Денежные знаки изготовленные из специальной бумаги. Технологии создания бумажный денег


Бумажные деньги - изобретение древнее и совершенно не европейское. Мы уже рассказывали об этом в одном из прошлых материалов, который можно найти вот по этой ссылке . В Европе же печать бумажных банкнот была начата только под конец 17 столетия.

Пионерами в деньгопечатаньи стали шведы. В 1644 году в обращение поступили медные монеты, не слишком удобные и очень быстро обесценившиеся. Тогда основатель Стокгольмского банка, открывшегося в 1657 году, Иоганн Палмструх предложил ввести новую денежную единицу - временную кредитную бумагу (Kreditivsedlar). В июле месяце 1661 года была отпечатана партия банкнот.

Увы, господина Палмструха постигла серьёзная неудача: напечатанных денег оказалось слишком много, и за свою ошибку он поплатился головой в самом буквальном смысле. Из той партии сохранилось буквально несколько банкнот, которые сегодня - редчайшие экземпляры и мечта многих коллекционеров.

На какой только бумаге не печатали деньги. Однажды на это дело даже пустили несколько книг , в том числе богослужебных. Однако выяснилось, что бумажные банкноты "живут" совсем недолго и потому нужно найти как можно более прочный вариант бумаги, который хотя бы на несколько месяцев продлит срок службы бумажных денег.

Если не вдаваться в подробности, бумагу делают из древесины, точнее - из получаемой из неё целлюлозы. А на изготовление особо прочной бумаги для печати денег используют хлопковое и льняное волокно. Кроме этого, чтобы бумага была максимально прочной, к ней примешивают различные пропитки и наполнители. Бумага обрабатывается либо только поверхностно, либо ещё на стадии изготовления. Для проклейки применяется крахмал, меламиноформальдегидная смола и другие аналогичные материалы, придающие новым купюрам этот волшебный неповторимый хруст.





Процесс изготовления денежной бумаги - дело трудоёмкое, а технология имеет довольно много общего с тем способом, которым пользовались в древности арабы. Листы, которые на завершающем этапе порежут на купюры, формируются на сетке бумагоделательной машины из жидкой массы. Основой является вода, в которой взвешены волокнистые компоненты. По ходу дела вода стекает, а на сетке формируется волокнистый слой, который потом отправт под пресс, а затем высушат.

Денежная бумага отличается от обычной тем, что её не отбеливают. Именно по этой причине под ультрафиолетовыми лучами банкноты выглядят темными, а простая бумага будет люминесцировать голубым светом. После того, как листы будут готовы, их ждёт самый настоящий краш-тест.

Бумага должна пройти проверку на износоустойчивость: сначала приборами, затем будущие купюры сгибают, рвут и сопоставляют с эталонами белизны и матовости. Хорошая денежная бумага не должна менять свой цвет и снижать механическую прочность на солнце. Лучшие показатели в этом смысле показывают листы из волокон льна и хлопка. Красочный слой на бумаге должен хорошо закрепляться и быть достаточно прочным на истирание.

Защита банкнот

Чтобы свести к минимуму возможность подделки банкнот, что является серьёзнейшим государственным преступлением, к денежной бумаге добавляют различные защитные элементы. Первым и единственным рубежом защиты были водяные знаки, которые образуются при отливе бумаги за счет различной толщины слоя волокна.

Со временем выяснилось, что одних водяных знаков мало и стали вводить дополнительные защитные элементы. В бумагу начали добавлять узкие полимерные полоски - защитные нити. Они могут быть разными: блестящие металлизированные, прозрачные или нет, флюоресцирующие в ультрафиолете и даже магнитные. Нить может быть скрыта в массе бумаги или расположена частично в массе, а частично на поверхности банкноты - ныряющая нить. Часто на защитных нитях печатают микротекст.

Вот пример эволюции 1000-рублевой российской купюры 1997 года


  1. Герб города Ярославля ярко-зеленого цвета с использованием краски "SPARK". Под прямым углом посередине герба видна горизонтальная слегка размытая светло-зеленая полоса. При наклоне банкноты в направлении от себя к себе полоса перемещается от середины герба вверх или вниз, создавая видимость перекатывающегося ролика (эффект "Rolling Bar")
  2. Широкая защитная нить VFI выходит на поверхность лицевой стороны банкноты в виде большого фигурного окна ("Витражное окно"). При изменении угла рассмотрения в окне видны радужные переливы или темные повторяющиеся числа "1000", которые на просвет выглядят светлыми. С оборотной стороны банкноты элемент VFI имеет вид серой полосы с темными повторяющимися числами "1000", светлыми на просвет.
  3. Защитный элемент MVC (скрытый муаровый узор). Поле слева от изображения памятника Ярославу под прямым углом имеет равномерный голубоватый тон. В его нижней части расположен более темный элемент с желтыми и зелеными волнами. При рассмотрении банкноты под углом на всей площади поля становятся видимыми желтые и голубые волнистые линии, которые плавно переходят в желтые и зеленые волнистые линии на темном элементе.
  4. Многотоновый водяной знак в виде изображения головы памятника Ярославу на широком купонном поле дополнен филигранным светлым изображением числа "1000". На узком купонном поле водяной знак отсутствует.
  5. В правой части оборотной стороны банкноты помещена узорная полоса с использованием так называемого "двухмерного ирисового раската", для которого характерно плавное изменение цвета как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях. Участки плавного изменения цвета линий узора сочетаются с участками резкой смены цветов.

Печать рисунка на банкнотах


Для нанесения на денежную бумагу соответствующего рисунка требуется произвести целый ряд манипуляций: применяется несколько различных способов и технологий печати. Расскажем немного о том, что и как "рисуют" на купюрах. Дизайн банкнот - дело тонкое. Над этим работают многие люди от различных консультантов до профессиональных художников . Прежде чем будет напечатана партия банкнот, будет нарисовано несколько десятков эскизов разной степени детализации. Но мы сейчас несколько об ином.

Офсетная печать . Её используют для печати фоновой сетки, различных розеток и основного рисунка на мелких банкнотах. Используют краски трёх цветовых групп - синюю, красную и желтую. Обе стороны банкноты печатаются одновременно, современные печатные машины работают со скоростью до 8000 листов в час.

Высокая печать. Вручную делается гравюра на металле, которую преобразуют в металлическое клише, используемое потом для печати. Этот способ применяют для нанесения рисунка на крупные банкноты и мелких элементов на купюрах меньшего номинала.

Металлография . Способ глубокой печати: краска, заполняющая углубления в печатной форме, под большим давлением переносится на бумагу. При этом бумага вдавливается в углубления. Рисунок, выполненный металлографией, выступает над поверхностью бумаги, что определяется на ощупь и хорошо заметно при увеличении. Даже самые тонкие штрихи оттиска отличаются высокой четкостью.

Ирисовый раскат . Замечали плавное изменение цвета линий оттиска вдоль одной из сторон купюры? Это и есть ирисовый раскат. Ещё один уникальный способ - орловская печать . Основной признак такого оттиска – точное совмещение разноокрашенных элементов без разрывов и смещения линий. Орловская печать используется для нанесения орнаментов, защитных сеток, розеток и т.п.


Помимо собственно печати используются также тиснение, перфорация и нумерация. Всё это позволяет отслеживать обращение бумажных купюр, устанавливать их подлинность, а также контролировать износ и заменять старые банкноты новыми.

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • Коншин А.А. Защита полиграфической продукции от фальсификации.
  • Маресин В.М. Защищенная полиграфия.
  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Металлография".
  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Ирисовая печать".
  • Спасский И.Г. Русская монетная система. Историко-нумизматический очерк.

Самой легендарной личностью в истории подделки советских денег стал Виктор Баранов. Этот человек до сих пор считается непревзойденным мастером по изготовлению фальшивых купюр.

В свое время его криминальный талант буквально потряс специалистов Гознака, партийных и милицейских начальников СССР. Художник-самоучка и изобретатель-новатор, считал подделку долларов ниже своего достоинства. «Делать их — все равно что кофе заваривать», — так любил говорить он следователям. Он специализировался только на советских рублях.

А начиналось все так...

Эта история началась в середине 70-х. К 1977 году в 76 регионах СССР, от Вильнюса до Ташкента, было выявлено 46 фальшивых купюр пятидесятирублевого номинала и 415 — двадцатипятирублевого, имевших, по заключению экспертов, единый источник происхождения.

Исключительно высокое качество подделок заставило контрразведку подозревать ЦРУ, которое, конечно, легко могло печатать рубли фабричным способом в США, а затем через агентуру распространять в СССР. Наряду со шпионской проверялась и традиционная версия — предполагали, что фальшивомонетчики получили технологии прямо из Гознака.

Более пятисот сотрудников предприятия почти год находились под круглосуточным наблюдением КГБ, пока повторная экспертиза не установила, что Гознак здесь ни при чем — просто кто-то в стране слишком хорошо разбирается в процессе печати денег.Контрразведка с сожалением оставила идею разыскать в СССР американских сеятелей, разбрасывающих ассигнации, и КГБ с МВД сосредоточились на поисках группы фальшивомонетчиков внутри страны.

Постепенно удалось определить, что на юге России высококачественные подделки появляются чаще, чем в других регионах. Затем круг поисков сузился до Ставрополья, где за три месяца 1977 года было выявлено сразу 86 поддельных двадцатипятирублевок. И наконец, благодаря бдительности продавца-адыгейца был схвачен первый, как считали силовики, член преступной группировки.

12 апреля 1977 года. Черкесск. Колхозный рынок. Продавец-адыгеец только что сообщил милиционерам, как несколько минут назад к нему
обратился покупатель с просьбой разменять двадцатипятирублевые бумажки. Торговцев просили же обращать внимание, если кто-то будет предлагать на рынке четвертные или полтинники? Вот он и обратил. Да, конечно, он покажет покупателя. Вот тот — с портфелем.

Документы у подозрительного покупателя оказались в порядке: Виктор Иванович Баранов, житель Ставрополя. Но уж как у него оказалось в порядке с наличными деньгами, милиционерам и не мечталось. В портфеле у Виктора Ивановича лежали 1925 рублей четвертными билетами. Эти 77 банкнот стали для Баранова тем же, чем 33 утюга для профессора Плейшнера, — знаком провала.

— Так кто вы такой? — спросил его следователь, когда милиция доставила владельца подозрительных денег в отделение.

— Я фальшивомонетчик, — ответил король фальшивомонетчиков.

Нужно сказать, в момент задержания Баранов был... внештатным сотрудником Ставропольского ОБХСС. Будучи водителем, Виктор Иванович возил в рейды по всяким «хлебным местам» двух обэхээсников — старшего лейтенанта Александра Никольченко и майора Юрия Баранова (однофамильца).

И надо же было случиться, что старлей во время задержания был в Пятигорске, где как раз ловил пресловутого неуловимого фальшивомонетчика! Узнал, что того поймали в Черкесске, и получил приказ доставить пойманного в Ставрополь. Каково же было изумление опера, когда он увидел перед собой напарника!.. «Я знал, что Юра с Сашей занимаются моими поисками, но ни разу не задал им и вопроса...

Никогда не стал бы использовать в свою пользу наши дружеские отношения», — признается Баранов.

«Я для себя давно решил, — рассказывает Баранов, — если поймают, то не буду крутить-вертеть. Я милиции никогда не врал». Милиция об этом тогда, правда, не знала и считала Виктора Ивановича курьером фальшивомонетчиков, который решил взять всю вину на себя, чтобы выгородить сообщников. Потому что не может один человек изготавливать фальшивые деньги такого безупречного качества!

«В Ставрополь меня везли как генерала, — вспоминает Баранов. — Впереди ехали две машины ГАИ с мигалками».

Там он сразу повел милицию в свой сарай, где при обыске были обнаружены компактная типография, пачки напечатанных денег и пять тетрадей с описанием многолетних исследований. В тот же день на стол министру МВД Щелокову лег доклад, и уже на следующее утро в Ставрополь вылетела группа московских экспертов.

Во время следственного эксперимента Виктор Иванович на глазах у высоких гостей создал на бумаге водяные знаки, прокатал высокую и глубокую печать, обрезал лист и нумератором нанес казначейский номер. К концу представления скептиков в помещении уже не оставалось. Все поверили в чудо и в то, что волшебнику надо вкатать приличный срок.

После чего по решению Главного следственного управления МВД СССР к уголовному делу № 193 по факту обнаружения поддельных денежных билетов двадцатипятирублевого достоинства, с чего все начиналось, было приобщено еще сто аналогичных дел. К расстрелу в СССР приговаривали и за меньшие преступления.

Интерес к деньгам появился у Вити Баранова еще в детстве, когда он начал собирать коллекцию старых денежных банкнот. Но к тому, что деньги можно делать самому, он пришел значительно позже...

Когда я начинал делать деньги, был на сто процентов уверен, что ничего не получится. Но было интересно проверить свои возможности, — вспоминает ставропольский «Кулибин».

Над купюрами он трудился 12 лет. За это время досконально изучил аж 12 полиграфических специальностей — от гравера до печатника. Три года сам «изобретал» водяной знак, два — краску для глубокой печати. Штудировал учебники для студентов-полиграфистов, даже ездил в Москву, в «Ленинке» изучал редкие книги «по специальности»... Многое ему приходилось делать методом проб и ошибок.

Изобретатель закрывался в своем сарае на ставропольской улице Железнодорожной и работал буквально день и ночь. Плоды этой работы можно увидеть сегодня в музее МВД. Целую комнату занимает барановская «экспозиция», которую везли в Москву ни много ни мало — на двух КамАЗах!

Особую гордость гения подделки представляет изобретенный им раствор для снятия окислов меди при травлении. Над этой задачей долгое время
бились все печатники мира. Страшно трудоемкая и кропотливая работа! А Баранов соорудил реактив из четырех компонентов — два травят медь, два убирают ее окислы. На все про все нужна минута-другая... Гознак 14 лет работал на этом травителе, получившем негласное название — «барановский».

Первая банкнота, которую сделал Баранов, была пятидесятирублевка. Один к одному с оригиналом в самых мелких деталях. Единственное, из уважения к Ленину, фальшивомонетчик омолодил вождя лет на двадцать. И этого не заметили ни в одном банке!

Полтинников он выпустил немного — 70 штук. Кавказцы на рынках «с руками» хватали их и просили еще. Но ставрополец решил делать «четвертак» — самую защищенную из советских купюр. «Если бы рубль был самым сложным, я б его делал... Меня деньги не интересовали как таковые», — смеется Виктор Иванович.

Даже милиция признает, что Баранов использовал свой денежный станок очень скромно. Единственным серьезным приобретением за все эти годы стал автомобиль. И то, по словам Виктора Ивановича, вся сумма была выплачена им из честных трудовых сбережений. «В рестораны я не ходил, не курил, не пил, девчат у меня не было. И телевизора не было, был только маленький холодильник.

Мне не нужно было — я занимался работой». Все деньги уходили на изготовление нового оборудования. Родным поддельные купюры он не давал. «Жена однажды спросила, откуда деньги, — вспоминает Баранов. — Я сказал, что предлагаю свои изобретения заводам. Жене я много денег не давал — 25, 30, 50 рублей».

Параллельно с изучением монетного дела Баранов наблюдал за поведением продавцов на рынках, чтобы понять, как «ходят деньги». Например, торговцы рыбой всегда берут купюры мокрыми руками, у торговцев мясом руки часто бывают в крови. Кавказцы охотно берут новые хрустящие купюры. В результате Баранов пристроил 70 полтинников, после чего решил с ними завязать. Надоели фантики.

Однако к изготовленным деньгам Баранов сразу терял интерес. Его не интересовало богатство — просто нужны были средства для реализации других смелых проектов. Он посчитал, что для этого нужно где-то 30 тысяч рублей. Сказано — сделано!

Да вот беда, когда Баранов повез менять свои деньги в Крым, купил у одной бабульки два килограмма помидоров, отошел и лишь через несколько минут хватился, что чемодана при нем нет. Вернулся, а старушка была такова, прихватив с собой денег на добрый дом...

Пришлось растяпе-изобретателю вновь включать печатный станок, который он уже собирался было разобрать и разбросать по частям в разные пруды.

Подделывать валюту Баранов и не думал. Но во время одной из поездок в столицу приобрел у барыги доллар — для коллекции. Разглядев его внимательнее, убедился, насколько это простая в исполнении денежка...

У Баранова не было друзей, ведь друзья любят наведываться без стука. Для подозрительных соседей он регулярно устраивал «день открытых дверей». Любопытным старухам, заглянувшим в мастерскую, открывался вид на слесарный станок, увеличитель и бачки для проявки — все самое интересное Баранов прятал в разобранном виде под стеллажами. Только подозрительный сосед-охотник продолжал считать, что Баранов ночью льет в сарае дробь.

Именно при создании новой партии четвертных маэстро допустил роковую оплошность. Закрепляя клише для создания защитной сетки, Баранов не обратил внимания на то, что клише перевернуто. В результате, отпечатав деньги, он обнаружил, что в месте, где у волны должен быть подъем, оказался спуск.

Посчитав, что этого никто не заметит, он решил не браковать партию. Однако в одном из банков, куда в конце концов попала такая купюра, зоркий кассир разницу заметил и поднял тревогу. С этого момента, как пишут в триллерах, жить на свободе Баранову оставалось считанные месяцы.

«К моменту ареста у меня было разобрано все оборудование, — рассказывает он. — Собирался проехать по прудам и озерам и разбросать его там по частям. Не выкинул только потому, что апрель, грязь, не проедешь. И слава богу. А то пришлось бы водолазам искать эти части на дне водоемов».

Из Ставропольского СИЗО Баранова перевезли в Москву, в Бутырку. Ежедневно его навещали специалисты, которым он в течение двенадцати следственных экспериментов демонстрировал победу человеческого разума над Гознаком.

- В Бутырке мне показали, - рассказывает Виктор Иванович, - коллекцию фальшивок. И ни в одной купюре я не увидел мастера, а увидел акул. Если бы мне нужно было разбогатеть, через неделю стал бы миллиардером и лег на дно. Но мне хотелось доказать самому себе, что стою многого. Поэтому я не спешил. Водяные знаки изобретал три с половиной года, краски - два с половиной, печать - моментально.

Хотите расскажу, как делал деньги? Начал с того, что в них влюбился. Вообще я считаю, что ассигнация - высшее из того, что придумал человек. Века человечество билось, чтобы превратить их в неприступную крепость, вооружить до зубов, окружить непроходимым рвом. А я хотел голыми руками эту крепость разрушить...

Вы видите купюры в законченном виде и поэтому никогда не поймете их красоты. Одно изготовление водяного знака - микроскопический, но волшебный и, можно сказать, поэтический процесс. Когда Лукашов во время следственного эксперимента увидел, как на листе бумаги появились звездочки, обомлел. Знак ведь не случайно называется водяным. Красота в том, что он появляется вроде из ничего. Но только в руках мастера.

Технолог Гознака писал тогда в своем заключении: «Изготовленные Барановым В. И. поддельные денежные билеты достоинством 25 и 50 рублей внешне близки к подлинным купюрам и трудно опознаваемы в обращении. Именно поэтому данная подделка являлась очень опасной и могла вызвать недоверие населения к подлинным денежным знакам».

Виктор Иванович охотно делился своими наработками. Двенадцать лет он таился, и вот наконец появились люди, способные оценить его талант и титанический труд. Король фальшивомонетчиков с радостью выдал рецепт своего раствора, травившего медь в несколько раз быстрее, чем это делалось в Гознаке (под именем «барановского растворителя» он использовался в производстве следующие 15 лет).

Суд над Барановым был уникальным. Он отказался от адвоката, все чистосердечно рассказал, в том числе про потерю, тем самым увеличил себе срок - потянул на "хищение в особо крупных размерах". Генералы поехали получать ордена, а он все 12 лет надеялся, что о нем вспомнят. Хотя по тем временам могли бы и расстрелять...

«Мало денег напечатал, — предлагает свое объяснение гуманности суда Баранов. — А то расстреляли бы. Но знаете, что я вам скажу: лучше бы расстреляли. Я бы не мучился одиннадцать лет, когда руки трясутся от голода, снег, мокрые ноги и десять машин с бетоном, которые надо перекидать лопатой. Каждый день».

На самом деле напечатал Баранов немало — порядка 30 000 рублей, но лишь малую толику этих денег он пустил в оборот, большая часть так и оставалась в сарае.

- Самые трудные для подделки были царские. Даже деникинские и даже керенки были с изюминкой. Самые красивые - с Екатериной. Недаром народ любовно про-звал их "катеньки". Правда, был недостаток - очень большие по размеру.

У Николая II был потрясающий водяной знак - с дырочками по всему портрету, будто император осыпан бриллиантами. Но там бумага хуже - наливная... У российских денег есть все. Бумага (я знаю, как она делается) - последнее слово техники. Защита - столько степеней, и каждая как "Линия Маннергейма"! Лучше доллара.

Узорчатые виньетки, сетки, цветные волокна, печати - микро, орловская, металлографская... Но будь хоть сто степеней защиты - подделать можно. Главное, чтобы они были стабильными и красивыми! Тогда они будут уважаемы народом. А эти, сегодняшние, уж поверьте мне, таковыми не будут никогда. Раньше денежки в чулках хранили десятилетиями, а сейчас только одна забота: поскорей от них избавиться. Фантики...

Срок Баранов отбывал в колонии особого режима Димитровграда Ульяновской области. На «зоне» Баранов пользовался большим авторитетом. Вопреки тамошним порядкам кличку ему зэки не дали, а звали уважительно по имени-отчеству.

Вернувшись после заключения в 1990 году в Ставрополь, Баранов снова принялся за изобретательство. «Смысл жизни человека — творческий труд, — считает он, отмахав 11 лет кайлом. — Что мне было дано, я реализовал, пусть даже пришлось вынести много страданий и отсидеть».

Мыслей же о том, чтобы уехать за границу, у Баранова никогда не было. Ну и что, что там выше ценят мозги? Деньги он особо не ценит. Они ему нужны лишь для того, чтобы изобретать что-то новое. И еще он говорит, что никогда и никому не отдаст технологию изготовления «барановских» купюр.

- Понимаете, я могу сделать деньги любой страны. В любом количестве. Фунт стерлингов, марку, франк, хоть тугрик. Интерпол не отличит. Доллары можно печатать дома элементарно, как заваривать кофе. Но я этого не сделаю никогда, даже под пыткой раскаленным утюгом или дулом пистолета. Другое дело - для государства. Если бы ко мне обратились официально, сделал бы такие рубли - фальшивомонетчики бы вымерли как вид. Вечные!

P.S. Сейчас Виктор Баранов живет в Ставрополе и занимается тем, о чем мечтал всю жизнь - изобретает. Духи, лаки, автомобильные краски (говорит, что японцы умирают от зависти), бумагу. Исполняет на радио всю итальянскую классику. Супертенор. Пласидо Доминго рядом не стоял. Но это отдельная, очень интересная история...

ussrlife.blogspot.ru/2013/09/blog-post_2.h tml

Бумага на сегодняшний день является основой для создания огромного количества всевозможной продукции.

Альбомы для рисования, марки, блокноты, различного рода упаковки, бумажные фонарики, конверты, игрушки и многое, многое другое обязано своим существованием именно бумаге, так как бумага является первичным материалом в процессе их создания.

Однако наиболее желанным и востребованным изобретением, сделанным из бумаги стали бумажные купюры .

Производство бумаги для последующего изготовления бумажных денежных купюр



Прежде чем изготавливать непосредственно денежные купюры, необходимо произвести специальную бумагу, которая станет основой для дальнейшего производства.

Появляется вопрос: что в ней особого? Всё дело заключается в том, что обычная бумага делаются из древесины, а вот бумагу для производства бумажных денег производят из таких составляющих как лён и хлопок.

Начинается производство с того, что около 3 тонн хлопка погружают специальный бойлер, имеющий огромные размеры и почти 2 часа держат под большим давлением. Изменившуюся после обработки массу сливают в огромную тару (резервуар), где производят её осветление и очистку. Затем, после очистки и осветления, массу подвергают прессовке и помещают в аппараты-размягчители. Именно после этого процесса бумага для денег приобретает особый хруст , а также получает износостойкие качества, что позволяет ей выдерживать тысячи двойных прогибов.


Когда бумажная консистенция ещё остаётся довольно мокрой, ей придают немного другой оттенок, заливая специальную краску, а потом создают распознавательные водяные знаки. Всё это делается для предотвращения подделки бумажных денег .

Процесс нанесения таких знаков заключается в том, что из бумажных листов в непоследовательном порядке изымают волокна бумаги и наносят защитные нити. Только после этого бумага отправляется на сушку. Высушенную бумагу скатывают в большие рулоны, достигающие весом свыше 4 тонн. Именно они отправляются на производство по изготовлению денежных купюр.

Сама процедура производства денежный бумажных купюр является очень дорогостоящей, сложной и весьма длительной. Она делиться на два основынх этапа. Первый этап – создание нового денежного знака или оригинала. В данный этап включается и производство нового печатного плана (проекта). Второй этап изготовления бумажный денег - это автоматизированный процесс печати тиража.

Видео "Производство специальной бумаги для изготовления денег" (6 мин. 21 сек.)


Процесс разработки и создания оригинала денежной купюры



При разработке новых образцов задействовано большое количество людей самых разных профессий:: работники финансовой сферы, госслужащие, художники и (обязательно!) специальная группа специалистов Гознака, без которых не обойдется ни одна разработка новой купюры.

Именно разработка образца нового, являющегося уникальным в своём роде, денежного знака является наиболее трудоёмким и тяжёлым этапом во всей процедуре производства денежных купюр.

Видео "Процесс разработки оригинала денежной купюры" (3 мин. 07 сек.)

Уже по обозначенным критериям и желаниям заказчика вступают в работу художники – создают эскиз будущей денежной купюры.


Данный эскиз изготавливается с учётом всех критериев технологических возможностей производства, которое будет осуществлять печатание будущих денег, с применением разнообразных методов защиты от подделок.

К художественному оформлению нового образца денежных купюр предъявляется ряд очень высоких требований. Одно из важнейших - показать принадлежность разрабатываемого денежного знака государству-изготовителю.

Это отражается с помощью специальной уникальной символики государства, которыми являются различные национальные орнаменты, герб государства, специально разработанный рисунок-гравюра, а также соответствующая текстовая запись.

Чем крупнее становиться номинал, тем всё мудрёнее и сложнее становиться рисунок, а также увеличиваются размеры изготавливаемой купюры.


Далее, уже с полученного готового эскиза, разрабатывается печатный проект, который включает в себя создание оригинальных печатный форм для последующего тиражирования.

С такой сложной и ответственной работой , требующей особого умения и опыта, справляются только специалисты высшей квалификации. Это такие мастера как: фотографы, травильщики, граверы-художники, монтажисты, граверы-штемпелисты и многие другие. Таких высококвалифицированных кадров подготавливает только предприятие Гознака и только самостоятельно.

Наконец наступает момент, когда сочетается высочайшее индивидуальное мастерство разработчиков и использование новейшей современной техники, в числе которой и мощные компьютеры. Изготовленный на основе готового эскиза специальный печатный проект нового денежного знака отправляется правительственному органу для изучения и окончательного утверждения. Как только созданный вариант одобрен, начинается процесс изготовления форм для тиражирования.

Видео "Производство и утилизация денег" (4 мин. 51 сек.)

Видео "Работа художников над созданием новых денежных купюр" (3 мин. 30 сек.)


Способы печати тиража


В процессе печати бумажных денег применяются достаточно такие способы печати как офсетная, металлографская, типографская и орловская.

Задействование того или иного способа печати купюр в денежном производстве зависит от того, насколько сложным окажется печатаемый на них рисунок. Однако металлографский и орловский способы печати являются наиболее используемыми в процессе производства денег.

А теперь немного подробнее рассмотрим каждый из применяемых способов и разберём основные технологические моменты.

Видео"Производство денег в России" (2 мин. 52 сек.)


Орловская печать

Орловская печать была разработана ещё в далёком 1891 году ведущим специалистом Гознака Иваном Орловым. В те времена (как, в принципе, и на сегодняшний день) для воспроизведения типографским методом оригинала, имеющего большую палитру красок, для каждого из цветов рисунка необходимо было готовить отдельную форму для печати, после чего каждую поочерёдно оттискивали на фрагменте специальной бумаги.

Для того, чтобы нужный рисунок отобразился с необходимой чёткостью, надо было обеспечить полное и точное совпадение всех границ красок с различных форм, а это не представляется возможным даже при задействовании новейшей техники.

Что же сделал Орлов? Он внедрил специальный эластичный валик, имеющий довольно мягкую структуру и промежуточные шаблоны (формы), имеющие свой рисунок для каждого из цветов на оригинале. Каждый отдельный рисунок шаблона переносит свой уникальный фрагмент на определённое отведённое место на сборном валу, а уже с него палитра красок переносится на сборную общую форму, на которой выводится весь рисунок оригинала целиком.


С помощью такого метода становиться возможным в ходе одного прогона листа через печатную установку перемещать на оттиск без всяких разводов и разрывов яркий фрагмент рисунка, который с идеальной чёткостью соответствует оригиналу.

Такая ювелирная точность совпадения всех цветных линий на изображении является очень хорошим методом для борьбы с незаконным подделыванием денежных купюр.

В сфере производства бумажных денег и других ценных бумаг орловская печать имеет огромную популярность в большинстве стран мира. Однако для того, чтобы применение такого метода было оправдано, необходимо проводить печать больших тиражей.

Видео "Изготовление американского доллара" (1 мин. 34 сек.)


Металлографическая печать

Такой достаточно популярный метод печати денежный знаков как металлографическая печать был известен ещё с давних времен как один из вариантов изготовления копий гравюр великих художников. Для производства же денежных купюр этот метод был впервые применён в 1887 году.

При металлографской печати, также как и при орловской, изготавливаются специальные формы, но из другого материала - никеля либо стали.

Они представляют собой хорошо отполированные пластины, на которых уже нанесён с помощью специального пресса необходимый рисунок. Первой изготовленной металлографской форме дают название "оригинальный штемпель" и изготавливается она вручную методом гравировки.

Технология печатания бумажных денег методом металлографической печати, выглядит следующим образом.

Специальные детали гравировальных установок (гильшоры) создают очень трудные узоры из сочетания огромного количества линий, с помощью которых (после процесса травления) появляются различные элементы общего изображения, которое будет размещено на денежном знаке.

При совмещении и последующей компоновке работ, выполненных ручной гравюрой, гильшорных элементов, а также нанесённого шрифта образуется единое изображение денежного знака. А он, в свою очередь, размножается на последующие тиражные формы для печати.

Однако процесс размножения требует наличия специального, дорогостоящего комплекса оборудования, включающего в себя высокочастотную машину и автоматизированную гальванолинию.

Одним из наиболее главных достоинств метода металлографической печати является его художественные возможности. За счёт огромного спектра ярких тонов, с помощью различной глубины и ширины их нанесения удаётся достичь удивительно красивого результата. Кроме того, даже при печати однотонного рисунка, изображение получается визуально объёмным. Например, при печати зелёной краской возможно получить изображение с большим количеством разных оттенков этого цвета, начиная от тёмно-зелёного, практически чёрного, и заканчивая салатным.



Процесс печати на специальной печатной установке происходит таким образом. На готовые печатные формы, применяя приготовленные резиновые шаблоны, наносится краска, которая впоследствие поступает как на гравюру, так и на так называемые пробельные элементы. Затем с помощью специальных стирающих приспособлений удаляют краску, попавшую на пробельные поверхности форм. Теперь всё готово для того, чтобы наносить нужный фрагмент на лист бумаги.

Бумага прикладывается на форму и под большим давлением печатного цилиндра вся краска с гравюры переносится на лист бумаги.

На завершающей стадии производства листы с напечатанными денежными купюрами отправляются в цех, где их рарезают на отдельные купюры. После чего они поступаю на счётный станок, считаются и упаковываются.

Процесс производства денег закончен. Деньги полностью приготовлены к их использованию по назначению.

Видео "Установки и машины для производства денежных купюр" (4 мин. 17 сек.)

Способом печати называется полиграфический процесс тиражирования печатного издания.

Основные способы печати отличаются принципами создания печатающих и пробельных элементов на печатной форме и методами передачи печатной краски с печатной формы на запечатываемый материал.

По определению печатание (печать) - это процесс переноса красящего вещества (печатной краски, тонера) с печатной формы на запечатываемый материал.

Печатная краска - это гетерогенная коллоидная система, состоящая из высокодисперсных частиц пигментов, равномерно распределенных и стабилизированных в жидкой фазе связующего вещества.

Печатная форма - это поверхность пластины, плиты или формного цилиндра, изготовленных из разных материалов (светочувствительного слоя или фотополимера, металла, пластмассы, бумаги, пленки, фольги, дерева, литографского камня, сетки), которая служит для образования и сохранения изображения в виде отдельных участков, воспринимающих печатную краску (печатающих элементов) и не воспринимающих ее (пробельных элементов). Краска с печатающих элементов должна легко переходить на запечатываемый материал (бумага, картон, пленка, стекло, жесть и др.) или на передаточное звено, например на офсетное полотно или на тампон, чтобы далее изображение было перенесено на запечатываемый материал.

Печатные элементы создают изображение на печатной форме. Они воспринимают краску и затем передают ее на бумагу или промежуточное звено (офсетное полотно, тампон), создавая, таким образом, в процессе печатания красочное изображение на оттиске.

Пробельные элементы служат фоном для создания изображения на печатной форме. Они не воспринимают краску.

Чем четче граница между пробельными и печатными элементами, тем качественнее печатная форма и получаемый с нее оттиск. Количество качественных оттисков, которое можно получить в процессе печатания до разрушения этих границ, определяют в полиграфии как тиражестойкость печатной формы.

Способ печати можно определить, рассмотрев внимательно оттиск в микроскоп с 10–50-кратным увеличением.

У каждого способа печати есть ряд характерных индивидуальных признаков.

1.Глубокая металлографская печать – печать с гравюры.

печатающие элементы на форме глубокой печати (гравюре ) находятся ниже пробельных участков, что отличает этот вид печати от других и делает его уникальным;

Различная глубина печатающих элементов, заполненных краской, обуславливает силу тона (насыщенность) тех или иных участков изображения за счет различной толщины красящего слоя;

Процесс передачи краски с печатающих элементов происходит благодаря большому давлению (1 тонна на 1 кв.см) при этом бумага вдавливается в углубленные элементы формы;

Отличительные признаки оттисков, выполненных металлографским способом печати:

Деформация бумаги (выпуклость со стороны красочного слоя, вдавленность с оборотной стороны),

Толстый слой краски на оттиске, имеющий повышенный рельеф на участке красочного слоя (хорошо определяется наощупь),

Характерные вытеки краски (усики) на краях штрихов графических элементов;

  • металлографской печатью в банкнотах наносятся гильоширные узоры, микротексты, обозначения номиналов и т.п.

Металлографская печать. Печать с гравюры - разновидность глубокой печати. Форма для металлографской печати представляет собой металлическую (стальную или никелевую) полированную пластину, на которой нанесен рисунок в виде углубленных штрихов, выполненных ручным гравированием или травлением. В изготовлении первичной металлографской формы (ее называют оригинальным штемпелем) участвуют многие специалисты, прежде всего граверы, которые по рисунку художника или фотографии вручную гравируют на металле портрет, какой-либо рисунок, изображение исторических мест (например, Московского Кремля), графические украшения.

Главное художественное достоинство металлографской печати - это широкий диапазон красочных тонов, который создается за счет различной глубины и ширины штрихов гравюры. В зависимости от глубины на бумагу переносится различный по толщине слой краски, что позволяет даже при печатании одной краской получать многокрасочное (многотоновое) изображение. Так, печатая синей краской, можно получить рисунок с различными оттенками, начиная от темно-синего, почти черного, и заканчивая светло-синим, почти голубым.

В глубоких местах гравюры слой краски значителен, и на оттиске образуется ощутимый рельеф рисунка. Толщина красочного слоя металлографской печати в 20-25 раз больше, чем офсетной и типографской. Кроме того, при печатании с гравюры достигается высокая разрешающая способность печатного изображения, четко воспроизводятся и читаются самые тонкие и мелкие детали рисунка и текста.

Только денежное производство, с огромными тиражами и высокими требованиями к качеству и защите от подделки, может применять такой сложный и дорогостоящий вид печати, как металлографская.

Схема процесса глубокой печати.

Глубокая печать на долларах США. Фрагмент изображения лицевой стороны банкноты 10 долларов США. Краска лежит на бумаге толстым слоем и создает рельефность поверхности купюры, определяемую на ощупь.


Основное изображение Российских рублей печатается способом глубокой-металлографской печатью.

2. Высокая печать .

Формы высокой печати устроены таким образом, что рельефные печатающие элементы расположены в одной плоскости и выше, чем пробельные элементы. При печати лист бумаги прижимают к печатающей форме и находящаяся на печатающих элементах краска выдавливается к краям элементов. При этом по краям получаемых изображений образуется характерный "бортик" из краски и создаётся небольшая деформация бумаги. Схема процесса высокой печати приведена на рисунке. Именно таким образом выполнены изображения серий и номеров купюр на большинстве валют мира, в том числе и на российских рублях.

Схема процесса высокой печати.

3. Офсетная (плоская) печать.

В формах офсетной печати печатающие и пробельные элементы расположены в одной плоскости. Процесс печати с таких форм основан на избирательном смачивании пробельных элементов водой, а печатающих - жирной краской. Изготовление печатной формы сводится к получению на поверхности формного материала устойчивых гидрофобных (жировосприимчивых) и гидрофильных (влаговосприимчивых) плёнок. Для получения форм плоской печати необходимо создать на поверхности формного материала (формной основы) устойчивые печатающие и пробельные элементы. Это может быть достигнуто различными способами. Наибольшее распространение получили монометаллические и биметаллические печатные формы. В качестве формной основы используются пластины из алюминия или стали. Поверхность пластины при изготовлении монометаллической печатной формы остается без изменений, а при получении биметаллических печатных форм на нее наносят слой меди (он образует печатающие элементы), а поверх него слой хрома или никеля (для формирования пробельных элементов). В обоих случаях на пластину наносят негативный или позитивный копировальный слой. На копировальный слой контактным способом экспонируют фотоформы: негатив или диапозитив. На монометаллических формах основой для печатающих элементов служат неэкспонированные участки копировального слоя, для пробельных - алюминиевая пластина, обнажающаяся при проявлении изображения. Процесс формирования биметаллической печатной формы более сложен. Копировальный слой теряет растворимость на освещенных участках и, после проявления, под его защитой травится верхний слой металла на форме. В результате обнажается следующий слой металла на участках соответствующих темным местам фотоформы. После этого удаляется копировальный слой и производится одновременная химическая обработка пробельных и печатающих элементов. При печати краска с формы сначала переносится на промежуточное эластичное резиновое полотно, а с него на бумагу. Краска ложится на оттиск тонким ровным слоем, сквозь который хорошо просматривается структура бумаги. Напомним, что именно таким способом печатают журналы, буклеты, календари, книги и др.

4. Орловская печать.

Является разновидностью офсетной печати, при которой в элементах получаемых изображений присутствует переход одного цвета в другой. При этом граница перехода является абсолютно чётко совмещённой, отсутствуют перекосы и разрывы штрихов, наложение одного цвета на другой. Способ назван по фамилии техника экспедиции И.И.Орлова, который в конце XIX века изобрёл способ многоцветного печатания. Сущность его состояла в одновременном нанесении за один оттиск на бумагу различных тонов и красок с одной печатной формы. В 1891 году машина была им спроектирована, а уже через два года построена и работала. Впервые орловская печать была применена при изготовлении при изготовлении кредитных билетов номиналом 25 рублей образца 1894 г.

Для орловской печати используется сложнейшее высокоточное оборудование. Воспроизвести эффект орловской печати обычными классическими способами печати невозможно.


5. Ирисовая печать.

Также является разновидностью офсетной печати. При ирисовой печати в элементах получаемых изображений присутствует плавный переход одного цвета в другой. При этом четкая граница перехода отсутствует. Обычно данным способом печати гильоширные сетки на банкнотах.


Дополнительный материал.

Книга Ионова В.М. «Внимание, деньги!»

(см. раздел «Библиотека», подраздел «Книга Ионова В.М. «Внимание, деньги!»)

Производство банкнот – трудоемкий процесс, в который входит не только изготовление бумажных денег, но и огромная работа по защите банкнот от копирования.

Сложность всего процесса связана с постоянным повышением уровня защиты и внедрения новейших, высокотехнологичных методов печати.

В данной статье мы расскажем вам, какой путь проходит банкнота, от бумажной заготовки до цветастой и хрустящей купюры. Вы узнаете, какая технология используются для нанесения цветной печати.

Технология создания бумажных денег России


Основой любой Российской купюры является бумага. Но как ни странно денежные знаки печатаются отнюдь не на переработанной древесине.

Многие из нас задавались вопросом, почему же деньги так хрустят и повторить подобное не может ни один известный нам лист бумаги.

Дело в том, что в купюрах вовсе и нет древесины, материал для будущих банкнот изготавливается из хлопка и льна.

Свой хруст и износостойкость деньги получают после того, как материал подвергнут множественным процессам переработки. Сначала массу держат под высоким давлением, затем полученный материал очищают и осветляют. Последний этап это прессовка и размягчение, теперь бумага готова стать банкнотами.

Пока консистенция материала еще мягкая и влажная ей придают «денежный» оттенок и наносят водяные знаки, их можно увидеть на просвет. С относительно недавних пор на данном этапе в материал, также вносят защитные нити, дополнительное средство защиты банкнот.

Полученную базу для будущих банкнот скатывают в рулоны, весом в несколько тонн. Дальнейшая судьба бумаги – отправка на заводы, где будет нанесена печать и пост печатная обработка купюр.

Способы печати банкнот

Задача полиграфии – нанести качественный рисунок на банкноту, при этом сделав ее максимально сложной для подделывания. Именно способы печати и их комбинации — это действенные виды защиты от подделывания. Следующие технологии печати, применяются на купюрах России.

Офсетная печать


Офсетная печать банкнот России

Большая часть базового изображения на бумаге, сетка и другие элементы печатаются офсетным способом.

Перед началом печати итоговый рисунок разделяется на три цвета: синий, красный, желтый. Затем каждый цвет наносится на свою отдельную пластину.

Итоговое изображение получается после того, как на резиновый цилиндр поочередно перенесется краска с трех полученных пластин.

Итоговое изображение на банкноте получается очень четким и ярким, за счет того, что точность офсетной печати очень высока и практически не имеет размытых участков или плохо отпечатанных поверхностей. Рисунок на обе стороны купюры наносится одновременно.

Плюс ко всему скорость печати приблизительно 8 тысяч листов в час. Офсетная печать позволяет выпускать банкноты не только высокой точности без недостатков, но и в больших объемах за короткие промежутки времени.

Высокая печать


Рисунки и другие важные элементы банкнот печатаются с помощью высокой печати. Для этого способа создаются специальные металлические пластины, на которых выступающие поверхности оставшиеся после гравировки и формируют изображение.

Для каждой стороны создается своя пластина, на которую наносится краска и уже потом данная пластина плотно прижимается к купюре. Получившееся изображение имеет по краям характерные бортики, и немного выступает над остальными печатными элементами.

Высокая печать — способ нанесения номера.

Полученные листы с высокой печатью проверяются не автоматически с помощью машин, а вручную.

Металлография

Металлографская печать подразумевает создание углублений, в которые и помещается краска, так называемая глубокая печать. Первичные пластины для металлографической печати изготавливаются ручной гравировкой из никеля. Глубины оттиска напрямую зависит от формы, особенностью данного способа является то, что рельеф повторяется на обратной стороне банкноты в виде выступающего оттиска, который хорошо прощупывается.

Металлография отличается созданием рельефов высокой точности.

Металлографская печать делает видимыми даже самые маленькие штрихи на бумаге, а при увеличении они будут иметь четкий рельеф.

Ирисовый раскат

Плавное перетекание из одного цвета в другой, еще называемое градиентным, легло в основу данного вида печати.

В любом, условном направлении при печати краска будет изменять свой цвет, при этом границы смены цвета краски будут нечеткими и смазанными, то есть переход цвета происходит плавно без резких скачков цвета.

Ирисовый раскат используется при офсетной или высокой печати. В различных купюрах условные границы перехода могут иметь очень незначительное смещение в пределах допуска.

Орловская печать

Используемый для самых защищенных банкнот метод орловская печать один из наиболее сложных в реализации.

Орловская печать – формирует итоговый рисунок с помощью множества совмещенных, разно окрашенных элементов, при этом границы соприкосновений цветов чрезвычайно четкие.

Технология орловская печать подразумевает получение изображения за один оттиск. Оборудование для способа орловская печать – одно из сложнейших и высокоточных типографских оборудований России. Данная печать может быть как офсетной, так и высокой.

Тиснение

Рисунок сделанный с помощью тиснения – это борозды, образовавшиеся после воздействия штампа на бумагу. Рассмотреть такое изображение немного сложней, чем предыдущие, это связанно с тем, что штамп не использует краску вовсе, иногда вместо краски применяется специальная фольга.

Ровные границы сминания бумаги и бескрасочный метод печати делают данный способ печать предпочтительным для создания незаметных, на первый взгляд, рисунков.

Бумага должна быть повернута под определенным углом, дабы беспрепятственно рассмотреть получившийся оттиск. Также тиснение можно найти на ощупь.

Перфорация

Микроотверстия, формирующие изображение способа перфорация создаются лазером. Ровные края, а также равномерность отверстий – признаки неподдельного изображения. Помимо изображений и надписей, таким образом, также делают цифры купюры.

Нумерация


Для каждой банкноты России создается свой собственный, серийный номер.

Технология нанесения номера схожа со методом высокой печати, потому ей присущи соответствующие особенности.

Если потрогать цифры, то можно обнаружить небольшие выступы или рельефность этих самих цифр.

Используемые шрифты хотя и могут быть похожи со всеобще известными, но на деле имеют свои отличительные признаки.

Что происходит после печати банкнот?


Банкноты России проходят длительный этап перед поступлением в оборот, но чаще всего этап печати последний и после него свежие купюры оказываются в банках страны и кошельках людей, за исключением случаев с пост печатной обработкой для большей защиты.

Сложности в производстве начинаются уже на этапе создания будущего материала, бумага проходит несколько этапов перед поступлением в полиграфию.

Современные возможности полиграфических станков позволяют максимально защитить банкноты от подделок, даже несмотря на наличие защитных лент, отдельные способы печати, применяемые в создании купюр России, а также их комбинации позволяют максимально усложнить возможность появления поддельных денег.

Выбор редакции
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...

В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...

Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....
Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...