Участие детей в церковном богослужении — Куломзина С.С. Проведение обряда: в какие дни причащают детей в церкви


Таинство евхаристии (причащения) занимает особое место в жизни православных христиан. Во время обряда верующие вкушают хлеб и вино – символы Тела и Крови Христа, который принял смерть на Кресте за грехи всех людей. Таким образом он восстановил падшую при грехопадении человеческую природу. Православные участвуют в таинстве, чтобы стать сопричастными этому.

В какие дни причащают детей в церкви: особенности таинства.

Нужно ли причащать ребенка?

Встреча малыша с Богом – важное событие в жизни первого. У него еще не сформировалось своего отношения к Господу. Здесь нужно помочь сыну или дочери адаптироваться в новой среде. Родители даже отмечают, что их младенец меньше болеет, когда начинает причащаться.

1. Ребенку необходимо участвовать в данном обряде, поскольку тогда его Небесный Покровитель будет находиться рядом.

2. Молодые родители часто задаются вопросом, как часто причащать детей.

3. До 7 лет это можно делать регулярно на литургии, которая служится в воскресные и праздничные дни.

Взрослые люди, которые с детства принимали участие в таинствах церковных, мыслят шире, уделяя особое внимание духовным ценностям. Это помогает им сохранить нравственную чистоту, стремление быть милосердными к слабостям ближних и веру в то, что в нашей жизни все происходит не случайно.

В какие дни причащают детей в церкви – правила.

Как правильно причащать ребенка?

Дети допускаются к причастию с момента крещения. Потом это делается по возможности родителей. Если малыш находится в возрасте 2−3 лет, родители должны объяснить ему, что он пойдет в гости к Богу. Как же проходит сам обряд?

1. Взрослый человек причащается на голодный желудок и постится перед таинством. Ребенка до 3 лет в еде не ограничивают. Грудничка лучше покормить за 1,5 часа до причастия, чтобы он не срыгнул.

2. Родители заранее узнают расписание церковных служб. В некоторых храмах начало литургии в 7, 8 или 9 утра. Малыша приносят к самому причастию, которое совершается через час.

В жизни каждого православного человека иногда появляется необходимость прийти в церковь. Причины тому могут быть совершенно разные: иногда человек заходит в большой, известный храм ради любопытства или же он, хотя и редко, приходит в церковь по большим праздникам, таким как Рождество или Пасха, но у некоторых появляется искреннее желание регулярно посещать службы, то есть стать воцерковленным, полноценным и равноправным членом православной церкви. Воцерковление каждого человека начинается не только с посещения служб, но и со знания и соблюдения определенных церковных правил, которые необходимо выполнять, чтобы осознанно выполнять требования церковного устава, проходящих служб и молебнов, а самое главное, чтобы своим поведением не оскорбить чувств глубоко верующих и молящихся прихожан. При первичном появлении в храме новичков их можно определить по их растерянному взгляду, часто задаваемым вопросам, а иногда отклонений от устоявшихся церковных правил. Либо женщины придут без платочка, в брюках, свечку не вовремя поставят, да ещё и нательный крестик дома забудут. И тут на них с осуждением уже налетают всезнающие бабушки, которые несомненно есть в любом храме. Искренне желая следовать церковным канонам и правилам, они безжалостно, хотя и шёпотом, ругают таких новичков. Бывает очень жалко смотреть, как бедные новички, изрядно сконфузившись, уходят из храма, и быть может навсегда, оставив негативное отношение не только к этой церкви, но и к православию в целом. Становится грустно смотреть на такую картину. Ведь совершенно нормальный порыв человеческой души приобщиться к религии своих предков — православию, потребность в общении с Богом были жёстко прерваны из-за каких-то элементарных нарушений правил поведения в храме.

Перед началом службы

Подходя к храму, благочестивые христиане, взирая на святые кресты и купола церкви, совершают трижды крестное знамение и поясной поклон. По дороге в храм не нужно отвлекаться мирскими разговорами со спутниками, а читать молитву: «Иду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему, с благоговением к Тебе». При незнании ее следует повторять молитву мытаря: «Боже, милостив будь ко мне, грешному».

Поднимаясь на паперть, перед входом в двери, снова трижды осеняют себя крестным знамением с поклоном. У дверей храма следует остановиться и совершить три поясных поклона с молитвами:

«Боже, милостив будь ко мне, грешному».
«Создавший меня, Господи, помилуй меня».
«Господи Иисусе Христе, Сын Божий, молитв ради
Пречистой Твоей Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь.»

Но можно прочесть «Отче наш». Если не знаете эту молитву, можно просто перекреститься и сказать: «Господи, помилуй».

При входе на паперть надо снова перекреститься. Именно здесь оставьте все мысли о посторонних темах и сосредоточьтесь на духовных вещах.

Но в тоже время не следует, стоя на улице, молиться долго и напоказ.

Прежде, чем войти в храм, выключите мобильный телефон, чтобы не нарушать духовную атмосферу храма звуками звонков. Тем более, недопустимо в церкви говорить по телефону.

Когда идете в храм Божий, еще дома приготовьте деньги на свечи, просфоры и церковные сборы. Неудобно менять их при покупке свечей, ибо это мешает как Богослужению так и молящимся.

На нашей грешной земле Святой Храм есть единственное место, где мы можем укрываться от бурь и непогод жизни, от житейской нравственной грязи. Храм есть подобие неба на земле. В храме с нами «невидимо силы небесные служат». Помните и знайте Святой Храм есть дом Божий, в котором Сам Бог невидимо пребывает, а посему и поведение наше в храме должно соответствовать его святости и величию. В Святой Храм необходимо входить со смирением и кротостью, чтобы и из Храма выйти оправданным, как смиренный Евангельский мытарь.

Когда входите в Храм и видите Святые Иконы, думайте о том, что Сам Господь и все Святые смотрят на тебя, поэтому будьте в это время особенно благоговейны и имейте страх Божий. Здесь подразумевается не сам страх, а глубочайшее уважение и любовь к Господу.

На богослужение прихожан собирает колокольный звон за 15 минут до его начала. Поэтому, придя заранее, вы успеете приобрести церковные книги, иконы, свечи, кресты, поговорить со священнослужителем, подать записки, купить и поставить свечи и приложиться к иконам. Всё это можно сделать только до начала службы или после нее. Во время богослужения можно приобрести только свечки. Кстати, не пытайтесь за одно посещение поставить свечи ко всем иконам сразу, чтобы ваше хождение по храму не отвлекало других прихожан от молитв. Лучше посетите церковь еще раз. По той же причине нежелательно просить впереди стоящих передать свечу, чтобы поставить перед иконой. Дождитесь конца богослужения и поставьте свечу сами, куда хотите.

Придя в храм, необходимо приложиться к главной праздничной иконе, которая находится напротив Царских врат перед солеёй. Для этого нужно трижды перекреститься, а затем поцеловать уголок иконы или краешек одежды изображенного образа, вновь перекреститься и тихонько отойти, не мешая остальным. Также совершаются поясные поклоны перед иконами Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых (если в это время не началась служба). Все это необходимо сделать заранее, чтобы вовремя службы не мешать молящимся хождением.

Женщинам недопустимо прикладываться к иконам с накрашенными губами. В течение службы к иконе приложится много человек, так на что же она будет похожа в конце богослужения, если женщины будут чмокать ее накрашенными губами? Следует помнить также, что прикладываясь к иконе, мы целуем не доску с краской на ней, но через поцелуй адресуем свою любовь и почтение к тому образу, кто на ней изображен.

Перед началом богослужения также можно поставить несколько свечей за здравие или за упокой. Неважно, какой рукой вы будете это делать, нужно лишь делать это с искренней молитвой за того, за кого вы ставите эту свечку. Свеча — это жертва Богу, и она сгорает без остатка только ради Него.

Не положено проходить между Царскими вратами и аналоем, если же вы проходите перед аналоем, совершите малый поклон, осеняя себя крестным знамением. Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, Ангелов и святых. Бойтесь вольно или невольно оскорбить своим поведением молящихся и те святыни, которые окружают нас в храме Божием. Выбирая место для молитвы в храме, нужно учитывать, что некоторые пожилые прихожане, постоянно посещающие этот храм и стоящие обычно на одном и том же месте, начинают считать это место «своим». В случае если вы случайно встали на «чьё-то» место и вас попросили его освободить, не перечьте и тихо отойдите на другое место, — не нарушайте своего молитвенного настроения спором.

Всем, кто опоздал к началу службы, следует войти без шума, не мешать другим прихожанам, занять свободное место, ближайшее к выходу, постаравшись при этом не загородить проход.

Увидев в храме знакомых, достаточно молчаливого поклона в знак приветствия или тихо поздороваться. Целоваться, обниматься, жать руки, громко разговаривать не стоит. Не здоровайтесь в Храме за руку и ни о чем не спрашивайте, будьте в Святом Храме истинно скромными.

В церкви не положено держаться за руки. Категорически запрещено смеяться, жевать, держать руки в карманах и громко разговаривать. Нельзя фотографировать и пользоваться мобильниками. Их лучше выключить перед входом в храм.

В православном храме запрещается сидеть, исключением может быть только нездоровье или сильное утомление прихожанина.

Приходя в храм с детьми, нужно следить за тем, чтобы они вели себя тихо. Если маленький ребенок расплачется в храме, мать должна сразу вывести его. Никогда не нужно позволять детям есть что-либо в храме, кроме благословенного хлеба и просфор (при этом нужно следить за тем, чтобы ребенок не терял крошки этих святынь).

В храме неприлично проявлять любопытство и рассматривать окружающих. Недопустимо осуждать и осмеивать невольные ошибки служащих или присутствующих в храме. Во время богослужения запрещается разговаривать.

Богослужение в храме принято совершать 3 раза. Если вы попали в церковь в то время, когда богослужения нет, то вы можете тихо постоять и помолиться, поставить свечи. Если же вы решили попасть именно на литургию (дневное богослужение), то помните, что приходить нужно заранее, примерно за 10-15 минут до начала. В разных храмах богослужение начинается в разное время, поэтому поинтересуйтесь заранее. Во время богослужения в церкви много молящихся, и их не нужно тревожить. Постарайтесь найти удобное для вас место, где вам будет все хорошо видно и слышно. И это не лишено здравого смысла: простой невоцерковлённый человек не сразу поймет, что вообще происходит, он даже не поймет, что говорят и поют (потому что богослужение происходит на церковославянском языке), поэтому имеет смысл хотя бы видеть происходящее.

Во время богослужения

Приходя в храм для молитвы, житейские дела лучше оставить дома. В среднем служба длится 2-3 часа, с непривычки трудно провести столько времени на ногах, поэтому если вы устали, то можно присесть на лавочки, которые стоят в притворе или внутри храма. При открытых Царских вратах сидеть нельзя, если даже немощные больные старушки встают, то что уж говорить о молодых и сильных. Также нельзя поворачиваться спиной к алтарю, конечно, это не обязывает вас пятиться как рак при выходе, но демонстративно поворачиваться спиной к алтарю во время богослужения не стоит. Если по каким-то причинам вы не можете находиться в храме до конца богослужения, то нужно тихонько выйти, перекрестившись у выхода и перед самим храмом.

В храме молитесь как участвующий в Богослужении, а не присутствующий только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от вашего сердца. Внимательно следите за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь. Полагайте на себя крестное знамение и творите поклоны одновременно со всеми. Скажем, во время Богослужения креститься принято при славословиях Святой Троице и Иисусу, во время ектений - на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также в начале и в конце любой молитвы. Перекреститься и поклониться нужно и перед тем, как подойти к иконе или поставить свечку, и выходя из храма. Нельзя поспешно, невнимательно осенять себя крестным знамением, ведь при этом мы взываем к Господней любви и благодати.

Готовятся к Причастию молитвой и постом, воздерживаясь от различных развлечений и удовольствий (длительность подготовки определяется благословением священника). Готовящиеся к Причастию прочитывают по молитвослову каноны и правило ко Святому Причащению, что новичкам лучше делать не в последний день, а распределить чтение этих молитв на все дни подготовки к Причастию. Перед Причастием нельзя ничего есть и пить, начиная с двенадцати часов ночи. Исключение делается для тех, кому необходимо что-нибудь съесть или попить по предписанию врача.

Перед Святым Причащением необходимо помириться с ближними, первому попросить прощенья за грехи вольные и невольные.

К Святому Причащению подходят после покаяния в грехах на исповеди и разрешительной молитвы священника. Причащаться без исповеди разрешается только детям до семи лет. Подходите к Святому Причащению смиренно и благоговейно, по очереди, не толкаясь, скрестив руки на груди (правую на левую). Со страхом Божиим причаститесь Святых Тайн. Не крестясь, чтобы случайно не толкнуть, поцелуйте чашу, и молча отойдите к столику с запивкой. Причастники выслушивают благодарственные молитвы по Святом Причащении в храме или прочитывают их дома по молитвослову. По окончании Литургии подойдите приложиться к Кресту, который дает для целования верующим священник. Выходя из Храма, благоговейно перекреститесь.

Не пропускай воскресные и праздничные службы в храме. Приучайте детей ходить в Храм, учите их молиться и вести себя в храме благоговейно.

Ведь преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Верный признак омертвения души — уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего, начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать Храм Божий».

Церковные записки

Православные христиане подают во время Божественной литургии — главного христианского богослужения — записки о здравии живых своих родственников и, отдельно, о упокоении умерших. Записки подают перед началом службы, обычно там же, где покупают свечи.

Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:

  1. Пишите четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.
  2. Озаглавьте ее — «о здравии» или «о упокоении».
  3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).
  4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).
  5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Пелагеи; не Артёма, а Артемия; не Юрия, а Георгия; не Светланы а Фотиньи).
  6. Именами, такими как Евгений, Александр, могут быть названы как мужчины, так и женщины, поэтому нужно рядом с именем указать пол поминаемого человека.
  7. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).
  8. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком (отроковицей).
  9. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.
  10. Допускается включение в записку слов «воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного».
  11. Наоборот, не надо писать «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы», «беременной».
  12. В заупокойных записках отметьте «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных».

За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению, святого и праведного Иоанна Кронштадтского), молиться уже не нужно, т.к. Церковь причисляя их к лику святых подразумевает, что они уже находятся в Царствии Небесном.

О здравии поминают имеющих христианские имена, даже не крещённых, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;

На обедню — так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;

На ектению — поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также можно подать записку на молебен пли панихиду.

Крестное знамение

Креститься полагается не спеша, соединив вместе три первых пальца правой руки, а остальные два (символ двух природ, Божественной и человеческой Иисуса Христа) — сложив и прижав к ладони. Сложенной таким образом правой рукой следует последовательно коснуться лба (для освящения ума), затем чрева живота (для освящения чувств), правого и левого плеч (для освящения телесных сил) и поклонитесь. Почему? Мы изобразили на себе крест, теперь мы ему поклоняемся.

Когда в церкви народ осеняют крестом или Евангелием, образом или Чашей, то все накладывают на себя крестное знамение, преклоняя голову.

Только преклонять голову, не крестясь, нужно, когда архиерей осеняет молящихся свечами (дикирием или трикирием), или когда священник благословляет рукой, освящая нас силой благодати Божией, а также когда кадят ладаном к предстоящим.

Лишь в святую седмицу Пасхи, когда кадит священник с крестом в руке, возглашая: «Христос воскресе!» — все осеняют себя крестным знамением и восклицают: «Воистину воскресе!».

Мы должны осенять себя крестным знамением и поклоняться пред святыней (крестом, Евангелием, иконой, Чашей со Святыми Тайнами) или при произнесении пасхального приветствия.

Во время Богослужения креститься принято при славословиях святой Троице и Иисусу Христу, во время ектений — на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также в начале и в конце любой молитвы. Перекреститься и поклониться нужно и перед тем, как подойти к иконе или поставить свечку, и выходя из Храма.

Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно, ведь при этом мы взываем к Господней Любви и благодати, иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой, чему только бесы радуются. Небрежным совершением крестного знамения мы показываем свою непочтительность к Богу — грешим, грех этот называется кощунством.

Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь», выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию. Слово «аминь» — значит: истинно, правда, да будет так.

Благословение

Всякий верующий человек считает непременным при встрече со священником или епископом испросить благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.

Благословение имеет много значений. Первое из них — приветствие. При встрече и прощании со священником не принято говорить здравствуйте или до свидания, но говорят: «Благословите». Благословение получают у священника или епископа (архиерея), но не у диакона (их легко отличить по одеянию).

Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и поцеловать десницу (правую руку) благословляющего в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет. Креститься при этом не нужно. Приветствие — это лишь одно значение благословения, второе — разрешение, дозволение, напутствие.

  • ♦ Батюшка, благословите поехать в отпуск.
  • ♦ Батюшка, благословите сдавать экзамены.
  • ♦ Батюшка, благословите начать пост.

Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.

Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.

Второй смысл священнического благословения — это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего…», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук — ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.

Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.

Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.

Свеча

Человек, переступивший порог храма, как правило подходит к свечному ящику. С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду. Ведь православный храм невозможно представить без зажжённых свечей.

Свечи зажигают одну от другой, и ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит вашу свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайтесь духом: ваша жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом. Ставить свечку можно любой рукой. А вот креститься нужно только правой.

Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.

Кроме того, свеча — это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.

Возженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход.

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка — малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Свечи следует покупать только в том храме, в который вы пришли помолиться.

Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы — о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) — о упокоении усопших. Если желает сердце — можно поставить свечку любому святому или святым.

Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы — жертва уже принята Богом.

Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке — смертный грех, и т.д. Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны.

Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность — Божественная благодать.

Одежда

Верующие приходят в храм в одеянии, соответствующем их полу. То, в чем позволительно ходить на улице или на пляже, совершенно неприемлемо в церкви. Ни в коем случае нельзя приходить в таком виде на богослужения. Нескромная одежда нарушает благолепие храмовой обстановки. Храм — это не только дом молитвы, но и место особого присутствия Божия. Приходя в Церковь, следует помнить, к Кому мы приходим и Кто взирает на нас. Человек, который внимательно смотрит за состоянием своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания. Строгая одежда ко многому обязывает.

Женщинам одеваться в церковь следует благопристойно, скромно. Предпочтительны спокойные, темные тона, недопустимы кричащие. Нельзя надевать в церковь мини-юбку, шорты, прозрачную блузу, одежду с глубоким декольте, слишком открытые топы и майки.

Женщинам принято находиться в храме с покрытой готовой (это может быть платочек, шарф или просто верхний головной убор), в юбке ниже колен и в кофте с длинными рукавами. С непокрытой головой прийти в церковь могут только девственницы — имейте это в виду. Не стоит пользоваться косметикой. Особенно недопустима помада на губах. Недопустимо причащаться Святых Таин прикладываться к святыням, иконе или кресту накрашенными губами.

На причастии и на исповеди на женщине обязательно должна быть юбка, а уж если её нет, то во многих храмах можно косынку и юбку на завязочках взять напрокат, чтобы надеть прямо поверх мини-юбки или джинсов.

Наносить парфюмы следует очень осторожно или не наносить вовсе, так как во время службы в церкви может стать душно и без того. Поэтому вполне достаточно будет дезодоранта, и то при условии, что он не обладает резким запахом.

Крайне нежелательно приходить в храм с макияжем. По крайней мере, добейтесь, чтобы он был максимально незаметным.

Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор. Нельзя появляться в церкви в майках, шортах, спортивной неопрятной одежде. Одежда должна быть максимально скрывающая тело. Во время Страстной недели и дни траура носят одежду темных цветов, а на торжественные религиозные праздники в храм приходят в светлых одеждах.

Нельзя приходить в храм в одежде, украшенной нехристианской символикой.

Другие церковные правила

Главное — это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в Храм Божий с благоговением, если, стоя в Церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.

Хорошо, если в Храме есть место, где вы привыкли стоять. Проходите к нему тихо и скромно, без суеты, а встав сотворите три поклона. Если же такого места пока нет, не смущайтесь. Не мешая другим, постарайтесь встать так, чтобы было слышно пение и чтение. Если это не возможно, встаньте на свободное место и внимательно совершайте внутреннюю молитву.

Если все же опаздываете, будьте осторожны, чтобы не помешать молитве других. Входя в Храм во время чтения Шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на Литургии (когда совершается пресуществление Святых Даров), постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы.

Древний церковный обычай устанавливает, что если идет служба, мужчины становятся на правой стороне, женщины — на левой, освобождая центральный проход.

Когда священнослужитель совершает каждение Храма, нужно посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову.

В Храме молитесь как участвующий в Богослужении, а не только присутствующий. Нужно, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от вашего сердца. Внимательно следите за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь. Полагайте на себя крестное знамение и творите поклоны одновременно со всеми.

Кроме того, и по сей день во многих храмах можно наблюдать благочестивое правило, ког¬да женщины пропускают вперед мужчин во время елеопомазания, причащения, прикла¬дывания к праздничной иконе и ко Кресту. А детей или родителей с детьми пропускают точно во всех храмах.

Если приходите с детьми, следите, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучайте их к молитве. Если детям требуется уйти, скажите, чтобы, перекрестились и тихо вышли, или сами выведите их.

Если малое дитя расплачется в Храме, сразу же выведите или вынесите его.

До конца Богослужения никогда, без крайней надобности, не уходите из Храма, ибо это грех перед Богом.

Никогда не позволяйте ребенку есть в Храме, кроме того, когда священники раздают благословенный хлеб. Родители иногда дают целую просфору даже совсем маленьким детям, которые крошат ее по всему полу. Люди ходят по этим крошкам и невольно топчут священный хлеб. Не лучше ли родителям самим давать своим детям по кусочку просфоры и следить за тем, чтобы они не крошили. Иногда дети приходят в церковь с жевательной резинкой во рту. Это совершенно недопустимо.

В алтарь можно заходить только священнослужителю и тому лицу мужского пола, которое он благословляет.

В каждой церкви существует сбор пожертвований. Участвовать в этом можно по желанию. Жертвовать можно не только деньги, но и продукты, посуду, ткань, свечи, и т.п. Это также может быть плата за проведение обрядов — венчания, крещения, отпевания, поминовения.

Когда вы в Храме, не осуждайте и не осмеивайте невольных ошибок служащих или присутствующих в Храме; полезнее и лучше вникать в собственные свои ошибки и недостатки и усердно просить Господа о прощении своих грехов.

Сделать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, нужно негромко и деликатно. Лучше вообще воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет места наглое, хулиганское действие. После участия в храмовом богослужении старайтесь сохранить благоговейное состояние и дома: будьте учтивы с родителями, ласковы с детьми. Свободное время посвятите делам милосердия или чтению духовной литературы. Особенно это относится к тем, кто причастился Святых Христовых Тайн. Эти правила благочестивого поведения в храме несложны для тех, кто каждое воскресение и в праздники участвует в церковном богослужении.

И напоследок, наверное, самый главный совет: во время службы делайте то, что делают остальные. Если верующие крестятся — креститесь вместе с ними, кланяются — кланяйтесь тоже. Каждый поклон или крестное знамение совершается в ответ на какие-нибудь слова или действия священнослужителей. И уж поверьте мне, большинство присутствующих в храме не знают, почему они крестятся и кланяются именно в этот момент, а не в другой. Но за каждым действием стоит глубокая традиция, которая складывалась веками. И не стоит нарушать их, стремясь показать свою либеральность или независимость от правил. Ведь мы входим в церковь для молитвы, но это не принесет нам истины и пользы, если мы будем входить в храм без смирения.

Не следует осуждать и одергивать новичка, не знающего церковных правил. Лучше помочь ему вежливым и добрым советом. Замечание можно сделать только тому, кто грубо нарушает благочестие, мешая общей молитве.

Ваше правильное поведение в православном храме — это не только показатель вашей воспитанности, но и демонстрация того, что вы уважаете православные традиции и обряды. При этом соблюдайте тишину, ведите себя скромно, не мешайте верующим и другим посетителям. Поэтому перед посещением православного храма обязательно ознакомьтесь с правилами поведения в нем, это избавит вас от неловкости, а окружающих – от неудобств.

По окончании службы

Закончилась служба. Всем, кто подавал записки, можно опять подойти к свечному ящику и получить просфору — белый пшеничный хлеб, выпекаемый на дрожжах, с добавлением святой воды. Просфора — слово греческое, означает оно «приношение»… Был обычай у первых христиан — приносить из дома хлеб для совершения таинства Причастия. Сейчас просфоры пекут в пекарнях при храмах. Во время Литургии из просфор вынимаются частицы в память тех, кого мы поминаем в своих записках, и после того, как частицы вынуты, просфора возвращается к нам. Это святой хлеб и вкушать его надо натощак, со святой водой и молитвой.

Вот текст такой молитвы: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святой: просфора и святая Твоя вода в оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих. Аминь».

После утренней службы в храмах служатся молебны. Что такое молебен? Краткая молитва о конкретных наших нуждах. «Коротенько да горяченько», — учил нас преподобный Амвросий Оптинский. Вот как раз на молебне и помолимся… Заболели? Помолимся о недужных. Задумали важное дело? Попросим помощи Божьей. Отправляемся в путь? Есть напутственный молебен. Заказать молебен можно все за тем же свечным ящиком, где мы покупали свечи и оставляли записки. Надо только указать имя того, за кого молебен совершается. Есть такая практика: закажут молебен и уходят домой. Конечно же, лучше остаться и помолиться вместе со священником.

Есть еще молебны и общенародные. Церковь молится при ненастье или при засухе, есть новогодний молебен, есть молебен от нечистых духов, есть от недуга пьянства. Но особенно надо помнить о благодарственных молебнах. Помог Господь, выбери время, приди в храм, отслужи молебен, поблагодари. Детей приучить неплохо: сдал экзамен в школе, давай сходим, закажем молебен, например, преподобному Сергию Радонежскому, он ведь у нас помогает в учении…

День, когда мы были в храме, не напрасно прожитый день. Мы поминаем родных и близких, участвуем в богослужении, мы молимся за тех, кому плохо, и благодарим за Божью милость. Мы учимся смиряться и быть лучше, учимся каяться и радоваться, терпеть и ликовать. И не надо растерянно смотреть по сторонам, конфузиться и тем более гневаться, если вдруг что-то сделали не так и получили за это «не так» сверх меры.

Как вести себя с нищими

Православными канонами предусмотрена подача милостыни нищим, сидящим на входе у церкви.

Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого. «Думаешь ли, что тот, кто кормит Христа (то есть нищих), — писал святой Августин, — не будет накормлен Христом?» Ведь в глазах Господа мы из-за своих грехов, может быть, выглядим страшнее и ничтожнее, чем все эти несчастные, живущие на милостыню.

Но в тоже время, если вы видите, что перед вами нищие, все средства тратящие на пропой, дайте им не денег, а продукты: яблоко, печенье, хлеб и т.д.

Не следует искушать себя мыслью, что нищие «зарабатывают» не меньше нас, а иной раз и одеты не хуже. С каждого спросится прежде всего за его дела. Ваше дело в данном случае — проявить милосердие.

Именно по отношению к нам, которые могут увидеть в просящем собрате Самого Христа, относятся слова Спасителя, произнесённые им на Своем Страшном Суде: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство … алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен и вы посетили меня; в темнице был и вы пришли ко Мне … истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

(5 голосов : 4,4 из 5 )

Одноименная статья книги: С.С. Куломзина. Что значит молиться Богу? – М.: «Православный паломник-М», 2002 г.

Участие в богослужебной жизни Церкви является для нас, православных христиан, самым существенным, самым живым опытом жизни с Богом, жизни в Церкви. Именно за богослужением испытываем мы всего сильнее реальность нашей веры, чувствуем свою жизнь в Церкви, жизнь с Богом. Недаром очень часто для тех из нас, которые утратили горячность и непосредственность веры, красота богослужения - например, торжественность пасхальной ночной службы - все еще вызывает умиление. Недаром, согласно историческому преданию, наши предки-язычники избрали христианскую православную веру, пораженные благолепием богослужения. «Не знали мы, на небе ли мы или на земле…», - говорили послы князя Владимир а, побывав на богослужении в храме св. Софии в Константинополе.

А в то же время каждому из нас, воспитывающих своих детей, внуков или преподающих детям в церковных школах, хорошо известно, как трудно дается детям обязательное посещение богослужения, как они тяготятся длинными службами, как плохо ведут себя порой в церкви. «Я не хочу идти в церковь…», «Службы слишком длинные…», «В церкви скучно, душно, жарко…», «Я ничего не понимаю в церкви…», «Трудно стоять…» Как часто и в каком разнообразии слышим мы эти и подобные жалобы. Помню, как в классных занятиях с подростками я несколько раз задавала им вопрос: «Что самое трудное в том, чтобы быть православным христианином?» И каждый раз почти все писали: «Слишком длинные богослужения». Не легко, не сразу, не сама собой воспитывается способность сознательного участия в богослужении. Конечно, бывают прорывы, и нам удается вдруг увидеть в ребенке разгорающийся огонек духовной жизни. Помню одиннадцатилетнюю девочку, поехавшую с дедушкой и бабушкой провести несколько дней в палатке в прекрасных диких горах. Любуясь видом на горы, она повторяла любимое выражение деда: «Умопомрачительно, умопомрачительно красиво! Ах, как красиво…» И вдруг добавила: «Знаешь, как в церкви бывает». Да, подумала бабушка, значит, знает она, что такое богослужение.

Мне кажется, что всем нам, думающим о религиозном развитии и воспитании наших детей, необходимо внимательно и серьезно продумать вопрос об участии наших детей в богослужебной жизни Церкви. Продумать трезво и смиренно, с благоговением к содержанию богослужения и с любовью - зрячей любовью - к детям. Недаром вопрос о поведении детей вставал у самого истока христианства. Ученикам Христа казалось, что маленькие дети мешают людям слушать Спасителя, и они старались отогнать их. Но Господь вознегодовал и сказал: «Пустите детей и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие». И обняв их, возложил руки на них» (; ).

Как можем мы ввести наших детей в богослужебную жизнь Церкви? Мне кажется, что в наших церквах для младенцев на руках у матерей нет особых затруднений. На руках у матери младенцу хорошо и покойно, никто не торопится, не уходит, не оставляет его одного. Необычные звуки пения, необычное освещение, запах ладана, блеск утвари и облачений - все это развлекает младенца. Даже Святое Причастие и раздача антидора воспринимаются как некое угощение. И это свято и праведно и не вызывает раздражения у взрослых молящихся. Но двух- и трехлетнего ребенка на руках не удержать. Он не может долго быть без движения, когда он бодрствует. Понимать он еще никаких слов богослужения не может, да и самые понятия, связанные со словами молитв, для него еще не существуют. Он должен двигаться, трогать, пробовать, он не понимает, что значит говорить шепотом. Думаю, что родителям детей этого возраста приходится до известной степени жертвовать собой - приводить маленьких детей только на часть службы, находить в церкви уголок, где возня малышей меньше мешает взрослым. Нужно давать маленьким детям как можно больше возможностей делать что-нибудь в церкви: поставить свечку, приложиться к иконе, получить просфору, подходить к Причастию.

Если ребенок постоянно причащался с самого младенчества, затруднений с причастием обычно не бывает, но когда ребенка начинают причащать в два, три года, дети часто отказываются, боятся - может быть, отождествляют это с лекарством или прививкой у доктора. Мне кажется, что причащать насильно орущих детей - неправильно. Всегда с умилением вспоминаю старого нашего, простого батюшку, который радовался тому, как охотно причащалась моя шестимесячная дочь. Он был огорчен, когда после какой-то болезни, во время которой ей давали лекарство с ложечки, она вдруг расплакалась и не захотела причащаться. Придя к нам в гости пить чай, батюшка стал угощать малышку вареньем с ложечки, «чтобы она знала, что он ей всегда дает вкусное…» Думается мне, что какая-то подготовка такого рода может быть осуществлена и родителями. Видела я также, как мать одного такого боящегося ребенка причащалась только сама, держа ребенка на руках. После того как он несколько раз был поднесен к Чаше и видел, как причащается мать, он стал охотно причащаться и сам.

Начиная с четырех-пяти лет можно и нужно приучать детей к тому, что есть какой-то порядок, ход богослужения. Конечно, для этого надо, чтобы дети стояли где-нибудь, откуда они видят богослужение, а не в толпе. За Божественной Литургией есть моменты, которые совсем маленькие дети могут узнавать и отличать. «Вот видишь, батюшка выходит и несет большую книгу. Это святая книга про Иисуса Христа. Батюшка потом будет читать из нее». Вот первое объяснение Малого Входа.

А что касается чтения Евангелия, то хорошо, если родители еще дома расскажут детям простыми словами содержание евангельского чтения и в церкви напомнят о рассказанном.

Объяснение самого Таинства Евхаристии начинается с объяснения Великого Входа, во время пения Херувимской. Пяти – шестилетним детям достаточно объяснить, что батюшка переносит на престол хлеб и вино, которые потом станут Причастием. Годам к семи-восьми дети способны воспринимать более глубокое понимание Таинства. Начинать объяснение надо всегда с рассказа о Тайной Вечери, о том, как Господь впервые причастил своих учеников, В евангельском повествовании много подробностей, для детей интересных и впечатляющих, - как была найдена комната для вечери, как Господь умыл ноги ученикам, куда Иуда ушел с вечери. Дети представляют все это себе очень реалистично. Помню, как пятилетняя девочка, разглядывая картину Тайной Вечери, сама объяснила отсутствие на ней женщин, верно следовавших за Христом, тем, что «они, конечно, были на кухне и готовили ужин». Объясняя детям слова «Приимите и ядите, сие есть Тело Мое…», «и сия есть Кровь Моя», следует быть осторожными. Бывали случаи, когда попытки объяснить эти слова пугали детей, и дети не хотели причащаться. Хорошо начинать объяснение с беседы о том, что человек не может жить без пищи и без питья. Не может жить человек и без Бога, и перед тем, как оставить Своих учеников, Иисус Христос показал им, что Он входит в их жизнь, как входит в нас пища для того, чтобы мы могли жить. В Святом Причастии Бог входит и в нашу жизнь в самом полном и реальном смысле. Божье участие в нашей жизни так же необходимо, как необходимы пища и питье. Причащаясь, мы принимаем Бога в нашу жизнь.

Обычно в церквах Символ Веры и Отче Наш поют все молящиеся, и это дает возможность научить детей участвовать в общем пении, даже если они и путают слова. Объясняя Символ Веры, мне всегда легче было заинтересовать детей до десяти-одиннадцатилетнего возраста рассказом о том, как он был составлен: как сначала христиан преследовали за их веру и каждый христианин был готов умереть за нее, а потом преследования кончились, и сам император и все люди стали называться христианами. Но многие плохо понимали свою веру, и вот Церковь собрала Первый Вселенский собор, чтобы ясно сказать, во что мы верим. Больше трехсот епископов приехало из разных стран, многие из них пострадали за веру и пришли изувеченные, ослепленные, обожженные. Все вместе они составили первые члены Символа Веры… Но подростки в двенадцать-тринадцать лет и старше вполне способны заинтересоваться теми понятиями о Боге, о жизни, о Церкви, о которых говорится в Символе Веры, особенно если это делается языком понятным и объясняется на примерах из жизни, которую они знают теперь. Молитва Господня «Отче Наш» должна быть хорошо знакома всякому ребенку, растущему в христианской семье, и толкование ее должно быть частым предметом для бесед с детьми.

Если дети знают, способны узнавать хотя бы пять-шесть главных моментов Литургии, понимают их значение, им гораздо легче выстаивать службу. И все-таки оставаться долго бездеятельными, неподвижными, безмолвными - детям трудно. Церковная школа может прийти на помощь родителям, привлекая детей к участию в детском хоре, прислуживанию, заботам о храме. Знавала я приходы, где до двадцати пяти мальчиков было привлечено к прислуживанию, где девочки составляли Младшее Сестричество – следили за свечами, разносили просфоры, раздавали приходские листки и т.д. В других приходах устраивалось детское говение, и для Литургии девочки сами пекли просфоры, все дети подавали поминальные листки, а проскомидия совершалась священником в середине храма, где все дети могли стоять кругом и видеть, что делает священник.

Мне кажется, что приходскому священнику надо иногда обращать особое внимание на детей, например - говорить проповедь специально для детей, вызывая их стать спереди, чтобы они могли хорошо слышать. Такое особое внимание к детям очень уместно, например, в начале учебного года или по случаю особо близкого детям праздника, например - Введения во Храм Божьей Матери. Можно устраивать особое детское говение с беседой перед исповедью, можно привлекать детей к чтению в церкви, к участию в детском хоре, в особых крестных ходах. Конечно, все эти формы привлечения детей к участию в богослужении могут быть духовно полезны, могут стать настоящим переживанием, если есть взрослые руководители, благожелательные, любящие и понимающие детей, сами искренно благочестивые. И все-таки и родителям, и воспитателям приходится рано или поздно сталкиваться с вопросом «обязательности» хождения в церковь, посещения богослужений, и разобраться в этом вопросе бывает нелегко. Помню, как однажды летом, в лагере, которым я руководила (для девочек от десяти до восемнадцати лет), пришла ко мне поговорить одна из старших девочек, очень хорошая.

Я слышала разговор о том, что вечерняя и утренняя молитвы и посещение богослужения будут объявлены обязательными… Я хотела попросить вас - не делайте этого. Я с детства училась в русском институте в Сербии, и все там было обязательным - и молитва, и церковь. И так хорошо было здесь идти молиться по собственному желанию, по своей вольной воле. Все будет испорчено, если это будет сделано обязательным.

Я пошла спросить совета у нашего священника и духовника, опытного, старого протоиерея Сергия Четверикова. В разговоре с ним прояснилась формула, которой мы потом всегда старались держаться. «Для всякого православного христианина,- сказал отец Сергий,- молитва и посещение храма обязательны. Но это не может быть принудительным». Обязательно, но не принудительно … В церковь ходить надо, никаких собраний в часы богослужений устраивать нельзя, но никаких наказаний или штрафов за нехождение в церковь нет.

Помню я еще один случай из своего опыта с детьми. Старшая моя дочь, когда ей было лет четырнадцать, как-то спросила меня в воскресенье утром, когда мы все собирались идти в церковь к обедне: «Я должна идти в церковь? Это обязательно?» Вспомнив совет отца Сергия, я ответила: «Всем православным обязательно ходить в церковь, но ты уже не маленькая, тебе самой надо решать, идешь ты или нет». И я ушла в церковь с младшими детьми, без нее, но через десять минут прибежала за нами в церковь и она. Как это ни странно, но через много лет, когда она сама уже была матерью взрослых детей, моя дочь призналась мне, что была очень обижена моим ответом: она хотела ясного решения - надо или не надо, а я ей сказала, что она должна решать сама. Мне лично до сих пор кажется, что я ответила ей правильно.

Любопытным показался мне еще один пример отношения родителей к посещению детьми церкви. Митрополит Сурожский Антоний рассказывал, как однажды, живя в Париже, он зашел по дороге в церковь за своими друзьями Лосскими, у которых были еще маленькие дети. Мать торопливо одевала двоих. А третий стоял в стороне, несколько растерянный, как бы забытый. «Тебе нельзя идти в церковь - сказал ему отец. - Ты слишком плохо вел себя. В церковь можно идти только, когда у тебя на душе мирно и добро».

И еще один пример хочу привести о связи между посещением церкви и общей семейной атмосферой. Одна молодая женщина, мать которой была верующей, а отец - нет, вспоминала: «Мать в церковь с нами часто опаздывала, торопилась, раздражалась на нас. А останешься с отцом - и мы с ним вдвоем так уютно и приятно кофе пьем и разговариваем…» И все эти обстоятельства накладывают свой отпечаток, и все это нам приходится принимать во внимание. Не просто воспитать в детях любовь к богослужению, к посещению храма, а помнить, что связано это со многими другими обстоятельствами и чертами семейной жизни. Все связано со всем.

Нужно сказать, что, даже если мы стараемся объяснять детям богослужение, пытаемся заинтересовать их в возможности какого-то участия в богослужении, все-таки остается несомненной действительностью, что посещение богослужений связано с известной дисциплиной, известным трудом, и не только для детей, но и для взрослых. И думается мне, что воспитание, совершенно лишенное всякого труда, усилия, тренировки воли, дисциплины, - неправильно. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он неподвижно выстаивал длинные и непонятные службы, но можно и нужно понемногу учить его, что есть обстоятельства, когда нельзя громко разговаривать, валяться на полу, балаганить, шуметь. Начинается это с того, что мать с кричащим младенцем на руках выходит из храма. Заставить его замолчать она не может, но кричать в церкви нельзя, и она выходит. Есть моменты богослужения, когда надо стоять, и даже детям нельзя сидеть. Я считаю, что можно, ведя ребенка в церковь, взять с собой тетрадочку и дать ему рисовать, особенно если предложить ему нарисовать что-нибудь, связанное с церковью, с богослужением. Но нельзя брать с собой такую игрушку, которая шумит или занимает много места. Очень полезно детям иметь с собой иллюстрированный молитвослов, который они будут разглядывать, даже когда еще не могут по нему следить за ходом богослужения. А когда они уже научатся свободно читать, они могут сами следить за богослужением.

И опять вспоминаю пример из моей долгой жизни. Пришлось мне быть с группой детей на чтении Двенадцати Евангелий. Среди них была маленькая шестилетняя девочка. В середине службы я предложила ей посидеть на стуле. Серьезно взглянули на меня большие детские голубые глаза, и она прошептала: «Не всегда надо делать, что хочется …»

Подводя итог всему сказанному, мне кажется, что очень важно сознавать, что мы должны научить детей молитве в церкви. Всегда надо помнить, что рост каждой души идет своим особым путем, что каждый ребенок духовно развивается по-своему. Мы, родители и воспитатели, не можем навязывать тот или иной темп развития, тот уровень, тот характер, который нам кажется самым желательным. Мы можем только поливать растение, удобрять почву, выпалывать сорные травы, но сам рост, таинство роста - не в нашей власти и зависит не от нас, а от Бога.

Храм - это место особое, святое. Это дом Божий. Поэтому вести себя здесь нужно по-особому. Существует правила поведения в храме для детей, которых стоит придерживаться при посещении храмов. Это касается не только взрослых, но и детей. Ведь именно благочестивые родители, добрые наставники подскажут и научат, как правильно вести себя в храме, дадут советы и подсказки для детей.

С чего начинается посещение храма

Вера для ребенка должна быть не обузой , не пониманием того, что он должен угодить Богу или родителям, а понимание того, что посещение храма - это радость общения с Богом, это праздник, это поощрение за послушание и хорошее поведение.

В православный храм дети приходят по разным причинам. В основном, в первый раз их приводят родители. Таинством Крещения и воцерковления церковная жизнь ребенка не завершается, а только начинается. Таинство крещения - это духовное рождение человека.

Крещение ребенка в церкви

Следующий путь родители должны пройти вместе с ребенком в ограде церковной. Должны показать, как нужно жить по-христиански. Если родители каждый воскресный день присутствуют в храме Божием за литургией, освещают воскресный день исповедью, причастием, вполне правильно, разумно и логично, чтобы ребенок был вместе с ними с самого начала, шел по этому пути полноценного члена церкви Христовой.

Священнику очень радостно видеть на литургии большое количество детей, радостно, что вместе с ними пришли родители. Приходя в храм с ребенком, родители определяют место, где будут стоять, чтобы малышу было видно и слышно происходящее, чтобы у него появился интерес к пребыванию в храме.

Малышей приносят или приводят за 5-10 минут до начала причастия и уводят после совершения евхаристии минут через 10, чтобы малыш не утомился, но при этом почувствовал присутствие Духа Святого, ощущение благодати, красоты песнопений, аромата ладана.

Иногда дитя плачет перед чашей, потому что не приучено к церковной обстановке. Родители - нецерковные люди, и он первый раз попадает в многолюдный храм. Может, в это время он привык спать или его нужно покормить. Потому что в основном детей приводят на праздники, когда многолюдно, душно, и родители пытаются продержать ребенка всю службу.

Что делать в таких случаях? Ничего страшного, если папа с мамой выведут расплакавшегося мальца из церкви, таким образом поступят мудро. Не нужно насиловать детей святыней . Христос вряд ли одобрил такое. Господу угодны лица смеющихся малышей, спокойных, которые с радостью принимают таинство.

Важно: задача детей в храме - молиться. Они не должны мешать другим людям. Если ребенок балуется, лучше выйти из храма, привести малыша в благоразумное чувство и вернуться на службу.

Малыш не может выстоять всего времени долгой службы, но его молитва искренняя, добрая и идет от чистого сердца.

Православие и дети:

Основные правила поведения в храме

Перед входом в храм осеняют себя трижды крестным знамением и молятся: «Господи, помилуй!». Затем покупают свечи в церковной лавке. Свечи очень разные: восковые, парафиновые, большие, маленькие. Неверно думать, что размер свечи влияет на то, чтобы скорее Бог услышал наши молитвы. Ведь Господь обращает взор не на свечу, а на наше сердце.

Ребенок в храме

Центр храма - это место для праздничной иконы. Здесь ставится первая свечка . Зажигается она от другой свечи, которая уже стоит на подсвечнике, потом оплавляется низ свечи, чтобы она лучше стояла, и ставим ее. По благочестивой традиции православные прикладываются к святыне. Сначала дважды крестятся, затем прикладываются к иконе и крестятся третий раз.

После этого идут к Распятию, которое обязательно есть в каждом храме. Перед ним тоже ставят свечу. Если на подсвечнике нет свободного места - не огорчаемся. Можно положить свечу на подсвечник, а служители обязательно ее зажгут в удобное время. Перед распятием делают земной поклон.

Важно: поклоны перед святынями - это лишь внешнее проявление нашего благоговения, нашего сильного чувства. Бывает, что в храме много людей, что своими поклонами мы можем помешать другим молящимся. Не будем же мы расталкивать окружающих, делая поклоны. Стараемся всегда помнить о других.

Прикладываться к Распятию нужно касаясь лишь ног Спасителя. Если прикладываемся к иконе Богородицы, то касаемся губами только руки и ни в коем случае лика. Это не благоговейно. Таким же образом мы ставим свечи у икон святых, которых мы особенно почитаем. И молимся перед этими иконами о здравии самих и наших близких.

Исповедь и причастие для детей

С детьми нужно готовиться к исповеди и причастию. Перед посещением храма потрудитесь объяснить сыну или дочке, что с ними там будет.

Причастие детей в храме

Если речь идет об исповеди , то простыми словами дайте разъяснение, что такое исповедь. Объясните, кто присутствует на исповеди, кто такой священник и зачем его участие в таинстве исповеди. Познакомиться нужно с батюшкой. Может заранее привести и показать священника, рассказать, что значат его необычные одежды, почему он с бородой, как к нему правильно подходить, что он будет спрашивать на исповеди.

Те же правила относятся и к Таинству Причастия . Если ребенок понимает, то расскажите, что с ним будет происходить в момент таинства. Такая манера общения с детьми - уважительная. Детей надо своих уважать, восхищаться ими, ценить.

Видя пример старших детей, малышам хочется приобщиться к исповеди - не отказывайте им. Батюшка в свою очередь проводит всю процедуру исповеди - беседует с малышом, накрывает епитрахилью, читает разрешительную молитву об отпущении грехов - это для дитя важно и помогает приобщиться к службе.

Когда переходить ко взрослому стоянию на службе

Лучше это делать уже в школьном возрасте. Школьник понимает, что всё что хочется, не всегда можно, и есть свои обязанности. С этого момента можно пробовать приходить на службу чуть раньше.

О церкви и службе:

  • Важно: чтобы детям было хорошо в храме, необходимо обязательное его присутствие. И понимание того, что попали во взрослое место, где не шумят.

    Если и церковную жизнь детей сделать подконтрольной родителям, это может погубить то, ради чего мы ходим в церковь. Для него очень важно, особенно в переходном возрасте, провести границу между собой и родителями. Если мы приводим своих чад в церковь - это удобный способ показать, что храм - пространство духовной свободы. Здесь он сам решает, о чем ему каяться, а о чем нет. Не мы ему указываем, а он сам становится самостоятельной личностью.

    Если ребенок не хочет идти в церковь - настаивать надо. Если не хочет исповедоваться, то здесь уже выбор подростка. Когда область духовного находится в руках самого подростка, он реально начинает взрослеть. Он понимает, что не захочет исповедоваться и не будет. Но в то же время понимает, что у него есть такая потребность. И он идет и осуществляет эту потребность сам. Это его выбор, решение - это очень важно.

    Есть и другая сторона взгляда на церковь. Родители воспринимают ее как нечто магическое. Если привести ребенка в храм, то священник совершит что-то магическое и с малышом всё будет как надо.

    Нет, так не бывает. Ребенок - это ваша частица. И как вы его воспитаете - так и будет.

    Видео о правилах поведения детей в храме.

29 августа во всех церквях России негде будет яблоку упасть. И в зареченский храм мамы и бабушки приведут за руку десятки мальчишек и девчонок: «чтобы оценки были хорошими», «чтобы учеба давалась легко», «чтобы не болели». Сегодняшний выпуск православной страницы «Заречье » подготовило в помощь тем, кто собирается в храм 29 августа, но смутно представляет, как там себя вести, что говорить на исповеди и стоит ли ее бояться.

Что будет?
Традиция богослужений «Перед началом учения » уходит в глубь веков. При советской власти она была запрещена и возродилась только после перестройки.
Молебен «Перед началом учения » - особая служба, в которой мы просим Господа, чтобы дети выросли «родителям на утешение, а Отечеству на пользу». Церковь благословляет учителей и учащихся, молится об их здоровье, успешном освоении учебных программ. Главное, зачем идут в храм, - причаститься.
Дома накануне похода в церковь объясните ребенку своими словами, зачем вы туда идете и что будете делать.

Зачем причащаться?
«Причастие - это не награда святым, а помощь для грешников ». Причастие необходимо человеку для освящения его души, оно дарит ему силы бороться с грехами, здоровье душевное и телесное. Тело и Кровь Христовы, преподаваемые человеку в причащении, - это величайшая святыня Православной церкви, поэтому к причастию надо готовиться.

Как приготовиться к причастию?
Взрослый, желающий достойно причаститься, должен накануне быть на вечерней службе (лучше тогда же и исповедаться, чтобы не увеличивать очередь, и без того длинную на общегородской службе). Накануне надо отказаться от мяса, яиц, молока и молочных продуктов, а также примириться как со своими обидчиками, так и с теми, кого обидел сам.
С детей так строго не спрашивают. Но вот исповедоваться перед причастием должны все, кроме младенцев до 7 лет. Причастие без исповеди недопустимо.

Как исповедоваться?
На исповеди надо сказать священнику все, что есть на совести, не оправдывая себя и не перелагая вину на других. Подготовить ребенка к первой в его жизни исповеди должны родители. Не выдумывайте грехи и не записывайте их на бумагу. Просто подумайте вместе, за что ребенку может быть стыдно перед Богом. Стыдно именно ему, а не вам за него.
Не надо начинать исповедь с таких грехов, «в церковь не хожу», «посты не соблюдаю», «смотрю телевизор» и т.п. Во-первых, это точно не самые серьезные ваши грехи. Во-вторых, это может и вовсе не быть грехом: если человек долго не приходил к Богу, то чего уж каяться в несоблюдении постов? Говорите о серьезном, а не мелочах.
Говоря о грехах, не стоит заботиться, как бы их правильно, «по-церковному», назвать. Надо говорить обычным языком. «Вы исповедуетесь Богу, который знает о ваших грехах больше, чем вы сами, и Бога вы точно не удивите ». Не удивите вы и священника. Порой кающимся стыдно назвать тот или иной грех либо есть страх, что священник осудит. На самом деле священнику приходится выслушивать очень много исповедей, и удивить его трудно. Грехи не изменились за тысячелетия. Став же свидетелем искреннего покаяния, священник не осудит, а обрадуется обращению человека от греха на путь праведности.

Как причащаться?
Надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой. Отходить от чаши нужно, не разнимая рук.
Первыми причащаются дети и больные, потом мужчины, потом женщины. Нужно уступать ближним дорогу.
Женщинам перед причастием надо стереть губную помаду.
Когда подойдет очередь, следует внятно назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить ложицу с частицей Тела и Крови Христовых. Ложицу тщательно облизать губами и после того, как промокнут губы платом, поцеловать край чаши. Затем, не разговаривая, нужно отойти к столику с запивкой, чтобы принять теплоту (святую воду с вином) и частицу просфоры. Только после этого можно прикладываться к иконам и разговаривать.
Нельзя трогать чашу руками и целовать руку священника. У чаши креститься запрещено: можно случайно разлить Святые Дары.
Если Святые Дары преподают из нескольких чаш, принимать их можно только из одной. Нельзя причащаться дважды в день.
И не спешите уходить. В конце службы все причастники должны приложиться к кресту, который дает священник. Лишь после этого можно покинуть храм.

21 апреля православные верующие будут праздновать Вербное воскресенье. Это народное название праздника.
19.04.2019 Заречье 18 апреля 2019 года Пензенскую епархию посетил духовник Свято-Введенской Оптиной пустыни схиархимандрит Илий (Ноздрин), один из наиболее известных и авторитетных духовников нашего времени.
19.04.2019 Пензенская Епархия 18 апреля с учащимися 4-х классов МБОУ СОШ №3 г.Никольска встретилась руководитель православного клуба «Кладовая радости» Незванкина Татьяна Викторовна.
19.04.2019 Управление образования

Кроме закона Божия, теперь ребята, посещающие «Православную радугу», изучают новые предметы: храмоведение, церковнославянский язык и практику чтения на нём.
19.04.2019 Газета Вадинские вести

Выбор редакции
Сталкивается уже на рубеже VIII-IX вв. Объединившись с варяжскими дружинами, восточные славяне совершали набеги на византийские владения...

Преподобный Алексий, человек Божий, родился в Риме от знатных и благочестивых родителей. Отец его Евфимиан был сенатором. Он отличался...

Дочери секретаря уголовного суда Мари Маргерит Домар, и нотариуса Франсуа Аруэ. Когда мальчику исполнилось семь лет, его мать умерла. В...

Как реализовать самые сокровенные мечты? Узнайте правила визуализации желаний! Используя правила визуализации желаний, вы сможете...
С появлением второго и последующих детей семьи приобретают право получения в Пенсионном фонде (ПФР) сертификата на материнский капитал ,...
Большинство рассматривает обучение в колледже как отступной вариант на тот случай, если при поступлении в вуз произошла неудача. Но они...
Учитывая, как меняет экономическая обстановка в стране. Учитывая, какие решения государству приходиться принимать для её стабилизации,...
У будущих молодых родителей возникает множество вопросов разного характера – как бытовых, связанных с уходом за малышом, так и...
Хотите быстро и вкусно засолить томаты? Засолка помидор производится разными способами – холодным или горячим. В этой статье для вас...