

Продолжите предложение:

Молитва – это ______________________________________________________________________

Задание 2. Работа в группе

Обсудите в группах результат выполнения задания. Попробуйте дать определение слова «МОЛИТВА». Запишите определение, которое сформулировали, работая в группе.

Молитва – это _______________________________________________________________________

Задание 3. Самостоятельно

Установите соответствие с помощью стрелок:

Задание 4.

Выпишите из текста учебного пособия (с.28 – 29) 2-3 предложения, в которых говорится о человеке в религиозных традициях мира. Объясните, как вы поняли эти предложения.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарь:

Молитва - _________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Намаз - ____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Мантра - ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Таинства - ________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Домашнее задание: Подготовь рассказ на тему «Что говорит о человеке православная культура (исламская культура, иудейская культура, буддийская культура)». (по выбору)

Основы мировых религиозных культур

Урок №12

Священные сооружения

Задание 1.

Рассмотрите изображения священных сооружений разных религий. Какие из них вам известны? Как они называются? Как вы думаете, почему священные сооружения разных религий выглядят по-разному?



__________________ _________________ __________________ __________________

Словарь:

Синагога - _________________________________________________________________________

Церковь - __________________________________________________________________________

Алтарь - ___________________________________________________________________________

Икона - ____________________________________________________________________________

Фреска - ____________________________________________________________________________

Задание 2. Работа в группах

Соедините с помощью стрелок части сооружений и их названия

Православный храм Синагога



Домашнее задание: Найдите в своём городе (посёлке, деревне) священное сооружение православной или иудейской культуры (или изображение в книге, Интернете). Запишите, какие особенности, свойственные этим религиям, ты можешь в нём отметить.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Основы мировых религиозных культур

Урок №13

Священные сооружения

Словарь:

Мечеть - __________________________________________________________________________

Минарет - _________________________________________________________________________

Ступа - ___________________________________________________________________________

Пагода - ___________________________________________________________________________

Задание 1. Самостоятельно

Прочитайте текст учебного пособия на с.32 – 33, подготовьте и запишите вопросы по содержанию статьи.

1. ________________________________________________________________________________

2.__________________________________________________________________________________3.__________________________________________________________________________________4.__________________________________________________________________________________5.__________________________________________________________________________________

Задание 2. Работа в парах

Задайте друг другу вопросы, которые вы сформулировали по содержанию статьи из пособия. попытайтесь ответить на вопросы товарища.

Задание 3. Работа в группах

Подпишите части священных сооружений ислама и буддизма



Домашнее задание: Заполните таблицу «Священные сооружения».

культура

Иудейская

культура

Исламская

культура

Буддийская

культура

Основы мировых религиозных культур

Урок №14

Словарь:

Икона - ________________________________________________________________

Фреска - ______________________________________________________________

Каллиграфия - __________________________________________________________

Арабески - _____________________________________________________________

Задание 1. Самостоятельно

Составьте план статьи из пособия для учащихся (с.34-35) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Работа в группах

Ознакомьтесь с планами, которые составили ребята вашей группы. Сопоставьте планы (какие пункты плана повторяются, на сколько частей разбит текст). Составьте и запишите единый план группы.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Самостоятельно

Подпишите названия к изображениям




______________ __________________ ______________ ______________

Домашнее задание: Подготовь рассказ на одну из тем: «Искусство в религиозной культуре христианства», «Искусство в религиозной культуре ислама».


Основы мировых религиозных культур

Урок №15

Искусство в религиозной культуре

Словарь:

Семисвечник (менора) - ________ ____________________________________________

_____________________________________________________________________

Корона Торы- _________________________________________________

______________________________________________________________

Танка - __________________________________________

________________________________________________ икона, сад камней, мечеть, лежащий Будда, синагога, арабеска, корона Торы, алтарь, семисвечник, танка, каллиграфия, ступа, иконостас, минарет.

культура

Иудейская

культура

Исламская

культура

Буддийская

культура

Домашнее задание: Напишите небольшой рассказ «Мои впечатления от иконы (семисвечника, изображения Будды, каллиграфически написанной книги, арабесок)».

Основы мировых религиозных культур

Урок №16-17

Проект

Проект – это способ организации учебной деятельности, направленный на решение проблемы и имеющий конкретный результат


Метод проектов - это способ решить

Проблему вместе и получить

Что-то новое и интересное,

То, что было нам неизвестно

    ПРОБЛЕМА

Вместе учиться, работать, искать,

Что-то полезное людям создать

Чтобы сказать: «Я могу! Я умею!

Я в своих силах теперь уверен!»

Ак показать взрослым, что мы

____________________________________________________________________________________

    ПЛАНИРОВАНИЕ

    Цель:
    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Собрать информацию о том,
    ________________________________________________________________________________________________________________________

    Оформление готового продукта
    ____________________________________________________________

    Презентация
    ____________________________________________________________

    ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
    Как составить кроссворд? (тренинг) подбираем слова: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ПРОДУКТ (оформление кроссворда)

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ (защита своей работы)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Памятка «Как работать над кроссвордом?»

Храм, алтарь, ступа, пагода, минарет, иконостас

    Карандашом напиши эти понятия в таблице (или на листе тетради в клеточку) так, чтобы они составили кроссворд. Если в ходе работы надо будет заменить слово или переместить его на другое место – то сотри ненужное и исправь.

3 а

4 х

1 м

1 и

5 с

    Придумай задания к словам и запиши их с номерами
    (по вертикали и по горизонтали)

Задания по вертикали:

    Здание молитвы у христиан

Задания по горизонтали:

    Оформи кроссворд на альбомном листе.
    (Название, кроссворд, задания, рисунок) и подумай, как можно рассказать о своей работе товарищам.

КРОССВОРД «Священные сооружения»

2

Задания по вертикали:

    Башня, с которой верующих призывают на молитву

    Высокие многоярусные строения в буддизме

    Самое священное место в христианском храме

    Здание молитвы у христиан

    Специальные сооружения для хранения праха Будды

Задания по горизонтали:

Преграда между алтарём и остальной частью храма, на которой рядами расположены иконы

    Покажи свою работу всем.

Группа _____________________________________________________

Тема: _______________________________________________________

Слова: _________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составление кроссворда:

Сформулируйте задания к словам:

По вертикали: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По горизонтали:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оформите кроссворд на чистом листе и придумайте его презентацию.


Содержание

Россия – наша Родина .........................................................................

Урок №2

Урок №3

Культура и религия.............................................................................

Урок №4

Возникновение религий. Древнейшие верования.........................

Урок №5

Возникновение религий. Религии мира и их основатели............

Урок №6-7

Священные книги религий мира.....................................................

Урок №8

Хранители предания в религиях мира............................................

Урок №9

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния....................

Урок №10

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния...................

Урок №11

Человек в религиозных традициях мира........................................

Урок №12

Урок №13

Священные сооружения.....................................................................

Урок №14

Искусство в религиозной культуре.................................................

Урок №15

Искусство в религиозной культуре..................................................

Урок №16-17

Проект. Памятка «Как работать над кроссвордом?»...................

(не мировых, а всех).

Мировой религией является религия, которая получила распространение среди народов разных стран по всему миру. Отличие мировых религий от религий национальных и национально-государственных в том, что в последних религиозная связь между людьми совпадает со связью этнической (происхождение верующих) или политической. Мировые религии также называют наднациональными, так как они объединяют разные народы на разных континентах. История мировых религий всегда тесно связана с ходом истории человеческой цивилизации . Список мировых религий невелик. Религиоведы насчитывают три мировые религии , которые мы кратко рассмотрим.

Буддизм.

Буддизм - древнейшая мировая религия , которая возникла еще в VI веке до нашей эры на территории современной Индии. На данный момент, по оценкам разных исследователей, насчитывает от 800 млн до 1,3 млрд верующих.

В буддизме нет бога-творца, как в христианстве. Будда означает - просветленный. В центре религии учения индийского принца Гаутамы, который бросил свою жизнь в роскоши, стал отшельником и аскетом, задумался о судьбах людей и смысле жизни.

В буддизме также нет теории о сотворении мира (никто не создавал, и никто им не управляет), нет понятия вечной души, нет искупления грехов (вместо этого - положительная или отрицательная карма), нет такой многокомпонентной организации, как церковь в христианстве. Буддизм не требует от верующих абсолютной преданности и отказа от других религий. Звучит забавно, но буддизм можно назвать самой демократичной религией. Будда является чем-то вроде аналога Христа, но при этом он не считается ни богом, ни сыном божьим.

Суть философии буддизма - стремление к нирване, самопознание, самосозерцание и духовное саморазвитие путем самоограничения и медитаций.

Христианство.

Христианство возникло в I веке нашей эры в Палестине (Междуречье) на основе учений Иисуса Христа, которые были описаны его учениками (апостолами) в Новом Завете. Христианство самая крупная мировая религия в географическом понимании (оно присутствует почти во всех странах мира) и по численности верующих (около 2,3 миллиарда, а это почти треть населения Земли).

В XI веке христианство раскололось на католицизм и православие, а в XVI веке от католицизма откололся еще и протестантизм. Вместе они составляют три крупнейших течения христианства. Более мелких ответвлений (течений, сект) больше тысячи.

Христианство монотеистично, хотя его монотеизм немного нестандартный: у понятия Бог три уровня (три ипостаси) - Отец, Сын, Святой Дух. Иудеи, к примеру, этого не приемлют; для них Бог один, и не может быть двоичным или троичным. В христианстве первостепенное значение имеет вера в Бога, служение Богу и праведная жизнь.

Главное пособие христиан - Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Заветов.

Как православные, так и католики признают семь таинств христианства (крещение, причастие, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение, священство). Основные различия:

  • у православных нет Папы (единого главы);
  • нет понятия «чистилище» (только рай и ад);
  • священники не дают обет безбрачия;
  • незначительная разница в обрядах;
  • различие дат праздников.

У протестантов же любой желающий может проповедовать, число таинств и важность обрядов сведены к минимуму. Протестантизм, по сути, наименее строгое течение христианства.

Ислам.

В исламе также один бог. В переводе с арабского означает «покорение», «подчинение». Бог - Аллах, пророк - Мухаммед (Магомет, Магомед). Ислам занимает второе место по количеству верующих - до 1,5 миллиарда мусульман, то есть почти четверть населения Земли. Ислам возник в VII веке на Аравийском полуострове.

Коран - священная книга мусульман - представляет из себя сборник учений Мухаммеда (проповедей) и были составлены после смерти пророка. Немалое значение имеет также Сунна - сборник притч о Мухаммеде, и Шариат - свод правил поведения для мусульман. В исламе первостепенное значение имеет соблюдение обрядов:

  • ежедневная пятикратная молитва (намаз);
  • соблюдение поста в рамадан (9ый месяц мусульманского календаря);
  • раздача милостыни нищим;
  • хадж (паломничество в Мекку);
  • произнесение главной формулы Ислама (нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его).

Раньше в число мировых религий включали также индуизм и иудаизм . Сейчас эти данные считаются устаревшими.

В отличие от буддизма, христианство и ислам связаны друг с другом. И та, и другая религии относятся к авраамическим религиям.

В литературе и кино иногда встречается такое понятие, как «одна вселенная». Герои разных произведений живут в одном мире и могут однажды встретиться, как, например, Железный человек и Капитан Америка. Действие христианства и ислама происходит в «одной вселенной». Иисус Христос, Моисей, Библия упоминаются в Коране, причем Иисус и Моисей являются пророками. Адам и Хава - первые люди на Земле согласно Корану. Мусульмане в некоторых библейских текстах также усматривают пророчество появления Мухаммеда. В этом аспекте интересно наблюдение, что особенно жесткие религиозные конфликты возникли именно между этими, близкими друг другу, религиями (а не с буддистами или индусами); но этот вопрос оставим на рассмотрение психологам и религиоведам.

ОРКСЭ, 4 класс. Контрольное тестирование по темам 1 полугодия

Модуль: «Основы мировых религиозных культур»

Выбери один правильный ответ и обозначь его в поле ответов:

1.Что называют духовным миром человека?

а) культурные традиции;

б) окружающий мир;

г) музыку;

2.Что такое «религия»?

а) верование, особое поведение, участие в ритуалах;

б) выступление, чтение священных книг, посещение святых сооружений;

в) участие в крестном ходе, чтение молитв, посещение святых сооружений;

г) вера в бога, чтение Библии, участие в религиозных ритуалах.

3.К мировым религиям относятся:

а) иудаизм, христианство, ислам;

б) христианство, ислам, буддизм;

в) ислам, индуизм, буддизм;

г) иудаизм, христианство, ислам.

4.Какие религии называют национальными?

а) древние религии;

б) принадлежат (в основном) одному народу;

в) в которых ритуалы соединяют людей с богом;

г) когда верующие живут в разных странах.

5.Традиционные религии России:

а) христианство, буддизм, ислам, католицизм;

б) христианство, буддизм, ислам, иудаизм;

в) христианство, буддизм, протестантизм, ислам;

г) христианство, ислам, католицизм.

6. Что входит в понятие «культурный человек»?

а) богатый, добрый, много читающий;

б) уважающий культуру, традиции и обычаи своего народа;

в) общительный, знающий историю своего народа;

г) мудрый, воспитанный, честный.

7.Что такое «политеизм»?

а) вера в духов;

б) многобожие;

в) забота о душах своих предков;

г) священные животные.

8.Объясни значение слова «монотеизм»:

а) вера во многих богов;

б) вера в существование человеческой души;

в) вера в одного бога;

г) вера в извечную борьбу добра и зла.

9.Какой народ первым поверил в Единого Бога?

а) русские;

в) индейцы;

г) мусульмане

10. Кому повелевал Бог вызволить из рабства еврейский народ?

а) Аврааму

б) Моисею

г) Иисусу

11.Какое из определений соответствует слову «Завет»?

а) смена веры в духов только в одного Бога;

б) почитание Бога;

в) договор с Богом;

г) переход власти.

12.Христианство возникло в:

а) II в. н. э.

б) Iв. до н.э.

г) III в. н.э.

13. Какое имя дал народ Владимиру I Святославовичу?

а) Благодетель;

б) Красное Солнышко;

в) Освободитель;

г) Креститель.

14.В каком городе родился Иисус Христос?

а) в Древнем Риме;

б) в Древней Греции;

в) в Иерусалиме;

г) в маленьком городе Вифлееме;

15.Сколько заповедей дал Бог Моисею?

16.Как называют Бога в исламе?

а)Махаммад;

б)Исмаил;

в) Авраам

17.Какая книга в исламе считается священной кроме Корана?

а) Библия;

б) Евангелие;

в) Типитака;

18. Сколько раз в день верующий мусульманин обязан молиться?

г) восемь.

19. Из какой страны распространились традиции Буддизма?

а) Тибета;

б) Японии;

г) Таиланда.

20. Как буддисты называют своего духовного учителя?

а) Рукмини;

б) Кришна;

в) Байрам;

21. Медитация – это:

а) физические упражнения;

б) водные процедуры;

в) проповедь;

г) сосредоточение, внутреннее созерцание.

22. «Танах» - это священное писание:

а) иуддистов;

б) католиков;

в) протестантов;

г) иудеев.

23.Назовите первого еврейского пророка.

В учебном пособии с учетом возрастных особенностей учащихся 4-5 классов даются элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Авторы не ставили задачи отражения в пособии дискуссионных вопросов религиозных учений и религиоведения.

ПЕРВЫЕ РЕЛИГИИ.
Религиозные чувства возникли у человека на самом раннем этапе его истории. Найденные захоронения древних людей сделаны с большой любовью и заботой. Это указывает на их веру в загробное существование и в высшие силы. Первобытные люди заботились о душах своих предков, верили, что эти души умерших людей продолжают участвовать в жизни своей семьи и своего племени. У них просили защиты, а иногда и боялись их.

Древние люди верили, что окружающий мир населён духами, добрыми или злыми. Эти духи обитали в деревьях и горах, ручьях и реках, огне и ветре. Люди также почитали священных животных, например медведей или оленей.

Постепенно на смену вере в духов приходит вера в богов. В древних государствах - Египте, Греции, Риме, Индии, Китае, Японии - люди верили в то, что богов много и каждый бог имеет свою «специализацию». Были боги, которые покровительствовали ремёслам или искусству, другие считались владыками морей и океанов, подземного царства. Все вместе эти боги назывались пантеоном. Религия, в которой почитается много богов, называется многобожием.

Содержание
Урок 1. Россия - наша Родина 4
Урок 2. Культура и религия 6
Урок 3. Культура и религия 8
Урок 4. Возникновение религий 10
Урок 5. Возникновение религий. Религии мира и их основатели 12
Уроки 6-7. Священные книги религий мира 16
Урок 8. Хранители предания в религиях мира 22
Уроки 9-10. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния 24
Урок 11. Человек в религиозных традициях мира 28
Уроки 12-13. Священные сооружения 30
Уроки 14-15. Искусство в религиозной культуре 34
Уроки 16-17. Творческие работы учащихся 38
Уроки 18-19. История религий в России 40
Уроки 20-21. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды 52
Урок 22. Паломничества и святыни 58
Уроки 23-24. Праздники и календари 62
Уроки 25-26. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира 68
Урок 27. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь 72
Урок 28. Семья 74
Урок 29. Долг, свобода, ответственность, труд 76
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству 78.

Дата публикации: 10.05.2013 03:39 UTC

  • Основы мировых религиозных культур, 4 класс, рабочая программа по учебнику Беглова А.Л., Саплиной Е.В., Токаревой Е.С., Ярлыкапова А.А., Терещенко Н.В., 2014

М.: 2010 - 80 с.

В учебном пособии с учетом возрастных особенностей учащихся 4-5 классов даются элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Авторы не ставили задачи отражения в пособии дискуссионных вопросов религиозных учений и религиоведения.

Формат: pdf / zip

Размер: 8 Мб

Урок 1. Россия - наша Родина 4

Урок 2. Культура и религия 6

Урок 3. Культура и религия 8

Урок 4. Возникновение религий 10

Урок 5. Возникновение религий. Религии мира и их основатели 12

Уроки 6-7. Священные книги религий мира 16

Урок 8. Хранители предания в религиях мира 22

Уроки 9-10. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния 24

Урок 11. Человек в религиозных традициях мира 28

Уроки 12-13. Священные сооружения 30

Уроки 14-15. Искусство в религиозной культуре 34

Уроки 16-17. Творческие работы учащихся 38

Уроки 18-19. История религий в России 40

Уроки 20-21. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды 52

Урок 22. Паломничества и святыни 58

Уроки 23-24. Праздники и календари 62

Уроки 25-26. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира 68

Урок 27. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь 72

Урок 28. Семья 74

Урок 29. Долг, свобода, ответственность, труд 76

Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству 78

Как скачивать и открывать электронные книги в различных форматах pdf,

djvu - смотрите...

Отдохни - посмотри картинки,приколы и смешные статусы

Разные афоризмы

Помни, что каждый день - первый в оставшейся части жизни.

Цитаты и Статусы со смыслом

Приколы из школьных сочинений

Менделееву упало яблоко на голову и он создал химические элементы.
Выбор редакции
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...

Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...

Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...

Если вы не новичок в кулинарии, то знаете, что обязательными ингредиентами классических сырников являются творог, мука и яйцо, но уж...
Сырники популярны у многих славянских народов. Это национальное блюдо русских, украинцев и белорусов. Изобрели их экономные хозяйки,...
Все, кто любит синенькие, должны обратить свое внимание на этот простой рецепт и обязательно приготовить это вкусное кушанье для сытного...
1343 11.07.12 Есть в Италии город Болонья, основанный 510 году до н. э. - кулинарная столица страны. За глаза Болонью называют...
В осенне-зимний период, брокколи — это замечательный продукт для приготовления свежих, но в тот же момент, сытных вегетарианских блюд....
Рецепт приготовления супа с овсяными хлопьями: Куриную грудку промыть и разрезать для удобства на средние куски. Положить курицу в...