Какая работа является подходящей. Понятие подходящей работы



Гражданину, впервые переступающему порог отдела службы занятости, необходимопонимать смысл применяемых там терминов. Это позволит ему вполне осознанноотноситься к принимаемым в отношении него решениям, при необходимости обоснованнопротивостоять им, правильно сделать свой выбор. К этим терминам относится и термин "подходящая работа". Согласно ст.4 Закона о занятости, определено: 1. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера,которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровняего профессиональной подготовки, условиям его последнего места работы (заисключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортнойдоступности рабочего места. 2. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработногоопределяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развитиясети общественного транспорта в данной местности. 3. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественныеработы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностейграждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательстваРоссийской Федерации о труде, считается подходящей для граждан: впервые ищущих работу (ранее не работавших); не имеющих профессии (специальности);уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началубезработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия,предусмотренные законодательством Российской Федерации; ранее занимавшихсяпредпринимательской деятельностью; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (болееодного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучениеи отчисленных за виновные действия; отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии(специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку послеокончания первоначального (12-месячного) периода безработицы; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а такжеболее трех лет не работавших; обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ. 4. Подходящей не может считаться работа, если: она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленногоза последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяетсяна граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточногоминимума трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум), исчисленногов субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае работане может считаться подходящей, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточногоминимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке(Положения этого абзаца вступают в силу со дня установления ПравительствомРФ величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом "Опрожиточном минимуме в Российской Федерации". В настоящее время продолжаютдействовать положения п. 4 ст. 4 Закона о занятости в редакции 1996 г.: "...предлагаемыйзаработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние тримесяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется награждан, среднемесячный заработок которых превышал уровень средней заработнойплаты в республике РФ, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономнойобласти, автономном округе. В этом случае подходящей не может считаться работа,если предлагаемый заработок ниже уровня средней заработной платы в республикеРФ, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области,автономном округе".). При этом необходимо иметь в виду, что, согласно п. 2 ст. 7 Закона о занятости,органы государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с осложнениемситуации, каса-ющейся занятости населения на отдельных территориях, вправеопределить другие критерии подходящей работы по сравнению с теми, которыеустановлены п. 1 указанной выше ст. 4 Закона о занятости. Порядок отнесениятерриторий к напряженным по ситуации, сложившейся на рынке труда, определяетсяПравительством РФ. Кроме того, п. 3 ст. 7 предусмотрено, что законодательствомсубъектов Российской Федерации, решениями органов местного самоуправления,соглашениями могут предусматриваться иные, не противоречащие настоящему Законууточнения определения подходящей работы, усиливающие социальную защищенностьграждан. Как видим, Закон о занятости выделяет четыре условия подходящей работы. Остановимся на каждом из них. Первое условие - профессиональная пригодность гражданина, которая определяетсяуровнем профессионального образования, подтвержденным соответствующим документом(дипломом, свидетельством), продолжительностью (опытом) работы по имеющейсяпрофессии (специальности) и по другим профессиям, приобретенным в процессетрудовой деятельности, а также уровнем квалификации (разряд, класс, категория). Служба занятости, подбирая гражданам подходящую работу, учитывает квалификационныетребования, определенные квалификационными характеристиками профессий рабочих,должностей руководителей, специалистов и служащих, которые предъявляются работодателямик работникам. При определении профессиональной пригодности гражданина к выполнениюработы по вакантной должности целесообразно пользоваться квалификационнымихарактеристиками, содержащимися в тарифно-квалификационных справочниках. Еслигражданин имеет несколько профессий, то поиск работы проводится по каждойиз них. При этом служба занятости отдает предпочтение той профессии (специальности),по которой гражданин работал перед обращением в службу занятости, учитываетжелание гражданина и наличие вакансий на рынке труда. Второе условие - учет условий последнего места работы. Сюда включаютсяв первую очередь вопросы оплаты и охраны труда. Заработок по предлагаемойработе должен быть не ниже среднемесячного заработка на прежнем месте работы.Работодатель выдает высвобождающемуся работнику справку о среднем заработке.Подсчет среднего заработка ведется за последние три месяца. Третье условие - состояние здоровья гражданина. Служба занятости ведетпоиск вакансий, принимая во внимание как возраст гражданина, так и его физическиенедостатки, имеющиеся хронические заболевания. Четвертое условие - транспортная доступность рабочего места. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработногоопределяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развитиясети общественного транспорта в данной местности. На практике величина максимальнойудаленности устанавливается нормативными актами субъектов РФ или для всехработников, или в зависимости от категорий граждан, нуждающихся в трудоустройстве,например для инвалидов, женщин, имеющих детей, и т.д. Например, в Москве женщины, имеющие маленьких детей, должны тратить надорогу от дома до работы не более одного часа, а беременные женщины - 45 минут.Служба занятости учитывает как протяженность маршрутов различного вида общественноготранспорта (автобус, троллейбус, трамвай, метро, электричка и др.), так иместа пересадок с одного вида транспорта на другой, с тем чтобы время в путиот дома до работы было минимальным. В соответствии со ст. 5 Закона РФ "Об образовании" (См.: Собрание законодательстваРФ. 1996. N 3. Ст. 150.) гражданам, впервые ищущим работу, не имеющим профессии(специальности), в службе занятости сообщают в первую очередь о том, что государствомгарантируется на конкурсной основе получение бесплатного профессиональногообразования в государственных муниципальных образовательных учреждениях впределах государственных образовательных стандартов, если образование данногоуровня гражданин получает впервые. Указанная категория граждан может пройти профессиональное обучение ипо направлению службы занятости, как правило, по краткосрочной форме обучения;при этом обучение не означает гарантированного трудоустройства, а проводитсяс целью дать возможность на конкурентной основе с помощью службы занятостинайти работу. В случае отказа от получения профессиональной подготовки службазанятости может предложить: оплачиваемую работу, включая работу временногохарактера; работу, не требующую предварительной подготовки; работу, требующуюпредварительной подготовки, как правило, на условиях трудоустройства на ученическоерабочее место на предприятии. В отношении тех граждан, которые обратились в службу занятости послетрехгодичного перерыва в работе или у кого окончился первоначальный (12-месячный)период безработицы, а также для работников-сезонников необходимо учитыватьэто пожелание. Тем, у кого не истек трехгодичный перерыв в работе или ктоимеет статус безработного менее 12 месяцев, обязательно сначала нужно предложитьповысить (восстановить) квалификацию или получить смежную специальность. Предлагатьработу, не требующую предварительной подготовки, можно только после отказабезработного сделать это, и лишь при таком условии работа может считатьсяподходящей. Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что, если средилиц, впервые ищущих работу, встречаются несовершеннолетние, окончившие среднююшколу, а среди тех, у кого не истек трехгодичный перерыв в работе, - женщины,родившие ребенка, в трудовом законодательстве, в Основах законодательстваРоссийской Федерации об охране труда есть специальные правовые нормы, регулирующиетруд подростков и женщин. При поиске подходящей работы для молодежи службы занятости должны учитывать,что КЗоТ РФ (ст. 175) запрещает применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелыхработах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземныхработах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственномуразвитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозкеи торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсичнымипрепаратами). Необходимо учитывать особые требования КЗоТ РФ и при подборе подходящейработы для женщин. Так, например, статья 160 запрещает применение труда женщинна тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземныхработах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ посанитарному и бытовому обслуживанию). Список тяжелых работ и работ с вреднымиусловиями труда женщин утверждается в порядке, установленном законодательством.Запрещаются переноска и передвижение женщинами тяжестей, превышающих установленныедля них предельные нормы. Статья 161 КЗоТ РФ ограничивает труд женщин на работах в ночное время. Привлечение женщин к работам в ночное время не допускается, за исключениемтех отраслей народного хозяйства, где это вызвано особой необходимостью иоформлено разрешением в качестве временной меры. Кроме того, статья 162 запрещает ночные сверхурочные работы и направленияв командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трехлет. Не допускается привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работами работам в выходные дни и направление в командировки беременных женщин иженщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. В тех случаях, когда служба занятости предлагает гражданину работу, которуюон считает для себя неподходящей, и мнения сторон по этому вопросу расходятся,он вправе обжаловать решение службы занятости и ее должностных лиц в вышестоящеморгане службы занятости, а также в суде в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации (ст. 11 Закона о занятости).

В п. 1 ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" дано понятие подходящей работы. Подходящей считается такая работа, в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности. В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" подходящей не может считаться работа, если: 1) она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; 2) условия труда не соответствуют нормам и правилам по охране труда; 3) предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, за исключением случаев, когда средний месячный заработок гражданина превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Сказанное позволяет выделить следующие обстоятельства, доказанность которых позволяет признать подходящей предлагаемую гражданину работу. Во-первых, таким обстоятельством является предоставление гражданину работы, которая соответствует профессиональной пригодности гражданина с учетом уровня его профессиональной подготовки. То есть при предоставлении работы гражданину должны быть учтены имеющаяся у него профессия, а также навыки работы по этой профессии. При предоставлении подходящей работы учитываются и профессиональные навыки гражданина, полученные по последнему месту работы.

Во-вторых, предлагаемая работа должна соответствовать условиям последнего места работы. В связи с этим при предложении подходящей работы должны быть учтены профессия, должность, специальность по последнему месту работы, размер получаемой заработной платы в сумме, не превышающей прожиточный минимум на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Из данного правила сделано исключение для выполнения общественных работ, к которым граждане могут привлекаться и без учета условий последнего места работы. В-третьих, обстоятельством, характеризующим правовое понятие подходящей работы, является соответствие состояния здоровья гражданина предлагаемым условиям для будущей трудовой деятельности. Не может считаться подходящей работа, которая противопоказана гражданину по состоянию здоровья. В-четвертых, обстоятельством, входящим в правовое понятие подходящей работы, является транспортная доступность предлагаемого гражданину рабочего места. Рабочее место, которое предлагается гражданину в качестве подходящей работы, должно находиться в том же населенном пункте. Предоставление работы в другом населенном пункте связано с переменой места жительства. Поэтому предоставление работы в другом населенном пункте может быть признано подходящей работой исключительно с согласия гражданина. Такое согласие должно быть выражено в простой письменной форме. В пределах населенного пункта максимальную удаленность подходящей работы от места жительства гражданина определяет соответствующий орган местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. При превышении установленных органом местного самоуправления нормативов удаленности предлагаемой работы от места жительства гражданина такая работа не может быть признана подходящей. В-пятых, обстоятельством, характеризующим правовое понятие "подходящая работа", является соответствие условий труда по предлагаемой гражданину работе действующим требованиям по охране труда. Доказанность перечисленных обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что предлагаемая гражданину работа является для него подходящей. При возникновении спора между гражданином и органом службы занятости по поводу предлагаемой гражданину работы обязанность доказать перечисленные обстоятельства лежит на представителях соответствующего органа службы занятости.

Из рассмотренных правил признания работы подходящей сделано исключение. В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям действующего законодательства, является подходящей для следующих граждан: 1) впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), уволенных более одного раза в течение одного года, предшествующего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и иные виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия; 2) отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переобучение после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы; 3) состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших; 4) обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ. Однако и предлагаемая перечисленным гражданам работа должна соответствовать требованиям действующего трудового законодательства, а также их состоянию здоровья. Предлагаемая им работа не может быть признана подходящей, если она противопоказана по состоянию здоровья. Предлагаемая перечисленным гражданам работа для ее признания подходящей должна соответствовать установленным требованиям транспортной доступности. Однако при предоставлении перечисленным гражданам подходящей работы не учитываются их профессиональные навыки, а также условия последнего места работы. С очевидностью возникает вопрос о соответствии перечисленных ограничений прав граждан требованиям ст. ст. 19, 55 Конституции РФ, решение которого относится к подведомственности Конституционного Суда РФ.

Учебник "Трудовое право России" Миронов В. И.

Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, ищущие работу и готовые приступить к ней и обратившиеся в государственные учреждения службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, регистрируются в установленном законом порядке.

В целях трудоустройства осуществляется регистрация безработных граждан в органах государственной службы занятости. Основные этапы регистрации безработных граждан определены Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан». Этот порядок включает четыре этапа:

первичная регистрация безработных граждан;

регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;

регистрация граждан в качестве безработных;

перерегистрация безработных граждан.

При первичной регистрации от граждан не требуется никаких документов. Она осуществляется в целях учета общей численности безработных. При этом предполагается, что органы занятости должны фиксировать в регистрационных документах сведения об обратившемся гражданине. На практике, как правило, такой учет не ведется, а процедура первичной регистрации имеет консультативное значение. 13

Регистрация граждан в целях подходящей работы осуществляется органом занятости по месту жительства гражданина со дня представления им необходимых документов:

паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;

трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовой стаж;

документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию;

справка о среднем заработке по последнему месту работы.

Инвалиды в дополнение к этим документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалидов, выданные в установленном порядке. Если гражданин не имеет инвалидности, но имеет другие ограничения в трудовой деятельности (например, хроническое заболевание), то он должен предоставить соответствующие медицинские документы.

Органы по вопросам занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы. Гражданину, впервые ищущему работу и не имеющему профессии, орган занятости может предложить два варианта получения профессиональной подготовки. Если предложенные варианты работы являются для данного гражданина подходящими, то в случае отказа он не будет зарегистрирован в качестве безработного. Однако недопустимо предлагать гражданину одну и ту же работу дважды. 14

На каждого гражданина, зарегистрированного в целях поисках подходящей работы, оформляется личное дело. В нем производятся соответствующие записи о всех предложениях органов по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении граждан в органы по вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями органов по вопросам занятости.

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется в срок, установленный органом занятости, но не позднее чем через 11 дней после регистрации в целях поиска подходящей работы. При этом гражданин предъявляет те же документы, что и на этапе регистрации в целях поиска подходящей работы. При необходимости орган занятости может потребовать дополнительную или уточненную справку о среднем заработке по последнему месту работы. Датой регистрации гражданина в качестве безработного является дата принятия учреждениями службы занятости решения о признании его безработным.

Граждане, признанные безработные, обязаны проходить перерегистрацию не реже двух раз в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, - не реже одного раза в месяц. В случае нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации выплата пособия по безработице может быть приостановлена сроком до трех месяцев. При длительной, т.е. более месяца, неявке на перерегистрацию безработный снимается с регистрационного учета.

При перерегистрации безработные предъявляют паспорт и трудовую книжку. Впервые идущие работу и не имеющие профессии предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Безработные граждане снимаются органами занятости с регистрационного учета в случае признания их занятыми. А так же в случае направления его органом занятости для прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки.

Гражданин снимается с регистрационного учета вследствие неявки без уважительных причин в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы в орган занятости для предложения ему подходящей работы, а также неявки в срок, установленный органом по вопросам занятости, для регистрации в качестве безработного.

Безработный снимается с регистрационного учета при переезде в другую местность. В этом случае гражданин будет зарегистрирован в качестве безработного в органе занятости по новому месту жительства.

Законом предусмотрено снятие гражданина с регистрационного учета в качестве безработного за предоставление заведомо ложных сведений при регистрации, а также в случае обнаружения злоупотреблений с его стороны.

Наконец, безработный снимается с регистрационного учета в случае назначения ему пенсии в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Имеется в виду не только назначение трудовой пенсии по старости на общих основаниях (т. е. при достижении пенсионного возраста), но и досрочное назначение пенсии (в том числе по предложению органов занятости), назначение пенсии за выслугу лет и т.п.

Исходя из принципа свободы труда, правоотношения с органом трудоустройства всегда могут быть прекращены по инициативе гражданина. Он вправе отказаться от услуг в трудоустройстве на работу, как до получения направления, так и после получения, поскольку направление не создает каких-либо правовых последствий для трудоустраиваемого. Завершение процесса трудоустройства связывается с правоотношениями между трудоустраиваемым гражданином и работодателем, которые возникают с получением гражданином от органа трудоустройства направления на работу или на профессиональное обучение и предъявлением его работодателю. 15

Выбор редакции
1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...

Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...

Рецепт быстрого приготовления спагетти по-итальянски с чесноком, красным перцем и оливковым маслом. Все о пользе классических макарон...

Сон о лавине снега предвещает наступление рискованной ситуации, в которой вы можете оказаться по собственной вине. Любое необдуманное...
Символ тяжелого труда, трудной дороги. По наличию мозолей на руках определяли, что человек из крестьян, из рабочей среды. Сбитые в кровь...
Сторонники запрета на гадание приводят следующие доводы: Просмотр вероятностей развития событий может нарушить равновесие в сторону срыва...
Алкогольные коктейли, в том числе и «Ром Кола», являются в своем роде произведениями искусства. Их назначение заключается в формировании...
В этой статье о сливовом вине будет, пожалуй, больше теории, чем практики, но, во-первых, чтоб отлично проходили практические занятия по...
Печь хлеб, который олицетворяет в народном сознании самое насущное, означает укрепление благосостояния. Насколько человек разбогатеет,...