Федеральный закон номер 40 осаго


Владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства. ОСАГО вводилось во всех странах как социальная мера, направленная на создание финансовых гарантий возмещения ущерба , причинённого владельцами транспортных средств и как финансовый инструмент повышения безопасности дорожного движения . Подобное страхование действует во многих странах мира, а также в рамках транснациональных соглашений - например, «зелёная карта ».

В СССР идея введения этого закона обсуждалась в 60-хх годах XX века, но тогда от внедрения такого страхования было решено воздержаться . Вернулись к разработке этого закона в 1993-94 годах, когда в Государственную Думу стали поступать различные версии соответствующего законопроекта , . Финальный этап разработки закона пришелся на 2000-2002 годы. В 2000-м году законопроект в первом чтении был рассмотрен Государственной думой . Окончательно ОСАГО пришло в Россию 1 июля 2003 года со вступлением в силу Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

С 1 июля 2015 года автовладельцы смогут оформить полис ОСАГО через интернет и распечатать его на принтере. Данное постановление было подписано Дмитрием Медведевым. Соответствующий документ размещен в "Российской газете".

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    Обязательное Автострахование. Нюансы. Автогражданка. ОСАГО.

    Электронное ОСАГО

Субтитры

Субъекты ОСАГО

Государственное регулирование ОСАГО осуществляет Правительство России , Министерство финансов Российской Федерации и Банк России , надзорно-контрольные функции - государственный орган страхового надзора . С 1 сентября 2013 года эти функции перешли к ЦБ РФ, ранее, с 4 марта 2011 года государственный страховой надзор осуществляла ФСФР , с 9 марта 2004 года - ФССН , еще ранее - Департамент страхового надзора Минфина РФ. Часть контрольных функций передана РСА как саморегулируемой организации страховщиков ОСАГО. Также заявлена функция РСА по защите прав страхователей, выполнение которой зачастую вызывает нарекания.

Тарифы

Полный набор коэффициентов применяется не всегда. Например, при страховании на период следования к месту регистрации и для временного использования в России транспортных средств, зарегистрированных за рубежом, применяется сокращённый набор коэффициентов.

Финансы

Социальная напряженность, вызванная введением ОСАГО

Обязательность этого вида страхования вызвала массу противоречий в обществе. Самым ярким информационным поводом, привлёкшим внимание к несогласию с этим законом, было дело о проверке конституционности Федерального Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в связи с запросами Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, Волгоградской Областной Думы, группы депутатов Государственной Думы Российской Федерации и жалобой гражданина С. Н. Шевцова . Основными доводами заявителей было непозволительное ограничение свобод собственности и договора, а также то, что «плата за обязательное страхование…, обладающая всеми признаками налога, не учитывает прожиточный минимум в Российской Федерации и потому является несоразмерным финансовым обременением для большинства граждан - владельцев транспортных средств». Конституционный Суд Российской Федерации признал закон не противоречащим Конституции в целом, однако было и особое мнение против такого постановления.

См. также

Примечания

  1. Моржаретто, Игорь. Автострахование: Дас ист ОСАГО . «За рулем » (24 января 2014). - В 1925 году в штате Массачусетс приняли первый закон об обязательном страховании ответственности владельцев машин. Спустя несколько лет автострахование стало обязательным на всей территории Америки, в Германии такая обязанность прописана с 1933 года. А к концу 1940-х почти во всех европейских странах действовали законы об ОСАГО. Проверено 30 апреля 2014.
  2. Васин, В.П. §3.2. История введения Закона об ОСАГО // Страхование транспорта (КАСКО) и автогражданской ответственности (ОСАГО) . - Новосибирск: СибАГС, 2008. - 171 с.
  3. Кругляк, Владимир.

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
(в ред. Федеральных законов от 23 июня 2003 г. N 77-ФЗ, от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ, от 21 июля 2005 г. N 103-ФЗ, от 25 ноября 2006 г. N 192-ФЗ, от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ, от 01 декабря 2007 г. N 306-ФЗ, от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ, от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ, от 28 февраля 2009 г. N 30-ФЗ, от 27 декабря 2009 г. N 344-ФЗ, от 27 декабря 2009 г. N 362-ФЗ, от 01 февраля 2010 г. N 3-ФЗ, от 22 апреля 2010 г. N 65-ФЗ, от 28 декабря 2010 г. N 392-ФЗ, от 07 февраля 2011 г. N 4-ФЗ, от 01 июля 2011 г. N 170-ФЗ (ред. 30 ноября 2011 г.), от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ, от 14 июня 2012 г. N 78-ФЗ, от 28 июля 2012 г. N 130-ФЗ, от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ, от 07 мая 2013 г. N 104-ФЗ, от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ, от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ, от 04 ноября 2014 г. N 344-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 мая 2005 г. N 6-П, Федеральным законом от 16 мая 2008 г. N 73-ФЗ, от 25 декабря 2012 г. N 267-ФЗ)

Исходя из этих положений, можно заключить, что обязанность по оформлению договора ОСАГО лежит на арендаторе. Вместе с тем договором между сторонами может быть предусмотрено иное - арендодатель, в частности, может оформить договор ОСАГО в отношении неограниченного круга лиц, допускаемых к управлению транспортным средством, и предоставить его арендатору. В случае оформления договора ОСАГО арендатором целесообразно указывать ограниченный период использования им транспортного средства, равный сроку действия договора аренды.

С 1 июля 2003 в нашей стране действует Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности транспортных средств N 40-ФЗ Закон об ОСАГО, призванный упорядочить процедуры взыскания ущерба в различных ситуациях. С этого момента обязательное страхование гражданской ответственности становится неотделимой частью допуска граждан к управлению транспортными средствами.

Каждый водитель обязан иметь полис ОСАГО, подтверждающий страхование гражданской ответственности перед третьими лицами. Суть такой страховки заключается в том, что если водитель, вписанный в полис ОСАГО, признан виновником ДТП, то страховая компания возмещает определённую сумму ущерба потерпевшим. Речь идёт о компенсации вреда, причинённого как самому транспортному средству, так и здоровью и жизни потерпевших. Если водитель признан потерпевшим - в этом случае работает полис виновника аварии. Подобная система страхования является мировой практикой, многократно доказавшей свою эффективность при условии добросовестного исполнении обязанностей всех участников процесса, включая страховую компанию.

Статьи закона об ОСАГО

    Глава I. Общие положения

    Глава II. Условия и порядок осуществления обязательного страхования

    Глава III. Компенсационные выплаты

    Глава IV. Страховщики

    Глава V. Профессиональное объединение страховщиков

    Глава VI. Заключительные положения

Цели и задачи Федерального закона об ОСАГО

Основная цель обязательного страхования гражданской ответственности заключается в защите прав потерпевших с взысканием компенсации за причинённый вред с виновников ДТП, которую будет выплачивать страховая компания. Это правовой механизм позволяет оперативно получать возмещение материального и физического ущерба без долгих судебных разбирательств.

Главная задача страхования ОСАГО – сократить до минимума время между страховым случаем и получением потерпевшей стороной обозначенной компенсации. Одновременно делается акцент на повышении ответственности водителей и страховых компаний, выписывающих полис. В частности, любой страховой случай с виновностью страховщика станет причиной повышения стоимости следующей страховки для конкретного водителя.

Основные положения Закона об ОСАГО

  • - декларирование обязательного страхования гражданской ответственности как определённой законом обязанности всех водителей;
  • -​ определение объекта обязательного страхования, страховых сумм, коэффициентов выплат, страховых рисков и т.д.;
  • -​ порядок оформления ДТП в рамках действующих полисов ОСАГО;
  • -​ перечень этапов проведения технической экспертизы транспорта;
  • -​ описание процедур возмещения убытков;
  • -​ порядок оспаривания позиций любой из сторон;
  • -​ реестр организаций и мероприятий, необходимых для осуществления контроля над выполнением обязательств всех участников страховых соглашений

Отдельной главой Федерального закона об ОСАГО выделены положения, касающиеся профессиональных объединений страховщиков. В заключительных главах затронуты аспекты страхования гражданской ответственности в рамках Международного права.

Новый закон об ОСАГО – список изменений с 2014 по 2017 год

Федеральный закон об ОСАГО в новой редакции 2017 включил в себя следующие изменения за два года:

  • 1.​ 1 октября 2014 года. Увеличена сумма компенсационных лимитных выплат с 120 000 до 400 000 рублей. При этом каждый пострадавший может претендовать на эту сумму, в то время как до этого сумма на одно человека была ограничена 160 000 рублями.
  • 2.​ 1 января 2015 года. Образование единой информационной базы данных, включающей всех страхователей и страховщиков ОСАГО и КАСКО. Такой шаг позволил объединить в глобальную электронную библиотеку все имеющиеся сведения для максимально эффективного контроля над системой обязательного страхования.
  • 3.​ 1 апреля 2015 года. Узаконена новая лимитная сумма, выплачиваемая в качестве компенсации за ущерб, причинённый здоровью и жизни – 500 000 рублей. Для установления сумм при возмещении вреда в случае травм потерпевших разработана специальная таблица. В этой таблице прописаны коэффициенты, вычисляемые с основной страховой суммы в соответствии с тяжестью полученных травм.
  • 4.​ 1 июля 2015 года. Определены основные положения с корректировками, касающиеся выдачи электронных полисов.

С 2019 года запланировано введение «безлимитного европейского протокола», который будет действовать на всей территории РФ. В этом случае страховка при ДТП может оформляться самим участниками при условии наличия видео и фото съёмки, а также данных глобальной спутниковой системы позиционирования на местности.

Страхование ОСАГО – плюсы и минусы

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и водителей предлагает следующие преимущества:

  • -​ общая взаимная ответственность всех участников движения
  • -​ быстрая выплата компенсаций;
  • -​ оперативное оформление страхового случая;
  • -​ быстрое оформление полиса;
  • -​ возможность заключение страхового договора с «неограниченным свободным» полисом;
  • -​ поддержка на дороге при ДТП выездными комиссарами страховых компаний;
  • -​ относительно небольшая стоимость;

Тарифы страховых компаний сегодня разнятся в зависимости от места регистрации транспортного средства. Поэтому территориальная привязка стоимости автострахования может рассматриваться и как положительная и как отрицательная составляющая.

В качестве очевидных недостатков страхования ОСАГО стоит выделить следующие пункты:

  • -​ невозможность полностью компенсировать ущерб предлагаемыми выплатами;
  • -​ безответственность некоторых страховых компаний, затягивающих с компенсацией вреда;
  • -​ множество правовых нюансов, позволяющих страховому оператору не выполнять свои обязательства по заключённому договору;
  • -​ бюрократические формальности (справки, заключения врачей и т.д.) при возмещении ущерба, полученного в результате травмы (длительное лечение и недееспособность потерпевшего);
  • -​ недавнее повышение тарифов на услуги страховых компаний

Стоит отметить, что виновник аварии должен предоставить страховой компании собственное транспортное средство для проведения экспертизы. Ремонтировать повреждённый автомобиль не разрешается в течение 15 дней после ДТП до осмотра повреждений страховщиком.

В страховой полис ОСАГО могут быть вписаны другие водители, что соответственно повысит стоимость страховки. Одновременно владельцам транспортных средств предлагаются упомянутые выше «свободные» страховые договора, предполагающие возможность управления автомобилем любым дееспособным лицом с водительскими правами.

Заключение

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств на сегодняшний день по праву считается эффективным инструментов для урегулирования различных ситуаций, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Новая редакция Закона об ОСАГО 2017 доказала – этот правовой документ будет и в дальнейшем корректироваться с учётом общественного мнения и меняющихся объективных реалий.

Основной задачей текущего момента в данной сфере является осуществление жесткого контроля над выполнением обязательств страховых компаний. Одновременно необходимо гармонизировать законодательство с международными нормами права, что позволит существенно расширить область действия Федерального Закона об обязательном страховании гражданской ответственности.

Закон об ОСАГО новая редакция 2017 года

В РФ ОСАГО применяется с 2004г. и проводится в обязательном порядке Основными НПА выступают: Федеральный закон «Об ОСАГО», Постановление Правительства «Об утверждении страховых тарифов по ОСАГО», методические рекомендации Российского совета автостраховщиков.

Обязательному страхованию не подлежит риск гражданской ответственности владельцев ТС :

    максимальная конструктивная скорость которых не более 20 км/час.

    на которые не распространяется действие законодательства РФ о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории РФ;

    которые находятся в распоряжении вооруженных сил РФ, за исключением автобусов, легковых автомобилей, прицепов и других транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности вооруженных сил;

    которые зарегистрированы в иностранном государстве, которое является участником международных систем обязательного страхования, участником которых является РФ.

Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории РФ.

Страховым случаем признается наступление гражданской ответственности страхователя, иных лиц, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату.

Не относятся к страховым случаям наступления гражданской ответственности владельцев транспортных средств вследствие:

1. причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем указанное в страховом договоре;

2. причинения морального вреда или возникновение обязанности по возмещению упущенной выгоды;

3. причинения вреда при использовании транспортного средства в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных местах;

4. загрязнения окружающей природной среды;

5. причинения вреда в результате воздействия перевозимого груза;

6. причинения водителем вреда, управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому в них грузу, установленному на них оборудованию;

7. причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке; при движении транспортного средства по внутренней территории организации;

8. причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит обязательному страхованию и возмещению в соответствии с Законом;

9. возникновения обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику.

Страховая сумма по договору ОСАГО , в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора) возместить потерпевшим причиненный ущерб, составляет 400 тыс. руб., в т.ч.:

240 тыс. руб. при причинении вреда жизни или здоровью нескольких потерпевших и не более 160 тыс. руб. при причинении вреда жизни или здоровью одного пострадавшего;

160 тыс. руб. при причинении вреда имуществу нескольких потерпевших и не более 120 тыс. руб. - одного пострадавшего.

Страховая премия определяется в соответствии со страховыми тарифами, установленными Правительством РФ. Для каждого ТС есть базовая ставка (для легковых в зависимости от мощности двигателя, для грузовых – грузоподъемности, для автобусов – количества мест). Изменение Правительством тарифов в течение срока действия договора не влечет за собой изменения страховой премии, оплаченной страхователем ранее. Расчет страховой премии осуществляется страховщиком на основе сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении о заключении договора ОСАГО, которые учитываются в качестве поправочных коэффициентов (территориальный коэффициент – город, сельская местность; коэффициент бонуса/малуса - за безаварийную эксплуатацию или наоборот; коэффициент возраста и стажа водителей; коэффициент за ограниченный либо неограниченный круг лиц допущенных к управлению ТС; коэффициент сезонного использования ТС – весь год или его часть; коэффициент краткосрочного страхования - если ТС едет к месту регистрации; коэффициент мощности двигателя легкового автомобиля).

В страховом тарифе по ОСАГО ≈ 77% это нетто-ставка и 23% это расходы на ведение дела, в т.ч. 3% это резервы в Российский совет автостраховщиков.

Как правило договор ОСАГО заключается на один год . Период ограниченного использования транспортного средства для граждан - 3 месяца, для юридических лиц - 6 месяцев. Владельцы ТС, зарегистрированных за рубежом и временно используемых в РФ, заключают договор на срок временного использования, но не менее чем на 15 дней. При приобретении ТС (покупке, наследовании, принятии в дар) владелец вправе заключить договор на срок следования к месту регистрации (если с транзитными номерами едет к месту регистрации - до 20 дней).

Для заключения договора страхователь предоставляет следующие документы :

Заявление о заключении договора,

Паспорт для физических лиц и свидетельство о регистрации для юридических лиц,

ПТС или свидетельство о регистрации ТС,

Водительское удостоверение, а также документы подтверждающие право водителя на управление ТС (если ограниченный допуск к управлению).

Договор ОСАГО может быть заключен с условиями допуска к управлению ограниченного круга лиц, либо без ограничений.

Акт заключения страхового договора ОСАГО удостоверяется выдачей страхователю страхового полиса , который имеет единую форму на всей территории РФ. Вместе с полисом страхователю выдается перечень представителей страховщика в субъектах РФ, текст Правил по ОСАГО (раньше еще стикер-наклейка).

Договор ОСАГО прекращается досрочно в случае:

Смерти страхователя или собственника (физического лица) либо ликвидации страхователя (юридического лица),

Ликвидация страховщика,

Гибель (утрата) ТС, указанного в полисе,

Страхователь может досрочно прекратить договор ОСАГО в случае:

Отзыва лицензии страховщика,

Замены собственника ТС,

Иные случаи, предусмотренные законодательством.

Страховщик может досрочно прекратить договор ОСАГО при выявлении ложных сведений, предоставленных страхователем при заключении договора, а также в иных предусмотренных законом случаях.

При наступлении страхового случая страхователь обязан сообщить страховщику в установленный срок и определенным способом. Вместе с заявлением о страховой выплате подаются справка о ДТП выданная органами полиции и извещение о ДТП (если оно заполнялось потерпевшим), а также другие установленные Правилами ОСАГО документы. При причинении вреда имуществу потерпевший обязан предоставить поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра и /или организации независимой экспертизы в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков. Страховщик обязан провести осмотр поврежденного имущества и/или организовать экспертизу в течение не более чем 5 дней со дня получения заявления о страховой выплате и необходимых документов, если не предусмотрено иное. Если невозможно перемещение, то осмотр и экспертиза проводятся по месту нахождения ТС.

В течение 30 дней со дня получения необходимых документов страховщик составляет акт о страховом случае, на основании которого он производит страховую выплату потерпевшему или направляет ему мотивированный отказ с указанием причин.

В дополнение к страхованию каско и страхованию ответственности владельцев ТС может предлагаться автотранспортное страхование от несчастных случаев .

Выбор редакции
Печь хлеб, который олицетворяет в народном сознании самое насущное, означает укрепление благосостояния. Насколько человек разбогатеет,...

Иногда сны нас удивляют и даже шокируют. Например, к чему снятся роды – многим интересно, ведь такое бывает не каждый день! И одно дело,...

Самые ценные рецепты те, которые помогают варить консервацию очень быстро и в то же время получить вкусный продукт. Как раз с такого и...

Интересное сновидение, которое имеет довольно большое количество значений. Обычно рыжие волосы во сне олицетворяют стихию огня, буйный...
Частой закуской на праздничных и обыденных столах являются ароматные маринованные грибочки. Но что делать, если для сбора грибов нет...
Талисман Денежная Мельница относится к категории амулетов приносящих своему хозяину удачу в делах, и символики, для привлечения богатства...
Древние заклинания ведьм - опасная магия. Оригиналы таких текстов писались на латыни. Сегодня многие из них утрачены. Ниже ознакомитесь с...
Безусловно, гадание по теням берет свое начало еще в Древнем Египте и с большим успехом продолжает использоваться в наши дни. С давних...
1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем....