Материальная помощь к отпуску: кому, когда и сколько


Темой этой консультации является порядок определения сумм оплаты таких отпусков и размера материальной помощи на оздоровление, которая обычно выплачивается при предоставлении отпусков для организации полноценного отдыха.

Порядок определения сумм оплаты отпусков

Основным документом, которым мы пользуемся при определении сумм оплаты отпусков, является Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 (далее – Порядок № 100).

Согласно п. 2 Порядка № 100 исчисление средней зарплаты для оплаты времени ежегодного отпуска, дополнительных отпусков в связи с обучением, творческого отпуска, дополнительного отпуска работникам, имеющим детей, или для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска осуществляется исходя из выплат за последние 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу предоставления отпуска или выплаты компенсации за неиспользованные отпуска.

Для тех лиц, кто проработал менее года, но имеет в арсенале полностью отработанный один или несколько календарных месяцев, расчетным периодом будет отрезок времени с 1-го числа месяца после оформления на работу до 1-го числа месяца, в котором предоставляется отпуск или выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск, то есть общее количество полностью отработанных месяцев, предшествующих месяцу предоставления отпуска.

Начисление сумм оплаты указанных отпусков и компенсации (п. 7 Порядка № 100) осуществляется путем перемножения среднедневной (часовой) зарплаты на число календарных дней отпуска. В свою очередь, среднедневная (часовая) зарплата определяется делением суммарного заработка за последние перед предоставлением отпуска 12 месяцев или за меньший фактически отработанный период (о котором шла речь выше) на соответствующее количество календарных дней года или меньшего отработанного периода (за исключением праздничных и нерабочих дней, установленных законодательством). Напомним, что праздничные и нерабочие дни определены ст. 73 КЗоТ.

После введения праздничного дня 14 октября – Дня защитника Украины (с 25.03.15 г.) общее количество праздничных и нерабочих дней составляет 11 дней.

Суммарный заработок за расчетный период в случае повышения тарифных ставок (как в отдельные месяцы расчетного периода, так и в месяце, когда сохраняется средняя зарплата) должен быть откорректирован на коэффициент такого повышения (п. 10 Порядка № 100).

Обратите внимание, что для разных месяцев расчетного периода могут быть применены разные коэффициенты корректировки. Так, например , для работника учреждения, который имеет 8-й тарифный разряд и которому предоставлен отпуск в июне этого года, в течение расчетного периода (июнь 2015-го – май 2016 года) корректировке подлежали:

  • выплаты за июнь – август 2015 года – на коэффициент 1,3908, определенный как отношение окладов 1 943 грн. (действует с 01.05.16 г.) к 1 397 грн. (действовал в течение 2015 года до 01.09.15 г.);
  • выплаты за сентябрь – ноябрь 2015 года – на коэффициент 1,1705, определенный как отношение окладов 1 943 грн. (действует с 01.05.16 г.) к 1 660 грн. (действовал с 01.09.15 г. до 30.11.15 г.);
  • выплаты за декабрь 2015-го – апрель 2016 года – на коэффициент 1,0647, определенный как отношение окладов 1 943 грн. (действует с 01.05.16 г.) к 1 825 грн. (действовал с 01.12.15 г. до 30.04.16 г.).

Выплаты за май 2016 года не подлежат корректировке, поскольку оплата труда происходила по новому окладу 1 943 грн.

Для определения среднедневной зарплаты следует определить общую сумму откорректированных выплат, о которых шла речь выше, и разделить их на количество календарных дней расчетного периода.

Следует обратить внимание, что не только заработок, но и количество календарных дней расчетного периода при определении средней зарплаты может быть откорректировано. Речь идет об исключении из расчетного периода времени, в течение которого работники согласно действующему законодательству или по другим уважительным причинам не работали и за ними не сохранялся заработок или сохранялся частично (п. 2 Порядка № 100). Это может быть, например, время отпусков без сохранения зарплаты, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и т. п.

Возвращаясь к вопросу корректировки выплат в связи с повышением окладов, обращаем внимание на особенность расчетов, когда повышение имело место в месяце сохранения средней зарплаты. В таком случае по откорректированному заработку выплаты осуществляются только с даты повышения окладов.

Например, если отпуск начался в апреле 2016 года, а часть его пришлась на май, то по откорректированному в приведенном выше порядке заработку будет оплачиваться только майская часть отпуска. Что касается части, которая пришлась на апрель, то в расчетном периоде (апрель 2015-го – март 2016 года) для работника 1-го тарифного разряда будут применяться корректировки выплат при минимальной зарплате 1 218 грн. на коэффициент отношения 1 378 грн. до 1 218 грн. (1,131) – это будут месяцы с апреля до август 2015 года, а выплаты с сентября 2015-го до марта 2016 года будут учтены в фактической величине их начисления.

Выплаты, которые учитываются и которые не учитываются при определении средней зарплаты

Для указанных расчетных периодов при исчислении средней зарплаты для оплаты отпусков включаются следующе выплаты (п. 3 Порядка № 100):

  • основная заработная плата;
  • доплаты и надбавки: за сверхурочную работу; за работу в ночное время; за совмещение профессий и должностей; за расширение зон обслуживания или выполнение повышенных объемов работ рабочими-повременщиками; высокие достижения в труде (высокое профессиональное мастерство); условия труда; интенсивность труда; руководство бригадой; выслугу лет и др.);
  • производственные премии и премии за экономию конкретных видов топлива, электроэнергии и тепловой энергии. Как указано в Порядке № 100, премии включаются в заработок того месяца, на который они приходятся согласно расчетной ведомости на зарплату. Согласитесь, что высказывание «месяц, на который они приходятся» может быть воспринято пользователями по-разному: или это выплаты месяца, по результатам работы в котором начисляется премия, или выплаты месяца, когда фактически выплачивается премия независимо от того, за какой месяц они начислены. Расчетная ведомость на зарплату содержит и ту, и другую информацию. Поэтому воспользуемся разъяснениями, приведенными в письме Минтруда и соцполитики от 09.12.11 г. № 1105/13/81-11, а именно «...В соответствии с Порядком только премии включаются в заработную плату того месяца, на который они приходятся согласно расчетной ведомости, все другие выплаты должны учитываться в те месяцы, за которые они осуществлены...». Таким образом, будем иметь в виду, что премии относятся к месяцу фактической их выплаты независимо от того, за какой месяц они начислены;
  • вознаграждение по итогам годовой работы и за выслугу лет. Разовое вознаграждение по итогам работы за год и за выслугу лет включается в средний заработок путем добавления к заработку каждый месяц расчетного периода 1/12 вознаграждения, начисленного в текущем году за предыдущий календарный год;
  • оплата предыдущего ежегодного отпуска;
  • средний заработок за время выполнения государственных и общественных обязанностей (к ним, в частности, относится выплата среднего заработка мобилизованным);
  • средний заработок за время служебной командировки. Заметим: если дни командировки были оплачены как обычные рабочие дни (в случае, если такая оплата оказалась выше средней зарплаты) такие выплаты также будут включены в расчет для определения средней зарплаты в составе основной зарплаты;
  • пособие в связи с временной нетрудоспособностью (в т. ч. в связи с беременностью и родами).

Важно, что все перечисленные выплаты включаются в расчет средней зарплаты в том размере, в котором они начислены, без исключения сумм отчисления на налоги, взыскание алиментов и т. п., за исключением отчислений из зарплаты лиц, осужденных по приговору суда к исправительным работам без лишения свободы.

Не включаются в расчеты разовые выплаты – материальная помощь на оздоровление (письмо Минтруда и соцполитики от 13.12.05 г. № 694/13/ 84-05), выходное пособие, компенсация за неиспользованный отпуск, помощь при выходе на пенсию, премии разового характера (например, к юбилейным датам, профессиональным праздникам, компенсационные выплаты на проезд и т. д.) и т. п. Подробный перечень таких выплат приведен в п. 4 Порядка № 100.

На сегодня актуальным является вопрос для учреждений, которые выплатили индивидуально каждому работнику в декабре 2015 года премию в размере причитающейся ему суммы индексации. При этом в некоторых случаях приказ о выплате таких премий содержал формулировку о погашении такой разовой премией сумм индексации.

Процедуры, подобной этой, не происходило ни до, ни после декабря 2015 года. Поэтому, по сути, это были разовые выплаты. Тем не менее в письме Минсоцполитики от 11.04.16 г. № 405/ 13/84-16 рекомендуется учитывать эту премию при расчете среднедневной зарплаты. Но в письме делается акцент на том, что это была премия за производственные показатели, но в большем размере, как того требовало постановление КМУ от 09.12.15 г. № 1013. Если так, то, возможно, следует пересмотреть формулировку приказа, чтобы не иметь неприятностей от контролеров. Ведь не каждый из них согласится признать письмо документом, подлежащим обязательному исполнению.

Оплата отпусков при отсутствии заработка и отработанного месяца

Если перед предоставлением отпуска заработка не было, для определения сумм оплаты отпуска мы должны руководствоваться нормами абзаца предпоследнего п. 4 Порядка № 100, которым предусмотрено: в случае отсутствия заработка не по вине работника расчеты средней зарплаты проводятся исходя из установленной ему в трудовом договоре тарифной ставки, должностного (месячного) оклада.

В то же время возникает вопрос: как определить расчетный период и провести начисление сумм оплаты отпуска, если заработок есть, но в канун месяца отпуска не было полностью отработанного календарного месяца.

Для такого случая большинство экспертов советуют также воспользоваться приведенными выше нормами абзаца предпоследнего п. 4 Порядка № 100. И хотя, как мы видим, в нем речь идет только об отсутствии зарплаты вообще, по версии Минсоцполитики, изложенной в письме от 27.03.13 г. № 321/13/84-13 (далее – Письмо № 321), указанная норма применяется при определении средней зарплаты не только в случае, если работник не имел заработка, но и в случае, если он в канун месяца отпуска не отработал календарный месяц с первого по первое число.

Что же, логично воспользоваться рекомендациями Письма № 321, ведь сам Порядок № 100 никаких указаний для такой ситуации не содержит. Не содержит данный документ и указаний, как именно проводить расчеты, о которых идет речь в указанной выше норме п. 4 Порядка № 100.

Однако в письме от 08.05.13 г. № 498/13/84-13 Минсоцполитики высказалось в пользу подхода, когда среднюю зарплату за 1 календарный день (далее – к. д.) для оплаты отпуска (выплаты компенсации за неиспользованные дни отпуска) в рассматриваемой ситуации определяют следующим образом. Сначала месячный оклад умножают на 12 месяцев, а затем полученный результат делят на 354 к. д. (365 к. д. – 11 празд. и нераб. д.). Если рабочий год включает дату 29 февраля 2016 года, такой показатель будет равняться 355 к. д.

Например , работник-инвалид трудоустраивался в учреждение на работу на должность сторожа с месячным окладом 1 516 грн. с 16 мая этого года, а с 20 июня пожелал использовать часть основного ежегодного отпуска продолжительностью 14 к. д.

Сумму оплаты отпуска надо определить следующим образом:

1 516 грн. х 12 мес. = 18 192 грн.

18 192 грн. : 354 к. д. = 51,39 грн.

51,39 грн. х 14 к. д. = 719,46 грн.

Определение суммы материальной помощи на оздоровление

Как предусмотрено п. 2 Порядка № 100, во всех других случаях сохранения средней зарплаты (кроме оплаты отпусков) среднемесячная зарплата исчисляется исходя из выплат за последние 2 календарных месяца работы, предшествующих событию, с которым связана соответствующая выплата. И хотя эта норма не совсем касается материальной помощи (ведь она не может быть квалифицирована как средний заработок, который сохраняется за работником в течение того или иного периода), другой нормы Порядок № 100 не содержит, поэтому нам ничего не остается как воспользоваться ею.

Правила расчета выплат, которые исчисляются исходя из средней зарплаты за последние 2 месяца работы, приведены в п. 8 Порядка № 100.

Во исполнение норм этого пункта Минтруда и соцполитики в письме от 21.08.09 г. № 506/13/ 84-09 предложило следующий алгоритм начисления материальной помощи на оздоровление.

Помощь определяется путем умножения среднедневной заработной платы на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде.

Среднедневная зарплата, в свою очередь, определяется делением зарплаты за фактически отработанные в течение двух месяцев рабочие дни на число отработанных рабочих дней за этот период.

Среднемесячное число рабочих дней рассчитывается путем деления на два суммарного числа рабочих дней за последние два календарных месяца согласно графику работы учреждения, установленному с соблюдением требований законодательства.

Что касается выплат, осуществленных в течение двух месяцев, которые принимают участие в расчетах материальной помощи, то это те же выплаты, которые учитываются и при исчислении средней зарплаты при оплате отпусков (п. 3 Порядка № 100), за исключением выплат за время, в течение которого сохраняется средний заработок работника (за время выполнения государственных и общественных обязанностей, ежегодного и дополнительного отпусков, командировки и т. п.) и пособия в связи с временной нетрудоспособностью.

При проведении расчетов средней зарплаты исходя из выплат за 2 месяца, премии, которые выплачиваются за квартал и более продолжительный промежуток времени, включаются в заработок в части, соответствующей количеству месяцев в расчетном периоде. В случае если число рабочих дней в таком расчетном периоде отработано не полностью, премии, вознаграждения и другие поощрительные выплаты учитываются пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде (п. 3 Порядка № 100).

При определении размера премий, которые будут принимать участие в расчетах материальной помощи, целесообразно воспользоваться рекомендациями Минсоцполитики, изложенными в письме от 06.08.14 г. № 1126/13/84-14. В частности, если премии, вознаграждения начисляются в текущем за предыдущий месяц в фиксированном размере, и в этих месяцах (расчетных) отработаны не все рабочие дни, то такие премии учитываются пропорционально отработанному периоду.

Таким образом, в письме, по нашему мнению, вполне логично указывается на то, что корректировка в зависимости от отработанного времени размера премии, которая выплачивается в текущем месяце за предыдущий, осуществляется только в случае, если такая премия согласно положению устанавливается в фиксированном размере.

Если такое условие внутренними документами не установлено и премия, которая выплачивается в текущем месяце за предыдущий, уже откорректирована в зависимости от фактически отработанного времени, то она должна включаться в расчет выплат в фактически начисленном размере. Такой же вывод еще раньше был сделан в письме ГлавКРУ от 29.11.10 г. № 02-14/1818.

Если работник проработал в учреждении менее двух календарных месяцев, средняя зарплата исчисляется исходя из выплат за фактически отработанное время.

Выводы

Для оплаты отпусков учитываются выплаты за расчетный период, который равняется 12 месяцам, или другой период, состоящий из одного или нескольких полностью отработанных календарных месяцев. Если отработано менее месяца, сумма оплаты отпуска определяется исходя из оклада. Материальная помощь определяется исходя из выплат за два последних календарных месяца (за исключением сумм сохранения среднего заработка в связи с болезнью, пребыванием в отпуске и т. п.). Если отработано менее двух календарных месяцев, то учитываются выплаты за фактически отработанное время.

Многие предприятия поощряют работников за добросовестный труд в течение года единовременными выплатами к отпуску. В разных организациях эти выплаты называют по-разному: премией, пособием, материальной помощью. От того, какое наименование будет закреплено в коллективном договоре, зависят налоговые последствия их осуществления для нанимателя. Чаще всего такая выплата именуется материальной помощью на оздоровление.

Выплата материальной помощи работнику, как правило, является правом, а не обязанностью нанимателя. Однако в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, наниматель обязан при предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части — при предоставлении одной из частей) производить работнику единовременную выплату на оздоровление в размере, определяемом законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором (ст. 182 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее — ТК).

В государственных организациях осуществление единовременной выплаты на оздоровление является обязательным и предусмотрено соответствующими нормативными актами. Работникам остальных организаций она производится в том случае, если это предусмотрено коллективным договором, соглашением, трудовым договором. Выплата материальной помощи работникам коммерческой организации осуществляется исходя из ее финансовых возможностей, а руководителю организации — по решению ее учредителя (участника) либо вышестоящей организации.

Порядок оказания материальной помощи на оздоровление, ее размеры, случаи и сроки выплаты наниматель должен предусмотреть в ЛНПА (коллективном договоре, положении об оплате труда, положении о порядке оказания материальной помощи).

На практике материальная помощь на оздоровление обычно выплачивается работникам один раз в год при оформлении ежегодного отпуска и представляет собой фиксированную сумму, которая не зависит от занимаемой ими должности, выполнения плана (продаж, выпуска) и т. д. Если работник берет отпуск по частям, то она оказывается обычно при предоставлении большей его части.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5 (167), май 2017 г. Воспроизведение возможно только с

МАТПОМОЩЬ ОТ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ


Матпомощь — выплата универсальная. С одной стороны, позволяет работодателю отблагодарить работника за добросовестный труд, это прекрасный подарок к празднику и значительный довесок к отпускным. С другой — лучше всего демонстрирует сочувствие администрации к человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации. Поэтому не удивительно, что с документальным оформлением, начислением и выплатой матпомощи рано или поздно сталкивается каждый бухгалтер. И здесь следует быть внимательным: ведь в зависимости от обстоятельств действуют разные налогово-учетные правила. Разберемся в деталях.

С позиций учета всю матпомощь, которую выплачивает предприятие, приходится делить на два вида: незарплатную и входящую в фонд оплаты труда (ФОТ). Первую может просить кто-либо, а вторая тесно связана с трудовыми отношениями, потому что ее получают исключительно работники. В свою очередь, незарплатную матпомощь следует рассматривать в зависимости от категории получателя: сотрудник это или лицо, не состоящее в штате. Именно такой классификации мы и будем придерживаться.

ЗАРПЛАТНАЯ МАТПОМОЩЬ РАБОТНИКАМ

Определение

Так уже сложилось, что в определении " зарплатное" помощи первую скрипку играет пп. 2. 3. 3 Инструкции по статистике зарплаты. Согласно ему к ФОТ относится "материальная помощь, которая носит систематический характер, предоставленная всем или большинству работников (на оздоровление, в связи с экологическим состоянием кроме сумм, указанных в п. 3. 31)".

Эта Инструкция — сугубо статистический документ. Но она давно стала нормативом де-факто по определению ФОТ в вопросах налогообложения. Об этой несогласованности, в частности, говорит Госкомстат в письме от 23. 02. 10 г. № 09/3-16/35. Но, к сожалению, соцфонды подобные замечания отбрасывают. А бухгалтерам, ценящим свое время и нервы, не остается ничего иного, как прислушиваться к фондам.

Итак, учитывая процитированную норму, можно говорить, что зарплатная матпомощь соответствует двум следующим условиям:

1)носит систематический характер;

2)предоставляется всем или большинству работников.

В данном случае речь идет о средствах, которые выплачивают работникам при наступлении определенных обстоятельств или событий: на оздоровление перед отпуском, в связи с экологическим состоянием. государственными праздниками. Часто такие выплаты не зависят от желания работодателя. личности работника и других субъективных причин. Ведь вопросы " кто получает?", " когда?" и "сколько?" стороны уже согласовали на этапе оформления трудовых отношений. Более того, для отдельных категорий работников (госслужащих и других бюджетников) обязательность выплат на оздоровление и их размеры прямо определены законодательством.

Термины "систематичность" и "большинство работников" в Инструкции по статистике зарплаты не пояснены. Заполнить этот пробел решились специалисты исполнительной дирекции Фонда соцстрахования от нетрудоспособности. Из писем этого органа от 13. 12. 07 г. № 01-14-2710 и от 22. 02. 10 г. № 02-24-354 следует, что систематический характер — это "два и больше раз в год". А под матпомощью, предоставляемой всем или большинству работников, следует понимать выплату, которую получают "более 50% работников по штатному расписанию". Единственное замечание: оба условия по логике того же пп. 2. 3. 3 Инструкции по статистике зарплаты должны выполняться одновременно. Впрочем, вряд ли проверяющие из Фондов будут учитывать этот момент. Поверьте на слово: матпомощь к майским праздникам, начисленную для всего трудового коллектива, расценят как зарплатную, даже вопреки тому, что ее предоставляют раз в год.

Документальное оформление

Заявление от работника не нужно. О выплате отмечают в приказе, который издают относительно конкретного события (например, в приказе о предоставлении отпуска).

ПРЕДОСТАВИТЬ:

Тяглову Олегу Кирилловичу грузчику, ежегодный отпуск на 24 календарных дня.

ВЫПЛАТИТЬ:

Тяглову О. К. материальную помощь на оздоровление в размере оклада.

Основание: п. 3. 12 коллективного договора ООО.

Правила налогообложения

Эту выплату облагают налогами вместе с зарплатой за тот месяц, в котором она начислена. Ну а правила налогообложения следующие.

Налог с доходов следует удерживать. Однако тут надо кое-что объяснить.

Закон о доходах рассматривает матпомощь как разновидность благотворительной помощи. Как известно, благотворительная помощь для целей обложения налогом с доходов делится на целевую и нецелевую (пп. пп. 9. 7. 1, 9. 7. 3 и 9. 7. 4 Закона о доходах). Первая не облагается налогами независимо от ее размера, вторая — в сумме, определенной в пп. 6. 5. 1 Закона о доходах (для 2010 года — 1220 грн).

С одной стороны, матпомощь, входящая в ФОТ, — это чистая зарплата, и нормы, определенные Законом о доходах для нецелевой благотворительной помощи, вроде бы на нее не распространяются. С другой — нормы п. 9. 7 можно рассматривать как специальные. Однако налоговики лояльности в этом вопросе не проявляют:

ЦИТАТА

"... если выплата помощи, например, на оздоровление, предусмотрена у работодателя положениями об оплате труда наемных работников (отраслевым соглашением, коллективным договоров контрактом и т. п.), принятыми согласно нормам трудового законодательства, то такая материальная помощь с целью налогообложения рассматривается как заработная плата и вся сумма такой помощи должна включаться в состав общего месячного налогооблагаемого дохода и облагаться по ставке 15%

Пункт 2 раздела IV письма ГНАУ от 09. 0709 г. №14312/7/17-0717

Таким образом, для зарплатной матпомощи пп. 9. 73 Закона о доходах не действует. Более того, из-за зарплатности эта матпомощь влияет на возможность работника воспользоваться налоговой соцльготой, поскольку доход в виде зарплаты вообще может превысить сумму, установленную пп. 6. 5. 1 Закона о доходах. В результате, получив помощь, работник утратит возможность воспользоваться льготой в месяце начисления. Помните об этом.

В форме 1ДФ зарплатную матпомощь отражают одной строкой в составе зарплаты с кодом "01" в графе 5.

Соцвзносы (в т. ч. пенсионные) начисляют и удерживают по общим для зарплаты правилам.

По мнению Фондов соцстрахования, зарплатную помощь, без сомнения, включают в базу для исчисления взносов. Аргументация строится вокруг знакомого нам пп. 2. 3. 3 Инструкции по статистике зарплаты, а также факта обложения налогом с доходов. Вот, например, точка зрения специалистов ПФУ:

ЦИТАТА

"... материальная помощь, имеющая систематический характер, предоставленная всем или большинству работников, в размерах, предусмотренных нормативно-правовыми актами, или определенная в коллективном договоре предприятия, предоставляемая работникам как при условии подачи заявления, так и без него (на оздоровление, в связи с экологическим состоянием, кроме сумм, указанных в п. 3. 31), входит в состав фонда оплаты труда и является объектом для начисления страховых взносов (тут и далее в цитатах выделено авт. -Р. Г.).

Письмо ПФУ от 25. 02. 10 г. № 3285/03-30

Известны и другие похожие письма ПФУ — от 27. 02. 04 г. № 1880/04, от 26. 12. 07 г. № 21312/03-20. Аналогичное мнение озвучивает:

—Исполнительная дирекция Фонда соцстрахования от нетрудоспособности в письмах от 31. 01. 08 г. № 07-35-198, от 22. 02. 10 г. № 02-24-354;

—Государственный центр занятости в письмах от 12. 12. 07 г. № ДЦ-03-7242/0/6-07 и от 04. 03. 10 г. № ДЦ-04-1412/0/6-10;

—Исполнительная дирекция Фонда соцстрахования от несчастных случаев на производстве — в письме от 23. 02. 10 г. № 108-07-2.

Право на валовые расходы дает пп. 5. 6. 1 Закона о прибыли. Ведь такая матпомощь установлена по договоренности сторон в трудовом, коллективном договорах или отраслевых соглашениях, ее относят к расходам на оплату труда и с нее удерживают налог с доходов. Этого достаточно.

Бухгалтерский учет

Пример 1

Согласно условиям колдоговора грузчику О. К. Тяглову перед отпуском выплатили помощь на оздоровление в размере оклада, равном 1000 грн. Сумма отпускных за 24 календарных дня отпуска (с 01. 06, 10 по 24. 06. 10) — 880 грн, зарплата за май с учетом доплат и надбавок — 1200 грн. После окончания отпуска Тяглое отработал остаток рабочих дней июня, получив 250 грн. Предположим, что Тяглое подал заявление на налоговую соцльготу.

По мнению Минтруда, матпомощь на оздоровление — это доход месяца, в котором наступает отпуск (письмо от 04. 08. 06 г. № 771/13/84-06). Поэтому выплаченную в мае "отпускную" помощь на оздоровление включают в доход июня вместе со средним заработком за время отпуска. Право на льготу в мае Тяглов не теряет (1200 грн

При этом взносы и налог с доходов с отпускных за июнь определяют отдельно.

Выплата работнику помощи на оздоровление

Бухгалтерский учет

Сумма, грн

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

Начислены работнику:

— зарплата за май

1200

1200

— помощь на оздоровление

1000

1000

— отпускные за июнь за счет резерва

Начислены социальные взносы (37, 19%)*:

— на сумму зарплаты за май: 1200 х 37, 19%

651, 652, 653, 565

446, 28

446, 28

— на сумму отпускных: 880 х 37,19%

651, 652, 653, 656

327, 27

327, 27

— на сумму помощи: 1000 х 37,19%

651, 652, 653, 656

371, 90

371, 90

Удержаны из зарплаты:

— социальные взносы: 1200 х 3,6%**

651, 652, 653

43, 20

— налог с доходов с учетом соцльготы: (1200 - 43, 20 - 434, 50) х 15%

108, 35

Удержаны из отпускных и помощи:

— социальные взносы: 1880 х 3, 6%

651, 652, 653

67, 68

— налог с доходов без учета соцльготы: (1880 - 67,68) х 15%***

271, 85

Перечислены соцвзносы

651, 652, 653, 656

1256, 33

Перечислен налог с доходов

380, 20

Выплачены работнику:

— зарплата

1048, 45

— отпускные и помощь

1540, 47

* 33, 2% +1, 4% + 7, 6% + 0,99% (условно) = 37,19%.

** 2% + 7% + 0,6% = 3,6%.

*** Общий размер дохода за июнь изначально неизвестен. Поэтому НСЛ (налоговую социальную льготу) не применяют к отпускным и матпомощи. Ее предоставят при окончательном расчете за этот месяц (если позволит размер заработка). Тогда в расчет попадут также 250 грн зарплаты за последние дни июня.

НЕЗАРПЛАТНАЯ МАТПОМОЩЬ РАБОТНИКАМ

Определение

Ей посвящен п. 3.31 Инструкции по статистике зарплаты:"материальная помощь разового характера, которая предоставляется предприятием отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на оплату-лечения, оздоровление детей, погребение".

Таким образом, матпомощь не входит в ФОТ, если:

1)носит разовый характер;

2)предоставляется отдельным работникам.

Главное ее отличие от зарплатной — отсутствие связи с трудовыми отношениями. Работник получает эти выплаты не как вознаграждение за работу. А работодатель вправе выдать ту сумму, которую позволяют финансовые возможности, или вообще ничего не давать.

Документальное оформление

В заявлении работник пишет, какая сумма ему нужна и почему:

"Прошу предоставить мне материальную помощь в сумме 1500 грн по семейным обстоятельствам."

Чтобы у проверяющих не было сомнений относительно незарплатности матпомощи, важно, чтобы причина была одной из перечисленных в п. 3.31 Инструкции по статистике зарплаты. В свою очередь, руководитель приказывает:

"ПРЕДОСТАВИТЬ:

Тяглову О. К. материальную помощь по семейным обстоятельствам в сумме 1500 грн.

Бухгалтерии провести выплату материальной помощи не позднее 02.07.10 г."

Правила налогообложения

Налог с доходов. В контексте пл. 9.7.3 Закона

Одоходах матпомощь работникам, не связанная с трудовыми отношениями, вписывается в категорию нецелевой благотворительной помощи. Поэтому не удерживается налог с доходов с той части, которая (совокупно в течение года) не превышает прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного на 1 января отчетного года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 грн. То есть для 2010 года не больше 1220 грн (независимо от количества выплат для одного лица). При этом должны ОДНОВРЕМЕННО выполняться два условия:

а)помощь выплачивает резидент;

б)получатель имеет право на налоговую соц-льготу в соответствии с пп. 6.5.1 Закона о налоге с доходов.

В 2010 году право на налоговую соцльготу по требованиям пп. 6.5.1 Закона о доходах имеют наемные работники, получающие за месяц зарплату не больше 1220 грн 1 . Так что для применения пп. 9.73 Закона о доходах имеет значение только размер зарплатного дохода. И не важно, подал работник заявление на льготу или нет.

Хотя для отдельных лиц действует другая предельная сумма (абз. 2 пп. 6.5.1 Закона о доходах). Так, если матпомощь получает одинокая мать или одинокий отец (опекун, попечитель) либо лицо, содержащее ребенка-инвалида, упомянутые 1220 грн возрастают пропорционально количеству детей (см. пример 2).

Следует также сказать, что с 1 января 2010 года не облагают целевую благотворительную помощь, которую предоставляют резиденты — юр-или физлица в любой сумме отцу или матери, воспитывающим трех и более детей (пп. "ж" пп. 9.74 Закона о доходах). В отличие от нецелевой благотворительной помощи, относительно целевой не действуют ограничения в части размера выплаты и налогового статуса получателя. Поэтому названным лицам можно выдавать любые благотворительные суммы без налогообложения. Однако предупреждаем: для зарплатной помощи пп. 9.74 Закона о доходах не работает.

В форме 1ДФ часть матпомощи, с которой не удерживают налог, отражают с кодом "14" вграфе5, а налогооблагаемую часть — отдельной строкой с кодом "17".

1 Следует помнить, что налоговики к доходам, полученным в виде зарплаты, относят также и больничные (п. 7письма ГНАУот 25.05.04 г. № 9402/7,/17-3117). Хотя это сомнительное утверждение, но тем, кто не хочет лишних вопросов, лучше не забывать о нем.

Взносы на соцстрахование (в т. ч. пенсионное) не начисляют и не удерживают. Все фонды, как мы уже говорили, опираются на Инструкцию по статистике зарплаты. Например, ПФХссылаясь на п. 3.31 документа, заявляет:

ЦИТАТА

.. .материальная помощь разового характера... а именно помощь, которая была предоставлена в непредвиденных (экстренных) случаях, когда необходимость ее получения возникла внезапно, при условии подачи заявления, а ее размер определялся администрацией предприятия, не относится к фонду оплаты труда и не является объектом для начисления (33,2%) и удержания (2%) страховых взносов в Пенсионный фонд". Письмо ПФУот 25.02.10 г. М 3285/03-30

Примечательно, что в письме ПФУ от 26.12.07 г. № 21312/03-20 похожий на процитированный абзац заканчивался предложением: "...независимо от тогоу сколько раз в год работнику выплачивается такая помощь по семейным обстоятельствам К сожалению, в свежих письмах этого нет, хотя логика очевидна:"розовость" еще не означает. что сотрудник лишен возможности попросить помощь дважды в год или чаще. Впрочем, лучше, если причины все-таки будут разные. Потому в письме Государственного центра занятости есть такая фраза:

ЦИТАТА

"...если материальная помощь, по определению — семейные обстоятельства, будет предоставляться несколько раз в год одному работнику; то такую материальную помощь, начисленную повторно, необходимо относить к материальной помощи, носящей систематический характер и относящейся к другим поощрительным и компенсационным выплатам".

Письмо ГЦЗ от 12.12.07 г. № ДЦ-03-7242/0/6-07

Точно также, если о и помощи по семейным обстоятельствам" попросят одновременно все работники или даже отдел — это, несомненно, расценят как завуалированную зарплату:

ЦИТАТА

"...разовая материальная помощь, виды которой определены подпунктом 3.31, не может предоставляться большинству работников предприятия с учетом ее индивидуальной целевой направленности

Письмо Исполнительной дирекции Фонда соцстрахования от несчастных случаев от 23.02.10 г. №108-07-2

Специалисты Фонда соцстрахования от нетрудоспособности вообще настаивают на том, что причины, по которым работникам предоставляют незарплатную матпомощь, ограничены упомянутыми в п. 3.31 Инструкции по статистике зарплаты (письмо от 22.02.10 г. № 02-24-354). По такой логике в приказе руководителя могут фигурировать лишь семейные обстоятельства, оплата лечения, оздоровление детей, погребение.

Права на валовые расходы у предприятия, предоставляющего помощь, нет из-за ограничений, наложенных пп. 5.3.1 Закона о прибыли. Незарплатную матпомощь расценивают как "финансирование личных потребностей физических лиц".

Бухгалтерский учет

Пример 2

За помощью по семейным обстоятельствам обратилась одинокая мать двоих детей. В заявлении от 03.02.10 г. женщина попросила предоставить ей 1000 грн по семейным обстоятельствам. Ее месячный оклад — 2000 грн.

Бухгалтер выясняет, что работница не теряет права на налоговую соцльготу, ведь предел зарплаты для нее — 2440 грн (1220 х 2 > 2000 грн). Следовательно, матпомощь ей можно выплатить без налогообложения.

Усложним ситуацию : мать попросила выплатить ей 1500 грн.

При таких условиях налог удерживают, но из суммы 280 грн (1500 -1220). Размер платежа — 42 грн. Уплатить его в бюджет нужно во время выплаты дохода (если деньги перечисляют на счет) или не позднее дня, следующего за тем, когда выплатили деньги (если деньги выплачивают из кассы предприятия).

Усложним еще больше : по результатам работы в феврале персонал отдела, в котором работает заявительница, получил по 600 грн премии.

В результате зарплатный доход работницы за месяц фактически равнялся 2600 грн. То есть оказался больше 2440 грн, необходимых для неналогообложения нецелевой благотворительной помощи. Поэтому в конце месяца при расчете из зарплаты бухгалтер вынужден будет доудержать налог с матпомощи. То есть работница обеднеет дополнительно на 183 грн ((1500 х 15%) - 42), которые удержат при выплате зарплаты за февраль. Покажем эту ситуацию в бухучете (см. таблицу).

№ п/п

Бухгалтерский учет

Сумма, грн

Налоговый учет

Дт

Кт

ВР

Начислена матпомощь по семейным обстоятел ьства м

949

377

1500,00

Удержан налог с доводов из суммы матпомощи, превышающей 1220 грн (1500 - 1220) х 15%

377

641

42,00

Перечислен налог

641

311

42,00

Выплачена матпомощь

377

301

1458,00

Начислена работнице зарплата за февраль (2000 + 600)

92

661

2600,00

2600

Начислены пенсионные и социальные взносы на зарплату (2600 х 37,19%)

92

651,652, 653, 656

966,94

966,94

Удержаны из зарплаты:

— пенсионные и социальные взносы (2600 х 3,6%)

661

651,652, 653

93,60

— налог с доходов (2600 - 93,6) х 15%

661

641

375,96

Доудержан налог с доходов из суммы матпомощи (1500 х 15%)-42

661

641

183,00

Перечислены взносы

651, 652, 653, 656

311

1060,54

Соцвзносов нет, поскольку эту помощь вы-плачивают не наемным работникам (п. 3.32 Инструкции по статистике зарплаты). У фондов вопросов по этому поводу не возникает.

Валовых расходов быть не может из-за ограничений, определенных пп. 5.3.1 Закона о прибыли.

Налога с доходов теоретически можно избежать, обратившись опять-таки к знакомому нам пп. 9.73 Закона о доходах. Но есть особенность. Мы говорили, что одно из условий неудержания налога — наличие у получателя права на налоговую соцльготу, Значит, фактически он должен быть наемным работником и иметь зарплатный доход не более 1220 грн (для 2010 года). А как же пенсионеры или неработающие граждане? Раньше бытовало мнение, что у них такого права нет Однако налоговики отнеслись лояльно:

ЦИТАТА

"Поскольку установленные этим Законом оговорки относительно получения налоговой социальной льготы касаются только размера заработной платы, то у неработающих граждан, в частности, у пенсионеров, студентов, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3—6 лет, которые не получают заработной платы (заработная плата равна 0 грн), в т. ч. относящиеся к льготным категориям, независимо от того, проводится им выплата нецелевой благотворительной (материальной) помощи бывшим работодателем или другим лицом — неработодателем, такая помощь в определенном в пп. 6.5.1 п. 6.5 ст. 6 [Закона]размере совокупно в год не подлежит обложению налогом с доходов физических лиц у источника выплаты Налогообложению у источника выплаты подлежит сумма превышения помощи над указанным размером по ставке п. 7.1 ст. 7 Закона (15%)".

Пункт 3 раздела IV письма ГНАУ от 09.07.09 г. № 14312/7/17-0717

Таким образом, если получатель — неработающий гражданин (пенсионер), можете сослаться на процитированное письмо ГНАУ от 09. 07. 09 г. № 14312/7/17-0717. И, соответственно, исчислить налог лишь с суммы помощи, которая больше 1220 грн (для 2010 года). Но учитывайте, что юридической силы это письмо не имеет.

Согласно такой логике, подпунктом 9. 7. 3 Закона о доходах могут воспользоваться и лица, работающие на других предприятиях. Но как тогда проконтролировать выполнение условия о размере их зарплаты за соответствующий месяц?

Конечно, можно взять у них справку о доходе по месту их работы. И тогда (если условия о предельном размере зарплаты соблюдены) выплатить матпомощь без налогообложения (обложить налогом частично). Однако учтите, что вам нужна информация о зарплате за весь тот месяц, в котором выплачивают помощь. Иначе ограничение, наложенное пп. 6. 5. 1 Закона о доходах, не выполнить.

№ п/п

Бухгалтерский учет

Сумма, грн

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

Начислена матпомощь

2352, 94

Удержан налог с доходов: 2137, 65 х 15%

352, 94

Перечислен налог

352, 94

Выплачена матпомощь

2000,00

Похожие новости

Выбор редакции
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...

Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...
Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...