Постороннее лицо в статье 283 ук рф.


СТ 283 УК РФ .

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была
доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при
отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, -
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок
до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, -
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Ст. 283 Уголовного кодекса

1. Предмет преступления составляют сведения, составляющие государственную тайну. О понятии указанных сведений см. комментарий к ст. 275 УК.

2. Объективная сторона преступления выражается в действиях или бездействии. Действия по разглашению соответствующих сведений состоят в их противоправном сообщении, передаче лицу(ам), которому они не были известны, в любой форме (в разговоре, переписке, при демонстрации документов, содержащих соответствующие сведения и т.п.). Бездействие имеет место при оставлении документов либо предметов, содержащих соответствующие сведения, без присмотра.

3. Преступление признается оконченным с момента восприятия указанных сведений третьими лицами, не имеющими доступа к этим сведениям (ч. 1). Восприятие означает ознакомление и запоминание с указанными сведениями или их фиксацию иным образом. По ч. 2 требуется наступление по неосторожности тяжких последствий (ч. 2). Понятие тяжких последствий оценочное. При этом необходимо установление причинно-следственной связи между фактом разглашения государственной тайны и наступившими последствиями, которое осложняется при совершении преступления в форме бездействия. Важно установить, чтобы указанные действия (бездействия) не содержали признаков государственной измены (ст. 275 УК) или шпионажа (ст. 276 УК).

4. Субъективная сторона (ч. 1) характеризуется как умыслом, так и неосторожностью. Наступление тяжких последствий (по ч. 2) происходит по неосторожности. При совершении преступления с прямым умыслом его необходимо отграничивать от государственной измены (ст. 275) и шпионажа (ст. 276) по направленности умысла (в указанных статьях присутствует цель нанести ущерб безопасности РФ), а также по субъекту.

5. Субъект специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Одним из наиболее опасных посягательств на государственную власть считается разглашение государственной тайны. Ст. 283 УК РФ устанавливает наказание за это деяние. Рассмотрим особенности применения данной нормы.

Ст. 283 УК РФ: состав, наказание

За разглашение информации, считающейся государственной тайной, субъектом, которому она стала известной или была доверена в рамках работы/службы либо учебы и в других случаях, закрепленных законом, назначается:

  • Арест на 4-6 мес.
  • Тюремное заключение до четырех лет. В дополнение виновному может быть запрещено находиться на определенных постах или осуществлять деятельность, установленную судом, до 3 лет.

Наказание по 1 части ст. 283 УК РФ назначается, если к указанной информации получили доступ другие граждане, а в поведении виновного отсутствуют признаки деяний, предусмотренных нормами 274, 276 Кодекса.

Если деяние повлекло тяжкие последствия, санкция ужесточается. Виновному в этом случае, согласно 2 части ст. 283 УК , грозит 3-7 лет тюремного заключения. В дополнение ему может быть вменен запрет, указанный выше и на тот же срок.

Ст. 283 УК: комментарий по предмету и объекту

В качестве объекта посягательства выступают общественные отношения, связанные с включением информации в категорию гостайны, их рассекречиванием/засекречиванием, а также защитой в целях обеспечения безопасности страны.

Предметом деяния по ст. 283 УК , соответственно, является гостайна.

В диспозиции статьи прямо указано действие, за которое наступает ответственность, - разглашение сведений. Оно предполагает придание огласке информации, составляющей тайну, охраняемую законом, в связи с чем она становится известной посторонним лицам.

Формы действия

По ст. 283 УК наказываются лица, передавшие материалы или предметы, отнесенные к гостайне, устно или письменно. В первом случае сведения могут разглашаться в ходе публичного разговора или приватной беседы, во втором - через СМИ, в письме и пр.

В судебной практике по ст. 283 УК РФ противоправным действием признается также демонстрирование предметов, чертежей, изделий, материалов, схем. Ответственность по анализируемой статье наступает и в случае нарушения правил хранения и распространения материалов, содержащих или относящихся к гостайне.

Пояснения юристов

Рассматривая ст. 283 УК РФ с комментариями , можно отметить, что эксперты особое внимание уделяют объективной стороне деяния. Так, юристы указывают на то, что преступление может предполагать совершение как активных, так и пассивных действий. Примеры первых рассмотрены выше.

К пассивным действиям в контексте нормы следует относить непринятие надлежащих мер по сохранению конфиденциальности сведений. К примеру, это может быть оставление документов в месте, где их могут найти другие люди.

Посторонние

Такими лицами считаются субъекты, которые не имеют доступа к конфиденциальным сведениям. При этом информация, отнесенная к гостайне, не должна быть им известна ни при каких обстоятельствах.

Между тем сам факт доступа гражданина к другим сведениям, отнесенным к государственной тайне, или обладание ими в силу службы или работы, не исключает возможность признания его посторонним лицом.

Нюансы

Преступление, установленное в 1 части ст. 283 УК , считается завершенным в момент, когда информация стала достоянием сторонних субъектов, воспринявших и осознавших ее основной смысл. Для квалификации деяния полного понимания содержания сведений не требуется.

На практике допускается разделение стадий посягательства на приготовление и покушение. В первом случае речь о выполнении неучтенной выписки из конфиденциального документа, снятие ксерокопии и пр. Во втором случае предполагается, что преданные огласке сведения по каким-либо причинам не были восприняты посторонними.

Умысел

Он может быть косвенным и прямым. В последнем случае виновный понимает опасность своего поведения, предполагает, что в результате совершения им противоправных действий конфиденциальные сведения станут известны посторонним и желает наступления таких последствий. Прямой умысел, к примеру, имеет место при публикации информации в СМИ.

При косвенном умысле виновный также понимает опасность действий, предполагает, что сведения станут доступны другим лицам и сознательно допускает эти последствия, то есть не принимает мер по сохранению конфиденциальности информации. К примеру, гражданин делится сведениями в разговоре в общественном месте.

Мотив

Разглашение гостайны совершается по разным причинам. Чаще всего мотив виновного состоит в стремлении придать вес, важность своей персоне, завоевать чье-то расположение. В некоторых случаях причина совершения преступления может быть весьма банальной - помощь в написании научного труда, например.

Между тем, ни мотив, ни цель не влияют на квалификацию.

Квалифицирующий состав

О нем говорится в диспозиции 2 части нормы. При наличии квалифицирующего признака - тяжких последствий - санкция за деяние ужесточается.

Понятие тяжких последствий - оценочный термин. Разглашение гостайны может, например, повлечь передислокацию объекта, получение секретных сведений спецслужбами иностранного государства, свертывание научно-технического исследования и так далее.

Дифференциация составов

Преступление, предусмотренное в анализируемой статье, необходимо отличать от госизмены. В случае разглашения гостайны виновный не стремится нанести внешней безопасности государства ущерб посредством передачи информации представителям иностранного государства.

Немаловажно и то, что понятие получателя сведений по 283 статье шире, чем при госизмене: информация может стать достоянием любого постороннего гражданина.

Субъективная часть

Привлечь к ответственности по 283 статье можно только отдельную категорию лиц. В первую очередь субъект преступления должен иметь доступ к гостайне.

Сведения при этом должны быть ему доверены в силу его профессиональных обязанностей или должна быть ему известна в связи с его учебой или трудовой деятельностью. Так, субъектом преступления может являться рабочий, задействованный в производстве специального оборудования, служащий, привлеченный к размножению документации и так далее.

Государственная тайна: определение

Гостайной называют защищаемую государством информацию в сфере военной, экономической, контрразведывательной, оперативно-розыскной, внешнеполитической, разведывательной деятельности, распространение которой может причинить вред стране.

Использование сведений, считающихся государственной тайной, регламентируется положениями Конституции и ФЗ "О гостайне" и "О госбезопасности". На их распространение накладывается ограничение с момента их создания (разработки) либо заблаговременно. Для упорядочения обращения таких данных государство формирует соответствующие нормативные акты.

Исключения

В законодательстве установлен запрет на отнесение к гостайне сведений о:

  • Катастрофах и чрезвычайных ситуациях, создающих угрозу для безопасности и здоровья населения, стихийных бедствиях, их прогнозах и последствиях.
  • Компенсациях, соцгарантиях, привилегиях, предоставляемых организациям, физлицам, служащим, учреждениям.
  • Нарушении интересов, свобод и прав человека и гражданина.
  • Величине золотого запаса и валютных резервов РФ.
  • Состоянии здоровья лиц, занимающих высшие государственные посты.
  • Нарушениях законодательства структурами госвласти и их служащими.

Секретность

Законодательство устанавливает несколько степеней секретности. Каждая из них соответствует тяжести ущерба, который может возникнуть при разглашении информации.

Установлены следующие степени:

  • "особой важности";
  • "совершенно секретно";
  • "секретно".

На соответствующих документах проставляются грифы с указанием степени. Их использование для засекречивания информации, не отнесенной к гостайне, не допускается.

Рассекречивание данных

Основанием для снятия грифов секретности являются:

  • Принятие международных обязательств Россией по открытому обмену информацией, составляющей в стране гостайну.
  • Изменение обстоятельств, в связи с которым сохранение конфиденциальности сведений становится нецелесообразным.

Срок, на который информация может быть засекречена, не может превышать 30 лет. Однако в исключительных случаях этот период может быть увеличен. Принятие такого решения должно осуществляться после заседания межведомственной комиссии по защите гостайны.

Дополнительно

Конституционные права лиц, которые имеют доступ к информации под грифами "особой важности" и "совершенно секретно", могут быть ограничены. Ограничения могут устанавливаться в индивидуальном порядке уполномоченными органами (госбезопасности). Основанием является заключение об осведомленности гражданина об информации, составляющей гостайну.

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, – наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ч. 2 ст. 283 УК РФ

То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к ст. 283 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Предмет преступления составляют сведения, составляющие государственную тайну. О понятии указанных сведений см. комментарий к ст. 275 УК.

2. Объективная сторона преступления выражается в действиях или бездействии. Действия по разглашению соответствующих сведений состоят в их противоправном сообщении, передаче лицу(ам), которому они не были известны, в любой форме (в разговоре, переписке, при демонстрации документов, содержащих соответствующие сведения и т.п.). Бездействие имеет место при оставлении документов либо предметов, содержащих соответствующие сведения, без присмотра.

3. Преступление признается оконченным с момента восприятия указанных сведений третьими лицами, не имеющими доступа к этим сведениям (ч. 1). Восприятие означает ознакомление и запоминание с указанными сведениями или их фиксацию иным образом. По ч. 2 требуется наступление по неосторожности тяжких последствий (ч. 2). Понятие тяжких последствий оценочное. При этом необходимо установление причинно-следственной связи между фактом разглашения государственной тайны и наступившими последствиями, которое осложняется при совершении преступления в форме бездействия. Важно установить, чтобы указанные действия (бездействия) не содержали признаков государственной измены (ст. 275 УК) или шпионажа (ст. 276 УК).

4. Субъективная сторона (ч. 1) характеризуется как умыслом, так и неосторожностью. Наступление тяжких последствий (по ч. 2) происходит по неосторожности. При совершении преступления с прямым умыслом его необходимо отграничивать от государственной измены (ст. 275) и шпионажа (ст. 276) по направленности умысла (в указанных статьях присутствует цель нанести ущерб безопасности РФ), а также по субъекту.

5. Субъект специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Комментарий к статье 283 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Непосредственный объект данного преступления – общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием, рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ, регламентированные Законом РФ “О государственной тайне”.

2. Предметом преступления выступают сведения, составляющие государственную тайну (см. комментарий к ст. 275 УК).

3. Объективная сторона описана в законе как разглашение сведений, составляющих государственную тайну, если эти сведения стали достоянием других лиц. Разглашение – это предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, независимо от способа (частная беседа, публичное выступление, предоставление посторонним лицам для ознакомления документов, схем, карт, планов, образцов изделий, действующих моделей и т.д.).

4. Преступление признается оконченным с того момента, когда разглашенные сведения стали достоянием лиц, не имеющих к ним доступа.

5. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, квалифицируется по ст. 283 УК при условии, что в деянии отсутствуют признаки государственной измены, описанные в ст. 275 УК, в форме выдачи государственной тайны.

6. По своей субъективной стороне разглашение государственной тайны может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности (например, использование сведений, составляющих государственную тайну, в разговоре, который виновный ведет с сослуживцем в присутствии лиц, не имеющих допуска к подобным сведениям, которые могли слышать разговор).

7. Умышленное совершение преступления может иметь различные мотивы: стремлением показать свою осведомленность, продемонстрировать свою значимость в социальном плане, проявить интеллигентность и т.п., что не влияет на квалификацию деяния.

8. Субъект преступления специальный. Им может быть только лицо, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе.
Лицом, которому государственная тайна доверена, следует считать того, кто в силу занимаемой должности располагает этими сведениями и использует их в интересах государства при осуществлении профессиональных обязанностей. Лицом, которому эти сведения стали известны по службе или работе, может считаться такой работник, которому государственная тайна не предоставлялась для использования, но который ознакомился с ней при выполнении своих трудовых обязанностей (машинистка, копировальщик, шифровальщик, слесарь, собирающий действующую модель секретного прибора, и т.п.).

9. Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 283 УК) предполагает причинение по неосторожности тяжких последствий. К ним относятся, например, поступление сведений, составляющих государственную тайну, к иностранной разведке, срыв важных переговоров и соглашений РФ, ущерб внешнеполитическим или оборонным интересам России и т.д. Субъективное отношение к наступлению тяжких последствий может выражаться только в неосторожной форме вины.

Комментарий к статье 283 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Объектом разглашения государственной тайны выступают общественные отношения, гарантирующие основы информационной безопасности Российского государства. Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом одной из важнейших составляющих национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере является защита информационных ресурсов, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне, от несанкционированного доступа.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну.
С объективной стороны преступление состоит в таком разглашении сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали известны другим лицам. Под разглашением следует понимать предание огласке или распространение данных сведений с нарушением установленного порядка. Само разглашение может иметь форму как активных действий (сообщение в доверительной беседе; демонстрирование документов, схем, устройств и т.п.; открытый доклад или лекция; публикация в средствах массовой информации или печатных изданиях и др.), так и бездействия (непринятие мер для засекречивания перевозки соответствующих материалов; допущение посторонних к ознакомлению с секретными сведениями и т.д.). Способ разглашения может быть любым: устно, письменно, с использованием средств массовой информации и т.д.

Диспозицию анализируемой статьи можно отнести к бланкетно-ссылочной: при квалификации преступления требуется обращение к нормативным актам, регламентирующим порядок оборота сведений, составляющих государственную тайну (для установления факта незаконности ознакомления с соответствующей информацией посторонних лиц), а также к предписаниям ст. ст. 275 и 276 УК РФ (для установления отсутствия признаков государственной измены или шпионажа).

Общее правило обращения с информацией, содержащей государственную тайну, состоит в том, что запрещаются любая форма разглашения и любые действия, способные привести к разглашению сведений, составляющих государственную тайну. Указанные сведения могут стать достоянием третьих лиц только при условии их рассекречивания либо в случаях, специально предусмотренных законодательством (например, при участии адвоката в уголовном или гражданском деле, связанном с государственной тайной, или в ситуации передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам и т.д.). При квалификации разглашения государственной тайны следует установить факт незаконности действий виновного, что не представляет трудностей, ввиду того что у каждого лица, получающего доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, отбирается подписка о неразглашении этих сведений.

При отграничении разглашения сведений, составляющих государственную тайну, от государственной измены в форме выдачи государственной тайны основные отличительные признаки состоят в следующем:

а) адресатом получения сведений при разглашении, в отличие от выдачи, является не только иностранное государство, иностранная или международная организация или их представители, но и иные третьи лица;

б) государственная измена, в отличие от разглашения государственной тайны, преследует наличие строго определенной направленности умысла виновного – причинить ущерб безопасности России.

В отличие от шпионажа в форме передачи сведений, составляющих государственную тайну, разглашение государственной тайны может быть совершено только специальным субъектом – лицом, официально и на законных основаниях допущенным к соответствующим сведениям.

Состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 283 УК РФ, относится к числу материальных. Последствием разглашения выступает факт восприятия сведений, составляющих государственную тайну, посторонним лицом; при этом посторонними следует признавать как лиц, которые вообще не имели доступа к государственной тайне, так и лиц, которые имели такой доступ, но не имели права знакомиться со сведениями, которые им сообщил виновный. Адресат, воспринимающий информацию от виновного, по своим субъективным свойствам должен быть в состоянии сознавать, что эта информация относится к государственной тайне (в силу чего разглашение сведений, составляющих государственную тайну, малолетним, душевнобольным, лицам, не владеющим языком, и т.п. не может составлять оконченного состава преступления и должно квалифицироваться при наличии к тому оснований как покушение на преступление).

Субъективная сторона разглашения государственной тайны характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. При совершении преступления умышленно лицо сознает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную тайну, другим лицам, предвидит, что в результате его деяний сведения станут доступны этим лицам, желает либо сознательно допускает наступление этих последствий (например, виновный похваляется своей осведомленностью перед знакомыми или обсуждает сведения, составляющие государственную тайну, со своим коллегой в общественном месте). При неосторожном разглашении государственной тайны виновный не предвидит, что в результате его деяний государственная тайна может стать достоянием третьих лиц, хотя должен был и мог это предвидеть, либо предвидит наступление последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (например, виновный использует уязвимый шифр при передаче секретных сведений или по невнимательности высылает секретные сведения в адрес посторонних лиц).

Субъект анализируемого преступления специальный – физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Под лицами, которым тайна была доверена, следует понимать субъектов, имеющих специальный допуск к государственной тайне и состоящих на должностях в организациях и учреждениях, функционирование которых связано с созданием или оборотом материалов, содержащих государственную тайну (Перечень должностей, при замещении которых лицо считается допущенным к государственной тайне, утвержден распоряжением Президента РФ от 15 января 2010 г. N 24-рп (в ред. от 14 января 2011 г.)). Под лицами, которым тайна стала известна по службе, учебе или работе, следует понимать субъектов, не состоящих на должностях в указанных учреждениях, но получивших доступ к государственной тайне (адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну; члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий; лица, получившие допуск к государственной тайне в связи с подготовкой диссертаций или выполнением иных научных исследований, и т.д.). Все указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка. Именно наличие специально оформленного допуска (или доступа) и получение подписки о неразглашении государственной тайны являются ключевыми признаками субъекта анализируемого преступления. Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. Гражданство лица не является обязательным признаком субъекта преступления.

Если разглашение сведений, составляющих государственную тайну, совершают иные лица, не отвечающие требованиям специального субъекта, они в зависимости от ситуации могут нести ответственность за соучастие в преступлении, предусмотренном ст. 283 УК РФ

Законом предусмотрен квалифицированный состав разглашения государственной тайны – разглашение, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия (ч. 2 ст. 283 УК РФ).

Указанный признак относится к числу оценочных. Его содержание подлежит установлению в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела: содержание сведений, их значимость, характеристика адресата и т.д. В качестве тяжких последствий можно рассматривать срыв государственных мероприятий, необходимость передислокации режимного объекта, провал агентурной разведывательной сети и т.д.

С субъективной стороны преступление в квалифицированном составе разглашения государственной тайны характеризуется либо в целом как неосторожное, либо как преступление с двумя формами вины. Такой подход обусловлен признанием возможности выполнения основного состава преступления как умышленно, так и по неосторожности. Две формы вины в квалифицированном составе преступления будут иметь место только в том случае, если основной состав выполнен умышленно; если же основной состав преступления выполняется по неосторожности, то и квалифицированный состав требует неосторожной формы вины.

Статья 283 УК РФ не охватывает собой случаев умышленного собирания лицом, не имеющим доступа к государственной тайне, соответствующих сведений и их разглашения. Такие деяния могут содержать признаки составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 275 или 276 УК РФ, если государственная тайна становится достоянием иностранного государства, иностранной организации или их представителей. Если же лицо, не имеющее допуска (доступа) к государственной тайне, собирает соответствующие сведения при отсутствии умысла на их передачу иностранному государству, содеянное может рассматриваться в зависимости от обстоятельств либо как должностное преступление (например, предусмотренное ст. 285 УК РФ злоупотребление должностными полномочиями), либо как информационное преступление (например, предусмотренный ст. 272 УК РФ неправомерный доступ к компьютерной информации), либо как приготовление к какому-либо иному преступлению.

Видео о ст. 283 УК РФ

Статья 283. Разглашение государственной тайны

1. РАЗГЛАШЕНИЕ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, ЛИЦОМ, КОТОРОМУ ОНА БЫЛА ДОВЕРЕНА ИЛИ СТАЛА ИЗВЕСТНА ПО СЛУЖБЕ ИЛИ РАБОТЕ, ЕСЛИ ЭТИ СВЕДЕНИЯ СТАЛИ ДОСТОЯНИЕМ ДРУГИХ ЛИЦ, ПРИ ОТСУТСТВИИ ПРИЗНАКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЗМЕНЫ -

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, -

Комментарий к статье 283

1. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ОБЪЕКТ ДАННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ - общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием, рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ, регламентированные Законом РФ "О государственной тайне".

2. ПРЕДМЕТОМ преступления выступают сведения, составляющие государственную тайну (см. комментарий к ст. 275 УК).

3. ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА описана в законе как разглашение сведений, составляющих государственную тайну, если эти сведения стали достоянием других лиц. Разглашение - это предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, независимо от способа (частная беседа, публичное выступление, предоставление посторонним лицам для ознакомления документов, схем, карт, планов, образцов изделий, действующих моделей и т.д.).

4. Преступление признается оконченным с того момента, когда разглашенные сведения стали достоянием лиц, не имеющих к ним доступа .

5. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, квалифицируется по ст. 283 УК при условии, что в деянии отсутствуют признаки государственной измены, описанные в ст. 275 УК, в форме выдачи государственной тайны.

6. ПО СВОЕЙ СУБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЕ разглашение государственной тайны может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности (например, использование сведений, составляющих государственную тайну, в разговоре, который виновный ведет с сослуживцем в присутствии лиц, не имеющих допуска к подобным сведениям, которые могли слышать разговор).

7. Умышленное совершение преступления может иметь различные МОТИВЫ : стремлением показать свою осведомленность, продемонстрировать свою значимость в социальном плане, проявить интеллигентность и т.п., что не влияет на квалификацию деяния.

8. СУБЪЕКТ преступления специальный. Им может быть только лицо, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе.

Лицом, которому государственная тайна доверена, следует считать того, кто в силу занимаемой должности располагает этими сведениями и использует их в интересах государства при осуществлении профессиональных обязанностей. Лицом, которому эти сведения стали известны по службе или работе, может считаться такой работник, которому государственная тайна не предоставлялась для использования, но который ознакомился с ней при выполнении своих трудовых обязанностей (машинистка, копировальщик, шифровальщик, слесарь, собирающий действующую модель секретного прибора, и т.п.).

9. КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ СОСТАВ (ч. 2 ст. 283 УК) предполагает причинение по неосторожности тяжких последствий. К ним относятся, например, поступление сведений, составляющих государственную тайну, к иностранной разведке, срыв важных переговоров и соглашений РФ, ущерб внешнеполитическим или оборонным интересам России и т.д. Субъективное отношение к наступлению тяжких последствий может выражаться только в неосторожной форме вины.

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛУЧЕНИЯ, ДАЧИ И ПОСРЕДНИЧЕСТВА ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ (СТ. 290, 291, 291.1 УК РФ).

Статья 290. Получение взятки

Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе -

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере -

наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) -

4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере, -

6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой и пунктами "а" и "б" части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

Примечания. 1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки - превышающие один миллион рублей.

2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 290

1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПРИЗНАКОМ ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТКИ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ - взятка, которая может быть выражена в деньгах, ценных бумагах, ином имуществе или выгодах имущественного характера.

Деньги как предмет получения взятки могут быть российскими рублями и иностранной валютой. Понятие ценной бумаги дано в ст. 142 ГК. Формулировкой закона "иное имущество" охватываются все остальные случаи, не подпадающие под получение денег или ценных бумаг (все вещи, а также имущественные права).

Предметом преступления являются также выгоды имущественного характера, т.е. оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате легальные услуги имущественного характера (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры и т.п.), оплачиваемые третьим лицом нелегальные услуги (например, в сфере сексуальных отношений), а также любое иное неэквивалентно возмещаемое действие, имеющее имущественную природу (занижение стоимости передаваемого имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование кредитами). Например, по одному из дел взяткой была признана оплата взяткодателем стоимости ремонта автомобиля, принадлежащего взяткополучателю (БВС РФ. 1997. N 12. С. 10).

Взятка всегда имеет имущественную природу. Если должностное лицо получает какую-нибудь неимущественную выгоду (например, положительный отзыв в печати), получением взятки это не является.

2. С ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ преступление выражается в одном из следующих действий: а) принятие взятки самим должностным лицом; б) принятие взятки его родными и близкими с его согласия или если оно не возражало против этого (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе"); в) фактическое принятие взятки посредником должностного лица с последующей передачей ее лицам, указанным в пп. "а" или "б".

3. Взятка получается не просто так, а за определенное и конкретное действие (бездействие) по службе или за общее благоприятствование в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

В основном составе получения взятки такое поведение виновного может быть выражено в следующем :

1) совершение действий (бездействие), которые входят в служебные полномочия должностного лица, т.е. прямо предусмотрены его компетенцией и формально - в отрыве от факта получения за них взятки - являются правомерными;

2) способствование в силу занимаемого должностного положения совершению действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия виновного, а входят в полномочия другого должностного лица. В данном случае виновный, используя служебное положение в широком смысле этого слова, т.е. служебные связи, авторитет и значимость занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, добивается, чтобы желаемые для взяткодателя действия (бездействие) были совершены третьим лицом. В настоящее время судебная практика, основываясь на буквальном толковании закона, исходит из того, что таким третьим лицом является также именно должностное лицо (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.). Ранее в судебной практике встречались случаи, когда должностные лица за взятку способствовали совершению действий с использованием занимаемого лицом, выполняющим управленческие функции, служебного положения (БВС РФ. 1996. N 7. С. 12).

Использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование служебного положения;

3) общее покровительство - действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением иных действий;

4) попустительство по службе - непринятие должностным лицом мер реагирования на упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, подчиненных по службе взяткополучателю (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.).

4. Пленум Верховного Суда РФ исходит из необходимости наличия отношений подчиненности между взяткодателем и должностным лицом при общем покровительстве и попустительстве. Однако из закона буквально следует, что по службе, т.е. в отношениях между начальником и подчиненными, осуществляется только попустительство. Общее же покровительство, как форма поведения должностного лица, может иметь место не только в сфере контроля за работой подчиненных. Оно оказывается и иным лицам, не находящимся в служебном подчинении у виновного, в отношении которых он наделен распорядительными полномочиями (например, глава администрации района оказывает общее покровительство отдельным предпринимателям). Поэтому ограничительное толкование Пленумом Верховного Суда характера действий при общем благоприятствовании следует признать не основанным на законе. В судебной практике встречаются дела, по которым общее покровительство обоснованно констатировалось вне сферы служебной подчиненности (БВС РФ. 1999. N 7. С. 9).

5. Действия (бездействие) должностного лица, за которые получается взятка, находятся за рамками состава рассматриваемого преступления. Это значит, что для признания преступления оконченным фактического их совершения не требуется. Тем не менее обязательным признаком состава получения взятки является связь между ними и фактом получения взятки. Эта связь выражается в том, что взятка обусловлена совершением одного из указанных выше действий (бездействия). Обусловленность взятки означает, что она дается под условием, что должностным лицом будут совершены действия (бездействие) по службе именно под влиянием факта получения взятки, и наоборот - что условием совершения действий (бездействия) является передача взятки или договоренность о таковой. Таким образом, взятка всегда является подкупом должностного лица. Даже тогда, когда взятка получается уже после совершения указанных в законе действий или бездействия (так называемая взятка-вознаграждение), она должна быть обусловлена, т.е. совершению действий (бездействию) должна предшествовать договоренность о взятке.

6. Если должностное лицо, не рассчитывая на взятку, совершает действие (бездействие) по службе, а уже затем получает от кого-либо за это заранее не обещанное вознаграждение (благодарность), состава получения взятки не имеется - должностное лицо будет нести ответственность за дисциплинарный проступок либо полученное им вознаграждение не выходит за рамки правомерного дарения. Поэтому предусмотренная ст. 575 ГК допустимая величина подарка публичным служащим, лицам, замещающим государственные должности, муниципальные должности, служащим Банка России - 3 тыс. руб. - является границей между правомерным поведением и дисциплинарным проступком, но не получением взятки, минимальный размер которой вообще не установлен законом.

7. В ст. ст. 290, 291 УК указывается, что взятка может быть получена и дана через посредника. Посредником во взяточничестве является лицо, которое непосредственно получает или передает определенные ценности, заменяя тем самым взяткополучателя или взяткодателя. От указанных лиц посредник отличается тем, что действует не в своих интересах и не по своей инициативе. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" указал, что уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 УК. Таким образом, в отсутствие самостоятельной нормы об ответственности за посредничество во взяточничестве действия посредника в получении (равно как и в даче) взятки квалифицируются как соучастие (чаще всего пособничество) в совершении, соответственно, получении или даче взятки.

8. Если лицо (так называемый "мнимый посредник") получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи их должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь делать этого, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки.


Похожая информация.


1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, -

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, -

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к статье 283 Уголовного Кодекса РФ

1. Непосредственный объект данного преступления - общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием, рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ, регламентированные Законом РФ "О государственной тайне".

2. Предметом преступления выступают сведения, составляющие государственную тайну (см. комментарий к ст. 275 УК).

3. Объективная сторона описана в законе как разглашение сведений, составляющих государственную тайну, если эти сведения стали достоянием других лиц. Разглашение - это предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, независимо от способа (частная беседа, публичное выступление, предоставление посторонним лицам для ознакомления документов, схем, карт, планов, образцов изделий, действующих моделей и т.д.).

4. Преступление признается оконченным с того момента, когда разглашенные сведения стали достоянием лиц, не имеющих к ним доступа.

5. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, квалифицируется по ст. 283 УК при условии, что в деянии отсутствуют признаки государственной измены, описанные в ст. 275 УК, в форме выдачи государственной тайны.

6. По своей субъективной стороне разглашение государственной тайны может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности (например, использование сведений, составляющих государственную тайну, в разговоре, который виновный ведет с сослуживцем в присутствии лиц, не имеющих допуска к подобным сведениям, которые могли слышать разговор).

7. Умышленное совершение преступления может иметь различные мотивы: стремлением показать свою осведомленность, продемонстрировать свою значимость в социальном плане, проявить интеллигентность и т.п., что не влияет на квалификацию деяния.

8. Субъект преступления специальный. Им может быть только лицо, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе.

Лицом, которому государственная тайна доверена, следует считать того, кто в силу занимаемой должности располагает этими сведениями и использует их в интересах государства при осуществлении профессиональных обязанностей. Лицом, которому эти сведения стали известны по службе или работе, может считаться такой работник, которому государственная тайна не предоставлялась для использования, но который ознакомился с ней при выполнении своих трудовых обязанностей (машинистка, копировальщик, шифровальщик, слесарь, собирающий действующую модель секретного прибора, и т.п.).

9. Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 283 УК) предполагает причинение по неосторожности тяжких последствий. К ним относятся, например, поступление сведений, составляющих государственную тайну, к иностранной разведке, срыв важных переговоров и соглашений РФ, ущерб внешнеполитическим или оборонным интересам России и т.д. Субъективное отношение к наступлению тяжких последствий может выражаться только в неосторожной форме вины.

Выбор редакции
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...

В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....

Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...

АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...
Поездка не принесет вам радости, но друзья утешат вас.Представьте, что ива стала очень маленькой, ниже ваших колен. Толкование снов из...
И португальской инфанты Изабеллы. С ранней юности он страстно занимался рыцарскими играми и военными упражнениями; получил хорошее...
Только поджелудочная железа вырабатывает инсулин и производит панкреатический сок. Эти две главные функции данного органа сложно...