Кто генеральный директор нтв. Алексей Земский, генеральный директор телекомпании НТВ


Почти год назад топ-менеджер ВГТРК Алексей Земский возглавил телеканал НТВ, терявший аудиторию последние несколько лет. В первом интервью в своей новой должности он рассказывает "Ъ", как планирует менять канал, чем собирается привлекать новых зрителей и почему НТВ не откажется от остросюжетных сериалов.

- Когда объявили о вашем назначении, многие назвали вас компромиссной фигурой. Что вы сам об этом думаете?

Ну как вам ответить… Как говорила Фаина Раневская, писать о себе плохо не хочется, а хорошо - неприлично.

- Чего от вас хотел акционер?

Остановить падение доли и улучшить финансовые показатели в перспективе. С 2012 года НТВ теряет 1–1,5 п. п. доли в год. Когда я пришел в конце прошлого года, первое, что мы сделали, провели социологические исследования, которые нас сильно расстроили. Самая главная претензия от лояльных и нелояльных зрителей была в том, что канал однообразный. Они говорили, что НТВ представляет собой один длинный сериал, и характеризовали его как агрессивный, чернушный, желтый. Переломить это очень тяжело, поскольку лояльный зритель, привыкший к такому контенту, хочет его смотреть и будет везде искать. Переключить его внимание на другой контент непросто. Это не один и не два года, это постепенное, последовательное развитие и изменения.

- А что люди хотят видеть на НТВ?

По запросам невозможно это узнать. Мы знаем, чего аудитория точно не хочет: агрессии, мелодрам, лубочных персонажей. Она хочет настоящих людей.

Проекты про сыщиков и следствие, визитная карточка НТВ в последние годы, до сих пор формируют вашу сетку. С чего вы начали изменения?

Понятно, что остросюжетные сериалы у нас останутся. Мы никуда не денемся от следователей, полицейских, бандитов, но безусловно поменяется тон и качество. Мы уходим от необоснованной агрессии. Ведь остросюжетным может быть и детектив, и мелодрама. У НТВ основной костяк - это мужчины 18+, мы не хотим их терять. Мы будем эту аудиторию немножко переключать, показывать, что есть другое кино - не менее интересное, не менее остросюжетное. Нам понадобится время для изменения лица канала. Основной контент, который дает 35–40% доли,- это праймовые сериалы в будни. Их производственный цикл составляет полтора года, а то и два. Сетка постепенно будет разбавляться. Это мы отразили в нашей стратегии, и акционер нас поддерживает в том, что должен быть эволюционный подход. Резко менять нельзя.

- Каким вы хотите видеть лицо канала?

Каждый канал формирует свое лицо на знаковых проектах. Cейчас в производстве около ста новых сериалов, из них 75% новые и 25% продолжение старых, известных энтэвэшных брендов. У нас есть потрясающий проект "Хождение по мукам", есть лицензионный сериал "Мост" с Михаилом Пореченковым и Ингеборгой Дапкунайте, есть еще большое количество очень приличных сериалов с новыми лицами, известными режиссерами, очень хорошей литературной основой. Какой из них выстрелит, мы не знаем. Только на сентябрь канал приготовил около 30 премьер, среди них будет три больших шоу: "Секрет на миллион", "Киношоу", "Экстрасенсы против детективов".

- НТВ славится проектами про представителей МВД. Будут ли новые герои?

Герой НТВ - это простой человек. Вне зависимости от того, кто он по профессии, жизненные обстоятельства и склад характера не позволяют ему мириться с несправедливостью. Это человек, который может пойти против окружения, бороться в одиночку или сплотив вокруг себя команду. Человек действия - вот это наш герой.

- Сколько времени нужно, чтобы преобразить НТВ?

Мы представили акционеру несколько вариантов стратегии развития канала. Они отличались по двум позициям: количество премьерных часов и финансовый результат. Была выбрана стратегия, при которой это соотношение оптимально. В соответствии с ней мы и производим сейчас новый продукт. С начала года 95–96% премьер составлял контент, произведенный в 2014–2015 годах. В этом сезоне уже начали выходить наши новые телевизионные проекты - ток-шоу, программы, документальные фильмы, а новые сериалы начнут приходить в конце апреля. Мы надеемся, что старого контента в этом сезоне будет 70–75%. В сезоне-2017/18 рассчитываем, что будет 75% нового.

- Вы прекратите показывать проекты, заказанные до вас?

У нас есть существующие контракты по некоторым позициям с 2014–2015 годов, которые будут действовать до конца 2018 года. Сериалы, заказанные нами, будут приходить, начиная с апреля. Постепенно старое будет вымываться в пользу нового продукта.

- А какой бюджет на это выделен?

Он несильно изменился по сравнению с прошлым годом. Просто в бюджете расставлены другие приоритеты.

- Каким образом?

Больше денег идет на производство.

- А до этого куда деньги шли?

До этого НТВ активно занималось стройкой своего нового здания.

Предполагалось, что новый телецентр будет готов к началу 2017 года и станет центром "медиадеревни", где разместятся все подразделения "Газпром-медиа". Как идет строительство?

Он был заложен давным-давно, в нем имеется все, чтобы стать лучшим телецентром. Но, к сожалению, нам немножко мешает жизнь.

- В каком смысле?

Вкладывать деньги в технологии, железо, производственные мощности, стены для производства дорого.

- А есть понимание, когда он все-таки будет запущен и туда все переедут?

Для этого нужно скрестить коня и трепетную лань. Очень хочется сделать из этого большой дом для "Газпром-медиа", но, повторяю, есть сложности. У канала ТНТ одни производственные процессы, у НТВ другие, у "Матч ТВ" третьи. Еще в холдинге есть компания "Ред Медиа", которая живет вообще по другим законам. Нужно соблюсти технологию и не потратить лишних денег. Это первое. Второе - это то, что время непростое и очень сложно сейчас это делать.

Основной костяк НТВ - мужчины, в то же время канал пытается привлечь женскую аудиторию. Зачем она НТВ и как вы планируете ее заинтересовать?

Женская аудитория больше всего нравится рекламодателям, мы не можем этого игнорировать. При этом мы не собираемся отказываться от лидерства в мужской аудитории, но хотим немножко ее омолодить. Уже сейчас у НТВ есть хорошая женская аудитория в возрасте 25–44 в выходные с 9:00 до 14:00 с долей 10,4%. Четверть женщин от 25 до 54 лет смотрит "Говорим и показываем". С начала года запустили "Новое утро", эту программу выбирают 70% женщин. Хотим привлечь еще больше женщин. Для этого в новом сезоне мы и запускаем продукты, которые начинают идти с вечера пятницы по вечер воскресенья. Но это будут программы, которые интересны обоим полам.

- Какова ваша плановая доля на этот год?

Мы закрыли сезон-2015/16 с долей 10,2% по целевой аудитории и предполагаем, что наступающий сезон-2016/17 должны закончить с долей не менее 10,5%.

Вряд ли это можно рассматривать в отрыве от окружающей действительности. Мы же не знаем, что будут делать конкуренты. Как поведет себя их зритель. Насколько будет прирастать тематическое ТВ, к которому сейчас очень большой отток. Мы не знаем, как поведет себя активный зритель в digital-сегменте. Хотя в сети потребитель все равно смотрит то, что произвели телеканалы, вопрос - как это монетизировать и сможет ли измеритель это посчитать.

- Ключевой телеизмеритель TNS Russia недавно перешел под контроль ВЦИОМа. Что вы думаете про эту историю?

TNS - большая технологическая компания. Думаю, новый собственник должен разобраться во всех процессах, провести аудит, включая технологический. Надеюсь, компания не будет стоять на месте, будет развиваться вместе с рынком и отвечать на вызовы, которые он нам дает. Что будет дальше, надо смотреть. У нас же предстоит очень непростой процесс в 2018 году - отключение аналогового вещания. Думаю, потребуются новые установочные исследования. Тем более, тогда уже окончательно станет понятно, как измерять тот же digital. К этому времени будет инструментарий, и каналы к этому подготовятся, и измеритель.

- Что самое сложное в вашей работе?

Поставить себя на место зрителя канала. Люди, которые делают контент, необязательно являются его приверженцами. Есть потрясающий пример: в один из праздников мы поставили в прайм-контент, которого никогда не было на НТВ, "Покровские ворота". Знаете, какая аудитория была? 2,7%. То есть в четыре раза меньше средней. Это значит, что зритель канала НТВ не привык смотреть подобный продукт на канале НТВ. А беда в том, что за долгие годы существования той концепции, которая была на канале, у большей части зрителей возникла привычка не заходить на НТВ. Случайных заходов на НТВ в три раза меньше, чем на "Первый канал". У зрителя нет привычки интересоваться, что у нас нового. Так что в нашей стратегии впервые за последние лет 12 появился маркетинговый бюджет. Человек может никогда не узнать, что нового на НТВ, если мы не будем ему об этом говорить из других источников. Мы надеемся так привлечь зрителя, который давно не заходил на НТВ. И может, зайдя случайно, он немножко изменит представление о канале.

- В связи с выборами повестка НТВ как-то меняется? Вы больше времени уделяете новостям?

Мы информируем о происходящем в стране. И выборы, которые пройдут 18 сентября, являются одним из важнейших информационных поводов. Но мы отказались от размещения прямой рекламы и агитации в виде теледебатов.

- Почему?

Мы являемся федеральным каналом, но не являемся государственным. Поэтому это не наша обязанность, это наше право, которым мы можем воспользоваться на коммерческой основе. Было две составляющих. Первое - мы сосчитали, сколько денег может прийти на канал из тех бюджетов, которые партии готовы выделять на свою прямую рекламу и агитацию. Дальше мы, приблизительно понимая, что будет собой представлять прямая реклама, проанализировали, как это может преобразить канал. Потом, смотрите, 14 партий. Сколько должны идти теледебаты, чтобы 14 человек высказались, поспорили и после этого сделали вывод?

- Все устанут.

И мы тоже подумали, что все устанут. Поэтому мы решили с главным редактором Александрой Костериной, которая отвечает за информационное, общественно-политическое вещание, что лучше будем информировать людей о том, что происходит, о ходе выборов, о предвыборной кампании, и это наша самая главная и прямая обязанность.

- Устраивает вас качество общественно-политического вещания НТВ?

Доля новостных программ равняется средней доле канала или выше нее. "Центральное телевидение" традиционно идет на 3–5 п. п. выше средней доли. Что касается других общественно-политических программ, могу сказать, что на НТВ начали приходить зрители, которые никогда не приходили. Нужно просто включить и посмотреть "Место встречи", "Большинство", прислушаться к обсуждаемым темам. Я вернусь к исследованиям, которые мы сделали. Обнаружилась удивительная вещь: когда лояльных зрителей спрашивали, почему они смотрят новости именно на НТВ, они отвечали, что НТВ отличается от конкурентов тем, что, во-первых, говорит правду, а во-вторых, дает независимый взгляд на происходящее. И наши новости очень сильно отличаются от официальных.

- А почему они так решили?

Это мнение наших телезрителей.

Случается ли, что НТВ показывает что-то в ущерб вашим личным представлениям о том, что может быть показано по телевизору?

Давайте еще раз вопрос сформулируем.

К примеру, НТВ показывал фильм про Михаила Касьянова, где герой был снят на скрытую камеру в достаточно интимной ситуации. Зачем показывать это по телевизору в вечерний прайм?

У НТВ одна из самых сильных в нашей стране команд, которая занимается телевизионными расследованиями. Они находят разные истории, и это не вопрос недели или месяца. Они разрабатывают темы по полгода. Поэтому у нас иногда появляются подобные продукты. Если вы считаете, что какие-то вещи нельзя показывать вообще по телевизору, наверное, я с вами соглашусь. Но в данном случае, когда в таком положении люди обсуждают такие вопросы, об этом должны знать их потенциальные избиратели.

Это действительно заслуживает лучшего времени в сетке, когда вся семья перед телевизором? Может, политика Михаила Касьянова уже столько людей не помнит, сколько зрителей у НТВ.

Ваш предыдущий опыт работы больше говорит о вас, как о человеке, который специализируется на технической организации производства, трансляции, чем на продюсировании, создании телеконтента…

Вы мало обо мне знаете.

Но когда вас назначили, коллеги по цеху характеризовали вас именно таким образом. Вам это не мешает руководить каналом?

Знания и опыт, которые я получил в ВГТРК, с одной стороны, мне помогают, а с другой - сильно мешают. Рабочие процессы, которые были выстроены в ВГТРК… Мне их здесь очень не хватает.

- Какие именно?

Телевидение - это коллективный труд, и рабочие процессы в нем фактически везде одинаковые, за исключением нюансов, и вся технология построена на этом. Вот когда эти технологические процессы отсутствуют, то человеку, который привык в них работать, немножко сложнее.

Раньше ключевым партнером НТВ была "Первая производственная компания" (ППК), которую связывали с бывшим первым замом гендиректора Олегом Адамовым. А кто сейчас ключевые поставщики?

В прошлом году НТВ заказывал сериальный и программный продукт у примерно 50 производителей. Сейчас у нас только по сериалам 50 компаний и еще 20–25 делают программный контент. ППК производила очень много продуктов, включая новостные программы и общественно-политические. Мы решили, что эти проекты должен создавать и контролировать сам канал. Часть передач была переведена в штат НТВ, часть производит сейчас "дочка" НТВ "НТВ-Центр". И небольшую часть мы отдали независимым производителям. Сделано это, чтобы контролировать финансовые потоки производства. И мы считаем, что стратегически важный для НТВ контент должен делать сам канал.

- ППК сейчас ничего не делает для НТВ?

- А что будет делать для НТВ WeiT Media?

Не секрет, что заместитель гендиректора и генпродюсер НТВ Тимур Вайнштейн является учредителем WeiT Media. Мы договорились на берегу и подписали меморандум об объемах, которые НТВ может заказать у WeiT Media, в случае, если то, что они предлагают, устраивает НТВ. Это не значит, что мы берем все, что нам принесет WeiT Media.

- Что это будет? Сериалы, шоу?

Это сериалы, один из самых знаковых - "Мост". Как раз сейчас идут съемки. Из телевизионных проектов - это "Охота", лицензионный продукт по английскому формату Endemol Hunted. Это один из самых масштабных проектов на российском телевидении.

- У НТВ выручка по итогам прошлого года просела на 20% при общем падении рынка на 14%. Какие ощущения на этот год?

Все покажет осень. В этом году мы оказались не сильно конкурентоспособны, по состоянию на 1 сентября у нас на полке лежало 128 премьерных часов для прайма. Для нормального существования канала их должно быть не меньше тысячи. А до конца этого года, то есть до 31 декабря, нам нужно более 300 премьерных часов. Какие-то продукты будут приходить, и мы их будем ставить с колес. Но если хотя бы один из них не сыграет, у нас не будет возможности поменять его на другой премьерный продукт.

- То есть если сериал плохо пойдет, вы его не снимете с эфира?

Мы, наверное, снимем. И, наверное, будем вынуждены ставить повторы, чего нам не хочется и что категорически нельзя делать в высокий сезон. Но, к сожалению, так сложилось, что продукта, которым мы можем удивлять и которым можем конкурировать, просто мало.

- То есть можно говорить про серьезный дефицит контента в этот телесезон.

Да. У нас не просто дефицит, у нас, скажем так, его крайне мало. Более того, когда мы смотрим статистику по долям сериалов, которые НТВ показывает не первый сезон, а пятый, десятый, пятнадцатый, то видим, что с 2012 года у всех продолжений идет падение доли на 1–1,5 п. п. в каждый сезон. Сейчас наблюдаем это на примере всеми любимых "Улиц разбитых фонарей". Сейчас идет последний сезон как раз. И что мы можем сделать? Другого продукта нет. Он появится только в конце апреля в лучшем случае.

Прежний гендиректор НТВ Владимир Кулистиков несколько лет назад в интервью "Ъ" на вопрос, почему НТВ показывает трупы, маньяков и прочий треш, ответил, что канал следует за пристрастиями своей аудитории. Как вы думаете, нужно ли телевидению приучать зрителя к другим вещам? Они же будут смотреть то, что вы им покажете.

Нет. Они будут смотреть то, что им нравится. Знаете, когда Шекспир организовал свой театр, в котором было 12 актеров, они выступали на площади. Представляете себе, что это такое: базарная площадь, подмостки, на них актеры играют что-то. На противоположном конце площади воришку сажают в бочку с отходами и проводят над ним мечом, чтобы он окунулся. А на другом конце площади травят медведя. На это люди будут смотреть, это низменные чувства, которые в любом веке и в любой стране будут двигать людьми. Так вот, основная задача Шекспира была в том, чтобы зритель пришел к нему. Собственно, такая же задача и стоит перед любым телевизионным каналом.

В условиях жесткого дефицита на полке, о котором вы говорите, насколько строгий у вас отбор проектов? Из условных десяти сценариев в разработке сколько пойдет в эфир?

На канал ежедневно приносится от двух до десяти разных заявок продукта. В запуске сейчас 100 сериалов, из них 75 новых, 25 - продолжения. Чтобы запустить эти 75, дирекция производства просеяла больше 2000, если не 3000 заявок. Заявки бывают разные. Иногда приходит одна бумажка, в которой три строчки. А бывает, приносят сценарий всех 24 серий. По телевизионным программам очень много производителей пришло со словами: "Ну, вот, наконец-то давайте сеять доброе, вечное". И приносят очень хорошие продукты. И мы понимаем, что они хорошие, но на НТВ их смотреть не будут.

- Почему? Привыкли к медведю и бочке?

Да. Но тем не менее думаю, что и к Шекспиру на его край площади не сразу люди перешли от медведя. Это же нужно убедить зрителя, раз. Во-вторых, его нельзя обманывать. Он должен знать, что если включит НТВ, то увидит определенный продукт, определенного качества и жанра.

Старое НТВ славилось информационной журналистикой. Глава "Газпром-медиа" Дмитрий Чернышенко говорил, что надо вернуть каналу былой имидж, "новости - наша профессия". Что вы об этом думаете?

НТВ во все времена отличалось подачей информации. И мы, конечно же, и сейчас имеем собственное лицо. У нас есть Вадим Такменев с лучшей информационно-аналитической программой, и равных ему в субботу нет. Для продолжения энтэвэшных традиций весной мы запустили НТВ-видение. Каждую субботу мы будем видеть в эфире документальные фильмы, созданные звездами журналистики. Причем темы и жанры выбирают они сами. Мы будем видеть Татьяну Миткову, Инну Осипову, Вадима Глускера, Владимира Чернышова, Сергея Холошевского, Глеба Пьяных и многих других. А потом, понимаете, какая история, вот все вспоминают старое, доброе НТВ. Но если мы сейчас включим информационно-аналитические программы, которые показывали в конце 1990-х и самом начале 2000-х, посмотрев их, я думаю, вы сильно удивитесь.

- Что вы имеете в виду, чему мы удивимся?

Тогда это все было в новинку. Но в конце 1990-х - начале 2000-х за громкими словами о том, что журналистика должна быть независимой, были завуалированы информационные войны, и подчас это была борьба за собственность и за выживание. Сейчас, посмотрев эти программы, мы бы именно так это назвали. Да, тогда НТВ нашло вот эту форму, да, было такое время, но это было просто новое, поэтому мы сейчас об этом так вспоминаем.

- Что вы думаете о качестве российского телевидения в целом?

Сейчас есть возможность поймать нероссийские каналы, посмотрите любой и сравните его с российскими. При этом не просто один день, а сезон посмотрите. Если там в сезон выходит одно шоу - это событие. А мы приучили нашего зрителя, что мы их удивляем очень часто.

- Какие находки в этом сезоне?

У нас будет в воскресенье большое двухчасовое шоу "Секрет на миллион" с Лерой Кудрявцевой, где гости будут рассказывать свои секреты. Мы хотим использовать багаж и опыт НТВ, который канал приобрел за годы общения со звездами, когда НТВ подглядывало, подсматривало. Есть контакт со звездами, наш коллектив знает, как с ними работать. Стартуют проекты, которых давно не было на российском телевидении. Это сатира. Вышло несколько программ "Салтыков-Щедрин-шоу" в предыдущем сезоне, мы имели сумасшедший успех в сети. В этом году его чуть-чуть переформатировали, будет три ведущих: известный сатирик Михаил Задорнов, Алексей Кортнев и кавээнщик Дмитрий Колчин. Еще покажем "Международную пилораму" с Тиграном Кеосаяном. Там будут новости из других стран, их страхи по поводу нас, их лидеры на международной арене, как они относятся к тому, к сему, к пятому, десятому.

- То есть НТВ с юмором будет работать?

Это не юмор, это сатира. Мы должны делать продукт для субботы и воскресенья, который бы смотрели и мужчины, и женщины. Абсолютно понятно, что мы, наверное, не будем делать ни ледовые шоу, ни танцы, ни шоу талантов. Зачем? Это занятые ниши. Коллеги прекрасно набрали своих зрителей, они их любят. Надо искать свое.

Канал НТВ транслируется во всех субъектах РФ, а технический сигнал охватывает 97% населения. Целевая аудитория НТВ - зрители в возрасте 18+, для которых в эфире канала представлена широкая линейка контента: новости и общественно-политические ток-шоу, сериалы и фильмы, развлекательные и познавательные программы, документальные и социальные проекты.

Служба новостей НТВ работает в режиме круглосуточного информационного канала. Выпуски выходят почти каждый час, иногда вещание осуществляется параллельно из разных студий на разные орбиты. Каждый будний день Дирекция информации обеспечивает до 5 часов оригинального контента в прямом эфире. На протяжении многих лет информационная служба НТВ уделяет особое внимание теме благотворительности. В 2017 году в эфир канала вышло более 80-ти сюжетов о людях, нуждающихся в помощи, с титром короткого номера или благотворительного счета.

НТВ является первопроходцем в разработке новых телевизионных идей, форматов и жанровых направлений. Это общественно-политические ток-шоу, программы об образе жизни, большие игровые шоу, драматические сериалы, социальные проекты и другие.

НТВ является крупнейшим производителем остросюжетного сериального контента, который востребован как на российском, так и на международном рынке.

Телеканал активно создает социально-значимые и благотворительные проекты. Благодаря усилиям канала, проходит предновогодняя благотворительная акция «Путешествие Деда Мороза с НТВ», а дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют возможность проявить свои творческие возможности в конкурсе «Ты супер!».

Профессионализм творческого коллектива НТВ получил признание в России и во всём мире. Телекомпания неоднократно была отмечена индустриальными премиями, а репортеры, обозреватели и ведущие НТВ получали высокие правительственные и журналистские награды.

Контакты

127427, Москва, ул. Ак. Королева, 12

Кулистиков Владимир Михайлович - известный журналист и медиаменеджер. Его жизнь - это поступательный путь наверх, он прошел все ступени карьерной лестницы, достигнув топ-уровня.

Детство и юность

20 мая 1952 года в семье советских специалистов, работающих в Германии на совместном предприятии по добыче урана, появился сын - Владимир Кулистиков. Биография мальчика в детские годы мало чем отличалась от множества советских детей. Он хорошо учился в школе и смог поступить в самый престижный вуз страны.

Лучший старт

В 1969 году Кулистиков поступает в МГИМО на факультет международной журналистики. Будущий медиаменеджер всегда испытывал тягу к знаниям и много читал, также он проявлял высокие способности к изучению иностранных языков. Он свободно говорит на пяти языках: английском, французском, немецком, сербохорватском и арабском. Получив лучшее образование, Кулистиков получает возможность реализовать свой потенциал в самых разных сферах деятельности.

По окончании МГИМО в 1975 году Владимир Кулистиков не идет работать прямо по специальности - в журналистику, а начинает работать в Министерстве внешней торговли. Это было прекрасным началом карьеры для молодого специалиста. Проработав три года в министерстве, Владимир решает сменить поле деятельности, его влечет наука, и он уходит в Институт научной информации Академии наук СССР на должность научного сотрудника. В течение семи лет он занимается европейским правом, защищает кандидатскую диссертацию о правовых средствах урегулирования международных конфликтов, уверенно идет по карьерной лестнице вверх.

Однако в 1985 году он решает вернуться в журналистику и приходит в журнал «Новое время» на должность обозревателя. Издание освещало события в мире, отличаясь относительной свободой выражения авторами своего мнения. Кулистиков пришел в "Новое время", когда на волне перестройки журналистика становится очень интересным занятием. Он проработал в издании 5 лет и прошел путь от корреспондента до заместителя главного редактора. Это были годы огромной популярности журнала, так что Владимир Михайлович получает неоценимый опыт работы в большом СМИ, он отрабатывает не только навыки работы репортером, но и приемы управления.

В 1990 году Кулистиков работает по своей непосредственной специальности - он становится собственным корреспондентом в Москве арабской газеты «Аль-Хаят» ("Жизнь"). Времена были непростые, особенно с экономической точки зрения, и журналист решает испытать себя в бизнесе. Он становится советником-консультантом по рекламе президента коммерческой компании «Русский дом», в эти годы оборот фирмы достигает 200 миллионов долларов в год. Несмотря на успехи в реальном бизнесе, Кулистиков не расстается с журналистикой, но ищет новые площадки для самореализации.

Жизнь на радио

В 1993 году Савик Шустер - шеф-редактор Московского бюро приводит Владимира на радиостанцию «Свобода». В течение трех лет Кулистиков работает на радио, осваивая новую для себя сферу. Начинает он с корреспондента, затем становится комментатором, а в 1993 году создает свою еженедельную программу «Либерти лайф», в которой в прямом эфире освещались события дня. Здесь в полной мере проявляется талант журналиста: он умеет ярко подавать новости, дает точные и остроумные комментарии событий. Также он показывает умение управлять творческой группой и хорошие менеджерские качества. Он быстро перерастает масштаб программы, ему уже недостаточно быть руководителем программы, Кулистиков вновь отправляется на поиски нового.

Телевидение - дело жизни

В 1996 году Владимир Кулистиков приходит на НТВ в качестве заместителя главного редактора службы информации. Здесь он начинает работать под руководством с которым у журналиста сложились дружеские отношения, впоследствии они неоднократно будут сотрудничать на разных каналах. Также Владимир Михайлович ведет собственную программу «Герой дня», она представляет собой интервью с каким-то интересным человеком. В студии у Кулистикова побывали многие политические и общественные деятели, представители культуры и искусства. Журналист за год работы в программе показал себя как человек безграничной эрудиции, с тонким юмором и острым языком.

На НТВ Владимир Михайлович нашел лучшее место для роста и реализации своих карьерных и творческих планов. В 1997 году он становится главным редактором службы информации и начинает реализовывать свои многочисленные замыслы, не забывая при этом о главной задаче, которую на него возлагали учредители, - повышение рейтингов и привлечение рекламодателей. Здесь Кулистикову пригодился опыт работы в бизнесе, он применят приемы менеджмента к медиасреде и достигает высоких результатов. В 2000 году он становится НТВ, продолжая возглавлять службу информации.

Осенью 2000 года Кулистиков в первый раз уходит с НТВ, чтобы стать председателем правления российского информационного агентства «Вести». Это недолгое отсутствие в жизни журналиста телевидения показало ему, насколько он полюбил эту сферу и насколько он в ней был успешен. Когда на НТВ в 2001 году происходит смена руководства, Кулистиков возвращается на НТВ уже на должность главного редактора телекомпании, а также в качестве члена совета директоров.

В 2002 году у журналиста истекает контракт с НТВ, и он меняет место работы, уйдя на ВГТРК в заместители к Олегу Добродееву - председателю ВГТРК. За два года Кулистиков проходит все ступени карьеры в телекомпании и становится первым заместителем генерального директора ВГТРК и директором информационных программ, для него по-прежнему новости - это самое главное.

Лучший проект - НТВ

С 2002 по 2004 годы на НТВ происходят постоянные развиваются скандалы между командой, руководством компании и инвесторами. Телекомпании нужен человек, который смог бы привести все в норму. Также все стороны согласны с тем, что необходим не новый менеджер, а человек, знакомый с проблемами и концепцией НТВ и хорошо разбирающийся в новостях, и лучшим решением для телекомпании становится Владимир Кулистиков. НТВ стало для него местом реализации планов и значительных достижений. В период с 2004 по 2015 годы Кулистиков работает генеральным директором телекомпани, и за это время он смог вновь вывести ее на позиции лидера. НТВ в эти годы выпускает немало новых программ, которые имеют высокие рейтинги: "Программа-максимум", "Профессия - репортер". Владимир Михайлович не скрывает, что перед ним стояла задача извлечения максимальной прибыли из канала, и он ее с успехом решил. Перемены привели к закрытию некоторых программ: "Школы злословия", "Сегодня в полночь", "Реальной политики", "Воскресного вечера". Генеральному директору ставили в вину, что он изымает из сетки информационные программы, заменяя их развлекательными. Но в это время Кулистиков получает правительственные награды: Орден за заслуги перед Отечеством 2 и 3 степени,

Кулистиков Владимир Михайлович - прирожденный менеджер

Руководить людьми в большом творческом коллективе непросто. Значительных высот в этом искусстве достиг Кулистиков Владимир Михайлович. Национальность и сексуальная ориентация работников его, как менеджера, не интересовали, он говорит, что всегда выбирал работников по их профессиональным качествам, все остальное значения не имело. Коллеги по НТВ очень тепло отзываются о своем бывшем руководителе. Владимир Такменев отмечает, что телекомпания приобрела новое лицо, в сетке ее появились высокорейтинговые программы: «Страна и мир», «Центральное телевидение», «Новые русские сенсации». говорит, что ей и ее коллегам повезло, что их учил работать и мыслить такой профессионал, как Владимир Кулистиков. Вадим Глускер отмечает, что их руководитель отличается энциклопедическими знаниями и безупречным талантом руководителя.

Неожиданный поворот: отставка

В октябре 2015 года всех поразила внезапная новость - Владимир Кулистиков уходит с НТВ. Он говорил, что покидает компанию по состоянию здоровья, что никакой подоплеки под этим событием нет. Но в это время на канале было немало трудностей: с канала уходят несколько журналистов, появляются разногласия с инвесторами, нарастающее давление властей, экономический кризис, поэтому реализовывать планы Кулистикову становится все сложнее. И он принимает решение покинуть НТВ. И уже через несколько дней он становится советником генерального директора на ВГТРК Олега Добродеева. История повторяется, возможно, продолжение следует.

Семья и дети

Многие журналисты скрывают подробности своей частной жизни, так же поступает и Владимир Кулистиков. Сын журналиста Дмитрий, как известно, пошел по стопам отца, сегодня он работает корреспондентом на ВГТРК «Россия». О жене, Маргарите Викторовне Кулистиковой, никаких подробностей неизвестно.

Фильмография Алексея Земского

Актер

Год Название Роль
1986 Первый парень эпизод
1989 Чаша терпения эпизод
1989 Кому на Руси жить… эпизод
1989 Софья Петровна Николай
1990 …По прозвищу «Зверь» эпизод
1991 Сексказка эпизод

Продюсер

Год Название Примечание
2003 генеральный продюсер
2005 Девять неизвестных генеральный продюсер
2005 продюсер
2005 Тайная стража продюсер
2006 генеральный продюсер
2006 Острог. Дело Федора Сеченова генеральный продюсер
2007 Богатая и любимая продюсер
2007 Застава генеральный продюсер
2008 Аттракцион генеральный продюсер
2008 Боец. Рождение легенды продюсер
2009 генеральный продюсер
2015 Райские кущи генеральный продюсер
2015 Находка генеральный продюсер
2016 Севастопольский вальс генеральный продюсер
2017 Хождение по мукам продюсер

12.10.2018

Земский Алексей Владимирович

Генеральный директор АО «Телекомпания НТВ»

    Алексей Земский родился 11 октября 1967 года в городе Москва. В 1984 году поступил в творческую мастерскую Владимира Андреева на актерский факультет Государственного института театрального искусства по специальности «Актер драматического театра и кино».

    В 1986 году, будучи студентом, Алексей начал играть преимущественно эпизодические роли в художественных фильмах. После перерыва в связи с прохождением срочной военной службы продолжил учебу в творческой мастерской Евгения Лазарева, которую окончил в 1991 году. Также, по 1991 год, занят в спектаклях Московского драматического театра имени Н.В. Гоголя и Государственного театра «Сатирикон».

    В 1991 году Земский вошел в состав учредителей компании «Figaro Studio», осуществляющей производство рекламных и телевизионных проектов для российских телеканалов. В 1992 году на «1-м канале Останкино» вел развлекательную программу «Мюнхгаузен-клуб». В качестве продюсера и директора участвовал в создании таких телепрограмм, как «Спешите делать добро» на канале «ТВ Центр»; ток-шоу «Про это» и «Принцип домино», «Сумерки» и «Кома» на канале «НТВ»; цикл «Здоровье и жизнь» на «РТР»; телевизионные версии церемоний вручения премии «Золотой граммофон» и шоу «Новогодняя ночь на Первом канале».

    С 1994 года Алексей по 1996 год проходил обучение в творческой мастерской Евгения Ташкова на кафедре режиссуры игрового кино режиссерского факультета Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова по специальности «Режиссер телевизионного и художественного фильма».

    С 2001 года Земский Алексей занимал должность исполнительного продюсера в пуле по подготовке специальной программы «Прямая линия с Владимиром Путиным» и других мероприятий с участием Президента Российской Федерации. Являлся одним из организаторов конкурса «Новая волна 2002» в Юрмале.

    В ноябре 2002 года продюсер выступил соучредителем компании «Мобильное телевидение», специализирующейся на услугах для телепроизводства и обеспечения выездных съемок.

    Решением Николая Сенкевича 30 января 2003 года Алексей назначен первым заместителем генерального директора телекомпании «НТВ» по информационному вещанию. На такое кадровое решение правление телеканала отреагировало негативно. Неофициальным органом, в который входили 12 должностных лиц принято заявление о недоверии новому руководству.

    В процессе разрешения конфликта эту должность 17 февраля 2003 года занял Александр Герасимов, а Алексей Земский занял вторую, предусмотренную на тот момент штатным расписанием, ставку первого заместителя генерального директора. В октябре того же года, в результате дальнейших структурных преобразований, переведен на пост заместителя генерального директора по производству, который покинул 12 июля 2004 года.

    Летом 2004 года Земский вернулся в компанию «Figaro Studio» и до 2006 года совмещал в ней должности генерального продюсера и заместителя генерального директора. В 2006 году перешел в компанию «Век XXL. Телевизионные Мобильные Системы», оказывающую технические услуги для проведения телевизионных трансляций в стандарте высокой четкости. Здесь до ноября 2008 года занимал должность советника генерального директора.

    В мае 2007 года, в ходе реорганизации киностудии «Талан», вместе с продюсером Наталией Будкиной Алексей Владимирович учредил кинокомпанию «Талан». В октябре того же года выступил с идеей создания и стал одним из соучредителей компании «Киностудия Киноград», но позже вышел из проекта.

    С ноября 2008 года Земский являлся заместителем генерального директора - руководителем производственно-технологического департамента ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Затем 26 января 2010 года по предложению Администрации президента Российской Федерации включен в состав рабочей группы по разработке и организации культурных программ для участников мероприятий в регионах Российской Федерации, посвященных празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 года.

    Под руководством Алексея подготовлена и проведена многокамерная съемка с трансляцией в стандарте высокой четкости военного парада на Красной площади 9 мая 2010 года. По мнению ряда специализированных журналов, она стала масштабным телевизионным событием, не имевшим аналогов на тот момент времени. Также была выполнена экспериментальная съемка парада в стандарте трехмерного телевидения.

    С декабря 2012 года Земский Алексей совмещал должность главного редактора телеканала «Россия HD» - неэфирного телеканала, программная сетка которого формировалась из фильмов и телепрограмм холдинга ВГТРК, произведенных в HD-формате. Летом 2014 года стал инициатором создания АО «Научно-производственное объединение «Перспектива», занимающегося интеграцией российских производителей телевизионного оборудования и специализированного программного обеспечения.

    По сведениям газеты «Ведомости», Алексей - основной автор идеи телевизионной трансляции шествия акции «Бессмертный полк» 9 мая 2015 года в Москве, которая 25 июня того же года стала победителем конкурса «ТЭФИ-2015» в номинации «Событие телевизионного сезона».

    Решением совета директоров АО «Газпром-медиа» 21 октября 2015 года Алексей Владимирович назначен генеральным директором АО «Телекомпания НТВ». На занимаемом посту сменил Владимира Кулистикова, руководившего телекомпанией с июля 2004 года.

    С августа 2016 года, после смены формы собственности компании «Мобильное телевидение», Земский является владельцем 50 % доли, вторым совладельцем является его супруга Ирина Иосифовна Земская. В это же время компания по результатам тендера стала партнером телекомпании «НТВ» и подготовила к запуску три тематических телеканала - «НТВ Право», «НТВ Стиль» и «НТВ Сериал», которые начали вещание 24 октября 2016 года.

    Фильмография Алексея Земского

    Актер

    Год Название Роль
    1986 Первый парень эпизод
    1989 Чаша терпения эпизод
    1989 Кому на Руси жить… эпизод
    1989 Софья Петровна Николай
    1990 …По прозвищу «Зверь» эпизод
    1991 Сексказка эпизод

    Продюсер

    Год Название Примечание
    2003 Безумный день, или Женитьба Фигаро генеральный продюсер
    2005 Девять неизвестных генеральный продюсер
    2005 Странствия и невероятные приключения одной любви продюсер
    2005 Тайная стража продюсер
    2006 Бес в ребро, или Великолепная четверка генеральный продюсер
    2006 Острог. Дело Федора Сеченова генеральный продюсер
    2007 Богатая и любимая продюсер
    2007 Застава генеральный продюсер
    2008 Аттракцион генеральный продюсер
    2008 Боец. Рождение легенды продюсер
    2009 Приказано уничтожить! Операция: «Китайская шкатулка» генеральный продюсер
    2015 Райские кущи генеральный продюсер
    2015 Находка генеральный продюсер
    2016 Севастопольский вальс генеральный продюсер
    2017 Хождение по мукам продюсер

    Благодарность Правительства Российской Федерации (12 октября 2010) - за большой вклад в обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации.

    Почетная грамота Правительства Российской Федерации (31 марта 2010) - за активное участие в освещении деятельности Председателя Правительства Российской Федерации.

    Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (4 ноября 2010) - за заслуги в области культуры, печати, телерадиовещания и многолетнюю плодотворную работу.

    Телевизионная премия «ТЭФИ» (номинация «Событие телевизионного сезона», 2015) - за телевизионную трансляцию шествия акции «Бессмертный полк».

    Благодарность Президента Российской Федерации (3 февраля 2016) - за заслуги в развитии культуры, средств массовой информации и многолетнюю плодотворную работу.

    Медаль «Участнику военной операции в Сирии» (вручена 17 апреля 2016) - за высокий профессионализм и объективность в освещении военной операции в Сирийской Арабской Республике.

    Премия «TKT Awards 2015» журнала «Техника кино и телевидения» в номинации «Персона года» (13 сентября 2015 года).


1994-1996 гг. - художник издательства TypeMarket. Автор оригинальных шрифтов

1996 г. - по приглашению Юрия Грымова участвует в оформлении канала РТР

1997-1998 гг. - шеф-дизайнер телесети ТНТ

1998-2001 гг. - ведущий дизайнер «НТВ-дизайн»

2001-2006 гг. - арт-директор НТВ, руководитель студии «НТВ-дизайн»

с 2006 г. - директор по стратегическому маркетингу «СТС Медиа» и гендиректор студии Shandesign

Cамая большая иллюзия, что на телевидении важнее контент, чем дизайн. Не то что будущее, настоящее - за брендом. Но это как комедия дель арте: здесь обязательно должны существовать маски. Должен быть Пьеро, должен быть Арлекино, должна быть Коломбина и так далее. Должны быть свои кондово-государственные каналы, выражающие кондовую государственную точку зрения, - «охранители». Должна существовать их антитеза - прогрессивистский канал, противостоящий кондово-государственным охранителям. Я даже не называю их имена, сразу понятно, что это за каналы. Они просто должны быть: без минуса не будет плюса, без тени не будет света. И должен быть канал, который существует между этими двумя и выполняет все остальные функции, то есть «ну я не такой уж и охранитель, но я могу и посмотреть шоу».

Теледизайн - это всегда очень дорого, потому что связано с технологиями. За последний год зрительское внимание к новостям выросло на 36 %, такого не было год назад, все с таким остервенением новости не смотрели, и понятно почему. В то же время как антитеза этому - взлёт просмотров развлекательного ТВ, потому что те, кто насмотрелись новостей, их видеть уже не могут, они хотят немного забыться.

Я бы сказал, что теледизайн в этой стране и появился с телеканала НТВ









Фрагменты оформления канала НТВ в середине 2000-х

Заставки канала НТВ начала 2000-х

Моей последней историей в «НТВ-Дизайне» было написание нового позиционирования бренда НТВ. Прежде всего я сравнил НТВ с человеком, Владимиром Высоцким, который одновременно любим и интеллигенцией, и шахтёрами, и военными, и зеками, и всеми. Он и поэт, и дебошир, и алкоголик, и наркоман. Его любят самые разные женщины, он бесшабашный, он открытый, честный и в то же время абсолютно русский. Абсолютный генотип русского мужчины, русского человека. Вот таким я хотел видеть НТВ, именно под такое НТВ я делал новый брендинг, и даже какое-то время он был таким. Под это позиционирование менялась сетка канала, менялось наполнение, новые передачи, новое всё. Но, наверное, моё видение отличалось от того, что тогда хотело руководство канала. Они, конечно, испытали невероятный взлёт, но совершенно выжгли поляну. Одно дело, когда мы шутим про бандитов из «Место встречи изменить нельзя», а другое дело, когда это превращается в то, что бандиты немножко шутят про Высоцкого. Всё зависит от пропорции, потому что каналы ничем не отличаются друг от друга, все делают одно и то же.

Надо понимать, что всё, что происходит на нашем рынке, - это не уникально. Это уже где-то существующая штука, которая была проработана, продана и работает. Когда мы занимались репозиционированием НТВ, мы смотрели на американский FOX. Это основной продюсерский принцип: найди успешную историю и сделай так же. Этот принцип работает в кинематографе, этот же принцип работает на телевидении.

На телевидении очень важно время. Нужно минимум четыре года: несмотря на все визги, крики, требования запретить, четыре года нужно простоять, и тебя запомнят, поймут и примут. Удивительная вещь - ты коленку будешь показывать каждый день, и через какое-то время коленка станет суперзвездой. Так это работает. Вот почему его называют зомбоящиком и т. д.


Удивительная вещь - ты коленку будешь показывать по ТВ каждый день , и через какое-то время коленка станет суперзвездой

С точки зрения стиля я выделяю ТНТ, Первый канал, «Дождь», «Москва 24» и «Вести 24». Всё, что делают англичане, - это очень круто, компания Lambie-Nairn - икона стиля.

Я вернулся на ТВ фактически по приглашению Гусинского, для того чтобы делать вновь создаваемую сеть ТНТ. Тогда я сделал два вида логотипов: один - футуристический, а второй был в стиле «НТВ-Дизайна», он был сделан вместе с Борисом Мирошиным, он мне вставил там две буковки century вместо гротеска, и получился такой ушастый чебурашка. Директора канала выбрали авангардный, а Гусинский - чебурашку. И вот на какое-то время телеканал ТНТ был с этим чебурашкой. Но с приходом на канал Романа Петренко выбрали тот первый логотип, который жив до сих пор. Надо понять, что тогда доля канала была «-1», то есть его как бы не существовало, несмотря на то что ТНТ был первым каналом на отечественном ТВ, на котором стали показывать сериалы (именно по заказу Корчагина и Соловьева был сделан первый сериал «Улицы разбитых фонарей» и показан сначала на канале ТНТ - это мало кто знает).

Выбор редакции
Книги советского детского писателя и педагога Александра Мелентьевича Волкова о чудесной Волшебной стране, Изумрудном городе и девочке...

Почти год назад топ-менеджер ВГТРК Алексей Земский возглавил телеканал НТВ, терявший аудиторию последние несколько лет. В первом...

В мире множество талантливых людей было, есть и будет. Они дарят миру новые шедевры, приводят в жизнь гениальные замыслы и разгадывают...

Зборник элективных курсов (оборонно-спортивный профиль) адресуется педагогам общеобразовательных учреждений, осуществляющих реализацию...
Первый цикл лекций из целой серии циклов, посвященных разнообразным аспектам финансовой грамотности. Главная задача курса «Управление...
Конкурсный материал на муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2016» КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» Усов...
Наш портал дарит Вам такую возможность! В этом учебном году, как и в прошлом, многие предметы претерпели изменения и уточнения. Мы учли...
Лекция №4 Кодирование и шифрование информации Введение В современном обществе успех любого вида деятельности сильно зависит от...
Дата публикации: 28.11.2015 Краткое описание: предварительный просмотр материала МКОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная...