Сценарий урока "налогообложение в россии". Ученический договор: учет и налогообложение Выплаты по ученическому договору налогообложение


"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 5, март 2007 г.

Кадры на предприятии решают многое. С проблемой привлечения высококвалифицированных специалистов каждая организация справляется по-своему. Одни пользуются услугами кадровых агентств, другие периодически направляют сотрудников на переподготовку. Понятно, что оба варианта связаны с дополнительными денежными затратами. Вместе с тем существует и менее дорогостоящий вариант - можно "вырастить" хорошего специалиста внутри коллектива, то есть помочь достичь необходимого уровня штатному сотруднику фирмы или соискателю на какую-либо должность. В данном случае отношения организации и физического лица оформляются ученическим договором.

Данный вид договора имеет значительные преимущества, так как не только защищает работодателя от недобросовестных специалистов, но и позволяет снизить расходы предприятия, в том числе на уплату налогов.

Нормативное регулирование

Особенности заключения ученического договора приведены в гл. 32 "Ученический договор" ТК РФ. В соответствии со ст. 198 ТК РФ организация имеет право заключить такой договор как со своим штатным работником, так и с лицом, ищущим работу. При этом ученический договор с работником предприятия оформляется дополнительно к трудовому договору.

Итак, цель ученического договора - профессиональное обучение. Он заключается в письменной форме в двух экземплярах и должен включать следующие обязательные данные (ст. 199 ТК РФ):

Наименование сторон (название организации, ФИО физического лица - ученика);

Профессию (специальность, квалификацию), приобретаемую учеником;

Обязанность работодателя обеспечить физическому лицу возможность обучения;

Обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией (специальностью, квалификацией) проработать на предприятии по трудовому договору в течение установленного срока;

Срок обучения;

Размер оплаты в период ученичества.

Обратите внимание: закон не ограничивает свободу работодателя и ученика при оформлении договора - дополнительно к перечисленным обязательным реквизитам стороны могут внести в договор иные условия. Кроме того, ст. 201 ТК РФ разрешает изменить условия ученического договора в течение срока его действия, но только по соглашению обеих сторон. Таким образом, в данном случае необходимо составить и подписать дополнительное соглашение.

Формы обучения

Статьей 202 ТК РФ договаривающимся предоставлено право выбора формы обучения. Можно организовать ученичество в индивидуальной, бригадной, курсовой или иной форме. Выбор формы обучения зависит от приобретаемой профессии, условий в организации и т.д. При индивидуальной форме обучения работник-ученик самостоятельно изучает теоретический курс, консультируясь при этом у специалиста данной организации - руководителя производственного обучения. Обучение ведется на рабочем месте, и работник-инструктор не освобождается от основной работы. При бригадной форме обучения несколько учеников объединяют в специальную группу и обучение осуществляется либо на рабочих местах либо в учебных группах в технических школах или на специальных материально-технических базах. Курсовая форма обучения, как правило, применяется при освоении сложных профессий, когда по месту работы, в учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах и т.д. организуются курсы.

Некоторые ограничения

Несмотря на то, что обучающийся не является работником предприятия, на него в полной мере распространяется трудовое законодательство, включая нормы об охране труда. Время ученичества ограничено. В течение недели оно не должно превышать установленной нормы рабочего времени. Напомним, что нормальная продолжительность рабочего времени, в соответствии со ст. 91 ТК РФ, не может превышать 40 часов в неделю. Кроме того, применительно к ученическому договору необходимо соблюдать и условие о сокращенной продолжительности рабочей недели, которая, в силу ст. 92 ТК РФ, устанавливается:

Для работников в возрасте до 16 лет - не более 24 часов;

Для работников в возрасте от 16 до 18 лет, а также для инвалидов I или II группы - не более 35 часов;

Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - не более 36 часов.

Обратите внимание: условия ученического договора, противоречащие Трудовому кодексу, коллективному договору и соглашениям организации, являются недействительными и не применяются (ст. 206 ТК РФ).

Закон запрещает в период действия ученического договора привлекать работников к сверхурочным работам и направлять в служебные командировки, не связанные с ученичеством.

И еще один нюанс. Сотрудники, проходящие обучение в организации, по соглашению с работодателем могут быть полностью освобождены от работы по трудовому договору либо выполнять ее на условиях неполного рабочего времени.

Преимущества очевидны

Во-первых, работодатель вправе установить любой срок обучения. Такая возможность является преимуществом ученического договора по сравнению с трудовым договором с условием испытательного срока. Напомним, что испытательный срок не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций - шести месяцев (ст. 70 ТК РФ). Нередко получается, что, выдержав три месяца испытательного срока, сотрудник начинает демонстрировать свои не самые лучшие качества. Ученический договор позволяет работодателю "испытывать" работника столько, сколько он считает нужным, и принять его на соответствующую должность (по соответствующей профессии и специальности) и зачислить в штат, только окончательно убедившись в его профессиональной пригодности. Право работодателя самостоятельно определять срок обучения закреплено в ст. 200 ТК РФ: ученический договор заключается на срок, необходимый для обучения данной профессии, специальности, квалификации.

Во-вторых, ученический договор предоставляет возможность проверить знания и практические навыки физического лица. В статье 207 ТК РФ указано, что трудовой договор заключается с лицом, успешно завершившим ученичество. Следовательно, по окончании обучения ученик должен сдать зачет или экзамен

, по результатам которого ему присваивается квалификация (разряд, класс, категория). Возможность проведения квалификационного экзамена выгодна организации. Фактически администрации предприятия предоставлено право не заключать трудовой договор, если претендент не соответствует предъявляемым требованиям. Аналогичная ситуация складывается и с учеником-работником предприятия: руководитель не обязан переводить на другую должность (специальность) сотрудника, не прошедшего испытания экзаменационной комиссии. Вместе с тем по соглашению сторон ученическим договором может быть предусмотрена возможность продления периода обучения в случае неудачной сдачи квалификационного экзамена и повторного допуска к нему.

Обратите внимание: ученикам, успешно сдавшим квалификационные экзамены, при заключении трудового договора испытательный срок не устанавливается.

В-третьих, ученический договор гарантирует работодателю возмещение всех расходов, связанных с обучением, в случае увольнения работника по собственному желанию либо его отказа заключить трудовой договор после сдачи экзамена. В соответствии с п. 2 ст. 207 ТК РФ по окончании срока обучения ученик обязан проработать в организации не менее того срока, который был оговорен ученическим договором. В случае если физическое лицо без уважительных причин не выполняет своих обязательств по договору (не приступило к работе, досрочно оставило работу и т.п.), оно обязано компенсировать работодателю расходы на обучение, включая выплаченную ему за время обучения стипендию. Данная статья Трудового кодекса не содержит перечня расходов, которые должен возместить несостоявшийся работник, поэтому во избежание спорных ситуаций виды расходов лучше согласовать заранее и внести в ученический договор при его заключении. Обычно помимо стипендии работодатель может потребовать компенсации учеником:

Сумм, выплаченных наставнику в качестве надбавки к зарплате;

Стоимости семинаров, тренингов и т.п. (если обучающийся посещал такие платные мероприятия);

Расходов на приобретение учебно-методических материалов и пособий;

Затрат на организацию и проведение квалификационного экзамена.

Экономим деньги фирмы

Сэкономить, заключив ученический договор, вполне реально. Причем в данном случае можно говорить о двух возможных вариантах экономии. Статьей 204 ТК РФ установлено, что обучающимся в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. И только работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам.

Следовательно, основным видом выплат по данному договору является не зарплата, а стипендия, и ее размер стороны могут устанавливать по своему усмотрению. Иными словами, ученический договор позволяет вполне легально начислять сотруднику "минималку" и при этом не бояться обвинений в выдаче зарплаты "в конверте". Устанавливая размер стипендии, нет необходимости учитывать прожиточный минимум и тем более среднюю по отрасли зарплату в регионе. Единственное условие - стипендия не может быть ниже МРОТ. Понятно, что, выплачивая ученику незначительную стипендию, руководитель не только снижает расходы фирмы, но и поддерживает авторитет опытных работников, ведь именно они часто бывают недовольны, когда новичку платят ту же зарплату, что и другим членам коллектива.

Однако возможно, что с целью экономии работодателю, наоборот, нужно выбрать противоположный подход и выплачивать в качестве стипендии не МРОТ, а более высокие суммы. Второй вариант экономии основан на том, что сумма стипендии "зарплатными" налогами не облагается. Так, в Письме Минфина РФ от 24.10.2006 N 03-05-02-04/167 сообщается, что поскольку стипендии начисляются физическим лицам не по трудовым и гражданско-правовым договорам за выполнение работ, оказание услуг, то они не будут являться объектом налогообложения единым социальным налогом как у работников данной организации, так и у лиц, не являющихся таковыми.

Обратите внимание: данное письмо выпущено после вступления в силу поправок, внесенных в Трудовой кодекс Федеральным законом N 90-ФЗ

, значит, нет оснований подвергать сомнению возможность применения этих выводов в настоящее время.

В Письме ФСС РФ N 02-18/05-3937

указано, что по своей сути стипендия является ежемесячным денежным пособием учащимся и относится к социальным выплатам. Поэтому в соответствии с Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ на стипендию, выплачиваемую ученику - работнику организации, заключившему ученический договор на переобучение без отрыва от работы, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не начисляются. На вознаграждения, выплачиваемые по ученическим договорам лицам, ищущим работу, такие страховые взносы начисляются, только если их уплата предусмотрена ученическим договором.

Таким образом, получается, что ни ЕСН, ни страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний с сумм выплаченных стипендий перечислять в бюджет не надо.

По мнению автора статьи, есть все основания не включать стипендию в совокупный годовой доход физического лица и не уплачивать НДФЛ. Стипендия является разновидностью компенсационной выплаты, связанной с переобучением и повышением квалификации работника, и производится в соответствии с действующим законодательством РФ (ст. 204 ТК РФ). Поэтому она освобождается от налогообложения в силу п. 3 ст. 217 НК РФ.

Три важных нюанса

Первый заключается в том, что в случае болезни ученика при расчете пособия по временной нетрудоспособности сумма стипендии не будет учитываться при расчете среднего заработка. Этот вывод следует из ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ

, которая предусматривает, что в сумму заработка включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС РФ.

Второй особенностью является то, что в качестве дополнения к стипендии работодатель оплачивает выполненную учеником работу. В этой части сэкономить не удастся. Работа должна быть оплачена по действующим в организации расценкам, да и налоги с этой суммы начисляются в общеустановленном порядке.

Наконец, третий момент, на который хотелось бы обратить особое внимание читателей, состоит в том, что, по мнению Минфина, суммы выплаченных ученикам стипендий не уменьшают налогооблагаемую прибыль предприятия. Эту позицию финансисты высказали в Письме от 30.11.2006 N 03-03-04/2/252, которым в очередной раз продемонстрировали односторонний подход к решению проблемы. Заявив о том, что затраты на стипендии не учитываются при исчислении налога на прибыль, они не обосновали свою позицию.

Итак, чиновники рассуждали следующим образом. Применить п. 3 ст. 264 НК РФ в данном случае нельзя, так как он позволяет включать в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, только затраты на подготовку и переподготовку работников, состоящих в штате организации, по договору с образовательным учреждением. Таким образом, эта норма не разрешает учесть для целей налогообложения суммы выплаченных стипендий ни работникам, ни соискателям. Другой нормы, в которой были бы поименованы такие расходы, в гл. 25 НК РФ нет. Поэтому, не утруждая себя дальнейшим анализом ситуации, Минфин делает вывод о невозможности уменьшения налогооблагаемой прибыли организации.

Отметим, что налогоплательщик, направивший запрос в Минфин, полностью обосновал правомерность включения сумм стипендии в налоговые расходы. Чиновникам только и оставалось, что подтвердить сделанные организацией выводы. Однако финансисты, возражая против очевидных фактов и высказывая противоположное мнение, все-таки не смогли опровергнуть позицию предприятия.

Каковы доводы организации-налогоплательщика? Заключение ученических договоров с лицами, ищущими работу, выгодно для фирмы, так как "вырастить" нужного специалиста в своем коллективе дешевле и практичней, чем нанимать сразу дипломированного работника, который сможет по праву называться специалистом лишь по истечении определенного времени. На этом основании считаем, что сумма стипендии может быть отнесена на расходы, уменьшающие налоговую базу, в силу пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией. В отношении расходов по выплате стипендий по ученическим договорам со своими работниками считаем, что такие расходы могут быть учтены при исчислении налоговой базы по прибыли на основании статьи 255 НК РФ, поскольку согласно нормам трудового законодательства (статья 198 ТК РФ) ученический договор в данном случае является дополнительным к трудовому.

На наш взгляд, позиция предприятия логична и обоснованна. Отсутствие в гл. 25 НК РФ отдельного вида расходов не означает, что эти затраты не уменьшают налоговую базу, ведь перечень прочих расходов является открытым. Следовательно, для включения спорных сумм в состав налоговых расходов необходимо лишь их соответствие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ - документальное подтверждение и экономическая обоснованность. И если эти условия соблюдены, то организация может учесть суммы выплаченных стипендий (и штатным работникам, и претендентам) при исчислении налога на прибыль.

Выпуск данного письма Минфина, скорее всего, объясняется стремлением лишить налогоплательщиков еще одного, вполне законного, варианта оптимизации. Очевидно, чиновники посчитали, что организации получат слишком много, если им разрешить и ЕСН не начислять, и прибыль уменьшить.

Оценим выгоду

Сравним расходы по трудовому и ученическому договору. Предположим, что в фирме два ученика получают стипендию по 5 000 руб., всего им выплачивается 10 000 руб. Эта сумма выдается им на руки, так как НДФЛ не удерживается. Для того чтобы по трудовому договору выплачивать те же 10 000 руб. "чистыми", начислить придется уже не 10 000, а 11 495 руб., ведь НДФЛ

с этой суммы составит 1 495 руб. (11 495 руб. х 13%).

Понятно, что при оформлении трудового договора организация должна уплатить в бюджет ЕСН в сумме 2 989 руб. (26% оклада), взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, например, 149 руб. (1,3%) и удержать из дохода работника НДФЛ в размере 1 495 руб. (13%). Таким образом, общие расходы предприятия составят 14 633 руб. (11 495 + 2 989 + 149), в бюджет необходимо перечислить налоги в сумме 3 880 руб. (2 989 + 1 495 + 149 - 753

).

В случае заключения ученического договора расходы организации меньше, всего 10 000 руб. (если предприятие решит отстаивать свою точку зрения и суммы выплаченной стипендии учтет для целей налогообложения), и налоговых обязательств перед бюджетом не возникает.

Обратите внимание: налоговые инспекторы на местах не всегда следуют разъяснениям московских чиновников. Вполне возможно, что при проверках они будут предъявлять претензии предприятию не только в отношении налога на прибыль, но и ЕСН и НДФЛ. Поэтому особенно важно правильно оформить все документы: ученический договор

, программу обучения, приказ о назначении наставника, протокол квалификационной комиссии о сдаче экзамена и т.д. Кроме того, следует помнить о рассмотренных выше ограничениях, ведь часто налоговики используют любые, даже формальные причины, чтобы начислить организации недоимку по налогам, например, не исключено, что поездка ученика-сотрудника в командировку станет предметом спора. Поэтому во избежание недоразумений нельзя допускать небрежностей в документах.

Особенности бухгалтерского учета

Отражение операций в учете не вызовет затруднений даже у начинающего бухгалтера. Если ученический договор заключен с работником предприятия, то расчеты по суммам начисленной стипендии и зарплаты производятся в обычном порядке с использованием счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Для учета расчетов с учениками, не являющимися сотрудниками фирмы, необходимо использовать счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". В этом случае в бухгалтерском учете производятся следующие записи:

Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 76 - начислена стипендия и оплата выполненной работы

Дебет 76 Кредит 50 - погашена задолженность по ученическому договору

Подведем итоги. На наш взгляд, все вышеизложенное подтверждает, что заключение ученических договоров гарантирует работодателю серьезную выгоду. Однако получить ее можно только при взвешенном использовании данного варианта оформления взаимоотношений с работниками. Очевидно, что контролирующие органы не оставят без внимания организацию, в которой преобладают сотрудники-ученики, получающие минимальную оплату труда в виде стипендии. Автор статьи не призывает всех (или большинство) работников организации оформить в качестве учеников. Такая непродуманная оптимизация обернется для предприятия начислением недоимки, пеней и штрафов по налогам. Вместе с тем, выбирая между заключением трудового договора с условием испытательного срока и ученическим договором, отдать предпочтение следует последнему.

Т.К. Юлина

─────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Для проведения квалификационных экзаменов в организации создается соответствующая комиссия.

*(2) Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".

*(3) Письмо ФСС РФ от 11.06.2003 N 02-18/05-3937 "Об ученических договорах".

*(4) Утвержден Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765.

*(5) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию".

*(6) Для упрощения расчетов стандартные вычеты из совокупного дохода физического лица не учитываем.

*(7) Разница в размере налога на прибыль между первым и вторым вариантами связана с тем, что при заключении трудового договора налоговые расходы больше на сумму начисленного ЕСН и страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, поэтому размер налога на прибыль меньше. Произведем расчет: (2 989 + 149) руб. х 24% = 753 руб.

Для урегулирования отношений между работодателем и работником на время обучения или переобучения заключается ученический договор. Как правильно оформить такой договор и учесть расходы и выплаты по нему?

Понятие ученического договора

Работодатель вправе заключать ученический договор как с работником организации, так и с лицом, ищущим работу.
Особенностью такого договора является то, что с работником организации он заключается на профессиональное обучение или переобучение, а с лицом, ищущим работу, - только на профессиональное обучение.
Ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.
Также он может включать в себя иные условия, если стороны пришли к соответствующему соглашению. К ним относятся: продление ученического договора; составление графиков проведения итоговых зачетов, экзаменов на территории работодателя, выдача документов об окончании обучения; предоставление дополнительных гарантий при направлении на обучение в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального обучения, если ученик уже имеет образование соответствующего уровня (дополнительный отпуск, оплата проезда и др.).
В ученическом договоре должна быть закреплена обязанность работника отработать у работодателя определенное время (ст. 199 ТК РФ).
Если в коллективном договоре организации содержатся условия, касающиеся заключения ученического договора, то они включаются в него как положения информационного характера. Ученический договор также может быть дополнен условиями, предусматривающими улучшение положения учеников (например, о дополнительных выплатах при направлении в командировку и др.).
Работнику, направленному работодателем на обучение в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, предоставляются гарантии при условии получения образования соответствующего уровня впервые. Исключение составляют случаи, когда указанные в Трудовом кодексе РФ гарантии сохраняются на основании условий трудового или ученического договора (ч. 1 ст. 177 ТК РФ). Иными словами, если гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, не распространяются на лиц, с которыми заключен ученический договор, но закреплены в нем, то они должны предоставляться работодателем в полном объеме.
Чтобы документально оформить обучение ученичества сотрудника, необходимо: заключить ученический договор; издать приказ о направлении сотрудника на обучение; во время его учебы производить соответствующие отметки в табеле учета рабочего времени; при получении работником новой профессии, повышении квалификации, получении нового разряда отметить это в трудовой книжке.

Учет расходов и выплат по ученическому договору

Работодатель, заключивший ученический договор с физическим лицом, как с ищущим работу, так и с работником организации, обязан выплатить ученику в период ученичества стипендию и оплатить работу на практических занятиях (ст. 204 ТК РФ). Размер стипендии, определяемый ученическим договором, не может быть ниже установленного Федеральным законом от 24.06.2008 N 91-ФЗ МРОТ, который в настоящее время составляет 4330 руб. в месяц.
на счетах учета затрат. Корреспонденция счетов зависит от того, является ли ученик работником организации, с которой заключен ученический договор. Если ученик - работник , то применяется счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" либо 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", а если нет, то счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Стипендии, выплачиваемые организацией работнику согласно ученическому договору на профессиональное обучение, не являются компенсационными выплатами (п. 11 ст. 217 НК РФ) и подлежат обложению НДФЛ. Вознаграждение за работу, выполняемую учениками на практических занятиях, на основании п. 1 ст. 210 НК РФ также подлежит налогообложению (пример 1).

Пример 1. Ученик, ищущий работу, в апреле 2011 г. в рамках ученического договора с 1-го по 15-е число проходил теоретическое обучение, а затем с 16 по 30 апреля - производственное обучение. За апрель ему были начислены: стипендия - 5500 руб.; оплата выполненной работы на практических занятиях - 6000 руб. Ученик имеет право на налоговый вычет в размере 400 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ).
Оформим бухгалтерские записи:


5500 руб.
начислена стипендия ученику;
Д-т сч. 20 "Основное производство"
К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
6000 руб.
начислена оплата за работу, выполненную учеником на практических занятиях;

К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам"
1443 руб. ((11 500 - 400) x 13%)
удержан НДФЛ;
Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
К-т сч. 50 "Касса"
10 057 руб. (11 500 - 1443)
произведена выплата из кассы начисленной ученику суммы.

Если ученик, заключивший с организацией ученический договор, по окончании ученичества отказывается от заключения трудового договора без уважительных причин, он обязан вернуть полученную за время стажировки стипендию, а также возместить другие понесенные организацией расходы в связи с подготовкой кадров (ст. 207 ТК РФ).
Когда ученик после окончания учебы к работе приступил, но, не отработав до конца оговоренный срок, увольняется без уважительных причин, он должен возместить затраты, понесенные работодателем при направлении его на учебу (ст. 249 ТК РФ). Сумма рассчитывается пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении. Если размер ущерба не превышает среднего заработка работника и имеется согласие работника, то взыскание производится на основании распоряжения работодателя. В противном случае взыскание возможно только в судебном порядке.
Компенсация части затрат работодателя на обучение признается в составе прочих доходов на дату, когда долг будет признан работником, либо на дату, когда вступит в силу решение суда о взыскании долга с бывшего работника. Если же работник долг не признал и организация в суд по этому поводу не обращалась, то внереализационного дохода у компании не будет (пример 2).

Пример 2. Ученик возвращает организации сумму полученной им стипендии. Поскольку ее возврат производится не вследствие ошибочного начисления, а в качестве возмещения убытков, корректировка доходов ученика не производится и удержанный НДФЛ ему не возвращается.
Составляются :
Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсч. 1 "Прочие доходы",
5500 руб.
отражена задолженность ученика по возмещению затрат на выплату стипендии;
Д-т сч. 50 "Касса"
К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
5500 руб.
в кассу внесена сумма возмещения затрат.

Если после завершения обучения работник не приступил к работе по уважительной причине, то он освобождается от обязанности возмещать расходы, понесенные работодателем.

Налог на прибыль

Расходы на оплату стипендии, выплачиваемой собственному работнику , с которым заключен ученический договор, можно учесть в составе расходов на оплату труда согласно ст. 255 НК РФ.
Так как организация во время обучения еще не заключила с ним трудовой договор, а по окончании обучения, в случае удовлетворительного прохождения им аттестации, его примут на работу, то может ли она учесть расходы на выплату стипендий в случаях принятия и непринятия ученика в штат по окончании обучения в связи с неудовлетворительными результатами аттестации?
Что касается расходов на оплату стипендии соискателю-учащемуся , то здесь два варианта. В случае принятия по окончании обучения учащегося в штат организации, затраты на выплату ему стипендии могут уменьшать базу по налогу на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), при условии их соответствия критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ. Если же по окончании обучения ученик не будет принят в штат организации, то основания для принятия расходов по выплате стипендии отсутствуют.
Выплаты за проделанную во время обучения работу, независимо от того, является ли ученик работником организации, можно учесть при определении налогооблагаемой прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Страховые взносы

Страховыми взносами в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС облагаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, если они начислены в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений.
Если ученический договор заключен с работником организации, то его можно рассматривать в качестве дополнительного к трудовому договору. Выплата стипендии и оплата труда по нему производятся физическому лицу в рамках уже существующих трудовых отношений, поэтому на такие вознаграждения нужно начислять страховые взносы.
Когда ученический договор оформлен с лицом, которое только претендует на получение должности, - трудовых отношений еще нет, поэтому выплаты по договору взносами не облагаются.
Что касается обязательного страхования от несчастных случаев на производстве, то здесь ситуация следующая.
Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев, если по указанному договору страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. По своей сути стипендия является ежемесячным денежным пособием учащимся и относится к социальным выплатам, поэтому на нее страховые взносы не начисляются.
На выплату вознаграждения на практических занятиях страховые взносы от несчастных случаев также не начисляются, поскольку ученический договор не признается трудовым и соответственно заключившие его лица не отнесены к категории застрахованных.

Ученичество помогает решать вопрос кадрового голода, обеспечивать завод подготовленным персоналом и дает возможность еще на этапе обучения отсечь людей случайных, не способных работать на производстве.

К внедрению института ученичества нас побудил крайний дефицит квалифицированных рабочих в регионе, то есть отсутствие специалистов нужной профессии и квалификации в требуемом количестве. Причин этому много. Это и то, что квалифицированных рабочих в настоящее время почти не готовят, нет существовавшей когда-то схемы подготовки специалистов непосредственно на заводе, острая конкуренция на рынке труда региона за квалифицированный рабочий персонал и т. д. Я опишу практический опыт внедрения системы обучения производственного персонала на примере предприятия, расположенного в Московской области, где данная процедура внедрена и успешно действует.

В данной статье сознательно не приводятся примеры наших документов, сопровождающих этот процесс. Думаю, что каждый HR-специалист сможет самостоятельно их разработать именно под нужды своего предприятия (у всех своя специфика). Лишь поделюсь опытом и дам рекомендации, которые, надеюсь, кому-нибудь из коллег пригодятся.

Организационные вопросы

Прием учеников осуществляется именно по ученическому до- говору, а не в штат (это позволяет делать ст. 198 Трудового кодек- са - ученический договор с лицом, ищущим работу). В нашем случае ученический договор заключается на срок три месяца, что соответствует учебной программе. После обучения ученики проходят аттестацию, по результатам которой принимаются по полученной профессии на определенную должность и становятся нашим штатным персоналом.

Сразу отмечу, что мы не заменяем собой профессионально технические училища (ПТУ), обучение ведется для выполнения работы исключительно на должностях нашего пред приятия и не подразумевает выдачу каких-либо дипломов, сертификатов и иных документов, а также не предназначено для работы вне рамок про изводственной деятельности организации. Иными словами, обу чение внутреннее и проводится для того, чтобы ученик мог в последствии работать на определенной штатной должности предприятия.

Каждому ученику по наставнику

Обучение включает теоретическую и практическую часть и проводится в форме наставничества. Для этого на заводе разработаны программы обучения по каждой профессии. Поэтому совет: первым делом необходимо разработать программу обучения, затем подробно ее расписать (например, используя производственные инструкции). Это дело не простое, как может показаться на первый взгляд, без помощи квалифицированных производственников вам не обойтись. Нужно работать в тесной связке с ними, а также инженером по охране труда. Программа обучения включает теоретическуючасть по профессии, а также правила техники безопасности и охраны труда.

Каждый пункт учебной программы определяется в часах. Например, теоретическая часть в нашем случае занимает примерно 20 процентов программы. Обучение основам профессиональной деятельности проводят тех нологи/мастера с производства, охране труда обучает инженер по технике безопасности и охране труда. Делать
это в некоей аудитории или обучать непосредственно на производстве - это решать вам, учитывая особенности вашего предприятия. Но ученики должны быть знакомы с производственными инструкциями и прочими материалами согласно программе обучения по их будущей про фессии.

Основную часть времени занимает практическое обучение непосредственно на производстве в виде наставничества. Для этого у нас выбраны наставники по каждому участку - это наиболее подготовленные и, что немаловажно, способные обучать, делиться своим опытом штатные рабочие предприятия (которые, возможно, сами когда-то были учениками). Попадают в наставники по результатам регулярной аттестации персонала, проводимой на предприятии (соответственно, у вас эта процедура должна также быть отлажена, а не носить формальный характер).

За каждым наставником одновременно на нашем предприятии может быть закреплен только один ученик. Наставник работает в своем обычном рабочем режиме, выполняет свои должностные обязанности, параллельно обучает ученика.

На период обучения наставнику назначается доплата к окладу. В случае если наставник не обучает ученика должным образом, с него может быть снята эта выплата, а ученика прикрепляют к другому сотруднику. Наставник в период обучения всецело отвечает за ученика, в том числе следит за трудовой дисциплиной.

Хочу отметить и то, что для наставника, помимо определенного увеличения дохода сотрудника, это еще и элемент нематериальной мотивации: являться наставником - значит пользоваться уважением не только у учеников, у рабочего-наставника растет авторитет и признание в коллективе, в кругу коллег.

Сам ученик в период обучения получает ежемесячную стипендию, также оплачивается его работа в процессе прохождения практического обучения (производственной практики).

Как это все отразить документально?

Важный документ, который должен быть подготовлен при внедрении ученичества на заводе, - положение об ученичестве . Этот документ, собственно, и должен описывать все вышесказанное. Положение должно содержать конкретную информацию и давать понимание любому причастному к обучению, от ученика до руководителей ключевых служб предприятия: о целях и задачах обучения, кто и что делает, за что отвечает, в какие сроки, описывать весь процесс обучения от заключения ученического договора до финальной аттестации ученика.

Второй важный документ - это сам ученический договор . В рамках статьи нет смысла подробно разбирать этот документ, читатель при желании найдет его шаблоны, например, в справочно-правовой системе «Гарант». От себя добавлю, что в ученическом договоре, помимо прочего (права и обязанности организации и ученика, реквизиты сторон и т. д.), важно отразить:
- конкретные сроки прохождения обучения учеником;
- сумму ежемесячной стипендии, а также размер оплаты работ, выполняемых на практических занятиях;
даты выплаты стипендии и оплаты практической работы ученика;
- можно перечислить локально-нормативные акты предприятия, распространяющиеся на ученика;
условия, при которых договор с учеником может быть расторгнут, финансовые обязательства сторон при различных вариантах расторжения;
- обязательным приложением к каждому договору должна идти программа обучения, подписанная как учеником, так и организацией.

Также хочу упомянуть еще один документ, который необходим в период прохождения обучения. Это акт сдачи-приема работ по ученическому договору. Так как ученики не являются штатным персоналом, то их деятельность не отображается в табели учета рабочего времени. Однако где-то надо фиксировать количество отработанных дней, а также кому и сколько платить. Акт готовится ежемесячно по каждому ученику. В нем отображается фактическое количество учебных дней ученика за отчетный период, а также исходя из этого количества дней рассчитываются суммы, причитающиеся ученику в виде стипендии и оплаты практических работ. Этот документ готовится отделом персонала на основе данных, переданных с производства, далее акт передается в бухгалтерию для осуществления выплат
ученику.

После окончания периода обучения собирается комиссия из соответствующих инженерно-технических работников предприятия, иных профильных специалистов, проводится всесторонняя оценка знаний и навыков, полученных учеником в период ученичества. К началу работы комиссии сам наставник готовит отзыв на ученика.

После завершения ученичества и успешного прохождения процедуры оценки в течение трех рабочих дней с учеником заключается трудовой договор для работы по специальности. При этом испытательный срок работнику не устанавливается.

Из практики

Немного статистики: практика показывает, что в период обучения отсеивается порядка 20 процентов учеников, а с 80 про центами успешно обучившихся впоследствии заключаются трудовые договоры. У кого-то на предприятии этот показатель может достигать 50 процентов отсева и выше. Важное значение имеет качество отбора в ученики, процедуры предварительной проверки кандидатов. Все это зависит от HR-политики каждого конкретного предприятия.

Стоит отметить и еще один немаловажный, на мой взгляд, аспект проекта «Ученичество». Благодаря грамотной и взвешенной политике руководства завода мы не привлекаем завозимых гастарбайтеров, а обучаем профессии людей без таковой и даем официальную работу местным кадрам, что на уровне отдельно взятого района Московской области приобретает важную социальную составляющую.

Налоговый аспект

Стипендия и выплата за выполненную работу облагаются НДФЛ на общих основаниях1 .
На сумму стипендии нельзя уменьшить базу по налогу на прибыль, если ученики не состоят в штате компании2 . В случае принятия учащихся в штат организации по окончании обучения расходы на выплату им стипендии могут уменьшать базу по налогу на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией3 . А вот плата за выполненную работу будет уменьшать базу по налогу на прибыль в составе прочих расходов.

Оплата обучения, производимая работодателем в рамках ученического договора, который не является трудовым договором или гражданско-правовым договором на выполнение работ, оказание услуг, не облагается страховыми взносами4 .

1 письмо Минфина России от 07.05.2008 № 03-04-06-01/123
2 письмо Минфина России от 08.06.2012 № 03-03-06/1/297
3 подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ
4 письмо Минздравсоцразвития России от 05.08.2010 № 2519-19

Статья публикуется в рамках сотрудничества HRMaximum и журнала " ".

Читать также

  • Взаимоотношения работника и работодателя в процессе обучения

    В чем заключаются различия между такими понятиями, как "профессиональная подготовка", "профессиональная переподготовка", "повышение квалификации", "обучение вторым профессиям"? На первый взгляд все эти понятия идентичны, так как все они относятся к системе дополнительного профессионального образования. Однако…

  • Договор с рестораном

    Декабрь - месяц повышенной event-активности (а часто и январь). Большинство компаний проводят те или иные корпоративные мероприятия для собственного персонала и партнеров. В большинстве случаев, в отличие от летних корпоративов, это все же традиционное новогоднее застолье в каком-либо заведении общественного питания (ресторане, кафе, клубе и т.п.) Задача HR-службы грамотно организовать мероприятие.

Статьи этого раздела

  • Создание учебного центра компании: разберем по шагам

    В настоящее время рынок труда складывается так, что найти кандидатов с высокими компетенциями, массово и дешево, как правило, невозможно. Кроме этого кандидаты с осознанием собственной перспективности уже стараются завысить свою стоимость. Так что проблема удержания…

  • Самый лучший способ обучения – это практика

    Чтобы подготовить сотрудника с лидерским потенциалом к продвижению, не важно с руководящей должности на более высокую, либо с рядовой на руководящую, необходимо научить его принимать более серьезные решения и подготовить к большей ответственности. Для этого…

  • Учебный отпуск

    Если сотрудник учится, то по его требованию работодатель обязан предоставить ему учебный отпуск. Однако не стоит торопиться с оплатой. Возможно, работнику полагается только неоплачиваемый отпуск.

  • Обучение по онлайн программе «Управление персоналом». Преимущества дистанционного образования

    В связи с быстрым темпом жизни и развитием информационных технологий сегодня люди стараются использовать время по максимуму. Именно поэтому для получения дополнительных знаний или для повышения квалификации, люди довольно редко выбирают посещение различных курсов в…

  • "Вебинар на 100%: для начинающих и опытных вебинаристов" - методическое пособие по проведению вебинаров

    Мы рады представить вам первое в России методическое пособие по проведению вебинаров «Вебинар на 100%».

  • Повышение квалификации сотрудников

    С внедрением прогрессивных технологий в производство возникает объективная потребность в освоении сотрудниками новых трудовых приемов. О том, как организовать повышение квалификации и оформить соответствующие документы, рассказывается в статье.

  • Как написать диссертацию: общие правила работы

    Работая над текстом диссертации, автор замечает, что силы его быстро идут на убыль. Бодро начав с нескольких страниц в день, он постепенно снижает ежедневную норму, а потом и вовсе делает долгий перерыв. Одна из возможных причин такого снижения работоспособности - неразумный распорядок дня. Вы интуитивно чувствуете, что существует некая система изложения, которая позволит вам толково и просто рассказать о предмете.

  • Две стороны одного диплома - о бизнес-образовании в Европе и России

    В США и Европе степень МВА - обязательное условие при трудоустройстве на высшие и средние руководящие позиции в компании. В России же для многих соискателей диплом о бизнес-образовании оказывается даже помехой.

    Управление персоналом - один из самых значимых аспектов успешности организации, это факт известный. И обучение сотрудников играет в работе с человеческими ресурсами важную роль. Портфель форм обучения в большинстве российских организаций достаточно традиционен и ограничен - обычно это семинары и тренинги.

  • Прибыль в степени. Как бороться за рентабельность диплома

    Можно получить одно высшее образование и успешно идти по карьерной лестнице. Среди деловой и политической элиты таких людей большинство. На другом полюсе - обладатели нескольких дипломов, интереснейшие собеседники, которые до пенсии сидят в младших научных сотрудниках. Оптимальный подход - рассматривать обучение как инвестицию и совмещать его с карьерным ростом.

  • Диплом без профессии

    Более половины выпускников вузов в России трудятся не по специальности, полученной в вузе. По указанным в дипломе специальностям и близким профессиям (например, когда инженер работает технологом, а учитель иностранных языков - переводчиком) работают 49,6%. А если подходить к соответствию полученного образования и нынешней работы более строго, то получится, что по специальности работают всего 37%.

Любой работодатель вправе с любым своим работником заключить ученический договор на переобучение (ст. 198 Трудового кодекса РФ), который является дополнительным к трудовому. Во время обучения фирма обязана выплачивать работнику стипендию (ст. 204 Трудового кодекса РФ), размер которой не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Но поскольку верхняя граница стипендии законодательно не ограничена, размер стипендии может быть сколь угодно высок.

В целях снижения платежей по налогу на прибыль и ЕСН может быть применен основанный на указанных выше нормах Трудового кодекса РФ способ, существо которого заключается в том, что с работником заключается ученический договор на переобучение, и он в качестве ученика получает от фирмы большую часть своей зарплаты в виде стипендии, одновременно сохраняя свою должность и оставаясь работником фирмы.

Сумма такой стипендии при расчете налога на прибыль учитывается в составе расходов на оплату труда на основании статьи 255 Налогового кодекса РФ, согласно которой в расходы фирмы на оплату труда включают любые начисления работникам, предусмотренные нормами законодательства РФ. При этом в случае необходимости можно сослаться на пункт 25 статьи 255

Налогового кодекса РФ, которым предоставлено право учесть расходы, предусмотренные в трудовом или коллективном договоре.

Разумеется, упоминание о стипендиях должно присутствовать в одном из этих соглашений. Лучше это делать в трудовом договоре при приеме работника на работу.

Сумма стипендии ЕСН не облагается, поскольку его не надо начислять на любые компенсационные выплаты, которые установлены российским законодательством, к которым, в частности, относится возмещение расходов на повышение профессионального уровня работников (подп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ).

На сумму стипендии не надо начислять ни пенсионные взносы, ни взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Из суммы стипендии не надо удерживать НДФЛ, поскольку возмещение расходов на повышение профессионального уровня работника названным налогом не облагается – как компенсационные выплаты, которые установлены законом (п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ).

Статьей 196 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель вправе обучать работников не только непосредственно у себя, но и в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования. Это означает, что фирма может направить работника в любое учебное учреждение. Будет ли при этом фирма оплачивать его учебу, зависит от взаимной договоренности, но в любом случае доходы работника станут вполне легальными, а фирме не придется платить ЕСН и пенсионные взносы. По мнению налоговиков, фирма в этом случае должна удерживать из суммы стипендии работника НДФЛ.

При этом они ссылаются на пункт 1 статьи 21 закона об образовании, в котором сказано, профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучаемого, а Налоговый кодекс РФ освобождает от НДФЛ только расходы на повышение профессионального уровня работников. На этом основании налоговики заявляют, что расходы фирмы на высшее образование надо включать в доход работника. Однако в НК РФ сказано, что к доходам работника относится оплата фирмой обучения в его интересах (подп. 2 п. 2 ст. 211 Налогового кодекса РФ). Заключив с работником ученический договор и установив в нем, что сотрудник учится исключительно для дальнейшей работы в фирме, вопрос о его доходе, равно как и о НДФЛ автоматически отпадает (постановления ФАС Уральского округа от 6 октября 2003 г. № Ф09-3270/03-АК и ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 мая 2003 г. № А19-18938/02-33-Ф02-1357/03-С1).

В заключение представляется целесообразным отметить, что налоговики не смогут пересчитать налоги, переквалифицировав ученический договор в трудовой, поскольку статьей 45 Налогового кодекса РФ предусмотрено право налоговых чиновников на переквалификацию только сделок, а отношения между работодателем и работником регулирует Трудовой кодекс, а не Гражданский кодекс, и договор между ними сделкой не является.

СЦЕНАРИИ УРОКА

Раздел программы : Основы предпринимательства

Тема : Налогообложение в России

Класс: 10

Время: 45 мин.

Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания:

  1. Ознакомиться с понятие о налогообложении в России.
  2. Ознакомиться с разновидностями налогов и об объектах налогообложения.

Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки:

  1. Знать о налогообложении в России.
  2. Знать разновидности налогов и объекты налогообложения.

Воспитательные цели уроков - учащиеся должны овладеть следующими видами действии:

  1. Уметь воспроизводить разновидности налогов и объекты налогообложения.
  2. Уметь строить ответы на создаваемые вопросы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод проведения урока: эвристическая беседа

Оборудование: наглядные пособия, инструменты и оборудование школьных мастерских.

Литература:

  1. Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 10 класса / под ред. В.Д. Симоненко - Издательство Брянского пед. университета. - Брянск, 1995.
  2. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007.

Место проведения: Учебные мастерские.

Ход урока

I . Организационный этап

Учитель :

Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя).

Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).

II . Мотивационный этап

Учитель :

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела - «Основы предпринимательства». В любой стране всякий вид деятельности, приносящей доход, облагается налогом.

Учитель : Что означает слово «налог »?

Ученики : ???

III . Сообщение темы и цели урока

Учитель :

Тогда запишите число и тему сегодняшнего урока: «Налогообложение в России» (ученики под диктовку записывают тему урока в тетради под диктовку, учитель контролирует, чтобы все записали).

IV . Изучение нового материала

Учитель :

Налог — один из структурных элементов рыночной экономики. Налог (сбор, пошлина, другие виды платежей) — это обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком на условиях, определяемых законодательными органами.

Совокупность налогов образует налоговую систему. Налоговые отчисления от любого вида прибыли и заработков формируют бюджет всего государства. Учитель : А для чего необходим Бюджет государству?

Ученики : ???

Учитель : Бюджет необходим государству для решения:

1) социальных задач — систем образования, здравоохранения, науки, культуры;

2) для целей управления государством, то есть фискальных задач — содержания правительства, армии, милиции, судов и других необходимых служб управления;

3) для повышения эффективности народного хозяйства с помощью налоговых льгот: льготы по налогам предоставляют тем предпринимателям, тем производствам, которые в данный период наиболее значимы для всего государства. Например, развитие тех или иных отраслей сельского хозяйства или производство учебников для школ.

Учитель : А какая служба следит за этими деньгами?

Ученики : ???

Учитель : Налоговая служба — одна из важнейших в государстве с рыночной системой экономики.

Назначение налогов и их отмена, их размеры, льготы по налогам находятся в ведении Федерального собрания России. Общие принципы налоговой системы, права, обязанности и ответственность тех, кто платит налоги (их принято называть налогоплательщиками), содержатся в Законе Российской Федерации «Об основах налоговой системы РФ».

Учитель : На какие виды разделяются налоги?

Ученики : ???

Учитель : В зависимости от того, каким образом соблюдается или не соблюдается принцип соответствия доходов и налогов, налоги различаются как прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

Прогрессивные налоги — наименьшего возможного уровня, которые позволяют производству, предпринимателю расширять свое хозяйство, модернизировать технику, повышать заработную плату работникам и тем способствовать улучшению социальной обстановки в стране, регионе или городе.

Регрессивные — наоборот, столь высоки, что не оставляют возможности все эти действия предпринимать. При длительном применении регрессивные налоги ведут к разорению предпринимателя или государственного производства. Таким образом, повышая налоги не по силам плательщиков, государственные власти ликвидировали частных собственников, вытесняя из страны НЭП в конце 20-х годов.

Пропорциональные налоги, как подсказывает само название, являют величину выплат, соответствующую размеру дохода налогоплательщика.

Налоговая система предусматривает, что законы о введении налогов и изменении выплат по ним обратной силы не имеют.

Учитель : С чего облагаются налоги?

Ученики : ???

Учитель : Налогами облагаются доходы или прибыль предприятий и граждан, стоимость отдельных товаров, определенные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество граждан и предприятий, передача имущества, добавочная стоимость продукции, работ и услуг, а также другие объекты. Один и тот же объект может облагаться налогом только один раз.

Различаются прямые и косвенные налоги. Прямой налог взимается непосредственно с плательщика. Это налог на доход или прибыль, налог на имущество предприятий и граждан и т.п. Косвенный налог обычно включается производителем в стоимость товара, работы, услуги и перекладывается, таким образом, на покупателя. Это налог на добавленную стоимость, всевозможные пошлины, акцизные сборы.

Учитель : Кто оплачивают налоги?

Ученики : ???

Учитель : Плательщиками налогов являются как предприятия (юридические лица), так и граждане (физические лица). Плательщик налога (налогоплательщик) обязан стать на учет в государственном органе, собирающем налоги (налоговом органе), вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, представлять налоговым органам все необходимые для начисления и уплаты налогов документы. Плательщик имеет право на определенные льготы по налогам, он может ознакомиться со всей касающейся его налоговой документацией. За нарушение налогового законодательства плательщик налогов несет административную и уголовную ответственность.

Деление налогов по уровню. По своему уровню налоги в России такие:

—федеральные налоги;

—налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономных областей и округов;

—местные налоги.

К федеральным налогам относятся налоги, поступающие в федеральный бюджет, то есть в бюджет всей России.

К республиканским (областным, краевым) — те, что поступают в бюджет соответствующего субъекта Федерации. Они устанавливаются законодательными актами Федерального собрания России, а их конкретные ставки — органами власти соответствующего субъекта федерации.

К местным налогам относятся налоги, поступающие в местный бюджет районов, городов, поселков и т.д. Они устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и местными органами власти; последние определяют и конкретные ставки налогов.

Рассмотрим наиболее важные из них для предпринимательской деятельности.

Учитель : Что означает налог на прибыль предприятий?

Ученики : ???

Учитель : Налог на прибыль предприятий. Это основной и наиболее крупный налог на предпринимательскую деятельность. Им облагается прибыль предприятия.

Учитель : А откуда берут эту прибыль?

Ученики : ???

Учитель : Предприятие может получать прибыль:

—от реализации продукции, работ и услуг;

—от реализации основных фондов (имущества) предприятия;

—от внереализационных операций.

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия, в том числе и финансируемые из бюджета, которые являются юридическими лицами, а также филиалы предприятий, ведущие собственную бухгалтерию, имеющие самостоятельный баланс и имеющие расчетный счет в банке.

Сумма налога на прибыль определяется плательщиком налога самостоятельно на основании бухгалтерского учета и отчетности. Налог выплачивается ежеквартально.

Помимо описанного налога на прибыль, предприятия уплачивают также налоги на прибыль от особых видов деятельности в следующих размерах. Из прибыли, полученной от процентов по акциям (дивидендам) и другим ценным бумагам, и из доходов от долевого участия в других предприятиях на территории России — 15%.

Из прибыли от проведения массовых концертно-зре-лищных мероприятий на открытых площадках, стадионах, во дворцах спорта и других помещениях с числом мест более двух тысяч — 50%.

Учитель : А предусматриваются ли льготы на налоги?

Ученики : ???

Учитель : Налогообложение прибыли предприятий предусматривает ряд существенных льгот для определенных плательщиков и объектов, с которых берут налог. Вот главные из них.

Не облагается налогом та часть прибыли, которая израсходована на техническую реконструкцию, перевооружение, расширение, освоение производства. Эта льгота касается тех предприятий, которые работают в приоритетных направлениях (нефтяная и угольная промышленность, производство медицинской техники, продовольствия, медикаментов и т.п.). На 30% сокращается облагаемая прибыль, израсходованная на создание природоохранных объектов.

Освобождается от обложения та часть прибыли, которую предприятие расходует на содержание своих объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта, детских и дошкольных учреждений и т.п.

Не облагаются также средства, выделенные предприятием на благотворительные цели, в экологические и оздоровительные фонды. Например, не облагаются суммы, выделенные для именных стипендий студентам; на строительство детдома или приюта; ремонт школы; на расчистку озера, реки и на другие природоохранные дела.

Значительные льготы предоставляются малым предприятиям (с численностью до 100 человек). Они освобождаются от налога на прибыль, направляемую на развитие этих предприятий. Малые предприятия, работающие на приоритетных направлениях, освобождаются от налога на прибыль на 2 года полностью и на 3-й и 4-й год частично.

Учитель : Что означает «Налог на доход физических лиц»?

Ученики : ???

Учитель : Этот налог выплачивают все граждане (физические лица), постоянно или временно проживающие на территории России.

Данным налогом облагается общий доход, полученный в календарном году, от источников в России и за ее пределами в денежной либо натуральной форме. В последнем случае учитываются рыночные (свободные) цены на доход.

Если плательщик налога получает доход от выполнения им работ по гражданско-правовым договорам, то сумма дохода уменьшается на документально подтвержденную сумму расходов, связанных с получением данного дохода.

Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчиты-ваются в рубли по официальному курсу Центрального банка России. В облагаемую налогом сумму дохода не включаются:

—государственные пособия (но уходу за ребенком, по беременности и родам, инвалидам детства и т. п.);

—все виды пенсий;

—пособия по безработице;

—выигрыши по облигациям государственных займов и лотереям;

—проценты и выигрыши по вкладам в сберегательный банк;

—алименты и др.

Льготы по данному налогу имеют инвалиды и участники Великой Отечественной войны и некоторые другие лица. Кроме того, данный налог не выплачивается с сумм, направляемых плательщиком на благотворительные цели, а также предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, финансируемым из бюджета.

Учитель : А что означает «Налог на добавленную стоимость»?

Ученики : ???

Учитель : Источники получения данного налога. Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой изъятие определенного процента прироста стоимости, который создается на всех стадиях производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации.

Это косвенный налог, которым облагаются товары народного потребления и производственно-технического назначения, а также работы и услуги. При этом имеются в виду как товары собственного производства, так и приобретенные на стороне НДС распространяется и на товары (работы, услуги), реализуемые внутри предприятия для нужд его работников, на товары, реализуемые по обмену без оплаты, а также безвозмездно. Налог на добавленную стоимость включается предприятием, реализующим товар (работу, услугу), в цену товара и уплачивается этим предприятием в бюджет ежемесячно, исходя из фактического оборота по реализации товаров, работ и услуг.

V . Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок .

Учитель :

Сегодня вы познакомились с понятием о налогообложении в России, разновидности налогов и об объектах налогообложения.

VI . Задание домашнего задания

Учитель : Запишите домашнее задание: прочитать §5 Стр. 28 - 37. Пожалуйста, ваши вопросы по сегодняшней теме?

Учитель :

Урок закончен. Всем спасибо, до свидания!

Выбор редакции
В мире множество талантливых людей было, есть и будет. Они дарят миру новые шедевры, приводят в жизнь гениальные замыслы и разгадывают...

Зборник элективных курсов (оборонно-спортивный профиль) адресуется педагогам общеобразовательных учреждений, осуществляющих реализацию...

Первый цикл лекций из целой серии циклов, посвященных разнообразным аспектам финансовой грамотности. Главная задача курса «Управление...

Конкурсный материал на муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2016» КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» Усов...
Наш портал дарит Вам такую возможность! В этом учебном году, как и в прошлом, многие предметы претерпели изменения и уточнения. Мы учли...
Лекция №4 Кодирование и шифрование информации Введение В современном обществе успех любого вида деятельности сильно зависит от...
Дата публикации: 28.11.2015 Краткое описание: предварительный просмотр материала МКОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная...
Если в таблице корни и/или дроби изображены с дефектом, загрузите скрипт для преобразования формул или таблицу в виде рисунка....
Нервная ткань является основной тканью нервной системы и главные ее свойства – возбудимость и проводимость. Нервная ткань состоит, в...