Что такое государственная экологическая экспертиза? ФЗ «Об экологической экспертизе»: последняя редакция.


МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Экспертиза проектной документации в 2019 году - государственная и негосударственная

При строительстве любого объекта разрабатывается его проект. Благодаря документу вы получите разные разрешительные бумаги в соответствующих органах, по нему считается смета, контролируется и ведётся строительный процесс. Главное назначение проектных документов – это руководство для строительства. Потому состав проектных документов чётко регламентируется, а порядок утверждения и согласования определяется законодательством (федеральными нормативными актами).

Негосударственная экспертиза проектной документации является процедурой оценки, определяющей, насколько проектные бумаги соответствуют сегодняшним нормативам, законодательным требованиям и существующим строительным стандартам, действующим в Российской Федерации.

Это ключевой этап в вопросе возведения строений, зданий, капитальных сооружений, так как получить разрешение на строительство компания может, только получив на руки заключение экспертизы проектной документации, потому что в её рамках производят:

1) проверку соответствия запланированного строительства техническим и градостроительным требованиям;

2) оценку безопасности, устойчивости и конструктивной надёжности возводимого объекта;

3) контроль качества архитектурной разработки, рационального использования природных ресурсов, влияния на состояние окружающей среды;

4) определение эффективности расхода финансовых, материальных и энергетических ресурсов.

Хотя экспертизу проектной документации часто проводят государственные структуры, как раз таки негосударственная процедура стала в наше время очень популярной. Тенденцию можно объяснить тем, что благодаря проведению негосударственной экспертизы экономятся деньги и время. Заключения негосударственной и государственной экспертиз считаются равными с юридической точки зрения.

Организация, занимающаяся деятельностью в сфере реконструкции, капитального строительства и капитального ремонта, обязательно должна проектной документации. При этом принимаются во внимание следующие аспекты:

· компания сама выбирает прохождение процедуры или в специальных частных компаниях, или в государственных органах;

· юридическая фирма, специализирующаяся на проведении экспертизы проектной документации, обязательно проходит аккредитацию Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Постановление Правительства № 840).

Экспертизу проектной документации проводят по одному строительному объекту только один раз. Если соблюдать все требования процедуры - компания-заказчик может получить заключение уже через десять дней (при государственной процедуре срок составляет не меньше тридцати дней благодаря значительному числу заявок).

Какая организация обязана пройти экспертизу проектной документации?

Негосударственную экспертизу проектной документации обычно проводят для:

1) разных архитектурных и строительных проектов;

2) итогов проведения инженерных и изыскательских работ;

3) итогов составления проектных документов;

4) проектов, которые касаются реконструкции, восстановления, капитального ремонта, перепланировки объектов недвижимости;

5) перевода объектов недвижимости из жилого фонда в нежилой.

Негосударственная проектная экспертиза предполагает оценку объектов социальной инфраструктуры, оценку жилых комплексов, зон отдыха, спортивных и физкультурно-оздоровительных комплексов, медучреждений, административных строений любого предназначения, логистических, складских и торговых комплексов, объектов транспортного хозяйства, построек сельскохозяйственного назначения, объектов религиозного назначения, исторического наследия.

Экологическая экспертиза проектных документов

Проектной документации с 2018 года проводят, чтобы проверить соответствие хозяйственной или прочей деятельности рациональному использованию природных ресурсов, экологической безопасности общества и предупреждению негативных последствий хозяйственной деятельности. Государственную экологическую экспертизу организовывают и проводят специально уполномоченные государственные органы.

В наше время государственная экологическая экспертиза проектной документации дублирует экспертизу проектных документов объектов капитального строительства, благодаря чему уменьшаются сроки проведения двух независимых экспертиз и определённые финансовые затраты на их проведение.

Понятие проектных документов

Для понимания, что такое проектно-сметная документация, надо представить себе текстовые и графические материалы, содержащие целый список конструктивных, градостроительных, архитектурных, инженерных и технологических решений. Все эти материалы и решения применяются для реализации строительного объекта.

Зависимо от сложности объекта (он бывает капитальным и некапитальным), трудности задачи, которая ставится перед проектным бюро, проектные документы могут иметь разную структуру и список разделов. От того, какие разделы включает в себя рабочие документы, зависит, какие специалисты будут участвовать в разработке материалов. Кроме того, может отличаться состав разделов проектной документации.

Предназначение и роль в строительстве

Главное назначение проектно-сметных документов заключается в управлении строительным процессом при реализации объекта строительства. Кроме того, оформление проектных документов – это обязательное требование законодательства. Разработка проектной документации необходима, чтобы принять объект недвижимости в эксплуатацию. А ещё разные виды проектных документов могут пригодиться при перепланировке зданий или проведении реконструкции.

В итоге можно сказать, что проектные документы необходимы для таких целей:

1) соответствовать законодательным требованиям (при этом обязательно согласовывается проектная документация);

2) это источник информации для реализации работы, касающейся строительства здания или сооружения;

3) определение расходов на возведение постройки.

Проектные документы на строительство являются совокупностью источников и материалов, которые отображают для заказчика и застройщика концепцию возводимого объекта строительства. В соответствии с проектом гораздо проще обеспечить бесперебойный строительный процесс и снабжение разных строительных структур.

Надо, чтобы составленный проект соответствовал конкретным планировочным, строительным, конструктивным и градостроительным нормам, потому к его разработке привлекаются только квалифицированные специалисты. И при этом надо строго соблюдать главные требования к рабочим и проектным документам.

Срок действия и проведения экспертизы проектной документации

Как уже говорилось раньше, обычно негосударственную экспертизу проектной документации проводят на протяжении десяти дней. А вот государственная экспертиза проектной документации может занять даже три месяца (от оплаты до получения результатов исследования). Для определённых объектов жилищного строительства процедура занимает до сорока пяти календарных дней.

Как расчёт цены экспертизы проектной документации, так и срок действия экспертизы проектных документов зависят от особенностей объекта. В соответствии с действующим законодательством у экспертных заключений неограниченный срок действия. Документами сохраняется законная сила на протяжении всего времени проектирования, строительства и последующей эксплуатации объекта.

Кем проводится экспертиза проектной документации?

Итак, подведём итог, кто отвечает за проведение экспертизы проектных документов. Государственная экспертиза проводится государственным экспертным учреждением. Зависимо от типа объекта, который подлежит экспертизе, она будет проводиться тем или иным специализированным органом. Помимо этого, есть негосударственные экспертные центры, занимающиеся исследованием проектных документов и выдающие соответствующие заключения.

Современный мир обеспокоен экологической ситуацией в мире. Человечество понимает, что следует уделять больше внимания вопросам природоохранного контроля и проводить мероприятия по уменьшению степени отрицательного влияния на окружающую среду. Желание улучшить экологию привело к принятию ФЗ-174 «Об экологической экспертизе». Что регулирует законопроект и какие изменения коснулись его в ходе последней редакции, рассмотрим далее.

23 ноября 1995 года вступил в силу Федеральный закон 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Законопроект регламентирует проводимые мероприятия по природоохранному контролю для предотвращения неблагоприятного влияния на окружающую среду для улучшения уровня жизни граждан РФ.

Закон состоит из 10 глав и 38 статей:

  • общие положения, дающие читателю понятие о значении термина «экологическая экспертиза», о ее видах и принципах (ст. 1-4);
  • обязанности главы государства РФ, органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 5-9);
  • государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ). Дает определение термину «гос экологическая экспертиза», перечисляет объекты ГЭЭ федерального и регионального уровня, определяет порядок осуществления процедуры (ст. 10-18);
  • права граждан и общественных объединений. Общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ). Глава дает определение термину ОЭЭ, описывает объекты, порядок и условия осуществления данного типа экспертизы (ст. 19-25);
  • полномочия и круг обязанностей заказчиков документации, которые подлежат природоохранной проверке (ст. 26-27);
  • материальное обеспечение ОЭЭ и ГЭЭ (ст. 28-29);
  • виды ответственности за нарушение действующего ФЗ — уголовная, административная, материальная и гражданско-правовая (ст. 30-34);
  • решение споров. Однако глава состояла из одной статьи 35, которая утратила правовую силу;
  • интернациональные соглашения РФ (ст. 36);
  • заключительные положения (ст. 37-38).

Статьи 7-8, 13, 35 и 38 закона про экологическую экспертизу утратили правовую силу.

Последняя редакция настоящего закона произошла 29 декабря 2015 года, изменения и дополнения вступили в силу в тот же день, а другие вступят только 1-го января 2018 года.

Скачать ФЗ-174 «Об экологической экспертизе»

По действующему Федеральному закону осуществляется два вида экологической экспертизы — государственная и общественная. В первом случае она проводится Росприроднадзором и правительственным органом субъектов. Во втором случае осуществляется самостоятельно гражданами и различными общественными организациями, а также органами местного самоуправления. Целью в обоих случаях является охрана окружающей среды и улучшение условий для проживания граждан.

Скачать ФЗ-174 «Об экологической экспертизе» в действующей редакции можно по .

Последние изменения, внесенные в закон про экологическую экспертизу

Корректировки в действующих положениях закона последний раз производились 29 декабря 2015 года. Однако некоторые изменения вступят в силу только в январе 2018 года.

В статье 11 согласно ФЗ «О гос экологической экспертизе» перечисляются объекты ГЭЭ общефедерального уровня. Изменениям подвергся пункт 4-ый. В нем значится, что к объектам гос экологической экспертизы на общефедеральном уровне относятся материалы обоснования лицензий на выполнение определенных работ, которые наносят вред окружающей среде согласно ФЗ «Об использовании атомной энергии». К другим объектам относятся:

  • технические проекты и методические документы в сфере охраны природы;
  • проекты договоров о разделе продукции;
  • проекты по строительству и использованию объектов хоздеятельности, оказывающие влияние на природу;
  • проекты исследования территорий РФ для придания им статуса государственного природного заповедника или области экологического бедствия и т. д.;
  • документы, дающие объяснение смене статуса «государственный природный заповедник» на «национальный парк»;
  • план отмены ведения горных работ с применением отходов производства IV и V уровня опасности;
  • и т. д.

Вследствие последней редакции утратил правовую силу пункт 3-й в статье 12 . Действующая статья перечисляет в свою очередь объекты ГЭЭ общерегионального уровня. Государственная экологическая экспертиза осуществляется органами государственной власти субъектов РФ. К объектам такого типа относятся:

  • проекты документов, определяющие общие принципы, характеристики и итоги некоторых видов деятельности по охране природы;
  • план строительства и использования объектов хоздеятельности;
  • материалы для обоснования наделения территорий статусом «особо охраняемые природные территории общерегионального значения»;
  • проектная документация объектов — строительство и преобразование будет осуществляться на охраняемых территориях местного и общерегионального значения;
  • и т. д.;

1-го января 2018 года вступят в законную силу дополнения, внесенные в статью 11 закона про экологическую экспертизу . Она будет дополнена подпунктами 7.5 и 7.6 в пункте 7 существующей статьи. Напомним, что в вышеуказанной статье речь идет об объектах ГЭЭ общефедерального уровня.

Согласно подпункту 7.5 к такому роду объектов относят — проектные материалы объектов незавершенного строительства, которые относятся к сфере защиты окружающей среды к объектам первой категории. Исключением является вхождение проектных документов в состав материалов обоснования лицензий, согласно пп.4 ст.11.

Подпункт 7.6 относит к объектам ГЭЭ общефедерального уровня — документацию подтверждения совокупного природоохранного разрешения, согласно ФЗ-7 «Об охране окружающей среды». Это допустимо при следующем обстоятельстве, если вышеуказанная документация не содержит сведения о существовании положительного заключения государственной экологической экспертизы, которая была осуществлена по отношению к объектам, описанным в пп.7.5 ст.11.

Добрый день, уважаемые экологи и читатели Блога-Инженера.РФ, сегодня предлагаем окунуться в тему государственной экологической экспертизы. Расскажем о самой процедуре и для чего она необходима.

Что такое государственная экологическая экспертиза?

В последние годы во всём цивилизованном обществе вопросы эффективности экологического контроля и управления занимают одну из основополагающих позиций. Главную роль здесь играет не только соблюдение предписанных норм и принципов по охране окружающей среды на каждой из стадий реализации того или иного объекта, но и выявление возможных негативных воздействий на человека.

Экологическая экспертиза — это проверка соответствия документации, на основании которой будет производиться хозяйственная деятельность, установленным законодательством требованиям. В ходе экспертизы определяют, допустима ли реализация объекта. Цель такой проверки — предотвращение негативного влияния деятельности человека на окружающую среду.

Данное понятые полностью раскрывает основной НПА по этой теме — Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в Российской Федерации.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (Росприроднадзор) и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Также существует понятие общественной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности, которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды. Является частью государственной экологической экспертизы.

Объекты государственной экологической экспертизы

Все объекты экологической экспертизы делятся на:

Порядок государственной экологической экспертизы

Порядок проведения государственной экологической экспертизы регулируется Федеральным законом «Об экологической экспертизе», включает следующие стадии:

а) В соответствии со ст. 14 государственная экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям данного Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов:

  • документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со ст. 11 и 12 Закона, в объёме, определённом в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, подлежащей государственной экологической экспертизе;
  • положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством РФ порядке;
  • заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае её проведения;
  • материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления;

б) регистрация, проверка полноты и достаточности представленных материалов;

в) формирование комиссии государственной экологической экспертизы. Экспертное подразделение подбирает кандидатуру руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии, а затем с их участием подготавливаются предложения по составу экспертной комиссии. Состав экспертной комиссии, сроки и задание на проведение государственной экологической экспертизы утверждаются приказом. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после её оплаты и приёмки комплекта необходимых материалов и документов в полном объёме;

г) подготовка индивидуальных, групповых заключений и сводного заключения государственной экологической экспертизы;

д) подписание и утверждение заключения государственной экологической экспертизы. Заключение, соответствующее заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, должно быть одобрено квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии. Заключение государственной экологической экспертизы приобретает юридический статус после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда.

Новости в области государственной экологической экспертизы

C 1 января 2018 г. вступают в силу нормы о проведении государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к 1 категории — крупных предприятий, оказывающих наибольшее воздействие на окружающую среду.

В настоящее время в Правительство РФ внесены поправки в законодательство, которым предусматривается сокращение срока проведения государственной экологической экспертизы по всем объектам с 3-х до 2-х месяцев с сохранением возможности его продления по заявлению заказчика.

Кроме того, устанавливаются переходные положения в части проведения государственной экологической экспертизы для объектов I категории. Указанные положения не применяются к данным объектам, если до 1 января 2018 г. они были введены в эксплуатацию или получили разрешение на строительство, или до 1 января 2018 г. предоставили на градостроительную экспертизу проектную документацию на строительство и реконструкцию, а также к проектной документации объектов капитального строительства недропользователей, предусмотренных утверждёнными до 1 января 2018 г. техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых.

Из объектов государственной экологической экспертизы предлагается исключить отдельную проектную документацию буровых скважин, оставив экологическую экспертизу для проекта обустройства месторождения в целом, что снимает излишние административные барьеры без ущерба для окружающей среды.

Соответствующий проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон об экологической экспертизе» и в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации разработан во исполнение поручения Президента России Владимира Путина по итогам заседания Государственного совета.

Поправки в законодательство призваны снять неопределенности для хозяйствующих субъектов в переходный период, а также излишние административные барьеры, в том числе максимально сократить сроки проведения экологической экспертизы.

В настоящее время в Правительство РФ внесён также проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон об охране окружающей среды» и в иные законодательные акты, которым на основе гармонизации с положениями международного права комплексно решаются задачи по развитию национальных институтов экологической оценки планируемой деятельности.

Законопроектом предусматривается стратегическая экологическая оценка документов стратегического и территориального планирования. Объектом государственной экологической экспертизы определяются материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) (в настоящее время объектом государственной экологической экспертизы является проектная документация), что позволит проводить экологическую экспертизу на ранней стадии планирования хозяйственной деятельности до окончательного выбора места размещения объекта. Расширяется и уточняется перечень объектов государственной экологической экспертизы на основе положений международной Конвенции Эспо (1991).

Процедура ОВОС, включающая общественные обсуждения, регламентируется на законодательном уровне, что позволит усилить её роль при принятии решений о реализации намечаемой деятельности.

Напомним, что ряд задач по совершенствованию процедуры государственной экологической экспертизы был решён Федеральным законом от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации. В частности, расширен перечень объектов государственной экологической экспертизы и в 2 раза сокращены сроки процедур её организации и проведения.

Заметку подготовила моя помощница по развитию тематической рубрики «Экологическая Безопасность » Ксения Ралдугина.

На этом всё. Если заметка понравилась, то не проходим мимо рейтинговых звёздочек и формы комментариев 😉 Спасибо за участие!

Продолжение следует...

Выбор редакции
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...

Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...

В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...

ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...
Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...