Что такое гражданско процессуальная форма. Гражданская процессуальная форма


Введение 4 1. Личностные качества и психологические особенности руководителя. 5 1.1.Психологические типы руководителей. 7 2. Исследование психологического портрета эффективности руководителя в сфере автомобильного бизнеса(на примере автосалона «KIA») 10 2.1. Изучение системы руководства автомобильного салона «KIA» 10 2.2. Функции и обязанности сотрудников автосалона «KIA» 11 2.3. Методики исследования 12 3. Рекомендации руководителю по эффективности управления организацией 15 Заключение 18 Список использованной литературы 21 Приложение 1 24

Введение

В наше время все больше внимания уделяется вопросам определения возможностей, личных и деловых качеств, которыми непременно должен обладать современный руководитель. К сожалению, выдвинуть основные требования довольно трудно, потому что те или иные качества могут быть полезны в одной, и быть совершенно не к месту в другой профессиональной области. Чем крупнее и стабильнее организация которую возглавляет руководитель, тем большим объемом знаний и навыков он должен обладать. Знания должны быть не только теоретическими, но и практическими, т.е. руководитель должен иметь опыт работы в данной должности. Очень часто не хватает полученных навыков, знаний и опыта работы для управления организацие, именно поэтому и возникает вопрос о социально – психологическом портрете руководителя, его умение сходиться с другими людьми, не испытывать социальный барьер. Целью представленной работы является изучение социально – психологического портрета руководителей, стилей управления и типов руководства организацией. Изучение данной темы требует решения следующих задач: 1) изучение психологических типов руководителя; 2) определение профессионально-важных качеств успешного руководителя 3) исследование психологического портрета эффективности руководителя Объектом исследования являются руководители различных уровней, а предметами исследования выступают индивидуально-типологические характеристики руководителей организации. Метод исследования – анкетирование. База исследования – автомобильный салон «KIA»

Заключение

В результате проведенного мною исследования можно обозначить ряд выводов. На эффективность и успешность управленческой деятельности влияют личностные качества руководителя, его пригодность к руководящей работе и психологическая готовность к управлению. Личностные характеристики руководителя непосредственно связаны с его психикой, субъективными качествами, прирожденными, приобретенными или развитыми способностями. Без умения подобрать, подготовить, организовать, заинтересовать, смотивировать и оценить людей, ни одно принятое управленческое решение не достигнет своей цели. Независимо от психологического типа руководителя, нужно стараться работать более коллективно, чем возлагать все трудности либо на себя, либо на подчиненных. Психологические ресурсы руководителя включают систему психологических характеристик (качеств личности), которые устойчиво проявляются не только в стиле поведения руководителя в процессе делового общения, но и в стиле его мышления, в индивидуальных особенностях принятия и реализации решений, поиска управленческих схем и др. Практически все психологические характеристики включают в себя личностные деловые качества, независимо от типа руководителя, он должен ими обладать (компетентность, деловитость, работоспособность и организованность), специфические управленческие характеристики (ответственность, готовность к рискам, системное мышление, лояльность и конформизм), а также дополнительные характеристики, состав которых может зависеть от позиции руководителя в иерархии и от ее особенностей. Значимость практически всех психологических качеств руководителя возрастает по мере роста объема его прав и ответственности. Личную ответственность, лояльность и конформизм можно считать наиболее значимыми универсальными качествами руководителя, поскольку дефицит именно этих качеств способен нанести наибольший ущерб и иерархии и менеджеру. Стиль руководства в контексте управления – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Руководитель как никто другой, должен придерживаться профессиональной этики в общении с подчиненными, партнерами или с вышестоящим руководством. Для эффективного руководства коллективом руководитель должен обладать умеренной общительностью, умением разбираться в людях. Он должен, научится делать работу руками своих подчиненных, то есть уметь правильно распределить между ними конкретные задания. Быть объективным и разделять личное и служебное – одна из важнейших задач успешного руководителя. Бытует мнение, что нельзя привлекать к работе друзей и родственников, но опять же, это уже каждый управляющий решает лично сам. Степень, до которой руководитель делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и забота о человеческих отношениях или о выполнении задачи – все отражает стиль руководства. Важно уметь собирать команду, как мы уже заметили в исследовании, необходимо учитывать пол, возраст, опыт работы, квалификацию сотрудников, комбинировать людей разного темперамента. Впоследствии, такие люди будут дополнять друг друга. Быть руководителем - значит быть головой компании, нести ответственность не только за себя и свою работу, но и за работу каждого сотрудника. Важно быть не только начальником, но и психологом, в некоторой степени даже педагогом. Сложные задачи решать с помощью компромиссов и всегда стараться идти на уступки.

Список литературы

1. Бойко В. В., Ковалёв А. Г., Панфёров В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль,1983. 207 с. 2. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. 295 с. 3. Волков И. П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум. Л.: Лениздат, 1989. 222 с. 4. Емельянов С. М. Технологии управления конфликтами. С-Пб., 2001. 5. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. 701 с. 6. Иосефович Н. Ты босс! Как стать толковым руководителем. М.: Персей: Вече: АСТ, 1995. 384 с. 7. Климов Е. А. Основы психологии: Практикум. М.: «ЮНИТИ», 1999. 176 с. 8. Кричевский Р. Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1996. 384 с. 9. Крогиус Н. В. Личность в конфликте. Саратов, 1976. 143 с. 10. Кукушин В. С. Психология делового общения: Учебное пособие. М.: ИКЦ «Март»; Ростов-н-Д: МарТ, 2003. 368 с. 11. Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 2004. 527 с. 12. Обер-Крие Дж. Управление предприятием. М.: Сирин, 1998. 257 с. 13. Организационная психология. / Сост. И общая редакция Винокурова Л. В., Скрипюка И. И. СПб.: Питер, 2000. 512 с. 14. Основы психологии: Практикум. / Под ред. Столяренко Л. Д. Ростов-н-Д.: Феникс, 2001. 704 с. 15. Панкратов В. Н. Искусство управлять людьми: Практические рекомендации. М.: Изд-во Института ПсихотерПсихология личности. Т. 2. Хрестоматия. Самара: Бахрах-М,2004. 544 с. 16. Психологические тесты. / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. Т. 2. М: Владос, 1999. 248 с. 17. Рогов Е. И. Выбор профессии: становление профессионала. М.: ВЛАДОС пресс,2003. 336 с. 18. Руденский Е. В. Основы психотехнологии общения менеджера: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. 145с. 19. Руководитель. Коллектив. Личность. Сокр. М.: Экономика, 1974. 221с. 20. Русинов Ф. М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1996. 352 с. 21. Рыбокова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991. 158 с. 22. Сементовская В. К. Ваша деловая жизнь – приглашение к размышлению. Л.: Лениздат, 1985. 189 с. 23. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. Л., 1986. 24. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2005. 624 с. 25. Степкин Ю. П. Авторитет руководителя. // Промышленная социальная психология. Л., 1982. 26. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.232 с. 27. Сухарев В. А. Как достичь успеха деловому человеку. Мн.: Беларусь, 1997. 128 с. 28. Таранов П. С. Золотая книга руководителя: Законы, советы, правила. М.: Вече: Персей: АСТ, 1994. 560 с. 29. Удальцова М. В. Социология управления: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1998. 144 с. 30. Уэйтли Д. Новая динамика победы. М.: ЮНИТИ, 1996. 144 с. 31. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997. 608 с.апии, 1999. 142 с.

Глава 4

Личность как субъект управления

Требования к современному руководителю

Психология руководства и лидерства

Психология этики и социальной ответственности

Руководителя

Самомаркетинг руководителя

Саморазвитие руководителя

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ


Психологический портрет руководителя

Процесс управления состоит из взаимодействия субъекта и объекта. В качестве субъекта управления могут выступать один человек или группа людей. Один человек – это руководитель. Группа людей – это коллективный (коллегиальный) орган управления – дирекция, совет, коллегия, ректорат, деканат и т.д. Данная глава посвящена руководителю как субъекту управления.

В ходе изучения психологического портрета руководителя рассматриваются два вопроса:

1. Составные части (элементы) портрета руководителя;

2. Психологические аспекты элементов портрета руководителя.

Субъект управления – это руководитель, т.е. профессиональный управляющий социально-экономическими и производственными процессами.

Психологический портрет руководителя – это совокупность качеств его личности в психологических аспектах.

Основными составляющими портрета руководителя являются: природные свойства, приобретенные качества, профессиональный опыт.

Природные свойства – это особенности психики руководителя, связанные с его генетическими данными. Основными природными свойствами, важными для руководителя, являются: харизматичность, интеллект и способности, характер и темперамент, эмоциональная устойчивость.

Харизматичность – это природная способность к лидерству.

Способность вести за собой других людей является «божьим даром», который дается немногим. Таким людям верят без сомнений, за ними идут по собственному желанию, без принуждения. При этом ведомые часто даже не задумываются, куда и почему они идут. Харизматичность как свойство личности можно оценить двумя важными характеристиками: направленностью и ответственностью.

Направленность рассматривается как основная ориентация и ценности личности. Направленность может быть двух видов: на себя и на других. Направленность «на себя» проявляется у эгоистичных натур. Они используют свой дар для удовлетворения личных амбиций. Им нравится ощущать свою власть, зависимость от них других людей.

Направленность «на других» связана с высоким интересом лидера к тем людям, которых он ведет за собой. В этом случае он учитывает цели и желания ведомых, и соответственно корректирует свою деятельность.

Ответственность заключается в заботе о результатах своего влияния на других людей. Лидеру должно быть важно, куда заведет ведомых его влияние, будут ли достигнуты коллективные и индивидуальные цели доверившихся ему людей.

Безответственный харизматичный лидер не задумывается о том, к чему приведет других его дар. Управляя, он тешит свое самолюбие, не думая о последствиях.

Интеллект – это природная способность к эффективной умственной деятельности.

Способность воспринимать и перерабатывать информацию, активно накапливать и использовать знания, подмечать причинно-следственные связи является природным даром. Такие люди видят то, что недоступно другим. Они в одинаковой ситуации могут увидеть несравненно больше прочих. Интеллект может быть реализован в любом виде деятельности. В полной мере это относится и к управлению, и к бизнесу.

Так, знаменитого греческого философа Фалеса Милетского (VI век до н.э.) сограждане упрекали в том, что он поучает других, а сам живет в бедности. Тогда Фалес занял в долг денег, и скупил все маслобойни в городе. По его прогнозу должен был быть необычайно высокий урожай маслин. Прогноз оправдался, и Фалес за одну осень заработал целое состояние. Тем самым он доказал, что ум может сделать человека богатым.

Различают три основных вида интеллекта : теоретический, практический и творческий. Психология оценивает их как равнозначные, не выстраивая в рейтинг.

Теоретический интеллект означает способность усваивать и оперировать знаниями: анализировать, обобщать, выстраивать логические цепочки, устанавливать причинно-следственные связи.

Так, в США насчитывается около трех тысяч вузов. Каждый из них имеет свой рейтинг, свое строго определенное место в иерархии. Наиболее элитарные объединены в «десятку плюща». В это число входит Портлендский колледж – специфический небольшой вуз, в который по специальным рекомендациям зачисляются студенты с особыми аналитическими способностями. Его выпускники становятся крупными учеными и известными аналитиками.

Практический интеллект – это способность осуществлять успешную (результативную) деятельность: выстроить алгоритм, организовать работу и достичь поставленных целей.

Российский психолог Б.М. Теплов в работе «Ум полководца – практический интеллект» пишет, что «нет ни малейшего основания, считать работу практического ума более простой и элементарной, чем работу ума теоретического».

Творческий интеллект – это способность к созданию оригинальных произведений искусства. Люди с творческим интеллектом имеют свое видение мира, свой взгляд на, казалось бы, привычные вещи. Они умеют, через различные художественные образы, показать свое необычное видение другим.

Психология управления отвечает на вопрос, какой вид интеллекта предпочтительнее для руководителя?

Носители теоретического интеллекта сложно принимают решения. Это связано с тем, что они оперируют слишком большим объемом информации, многочисленными переменными, учитывают множество факторов. Поэтому у них возникают проблемы в принятии решений, что для руководителей является серьезным минусом. Зато такие люди незаменимы в роли советников крупных руководителей. Их знания и аналитические способности могут существенно повысить эффективность управления.

Практический интеллект наиболее предпочтителен для руководителей. Способность к организации деятельности является важнейшей профессиональной чертой руководителя.

У творческого интеллекта также может быть определенная грань, которая важна для руководителя. Это креативность, то есть способность к необычным, нестандартным решениям и действиям.

Способности – это природные свойства человека, от которых зависит успешность овладения определенными видами деятельности.

Способности подробно рассматривались в предыдущей главе, в разделе 3.5. Для руководителя наиболее желательными способностями являются: коммуникабельность, влияние на людей, организованность.

Коммуникабельность – это природная способность человека к общению.

Коммуникабельные люди легко находят общий язык с окружающими. Они могут моментально подстроиться под чужой образ мыслей, проникнуться чувствами другого человека, понять его логику.

Влияние на людей – это способность к воздействию на мысли и поступки.

Для осуществления внешне незаметного, но существенного влияния необходимо своеобразное соприкосновение, резонанс психологий. Это возможно для человека с гибкой психикой, в которой присутствует природный интерес к внутреннему миру другого человека. Интерес этот должен проявляться достаточно тонко, чтобы не вызвать неприятие, отторжение.

Организованность – это способность к распределению работы и ресурсов.

Человек организованный способен наиболее рациональным образом расставить людей и добиться их успешной совместной деятельности. Он может умело поощрить лучших, поддержать и помочь отстающим, подстегнуть ленивых, научить неумелых.

Характер – это совокупность устойчивых свойств человека, которые определяют его эмоции и поведение.

Характер подробно рассмотрен в предыдущей главе, в разделе 3.6. Для руководителя наиболее предпочтительным является сильный характер.

Сильный характер позволяет создать обстоятельства, добиваться намеченной цели, преодолевать трудности. Сильный характер не только помогает своему носителю, но и поддерживает и увлекает других. Он способствует сплочению людей, побуждению у них энтузиазма.

Для руководителя-женщины наиболее эффективным является характер бизнес-леди . Сочетание образа женщины с предприимчивостью и настойчивостью может активно влиять на людей и обстоятельства, обеспечить успешное достижение поставленной цели.

Темперамент – это динамическая характеристика психических процессов и поведения человека.

Темперамент как природное свойство личности подробно рассмотрены в предыдущей главе, в разделе 3.6. Для руководителя наиболее желательной является комбинация из трех типов темперамента: сангвиник (доминирующий), холерик и флегматик.

Доминирование сангвиника способствует увлеченности делом, доверительности к людям, позитивной жизнедеятельности. Эле­менты холерика в темпераменте позволяют быстро принимать решения, действовать энергично и настойчиво. Особенности флегматика дают возможность анализировать, действовать хладнокровно и терпеливо, не жаловаться на трудности.

Эмоциональная устойчивость – это способность воспринимать динамическую эмоциональную нагрузку без заметного изменения качества своей деятельности.

Эмоциональная устойчивость подробно рассмотрена в предыдущей главе, в разделе 3.10. Для руководителя в эмоциональной устойчивости наиболее важны такие свойства, как уравновешенность и стрессоустойчивость.

Уравновешенность – это природная способность человека умеренно реагировать на раздражители и сохранять высокую работоспособность.

Избежать эмоциональных реакций невозможно. Однако очень важно, чтобы эмоции «не перехлестывали», не выводили человека из себя и не мешали работе. Повышенные эмоции, как правило, снижают работоспособность, не позволяют в полной мере проявить квалификацию.

Стрессоустойчивость – это природная способность человека не достигать в своих эмоциях стрессовых состояний.

Стрессоры в жизни и профессиональной деятельности возникают часто. Однако реакция на них может быть умеренной. В таком случае стресс не наступает. Человек проявляет определенную сопротивляемость стрессу.

Приобретенные качества – это особенности психики руководителя, возникшие под влиянием его личной жизнедеятельности.

Приобретенными качествами , важными для руководителя, являются: воля, предприимчивость, целеустремленность, надежность.

Воля – это способность человека действовать в направлении сознательно постановленной цели, независимо от обстоятельств.

Воля является важнейшим из приобретенных качеств, необходимых для руководителя. Воля проявляется в сознательном выборе и осознанном долге, которые и определяют свободу волевой личности.

Сознательный выбор заключается в том, что руководитель предпочитает не естественно желаемое, а необходимое в данной ситуации. Такие выборы приходится делать постоянно.

Осознанный долг связан с тем, что руководитель действует в
соответствии с принятыми на себя или предприятие обязательствами, ответственностью перед коллективом и обществом. Осознанный долг еще жестче, чем сознательный выбор. Он обычно совсем не оставляет вариантов, а предписывает конкретные действия.

Предприимчивость – это умение использовать различные
варианты.

Ситуация в бизнесе и управлении постоянно меняется, поэтому нельзя все время ходить по «проторенным тропам». Предприимчивость как качество личности проявляется в независимости и инновационности.

Независимость суждений и поведения позволяет руководителю нестандартно, творчески подходить к управленческой деятельности. Это включает и ответственность, и готовность идти на разумный риск, и при этом сочетать рискованные проекты и решения с абсолютно надежными.

Инновационность означает как поиск принципиально нового (ноу-хау), так и постоянные небольшие усовершенствования. Они вроде бы мелки и малозаметны, однако не дают останавливаться на достигнутом. Кроме того, мелкие улучшения, постепенно накапливаясь, создают новое качество.

Целеустремленность – умение поставить цель, подчинить ей необходимую деятельность и довести дело до конца.

Целеустремленность руководителя проявляется в концентрации и настойчивости.

Концентрация рассматривается как умение сосредоточить силы и ресурсы, и использовать их на главном направлении. Справившись с «центральным звеном», можно легко «вытащить» всю цепь.

Настойчивость является умением упорно двигаться к цели, не останавливаться на полпути. Любое начатое дело должно быть завершено, кроме тех случаев, когда принято соответствующее решение об отмене.

Надежность – это безусловное исполнение взятых на себя обязательств.

Сотрудничество с надежным партнером существенно уменьшает степень риска. Надежность как качество личности проявляется в умении держать слово и предсказуемости.

Умение держать слово означает полностью отвечать за свои обещания. Не отказываться от принятых на себя обязательств, пунктуально их выполнять, даже если это сопряжено с возникшими трудностями.

Предсказуемость рассматривается как действия по заранее согласованной схеме. При этом не допускается односторонних экспромтов, а тем более – проявления авантюризма.

Профессиональный опыт – это вооруженность передовыми знаниями, и личные достижения в управлении.

Профессиональный опыт управления складывается из: знаний современной теории и практики управления; опыта руководящей работы; личных достижений в управлении.

Знания современной теории управления и передового опыта связаны с теоретической подготовкой руководителя.

Знания появляются из трех источников : образования и самообразования, а такжекреативного подхода.

Образование руководителя связано с изучением профессии менеджера в стенах вуза. Обычно руководители имеют два высших образования: одно управленческое, другое – экономическое, техническое, юридическое или иное.

В истории цивилизации долгое время профессии руководителя в учебных заведениях не готовили. Менеджерами становились специалисты других профессий, выдвинутые в руководство практикой. И только с появлением теории научного менеджмента (1911) стало ясно, что профессии управленца можно и нужно учить, и для этого появилась содержательная база.

В 1920-е годы в США возникли первые курсы менеджеров. Позднее они переросли в специальные школы менеджмента и бизнеса. Они предлагали двухлетний курс обучения слушателей второму высшему образованию (управленческому) на базе какого-либо другого, полученного ранее. Слушателями в эти школы направлялись молодые специалисты разных профессий, проявившие способности к управлению.

Практика специального управленческого образования как второго высшего просуществовала несколько десятилетий – всю середину ХХ века. Она оказалась достаточно эффективной, но занимала около 10 лет после школы: 5 лет вуза, плюс 2–3 года работы, плюс 2 года учебы в школе менеджмента. Возникла необходимость обучения менеджеров в качестве первого высшего образования.

В 1960-е годы в США и Западной Европе в университетах и колледжах появились специальности «менеджмент». Первое высшее управленческое образование, как правило, соединяло в себе две специальности. Второй специальностью обычно была экономика. Выпускники получали квалификацию «экономист-менеджер». В странах СНГ такое образование появилось лишь в 1990-е годы.

Однако действующий ныне в нашей стране директорский корпус состоит из людей, не имеющих управленческого образования. Это практики различных областей, выдвинутые на руководящую работу. Курсы и семинары не могут заменить системных знаний по теории и практике управления.

В ежегодных отчетах Правительства Беларуси за ряд последних лет неизменно подчеркивается: среди причин недостатков экономического развития одной из важнейших является – низкая квалификация значительной части руководящих кадров.

Следует подчеркнуть, что системное управленческое образование руководителей является непременным условием их успешной деятельности. профессия менеджера, как и любая другая, требует специальной подготовки.

Самообразование руководителя – это его самостоятельная работа по пополнению своих знаний по теории и практике управления. Сегодня имеется много управленческой литературы, что позволяет успешно учиться.

Однако следует выделить один принципиальный момент. Самообразование может быть эффективным, если руководитель имеет базовое управленческое образование. В этом случае можно успешно пополнять профессиональные знания.

Если же руководитель полностью является самоучкой, ситуация будет иной. Отсутствие базового управленческого образования не может быть полностью компенсировано самообразованием. У него будут лишь отрывочные знания. Управленческая квалификация такого руководителя будет невысокой.

Креативный подход связан с умением руководителя применить знания теории и практики управления в своей практической деятельности. Управленческий труд всегда оригинален. Он фактически не содержит полностью идентичных ситуаций. Поэтому руководитель, применяя теоретические знания или чужой опыт, всегда действует в новых обстоятельствах.

Так, высочайшей креативностью славился великий полководец древности Ганнибал. Для каждого сражения он придумывал разные военные хитрости. В знаменитой битве при Каннах (216 г. до н.э.) он с 40-тысячным карфагенским войском противостоял 80-тысячной римской армии. Ганнибал воспользовался тем, что конницы у него было больше (14 тысяч к семи). Он разместил ее по краям, построив свою армию полумесяцем. С началом битвы его конница обошла римлян с флангов, и большая армия оказалась в окружении меньшего войска. Среди римлян поднялась паника, ряды их смешались, и большинство из них погибли в этом бою.

Опыт руководящей работы – это путь управленческой деятельности, который прошел руководитель.

Практика руководящей работы складывается из ряда показателей : ступеней карьерной лестницы, продолжительности работы на руководящих постах, пройденной «школы».

Ступени карьерной лестницы – это те посты в иерархии управления, которые занимал руководитель. Считается хорошим показателем, если руководитель последовательно, со ступени на ступень, поднимается по «служебной лестнице». В итоге он из личной практики знает работу своих подчиненных.

Если руководитель «перепрыгивал» сразу через несколько ступеней, в его опыте управления на разных уровнях непременно окажутся пробелы. Такой карьерный «взлет» вызывает резонное подозрение, что выдвижение происходило не по заслугам, а по протекции.

Продолжительность работы на руководящих постах и составляет практический управленческий опыт. Он показывает общее количество лет управленческой деятельности, а также срок пребывания на отдельных постах. С учетом сложности работы на том или ином посту, можно представить характер накопленного руководителем опыта управленческой деятельности.

Пройденной школой для руководителя является то время, когда он работал под руководством или в команде известного управляющего – «золотого воротничка». Рядом с талантливым лидером молодые менеджеры получают неоценимую практику управленческой деятельности. При этом легко и естественно усваивается стиль, методы, формы, приемы, на постижение которых в других условиях потребовались бы много времени и усилий, а результаты были бы существенно ниже.

Личные достижения – это те успехи, которых руководитель добился в управленческой деятельности.

Личные достижения отличаются от общих успехов, которых добился коллектив в целом. Они определяют именно собственную роль руководителя, его результативность, эффективность и личные заслуги.

Результативность отождествляется с теми конкретными вехами и показателями, которых добился руководитель в своей управленческой деятельности.

Достигнутые результаты должны быть именно персональными, личными, а не присвоенными из общих трудов коллектива или подчиненных менеджеров.

Так, знаменитый военачальник древности Александр Македонский получил название Великий. Он был гениальным полководцем и мужественным воином. Именно в результате его личного руководства маленькая горная страна Македония завоевала почти весь известный в IV веке до н.э. мир. За всю историю человечества ни одно государство, за исключением Российской империи, не достигало таких размеров, как держава Александра.

Эффективность рассматривается как соотношение достигнутого с понесенными затратами. Само по себе любое достижение мало о чем говорит, если не принять во внимание затраченные усилия. Если затраты были небольшими, а достижения значимыми, то деятельность можно рассматривать как эффективную.

Например, о низкой эффективности образно, кратко и точно говорит народная поговорка: «Гора родила мышь».

Личные заслуги руководителя связаны с тем, какова его персональная роль в достигнутых предприятием и коллективом высоких результатах.

Таким образом, структуру портрета руководителя можно свести в единую схему. Представим структуру портрета в совокупности его составляющих, элементов и показателей в таблице 4.1.

Таблица 4.1 – Структура портрета руководителя

Составляющие Элементы Показатели
Природные свойства Харизматичность Интеллект Способности Характер Темперамент Эмоциональная устойчивость Направленность Ответственность Теоретический Практический Творческий Коммуникабельность Влияние на людей Организованность Сильный Бизнес-леди Сангвиник Холерик Флегматик Уравновешенность Стрессоустойчивость
Приобретенные качества Воля Предприимчивость Целеустремленность Надежность Сознательный выбор Осознанный долг Независимость Инновационность Концентрация Настойчивость Умение держать слово Предсказуемость
Профессиональный опыт Знания теории и практики управления Опыт руководяще работы Личные достижения Образование Самообразование Креативный подход Ступени карьерной лестницы Работа на руководящих постах Пройденная «школа» Результативность Эффективность Личные заслуги

Если руководитель действовал в равных с другими менеджерами условиях, не имея никаких искусственно созданных преимуществ, и добился при этом наиболее впечатляющих результатов, можно говорить о его персональных заслугах. Однако, если же результат получен усилиями коллектива и квалификаций менеджеров, а руководитель ничем особым не отличился, его личных заслуг в таких достижениях немного.

Так, успешно действующее предприятие за короткий срок «развалить» сложно. Поэтому год-два можно по протекции поработать генеральным директором, и уйти, ничем себя не проявив. А после этого незаслуженно представлять себя «золотым воротничком».

Итак , психологический портрет руководителя складывается из трех составляющих: природных свойств, приобретенных качеств и профессионального опыта. Каждая из этих составляющих содержит свой набор элементов и показателей.

Психологический портрет не идентичен характеристике. Во-первых, он гораздо шире и подробнее. Во-вторых, он фиксирует внимание на внутренних свойствах и качествах человека, которые наиболее важны для профессии руководителя. Психологический портрет рельефно и точно показывает личность руководителя.


Похожая информация.


Психологический портрет современного руководителя

Выполнила:

Проверила:

2010/2011 учебный год

1. Введение

2. Портрет современного руководителя

3. Личность руководителя

4. Что нужно, чтобы стать лидером

5. «Заповеди руководителя»

6. Заключение

7. Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Управление появилось вместе с людьми. Там, где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.

На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро, и многие люди пытались решить ее, но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.

И только во второй половине прошлого века, после победы промышленной революции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения завладели всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя, росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая организация, и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами.

В настоящее время существует некоторый минимум различных характеристик для современного менеджера. Что это за характеристики, и каким должен быть портрет современного менеджера, речь пойдет далее.

Психологический портрет руководителя

Психологические качества руководителя позволяют ему устанавливать и поддерживать хороший деловой и психологический контакт с подчинёнными вышестоящими и нижестоящими руководителями и общественными организациями, а так же создавать благоприятный психологический климат и настрой в коллективе.

К числу основных социально-психологических качеств следует отнести:

­ Чувство коллективизма

­ Коммуникабельность

­ Инициативность

­ Самообладание

­ Чувство эмпатии

Чувство коллективизма основано на глубоком понимании коллективной природы общества, его производства. Это чувство коллективизма как социально-психологическая категория, как органическое свойство личности. Если руководителя отсутствует это свойство, то это не может способствовать формированию у него других позитивных социально-психологических качеств.

Коммуникабельность - способность руководителя легко и быстро входить в деловой и психологический контакт с людьми, что позволяет оперативно решать вопросы, требующие его личного участия, а также умение достоверно доносить информацию. Словом, для руководителя важно уметь находить правильные взаимоотношения с подчинёнными, взять верный тон общения. Подчинённые должны чувствовать себя не слепыми исполнителями воли руководителя, а соучастниками общего процесса. И здесь искусство руководителя состоит в том, чтобы уметь быть старшим среди равных. А это значит, что он прежде всего должен использовать методы разъяснения, убеждение и лишь в крайнем случае - властные методы.

Инициативность. Это понятие очень многогранно. Это и выдвижение новых идей по совершенствованию производства труда и управления, и улучшение бытовых условий подчинённых, и совершенствование методов воспитательной работы, и многое другое. Особенно велико значение этого качество в век научно-технической революции. Инициатива должна быть направлена на поиски и использование наилучших методов реализации государственных планов и программ, а также быть своевременной и реально осуществимой.

Самообладание является очень важным качеством руководителя в его отношениях с людьми. Самообладание помогает руководителю успешно разрешать конфликты, возникновение которых практически неизбежно. Руководитель, который не может держать себя в руках, не может вызывать чувство доверия у подчиненных.Рассудительность, умение убеждать людей, найти справедливое решение в интересах дела и восстановление нарушенного нормального психологического климата в коллективе все это и составляет непреходящую ценность качества самообладания.

И осталось сказать о чувстве эмпатии, т.е. сочувствие, сопереживании, умении поставить себя на место другого. Без них сегодня не прожить никому, а уже тем более руководителю.

Вот это совокупность социально-психологических качеств, которыми должен соответствовать современный руководитель. Он является эталоном, которому осознанно или неосознанно подражают подчиненные.

Анна ЗАВГОРОДНЯЯ, техник I категории, ООО "ГазпромТрансГаз - Ухта":

"Начальник, на мой взгляд, прежде всего обязан быть профессионалом своего дела - а это значит, что у него должно быть высшее профильное образование. Кроме того, для современного руководителя важна восприимчивость к техническим нововведениям. В первую очередь это касается компьютерной грамотности.

Хороший начальник должен обладать чувством такта в общении с подчиненными - а иначе он не сможет создать вокруг себя команду единомышленников. Чувство юмора, по моему мнению, тоже необходимо ему для того, чтобы разрядить эмоциональную напряженность, иногда возникающую в коллективе.

Также приятное впечатление производят руководители, обладающие широкой эрудицией и к месту проявляющие ее. Но главными качествами для начальника являются, с одной стороны, требовательность к подчиненным, а с другой - умение принимать иную точку зрения и быть одновременно строгим, но справедливым".

Ольга КАЛИНИНА, социальный педагог средней школы № 1:

"Чтобы умело руководить людьми, необходимо иметь высшее образование и быть в своем деле компетентным специалистом. Начальник должен знать основы управленческой деятельности и уметь работать с документацией.

Для конкурентоспособности ему необходимо постоянно повышать свою квалификацию, отслеживая новые тенденции в избранной деятельности.

Но очевидно, что руководитель работает не только с бумагами, но и с людьми - и поэтому ему надо быть хорошим психологом".

Юрий ПЕШКИЛЕВ, арт-директор глянцевого журнала “Респект”:

"Меня несколько удивило в вопросе словосочетание "современный руководитель". То есть предполагается, что у современного руководителя должны появиться какие-то особые деловые качества, по сравнению с руководителем прошлого или даже позапрошлого веков. Я считаю, что деловые качества - это способность находить адекватный подход к возникающим ситуациям и кратчайший путь к достижению цели, быть самостоятельным в мышлении и уметь обеспечивать выполнение принятых решений с высокой эффективностью. Эти качества в руководителе ценились во все времена. Другие же качества трудно отнести к разряду деловых. Вот количество умений у современного руководителя должно быть на порядок выше, чем у его средневекового коллеги. Это и владение высокими технологиями, знание психологии - то есть, иными словами, современный руководитель должен иметь в своем арсенале все то, что подарила нам современная наука".

В процессе управления руководитель осуществляет ряд конкретных функций, среди которых:

организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы;

распределение заданий и инструктаж подчиненных и контроль над ними;

проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений;

решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией;

ответы на звонки и прием посетителей, ведение переговоров

проведение собраний и представительство;

заполнение форм отчетности;

повышение квалификации.

Выполняя свои повседневные обязанности, руководитель общается с различными категориями лиц. Прежде всего, это партнеры. Иногда они могут быть весьма неприятными, выдвигающими несуразные требования и даже угрожающими, но в любом случае обращаться с ними нужно корректно, не показывая раздражения. Другая категория людей, с которыми приходится общаться, - руководители различного ранга. В разговорах с ними выражаться следует четко и недвусмысленно, придерживаться только фактов или собственных соображений, кратко излагать мысли. Ставя какую-то проблему, лучше всего сразу же предложить вариант ее решения, чтобы босс не занимался ею от начала до конца. И наконец, руководиель постоянно общается с коллегами – руководителями других подразделений. Прямого влияния на них он оказать не может и здесь в особой мере нужно уметь вести переговоры, торговаться и убеждать.

В процессе общения руководителю приходится выполнять три основных роли. Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между нимиВо-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации. Эту роль может играть контролер, следящий за работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ее может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющий политику фирмы. Это и представитель, разъясняющий значение и характер проблем другим подразделениям или партнерам. В-третьих, это роль, связанная с принятием решений. Ее играет предприниматель, ищущий новые пути достижения целей и берущий на себя всю ответственность за риск, связанный с ними. Ее играет менеджер, ответственный за распределение ресурсов фирмы. Ее, наконец, играет представитель фирмы, ведущий переговоры с партнерами.

Гражданская процессуальная форма представляет собой установленный законом оптимальный порядок отправления правосудия по гражданским делам, обязательность которого обеспечена санкциями гражданских процессуальных и иных правовых норм.

Форма целиком изложена в Кодексе и потому воспринимается в практическом плане как развитая система правовых требований, предъявляемых к каждому совершаемому в судопроизводстве процессуальному акту*.


* См.: Чечина Н.А., Чечот Д.М. Гражданская процессуальная форма, процессуальные нормы и производства// Юридическая процессуальная форма. М., 1976. С. 174.

Гражданская процессуальная форма имеет две разновидности. Одну из них можно назвать устной, так как все совершенные действия описываются устно, а затем протоколируются. Она определяет порядок судебной деятельности (действия суда, лиц, участвующих в деле, и других участников, а также последовательность этих действий), опираясь на правовые основы ГПК. Вторую разновидность, обязательную в составе производства, можно назвать письменной процессуальной формой. Она устанавливает состав процессуальных документов, выработанных судом и предъявляемых участниками, указывает реквизиты каждого из них, определяет последовательность в изложении текста, а также условия, при которых процессуальные документы либо оставляются без движения, либо отменяются вышестоящей инстанцией. В диалектическом сочетании разновидности процессуальной формы образуют единый правовой порядок судебной юрисдикции по гражданским делам.

Гражданская процессуальная форма распространяется только на процессуальную деятельность и не охватывает интеллектуальную (например, оценку доказательств, толкование применяемых норм права) и делопроизводственные операции, осуществляемые при подготовке дела к судебному разбирательству*.


* См.: Рассахатская Н.А. Гражданская процессуальная форма. Саратов, 1998. С. 84.

Для гражданского процессуального закона характерны типологизация деятельности и построение на этой основе процессуальных моделей. Судопроизводство состоит из многих сотен различных действий и включает в себя десятки различных документов. Регламентация каждого акта повлекла бы увеличение ГПК во много раз, и осложнила практическое исполнение, оставив за пределами гражданской процессуальной формы какие-то действия и документы. Поэтому судопроизводство основывается на двух группах действий и документов. Одни из них обязательны в производстве по любому делу (например, возбуждение судопроизводства, разъяснение в начале судебного разбирательства лицам, участвующим в деле, их прав и обязанностей, составление протокола заседания суда и т.д.). Без указанных действий производство не может быть правомерным. Другие действия (документы) необходимы лишь при некоторых обстоятельствах дела, и совершение их зависит от определенных позиций сторон в разбираемом споре (привлечение в процесс эксперта, тех или иных свидетелей, разрешение вопросов об удовлетворении заявленных ходатайств, предъявление встречного иска, вынесение судом дополнительного решения и т.п.).

Типологизация деятельности и моделирование оптимального порядка ее совершения происходят следующим образом. В производстве по какому-то делу возможны несколько заседаний для разрешения различных процессуальных и материально-правовых вопросов. Кодекс детально освещает ход заседания суда кассационной инстанции. Поэтому при проведении любого другого заседания суд руководствуется процессуальной моделью судебного заседания, предусмотренной законом. Аналогично решается вопрос и с процессуальными документами. В некоторых случаях в ГПК включены бланкетные нормы, что существенно облегчает процесс моделирования.

Гражданская процессуальная форма – не произвольный набор правил судебной деятельности, установленный по воле какого-то лица. Она предопределена рядом обстоятельств, таких, как предмет и цели судебного разбирательства, природой органа правосудия, основными началами процессуального права и др. Каждый правоприменительный орган имеет собственную процессуальную форму и не может использовать форму деятельности другого органа, в противном случае он становится ненужным в системе юрисдикции.

Характерными чертами гражданской процессуальной формы (ее принципами) можно признать деятельность процессуального регламента, оптимальное соотношение процессуальных прав и обязанностей участников судопроизводства, непрерывность судопроизводства, а также контроль и самоконтроль суда за совершаемыми актами.


ффф2

Смотрите также:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие гражданского процессуального права (предмет, метод, задачи, соотношение с другими отраслями права).

2. Гражданская процессуальная форма (понятие, сущность, значение).

3. Гражданские процессуальные нормы (структура, действие во времени и пространстве).

4. Понятие гражданского судопроизводства (процесса). Виды и стадии гражданского процесса.

5. Конституционные принципы гражданского процессуального права.

6. Функциональные принципы гражданского процессуального права.

7. Принцип состязательности в гражданском процессе (отличие от следственного процесса).

8. Принцип диспозитивности в гражданском процессе.

9. Гражданские процессуальные правоотношения (понятие, объект, субъекты, основания возникновения).

10. Отводы судей и других участников процесса (основания, порядок разрешения).

11. Стороны в гражданском процессе (понятие, правоспособность, дееспособность, права и обязанности).

12. Процессуальное соучастие (основания, виды, права и обязанности соучастников).

13. Понятие надлежащей и ненадлежащей стороны. Порядок замены ненадлежащего ответчика, последствия замены).

14. Процессуальное правопреемство (понятие, основания, порядок вступления в процесс, отличие от ненадлежащей стороны).

15. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора (основания и процессуальный порядок вступления в процесс, отличие от ненадлежащей стороны).

16. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора (понятие, порядок вступления в процесс, права и обязанности).

17. Участие прокурора в гражданском процессе (основания, формы участия, процессуальное положение, права и обязанности).

18. Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, защищающих права других лиц (основания, формы участия, права и обязанности).

19. Процессуальное представительство (понятие, основания, виды, отличие от материального представительства).

20. Полномочия представителя в суде (объем и оформление).

21. Процессуальные сроки (понятие, виды, порядок продления и восстановления).

22. Подведомственность гражданских дел (понятие, виды, критерии разграничения).

23. Подсудность гражданских дел суду (понятие, виды). Последствия несоблюдения правил о подсудности.

24. Иск (понятие, элементы). Тождество исков.

25. Классификация исков.

26. Право на иск (понятия, предпосылки, условия).

27. Средства защиты ответчика против иска.

28. Изменения иска (понятие, пределы и условия, субъекты).

29. Порядок обеспечения иска и отмены обеспечения иска.

30. Основания к отказу в принятии искового заявления.

31. Судебное доказывание (понятие, элементы).

32. Классификация доказательств.

33. Предмет доказывания (понятие, классификация фактов, основания освобождения от доказывания).

34. Распределение между сторонами обязанности по доказыванию. Доказательственные презумпции.

35. Относимость и допустимость доказательств.

36. Оценка доказательств (понятие, виды, принципы).

37. Объяснение сторон (третьих лиц) как средство доказывания (содержание, виды, процессуальный порядок получения).

38. Свидетельские показания (порядок допроса, права и обязанности свидетелей). Свидетельский иммунитет.

39. Письменные доказательства (понятие, виды, порядок истребования).

40. Вещественные доказательства. Порядок истребования, хранения.

41. Судебная экспертиза (понятия, основания и порядок назначения, порядок производства, виды).

42. Подготовка гражданского дела к судебному разбирательству (задачи стадии, действия суда, сторон). Предварительное судебное заседание.

43. Основания для приостановления производства по делу (отличие от отложения разбирательства дела).

44. Основания оставления заявления без рассмотрения. Правовые последствия.

45. Основания прекращения производства по делу. Правовые последствия.

46. Понятие и виды судебных постановлений.

48. Требования, которым должно удовлетворять судебное решение.

49. Устранение недостатков судебного решения вынесшим его судом (способы, процессуальный порядок).

50. Законная сила судебного решения. Момент вступления решения в законную силу.

51. Определение суда первой инстанции (виды, понятие, порядок вынесения).

52. Условия, допускающие заочное производство. Отличие между заочным и состязательным производством.

53. Способы выражения несогласия с заочным решением (основания, процессуальный порядок).

54. Протокол судебного заседания (содержание, значение). Порядок рассмотрения замечаний на протокол.

55. Судебный приказ (понятие, сущность, отличие от решения).

56. Стадии приказного производства. Основания для отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа.

57. Требования, по которым выдается судебный приказ.

58. Судебное оспаривание нормативных и ненормативных актов (порядок обращения в суд, подсудность, решение суда, особенности доказывания).

59. Производство по делам о защите избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ.

60. Установление фактов, имеющих юридическое значение (подведомственность, подсудность, содержание заявления, особенности решения).

61. Усыновление ребенка (содержание заявления, подсудность, правовые последствия принятия решения).

62. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим (подсудность, содержание заявления, особенности решения).

63. Признание гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным (подсудность, содержание заявления, особенности доказывания, решения).

64. Восстановление прав по утраченным ценным бумагам (вызывное производство).

65. Обжалование постановлений мировых судей в апелляционном производстве (сроки, объект, субъекты, процессуальный порядок).

66. Процессуальный порядок рассмотрения апелляционных жалоб (срок, состав суда, судебное разбирательство, основания отмены постановлений мирового судьи, полномочия).

67. Обжалование постановления суда в порядке кассационного производства (объект, субъекты, процессуальный порядок).

68. Процессуальный порядок и сроки рассмотрения дела в кассационной инстанции.

69. Полномочия суда кассационной инстанции.

70. Основания к отмене решения, изменению или вынесению нового решения в кассационном порядке.

71. Отличие судебно-надзорной проверки постановлений суда от кассационной (по объекту, субъектам, процессуальному порядку рассмотрения, полномочиям суда соответствующих инстанций).

72. Процессуальный порядок и сроки надзорной жалобы и представления прокурора.

73. Полномочия суда надзорной инстанции.

74. Основания к отмене судебных постановлений в порядке надзорного производства.

75. Пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам.

1)Понятие гражданско процессуального права…

Гражда́нское процессуа́льное пра́во - отрасль права, включающая совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между судом и иными участниками судебного производства в ходе осуществления правосудия по гражданским делам, а также исполнения судебных постановлений.

Предметом гражданского процессуального права являются общественные правоотношения, возникающие между судом, с одной стороны, и любым другим участником гражданского судопроизводства, с другой стороны, а также деятельность суда и других органов по отправлению правосудия по гражданским делам.

Метод , используемый в регулировании отношений в сфере гражданского судопроизводства, характеризуется как императивно-диспозитивный , то есть сочетающий в себе императивный метод в части регулирования вопросов, связанных с действиями суда, и диспозитивный метод в регулировании поведения и процессуальной деятельности участников судебного процесса.

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Система гражданского процессуального права состоит из двух частей: Общей и Особенной.

Общая часть – содержит в себе основные положения, институты, относящиеся ко всему гражданскому судопроизводству: принципы судопроизводства и гарантии их реализации, правовое положение суда и лиц, участвующих в деле, представительство, процессуальные сроки, судебные расходы, ответственность, общие правила доказывания и т. д.

Особенная часть – содержит в себе совокупность норм, регламентирующих движение, развитие гражданского судопроизводства по стадиям от его возбуждения до вынесения и пересмотра судебного решения, а также особенности процесса по отдельным категориям дел (приказным, исковым, особым, возникающим из публично-правовых и исполнительных правоотношений) и в отношении различных субъектов (в частности, иностранцев).

Соотношение с арбитражным процессом, КП, УПП, ГП и другое.

5,6,7,8)

Принципы гражданского процессуального права

Принцип – основополагающее начало, идея, определяющая способ правового регулирования гражданских процессуальных отношений .

Правовые свойства принципа:

1. Всеобщность – идея только тогда становится принципом, когда ее действие распространяется на все развитие процесса, на все виды производств (не бывает принципов подотраслей и институтов). Но на разных стадиях, в разных видах производств принципы могут проявляться по-разному. Дифференциация процесса определяет взаимное соотношение принципов, но в целом принцип становится принципом, когда он проходит через весь процесс.

2. Несводимость к нормативному содержанию – принцип несводим к своему нормативному воплощению, которое может усекать или даже извращать суть принципа. Принцип всегда шире, чем норма права. Только так он и имеет смысл, может проявить служебное назначение: основа толкования закона, преодоления пробелов в праве. Если принцип свести к норме права, то его нельзя будет использовать.

3. Историчность – принцип изменяет свое содержание вместе с развитием общества.

Классификация принципов:

1. По источнику закрепления:

· конституционные (законность, равенство, состязательность);

· отраслевые (устность, непрерывность, непосредственность).

2. По сфере действия:

· общеправовые (законность);

· межотраслевые (состязательность);

· отраслевые (диспозитивность).

Организационные принципы (определяют устройство процесса):

Принцип независимости судей

Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Независимость судей обеспечивается политическими, экономическими и юридическими гарантиями.

Принцип гласности

Граждане имеют право на свободный доступ в зал суда и право делать письменные заметки. Исключения:

· установленные императивно (например, дела об усыновлении ребенка);

· поставленные в зависимость от усмотрения суда или ходатайств участвующих в деле лиц (например, в случае необходимости сохранения коммерческой или иной тайны).

В таком случае суд выносит мотивированное определение, которое не подлежит обжалованию.

Функциональные принципы (определяют процессуальную деятельность суда и иных участников процесса):

Принцип законности

Суды должны правильно применять нормы материального права и совершать процессуальные действия во исполнение норм гражданского процессуального права. Гражданское процессуальное законодательство находится в ведении РФ. Нормы материального закона считаются нарушенными или неправильно примененными, если:

· суд не применил норму закона, подлежащего применению;

· применил закон, не подлежащий применению;

· неправильно истолковал закон.

Принцип истины

Состязательный процесс не ищет истину, его задачей является ликвидация социального конфликта, но таким образом, чтобы присуждать победу подлинно правому. Судебную истину подразделяют на:

· Объективную истину – действительные обстоятельства дела.

· Формальную истину – знание суда носит вероятностный характер, это всегда только приближение к истине, но не истина в подлинном смысле слова.

Претендовать на установление абсолютной истины суд не может в силу предписаний самого закона – он не вправе самостоятельно собирать доказательства. Потребовать от суда истинного решения можно только тогда, когда ему дано право собирать доказательства.

Принцип диспозитивности

Возбуждение и поддержание процесса является не обязанностью, а правом заинтересованных лиц. Это движущее начало гражданского процесса. В силу диспозитивности суд судит только в той мере и о том, в какой мере и о чем его попросили заинтересованные лица. Сферы господства (активности) сторон:

1. Формальная диспозитивность – господство сторон над внешним ходом процесса (ст.35 ГПК).

2. Материальная диспозитивность – это свобода осуществления и распоряжения субъективными гражданскими правами и обязанностями в гражданском процессе. Эти действия называются распорядительными действиями:

· Абсолютные распорядительные действия – те, которые неподконтрольны суду (изменение предмета или основания иска, а также увеличение или уменьшение исковых требований).

· Относительные распорядительные действия – должны быть утверждены судом (отказ от иска, признание иска, мировое соглашение).

Само предъявление иска является также проявлением материальной диспозитивности.

3. Доказательственная диспозитивность – стороны свободно решают, представлять им доказательства или нет.

В гражданском процессе присутствуют признаки публичности: например, предъявление иска прокурором (ст.45 ГПК).

Принцип состязательности

Состязательный процесс – это процесс с пассивным судом, когда сами участники собирают и представляют доказательства. Суд может оказать содействие в собирании доказательств по мотивированному ходатайству сторон (ст.57 ГПК).

Признаки следственности в гражданском процессе:

· судьи вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент его допроса (ч.3 ст.177 ГПК);

· при возникновении потребности суд по своей инициативе назначает экспертизу (ч.1 ст.79 ГПК).

В состязательности принято выделять:

§ Состязательную сущность (содержание) процесса – каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказать то, на что оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ст.56 ГПК). Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле (ч.1 ст.57 ГПК).

§ Состязательная форма процесса – это организация самого судебного процесса, которое должно протекать в состязательной манере.

Принцип непрерывности

Познание суда от момента начала процесса (перехода к исследованию доказательств) до его окончания (вынесения решения) должно быть непрерывным. После отложения дела его рассмотрение начинается сначала (ч.3 ст.169 ГПК), т.е. заново начинается исследование доказательств (исключение – повторно можно не слушать объяснения сторон, если они на этом не настаивают). Перерыв в отличие от отложения дела означает, что суд на это время не вправе рассматривать другие дела, а после перерыва разбирательство продолжается с того места, на котором прервалось (ч.3 ст.157 ГПК).

Перед началом судебных прений суд исследует все собранные доказательства сначала.

Суд принимает решение немедленно после разбирательства дела – выносится резолютивная часть решения, а мотивировочная может быть составлена в течение 5-ти дней (ст.199 ГПК). Мотивировка подгоняется под решение – абсурд.

Принцип непосредственности

Познание суда должно быть непосредственным, т.е. суд обязан лично воспринимать каждое доказательство, должен быть обеспечен непосредственный контакт с источником фактической информации. Если в составе суда происходит изменение, то разбирательство производится сначала (ч.1 ст.41, ч.2 ст.157 ГПК).

Исключения:

· Институт судебных поручений (ст.62 ГПК) – если доказательство находится далеко от суда, то суд отправляет другому суду поручение исследовать доказательство.

· Институт обеспечения доказательств (ст.64 ГПК).

7. Принцип устности:

Процесс есть судоговорение, т.е. коммуникация участников процесса с судом осуществляется устно (исключение – приказное производство). Исследование доказательств ведется в устном режиме – все доказательства и материалы дела оглашаются. Приоритет устных распорядительных заявлений над тем, что изложено в состязательных бумагах – в случае изложения оснований иска иначе, чем было написано в иске, то сказанное имеет приоритет над написанным (ст.39 ГПК).

9) Гражданские процессуальные отношения – это урегулированные нормами гражданского процессуального права отношения, возникающие в производстве по конкретному(определенному) гражданскому делу между судом и участниками гражданского процесса.

Отличительной особенностью гражданских правоотношений является то, что в любых правоотношениях одним из участников всегда выступает суд.

Схема гражданских процессуальных правоотношении на всех стадиях процесса примерно одинакова. Однако различны основания возникновения таких отношений и их субъектный состав.

Основаниями возникновения признаются:

1) норма гражданского процессуального права – является главной и необходимой предпосылкой возникновения гражданских процессуальных правоотношений по конкретному делу;

2) действие субъекта – сама по себе норма не порождает правоотношения, норма должна быть реализована совершением действия конкретного лица или его бездействием.

Действие (бездействие) может быть предпосылкой возникновения процессуальных правоотношений только при условии, что оно носит правовой характер, т. е. стало юридическим фактом;

3) иногда правоотношения возникают в случае совокупности юридических фактов – юридического состава. Юридический состав служит предпосылкой не только возникновения, но и прекращения процессуальных правоотношений;

4) гражданская процессуальная правоспособность – предоставленная субъекту законом возможность иметь в гражданском судопроизводстве процессуальные права и нести процессуальные обязанности. Гражданской процессуальной правоспособностью обладают в равной мере все граждане и организации;

5) гражданская процессуальная дееспособность – предоставленная законом субъекту гражданского процессуального правоотношения способность личными действиями в пределах закона осуществлять гражданские процессуальные права и исполнять возложенные на него процессуальные обязанности. Граждане обладают полной дееспособностью по достижении совершеннолетия. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет обладают частичной дееспособностью. Лица могут быть ограниченно дееспособные. Юридические лица обладают процессуальной правоспособностью и дееспособностью с момента их регистрации. Процессуальная правоспособность граждан прекращается со смертью гражданина или с объявлением его в судебном порядке умершим. Процессуальная правоспособность и дееспособность юридического лица заканчиваются с прекращением его существования, а процессуальная право-и дееспособность граждан – со смертью гражданина или с признанием его в судебном порядке недееспособным.

В отличие от материально-правовых отношений, основанием возникновения, изменения или прекращения процессуальных правоотношений не могут быть договоры между судом и участниками процесса. Но договоры между сторонами и третьими лицами возможны.

10) Отводы…

Статья 16. Основания для отвода судьи

1. Мировой судья, а также судья не может рассматривать дело и подлежит отводу, если он:

1) при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика;

2) является родственником или свойственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей;

3) лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности.

2. В состав суда, рассматривающего дело, не могут входить лица, состоящие в родстве между собой.

Статья 18. Основания для отвода прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика

1. Основания для отвода судьи, указанные в статье 16 настоящего Кодекса, распространяются также на прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика.

Эксперт или специалист, кроме того, не может участвовать в рассмотрении дела, если он находился либо находится в служебной или иной зависимости от кого-либо из лиц, участвующих в деле, их представителей.

2. Участие прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика в предыдущем рассмотрении данного дела в качестве соответственно прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика не является основанием для их отвода.

Статья 19. Заявления о самоотводах и об отводах

1. При наличии оснований для отвода, указанных в статьях 16 - 18 настоящего Кодекса, мировой судья, судья, прокурор, секретарь судебного заседания, эксперт, специалист, переводчик обязаны заявить самоотвод. По тем же основаниям отвод может быть заявлен лицами, участвующими в деле, или рассмотрен по инициативе суда.

2. Самоотвод или отвод должен быть мотивирован и заявлен до начала рассмотрения дела по существу. Заявление самоотвода или отвода в ходе дальнейшего рассмотрения дела допускается только в случае, если основание для самоотвода или отвода стало известно лицу, заявляющему самоотвод или отвод, либо суду после начала рассмотрения дела по существу.

3. Порядок разрешения заявления о самоотводе и последствия его удовлетворения определяются по правилам, предусмотренным статьями 20 и 21 настоящего Кодекса.

Статья 20. Порядок разрешения заявления об отводе

1. В случае заявления отвода суд заслушивает мнение лиц, участвующих в деле, а также лица, которому заявлен отвод, если отводимый желает дать объяснения. Вопрос об отводе разрешается определением суда, вынесенным в совещательной комнате.

2. Вопрос об отводе, заявленном судье, рассматривающему дело единолично, разрешается тем же судьей. При рассмотрении дела судом коллегиально вопрос об отводе судьи разрешается этим же составом суда в отсутствие отводимого судьи. При равном количестве голосов, поданных за отвод и против отвода, судья считается отведенным. Вопрос об отводе, заявленном нескольким судьям или всему составу суда, разрешается этим же судом в полном составе простым большинством голосов.

Вопрос об отводе прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика разрешается судом, рассматривающим дело.

Статья 21. Последствия удовлетворения заявления об отводе

1. В случае отвода мирового судьи, рассматривающего дело, оно передается районным судом другому мировому судье, действующему на территории того же судебного района, или, если такая передача невозможна, оно передается вышестоящим судом мировому судье другого района.

2. В случае отвода судьи либо отвода всего состава суда при рассмотрении дела в районном суде дело рассматривается в том же суде другим судьей или другим составом суда либо передается на рассмотрение в другой районный суд вышестоящим судом, если в районном суде, в котором рассматривается дело, замена судьи становится невозможной.

3. В случае отвода судьи либо отвода всего состава суда при рассмотрении дела в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, Верховном Суде Российской Федерации дело рассматривается в том же суде другим судьей или другим составом суда.

4. Дело должно быть передано в Верховный Суд Российской Федерации для определения суда, в котором оно будет рассматриваться, если в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области или суде автономного округа после удовлетворения заявлений об отводах либо по причинам, указанным в статье 17 настоящего Кодекса, невозможно образовать новый состав суда для рассмотрения данного дела.

11) Стороны…

Истец и ответчик. Они основные участники процесса. У них противоположные права, обязанности и интересы. Они носители взаимоисключающих интересов.

Пассивная сторона - сторона, привлекаемая для дачи объяснений и возможного наступления ответ-и, т.е. ответчик.

Активная - истец.

ГПК не дает определения понятия «сторон». Зак-ль используют это понятие к исковому произ-у. Есть истец - предпологаемый наситель спорных прав. Ответчик - предполагаемый носитель спорных обязанностей.

Особое производство. Участники пц здесь сторонами не являются, здесь заявители (предполагаемые носители права) и заинтересованные лица.

Производство, возн-е из публичных ПО, т.к в рамках ГПУ не называется сторона. Тут ответная сторона (лицо или орган, чьи действия или решения оспариваются).

Юридическая заинтересованность сторон - материально-правовой интерес, основанный на мат-пр споре, обуславливает их пц интерес.

Стороны - граждане, юр лица, органы гос вл и м.с, общественные организации.

Особенности:

1.Наличие противоположных юр интересов

2.Ведение сторонами пц от своего имени

3.Вынесение судебного решение на имя сторон

4.Распространие силы судебного решения на стороны

5.Возложение на стороны судебных расходов.

Сторонам необходимо иметь в виду, что в любом случае, для того чтобы то или иное лицо м.б лицом, уч-м в деле, в частности стороно, они д. обладать 2 свойствами: гражданской пц право - и дееспособностью.

Пц право и дееспособность отличается от гражд-пр-й право- дееспособности.

Грпц правоспособность - способность и возможность иметь гр пц права и нести обязанности. В ГПК такого определения нет.

Статья 36. Гражданская процессуальная правоспособность

Гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов.

Субъекты наделяются гр пц правоспособностью... Она признается за всеми в силу факта их рождения или наличии прав юр лица. На основании ст 398 ГПК. гражд пц правоспособностью наделяются и иностранные граждане, иноср-е организации.

Гр пц правоспособностью обладают все граждане.

ст. 49, 51 + ФЗ «О гос регисрации юр лиц». В качестве стороны не могут выступать простое товарищество, т.е участники договора совместной деятельности. Только в качестве соистцов и соответчиков.

Не могут также самостоятельно выступать филиалы и представительства.

РФ, СРФ, муниц образования. От их имени - органы гос власти и м.с (ст 125 ГПК). Тоже самое с органами исполнительной власти всех уровней, местной админ-и.

Обще-е объединения - ФЗ «Об общ объединениях» считается созданным с момента утв-я устава, формир органов. Оно вправе уч-ть в пц по делам о ликвидации, реорг-и и др.

Гр пц дееспособность

1.Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет, и организациям.

Гр пц правосубъектность - гр пц право- и дееспособность. Для юр лиц и органов они одинаковы.

Для граждан наступление гр пц дееспособности установлены правила.

Полная - 18 лет.

Статья 37 ГПК. Гражданская процессуальная дееспособность

2. Несовершеннолетний может лично осуществлять свои процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности в суде со времени вступления в брак или объявления его полностью дееспособным (эмансипации).

Частичная пц дееспособность.

Статья 37. Гражданская процессуальная дееспособность

3. Права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также граждан, ограниченных в дееспособности, защищают в процессе их законные представители. Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних, а также граждан, ограниченных в дееспособности.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы. Однако суд вправе привлечь к участию в таких делах законных представителей несовершеннолетних.

Ограниченная пц дееспособность.

п.3 Лица, ограниченные в дееспособности. Их интересы представляют попечители.

К полностью недеспособным гражданам относятся лица, не достигшие 14 лет, либо лица, которые вследствие психического расстройства не может руководить и осозновать свои действие и который признан недеспособным судом,т.е вынесено решение.

п. 5 ст. 37 ГПК. Права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, а также граждан, признанных недееспособными, защищают в процессе их законные представители - родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.

***Действующее законодательство предусматривает и заключение договора с лицами, не достигшеми возраста 14 лет (63 ТК), но тем не менее права и интересы таких лиц защищают их представители.

Гр пц законодательство наделяет стороны широким кругом прав и обязанностей. Прав больше. Пц права сторон многочисленные. Стороны, как и все лица, уч-е в деле, имеют общие права (ст. 35 ГПК).

1. Лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; обжаловать судебные постановления и использовать предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве другие процессуальные права. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Лица должны добросоветсно пользоваться своими правами. Есть и специальные права, помимо общих.

Статья 35. Права и обязанности лиц, участвующих в деле

2. Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.

Субъективная гр пц право стороны - установл-е и обеспеч-е гр пц нормами мера возможного поведения стороны и возм-ть требования к/л действий от суда.

Гр пц обязанности - установленное и обеспеч-е законом должное поведение стороны, соотв-е субъективному пц праву суда.

Пц права и обяз-и составляют гр пц статус стороны.

Специальные права и обяз-и.

Спец-е права для истца: это право на изменения предмета или основания иска. + право на увеличенние или уменьшение исковых требований + право на отказ от иска.

Спец-е обязанности истца: обязанность доказывать обстоятельства, на к-е истец ссылается как основания исковых треб-й.

Спец-е права для отв-а: право на признание иска + право на предъявление встречного иска.

Спец-е обяз-и для ответчика: обязан доказать об-а, на к-е он ссылается как на основание возражений против иска и требований по встречному иску.

Совместные спец права: прав на заключение мирового соглашения+ право на передачу дела в третейский суд в случаях, пред-м в законе.

Многие действия сторон непосредственно влияют на динамику гр пц ПО, т.е. прекращают, изменяют, порождают это ПО. Их можно рассматривать в качестве юр фактов (некоторые из них). Некоторые - пц поступки (в теории права).

В осущ-и допустимых законом пц действий стороны свободны.

Обязанности, предусмотренные иными нормами: ст. 98, ст. 99 ГПК.

Стороны – основн гр лиц, участвующих в гр-их делах по спорам о пр\охраняемом законом интересе.

Стор в процессе явл истец и ответчик

Стор м.б: гр, гос орг, орг м\с, ЮЛ, общ-ые орг-ии и формирования

Стор есть в случае, когда есть 2 противополжные т.зр, юр заинтересованность сторон:

Матер-правов интерес в исходе дела

Процесс-ый интерес

В особом пр-ве уч-ки сторон не явл. Действуют заявители

Особенности сторон:

- налич противоположных юр интерес

Ведение сторон процесса от своего имени

Вынесен суд реш на имя сторон

Распр-ие силы суд реш на стороны

Возложен на стороны суд расходов

Д\того, чтобы то\иное лицо м.б. лицом участвующим в деле, оно д обладать 2 свойствами :

-гр проц-ая правосп-ть – спос-ть и возм-ть иметь гр-ие проц-ые пр и нести обяз-ти

- гр проц-ая деесп-ть – своими действиями осущ-ть проц-ые пр, выполнять проц-ые обяз-ти и поручать веден дела в суде представителю. В полном объеме принадлежит 18л гр-ам и с мом наделения пр ЮЛ

Гр-ая проц-ая правосп-ть признается в полной мере за всеми гр-ми и орг-ми, обладающих пр на суд-ую защиту прав, свобод и зак-ых интересов.

Согл ст 398 иностр гр, лица без гр-ва, иностр орг-ии, м\у орг-ии обладают провоспос-ю.

Не м выступать в кач-ве сторон :

Участники дог о совместной деят-ти

Филиалы и представительства

Ур наступлен проц-ой дееспос-ти:

Полная проц-ая дееспос-ть

По достиж 18л, эмансипация, вступлен в брак

Частичная

Несовершеннол от 14 до 18) вправе лично защищ свои интересы в суде, м также и их зак-ые представители

Ограниченная

Пр и интерес гр защищаются в суде их попечителями

В отн-ии споров неим-го хар-ра такие гр явл полностью дееспос-ми

Полная недеесп-ть

Лица, кот не м выступать в суде в кач-ве сторон : не достигшие 14л; гр, кот вследствие психич расстройства не м защищать свои интересы (суд их признал таковыми). Их зак-ые интерес защищают зак-ые представители

Стороны обладают спец-ми проц-мы пр и обяз-ми

Выбор редакции
Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...

Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...