Негативные последствия тунеядство в ссср. Борьба с тунеядством в ссср и как это осуществлялось


В советское время, как часто слышат сегодня молодые люди, все были равны, нищих не было, все работали добросовестно, а уж о такой пакости, как гомосексуализм и прочие извращения никто и не слыхивал! Однако, стоит взглянуть в уголовный кодекс СССР, как станет ясно, что далеко не все так однозначно. УК СССР способен поразить современных россиян очень необычными статьями.

Нищенство

Быть нищим в СССР запрещал закон. Статья 209 УК РСФСР гласила, что «Систематическое занятие бродяжничеством или попрошайничеством, продолжаемое после повторного предупреждения, сделанного административными органами» карается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года. Считалось, что для нищенства в Стране Советов нет социальной основы, поэтому люди, которые этим занимаются, являются попросту бездельниками. Тем не менее, основы, может быть, и не было, но нищие были. Особенно много их было после Великой Отечественной войны, когда появилось много искалеченных и лишившихся крова людей.

Спекуляция

Согласно статье 154 УК РСФСР спекуляцией назвали «скупку и перепродажу товаров или иных предметов с целью наживы» и карали лишением свободы от двух до семи лет с конфискацией имущества. Сегодня нам даже и понять сложно, в чем тут заключается состав преступления, поскольку все вещевые рынки заполнены этими самыми «спекулянтами».

Самогоноварение

Гнать самогон без цели сбыта в наши дни не запрещено. А при советской власти это, невинное по нашим меркам занятие, было чревато крупными неприятностями. Статья 158 УК РСФСР за изготовление и хранение без цели сбыта самогона или самогонного аппарата грозила исправительными работами до шести месяцев или штрафом до 100 рублей. Если речь шла об изготовлении самогона с целью сбыта, то можно было сесть на срок до трех лет или отделаться штрафом до 300 рублей. Законы об отделении церкви от государства и школы от церкви Гражданам СССР верить в Бога не возбранялось, но жизнь религиозных общин строго регламентировалась. Так, статья 142 УК РСФСР «Нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви» запрещала принудительный сбор в пользу религиозных организаций и служителей культа, изготовление и распространение сообщений, листовок, призывающих к неисполнению законодательства о культах и т.п. Наказание за это преступление – исправительные работы сроком до одного года и штраф до 50 рублей. Впрочем, верующие, живущие при храмах, принявшие постриг и занимающиеся трудничеством при монастырях, чаще карались за попрошайничество и тунеядство.

Контрреволюционная деятельность

Печально знаменитая «58-я статья» УК РСФСР в редакции 1922-го года. Включала в себя измену Родине, побег за границу, вооруженное восстание, контакты с иностранными государствами, шпионаж, причинение ущерба советской промышленности и народному хозяйству, саботаж, недонесение о готовящемся контрреволюционном преступлении и т.п. По этой статье в лагере, в ссылке и у расстрельной стенки оказывались и военные заговорщики, и простые работяги, по несчастной случайности поговорившие не с теми людьми. В 1961 году эта статья утратила силу, но в УК появилась другая, за номером 69 «Вредительство». За «Действие или бездействие, направленное к подрыву промышленности, транспорта, сельского хозяйства, денежной системы, торговли» грозил срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества. Оказаться за решеткой мог руководитель предприятия или рабочий, допустивший безо всякого злого умысла промашку на производстве.

Мужеложство

Уголовная ответственность за мужеложство была введена в СССР лишь в 1934 году. Мужеложство относилось к преступлениям против личности и каралось лишением свободы до пяти лет. При отягчающих вину обстоятельствах, например, при сношении с несовершеннолетним или с применением насилия, срок увеличивался до восьми лет. В 20-х годах наша страна шла по пути гей-толерантности. Сразу после революции соответствующая статья царского законодательства была упразднена. В 1926 году СССР посетил по приглашению советского правительства основатель Всемирной лиги сексуальных реформ Магнус Хиршфельд. И когда в 1928 году в Копенгагене проходил конгресс «Institut für Sexualwissenschaft», СССР был объявлен участниками конгресса образцом сексуальной терпимости. Статью вернули в 1934 году по инициативе Генриха Ягоды, который в служебной записке в Кремль сообщал о раскрытии целой сети подпольных притонов, где педерасты устраивали свои оргии: «Педерасты занимались вербовкой и развращением совершенно здоровой молодежи. Закона, по которому можно было бы преследовать педерастов в уголовном порядке, у нас нет. Полагал бы необходимым издать соответствующий закон об уголовной ответственности за педерастию». Статья УК РСФСР 121 «Мужеложство» была отменена только в 1993 году.

Тема возрождения наказания за тунеядство вновь зазвучала среди российских парламентариев. Члены Законодательного собрания Петербурга намерены внести в Госдуму , пишут «Известия».

Введение подобной ответственности потребует внесения изменений в Конституцию и ряд федеральных законов. В частности, в Конституцию предполагается внести положение, согласно которому «труд — это не только право, но и обязанность каждого гражданина».

Авторы законодательной инциативы обращают вниание на то, что в России 20 миллионов человек работают без надлежащего оформления своего статуса, а 18 млн человек трудоспособного возраста являются незанятыми. В подобной ситуации бюджет недополучает налоги.

Новый закон, в случае его принятия, будет касаться только совершеннолетних трудоспособных граждан, исключая беременных женщин, женщин, имеющих детей до 14 лет, россиян, на попечении которых находятся дети-инвалиды, и некоторых других категорий населения. При этом те, кто трудоустроен неофициально, тоже станут тунеядцами. В случае потери работы необходимо будет зарегистрироваться на бирже труда.

Тем, кто попадёт под действие нового закона, по замыслу парламентариев, будет грозить отвественность в виде исправительных или принудительных работ на срок до одного года.

Борьба за справедливость или «новый 37-й»?

Тема введения ответственности за тунеядство на протяжении последних лет в России всплывает регулярно. Основания для этого есть: регулярные сообщения в криминальной хронике об угоне у безработного иномарки бизнес-класса или краже на улице у нигде не работающей гражданки 5 миллионов рублей порядком надоели и общественности, и представителям власти.

губернатор Кемеровской области Аман Тулеев . Тогда губернатор обратил внимание на то, что при 30 тысячах вакантных рабочих мест в Кемеровской области насчитывается 22 тысячи безработных. «Они законы изучили и за этими пособиями приходят как за зарплатой», — заметил Тулеев.

Инициатива кемеровского губернатора на федеральном уровне поддержана не была. Многие депутаты сочли введение ответственности за тунеядство нарушением прав человека и даже «новым 37-м годом».

Критики подобных предложений указывают на то, что подобная ответственность существовала в СССР в условиях совершенно другой политической и экономической системы и использовалась как форма преследования инакомыслящих.

Как Никита Хрущёв покарал поэта Бродского

Действительно, с момента прихода к власти большевиков тунеядство стало осуждаться на идеологическом уровне. При этом нужно отметить, что уголовно наказуемым деянием оно стало только при Никите Хрущёве .

К середине 1964 года под действие данного указа попали 37 тысяч человек, самым известным из которых стал поэт Иосиф Бродский . Именно фигуру Бродского, впоследствии ставшего лауреатом Нобелевской премии по литературе, чаще всего приводят в пример противники введения ответственности за тунеядство.

Статью, карающую за тунеядство, отменили вместе с распадом СССР

Санкция статьи предусматривала лишение свободы на срок до двух лет или исправительные работы на срок от шести месяцев до одного года.

Статья 209 УК РСФСР, как и аналогичные статьи в Уголовных Кодексах союзных республик, просуществовала вплоть до распада СССР. Фактически статья утратила силу в апреле 1991 года после принятия закона «О занятости населения», который официально признавал существование в Советском Союзе безработицы.

В Белоруссии нашли способ наказывать тунеядцев рублём

В последние годы введение ответственности за тунеядство активно обсуждалось в Белоруссии. Как и в России, там столкнулись с проблемой несоответствия старых советских норм, с помощью которых преследовали тунеядцев, экономическим реалиям капитализма.

Белорусске юристы, однако, нашли выход. В соответствии со статьёй 56 Конституции Белоруссии граждане обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путём уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Решено было ввести ответственность не за тунеядство как таковое, а за уклонение от финансирования госрасходов.

2 апреля 2015 года Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», согласно которому установлена обязанность граждан Беларуси, постоянно проживающих в республике иностранных граждан и лиц без гражданства, не участвовавших в финансировании государственных расходов или участвовавших в таком финансировании менее 183 календарных дней в истекшем году, по уплате сбора в размере 20 базовых величин.

Размер базовой величины в Белоруссии с 1 января 2015 года составляет 180 000 белорусских рублей. По текущему курсу, 20 базовых величин равняются примерно 12 600 российским рублям — именно такую сумму предстоит уплатить гражданам Белоруссии, попавшим под действие новой нормы.

Неуплата или неполная уплата сбора влекут наложение штрафа в размере от 2 до 4 базовых величин или административный арест с обязательным привлечением к выполнению общественно полезных работ.

Проект приказа о налогах на тунеядство подготовлен белорусскими властями. Предполагается, что ежегодная сумма выплат по нему может составить 2,6 млн белорусских рублей (около $ 280. — РП ). По мнению чиновников, тунеядцы должны «оплатить то, что уже потребили», а именно бесплатное образование и медицину.

Периодически о желании наказывать тунеядцев выступают и представители российской власти. Летом этого года такую инициативу предложило законодательное собрание Самарской области, ее поддержала член Комитета СФ по социальной политике Валентина Петренко: «В СССР действовал закон о тунеядстве, согласно которому отлынивавшие от работы подлежали уголовной ответственности. Думаю, неплохо было бы к нему вернуться. Многие же просто не хотят работать: им легче жить на пособие, перебиваться попрошайничеством, переезжать из города в город якобы в поисках лучшей жизни. Закон же, как мне кажется, мог бы быть неким сдерживающим фактором. Хотя бы часть людей осознали, что за уклонение от труда их ждет не пособие по безработице, а суровое наказание».

За гадание и попрошайничество — на Север

В большинстве популярных статей годом появления в Уголовном кодексе РСФСР наказания за тунеядство называют 1961-й. Однако пресловутая 209 статья лишь дополнила ряд ранее действовавших указов, в которых прописывалась ответственность за «асоциальный образ жизни».

Социальный состав задержанных был таков: нищие и инвалиды войны и труда составляли 70 %, лица, впавшие во временную нужду — 20 %, профессиональные нищие — 10 % (в их числе трудоспособные граждане — 3 %).

В СССР лицам, обвиненным в тунеядстве, присваивалась аббревиатура — БОРЗ (без определенного рода занятий), а несколько позже в уголовной среде появилась формулировка на жаргоне — «борзой», то есть человек стойко не желающий работать.

Выявление и отлов тунеядцев возложили на МВД, но их сил на это не хватало, и тогда на помощь милиции пришли так называемые общественные суды — группы активистов, состоящие из дружинников, комсомольцев, партийных и хозяйственных деятелей. Фактически до половины тунеядцев проходили через этих активистов. Через три месяца действия Указа в служебной записке для Бюро ЦК КПСС приводилась статистика: «В РСФСР выявлено 130 тысяч тунеядцев. После проведения разъяснительной работы большинство лиц, уклоняющихся от общественно полезного труда, приступило к работе на предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах».

Самый известный в советской истории тунеядец — поэт Иосиф Бродский. После масштабной травли в газетах он чуть не умер в камере от сердечного приступа, а весной 1964-го получил максимальное наказание по 209 статье — пять лет принудительных работ на Севере. Как сообщала советская печать, «постановление суда было встречено горячими аплодисментами людей с честными рабочими руками». «Перевоспитывался» Бродский в совхозе «Норинское» Архангельской области, где он провел чуть менее полутора лет (под давлением мировой общественности приговор поэту был сокращен).

Поэт Евгений Рейн вспоминал про жизнь Бродского в ссылке:

«Были у него несколько раз. Ему там отвели половину избы, очень просторной, уютной. В основном он занимался стихами, иногда их вывозили на какие-то работы. Он помогал убирать урожай, раскидывал на поля навоз. Как потом рассказывал сам Бродский, это было самое счастливое время в его жизни. Помню, поехали вместе с Найманом поздравлять его с 25-летием. Привезли икры зернистой, водки ящик, американские сигареты и японский радиоприемничек. Очень хорошо отпраздновали. А через несколько месяцев его амнистировали. Жан-Поль Сартр попросил председателя Верховного Совета повлиять на ситуацию, и это сработало».

Тогда же закрытые социологические исследования показали , что около половины людей, привлекавшихся по 209 статье, — случайные люди, попавшие под раздачу из-за нерасторопности местных властей. Так, характеризуя причины и условия своего поведения, большинство опрошенных (21,2 %) назвали отсутствие профтехучилища, где они могли бы приобрести профессию. 16,8 % обследованных заявили, что не выполняют норм выработок из-за отсутствия достаточного фронта работ. Большинство осужденных (80 %) не имели постоянного места жительства и лишь 18,3 % были жителями городов. Объясняя причины бродяжничества, 50,8 % опрошенных лиц указали на отсутствие желания прописаться там, куда отправили их после отбытия наказания.

Почти четверть осужденных за тунеядство (22,2 %) работали на частных работах. Людей, заявлявших о принципиальном несогласии работать где-либо, была половина (50,6 %).

Антрополог Татьяна Ластовка в журнале «Антропологический форум» (2009, № 14) описывает несколько приговоров тунеядцам в Томском областном суде и суде Кировского района Томска:

В ноябре 1968 года М. устроился на работу на Томский завод режущих инструментов, начал пить и в августе 1969 года был уволен с завода как самовольно оставивший производство. До 29 октября 1969 года М. не работал, жил на иждивении бабушки, затем устроился на работу в Тимирязевский лесхоз, где проработал до 14 января 1970 года и уволился. До мая 1971 года М. не работал, пьянствовал. 10 мая временно устроился на работу в землеустроительную экспедицию, где проработал до 15 июня и самовольно оставил работу.

М. был подвергнут приводу в органы милиции, где ему было сделано официальное предостережение об устройстве на работу. По день ареста не работал, жил и питался у бабушки в Курлеке, пил, когда его угощали друзья.

Согласно заключению наркологической экспертизы М. является хроническим алкоголиком, нуждающимся в принудительном лечении. Противопоказаний к этому не имеется, а поэтому суд считает необходимым направить его на принудительное лечение от алкоголизма в период отбывания им наказания» .

«Приговор № 1-194/78 от 10 июля 1975 года по делу А., ранее судимого по части 1 статьи 209 УК РСФСР, приговоренного к 6 месяцам лишения свободы, освобожденного по истечении наказания, отрицательно характеризующегося, признанного наркологической экспертизой хроническим алкоголиком, преданного суду по части 2 статьи 209 УК РСФСР.

Суд приговорил: А. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 209 II УК РСФСР и подвергнуть его лишению свободы по указанной статье на срок один год шесть месяцев с содержанием в ИТК строгого режима. Применить к А. принудительное лечение по поводу хронического алкоголизма».

Доля осужденных по статье 209 УК РСФСР в общем числе осужденных была относительно небольшой, составляя в целом по республике 6—7 %. Лишь в Москве и Сочи этот показатель был в разы выше — по 14 % от всех уголовных дел. Реальным сроком заканчивались лишь 10—12 % от общего числа дел по тунеядству.

Статья 209 оставалась хорошим способом воздействия на диссидентов. За политическую деятельность многих из них увольняли с работы, а новую найти не давали возможности. Хроника «Московской Хельсинкской группы» приводила множество примеров, как власти преследовали диссидентов за тунеядство:

«Недавно представители административных органов являлись домой к таким известным писателям, как Георгий Владимов — вышедший из Союза советских писателей, Владимир Войнович и Владимир Корнилов — исключенные из того же Союза, Александр Зиновьев, лишенный всех званий и уволенный с работы философ, — и требовали отчета о средствах существования. Даже к Льву Копелеву пришел милицейский чин, интересуясь, почему он не работает (Копелев давно достиг пенсионного возраста).

Летом 1977 года был арестован и затем осужден к двум годам ссылки преподаватель иврита Иосиф Бегун. Преподавание иврита суд не счел "общественно полезным трудом", так как власти отказываются регистрировать эту работу в финансовых органах, тем самым фактически накладывая запрет на преподавание иврита в СССР. Срок ссылки Бегуну был сокращен по амнистии в связи с 60-летием Октябрьской революции, и недавно Бегун возвратился в Москву, но ему отказывают в прописке, хотя он москвич и жена его живет в Москве».

Новая волна борьбы с тунеядцами прошла уже на исходе советской власти — при Андропове. Советским гражданам 1983 год запомнился облавами в рабочее время на людей в парикмахерских, банях и кинотеатрах. Со смертью Андропова эта кампания была свернута, а официально тунеядство исчезло из УК вместе с распадом СССР — в декабре 1991 года.

Одна из отличительных черт СССР как модели существования пусть не всего мира, но его солидной части, - порождение явлений законами, а не законов явлениями. Одно из таких явлений - тунеядство. Сам по себе указ об усилении борьбы с тунеядством был прост как пара трехкопеечных, но он породил еще чуть-чуть и культуру: обозвав тунеядцем, можно было обидеть, а это уже устои.

Тунеядцы существовали, существуют и будут существовать всегда, каким бы ни был строй: хоть кровавый режим, хоть анархия, хоть настоящая до боли в сердце демократия, хоть республика, хоть вакханалия. Даже при рабовладельческом строе 100 % находились и рабы, и надсмотрщики, предпочитающие отлежаться под лавкой, вместо того чтобы пахать наравне с однокашниками. Но в СССР натянули вожжи: механизм юридической машины запускали редко, точечно, но путем пропаганды добились раздутого эффекта, и последствия не заставили себя ждать.

Как всё начиналось

Каждый член полезного в масштабе планеты общества должен был заниматься полезным в масштабе этого общества трудом. Понятие «незамужняя домохозяйка» исчезло полностью, лишь иногда запретной дымкой маяча в разговорах о «за бугром»: женщины обязаны были работать всё тот же 8-часовой рабочий день; исключение составляли беременные, кормящие, воспитывающие максимум до 3-х лет (далее функцию воспитания брало на себя полезное общество) и являющиеся официально домохозяйками при сильно занятых мужьях.

Человека, не работавшего на дело строительства коммунизма более 4-х месяцев подряд или год в целом, признавали тунеядцем. Так как не каждый труд приносил пользу в рамках планетарной задачи, появились «борзые». Их так именовали не из-за борзости повышенной степени, а от нежелания расшифровывать аббревиатуру БОРЗ – без определённого рода занятий (как БОМЖ – без определённого места жительства).

Попали под каток и представители свободных творческих профессий: поэты, писатели-нечлены Союза писателей, художники, актёры, архитекторы (все эти мечтатели) и фрилансеры любого рода деятельности. В СССР схема была такова: из прибыли предприятия в доход государства шло 96 %, оставшиеся 4 % делили между собой в равных долях снабжение, пенсионный фонд, зарплата, модернизация производства. Все, кто смел не вносить свою долю в эти 96 %, автоматически превращались в тунеядцев, и нередко поэтам приходилось мести дворы, чтобы не поехать в неожиданный «отпуск».

Солидная часть ещё остававшейся творческой интеллигенции отправилась рубить лес. Однако свято место пусто не бывает, и взамен интеллигенции пришла другая прослойка: не сказать, что интеллигентная, но точно творческая. Борьба с тунеядством обогатилась: вспышка пропаганды набрала силу сверхновой, народ проникся, и тунеядцы приобрели пусть неофициальную, но классификацию.

Кто ты, тунеядец?

Клан тунеядцев начал прибавлять в количественном показателе в обход всех правовых норм. Дама живет за мужниной спиной? Тунеядка! Тут уже пошел явный перекос, явление стало самостоятельным (на осинке родилась апельсинка): закон даму тунеядкой не считал, а народ считал, и карикатуристы его поддерживали. Холёная барышня могла вставать пополудни, потом три часа заниматься причёской, ногтями, туалетами, но в глазах государства была в своем праве. А в глазах затюканных женщин, вынужденных вставать к стиральной доске и плите после нешуточного рабочего дня где-нибудь на кирпичном заводе, право сие было дамой нагло узурпировано.

Если затюканные женщины бесхитростно считали холёных «стерв» поголовно тунеядками, то карикатуристы и авторы фельетонов поделили их на два типа: дипломированная приспособленка, просто дура без диплома. Аналог просто дуры без диплома – нынешняя гламурная светская «львица», занимающаяся собой, модой, собой, чтобы «вынести» себя в свет в должном виде. Дипломированные приспособленки – околонаучные барышни, предпочитающие пригреться под крылом старика-профессора, вместо того чтобы читать лекции о силе слова русского где-нибудь в деревенском клубе перед заснувшими от усталости доярками.

Довольно интересной, а главное, небезосновательно выделенной формой тунеядства была учёба, и насмешники продёргивали горе-студентов только так. В 70–80-х поступить в институт считалось необходимостью, «пэтэушники» автоматически записывались в неудачники сразу после получения аттестата об окончании 8-ми классов общеобразовательной. «Удачливые» поступали куда угодно и как угодно, выбирали институты не по призванию, а по проходному баллу, учились абы как чему-нибудь. Такая учёба стала одной из форм тунеядства для сатириков, и они резвились по полной программе, продёргивая «студентов» почем зря.

Ну и, собственно, ради кого все затевалось: главные тунеядцы – свободные художники, поразительно единодушно попадавшие в разряд диссидентов благодаря несдержанным «антисоветским» речам и нежеланием творить по шаблону. Стоило бедолаге перейти грань, как тут же запускалась юридическая машина, и горе-революционера перемалывала 209-я статья. Универсальная правовая норма: не было никакого смысла копаться в бульдозерных выставках, расследовать происхождение и распространение самиздата – достаточно было всех упечь за тунеядство. Понимали это и большинство неглупых свободных художников, благодаря чему сложилась анекдотическая ситуация, позволившая позже высмеивать государственное образование такого высокого уровня, что редко можно было встретить дворника или истопника без диплома одного из ведущих гуманитарных вузов СССР.

Андрей Соколов

Написано статей

Несмотря на то, что статья за тунеядство, столь распространённая в советское время, давно изъята из Уголовного кодекса, проблема незанятости населения всё ещё актуальна. Связано это с тем, что тунеядцы или, точнее сказать, экономически неактивное население, добровольно нежелающие работать, представляют серьёзную проблему для развития страны.

Кроме иждивенцев, находящихся на финансовом обеспечении других лиц, термин тунеядство объединяет также и тех, кто не имеет стабильных источников заработка. Соответственно, часть из них, при неблагоприятном стечении обстоятельств, могут пополнить ряды криминальных элементов. И, конечно же, все тунеядцы, независимо от их финансового положения, не платят налоги и страховые отчисления. А это увеличивает давление на экономически активную часть граждан, которые из своих зарплат, в частности, финансируют госбюджет.

Будет ли введена в 2019 году ответственность за тунеядство, зависит от парламентариев. На данный момент в обществе продолжается дискуссия о целесообразности этого.


Что такое тунеядство

Тунеядство - отказ от работы по собственной инициативе. Чаще всего нежелание работать возникает из-за наличия благоприятных финансовых условий для жизни - достаточного размера сбережений или объёма доходов домохозяйства. Но иногда тунеядство привлекает и тех, кто просто любит бездельничать, не имея необходимых для этого средств.

Борьба с тунеядством в современной России уже не имеет идеологической основы, как это было ещё 30-40 лет назад. Необходимость снижения количества безработных продиктована для государства чисто прагматическими причинами. Однако так было не всегда.

Добровольный отказ от труда во времена СССР противоречил государственной идеологии, согласно которой, все советские граждане должны были являться строителями коммунизма. И это не единственная причина, по которой тунеядство преследовалось.

В СССР безработицы фактически не существовало. Более того, начиная с 1950-х годов, когда экономика страны в значительной мере оправилась от последствий Великой Отечественной войны, в Советском Союзе стали увеличиваться темпы роста промышленного производства. Соответственно, это отобразилось на потребности в рабочей силе.

Учитывая достаточно низкий уровень зарплат рабочих и колхозников, а также не слишком высокую производительность их труда, страна нуждалась в увеличении количества экономически активного населения. Как следствие этого, борьба с тунеядством усилилась, поскольку это явления было не только социально чуждым для общества того времени, но и вредным с экономической точки зрения.


В 1961 году Президиум Верховного Совета СССР принял указ, усиливающий ответственность за тунеядство. В соответствии с ним, гражданам разрешалось не работать не дольше 4 месяцев в течение года. Если за это время человек так и не трудоустроился, по закону его могли привлечь к исправительным работам. За злостное тунеядство можно было лишиться свободы на срок до двух лет.

Закон был суров не для всех. По статье 209 УК РСФСР официально не привлекались домохозяйки (замужние или одинокие женщины, имеющие хотя бы одного несовершеннолетнего ребёнка). Бездетные женщины на послабление рассчитывать не могли и несли ответственность на общих основаниях.

Пиком борьбы с тунеядством можно назвать 1982-1983 гг., когда по инициативе Генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Андропова начали проводить своеобразные рейды: милиционеры и дружинники в рабочее время осуществляли проверки кинотеатров, парикмахерских, парков и даже очередей вино-водочных магазинов.

Завершилась борьба с тунеядством в 1991 году по объективным причинам. Экономика СССР уже несколько лет находилась в глубоком кризисе. Вместо тунеядства актуальным стало совершенно иное социальное явление - безработица. С принятием закона «О занятости населения» тех, кто отказывался работать, официально уже никто не преследовал.

Процесс введения законопроекта

В настоящее время страна по ряду объективных причин столкнулась с необходимостью активизации экономически незанятого населения. Казалось бы, мотивы этому ясны: иждивенцы и тунеядцы не платят налоги, но пользуются всей городской инфраструктурой, построенной и работающей на деньги тех, что ежемесячно отчисляет из своей зарплаты значительные суммы.


Однако, в отличие от СССР 50-70-х годов, борьба с тунеядством в настоящее время не подкреплена экономическими показателями. Безработица всё ещё присутствует. Кроме того, принуждать безработного юриста трудиться дворником лишь потому, что так требует закон, противоречит Конституции РФ, согласно которой принудительный труд официально запрещен.

Дискуссия о необходимости введения закона о борьбе с тунеядством, который бы обязывал лиц, незанятых в реальном секторе экономики, выплачивать налог за фактическое пользование общественной инфраструктурой, начался в 2015 году. Заместитель главы Федеральной службы по труду и занятости Михаил Иванков предложил ввести «налог на тунеядство» со всех трудоспособных совершеннолетних граждан, не работающих и не состоящих на официальном учете в службе занятости.

Выбор редакции
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...

В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....

Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...

АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...
Поездка не принесет вам радости, но друзья утешат вас.Представьте, что ива стала очень маленькой, ниже ваших колен. Толкование снов из...
И португальской инфанты Изабеллы. С ранней юности он страстно занимался рыцарскими играми и военными упражнениями; получил хорошее...
Только поджелудочная железа вырабатывает инсулин и производит панкреатический сок. Эти две главные функции данного органа сложно...