Государственное регулирование миграции рабочей силы. Государственное регулирование трудовой миграции


Учитывая, что международная трудовая миграция имеет не только положительные, но и отрицательные последствия как для принимающей, так и для отдающей страны, государство не может не вмешиваться в сферу международной миграции рабочей силы, что вызывает необходимость регулирования миграционных процессов. Для этого каждая страна проводит свою национальную миграционную политику, которая регулирует процесс международной трудовой миграции.

Государственная миграционная политика - это совокупность мер по регулированию миграционных потоков населения.

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Как правило, любая страна принимает работников следующих категорий:

Работников, готовых за небольшую плату выполнять тяжелую, вредную, грязную работу (строительные, подсобные, сезонные рабочие);

Рабочих редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин);

Специалистов с мировым именем (крупных ученых, выдающихся музыкантов, артистов, спортсменов, врачей, писателей);

Крупных бизнесменов, переносящих свою предпринимательскую деятельность в принимающую страну, инвестирующих капитал и создающих новые рабочие места.

Для работников обычных профессий принимающая страна устанавливает серьезные ограничения, используя различные инструменты миграционной политики.

Основными инструментами миграционной политики являются.

Качественные требования к иностранной рабочей силе. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Полученное образование должно подтверждаться дипломом, а стаж работы по специальности должен быть не менее 3-5 лет;

Возрастной ценз. В основном страны-импортеры принимают иностранных рабочих 20-40 лет. Ограничивается приток иммигрантов пожилого возраста, женщин с малолетними детьми, так как эти категории граждан увеличивают расходы на социальную сферу в принимающей стране;

Ограничения личного характера (требования к состоянию здоровья, отсутствие судимости). Законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны пройти специальное медицинское обследование и предоставить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны. Принимающая страна отказывает также иностранцам, судимым за уголовные преступления;

Временные ограничения. Большинство принимающих стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных рабочих на их территориях. По истечении этого срока иностранные рабочие должны покинуть страну или получить разрешение на продление своего пребывания в стране. Это делается для того, чтобы предотвратить развитие в принимающей стране «черного рынка» труда, который образуют нелегальные иммигранты;

Количественное квотирование, определяющее долю иммигрантов в национальной экономике и отдельных отраслях. Ежегодно принимающая страна определяет максимальное количество иммигрантов, которое рассчитывается на основе показателя иммиграционной квоты. Это делается для того, чтобы приток иммигрантов не вызывал роста безработицы в принимающей стране;

Финансовые ограничения. Страны-импортеры в первую очередь принимают иммигрантов, готовых инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран иммигранты для трудоустройства на местное предприятие обязаны выплатить в государственный бюджет определенную сумму денег;

Национально-географические приоритеты. Практически каждая принимающая страна законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Например, в США иммиграционный закон поощряет въезд высококвалифицированных специалистов из стран Западной Европы;

Система санкций, действующих в отношении нелегальных мигрантов, работодателей, незаконно использующих иностранную рабочую силу (депортация, т. е. возращение на родину, лишение свободы, штрафы);

Программы по стимулированию реэмиграции, т. е. по возращению иностранных рабочих на родину (программы материальной компенсации, профессиональной подготовки, экономической помощи регионам массовой эмиграции). Например, в западноевропейских странах (Германии, Франции, Нидерландах) принимались программы, предусматривающие выплаты материальной компенсации при добровольном отъезде иммигрантов на родину. Причем получение материальной компенсации лишало иммигранта права повторно въехать в принимающую страну. Выплаты пособий осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на работу.

В некоторых странах (Франции, Германии, Швейцарии) реализуются программы по профессиональной подготовке иностранных рабочих. Суть этих программ состоит в том, что, получив образование в развитой стране, иммигранты по возращении на родину могут рассчитывать на более высокооплачиваемую работу. Однако интерес самих иммигрантов к таким программам довольно низкий, поскольку приобретение специальности еще не гарантирует получения работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитают сохранить свои низкооплачиваемые рабочие места в развитых странах, чем пытаться найти лучшую работу на родине.

Некоторые развитые страны оказывают финансовую помощь странам - экспортерам рабочей силы с целью создания в них новых рабочих мест для реэмигрантов. Наибольшее развитие такая форма стимулирования реэмиграции получила в двусторонних отношениях Германии и Турции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции в Германию.

Выход России на внешние рынки труда также предполагает формирование миграционной политики, регулирующей процессы международной трудовой миграции. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т. д.

Наиболее важными аспектами российской миграционной политики являются:

Реализация гражданами Российской Федерации прав на свободу перемещения;

Гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;

Обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов.

Россия в международной трудовой миграции выступает одновременно и страной - импортером, и страной - экспортером рабочей силы. В связи с этим при разработке российской миграционной политики следует решать разнонаправленные задачи.

Россия как страна - импортер рабочей силы проводит миграционную политику, направленную на обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработку мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России.

Россия как страна - экспортер рабочей силы реализует миграционную политику, направленную на улучшение ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечение валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защиту прав и обеспечение поддержки российских граждан, работающих за рубежом.

Для регулирования миграционных процессов на международном уровне создано несколько организаций:

Международная организация труда (МОТ) устанавливает международные стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, социальное страхование и обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда;

Международная организация по миграции (MOM) занимается вопросами организации межстрановой миграции, регулирует количественную и качественную стороны миграции, рассматривает проблемы беженцев;

Комиссия ООН по народонаселению располагает определенным фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения;

Форум мигрантов, созданный при Комиссии ЕС, осуществляет контроль за обустройством жизни иммигрантов в принимающих странах

Регулирование международных потоков проводиться со стороны государства и международных организаций.

Государственная миграционная политика – это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из нее. При формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций.

Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

На национальном уровне регулирование миграции осуществляется следующими органами:

Министерством труда (следит за использованием иностранной рабочей силы);

Министерством юстиции (служба по иммиграции, и др. службы пограничного контроля);

Министерством иностранных дел (консульское управление выдает въездные визы);

Национальными миграционными службами;

Посредническими миграционными фирмами.

Государственная миграционная политика подразделяется на два типа: эмиграционную и иммиграционную.

Эмиграционная политика включает косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятный эмиграционный климат, а также прямые методы, нацеленные на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков.

Косвенные методы включают такие как:

1) валютная и банковская политика поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам; продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами;

2) таможенная политика, предусматривающая таможенные льготы для возвращающихся эмигрантов;

3) специальные эмиграционные программы, дополнительно принимаемые в ряде стран.

Прямые методы включат такие как:

1) требования к субъектам трудовой миграции: к фирмам-посредникам, трудящимся-мигрантам;

2) экспансионная политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынках зарубежных стран. Например, используется поощрение выезда таких специалистов, работа которых за рубежом потребует экспорта отечественной продукции;

3) структурнвя политика, основными элементами которой могут выступать: лимитирование выдачи заграничных паспортов; запрет; установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет.

Иммиграционная государственная политика призвана защитить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда.

Различают три основных типа иммиграционныой политики , которые могут применяться одновременно в зависимости от категорий мигрантов:

Политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране (по количеству и срокам);

Политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи;

Политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства.

Регулирование иммиграции заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным

Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

Работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу;

Специалисты для новых и перспективных отраслей ‑ программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

Представители редких профессий ‑ реставраторы картин, огранщики алмазов, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

Специалисты с мировым именем ‑ музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;

Крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции.

Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме 2-х или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции.

На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение процессов миграции.

Государственная миграционная политика - это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта-импорта рабочей силы. Её целью является защита интересов и мигрантов, и стран миграции.

Эмиграционная политика включает прямые меры миграции, такие как: лимитирование выдачи загранпаспортов; прямой или косвенный запрет на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот; предъявление определенных требований к субъектам трудовой миграции. Косвенные меры эмиграционной политики предполагают проведение валютной и банковской политики поощрения валютных переводов из-за рубежа. Таможенная политика предусматривает льготы для возвращающихся, проведение специальных эмиграционных программ по возвращению мигрантов.

Иммиграционная государственная политика может предполагать три её типа: политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране; политика, разрешающая пребывание без определенного срока с правом въезда членов семьи; политика, разрешающая постоянное проживание и предполагающая право на получение гражданства.

Инструментами иммиграционной политики являются: качественные требования к рабочей силе (сертификаты об образовании, стаж работы по специальности); возрастной ценз мигрантов; состояние здоровья; ограничения личностного характера (судимость, причастность конкретной партии); ограничения финансового характера (плата за трудоустройство); временные ограничители (время работы в стране); запреты в явной форме на определенные профессии, которые мигранты не могут занимать; система санкций в отношении незаконных мигрантов .

Международным регулированием миграционных процессов занимаются:

Международная организация труда (МОТ); Международная организация по миграции (МОМ) при ООН; Управление Верховного комиссариата по делам беженцев (УВКБ) при ООН; Система постоянного наблюдения за миграцией при ОЭСР.

Первоначально, международная трудовая миграция имела стихийный характер. Но затем принимающие страны попытались ввести ее в организационные рамки. Так, уже в конце 19 ? начале 20 веков в Германии, Франции, Швейцарии широко был распространен временный найм иностранных рабочих на определенный срок, предусматривающий их обязательную депортацию, то есть их выезд обратно на родину. В Соединенных Штатах Америки с конца 19 в. был введен контроль за иммиграцией.

В настоящее время практически все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления.

В настоящее время в странах-импортерах рабочей силы сложилась система мер государственного регулирования иммиграции, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции.

На международном уровне деятельность национальных иммиграционных служб координируется службой СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организации экономического и социального развития).

В межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов. Так, в межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы, заключаемых между ФРГ и странами-экспортерами, есть положение о том, что наём и оплата иностранных рабочих осуществляются работодателями на основании тех же пунктов тарифных договоров, что и для немецких рабочих.

Иммиграционные службы стран контролируют, прежде всего, въезд иммигрантов в страну. Они выдают разрешения на въезд в соответствии с заявками предпринимателей о необходимых им работниках, причем подобное разрешение выдается на определенный срок.

Первым этапом регулирования миграционных процессов можно считать организацию вербовки иностранных рабочих, которая осуществляется на основе межправительственных соглашений.

Международные соглашения могут быть двусторонними и многосторонними. В этих соглашениях устанавливаются определенные количественные лимиты (квоты) на въезд граждан в ту или иную страну. Многосторонние соглашения имеют место между странами Европейского Союза. Особое значение здесь приобретает регулирование иммиграции из третьих стран (т.е. из стран, не входящих в Европейский Союз). Эти соглашения, как правило, реализуется через национальные ведомства, занимающиеся вопросами труда (например, в Швейцарии - Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда; в Финляндии - Министерство труда; в Китае - Государственное управление по делам иностранных специалистов). Процедура реализации соглашений об иммиграции заключается в следующем. Сторона, направляющая работников за рубеж, проводит предварительный отбор кандидатов в соответствии с критериями, согласованными с другой стороной. Уполномоченный орган отправляющей стороны проверяет соответствие предлагаемых кандидатов-мигрантов условиям международного соглашения, а затем переправляет данные об этих кандидатах уполномоченному органу принимающей стороны.

В основном ограничения принимающих стран не распространяются на следующие категории работников:

  • - работники, претендующие на низкооплачиваемую работу, работу с тяжелыми и вредными условиями труда, не престижную и малоквалифицированную работу.
  • - специалисты быстроразвивающихся и приоритетных сфер экономической деятельности.
  • - представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин и старинных рукописей).
  • - специалисты высшей квалификации и представители свободных профессий (выдающиеся ученые, музыканты).
  • - руководящий персонал фирм и их подразделений, а также предприниматели, которые переносят свою деятельность в принимающую страну и создают новые рабочие места.

Следует отметить, что государственный аппарат вербовки иностранных рабочих не всегда может справиться с вербовкой работников в необходимом объеме. В этой связи во многих странах существует институт частных посредников, т.е. фирм или частных лиц, которые, получив от государственных органов лицензию на данный вид деятельности, занимаются подбором кадров для работы за рубежом. Однако государство должно контролировать деятельность подобных фирм. Отсутствие такого контроля зачастую приводит к росту нелегальной иммиграции.

Количество нелегальных иммигрантов пополняется не только за счет людей, нелегально въехавших в страну. Серьезной проблемой для принимающих стран является возвращение иностранных рабочих на родину после истечения срока контракта (т.е. репатриация). Нежелание возвращаться на родину объясняется наличием тех экономических, социальных, психологических проблем, с которыми репатрианты неизбежно столкнутся в своей стране.

В ряде западноевропейских стран принимались программы, направленные на стимулирование репатриации. Так, например, во Франции и в Германии вводились материальные выплаты в случае добровольного увольнения иностранных рабочих, а также их возвращения на родину. В 1982 году в ФРГ были введены выплаты турецким и португальским рабочим, которые выплачивались лишь через полгода после их возвращения на родину. Однако эти меры не привели к существенному снижению численности иностранцев. Аналогичные меры пыталось принять правительство Нидерландов. Был разработан проект закона о материальной помощи репатриантам и об ограничении сроков пребывания иностранных рабочих в стране. Однако эти предложения официальных кругов вызвали негативную реакцию со стороны предпринимателей, так как в случае принятия подобного закона они лишались дешевых, нетребовательных работников. Предприниматели заявили, что введут премию за то, чтобы иностранцы оставались в стране.

Одним из средств, направленных на ограничение численности иностранных рабочих, является установленная в некоторых европейских странах плата за наём иностранных рабочих, которая постепенно повышается. Однако, несмотря на этот налог, предпринимателям во многих случаях выгодно использовать иностранную рабочую силу, особенно нелегальную, как менее защищенную и более управляемую.

Наряду с "мягкими" методами регулирования нелегальной иммиграции (выплата премий за возвращение на родину и т.п.), правительства стран-реципиентов используют также и жесткие принудительные меры, вплоть до принудительной высылки их из страны.

В целом можно сказать, что процесс репатриации иностранных рабочих из развитых стран происходил и происходит медленно, несмотря на принимаемые меры экономического и внеэкономического характера. Увеличение репатриации стало бы возможным лишь в случае сокращения различий в уровне жизни и труда между странами-эмигрантами и принимающими странами.

После обретения независимости Республикой Беларусь можно отметить значительную активизацию миграционных процессов и их разнообразие. Из рисунка 2.1, где представлена миграционная ситуация в Республике Беларусь, видно, что по сравнению с 2011 годом миграционный прирост в нашей стране значительно снизился .

Рисунок 3 Миграционная ситуация в Республике Беларусь на 1 полугодие 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года

Научные исследования посвящены различным аспектам миграции. В работах Д. Бартрама рассматриваются аспекты регулирования трудовой миграции, связанные со спросом на рынке труда в различных странах, отмечается вариативность государственной миграционной политики .

Б. Чисвич анализирует инвестиции в человеческий капитал и их результативность на рынке труда с точки зрения миграционных процессов. Модель Б. Чисвича -- «миграционная модель человеческого капитала» (human capital model of migration) отражает новый комплексный подход в отличие от «простой модели инвестиций в человеческий капитал» (simple human capital model of investment) .

Г. Доменико, С. Спатини рассматривают новые подходы к решению вопросов безработицы в ЕС, роль государственных служб занятости, частных заинтересованных сторон на рынке труда .

Как отмечает М.С. Блинова, концептуально можно выделить американскую, европейскую и российскую научные школы. В исследованиях акцентируется внимание на расширении масштабов, географии международной миграции, детерминирующем воздействии глобализирующегося рынка труда на структуру миграционных процессов: их циркулярный характер, феминизацию, рост доли высококвалифицированных мигрантов и значение трудовой миграции, активизацию вынужденной, нелегальной миграции, влияние демографических изменений, изменение мотивации мигрантов, развитие миграционных сетей .

В зарубежных исследованиях общими являются концептуальные выводы, акцентирующие внимание на том, что международная миграция является результатом экономического развития, следствием социально-политической и экономической интеграции. Устойчивый спрос на мигрантов связан со спросом на трудовые ресурсы и ситуациями на рынках труда развитых стран. Результаты исследований миграционных процессов послужили базисом формирования теорий миграции, которые, в свою очередь, рассматриваются как концептуальные основы для выработки практических решений в области миграционной политики.

А. Шапаров подчеркивает, что в мировой практике выделяются либеральный и консервативный подходы к разработке и реализации миграционной политики. В США и Европе в 1980-е годы использовался инструментарий регулирования миграции на основе реализации либеральной миграционной политики, исходя из востребованности рынками трудовых ресурсов. Развитие процессов нелегальной миграции, возрастание социальной напряженности, воздействие экономических кризисов вызвало изменение подходов к государственному регулированию миграционных процессов. Государство стало рассматриваться как ключевой субъект в формировании миграционной политики. Уровень национального самосознания, незавершенность его формирования в странах с транзитивной экономикой оказывают влияние на приоритеты государственной политики в сфере миграции .

Г. Фриман полагает, что на данном этапе общеевропейские институты неспособны обеспечить реализацию национальных интересов, проблемы, связанные с нелегальной миграцией, будут усиливаться, сдерживающим фактором в принятии жестких решений являются международные правовые нормы в области прав человека. Декларируемая защита прав человека и либеральных ценностей на практике не согласуется с делением мигрантов на категории желательных - из стран ЕС и др. и нежелательных - из постсоветстких стран, стран третьего мира, включая мигрантов, не представляющих экономической ценности .

Ф. Дюваль, анализируя результаты ряда исследований, приходит к выводу, что общемировой тенденцией регулирования миграционных процессов является ориентация на реализацию сдерживающей и ограничительной политики .

Можно выделить следующие компоненты, являющиеся базисом государственного управления миграцией в стране:

  • - институциональное обеспечение реализации миграционной политики;
  • - правовое обеспечение миграционной политики;
  • - программный подход в управлении миграцией;
  • - регулирующие вопросы международного сотрудничества в соответствии с основополагающими требованиями ООН;
  • - устанавливающие нормативные правовые требования к регулированию миграционных процессов в стране, реализации государственной миграционной политики в Республике Беларусь;
  • - государственные программные документы, определяющие цели и задачи в области миграции;
  • - регулирующие аспекты регионального сотрудничества и разработки единой миграционной политики в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП и взаимодействия с ЕС.

Для достижения поставленных целей и задач в сфере государственного управления в Беларуси применяется программный подход. В стране были разработаны и реализованы три государственные миграционные программы на 1998--2000, 2001-- 2005 и 2006--2010 годы, Государственная программа противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям на 2008--2010 годы, Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007--2010 годы, включающая подпрограмму «Оптимизация миграционных процессов». Принята Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011--2015 годы .

В Национальной программе демографической безопасности Республики Беларусь на 2011--2015 годы в главе «Внешняя миграция в интересах развития Республики Беларусь» предусмотрено создание механизма, основанного на избирательном подходе к привлечению иммигрантов с учетом их инвестиционного, образовательного потенциала, возраста; обеспечение финансовой поддержки иностранным семьям и специалистам при переезде и в период обустройства; организация рационального расселения иммигрантов, исходя из интересов развития регионов; разработка мер адаптации и интеграции иммигрантов в белорусское общество; использование возможности консульских учреждений, диаспор и землячеств за границей и в Республике Беларусь для привлечения иммигрантов .

Внутренние миграционные потоки являются неравномерными, что вызывает недостаток трудовых ресурсов в сельскохозяйственных районах, в том числе экологически загрязненных, где существуют серьезные отклонения в демографической структуре населения (большой удельный вес людей пожилого возраста), отток квалифицированных специалистов.

Глобализационные процессы, которые воздействуют на развитие мировой экономики, обусловливают необходимость объединения государств в региональные союзы. Для Беларуси в начале второго десятилетия XXI века важным является участие в региональном сотрудничестве в рамках СНГ, что делает актуальным определение приоритетов в разработке и реализации совместной миграционной политики.

На рисунке 2 представлены данные Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь, по состоянию на 15.07.2012 года о состоянии миграции. Из рисунка видно, что 65 процентов иностранных граждан постоянно проживает на территории Республики Беларусь .


Рисунок 4 Учёт иностранных граждан и лиц без гражданства

С точки зрения регулирования рынка труда можно использовать два подхода: создание рабочих мест с более высокой производительностью труда на основе внедрения новых технологий и новой техники и снижения потребности в трудовых ресурсах, решение демографических и структурных проблем рынка труда за счет привлечения трудовых мигрантов.

На основе обобщающего анализа вариативности миграционной политики можно сформулировать рекомендации по разработке стратегической политики Республики Беларусь в области миграции:

  • - ключевым критерием стратегии миграционной политики является сохранение демографического и трудового потенциала, обеспечение трудовыми ресурсами спроса на рынке труда Беларуси;
  • - результаты анализа, оценки и планирования потребности в трудовых мигрантах являются ключевыми параметрами разработки миграционной политики;
  • - стратегическим приоритетом является совершенствование механизма привлечения легальных мигрантов с целью снижения потоков нелегальной миграции;
  • - параметры, определяемые для потоков внешней миграции, должны корректировать с направленностью и динамикой потоков внутренней миграции, потребностями региональных трудовых рынков, отдельных районов.
  • - разработка стратегической политики Республики Беларусь в области миграции при активном взаимодействии ведущих государственных органов управления в области управления миграцией с участием экспертов ЕС позволила бы стране перейти на новый уровень решения задач в области миграции.

Регулирование миграции

В то время как большинство стран мира продвигаются по пути либерализации своей внешней торговли, практически всœе они принимают меры, ограничивающие международную миграцию.

Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

Регулирование иммиграции

Большинство принимающих стран используют селœективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл состоит по сути в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всœем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

· работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, – строительные, подсобные, сезонные, муниципальные рабочие;

· специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

· представители редких профессий – огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

· специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;

· крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании подписанного контракта с нанимателœем о его трудоустройстве и заключения министерства труда о том, что данная работа не может выполняться местными рабочими, поскольку требует специальных навыков или по другим причинам. В некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенциального иммигранта его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли.

Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства следующие:

1. Профессиональная квалификация. Законодательства всœех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом крайне важно подтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране – экспортере рабочей силы.

2. Ограничения личного характера. Законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством исходя из отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. Наконец, чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигрантов. Чаще всœего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.

3. Количественное квотирование. Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всœей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всœех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всœех занятых в данной отрасли; в рамках отдельных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение одного года.

4. Экономическое регулирование. Оно вводит определœенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определœенного объёма оборота и продаж или после внесения определœенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определœенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определœенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить.

5. Временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней.

6. Географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определœенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинœений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона.

7. Запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о специальностях, на которые иностранцев нанимать запрещено.

Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции. Οʜᴎ могут накладываться как на самих мигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу.

В США в соответствии с законом проблемами иммиграции занимаются: государственный департамент, в рамках которого действует Бюро по консульским вопросам, определяющее визовый режим; министерство юстиции в лице своего подразделœения – Службы иммиграции и натурализации, главная задача которой – претворять в жизнь всœе положения иммиграционного законодательства; министерство труда, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ определяет, не идет ли трудоустройство иммигрантов вразрез с интересами сокращения безработицы среди граждан своей страны. Поощряется иммиграция лиц со стажем работы по специальности и высокой профессиональной подготовкой, которая оценивается по специально разработанной методике. Иммигрант должен в течение последних пяти лет, непосредственно предшествующих его приезду в США, иметь минимум два года стажа работы по специальности, требующей минимум двухгодичной подготовки. Минимальный уровень образования иммигрантов должен соответствовать уровню американской школы (12-летний курс обучения). Состояние здоровья должно быть подтверждено справкой сертифицированного медицинского учреждения. Экономические критерии иммиграции также достаточно жесткие: 10 тыс. иммигрантских виз выдается иностранцам, вложившим в экономику США более 500 тыс. долл. При этом это само по себе не гарантирует получение вида на жительство: к примеру, в 1993 ᴦ. из 225 подобных заявлений от иммигрантов, готовых инвестировать, 140 было отклонено. Географическая структура иммиграции устанавливается законодательно. Так, для того, чтобы на недискриминационной базе обеспечить сбалансированность иммиграции разных национальностей, в США ежегодно проводится лотерея в соответствии с программой диверсификации иммигрантских виз. На основании статистики иммиграции за предшествующие пять лет устанавливаются страны, экспортирующие наибольшее количество рабочей силы в США. Далее на базе специально разработанных формул определяется квота каждой страны, граждане которой имеют право участвовать в лотерее. Чем больше была иммиграция из данной страны за предыдущие пять лет, тем меньше квота этой страны в лотерее.

В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплыве иммигрантов главную причину безработицы, правительства многих западных стран с начала 70-х гᴦ. XX в. стали принимать активные меры по стимулированию выезда иммигрантов назад на родину. К ним относятся:

1. Разработка программ стимулирования реэмиграции.

2. Формирование программ профессиональной подготовки иммигрантов, которая позволит им вернуться на родину и получить высокооплачиваемую работу.

3. Реализация программ экономической помощи странам массовой эмиграции.

Регулирование миграции - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Регулирование миграции" 2017, 2018.

Государственное регулирование миграции труда.

На национальном уровне регулирование миграции осуществляется следующими органами:
а) Министерство труда (следит за использованием иностранной раб. силы);
б) Министерство юстиции (правовая поддержка) и другие службы (пограничный контроль);
в) Министерство иностранных дел (выдает въездные визы);
г) национальные миграционные службы;
д) посреднические миграционные фирмы.
Основными методами регулирования международной миграции рабочей силы являются административные и экономические.
Административно-правовые:
а) меры национального законодательства, определяющие юридический, политический и профессиональный статус иммигрантов в данной стране;
б) контроль за въездом в страну иммигрантов, выдача разрешений на въезд, на работу, на пребывание иммигрантов в стране;
в) меры межправительственных соглашений по регулированию миграции рабочей силы.
Экономические:
а) осуществление вербовки иностранных рабочих – предоставление работы, сравнительно высокого уровня зарплаты, жилья и медобслуживания, получение квалификации и образования;
б) привлечение к вербовке иммигрантов частных посредников;
в) выдача лицензий, позволяющих вербовать работников за границей.
Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

Регулирование иммиграции заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:
а) работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу;
б) специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;
в) представители редких профессий – реставраторы картин, огранщики алмазов, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;
г) специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;
д) крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Основные черты иммиграционного законодательства:

а) профессиональная квалификация (устанавливаются жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности);

б) ограничения личного характера (предъявляются жесткие требования к состоянию здоровья иммигранта);

в) количественное квотирование (устанавливается максимальное количество иммигрантов).

Экономическое регулирование может вводить ограничения: а) финансовые – обеспечивают сокращение численности иммигрантов (например, фирмы имеют право нанимать иностранцев только по достижении определенного объема продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет); б) временные – устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на территории страны; в) географические - законодательно устанавливается географическая и национальная структура иммиграции, которая регулируется с помощью квот на въезд в страну иммигрантов из определенных стран.

При формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций. Международная организация труда (МОТ) была создана в 1919 году согласно Версальскому мирному договору. Местонахождение – Женева (Швейцария). Членами ее являются более 170 стран. В качестве специализированного учреждения с 1946 г. входит в систему ООН. Основные цели МОТ:
а) обеспечение полной занятости и рост уровня жизни;
б) поощрение экономических и социальных программ;
в) соблюдение основных прав человека;
г) охрана жизни и здоровья трудящихся;
д) регулирование миграции населения.

Международная организация миграции (МОМ) образована в 1949 г. как Международная организация по делам беженцев, позже ее полномочия были расширены и в 1989 г. она была переименована в МОМ. В нее входит 81 страна, в т.ч. 46 являются членами МОМ, 35 – наблюдателями. МОМ не входит в систему ООН, но тесно с ним сотрудничает.

Основными функциями МОМ согласно уставу являются:
а) разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков;
б) оказание помощи в вопросах организации миграции;
в) развитие технического сотрудничества в области миграции;
г) предотвращение утечки умов и реэмиграция;
д) предоставление экспертных услуг в связи с международной миграцией рабочей силы.
е) организация передвижения беженцев;
ж) предоставление государствам форума для обмена мнениями, опытом и сотрудничества.

В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов. Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) при ООН занимается вопросами защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую очередь репатриации. Ряд международных договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), содержит специальные нормы, касающиеся физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. В Европе обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).
На интеграционном уровне регулирование международной миграции рабочей силы осуществляется путем выполнения соглашений, договоров, правил, контрактов, заключенных между государствами интеграционных объединений. Основные задачи:
а) создание общих информационных систем по миграции рабочей силы в рамках интеграционного объединения;
б) принятие совместных мер по борьбе с нелегальной миграцией;
в) принятие совместных технических мер для осуществления контроля над эмигрантами.

Выбор редакции
Все, кто любит синенькие, должны обратить свое внимание на этот простой рецепт и обязательно приготовить это вкусное кушанье для сытного...

1343 11.07.12 Есть в Италии город Болонья, основанный 510 году до н. э. - кулинарная столица страны. За глаза Болонью называют...

В осенне-зимний период, брокколи — это замечательный продукт для приготовления свежих, но в тот же момент, сытных вегетарианских блюд....

Рецепт приготовления супа с овсяными хлопьями: Куриную грудку промыть и разрезать для удобства на средние куски. Положить курицу в...
ПОДЕЛИЛИСЬ Расклад показывает состояние человека в настоящее время и его ближайшее будущее. Автор расклада - Ляйсан Smaragd. Первая...
Расклад применяется, если надо сделать выбор между двумя или несколькими возможными вариантами. Рассмотрим сначала ситуацию с двумя...
Меню - основа ресторанного бизнеса. Это не просто список блюд, которые подают в заведении, а способ предложить посетителю то, что ему...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...