Инструкция по охране труда для водителя машины дорожной комбинированной. Требования безопасности во время работы


Обеспечение учебного процесса современными техническими и программными средствами – перспективное направление, заданное и контролируемое министерством образования. Реализация отличается в различных регионах, что способствует в данной сфере развитию конкуренции и стремлению к созданию самого функционального решения. «Сетевой город» Краснодара не только соответствует вышеуказанным требованиям, но и вносит уникальные особенности в повседневную работу для школьников, учителей и другого персонала.

Принцип функционирования проекта основан на организации единой базы и центрального ядра, которое собирает вокруг себя различные школы и гимназии. В данном материале мы рассмотрим:

  • отличительные черты и доступные опции;
  • прохождение процесса регистрации и дальнейшая авторизация;
  • аналог электронного журнала и средства для общения между пользователями;
  • возможности виртуальной мультимедийной библиотеки;
  • консультацию с квалифицированными специалистами и изучение нормативной документации.

Как мы уже успели указать, принцип портала образования основывается на централизации всех средних учебных заведений региона, что позволяет:

  1. упростить контроль учебного процесса;
  2. уменьшить количество необходимой для заполнения бумажной документации;
  3. организовать единую экосистему с возможностью общения участников;
  4. предоставить доступ к высокотехнологичной мультимедийной библиотеке;
  5. оповещать о предстоящих концертах, мероприятиях, олимпиадах, спортивных соревнованиях;
  6. узнать о перспективах выбора специальности для дальнейшего поступления.

Разработкой портала занимается сторонняя компания, компетентная в данной области. Использование мировых разработок в данной области гарантирует создание конкурентных условий среди аналогичных систем от других регионов.

Пользователи положительно встретили такое решение и активно используют его в повседневной работе. Актуальность отметили не только учителя и родители, но и сами учащиеся.

Регистрация

Работая с проектом «Сетевой город» Краснодарского края, вход в систему 81.177.100.45 станет доступный только после прохождения процесс регистрации. Официальный сайт предполагает несколько способов:

  • классический вариант, использующий синхронизацию с аккаунтом аналогичной системы вашего учебного заведения. Процесс переноса данных производится техническими специалистами в ручном режиме. Так как панель управления уже длительное время находится в свободном доступе, системные работники успели обновить пользовательскую базу всех региональных школ и гимназий;
  • с использованием сервиса «госуслуги», выступающего в качестве отечественной единой идентификационной базы. Здесь вам будет предложено пройти самостоятельную регистрацию с внесением личной информации. Дополнительная проверка на принадлежность к конкретному учреждению образования обязательна. Среди преимуществ можно отметить обеспечение дополнительной безопасности, наличие цифровой подписи и другие уникальные особенности, узнать о которых можно на соответствующей странице портала.

Традиционным способом добавить свой профиль в базу данных не получится в соответствии с общепринятой политикой обеспечения безопасности конфиденциальной информации. Гарантия отсутствия стороннего вмешательства станет дополнительной причиной для начала активного использования возможностей проекта.

В случае утери данных для входа, вы всегда можете обратиться с соответствующим письменным запросом в технический отдел. Здесь вам помогут зарегистрироваться и восстановить доступ. Дополнительно может быть получена консультация о технических и программных возможностях электронного журнала Краснодара.

Сетевой город Краснодарский край: вход в систему

Разобравшись с процессом добавления профиля в базу данных, необходимо приступить к авторизации. Войти в систему «Сетевой город Краснодар», «Электронный журнал» и другие проекты можно несколькими способами:

  1. введя классический логин и пароль в соответствующие формы, после чего нажмите кнопку «войти». Здесь не потребуется дополнительное подтверждение. Вы оперативно можете приступить к работе с возможностями проекта;
  2. воспользовавшись возможностями «гос. услуги». В зависимости от выбранной степени защиты и способа идентификации, для получения доступа к управлению могут применяться традиционные логин и пароль, СНИЛС или цифровая подпись. Последний вариант наиболее безопасной и представляет собой специальное техническое устройство, которое необходимо установить в персональный компьютер или ноутбук. Считывание данных производится в автоматическом режиме.

Если все выполнено правильно, вы сможете приступить к дальнейшей работе с функционалом системы. «Сетевой город. Краснодар», вход в систему которого вы выполнили – разработка, состоящая из нескольких модулей опций.

Детальное изучение каждого из разделов позволит максимально разобраться с доступным функционалом и способами его повседневного использования.

«Сетевой город. Образование» Краснодар

«Сетевой город» – мультифункциональная платформа, которая активно используется в различных регионах. Ключевая цель – объединение множества школ и гимназий в единую систему с расширенным функционалом для повседневного использования. Единая база аккаунтов хранится на центральном сервере, что позволяет обеспечивать стабильный доступ к различным разделам с единого профиля. Синхронизация со сторонними электронными кабинетами позволяет обновлять данные аккаунта и оперативно вносить в общую базу изменения.

Рассматривая «Сетевой город. Образование» Краснодара, вход в систему открывает возможности для взаимодействия с дневником, журналом, социальным проектом и виртуальной библиотекой. Структура каждого из разделов была предварительно продумана, что способствует реализации востребованных возможностей. Группа разработчиков следит за пользовательскими отзывами, что позволяет вносить своевременные исправления и улучшать качество сервиса.

Хорошая оптимизация интерфейса позволяет получить доступ к проекту не только с персонального компьютера, но и мобильного телефона. Кабинеты информатики в школах также подключены к образовательной сети, на чем основывается обучение.

Электронный дневник

Раздел «Электронный дневник» Краснодарской виртуальной панели управления наиболее востребован среди посетителей. Функционал напрямую зависит от типа учетной записи. Если вы авторизованы как учителя, в ваши обязанности входит:

  • выставление оценок по собственной дисциплине каждому ученику. Специальное поле позволяет оставить текстовую заметку, доступную для прочтения родителям. Также может быть выставлена двойная оценка за диктант или изложение;
  • предоставление методической и учебной литературы для дополнительной подготовке домашних заданий;
  • настройка оповещений о предстоящем промежуточном тестировании, самостоятельных и контрольных работах.

Классическая учетная запись ученика или родителя предлагает:

  1. отследить актуальные оценки за выбранный промежуток времени по всем учебным предметам с возможностью быстрого вывода среднего бала;
  2. сравнение результатов с общим уровнем класса;
  3. получение оповещений об изменении в расписании и сроках прохождения контроля;
  4. обратную связь с учителем и классом, где можно уточнить непонятные вопросы и получить бесплатную консультацию.

Открыть вышеуказанный раздел можно сразу после прохождения авторизации в СГО. Данный процесс подробно рассмотрен в соответствующем разделе.

Электронный журнал

SGO «Сетевой город» Краснодара также предлагает воспользоваться не менее важным для родителей разделом – виртуальный журнал. Здесь вы сможете осуществлять контроль посещаемости вашего ребенка и сравнивать ее с общим уровнем класса. Как и в случае с дневником, функционал профиля зависит от уровня доступа.

Классные руководители и учителя могут редактировать пропуски, указывать наличие уважительной причины, прикреплять виртуальные копии документов и оповещать о чрезмерном количестве пропусков родителей.

Обычные посетители могут отслеживать имеющиеся пропуски и прикреплять необходимую документацию, позволяющую удостоверить в наличии уважительной причины. Такая статистическая информация важна для своевременного контроля.

Дополнительно предлагается:

  • виртуальная библиотека, содержащая не только литературу, но и мультимедийные файлы, презентации и другие необходимые для улучшения качества обучения документы;
  • система организации форумов и личных сообщений позволяет не только обсуждать актуальные вопросы, но и бесплатно консультироваться с квалифицированными специалистами в конкретной сфере;
  • подать заявку на участие в олимпиаде и других мероприятиях, список которых постоянно обновляется.

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для водителя фронтального колесного погрузчика.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К управлению фронтальным колесным погрузчиком допускаются работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие удостоверение на право управления самоходными машинами соответствующей категории (согласно мощности двигателя). Перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:
— обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности медицинские осмотры (обследования) для определения годности, по состоянию здоровья, к выполнению работ;
— вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда;
— обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, стажировку на рабочем месте;
— проверку знаний требований охраны труда.
1.2. Водители фронтальных колесных погрузчиков (далее – водители погрузчиков) обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:
— движущиеся машины, механизмы и их подвижные части;
— передвигаемые грузы;
повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
— эмоциональные перегрузки.
1.3. Для защиты от механических воздействий и загрязнений обязаны использовать предоставляемые работодателем средства индивидуальной защиты.
1.4. Находясь на территории производственной площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, водители погрузчиков обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые на предприятии. Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.
1.5. В процессе повседневной деятельности водители погрузчиков должны:
— применять в процессе работы машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
— поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил дорожного движения, правил работы на угольном складе и весовой платформе;
— быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда;
— выполнять только ту работу, которая поручена администрацией и входит в обязанности водителя погрузчика;
— при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и транспортировке грузов придерживаться принятых способов выполнения технологических операций. Применять способы, ускоряющие выполнение технологических операций, но ведущие к нарушению требований безопасности, не допускается;
— содержать погрузчик в чистоте;
— в темное время суток выполнять работу при наличии достаточного искусственного освещения проездов и рабочих площадок;
— соблюдать в течение рабочей смены правильный режим питания, труда и отдыха. Отдыхать и курить следует только в специально отведенных местах.
1.6. Водители погрузчиков обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).
1.7. Водители погрузчиков несут ответственность за нарушение требований настоящей Инструкции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Предъявить руководителю работ удостоверение на право управления погрузчиком и удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание, пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ.
2.2. Надеть средства индивидуальной защиты установленного образца.
2.3. После получения задания водитель погрузчика обязан:
— осмотреть и проверить исправность двигателя, рабочего органа, гидравлической системы, состояние шин;
— убрать все посторонние предметы на площадке погрузчика и убедиться в отсутствии их на вращающихся деталях двигателя, коробки передач и т. п.;
— убедиться в нахождении рычага переключения передач в нейтральном положении;
— перед запуском двигателя предупредить работающих, которые заняты обслуживанием машины или находятся на пути ее следования;
— после запуска двигателя провести контрольную проверку исправности машины, в том числе выполнить на малой скорости повороты направо и налево; проверить работу тормозов; проверить работу гидравлических механизмов; проверить исправность сцепления; проверить исправность приборов освещения и звукового сигнала;
— произвести осмотр рабочих органов (ковша, зубьев и т.п.);
— убедиться в соответствии требованиям безопасности габаритов проездов, разворотов, уклонов и перепадов дорожного покрытия. Если некоторые участки пути скользкие (облиты водой, машинным маслом и т. д.), необходимо принять меры к устранению загрязнений. В зимнее время дороги должны быть очищены, от снега, а при гололеде посыпаны песком или шлаком;
— проверить отсутствие в зоне производства работ линий электропередачи, трубопроводов и других опасных сооружений;
— проверить работу концевых выключателей механизма подъема;
— не допускать запрыгивание в погрузчик или выпрыгивание из него. Никогда не делать этого на ходу;
— при посадке и высадке из погрузчика находиться лицом к машине, держась за поручни и пользуясь подножкой. При посадке и высадке из погрузчика никогда не держаться за рычаги управления, для гарантии безопасности поддерживать контакт в трех точках — с поручнями и подножкой.
2.4. При наличии следов масла, смазки или загрязнения на поручнях и подножке немедленно удалить их.
2.5. Отремонтировать поврежденные детали и затянуть ослабленные болты.
2.6. Водитель погрузчика не должен приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:
— наличии трещин или деформаций в металлоконструкциях погрузчика;
— обнаружении течи в топливной, масляной и системе охлаждения;
— падении давления в шинах;
— наличии треска, скрежета и других признаков неисправности гидросистемы или двигателя;
— неисправности стояночного или рабочего тормоза;
— неисправности грузозахватных приспособлений;
— недостаточной освещенности и загроможденности зоны работ;
— наличии в зоне работ линий электропередачи и других коммуникаций;
— несоответствии характера поднимаемого груза рабочему органу и грузозахватным приспособлениям.
2.7. Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала работы, а при невозможности сделать это водитель погрузчика обязан сообщить руководителю работ и ответственному за содержание погрузчика в исправном состоянии.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. При передвижении погрузчика по территории предприятия и за ее пределами водитель обязан:
— убедиться перед началом движения в отсутствии людей на пути движения, а также машин и механизмов и дать предупредительный сигнал;
— при движении в местах скопления людей, возможного их появления (проходов, выходов из помещения) снизить скорость и дать звуковой сигнал;
— соблюдать установленную для транспортных средств скорость движения на территории предприятия;
— не покидать кабину погрузчика при работающем двигателе;
— избегать резкого торможения на мокрой дороге и при гололеде;
— пользоваться только установленными проездами на территории предприятия. Скорость движения не должна превышать 10 км/ч, а в закрытых помещениях 5 км/ч. Запрещается превышать скорость движения погрузчика на поворотах, при выезде из-за углов зданий, переезде через железнодорожные пути, перекрестки и в узких местах. Скорость в этом случае должна быть не более 3 км/ч.
3.2. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ водитель погрузчика обязан:
— при приближении к месту погрузки (разгрузки) снижать скорость;
— приближаться к транспортному средству для производства погрузо-разгрузочных работ только после его остановки и выключения двигателя;
— не допускать подъем груза, масса которого превышает грузоподъемность погрузчика. Нарушение этого условия может привести к потере управления и продольной неустойчивости в зоне работы погрузчика. Одновременное производство погрузочно-разгрузочных работ, ручная переноска и перевозка грузов не допускаются;
— производить подъем груза плавно, без рывков, медленным передвижением рычага;
— производить подъем (опускание) груза во время остановки погрузчика;
— соблюдать особую осторожность при движении погрузчика по узким проездам (проходам). В случае потери погрузчиком устойчивого положения (отрыв от грунта задних колес) необходимо опустить груз вниз;
— погрузку сыпучего материала производить по всему фронту штабеля или забоя, не углубляясь внутрь штабеля по одному следу;
— очищать ковш от налипшего грунта или материала в опущенном положении лопатой или скребком;
— не допускать приближения к краю обрыва;
— не допускать контакта ковша с кузовом самосвала или со склоном канала. При перемещении грунта через край обрыва или когда машина достигает вершины склона, нагрузка внезапно снижается, и имеется опасность внезапного увеличения скорости движения. В этом случае необходимо обязательно снизить скорость;
— при неполной загрузке ковша никогда не осуществлять резкого старта, поворота или остановки машины;
— при разгрузке в самосвал убедиться в отсутствии людей в рабочей зоне и уменьшить ударную силу при разгрузке;
— не допускается оставлять без присмотра машину с работающим двигателем, покидать пост управления при поднятом грузе.
3.3. Водителю запрещается поворачивать погрузчик с заглубленным в материал или грунт ковшом, а также передвигаться на поперечных уклонах более 10°, на продольных – свыше 20°.
3.4. При работе на снегу или обледененных трассах даже легкий уклон может привести к сползанию машины, поэтому необходимо двигаться на низкой скорости и избегать резкого старта, остановки или поворота.
3.5. При работе по уборке снега необходимо обращать особое внимание на скрытые под снегом обочины и прочие опасности.
3.6. При движении по заснеженным трассам необходимо одевать цепи, при движении по заснеженным склонам опускать ковш вниз перед торможением.
3.7. Никогда не тормозить резко.
3.8. При погрузке не допускайте чрезмерной загрузки, чтобы избежать скольжения.
3.9. При работе в местах с установленным пределом высоты, например в туннелях, под мостами, под электропроводами или в гаражах будьте чрезвычайно осторожны, чтобы не задеть их рабочим оборудованием.
3.10. Необходимо избегать использования погрузчика слишком близко к краю обрывов, выступов и глубоких траншей, при их обвале машина может упасть или опрокинуться, что может привести к серьезной травме или смертельному исходу. В этих местах грунт ослаблен после сильного ветра и дождя. Грунт вблизи траншей рыхлый и может обрушиться под весом и от вибрации машины.
3.11. При необходимости перевозки погрузчика водителю следует затормозить машину на трейлере, опустить рабочий орган (ковш), подставить под колеса противооткатные упоры (башмаки) и закрепить расчалками.
3.12. Устранение неисправностей, осмотр, регулировку агрегата следует проводить при остановленном двигателе, опущенном на землю или установленном на надежные подставки рабочем органе, затянутом тормозе и переведенном в нейтральное положение рычаге переключения передач.
3.13. При проведении технического обслуживания водитель погрузчика обязан:
— поднять капот погрузчика в крайнее верхнее положение, зафиксировать его крюками-фиксаторами, находящимися на капоте;
— пользоваться специальным ограждением при накачивании шин в гаражных условиях.
3.14. При необходимости проезда по населенному пункту и по автомобильным дорогам водитель погрузчика обязан:
— привести рабочий орган (ковш) в транспортное положение;
— определить состояние трассы, выяснить возможность преодоления косогоров, подъемов, бродов и искусственных сооружений;
— сохранять включенной передачу при движении под уклон;
— переезжать через железнодорожные пути только в установленных местах по сплошному настилу;
— при остановке погрузчика включить стояночный тормоз;
— выходя из кабины погрузчика на проезжую часть дороги, убедиться в отсутствии движения транспорта в попутном и встречном направлениях;
— применять при транспортировке погрузчиков на буксире или при буксировке других машин жесткую сцепку;
— выполнять Правила дорожного движения.
3.15. Производить погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи водитель обязан под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ, при наличии письменного разрешения организации-владельца ЛЭП и получении наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ.
3.16. В зимнее время запрещается:
— подогревать двигатель открытым пламенем;
— работать на погрузчике с неисправным устройством для обогрева кабины;
— выполнять работы, лежа под погрузчиком без применения утепленного мата.
3.17. При работе в ночное время освещенность зоны работ должна обеспечиваться за счет внешних источников света. Применение фар допускается в качестве дополнительного источника света.
3.18. Движение по наклонным поверхностям, крутым склонам и прочим препятствиям может привести к опрокидыванию или скольжению. При движении по наклонным поверхностям, крутым склонам и прочим препятствиям держите ковш приблизительно в 20-30 см над поверхностью.
3.19. Никогда не поворачивайте на склонах и не двигайтесь поперек склонов. Для выполнения этих действий всегда перемещайтесь на ровную поверхность.
3.20. Для недопущения скольжения не двигайтесь по траве, опавшей листве или влажным стальным плитам. При движении по краю склонов пользуйтесь пониженной передачей.
3.21. При движении под уклон пользуйтесь пониженной передачей и избегайте остановок двигателя.
3.22. При остановке двигателя во время движения по склону немедленно нажмите на педаль тормоза, опустите ковш вниз, переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение и используйте стояночный тормоз.
3.23. При движении по склону с загруженным ковшом пользуйтесь передним ходом при подъеме и обратным ходом при спуске.
3.24. Передвижение погрузчика через канавы, бугры и другие препятствия следует осуществлять под прямым углом на малой скорости, избегая резких толчков и больших кренов машины. Следует при этом избегать крутых поворотов на косогорах.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При проколе в процессе работы шины и утечке воздуха, а также появлении признаков неисправности двигателя, гидросистемы или рабочего оборудования работу необходимо прекратить и принять меры к устранению неисправности.
4.2. В случае потери устойчивости погрузчика в процессе подъема или перемещения груза необходимо опустить ковш, что поможет остановить машину и предотвратить опрокидывание. Продолжение работы допускается после устранения причины потери устойчивости погрузчика.
4.3. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т. п.) необходимо незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю и по телефону 101 в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию и порядок подъезда к объекту). Принять, по возможности, меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей.
4.4. При несчастном случае немедленно оказать пострадавшему первую помощь, сообщить руководству, сохранить по возможности обстановку (или зафиксировать на фото /видео), при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

5.1. Отвести погрузчик на стоянку.
5.2. Опустить рабочий орган на землю или установить на подставку.
5.3. Привести рычаги управления в нейтральное положение, затянуть стояночный тормоз и заглушить двигатель.
5.4. Очистить рабочее оборудование.
5.5. Проверить, не подтекает ли масло из гидросистемы, картера, механизма передвижения, гидравлического тормозного устройства.
5.6. Обо всех замеченных неисправностях в работе погрузчика сообщить руководителю работ или ответственному за содержание машины в исправном состоянии.

— инструкцию о мерах пожарной безопасности в помещениях,

— инструкцию по содержанию и применению средств защиты,

1.13. Машинист фронтального погрузчика должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты согласно Типовым нормам бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

1.14. Машинист фронтального погрузчика подчиняется начальнику транспортного цеха, а во время производства работ подчиняется работнику, ответственному за производство погрузо-разгрузочных работ и выполняет его распоряжения.

1.16. Лица, находящиеся в алкогольном, или наркотическом опьянении, подлежат немедленному удалению с территории предприятия с составлением акта установленной формы.

1.17. Машинист обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

1.18. Машинист фронтального погрузчика, за нарушение требований настоящей инструкции, несет ответственность в установленном законодательством порядке.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Получить задание от руководителя, ответственного за безопасное производство работ (прорабу, начальнику участка), фамилия которого записывается в путевой лист, сменный рапорт.

2.2. Получить инструктаж о безопасных методах выполнения сменного задания на месте производства работ.

2.3. Ознакомиться с записями в вахтенном журнале.

2.4. Выполнить наружный осмотр погрузчика, его ходовой части, силовой передачи, грузоподъемного механизма, кабины (при остановленном двигателе и неработающих механизмах).

2.5. Во время осмотра погрузчика проверить:

— наличие топлива в баке и воды в радиаторе, уровень рабочей жидкости в баке гидросистемы, а также отсутствие течи в соединениях трубопроводов и через уплотнение цилиндров,

— комплектность и состояние инструмента,

— уровень и качество масла в картере двигателя,

— тяги, стартер, рулевое управление, двигатель,

— тормозную систему, коробку передач, муфту сцепления, фильтр очистки,

— давление в шинах и состояние аккумуляторов.

2.6. Проконтролировать работу:

— электроосветительных приборов,

— звукового сигнала,

— амперметра;

— датчиков уровня дизельного топлива, температуры воды, давления масла.

2.7. Произвести смазку узлов погрузчика согласно инструкции по эксплуатации.

2.8. Обнаружив во время осмотра неисправности, которые невозможно устранить самостоятельно, машинист обязан доложить о них своему непосредственному начальнику.

2.9. Если при осмотре погрузчика установлено, что дефектов, препятствующих работе, нет, машинист фронтального погрузчика обязан проверить работу всех механизмов погрузчика на холостом ходу.

2.10. Перед началом работ машинист фронтального погрузчика должен предварительно ознакомиться с местом работы, а также правилами и приемами работ в зависимости от конкретных условий.

2.11. Машинист не должен начинать работу по перемещению грузов, при:

— отсутствии таблицы массы поднимаемых грузов и графического изображения правильных способов подъема и транспортировки грузов,

— недостаточном освещении рабочей зоны, плохой видимости перемещаемых грузов,

— отсутствии доброкачественного твердого и гладкого покрытия (асфальт, бетон, брусчатка и т.д.), а в зимнее время не очищенной территории от снега и льда, а так же отсутствии посыпки песком при гололеде,

— уклоне площадки, на которой должен работать погрузчик, превышающем допустимый уклон.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Управлять фронтальным погрузчиком в соответствии с инструкцией по эксплуатации организации завода-изготовителя.

3.2. Не отвлекаться от своих прямых обязанностей.

3.3. Не передавать управление погрузчиком посторонним лицам без разрешения своего непосредственного начальника.

3.4. Прежде чем начать движение или включить обратный ход, необходимо подать сигнал и убедиться в отсутствии людей в зоне работы погрузчика.

3.5. Быть осторожным при движении по территории предприятия (максимальная скорость должна быть установлена в зависимости от состояния транспортных путей, интенсивности грузовых и людских потоков). В производственных помещениях максимальная скорость движения автопогрузчика не должна превышать 5 км/час.

3.6. Перед запуском двигателя установить рычаг переключения передач в положение «нейтраль», стояночный тормоз включить.

3.7. На остановках и стоянках машина должна быть всегда заторможена стояночным тормозом.

3.8. Соблюдать особые меры предосторожности при проверке степени заряженности аккумуляторных батарей и уровня электролита.

3.9. При работе с топливом и смазочными материалами уделять особое внимание пожарной безопасности.

3.10. При движении погрузчика наблюдать за верхними препятствиями (проводами, трубами, арками и прочими препятствиями).

3.11. При вынужденной стоянке машины, для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, необходимо включить аварийную сигнализацию.

3.12. Машинисту фронтального погрузчика запрещается:

— производить осмотр, устранять неисправности, а также выполнять монтажные работы при работающем двигателе,

— производить обслуживание электрооборудования при включенной «массе», за исключением случаев проверки работы электрооборудования,

— разъединять и подтягивать соединения рукавов и трубопроводов, находящихся под давлением,

— при обслуживании машин пользоваться неисправным инструментом,

— производить работы при неисправных узлах и системах рабочего оборудования и базового шасси,

— производить работы в ночное время при неисправном электрооборудовании и недостаточном освещении места работ,

— производить работы вблизи подземных кабельных линий связи и электропередач, трубопроводов и других коммуникаций, обозначенных на местности знаками,

— при стоянке оставлять стрелу в поднятом положении,

— работать на площадках с уклоном более 50,

— поднимать груз, масса которого превышает указанную в технической характеристике,

— наполнять ковш с разгона, работать на мягких грунтах,

— находиться под поднятой стрелой и в пределах ее досягаемости,

— производить осмотр, ремонтные и регулировочные работы под погрузочным оборудованием, находящимся в поднятом состоянии. При ремонте или осмотре стрела должна быть надежно закреплена на колодках или козлах,

— транспортировать груз в ковше при максимальном вылете стрелы,

— становиться на ковш и под ковш во время работы и движения,

— работать на глинистых грунтах в дождливое время при наличии поперечных уклонов,

— выносить ковш за бровку откоса при сбрасывании грунта под откос (во избежании сползания машины),

— оставлять незаторможенную машину на уклоне или косогоре,

— работать с трещинами на ободьях и с поврежденными шинами, доходящими до корда или сквозными. Систематически следить за износом рисунка протектора шин.

3.13. При выполнении работ вблизи зданий и сооружений, погрузчик располагать таким образом, чтобы расстояние от сооружений было не менее 1 м.

3.14. При переездах погрузчика рабочее оборудование должно быть зафиксировано в транспортном положении.

3.15. При работе погрузчика вблизи траншей и котлованов необходимо соблюдать следующие наименьшие допустимые расстояния по горизонтали от основания откоса траншеи (котлована) до ближайшей опоры погрузчика, указанные в таблице №1:

Таблица №1.

Расстояние, м
песчан. супесчан. суглин. глинист. лес, сухой
1 1,5 1,25 1,0 1,0 1,0
2 3,0 2,4 2,0 1,5 2,0
3 4,0 3,6 3,25 1,75 2,5
4 5,0 4,4 4,0 3,0 3,0
5 6,0 5,3 4,75 3,5 3,5

3.16. Машинисту запрещается самовольно устанавливать погрузчик в охранной зоне воздушных линий электропередачи ЛЭП.

3.17. Работу погрузчика в охранной зоне воздушной линии электропередачи разрешается производить только:

— после снятия напряжения с ЛЭП (по возможности),

— под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ,

— при наличии письменного разрешения организации-владельца линии на производство работ,

— при наличии наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ. Наряд-допуск должен быть подписан главным инженером и лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия-заказчика.

3.18. Если нет обоснований для снятия напряжения с воздушной линии электропередачи, работу в охранной зоне ЛЭП разрешается при условии соблюдения требований СНиП 12-04-2002:

— расстояние от подъемной или выдвижной части машины в любом ее положении до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода, и находящейся под напряжением воздушной линии электопередачи, должно быть не менее указанного в таблице №2:

Таблица №2

— работа погрузчика непосредственно под проводами воздушных ЛЭП, находящихся под напряжением, запрещена.

3.19. При заполнении ковша избегать ударов о препятствия, скрытые под грузом.

3.20. Забор бутового камня и других кусковых материалов производить путем медленного врезания в штабель и одновременного поворота ковша.

3.21. Работу погрузчика прекратить в следующем случае:

— прокола шины или недостаточного давления в ней,

— неисправности рулевого управления,

— неисправности гидравлической системы,

— каких-либо посторонних шумов и стуков в двигателе, ходовой части, рабочих органах,

— неисправности тормозов.

3.22. Машинисту погрузчика не разрешается:

— работать на неисправном автопогрузчике,

— поднимать груз, масса которого неизвестна или превышает грузоподъемность погрузчика, указанную в техническом паспорте,

— производить резкое торможение при движении с грузом,

— допускать производство каких-либо работ или находиться под ковшом погрузчика,

— выходить из машины когда груз поднят рабочим органом,

— перевозить или поднимать на высоту погрузчиком людей,

— работать в темное время суток без включенных приборов внешнего освещения,

— оставлять погрузчик с работающим двигателем и поднятым грузом,

— поднимать и перемещать грузы погрузчиком, если в опасной зоне находятся люди (границы опасной зоны вблизи движущихся частей и рабочих органов погрузчика определяется расстоянием в пределах 5 м, если другие повышенные требования отсутствуют в паспорте или инструкции завода-изготовителя),

— выполнять работы на погрузчике при снятых ограждениях или кожухах.

3.23. При возникновении пожара на погрузчике или около него необходимо заглушить двигатель, перекрыть систему и немедленно принять меры к тушению пожара, гасить пламя огнетушителем, песком, землей или другими имеющимися средствами, сообщить о пожаре лицу, ответственному за безопасное производство работ, вызвать пожарную команду, если это необходимо.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. В случае технической неисправности механизмов, которые могут привести к травме, пожару, взрыву и т.д. машинист фронтального погрузчика должен:

— немедленно прекратить работу фронтального погрузчика,

— приступить к устранению неисправностей и сообщить о них своему непосредственному руководителю,

4.2. Если во время работы произошел несчастный случай, машинист фронтального погрузчика обязан:

— оказать первую помощь пострадавшему,

— доложить о случившемся лицу, ответственному за безопасное производство работ,

— принять меры для сохранения обстановки несчастного случая, если это не сопряжено с опасностью для жизни и здоровья людей.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Поставить погрузчик в предназначенное для стоянки место (погрузчик, остающийся на объекте, сдать под охрану).

21.03.2015 – Представляем вашему вниманию инструкцию по охране труда для водителя погрузчика. Инструкция включает пять глав: 1) общие требования по охране труда; 2) требования по охране труда перед началом работы; 3) требования по охране труда при выполнении работы; 4) требования по охране труда по окончании работы; 5) требования по охране труда в аварийных ситуациях.

Глава 1. Общие требования по охране труда

1. К самостоятельной работе в качестве водителя погрузчика допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, и прошедшие:

соответствующую профессиональную подготовку, в том числе по вопросам охраны труда, имеющие удостоверение тракториста-машиниста соответствующей категории и талон к нему;

обязательное медицинское освидетельствование (переосвидетельствование) и признанные годными по состоянию здоровья к управлению погрузчиком;

вводный и первичный инструктаж на рабочем месте;

стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Водители погрузчика проходят повторный инструктаж по охране труда в сроки не реже одного раза в три месяца и ежегодную проверку знаний по вопросам охраны труда.

2. Водитель погрузчика обязан:

соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка;

соблюдать Правила дорожного движения;

выполнять только ту работу, которая поручена непосредственным руководителем работ;

знать и совершенствовать методы безопасной работы;

соблюдать технологию производства работ, применять способы, обеспечивающие безопасность труда, установленные в инструкциях по охране труда, проектах производства работ, технологических картах, инструкции по эксплуатации погрузчика;

использовать инструмент, приспособления, инвентарь по назначению, об их неисправности сообщать руководителю работ;

знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;

немедленно сообщить руководителю работ о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве;

пройти соответствующую теоретическую и практическую подготовку и уметь оказывать доврачебную медицинскую помощь пострадавшим при несчастных случаях и дорожно-транспортных происшествиях;

при необходимости обеспечивать доставку (сопровождение) потерпевшего в учреждение здравоохранения;

соблюдать правила личной гигиены;

в соответствии с характером выполняемой работы правильно использовать предоставленные ему средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия или неисправности уведомить об этом непосредственного руководителя.

3. Водитель погрузчика должен быть обеспечен специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ), в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты, водителю погрузчика должны быть выданы следующие СИЗ.

Наименование

Костюм хлопчатобумажный 3Ми — 12 мес.

Рукавицы комбинированные Ми – до износа

Ботинки кожаные Мп – 12 мес.

На наружных работах зимой дополнительно

Куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке Тн – 36 мес.

Брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке Тн – 36 мес.

Сапоги кирзовые утепленные СлТн30 — 24 мес.

Рукавицы утепленные Тн- до износа

4. Водителю погрузчика запрещено появление на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических, токсических и психотропных веществ в рабочее время и по месту работы.

5. В процессе работы на водителя погрузчика могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

движущиеся машины и механизмы, перемещаемые машинами изделия, конструкции и материалы;

повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;

повышенная температура поверхностей оборудования, материалов;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная влажность воздуха рабочей зоны;

повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

недостаточная освещенность рабочего места;

физические и нервно-психические перегрузки.

6. Курить разрешается только в специально оборудованных местах. Не допускается курение в неустановленных местах и пользование открытым огнем в местах, где производится заправка машин топливом и маслом.

7. Водителю погрузчика запрещается:

осуществлять запуск двигателя путем буксировки погрузчика;

приступать к работе при подтекании топлива в системе питания и масла, в системе смазки и гидравлике;

управлять погрузчиком в болезненном или утомленном состоянии, под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и быстроту реакции, а также передавать управление погрузчиком лицу, находящемуся в таком состоянии;

управлять погрузчиком с неисправной тормозной системой, неисправным рулевым управлением, неисправными приборами световой и звуковой сигнализации, с неисправными стеклоочистителями (во время выпадения осадков);

подогревать двигатель открытым огнем (костром, факелом);

использовать погрузчик в личных целях;

управлять незакрепленным за водителем погрузчиком;

отдыхать и спать в кабине при работающем двигателе, использовать его для обогрева кабины на длительных стоянках;

хранить в кабине погрузчика топливо и другие легковоспламеняющиеся жидкости,

промасленный обтирочный материал;

покидать свое место или оставлять погрузчик, если не приняты меры, исключающие самопроизвольное движение погрузчика.

8. Закрепление погрузчика за водителем оформляется приказом руководителя организации.

9. Погрузчик должен использоваться согласно технологической документации на производство работ (проекты производства работ, технологические карты), в которой указаны меры и приемы безопасности.

10. Не допускается использовать погрузчик без технологической документации и принятых мер защиты в экстремальных условиях: с пересекающимися рабочими зонами, вблизи выемок (котлованов, траншей, канав), на местности, уклон которой превышает предельно допустимый паспортный уклон.

11. Работы, выполняемые в охранной зоне действующих газопроводов, нефтепроводов, кабелей связи, электрических кабелей, находящихся под напряжением, проводятся при наличии письменного разрешения организаций, эксплуатирующих эти коммуникации, и под наблюдением представителей указанных организаций. К разрешению должен быть приложен план с указанием расположения и глубины заложения коммуникаций.

12. Реконструкция и ремонт погрузчика, требующие внесения изменений в конструкцию машины, должны производиться по проекту и техническим условиям, разработанными организациями-изготовителями дорожно-строительной машины, головной и специализированными организациями, имеющими лицензию на проектирование.

13. Для продувки системы питания нужно использовать специальные приспособления (насосы).

14. Водитель погрузчика обязан оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья.

15. За невыполнение данной инструкции водитель погрузчика несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работ

16. Проверить исправность средств индивидуальной защиты, необходимых для выполнения работы, надеть специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты.

17. Проверить наличие в кабине погрузчика огнетушителя с опломбированной запорной арматурой, аптечки первой медицинской помощи, не менее двух противооткатных упоров, знака аварийной остановки, набора исправных инструментов и приспособлений.

18. Определить рабочую зону погрузчика, границы опасной зоны, средства связи водителя с рабочими, обслуживающими погрузчик и машинистами других машин. Рабочая зона в темное время суток должна быть освещена.

19. Проверить исправность систем, агрегатов, приборов, узлов и деталей погрузчика, в том числе:

двигателя, рулевого управления, тормозной системы;

зеркал заднего вида, стекол, стеклоочистителей и стеклоомывателей ветрового стекла, устройств обогрева и обдува стекол;

приборов наружного освещения, световой и звуковой сигнализации;

уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения, уровень масла в картере двигателя, уровень масла в гидросистеме;

состояние ограждения вращающихся частей;

электрооборудование, которое должно исключать возможность искрообразования и утечек тока в проводах и клеммах, особенно вблизи нагретых частей и в местах, где возможно попадание масла и топлива;

натяжение открытых передач.

При проведении проверки погрузчик должен быть заторможен.

20. Пройти предрейсовый медицинский осмотр.

21. Получить задание у руководителя работ, ознакомиться под роспись с проектом производства работ или технологической картой.

22. В дождь, снегопад и гололед соблюдать осторожность при входе в кабину и выходе из нее. Своевременно очищать грязь, снег и лед с подножек.

23. Перед запуском двигателя затормозить погрузчик стояночным тормозом, рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение.

Глава 3. Требования по охране труда при выполнении работы

24. Перед началом движения водитель погрузчика должен убедиться, что на пути следования отсутствуют работники, подать предупредительный сигнал и только после этого трогаться с места.

25. Особую осторожность необходимо соблюдать при движении с места задним ходом. При плохой обзорности или видимости следует воспользоваться помощью сигнальщика, которого должен назначить руководитель работ.

26. В зоне работы погрузчика не должны проходить пути ручной переноски и транспортировки грузов.

27. Вводить вилы под груз и выводить из-под груза необходимо только на первой передаче без толчков.

28. Взятый на вилы груз равномерно расположить по ширине и длине вил, а длинномерный груз увязать в пакеты, его ширина может выходить за пределы вил не более чем на 1/3 их длины.

29. При движении погрузчика грузоподъемник необходимо устанавливать в транспортное положение, для этого его рама полностью наклоняется назад, а грузоподъемное приспособление (вилы, ковш, захват) или перемещаемый груз поднимается на высоту 300-400 мм.

30. Приближаться к транспортному средству для производства погрузочно-разгрузочных работ необходимо только после его остановки и выключения двигателя.

31. При загрузке транспортных средств ковш или груз поднимаются на 300-400 мм над поверхностью кузова и движением вперед вводится в кузов.

32. При работе с ковшом погрузчик необходимо остановить на расстоянии 3-4 м от штабеля с сыпучих материалов, раму грузоподъемника наклонить вперед, а плоскость днища ковша установить параллельно поверхности площадки.

33. Если на пути движения погрузчика встречаются препятствия, подъем длинномерных грузов (досок, бревен, проката) на необходимую высоту и кратковременное передвижение допускаются на минимальной скорости, затем груз опускается в первоначальное транспортное положение. Подъем и опускание груза во время движения не допускаются.

34. Водителю погрузчика запрещается:

нагружать погрузчик свыше его грузоподъемности;

поднимать груз, засыпанный землей или примерзший к земле, заложенный другими грузами, укрепленный болтами или залитый бетоном;

поднимать и перевозить груз в таре, наполненной выше бортов;

поправлять вручную сползающий груз с вил.

35. Перевезенный груз необходимо устанавливать устойчиво, без перекосов и наклонов на прокладки так, чтобы можно было свободно вывести вилы или стропы из-под груза.

36. Груз устанавливать на место, указанное руководителем работ.

37. Ящики и другие грузы, предназначенные для установки один на другой, устанавливать только на площадках с твердым покрытием.

38. При движении погрузчика с грузом вперед резкое торможение не разрешается. Следить за положением груза и в случае угрозы его выпадения с вилочных захватов остановить погрузчик и принять соответствующие меры.

39. Если погрузчик движется позади другого транспортного средства, выдерживать расстояние от последнего не менее 10 м.

40. Подтягивать ремень вентилятора и проверять крепление водяного насоса только при неработающем двигателе.

41. Перемещение, установка и работа погрузчика вблизи выемок (котлованов, траншей, канав) с неукрепленными откосами разрешается только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном проектом производства работ.

42. Чистить, смазывать и ремонтировать погрузчик необходимо только после полной остановки (при выключенном двигателе), при этом должна исключать возможность его запуска.

43. Не допускается находиться под погрузчиком (механизмами) при работающем двигателе.

44. Не разрешается стоять или проходить под поднятым грузом или вблизи его.

45. Оставлять погрузчик без надзора с работающим (включенным) двигателем не допускается. При перерыве в работе должны быть приняты меры, предупреждающие самопроизвольное перемещение и включение, опрокидывание погрузчика под действием ветра, при наличии уклона местности, вследствие деформации грунта и оползня.

46. Заправка и дозаправка погрузчика топливно-смазочными материалами и рабочими жидкостями производить закрытым способом.

Глава 4. Требования по охране труда по окончании работы

47. По окончании работы водитель обязан:

произвести очистку погрузчика от грязи и снега;

поставить погрузчик в отведенное для стоянки место, опустить рабочий орган на землю, рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение;

затормозить погрузчик стояночным тормозом и принять меры, исключающие запуск двигателя посторонними лицами;

в холодное время года спустить с системы охлаждения двигателя воду и дать поработать двигателю несколько минут, чтобы удалить остатки воды из системы охлаждения;

закрыть кабину на замок;

сообщить руководителю работ обо всех замеченных во время работы неисправностях;

снять спецодежду и другие средства индивидуальной защиты в специально отведенном месте;

выполнить гигиенические процедуры, вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, при возможности принять душ.

48. Мыть руки в масле, бензине, керосине и вытирать их загрязненной ветошью не допускается.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

49. Прекратить работу при возникновении ситуаций, которые могут привести к аварии или несчастным случаям.

50. При возникновении пожара на погрузчике немедленно остановить его, заглушить двигатель , выключить зажигание, отключить «массу», перекрыть подачу топлива и приступить к тушению огня с помощью подручных средств пожаротушения.

48. При возникновении пожара в зоне стоянки погрузчика или на территории организации водитель должен:

принять меры по обеспечению безопасности и эвакуации людей;

принять меры к эвакуации погрузчика в соответствии с разработанным планом эвакуации;

принять меры по ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения. Воспламенившееся топливо следует тушить огнетушителем, забрасывать песком, землей или прикрывать войлоком (брезентом). Запрещается тушить горящее топливо водой. При воспламенении электропроводов необходимо принять меры по отключению их от источника и применять углекислотные или порошковые огнетушители.

сообщить о случившемся непосредственному руководителю работ;

при невозможности ликвидировать пожар имеющимися средствами пожаротушения вызвать пожарную охрану.

49. При несчастном случае на производстве необходимо:

быстро принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказанию потерпевшему первой помощи, вызову на место происшествия медицинских работников здравоохранения;

сообщить о происшествии ответственному лицу за безопасное производство работ или другому должностному лицу нанимателя, обеспечить до начала расследования сохранность обстановки, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

Выбор редакции
Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...

Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...

СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...