Правила пожарной безопасности неосторожное обращение с огнем. Работа в малых группах


Дарья Миронова
Техника обращения с огнем и правила пожарной безопасности

В центре мегаполиса, в ритме активного образа жизни мы совершаем , казалось бы, обычные на первый взгляд действия. Ходим по магазинам, ездим за рулем автомобиля, встаем рано на работу, воспитываем детей и внуков, занимаемся спортом и т. д. На первый взгляд все очень банально. Все действия, которые совершает взрослый, обдуманы и взвешаны. Но кто научил этого взрослого человека делать все? Конечно, родители! И мы, когда вырастаем и становимся родителями, должны и обязаны своему ребенку заложить познания о добре и зле, о плохих и хороших поступках, о правилах поведения , о технике безопасности дома и на улице и т . д. и т. п.

Хотелось бы очень подробно остановиться на теме, которая на первый взгляд звучит очень обычно : «Техника обращения с огнем и пожарная безопасность » .

В семье рождается ребенок. Родители в нем души не чают. Сначала пеленки, распашонки, бессонные ночи. Казалось бы самый прекрасный период в жизни молодых мам и пап, когда их чадо лежит в кроватке и никуда не убегает. Но в суете дел и других обыденных вещей, мы, взрослые, иногда сами забываем о том, как правильно и безопасно обращаться с теми или иными электрическими приборами. Например, выключить их из розетки….

Проходит время, ребеночек в семье подрастает, начинает ползать и исследовать все места, которые его интересуют. В том числе и запретные. А именно : углы с проводами или электрические розетки. Иногда родители позволяют себе утюжить белье в присутствии маленького ползающего ребенка. Вот забава для него! Свисающий провод с гладильной доски! А ведь это элементарные правила обращения с электроприборами . И мы взрослые – даем пример для подражания.

Зачастую многие родители никогда не задумываются о своих вредных привычках, например, курение. Вроде бы какой там вред? Вредно только для родителя. Тем не менее курение в присутствии несовершеннолетнего ребенка похоже на преступление. Маленький ребенок, видя как взрослый подносит к сигарете огонь (спички или зажигалка, испытывает большой интерес к этим предметам. У него появляется желание исследовать их. Зажигая спичку, глупый ребенок даже представить себе не в состоянии, что может произойти! А ведь это прямая угроза для жизни и здоровья окружающих.

Останавливаясь на примере аккуратного обращения с огнем нельзя не сказать про газовые плиты в домах. Ребенок дошкольного возраста любит играть во взрослые игры и подражать взрослым. Иногда он использует предметы-заместители, а бывает, что нет, и берет настоящие предметы и начинает с ними играть. Газовые и электроплиты у родителей тоже должны быть под контролем.

Ребенок школьного возраста не менее испытывает интерес, например, к оголенным проводам. Более того, у него может возникнуть желание прикоснуться к ним голыми руками или ударить по ним тяжелым предметом. Все это ложится на плечи родителей, воспитателей, учителей, которые должны правильно , грамотно рассказать и объяснить, как вести себя в той или иной ситуации. В своей работе педагог или родитель может наглядно показать, как работают огнетушителем в случае возгорания , как правильно пользоваться противогазом, находясь в задымленном помещении или прикладывать влажную марлевую повязку на лицо. Ребенок получит удовольствие, если со взрослым сходит на экскурсию в отделение пожарной службы .

В заключении хочется обратить внимание на то , что детям дошкольного и школьного возраста важно объяснять и показывать, как вести себя в случае, когда происходит возгорание в доме. Приводить примеры, что может случиться, если не соблюдать элементарные правила обращения с огнем или электроприборами. Старшему наставнику важно познакомить детей с информацией о том, какой единый номер пожарной службы . Помимо этого, воспитывать у детей чувство ответственности за свои действия, способствовать воспитания дружелюбного отношения друг к другу, уважения к профессии пожарных , а так же воспитывать морально-волевые качества, такие как решительность, самоотверженность и смелость.

Публикации по теме:

«Если хочешь долго жить - научись с огнем дружить!» Развлечение по правилам пожарной безопасности "Если хочешь долго жить - научись с огнем дружить!" - развлечение по правилам пожарной безопасности- Дети под музыку входят в зал, садятся.

Пожар - это страшное несчастье. Подсчитано, что в нашей стране в среднем один пожар происходит раз в две минуты. Причина многих из них детская.

Комплексное занятие по пожарной безопасности в средней группе. Тема: «Не шути с огнем» Цель: закрепить знания о правилах пожарной безопасности. Задачи: расширить представления детей об огне, как друга и врага человека; .

Конспект занятия по пожарной безопасности для школьников «Чтобы в ваш дом не пришла беда, будьте с огнем осторожны всегда» Конспект занятия по правилам пожарной безопасности "Чтобы в ваш дом не пришла беда, будьте с огнем осторожны всегда"

НОД по пожарной безопасности для детей средней группы «Не шути с огнем» Цель: формирование правильного поведения с огнеопасными предметами. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить детей с правилами противопожарной.

Правила пожарной безопасности в Новый год и Рождество. Новый год и Рождество – это праздники, которые с нетерпением ожидают и дети, и взрослые. Не исключено, что и многие взрослые верят в чудеса,.

Презентация по пожарной безопасности «Кто с огнем не осторожен у того пожар возможен» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию "Кто с огнем не осторожен у того пожар возможен" Обучение детей правилам пожарной.

Проблема: Формировать представления детей о наиболее опасных ситуациях, которые могут случиться в их жизни (пожар).

Игровая мотивация: помочь Крошу узнать «опасна ли горящая свечка»

Цель: развитие познавательного интереса, творческого продуктивного воображения.

Задачи:

Познакомить с пользой и опасностью огня для человека. Подручные средства тушения малого огня.

Активировать в речи слова: огонь, пожар, костер, способы тушения, огнетушитель.

Развивать в детях умение замечать источники опасности, знать и выполнять схему поведения при возникновении опасной ситуации.

Расширять знания противопожарной безопасности в жизни детей.

Ознакомление с правилами безопасного поведения детей в быту. Сознательно выполнять меры предосторожности, понимать необходимость соблюдения определенных запретов.

Воспитывать доброжелательность, отзывчивость

Материалы и оборудование: слайды "Огонь", "Способы добывания огня древними людьми", "использование огня человеком" (Польза огня), "Правила пожарной безопасности для детей"; Бенгальский огонь для показа искр, плотная ткань, вода, песок, земля, огнетушитель, спички, емкость с водой, мятые кусочки бумаги.

Ход совместной деятельности.

Здравствуйте ребята. Меня зовут Татьяна Викторовна.

Сегодня меня почтальон попросил передать письмо с видеороликом ребятам подготовительной группы. Это вы? (Да) Давайте его прочтем.

«Здравствуйте ребята! Пишет вам Крош. У меня проблема. Посмотрите видеоролик. И помогите мне ее решить. Заранее спасибо. Ваш Крош.» Просмотр видеоролика.

Давайте ребята поможем крошу узнать опасна ли спичка? (Давайте) Я предлагаю отправиться со мной в путешествие в «страну огня» с помощью фантазии. Возьмитесь за руки, закройте глаза, и отправляемся в путь. (Звучит волшебная музыка)

Вот мы и очутились в «стране огня». (На заставка слайд - «огонь»)

Подумайте и скажите, для чего нужен огонь людям в наше время? Кто затрудняется, посмотрите на картинки - они вам подскажут ответы на вопрос. (На доске плакат с рисунками "Использование огня человеком". Для приготовления пищи на огне. В сварочном аппарате для сварки труб. В доменной печи полыхает огонь и плавит железную руду, выплавляя из нее металл. В другой печи огонь варит стекло, из которого мастер - стеклодув делает красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляя яркий хвост пламени - это в ее могучих двигателях сгорает ракетное топливо и приводит в движение ракету. В моторе автомобиля тоже работает огонь - сгорает бензин и приводит в движение машину. Сжечь мусор на огороде помогает огонь. Приятно посидеть у костра вечером на природе и испечь на костре картошку. Сегодня огонь - наш верный помощник и друг.

Какой вывод можно сделать: огонь приносит людям пользу или нет?

Дети делают вывод: Огонь приносит людям пользу.

Воспитатель: Всегда ли огонь был на службе у людей?

(Предполагаемые ответы: не всегда. В древности люди не знали огня.)

Вопрос: А вы знаете, как раньше люди добывали огонь? (Выслушивает несколько вариантов ответов и продолжает рассказ)

Кто -то из древних людей заметил, что, когда затачивают камни для охоты на животных, появляются искры. Что такое искры? (Мельчайшие частички огня). Воспитатель демонстрирует искры на бенгальском огне и комментирует, что искры красивые, но опасные: из искры может возникнуть пожар. Вот и стали люди высекать камнем искры и зажигать костер.

Демонстрация слайдов о том, как древние люди высекали огонь из камней. Воспитатель комментирует слайды: Позже люди добывали огонь с помощью щепки, палочки и сухого мха. Палочку вставляли в трещину щепки, рядом клали мох и крутили в ладонях, пока мох не начинал тлеть.

Огонь стал верным помощником человека. Древние люди сделали великое открытие - научились добывать огонь.

Физминутка

Трогать спички мы не будет,

Мы про спички позабудем.

Бомбочки нам не нужны,

Сигареты нам вредны,

Правила не забывать-

Мы их будем выполнять! (выполняют любые движения за воспитателем)

Воспитатель. Сила огня велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, на огне готовят пищу... Но огонь может быть страшным и злым. Кто догадался, почему?

(Предполагаемый ответ: Огонь может вызвать пожар)

Огонь из доброго друга может превратиться в беду и огромную опасность. Кто знает, какую опасность представляет огонь?

(Предполагаемый ответ: В огне пожара горит все: люди, дома, посевы, скот, леса, целые деревни и города.)

Кроме пламени опасен ядовитый дым, от которого люди теряют сознание и умирают. Скажите, пожар может возникнуть случайно?

(Предполагаемый ответ: Да, от молнии.)

Подумайте и скажите, может ли пожар возникнуть по вине человека, из-за неправильного, небрежного обращения с огнем или электроприборами? Кто затрудняется, посмотрите на плакат - он вам поможет. ("Правила противопожарной безопасности")

А если вдруг возник пожар куда нужно обратиться? По какому номеру телефона? Что нужно сообщить? (ответы детей)

Чего боится огонь? Средства тушения огня.

Посмотрите опыт 1. Два бумажных кулька. В один из них наливаю воду, а другой без воды. Зажигаю снизу оба кулька. Один горит. Как вы думаете, какой кулек горит? (без воды, сухой). А почему не горит другой кулек? (Он с водой, мокрый)

Сделайте вывод: Чего боится огонь? Чем его можно тушить? Вывод (делают дети самостоятельно ): Огонь боится воды. Огонь можно тушить водой.

Чем еще можно тушить огонь? Выслушать предположения детей.

Да вы правы, огонь можно потушить водой, землей, плотной ткань, если накрыть горящую поверхность, с помощью огнетушителя. Но самое главное не оставлять легко воспламеняющиеся предметы без присмотра взрослых.

Опасна ли горящая свеча? (ответы детей) Почему? А как вы думаете, может ли свеча стать опасной? Свеча может стать опасной если ее оставить без присмотра взрослого.

Возвращение в детский сад под волшебную музыку

Итог занятия:

С чем мы сегодня познакомились? Чем можно затушить огонь? Опасна ли свеча?

Ой, А к нам пришла посылка! Письмо: «Большое вам спасибо дети, за оказанную помощь в решении моей проблемы.» Благодарит детей.

Самоанализ открытой совместной деятельности

познавательному развитию в подготовительной группе.
" Мир огня и правила безопасного обращения с огнем"

Гапоненко Татьяны Викторовны

Цель занятия: Формировать представления детей о наиболее опасных ситуациях, которые могут случиться в их жизни (пожар).

Задачи:

1. Обучающая: Познакомить с жизнью древнего человека, рассказать о величайшем открытии человеком явления природы - огня. Польза и опасность огня для человека. Подручные средства тушения малого огня. Активировать в речи слова: огонь, пожар, костер, способы тушения, огнетушитель.

2.Развивающая: Развивать в детях умение замечать источники опасности, знать и выполнять схему поведения при возникновении опасной ситуации.

3. Воспитательная: Воспитание противопожарной безопасности в жизни детей. Ознакомление с правилами безопасного поведения детей в быту. Сознательно выполнять меры предосторожности, понимать необходимость соблюдения определенных запретов.

Программное содержание соответствует возрасту детей и их жизненному опыту. При составлении задач учитывала индивидуальные и психологические особенности детей.

В ходе совместной деятельности использовала наглядные, словесные, практические методы обучения. Ставила перед детьми проблемные вопросы, что способствовало развитию умений излагать свои мысли, рассуждать. В течение всей совместной деятельности дети были активны, организованы. Этому способствовала познавательная мотивация и интересные эксперименты, в результате которых дети получили новые сведения об окружающей действительности.

Использовала технические средства обучения, которые вызывали у детей положительные эмоции, способствовали развитию воображения, образного представления.

Поставленные задачи реализованы полностью. Для решения данных задач была обеспечена комфортность и взаимосвязь и высокая эмоциональность детей.

Уровень проведения совместной деятельности – оптимальный.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ОГНЕМ

Каждый год на территории Магаданской области от лесных пожаров гибнут многие тысячи гектаров леса. В отдельные, наиболее засушливые годы, в окрестностях Магадана одновременно возникает до полутора десятков лесных пожаров. Обычно о начале пожароопасного сезона объявляется по местному радио и в печати. В период с 1 мая по 1 октября в сухую погоду костры в лесах разводить запрещается.

Почему загорается лес?

Самопроизвольно в природе лес может загореться по следующим причинам:

1). Удар молнии (так называемые “сухие грозы”). Такие пожары возникают каждый год на огромных пространствах Сибири и Северо-востока.

2). Извержение вулкана с выбрасыванием раскаленной лавы, пепла и газов. Лесные пожары по подобной причине нашей области, на первый взгляд, не грозят. Однако, по данным СВКНИИ, в районе бухты Сиглан (полуостров Кони), в начале века произошло землетрясение с образованием трещин и истечением раскаленных газов, вызвавших возгорание леса. Обгоревшие свидетели того пожара до сих пор встречаются в каменных россыпях.

3). Длительное трение в сухую ветреную погоду сухих веток одна о другую, - подобно тому, как трением двух кусочков дерева добывали огонь наши давние предки. Следует отметить, что хотя теоретически подобное в природе вполне возможно, реально доказать это явление трудно.

Однако в большинстве случаев в пожарах (до 97% !) виноват человек. Как это происходит?

1). Неправильный выбор места для костра , неправильное устройство кострищ, отсутствие надлежащего присмотра за костром, неправильная ликвидация костра.

2). Курение в лесу . Брошенный в засушливый период на сухую моховую подстилку окурок, даже если он хорошо (по мнению курильщика) затушен, сыграет роль фитиля, поднесенного к пороховой бочке.

3). Стрельба из охотничьих ружей и запуск ракет в сухую погоду. Дымящийся ружейный пыж (войлочный, бумажный) при попадании на подходящий горючий материал ведет себя подобно не загашенному окурку. В ветреную погоду запущенная сигнальная ракета порывом ветра часто отбрасывается вниз еще до своего полного сгорания. Особенно опасен запуск ракет в сухую погоду в гористой местности, т.к. даже при отсутствии ветра ракета может упасть на залесенный склон.

Помните: запускать ракеты нужно в сторону обширных водных пространств либо безлесных участков.

4). Брошенные в лесу стеклянные (или из прозрачной пластмассы) банки и бутылки Если в них попадет вода, то, поскольку банка имеет округлую форму, образуется своеобразная собирающая линза. Подобная линза может получиться и из достаточно большого выпуклого осколка банки либо бутылки. Поскольку каждый в детстве что-нибудь да поджигал через собирающую линзу (“лупу”), нетрудно представить результат соединения в природе засушливой погоды, яркого солнца и любезно брошенной человеком стеклянной банки. Следует оговориться, что некоторые специалисты по охране природы допускают, что наполненная водой банка может вызвать пожар только теоретически, - но стоит ли пренебрегать даже теоретической возможностью пожара?

5). Искры из выхлопных труб техники, имеющей двигатели внутреннего сгорания. Если двигатель автомобиля, трактора, бензопилы плохо отрегулирован, раскаленные искры могут стать причиной пожара. Это обстоятельство особо необходимо учитывать при проведении лесоразработок.

6). Сжигание травы на огородах. Огородники, сжигая сухую траву и ботву, или пуская пал на невозделанной пустоши, не всегда могут контролировать огонь, особенно в ветреную погоду.

Выжигание сухой травы вовсе не так безобидно, как кажется. Если огород вплотную подходит к лиственничному лесу, огонь уничтожает слой дёрна между деревьями, который как бы цементирует собой почву. Лиственницы же имеют одну особенность, помогающую им выжить в краю вечной мерзлоты, но, вместе с тем, делающую их легкой жертвой даже небольшого “низового” пожара: корни лиственниц не уходят в глубь почвы, а стелются по ее поверхности, наподобие спиц зонтика. Поэтому, стоит огню уничтожить слой дёрна, как ветер валит лишенные достаточной опоры деревья. Это печальное явление можно видеть на берегах бухты Гертнера, в зоне массового отдыха за “Горняком”.

7). Преднамеренные поджоги. К сожалению, в последнее время по этой причине возникает все больше пожаров в пригородных лесах. Дело в том, что леса вблизи населенных пунктов принадлежат к лесам I группы, сводить которые ради устройства огородов запрещено. Но если устроить лесной пожар, потом можно с “чистой совестью” (с тем, что от неё осталось) обратиться в соответствующие инстанции за разрешением на отвод земли под картошку - леса-то уже нет!

Такие люди, образно выражаясь, сами роют себе яму.

Дело в том, что Магадан, к примеру, давно и прочно вошел в число городов с наиболее запыленным воздухом. В “содружестве” с пониженными температурами воздуха пыль вызывает болезни органов дыхания - бронхиты (самая популярная болезнь у магаданцев), фарингиты, риниты, аллергические реакции, воспалительные заболевания глаз. Поставщиками значительной части этой опасной пыли и являются картофельные огороды (в наиболее опасные периоды - май-июнь и конец сентября-октябрь, - т.е. когда на них нет ни снега, ни растительности).

Где нельзя разводить костры в бесснежный период?

1). На полянах, покрытых сухой травой. Один порыв ветра - и вся поляна в огне!

2). На сухих торфяниках; на покрытых сухим мхом полянках.

3). На участках леса, обильно покрытых сухим хворостом.

4). Под склонами, покрытыми сухой травой. Дело в том, что теплый воздух всегда поднимается вверх и при этом как бы “прилипает” к склону. Даже при слабом ветерке искры от костра вызовут пожар, мгновенно распространяющийся снизу вверх. Именно по этой причине каждый май-июнь горит пригородный лес в районе популярного у магаданцев места отдыха - на Горняке (бухта Гертнера).

5). Среди зарослей молодых сосен и пихт. В жаркую погоду хвоя этих деревьев полна летучих эфирных масел, которые прекрасно горят. (Конечно, в области такие деревья не растут, но вдруг придется побывать на “материке”. . .).

6). Ближе 10 метров от живых деревьев. Пожара такой костер не вызовет, но деревьям может повредить.

7). На каменных россыпях, лежащих на моховой подстилке. Это очень коварные места. Даже если аккуратно выщипать мох между камнями (или завалить щели со мхом камнями поменьше), огонь может проникнуть внутрь, в подстилающий камни моховой слой. Опасность такого места в том, что даже если очень тщательно залить кострище водой, огонь, “путешествующий” под камнями, пройдет как по фитилю и выйдет пожаром в нескольких метрах в стороне, когда люди уже ушли. По этой причине неоднократно случались пожары на Снежной долине.

Где можно разводить костры?

1). На голых (каменистых, песчаных, глинистых) берегах водоемов, на речных косах.

2). На голых островках в пойме реки.

3). На обширных каменных россыпях (без подстилающего их мха!).

4). На голых склонах сопок выше уровня леса.

5). На обширных полянах с зеленой травой. (При этом помните, что след от костра не зарастает в течение 5 - 7 лет!

6). На специально оборудованных площадках.

В любом случае при разведении огня в лесной зоне необходимо это делать поблизости от воды!

Как быть, если трудно выбрать достаточно безопасное место для костра?

Для центральных районов области характерны обширные участки разреженных лиственничных лесов, где почва плотно покрыта низкорослой растительностью, ягелем, при этом обнажения у берегов ручьев (песок, галька и т.п.) практически отсутствуют.

В такой ситуации огонь надо разводить прямо в русле ручья - на маленьком островке, большом камне; можно и сделать небольшую насыпь, подняв со дна ручья достаточное количество камней. Разумеется, при этом кострище должно быть небольшим.

Как правильно устроить безопасное кострище?

1). Выбрать сухое, желательно возвышенное, место - исходя из вышеперечисленных условий.

2). При выборе учитывать направление ветра, т.к. искры от костра могут им разноситься довольно далеко.

3). Вырезать в верхнем слое почвы квадрат 1х1 метр и осторожно снять его (вместе с травой).

5). Оконтурить кострище камнями (плотно, без промежутков).

6). Если рядом есть немного сухой травы, выщипать её (в радиусе до 3 метров).

7). Из полученной ямы часть грунта рассыпать вокруг за камнями - на случай “выстреливания” из костра горящего уголька).

8). Поставить рядом с кострищем ведро с водой.

9). Пока горит костер, около него должен неотлучно находиться дежурный.

Как правильно загасить костер?

1). Залить костер водой до прекращения выделения огня - начинает идти дым.

2). Залить кострище водой до прекращения выделения дыма - начинает идти пар.

3). Залить кострище водой до прекращения выделения пара.

4). Разровнять угли на дне кострища.

5). Убрать камни туда, откуда вы их взяли.

6). Положить на место кострища квадрат дерна, слегка придавить его и полить водой.

Помните: костер необходимо заливать водой до прекращения выделения пара!
Если у вас нет необходимого количества воды, засыпьте кострище влажным грунтом и хорошо утопчите.

Как быть, если вы вызвали пожар или наткнулись на небольшой очаг лесного пожара?

1). Нельзя паниковать; нужно действовать решительно и попытаться погасить очаг пожара.

2). Если поблизости есть водоём, необходимо организовать “цепочку”, по которой передавать ёмкости с водой. Не стоит всем одновременно бегать за водой, так как это создает путаницу и зря теряется время.

3). Эффективным способом является “захлопывание” огня мокрой одеждой (куртки, штормовки и т.п.). Можно для этой цели использовать и большие зеленые ветки, хотя эффект будет поменьше. При “захлопывании” надо помнить, что после удара веткой или курткой, их надо немного “протянуть”, плотно прижимая к почве, как бы стирая огонь. Не применяйте для захлопывания капроновые ветровки!

4). Если есть лопаты, нужно делать минерализованную полосу, т.е. окружать очаг огня кольцом очищенной от растительности земли (вырыть кольцевую канавку). Этот способ особенно хорош при тушении пожара на торфяниках и мхах

Основные требования Правил пожарной безопасности:

не оставляйте без присмотра включенные в электросеть бытовые электроприборы;

эксплуатируйте электроприборы в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации заводов-изготовителей;

следите за неисправностью электропроводки, не пользуйтесь поврежденными электроприборами, электророзетками;

не включайте в одну электророзетку одновременно несколько мощных потребителей электроэнергии, перегружая электросеть;

не эксплуатируйте электросветильники со снятыми защитными плафонами;

не пользуйтесь в помещении источниками открытого огня (свечи, спички, факела и т.д.);

в квартирах жилых домов и комнатах общежитий запрещается устраивать различного рода производственные и складские помещения, в которых применяются и хранятся пожароопасные и взрывопожароопасные вещества и материалы;

запрещается хранить в квартирах и комнатах общежитий баллоны с горючими газами, емкости с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями и т.д.;

запрещается загромождать пути эвакуации (лестничные клетки, лестничные марши, коридоры) различными материалами, изделиями, оборудованием;

запрещается устраивать на лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и горючие материалы.

Пожар в квартире

НЕЛЬЗЯ делать при пожаре в доме (квартире):

  • пытаться выйти через задымленный коридор или лестницу (дым очень токсичен, горячий воздух может также обжечь легкие);
  • опускаться по водосточным трубам и стоякам с помощью простыней и веревок (если в этом нет самой острой необходимости, ведь падение без отсутствия специальных навыков почти всегда неизбежно);
  • прыгать из окна (начиная с 4-го этажа, каждый второй прыжок смертелен)

НЕОБХОДИМО:

  • Сообщить в пожарную охрану по телефону 01 или 112 (с мобильного телефона).
  • Вывести на улицу детей и престарелых.
  • Попробовать самостоятельно потушить пожар, используя подручные средства (воду, плотную ткань, землю из-под цветов и т.п.).
  • При опасности поражения электрическим током отключить электроэнергию (автоматы в щитке на лестничной площадке),
  • Помните, что легковоспламеняющиеся жидкости тушить водой неэффективно. Лучше всего воспользоваться огнетушителем, а при его отсутствии мокрой тряпкой.
  • Во время пожара необходимо воздержаться от открытия окон и дверей для уменьшения притока воздуха.
  • Если в квартире сильно задымлено, и ликвидировать очаги горения своими силами не предоставляется возможным, немедленно покиньте квартиру, прикрыв за собой дверь.
  • При невозможности эвакуации из квартиры через лестничные марши используйте балконную лестницу, а если ее нет, то выйдите на балкон, закрыв плотно за собой дверь, и постарайтесь привлечь к себе внимание прохожих и пожарных.
  • По возможности организуйте встречу пожарных подразделений, укажите на очаг пожара.
  • Рекомендуем Вам заранее застраховать себя, свое имущество на случай пожара и хранить документы, деньги в месте, известном всем членам Вашей семьи на случай внезапной эвакуации при пожаре.

Если горит телевизор

Возгоранию телевизора способствуют:

  • использование нестандартных предохранителей, "жучков";
  • длительная работа включенного телевизора без присмотра;
  • попадание различных предметов в отверстия задней стенки (как правило, по вине детей);
  • установка телевизора у батареи отопления, в мебельной стенке, в результате чего он плохо охлаждается (происходит разрыв оболочки электронно-лучевой трубки и появление после потрескивания синеватого дыма);
  • питание телевизора без стабилизатора от сети с повышенным напряжением.

Необходимо:

  • Обесточить телевизор или полностью квартиру (помещение);
  • Сообщить о возгорании в пожарную охрану;
  • Если после отключения телевизор продолжает гореть, то залейте его водой через отверстия задней стенки, находясь при этом сбоку от аппарата, или же накройте его плотной тканью.
  • Во избежание отравления продуктами горения немедленно удалите из помещения людей, не занятых тушением, в первую очередь детей;
  • Аналогично действуйте и при загорании других электробытовых приборов.

Примечание. Если телевизор взорвался и пожар усилился, не подвергайте жизнь опасности, покиньте помещение, закрыв дверь и окна.

Пожар на балконе (лоджии)

  • Позвоните в пожарную охрану.
  • Попытайтесь потушить подручными средствами (водой, мокрой плотной тканью, землей из-под цветов и т. п.). Если огонь набирает силу и Ваши усилия тщетны, то немедленно покиньте балкон, плотно закрыв за собой дверь, чтобы вслед Вам не проник огонь. Закройте все форточки и двери, не создавайте сквозняка!
  • В ходе тушения можно выбрасывать горящие вещи и предметы вниз, убедившись предварительно, что там нет людей.
  • Предупредите соседей с верхних этажей, что у вас пожар.

Дым в подъезде

  • Позвоните в пожарную охрану.
  • Если дым не густой и Вы чувствуете, что дышать можно, то попробуйте определить место горения (квартира, почтовый ящик, мусоросборник и т.п.), а по запаху - что горит (электропроводка, резина, горючие жидкости, бумага и т. п.).
  • Помните, что огонь и дым на лестничной клетке распространяются только в одном направлении - снизу вверх.
  • Если Вам удалось обнаружить очаг, то попробуйте его потушить самостоятельно или при помощи соседей подручными средствами.
  • Если потушить пожар не представляется возможным, то оповестите жильцов дома и, не создавая паники, выйдете наружу, используя лестничные марши или через пожарные лестницы балкона. Проходя по задымленным участкам, постарайтесь одолеть их, задерживая дыхание или закрыв рот и влажным нос платком, полотенцем.
  • Если дым идет из квартиры и оттуда слышны крики, то надо, не дожидаясь пожарных, выбить двери. Помните, что гореть может в прихожей, и есть вероятность выхода огня в подъезд, то есть прямо на Вас. И второе - взломав дверь, Вы тем самым усилите приток воздуха и соответственно горение.
  • Если же, выйдя в подъезд, Вы попали в густой дым, то нужно немедленно вернуться в квартиру и плотно закрыть дверь. А дверные щели и вентиляционные отверстия, в которые может проникать дым, необходимо заткнуть мокрыми тряпками. Если дым все же проникает, то покиньте прихожую и закройтесь в комнате. И последнее, что Вы можете сделать - это выйти на балкон, и постараться привлечь к себе внимание.
  • Если Вы живете в здании повышенной этажности (10-й и выше), то здесь на случай пожара предусмотрены дополнительные меры по обеспечению Вашей безопасности. Это незадымляемые наружные лестницы, системы дымоудаления и внутренних пожарных кранов, автоматическая пожарная сигнализация в квартирах. За указанным оборудованием следует осуществлять контроль и в случае неисправности сообщать в диспетчерскую для принятия технических мер по ее устранению. В 9-этажных домах на лоджиях для эвакуации при пожаре предусмотрены металлические лестницы с по 5 этажи, поэтому напоминаем, что забивать и загромождать люки на лоджиях запрещается так же, как и демонтировать лестницы.

Пожар, дым в подвале

Необходимо:

  • Позвонить в пожарную охрану.
  • Ни в коем случае не пытайтесь сами проникнуть в подвал, это может закончиться для Вас трагично.
  • Если Вы живете на первом этаже и в Вашей квартире стал появляться дым, то откройте окна (но не дверь в подъезд), а затем покиньте квартиру, оповестив соседей. Дожидайтесь приезда пожарных на улице. На вышележащих этажах рекомендуем тоже открыть окна.
  • Но если Вы все же зашли в подвал или оказались там на момент пожара, то советуем пробираться либо низко пригнувшись, либо ползком. Старайтесь дышать через ткань, тряпку. Если Вы заблудились, то постарайтесь определить, в какую сторону больше вытягивает дым, значит, вероятней всего там дверной проем.
  • Примечание: Во время пожара в подвале из-за слабого притока воздуха возникает очень высокая температура, так что можно ориентироваться по температуре воздуха и на ощупь по стенам. Тем не менее, если выход не найден, то не отчаивайтесь, лягте в проходе, где сравнительно не очень высокая температура, и постарайтесь чем-нибудь накрыться. Рано или поздно Вас все равно обнаружат.
  • И последнее. Если вы все же решили спасаться через сильно задымленный коридор, что крайне опасно, то советуем захватить намоченную плотную ткань, которой следует накрыться и двигаться пригнувшись либо ползком. Плотная ткань будет предохранять Вас от дыма и позволит проскочить через незначительные участки с открытым огнем и высокой температурой. Если на Вас надвигается огненный вал, то, не мешкая, падайте, закрыв голову тканью, в этот момент не дышите, чтобы не получить ожогов внутренних органов.

Горит человек (вспыхнула одежда и т. п.)

  • Не давайте бежать - пламя разгорается еще сильнее (воздействие пламени горящей одежды в течение 1-2 минуты приводит к тяжелым ожогам со смертельным исходом).
  • Опрокиньте его на землю, при необходимости сделайте подножку, а затем погасите огонь при помощи плотной ткани, воды, земли, снега и т. п., оставив голову открытой, чтобы он не задохнулся продуктами горения. Есть еще один вариант - попробуйте скинуть горящую одежду, но очень быстро.
  • Вызовите скорую помощь, сообщите в пожарную охрану.
  • Окажите посильную доврачебную помощь. (При попытке самосожжения вызовите также милицию.)
  • Услышав крики "Пожар", постарайтесь сохранять спокойствие и выдержку, призывайте к этому стоящих людей, особенно женщин. Оцените обстановку, убедитесь в наличии реальной опасности (возможно, кто-то этим криком хочет привлечь внимание людей).
  • При заполнении помещения дымом, выключении освещения постарайтесь идти к выходу, держась за стены, поручни и т.п., дышите через носовой платок или рукав одежды, ведите детей впереди себя, держа их за плечи.

Если вы заметили в горящем помещении людей

  • Позвоните в пожарную охрану.
  • Если Вы рассчитываете на свои силы, то попробуйте выбить дверь или окна в случае горения на первом этаже. Когда будете открывать дверь, то встаньте в стороне от проема, так как на Вас может выхлестнуть огонь, который идет по ветру. Если же, открыв ее. Вы встретите только дым, то по возможности, прикрыв органы дыхания намоченной тканью, нагнувшись, попробуйте войти в помещение. Если дышать трудно, передвигайтесь на четвереньках или ползком. Можно, конечно, набрать воздуха в легкие, пробовать не дышать, на сколько хватит Ваших возможностей.
  • Прежде чем войти в комнату (помещение), Вы должны точно узнать, кто и сколько там должен находиться. Если есть дети, то их следует искать в укромных, темных местах (под диваном, столом т п.), а престарелых (больных) - на кроватях или на полу.
  • Обнаружив людей, как можно быстрее выведите (вынесите) их на улицу.
  • Окажите пострадавшим до приезда медработников компетентную, посильную помощь.

Возможные причины возникновения пожара

1. Неосторожное обращение с огнем.

Причина каждого третьего пожара - неосторожное или небрежное обращение с огнем: непотушенные спички, окурки, свечи, отогревание огнем факелов и паяльных ламп водопроводных труб, небрежность при хранении горящих углей, золы. Пожар может возникнуть и от костра, разожженного вблизи строения, причем чаще всего от искр, которые разносит ветер.

Особая опасность курении в нетрезвом состоянии, лежа в постели, применение керосиновых ламп, свечей, факелов для освещения чердачных помещений, коридоров, кладовых и различных хозяйственных построек.

2. Нарушение правил пользования электрическими приборами.

Анализ таких пожаров показывает, что они происходят в основном по двум причинам: из-за нарушения правил при пользовании электробытовыми приборами и скрытой неисправности этих приборов или электрических сетей.

У оставленной надолго включенной электрической плитки нагрев спирали достигает 600-700°С, а основания плитки - 250-300°С. При воздействии такой температуры стол, стул или пол, на котором поставлена плитка, могут воспламениться.

Водонагревательные приборы уже через 15-20 мин после выкипания воды вызывают загорание почти любой сгораемой опорной поверхности, а при испытании электрических чайников с нагревательными элементами мощностью 600Вт воспламенение основания происходит через 3 мин после выкипания воды.

3. Неисправность электропроводки или неправильная эксплуатация электросети:

Возникновение пожаров по этим причинам заключается в следующем. При прохождении тока по проводнику выделяется тепло. В обычных, условиях оно рассеивается в окружающую среду быстрее, чем успевает нагреться проводник. Поэтому для каждой электрической нагрузки соответственно подбирается проводник определенного сечения. Если сечение проводника меньше, чем положено по расчету, то выделяющееся тепло не успевает рассеяться и проводник перегревается. Также при включении в одну розетку одновременно несколько бытовых приборов возникает перегрузка, нагрев проводов и воспламенение изоляции.

Одной из причин пожаров, возникающих от электросетей, являются короткое замыкание, при соединении двух проводников без изоляции накоротко друг с другом. Вследствие этого, происходит резкое возрастание силы тока в сети, мгновенный нагрев проводов до температуры, плавления металлических жил, наблюдается интенсивное выделение искр и большого количества тепла. Вот почему необходимо следить за исправностью изоляции проводов, не допускать крепления их гвоздями, которые могут нарушить изоляцию.

Из-за неправильного соединения проводов (в скрутку), слабого крепления или сильного окисления контактных поверхностей и мест соединения проводов происходит их сильный разогрев и воспламенение. Неплотный контакт вилок в гнездах штепсельной розетки может привести к сильному разогреву розетки и последующему воспламенение перегородок и стен, на которых смонтирована штепсельная розетка. Это явление обусловлено наличием больших местных переходных сопротивлений. В этих случаях предохранители не могут предупредить возникновение пожара, так как сила тока в цепи не возрастает, а нагрев участка с плохо выполненным соединением проводов достигает опасного предела только лишь вследствие увеличения сопротивления в определенных местах, как правило, на участках большой длины.

Пожарную опасность представляют осветительные лампы накаливания, поскольку происходит сильный нагрев поверхности стеклянной колбы, температура которой может достигать 550°С. Так как в лампах накаливания только 3-8% энергии затрачивается на излучение света, а 92-97% превращается в тепло.

Опасные последствия могут наступить от плохого контакта цоколя лампы с пружиной патрона. Здесь возникает сильный нагрев патрона, что приводит к пересыханию изоляции проводов, потере ими изоляционных свойств и короткому замыканию при включении лампы. Сильный нагрев патрона и, как следствие, высыхания изоляции и короткое замыкание возникают и в том случае, если в обычный патрон ввернуть лампу большой мощности (200-300 Вт).

Разрушение колбы лампы от механических воздействий также приводит к пожарам, так как температура металлических нитей колеблется от 1700 до 2700°С.

Люминесцентные лампы более безопасны в пожарном отношении. Их поверхности всего лишь до 40-50°С.

Для предохранения электросети от перегрузки и короткого замыкания используются плавкие предохранители (пробки), которые срабатывают при повышении напряжения тока выше допустимого.

4. Пожары от бытовых газовых приборов

Основная причина этих пожаров - утечка газа вследствие нарушения герметичности трубопроводов, соединительных узлов или через горелки газовых плит.

Природный и сжиженный баллонный газ (обычно это пропан-бутановая смесь) способны образовывать с воздухом взрывоопасные смеси. При ощущении запаха газа в помещении нельзя зажигать спички, зажигалки, включать или выключать электрические выключатели, входить в помещение с открытым огнем или с папиросой - все это может вызвать взрыв газа.

Сжиженный газ в отличие от природного обладает более пожароопасными свойствами: большой текучестью, быстрым нарастанием упругости паров и удельного объема жидкости и газа с повышением температуры, низким концентрационным пределом взрываемости и т.д.

Если утечка газа произошла из открытого крана на газовом приборе, то его надо закрыть, тщательно проветрить помещение и только после этого можно зажечь огонь. В случае утечки газа в результате повреждения газовой сети или приборов пользование ими необходимо прекратить и немедленно сообщить в контору газового хозяйства.

Нельзя разрешать включать и пользоваться газовыми приборами детям и лицам, не знакомым с устройством этих приборов.

Во избежание несчастных случаев запрещается:

открывать кран на газопроводе перед плитой, не проверив, закрыты ли все краны на распределительном щитке плиты;

открывать краны плиты, не имея в руке зажженной спички;

допустить заливание горящих горелок жидкостью. Если это случайно произойдет, нужно погасить горелку, прочистить ее, удалить жидкость с поддона;

снимать конфорку и ставить посуду непосредственно на горелку;

стучать по кранам, горелкам твердыми предметами, а также поворачивать ручки кранов клещами, щипцами, ключами и т. д.;

самостоятельно ремонтировать плиту или газо-подводящие трубопроводы;

привязывать к газовым плитам, трубам и кранам веревки, вешать на них белье и другие вещи.

Опасно опускание в горячую воду или установка газовых баллонов вблизи отопительных приборов, при обмерзания запорно-редукторного клапана. Итог - быстрый рост внутреннего давления и взрыв.

В случае возникновения пожара:

  • Немедленно сообщить в пожарную охрану по телефону 01, по сотовому тел. 112, указав при этом точный адрес, фамилию, имя, отчество, что горит.
  • До прибытия пожарных подразделений принять возможные меры к эвакуации людей, документов, материальных ценностей.
  • По возможности приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения: огнетушителями, плотной тканью, водой (помня, что водой можно тушить пожар предварительно обесточив помещение).
  • Во время пожара необходимо воздержаться от открытия окон, дверей, не разбивать оконные стекла. Покидая помещение (здание_ нужно закрыть за собой двери, окна, так как приток свежего воздуха способствует быстрому распространению огня.
  • По прибытию пожарных подразделений необходимо встретить представителей пожарной охраны, сообщить все необходимые сведения о наличии в здании людей, о месте нахождения очага пожара, о принятых мерах по его ликвидации.

Внеклассное занятие ШДП.

Тема: Правила обращения с огнём

Цели занятия:

Прививать навыки осторожного обращения с огнём,

Научить предвидеть и прогнозировать опасные ситуации, связанные с возникновением пожаров в помещении;

Воспитывать чувство ответственности.

Оборудование: презентация

Ход занятия:

Оргмомент.

Всем-всем добрый день, прочь с дороги нашей лень.

Не мешай трудиться, не мешай учиться

Сообщение темы

Сегодня мы поговорим об одной очень важной теме, а какая это тема догадайтесь сами. Отгадайте загадку.

Отгадайте загадку.

Рыжий зверь в печи сидит.

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злобы ест дрова

Целый час, а может два.

Ты рукой его не тронь,

Искусает всю ладонь (огонь) Слайд

Так о чем мы сегодня будем говорить? (О правилах пожарной безопасности. Огне.)

Работа по теме

Давайте вспомним, как огонь попал к людям. Его подарил легендарный древнегреческий герой Прометей . Слайд

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага – люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.Огонь стал надежным товарищем и помощником людей.

Ребята, скажите, а огонь стал для людей другом или врагом? Слайд

Выберите правильные картинки, когда огонь наш друг.

Огонь - давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Огонь – друг

На огне можно приготовить пищу

Огонь согревает

Огонь освещает, когда темно

Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Но если с ним не дружить, он может превратиться в жестокого врага.

А когда огонь становится врагом?

Правильно. При неосторожном обращении огонь из верного друга превращается в беспощадного врага. Пожар. Что такое пожар?

Огонь – враг

Огонь – причина пожара

Пожар губит людей

Пожар разрушает жилища, уничтожает леса и их обитателей

Огонь – враг, если к нему относятся небрежно.

Ребята, подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар? Слайд
Неосторожное обращение с огнем – спички, костер;

  • Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печей;
  • Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми приборами;
  • нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;
  • Утечка бытового газа;
  • Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями (хлопушки, петарды, бенгальские огни, фейерверки и т. д.)

Как вести себя во время пожара?

Просмотр мультфильма. Слайд

Самое главное во время пожара – не паниковать, а вспомнить то, чему обучали ранее.

Если выйти из помещения невозможно:

  • Оцени обстановку, убедись в наличии опасности и определи, откуда она исходит.
  • Вызови пожарную охрану по телефону 01.
  • Сообщи о пожаре соседям, отключи газ, электроэнергию, по возможности закрой окна и двери.
  • Немедленно покинь помещение, иди в сторону противоположную пожара.
  • Двигайся к выходу или в сторону не задымленной лестничной клетки.

При выходе через задымлённый коридор:

  • Накройся мокрой плотной тканью, полотенцем, одеялом.
  • Дыши через мокрый

носовой платок, ткань, одежду.

  • Двигайся к выходу, пригнувшись или ползком - внизу дыма меньше.

При пожаре в доме:

  • Вернись, плотно закрой входную дверь.
  • Дверные щели и вентиляционные отверстия заткни мокрыми тряпками.
  • Подавай сигналы спасателям через окно куском яркой ткани или фонариком.
  • При задымлении помещения или повышении температуры выйди на балкон, плотно закрой за собой дверь.

Работа в парах.

Каждая пара получит картинку, соберите её. Подготовьте рассказ, как вы будете действовать в данной ситуации.(телевизор, утюг, компьютер, задымлённое помещение)

Игра «Назови огнеопасные предметы» Слайд

Игра «Набери номер пожарной службы» Слайд

Ученик “звонит” по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:

  • называет адрес, где горит;
  • свой номер телефона;
  • свою фамилию;
  • на каком этаже горит;
  • как лучше подъехать к дому;
  • сколько подъездов в доме.

Поведение итога.

Чему вы научились на нашем занятии?

Что вам понравилось больше всего?

С каким настроением вы заканчиваете наше занятие? Слайд

Слайд (Пусть огонь в сердцах пылает, пожаров не бывает.)

Дополнительно

Я буду вам задавать вопрос, а вы по ходу отвечайте «Это я, это я, это все мои друзья.» или «Нет не я, нет не я, это не мои друзья» или поднимаем руки.

1 .Кто задорный и веселый,верность правилам храня,

Бережет родную школу от огня?

2. Кто поджег траву у дома, подпалил ненужный сор?

А сгорел гараж знакомых и строительный забор?

3 . Кто соседской детворе объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром завершается пожаром?

4 . Кто украдкой в уголке жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол, еле сам живой ушел?

Загадки. Слайды


Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...