Сообщение площадь святого петра ватикан. Площадь Святого Петра: что за обелиск стоит в Ватикане


Собор Святого Петра (итал. Basilica di San Pietro; Базилика Святого Петра) — католический собор, являющийся наиболее крупным сооружением Ватикана и до последнего времени считавшийся самой большой христианской церковью в мире. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римской католической церкви.

Собор и площадь Святого Петра:

Собор Святого Петра (итал. Basilica di San Pietro in Vaticano; Базилика Святого Петра) — католический собор на территории суверенного государства Ватикан. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римско-католической церкви. До 1990 года собор св. Петра в Риме являлся самым большим христианским собором в мире, в 1990 году его превзошел собор в Ямусукро, столице африканского государства Кот"д Ивуар (Берег Слоновой Кости).

Собор Святого Петра и площадь Святого Петра:

Размеры собора Св. Петра просто потрясают. Он занимает площадь в 22.067 кв. м. Высота собора - 189 м, длина без портика - 186.36 м, а с портиком - 211.5 м. Архитектурный стиль: Возрождение и барокко.

История

Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона (от него, кстати, остался обелиск из Гелиополя, который до сего дня стоит на площади Св. Петра). На арене цирка во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда после судилища был приведен и апостол Петр. Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз. Св. Климент, тогдашний римский епископ, с верными учениками апостола сняли его тело с креста и похоронили в расположенном неподалеку гроте.

План реконструкции Цирка Нерона:

План-реконструкция цирка Нерона, наложенный на план собора. St. Peter"s Tomb - могила Св. Петра

Первая базилика была построена в 324 г., в правление первого христианского императора Константина, и туда перенесли останки св. Петра, принявшего в 66 г. мученическую кончину в цирке Нерона. Во втором соборе в 800 г. папа Лев III короновал Карла Великим Императором Запада. В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V её начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма.

Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте , в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами).

После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело.

Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.

Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерна удлинил восточную ветвь креста — пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытым фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончильяционе.

Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающих к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини , создавший в 1656—1667 гг. площадь перед собором — одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.

Площадь Святого Петра. Бернини:

Фасад

Высота фасада, построенного архитектором Карло Мадерна, 45 м, ширина — 115 м. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор.

Карло Мадерна (Maderna; 1556-1629) - римский архитектор, ученик своего дяди, Доменико Фонтаны. Увековечил он своё имя преимущественно окончанием постройки (в 1605-1613) собора святого Петра.

Фасад Собора Святого Петра. Архитектор Карло Мадерна:

Статуи апостолов Петра и Павла:

На Пасху 1847 г. папа Пий IX решил заменить статуи апостолов Петра и Павла, стоявшие перед собором. Старые статуи переместили в библиотеку Сикста IV, а на их место поставили статуи, изготовленные для собора Св. Павла (St. Paul"s Outside-the-Walls). Автор: венецианский скульптор Giuseppe De Fabris, 1838-1840. В правой руке апостола - ключи от рая, в левой свиток со словами "ET TIBI DABO CLAVES REGNI CAELORUM" (и дам тебе ключи Царства Небесного, Мф. 16:19).
Автор статуи Св. Павла - Adamo Tadolini, 1838. В правой руке апостола - меч, его символ, в левой - свиток со словами "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе", Фил. 4:13, на идише.

Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. «Навичелла». Рельефы крайнего левого портала — «Врат смерти» — созданы в 1949—1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.

Врата смерти названы так, потому что через эти двери обычно выходили похоронные процессии.

При подготовке к юбилейному 1950 году папа Пий XII в 1947 г. объявил конкурс на создание трех дверей, ведущих из портика в собор. Самым выдающимся художником среди победителей стал Giacomo Manzu. Дверь изготовлена в 1961-64 гг. 10 сцен на дверях выражают христианский смысл смерти. Вверху справа - распятие Спасителя, слева - успение Богородицы. Ниже - рельефы с гроздью винограда и снопом колосьев, служащими одновременно ручками двери. Умирая виноград и пшеница превращаются в вино и хлеб. Во время таинства евхаристии они преображаются в Тело и Кровь Христовы, то есть в хлеб жизни и в вино спасения.

Внизу справа изображены: смерть первомученика Св. Стефана; смерть папы Григория VII, защищающего Церковь от притязаний императора; смерть imporvised in space; смерть матери дома перед плачущим ребенком.

«Врата смерти»:

Врата смерти (фрагмент):

Внизу слева (фрагмент): изображены убийство Авеля, мирная смерть Иосифа, распятие Св. Петра и смерть "доброго папы" Иоанна XXIII.

В собор ведут пять дверей. Последняя дверь справа - Святая (3,65 м х 2,30 м), и открывается она лишь в Святой, или юбилейный год, отмечаемый каждую четверть века.

Святые врата:

Изнутри собора Святая дверь замурована бетоном, на бетоне закреплен бронзовый крест и небольшой квадратный ящичек, в котором хранится ключ от двери. Через каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом бетон разбивается. В соответствии со специальным ритуалом после троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет.

Замурованные Святые ворота (с Крестом):

Святые ворота открыты. В двери проходит Иоанн Павел II в 2000 г.:

24 декабря 1949 деревянные панели, выполненные в 1749 г., были заменены на бронзовые, автор Vico Consorti, "мастер дверей" как его называют.

16 прямоугольных панелей разделены гербами 36 римских пап, праздновавшие очередные юбилейные годы. Основная тема сюжетов, изображенных на панелях, это искупление грехов человека по милости Божией.

Господь стучит в дверь каждого и ждет, что мы откроем ему.

Панели Святой двери. 1-й ряд:

Панели Святой двери. 2-й ряд:

Панели Святой двери. 3-й ряд:

Панели Святой двери. 4-й ряд:

Юбилейным годом периодически провозглашался Святой год , в течение которого допускалась возможность особого отпущения грехов. Эта традиция имеет своё начало в Книге Левит Ветхого Завета Библии (25:10): «… и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя».

Древнееврейское слово yo-bale" (отсюда слово "юбилей") означает звук шофара, бараньего рога, оглашавшего наступление Юбилейного года. В течение всего года работа на полях приостанавливалась, а рабы отпускались на свободу. Проданные или заложенные дома (за исключением находящихся вне стен города или на Святой земле) безвозмездно возвращались их изначальному владельцу или его полноправному наследнику, а все долги отпускались.

Католическая церковь связывала с юбилейными годами получение индульгенций, отмену наложенных епитимий. Впервые Святой год был отмечен в 1300 году по постановлению папы Бонифация VIII. Юбилейные годы должны были отмечаться каждые сто лет, в начале нового столетия. После Бонифация VIII было решено отмечать юбилей каждые 50 лет, затем — каждые 33 года (в честь земной жизни Христа). В 1470 г. папа Павел II принял новое постановление: юбилейные годы должны отмечаться каждые 25 лет, чтобы каждое новое поколение могло принять участие в юбилее; возникла традиция, обязывающая отмечать юбилейные годы в начале каждой четверти века. В начале 2000 года, названным Великим Юбилейным, папа римский Иоанн Павел II впервые в истории произнёс пространную Mea Culpa от имени католической церкви с просьбой о прощении грехов, совершённых членами церкви на протяжении истории.

Интерьер

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления — здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.

Собор Святого Петра, Ватикан. Вид внутри базилика Святого Петра
от главного входа:

Центральный неф

Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором св. Петра.

В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. Статуе приписываются чудодейственные свойства, и многочисленные паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге.

Статуя Святого Петра:

Статуя Святого Петра (так стесана ступня поцелуями паломников):

Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. Первый камень нового собора папа Юлий II заложил 18 апреля 1506 г. в основание одного из этих столбов (со статуей Св. Вероники).

Купол Собора Святого Петра (Dome of St. Peter"s Basilica):

В 1624 г. Урбан VIII заказал Бернини создать 4 лоджии в этих столбах для хранения реликвий. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г.

Ниже лоджий в нишах столбов стоят огромные статуи, соответствующие реликвиям, хранившимся в лоджиях. В настоящее время часть этих реликвий находится в других местах.

Статуя апостола Андрея Первозванного.

Реликвия - голова святого.

Реликвия была привезена в Венецию Thomas Palaiolagos, последним правителем Morea, спасавшимся от турецкого вторжения на Пелопоннес, и подарена Пию II (1460). Как знак дружбы с греческой православной церковью в 1966 г. папа Павел VI преподнес реликвию в дар церкви Св. Андрея в городе Patras, где святой умер.

Реликвия - копье Лонгина.

Как и его предшественники, папа Иннокентий VIII пытался остановить вторжение турок, но это ему удалось без крестового похода, который он планировал совершить. Pierre d"Aubusson захватил в плен Djem, брата и соперника султана Баязида II. Султан и папа заключили в 1489 г. соглашение, по которому Djem находился в плену в Риме, а султан покинул Европу и каждый год платил выкуп. В 1492 г. Баязид подарил папе фрагмент копья, которое, как считалось, принадлежал сотнику Лонгину (сведения из saintpetersbasilica.org).

Статуя Святой Равноапостольной царицы Елены:

Реликвия - частицы Животворящего креста.

Многие фрагметы Святого Креста, хранившиеся в соборе, были подарены другим церквям. Поэтому папа Урбан VIII решил частицы, хранившиеся в церкви St Anastasia и соборе Санта-Кроче-ин-Джерусалемме (итал. Santa Croce in Gerusalemme, что значит «Святого Креста в Иерусалиме» — одна из семи паломнических церквей Рима, расположена к югу от Латерана), переместить в собор Св. Петра.

Статуя Святой Вероники. Автор - Francesco Mochi, 1629 г.:

Реликвия - часть плата с изображением Иисуса Христа.

В подкупольном пространстве над главным алтарём находится первая работа Бернини в соборе (1633 г.) — огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов, работы Francois du Duquesnoy. Среди этих ангелов, одна пара ангелочков держит символы папы - ключи и тиару, другая пара ангелочков держит символы Св. Павла - книгу и меч.

Киворий (балдахин) Baldacchino. Бернини:

Необычная форма колонн повторяет силуэт витой колонны из храма Соломона, привезенный в Рим после взятия Иерусалима. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини. Для кивория потребовалось огромное количество бронзы. 100.000 фунтов (37 или 45 тонн, все зависит от того какой фунт использовался для измерений) сняли с купола собора, потом столько же прислали из Венеции и Ливорно. Когда и этого не хватило, то по приказу папы Урбана VIII (Барберини) разобрали конструкции, которые поддерживали крышу портика Пантеона. Именно тогда Pasquino сказал свою крылатую фразу: "Quod non fecerunt Barbari fecerunt Barberini" (что не разрушили варвары, разрушил Барберини).

Хотя в интерьере собора балдахин и не выглядит особенно большим, но по высоте он равен 4-этажному зданию. Шедевр Бернини стал олицетворением стиля барокко.

Главный алтарь называется папским, поскольку служить перед ним мессу может только папа римский. Алтарь освящен папой Климентом VIII 5 июня 1594 г. Алтарь изготовлен из большого куска мрамора, привезенного с форума императора Нервы.

Главный алтарь называется папским:

Перед алтарем находится лестница, ведущая вниз к гробнице св. Петра. Называется этот спуск Confessio (исповедальня), потому что его можно рассматривать как прорубленное окошечко в исповедальне, через которое верующие могли обратиться взором к раке, сокрытой глубоко под землей, где хранится часть мощей св. апостола Петра.

«Исповедальня» апостола Петра (под полом место предполагаемого захоронения апостола):

Место хранения мощей Святого апостола Петра:

Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра.

Кафедра Святого Петра и Слава (The Chair of Saint Peter):

Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры — надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева — надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.

Кафедра Святого Петра и Слава (фрагмент) Отцы Церкви

Отцы Церкви — почётный титул, используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона — списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических), иерархической организации, и богослужения Церкви. Считается, что Отцов Церкви отличает православие учения, святость жизни, признание Церкви и древность. Философско-богословское учение Отцов Церкви именуется патристикой.

В 1568 г. папа св. Пий V признал Отцами Церкви четырех православных святых: Иоанна Златоуста (John Chrysostom), Василия Великого (Basil the Great), Григория Богослова (Gregory of Nazianzus) и Афанасия Великого (Athanasius of Alexandria).

Святые Амвросий Медиоланский, Афанасий Великий, Иоанн Златоуст и блаженный Августин:

22 февраля католическая церковь отмечает праздник Кафедры Св. апостола Петра, являющейся символом его проповеди Слова Божия в Риме. Собственно кафедрой то для Св. Петра служил простой деревянный стул. Впоследствии его укрепили и украсили, как предполагают в Византии. Бернини выстроил композицию так, что кажется что кафедра парит в облаках, поддерживаемая Отцами Церкви (статуи высотой 5 м). Основание алтаря изготовлено из аквитанского черно-белого мрамора и яшмы из Сицилии.

Правый неф

Первой справа находится Капелла Пьеты, прежде Распятия. Капелла переименована в 1749 г. после перемещения сюда "Пьеты" Микеланджело, до этого сменившей несколько мест в соборе. Капелла украшена мозаиками, выполненные F. Cristofari по рисункам Ferri и Pietro da Cortona. Последнего называют Бернини живописи из-за количества и значения его работ для собора. Над алтарем находится фреска "Триумф Креста" Lanfranco, единственная фреска с соборе, не переведенная в мозаику. В капелле Святых Таинств находится единственная в соборе картина, написанная маслом.

Капелла Пьеты, прежде Распятия:

В капелле находится шедевр Микеланджело — мраморная «Пьета». Она была создана Микеланжело в возрасте 25 лет на рубеже XV и XVI столетий. Заказ на скульптурную группу был получен 26 августа 1498 г. от кардинала Jean Bilheres de Lagraulas, посла французского короля; закончена работа около 1500 г. после смерти кардинала, умершего в 1498 г. Скульптура предназначалась для надгробия кардинала. Пьедестал выполнил Francesco Borromini в 1626 г.

Пьета, или оплакивание Христа. Микеланджело:

После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом.
21 мая 1972 г. в субботу перед Троицей Laszlo Toth, венгр из Австралии, с криком "Я, Иисус Христос!" нанес 15 ударов молотком по скульптуре. Все удары пришлись по Богородице. За два года до этого нападения немец отбил два пальца у статуи папы Пия VI.

Рядом хранится великолепное деревянное распятие конца XIII — начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини.

Рядом с Пьетой располагается небольшая капелла Святых таинств.

Капелла Святых таинств:

Вход в капеллу закрывает кованая решётка, выполненная по рисунку Борромини. Вход в капеллу для туристов закрыт. Сюда можно зайти только для молитв.

Великолепная дарохранительница работы Бернини (1674 г.), позолоченная бронза:

Центральная часть дарохранительцы выполнена в виде часовни-ротонды Темпьетто архитектора Браманте (1502), находящейся во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио на Яникулийском холме (восьмой холм) в Риме.

Рядом с капеллой Святых таинств находится надгробие Григория XIII,

Слева - аллегория Религии, держит скрижали с законом Божиим. Справа - Знание.

Надгробие папы Григория XIII:

Барельеф напоминает о осуществленной папой реформе — введении нового календаря (григорианского). За 4 октября 1582 г. последовало 15 октября. 4 октября - это день памяти св. Франциска, который ни в коем случае не должен был быть пропущен. Папа изображен вместе с выдающимися астрономами и математиками, включая Jesuit Priest Ignatius Danti, отца Clavius из Bamberg и Antonio Lilio из Калабрии. Дракон внизу - гербовое животное рода Boncompagni.

Папа Климент XI, уговариваемый кандиналом Buoncompagni (двоюродным братом Григория), заказал это новое надгробие.

Надгробие Матильды Каносской:

В 1077 г. в Каноссе, замке маркграфини Матильды, император Священной Римской империи Генрих IV, который был отлучён от церкви и низложен, униженно вымаливал прощение у папы Григория VII.

Папа Урбан VIII в конце 1633 г. заказал это надгробие. Он хотел почтить память этой выдающейся женщины. 10 марта 1634 г. ее тело был перевезено из Мантуи в собор, где надгробие уже было готово.

На барельефе работы Stefano Speranza изображен Генрих IV, преклонивший колени перед Григорием VII 28 января 1077 г.

Вверху арки Matteo Bonarelli, Andrea Bolgi и Lorenzo Flori изваяли путти, держащие корону, герб и девиз: TUETUR ET UNIT (Защищаю и объединяю).

Алтарь святого Иеронима:

Запрестольный образ «Последнее причащение св. Иеронима» художника Domenichino, 1614. Переведена в мозаику в 1744 г. Знаменитая картина ныне хранится в Пинакотеке Ватикана. На картине изображен св. Иероним, принимающий последнее причастие от св. Ефрема, которому помогает св. Паула.

Иероним Стридонский
Евсевий Софроний Иероним (лат. Eusebius Sophronius Hieronymus; 342, Стридон на границе Далмации и Паннонии — 30 сентября 419 или 420, Вифлеем) — церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии. Почитается как в православной, так и в католической традиции как святой и один из учителей Церкви. День святого Иеронима отмечается католиками 30 сентября. Память в Русской православной церкви (именуется Иероним Блаженный) — 15 июня (по юлианскому календарю), в Элладской православной церкви — 15 июня.

Надгробие Климента XIII. Скульптор Канова (1792 г.):

Левый неф

Надгробие Александра VII работы Бернини, 1678 г. Последний шедевр 80-летнего Бернини.

Надгробие Александра VII, скульптор Бернини (1678 г.):

Папа изображен коленопреклоненным в окружении аллегорий Милосердия (с детьми, скульптор G. Mazzuoli), Истины (опирающейся левой ногой на земной шар, скульпторы Morelli and Cartari), Благоразумия (скульптор G. Cartari,) и Правосудия (скульптор L. Balestri). Первоначально фигуры были обнажены, но по приказу Иннокентия XI Бернини задрапировал статуи металлом.

Алтарь "Преображение Господне". Рафаэль, 1520:

Кардинал Джулиано ди Медичи, будущий папа Клемент VII, заказал эту картину в 1517 г. Рафаэлю для французского собора в городе Нарбонна - кафедры кардинала. Закончив только лик Иисуса Христа, Рафаэль умер в Страстную пятницу в 1520 г. Картину закончили ученики Рафаэля - Джулиано Романо и Франческо Пенни. Вазари писал, что неоконченную картину выставили около изголовья смертного одра Рафаэля, разрывая сердце всем, кто ее видел. Картина осталась в Риме в палаццо Канчеллерия, а затем помещена в церкви Сан Пьетро ин Монторио после 1523. В 1797 г. Наполеон вывез ее в Париж, картину вернули назад в 1815 г. Женская фигура внизу символизирует Церковь, дарующую мир, надежду и веру.
В картине соединены два сюжета - преображение Христа и эпизод о встрече апостолов с бесноватым мальчиком, который был исцелен Иисусом Христом, сошедшим с горы Фавор. Сама картина сейчас находится в Пинакотеке Ватикана, а в соборе - ее мозаичная копия.

Огромный интерес представляет созданное в 1490-х гг. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике.

Надгробие Иннокентия VIII (1498 г.), скульптор Антонио Поллайоло:

Надгробие папы Иннокентия VIII (1498 г.), фрагмент:

В левой руке папа держит наконечник Святого копья, которым сотник Лонгин пронзил распятого Христа, чтобы убедиться в его смерти. Этот наконечник был подарен римскому папе турецким султаном Баязидом II, в обмен на то, чтобы в плену в Риме находился его заклятый враг, он же брат султана. Острие этого наконечника, хранившийся в Париже, исчез во время Великой французской революции.

Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы — надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.

Надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт:

Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro) и большая площадь, окруженная колоннами - религиозный центр Ватикана (Stato della Città del Vaticano).

Ажурный кафедральный собор был построен в 17 веке грандами и Барокко: (Giovanni Lorenzo Bernini), (Michelangelo Buonarroti), Браманте (Donato Bramante), (Raffaello Santi). С тех самых пор и по нынешние времена базилика является самым значительным католическим храмом на планете, ежегодно привлекая миллионы прихожан к службам, отправляемым самим Папой Римским.

В 4 веке н.э. при императоре Константине I (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus) в Риме была возведена романская базилика. От раннехристианских построек уцелел только монумент, отмечающий средину площади Святого Петра, расположенную перед храмом.

Согласно христианским летописям, апостол Петр (греч. Απόστολος Πέτρος) принял мученическую смерть около 64-67 г. н.э. в Риме. Над могилой последователя Христа в 313 году был воздвигнут первый алтарь первой базилики.

Базилика Константина пережила несколько реконструкций и к 16 веку значительно обветшала. Понтифик Юлий II (лат. Iulius II) поставил перед Донато Браманте интереснейшую задачу - восстановить древний христианский храм и по возможности сохранить его изначальный потенциал. По задумке архитектора, обновленная базилика должна была представлять собой большой крест, увенчанный куполом.

Просторное здание с высокими сводами должно было воплотить небесную легкость храма, однако смерть Браманте в 1514 году отодвинула воплощение проекта на неопределенное время.

Еще при жизни Браманте в 1513 году вторым архитектором храма стал Рафаэль Санти. В помощь знаменитому мастеру был послан Фра Джокондо (Fra Giocondo), а его в свою очередь сменил Джулиано да Сангалло (Giuliano da Sangallo). История создания храма была омрачена удивительным фактом: за 6 лет работы над проектом умерли три именитых мастера. Начиная с 1506 года Собор Святого Петра получил только фундамент и частично, нижний стеновой ярус, который позже был разобран.

В течение 40 лет, чертежи собора трансформировались на бумаге, меняя форму здания от греческого равностороннего креста до латинского и, наконец, остановились на форме базилики, предложенной Антонио да Сангалло (Antonio da Sangallo). В 1546 году да Сангалло умирает и Папа Павел III ангажирует Микеланджело на роль куратора возведения храма. С учетом нагромождения архитектурных идей предшественников, Буонарроти решает вернуться к изначальному плану Браманте, упростив, и одновременно, усилив конструкцию.

Массив базилики было решено выполнить в виде центрально купольной постройки , вход в которую скрывал портик, задрапированный колоннами, по примеру античных храмов. Также по традиции древних строителей, центральный вход храма расположили на восточной стороне.

При жизни Микеланджело строительство продвинулось значительным образом, был даже выстроен барабан купола.

Однако завершить свой грандиозный проект гений не успел , в 1564 году смерть прервала труды Буонарроти.

Джакомо дела Порта (Giacomo Della Porta) продолжил работу над собором, внеся свои коррективы в план Микеланджело. Появились элементы протобарокко, более вытянутые формы , что особенно заметно на чертежах барабана купола. Задумки Буонарроти были реализованы в чистом виде только в ходе возведения западной части храма.

К 1588 году дела Порта в содружестве с Доменико Фонтанной (Domenico Fontana) реализовали план подготовительных работ к возведению купола Собора Святого Петра. В последующие 2 года все силы инженеров и строителей были сосредоточены на создании главного свода храма . Уже в мае 1590 года Папа Сикст V провел торжественную мессу в свеже выстроенном соборе.

За летние месяцы была выстроена колоннада из 36 декоративных колонн, однако, Сикст V не успел полюбоваться внешней отделкой церкви , скончавшись в августе 1590 года. Золотой фонарь в форме шара и большой крест над куполом храма были установлены уже при Клименте VIII (лат. Clemente VIII).

Вдохновителем следующего витка строительства Собора Святого Петра стал Папа Павел V (Paulus V). В 1605 году он призвал Карло Модерно (Carlo Maderno) переработать план собора.

Греческий крест , в облике здания, воплощенный Микеланджело, был превращен в латинский , за счет удлинения продольной части.

Также были пристроены боковые нефы, таким образом, храм превратился в трехнефную базилику. Обновленная церковь приобрела совершенно другой вид от первоначально задуманного Микеланджело – сегодня стоя в центре площади у обелиска вы увидите только часть купола, а подойдя ближе к собору можно подумать, что это дворец, а не церковь.

Описание

Собор Святого Петра отличается впечатляющими параметрами: порядка 211 метров в длину и высотой, с учетом купола - 132 м, общая площадь храма - 23 тысячи м 2 .

Столь внушительные размеры собора позволяют ему оставить далеко позади своих ближайших конкурентов. Метки с размерами других католических храмов нанесены на пол, чтобы посетители смогли оценить монументальность постройки.

Фасад

Современный фасад собора был исполнен архитектором Карлом Модерна в 17 веке. Обшитый травертином барочный фасад имеет солидную ширину - 118 м и высоту - 48 м.

Классические колонны поддерживают аттик, увенчанный 13-ю статуями. Пятиметровая статуя Христа, в окружении Иоанна Крестителя и 11 апостолов украшают лицевую часть Собора Святого Петра . Также фасад храма украшают часы, созданные в 18 веке Джузеппе Валадье (Giuseppe Valadier).

За колоннами портика скрываются пять ворот, ведущих внутрь кафедрального собора: Врата Смерти (Porta della Morte), Врата Добра и Зла (Porta del Bene del Male), Врата Филарета (Porta del Filarete), Врата Таинств (Porta dei Sacramenti), Святые врата (Porta Santa). Наиболее примечательные из них - Врата Смерти, созданные в середине 20-го столетия, скульптором Джакомо Манцу (Giacomo Manzu). Именно через эти створки Ватикан отправляет в последний путь своих понтификов.

Центральный портал собора украшен двумя конными статуями: Карла Великого, выполненной в 18 в. Августино Корначчини (Agostino Cornacchini) и императора Константина, работы Бернини (1670 г.). Еще одна жемчужина экстерьера храма - фреска «Навичиелла» (Navicella degli Apostoli), кисти Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone), выполненная еще в 13-ом столетии.

Интерьер

Собор Святого Петра обладает внушительным внутренним пространством, которое разделено между тремя нефами. Арочные своды высотой 23 м и шириной около 13 м отделяют центральный неф от боковых. Галерея 90 м в длину и площадью порядка 2500 м 2 начинается у входа в храм и упирается в алтарь. В последней арке центрального нефа расположена чудодейственная статуя Святого Петра, отлитая из бронзы, к которой устремляются тысячи паломников .

Ватикан в лице кафедрального собора приобрел хранилище ценнейших произведений искусства, от пола до кончика купола. Мраморные полы храма частично сохранили элементы прежней базилики, реконструированной в 13 столетии.

Привлекает внимание диск из красного египетского порфира, на котором преклонял свое колено Карл Великий, во время своей коронации в 800 году, а также большинство правителей Европы до 15 века.

Множество элементов внутреннего декора были созданы при участии , потратившего на украшение собора 50 лет своей творческой жизни. Одной из значительных его работ является статуя римского центуриона Лонгина. По преданию сотник, страдающий очень плохим зрением, пронзил распятого Христа, чтобы убедиться в смерти сына Божьего. Кровь Христа попала на глаза Лонгину и он сразу прозрел . Через некоторое время Лонгин обратился в христианство, активно проповедовал, а ныне почитается одним из главных христианских святых.

Собор Святого Петра в качестве одной из реликвий хранит наконечник копья римского центуриона.

Над алтарем храма раскинулся еще один шедевр Бернини - обширный балдахин (кеворий), опирающийся на четыре фигурных столпа. Балдахин был создан при Урбане VIII, множество декоративных элементов воспевают аристократический род понтифика. Баснословная стоимость работ мастера была покрыта из казны семейства Барберри, а вот бронза и прочие стройматериалы были без зазрения совести взяты в Пантеоне (греч. πάνθειον).

И по сей день в Риме ходит поговорка: «Что не сделали варвары, сделали Бернини с Барберини».

Над балдахином возвышается кафедра, посвященная Святому Петру, также созданная Бернини.

Если прогуляться по центральному нефу собора, то в нишах можно полюбоваться статуями святых: Терезы, Елены-Софии Барат, Святого Винченцо де Паоли, Иоанна, Святого Филиппа Нери, Святого Иоанна-Баттиста де Ла Сале, Святого Иоанна Боско.

Правый неф

Пьета

В правом нефе храма расположена скульптурная группа « » (Оплакивание Христа) авторства молодого Микеланджело (1499 год).

Чтобы уберечь произведение искусства от пагубного влияния температурных колебаний, пыли, влажности, а также нерадивых посетителей, статуя накрыта прочным стеклянным колпаком. В 1972 году религиозный фанатик нанес серьезные повреждения шедевру молотком!

Памятник понтифику Льву XII

По соседству с Пьетой располагается памятник понтифику Льву XII работы Джузеппе де Фабриса (19 в) и монумент Кристине, принцессе Шведской выполненный Карлом Фонтаной в 17 веке.

В капелле Святого Себастьяна (Cappella di San Sebastiano) можно полюбоваться мозаикой, выполненной Пьером Паоло Кристофари (Pier Paolo Cristofari), по эскизам самого Доменикино (Domenichino). Свод часовни украшает мозаика Пьетро да Кортоны (Pietro da Cortona).

Усыпальница маркграфини Матильды Каносской

Уникальный памятник - усыпальница маркграфини Матильды Каносской, выполненный Бернини. Аристократка являлась первой женщиной, погребенной в храме .

Часовня Святого Причастия

Часовня Святого Причастия (Cappella del Santissimo Sacramento) украшена декоративной решеткой, созданной по наброскам (Francesco Borromini). Внутри часовни - работа по бронзе Карло Модерно, зодчество Борромини.

Левый неф

Гробница Александра VII (лат. Alexander VII)

Последняя значительная работа Бернини украшает гробницу Александра VII из семейства Киджи (Chigi). Ансамбль, выполненный из цветного мрамора и бронзы, изображает молящегося понтифика, окруженного аллегорическими статуями Милосердия, Истины, Справедливости и Благоразумия . Перед Александром VII находится скелет, завернувшийся в красную мантию – символ смерти.

В руке скелета находятся песочные часы - метафора окончания земной жизни понтифика.

Барочный ансамбль наполнен театральной драматичностью и полон тайного смысла. Так, одна из добродетелей изображена стоящей на земном шаре. Отнюдь не случаен тот факт, что каменная стопа закрывает собой Англию. К 17 веку раскол между католической и англиканской церковью достиг своего апогея. Британские монархи из рода Стюартов отреклись от короны ради того, чтобы сохранить верность католической вере. Вся эта противоречивая ситуация была художественно обыграна Бернини в камне. Гробница Стюартов сейчас находится внутри собора слева от входа.

Часовня Крещения

В левом нефе располагается часовня Крещения (Cappella del Battesimo), спроектированная Карлом Фонтаной и украшенная мозаиками Бачиччо (Baciccio). Рядом находится усыпальница Марии-Клементины Собески (Maria Clementina Sobieski), украшенная скульптором Пьетро Браччи (Pietro Bracci) в 18 веке. Соседствует с ней мемориал Стюартам, авторства Атонио Канова (Antonio Canova, 19 в). Интересна работа флорентийского зодчего 15 столетия Антонио Поллайло (Antonio Pollaiolo) - гробница понтифика Иннокентия VIII.

Центр

Центральное пространство собора, ограничено четырьмя столпами, поддерживающими купол. Эта часть храма была реализована в соответствии с задумками Микеланджело . В самом сердце церкви можно увидеть множество мозаичных картин, выполненных по эскизам Доменикино.


Особый трепет вызывает мемориал Пию VII, выполненный в 19 столетии не католическим творцом - Бертелем Торвальдсеном (Bertel Thorvaldsen). Собор Святого Петра имеет Григорианскую капеллу (Gregoriana Cappella), которая напоминает о том, кто дал человечеству григорианский календарь . Многочисленные гробницы понтификов и богато украшенные капеллы производят неизгладимое впечатление на прихожан.

Купол

Представляет собой грандиозное произведение искусства. Максимальная высота - 133,3 м от уровня земли, высота внутри базилики - 117,57 м, внутренний диаметр - 41,5 м, общий вес - 14 тысяч тонн! Изображение купола уже несколько веков является эмблемой кафедрального собора и одним из распространенных символов Ватикана.

Микеланджело, создавший архитектурный план купола в своей работе вдохновлялся и (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) во Флоренции.

Высокий барабан купола призван обеспечить устойчивость массивной постройке. В нем выделяются 16 окон, разделенных колоннами, и ровно 16 ребер жесткости. Изнутри устойчивость конструкции придают 4-е мощные столба.

В соборе хранятся макеты и эскизы купола, предполагаемого к постройке: Микеланджело, Сангалло и Браманте. Все они имели в основе более округлую форму, стремящуюся к параметрам идеального шара . Однако же строительство свода было поручено Джакомо дела Порта, который реализовал несколько иную модель. Изменения были внесены для того, чтобы обеспечить большую надежность и устойчивость куполу, особенно с учетом того факта, что конструкция вышла на 7 метров выше изначально запланированной.

Несмотря на все ухищрения архитекторов и строителей, уже в 18 веке купол стал разрушаться под собственным весом и воздействием ветров . Четыре прочных цепи стянули свод, чтобы придать ему дополнительную жесткость. Изнутри купол украшен мозаичными картинами Джованни де Веки (Giovanni De Vecchi).

Свод Микеланджело реализован согласно эскизам мастера: сфера, уходящая ввысь, украшенная кессонным декором.

Могила Святого Петра

В 1939 году по распоряжению Бенито Муссолини (Benito Mussolini) под полами собора проводились обширные археологические исследования – был обнаружен древний некрополь, одно из захоронений которого имело особый статус. Удалось выяснить, что в 1-2 веках н.э. одна из могил была особенно почитаема .

Тщательное изучение церковных хроник и повторные раскопки позволили с большой долей вероятности предположить, что в земле под Собором Святого Петра покоится могила апостола. О чем в 1968 году торжественно объявил Павел VI.

Площадь Святого Петра (Piazza San Pietro)

Грандиозный кафедральный собор, построенный в 16 веке, требовал соответствующей оправы. Ватикан постановил, что плохо спланированный прямоугольник столичной земли у подножья храма должен был обрести изящную форму. Кроме того, требовалось обустроить дорогу от Апостольского дворца (Palazzi Apostolici) к базилике.

Джан Лоренцо Бернини создал Площадь Святого Петра за 11 лет , начав строительство в 1656 году.

Архитектурный план Бернини имел два крупных элемента: овальную плоскость самой площади, окруженную полумесяцами галерей и трапециевидные аллеи, ведущие к площади и собору.

С высоты птичьего полета площадь, аллея и собор выглядят как ключ , за что и были названы «ключом Святого Петра». Овал площади, покоится в чаше из двух галерей, оснащенных колоннами. Колоннада из 284 дорических колон и 80 столпов из травертина увенчана аттиком, на котором красуются 140 скульптур святых и десяток церковных гербов. В дни больших католических праздников Площадь Святого Петра вмещает порядка 400 тысяч посетителей!

  1. На площади собора есть 2 геометрических центра с которых все 4 ряда колонн прячутся одна за другой.
  2. По легенде на вершине обелиска хранился прах , но когда обелиск переносили в 16 веке оказалось, что там ничего нет.
  3. Итальянская полиция может войти в собор только по специальному приглашению.
  4. Идею построить часть площади в форме трапеции Бернини подсмотрел у Микеланджело.
  5. Более 1000 лет Ватикан и собор святого Петра не считались центром христианства – папы переехали туда только в 15 веке из Латеранской базилики.
  6. По традиции ни одно здание в Риме не может быть выше купола собора святого Петра.

Практическая информация

  • Адрес : Piazza San Pietro
  • Время работы : летний период (с 1 апреля по 30 сентября) - с 07:00 до 19:00, зимний период (с 1 октября по 31 марта) - с 07:00 до 18:30.
  • Посещение купола : летний период (с 1 апреля по 30 сентября) - с 08:00 до 18:00, зимний (с 1 октября по 31 марта) - с 07:00 до 18:00.
  • Стоимость билета : полностью пешее восхождение (551 ступенька) - 6 евро, лифт + пешее восхождение (320 ступеней) - 8 евро, детям до 12 лет - бесплатно.
  • Индивидуальные экскурсии:
  • Посещение могилы Святого Петра и некрополя под собором : допустимо после предварительного бронирования мест по почте: [email protected] или по телефону: +39 06 69873017. Стоимость индивидуального билета – 13 евро. Время работы: пн-пт: с 09:00 до 18:00, сб - 09:00 до 17:00.
  • Официальный сайт Ватикана : www.vatican.va

Для посещения собора, купола и археологических раскопок потребуется соблюдение дресс-кода: длинные юбки и брюки, покрытые плечи, головные уборы, удобная обувь.


Как добраться

  • на метро: линия А, остановка Ottaviano (ближе к музеям) или San Pietro (ближе к площади);
  • на трамвае: №19, остановка San Pietro в 200-х метрах от собора;
  • автобусом: № 23, 32, 81, 590, 982, N11, остановка Risorgimento, №64 и 40 экспресс-маршруты от (Termini) к собору Святого Петра, №116, остановка Terminal Gianicolo.

Огромное открытое пространство перед главной католической церковью мира по своему художественному совершенству является настоящим шедевром градостроительства. Спроектированная Бернини в 1657 году величественная площадь Святого Петра в Ватикане сегодня представляет собой парадный вход в независимое папское государство. Ежедневно сюда устремляются десятки тысяч туристов, приезжающих в Рим со всей планеты. А чтобы услышать папское благословение, на площади собирается, по разным оценкам, до 600тыс. верующих.

Фонтаны на площади Святого Петра

Не меньшей достопримечательностью являются два практически идентичных фонтана, украшающих площадь. На первый взгляд кажется, что они сделаны рукой одного мастера, однако это не так. Расположенный слева от входящего на площадь Ватикана фонтан «Антика», согласно историческим свидетельствам, находился здесь уже с 1490 года, украшая плато Санкти Петри перед Константиновской базиликой. В 1614 году древний фонтан был несколько изменен архитектором Карло Мадерно – он увеличил его высоту, поместив нижний, наиболее вместительный бассейн на восьмиугольное основание, заменил верхнюю малую вогнутую чашу выпуклой, а также украсил основание фонтана барельефами с папской символикой.



После того, как площадь Святого Петра была обрамлена колоннадой, по проекту Бернини в 1677 году был возведен еще один фонтан, практически ничем не отличавшийся от предыдущего. Авторство работы приписывается Карло Фонтана, хотя некоторые историки утверждают, что возможно его изготовил сам Бернини. Единственное различие между двумя средневековыми шедеврами состоит в нанесенной на них папской символике.

Для сохранения архитектурной симметрии фонтан Карло Мадерно пришлось перенести на новое место. Оба фонтана были размещены по обе стороны Ватиканского обелиска, вдоль разделяющей площадь Святого Петра горизонтальной осевой линии.

Ватиканский обелиск

По центру площади возвышается стела из красного гранита, установленная здесь при понтификате Сикста V в 1586 году. Единственный, оставшийся не разрушенным с древнейших времен египетский обелиск ранее украшал цирк Нерона. Уникальные работы, связанные с его перемещением и установкой на новом месте, проводились под руководством выдающегося инженера и архитектора Доменико Фонтана. Столь неординарное событие по воздвижению монумента было увековечено на одной из фресок Апостольской библиотеки в Ватикане.


Скульптуры, украшающие площадь Ватикана

У подножия ступеней, ведущих к базилике, с правого и левого углов ее фасада находятся две статуи – Святого Петра и Павла, выполненные итальянскими скульпторами Джузеппе де Фабрисом (1790-1860) и Адамо Тадолини (1788-1868) соответственно. Скульптуры, установленные в 1847 году, заменили собой находившиеся на этом же месте две предыдущие работы Паоло Такконе и Мино дель Реаме, которые с 1461г. украшали плато Санкти Петри перед Константиновской базиликой.



По центру верхней части фасада Собора находится статуя несущего крест Спасителя, со стоящей рядом фигурой, изображающей Крестителя Иоанна. По обеим от них сторонам расположены статуи 11 апостолов, причем фигура самого Петра отсутствует.



140 статуй, украшающие колоннаду, представляют собой экклесию молящихся святых (от др.-греч «ἐκκλησία» – народное собрание). Все громадные изваяния были выполнены в мастерской Бернини и по его эскизам.

Религиозные мероприятия на главной площади Ватикана

Увидеть Папу воочию стремятся многие приезжающие в Рим не только верующие, но и многие туристы. Не каждый знает, что возможность лицезреть понтифика предоставляется всем желающим практически каждое воскресенье. По этим дням, ровно в полдень, Папа благословляет всех собравшихся на ватиканской площади, обращаясь к ним из окна Апостольского дворца с молитвой «Ангелус».



Помимо этого, по средам, на площади Святого Петра в 10 утра начинается Общественная аудиенция, которая лишь в случае ненастной погоды может быть перенесена с площади в Зал Аудиенций, находящийся поблизости. Однако при этом нужно учитывать, что попасть на общественные аудиенции можно лишь приобретая билет.

Как добраться до Площади Святого Петра в Ватикане

Метро: линия А, до станции Ottaviano.
Автобус: маршруты № 23, 32, 81, 590 – до остановки Piazza del Risorgimento.
Трамвай: маршрут № 19 до его конечной остановки Piazza del Risorgimento.

Венчает все это каменное великолепие огромная площадь, которая, так же как и собор, создавалась на протяжении многих веков. Сейчас это самая большая площадь не только в Ватикане, но и в Риме. Стало уже традицией в веках, что все большие проекты и начинания благословлял Папа Юлий II. И в этот раз он вдохновил на создание площади лучших мастеров того времени. Когда-то, во времена античности, здесь находился цирк Нерона, потом на его месте была возведена базилика, перестроенная впоследствии в собор Святого Петра.

В градостроительной практике того времени (XVII век) постепенно вырабатывался тип площади, все пространство и застройка которой были подчинены монументальному сооружению, являвшемуся центральной частью композиции. Площадь превращалась в своеобразный открытый вестибюль, раскинувшийся перед церковным зданием. Эту задачу поистине в грандиозных масштабах удалось осуществить архитектору Джованни Лоренцо Бернини в созданной им площади Святого Петра, композиционное решение которой основано на сложнейших криволинейных очертаниях, проникнутых большой пространственной динамикой.

Бернини – самый крупный представитель итальянского барокко, сыгравший решающую роль в становлении этого стиля. Он был не только выдающимся архитектором, но и скульптором, а также живописцем. Необычайная одаренность и талант Бернини превратили его в подлинного художественного диктатора Рима. Он был придворным скульптором и архитектором Римских Пап, воплощал в жизнь главные заказы и руководил огромным числом живописцев, скульпторов, зодчих и декораторов, которые принимали участие в строительстве и украшении площадей, улиц, дворцовых и культовых сооружений Вечного города.

Работы над комплексом собора и площади Святого Петра занимали главное место в творчестве Бернини-архитектора. Площадь стала настоящим шедевром градостроительной практики эпохи зрелого барокко по художественному совершенству, широте замыслов и грандиозности масштабов.

Для сооружения площади существовали две главные причины. Во-первых, перед главным собором Католической церкви необходимо было создать обширное пространство, окруженное колоннадами, то есть так называемый атрий, который был традиционным для средневековых базилик. Здесь во время торжественных выходов Папы и различных религиозных празднеств должны были собираться большие массы народа. Во-вторых, подобная площадь придавала большую значимость выдающемуся вперед главному фасаду собора, благодаря чему достигалось композиционное единство внешнего облика собора и гармония его с окружающим пространством.

Таким образом, создавая проект площади Святого Петра, Бернини практически полностью отошел от замысла Браманте и Микеланджело, но вместе с тем ему удалось исправить ошибку Мадерны и достичь гармоничного сочетания здания собора с ансамблем, построенным по принципам барокко.

Ансамбль площади Святого Петра включает небольшую, перестроенную в 50-х годах XX столетия аванплощадь, расположенную перед колоннадой; овальную площадь, которая образована двумя разомкнутыми полуокружностями колоннады, с фонтанами, размещенными почти в геометрических центрах полукружий, и обелиском между ними; трапециевидную площадь, находящуюся между фасадом собора и двумя боковыми галереями, которые соединяют колоннаду и собор. Общая глубина площади составляет 280 метров. Благодаря своим грандиозным размерам она позволяет охватить глазом всю композицию целиком, в том числе и массивный главный купол собора.

Крылья колоннады Бернини расходятся в разные стороны, вправо и влево от портика, а затем, легко разомкнувшись, охватывают площадь гигантскими полукружиями. Высота четырехрядных крытых колоннад достигает 19 метров при такой же ширине. Для их сооружения вместе с проездами для карет и проходами для пешеходов потребовалось 284 колонны, 80 столбов и 96 больших статуй, венчающих аттик. Над колоннами на баллюстраде расставлены высеченные из камня 162 фигуры святых. Бернини взял за основу тосканский ордер колонн. Их формы и пропорции отражали бы почти классическую монументальность и сдержанность, если бы не отличались подчеркнутой грузностью и телесностью и не были бы увенчаны декоративной скульптурной композицией.

Как говорил сам Бернини, колоннады «подобно распростертым объятиям» захватывают зрителя сразу же после его выхода на овальную площадь и направляют его движение к главной части композиции - фасаду собора Святого Петра, откуда он попадает в вестибюль, а затем через продольные нефы - к алтарю. Показателен тот факт, что зритель лишен возможности двигаться по продольной оси площади. Такому продвижению препятствует обелиск, расположенный в ее центральной части. Зритель вынужден проходить по изгибу колоннад. По этой причине его взору сначала открывается отдаленная перспектива - собор с венчающим его куполом, затем - разнообразные ракурсы пространства площади и колоннад, и наконец зритель оказывается перед фасадом собора на трапециевидной площади. Причем фасад предстает удивленному взору неожиданно, потрясая воображение пышностью своих форм и монументальностью размеров.

Особого внимания также заслуживает знаменитая парадная Королевская лестница, или Скала Реджа, которая соединяет папский дворец с собором Святого Петра. При ее сооружении Бернини использовал прием искусственной перспективы.

Благодаря тому, что лестница, перекрытая кессонированным сводом, постепенно сужается и в соответствии с этим уменьшается высота колонн, идущих по ее сторонам, архитектору удалось создать не только иллюзию увеличения протяженности и размеров лестницы, но и достичь чисто театрального эффекта: когда Папа во время торжественных выходов появляется на верхней площадке лестницы, его фигура как будто бы вырастает в масштабах.

Те, кто читал книгу Д. Брауна "Ангелы и демоны" или смотрел фильм по мотивам этого произведения, помнят, что наиболее захватывающие и таинственные события происходили в соборе и на площади Святого Петра в Риме. На этом месте был найден крупнейший древнеримский некрополь из всех, какие когда-либо раскапывали археологи. Здесь же по преданию принял мученическую смерть и был похоронен Святой апостол Петр. Теперь на этом месте возвышается собор Св. Петра, перед которым простирается один из величайших архитектурных шедевров Бернини — площадь Святого Петра .

В эпоху античного Рима на территории, расположенной между двумя холмами - Яникул и Ватикан и ограниченной рекой Тибр был разбит цирк Нерона. Здесь же по преданию принял мученическую смерть и был похоронен Святой Петр.

Немного отступая в сторону от архитектуры, обратимся к истории религии: кто же такой Святой Петр? Один из последователей Иисуса, был женат, был рыбаком, встретив Иисуса последовал за ним до самого конца земного пути. Пётр является автором двух Соборных посланий, вошедших в Новый Завет. По мнению церкви апостол Пётр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу до пяти тысяч человек, исцелял безнадёжных больных, даже воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола Петра осенила их. Апостол Пётр почитается в православной и католической церквях. Установлен праздник святых Петра и Павла, как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой.

По преданию, во время гонения Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 64 году, вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

Древняя римская базилика Константина располагалась над местом захоронения апостола Петра. Позднее здесь же был построен ватиканский Собор святого Петра. С 1939 по 1949 год под собором проводились археологические раскопки, которые обнаружили остатки древнего римского кладбища. В 1952 году был опубликован подробный отчёт, свидетельствующий, что одна из могил этого кладбища особо почиталась уже в I—II веках. Дальнейшие работы проводились под руководством итальянского археолога Маргариты Гуардуччи. В 1964 году вышла её книга «Реликвии Святого Петра под исповедальней ватиканской базилики» (итал. Reliquie Di Pietro Sotto La Confossione della Basílica Vaticana), в которой вероятность, что именно в этой могиле был похоронен Пётр, расценивалась как весьма высокая. Под впечатлением археологических исследований папа Павел VI в 1968 году объявил, что, исходя из исследований учёных, можно полагать, что могила апостола найдена.

Но мы вернемся к площади Святого Петра . Архитектором ее выступал Джан Лоренцо Бернини. Этот шедевр архитектурного гения был заложен в XVII веке. Лоренцо Бернини выполнял работы для собора Святого Петра с 1624 г. до конца жизни. Он создал монументальные статуи святых и папские надгробия, возвёл кафедру в главном алтаре и киворий (надстройку) над могилой Святого Петра — удивительный пример единства скульптуры и архитектуры. Но самое замечательное творение мастера — площадь перед собором.

Площадь нередко становилась местом папских богослужений. Именно здесь, перед главным собором католического мира, огромное число паломников, говорящих на разных языках, должны были почувствовать своё духовное единство.

А для воплощения этих идей Бернини нашёл замечательное решение. Пространство перед храмом превратилось в ансамбль из двух площадей: первая, в форме трапеции, обрамлена галереями, отходящими от собора; вторая имеет форму овала, обращена к городу и оформлена двумя колоннадами.

На трапециевидной площади вы поднимаетесь по величественной лестнице, также спроектированной Бернини. По сторонам ее стоят две колоссальные статуи XIX в.: слева — св. Петр, справа — св. Павел.

В симметричных точках овальной основной площади расположены фонтаны, а между ними — обелиск, который позволяет ориентироваться на огромной площади. Общие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах Христа, обращённых к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного». Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного пространства чувствуется здесь с особенной силой. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору. Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью.

Вторую, большую площадь, окружают две полуциркульные колоннады, состоящие из четырех рядов дорических колонн. (284 дорических колонны, расположенные в четыре ряда). Над колоннадой установлены 96 статуй святых и мучеников церкви. Площадь находится у восточной границы Святого города.

Красивейшая панорама площади и собора Св. Петра в Ватикане

B цeнтpe плoщaди — eгипeтcкий oбeлиcк выcoтoй 35,5 м, пpивeзeнный из Гeлиoпoля, и двa фoнтaнa XVII в. работы Мадерно и Бернини. Если cтoять мeжду oбeлиcкoм и любым из фoнтaнoв, кaжeтcя, чтo кoлoннaдa cocтoит лишь из oднoгo pядa кoлoнн. Шиpoкaя лecтницa вeдeт к сoбopу cв. Пeтpa.

Обелиск, датируемый I веком до н.э ., был доставлен из Египта по приказу Калигулы для того, чтобы он метил одну из половин его цирка. В 1586 году Папа Сикст V распорядился чтобы обелиск был переставлен на площадь, что было выполнено архитектором Доменико Фонтана.

Золотой шар, венчающий обелиск, окутан легендами. Одна из них гласила, что в шаре находились останки Юлия Цезаря. Сегодня же в шаре помещена урна с реликвией (фрагменты креста, на котором его распяли Иисуса).

В наши дни площадь является местом паломничества верующих со всего света. При общем населении Ватикана порядка 820 человек — в воскресные дни тут собираются тысячи прихожан, а в день Пасхи их количество исчесляется сотнями тысяч. Так, в 2009 году Папа римский Бенедикт XVI в присутствии на площади Святого Петра в Ватикане пасхальную мессу и поздравления с Пасхой папа традиционно озвучил на 63 языках!!!

А совсем недавно, в октябре 2008 здесь и вовсе устроили марафон. Но не спортивный, а библейский. Тогда 1248 чтецов самых разных народов и религий на протяжении 140 часов непрерывно читали стихи из Библии . Среди них были три бывших президента Италии, магистр Мальтийского ордена, известные журналисты, режисеры и актеры. Также в марафоне приняли участие трое слепых, а один из фрагментов продемонстрировали на языке глухонемых.

Выбор редакции
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...

Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...

Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...