Сжатое изложение принесли нам ребята птенца сороки. «Изложения


Однажды нам подарили молодую белку. Она очень скоро стала совсем ручная, бегала по всем комнатам, лазила на шкафы, этажерки, да так ловко — никогда ничего не уронит, не разобьёт.

В кабинете у отца над диваном были прибиты огромные оленьи рога. Белка часто по ним лазила: заберётся, бывало, на рог и сидит на нём, как на сучке дерева.

Нас, ребят, она хорошо знала. Только войдёшь в комнату, белка прыг откуда-нибудь со шкафа прямо на плечо. Это значит — она просит сахару или конфетку. Очень любила сладкое.

Конфеты и сахар у нас в столовой, в буфете, лежали. Их никогда не запирали, потому что мы, дети, без спросу ничего не брали.

Но вот как-то зовёт мама нас всех в столовую и показывает пустую вазочку:

— Кто же это конфеты отсюда взял?

Мы глядим друг на друга и молчим — не знаем, кто из нас это сделал. Мама покачала головой и ничего не сказала. А на следующий день сахар из буфета пропал и опять никто не сознался, что взял. Тут уж и отец рассердился, сказал, что теперь всё будет запирать, а нам всю неделю сладкого не даст.

И белка заодно с нами без сладкого осталась. Вспрыгнет, бывало, на плечо, мордочкой о щёку трётся, за ухо зубами дёргает — просит сахару. А где его взять?

Один раз после обеда сидел я тихонько на диване в столовой и читал. Вдруг вижу: белка вскочила на стол, схватила в зубы корочку хлеба — и на пол, а оттуда на шкаф. Через минуту, смотрю, опять на стол забралась, схватила вторую корочку — и опять на шкаф.

«Постой, — думаю, — куда это она хлеб всё носит?» Подставил я стул, заглянул на шкаф. Вижу — старая мамина шляпа лежит. Приподнял я её — вот тебе раз! Чего-чего только под нею нет: и сахар, и конфеты, и хлеб, и разные косточки...

Я — прямо к отцу, показываю: «Вот кто у нас воришка!»

А отец рассмеялся и говорит:

— Как же это я раньше не догадался! Ведь это наша белка на зиму себе запасы делает. Теперь осень, на воле все белки корм запасают, ну и наша не отстаёт, тоже запасается.

После такого случая перестали от нас запирать сладкое, только к буфету крючок приделали, чтобы белка туда залезть не могла. Но белка на этом не успокоилась, всё продолжала запасы на зиму готовить. Найдёт корочку хлеба, орех или косточку — сейчас схватит, убежит и запрячет куда-нибудь.

А то ходили мы как-то в лес за грибами. Пришли поздно вечером усталые, поели — и скорее спать. Кошёлку с грибами на окне оставили: прохладно там, не испортятся до утра.

Утром встаём — вся корзина пустая. Куда же грибы делись? Вдруг отец из кабинета кричит, нас зовёт. Прибежали к нему, глядим — все оленьи рога над диваном грибами увешаны. И на крючке для полотенца, и за зеркалом, и за картиной — всюду грибы. Это белка ранёхонько утром постаралась: развесила грибы себе на зиму посушить.

В лесу белки всегда осенью грибы на сучьях сушат. Вот и наша поспешила. Видно, почуяла зиму.

Скоро и вправду наступили холода. Белка всё старалась забраться куда-нибудь в уголок, где бы потеплее, а как-то раз она и вовсе пропала. Искали, искали её — нигде нет. Наверное, убежала в сад, а оттуда в лес.

Жалко нам стало белочки, да ничего не поделаешь.

Собрались топить печку, закрыли отдушник, наложили дров, подожгли. Вдруг в печке как завозится что-то, зашуршит! Мы отдушник поскорее открыли, а оттуда белка пулей выскочила — и прямо на шкаф.

А дым из печки в комнату так и валит, в трубу никак не идёт. Что такое? Брат сделал из толстой проволоки крючок и просунул его через отдушину в трубу, чтобы узнать, нет ли там чего.

Глядим — тащит из трубы галстук, мамину перчатку, даже бабушкину праздничную косынку там разыскал.

Всё это наша белка себе для гнезда в трубу затащила. Вот ведь какая! Хоть и в доме живёт, а лесные повадки не оставляет. Такова уж, видно, их беличья натура.

Георгий Скребицкий. Заботливая мамаша

Как-то раз пастухи поймали лисёнка и принесли его нам. Мы посадили зверька в пустой амбар.

Лисёнок был ещё маленький, весь серый, мордочка тёмная, а хвост на конце беленький. Зверёк забился в дальний угол амбара и испуганно озирался по сторонам. От страха он даже не кусался, когда мы его гладили, а только прижимал уши и весь дрожал.

Мама налила ему в мисочку молока и поставила тут же рядом. Но напуганный зверёк молоко пить не стал.

Тогда папа сказал, что лисёнка надо оставить в покое — пусть оглядится, освоится на новом месте.

Мне очень не хотелось уходить, но папа запер дверь, и мы ушли домой. Был уже вечер, скоро все легли спать.

Ночью я проснулся. Слышу, где-то совсем рядом тявкает и скулит щенок. Откуда же, думаю, он взялся? Выглянул в окно. На дворе уже светало. Из окна был виден амбар, где находился лисёнок. Оказывается, это он так по - щенячьи скулил.

Прямо за амбаром начинался лес.

Вдруг я увидел, что из кустов выскочила лисица, остановилась, прислушалась и крадучись подбежала к амбару. Сразу тявканье в нём прекратилось, и вместо него послышался радостный визг.

Я потихоньку разбудил маму и папу, и мы все вместе стали глядеть в окно.

Лисица бегала вокруг амбара, пробовала подрыть землю под ним. Но там был крепкий каменный фундамент, и лиса ничего не могла сделать. Вскоре она убежала в кусты, а лисёнок опять начал громко и жалобно скулить.

Я хотел караулить лисицу всю ночь, но папа сказал, что она больше не придёт, и велел ложиться спать.

Проснулся я поздно и, одевшись, прежде всего поспешил навестить лисёнка. Что такое?.. На пороге возле самой двери лежал мёртвый зайчонок. Я скорее побежал к папе и привёл его с собой.

— Вот так штука! — сказал папа, увидя зайчонка. — Это, значит, мать-лиса ещё раз приходила к лисёнку и принесла ему еду. Попасть внутрь она не смогла, так и оставила снаружи. Ну и заботливая мамаша!

Весь день я вертелся около амбара, заглядывал в щёлки и два раза ходил с мамой кормить лисёнка. А вечером я никак не мог заснуть, всё вскакивал с постели и смотрел в окно — не пришла ли лисица.

Наконец мама рассердилась и завесила окно тёмной занавеской.

Зато утром я поднялся чем свет и сразу побежал к амбару. На этот раз на пороге лежал уже не зайчонок, а задушенная соседская курица. Видно, лиса ночью опять приходила проведать лисёнка. Добычу в лесу ей поймать для него не удалось, вот она и залезла к соседям в курятник, задушила курицу и принесла своему детёнышу.

За курицу папе пришлось заплатить, к тому же здорово досталось от соседей.

— Убирайте лисёнка куда хотите, — кричали они, — а то с ним лиса всю птицу у нас переведёт!

Делать было нечего, пришлось папе посадить лисёнка в мешок и отнести назад в лес, к лисьим норам.

С тех пор лиса в деревню больше не приходила.

Георгий Скребицкий. Пушок

В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушок.

Если Пушок бывал голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом ёж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.

Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.

Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, мочёным хлебом. Наестся, бывало, ёжик, заберётся за печку, свернётся клубочком и спит. А вечером вылезет и начнёт по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает, всем спать мешает. Так он у нас в доме больше половины зимы прожил и ни разу на улице не побывал.

Но вот собрался я как-то на санках с горы кататься, а товарищей во дворе нет. Я и решил взять с собою Пушка. Достал ящичек, настелил туда сена и посадил ежа, а чтобы ему теплей было, сверху тоже сеном закрыл. Ящик поставил в санки и побежал к пруду, где мы всегда катались с горы.

Я бежал во весь дух, воображая себя конём, и вёз в санках Пушка.

Было очень хорошо: светило солнце, мороз щипал уши, нос. Зато ветер совсем утих, так что дым из деревенских труб не клубился, а прямыми столбами упирался в небо.

Я смотрел на эти столбы, и мне казалось, что это вовсе не дым, а с неба спускаются толстые синие верёвки и внизу к ним привязаны за трубы маленькие игрушечные домики.

Накатался я досыта с горы, повёз санки с ежом домой.

Везу — вдруг навстречу ребята: бегут в деревню смотреть убитого волка. Его только что туда охотники привезли.

Я поскорее поставил санки в сарай и тоже за ребятами в деревню помчался. Там мы пробыли до самого вечера. Глядели, как с волка снимали шкуру, как её расправляли на деревянной рогатине.

О Пушке я вспомнил только на другой день. Очень испугался, не убежал ли он куда. Сразу бросился в сарай, к санкам. Гляжу — лежит мой Пушок, свернувшись, в ящичке и не двигается. Сколько я его ни тряс, ни тормошил, он даже не пошевелился. За ночь, видно, совсем замёрз и умер.

Побежал я к ребятам, рассказал о своём несчастье. Погоревали все вместе, да делать нечего, и решили похоронить Пушка в саду, закопать в снег в том самом ящике, в котором он умер.

Целую неделю мы все горевали о бедном Пушке. А потом мне подарили живого сыча — его поймали у нас в сарае. Он был дикий. Мы стали его приручать и забыли о Пушке.

Но вот наступила весна, да какая тёплая! Один раз утром отправился я в сад: там весной особенно хорошо — зяблики поют, солнце светит, кругом лужи огромные, как озёра. Пробираюсь осторожно по дорожке, чтобы не начерпать грязи в калоши. Вдруг впереди, в куче прошлогодних листьев, что-то завозилось. Я остановился. Кто это — зверёк? Какой? Из-под тёмных листьев показалась знакомая мордочка, и чёрные глазки глянули прямо на меня.

Не помня себя, я бросился к зверьку. Через секунду я уже держал в руках Пушка, а он обнюхивал мои пальцы, фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.

Тут же на земле валялся оттаявший ящичек с сеном, в котором Пушок благополучно проспал всю зиму. Я поднял ящичек, посадил туда ежа и с торжеством принёс домой.

Георгий Скребицкий. Сиротка

Принесли нам ребята небольшого сорочонка... Летать он ещё не мог, только прыгал. Кормили мы его творогом, кашей, мочёным хлебом, давали маленькие кусочки варёного мяса; он всё ел, ни от чего не отказывался.

Скоро у сорочонка отрос длинный хвост и крылья обросли жёсткими чёрными перьями. Он быстро научился летать и переселился на житьё из комнаты на балкон.

Только вот какая с ним была беда: никак наш сорочонок не мог выучиться самостоятельно есть. Совсем уж взрослая птица, красивая такая, летает хорошо, а еду всё, как маленький птенчик, просит. Выйдешь на балкон, сядешь за стол, сорока уж тут как тут, вертится перед тобой, приседает, топорщит крылышки, рот раскрывает. И смешно и жалко её. Мама даже прозвала её Сироткой. Сунет ей, бывало, в рот творогу или мочёного хлеба, проглотит сорока — и опять начинает просить, а сама из тарелки никак не клюёт. Учили-учили мы её — ничего не вышло, так и приходилось ей в рот корм запихивать. Наестся, бывало, Сиротка, встряхнётся, посмотрит хитрым чёрным глазком на тарелку, нет ли там ещё чего-нибудь вкусного, да и взлетит на перекладину под самый потолок или полетит в сад, на двор... Она всюду летала и со всеми была знакома: с толстым котом Иванычем, с охотничьей собакой Джеком, с утками, курами; даже со старым драчливым петухом Петровичем сорока была в приятельских отношениях. Всех он на дворе задирал, а её не трогал. Бывало, клюют куры из корыта, и сорока тут же вертится. Вкусно пахнет тёплыми мочёными отрубями, хочется сороке позавтракать в дружеской куриной компании, да ничего не выходит. Пристаёт Сиротка к курам, приседает, пищит, клюв раскрывает — никто её покормить не хочет. Подскочит она и к Петровичу, запищит, а тот только взглянет на неё, забормочет: «Это что за безобразие!» — и прочь отойдёт. А потом вдруг захлопает своими крепкими крыльями, вытянет кверху шею, натужится, на цыпочки привстанет да как запоёт: «Ку-ка-ре-ку!» — так громко, что даже за рекой слышно.

А сорока попрыгает-попрыгает по двору, в конюшню слетает, заглянет к корове в стойло... Все сами едят, а ей опять приходится лететь на балкон и просить, чтобы её из рук кормили.

Вот однажды некому было с сорокой возиться. Целый день все были заняты. Уж она приставала-приставала ко всем — никто её не кормит!

Я в этот день с утра рыбу на речке ловил, вернулся домой только к вечеру и выбросил на дворе оставшихся от ловли червей. Пусть куры поклюют.

Петрович сразу приметил добычу, подбежал и начал сзывать кур: «Ко-ко-ко-ко! Ко-ко-ко-ко!» А они, как назло, куда-то разбрелись, ни одной во дворе нет. Уж петух прямо из сил выбивается! Зовёт, зовёт, потом схватит червяка в клюв, потрясёт им, бросит и опять зовёт — ни за что первый съесть не хочет. Даже охрип, а куры всё не идут.

Вдруг, откуда ни возьмись, сорока. Подлетела к Петровичу, растопырила крылья и рот раскрыла: покорми, мол, меня.

Петух сразу приободрился, схватил в клюв огромного червяка, поднял, трясёт им перед самым носом сороки. Та смотрела, смотрела, потом цоп червяка — и съела! А петух уж ей второго подаёт. Съела и второго, и третьего, а четвёртого Петрович сам склевал.

Гляжу я из окна и удивляюсь, как петух сороку из клюва кормит: то ей даст, то сам съест, то опять ей предложит. А сам всё приговаривает: «Ко-ко-ко-ко!..» Кланяется, клювом червей на земле показывает: ешь, мол, не бойся, вон они какие вкусные.

И уж не знаю, как это у них там всё получилось, как он ей растолковал, в чём дело, только вижу, закокал петух, показал на земле червяка, а сорока подскочила, повернула головку набок, на другой, пригляделась и съела прямо с земли. Петрович даже головой в знак одобрения тряхнул; потом схватил сам здоровенного червяка, подбросил, перехватил клювом поудобнее и проглотил: вот, мол, как по- нашему. Но сорока, видно, поняла, в чём дело, — прыгает возле него да поклёвывает. Начал и петух червей подбирать. Так наперегонки друг перед другом стараются — кто скорей. Вмиг всех червей склевали.

С тех пор сороку кормить из рук больше не приходилось. В один раз её Петрович выучил с едой управляться. А уж как он это ей объяснил, я и сам не знаю.

Георгий Скребицкий. Лесной голосок

Солнечный день в самом начале лета. Я брожу неподалёку от дома, в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. А внизу, под берёзами, по траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке.

Солнце и в небе, и на земле... И от этого становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной.

И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку!»

Кукушка! Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке. Какая она из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой, вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу — погляжу.

Увы, это оказалось совсем не просто. Я — к ней на голос. А она замолчит, и вот снова: «Ку-ку, ку-ку», но уже совсем в другом месте.

Как же её увидеть? Я остановился в раздумье. А может, она играет со мною в прятки? Она прячется, а я ищу. А давай-ка играть наоборот: теперь я спрячусь, а ты поищи.

Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолкла, может, ищет меня? Сижу молчу и я, у самого даже сердце колотится от волнения. И вдруг где-то неподалёку: «Ку-ку, ку-ку!»

Я — молчок: поищи-ка лучше, не кричи на весь лес.

А она уже совсем близко: «Ку-ку, ку-ку!»

Гляжу: через поляну летит какая-то птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в тёмных пестринках. Наверное, ястребёнок. Такой у нас во дворе за воробьями охотится. Подлетел к соседнему дереву, сел на сучок, пригнулся да как закричит: «Ку-ку, ку-ку!»

Кукушка! Вот так раз! Значит, она не на сову, а на ястребка похожа.

Я как кукукну ей из куста в ответ! С перепугу она чуть с дерева не свалилась, сразу вниз с сучка метнулась, шмыг куда-то в лесную чащу, только её я и видел.

Но мне и видеть её больше не надо. Вот я и разгадал лесную загадку, да к тому же и сам в первый раз заговорил с птицей на её родном языке.

Так звонкий лесной голосок кукушки открыл мне первую тайну леса. И с тех пор вот уж полвека я брожу зимою и летом по глухим нехоженым тропам и открываю всё новые и новые тайны. И нет конца этим извилистым тропам, и нет конца тайнам родной природы.

Золотая осень.

Стоял ясный день. Дети пошли на экскурсию в лес.

Солнце светило ярко. Небо было голубое. Стая журавлей косяком тянулась к югу.

Лес был сказочным. Он оделся в яркий наряд. От жёлтых листьев он казался золотым.

Подул лёгкий ветерок. Листья закружились в дружном хороводе. Началась пора листопада. Дети долго любовались красотой природы.

Потом они набрали разных листьев и вернулись домой.

План.

1.Стоял ясный день.

2.Сказочный лес.

3.Листья в хороводе.

4.Домой.

Орфография:

к о сяком, ж ё лтых, в х о р о вод е , н а ч а л а сь, кр а с о т ой

Друг.

Даша давно мечтала о собаке. И вот на день рождения родители подарили ей щенка таксы.

Он был чёрный с рыжими лапками. На маленькой остренькой мордочке выделялись крупные карие глаза с длинными чёрными ресницами.

Даша была счастлива. Она осторожно прижимала к груди тёплый живой комочек. Щенок лизал ей лицо и руки. Девочка назвала своего нового друга Кингом.

Она заботилась о нём, водила щенка на прогулку, оберегала от крупных собак. А щенок рос. Постепенно он вырос в красивую таксу.

Кинг стал замечательным Дашиным другом

План:

1. Мечта Даши.

2. Подарок на день рождения.

3. Маленького друга назвали - Кинг.

4. Щенок вырос.

Орфография:

Д а вно, р о дители, ла п ками, гл а за, приж и мала, к о мочек, л и цо в о дила, щ е нок, р о ждения, выд е лялись, счас т лива, ж и вой, л и зал, н а звала, об е р е гала, крас и вую. П о дарили, о ст о рожно, н а звала, з а ботилась, о б е р е гала, з а мечательным.

Сиротка.

Однажды случилась беда. Овца попала под машину. Остался маленький пушистый ягнёнок один.

За сироткой стала ухаживать Надя. Она кормила его молоком, угощала хлебцем. Особенно ягнёнок любил капусту.

Прошло лето. Теперь это был уже взрослый баран. А какие рога!

Баран всё время ходил за девочкой, как собачка. Он даже защищал её от мальчишек. Раз Надя пришла в кино, и баран за ней. Девочка вошла в зал. А баран уселся у двери и ждал её. Настоящий друг!

План:

1.Почему ягнёнок стал жить у Нади?

2.Как Надя заботилась о сиротке?

3.Как изменился ягнёнок в конце лета?

Орфография:

Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово.

Б…да, с…ротка, к…рмила, мол…ком, уг…щала, р…га, х…дил, защ…щал, м…льчишек, наст…ящий.

2. Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово.

О…ца, хле…цем, дру…

3.Вставьте пропущенные буквы, запомните написание.

М…шина, …гнёнок, м…локо, к…пуста, с…бачка, б…ран.


Рассмотрено на МО учителей

Гуманитарного цикла

Протокол №__ от 29.08. 2017 г.

Руководитель: ________ /Данилова О.Н./

Принято на Педагогическом совете

Протокол № __ от 31.08.2017г.

Заместитель директора по УВР:

_____________/Коваленко Л.А./

Утверждаю

Директор школы: ________ /Жданкина С.А./

Приказ №___ от 31.08.2017г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Принципы написания

сочинения -рассуждения»

9 класс

Учитель: Челяпина Н. И

Пояснительная записка

Данная программа «Принципы написания сочинения- рассуждения» разработана для реализации в 9 классе, где в числе учащихся класса обучаются дети с ОВЗ (ЗПР).

Перечень нормативных документов, на основе которых разработана рабочая программа:

    Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"

    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).

    Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”

    Учебный план МКОУ Алексеевской ООШ.

5. Программы по русскому языку к учебникам 5 – 9 классов \ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский \\ Программно-методические материалы: Русский язык: 5 – 9 классы \ Составитель Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2009.

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Цель:

Углубление лингвистических знаний учащихся, развитие коммуникативных и творческих способностей личности через создание текстов – рассуждений;

Овладение учащимися свободной письменной речью;

Подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку.

Задачи:

Помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на экзамене;

Совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

Формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

Совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

Формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

Цели и задачи обучения для детей с ОВЗ следующие:

Цель : обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с задержкой психического развития и оказание комплексной помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы основного общего образования.

Задачи:

Определять особые образовательные потребности де­тей с задержкой психического развития;

Определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структу­рой нарушения развития и степенью его выраженности;

Создать условия, способствующие освоению детьми с задержкой психического развития образова­тельной программы основного общего образования и их ин­теграции в образовательном учреждении;

Осуществлять индивидуально ориентированную педагогическую помощь детям с задержкой психического развития с учётом особенностей психическо­го и (или) физического развития, индивидуальных возмож­ностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

Как уже отмечалось ранее, основой обучения детей с ОВЗ, является изучение особенностей личности ученика, создание оптимального психологического режима на уроке, выявление пробелов в знаниях и помощь в их ликвидации, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 17 учебных часов (включая резерв времени)

Реализация целей и задач курса предполагает использование различных методов, форм и средств обучения :

Работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);

Самостоятельная работа;

Работа в группах, парах;

Индивидуальная работа.

Основной метод обучения - исследовательский, что предполагает активное вовлечение учащихся в самостоятельную деятельность и способствует успешному приобретению ими знаний.

Виды деятельности и формы работы с учащимися: лекция с элементами беседы, коллективная аналитическая работа, комплексный анализ текста. На практических занятиях учащиеся выполняют задания развивающего характера, которые требуют от них лингвистических знаний, интеллектуальных и коммуникативных умений. На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки.

Итоговая форма отчетности – написание сочинения-рассуждения.

Форма контроля усвоенных знаний и приобретенных умений - контрольное сочинение, которое оценивается с учетом методических рекомендаций для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. В начале и в конце курса рекомендуется провести оценку уровня развития школьников.

Основное содержание

Виды деятельности

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему, использование клише, знакомство с образцами

Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Практическое занятие. Работа с текстом. Написание сочинения-рассуждения по тексту по образцу.

Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Написание сочинения-рассуждения на понимание финальной фразы

Знакомство с алгоритмом написания сочинения, использование клише, знакомство с образцами. Подбор аргументов в сочинении-рассуждении на понимание финальной фразы.

Практическое занятие. Работа с текстом. Написание сочинения-рассуждения по тексту по образцу.

Написание сочинения-рассуждения. Подбор аргументов в сочинении.

Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Написание сочинения-рассуждения на понимание значения слова

Проверка сочинений одноклассников по критериям

Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Резерв времени

Темы сочинений (маркировка буквой «К») для подготовки к ГВЭ-9 по русскому языку

Данные темы предназначаются преимущественно для подготовки обучающихся с задержкой психического развития

Зачетная работа - это сочинение, объём которого должен быть не менее 100 слов. В случае выбора свободной темы сочинения учащиеся должны аргументировать свою точку зрения с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.).

Перечень тем сочинений (темы сочинений взяты с сайта ФИПИ из тренировочного сборника экзаменационных заданий (русский язык) для подготовки к государственной итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов

1. Благодарность – одно из лучших нравственных качеств человека.

2. Почему люди дорожат дружбой?

3. Чем опасен эгоизм?

4. Почему важно задумываться о смысле жизни?

5. Как следует относится к живой природе?

6. Почему важно формировать в себе силу воли?

7. Какую роль в судьбе человека играет мечта?

8. Почему гордость относится к тяжким человеческим порокам?

9. Искренность – одно из лучших нравственных качеств человека.

10. Нет ничего более прекрасного и удивительного, чем природа.

11. Что значит поступать по совести?

12. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать,

никогда не будет одинок?

13. Какого человека можно назвать преданным своему делу?

14. Чем и кем богата российская земля?

15. Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле. (П. Сир)

16. Чтение ‒ прекрасный способ проведения досуга.

17. «Все профессии нужны, все профессии важны…»

Изложения с творческим заданием (маркировка буквой «К») для подготовки к ГВЭ-9 по русскому языку обучающихся с ОВЗ

Данные тренировочные материалы предназначаются преимущественно для подготовки обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, глухих обучающихся. (Тексты изложений см. в Приложении)

1. После прослушивания (прочтения) текста, обучающийся должен написать изложение по предложенному фрагменту и передать главное содержание текста. Написать сжатое или развернутое изложение (по выбору обучающегося).

Объём развёрнутого изложения – не более 300 слов. Объём сжатого изложения – от 40 до 100 слов.

2.Дать аргументированный ответ на вопрос. Своё мнение аргументировать, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения. Объём сочинения – не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Примечание:

тест изложения читается 3 раза; интервалы между прочтениями –2,5–3 минуты; глухим и слабослышащим обучающимся, обучающимся с

задержкой психического развития, с тяжёлыми нарушениями речи после второго прочтения текст изложения даётся для чтения на 40 минут (по истечении этого времени организатор забирает текст, и обучающийся пишет сжатое или развёрнутое изложение с творческим заданием).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Иметь представление:

О коммуникативной функции языка;

О литературном языке как основе художественной литературы;

О языковых нормах и их признаках.

Знать:

Смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;

Стили речи и их признаки;

Особенности жанра рассуждения;

Признаки текста и его функционально-смысловые типы;

Основные единицы языка, их признаки;

Основные нормы русского литературного языка;

Основные нормы речевого этикета.

Уметь:

Различать стили речи;

Проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

Вести спор, соблюдая правила речевого этикета;

Подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение;

Свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;

Создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

Осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;

Извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные, а также средства массовой информации, свободно использовать ее в творческой работе;

Применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

план

факт

Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ 2017. Знакомство с критериями оценки части 3 (сочинения типа 15.1, 15.2, 15.3)

Структура сочинения на лингвистическую тему (15.1). Работа с текстом

Практическое занятие. Работа с текстом. Написание сочинения-рассуждения по тексту по образцу.

Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Структура сочинения-рассуждения на понимание финальной фразы (15.2). Работа с текстом.

Практическое занятие. Работа с текстом. Написание сочинения-рассуждения по тексту по образцу.

Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Структура сочинения-рассуждения на понимание значения слова (15.3). Работа с текстом.

Практическое занятие. Работа с текстом. Написание сочинения-рассуждения по тексту по образцу.

Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Практическое занятие. Работаем в позиции эксперта.

Практическое занятие. Зачётная работа.

Практическое занятие. Анализ сочинений. Работа над ошибками.

Резерв времени

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. ОГЭ 2017. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/Г. Т. Егораева.-М.: Издательство «Экзамен», 2017.

2. ОГЭ 2017. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания/ И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева. М.:- Издательство «Экзамен»,2017

3. Кузнецов А.Ю. и др. Русский язык. Подготовка к ОГЭ в 2017 году. Диагностические работы. - М.: МЦНМО, 2017

4.ОГЭ. Основной государственный экзамен. Русский язык: сборник заданий/ И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева, Д. А. Хаустова.- М. : Издательство «Экзамен»,2017

5. ОГЭ 2017. Практикум по русскому языку: задание 15.3/Г. Т. Егораева.- М.: Издательство «Экзамен», 2017

6.ОГЭ-2017: Русский язык: 30 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену / Л.С. Степанова. - Москва: Издательство АСТ, 2016. - 190, c. - (ОГЭ-2017. Большой сборник тренировочных вариантов).

С вариантами спецификаций, кодификаторов и демонстрационных вариантов КИМ можно ознакомиться на сайте Федерального института педагогических измерений по адресу:

Приложение

Тексты изложений с творческим заданием

Изложение с творческим заданием № КИ-9-1

Молодую лошадь звали Книга, потому что на лбу у неё было пятнышко, точно как раскрытая книга.

Во время войны Книга стала боевой партизанкой. Была она лошадью поразительно умной, однако и характер имела! Не понравится седок – и тогда она сердито грызёт удила, становится на дыбы и кружится на одном месте.

Зато какой смирной и послушной становилась Книга в руках того, кто умел приласкать её. Так, неизвестно, по каким приметам, выделила Книга из всего отряда партизанскую связную Таню. У Тани были весёлые глаза и толстая, до колен, тёмная коса.

Дружили они искренне и самоотверженно. Книга умела, когда необходимо было, замаскироваться, лечь на землю и лежать неподвижно до того времени, пока ей не разрешали встать. Она умела ступать, как кот, и бег её был лёгким и стремительным. Не один раз выносила Книга бесстрашную партизанку из-под вражеских пуль. Зато и сама Таня не раз отдавала своей боевой подруге последний ломоть хлеба...

Однажды лесной дорогой Таня возвращалась верхом на Книге с боевого задания. Утомлённая бессонной ночью, она незаметно задремала. До лагеря оставалось ещё несколько километров, но умница Книга знала все партизанские тропки.

Неожиданно Таня проснулась от того, что Книга застыла на месте. Таня тронула лошадь стременем – в ответ Книга лишь повела настороженными ушами. Тогда Таня спрыгнула с седла на землю и решила разведать местность. Она осторожно шла, раздвигая кусты, а Книга не отставала от неё. Волнение Тани всё росло. Сон как рукой сняло. Ещё куст ивняка, ещё куст – и Таня замерла на месте. На небольшой полянке дымились обломки самолёта. И среди этих обломков лежал наш, советский, лётчик.

Таня попыталась поднять его и посадить, но он был без сознания.

Таня вспомнила про свою верную Книгу. Умное животное откликнулось на призыв хозяйки и в мгновение очутилось возле неё.

Лошадь послушно делала всё, что ей приказывали. Вот она осторожно опустилась на землю. Осторожно повернулась спиной к лётчику, приподняла голову – чтобы Таня могла привязать к её шее руки лётчика. Потом Книга осторожно поднялась с земли и подождала, пока сядет на неё сама девушка. Потом так же осторожно они двинулись в отряд.

Из партизанского отряда лётчика отправили на лечение в госпиталь, на Большую землю.

(По А.В. Василевич)

(344 слова)

Задание

1. Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту рассказа А.В. Василевич «Партизанка Книга».

Какие примеры дружбы человека с животными Вам запомнились ?

Изложение с творческим заданием КИ -9-2

Неподалёку от нашего дома росло старое дерево. И вот однажды ранней весной на него прилетел аист и долго изучал место. А на следующее

утро на дереве хлопотали уже две птицы, устраивая гнездо.

Когда в гнезде вывелись аистята, для взрослых аистов начались большие хлопоты. Птенцы целый день требовали еды, и аисты-родители по очереди с утра до вечера таскали им из болота лягушек, рыбёшек, ужей.

Прошло ещё недели полторы, и вдруг один из аистов-родителей исчез.

Вот когда настала трудная пора для оставшегося аиста! Трое больших птенцов требовали очень много еды. Как только начинало светать, аист уже

спешил на болото за добычей, приносил её, совал в рот одному из птенцов и, не отдыхая ни минуты, летел обратно на охоту. Нам было очень жаль бедную птицу, но мы не знали, чем ей помочь.

Один раз мы пошли ловить на речку рыбу. Возвращаемся домой и понимаем, что аиста около гнезда нет, а все три голодных аистёнка тянут из гнезда свои длинные шеи, открывают клювы и просят есть.

Мы решили залезть на дерево и попробовать накормить их рыбой. При приближении нас аистята заволновались. Один из них, заметив в руках у меня рыбёшку, схватил её клювом и проглотил. Другие последовали его примеру. С этих пор мы каждый день начали кормить аистят.

Наконец наши питомцы совсем выросли. Они покрылись перьями и начали вылетать из гнезда. Стоило только нам показаться на дворе, как они слетали с гнезда и бросались к нам, требуя еды. А взрослый аист всё реже приносил детям корм.

Однажды аистята увязались с нами на болото. Там было много лягушек. Аистята начали ловить их сами. С этого дня они каждое утро стали летать на болото.

Но вот лето кончилось. Все аисты собирались в стаи, готовясь к отлёту. Наши тоже перестали ночевать на дереве у гнезда.

Однажды мы шли с рыбной ловли домой и заметили на лугу стаю аистов. Вдруг три аиста отделились от стаи и направились к нам. Мы поняли, что это наши аистята, и начали манить их рыбой. И вот эти большие дикие птицы подбежали к нам и стали хватать рыбу из рук! Наелись аистята, клювами в благодарность похлопали и обратно к стае вернулись.

Больше мы их не встречали. Улетели они на тёплый юг.

(По Г.А. Скребицкому)

Задание

1. Напишите изложение по фрагменту рассказа Г.А. Скребицкого «Аистята».

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Как , с Вашей точки зрения , нужно относиться к природе

Изложение с творческим заданием КИ -9-3

Долгое время я работала в зоопарке со львами, тиграми, но случилось так, что меня перевели работать в обезьянник. Обезьян я совсем не знала. Стою перед клеткой с обезьянами и думаю о том, как я их различать буду. Уж очень они друг на друга похожи. Но это мне только вначале так казалось.

Самая шустрая и ловкая была Малышка. Как войду я в клетку, все обезьяны разбегутся, а Малышка чуть-чуть отойдёт в сторону и поглядывает на принесённые мной фрукты.

Однажды с моей любимицей приключилось несчастье. Кто-то бросил в клетку к обезьянам конфету. Конфета была крашеная, в бумажной обёртке. Малышка её съела и заболела. Целыми днями сидела Малышка на полочке,

такая печальная: вся съёжилась, как будто замёрзла.

Позвали врача. Врач внимательно осмотрел больную обезьянку и прописал ей касторку и грелку на живот.

Касторку пришлось давать силой. Малышка никак не хотела её принимать, а с грелкой получилось ещё хуже. Четыре раза пробовали привязывать ей грелку на живот, и четыре раза сбрасывала её Малышка.

Тогда пришлось действовать хитростью.

Малышку перевели в такую тесную клетку, что она едва могла в ней поместиться, а на пол положили резиновую грелку с горячей водой. Ой, как испугалась её Малышка!

От страха Малышка забилась в самый угол клетки. Так, не шевелясь, просидела она несколько часов. За это время мы несколько раз меняли воду, а Малышка всё боялась даже шевельнуться. Наконец, она осмелилась осторожно подойти ближе и тихонько тронуть грелку рукой. Она была приятно тёплая и не кусалась. Тогда, осмелев, обезьянка прижалась к грелке всем своим маленьким, худеньким тельцем, крепко обняла и уснула.

С этого дня Малышка с грелкой не расставалась. Придерживая грелку рукой около живота, перебегала с ней с места на место и даже пыталась искать на ней блох. Блохи на грелке, конечно, не водились, но искать их означает у обезьян самое большое расположение. А сколько трудов стоило отнять грелку у Малышки, когда она поправилась! Обезьянка никак не хотела расставаться со своим другом. Она прижимала грелку к груди и так протестовала, словно у неё отнимали детёныша.

(По В.В. Чаплиной)

Задание

1. Напишите изложение по фрагменту рассказа В.В. Чаплиной «Малышка».

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Чем , с Вашей точки зрения , интересен мир живой природы ?

Изложение с творческим заданием КИ -9-4

Глеб Ермолаев пошёл на войну добровольцем и очень хотел попасть в разведку. Однако ему сказали, что будет он бронебойщиком, и выдали

противотанковое длинное ружьё. Готовясь к бою, Глеб вырыл свой первый окоп. На рассвете фашисты начали обстреливать позицию взвода.

Глеб спешно зарядил ружьё, пригнулся в своём окопе, затем высунул голову, чтобы оценить обстановку. По лугу прямо на окоп Глеба катился танк, а за ним бежали фашистские автоматчики. Когда Глеб Ермолаев готовился к бою, то думал, что придётся стрелять в борт фашистского танка, где броня тонкая, а теперь приходилось стрелять в лобовую броню, которую и не каждый снаряд возьмёт.

Танк приближался, покачиваясь, будто кланяясь. Ермолаев втиснул приклад ружья в плечо, прицелился... И тут сзади, с наших позиций, длинной очередью вдруг застрочил пулемёт. Пули пронеслись рядом с Глебом. Не успев ни о чём подумать, он выпустил ружье из рук и присел в окопе. Он испугался, что свой пулемётчик зацепит его. А когда Глеб сообразил, что пулемётчик и стрелки взвода бьют по фашистским автоматчикам, чтобы не подпустить их к Глебову окопу, стрелять по танку было уже поздно. Танк наехал на окоп. Как из глубокой воды, Глеб рванулся из своего засыпанного окопа. То, что спасён, солдат понял, вдохнув воздух. Он тут же открыл глаза и понял, что танк приближается к нашим окопам. Его ружьё лежало полузасыпанное, прикладом к Глебу, стволом в сторону танка. В эти тяжкие минуты и стал Глеб Ермолаев настоящим солдатом. Он рванул к себе ружьё, прицелился, выстрелил, искупая вину перед взводом, и подбил танк.

Минуло ещё несколько тревожных дней с бомбёжками и обстрелами, а потом всё стихло. Наступление фашистам не удалось. В эти дни Глеба Ермолаева вызвали в штаб полка, где собрали бойцов, отличившихся в недавних боях. Бойцы по очереди выходили и получали награды. Очередь дошла и до Глеба Ермолаева.

Полковник, удившись его молодости, спросил Глеба, было ли ему страшно.

Глеб ответил: «Струсил я. Я танк случайно подбил!» На это полковник воскликнул: «Вот молодец! Как же не бояться, когда на тебя одного танк лезет! Но насчёт случайности ты, сынок, ошибаешься. Подбил ты его закономерно. Ты в себе страх переборол. За подвиг тебе полагается орден Красной Звезды».

Глеб Ермолаев был в смущении от похвалы командира.

(По А.В. Митяеву)

(353 слова)

Задание

1. Напишите изложение по фрагменту рассказа А.В. Митяева «Длинное ружьё».

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Какие качества характеризуют настоящего солдата ?

Изложение с творческим заданием КИ -9-5

Принесли нам ребята птенца сороки. Летать он ещё не мог, только прыгал. Кормили мы его творогом, кашей, мочёным хлебом.

Скоро у сорочонка отрос длинный хвост и крылья обросли жёсткими чёрными перьями. Он быстро научился летать и переселился на житьё из комнаты на балкон.

Только вот какая с ним была беда: никак наш сорочонок не мог выучиться самостоятельно есть. Совсем уж взрослая птица, а еду просит, как маленький птенчик. За это прозвали его Сироткой. Учили-учили мы Сиротку – ничего не вышло, так и приходилось ему в рот корм запихивать.

Сиротка всюду летал и со всеми был знаком: с толстым котом Иванычем, с охотничьей собакой Джеком, с утками, курами; даже со старым драчливым петухом Петровичем птенец был в приятельских отношениях.

Вот однажды некому было с сорочонком возиться. Целый день все были заняты. Уж птенец приставал-приставал ко всем, никто его не кормит!

Я в этот день с утра рыбу на речке ловил, вернулся домой только к вечеру и выбросил на дворе оставшихся от ловли червей. Пусть куры поклюют.

Петрович сразу приметил добычу, подбежал и начал сзывать кур. А они, как назло, куда-то разбрелись.

Уж петух прямо из сил выбивается! Зовёт, зовёт, потом схватит червяка в клюв, потрясёт им, бросит и опять зовёт - ни за что первый съесть не хочет. Даже охрип, а куры всё не идут.

Вдруг, откуда ни возьмись, Сиротка. Подлетел к Петровичу, растопырил крылья и рот раскрыл: покорми, мол, меня.

Петух сразу приободрился, схватил в клюв огромного червяка, поднял, трясёт им перед самым носом сороки. Птенец смотрел, смотрел, потом цоп червяка - и съел! А петух уж ему второго подаёт.

Гляжу я из окна и удивляюсь, как петух птенца из клюва кормит: то ему даст, то сам съест, то опять ему предложит.

И уж не знаю, как он растолковал Сиротке, в чём дело, только птенец подскочил, повернул голову набок и съел прямо с земли.

С тех пор Сиротку кормить из рук больше не приходилось. В один раз его Петрович выучил с едой управляться.

(По Г.А. Скребицкому)

Задание

1. Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту рассказа Г.А. Скребицкого «Сиротка».

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Чем для Вас интересен мир природы ?

Изложение с творческим заданием КИ -9-6

Рос в парке одуванчик, старенький, седой совсем. Дунул ветер, и полетели дети одуванчика на пушистых парашютиках в разные стороны. Кто тут же, рядом упал, кто подальше отлетел, а один парашютик выше всех поднялся.

– Вот так повезло! Выше всех взлетел! – радовался он.

Носил его, ветер, носил и швырнул под ноги прохожим. Целый день лежал бедный парашютист под горячим солнцем на тротуаре. Наступали на него ногами, чуть не склевал его воробей. А потом усатый дворник своей метлой загнал его в трещину в асфальте.

Так и пролежало оно всю зиму в своём убежище. Но согрелась земля, и зазвенели ручьи.

– Кажется, я ещё живу! – обрадовалось семечко…

Рано утром вышел с метлой усатый дворник и, как всегда, стал подметать двор. Только дворник хотел сшибить золотую головку, смять зелёные листики одуванчика, как выбежала из подъезда его внучка Зоечка.

– Цветочек! Какой хорошенький! Не трогай его, деда, пусть растёт!

Взяла она палочку и воткнула рядом с одуванчиком.

Вот идёт через двор старушка с клюкой. Устала, видно: еле-еле переступает, а тут перед ней на дороге одуванчик стоит, жёлтой головкой качает, будто кланяется. Вынула старушка из кармана верёвочку и привязала одуванчик к палочке, к той самой, что внучка Зоечка в землю воткнула.

Только бабушка за углом скрылась, а во двор уже грузовик въезжает. Шофёр весёлый баранку крутит, кепку на нос сдвинул, но всё же увидел, что на дороге первый одуванчик растёт, такой жёлтый и пушистый. Улыбнулся шофёр, взял да и объехал цветок.

Тут во двор прибежали ребята. Полили одуванчик из лужи, а потом натаскали со всей улицы камешков и уложили их вокруг цветка. Получилась посреди двора клумба. И одуванчики цвели, становились белыми пушистыми шариками, парашютики перелетали через крыши, заборы и разносились по всему городу. Дети бегали в венках из одуванчиков, плели из них длинные гирлянды и развешивали на заборах.

И радостно стало на сердце у людей от вида цветов. И серый скучный город стал золотым и весёлым.

(По Г.В. Лебедевой)

Задание

1. Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту произведения Г.В. Лебедевой.

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Почему так важно , чтобы в мире было больше красоты ?

Изложение с творческим заданием КИ -9-7

Коcта нырнул в кривой переулок и скрылся в парадном, позвонил в дверь. Дверь отворилась, и огненно-рыжий пёс бросился на Косту, положил передние лапы на плечи мальчику и стал лизать длинным розовым языком нос, глаза, подбородок. Оба – мальчик и собака – с неимоверной скоростью устремились вниз. Потом их встречал худой человек с костылём. Собака тёрлась о его единственную ногу, длинные мягкие уши сеттера напоминали уши зимней шапки.

– Вот, погуляли до завтра, – сказал Коста.

В соседнем доме на первом этаже болел парнишка – был прикован к постели. У него была такса – чёрная головёшка на четырёх ножках.

– Она тебя ждёт, – говорил больной. – Мать хочет продать Лаптя: ей утром некогда с ним гулять.

– Приду утром, – после некоторого раздумья отвечал Коста…

Город кончался, начались дюны. Неожиданно вдалеке, на самой кромке берега, возникла собака. Её взгляд был устремлён в море, она ждала кого-то.

Коста подошёл к собаке, провёл рукой по свалявшейся шерсти, собака едва заметно шевельнула хвостом. Мальчик присел на корточки и разложил перед собакой хлеб. Собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пище. Коста взял кусок хлеба и поднёс ко рту собаки. Та вздохнула глубоко и громко, как человек, и принялась медленно жевать хлеб.

– Идём, погуляем.

Собака снова посмотрела на мальчика и послушно зашагала рядом… На другой день в конце последнего урока Коста уснул.

– Вы знаете, почему он уснул? – шёпотом произнесла Евгения

Ивановна. – Я вам расскажу… Он гуляет с чужими собаками, кормит их. А собаки всегда чувствуют добрых и отзывчивых людей. И настоящий человек никогда не бросит попавшего в беду, даже если это собака. Зазвенел звонок с последнего урока. Коста не слышал звонка, он спал. Евгения Ивановна склонилась над спящим мальчиком, положила руку ему на плечо и легонько потрясла. Он вздрогнул и открыл глаза.

– Звонок с последнего урока, тебе пора.

Коста вскочил. Схватил портфель. И в следующее мгновение скрылся за дверью.

(По Ю.Я. Яковлеву)

Задание

1. Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту произведения Ю.Я. Яковлева.

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Какого человека можно назвать добрым ?

Русский язык . 4класс. Урок развития речи .

Тип урока : урок развития речи.

Тема урока : сжатое изложение по произведению «Простудился жираф.»

Задачи урока :

предметные-

    содействовать формированию связности и последовательности изложения; умения при восприятии текста разделить его на структурные части в зависимости от вида текста; умения устанавливать в тексте связи между предложениями;

    способствовать формированию у уч-ся умения использовать изобразительно-выразительные средства в своих высказываниях; умения правильно употреблять грамматические формы слов, синонимы;

    формирование личностных УУД –осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; выполнять учебные действия в устной,письменной речи,во внутреннем плане;

метапредметные-

способствовать формированию УУД

    регулятивные- принимать и сохранять уч. задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

    познавательные-строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;воспринимать смысл предъявляемого текста;

    коммуникативные-выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем,одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию,формировать собственное.

Оборудование: рабочие тетради,текст для уч-ся в виде таблицы, записи на доске.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Прогнозируемый результат

Орг. момент.

Проверка готовн., настрой на работу

Приветствие.

Надеюсь, что сегодняшний урок принесет всем нам радость общения друг с другом. Работать мы начинаем над изложением, поэтому будьте внимательны и сосредоточенны.

Регулятивные:

постановка и формулирование цели предстоящей уч. деятельности-индивидуальной и коллективной

Будет создан положит. эмоциональный настрой на работу.

Введение в тему. Актуализация знаний учащихся

Ребята, мы знаем, что изложение-это…..,помогите мне закончить предложение.

На доске: « Сжатое изложение»

Как вы думаете, что такое сжатое изложение?

Давайте вспомним, что такое текст

Какие типы текстов мы знаем?

Назовите основные признаки текстов повествования, описания, рассуждения.

Какие задачи вы поставите себе на урок?

Письменный пересказ текста.

Высказывания уч-ся.(подводим,что это краткий пересказ текста)

Предложения,связанные по смыслу, объединенные. одной темой.

Ответы уч-ся

Ответы уч-ся

передавать текст письменно, пользуясь планом, опорными словами. сокращать текст

Познавательные

- перерабатывать, систематизир. информацию,предъявлять ее разными способами

Коммуникатив.

Аргументировать свое мнение

Регулятивные : постановка уч.задачи

Актуализир. свои знания о тексте; сумеют выделить существен. признаки текста по их типу;

Поставить для себя учебную задачу.

Работа над заголовком текста

На доске: « Простудился жираф»

Текст,по которому мы будем писать изложение называется " Простудился жираф»"- как вы думаете, о чем он может быть?

Предположите, к какому жанру может относиться текст?

Какие события будут разворачиваться?

Ответы уч-ся

Ответы уч-ся.

Познавательные

формирование умения прогнозировать содержание текста по заголовку.

Коммуникативн. :

Владеть всеми видами деятельности;

Вступать в диалог;

Участвовать в обсуждении.

Сумеют выдвинуть гипотезу о теме текста,о жанре произведения.

Чтение текста изложения учителем

Простудился жираф. Он жил в Швеции. Зоопарк там хороший. О животных заботятся. Но ведь родился жираф в Африке. А тут север. Принялся жираф чихать и кашлять.

Ребятишкам было жаль жирафа. Надо ему помочь. Мама Глории вяжет носки, варежки, шарф, тапочки. Теплые-теплые. Поэтому Глория никогда не болела. Триста мальчишек и девчонок собрали деньги на шерсть. Купили самую красивую, пушистую и теплую. А как вязали! Все по очереди, даже мальчишки.

И вот триста празднично одетых ребят явились в зоопарк. Служители не могли понять, что притащили дети. Развернули сверток. Кому такой шарф? Жирафу! Чтоб больше не простужался. Знаете какая у жирафа шея? По шее и шарф.Двадцать пять метров. (109 слов)

У уч-ся текст перед глазами на листках в виде таблицы.Заполнена вторая графа.

Познавательные(общеучебные, логические):

- слушание

Регулятивные:

Волевая саморегуляция(способствует к преодолению препятствий)

Беседа по тексту. Выявление особенностей первичного восприятия.

Оправдались ли наши предположения, что это рассказ? Докажите.

Скажите, что удивило в тексте, подчеркните в тексте.

Какова главная мысль текста?

Ответы детей.

Ответы детей, делают пометы в тексте.

Ответы.

Познавательные:

-строить логическую цепь рассуждения

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативн.:-уметь оформлять свои мысли в устной речи

-участвовать в обсуждении учебной проблемы

-участвуют в коллективном обсуждении

-аргументируют своё мнение

-осуществляют контроль.

Учащиеся соотнесут содержание текста и свои знания,найдут доказательство,к какому жанру он относится.

Назовите героев рассказа.

(Аналогично выстраиваем контекстуальные синонимы- шведские дети)

Назовите место действия.

Почему простудился жираф?

Как шведские мальчики и девочки решили помочь жирафу?

Почему служители зоопарка не могли понять, что притащили дети?

Жираф,шведские ребята, служители зоопарка

Жираф- животное,

Ответы детей.

Познавательные

- поиск и выделение необходимой информации

Учатся извлечению информации из прослушанного текста

Коммуникативн.

- инициативное сотрудничество с

учителем и сверстниками

Контроль, коррекция, оценка действий партнера

Учащиеся найдут все синонимы, предложат свои.

Структурн. анализ текста

Назовите тип текста.

Вспомним модель текста-повествования

Разбейте текст на части в табличке.

Текст повествование. т.к. можем задать вопрос «Что произошло?»

Начало.

Основная часть.

Заключительная часть.

На листке делят текст.

Познаватнльные

- перерабатывать, систематизировать информацию, предъявлять её разными способами.

Коммуникативные:

аргументировать свое мнение

Выделяют структуру текста.

Выделение ключевых слов каждой части.

Составление плана.

Прочитайте начало текста, выделите ключевые слова

Заполним таблицу

(Работаем с каждой частью текста )

Модель текста -повествования

Ключевые слова

Начало каждой части

1.Начало.

С чего началось.

Простудился, принялся чихать и кашлять

Жираф простудился

Простудился жираф…

В зоопарке Швеции …

2.Основная часть.

Как развивались действия

Было жаль

Надо помочь

Собрали деньги

Надо помочь!

Ребятишкам было жаль…

Дети решили помочь…

3.Концовка.

Чем закончилось?

Не могли понять

Чтоб не простужался.

По шее и шарф!

Неожиданный визит

В зоопарк явились…

На доске заполненная таблица.

Ответы детей.

Познавательные -анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам,-выполняют логические операции-сравнение, анализ, обобщение,классификация

Коммуникативные:

Участвуют в коллективном обсуждении

-аргументируют свое мнение

Выделяют ключевые слова, составляют план к каждой части.

Сокращение текста по частям

Перечитайте первую часть текста. Вычеркните лишнюю информацию, опираясь на наш план.

Проконтролируйте себя, сравнив количество слов в тексте с вашим количеством слов.У вас должно остаться чуть меньше половины.

Давайте послушаем,что у вас получилось.

Выполнена ли наша задача- сжатое изложение?

Аналогично работаем над 2-3 частями.

Зачитывают получившуюся часть.

Регулятивные:

-волевая саморегуляция(способствует к преодолению препятствий

Сумеют сократить до 50% объёма от первоначального текста.

Орфографическая подготовка

На доске слова: жираф, празднично,не могли, притащили,не простужался, зоопарк, Швеция, двадцать пять.

Познавательные

-классификация объектов по выделенным признакам

Коммуникативные:

-инициативное сотрудничество

Учащиеся сумеют осуществить прогностический орфографический контроль.

Повторное чтение текста учителем.

Смогут выделить смысловые доминанты текста в процессе слушания.

Написание изложения

Выполнение работы

Познавательные

Реализация в продукте накопленного за урок внутреннего содержания;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

в письменной форме;

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Учащиеся смогут написать целостный текст

Самопроверка.

Проверка работы

Регулятивные Регулятивные

-осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

-вносить необходимые дополнения,

Исправления в свою работу,

-оценивание качества и уровня усвоения материала.

Учащиеся сумеют усовершенствовать созданный ими на основе образца текст.

Итог урока.

Какую задачу ставили для себя в начале урока?

Все ли получилось?

Рассказ Г. Скребицкого о сорочонке. Рассказ для младших школьников. Рассказ для внеклассного чтения. Рассказ для чтения в начальной школе.

Георгий Скребицкий. Сиротка

Принесли нам ребята небольшого сорочонка... Летать он ещё не мог, только прыгал. Кормили мы его творогом, кашей, мочёным хлебом, давали маленькие кусочки варёного мяса; он всё ел, ни от чего не отказывался.

Скоро у сорочонка отрос длинный хвост и крылья обросли жёсткими чёрными перьями. Он быстро научился летать и переселился на житьё из комнаты на балкон.

Только вот какая с ним была беда: никак наш сорочонок не мог выучиться самостоятельно есть. Совсем уж взрослая птица, красивая такая, летает хорошо, а еду всё, как маленький птенчик, просит. Выйдешь на балкон, сядешь за стол, сорока уж тут как тут, вертится перед тобой, приседает, топорщит крылышки, рот раскрывает. И смешно и жалко её. Мама даже прозвала её Сироткой. Сунет ей, бывало, в рот творогу или мочёного хлеба, проглотит сорока — и опять начинает просить, а сама из тарелки никак не клюёт. Учили-учили мы её — ничего не вышло, так и приходилось ей в рот корм запихивать. Наестся, бывало, Сиротка, встряхнётся, посмотрит хитрым чёрным глазком на тарелку, нет ли там ещё чего-нибудь вкусного, да и взлетит на перекладину под самый потолок или полетит в сад, на двор... Она всюду летала и со всеми была знакома: с толстым котом Иванычем, с охотничьей собакой Джеком, с утками, курами; даже со старым драчливым петухом Петровичем сорока была в приятельских отношениях. Всех он на дворе задирал, а её не трогал. Бывало, клюют куры из корыта, и сорока тут же вертится. Вкусно пахнет тёплыми мочёными отрубями, хочется сороке позавтракать в дружеской куриной компании, да ничего не выходит. Пристаёт Сиротка к курам, приседает, пищит, клюв раскрывает — никто её покормить не хочет. Подскочит она и к Петровичу, запищит, а тот только взглянет на неё, забормочет: «Это что за безобразие!» — и прочь отойдёт. А потом вдруг захлопает своими крепкими крыльями, вытянет кверху шею, натужится, на цыпочки привстанет да как запоёт: «Ку-ка-ре-ку!» — так громко, что даже за рекой слышно.

А сорока попрыгает-попрыгает по двору, в конюшню слетает, заглянет к корове в стойло... Все сами едят, а ей опять приходится лететь на балкон и просить, чтобы её из рук кормили.

Вот однажды некому было с сорокой возиться. Целый день все были заняты. Уж она приставала-приставала ко всем — никто её не кормит!

Я в этот день с утра рыбу на речке ловил, вернулся домой только к вечеру и выбросил на дворе оставшихся от ловли червей. Пусть куры поклюют.

Петрович сразу приметил добычу, подбежал и начал сзывать кур: «Ко-ко-ко-ко! Ко-ко-ко-ко!» А они, как назло, куда-то разбрелись, ни одной во дворе нет. Уж петух прямо из сил выбивается! Зовёт, зовёт, потом схватит червяка в клюв, потрясёт им, бросит и опять зовёт — ни за что первый съесть не хочет. Даже охрип, а куры всё не идут.

Вдруг, откуда ни возьмись, сорока. Подлетела к Петровичу, растопырила крылья и рот раскрыла: покорми, мол, меня.

Петух сразу приободрился, схватил в клюв огромного червяка, поднял, трясёт им перед самым носом сороки. Та смотрела, смотрела, потом цоп червяка — и съела! А петух уж ей второго подаёт. Съела и второго, и третьего, а четвёртого Петрович сам склевал.

Гляжу я из окна и удивляюсь, как петух сороку из клюва кормит: то ей даст, то сам съест, то опять ей предложит. А сам всё приговаривает: «Ко-ко-ко-ко!..» Кланяется, клювом червей на земле показывает: ешь, мол, не бойся, вон они какие вкусные.

И уж не знаю, как это у них там всё получилось, как он ей растолковал, в чём дело, только вижу, закокал петух, показал на земле червяка, а сорока подскочила, повернула головку набок, на другой, пригляделась и съела прямо с земли. Петрович даже головой в знак одобрения тряхнул; потом схватил сам здоровенного червяка, подбросил, перехватил клювом поудобнее и проглотил: вот, мол, как по- нашему. Но сорока, видно, поняла, в чём дело, — прыгает возле него да поклёвывает. Начал и петух червей подбирать. Так наперегонки друг перед другом стараются — кто скорей. Вмиг всех червей склевали.

С тех пор сороку кормить из рук больше не приходилось. В один раз её Петрович выучил с едой управляться. А уж как он это ей объяснил, я и сам не знаю.

Выбор редакции

Изучая французский язык, мы сталкиваемся с трудностями образования временных глаголов. Однако, также немаловажно понять их употребление....

Окончаний в немецком языке, в отличие от английского, достаточно много, на освоение и закрепление темы потребуется не один час работы....

Патент России № 2109347А. Ритм выстукивается карандашом, зажатым в пальцах правой руки, по твердой поверхности стола ударами в одну...
ЗаключениеЦель работы достигнута, проведено изучение уровня информированности женщин о контрацепции. Гипотеза о недостаточной...
Ещё из Был ли Юрий Гагарин первым человеком в космосе Миф советской пропаганды: Гагарин не был первым в Космосе? / «Нераскрытые...
ООН объявила 2009 год «Международным годом картофеля». Поэтому я решил в этом году посвятить свою работу именно этому растению и...
Цервикальная слизь при овуляции уникальна, что служит дополнительным признаком распознавания благоприятного момента при планировании...
Рыбы и скорпион прекрасно ладят, но не всегда понимают друг друга. Скорпион увереннее в себе, а потому более активный и решительный. Рыбы...