Техногенная безопасность предприятия. Охрана труда и техногенная безопасность предприятия


1 В настоящее время проблема низкого уровня безопасности в техногенной сфере признается одной из наиболее значимых, о чем свидетельствует разработанная федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2010 года». При этом стоит отметить, что проблема управления безопасностью в техногенной сфере постепенно оформляется в определенную область научного познания, о чем говорит рост числа исследований по данной проблеме, а также попытки, как теоретического осмысления, так и носящие практический характер попытки выработки комплекса мероприятий по противодействию роста риска в техногенной сфере.

В решении проблем безопасности исключительно важна экономическая составляющая. И дело даже не в том, чтобы правильно посчитать или спрогнозировать ущерб от аварий и катастроф, хотя это, конечно, необходимо уметь делать. Гораздо важнее построить и ввести в действие эффективные экономические механизмы стимулирования практической деятельности по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и привлечения требующихся для этого немалых инвестиций. В настоящее время реализуется комплекс целевых исследований, направленных на разработку процедур оценивания уровня безопасности, с учетом взаимосвязанных факторов стоимости и надежности, построение отдельных элементов и в целом государственной системы экономики катастроф.

На региональном и объектовом уровне создаются системы поддержки принятия управленческих решений, включающие в себя экономические модели, методики и программные средства обеспечения живучести и безопасной эксплуатации сложных технических систем и особо опасных производств, стабильности работы отраслей и административных систем управления в условиях природных и техногенных катастроф.

На практике это, в частности, выражается в составлении планов развития предприятий с учетом требований безопасности. При этом осуществляется соответствующая экономическая проработка не только по вопросам технического перевооружения и совершенствования технологических процессов, но и по выполнению компенсационных мероприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В числе наиболее распространенных по отношению к деятельности предприятий в области безопасности следует назвать такие экономические механизмы как: плата за риск, квотирование риска; перераспределение риска; стимулирования снижения риска; комплексная оценка социально-экономического эффекта управления риском.

Экономические механизмы федерального и территориального уровней управления, используемые для решения задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусматривают планирование, нормирование и финансирование мероприятий по безопасности объектов и территорий. В частности, установление платы и размеров платежей за использование территорий под размещение объектов, потенциально опасных для здоровья и имущества проживающего населения, за возможный ущерб окружающей природной среде. Широко распространена практика предоставления предприятиям, организациям и гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при реализации ими мер по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий.

Эффективной формой государственного регулирования безопасности являются договора и лицензии на использование, строительство, переоборудование потенциально опасных объектов, которые заключается между инвестором или пользователем объекта и органом исполнительной власти субъекта РФ (республики, края, области, автономной области, автономного округа, района, города). Подобного рода документы оформляются на основании заключения экспертизы МЧС России на уровень потенциальной опасности намечаемой хозяйственной или иной деятельности, а также при наличии лицензии на право ведения такой деятельности. Указанный договор обладает весьма широкими экономико-правовыми возможностями. Он предусматривает условия использования природных ресурсов, права и обязанности инвестора или пользователя потенциально опасного объекта, размеры платежей за обусловленный уровень риска, ответственность сторон, порядок возмещения ущерба и разрешения возможных споров. Лицензия на право ведения данного рода деятельности, выдается собственнику особо опасного объекта специально уполномоченными на это государственными органами Российской Федерации. В лицензии указываются виды, объемы и допустимые лимиты хозяйственной деятельности, а также требования по обеспечению безаварийности потенциально опасных производств и социально-экономические последствия их несоблюдения. Лимиты являются системой социально-экономических ограничений потенциально опасной деятельности и представляют собой установленные на определенный срок предприятиям предельно допустимые объемы возможного социально-экономического ущерба от чрезвычайной ситуации на данной территории. Лимиты формируются, исходя из необходимости поэтапного достижения предельного объема ущерба, с учетом экологической обстановки в регионе и степени его экономического развития.

Плата за возможные социально-экономи0ческие последствия чрезвычайных ситуаций включает в себя стоимость возможного ущерба экономике, окружающей природной среде, системам жизнеобеспечения населения, здоровью людей, а также размеры выплат за право вести потенциально опасную, сверхлимитную и нерациональную опасную деятельность. Порядок исчисления и применения нормативов платы за возможный социальноэкономический ущерб от деятельности потенциально опасных объектов определяется Правительством Российской Федерации. Сам факт внесения платы не освобождает потенциально опасные предприятия от необходимости выполнения мероприятий по снижению риска и смягчения последствий аварий и катастроф. Заметную роль в решении задач регулирования безопасности играет существующая в стране система государственных чрезвычайных страховых фондов, объединяющая федеральный чрезвычайный страховой фонд, страховые фонды субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Такие фонды аккумулируют средства предприятий и организаций, отечественных и зарубежных юридических и физических лиц, в том числе:

  • платы в связи с последствиями чрезвычайных ситуаций;
  • суммы по искам о возмещении ущерба и штрафов за правонарушения;
  • средства от реализации произведенной на потенциально опасных объектах и конфискованной продукции;
  • ассигнования, полученные в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных
  • средств фонда в деятельности предприятий и других юридических лиц;
  • инвалютные поступления.

Рес урсы государственных чрезвычайных страховых фондов расходуются на:

  • разработку и реализацию мер по снижению опасности стихийных бедствий и ущерба окружающей природной среде;
  • компенсации материальных потерь в экономике;
  • выплаты по социальным гарантиям пострадавшим гражданам в связи с потерей имущества и нарушениям здоровью;
  • на научные исследования, образование и иные цели, связанные решением проблем безопасности.

По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации нередко создаются внебюджетные негосударственные фонды за счет:

  • средств населения;
  • добровольных взносов;
  • пожертвований общественных организаций и других источников.

Законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации предусматриваются различные виды экономического стимулирования деятельности по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчения их возможных последствий.

К числу наиболее популярных льгот, предоставляемых государством, относятся:

  • освобождение от налогообложения чрезвычайных страховых фондов и внебюджетных негосударственных фондов;
  • передача на договорных условиях части средств чрезвычайных страховых фондов под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
  • установление повышенных норм амортизации основных производственных фондов предприятий, организаций, учреждений чрезвычайных страховых фондов;
  • применения поощрительных цен и надбавок на продукцию, производимую на предприятиях, снижающих риск чрезвычайных ситуаций и смягчающих последствия аварий и катастроф;
  • введение специального налогообложения продукции, производимой на потенциально опасных объектах с применением опасные технологии;
  • применение льготного кредитования организаций, предприятий и учреждений независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих деятельность по снижению опасности производства.

В стране осуществляется добровольное и обязательное государственное страхование предприятий, учреждений и организаций, объектов их собственности и доходов, а также граждан, на случай возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Средства, образующиеся в результате страховой деятельности, используются на осуществление превентивных мероприятий и компенсацию ущерба. Порядок страхования и перестрахования рисков и использования средств устанавливается Правительством Российской Федерации.

Финансирование программ и мероприятий по снижению опасности и компенсации возможного ущерба производится за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также из средств предприятий и организаций, резервов финансовых ресурсов, внебюджетных фондов, кредитов банков, добровольных взносов населения, инвестиций.

Разработка и применение указанных и других видов экономических механизмов в сочетании с возможностями, вытекающими из требований нормативно-правовой системы, позволяют ученым составлять и предлагать к реализации научно обоснованные комплексные программы обеспечения безопасного социально-экономического развития объектов и территорий. Поэтому результаты научных исследований и системного анализа опасностей в техногенной сфере оказывают, и будут оказывать определяющее влияние на концептуальные подходы государства к проблемам безопасности. Разработка и использование вероятностных моделей развития общества и основных производственных процессов с учетом риска возникновения техногенных аварий и катастроф становится одним из главных условий обеспечения гарантированного уровня безопасности жизнедеятельности и приемлемого риска аварий и катастроф.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2010 года»
  2. Бурков В.Н., Грацианский Е.В., Дзюбко С.И., Щепкин А.В. Модели и механизмы управления безопасностью. Серия «Безопасность». - М.: СИНТЕГ, 2001, 160 с.

Библиографическая ссылка

Округин Д.Г., Яричина Г.Ф. О РОЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ В УПРАВЛЕНИИ ТЕХНОГЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 8. – С. 71-73;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13975 (дата обращения: 30.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Техногенная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов людей, объектов экономики от воздействий и последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Основными причинами возникновения крупных техногенных аварий и катастроф в России являются:

  • - недопустимо высокий уровень износа основных производственных фондов в энергетике, на транспорте и в промышленности, включая производства повышенного риска;
  • - низкое качество установленного оборудования, строительно-монтажных и ремонтных работ, низкий уровень эксплуатации энергетических объектов;
  • - нерациональное размещение производительных сил, приведшее к концентрации производств повышенного риска на небольших площадях вблизи от крупных населенных пунктов.

Наметившееся в последние годы уменьшение количества возникающих аварий и катастроф и их последствий в значительной мере связано с принятием соответствующих мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

К этим мерам следует отнести:

  • - внедрение экономических механизмов, стимулирующих принятие мер по предупреждению аварий и катастроф;
  • - улучшение взаимодействия ведомственных и межведомственных надзорных органов;
  • - комплекс организационно-технических мероприятий по развитию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • - совершенствование организационной структуры и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), в том числе ее территориальных и функциональных подсистем, деятельности органов управления РСЧС и более эффективное взаимодействие их с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Вместе с тем, сделанные прогнозные оценки с учетом современного социально-экономического состояния страны, прогрессирующего износа основных производственных фондов на фоне начавшегося определенного роста промышленного производства, показывают, что в период до 2010 года среднегодовое суммарное количество относительно крупных аварий и катастроф может сохраниться еще на достаточно высоком уровне.

Расчеты показывают, что меры, направленные на снижение вероятности таких аварий и катастроф, связаны с очень большими затратами. Поэтому в промышленно развитых странах, в том числе и России, перешли от принципа обеспечения абсолютной безопасности к принципу достижения такого уровня риска, какой только возможен с учетом социальных и экономических факторов, к так называемому принципу приемлемого риска.

Вместе с тем, экономическое состояние России существенно ограничивает возможности установления достаточно низких показателей приемлемого риска. Сегодня показатели рисков возникновения тяжелых аварий и катастроф на потенциально опасных объектах в России на 1-2 порядка выше показателей рисков, достигнутых в мировой практике в последние годы.

В связи с этим главной задачей улучшения обеспечения техногенной безопасности в России на сегодняшний день является, прежде всего, возможное снижение вероятности возникновения аварийных ситуаций в техногенной сфере и ущерба от них.

Существенное влияние на снижение вероятности возникновения крупномасштабных катастроф должно оказать внедрение государственной системы нормирования безопасности (ГСНБ) сложных технических систем, которая содержит общие требования запретительного, предписывающего и разрешительного характера, обязательные для выполнения и находящиеся под государственным контролем. В основе этой системы обязательно наличие следующих нормативных документов:

  • - перечней потенциально-опасных объектов;
  • - методик оценки опасности объектов и последствий возможных катастроф;
  • - требований к безопасности объектов, а также региональных программ обеспечения безопасности и др.

Взаимосвязанная система условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность, сформулирована в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» . Закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Он направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий аварий в случае их возникновения. В нем оговорены предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательного декларирования промышленной безопасности объекта. Законом, в частности, предписывается лицензирование ряда видов деятельности, связанных с обеспечением безопасности, разработка декларации промышленной безопасности и страхование риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Сфера влияния указанного федерального закона распространяется на производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются определенные виды опасных веществ.

Кроме того, вопросы обеспечения пожарной, радиационной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений регулируются специальными федеральными законами:

«О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ, который определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности, регулирует отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями;

«Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ, который определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, в том числе направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды;

«О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ, который определяет правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности, принципы и мероприятия по обеспечению безопасности, устанавливает гигиенические нормативы (допустимые дозы облучения) на территории Российской Федерации и ответственность за невыполнение или за нарушение требований к обеспечению радиационной безопасности;

«О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ, который регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений в период от начала их проектирования до ликвидации гидротехнических сооружений и другими.

Вместе с тем, следует отметить, что проблемы ресурса и безопасности сложных систем на сегодня окончательно не отработаны и являются предметом дальнейших исследований, как в нашей стране, так и за рубежом.

Как правило, создание системы безопасности сложной технической системы реализуется по следующему алгоритму: производится оценка вероятности и возможного ущерба от аварии, оценивается приемлемый уровень риска, осуществляется построение с помощью инженерных и организационных мер системы защиты от чрезмерной опасности.

Таким образом, проблема сводится к решению технической задачи, оперирующей понятиями предприятия или отрасли, хотя представление о техногенной сфере, как особом созданном человеком мире, требует междисциплинарного, неклассического подхода. Такому подходу созвучна концепция техносферной безопасности, согласно которой безопасность необходимо рассматривать не как свойство объекта (качество, надежность), за которое отвечает то или иное ведомство, а как всестороннюю взаимную защищенность человека, окружающей среды и биосферы от вредных воздействий техногенной сферы вообще и защищенность последней от человека и окружающей среды.

Проблему техногенной безопасности необходимо рассматривать не только как научно-техническую, а скорее как социально-экономическую и социально-психологическую проблему. При этом необходимо исходить из того, что безопасность пользуется приоритетом в вопросах сохранения жизни и здоровья личности, нормального функционирования и развития общества, среды обитания и жизнедеятельности перед любыми другими интересами и целями в сфере личной и общественной деятельности и общечеловеческих ценностей.

Существует и несколько иной взгляд на проблемы обеспечения безопасности. Традиционно, анализируя причины сложившейся ситуации в области обеспечения безопасности, специалисты разных отраслей ссылаются на целый ряд объективных факторов: сложные природные условия, износ основных производственных фондов, катастрофическое состояние городских инфраструктур и транспорта, недостатки нормативной правовой базы, недостаток финансирования и т.д. Однако в результате такого анализа, как правило, не дается ответ на вопрос «почему сложившаяся ситуация воспроизводится»?

Вместе с тем, вывод напрашивается следующий: однотипные аварии и катастрофы воспроизводятся и повторяются из-за того, что не анализируется имеемый опыт и не используется в последующей деятельности.

Примером может служить положение дел на химически опасных объектах. На большинстве из них имеются автоматические или автоматизированные системы, обеспечивающие возможность в той или иной степени осуществлять обнаружение аварийной ситуации. Однако уровень технического совершенства этих систем имеет существенный разброс, многие из них морально и физически устарели, поскольку более 57% их находятся в эксплуатации более 20 лет.

Контроль и обнаружение аварийных ситуаций только путем постоянного или периодического наблюдения за показаниями соответствующих приборов, выбросами, проливами и другими явлениями и факторами, специально выделенными для этих целей должностными лицами, не могут обеспечить необходимую безопасность, особенно учитывая тот факт, что в последние годы мелкие аварии на производстве стали практически нормой жизни. Так, в химической и нефтехимической отраслях промышленности России ежегодно происходит около 1500 аварий, связанных с утечками взрывоопасных и вредных продуктов из технологических систем, возгораниями, взрывами, сбросами загрязняющих веществ в водоемы.

В Японии один из принципов, положенных в основу системы промышленной безопасности, состоит в том, что между крупными и мелкими авариями существует лишь тонкая грань: до тех пор, пока не покончено с мелкими авариями, не исключена возможность и крупных. Поэтому после каждой новой аварии должен проводиться анализ содержания деятельности по обеспечению безопасности.

Методологически он включает в себя следующие этапы:

  • - инвентаризация существующих «знаний об опасностях» и их пересмотр после каждого нового негативного явления;
  • - разработка (на основе наличных знаний) особых превентивных мер, «вживляемых» в подведомственную деятельность средствами управления;
  • - анализ причин каждого фактически имевшего место нового негативного явления (т.е. анализ «связки» из наличных знаний, принимавшихся мер и негативных последствий);
  • - принятие новых мер (в новых социальных, политических или производственных ситуациях) на основе новых знаний.

Необходимо отметить, что нынешняя ситуация в России такова, что большинство параметров развития экономики и общества находятся в критической области. С теоретической точки зрения это означает, что набор главных, ключевых переменных, характеризующих безопасность человека, быстро меняется со временем. Природные и техногенные катастрофы оказываются гораздо более тесно связанными с социальными бедствиями, чем при стабильном общественном развитии. Отсюда следует неэффективность большинства традиционных методов управления безопасностью, используемых в условиях системного кризиса.

В настоящее время в России на основе накопленного опыта создается теория безопасности и риска. Она формируется именно сейчас потому, что с одной стороны, человечеством осознается угроза, которую несут аварии, катастрофы и стихийные бедствия, а с другой стороны, - развитие точных наук достигло необходимого уровня для содержательного анализа этой области.

Однако мало знать закономерности развития катастрофических процессов, предсказывать кризисы, создавать механизмы предупреждения бедствий. Надо добиваться, чтобы эти меры были понятны людям, востребованы ими, перешли бы в повседневную жизнь, находя свое отражение в политике, производстве, психологии человека.

Одной из важнейших задач ремонтно-монтажных служб является обеспечение требуемого уровня техногенной безопасности на предприятии.

В настоящее время создание новых и модернизация существующих производств должны основываться на жестком соблюдении высокого уровня экологической безопасности, надежности функционирования, энерго- и сырьевой экономичности. При этом характер труда человека должен измениться в направлении полного исключения монотонных, рутинных операций, ликвидации тяжелых вредных профессий. Однако важнейшим из названного является условие безопасности человека и отсутствия ущерба окружающей среде, то есть обеспечение техногенной безопасности объекта.

Понятие техногенной безопасности не сводится только к охране труда персонала и техники безопасности на производстве. Оно включает весь комплекс воздействий на здоровье и психическое состояние человека в совокупности с экологической безопасностью. Такая всеобъемлющая трактовка проблемы техногенной безопасности является идеализацией и не может быть реализована в настоящее время в полной мере.

Практическая реализация всех требований к техническим объектам возможна только на основе высокого уровня законодательного обеспечения, наличия полноты информации с использованием мирового опыта и, безусловно, высокого научного и технического уровня разработки. Целью создания таких совершенных объектов является не только экономическая выгода и удовлетворение потребностей людей, но и сохранение экологической целостности окружающей среды как основы для дальнейшего прогресса.

В настоящее время ситуация на Украине такова, что особую опасность представляет низкий уровень существующих технических объектов и недостаточные возможности решения проблемы инженерной экологии. Если в сфере оценки вредных воздействий на воду, почву, воздух и в целом в области экологической экспертизы производств, статистическом учете количества промышленных и бытовых отходов, а также в создании полигонов и свалок отходов имеются определенные достижения за рубежом, то в направлении разработки новой экологически чистой и безопасной техники явно недостаточно. Современные потребности в создании новых технологических объектов должны учитывать также необходимость в восстановлении уже нарушенной экологической целостности окружающей среды и решать проблемы ликвидации накопленных запасов различных отходов. При этом необходимо, чтобы научно-технический уровень объектов для восстановления окружающей среды был значительно более высокий в связи с особенностями перерабатываемого сырья: его высокой токсичностью, неоднородностью технического состава, разбросом физико-механических, теплофизических и прочих свойств.

Решение перечисленных сложных научно-технических задач по созданию безопасных экологически чистых объектов может быть найдено при одновременном формировании технической, энергетической, информационной структур объекта, создании многоплановой системы обеспечения техногенной безопасности на всех участках и стадиях данного конкретного производства.

Решение проблемы создания системы техногенной безопасности должно ответить на конкретные вопросы: определение зон, где уровень техногенной опасности превышает заданный; выдачи рекомендации по снижению уровня техногенной опасности до безопасных величин; оперативное оповещение персонала, находящегося в зоне техногенной безопасности об уровне опасности, времени пребывания и т.п.

В состав системы обеспечения техногенной безопасности входят следующие подсистемы:

  • - подсистема классификации оборудования;
  • - карты расположения оборудования;
  • - базы данных характеристик оборудования;
  • - базы данных по обслуживающему персоналу;
  • - подсистема динамического контроля и анализа технического и санитарного оборудования;
  • - подсистема оценки энергохимического потенциала оборудования;
  • - подсистема выявления наиболее опасных участков и сочетание неблагоприятных факторов;
  • - подсистема имитационного моделирования возможных ситуаций;
  • - подсистема принятия решений и генерирования технических и организационных предложений по предотвращению опасностей для человека и выбросов в окружающую среду.

Ключевыми понятиями данного подхода является техногенная зона (ТЗ), опасное или вредное воздействие (ОВ) и объект защиты (ОЗ).

Виды ноосферной безопасности

Безопасность - это система регулируемых общественных отношений по поводу реализации и защиты основных прав и свобод, жизненно важных потребностей и интересов личности, общества и государства; обеспечения стабильно устойчивого функционирования и развития социально-экономической и общественно-политической структур, государственного устройства, институтов власти и управления, достижения мира и согласия.

Систематизация общих вопросов безопасности проводится в рамках Государственной научно-технической программы «Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф» (ГНТП «Безопасность»). Направления этой программы фактически определяют составляющие компоненты ноосферной безопасности: технологический, экологический, информационной, экономический, энергетический, социально-гуманитараный.

Экологическая безопасность

Экологическая безопасность - совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающая экологический баланс в окружающей среде и не приводящая к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде и человеку. Это также процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы, государства и всего человечества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду.

Объектами экологической безопасности являются права, материальные и духовные потребности личности, природные ресурсы и природная среда или материальная основа государственного и общественного развития.

Политика экологической безопасности - целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, юридических и физических лиц по обеспечению экологической безопасности.

Система экологической безопасности - совокупность законодательных, медицинских и биологических мероприятий, направленных на поддержание равновесия между биосферой и антропогенными нагрузками, а также естественными внешними нагрузками. Экологическая безопасность достигается системой мероприятий (прогнозирование, планирование, заблаговременная подготовка и осуществление комплекса профилактических мер), обеспечивающих минимальный уровень неблагоприятных воздействий природы и технологических процессов ее освоения на жизнедеятельность и здоровье людей при сохранении достаточных темпов развития промышленности, коммуникаций, сельского хозяйства.

Методы обеспечения экологической безопасности:

1) Методы контроля качества окружающей среды:

Методы измерений - строго количественные, результат которых выражается конкретным числовым параметром (физические, химические, оптические и другие).

Биологические методы - качественные (результат выражается словесно, например, в терминах «много - мало», «часто - редко» и др.) или частично количественные.

2) Методы моделирования и прогноза, в том числе методы системного анализа, системной динамики, информатики и др.

3) Комбинированные методы, например, эколого-токсикологические методы, включающие различные группы методов (физико-химических, биологических, токсикологических и др.).

4) Методы управления качеством окружающей среды.

В настоящее время существуют две основные концепции развития региона с позиции возникших экологических проблем: техногенная (ресурсная) и биосферная.

Согласно первой концепции, решение экологических проблем заключается в оценках загрязнения окружающей среды, разработке нормирования допустимого загрязнения различных сред, создании очистных систем и ресурсосберегающих технологий. В рамках этой концепции сформировалось современное направление конкретной природоохранной деятельности; как системы локальных очисток среды от загрязнения и нормирования показателей качества окружающей среды по узкому (несколько десятков) набору показателей, а также внедрения ресурсосберегающих технологий.

Вторая концепция главным направлением определяет установление области устойчивости любой экосистемы, что позволит найти допустимую величину возмущения - нагрузки на экосистему, определить пороги устойчивости конкретных экосистем.

Технологическая безопасность

Технологическая безопасность - обеспечение устойчивости высоких технологий при осложнениях, возникающих в связи с неблагоприятными тенденциями или конкретными событиями в государстве.

Одним из ведущих принципов обеспечения промышленной безопасности является предупреждение инцидентов путем осуществления превентивных действий направленных на недопущение и/или ограничение негативных последствий техногенных аварий и катастроф. Среди этих действий, вероятно, важнейшими выступают экспертиза промышленной безопасности производственных объектов и прогнозирование развития реализовавшихся инцидентов. В основе указанных действий лежат сбор, анализ и синтез объективной информации о текущем состоянии промышленной безопасности на конкретном производственном объекте, административном районе, регионе. Многочисленность разноименных факторов, предметная интегрированность, размытость информации и нормативных характер принимаемых решений в области проблем промышленной безопасности диктуют необходимость выработки единообразных подходов к созданию методологического инструментария специалистов в области безопасности техногенной деятельности человека.

С учетом анализа фундаментальных и прикладных проблем безопасности техногенной среды, направлений и перспектив развития ведущих отраслей машиностроения прочность, ресурс и безопасность машин и конструкций становятся одними из актуальных направлений технического развития по мере роста рабочих параметров высокорисковых объектов и общего повышения потенциальной опасности сложных систем "человек - машина - среда". Постановка указанных проблем связана с комплексным анализом безопасности техногенной сферы и перспективами развития машиностроения.

При анализе безопасности техногенной сферы следует серийность соответствующих потенциально опасных объектов. Наиболее тяжелые аварийные ситуации возникают на уникальных объектах - единичных и многосерийных. Число однотипных атомных энергетических реакторов составляет 1 - 10 при их общем числе в эксплуатации 450 - 500, число однотипных ракетно-космических систем обычно составляет от 3 - 5 до 50 - 80. Среднесерийные потенциально опасные объекты исчисляются сотнями и тысячами, а крупносерийные - десятками и сотнями тысяч (автомобили, сельскохозяйственные машины, станки). В соответствии с изложенным интегральные экономические риски, определяемые произведением единичных рисков на число объектов, оказываются сопоставимыми как для глобальных, так и для объектовых катастроф. Ущербы от единичных катастроф глобального и объектового масштаба отличаются на 8 - 10 порядков, риски на 4 - 6 порядков, а интегральные ущербы на 1 - 3 порядка.

Важным мероприятием по обеспечению безопасности технологических процессов является проведение профилактических испытаний как при первичном освидетельствовании производственного оборудования и средств защиты, так и в процессе их эксплуатации с целью выявления их соответствия требованиям безопасности (по прочности, надежности, а для средств защиты по защитным свойствам).

Надежность работы оборудования является одним из важных показателей безопасности производств. Этот показатель необходимо всегда учитывать при выборе (разработке нового) стандартного оборудования, при построений технологических систем или отдельных установок потенциально опасных производств. Существуют различные критерии оценки надежности оборудования - долговечность, ремонтопригодность и т. д. С точки зрения безопасности процесса интерес представляет оценка надежности оборудования по времени безотказного выполнения заданных функций, нарушения которых могут быть причиной возникновения аварийной ситуации.

Для обеспечения высокого уровня безопасности технологических процессов и благоприятных условий труда на производстве необходимо использовать все методы и средства, включая технические, организационные, правовые и экономические.

Нежелание работников на производстве руководствоваться действующими требованиями безопасности технологических процессов, не использование средств индивидуальной защиты и т.п. может сформировать необоснованный риск, как правило, приводящий к травмам и формирующий предпосылки аварий на производстве.

Технологическая безопасность как объект системы безопасности техногенной сферы в настоящее время стала важной составной частью безопасности оборонного комплекса не только в военное, но и в мирное время. Военно-техническое сотрудничество гражданского и военного промышленного производства вытекает из "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" как на стадии создания образцов военной техники новых и новейших поколений с использованием научно-технических достижений в гражданском секторе, так и на стадии конверсии военного производства и военной техники.

Для мирового сообщества фактически назрела прямая необходимость унифицированного формирования науки, техники, технологий, экономики, культуры и философии безопасности техногенной сферы. Ее отличительной особенностью становятся единые принципы, критерии, нормы и законы анализа, регулирования, обеспечения и повышения безопасности.

Таким образом, все мероприятия по обеспечению безопасности технологических систем должны базироваться на строго научном подходе и быть направлены на разработку новых безопасных технологий и радикальное устранение многочисленных источников аварий и катастроф на существующих химико-технологических объектах.

Вхождение человечества в новый постиндустриальный мир умножило число проблем, составляющих угрозу техногенной безопасности, которая через общественную безопасность является частью национальной безопасности страны. В Концепции национальной безопасности РФ говорится: "Ослабление государственного надзора и отсутствие эффектных правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации ситуаций техногенного и природного характера увеличивает риск катастроф во всех сферах хозяйственной деятельности" .

Как любой объект охраны, техногенная безопасность может рассматриваться с двух сторон.

Прежде всего, следует указать на индивидуальные объекты, подлежащие охране и входящие в состав техногенной безопасности. Анализ Федерального закона от 21 декабря 1994 г. "О защите населения и

территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" показывает, что к таким объектам принадлежат: люди (население); окружающая природная среда; материальные ценности. Самая большая ценность из всех ценностей, - люди, - поставлена законодателем на первое место. Граждане в соответствии со ст. 18 названного Закона имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества от ситуаций техногенного и природного характера (аварий, катастроф); на получение информации о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; на медицинское обслуживание; на проживание и работу в зонах чрезвычайного положения.

Обстоятельством, угрожающим индивидуальным объектам, является ситуация техногенного характера, т.е. обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, повлекшая за собой человеческие жертвы и значительные материальные потери. Рассматриваемая с этой стороны техногенная безопасность представляет собой защищенность людей, окружающей природной среды и материальных ценностей от ситуаций техногенного и природного характера. К крупным производственным авариям и катастрофам относятся: аварии на промышленных объектах, в строительстве, на воздушном, автомобильном, трубопроводном и водном пространстве. Эти аварии и катастрофы сопровождаю гея взрывами, пожарами, затоплениями, выходом из строя энергосистем и инженерных путей и т.д. Данный аспект обязывает обратить внимание на другую сторону техногенной безопасности, которая предполагает осуществление совокупности надзорно-принудительных мероприятий, направленных на предотвращение и ликвидацию аварий и катастроф на промышленных объектах, в строительстве и других сферах промышленного производства, а

также на применение в соответствующих ситуациях мер административного принуждения.

Безопасность от угроз природного характера. Безопасность населения в ситуациях природного характера в настоящее время, когда наблюдается катастрофическая деградация природной среды, связанная с продолжающимся наращиванием промышленного производства, представляет собой постоянно актуальный объект охраны. Под безопасностью в ситуациях природного характера понимается защищенность людей и материальных ценностей от стихийных бедствий, обеспеченная готовностью правоохранительных органов и, прежде всего МЧС России к действиям по предотвращению или ликвидации подобных ситуаций. К ситуациям природного характера относятся такие стихийные бедствия, как: землетрясения, наводнения ураганы, лавины, природные пожары в лесах и т.д. повлекшие за собой многочисленные жертвы людей, ущерб окружающей природной среде, значительные материальные потери.

К основным законодательным актам, нормы которых регулируют общественные отношения в области защиты населения от ситуаций природного характера, принадлежат - Закон РФ от 5 марта 1992 г. "О безопасности", Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" УК РФ (гл.26), КоАП РФ (гл.8), Федеральный закон от 10 января 2002 г.

"Об охране окружающей природной среды" Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г "О чрезвычайном положении". Из подзаконных актов этого направления следует назвать: Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утвержденное Правительством РФ от 5 ноября 1995 г., Положение о МВД России, утвержденное Указом Президента

РФ от 18 июля 1996 г., Положение о Войсках гражданской обороны РФ утвержденное Указом Президента РФ от 27 мая 1996 г Положение о МЧС России, утвержденное Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г., и др.

Анализ законодательства о безопасности населения в ситуациях природного характера свидетельствует о том, что рассматриваемое понятие заключает в себе два начала: первое связано с индивидуальными объектами, подлежащими защите; второе имеет отношение к структурам и средствам, с помощью которых осуществляется охрана объектов.

К индивидуальным объектам защиты в ситуациях природного характера законодательство относит: людей, их жизнь и здоровье; окружающую природную среду; материальные ценности. В рассматриваемом аспекте ст. 18 Федерального закона о защите населения и территорий от ситуаций природного и техногенного характера предоставляет гражданам право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества; на информацию об опасностях; на медицинское обслуживание за проживание и работу в зонах чрезвычайного положения; за участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий. Обстоятельствами, угрожающими населению и территориям в ситуации природного характера, являются стихийные бедствия, характеризуемые масштабностью, непредсказуемостью, внезапностью.

Вследствие этого безопасность населения и территории при угрозе или возникновении ситуации природного характера определяется состоянием готовности принять меры, адекватные угрозам безопасности, и ликвидировать подобную ситуацию. Предотвращение и устранение бедствий подобного рода является комплексной проблемой, требующей для своего решения действий различных государственных структур как на федеральном, так и региональном уровнях. Законодательство о чрезвычайном положении и

чрезвычайных ситуациях указывает на ведущую роль в подобных ситуациях силовых структур: органов МЧС России, Вооруженных Сил, МВД России и т.д.

При строгом и внимательном подходе к Концепции национальной безопасности приходишь к выводу, что она подразделяет национальную безопасность в основном на два вида: общественную и государственную. Обеспечение общественной безопасности предупреждает и пресекает противоправные деяния и негативные события (угрозы) внутреннего характера: бандитизм, массовые беспорядки, техногенные катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии. Обеспечение государственной безопасности направлено на предупреждение и пресечение противоправных деяний, имеющих в известной степени политический характер: терроризм, шпионаж, диверсии и т.д. Деление национальной безопасности на общественную и государственную проводит четкую границу также между вопросами внутренней и внешней безопасности страны1.

Такие виды национальной безопасности, как экологическая, информационная и экономическая входят фрагментами либо в общественную, либо в государственную безопасность. Проф. М.А.Лапина правильно утверждает, что "экологическая безопасность является не только самостоятельным элементом национальной безопасности, но и одним из элементов общественной безопасности". Однако значение этих видов безопасности за последние 50 лет настолько стало глобальным, что возникла необходимость в выделении их в самостоятельные виды национальной безопасности. Таким образом, по предметной сфере можно выделить, помимо общественной, иные виды национальной безопасности: экономическую, экологическую, информационную, государственную.

Выбор редакции
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...

Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...

Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...

Если вы не новичок в кулинарии, то знаете, что обязательными ингредиентами классических сырников являются творог, мука и яйцо, но уж...
Сырники популярны у многих славянских народов. Это национальное блюдо русских, украинцев и белорусов. Изобрели их экономные хозяйки,...
Все, кто любит синенькие, должны обратить свое внимание на этот простой рецепт и обязательно приготовить это вкусное кушанье для сытного...
1343 11.07.12 Есть в Италии город Болонья, основанный 510 году до н. э. - кулинарная столица страны. За глаза Болонью называют...
В осенне-зимний период, брокколи — это замечательный продукт для приготовления свежих, но в тот же момент, сытных вегетарианских блюд....
Рецепт приготовления супа с овсяными хлопьями: Куриную грудку промыть и разрезать для удобства на средние куски. Положить курицу в...