Акт внутреннего расследования причин и обстоятельств пожара. Акт служебного расследования


ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРА

2.1. Пожар, явившийся причиной или следствием технологического нарушения в работе оборудования, расследуется в соответствии с "Инструкцией по расследованию и учету технологических нарушений в работе энергосистем, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей" . В этом случае отдельный акт расследования пожара не оформляется, однако основные положения обстоятельств его возникновения и тушения должны в полном объеме вносится в акт расследования технологического нарушения.

В случаях, когда пожар не вызван технологическим нарушением работы оборудования, а также, если акт технологического нарушения на бумажном носителе не составляется, обстоятельства расследования возникновения и тушения пожара должны оформляется актом по .

2.2. Администрация объекта до начала работы комиссии по расследованию пожара обязана принять следующие меры :

2.3.1. После ликвидации пожара обеспечить сбор объяснительных записок от очевидцев и участников тушения пожара, диаграммы регистрирующих приборов, записей оперативных переговоров и имеющиеся вещественные доказательства, относящиеся к причинам пожара, которые по описи должны передаваться в комиссию по расследованию;

2.3.2. Сохранить обстановку на месте пожара такой, какой она была сразу после его ликвидации. В случае невозможности ее сохранения зафиксировать обстановку с помощью видеоаппаратуры, составления схем, эскизов и других средств;

2.3.3. Прекратить в зоне пожара все работы, кроме работ, связанных со спасением и обеспечением безопасности людей или защиты материальных ценностей, а также работ по пуску оборудования, если это вызвано режимом работы объекта;

2.3.4. Запретить вскрытие и разборку технологического оборудования, которое явилось источником возникновения пожара, до прибытия комиссии или специалистов (экспертов), привлеченных к расследованию.

2.4. Члены комиссии имеют право в процессе расследования проводить дополнительный опрос (брать письменное объяснение) персонала, руководителей предприятий (организаций) и их структурных подразделений, а также знакомиться с записью переговоров персонала, оперативной, распорядительной и технологической документацией и другими материалами, имеющими отношение к пожару и противопожарному состоянию объекта.

2.5. Расследование пожара должно быть начато немедленно и закончено в десятидневный срок.

В особых случаях, по представлению председателя комиссии, срок расследования может быть продлён организацией, назначившей комиссию по расследованию. В акте расследования об этом делается соответствующая запись.

2.6. Работа комиссии должна проводиться в соответствии с регламентом, устанавливаемым ее председателем.

2.7. При расследовании пожара устанавливаются обстоятельства , связанные с его возникновением и развитием, процессом организации тушения, а также последствия пожара, которые должны отражаться в описательном блоке акта (), а именно:

2.7.1. Принятые персоналом объекта и пожарными подразделениями меры по тушению пожара. Недостатки и положительные стороны в тушении пожара ;

2.7.2. Состояние технологического оборудования и строительных конструкций, способствовавшее возникновению, развитию или ограничению (локализации) пожара;

2.7.3. Состояние электротехнического оборудования (в том числе кабелей и проводов) или приборов, которое явилось причиной возникновения пожара или его развития;

2.7.4. Эффективность работы средств противопожарной защиты: противопожарного водопровода, установок автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, устройств охлаждения ферм машинного зала, огнезащитных покрытий кабелей, первичных средства пожаротушения и т.п. Недостатки и положительные стороны в работе средств противопожарной защиты;

2.7.5. Противопожарные мероприятия, изложенные в предписаниях органов пожарной охраны и РП "Энерготехнадзор", на основании требований норм и правил пожарной безопасности, полное или частичное невыполнение которых привело к возникновению пожара, его развитию и (или) вызвало недостатки в процессе тушения;

2.7.6. Заключения соответствующих организаций или специалистов, которые подтверждают причины пожара и его развития (в необходимых случаях);

2.7.7. Указываются последствия пожара, которые должны учитывать уничтоженное или поврежденное в ходе тушения пожара оборудование, здания и сооружения;

2.7.7.1.Материальный ущерб, который состоит из прямого и косвенного ущерба, определяется на основании документов бухгалтерской отчетности, сведений страховых компаний, документов собственников личного имущества;

2.7.7.2. Сведения о погибших и пострадавших в процессе тушения пожара от воздействия опасных факторов пожара (ожоги, отравления, телесные повреждения от обрушения строительных конструкций, оборудования, падения при пожаре, воздействие машин и механизмов и другое).

2.8. В акт расследования обязательно включаются мероприятия, рекомендуемые комиссией, направленные на предотвращение и развитие аналогичных пожаров.

2.9. Все несчастные случаи с персоналом во время пожара (травмы, ожоги, смертельный исход, воздействие опасных факторов пожара) должны расследоваться в соответствии с действующим "Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве".

2.10. К акту расследования должны быть приложены все необходимые документы, подтверждающие выводы комиссии (диаграммы регистрирующих приборов, стенограммы оперативных переговоров, выписки из оперативных журналов, объяснительные записки, схемы, чертежи, фотографии, результаты испытаний, приказы о наказании виновных лиц и т.п.).

2.11. Акт расследования должен быть подписан всеми членами комиссии, а при несогласии с отдельными его положениями одного или ряда членов комиссии - допускается подписание акта "с особым мнением", которое прилагается к акту.

2.12. По завершении расследования пожара руководством предприятия в обязательном порядке издается распорядительный документ с изложением в нем результатов расследования и организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности предприятия и наказанием лиц, не принявших мер по недопущению его возникновения и развития, а также по частичному возмещению причинен-ного ущерба на основании действующего законодательства.

2.13. По окончании расследования по одному экземпляру акта расследования пожара немедленно направляется в РП "Энерготехнадзор", Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей, и вышестоящую организацию по подчинённости.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ И ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА, ПРОИЗОШЕДШЕГО В ЗДАНИИ (ПОМЕЩЕНИИ) ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА

Приложение 3
к Инструкции о порядке
списания пришедших в
негодное состояние или
утраченных материальных
ценностей в таможенных органах

АКТ
РАССЛЕДОВАНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ И ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ПОЖАРА
____________________________________________

"___" ____________ 19__ г. г. _______________
Комиссией (мною) _____________________________________________
(должность, фамилия, инициалы)
на основании предписания __________________________ от "___"
______________ 19__ г. за No. ___________ совместно с ____________
в присутствии ____________________________________________________
(должность, фамилия, инициалы)
произведено расследование обстоятельств и причины возникновения
пожара в ________________________________________________________,
(наименование таможенного органа)
произошедшего ____________________________________________________
(наименование здания, помещения)

(дата, месяц, год)
Расследованием установлено:
1. Краткая строительная характеристика здания (дата постройки, материал стен, перекрытий, кровли, вид отопления и освещения).
Соответствие здания (сооружения) существующим строительным нормам и правилам. Для производственных помещений краткое описание технологии.
2. Обстоятельства возникновения пожара:
Обстановка до возникновения пожара, какие нагревательные приборы применялись и т.д., кто последним вышел из здания (помещения), кем оно осматривалось до закрытия (если пожар возник в нерабочее время), кто обнаружил пожар.
Обстановка в здании (сооружении) в момент обнаружения пожара. Местонахождение очага пожара.
Фиксируется время закрытия склада (хранилища, помещения), время обнаружения пожара и вызова пожарной команды.
3. Тушение пожара:
Действия лиц, обнаруживших пожар, и сотрудников таможенного органа по тушению пожара и эвакуации имущества. Обстановка к моменту прибытия пожарной команды.
Действия прибывших пожарных команд, порядок использования источников водоснабжения и подачи стволов.
Расстояние от источника водоснабжения до места пожара. Состояние погоды, направление и сила ветра.
Оценка работы пожарных команд, обеспеченность водоснабжением. Время локализации и ликвидации пожара. Несчастные случаи с людьми.
4. Причина пожара:
Указывается и обосновывается наиболее вероятная причина пожара. Что способствовало распространению пожара. Указать, кто ведет следствие по пожару.
5. Ущерб от пожара:
Что сгорело и повреждено огнем. Общий ущерб от пожара, в том числе по строению, оборудованию и имуществу.
6. Виновники пожара:
Непосредственные виновники пожара. Должностные лица таможенного органа, не обеспечившие проведение мер пожарной безопасности. Какие конкретно нарушения требований приказов, инструкций и правил пожарной безопасности были допущены ими при эксплуатации помещений или при хранении имущества.
7. Состояние противопожарной охраны в таможенном органе:
Основные недостатки в организации пожарной охраны таможенного органа.
Перечень невыполненных мероприятий, связанных с причиной возникновения пожара, его распространением и тушением.
8. Выводы:
Пожар в таможенном органе возник в результате нарушений

(указать, какие требования приказов по мерам пожарной
__________________________________________________________________
безопасности были нарушены)
__________________________________________________________________
9. Предложения по списанию материальных ценностей,
уничтоженных пожаром, и возмещению причиненного ущерба
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Председатель комиссии ___________ __________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Члены комиссии ___________ __________________________

___________ __________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
"___" ______________ 19__ г.
С актом ознакомлен:
Руководитель
таможенного органа ___________ __________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
С выводами комиссии согласен
_________________ ____________ __________________________
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
"____" _____________ 19__ г.

Расследование и учет пожаров

Пожары расследуют с целью установления их обстоятельств и причин, виновных, сумм возмещения материального ущерба гражданам, предприятиям, страховым компаниям. Расследование проводит администрация предприятия, государственные инспекторы Госпожнадзора, дознаватели.

При расследовании:

– осматривают место происшествия, составляют протокол и схему места пожара;

– получают объяснительные от потерпевших, виновных лиц, свидетелей, участников тушения, от ответственных за противопожарное состояние и охрану предприятия, объекта;

– истребуют ведомственный акт служебного расследования пожара, техническую и служебную документацию, заключения специалистов (электриков, химиков и др.), документы, подтверждающие материальный ущерб;

– проводят необходимые пожарно-технические, медицинские экспертизы и т. п.

При расследовании устанавливают:

– время, место возникновения пожара, данные о его развитии и тушении;

– причины пожара, лиц, виновных в его возникновении; обстоятельства, влияющие на степень и характер их вины, ответственности;

– материальный ущерб от пожара, наличие пострадавших;

– причины и условия, способствовавшие возникновению и развитию пожара.

Сегодня ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несут:

– руководители федеральных органов исполнительной власти;

– руководители органов местного самоуправления;

– собственники имущества;

– лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

– лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

– должностные лица в пределах своей компетенции и др.

Данные лица и иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

В соответствии с Инструкцией о порядке государственного статистического учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации учету подлежат все пожары, если они привели к травмированию, гибели людей, либо уничтожению, повреждению материальных ценностей.

Государственный статистический учет пожаров и последствий от них ведет Росстат по представлению Федеральной противопожарной службы МЧС России.

Учет пострадавших при пожаре осуществляют на основании сведений, представляемых медицинскими учреждениями. Медицинские учреждения обязаны незамедлительно сообщать в органы, ведущие учет, сведения о пострадавших при пожарах лицах, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи, а также об умерших от травм, полученных при пожаре. Они также обязаны по запросам должностных лиц, проводящих проверку (расследование) по пожарам, выдавать документы, подтверждающие факт смерти или травмирования лиц на пожаре.

Учет материального ущерба от пожара. Учету подлежит прямой материальный ущерб от пожара, который осуществляют на основании документов бухгалтерской отчетности объединений, организаций, на которых произошел пожар, а также на основании сведений страховых организаций, выписок из решений судебных органов, документов собственников личного имущества. Все эти организации обязаны представлять в органы, ведущие учет, документы, подтверждающие величину причиненного пожаром материального ущерба.

В прямой материальный ущерб от пожаров включают ущерб, нанесенный недвижимости, основным фондам, оборотным средствам, личному имуществу граждан, ценным бумагам.

2.9. Ответственность за нарушение
требований пожарной безопасности

За нарушение требований пожарной безопасности виновные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности.

Кдисциплинарной ответственности виновных лиц привлекает работодатель своим приказом. Он имеет право объявить замечание, выговор, увольнение по соответствующему основанию (ст. 192 Трудового кодекса РФ) .

Кадминистративной ответственности в виде штрафа виновных лиц привлекают государственные инспекторы по пожарному надзору по соответствующим статьям КоАП РФ :

– ст. 20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности»

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

4. Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

5. Повторное совершение административного правонарушения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

8. Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

ст. 8.32 «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах»

1. Нарушение требований пожарной безопасности -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

3. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Уголовная ответственность наступает по решению суда по статьям Уголовного кодекса РФ :

ст. 219 «Нарушение требований пожарной безопасности »

1. Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

ст. 261 «Уничтожение или повреждение лесных насаждений

1. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, если они причинили крупный ущерб, -

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия -

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет или без такового.

4. Деяния, если они причинили крупный ущерб, -

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, если стоимость уничтоженных или поврежденных лесных насаждений и иных насаждений, исчисленная по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышает пятьдесят тысяч рублей.

Контрольные вопросы

1. Что понимают под системой обеспечения пожарной безопасности?

2. Каким образом система обеспечения пожарной безопасности реализуется при разработке генерального плана застройки?

3. Каковы минимальные расстояния от автозаправочных станций с подземными резервуарами до административно-бытовых зданий, жилых зданий, автомобильных дорог и лесных массивов?

4. Что должна включать система пожарной безопасности при проектировании и строительстве производственных объектов?

5. Что из себя представляет план эвакуации людей при пожаре?

6. Как необходимо правильно содержать территории населенных пунктов, чтобы их обезопасить от пожаров?

7. Каков порядок действий граждан при обнаружении пожара?

8. Каковы функции государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на предприятиях?

9. Какие действия (мероприятия) проводят инспектора Госпожнадзора при расследовании причин пожара?

10. Как осуществляю учет пострадавших при пожаре и учет материального ущерба от пожара?

11. В каких статьях КоАП РФ и Уголовного кодекса РФ прописана ответственность за нарушение требований пожарной безопасности?

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОГО РЕЖИМА
НА ПРЕДПРИЯТИИ

Схема расследования пожара

Как происходит расследование причин пожара у нас в России в настоящее время? Очень, очень плохо. В стране нет единой службы наподобие штатовской Службы Пожарных Маршаллов, которая выдавала бы вердикт о причине пожара и отвечала за него перед судом штата.

Сейчас эта деятельность в России «размыта» по разным органам, службам, судам.

Объясним на примере.

Произошёл пожар в жилом доме. Вызванные пожарные потушили пожар. Что происходит дальше?

1. Сразу после пожара (или на следующий день) командир отделения, которое тушило пожар и первым прибыло на место пожара, составляет Акт о пожаре, который являетсядокументом, справкой для «ведомственного» пользования, в которой указано когда обнаружен пожар, когда была вызвана пожарная бригада, когда эта бригада прибыла на место пожара, сколько расчётов было использовано при тушении, какие средства пожаротушения использовались. Причина пожара может быть указана, а может и нет . На этом этапе причина определяется исходя из показаний очевидцев (если таковые имеются).Чаще всего начальники караулов обходятся фразой: «Причина пожара устанавливается».

2. Следующий этап зависит от того, были ли обнаружены при тушении пожара тела погибших или нет.

2.1.) если жертвы были, дело о гибели на пожаре начинает расследовать следователи Следственного Отдела (СО) при Районном Отделе Внутренних Дел (РОВД ), того района, где случился пожар.

2.2.) если жертв было много, то дело о массовой гибели людей на пожара начинает расследовать следователь СО Следственного Комитета (СК ) при Прокуратуре района, города или области (края).

2.3.) если жертв не было, а лишь небольшой материальный ущерб, то дело о пожаре расследуется дознавателем Отдела Дознания (ОД) службы Государственного Пожарного Надзора (ГПН) того района, где произошёл пожар.

2.4.) если ущерб был большой, то расследованием может заниматься как дознаватель ГПН, так и следователь РОВД. А если ущерб очень большой,то могут подключить и следователя Прокуратуры.

Каждый из перечисленных органов следствия имеет свои особенности ведения дел, и имеет разную квалификацию в расследовании пожаров.

Наиболее квалифицированы дознаватели ГПН , но их задача была и остаётся не установить причину пожара, а установить наличие умысла в возникновении пожара или отсутствие такового. Как только он решает, что умысла не было (поджога, то бишь), он с лёгким сердцем выносит Постановление об отказе в возбуждении Уголовного Дела (УД ) и отпускает Пострадавших от пожара граждан на все четыре стороны, предоставляя им право в суде выяснять: Кто виноват в пожаре?

Трудно идёт расследование пожаров у следователей РОВД и Прокуратуры. Так как они в основном сосредоточены на вопросах: Кто убил? или Кто поджог? То есть им важно Кто?, а не Как? А учитывая, что дела по поджогам имеют малый процент раскрытия, то эти дела они не любят, и стараются быстрее закрыть. Порой с формулировкой: «За отсутствием подозреваемого лица».

Учитывая всё это, перейдём к рассмотрению технологии установления причин пожара, т.е. к следующему этапу.

3. Сразу после пожара на место пожара прибывает дознаватель ГПН и производит осмотр места пожара с составлением Протокола осмотра места пожара. Иногда (не всегда) на осмотре присутствуют специалисты Испытательной Пожарной Лаборатории (ИПЛ ), которые участвуют в осмотре, производят фотографирование и изъятие вещественных доказательств. Данная служба входит в состав МЧС, как и ГПН. По просьбе дознавателя они могут провести исследования и составить Техническое заключение о причине пожара, которое, в юридическом смысле, не является Экспертизой. Но, так как ИПЛ в настоящее время наделены правами Судебно-Экспертных Учреждений (СЭУ ), то они могут составить и Экспертное заключение о причине пожара, если дознаватель ГПН вынесет в их адрес Постановление о назначении экспертизы. Разница в том, что за выводы, сделанными имив Техническом заключения о причине пожара специалисты ИПЛ ответственности не несут, а за выводы Экспертного заключения несут уголовную ответственность. Угадайте, где они смело укажут на любую причину пожара , а где откажутся от решения вопроса?

Кстати, дознаватель ГПН может назначить проведение экспертизы и в другое государственное СЭУ , где ему обязаны будут так же бесплатно провести экспертизу, как и ИПЛ.

Таким образом, в материалах дознания по причине пожара могут и должны иметься следующие материалы: Акт о пожаре, протокол осмотра места пожара, объяснения свидетелей и очевидцев пожара, заявления потерпевших о размере ущерба, Техническое заключение о причине пожара или Экспертное заключение.

На основании собранных материалов и результатов заключения (или экспертизы) дознаватель выносит решение о причине возникновения пожара.

4. В случае, если при тушении пожара или при осмотре места пожара обнаруживаются погибшие, то расследование передаётся следователю РОВД или прокуратуры с возбуждением Уголовного дела или Поручением о проверке совершения уголовного преступления. Схема расследования этих органов следующая.

Сначала проводится осмотр места пожара с составлением Протокола осмотра места преступления , в котором главное внимание уделяется месторасположению трупа, обстановки его окружающей, следам насильственных действий и пр. Следы пожара и возможная причина пожара их интересует в последнюю очередь. Поэтому эти протоколы содержат мало информации для исследования обстоятельств возникновения пожара. При проведении осмотра проводится, как правило, фотографирование места обнаружения трупа и общий вид места пожара, которые так же малоинформативны для установления причины пожара.

После проведения Судебно-медицинской экспертизы (СМЭ ), при которой устанавливается причина смерти, устанавливается личность погибшего, и в зависимости от причины смерти решается вопрос: Кто убил? или Кто поджёг?

В первом случае, когда погибший сначала был убит, а потом возник пожар, следователь уверен, что найдя преступника онузнает и как возник пожар. Поэтому причина пожара ему не интересна.

Во втором случае, когда человек погиб при пожаре, следователю проще всего списать возникновение пожара на самого погибшего («… от неосторожного обращения с огнём…»)- не надо искать того, кто дверь подпёр.

В связи с вышеизложенным можно заключить, что расследовать причину пожара при ведении уголовного дела следователю невыгодно – а вдруг экспертиза даст вывод, что было не «… неосторожное обращение…»,а поджог? Тогда надо будет искать поджигателя, а это очень хлопотно и непросто!

Впрочем, надзирающие за ходом дела прокуроры, требуют от следователей проведение всех, предусмотренных законом следственных действий, одним из которых является проведение Пожарно-технической экспертизы (ПТЭ) , которая проводится в государственных СЭУ для следствия бесплатно. Такими СЭУ являются: Испытательные Пожарные Лаборатории МЧС (ИПЛ), Региональные Центры МЮ (РЦ) и (ЛСЭ), Экспертно-Криминалистические Центры МВД (ЭКЦ). Однако, в двух последних может и не быть экспертов- пожаротехников. Законом не запрещено следствию назначать экспертизы и негосударственным СЭУ и частным экспертам , но отсутствие финансирования и ряд других причин не позволяют им этого делать. Одной из причин является то, чточаще всего, ни следователю, ни надзирающему прокурору результаты этой экспертизы не нужны, а самым удобным выводом является НПВ (Не Представляется Возможным) . «…Мы сделали всё возможное, но даже экспертиза показала, что решить вопрос о возникновении пожара не представляется возможным…». Поэтому потерпевшие (родственники погибшего) не могут надеяться на то, что преступление будет раскрыто, а виновные – наказаны. Следует отметить, что при расследовании пожара по этой схеме следователь обязан ознакомить с результатами экспертизы и потерпевшую сторону, и обвиняемого, если такой будет иметься. А вот включать в Постановление о назначении экспертизы вопросы сторон он не обязан.Вот здесь можно рекомендовать заинтересованным сторонам воспользоватьсяуслугами негосударственных СЭУ или частных экспертов , которые помогут разобраться в наукообразных выражениях Экспертного заключения , и определить степень допустимости используемых при проведении экспертных исследований методов и используемых методик, оценить уровень обоснованности Выводов экспертизы. Это всё может пригодится для составления стороной, недовольной ходом проводимого расследования, Заявления прокурору, с жалобой на действия (или бездействия) следствия.

5. Что бывает, когда при пожаре никто не погибает, но имеется материальный ущерб?

Тогда дознаватель ГПН после проведения дознания, не находя признаков преступления (свидетельств поджога), составляет Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, и передаёт его пострадавшему от пожара. При этом разъясняется, что предъявление претензии за возникновение пожара и повреждение имущества он (пострадавший) может предъявлять гражданский иск в суд на того, из-за неосторожности которого или ненадлежащего исполнения которым своих обязанностей произошёл пожар.

Это может быть (по версии дознавателя) сосед, от которого начался пожар, рабочий, проводящий работы без соблюдения правил пожарной безопасности, организация, некачественно выполнившая работу и пр.

На руках потерпевшего, как правило, остаётся копия Акта о пожаре и копия Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Что с ними делать? Хорошо, если в Постановлении указана фамилия –имя-отчество лица, из-за действий которого произошёл пожар, то на него и подавать в суд Иск о возмещении ущерба. А если нет? Ведь дознаватель не обязан устанавливать, кто конкретно неправильно сложил печь, смонтировал электропроводку, оставил включённый электронагреватель. Его основная задача, напомним, установить: произошёл ли пожар в результате поджога или это обычное несоблюдение норм пожарной безопасности. Устанавливать, кто конкретно несоблюл нормы – не его задача. Поэтому, чаще всего потерпевший должен решить вопрос: Означает ли формулировка о причине пожара, указанная в Постановлении об отказе…, свидетельством того, что виновен сосед, например? Или кто виновен в том, что «… пожар возник из-за неисправности электропроводки.»? Как и какое «…несоблюдение правил пожарной безопасности…» привело к возникновению пожара. К кому предъявлять иск, в конце-концов?! И стоит ли вообще затевать судебную тяжбу, если не понятно, что представлять в суд для доказательства, потому что на руках только Постановление об отказе…из которого ничего не понятно??!!!

Чтобы понять, что следует предпринимать, нужно Проконсультироваться со Специалистом! Напомним, что такие специалисты могут быть в государственных учреждениях (СЭУ ФПС ИПЛ, ЭКЦ МВД, ЛСЭ МЮ), но консультирование в их функции не входит. А вот негосударственные экспертные организации (которые имеют в штате пожаротехников) или частные эксперты с удовольствием вам в этом помогут. Тогда вы сможете решить, стоит ли в вашей ситуации предпринимать какие-то дальнейшие шаги.

Если после консультации со специалистом вы решили через суд добиваться справедливого решения вашего дела, то такого решения возможно будет ожидать в том случае, если представленные вами суду доказательства будут неоспоримыми.

Это достигается несколькими путями.

а) В случае, если в Постановлении от отказе в возбуждении уголовного дела отсутствует прямое указание на виновника пожара, перед подачей Искового Заявления в суд закажите в Экспертном Учреждении или Организации , или Частному Эксперту проведение Экспертного Исследования , в котором будут разъяснены положения Постановления об отказе в возбуждении УД, проведён анализ других имеющихся материалов, и даны выводы о правомерности вынесения такого заключения и даны ответы на остальные ваши вопросы. Это Экспертное исследование, вместе с исковым заявлением и другими материалами представляйте в суд.

б) если исковое заявление уже подано в суд, то на первом же заседании требуйте проведения Судебной Пожарно-Технической Экспертизы по тем вопросам, решение которых помогут суду решить дело в вашу пользу. Суд может поручить проведение такой экспертизы или государственному СЭУ , негосударственной СЭО, или конкретному эксперту-пожаротехнику . Стороны сами вправе предложить того эксперта или организацию, которым они доверяют проведение такой экспертизы.

В случае принятия судом такого решения Ходатайствуйте перед судом о предоставлении органом дознания, которым первоначально расследовался пожар, эксперту всех материалов Отказного производства дела о пожаре, всех материалов, имеющихся у ИПЛ МЧС, по данному пожару, если их специалисты выезжали на этот пожар или проводили осмотр.

В случае, если в материалах дела о пожаре уже имеется Экспертное заключение , с выводами которого вы не согласны, Вы имеете право требовать проведения повторной экспертизы или дополнительной . Но для этого нужно обосновать, чем вы недовольны в имеющимся Заключении. АэтоВам может подсказать только Специалист .

На основании вышеизложенного можно предложить Схему решения проблем, связанных с установлением причины пожара и виновника его возникновения, которая действовала и действует по настоящее время.

1. Произошёл пожар

1.1.

1.1.1.

1.2.

2.1. Производит мероприятия на месте пожара

2.1.1.

2.1.2.

2.1.3.

2.1.4.

2.1.5.

2.2. Вы подписываете протокол осмотра

3. Дознаватель решает:

3.1.

3.2.

3.3.

4.1. Возбудить УД.

4.1.1.

4.1.2.

4.1.3.

4.2. Отказать в возбуждении УД.

4.2.1.

4.2.2.

5.1. Акт о пожаре

5.2.

5.3.

5.3.1. фотографии

5.3.2. справки о проверках

5.3.3. квитанции об уплатах

5.3.4. показания свидетелей

5.3.5. предметы с места пожара

6.1.

6.2.

6.2.1. Решает сам суд

6.2.1.1. Место проведения экспертизы выбирается судом

6.2.1.2. Оплата производится из средств бюджета

6.2.2. Решает одна из сторон

6.2.2.1. Место проведения и конкретный эксперт выбирается заявившей стороной

6.2.2.2. Оплата производится сторонами, в пропорциях, установленных судом

7.1. Удовлетворить иск

7.2. Удовлетворить иск частично

7.3. В иске отказать

ПРИМЕЧАНИЕ:

ПО-пожарная охрана

ГПН-госпожнадзор

ОД-отдел дознания

УД-уголовное дело

Анализ схемы показывает, что законодатель предложил лишь два момента в расследовании дела о пожаре, когда возможно проведение экспертиз. Однако, в данную схему не включены все возможности контроля действий органов дознанияи следствия. А ведь закон не запрещает пользоваться услугами «сведущих людей» на любом этапе расследования и рассмотрения дела. Укажем эти моменты.

1. Вы имеете право участвовать при проведении осмотра места пожара со своим доверенным лицом, специалистом в области пожарной экспертизы, который может контролировать качественностьпроводимого осмотра, указать, какие замечание следует внести в протокол осмотра.

2. Вы можете привлечь специалиста для оценкивыводов Технического заключенияо причине пожара или Экспертного заключения,выполненного сотрудниками ИПЛ или другого СЭУ.

3. Вы можете, с помощью специалиста, оценить аргументированность и полноценность Постановления об отказе в возбуждении УД, для его опротестования, или оценки вероятности выгодного для вас исхода дела при рассмотрении его в суде.

4. Вы можете провести своё исследование причины возникновения пожара, конечно с помощью специалиста, которое может быть представлено в суд вместе с другими документами.

5. Вы можете получить квалифицированную рецензию на имеющееся в деле Экспертное заключение, которая может быть использована для прояснения обоснованности выводов экспертизы.

Учитывая это Схема приобретает следующий вид

Не криминальный пожар (без погибших).

1. Произошёл пожар

1.1. Прибывают пожарные и тушат его.

1.1.1. Начальник караула ПО составляет Акт о пожаре.

1.2. Пожарные не прибывают на место пожара.

2. Вы приглашаете Специалиста присутствовать при осмотре места пожара

3. Прибывает дознаватель ГПН (и специалисты СЭУ ИПЛ)

3.1. Дознаватель производит мероприятия на месте пожара

3.1.1. Производит осмотр места пожара

3.1.2. Производит выемку вещественных док-в

3.1.3. Проводит опрос свидетелей и потерпевших

3.1.4. (специалисты СЭУ ИПЛ фотографируют место пожара)

3.1.5. Приглашённый Специалист фотографирует место пожара

3.1.6. (специалисты СЭУ ИПЛ проводят полевые исследования)

3.2. Вы, после внесения дополнений, указанных Специалистом, подписываете протокол осмотра

4. Дознаватель решает:

4.1. назначить проведение Исследованияв СЭУ ИПЛ

4.2. назначит проведениеЭкспертизы в СЭУ ИПЛ или другое СЭУ

4.3. не проводить никаких исследований

4.3.1. Вы, по совету Специалиста, настаиваете на проведении экспертизы.

4.3.2. Если следует отказ, то проводите экспертное исследование в СЭО или с привлечением частного эксперта

5. Специалист оценивает обоснованность выводов проведённого исследования, или экспертизы, выполненных в СЭУ ИПЛ или в другом СЭУ, и рекомендует:

5.1. обратится с заявлением в прокуратуру о несоответствии выводов экспертизы проведённым исследованиям

5.2. принять выводы данного заключения

6. Дознаватель после проведения всех мероприятий по дознанию выносит решение:

6.1. Возбудить УД.

6.1.1. Дело передаётся в следственные органы при РОВД

6.1.2. Дело передаётся в следственные органы при Прокуратуре

6.1.3. Дело расследуется самим ОД ГПН

6.2. Отказать в возбуждении УД.

6.2.1. Постановление об отказе в возбуждении УД передаётся Потерпевшим от пожара вместе с Актом о пожаре.

6.2.2. Отказное производство (все материалы дознания о пожаре) остаётся в ГПН района.

6.2.3. Специалист оценивает аргументированность обоснования отказа и соответствие указанным в постановлении фактам реальным обстоятельствам дела, и составляет (если есть необходимость) Претензии к Постановлению об отказе…

7. Потерпевшие от пожара подают исковое заявление в судо возмещении ущерба. Вместе с заявлением предъявляют

7.1. Акт о пожаре

7.2. Постановление об отказе в возбуждении УД

7.3. Претензию к постановлению об отказе… (если есть необходимость)

7.4. Экспертное исследование, проведённое по его инициативе.

7.5. Рецензия на Экспертное заключение или Техническое заключение, выполненные СЭУ

7.6. Собственные материалы, документы, подтверждающие его правоту:

7.6.1. фотографии

7.6.2. справки о проверках

7.6.3. квитанции об уплатах

7.6.4. показания свидетелей

7.6.5. предметы с места пожара

8. При судебном разбирательстве решается:

8.1. Не проводить судебную пожарно-техническую экспертизу

8.2. Провести пожарно-техническую экспертизу

8.2.1. Решает сам суд

8.2.1.1. Место проведения экспертизы выбирается судом

8.2.1.2. Оплата производится из средств бюджета

8.2.2. Решает одна из сторон

8.2.2.1. Место проведения и конкретный эксперт выбирается заявившей стороной

8.2.2.2. Оплата производится сторонами, в пропорциях, установленных судом

8.3. Вы ходатайствуете перед судом заслушать мнение Специалиста о причине и обстоятельствах пожара, его заключение об обоснованностивыводов проведённых в СЭУ экспертиз.

9. После проведения всех процессуальных действий суд выносит решение.

9.1. Удовлетворить иск

9.2. Удовлетворить иск частично

9.3. В иске отказать

ПРИМЕЧАНИЕ:

ПО-пожарная охрана

Специалист-сотрудник негосударственной судебно-экспертной организации или частный эксперт-пожаротехник

ГПН-госпожнадзор

ИПЛ-испытательная пожарная лаборатория

СЭУ-государственное судебно-экспертное учреждение

СЭО-негосударственная судебно-экспертная организация

РОВД-районный отдел внутренних дел

ОД-отдел дознания

УД-уголовное дело

Сравнивая эти две схемы становится очевидно, что во втором случае у вас появляется значительно больше возможности контролировать процесс расследования причин пожара, подготовить для суда обоснованное исковое заявление, представить суду доказательства, гарантирующие защиту ваших прав.

служебного расследования пожара

(указывается дата, место расположения, объект пожара)

Комиссия в составе:

Председателя - (Указывается должность, фамилия, и.о.)

Членов комиссии - (Указываются должности, фамилии, и.о.),

провела служебное расследование по факту пожара, происшедшего (Указываются дата, время, место расположения, объект пожара.)

1. Обстоятельства возникновения пожара.

(Указываются время обнаружения, кто обнаружил, порядок сообщения о возникновении пожара, другие обстоятельства возникновения пожара.)

2. Организация тушения пожара.

(Указываются пожарное подразделение, принявшее сообщение о возникновении пожара, время поступления сообщения о пожаре, время выезда и прибытия пожарного подразделения к месту пожара, время локализации и ликвидации пожара, силы и средства, использованные для ликвидации пожара, иные обстоятельства тушения пожара.)

3. Сведения об объекте пожара.

(Приводится краткая характеристика объекта пожара, для подвижного состава приводятся сведения о наличии и виде груза, указываются сведения о пожарной опасности объекта, его противопожарном состоянии к моменту возникновения пожара, условиях, способствовавших возникновению и распространению пожара, гибели и травмированию людей, другие сведения об объекте, имеющие отношение к пожару.)

4. Последствия пожара.

(Указываются сведения о повреждении объекта пожара, груза, при его наличии, прямом материальном ущербе, погибших и травмированных на пожаре.)

5. Причина пожара.

(На основании объяснений, заключения специалиста о технической причине возникновения пожара, других источников и изучения материалов служебного расследования пожара указывается причина его возникновения.)

6. Виновные в возникновении пожара.

(На основании изучения материалов служебного расследования указывается, установлены или нет лица, виновные в возникновении пожара, степень и характер их вины. Или делается запись о том, что лиц, виновных в возникновении пожара, не усматривается.)

Комиссия предлагает:

(приводятся предложения комиссии по осуществлению комплекса организационно-технических мероприятий по предотвращению аналогичных случаев возникновения пожаров, направления, при наличии признаков преступления, предусмотренного УК РФ, материалов служебного расследования в соответствующие органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела).

Акт о пожаре

АКТ О ПОЖАРЕ - офиц. документ службы пожарной охраны, составляемый уполномоченным должностным лицом по факту возникновения пожара. В документе д. б. отражены следующие позиции:

  • состав комиссии, участвующей в составлении акта
  • адрес, наименование и принадлежность объекта, на котором произошёл пожар
  • время и место обнаружения пожара
  • кто обнаружил пожар и каким способом сообщил о нём в пожарную охрану
  • дата и время поступления сообщения о пожаре в пожарную охрану
  • время прибытия первого пожарного подразделения
  • дата и время локализации и ликвидации пожара
  • обстановка к моменту прибытия пожарных подразделений
  • силы и средства, применявшиеся при тушении пожара
  • участники тушения пожара
  • сведения о погибших и травмированных
  • результаты пожара
  • условия, способствовавшие развитию пожара
  • ущерб и причина пожара
  • лица, виновные в возникновении пожара
  • принятые меры
  • спасено на пожаре
  • куда направлен акт для проверки
  • особые замечания
  • лица, получившие экз. акта.
  • Образец составления акта расследования причин пожара на предприятии

    АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН ПОЖАРА

    "____" _______________ 2011 год

    1. Наименование объекта:

    ЗАО "_______________"

    Адрес: ________________________________________

    2. Состав комиссии по расследованию (номер приказа и дата создания комиссии):

    - _________________________

    Приказ № ___ от ____ января 2011 года

    3. Состояние объекта, сооружения и т.п. до возникновения пожара:

    Удовлетворительное.

    4. Время начала и ликвидации пожара (дата, время):

    Возгарание произошло ___ февраля 2011 года в __ часов ___ минут. В ___ часов ___ минут было объявлено о ликвидации пожара.

    5. Описание обнаружения пожара и его развития:

    Пожар был обнаружен охранником. Возгарание произошло в павильоне _______. Огонь в считанные минуты распространился на соседние павильоны – ____________. В итоге в очаг пожара превратился весь ряд павильонов, площадь пожара – 200 м2. В процессе тушения пожара пожарной охране удалось локализовать и ликвидировать пожар в границах данного ряда магазинов и не допустить его распространения по территории торгового комплекса.

    6. Принятые меры по тушению пожара персоналом объекта, добровольной пожарной дружиной. Вызов пожарной охраны, ее прибытие, организация и ход тушения. Кем и какими средствами потушен пожар. Положительные стороны и недостатки при тушении пожара:

    При обнаружении пожара незамедлительно была вызвана пожарная охрана. До их прибытия персонал торгового комплекса самостоятельно приступил к тушению пожара и его локализации. На ранней стадии пожара были использованы порошковые огнетушители ОП-4. После обесточивания павильонов в качестве огнетушащего вещества применялась вода, подаваемая на очаг пожара посредством пожарных кранов (гидрантов).

    Вызов пожарной охраны был сделан в ___ часов ___ минуты. В ___ часов ___ минут первые пожарные расчеты прибыли на место пожара и приступили к его тушению. В ___ часов ___ минуты пожар был полностью локализован.

    На пожаре работало 6 пожарных расчетов. Тушение пожара производилось водой из пожарных машин.

    Положительные стороны: своевременное обнаружение пожара, вызов и прибытие пожарной охраны. Эффективное тушение пожара: недопущение его распространения на рядом стоящие павильоны и корпуса (локализация), быстрая ликвидация пожара, отсутствие пострадавших.

    Недостатки: порошковые огнетушители оказались малоэффективны при тушении пожара, невозможно проводить тушение пожара в помещениях (из-за токсичности дымовых газов) без газодымозащитных комплектов.

    7. При наличии автоматических установок обнаружения и тушения пожара указать их тип, эффективность работы (недостатки и положительные стороны), кем выполнен проект и монтаж установки:

    Павильоны оборудованы системой автоматической охранно-пожарной сигнализации. Для обнаружения пожара используются дымовые извещатели пожара (типа ДИП). Количество извещателей в каждом павильоне не менее двух.

    Проект охранно-пожарной сигнализации и ее монтаж выполнен собственниками павильонов.

    Обслуживание охранно-пожарной сигнализации осуществлял ____________ по договору.

    8. Допущенные отклонения от строительных норм и правил (СНиП), а также ведомственных нормативных документов, способствовавших возникновению и развитию пожара:

    Не известно.

    9. Роль и действия ДПД в профилактике, организации и тушении пожара:

    Профилактика пожаров – инструктажи по пожарной безопасности, ежемесячные проверки соблюдения требований пожарной безопасности, тренировки с добровольной пожарной дружиной.

    Организация и тушение пожаров – вызов пожарной охраны, тушение пожара первичными средствами пожаротушения, эвакуация людей.

    10. Последствия пожара (что горело, повреждено): строительные конструкции, агрегат, оборудование, материалы и т.п:

    Выгорело ___________________________. Пострадал соседний ряд павильонов (отделка павильонов, рекламные вывески).

    Также понесен ущерб _________________________.

    11. Установленная причина пожара и его развития. При необходимости прикладывается экспертное заключение специалистов по причинам пожара:

    Предположительная причина пожара – нарушение правил технической эксплуатации электроустановок (ПТЭЭ), а именно электронагревательные приборы (обогреватель) были оставлены без присмотра, подключение электронагревательных приборов в устройства без заземления (тройники, удлинители).

    12. Лица, нарушения которыми требований нормативных документов, привело к возникновению и развитию пожара:

    Персонал павильона.

    13. Должностные лица, ответственные за допущенные нарушения и конкретные недостатки в работе (невыполнение или не надлежащее выполнение должностных обязанностей):

    Персонал павильона

    14. Сведения о пострадавших на пожаре:

    Пострадавших нет.

    15. Материальный ущерб от пожара:

    Уточняется.

    16. Противопожарное состояние подразделения, в котором произошел пожар, а, при необходимости, объекта в целом:

    Пожарное состояние – удовлетворительное. Павильоны были оборудованы охранно-пожарной сигнализацией, в каждом павильоне имелся огнетушитель (порошковый), УЗО.

    По результатам расследования и в целях дальнейшей профилактики пожаров составлен приказ № ___ от ___ марта 2011 года с планом по устранению недочетов и профилактике пожаров.

    Приложения:

    1. Объяснительные записки (рапорта) персонала, участвовавшего в ликвидации пожара, очевидцев и лиц, причастных к возникновению пожара на _____ стр.

    2. Справку об ущербе, причиненном пожаром, подписанную руководителем и главным бухгалтером на ______ стр.

    3. Копия акта о пожаре, составленного ОГПН на ______ стр.

    4. Описание (протокол), фотографии, чертежи (схемы), поясняющие место пожара и его распространения, а также зоны сильного задымления на ______ стр.

    5. Приказ руководителя объекта по результатам расследования пожара на ______ стр.

    Рассматриваем: Акт о пожаре образец - актуальная информация.

    Описание:

    Акт испытания пожарной лестницы: структура документа и процесс проверки

    Обеспечение пожарной безопасности здания помимо всего прочего подразумевает систематические проверки состояния маршрутов для эвакуации. Именно по этой причине акт испытания пожарной лестницы является одним из важнейших документов, поскольку регулярный контроль - это обязательное условие содержания конструкции в рабочем состоянии.

    В нашей статье мы постараемся максимально подробно описать процедуру испытаний, а также охарактеризуем основные акты и протоколы, которые составляются по их результатам.

    Сведения о процессе контроля

    Разновидности лестниц

  • Вертикальные – наиболее простая разновидность. Представляют собой металлические конструкции, которые закрепляются на наружной несущей стене здания. Нижняя часть верктиальной пожарной лестницы располагается на некотором расстоянии от поверхности земли, а верхняя совединяется с плоскостью кровли посредсвом специальной переходной площадки. Металлическую лестницу можно соорудить своими руками.
  • Маршевые – отличаются более сложным устройством, но в то же время более удобны в эксплуатации. Маршевая лестница оборудуется площадками напротив эвакуационного выхода на кажом этаже. Нижняя часть маршевого прохода устанавливается на грунте. Маршевые лестницы могут быть одномаршевыми, двухмаршевыми и многомаршевыми.
  • Фото маршевой конструкции

    Обратите внимание! В отличие от вертикальных конструкций, маршевые не обязательно соединяются с кровлей здания. Это следует учитывать при составлении плана эвакуации при пожаре.

    Нормативная база

    Естественно, к конструкции и характеристикам эвакуационных приспособлений выдвигаются самые строгие требования. Документами, которые регламентируют процедуру проведения контроля, являются:

  • ГОСТ Р 53254 – 2009 – «Пожарные стационарные лестницы и ограждения кровли. Методика проведения контроля качества и общие технические условия».
  • НПБ 245 – 2001 – «Пожарные стационарные лестничные конструкции. Ограждения кровли. Общие технические условия и методика контроля».
  • Эти два документа являются основополагающими в работе любых пожарных инспекций. В них содержится информация о требованиях, которые выдвигаются к эвакуационным путям, последовательности и периодичности проведения контроля и т.д. Также в приложениях к данным документам можно найти образец акта испытания пожарной лестницы, который будет очень полезен для тех, кто хочет разобраться в процедуре досконально.

    Согласно требованиям упомянутых нормативов, проверки стационарных пожарных лестниц на соответствие требованием ГОСТ проводятся:

  • С полным контролем и инструментальными проверками – не реже одного раза в течение пяти лет.
  • С визуальным контролем – не реже одного раза в течение года.
  • Обратите внимание! Нормативы допускают осуществление контроля как в летний, так и в зимний период. Связано это с тем, что эвакуационные пути должны быть работоспособны в любое время года.

    Следует помнить, что подобный контроль осуществляется только для стационарных лестничных пожарных конструкций. К примеру, акт испытания лестниц - стремянок и переносных лестниц составляется по другой схеме, и не имеет отношения к регулировке пожарной безопасности здания.

    Процедура проверки

    Как же осуществляется непосредственный контроль состояния конструкций, предназначенных для эвакуации людей при возгорании? В некотором роде представление об этом поможет составить уже упоминавшийся образец акта испытаний пожарных лестниц, однако в данном разделе мы опишем составляющие процедуры более подробно:

    Визуальный осмотр

    Вне зависимости от того, устанавливали вы лестницу своими руками, или она была смонтирована специалистами соответствующего профиля, процесс испытания должен проводиться по единой утвержденной схеме.

    Регламент проведения включает в себя такие этапы:

  • Визуальное обследование лестницы, несущих и крепежных конструкций. На данном этапе оценивается общее состояние эвакуационного маршрута, качество установки и крепления элементов, состояние покрытия, наличие либо отсутствие признаков коррозии. Также в ходе визуального обследования осматриваются сварные швы и определяются их очевидные дефекты.
  • Испытания под нагрузкой (статические и динамические). В ходе проведения контроля каждый элемент и вся конструкция в целом подвергаются нормативным нагрузкам. Для этого используется специальное контрольное оборудование, позволяющее дать оценку уровню деформации.
  • В итоге проверке подвергаются:

  • Расположение эвакуационных маршрутов и соответствие положения отдельных элементов стандартам.
  • Габариты пожарных лестниц и их частей.
  • Состояние деталей, их целостность, наличие пи характер повреждений.
  • Надежность сварных соединений, прочность ступеней, тетив, косоуров, маршевых площадок.
  • Определение прочности ступени

    После завершения измерительного этапа процедуры инструкция предполагает анализ полученных данных, выполнение расчетов и заполнение отчетной документации. Данные и выводы вносятся в бланк акта испытания пожарных лестниц, на основании которого выносится экспертное заключение.

    Структура протокола

    Титульный лист протокола

    Какой бы высокой ни была цена услуг компании, осуществляющей испытания, экономить на них не стоит. А вот оценить работу специалистов, изучив итоговый протокол, нужно обязательно.

    В типовом протоколе должна содержаться такая информация:

  • Данные об исполнителе работ и об объекте, на котором проводятся испытания.
  • Схема расположения лестницы, описание ее конструкции и габаритов (тип, способ крепления, линейные размеры, количество ступеней и т.д.).
  • Условия, при которых проводилась оценка (дата, время, освещенность, температура и т.д.).
  • Используемые приборы и приспособления.
  • Результаты визуального осмотра.
  • Схема приложения статических и динамических нагрузок, показания приборов, расчеты прочности.
  • Обнаруженные недостатки, способы их устранения.
  • В итоговой части протокола обязательно должно содержаться заключение о соответствии либо несоответствии конструкции требованиям ГОСТ Р 53254 – 2009.

    Вывод

    Если в вашем ведении находится один или несколько эвакуационных маршрутов, изучить образец акта испытания лестниц нужно в обязательном порядке. Тогда вы сможете, не дожидаясь проверки, оперативно устранить все недостатки, и избежать излишних трат. В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме (читайте также об особенностях лестницы на больцах и об основных моментах ее изготовления).

    Выбор редакции
    Сталкивается уже на рубеже VIII-IX вв. Объединившись с варяжскими дружинами, восточные славяне совершали набеги на византийские владения...

    Преподобный Алексий, человек Божий, родился в Риме от знатных и благочестивых родителей. Отец его Евфимиан был сенатором. Он отличался...

    Дочери секретаря уголовного суда Мари Маргерит Домар, и нотариуса Франсуа Аруэ. Когда мальчику исполнилось семь лет, его мать умерла. В...

    Как реализовать самые сокровенные мечты? Узнайте правила визуализации желаний! Используя правила визуализации желаний, вы сможете...
    С появлением второго и последующих детей семьи приобретают право получения в Пенсионном фонде (ПФР) сертификата на материнский капитал ,...
    Большинство рассматривает обучение в колледже как отступной вариант на тот случай, если при поступлении в вуз произошла неудача. Но они...
    Учитывая, как меняет экономическая обстановка в стране. Учитывая, какие решения государству приходиться принимать для её стабилизации,...
    У будущих молодых родителей возникает множество вопросов разного характера – как бытовых, связанных с уходом за малышом, так и...
    Хотите быстро и вкусно засолить томаты? Засолка помидор производится разными способами – холодным или горячим. В этой статье для вас...